emou.ru

Главная проблема произведения отцы и дети. Сочинение на тему: Проблема отцов и детей в романе Тургенева. Столкновение двух героев

Тему отцов и детей, особенно обостряющуюся в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох, можно считать вечной. Собственно такой период в истории России - 60е годы XIX века - изображен в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети". Представленный в нем конфликт отцов и детей уходит далеко за семейные рамки - это социальный конфликт старинного дворянства и аристократии и молодой прогрессивной интеллигенции.

Проблема отцов и детей вскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере взглядов внутри семьи Кирсановых.

Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.

В Базарове Тургенев отразил качества, которые начинали проявляться в молодежи того времени, такие, как решительность, стойкость в суждениях. Тем не менее, Тургенев считал, что за такими людьми будущее России. Мы то и дело замечаем намеки автора на предстоящую большую деятельность Базарова. Но в яром нигилизме есть и минусы, которые Тургенев не разделял со своим героем - это полное отрицание внутреннего мира человека, его эмоциональных, чувственных сторон жизни.

Чтобы показать эту ошибочность во взглядах, автор сталкивает героя с представителем аристократической элиты - Павлом Петровичем Кирсановым, человеком, который в своем лице представлял дворянское общество. Среднего роста, одетый в темный английский сюртук, модный низенький галстук и лаковые полусапожки. Таким мы впервые встречаем Павла Петровича Кирсанова. С первого взгляда становится ясно, что этот человек совершенно отличается от Евгения Васильевича своим отношением к жизни.

Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества - проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева - это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.

Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете ("Да ведь надобно и строить"), Базаров отвечает, что "сперва нужно место расчистить".

Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой - презирает "глупую жизнь отцов". От родителей Базарова отдаляют, прежде всего, его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.

При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. "Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России... Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами... Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре... Базаров похоронен в этой могиле... К ней... приходят два уже дряхлых старичка..."

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности - родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается "в пользе его влияния на Аркадия". Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

Проблема отцов и детей - одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение "века нынешнего" с "веком минувшим" отразил в своей замечательной комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского "Гроза", ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении "Отцы и дети" не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая - упрекала автора в клевете на молодое поколение.

Роман Тургенева "Отцы и дети", как бы то ни было, стоит в ряду лучших произведений русской классической литературы, а затронутые в нем проблемы остаются до сих пор актуальными. Тургенев беспристрастно передал все положительные и отрицательные стороны поколений; мощную силу, способную привести к изменениям в обществе, видел он в молодежи. Сила эта была как железная соха, не щадящая ни искусства, ни поэзии, ни даже самой любви. Тургенев не мог с этим не согласиться. Он понимал, что без этих простых вещей, жизнь будет тусклой, безрадостной, "не настоящей". Потому Иван Сергеевич был ближе к "аристократическим" суждениям о жизни. Несомненно, аристократы были не так энергичны, как нигилисты, но, проживая в семье, занимаясь своим показным обликом, небрежно ведя хозяйство, они были счастливы по-своему. А главное, к чему обязан стремиться человек - счастье.

Испытание любовью. Родители. Если задуматься: кто из героев тургеневского романа способен испытывать настоящую любовь? Любовь искреннюю, трогательную, готовую все отдать и ничего не требующую взамен? На память приходят родители Базарова, которых автор с оттенком трогательной нежности называет «старичками». Подобно Николаю Петровичу, они с нетерпением ждут на каникулы сына, которого «три года не видали». Но долго приходится им ждать. Сперва Базаров, как мы знаем, гостит у Кирсановых, затем, соскучившись, посещает с Аркадием губернский город. И даже после этого «катит» не домой, а в имение к заинтриговавшей его Анне Сергеевне. Дорогой Базаров вспоминает про свой «день ангела», а значит, дома его приезда чают больше, чем когда бы то ни было. «Сегодня меня дома ждут, - прибавил он, понизив голос… - Ну, подождут, что за важность!» В конце концов старикам приходится прислать за ним, будто ненароком, преданного Тимофеича. Из уст бывшего своего дядьки Базаров слышит заслуженный укор: «Ах, Евгений Васильевич, как не ждать-то-с! Верите ли Богу, сердце изныло на родителей ваших глядючи». В духе народного причитания обращается старик, «с крошечными слезинками в съеженных глазах», к любимому своему воспитаннику. «Ну, хорошо, хорошо, не расписывай. Скажи им, что скоро буду», - сурово обрывает Базаров старого дядьку. Неизвестно, скоро ли бы он выполнил свое обещание, если б не драматический разрыв с Одинцовой.

