emou.ru

Этническая культура ее многообразие и состав. Этнос и культура. Этническая культура и национальная культура. Этническую культуру следует отличать от национальной культуры

Институт Современного Искусства

Дисциплина: “ Культурология”

Факультет: “Эстрадно-джазовое пение”

Тема: “ Этнический и национальный тип культуры”

Cтудентка ВВЭ-1

Волощук И.В.

Преподаватель: Пивень М.Г.

Москва 2015

Введение

1. Соотношение этнической и национальной культур

1.1. Понятие этнической культуры

1.2. Особенности национальной культуры

1.3. Взаимосвязь этнической и национальной культур

2. Особенности локальных культур

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество.

Отношения между этнической и национальной культурой весьма сложны и противоречивы. Этническая культура является источником народного языка, сюжетов, образов для искусства. В социологическом, культурологическом, системно-аналитическом и прочих научных дискурсах нет единства по поводу понимания того, что конкретно имеется в виду при употреблении понятия «локальные культуры».

1.Соотношение этнической и национальной культур

1.1. Понятие этнической культуры

Понятие культуры весьма многозначно и отражает широчайший спектр человеческий представлений о ней. В наиболее общем плане можно понимать культуру как «совокупность результатов деятельности людей, создавших систему традиционных для человечества ценностей как материального, так и духовного характера».

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Этническая (народная) культура ― это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Она меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве ― одна из основных черт этой культуры. Этническая культура охватывает в основном сферу быта, обычаи, особенности одежды, народных промыслов, фольклора. У каждого народа есть свои этнические символы: кимоно ― у японцев, клетчатая юбка ― у шотландцев, рушник ― у украинцев.

Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства. Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

― исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

― исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении нескольких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиции, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей от поколения к поколению.

В этнической культуре господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся от поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Определяющим механизмом культурной коммуникации здесь является непосредственное общение между поколениями живущих рядом людей. Элементы народной культуры ― обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор ― сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека ― его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального уха, органической пластики. Это не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи. Такая культура не нуждается в своей трансляции и в письменности и являются в значительной мере дописьменной культурой. Этническую культуру можно уподобить в какой-то мере натуральному (но только духовному) хозяйству, имеющему непосредственно коллективный, общинно-групповой характер. Она самодостаточна, находится на полном обеспечении. Этническая культура лишена авторства, она безымянна, анонимна. Никто не знает, кому принадлежит авторство дошедших до нас древних мифов и произведений устного народного творчества.

Культура этноса, с одной стороны, обеспечивает «его единство и стабильность как системы, его выживание, т. е. выполняет интегративную функцию». Но с другой стороны элементы этой культуры имеют и «вторую жизнь», так как выполняют дифференцирующую функцию, противопоставляют один коллектив другому, становятся основой для различения «мы» и «они». Потребности дифференциации приводят к тому, что один из компонентов (язык, религия, художественная культура) выделяется в качестве основного этнического признака. Нередко такую роль выполняет язык. Однако иногда статус главного этнического признака приписывают религии. Например, сербы и хорваты говорят на одном языке и вся специфика их культурного развития и этнических различий выражена в принадлежности их к разным конфессиям: сербы ― православные, хорваты ― католики. Отсюда различия в бытовой культуре и обрядах.

Этническая культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) - одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

1.2. Особенности национальной культуры

Важным для построения культурной типологии является определение понятий «этническая» и «национальная» культура. Эти понятия нередко употребляются как синонимы. Однако в культурологии они имеют разное содержание.

Национальная культура «объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровно-родственными отношениями» . Условием существования национальной культуры является возникновение письменности. Именно посредством письменности идеи и символы, необходимые для национального объединения людей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и семантическими различиями. О возникновении национальной культуры можно судить, прежде всего, по факту рождения письменного языка и национальной литературы.

Национальная культура лишена, как правило, культового характера и является продуктом преимущественно индивидуального творчества. Национальная культура создается не этносом в целом, а образованной частью общества ― писателями, художниками, философами, учеными. Внутренняя организация и структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у этнической культуры. Национальная культура включает в себя наряду с традиционно-бытовой и профессиональную культуру, наряду с обыденными имеет и специализированные области культуры (литература, философия, наука, право и др.).

Кроме того, современные национальные общества состоят из множества классовых, профессиональных, демографических групп. Многие нации неоднородны и по этническому признаку, включают в себя различающиеся по генезису и формам существования этнические группы. Особенно неоднородны «молодые нации» Нового Света ― американская, аргентинская, бразильская. Американская национальная культура включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. В Великобритании до сих пор существуют различия между собственно англичанами, уэльсцами и шотландцами, во Франции ― между бретонцами и эльзасцами. Таким образом, большинство современных национальных культур полиэтничны. Однако национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.

Нация ― образование более высокого порядка, чем этнос. В ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникаций. Именно усиление интенсивности коммуникаций приводит к формированию общего национального языка, распространяемого как художественной литературой, так и периодикой, школами и академиями, словарями и энциклопедиями. Это способствует преодолению разнородности населения, внутренних границ, различий между хозяйственными регионами, коренным населением и мигрантами. Напротив, возникает общий рынок и общее государство, а значит ― и постоянное общение, всеобщая заинтересованность в понимании друг друга. Для этого и нужен общий язык, достаточно разнообразный по словарю и средствам выражения, но вместе с тем единый для всей нации. Язык становится важнейшим средством национальной интеграции культуры. Так, во Франции на протяжении нескольких веков центральное правительство предпринимало энергичные меры для утверждения единого языка на основе парижского диалекта. Еще кардинал Ришелье в середине XVII века основал французскую академию, главной обязанностью которой стала забота о «здоровье» французского языка. Уже в наше время в 1994 году французское правительство приняло законы, запрещающие чрезмерное использование иностранных терминов или выражений, их введение, если существует французское слово, имеющее тот же смысл. Аналогичные требования выдвигают многие национальные движения в других странах, добивающиеся консолидации своей нации. Конечно, чрезмерная настойчивость в борьбе за чистоту языка может привести к его обеднению или появлению искусственных терминов, создающих ограничения в межкультурном взаимопонимании.

Из наличия специфических черт национальной культуры неправомерно делать однозначный вывод о том, что эти черты уникальны. Так, английский язык является литературным и государственным языком для американской, австралийской и новозеландской наций, а испанский для большинства стран Центральной и Южной Америки. В силу взаимодействия национальных культур некоторые их особенности относительны и характеризуют сразу несколько национальных образований. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.

Если этнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию.

Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура «включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры» . А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной.

В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип, социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения.

Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной, территории, должна называться доминирующей.

1.3. Взаимосвязь этнической и национальной культур

Отношения между этнической и национальной культурой весьма сложны и противоречивы. Этническая культура является источником народного языка, сюжетов, образов для искусства. Но этническая культура консервативна, ей чужды перемены, в то время как национальная культура постоянно находится в движении. И чем больше открыта национальная культура для связи, диалога с другими культурами, тем она богаче, выше развита. И если этнические культуры стремятся сохранить различия между локальными, местными особенностями культуры, национальные их нивелируют.

