emou.ru

Отцы дети небольшое сельское кладбище. Размышления у могилы евгения базарова. Отношение к окружающим

Прошло шесть месяцев. Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря. В окнах марьинского дома зажигались огни; Прокофьич, в черном фраке и белых перчатках, с особенною торжественностию накрывал стол на семь приборов. Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой; а в самый тот день Николай Петрович давал прощальный обед своему брату, который отправлялся по делам в Москву. Анна Сергеевна уехала туда же тотчас после свадьбы, щедро наделив молодых. Ровно в три часа все собрались к столу. Митю поместили тут же; у него уже появилась нянюшка в глазетовом кокошнике. Павел Петрович восседал между Катей и Фенечкой; «мужья» пристроились возле своих жен. Знакомцы наши изменились в последнее время: все как будто похорошели и возмужали; один Павел Петрович похудел, что, впрочем, придавало еще больше изящества и грансеньйорства его выразительным чертам... Да и Фенечка стала другая. В свежем шелковом платье, с широкою бархатною наколкой на волосах, с золотою цепочкой на шее, она сидела почтительно-неподвижно, почтительно к самой себе, ко всему, что ее окружало, и так улыбалась, как будто хотела сказать: «Вы меня извините, я не виновата». И не она одна — другие все улыбались и тоже как будто извинялись; всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию, точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию. Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя, и можно было заметить, что Николай Петрович успел уже полюбить ее без памяти. Перед концом обеда он встал и, взяв бокал в руки, обратился к Павлу Петровичу. — Ты нас покидаешь... ты нас покидаешь, милый брат, — начал он, — конечно, ненадолго; но все же я не могу не выразить тебе, что я... что мы... сколь я... сколь мы... Вот в том-то и беда, что мы не умеем говорить спичи! Аркадий, скажи ты. — Нет, папаша, я не приготовлялся. — А я хорошо приготовился! Просто, брат, позволь тебя обнять, пожелать тебе всего хорошего, и вернись к нам поскорее! Павел Петрович облобызался со всеми, не исключая, разумеется, Мити; у Фенечки он, сверх того, поцеловал руку, которую та еще не умела подавать как следует, и, выпивая вторично налитый бокал, промолвил с глубоким вздохом: «Будьте счастливы, друзья мои! Farewell!» Этот английский хвостик прошел незамеченным, но все были тронуты. — В память Базарова, — шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост. Казалось бы, конец? Но, быть может, кто-нибудь из читателей пожелает узнать, что делает теперь, именно теперь, каждое из выведенных нами лиц. Мы готовы удовлетворить его. Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом, твердою волей и замечательным даром слова, — человека еще молодого, доброго и холодного как лед. Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья... пожалуй, до любви. Княжна Х... я умерла забытая в самый день смерти. Кирсановы, отец с сыном, поселились в Марьине. Дела их начинают поправляться. Аркадий сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход. Николай Петрович попал в мировые посредники и трудится изо всех сил; он беспрестанно разъезжает по своему участку; произносит длинные речи (он придерживается того мнения, что мужичков надо «вразумлять», то есть частым повторением одних и тех же слов доводить их до истомы) и все-таки, говоря правду, не удовлетворяет вполне ни дворян образованных, говорящих то с шиком, то с меланхолией о ман ципации (произнося ан в нос), ни необразованных дворян, бесцеремонно бранящих «евту мун ципацию». И для тех и для других он слишком мягок. У Катерины Сергеевны родился сын Коля, а Митя уже бегает молодцом и болтает речисто. Фенечка, Федосья Николаевна, после мужа и Мити никого так не обожает, как свою невестку, и когда та садится за фортепьяно, рада целый день не отходить от нее. Упомянем кстати о Петре. Он совсем окоченел от глупости и важности, произносит все е как ю : тюпюрь, обюспючюн , но тоже женился и взял порядочное приданое за своею невестой, дочерью городского огородника, которая отказала двум хорошим женихам только потому, что у них часов не было: а у Петра не только были часы — у него были лаковые полусапожки. В Дрездене, на Брюлевской террасе, между двумя и четырьмя часами, в самое фешенебельное время для прогулки, вы можете встретить человека лет около пятидесяти, уже совсем седого и как бы страдающего подагрой, но еще красивого, изящно одетого и с тем особенным отпечатком, который дается человеку одним лишь долгим пребыванием в высших слоях общества. Это Павел Петрович. Он уехал из Москвы за границу для поправления здоровья и остался на жительство в Дрездене, где знается больше с англичанами и с проезжими русскими. С англичанами он держится просто, почти скромно, но не без достоинства; они находят его немного скучным, но уважают в нем совершенного джентльмена, «a perfect gentleman» . С русскими он развязнее, дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними; но все это выходит у него очень мило, и небрежно, и прилично. Он придерживается славянофильских воззрений: известно, что в высшем свете это считается très distingué . Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Наши туристы очень за ним волочатся. Матвей Ильич Колязин, находящийся во временной оппозиции , величаво посетил его, проезжая на богемские воды; а туземцы, с которыми он, впрочем, видится мало, чуть не благоговеют перед ним. Получить билет в придворную капеллу, в театр и т.д. никто не может так легко и скоро, как der Herr Baron von Kirsanoff . Он все делает добро, сколько может; он все еще шумит понемножку: недаром же был он некогда львом; но жить ему тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает... Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься... И Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Она по-прежнему якшается с студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, которыми наполнен Гейдельберг и которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью. С такими-то двумя-тремя химиками, не умеющими отличить кислорода от азота, но исполненными отрицания и самоуважения, да с великим Елисевичем Ситников, тоже готовящийся быть великим, толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. Говорят, его кто-то недавно побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его — трус. Он называет это иронией. Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком... и литератором. Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной... 1862