Сцена приезда под отчий кров своей трогательностью напоминает встречу отца и сына Кирсановых, и даже превосходит ее. Ведь Евгения дождалась матушка, Арина Власьевна: «И не разжимая рук, она отодвинула от Базарова свое мокрое от слез, смятое и умиленное лицо, посмотрела на него какими-то блаженными и смешными глазами и опять к нему припала». Отец, Василий Иванович, пробовал вести себя сдержанно. Однако и у него «и губы, и брови дергало, и подбородок трясся». Но встреча не принесла старикам полного, чаемого счастья. Уже к вечеру «…глаза Арины Власьевны, неотступно обращенные на Базарова, выражали не одну преданность и нежность: в них виднелась и грусть <…>, виднелся какой-то смиренный укор». Спустя всего «три дня» (эти слова вновь и вновь повторяет потрясенный старик) Базаров «с натянутым зевком» просит отца снарядить обратных лошадей. «Ничего. До свадьбы заживет!» - снова отмахивается герой от переживаний близких. Потрясенный отец расценивает отъезд сына как предательство. Исчезла опора его бессильной старости: «Бросил, бросил нас <…>. Один, как перст теперь, один!» Арина Власьевна, «прислонив свою седую голову к его седой голове», напоминает горькую правду: «Сын - отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел - прилетел, захотел - улетел…»

Но родители не могут долго сердиться. «Енюша» вернулся, да еще на шесть недель. То-то радость! Искушенный опытом старик «только что не прятался от него», чтобы не помешать. Арина Власьевна «соглашалась с мужем <…> и окончательно боялась с ним (Евгением) заговаривать». Такова внешняя хроника отношений Базарова с матерью и отцом, почти вплоть до финала. Она дала основание критику Максиму Алексеевичу Антоновичу утверждать, что «Базаров «ненавидит всех», начиная «от своих добрых родителей» - «ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце» (статья «Асмодей нашего времени»).

И все же Базаров не лукавит, когда говорит Аркадию о любви к своим родителям. «Он все-таки понимает, что отец любит его», - отмечает десятиклассник в сочинении на тему «Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов - сыновья своих отцов» . «Евгений тоже любит своих родителей, но из-за своих убеждений, и перед собой, и перед Аркадием, говорит о них с пренебрежением». Сколько чувств прорывается в его радостном восклицании при виде отца: «Он, он - узнаю его фигуру. - Эге-ге! как он, однако, поседел, бедняга!» Готовясь уехать, Базаров сказал: «Ничего!» - но целый день прошел, прежде чем он решился уведомить Василия Ивановича о своем намерении». Суровый нигилист скрывает, маскирует и это чувство. В первую очередь перед Аркадием. Ведь он только что сказал, да и показал всем своим видом, что радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. И вот в собственном домике «под соломенной крышей» он встречает тот же умилительный прием. Настойчивые, требующие ответного чувства порывы. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Здесь знают, что из деревьев он больше всего любит акации, а из кушаний - малину со сливками. Под отчим кровом он на всю жизнь - «Енюшенька».Остается одно - бежать. Нельзя «рассыропиться» перед безнадежно отставшими от жизни стариками. Перед отцом, который « в шестьдесят лет хлопочет, толкует о «паллиативных» средствах, лечит людей <…> - кутит, одним словом» и матерью, которой бы «родиться лет за двести, в старомосковские времена».

Пренебрежение «стариками» тем обиднее для них, что Базаров имеет основания не только любить, но уважать отца. В разговоре старший Базаров признается, что «тех-то в южной-то армии, по четырнадцатому, вы понимаете (Василий Иванович значительно сжал губы) всех знал наперечет». Отставной лекарь имел право с достоинством «сжимать губы». В своей речи Василий Иванович иносказательно намекает на людей «четырнадцатого декабря» - членов Южного тайного общества (под руководством Сергея Муравьева-Апостола). Он их, несомненно знал, их радикальные убеждения разделял. И может быть, чудом спасся от каторги. В разговоре с Аркадием (сын не прислушается и не услышит!) можно поведать об опасной юности. Так Базаров проглядел в отце единомышленника. Не менее права имеет скромный Василий Иванович гордиться своей врачебной деятельностью в период «чумы в Бессарабии», за что «получил Владимира». Однако, ожидая приезда сына, «велел спороть ленточку». Базаров несправедливо смешивает почести ненавидимого им правительства и награду (заслуженную!) Родины за подвиг.

Внимание к родственным преданиям помогло бы Базарову ответить на важный для любого человека вопрос: почему я такой? Что унаследовал от многих поколений, от отцов и дедов? Пылкость передалась от отца, который в молодости склонен был к страстям и с краской на лице признается молодым людям в давнем увлечении карточной игрой. От него, по всей видимости, и неутомимое трудолюбие. А умение руководить людьми - уж не от деда ли передалось, что «при Суворове служил и все рассказывал о переходе через Альпы»? «Врал, должно быть» - с недопустимым пренебрежением бросает Базаров. Лишь перед лицом смерти Базаров просит Анну Сергеевну осиротевших отца и мать «приласкать», «ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…»

Но быть может, Базаров имел моральное право так поступать? Ведь он не просто гостит дома - он уединяется, чтобы заняться наукой, решает грандиозные задачи, готовит себя к великой миссии? Нет, - говорит нам Тургенев. Чем более велик человек, тем сильнее требования к его гуманности, человечности. На этом стоит русская литература. Вина Базарова в этом случае - неискупимая и страшная.