Кроме того, до определенного времени национальная культура может оставаться чуждой народу, далекой от него и непонятной ему (хотя бы в силу его неграмотности). Она может нести на себе печать кастовой, сословной или элитарной обособленности. Хотя творцы национальной культуры, как правило, говорят от имени народа и часто действительно обращаются к сокровищнице народной мудрости и опыта, дистанция между ними и народом поначалу еще слишком велика. Может сложиться такая ситуация, что национальная культура уже формируется, а нации как таковой еще не существует. В этих условиях нация предстает скорее, как духовная, идеальная общность, как лишь национальная идея (подобно, например, русской идее), но еще не как реальная общность.

В русской истории существовало противостояние интеллигенции и народа, стихийно-бытовой культуры народных, преимущественно крестьянских масс, замкнутых в пределах «мира» своей деревенской общины, и городской культуры европейски просвещенной прослойки из среды дворянства и разночинства. Не случайно в России возникло такое явление, как народничество. Это было хождение в народ русской интеллигенции с тем, чтобы понять его жизнь, просвещать его, улучшать его экономическое положение. В России возникает и такое духовное явление, как почвенничество ― «стремление объединить высшие слои общества с почвой, т. е. русским народом, который воспринимался русской интеллигенцией как носитель религиозно-нравственных начал».

Разрыв между национальной и этнической культурой в первую очередь преодолевается путем образования и просвещения народа, его всеобщей грамотности. Наряду с образованием огромную роль в приобщении к национальной культуре играют сегодня средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), а также различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры).

2.Особенности локальных культур

В социологическом, культурологическом, системно-аналитическом и прочих научных дискурсах нет единства по поводу понимания того, что же конкретно имеется в виду при употреблении понятия «локальные культуры». Отправной точкой стало учение А. Тойнби (1889―1975) о «локальных цивилизациях», изложенное в «Постижении истории». Там термин «локальное» лишен негативной коннотации. Наличие в обществе некой локальной среды, творческого меньшинства готового ответить на вызов окружающей среды, обеспечивает развитие культуры.

Дилемма «единая мировая культура» или «история локальных цивилизаций» ― одна из основных культурологических проблем. В философско-исторической и культурологической мысли выделяются два типа ответов на эти вопросы. Первый утверждает, что не существует единой истории человечества; история осуществляется в смене культур, каждая из которых живет своей собственной, самодостаточной, обособленной жизнью. Схема истории, таким образом, представляет собой не однонаправленный линейный процесс, линии развития культур расходятся (концепции Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, Л. Фробениуса, А. Тойнби, Э. Мейера, Э. Трельча и др.). «Ложная концепция «единства истории» на базе западного общества имеет… неверную посылку ― представления о прямолинейности развития», ― писал А. Тойнби . Второй тип ответов исходит из идеи универсальности и всемирной истории. В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры (концепции Вольтера, Монтескье, Г. Лессинга, И. Канта, И. Г. Гердера, В. Соловьева, К. Ясперса и др.).

Локальная культура замкнута в себе, существует обособленно, изолированно. Такая культура живет собственной, особой жизнью, она ничего не может воспринять от других культур. Не существует никакой исторической преемственности, никакого влияния или заимствования. Культуры самодостаточны, а потому диалог невозможен. Человек, принадлежащий к определенной культуре, не только не может воспринять иных ценностей, но и не в силах их понять. Китаец или араб смотрят на мир иными глазами, чем грек, они живут другими интересами. Все нормы духовной деятельности человека имеют смысл только в рамках конкретной культуры и значимы только для нее.

Типологические черты локальных культур: а) вписанность в природные ритмы; б) идеал личности, символизирующий ненарушение своим моральным и социальным поведением природных ритмов (у-вэй (Китай)); в) осуждение инноваций, ретроспективность основных культурных регуляторов («выпрямление имен» Конфуция); г) знание носит сакральный характер; д) искусство имперсонально и канонично.

До начала XX века общечеловеческая культура, то, что мы часто называем классической культурой, представляла собой систему относительно замкнутых и отделенных (даже пространственно) друг от друга локальных культур. Изменения в культуре происходили весьма медленно и неразличимо для индивидуального сознания.

В основе локальных культур лежал «аристократический принцип» отбора, основанный на достаточно длительной адаптации ценностей, претендующих на статус общечеловеческих (культурных), к господствующим культурообразующим компонентам . Ядро такой культуры на протяжении столетий оставалось неизменным, его основное содержание передавалось от поколения к поколению. Именно эта необходимая консервативность и элитарность определяли лицо классической культуры.

Замкнутость и самодостаточность локальной культуры проявляется в ее противопоставлении (иногда достаточно жестком) иным культурам. Поэтому одной из центральных культурных оппозиций системы локальных культуры была оппозиция «свой ― чужой», в которой свое (внутрикультурное) рассматривалось как истинное, а чужое ― как отрицание моего, а значит, враждебное (ложное). Основой локальных культур была, прежде всего, система этнических и религиозных ценностей.

Заключение

Понятие культуры весьма многозначно и отражает широчайший спектр человеческий представлений о ней. В наиболее общем плане можно понимать культуру как совокупность результатов деятельности людей, создавших систему традиционных для человечества ценностей как материального, так и духовного характера.

Этническая (народная) культура ― это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. В этнической культуре господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся от поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Элементы народной культуры ― обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор ― сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека ― его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального уха, органической пластики.

Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровно-родственными отношениями. Условием существования национальной культуры является возникновение письменности.

Типологические черты локальных культур: а) вписанность в природные ритмы; б) идеал личности, символизирующий ненарушение своим моральным и социальным поведением природных ритмов в) осуждение инноваций, ретроспективность основных культурных регуляторов («выпрямление имен» Конфуция); г) знание носит сакральный характер; д) искусство имперсонально и канонично. Замкнутость и самодостаточность локальной культуры проявляется в ее противопоставлении иным культурам. Поэтому одной из центральных культурных оппозиций системы локальных культуры является оппозиция «свой ― чужой».

Список использованной литературы :

1. Аванесова Г.А., Бабанова В.Г. Морфология культуры: Структура и динамика. – М.: Наука,2004.- 460 с.

2. Бергер П.Л. Культурная динамика глобализации. Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире. – Акакдемия, 2004. – с.10-16

3. История мировой культуры (Мировых цивилизаций). Под ред. Драча Г.В. – Ростов -на-Дону. Феникс,2007.-533с.

4. Кравченко А.И. Культурология. – М.: Академический Проект 2003.- 496 с.

Этническая и национальная культура - понятия различные. Первое входит в структуру второго. Другими словами, культура развитой нации всегда включает в себя этническую составляющую - культуру одной или нескольких народностей, сформировавших ее (нацию). В этом компоненте отражен многовековой опыт жизни и рационального устройства и ведения хозяйства в соответствии с данными природно-климатическими условиями.

