emou.ru

Эгп великобритании. Экономико-географическое положение великобритании

Характеристика ЭГП

Великобритания (Объединенное Королевство)– островное государство, большая часть территории которого расположена на двух крупных островах, разделенных водами Ирландского моря. Общая площадь Великобритании составляет 244 017 кв. км. Население Великобритании – 58 395 тысяч человек.

Официально страна называется Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В его состав входят четыре страны: Англия, Шотландия и Уэльс, расположенные на острове Британия, и Северная Ирландия. Последняя расположена на одном острове с Независимой Республикой Ирландия. Таким образом, общую сухопутную границу Великобритания имеет только с Ирландией.

Британские острова лежат у северо-западного побережья Европы. Британские острова окружены множеством мелких островов. На юго-западе от острова Британия расположены острова Силли, а к Северу от Уэльса – остров Англси. На западном и северном побережьях Шотландии расположены многочисленные мелкие острова, входящие в состав Великобритании. Наиболее важными из них являются Оркнейские Шетландские острова.

С запада Великобритания омывается водами Атлантического океана, а с востока – водами Северного моря.

С юга Великобритания граничит с Францией – ближайшим и наиболее развитым соседом, имеющим с ней общие водные границы. Наименьшее расстояние до северного побережья Франции – пролив Дувр, но основное сообщение между государствами осуществляется через пролив Ла-Манш, называемый британцами «Английский канал», по дну которого в конце двадцатого века был проложен туннель для скоростного железнодорожного сообщения. До этого сообщение между двумя странами осуществлялось водным или воздушным путем.

Также наиболее близкими соседями Великобритании являются Бельгия и Нидерланды, значительно дальше расположены Дания, Германия, Норвегия.

Таким образом, ЭГП Великобритании является одновременно соседским и приморским, что крайне выгодно для экономического развития страны, хотя, несомненно, имеет определенные минусы в стратегическом и военном отношении.

Административная карта Великобритании неоднократно менялась, т.к. присоединение стран, составляющих Объединенное королевство, длилось веками. Каждое некогда независимое государство имеет свою столицу или административный центр. Официальной столицей Великобритании является Лондон, поскольку объединение земель происходило вокруг Англии.

В восемнадцатом - девятнадцатом веках Великобритания, будучи на первом месте в мире по уровню развития экономики, создала колоссальную колониальную державу, занимавшую почти четверть территории планеты. К Британским колониям относились Индия, Пакистан, Афганистан, Канада, Австралия, Новая Зеландия и значительная часть Африки. В двадцатом веке Английские колонии стали независимыми государствами, но многие из них входят в Британское Содружество, возглавляемое Британским монархом. В 1921 году южная часть Ирландии отделилась от Великобритании и стала независимым государством.

Современное административное деление Великобритании

Великобритания – одна из наиболее густонаселенных и высоко урбанизированных стран в мире. В среднем на 1 кв.м.ее площади приходится 230 человек. Однако по территории страны население распределяется очень неравномерно. Основная часть жителей Великобритании сконцентрирована в Англии, обладающей наиболее удобным географическим положением, благоприятными природными условиями и играющей ведущую экономическую роль на протяжении всей истории Британских островов. Здесь средняя плотность увеличивается до 356 человек на 1 кв. км. В пределах самой Англии наиболее густо заселен основной промышленный пояс страны, вытянутых вдоль оси Лондон-Ливерпуль: в этом поясе живет половина всего населения Великобритании. Самые же малонаселенные районы находятся в Шотландии с ее суровыми по сравнению с другими частями страны природными условиями и менее развитым хозяйством. На 1 кв. км. Здесь в среднем проживает 86 человек, причем население концентрируется в основном на побережьях, в долинах и низменностях (особенно вокруг Глазго и Эдинбурга), в то время как некоторые высокогорные районы практически безлюдны.

К концу ХIХ в. 3/4 населения Великобритании проживало в городах, и преобладающим типом населения уже тогда были большие конурбации. С начала ХХ в. идет интенсивное переселение сельских жителей в города, где проживает теперь почти 4/5 населения страны. Провести границу между городскими и сельскими поселениями в такой высоко урбанизированной стране, как Великобритания, трудно. Многие деревни превратились в "спальни" близлежащих городов: сельские жители ежедневно ездят в города на работу.

Всего в Великобритании около тысячи городов. Половина городских жителей страны концентрируются в семи конурбациях. Одна из них - Центральный Клайдсад (1,7 млн. человек) - находятся в Шотландии, а остальные в Англии. Это Тайнсад, в котором проживает 0,8 млн. человек, Западный Мидленд (2,4 млн.), Юго-восточный Ланкашир (2,3 млн.), Западный Йоркшир (1,7 млн.), Мерснсайд (1,3 млн.) и Большой Лондон(7 млн.). Свыше 1/10 горожан живет в городах с население более 200 тысяч человек в каждом, из них Шеффилд и Эдинбург имеют более чем по полмиллиона жителей. К средним в Великобритании относится 75 городов с население от 50 до 100 тыс. человек. Пять конурбаций и половина всех больших и средних городов страны сконцентрированы в промышленном поясе вдоль оси Лондон-Ливерпуль, который часть называют мегаполисом.

Одно из последствий развития конурбаций и особенно их центральных городов - непомерно высокая скученность населения. В связи с этим предпринимаются меры по их разгрузке: часть избыточного населения переселяется в пригороды или в новые расширяющиеся средние города.

В "иерархии" британских городов Лондон, несомненно, занимает первенствующее положение как столица, главный политический и культурный центр страны, один из её крупнейших промышленных центров, самый большой морской порт и ведущий город наиболее важного экономического района Великобритании - Южной Англии. Кроме Лондона многие "столичные" функции выполняют ещё 10 городов Великобритании: Эдинбург, Кардифф и Белфаст как столицы соответственно Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии; Глазго, Ньюкасл, Лидс и Бредфорд, Бирмингем, Манчестер, Шеффилд и Ливерпуль - как центральные города конурбаций и региональные центры. Кроме того, свыше 150 городов по численности жителей и той роли, которую они играют в жизни близлежащих территорий, стоят выше основной массы городов. Эти города называются "Сити", все же остальные - "таун".

Мало в мире таких стран, в которых бы приморские города занимали столь важное место, как в Великобритании, в которой из 100 больших городов 44 - приморские. Лондон возник, прежде всего, как морской порт для торговли с континентальными европейскими государствами; черезГуль (Халл) издавна велась торговля со странами бассейна Балтийского моря; Бристоль и Ливерпуль служили "воротами в Новый свет. Вблизи крупных промышленных центров располагаются приморские города-курорты: Брайтон и Маргейт - около Лондона, Блэкнул - у Ланкширского угольного бассейна, Скарборо - на побережье Йоркшира. Вся первоначальная застройка тяготела к морю. У побережья строились все специализированные квартиры и уже дальше - жилье.