Тема отцов и детей вечна. Она особенно обостряется во время переломных моментов общественного развития. Именно в этот период выходцы из разных поколений представляют собой жителей противоположных исторических эпох. Проблема отцов и детей в изображении Тургенева отражает шестидесятые годы 19-го века. Читатель может видеть не только семейную драму, но и социальный конфликт между аристократическим дворянством и развивающейся интеллигенцией.

Ключевые объекты повествования

Основными участниками процесса выступают молодой и выдающийся представитель дворянства Павел Петрович Кирсанов. В тексте описываются взаимоотношения Базарова с родителями, а также рассматриваются примеры общения в семье Кирсановых.

Внешнее описание главных героев произведения

Проблема отцов и детей в изображении И. С. Тургенева просматривается даже во внешнем облике персонажей. Евгений Базаров представлен читателям как объект не от мира сего. Он всегда мрачный, но обладает огромнейшей силой духа и внушительным энергетическим запасом для новых свершений. Особое внимание автор уделяет описанию высоких умственных способностей героя. Павел Петрович Кирсанов обделён ярким описанием ума, зато он предстает перед читателем как очень ухоженный человек, все его описание состоит из восхищения внешними характеристиками. Он всегда идеален, его можно увидеть только в накрахмаленной белой рубашке и лаковых полусапожках. Что и немудрено: его светское прошлое не дает себя забыть. Несмотря на жизнь у брата в деревенском обществе, он все равно всегда выглядит безупречно и элегантно.

Личные качества представителя молодежи

Тургенев наделил Базарова такими качествами, как решительность в действиях и обоснованное личное мнение. Такие люди ставили перед собой цели и приносили настоящую пользу обществу. Подобными характеристиками обладали многие представители того исторического периода. Автор предполагал, что именно из таких людей будет состоять будущее России. Но как ярый поклонник полностью отрицал внутренний мир и душевную эмоциональность. Он не допускал существование чувственной стороны жизни. В этом вопросе Тургенев категорически не согласен со своим персонажем. Многие критики предполагают, что именно по этой причине главный герой был убит автором.

Аристократическая элита

Чтобы показать ошибки в молодёжных взглядах, проблема отцов и детей в изображении Тургенева отражается путём столкновения убежденного нигилиста с членом аристократии. Павел Петрович Кирсанов выбран автором представителем дворянского общества. Впервые читатель видит этого героя идеально одетым в английский сюртук. С первых строк понятно, что этот человек является абсолютной противоположностью Евгения Васильевича Базарова по вопросу отношения к жизненным ценностям. Типичная жизнь зажиточного аристократа сводилась к постоянному безделью и праздникам.

Отцы и дети в изображении И. С.Тургенева

Столкновение между представителем аристократического общества и развивающейся интеллигенции - это основная проблема, описанная в произведении. Взаимоотношения Базарова и Кирсанова являются доказательством существования Несмотря на то что они не связаны родственными отношениями, тем не менее, два разных социально-политических лагеря не находят точки общего соприкосновения. Проблема отцов и детей в изображении Тургенева на основании реальных родственных союзов имеет место, но косвенно.

Противоположные жизненные позиции

Во время автор часто затрагивает темы политических разногласий. В этих вопросах демократы и либералы не приходят к консенсусу. Основные споры возникают на почве размышлений о дальнейшем развитии страны, о материальных ценностях, опыте, идеализме, науке, истории искусств и отношении к простым людям. Кирсанов уперто стоит на защите старых понятий, а Базаров, в свою очередь, стремится их разрушать. Кирсанов пытался упрекать оппонента в этом его стремлении. Но Базаров всегда отвечал, что необходимо сначала расчистить место, чтобы построить что-либо новое.

Отношения Базарова с родителями

В семье Евгения Базарова существует проблема отцов и детей. Тургенев И. С. находит ее отражение в отношении героя к родителям. Оно носит противоречивый характер. Базаров признается в своей любви к ним, но одновременно с этим презирает их глупые и бесцельные жизни. Это его непоколебимая жизненная позиция. Но, несмотря на его отношение, родителям сын был очень дорог. Старички очень любили его, смягчали напряженные разговоры. Даже после смерти главного героя произведения рассматривается сам момент их безусловной любви. Тургенев описал сельское кладбище с печальным заросшим пейзажем, на котором похоронен главный герой Базаров. На его могиле поют птицы, к ней приходят старики-родители.