Этническая культура проявляется в особенностях фольклора, пищи, медицины и промыслов и прочих сферах жизни. В большей мере сохранены ее черты в деревнях, нежели в городах. Этническая культура - это самый древний Именно она несет в себе все традиции предков.

Этническая культура ориентирована на сохранение привязанности к прошлому, наделена преемственностью и консерватизмом. Отдельные ее элементы указывают на самобытность народа. Например, к таким символам можно отнести сарафан и самовар у русских, спагетти у итальянцев, клетчатую юбку - у шотландцев, легенды о привидениях и овсяную кашу - у англичан. Подобные черты присутствуют у народов всех стран.

При этом следует отметить, что к не сводится национальная. Последняя формируется на основе образования, письменности и философии, науки и искусства, литературы, технологического и народа. При этом постижение национальной культуры осуществляется посредством самообразования, образования. Познания требуют особых интеллектуальных усилий.

Этническая культура в свою очередь является базой для развития. В ней формируется народный язык, она становится источником литературных сюжетов и образов, музыкальных ритмов. Складывающиеся в ней веками традиции оказывают влияние на неповторимость и своеобразие всей нации в целом.

Вместе с этим, тяготея к замкнутости, приверженности пережиткам прошлого, этническая культура часто не отвечает современным жизненным нормам. Она не знает перемен, не принимает ничего чужого и незнакомого, сохраняя свою неповторимость. При этом национальной культуре свойственны постоянные изменения, новшества. Она впитывает в себя достижения других наций.

Такие расхождения в истории порождали периоды, когда случался практически разрыв между культурно развитым образованным слоем населения и «низами» - приверженцами этноса. Так, например, в России в 18-19 веках между простым народом (крестьянами) и дворянской знатью сформировалась настоящая культурная пропасть. Часто русский дворянин мог без труда понять иностранца, нежели своего крепостного. При этом, в «высшем» обществе практически все аристократы, свободно владея французским языком, по-русски говорили с большими затруднениями.

На устранение этой «пропасти» большое влияние оказали гении русской литературы (Пушкин, сумевший соединить в своей поэзии аристократическую образованность и простое народное начало, прочие поэты и писатели), славянофилы, страстно выступавшие за защиту русского этноса - народного духа, интеллигенты, входившие в народ.

Сегодня многие говорят о необходимости возрождать «исконно русскую культуру». Однако, понимая роль и место этноса, становится ясно, что это может привести к упадку в культурном развитии нации в целом. Из народной жизни приметы древности, все чаще новые технологии входят в деревенский быт. Этническую культуру все чаще переселяют в музеи.

Безусловно, знать и изучать народные черты, присущие своей нации, необходимо. Однако жить нужно в культуре современной.

Национальный прогресс не всегда расценивается как сплошные приобретения и победы. Вместе с достижениями имеют место и противоречия, и потери.

В современной науке этническая культура понимается как система определенных стереотипов, норм поведения членов данного этноса. В соответствии с адаптативно-деятельностным подходом, культура представляется как способ деятельности, система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе.

Именно подобное понимание культуры определяет ее выдвижение на роль одной из главных этнообразующих и этносохраняющих компонентов. Именно оно дает основание считать, что этническая общность - это, прежде всего, общность, связанная определенной общей культурой в самом широком понимании этого слова.

Очевидно, что закрепление культурных моделей, их трансляция из поколения в поколение происходит в процессе жизнедеятельности и, в первую очередь, языкового общения членов этноса.

Одной из функций этнической культуры является психологическая защита индивида. Каждый человек чувствует опасность, исходящую извне. Мир, который "во зле лежит", пробуждает ощущение тревоги. Чтобы действовать в нем, человек должен, прежде всего, определить конкретные источники внешней опасности. Если окружающую действительность не рационализировать, то в ней невозможно осмысленно действовать. Посредством этой рационализации человек добивается того, что ощущение тревожности трансформируется в определенные образы, которые концентрируют в себе враждебность. Одновременно вырабатываются представления об образе действия человека в мире, который бы был направлен на избежание и преодоление опасности.

Таким образом, чтобы приступить к действию, человек должен иметь хотя бы смутное представление о том, при каких обстоятельствах это действие осуществимо, кто он такой, что может его совершить, какими качествами он должен для этого обладать (какие качества себе приписывать), в каких отношениях он должен находиться с другими людьми, нуждается ли он в их помощи, или он способен помочь себе сам, могут ли оказать ему помощь другие, каким образом возможно совместное действие и какими качествами должен обладать коллектив людей, чтобы решиться на действие?

Ответы, которые этническая культура дает на эти вопросы - это та призма, сквозь которую человек смотрит на мир, в котором должен действовать, основные парадигмы, определяющие возможность и условия действия человека в мире, вокруг которых выстраивается в его сознании вся структура бытия. В этом, прежде всего, и состоит защитная функция этнической культуры.

Главным стимулирующим фактором возникновения и развития этнической культуры является необходимость адаптации людей к меняющимся внешним условиям их существования, а также к условиям, создаваемым изменением элементов общественного производства и социального взаимодействия, обусловливающих необходимость изменения структурной организации всей системы в целом.

При этом этнос обладает неким внутренним, не осознаваемым ни его членами, ни внешними наблюдателями, культурным стержнем, в каждом случае уникальным, который определяет согласованность действий членов этноса и обнаруживает себя вовне через различные модификации культурной традиции, являющиеся выражением некоторого общего содержания.

Именно этот стержень (“центральная зона” культуры), по мнению С.В. Лурье, является основой этничности. Т.е. не все культурные проявления данного народа, а их внутреннюю, инвариантную, бессознательную часть следует рассматривать как этнообразующую. Соответственно, изменение под влиянием иной культуры каких-то отдельных культурных манифестаций данного народа еще нельзя воспринимать как проявление его культурной ассимиляции до тех пор, пока не затронут стержень этнической культуры, его “центральная зона".

Что же представляет собой этот “центр” этнической культуры? С.В. Лурье предлагает понимать под “центральной зоной культуры” этноса его адаптационно-деятельностные модели, способствующие постоянной адаптации человека и всего этноса к окружающему миру.

Структурирование мира создает призму, через которую человек видит мир и себя в нем. В этом и заключается самая значимая функция этнической культуры - адаптативная.