Намного быстрее, чем остальные города, в последние два столетия возле угольных и железорудных месторождений росли крупнейшие промышленные центры: Глазго, Бирмингем, Манчестер, Шеффилд, Белфаст, Миддлборо и др. Развивающаяся промышленность требовала все больше рабочих рук, и рабочие кварталы, спешно застраивавшиеся спекулянтами, часто с самого начала были трущобами. Дома для рабочих строились по единому стандарту. Чаще всего это однообразные "террасы" - ряды стоящих впритык однотипных домов. Монотонность рабочих кварталов в промышленных городах нарушается лишь огромными закопченными зданиями фабрик и заводов, складами и газораспределительными станциями. Железная дорога здесь, как правило, идет до самого центра города и служит как бы его "скелетом". Старые кварталы промышленных городов обрастают новой застройкой, в которой промышленная зона отделена от жилой.

До самого последнего времени все города Великобритании росли преимущественно вширь, так как малоэтажная застройка дешевле и больше соответствует вкусам и традициям британцев. До сих пор еще некоторые неохотно селятся в многоквартирных домах, поскольку это означает жить без своего, пусть даже крошечного, садика. Города все более расширяют территорию за счет роста пригородов, поглощая и без того дефицитные земельные ресурсы. Только в последнее десятилетие в британских городах стали появляться многоэтажные многоквартирные дома, однако жилье в них очень дорого. Поэтому большинство британцев продолжает жить в старых домах, многие из которых были построены еще в прошлом веке. Острый жилищный кризис, сопровождаемый ростом квартирной платы, - одна из наиболее серьезных социально-экономических проблем страны.

В Великобритании распространены в основном два типа сельских поселений. В низменной восточной части Англии население живет преимущественно в деревнях. Формы деревень разнообразны: чаще звездчатого плана, реже рядовой, уличной планировки.

Повсюду много средних по размерам ферм, на которых ведется хозяйство без применения наемного труда. Мелкое фермерство сосредоточено главным образом в Шотландии и Уэльсе. Самая плотная сеть деревень - в северо-восточном Йоркшире, где они часто находятся не далее 2,5 км. друг от друга. Исключительно высока плотность сельских и полу сельских поселений в основном промышленном поясе страны и вокруг конурбаций Тайнсад т Клайдсайд. Здесь поселки, в которых живут рабочие, занятые на промышленных предприятиях конурбаций, перемежаются с деревнями, хуторами и отдельными фермами.

Географическое положение. Обе страны - Великобритания и Франция - расположены в умеренном поясе на северо-западной окраине Евразии. Великобритания располагается севернее и занимает острова, Франция размещается на континенте и находится южнее.

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. Территории обеих стран находятся в пределах поясов складчатости: вся Великобритания и большая часть Франции - древнего, французский юго-восток - молодого. По особенностям рельефа обе территории условно можно разделить на две части - низкую и высокую.

Рис. 79. Северо-Шотландское нагорье

В Великобритании более при подняты север и запад: здесь находятся средневысотные (300-800 м) Северо-Шотландское нагорье (рис. 79) и Пеннинские горы . Они расчленены древним оледенением и местами перекрыты лавовыми покровами. Во Франции более приподняты юг и восток. Горы занимают половину территории страны; они выше, чем британские, и более расчленены. Их высота нарастает при приближении к Средиземноморью. В среднегорьях Центрального массива (1886 м), разбитых трещинами и разломами, широко распространены реликтовые вулканические конусы и покровы (рис. 80). Высокие хребты молодых складчатых Альп расчленены на зубчатые гребни, увенчанные крупными ледниками. Здесь находится высшая точка Европы - гора Монблан (4807 м). Выше 3,5 км поднимаются монолитные и труднодоступные горные массивы Пиренеев (рис. 81).

Рис. 80 Центральный массив

Рис. 81 Пиренеи

Юг и восток Великобритании, север и запад Франции занимают низменности.

Британские низменности сложены известняковыми и меловыми толщами, образующими 60-метровые гряды-уступы. А наиболее крупные гряды самой обширной равнины Франции - Па рижского Бассейна (или Северо-Французской низменности) достигают 500 м. Вдоль Бискайского залива простирается заболоченная Аквитанская низменность, или Ланды (рис. 82), отделенная от моря полосой высоких дюн.

Недра обеих стран содержат сходный набор полезных ископаемых. Это каменный уголь и железные руды, запасами которых выделяется Великобритания. Ей также принадлежат нефть и природный газ шельфа Северного моря. Нефтяные и газовые месторождения французских равнин небогаты. Центральный массив вмещает урановые руды, а на средиземноморском побережье есть месторождения бокситов.

Рис. 82. Ланды

Климат. Внутренние воды. Ландшафты. В климате Британских островов проявляются влияние теплого Северо-Атлантического течения и западного переноса. Климат умеренный морской: с теплыми зимами (на западе - выше +4 °С, на востоке - ниже), прохладным летом (от +12 °С - на севере, до +16 °С - на юге). Осадков много - до 750-1000 мм. Климат континентальной Франции отличается значительно большим разнообразием. На севере и западе зимой тепло (+7 °С), а лето прохладное (+17 °С), пасмурное; климат мягкий - умеренный морской. На востоке зимы холоднее, а лето жаркое; здесь умеренно континентальный климат. Побережье Средиземного моря, защищенное от северных ветров горами, имеет климат субтропический средиземноморский: лето сухое и жаркое (+23 °С), зима теплая (+8 °С) и дождливая. На французских равнинах выпадает от 600 до1000 мм осадков, в горах - до 2000 мм.

Обе страны богаты внутренними водами. Одна из крупнейших рек Великобритании - Темза . В ее бассейне живет 20 % населения, на берегах расположена столица - г. Лондон . Во Франции четыре большие реки - Луара, Гаронна, Рона и Сена, на берегах которой стоит столица Франции - г. Париж .

Энергия рек используется в энергетических комплексах обеих стран. В бухтах крупнейших рек расположены морские порты. Системой каналов соединены реки британских островов, французские - между собой и с Рейном, составляя один из важнейших внутренних путей сообщения в Европе.

Естественные ландшафты в обеих странах практически не сохранились.

Леса из дуба и березы в Великобритании занимают всего 10 % территории: их можно встретить в горах, на охраняемых территориях, в виде защитных лесополос и лесопосадок. Во Франции лесами из дубов, буков, платанов, каштанов занято 27 % территории. Благодаря государственным программам с начала XX в. их площадь в стране удвои лась. В низменной части Великобритании преобладают поля и пастбища, в возвышенной - верещатники - вересковые, травянистые и осоковые пустоши (рис. 83) и сфагновые болота. Во французском Средиземноморье среди колючих зарослей маквиса, встречаются леса из маслины, пробкового дуба, алеппской сосны.

Рис. 83. Верещатники покрывающего известняковые скалы

Население Франции и Великобритании сопоставимо по численности - 63 и 62 млн человек соответственно. Все демографические процессы в этих странах также схожи. Коэффициент естественного прироста - 4 ‰ - в большой степени обусловлен высокой рождаемостью среди многочисленных иммигрантов из бывших колоний; их удельный вес постоянно растет. В обеих странах высока продолжительность жизни (около 80 лет) и доля людей пожилых возрастов, что приводит к проблеме старения нации. Высок уровень урбанизации: во Франции горожан - 77 %, в Великобритании - 80 %. Концентрируются городские жители в крупных (более 1 млн чел.) агломерациях. В Великобритании это Большой Лондон , Западно-Мидлендская (центр - Бирмингем ) и Большой Манчестер, во Франции - Большой Париж, в котором проживает около 11 млн чел. - 17 % населения страны. В обеих странах типична постиндустриальная структура занятости: 70 % населения занято в нематериальном производстве. Титульные этносы (англичане и французы) составляют более 80 %, а 20 % населения - это национальные меньшинства и иммигранты. В Великобритании значительно выше, чем во Франции, средняя плотность населения (соответственно около 260 и 115 чел./км 2). Абсолютное большинство верующих во Франции - католики, в Великобритании - протестанты.