Возможно, если бы не ярое отстаивание своей правоты и более мягкое отношение к мнению других людей, можно было бы избежать дуэли и последующего заражения тифом. Очевидно, именно ранение способствовало распространению заболевания. Но столкновение взглядов было неизбежным. Проблема отцов и детей в изображении Тургенева привела к трагичным последствиям.

Повсеместная актуальность проблемы

В старших классах ученикам задают написать сочинение по литературе. Проблема отцов и детей - это неразрешимый спор, длящийся сотни лет. Роман Тургенева "Отцы и дети" остается одним из лучших произведений мировой классики. Беспристрастное описание быта и отношений без прикрас дает понять читателю, что молодежь - это вечный двигатель. За ними - сила и новые свершения, изобретения и улучшение жизни. Но зрелые аристократы тоже живут своей жизнью, их нельзя осуждать. Они по-разному смотрят на жизнь, не понимают взглядов друг друга, но они счастливы. Каждый по-своему. В этом и есть смысл жизни. Просто быть счастливым.

Красногорский МОУ СОШ №8.

Предмет: литература.

Тема: «Актуальные проблемы отцов и детей»

(По роману «Отцы и дети» Тургенева И.С.)

Ученика 10 класса

Булыгина Дмитрия.

Преподаватель

Хохлова Зоя Григорьевна

2003-2004 учебный год.

Вступление «Отцы и дети».

Базаров и Аркадий.

Василий Васильевич Голубков об «Отцах и детях» Тургенева.

Г.А. Белый «Отцы и дети» Тургенева – современный роман.

«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственным симпатиями»

Иван Сергеевич Тургенев.

Отцы и дети.

Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи западничества. "Отцы" придерживались старых взглядов.
Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы. Ряд эпизодов, которым начинается роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», – возвращение Аркадия Николаевича Кирсанова в имение своего отца Марьино.
Сама ситуация “возвращения домой после долгого отсутствия” предопределяет отношение читателя к происходящему как к новому этапу в жизни молодого человека. Действительно, Аркадий Николаевич закончил обучение в университете и, как всякий молодой человек, стоит перед выбором дальнейшего жизненного пути, понимаемого очень широко: это не только и не столько выбор общественной деятельности, сколько определение собственной жизненной позиции, своего отношения к нравственным и эстетическим ценностям старшего поколения.
Проблема отношений “отцов” и “детей”, отразившаяся в заглавии романа и составляющая основной конфликт его, – проблема вневременная, жизненная.
Потому Тургенев отмечает типичность “небольшой неловкости”, которую ощущает
Аркадий за первым после разлуки “семейным ужином” и “которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребёнком и возвратился в место, где привыкли видеть и считать его ребёнком. Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесённым, правда, сквозь зубы...”
Базаров, нигилист, представляет "новых людей", в качестве главного противника ему противопоставлен Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович-сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский корпус. Имел противное красивое лицо, юношескую стройность. Аристократ, англоман, был смешлив, самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, сохранил аристократические привычки. Базаров - внук дьячка, сын уездного лекаря.
Материалист, нигилист. Говорит он "ленивым, но мужественным голосом", походка "твёрдая и стремительно смелая". Говорит ясно и просто. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. Он
"владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно". Взгляды нигилиста и
Кирсанова были совершенно противоположными.

В чём сущность нигилизма Базарова?
В чем сущность нигилизма Базарова? Роман "Отцы и дети" направлен против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы "Записки охотника"), но оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,а весь класс помещиков, доказал его неспособность вести Россию вперед, завершил его идейный разгром. Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа 1861 года подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в управлении Россией.
В "Отцах и детях" и показано, что старая, вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой, революционной, прогрессивной. Носителем этой новой морали является главный герой романа - Евгений Васильевич Базаров.
Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть отрицания. Что же отрицает Базаров? "Все", - говорит он, А все - это то, что относится к минимальным потребностям человека и к познанию природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию, самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не борется против того, что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих убеждений, но он и не проповедник. Одна из черт нигилизма вообще - отрицание духовных и материальных ценностей.
Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем раздобыть денег.
Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о его материальном состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к материальным ценностям возвышает его в моих глазах. Эта чер-та - признак сильных и умных людей.
Отрицание же духовных ценностей Евгением Васильевичем разочаровывает.
Называя духовность "романтизмом" и "вздором", он презирает людей - ее носителей. "Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта", - говорит Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом
Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой женщины. Мне кажется,
Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по инерции, не разбираясь толком в этих вещах. Он обнаруживает полное незнание литературы ("Природа навевает молчание сна", - сказал Пушкин и так далее) и неопытность в любви.
Любовь к Одинцовой, скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение упрямства
Евгения и его приверженности к своим идеям. Итак, ценностей для Базарова не существует, и это - причина его цинизма. Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами. Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие ученые - его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и тот, и другие не признают авторитетов, так почему же Евгению не доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться на уже приобретенные кем-то знания. Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся, допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к знаниям.
Базаров - нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами героя другого романа Тургенева, Рудина, "скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием". Эти слова применимы к Евгению Васильевичу. - Да ведь надобно же -и строить. - Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить. Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает. Базаров - разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден благородным идеалом Базарова - идеалом сильного, умного, мужественного и нравственного человека. У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным поколениям. Первое - поколение времени, в котором он жил. Евгений типичен для этого поколения, как любой умный разночинец, стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства. Второе - поколение очень далекого будущего. Базаров был утопист: он призывал жить не по принципам, а по ощущениям. Это совершенно верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и сейчас он невозможен. Общество слишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных людей, и только. "Исправьте общество, и болезней не будет".
Базаров в этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это сделать. Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам, а по своим естественным ощущениям, по совести, - человек будущего. Поэтому
Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих далеких потомков.
Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все равно он полезен как средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назад заглянуть вперед и подумать, куда же оно идет.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов.

Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. "Кто есть Базаров?" - спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: "Нигилист".
По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его позицию. Вопрос, что признавать, на чём, на каких основаниях строить свои убеждения, - чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что представляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами("Аристократия дала свободу Англии и поддерживает её"),т.е. нравственные нормы, выработанные аристократами, - опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные люди.
Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим, что
"принсипы" Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества, а Базаров принимает только то, что полезно ("Мне скажут дело- я соглашусь". "В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы отрицаем"). Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла
Петровича в замешательство (он "побледнел").Отношение к народу Павла
Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведённым дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: "Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?" Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: "Он (народ) не может жить без веры". Базаров: "Грубейшее суеверие его душит".
Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, "читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою - нелепо". Павел
Петрович, напротив,любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка)размягчает душу, отвлекает от дела. Всё это "романтизм", "чепуха". Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, "грубейшими суевериями", казалось кощунственным "толковать" об искусстве,
"бессознательном творчестве", когда "дело идёт о хлебе насущном". Итак, в романе Тургенева "Отцы и дети" столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель "сковывающей, леденящей силы прошедшего", а Евгений Базаров - как часть "разрушительной, освобождающей силы настоящего".

Базаров и Аркадий.

После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева "Отцы и дети" вызвал

буквально шквал критических статей. Ни один из общественных

лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не

могла простить писателю того, что представители аристократии,

потомственные дворяне изображены иронически, что "плебей" Базаров

все время издевается над ними и морально оказывается выше их.

Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию.

Критик Антонович, сотрудничавший в журнале "Современник", назвал

Базарова "асмодеем нашего времени".

Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу

И.С.Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать

веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца,

который пришел на смену передовому дворянству. Главная проблема,

поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: "Отцы и

дети". Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это

проблема поколений - вечная проблема классической литературы, с

другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в

России в 60-е годы: либералов и демократов.

Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к

какому из социально-политических лагерей мы можем их отнести.

Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается

единственным представителем лагеря "детей", лагеря демократов-

разночинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере.

Центральное место в романе занимает фигура нового человека -

Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей,

которые "драться хотят". Другие - люди старшего поколения, которые

не разделяют революционно-демократических убеждений Базарова.

Они изображены мелкими, слабовольными людьми с узкими,

ограниченными интересами. В романе представлены дворяне и

разночинцы 2-х поколений - "отцов" и "детей". Тургенев показывает - как действует демократ-разночинец в чужой ему среде.

В Марьине Базаров - гость, который отличается своим

демократическим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он

расходится в главном - в представлении о жизни, хотя поначалу они

считаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать

дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба

не может быть основана на подчинении одного другому. На

протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры

более сильной: Аркадия - Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно

приобретал свое мнение и уже переставал слепо повторять за

Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не выдерживает

и выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до драки.

Разница между героями видна в их поведении в "империи" Кирсанова.

Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий

сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно

сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой

обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело

Естественные науки, изучение природы и проверка теоретических

открытий на практике. Увлечение науками является типичной чертой

культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со

временем. Аркадий - совершенная противоположность. Он ничем не

занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает.

Для него главное - уют и покой, а для Базарова - не сидеть сложа руки,

трудиться, двигаться.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении

искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий

пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен,

опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не

считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в

дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках,

манерах, речах, внешнем виде.

Крупное разногласие возникло между "друзьями" в разговоре о роли

природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия

взглядам Базарова, постепенно "ученик" выходит из-под власти

"учителя". Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. "Ты,

нежная душа, размазня", - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже

не может быть его сподвижником. "Ученик" не может жить без

принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу

Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового

поколения, которое пришло на смену "отцам", не способным решить

основные проблемы эпохи. Аркадий - человек, принадлежащий старому

поколению, поколению "отцов".