Этнос адаптируется к реальному миру тем, что всему в мире дает как бы свое название, определяет его место в мироздании. Так создается основополагающая компонента этнической культуры - этническая картина мира, т.е. некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса. Картина мира этноса может и должна претерпевать со временем определенные изменения, чтобы соответствовать изменяющимся объективным условиям жизни народа. Но при изменении этнической картины мира, неизменными оказываются лишь логически необъяснимые, принятые в этнической картине мира за аксиому, блоки. На их основе этнос выстраивает новые и новые картины мира, обладающие наибольшими адаптативными свойствами в данный период его существования

Эти стабильные блоки этнической картины мира, традиции, культуры - этнические константы и являются инвариантным центром этнической культуры

Всякая дифференцированная культура неизбежно заключает в себе две обязательные части, которые образно можно назвать верхом и низом здания данной культуры. Под низом мы понимаем тот запас культурных ценностей, которым удовлетворяют свои потребности наиболее широкие слои национального целого, так называемые народные массы. Поскольку эти ценности создаются в самой среде народных масс, они сравнительно элементарны и не носят на себе резкого отпечатка индивидуального творчества. Когда же некоторые из них проникают в низы из верхов, они в силу самой этой миграции неизбежно слегка обезличиваются и упрощаются, приспособляясь к общему контексту других ценностей исключительно нижнего происхождения. Несколько иной характер носят верхи культурного здания.

Культурные ценности нижних слоев способны удовлетворить далеко не всякого представителя данного народа. Многие, не удовлетворяясь формой той или иной общепринятой ценности, стараются усовершенствовать ее, приспособив к своим личным вкусам. Может статься, что в таком измененном виде эта ценность окажется почему-либо недоступной для широких слоев населения, но придется по вкусу тем частям национального целого, которые в каком-либо отношении занимают в этом целом господствующее положение. В таком случае эта ценность попадает в запас "верхов" культуры.

Поскольку, с одной стороны, отправной точкой для создания той или иной ценности верхнего запаса может явиться какая-нибудь ценность запаса нижнего, а с другой стороны, сами народные массы постоянно вводят в свой бытовой обиход ценности, заимствованные в упрощенном виде из верхнего запаса, можно сказать, что в нормальной культуре между верхом и низом всегда существует известный обмен и взаимодействие. Обмен этот увеличивается еще и потому, что сама господствующая часть национального целого не есть величина неизменная и постоянная.

Помимо этого внутреннего культурного взаимодействия верхов и низов, каждая из этих частей данного культурного целого питается и заимствованиями извне, из культур иноземных. При этом может случиться, что тот иноземный источник, из которого черпают культурные ценности данные верхи, не совпадает с тем иноземным источником, который питает соответствующие низы. Если заимствованные ценности не противоречат общему психическому облику данного национального целого и при усвоении органически перерабатываются, то в силу естественного внутреннего взаимодействия между культурными верхами и низами снова устанавливается известная равнодействующая. Но такой равнодействующей может и не установиться, в каковом случае между верхами и низами образуется культурный разрыв и национальное единство нарушается.

В общем контексте культурологических исследований роль этнологии состоит в том, чтобы описывать и объяснять особенности культуры, мышления и поведения прошлых и современных обществ.

Каждая этническая культура имеет свои особенности, и эти особенности могут выражаться в самых разных вещах. Каждая этническая культура имеет свою собственную логику и только исходя из этой логики, можно объяснить, что для данной культуры имеет принципиальное значение (и либо никогда не изменяется, либо меняется лишь в особых случаях), а что второстепенно и может легко модифицироваться.

По мере дальнейшего развития человеческого общества происходит известное разделение культуры данного народа на культуру народных масс, трудящихся и на культуру господствующих классов. Вместе с тем происходит и усложнение самой культуры, особенно той ее части, которая присуща господствующим классам.

Заключение

Этнос - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой и самосознанием.

В современной науке этническая культура понимается как система определенных стереотипов, норм поведения членов данного этноса.

К свойствам этноса относятся: определенная целостная территория; развитие социально-экономических связей между отдельными частями этноса; специфические черты традиционной материальной и духовной культуры; общность родного (и совпадающего с ним основного разговорного) языка; общность религиозных представлений; некоторые особенности групповой психики (проявляющиеся в системе ценностных ориентаций, эстетических представлений и т.п.); этническое самосознание, т.е. осознание членами этноса своего единства, самоназвание этноса (этноним) как внешнее проявление его самосознания.

Этническая культура имеет множество функций, например, защитная и адаптативная. Особенностями этнической культуры являются наличие «центральной зоны», этнической картины мира, этнических констант и др.

Гипотеза о том, что этническая культура оказывает влияние на развитие современного общества, подтвердилась, так как в современности, в ситуации динами­ческого взаимодействия этнических культур, актуализировались новые формы взаимоотношений между ни­ми, появились новые качества этнических групп.

Список литературы

    Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. - М., 2000.

    Бромлей Ю.В., Козлов В.И., Арутюнов С.А. и др. Этнические процессы в современном мире - М., 1987.

    Иванова Ю.В. Этнос: Социокультурная динамика и традиции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. – М., 2000.

    Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 2004.

    Коган Л.Н. Социология культуры. Учебное пособие. - Екатеринбург, 2003.

    Кузнецова Т.Ф., Межуев В.М., Шайтанов И.О. и др. Культура: теории и проблемы. Учеб. Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей - М.: Наука, 2004.

    Лурье С.В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003.

    Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология.2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2003.

    Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М.: 2003.

    Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. - М.: 2004.

Этническая культура -- это единственная историческая форма существования культуры уществования культуры.

Исходной точкой и основным признаком формирования этнической культуры является возникновение у группы людей каких-то общих интересов, которые осознаются ими как потребности, принуждающие их жить и действовать коллективно. Важной характеристикой подобных потребностей служит то, что они выражают общий коллективный интерес, содержательно превосходящий механическую сумму индивидуальных интересов членов сообщества. Потребности такого рода представляют собой особые межиндивидуальные интересы и могут быть удовлетворены путем совместных действий всего коллектива. В этнологических, исторических, социологических, культурологических исследованиях такие потребности оцениваются как служащие интересам жизнеобеспечения и сохранения общности. В то же время всякое локальное историческое сообщество живет в конкретном природно-историческом окружении, обстоятельствах места и времени, адаптация к которым служит неотъемлемым условием его существования. Этот процесс непрерывной адаптации и работы по удовлетворению коллективных потребностей в конкретных сложившихся обстоятельствах позволяет членам сообщества накопить свой локальный специфический культурный опыт, выражающийся в особых формах деятельности и взаимодействия и отличающийся от такого же рода опыта других сообществ. Если коллективные потребности большинства людей, составляющих локальные сообщества, психологически сравнительно единообразны, то условия их достижения всегда более или менее различаются. Это в итоге ведет к формированию уникальных культурных комплексов, специфичность которых повышается от поколения к поколению за счет естественной аккумуляции культурных отличий, складывающихся в процессе создания людьми своего искусственного окружения. Вместе с тем культурный опыт всякого сообщества по своему содержанию необычайно велик и эмпирически многообразен. Ни один человек, каким бы культурным опытом он ни обладал, не в состоянии освоить его в объеме, равном культурному опыту всего сообщества. Поэтому отдельные индивиды осваивают и используют лишь часть культурного опыта общества, которая им необходима в практической жизнедеятельности. Большинство же остальных составляющих своего культурного опыта человек усваивает в опосредованном виде. И эти составляющие можно определить как ценностные ориентации, отличающие культуру данного сообщества. Несмотря на всю важность ценностных ориентации в детерминации общих черт культурного мироощущения сообщества, они нуждаются в более или менее систематизированных приемах и формах применения, т.е. в практических стереотипах поведения, отвечаюinп повседневным нуждам и потребностям людей. Это происходит в форме постоянной корректировки норм и стандартов деятельности и формирования в результате этого соответствующих образов жизни и картин мира, характерных для конкретного этнического сообщества.