Хозяйство. Обе страны входят в группу наиболее экономически развитых стран мира. Их экономики сопоставимы по размерам и имеют постиндустриальную структуру: на сферу услуг приходится 2 / 3 их ВВП. В многоотраслевой промышленности ведущую роль играют современные отрасли: сложное и наукоемкое машиностроение, химия органического синтеза. Сельское хозяйство отличается высоким уровнем производительности труда и использованием интенсивных технологий.

Промышленность стран имеет сходные черты, но при этом существенно различается . Энергетика Великобритании почти полностью базируется на собственных топливных ресурсах. По запасам первичных источников энергии (нефть, уголь, природный газ) она занимает 1-е место в Европе (без России). Более 60 % нефти, добываемой из почти 130 месторождений шельфа Северного моря, поступает на экспорт. На территории страны находится несколько крупных угольных бассейнов. Как следствие, доминирующее положение в электроэнергетике Великобритании занимают ТЭС. И, наоборот, острый дефицит собственных топливных ресурсов ощущает Франция. Однако наличие крупных запасов урановых руд позволяет развивать атомную энергетику, по масштабам которой страна уступает только США.

Металлургия , некогда игравшая решающую роль в структуре промышленности обеих стран, сегодня утратила свое значение. Использование преимущественно импортного сырья обусловило сдвиг производства в приморские районы. Во Франции в портовых центрах - Дюнкерке и Фоссе (район Марселя) работают крупные комбинаты черной металлургии. В Великобритании производства цветной металлургии (например, алюминиевая промышленность) сосредоточены в Шотландии, где размещаются вблизи ГЭС. Машиностроение в обеих странах обеспечивает около 40 % стоимости продукции обрабатывающей промышленности. Ведущую роль в нем играет транспортное машиностроение, специализирующееся на производстве автомобилей, авиационной и ракетной техники, в меньшей степени - судов. Более мощно развита эта отрасль во Франции. Ее крупнейшие центры размещены в Лионской и Парижской агломерациях. По производству продукции авиаракетной промышленности (центры Тулуза, Бордо, Бурже) Франция лидирует в Европе. В обеих странах развито производство электроники и электротехники. Британские фирмы специализируются на производстве средств связи, турбин и электродвигателей, французские - станков, сельскохозяйственной техники, подвижного железнодорожного состава. В числе наиболее развитых отраслей обеих стран - химическая промышленность. В Великобритании она специализируется на производстве наукоемкой продукции: фармацевтических препаратов, агрохимикатов, конструкционных пластмасс для авиаракетостроения и микроэлектроники. Предприятия химической промышленности в Великобритании тяготеют к центрам нефтепереработки. Во Франции развито производство минеральных удобрений, синтетического каучука и пластмасс.

В сельском хозяйстве стран различий больше. В Великобритании в его структуре доминирует животноводство: разводят крупный рогатый скот мясо-молочного направления, развито беконное свиноводство и птицеводство. Растениеводство, производящее преимущественно корма, имеет обслуживающее значение.

Сельскохозяйственные угодья занимают 77 % территории Великобритании. Из них около 30 % - это пастбища, а более 60 % - пашня; примерно 1 / 3 ее занята кормовыми травами и столько же - зерновыми культурами (пшеница, ячмень, овес).

В структуре сельского хозяйства Франции соотношение растениеводства и животноводства примерно равное, и оно характеризуется большим разнообразием отраслей. В растениеводстве ведущим является зерновое хозяйство. Пшеницу выращивают на Северо-Французской и Аквитанской низменностях, кукурузу - в югозападных районах, рис - в дельте Роны. Повсеместно размещены посевы ячменя, картофеля. Основной район производства сахарной свеклы, по которому Франция - мировой лидер, - Северо-Французская низменность; здесь же размещается и большинство сахарных заводов. Повсеместно развито овощеводство и плодоводство.

Франции принадлежит 2-е место в мире по производству винограда. Главный район виноградарства - Лангедок. Основная часть урожая используется в виноделии: марочные вина производятся в районе Бордо, в Шампани, долине реки Луары.

Главная отрасль животноводства - разведение крупного рогатого скота мясо-молочного направления. Развиты свиноводство и коневодство.

Транспортные системы стран имеют существенные различия. Островное положение Великобритании обусловило ведущую роль морского (90% всех грузоперевозок) и авиационного транспорта. Перевозки грузов и пассажиров внутри страны преимущественно осуществляет автомобильный транспорт, а железнодорожный - обеспечивает лишь незначительную их часть. Однако роль железнодорожного транспорта существенно возросла после строительства Евротоннеля, соединившего Великобританию с французским побережьем материка.

Коммерческое движение поездов по тоннелю под Ла-Маншем началось в 1994 г. Три ствола тоннеля проложены на глубине от 25 до 40 м, длина каждого составляет около 50 км (из них 37 км - под водой). По двум стволам идут поезда, третий является служебным (рис. 84).

Рис. 84. Евротоннель

Транспортная система Франции - одна из наиболее развитых и сбалансированных в мире. Во внутренних пассажиро- и грузоперевозках лидируют автомобильный и железнодорожный транспорт. Большие объемы импорта нефти и газа обусловили развитие разветвленной системы трубопроводов. Морской и авиатранспорт обслуживают преимущественно внешние связи.

Туризм. Своеобразие природы и историко-культурные достопримечательности привлекают в обе страны туристов (рис. 85). Франция - мировой лидер в туристической отрасли. Ежегодно страну посещает до 60 млн иностранных туристов, направляющихся на Французское Средиземноморье, Французские Альпы и в Париж - крупнейший центр не только иностранного, но и внутреннего туризма. В Великобритании большинство иностранных туристов стремится в Лондон и богатую природными и историческими памятниками Шотландию.