Писарев очень точно оценивает причины разногласий между

"учеником" и "учителем", между Аркадием и Базаровым: "Отношение

Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у

Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который

бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе,

потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей

элементов".

Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи

Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он

принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не

замечающих опеки. Базаров относится к нему покровительственно и

почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.

Главной проблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и детей», которая существовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас - индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними - это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т.д., а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров. Проблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахон Базарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку и полусапожкам Павла Петровича. Принято считать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победа остается за последним, а между тем на долю Базарова выпадает весьма относительное торжество. И
Базарова и Павла Петровича можно обвинить в том, что они любят спорить.
Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. А
Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишь безнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое и нерусское слово. Кирсанов упрекает
Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народ заслуживает призрения». И если проследить на протяжении всего произведения, то существует множества областей, в которых они не сходятся во мнениях. Так, например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее всякого поэта».

Голубков об «Отцах и детях» Тургенева И.С.

Чрезвычайно сложной была та общественно-политическая обстановка, в которой был создан и вышел в свет роман Тургенева «Отцы и дети».

Всего пять лет прошло с тех пор, как Тургенев напечатал роман
«Рудин», но эти пять лет (1856-1861) были ознаменованы очень большими изменениями в жизни русского общества. За эти годы в народной массе чрезвычайно усилилось глухое брожение, связанное с ожиданием «воли», участились случаи крестьянских восстаний, и даже царское правительство после крымского разгрома стало понимать необходимость ликвидации старых, крепостнических отношений.

Большие сдвиги происходили и в культурных слоях общества: среди журналов господствующие место занимали «Современник» и «Русское слово», всё громче раздавались в них голоса Чернышевского, Добролюбова, Писарева,
Некрасова, всё шире и глубже становилось их влияние на молодёжь. В стране, по свидетельству современников, создавалась революционная ситуация. С каждым годом общественная борьба обострялась. Прежние единомышленники, недавно стоявшие рядом в борьбе с крепостничеством, теперь, когда надо было решать вопрос о дальнейшем экономическом и политическом пути России, разошлись в разные стороны и разбились в общем на два лагеря: на одной стороне стояли революционеры-демократы, а на другой – защитники старины и либералы, сторонники умеренных реформ.

Перед Тургеневым, всегда отражавшим, по его собственным словам, «дух и давление времени», и на этот раз встал вопрос о художественном показе назревавшего общественного конфликта.

Тургенев подошёл к этой задаче не как сторонний наблюдатель, а как живой участник событий, игравший в общественной жизни активную роль.

Все основные события романа проходят в течении всего двух месяцев:
Базаров приезжает в имение Кирсановых в конце мая, а в конце июля он умирает. Всё, что происходило с героями до или после этих двух месяцев, рассказывается в отступлениях биографического порядка (так мы узнаём о прошлом Кирсановых и Одинцовой) и в эпилоге: это создаёт у читателя впечатление, что он ознакомился со всей жизнью героя.

Основные события распределены равномерно между тремя главными центрами действия: усадьбой Кирсановых, Одинцовой и Базаровых; четвёртое место действия, губернский город, имеет в развитии сюжета второстепенное значение.

В «Отцах и детях» - 30 действующих лиц (включая в это число таких третьестепенных, как генерал Кирсанов, отец Николая Петровича), о многих из них говорится буквально несколько слов, но у читателя о каждом из них остается вполне отчётливое представления. Например, Катя, сестра Анны
Сергеевной Одинцовой не принадлежит к основным действующим лицам: ей
Тургенев посвещает всего 5 страниц: около страницы в 16 главе (первый день пребывания Базарова и Аркадия в имения Одинцовой) и несколько страниц в 25 главе (объяснение Аркадия с Катей)…

Теми же, чрезвычайно скупыми, но выразительными художественными средствами рисует Тургенев в «Отцах и детях» и образ современной русской деревни, крестьянства. Этот коллективный образ создаётся у читателя через ряд деталей, разбросанных по всему роману. В общем деревня в переходный период 1859-1860 годов, на кануне отмены крепостного права, характеризуется в романе тремя чертами. Это – бедность, нищета, бескультурье крестьян, как страшное наследие их многовекового рабства. На пути Базарова и Аркадия в
Марьино попадались «деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетёными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен…

Особая черта крестьянства, показанная в романе, - полная отчуждённость крестьян от господ и недоверие к ним, в каком бы обличии господа перед ними не выступали. Такой смысл имеет смущавшая иногда читателей беседа Базарова с крестьянами в 27 главе.