В этом смысле образы жизни и картины мира представляют собой наиболее типичные, широко распространенные в сообществе устойчивые наборы, совокупности стандартов действительности, взаимодействия, поведения, представлений и т.п. Эти типичные проявления культуры сосуществуют с маргинальными, экстравагантными и новационными проявлениями. Однако именно устойчивые поведенческие установки в наибольшей мере характеризуют специфику этнической культуры. Исследуя процессы жизнедеятельности современных этносов, ученые-этнологи констатируют, что сфера их этнической специфичности неуклонно сокращается: в одних областях жизни быстрее, в других медленнее она уступает свое место интернационально-стандартным моделям. В осмыслении этого процесса культурного развития отечественная этнологическая мысль привит к необходимости методологического разделения понятий «этническая культура» и «культура этноса». Ведь для своего существования и воспроизводства большинство народов мира в настоящее время не может обходиться только этнически специфичными способами жизнедеятельности, сложившимися в условиях натурального жизнеобеспечения. Их современное существование стало интегрированным, национально взаимозависимым. В этом процессе понятие «этническая культура» акцентирует внимание исследователей только на этнической специфике свойственных этнической общности культурных явлений. В этом отношении этническая культура представляет собой совокупность этнодифференцирующих и этпоинтегрирующих характеристик данной культуры, которые, с одной стороны, обеспечивают единство каждого отдельного этноса, а с другой -- передачу этого единства от поколения к поколению.

Этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, в воспитании детей, в одежде, в устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре. На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса. Важным элементом этнической культуры является самоназвание народа (этноним). Приметы воздействия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий труда, предметов быта и кончая самими этнонимами. Так, климат во многом определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, от него зависят и средства транспорта. Состав местной растительности определяет материал жилища и его виды, а вместе с особенностями фауны сказывается на специфике повседневной жизни и культурно-хозяйственном развитии. Не случайно индейские цивилизации Мезоамерики развивались менее динамично, чем европейская. Одной из причин этогобыло отсутствие в Америке животных, которые могли бы после одомашнивания стать рабочим скотом. Характерные особенности географической среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) оказывают также влияние на духовную культуру этноса и его психический склад, что выражается в формирующихся стереотипах поведения, привычках, обычаях, обрядах. Этносам тропического пояса, например, незнакомы многие обряды, характерные для жителей умеренного пояса и связанные с сезонными циклами земледельческих работ. Географическая среда находит отражение и в этническом самоназвании.

Именно ландшафты этнической территории ассоциируются в сознании людей с «родной землей». Некоторые элементы ландшафта либо в виде зрительных образов (береза у русских, сакура у японцев), либо в сочетании с топонимикой (река Волга у русских, гора Фудзи у японцев) становятся своего рода символами этнической принадлежности. Иногда и этнонимы прямо связаны с географической средой -- береговые чукчи называют себя «морские жители». Хозяйственные традиции народов, формирующиеся в непосредственной связи с природными условиями, очень устойчивы. Например, перебравшиеся в Калифорнию армяне-земледельцы и там занимаются традиционным садоводством и виноградарством. Влияют природные условия и на историческую судьбу народа. Гак, островное положение этноса способствует развитию кораблестроения, рыболовства, мореплавания. Кроме того, он защищен своим положением от нападений врагов. Этими условиями во многом объясняется важное место Англии и Японии в современном мире. Язык этноса способствует прежде всего формированию чувства групповой идентичности. Он поддерживает сплоченность этнической группы, причем между людьми, говорящими на одном языке,почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая намять. И наконец, язык как элемент культуры участвует в процессе приобретения практического опыта людьми, особенно членами одной этнической группы. Преимущественно благодаря языкам современная этническая картина мира отличается такой пестротой и разнообразием. Сегодня в мире насчитывается свыше двух тысяч живых языков: от бесчисленных племенных языков, на которых говорят иногда лишь десятки человек, до национальных языков, которыми пользуются многие миллионы людей.

В этнолингвистике принято выделять несколько языковых семейств (индоевропейская, семито-хамитская, кавказская, дравидийская, уральская, чукотско-камчатская, конго-кордофанская, нило-сахарская, койсан-ская, китайско-тибетская, тайская, австро-азиатская, эскимосо-але-утская). Среди них основной является индоевропейская, включающая в себя около 100 языков, на которых говорят почти 150 пародов, живущих во всех частях света. Свыше 60% населения нашей планеты говорит на десяти наиболее распространенных языках. Каждый народ создает свою картину мира на основе языка. Именно поэтому народам бывает так сложно понять друг друга. Конечно, народам, говорящим на родственных языках, это сделать проще (хотя, разумеется, этнические контакты зависят не только от этого), чем тем этносам, языки которых слишком сильно отличаются друг от друга. Так, для народов индоевропейской языковой семьи понятие прогресса расшифровывается как развитие, ускоренное движение вперед. В китайском же языке соответствующий иероглиф обозначает движение вовнутрь, к центру. Значение религии в формировании этнической культуры общеизвестно. Например, нынешнюю Бельгию населяют два народа -- фламандцы, говорящие на одном из германских языков, и валлоны, чей родной язык -- французский. Это рождает массу проблем, но, хотя оба эти этноса пользуются определенной автономией, пет оснований полагать, что Бельгия когда-нибудь распадется.

Слишком крепка их связь, обязанная прежде всего общей религии -- католицизму. Хорошо известен и другой пример. Хорваты и сербы, говорящие на одном и том же языке, тем не менее являются разными народами, что во многом вызвано различиями в религии: хорваты -- католики, сербы - православные. Отсюда - разные культуры, отсюда -- ориентация хорватов на Западную Европу, а сербов -- на Россию, отсюда -- давняя вражда между сербами и хорватами. Сегодня говорят о едином арабском мире, в состав которого входят многочисленные этносы, но они говорят на диалектах и наречиях одного языка, которые когда-то принесли сюда завоеватели-арабы вместе с новой религией -- исламом. Именно эта религия стала мощнейшей объединительной силой, а язык лег в основу формирования этих культур. Важным элементом этнической культуры является название этноса, причем сам народ называет себя совсем не так, как его соседи. Например, мы себя называем русскими. А маленький народ саамов, живущий на Крайнем Севере, называет русских «карьеле», латыши -- «криеви», финны и эстонцы -- «вене», турки -- «казак». Этнографам понятно, откуда взялись эти названия. У саамов оно связано с карелами, ближайшим к ним соседним народом, латыши помнят своих ближайших соседей-славян в старину, -- племя кривичей.