Рис. 85. Туристические объекты Франции и Великобритании: 1 - замок Шамбор;

2 - Тауэрский мост

Рис. 86. Лазурный Берег

Список литературы

1. География 9 класс/ Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/ Под редакцией Н. В. Науменко/ Минск «Народная асвета» 2011

эгп японии

1.не выгодное, т.к нет соседей

2. выгодное, т.к является лидером среди портовых государств и через нее проходит множество торговых путей

3. не выгодное, бедна полезными ископаемыми,обладает полиметалическими рудами и медными рудами, сельскохозяйственные районы не развиты

4. выгодное эгп

5.активизировались торговые отношения с другими государствами мира. С конца XII века до 1867 года феодальным государством, существовавшим на островах Японии, правили сёгуны. Феодальные правители ввели запрет почти на все контакты с иностранцами, опасаясь их экспансии и распространение христианства. «Закрытие» Японии предотвратило колонизацию страны. Однако длительный период её изоляции привёл к тому, что вплоть до XX века она была, как бы спрятана от глаз европейцев. Жестокая изоляция сильно повлияла на экономическое развитие страны. В то время, когда вся Европа семимильными шагами двигалась навстречу научно-техническому прогрессу, Япония по-прежнему находилась на аграрной стадии развития. В XX веке Япония была участницей трёх крупных войн (Русско-японской, 1-й и 2-й мировых) Во второй мировой войне выступала союзником фашистской Германии и Италии. В 1945 году в соответствии с секретными ялтинскими договорённостями стран-победителей, Советскому союзу в качестве военного трофея перешли все Курилы. Со времён второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией и предъявляет претензии России на острова Курильской гряды: Кунашир, Шикотан, Хабомаи. Почти через 50 лет принадлежности Курил СССР и России социально-экономическая ситуация на островах остаётся крайне тяжёлой, острова так и остались не обустроенными. Исходя из принципов справедливости, надо признать, что Япония имеет моральное и юридическое право претендовать, по крайней мере, на Южные Курилы. Необходимо всячески поддерживать наметившуюся тенденцию к сближению, решить территориальный вопрос и заключить мир с Японией, поставив точку во второй мировой войне.

6.благоприятное влияние, увеличилась производственная сфера

эгп великобритании

1.благоприятное

2.благоприятное, есть выход к антлантическому и тихому океану

3.благоприятное, среднее колличество полезных ископаемых

4.благоприятное

6.эгп положительно влияет на производственную сферу

В стране ведущая роль принадлежит морскому транспорту (86% грузооборота), он обеспечивает международные и внутригосударственные связи. На автомобильный транспорт приходится 75% внутренних перевозок (главная автомагистраль Лондон-Манчестер-Глазго), а на железнодорожный -около 20%.

С открытием железнодорожного тоннеля увеличилась роль этого транспорта в международных перевозках. Скоростные поезда преодолевают расстояние между Лондоном и Парижем за 3 часа.

Речные пути используются для рекреационных целей, а роль трубопроводного транспорта возрастает.

Так как страна островная, велика роль воздушного транспорта. В стране 150 пассажирских аэропортов, которые обеспечивают связь со 120 странами мира. Перевозки осуществляются транснациональной компанией «Бритиш эйрвэйз». Крупнейшие аэропорты расположены в Лондоне (Хитроу и Гетвик).

Поскольку Великобритания – государство островное, все ее внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом.

Около 90% общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 25% на каботаж.

Морской флот Великобритании составляет 9,6 млн. рег. бр.т. Все районы страны, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них – Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гуль и Харидж. Лондонский и Ливерпульский порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

В прошлом морским путем в Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным.

Однако с начала 60-х годов 20 века число авиапассажиров стало быстро расти и теперь в несколько раз превышает численность приезжающих в страну морем.

эгп великобритании. Положение Великобритании по отношению к соседним странам.

Всего в стране около 150 аэропортов, через которые она связана постоянными авиалиниями более чем со 100 странами мира.

Почти все перевозки осуществляются компанией «Бритиш эруэйз». Пять крупнейших аэропортов страны – расположенные в районе Лондона Хитроу и Гэтвик, а также Манчестер, Лутон и Глазго – обеспечивают 75% всех перевозок пассажиров и авиагрузов.

С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами (Дувр – Дюнкерк и Харидж – Остенде), каналом под Ла-Маншем и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами – с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией.

Чтобы привлекать пассажиров на паромах открыта беспошлинная торговля.

Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Ему более чем в 3 раза уступает железнодорожный и каботажный. В связи с развитием автотранспорта было снято более 12 тыс. км железнодорожных путей. Сейчас длина железнодорожных путей составляет около 17 тыс. км. одновременно расширяется сеть автомобильных дорог (371 тыс. км) и происходит их реконструкция.

При этом основное внимание уделяется тому, чтобы кратчайшими путями связать между собой основные конурбации страны.

Транспортная система Великобритании википедия
Поиск по сайту:

Характеристика Великобритании

(Англия) 1 позиция по отношению к соседним странам 2 Предоставления против к основным наземных и морских транспортных маршрутов 3 Правила по отношению к основным топливом сырьевых баз, промышленных и сельскохозяйственные районы 4 позиции по отношению к основным области продаж продукции 5 Изменение ЭГП во временном 6 Общее заключение Влияние ЭГП на развитие и развертывание экономики страны

(Англия)1 Положение по отношению к соседним странам 2 Положение по отношению
к главным сухопутным и морским транспортным путям 3 Положение по
отношению к главным топливным сырьевым базам, промышленным и
сельскохозяйственным районам 4 Положение по отношению к главным
районам сбыта продукции 5 Изменение ЭГП во времени 6 Общий вывод о
влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны

  • 1) Великобритания граничит только с Ирландией.
    2) Островное гос-во является важным пунктом грузоперевозок из Европы в Америку и Африку.

    Сухопутный транспорт имеет значениетолько во внутренних перевозках.
    3) около Великобритании находится одна из крупных топливных баз Европы — Северное море. Великобритания через узкий пролив Ла-Манш соседствует с крупными зкономическими странами Европы — Франция и Нидерланды с Бельгией.
    4) Районами сбыта для Великобритании служат Европа, Америка, Азия и Африка
    5) ЭГП со временем существенно не изменилось с 80-х годов 20 века (образование ЕС).
    6) Благодаря удачному геогр положению (выход в Атлантику, рядом с Европой, прямая связь с США) Великобритания активно развивает свою экономику и международную торговлю.

    Крупнейшие экономические центры Великобритании располагаются на побережье, у крупных портов.

Самый легкий способ передвижения в центре Лондона – это метро. Вы можете приобрести билеты на одну или две поездки, но если вы часто пользуетесь метро, то весьма удобными будут проездные карточки.

Это могут быть карточки на один день, на неделю, или на месяц, и они дают возможность неограниченное количество раз использовать метро, автобус и поезд в тех районах, которые вы выбрали.

Проездные карточки на один день можно приобрести в кассах метро. Они действительны для проезда в метро и автобусах в любое время. Они не действительны для проезда в автобусах аэропортов или для специальных экскурсий.


Проездные карточки на неделю действительны для проезда в метро и автобусах в любое время, но не действительны для проезда в автобусах аэропортов или для специальных экскурсий.

Стоимость варьируется от количества выбранных зон.

Как добраться до центра города из аэропорта Хитроу

ТАКСИ. Стоянка такси находится рядом с выходом из аэропорта.

АВТОБУС . В центральный Лондон ездят автобусы аэропорта (А1 к вокзалу «Виктория» и А2 к вокзалу «Юстон») Стоимость проезда – около 6 фунтов. Билеты можно приобрести в здании аэропорта или в автобусе.

Автобусы отправляются каждые 20 минут.
МЕТРО . Линия «Пикадилли» идет от «Хитроу» до центра Лондона и связывает разветвленную подземную сеть метро.

Но если у вас много багажа, то поездка может оказаться затруднительной. Поезда отправляются каждые 5 минут, поездка занимает 55 минут.
СКОРОСТНОЙ ПОЕЗД. В центр Лондона, на ж/д вокзал PADDINGTON, каждые 20 мин. ходят скоростные поезда, время поездки 20 мин.
ТАКСИ «Черные кэбы» — это характерная особенность лондонских улиц, они безопасны и их движение упорядочено.