Г.А. Бялый «Отцы и дети» Тургенева.

Трудно назвать такое литературное произведение, о котором спорили бы так много и ожесточенно, как об «Отцах и детях». Споры эти начались еще до выхода романа в свет. Как только избранный круг первых читателей ознакомился с рукописью «Отцов и детей» сразу возникли горячие схватки.
Редактор журнала «Русский вестник» М.Н. Катков, яростный враг демократического движения пришел в негодование: «Как не стыдно было
Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином…»

Можно было думать, что в демократическом лагере встретят роман
Тургенева с уважением и признательностью, но и этого не произошло. Во всяком случае, единодушия там не было. М. Антонович, критик «Современника», прочитав роман, разгневался не меньше чем Катков. «Главного своего героя и его приятелей он презирает и ненавидит от всей души», - писал Антонович о
Тургеневе.

Д.И. Писарев, в отличие от Антоновича, на страницах другого демократического журнала, «Русское слово», горячо доказывал, что Базаров не только не карикатура, а напротив, правильное и глубокое воплощение типа современной передовой молодежи. Под влияниями всех этих толков и споров растерялся и сам Тургенев: «хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу».

В статье «По поводу «Отцов и детей» (1869), объясняя, «что происходит в душе автора», «в чем именно состоят его радости и горести, его стремления, удачи и неудачи,».

Не удивительно, что «Отцы и дети» оказали большое влияние и на литературу, и – шире – на жизнь русского общества в разные периоды его развития.

Значение «Отцов и детей» не утрачено и в наши дни. Роман Тургенева живет новой жизнью, волнует, будит мысль, порождает споры. Умный и мужественный Базаров не может не привлекать нас своей суровой, пусть несколько угрюмой честностью, своей безукоризненной прямотой, горячим энтузиазмом науки и труда, отвращением к пустой фразе, ко всяческой лжи и фальши, неукротимым темпераментом борца.

Роман Тургенева возник в гуще «настоящего», в атмосфере политической борьбы, он пропитался живыми страстями своей эпохи и потому стал неумирающим прошедшим для нашего времени.

«К 150-летию со дня рождения И.С Тургенева».
«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями», - писал Тургенев. В Базарове самым важным, самым интересным была «реальная жизнь», хотя именно в этом случае она не вполне совпадала с симпатиями писателя. Некоторые подчёркивание крайностей, вульгарных чёрточек материализма Базарова было вызвано тем, что Тургенев разошёлся во взглядах с революционными-демократами, с Некрасовым,
Чернышевским и, как известно, с группой друних писателей ушёл из
«Современника». И тем не мение да же крайности Базарова не вымошленны, а лиш заостренны писателем, может быть, кое-где чрезмерно. Базаров – сильный, непремеримый, смело, хотя и прямо линейно мыслящий – был типической и в основном положительной фигурой, хотя сам Тургенев относился к нему критически и, разумеется, не случайно.

Демократическое движение 60-х годов было очень широко и разнообразно.
Писарев верно подметил, что Базаров – ранний предтеча движения разночинной демократической интелегенции, когда её революционная деятельность ещё не определилась с полной ясностью.

По всему складу своего характера Базаров, в противовес людям, - личность деятельная, стремящаяся к делу. Но и по цензурным условиям и по тому, что события романа относятся к лету 1859 года, Тургенев не мог показать своего героя в революционной деятельности, в революционных связях.

Писарев отметил, что готовность Базарова к делу, его бесстрашие, крепость его воли, способность на жертву ярко проявились в сцене его трагической смерти. «Базаров не оплошал и смысл романа вышел такой, - указывал Писарев, - теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых влечениях сказываются свежея сила и неподкупный ум; это сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни.

Кто прочёл в романе Тургенева эту прекрасную жизнь, тот не может не изъявить ему глубокой и горячей признательности, как великому художнику и честному гражданину России».

Список используемой литературы.

1. «Краткий справочник школьника» издательство «Олма Пресс».

2. В.В Голубков «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева.

3. Г.А Бялый «Отцы и дети»

4. К 150-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сочинение на тему: Проблема отцов и детей в романе Тургенева


Вечная проблема отцов и детей навсегда останется вечной. Мы редко можем найти общий язык с родителями, наши родители не находили общий язык со своими родителями, так же как и те, в свою очередь, со своими. Проблема и впрямь вечная. Своим произведением, Тургенев решил показать эту проблему такой, какой она есть на самом деле. Наиболее ярко проблематика отцов и детей выражена в шестидесятые годы. Это переломный период, в котором каждый живет в своей эпохе. Молодежь и старшее поколение не понимают друг друга и учат, как жить правильно, но не каждый выдержит эти нравоучения, ведь жить хочется, как нравится тебе, а не кому-то. В романе «Отцы и дети» показан именно этот переломный период. Тургенев не остановился на проблеме семейных отношений. Он писал о проблемах как семейных, так и общественных.