Эстонцы же и финны, скорее всего, перенесли на русских имя древних славянских племен Прибалтики -- венедов. А для турок -- исторически -- представителями России были казаки. Гораздо сложнее вопрос, откуда берутся самоназвания этносов. Имя становится нужно этносу, когда он уже прошел определенный путь своего формирования и развития. Ведь имя -- это выражение того факта, что члены этноса осознали, почувствовали себя одним из народов. Долгое время все человечество делилось в глазах людей на две части: собственное племя и все остальные, причем «мы» -- это люди, а «они» -- все остальные племена без различия, не-люди. Часто первобытные племена вообще не имели самоназваний, как, например, папуасы до XIX в. (Все племена Новой Гвинеи получили имена от европейцев.) Сами папуасы объясняли такое положение вещей очень просто: названия нужны другим племенам, чтобы отличить их друг от друга, а про себя и так все ясно -- люди. Поэтому очень многие этнонимы восходят к этому понятию -- «люди». Именно это означало когда-то «дейч» -- немец, «дене» -- индейцы навахо.

«Тюрк» также происходит от слова, означающего «человек». Важный этап на пути формирования этнонимов -- появление перед словом «человек» или «люди» определения «настоящий». Это очень большой шаг вперед в осознании своего места в мире, в том числе и признание факта, что другие племена тоже относятся к человеческому роду. Многие имена означают «друг», «товарищ», «союзник». Гак, имя предков осетин -- аланы. Это слово и сегодня у некоторых кавказских народов означает «друг». Есть имена, означающие «чужой» и «враг» -- именно это, например, означает имя коряков. Очень давно стали получать народы имя но стране, в которой они живут. Страна же, в свою очередь, получала свое имя от другого, более древнего народа, когда-то жившего здесь. Так, давно нет народа виталов, живших когда-то на юге Апеннинского полуострова, но столкнувшиеся с ними греки назвали по их имени весь полуостров Италией; отсюда и имя итальянцев. Даже особая деталь одежды может стать именем народа: «каракалпаки» -- «черные шапки». Иногда именем становится название занятия. Бхилы в Индии -- лучники, тахтаджи в Турции -- лесорубы. Отражается в имени народа характер местности, на которой он живет. Так появилось название одного из славянских племен -- дреговичей, живших в болотистой местности («дрегва» -- трясина, болото).

Нередко народ или часть народа принимает имя своего выдающегося вождя. Татаро-монгольский хан Ногай правил в конце XIII в. землями от Дуная до Кавказа, сорок лет его воинских успехов привели к тому, что появился целый парод с именем ногайцев. Огузов, вторгшихся в Иран и Малую Азию в XI--XII вв., вели вожди из рода Сельджуков, и этот народ стал зваться турками-сельджуками. Позже во главе этого народа встал род Османов, и появились турки-османы. Путей образования этнонимов очень много, но в любом случае их появление знаменует собой завершение формирования этноса и его этнической культуры. С этого момента принятое народом имя перестает быть обычным словом, оно становится символом. Важным элементом этнической культуры является «душа народа», которую еще называют национальным характером или психическим складом этноса. Мы не будем говорить о составных частях этого элемента культуры (это было сделано выше). Отметим лишь, что нельзя абсолютизировать характер отдельных этнических общностей. Хотя легко заметить, что, например, такое свойство, как трудолюбие, в силу специфики социально-экономических, географических и других условий проявляется у разных народов неодинаково.

Этносы могут различаться аккуратностью и пунктуальностью (пунктуальность, высоко ценимая немцами или голландцами, сравнительпо мало значит в Испании и еще меньше -- в странах Латинской Америки). Характер этнической общности, как и отдельной личности, проявляется главным образом в действиях. Поэтому он обнаруживается и в отдельных памятниках материальной культуры, и в различных видах народного искусства, и в обычаях, и в речи и языке. Национальный характер не является чем-то застывшим, его особенности определены исторически.

Так, среднего немца в середине XVIII в. представляли себе как человека добродушного и терпеливого и только во второй половине XIX в. стали говорить о немецкой сверхпунктуальности и точности. Национальный характер существует, но он не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания. Гораздо сильнее он проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные члены определенного народа, а целые их группы, причем далеко не каждый член этноса может считаться обладателем типичного национального характера. Еще Л. Толстой в «Войне и мире» писал о французской и русской храбрости. Если французы всегда стремились сделать храбрость как можно более картинной и эффектной, то русский человек делал свое дело, ничего при этом не говоря. Немецкая храбрость, в свою очередь, отличается и от французской, и от русской. Так, стойкость немецких солдат, выполняющих приказ своего начальника, у ряда народов вошла в поговорку, но без приказа они не обязаны быть храбрыми. Можно, наконец, отметить итальянскую храбрость -- полную противоположность немецкой. Итальянская армия в обеих мировых войнах зарекомендовала себя далеко не лучшим образом. Но итальянские партизаны в то же время показывали чудеса героизма. 11оэтому иногда говорят, что немецкая храбрость сильнее всего проявляется, когда опирается на дисциплину, итальянскую же храбрость такая дисциплина сковывает. Помимо горизонтального членения этнической культуры, рассматривается также вертикальное деление.

В таком случае в ней выделяются два уровня: традиционно-бытовой и профессиональный. Традиционно-бытовая культура -- это обыденная жизнь людей. На этом уровне человек удовлетворяет свои физические потребности, потребность в общении и т.д. Он ест, одевается, обставляет свой дом, читает книги и газеты, слушает музыку, отдыхает после работы, воспитывает детей. Именно здесь, в семье, человек с самого детства впитывает в себя этнические стереотипы, которые и делают его представителем определенного этноса. Профессиональная культура -- это искусство, наука, литература, философия, теология и т.д. Все эти сферы также довольно тесно связаны с этничностью, призваны уже не спонтанно, а на осознанном уровне служить своему народу, сохранять и развивать его этническую культуру.

Для искусства и литературы эта функция более важна, чем для философии, теологии или науки, хотя и в них есть этноспе-цифические черты. Очень важную роль играет фольклор, но только если он соответствующим образом осмыслен профессиональной культурой. В современных условиях, в связи с развитием СМИ и различных культурных учреждений, роль профессиональной культуры возрастает. И здесь большое значение имеют государственные и общественные организации, которые должны поддерживать культуру своего народа. Но если в государстве нельзя высказаться через профессиональную культуру, этнические элементы культуры опускаются в менее доступные контролю государства слои традиционно-бытовой культуры -- так появляются анекдоты, частушки и т.д.

Однако современному этапу жизнедеятельности этнических общностей более соответствует понятие «культура этноса», предполагающее совокупность всего спектра культурных явлений, необходимых для существования общества, без учета этнической специфики. Действительно, трудно представить такой современный народ, жизнедеятельность которого базировалась бы исключительно на этнически своеобразных основаниях. Вполне очевидно, что чем более цивилизован народ, тем более необходимы ему самые передовые достижения других культур. То есть реальной чертой современной этнокультурной действительности выступает не этническая культура народа как комплекс этноспецпфических черт, а культура этноса как совокупность культурных явлений, необходимых народу для его жизнедеятельности. Однако в структуре культуры даже самых цивилизованных народов все же обнаруживаются многие этноспецнфи-ческие элементы культуры, причем одни слои сохраняют в своем образе жизни значительный отпечаток этнического своеобразия, а другие его почти лишены.