Такси можно остановить на улице, когда горит желтый огонек, означающий, что такси свободно. Во многих местах, включая основные вокзалы, есть стоянки такси. Швейцары и портье в отелях закажут для вас такси. Будьте осторожны и не принимайте предложения водителей машин, не имеющих специальных знаков такси.

Многие из них не имеют законного разрешения на работу, поездка в таких машинах небезопасна, поскольку они не застрахованы, а водители часто не обладают необходимым опытом.

Городской транспорт

Лондон — один из городов мира, где транспорт стал легендой.

Первая в мире подземка и знаменитые двухэтажные автобусы составляют визитную карточку английской столицы. Разумеется, верные традициям лондонцы стараются сохранять их облик с наименьшими изменениями. Правда, лондонский городской транспорт давно уже не исчерпывается метро и красными двухэтажными автобусами Double Decker.

Несмотря на весь английский консерватизм, новые виды транспорта регулярно появляются в британской столице. Паровое метро давно стало электрифицированным, исчезло деление вагонов на классы, да и автобусы в Лондоне уже не только двухэтажные. Сейчас основную транспортную нагрузку по-прежнему несут метро и автобусы. Впрочем, история лондонского транспорта (начавшегося с омнибусов и пущенного в 1863 году парового метро) так велика и интересна, что в британской столице создан музей городского транспорта.

Метро (Underground, Tube) насчитывает двенадцать линий. Все они создавались в разное время и разными владельцами и поэтому до сих пор довольно сильно отличаются друг от друга. Некоторые поезда идут большей частью под землей, другие на поверхности.

С течением времени многие участки железных дорог переходили от метро к поездам дальнего следования и наоборот. На первый взгляд, схема метро, переплетающаяся с сетью обычных поездов, приводит в отчаяние, особенно после стройной системы московского метро. Однако разобраться в ней довольно легко. Линии часто разветвляются на отдельные ветки в тот или иной район города, поэтому нужно всегда обращать внимание на пункт назначения поезда.

Кроме того, по одним и тем же путям могут ходить поезда разных пиний. На основных линиях поезда ходят довольно часто, с интервалом не более пяти минут, на окраинных линиях можно прождать и полчаса.

Положение страны по отношению к соседним странам. Экономико-географическое положение стран

Тарифная система лондонского метро кажется сложной, но на самом деле разобраться в ней большой проблемы не составляет.
Весь Большой Лондон поделен на шесть зон, которые концентрическими кругами расходятся от центра.

Любой билет должен быть действителен во всех зонах, по которым проходит поездка. Поэтому, выбирая маршрут поездки, нужно следить за тем, чтобы ненароком не попасть в зону, в которой не действует Ваш билет. Вообще лондонское метро обычно позволяет добираться до цели несколькими путями. Среди них можно выбрать тот, который затрагивает меньшее количество зон. Скажем, если Вам нужно проехать из второй зоны в третью на противоположный конец города, Вы вполне можете объехать первую центральную зону и, таким образом, вдвое сократить стоимость поездки.

Самой дорогой является первая зона, включающая в себя центр города и наибольшее число туристских достопримечательностей.
Единая смарт_карта (Oyster Card) – еще один способ оплатить проезд в лондонском метро, автобусах и трамваях. Она также действительна на некоторых железнодорожных маршрутах и на линиях DLR (железная дорога облегченного типа Доклендз).

Oyster Card – более экономичная система оплаты, позволяющая привязать к магнитной карте несколько проездных, или использовать режим “pay as you go”.

Пополнить баланс магнитной карты можно на станциях лондонского метро, на некоторых железнодорожных станциях, в специализированных пунктах продажи этих карт, по телефону или на сайте www.tfl.gov.uk.
Совсем недавно в Лондоне восстановлен трамвай. Про двухэтажные автобусы известно всем, но мало кто знает, что пятьдесят лет назад по Лондону ходили двухэтажные трамваи.

Сейчас у лондонского трамвая три маршрута в южной части города. Двойные вагоны длиной в тридцать метров обслуживают район Кройдон (Croydоn). Трамвайные билеты продаются отдельно в автоматах на остановках. Если вам нужно после поездки на трамвае пересесть на автобус или наоборот, Вы можете купить “трамвайно-автобусный” билет по той же цене. Автобусные билеты в трамвае не действуют.
Еще один новый (ему немногим более десяти лет) вид лондонского транспорта — Docklands Light Railway (DLR).

Своим появлением он обязан краху лондонских доков, лишившихся заказов после модернизации морских грузовых перевозок. Крупнотоннажные контейнерные суда стали разгружаться в глубоководных портах побережья, оставив огромный лондонский район в запустении.

Программа возвращения к жизни района доков предусматривала появление там скоростного транспорта, который и был запущен в конце восьмидесятых. Поезд DLR — это несколько вагончиков без водителя, вмещающих около 250 человек. В настоящее время функционируют уже четыре линии.

Они обеспечивают связь бывшего района доков со станциями метро и железной дороги, а также с центром города. Система тарифов DLR такая же, как и в метро, билеты метро действительны на DLR и наоборот.
Билеты на транспорт можно купить в автоматах, расположенных на станциях метро и на остановках наземного транспорта. Кроме того, автобусные билеты можно купить у водителя.

Все детские билеты прекращают свое действие в 22:00.
В целом лондонский транспорт функционирует с четырех-пяти утра до часа ночи. Лучше не ездить во время «часов пик»: 07:30-09:30 и 16:30-18:30. Ночные автобусы имеют перед своим номером индекс N, например, N-23.

Все они проходят через Trafalgar Square. В воскресенье транспорт начинает ходить после семи утра и прекращает к полуночи. Интервалы движения в воскресенье примерно вдвое больше. На Рождество многие линии не функционируют вовсе.
Еще одной частью лондонской транспортной системы являются речные суда, курсирующие между множеством пристаней на Темзе.

Они принадлежат нескольким компаниям, и содержат в общей сложности двадцать маршрутов. Система тарифов на Темзе своя собственная.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии расположено на Британских островах. Это самый обширный архипелаг в Европе. В него входят два больших острова – Великобритания и Ирландия, разделенные Ирландским морем, и еще 5 тыс. малых островов, среди которых особо выделяются три группы островов на севере: Гибридские, Оркнейские и Шотландские. Территория страны –244,1 тыс. кв. км, это в два раза меньше самых крупных государств в Западной Европе – Франции и Испании.

Великобритания имеет сложное административно-территориальное деление. В ее состав входят 4 историко-географические области: Англия (45 графств и особая административная единица – Большой Лондон); Уэльс (8 графств); Северная Ирландия (26 округов); Шотландия (12 областей); самостоятельные административные единицы – остров Мен и Нормандские острова.