Своих героев, Тургенев, делает абсолютно разными. Внешне и душевно. У каждого есть свои взгляды и похоти. Мы можем найти некоторые сходства персонажей, но многие ответят, что различий гораздо больше. Так есть и в реальной жизни. Тургенев смотрит в душу каждого читателя. У каждого человека свой характер и душевное состояние. Кто-то более спокойный, а кто-то пылкий. Кто-то относится к себе пренебрежительно, а кто-то наоборот, делает все, что бы остаться вечно молодым. Жизнь каждого отличается так же, как и отличаются судьбы героев в романе.

В романе «Отцы и дети» идет речь о взаимоотношениях Базарова, который является, как он утверждает, нигилистом, с дворянином Павлом Петровичем Кирсановым, а также отношения внутри семьи Кирсановых и в семье Базарова. Как говорилось ранее все герои совершенно разные. Внешность каждого, передает их внутренний мир. Лишь главного героя романа, Евгения Базарова, можно отнести к отдельной группе людей. Выглядит он мрачным, спокойным и очень умным человеком, но внутри него бушует огромная сила, у него не отнять энергии. В то же время, он отторгнут от всего мира и не знает, что ему делать и каково его предназначение. Писатель заостряет внимание на ум героя. Он делает Базарова необычайно умным и внутренне богатым. Описание Павла Петровича абсолютно отличается от описания Базарова. Акцент писателя для этого героя падает на внешность. Павел Петрович красивый, знатный мужчина, в белой рубашке и лаковых полусапожках. Он элегантный и аккуратный человек, в своем прошлом знаменитая персона, о которой ходило много слухов. Типичный аристократ, который страдает от безделья и проводит свое время на праздниках и важных событиях. В отличие от Павла, Евгений Базаров приносит пользу обществу ежедневно. В романе Тургенева, отчетливо показаны проблемы двух данных героев. Пускай они не в родственных отношениях, но их случай показывает читателю всю сущность проблем разных поколений.

Если сравнить взгляды Кирсанова и Базарова на политические, рабочие проблемы, можно увидеть, что они имеют совершенно разные жизненные позиции. Павел Петрович не любит нового и заступается за уже устоявшееся. В это время Базаров вводит новинки и разрушает то, что так долго существовало. На вопрос с упреком Кирсанова «Что вы все разрушаете?», Базаров отвечает просто «Сперва нужно место расчистить».

Обычное дело, конфликт в семьях. Дети пытаются учить родителей жить по новому, старики же этого не понимают и защищают своих чад. В семье Базарова так же бушевали страсти. Он любит родителей и признает это, но в то же время, он не понимает их «глупую жизнь». Конечно, в первую очередь, Базарова отделяют от родителей его убеждения. Он не может подражать кому-то. У него свои взгляды и иная жизненная позиция. Мы можем посмотреть на еще одного героя романа «Отцы и дети», Аркадия, который во всем подражает другу, Базарову. Он живет не своей жизнью, думая, что делает лучше себе. Он живет принципами и убеждениями друга, презирает старшее поколение и делает вид, человека душевно богатого.

В любом случае, родители Евгения Базарова любят его и не обращают внимания на некоторые проблемы, которые царят в их семье. Даже после смерти главного героя, Базарова, родители делают вид, что ничего не происходило, и они были дружной семьей. Они приходят на его могилу каждый день и до последнего любят уже покойного сына.

В семье Кирсановых так же есть свои проблемы. Но можно ли считать их проблемы такими уж серьезными? Взгляды Аркадия и его отца были очень схожи. Они варились в одном котле, у них были одни позиции, но Аркадий делал вид человека умного, подражая своему другу. Таким образом, портил свои отношения с отцом. Много разногласий было в семье Кирсановых по поводу того, что Базаров плохо влияет на Аркадия. Позже, Евгений Базаров уходит из жизни и Аркадий мечется, что же ему делать. Теперь ему не кому подражать, и своих планов он не строил. Спустя некоторое время, он, наконец, находит свое предназначение, начинает жить своей жизнью.

Роман «Отцы и дети» обычная история про отношения поколений для классической литературы, но как её подал Тургенев? Замечательно, считаю я. Эмоции охватывают все тело читателя и от произведения невозможно оторваться. Меня цепляло не так много произведений, но это было лучшим из лучших. Мне кажется, эти проблемы не исчезнут, проблемы отцов и детей вечны. Тургенев для меня это гений слова. Он показал мне сущность большинства общества не только в этом произведении. Жаль, что во время, когда писался роман, Тургенева, поняли не все. Жаль, что писателя упрекали в клевете. Но для многих, он остается Гением с большой буквы до сих пор!


Поделиться в социальных сетях!

Загрузка...