Культура этноса , с одной стороны, обеспечивает его единство и стабильность как системы, его выживание, т.е. выполняет интегративную функцию. Но с другой стороны элементы этой культуры имеют и "вторую жизнь", так как выполняют дифференцирующую функцию, противопоставляют один коллектив другому, становятся основой для различения "мы" и "они". Потребности дифференциации приводят к тому, что один из компонентов (язык, религия, художественная культура) выделяется в качестве основного этнического признака. Нередко такую роль выполняет язык. Однако иногда статус главного этнического признака приписывают религии. Например сербы и хорваты говорят на одном языке и вся специфика их культурного развития и этнических различий выражена в принадлежности их к разным конфессиям: сербы - православные, хорваты - католики. Отсюда различия в бытовой культуре и обрядах.

От этнической следует отличать национальную культуру. Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровно-родственными отношениями. Условием существования национальной культуры является возникновение письменности. Именно посредством письменности идеи и символы, необходимые для национального объединения людей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и семантическими различиями. О возникновении национальной культуры мы судим прежде всего по факту рождения письменного языка и национальной литературы.

Национальная культура лишена, как правило, культового характера и является продуктом преимущественно индивидуального творчества. Национальная культура создается не этносом в целом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Внутренняя организация и структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у этнической культуры. Национальная культура включает в себя наряду с традиционно-бытовой и профессиональную культуру, наряду с обыденными имеет и специализированные области культуры (литература, философия, наука, право и др.).

Кроме того, современные национальные общества состоят из множества классовых, профессиональных, демографических групп. Многие нации неоднородны и по этническому признаку, включают в себя различающиеся по генезису и формам существования этнические группы. Особенно неоднородны "молодые нации" Нового Света - американская, аргентинская, бразильская. Американская национальная культура включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. В Великобритании до сих пор существуют различия между собственно англичанами, уэльсцами и шотландцами, во Франции - между бретонцами и эльзасцами. Таким образом, большинство современных национальных культур полиэтничны. Однако национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, африканцы и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают законы этой страны и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.

Этническая культура -- совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства1. Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

* исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

* исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении нескольких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиции, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей от поколения к поколению.

Этническая культура -- это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) -- одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Если этнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию.

Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.

Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и африканцы, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.

В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип, социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения.

Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной,территории, должна называться доминирующей. Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, а этническая культура -- этнографией и антропологией, имеющими дело прежде всего с дописьменной литературой.

Функции этнической культуры

Разные сферы культуры неодинаково выполняют роль сплачивающего или различающего средства для различных видов этнических образований. Поэтому в исследовании этнических общностей все большее место занимает рассмотрение разнообразных функций культуры. Одной нз существенных среди них и вместе с тем слабоизученных выступает этнознаковая роль культуры. Ее изучение находится в поле внимания лингвистики, фольклористики, искусствознания, археологии, психологии и других смежных наук.

Культура, как известно, выполняет самые разнообразные функции. В частности, в нашей научной литературе выделяются следующие "технические" функции культуры:

1) инструментальная функция, с которой в первую очередь связана "механическая" техника, выступающая преимущественно как специфическая система средств совместною воздействия человеческих индивидов на материальную среду;

2) нормативная, функция, сопряженная с "организационной" техникой ("соционормативной" культурой) как специфической системой средств организации коллективной жизни;

3) сигнификативная функция, выражающаяся в "символической" ("знаковой") технике как специфической системе средств, благодаря которой осуществляются умственные и эмоциональные действия человека;

4) коммуникативная функция, неразрывно связанная со знаковой техникой, обеспечивающая общение людей.

Наряду с этими "техническими" функциями культуры, в известном смысле простирающимися на все общество, можно выделить ее "специфические" функции, связанные с обеспечением отдельных видов социальных потребностей. Таковы, например, эстетическая, познавательная и религиозная функции. Все они в той или иной степени пересекаются с "техническими" функциями культуры. Каждой из них соответствует особая сфера культуры, однако их проявление данными сферами обычно пе ограничивает: я (например, эстетическую функцию выполняет не только такая сфера культуры, как искусство, но и другие ее сферы).

Среди выполняемых культурой многочисленных ролей представляется правомерным особо выделить ее этническую функцию. Эту функцию выполняет совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих свойств культуры. Свойства культуры теснейшим образом сопряжены с остальными функциями культуры, нередко выступая фактически в качестве одной из их сторон. Более того, фактически этнические функции выступают в качестве своеобразного дополнении к основным функциям культуры. Как известно, особенно характерно такое "дополнение" к традиционным компонентам культуры, хотя ото не исключает выполнения этнических функций и культурными инновациями.

Обычно при характеристике этнических общностей особое внимание уделяется дифференцирующей функции. Однако не следует исключать и этноинтегрирующие функции культуры. Ведь при всей значимости свойств, выделяющих каждый этнос среди других аналогичных общностей, непременным и важнейшим условием его существования как целостной системы остаются интегрирующие функции культуры. Если лишить этнос внутренних культурных связей, то он неизбежно разрушится.

Интегрирующие этнос культурные компоненты сами по себе далеко не однородны.

Они различаются не только по своим основным функциям, но и по пространственным параметрам. А это придает культуре этноса своеобразную многослойность. В свою очередь в такого рода многослойности можно выделить несколько уровней. Наиболее "глубинным" и в то же время "макромасштабным" является тот, что относится к общечеловеческим чертам. Они связаны прежде всего с удовлетворением простейших потребностей людей. И не только в наше время, но и в далеком прошлом не так уж много было народов, не знавших, например, жилища или одежды, не говоря уже об орудиях труда. Естественно, что этот "глубинный" слой культуры не выполняет этнодифференцирующих функций.

Следующий слой культуры, которым обладает значительное число этносов, охватывает обычно значительную часть континента (субконтинент), а иной раз целый континент пли даже несколько их; условно такой слои может быть назван "субконтинентным" или континентальным. Примером этого может служить наличие в традиционном жилище народов Европы двух основных типов. Один из них представлен каркасно-столбовыми постройками с косыми балками-консолями, пространство между которыми заполняется не несущими вертикальной нагрузки материалами (так называемой "фахверк"). Другой - срубный дом из горизонтальных бревенчатых венцов. Если первый характерен главным образом для Западной Европы (от Англии, Франции и Скандинавии до Австрии и Балкан), то второй - для Восточной (для поляков, белорусов, русских, финноугорских и тюркских народов Поволжья), хотя известен также в Альпах и Пиренеях. Не менее показательно и деление одежды на два основных типа: несшитую и сшитую. Наиболее древними, судя по всему, являются различные виды несшитой одежды, ведущие свое происхождение от набедренных повязок. Но уже в верхнем палеолите, очевидно, в связи с похолоданием, имевшим место 38-35 тыс. лет тому назад, появляется сшитая одежда. Охотники того времени, населявшие северные полосы Европы и Азии, стали носить меховые штаны и куртки.