В определенной степени быстрому экономическому развитию Великобритании способствовало выгодное географическое положение. Эта морская держава, в прошлом «великая морская держава», расположена на континентальном шельфе. Британский архипелаг отделен мелководным Северным морем от развитых стран Западной и Северной Европы (Швеции, Норвегии, Дании и ФРГ), узкими проливами Ла-Манш (20 км) и Па-де-Кале (33 км) от Франции. Проложенный по дну пролива Ла-Манш железнодорожный тоннель соединяет Великобританию и Францию, он положил конец морской изоляции страны.

Велика роль страны на международной арене. Великобритания – член ООН с 1945 г., постоянный член Совета Безопасности, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1949 г., член Европейского союза с 1973 г., Западноевропейского Союза с 1954 г. Глава Британского Содружества, созданного в 1931 г. и включающего 50 государств, бывших британских доминионов и колоний, сохраняющих с Великобританией тесные экономические и политические связи. Великобритания является членом военно-политической организации НАТО с 1949 г. и обладает ракетно-ядерным оружием. Играет большую роль в таких международных экономических организациях, как «Парижский клуб» и «Лондонский клуб», регулирующих валютно-финансовые проблемы Запада и определяющих во многом политику Международного валютного фонда (МВФ).

Природные условия и ресурсы. Природно-ресурсный фактор оказал большое влияние на формирование территориальной структуры хозяйства.

Великобритания обладает многообразными формами рельефа: горный рельеф преобладает на севере и западе, а равнинный – на востоке. Высшая точка страны – гора Бен-Невис (1343 м) расположена в гористой Шотландии. Наибольшую протяженность имеет Пеннинский хребет, вытянутый с севера на юг. Обширная холмистая равнина занимает юго-восток и центр страны, а самая плоская низменность – Фенленд– окружает залив Уош. В Шотландии между Северным и Южным нагорьями протягивается Среднешотландская низменность.

Климат Великобритании умеренный, океанический, очень влажный с мягкой зимой и нежарким летом. Для Британских островов характерны частые туманы и сильные ветры. Умеренный океанический климат и влияние теплого Северо-Атлантического течения создают благоприятные условия для развития сельского хозяйства (на юго-западе растения вегетируют круглый год). Высокая окультуренность почв является важным фактором повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

Реки в условиях британского климата многоводны. Самыми крупными являются – Темза, Северн, Трент, Мерсей.

Очень велико значение эстуариев рек, далеко вдающихся в сушу, а также общей большой изрезанности береговой линии. Это позволило создать много портов. Реки как источник энергии используются только в нагорьях Шотландии и Северном Уэльсе.

В целом страна не располагает значительными запасами полезных ископаемых, за исключением топливно-энергетических. Запасы каменного угля оцениваются в 190–200 млрд тонн. Общие и извлекаемые запасы составляют около 50 млрд тонн (первое место в Западной Европе). Главные месторождения расположены на Средне-Шотландской низменности.

В 60-х г. на шельфе Северного моря обнаружены месторождения нефти, разведанные запасы оцениваются в 2,4 млрд тонн, это примерно 35% запасов нефти всего шельфа Северного моря (2% мировых запасов). Найдено около 50 месторождений, крупные среди них – Брент и Фортис вместе дают 33% всего объема добычи.

В западной части Северного моря в 1959 г. обнаружены крупные месторождения природного газа. В 1965 г. в 70 км. к востоку от Клинторпса была начата промышленная добыча газа. Общие его запасы оцениваются в 1,2 трлн. куб. м. В настоящее время разрабатывается 37 из 60 месторождений природного газа.

Великобритания располагает и другими полезными ископаемыми. Железные руды, большей частью фосфористые, невысокого качества

Великобритания располагает незначительными запасами олова в Корнуолле, свинцово-цинковых руд в Уэльсе и урановых руд в Шотландии.

Каолин добывают в Корнуолле; каменную соль – в Чешире и Дареме; калийные соли – в Йоркшире.

Население Великобритании. Главной производительной силой общества является население. В 2000 г. общая численность населения Великобритании составила 58,6 млн человек, естественный прирост населения – 0,1% в год.

Господствующая и наиболее многочисленная нация Великобритании – англичане; они составляют 80% населения (около 46,9 млн человек). Населяют собственно Англию, большую часть Уэльса и образуют компактные поселения в некоторых районах на юге Шотландии. Английский язык входит в северо-западную группу германских языков. На английском же языке говорит и большинство населения страны кельтского по происхождению – шотландцы и уэльсцы.

Из кельтских народов Великобритании наиболее многочисленны шотландцы, число которых превышает 5,1 млн человек (10%). Они населяют преимущественно северо-западные области острова Великобритания и прилегающие к их побережью Шотландские, Оркнейские и Гебридские острова.

Основой шотландского языка послужил один из северных диалектов англосакского языка. В шотландский язык вошло много слов из вытесненного им гэльского, кроме того, на нем заметно сказалось влияние скандинавских языков.

С XIV по XVII в. он был государственным языком Шотландского государства. С потерей Шотландией своей независимости шотландский язык постепенно вытесняется английским.

В последние годы в Шотландии большой размах приобрело национальное движение. Националистические идеи этого движения развивает созданная в 1928 г. Шотландская национальная партия, которая ведет борьбу за демократическое решение социальных и национальных проблем Шотландии.

Историческая судьба и этническое развитие уэльсцев (около 2,1 млн человек, менее 4% общей численности населения) были иными, чем у шотландцев.

Уэльс был рано завоеван англичанами; население его подверглось большей ассимиляции, чем шотландцы.

На протяжении многих лет идет ожесточенная борьба в Северной Ирландии, присоединенной к британскому государству в 1922 г., в то время как остальная часть Ирландии добилась самостоятельности. В состав Соединенного Королевства вошли тогда шесть графств из девяти ирландских провинций Ольстера. Этнический состав населения этой области неоднороден. Здесь живет около 500 тыс. коренных жителей острова (это ирландцы-католики) и более 1 млн англо-ирландцев и шотландо-ирландцев. Такой состав населения сложился здесь в XVII– XVIII вв. в период усиленной колонизации Ирландии английским правительством.

В отличие от остальной части Ирландии, где земли раздавались крупным английским собственникам – лендлордам, в Ольстере были выделены участки земли мелким и средним арендаторам, англичанам и шотландцам из южной части Шотландии.

Таким образом, в Ольстере исторически сложились три группы населения, различавшиеся между собой по религии и культуре, и настороженно, а подчас и враждебно, относившиеся друг к другу. Восточные области Северной Ирландии были заняты переселенцами из Шотландии – пресвитерианами, центральные и северные провинции заселили англичане, принадлежащие к английской церкви, в крайних западных и пограничных с Ирландией областях жили остатки коренного населения – ирландцы, католики по своему вероисповеданию.

С течением времени между английскими и шотландскими поселенцами происходило сближение на почве общих интересов, и в настоящее время они выступают уже против коренных ирландцев-католиков единым фронтом. Власть в Северной Ирландии сосредоточена в руках этого протестантского большинства, а католики-ирландцы подвергаются дискриминации в самых различных областях. Очень часто это в средствах массовой информации представляется как простой религиозный конфликт между католиками и протестантами. На самом же деле причины борьбы в Северной Ирландии представляют собой сложный узел национальных, социально-экономических и региональных противоречий, корни которого уходят в глубь веков.

Довольно большую группу населения (около 500 тыс. человек) в Великобритании составляют евреи, живущие главным образом в Лондоне и других крупных городах.

После второй мировой войны, в связи с большими восстановительными работами и развитием производительности, увеличился приток в Англию рабочих из европейских стран. Сейчас в Великобритании живет 1 млн. иммигрантов из различных государств Европы, а общая численность иностранных граждан в Великобритании составляет свыше 2,5 млн человек, или менее 5% всего населения страны. Кроме того, ежегодно в страну прибывает от 50 до 60 тыс. временных рабочих из Европы (больше всего из Италии, а теперь – из Восточной Европы). Начиная с 50-х годов, резко увеличился поток иммигрантов из стран Содружества, из районов Вест-Индии, Индии и Пакистана. Положение этой категории граждан очень сложное. Большая часть их занята на неквалифицированной работе, в сфере обслуживания и т.д.

Рост численности иммигрантов из бывших английских колоний послужил причиной для возникновения вопроса о расовых взаимоотношениях. Правительство в своих специальных актах предпринимает попытку ограничить иммиграцию из своих бывших колоний.

Великобритания – одна из наиболее густонаселенных и высоко - урбанизированных стран в мире.

В среднем на 1 кв. км приходилось в 2000 г. 246,3 человека. Однако по территории страны население распределяется очень неравномерно. Основная часть жителей Великобритании сконцентрирована в Англии, обладающей наиболее выгодным географическим положением и благоприятными природными условиями. Здесь средняя плотность на 1 кв. км превышает 356 человек. В поясе Лондон – Ливерпуль живет половина всего населения Великобритании. Самые же малонаселенные районы находятся в Шотландии с ее суровыми по сравнению с другими частями страны природными условиями. Плотность населения здесь менее 90 человек на 1 кв. км, причем население концентрируется в основном на побережьях, в долинах рек и низменностях (особенно вокруг Глазго и Эдинбурга).

В 2000 г. в городах проживало 89,4% населения. Темпы роста городского населения составляют 0,4% в год. Формируется так называемый Английский мегаполис, объединяющий агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и других городов, всего входят 30 городских агломераций. Общая площадь мегаполиса составляет 50 тыс. кв. км, население – 30–35млн человек.

Средняя продолжительность жизни высокая, у мужчин – 75 лет, у женщин – 80,5 года.

Общая численность трудовых ресурсов составляет около 30 млн человек. Положительной тенденцией в экономике является то, что уменьшилось число лиц, занятых физическим и малоквалифицированным трудом, и, напротив, возросло количество занятых на работах, требующих высокой квалификации.

В 2000 г. уровень безработицы составил 6,3% (1812 тыс. человек).

Доля населения, живущего ниже черты бедности, по оценке экспертов ООН, составляет 10,6%; живущего ниже среднего дохода – 50%, 13,1% – имеют доход – 14,4 долл. в день.

Государственный строй. Великобритания – парламентская монархия. В стране нет конституции в виде единого основного закона. Конституционное значение имеют законодательные акты, принятые парламентом, судебные прецеденты.

Глава государства – Королева Елизавета II (с 6.02.1952г.), которая принадлежит к ганноверской династии английских монархов, является 40-м по счету британским монархом со времени завоевания Англии норманнами (1066г). Королева считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженных сил, светским главой англиканской церкви, имеет формальное право созывать парламент на сессии, распускать палату общин, санкционировать законопроекты, принятые парламентом, ратифицировать международные договоры. Однако на практике все основные королевские прерогативы осуществляются кабинетом министров и парламентом.

Государственный законодательный орган – парламент, состоящий из двух палат. В палату лордов входят около 1200 наследственных и пожизненных пэров, лордов – судей по апелляциям и «духовных лордов» (двух архиепископов и 24 епископов, английской церкви) и высшей апелляционной судебной инстанции. Палата общин – выборный орган, состоящий из 649 депутатов, избираемых на пять лет по мажоритарной системе относительного большинства прямым и тайным голосованием на основе всеобщего избирательного права.

В условиях отсутствия конституции и по положению «парламентского суверенитета» парламент не связан принятыми ранее решениями и может отменять акты конституционного значения. Британские суда лишены права пересматривать или отменять акты парламента и обязаны при этом применять не положения, вытекающие из международно-правовых обязательств Великобритании, а нормы парламентского статуса.

В результате всеобщих выборов в мае 1997 г. абсолютное большинство в палате общин получила Лейбористская партия (418 мест). У консерваторов – 165 мест, либеральных демократов – 46, Юнионистской партии Ольстера – 10, Шотландской национальной партии – 6 и Уэльской национальной партии – 4.

Правительство формируется лидером партии, получившей на выборах большинство мест в палате общин. В 1997 г. премьер-министром стал Тони Блэр. Лейбористы сменили консерваторов, находившихся у власти бессменно 18 лет.

Политические партии. Консервативная партия организационно оформилась в 1867 г. (около 1,5 млн членов). Внутри страны партия проводила курс на осуществление широких социальных и экономических реформ, включая децентрализацию и приватизацию экономики. Во внешнеполитическом плане для консерваторов характерен общенатовский подход к решению международных проблем. Партия разделяет концепцию «ядерного сдерживания», выступает за сохранение «особых отношений» с США, за модернизацию ядерного потенциала Великобритании, за продолжение членства страны в НАТО и ЕС. По проблематике евроинтеграции в рядах консерваторов сохраняются расхождения, что осложнило прохождение через парламент Маастрихтских соглашений, расцениваемых большинством в руководстве партии как достойный компромисс, учитывающий британские национальные интересы.

Лейбористская партия Великобритании (ЛПВ) образована в 1890 г., объединяет 6,4 млн коллективных и индивидуальных членов. В качестве идеологической основы выдвигает принципы «демократического социализма», в экономической политике привержена концепции смешанной экономики.

Либерально-демократическая партия (ЛДП) сформирована в 1988 г. путем слияния либеральной и социал-демократической партий, которые с 1981 г. выступали на политической арене в альянсе, объединяет около

60 тыс. человек. Политическая платформа ЛДП – центристская, во многом компромиссная (между двумя основными партиями) и расплывчатая. Ее основные составляющие: необходимость сохранения у Великобритании ядерного оружия и членства страны в НАТО. Во внутренних вопросах ЛДП также следует промежуточной линии, выступает за борьбу с безработицей, приоритетное решение социальных проблем, прекращение дальнейшей денационализации, но в целом делает ставку на рыночную экономику и развитие конкуренции.

Черты ЭГП.Страна располагается на Британских островах на северозападе Европы. Рассмотрим ЭГП Великобритании – сначала
его географический аспект. Великобритании состоит из
четырёх крупных провинций: Англии, Уэльса, Северной
Ирландии и Шотландии. ЭГП Великобритании во многом
определяется её островным положением. Британские
острова – самый большой архипелаг в Европе. В его состав
входят два крупных острова (Ирландия и Великобритания) и
более пяти тысяч малых. Южная часть острова
Великобритания находится на пятидесятом, а северная
часть архипелага (Шотландские острова) – на шестидесятом
градусе северной широты. Расстояние от самой северной
точки острова Великобритания до его самой южной точки
равняется 966 километров, а наибольшая его ширина – 508
километров. Географическое положение Великобритании
таково, что она омывается водами Северного моря и
Атлантического океана, а южная часть ее побережья
расположена всего в тридцати пяти километрах от
северного берега Франции. Они разделяются проливом ЛаМанш. Площадь Великобритании равна 243 810
квадратным километрам.