В поле зрения этнографов должны находиться и те пространственные особенности культуры, которые связаны с хозяйственно-культурными типами. Под таковыми, как известно, в нашей этнографической науке принято понимать определенные комплексы хозяйства и культуры, каждый из которых может быть одновременно характерен для нескольких народов самых различных частей ойкумены.

Привлекают внимание этнографов и такие ареально-культурные образования, как историко-этнографические области. Под таковыми понимаются части ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния сложились сходные культурно-бытовые черты. Эти черты проявляются как в материальной, так и в духовной традиционной культуре, особенно в тех ее элементах, что несут эстетическую нагрузку. Нередко такого рода черты в значительной мере обусловлены природной средой (не случайно историко-этнографические общности в большей или меньшей степени совпадают с географическими ареалами).

Одна из непосредственных задач этнографической науки исследование так называемых метаэтнических общностей. Имеются в виду образования, охватывающие несколько основных этнических подразделений, но обладающих этническими свойствами меньшей интенсивности, чем каждое из таких подразделений. При этом метаэтнические общности отличаются чрезвычайным разнообразием по своему генезису, системообразующим компонентам, масштабам. При всей значимости всех рассмотренных слоев культуры этноса для его функционирования все же важнейшая роль в данном отношении принадлежит тем компонентам его культуры, которые обладают типичными для него чертами.

В силу взаимодействий культур, а также определенной культурной конвергентности в развитии народов преобладающая часть этнических особенностей в сфере культуры имеет, так сказать, относительный характер. Каждый значительный компонент этноса по-своему выражает этническую специфику, притом далеко не одинаково в разных конкретно-исторических ситуациях. Соответственно определение задач этнографии при изучении этнодифференцирующих свойств культуры этноса предполагает ее покомпонентное рассмотрение.

Обычно легче всего поддаются фиксации этнические особенности в опредмеченных результатах человеческой активности, прежде всего в материальной культуре. Не случайно ее традиционные виды уже давно привлекают пристальное внимание этнографов во всех странах, где существует эта дисциплина (или ее ближайшие аналоги). Русская этнографическая наука вносит существенный вклад в изучение таких компонентов материальной культуры, как сельскохозяйственные орудия, поселения, жилище, одежда, домашняя утварь, пища и т. д. Исследования эти касаются многих народов России, а также ряда зарубежных стран.

Рассматривая обычно каждый из этих компонентов культуры как целостное исторически изменяющееся явление, всесторонне характеризуя его, наша этнографическая наука тем самым в значительной мере выполняет функции истории материальной культуры.

Выполнение этнографами роли историков материальной культуры нередко приводит к тому, что "вещеведческий" аспект изучения отдельных видов материальной культуры, прежде всего их описание, заслоняет основную задачу этнографических исследований. Правда, определенный сдвиг в этом отношении уже есть. Развернувшаяся в последнее время работа над историко-этнографическими атласами позволяет выявить конкретные ареалы отдельных компонентов материальной культуры (земледельческих орудий, одежды и др.) Положено начало сравнительно-типологическому изучению отдельных видов материальной культуры.

С традиционными формами материальной культуры весьма тесно связаны такие компоненты обыденного сознания, как различные виды народных знаний. К их этнографическому изучению полностью относится все то, что сказано в данной связи об изучении самой материальной культуры.

В этнографии хозяйственная деятельность народа - этноса является началом начал, так как от ее характера зависит формирование всех сторон культуры и социальной жизни. Этнографы различают основные занятия, дающие средства существования данной этнической общности, и подсобные занятия - трудовую деятельность отдельных групп этноса, постоянно или многих, в свободное от основных занятий время (различные промыслы, изготовления одежды, утвари, орудий труда и т.п.).

При описании материальной культуры, особенно когда ставится задача изучения этногенетических проблем, существенное внимание уделяется одежде, так как в ее традиционном составе, материале, оформлении, покрое находит отражение этническая специфика. Одежда - специальное средство защиты человеческого тела. Одежда бывает повседневная, праздничная, обрядовая. К последней относится одеяние священнослужителей, специальные платья, надеваемые при исполнении различных обрядовых действ.

По общему виду одежда делится на:

Глухую (без разрезов спереди, одевается через голову, характерна для северных районов)

Распашную, наиболее широко распространенную.

По расположению на человеческом теле различают одежду нательную (одета на голое тело),

Верхнюю (одета поверх нательной),

Плечевую (укрепляется на плечах-халаты, куртки "и т. д.),

Поясную (укрепляется на поясе - штаны, юбки),

Набедренную (укрепляется на бедрах; характерна как единственная форма одежды в тропических странах, например, набедренная повязка, пояса стыдливости, передники).

Покрой одежды зависит от материала, а при изготовлении из ткани - от ширины ее. Выделяется одежда трех типов покроя

Цельнокроенная (из одной шкуры или" целого куска материи),

Туникообразная (узкое полотно перекинуто через плечо и рукава вшиты у плеча)

Кимонообразная (широкое полотно, дающее возможность кроить плечо вместе, с рукавом или частью рукава). Несомненную этническую специфику может нести и запах одежды - расположение полок относительно друг друга в распашном типе. Полы могут сходиться посредине, такую одежду называют либо прямозастежнай, либо - с прямым разрезом; левая пола может находить на правую - левополая на левую - правополая одежда, или одежда с правым запахом. Например, в каменных тюркских изваяниях подчеркнута такая специфика расположения полок, отличающая тюрок от монголов или китайцев.

Учитывая, что одежда есть средство защиты тела, а, по представлениям людей доклассовой эпохи, тело должно быть защищено от злых-духов и могло быть защищено символами рода (родовыми знаками, иными отличительными признаками, как, например, родовое различие мяо передавалось в одежде через специфический цвет ткани для людей одного рода), этнография в общей теме "одежда" рассматривает различные украшения на голом теле и типы причесок. К украшениям относятся татуировки, нашейные украшения (гривны, кольца, ожерелья), ручные и ножные браслеты, кольца, повязки.

Этнографы в разделе материальной культуры изучают также традиционные виды транспорта и связи. Под транспортом понимаются средства передвижения людей и грузов, в которые входят различного вида колесные конструкции, традиционные приспособления типа волокуш, вьюков, коромысел, носилок, паланкинов, корзин и т. д. Под связью - традиционные системы передачи сигналов и сообщений как для экстраординарного (появление врага, угрозы стихийного бедствия, эпидемии), так и обыденного (счет поколениям, удостоверение общественных полномочий, начала фискальных помет) случаев.

К традиционным видам связи относятся сигнальные костры, узелковое письмо, зарубки и засечки на деревьях или специальных предметах; язык жестов, пиктография и т. П



Загрузка...

Реклама