Валовой внутренний продукт на душу населения составляет 36600 долларов в
год. 13-е место в мире по уровню жизни населения занимает
Великобритания. Экономика страны является одной из самых развитых в
мире.
В стране хорошо развито электронное и электротехническое производство,
крупное автомобилестроение, авиаракетостроение, судостроение,
сельскохозяйственное машиностроение и станкостроение. Широко
представлено химическая и нефтехимическая отрасли, производство
подъёмно-транспортной техники и промышленного оборудования, а также
нефтеперерабатывающая и фармацевтическая промышленность, чёрная и
цветная металлургия. Великобритания находится на одном из первых мест в
мире по экспорту и производству красителей, синтетических волокон и
пластмасс, моющих средств, химических и минеральных удобрений.

Природно-ресурсный потенциал.

Великобритания обладает многообразными формами рельефа: горный рельеф преобладает на
севере и западе, а равнинный – на востоке. Высшая точка страны – гора Бен-Невис (1343 м)
расположена в гористой Шотландии. Наибольшую протяженность имеет Пеннинский хребет,
вытянутый с севера на юг. Обширная холмистая равнина занимает юго-восток и центр страны, а
самая плоская низменность – Фенленд– окружает залив Уош. В Шотландии между Северным и
Южным нагорьями протягивается Среднешотландская низменность.
Климат Великобритании умеренный, океанический, очень влажный с мягкой зимой и нежарким
летом. Для Британских островов характерны частые туманы и сильные ветры. Умеренный
океанический климат и влияние теплого Северо-Атлантического течения создают благоприятные
условия для развития сельского хозяйства (на юго-западе растения вегетируют круглый год).
Высокая окультуренность почв является важным фактором повышения урожайности
сельскохозяйственных культур.
Реки в условиях британского климата многоводны. Самыми крупными являются – Темза, Северн,
Трент, Мерсей.
В целом страна не располагает значительными запасами полезных ископаемых, за исключением
топливно-энергетических. Запасы каменного угля оцениваются в 190–200 млрд тонн. Общие и
извлекаемые запасы составляют около 50 млрд тонн (первое место в Западной Европе). Главные
месторождения расположены на Средне-Шотландской низменности.

В 60-х г. на шельфе Северного моря обнаружены месторождения нефти,
разведанные запасы оцениваются в 2,4 млрд тонн, это примерно 35% запасов
нефти всего шельфа Северного моря (2% мировых запасов). Найдено около 50
месторождений, крупные среди них – Брент и Фортис вместе дают 33% всего
объема добычи.
В западной части Северного моря в 1959 г. обнаружены крупные месторождения
природного газа. В 1965 г. в 70 км. к востоку от Клинторпса была начата
промышленная добыча газа. Общие его запасы оцениваются в 1,2 трлн. куб. м. В
настоящее время разрабатывается 37 из 60 месторождений природного газа.
Великобритания располагает и другими полезными ископаемыми. Железные
руды, большей частью фосфористые, невысокого качества
(22–23% содержание металла), найдены они в Нортгемптоншире. Общие
разведанные запасы составляют 2,3 млрд тонн. Однако добыча их год от года
сокращалась и сейчас практически не ведется.
Великобритания располагает незначительными запасами олова в Корнуолле,
свинцово-цинковых руд в Уэльсе и урановых руд в Шотландии.
Каолин добывают в Корнуолле; каменную соль – в Чешире и Дареме; калийные
соли – в Йоркшире.

Особенности населения Великобритании.

Основной этнической группой Англии являются европейцы, которые
составляют 87,2% от всего населения Великобритании. Оставшиеся - это
африканцы, пакистанцы, индийцы и др.
23 место в мире по количеству человек занимает Великобритания.
Население этой страны в начале 2015 года составило 64 789 810 человека.
Рождаемость преобладает над смертностью: 12 рожденных детей на 1000
населения, 9 умерших на 1000 населения. Коэффициент рождаемости: 1,9
детей на 1 женщину.
Нетто-коэффициент миграции: 2,56 мигранта на 1000 населения.
Плотность населения Великобритании в среднем составляет 255 чел. на км²

Характеристика населения Великобритании.

Национальным языком Соединенного Королевства является английский,
но в каждой провинции люди говорят на своем региональном языке.
Признанные региональные языки: шотландский, валлийский, ирландский,
корниш. Ведущей религией Англии является христианство, в которое
входит: англиканская церковь, римо-католики, методисты, пресвитериане
– 59,5% населения. Остальные - это мусульмане, буддисты, иудеи и другие.
Весьма толерантна Великобритания, население спокойно воспринимает
существование других религий на ее территории.

Великобритания: население и экономика

Главой государства является британский монарх, в данном случае
королева. Главой правительства считается премьер-министр.
Великобритания – это унитарное государство, в ее состав входят
четыре провинции, которые обладают значительной автономностью:
Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия. Кроме того, Англия
имеет суверенитет над территориями, которые не являются частью
королевства. Британские заморские территории: Бермуды, Ангилья,
Британские Виргинские о-ва, Британская территория в Индийском
океане, о-в Монтсеррат, Гибралтар, о-в Питкэрн, о-в Святой Елены,
Каймановы о-ва, о-ва Теркс и Кайкос, о-ва Вознесения и Тристан-даКунья, Южные Сандвичевы о-ва, Южная Георгия, Фолклендские о-ва.
А также суверенные военные базы на Кипре.

Экологические проблемы.

Великобритания стремится уменьшить выбросы парниковых газов. Согласно
обязательств по Киотскому протоколу страна уже сократила выбросы на 12,5% по
сравнению с 1990 г. и планирует достичь 20% в 2010 г. Планируется, что к 2015 г.
33% бытовых отходов будут перерабатываться или использоваться как удобрения.
За период с 1999 по 2000 г. переработка бытовых отходов увеличилась с 8,8 до
10,3%.
Великобритания ратифицировали такие международные соглашения об охране
окружающей среды как: о загрязнении воздуха (оксидами азота, серы,
органическими соединениями) о защите природной среды Антарктиды о
консервации морских ресурсов Антарктиды, Договор об Антарктике о
биоразнообразии рамочную конвенцию ООН об изменениях климата Киотский
протокол об опустынивании об опасных отходах Морскую конвенцию запрет на
испытания ядерного оружия об охране китов и другие.

Внешние экономические связи Великобритании

Великобритания импортирует в 6 раз больше промышленных товаров, чем
сырья. Почти половину всего импорта Великобритании составляет
продукция обрабатывающей промышленности. Вырос импорт машин и
оборудования, продукции химической промышленности. Великобритания
– это крупный импортер сельскохозяйственных товаров, сырья,
промежуточной (полуготовой) и готовой продукции, а также автомобилей
(из стран ЕС и Японии) . Основные источники английского импорта – это
США (14%), Германия (11,7%), Франция (7,7%), Нидерланды (6,2%) и
Бельгия (4,8%).

Загрузка...

Реклама