Жаль погибшей, напрасно потраченной силы…
И. С. Тургенев

В 1874 году Василий Григорьевич Перов написал картину “На сельском кладбище”. Тот, кто читал роман Тургенева “Отцы и дети”, узнают в ней трагическую сцену финала романа: “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Железная ограда окружает могилу; две молодые елки посажены по обеим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле… Цветы, растущие на ней, безмятежно глядят… на нас своими невинными глазами… они говорят… о вечном

Примирении и о жизни бесконечной…”

Картина написана через 12 лет после романа Тургенева, но так и кажется, что она навеяна непосредственным свежим впечатлением от чтения “Отцов и детей”. Одинокие фигуры двух старичков, застывших у могилы сына, словно списаны с родителей Базарова – Василия Ивановича и Арины Власьевны. И могила на картине так похожа на ту, что описал Тургенев!

Рассматривая эту картину, я не могу не думать о судьбе Евгения Базарова, о его такой короткой жизни и смерти…

В конце романа Базаров с болью говорит о краткости человеческого существования: “Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным пространством… и часть времени, которое мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью”. Базаров еще не произнес слов о “вечном примирении”, но они уже чувствуются в “базаровской” тоске, в его “странной усталости”, бесприютности. Все устремлено к одному центру – раскрытию базаровской тоски.

Базаров вдруг отзывается на предложение отца врачевать мужиков, на речи о “близком освобождении крестьян”. Давно устоявшийся критический взгляд на отсталую русскую деревню мучает былого “отрицателя”. Базаров стремится, хотя и не без иронии, понять мужиков, их отношение к “будущности России”, к “новой эпохе истории”.

Но безуспешно: мужики не признали в нем своего.

Не без основания кажется, что Базаров теряет веру в то будущее, которое ему виделось. Правда, его рассуждения еще в немногом, но похожи на речи “максималиста Базарова”: “…взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из грядки…” И выдергивает себя из чуждой ему среды, сначала внутренне отъединяется, потом уезжает в родительский дом. Он окончательно разочаровался в “мякеньком” Аркадии, он всюду ищет “настоящих людей”, но не находит их. Одиночество приводит Базарова к трагическим сомнениям.

В результате и возникает то суждение героя, которого долго не могли простить автору романа: “А я возненавидел этого последнего мужика, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо?!” Каждая реплика Базарова – сгусток душевных страданий: “…Попал под колесо. Старая шутка смерть, а каждому внове… Я ведь… думал: обломаю дел много, не умру, куда!

Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично…”

Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: мужество, нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, сила воли… Д. И. Писарев считал сцену смерти Базарова – самой сильной в романе. Она, похоже, наиболее отчетливо выражает отношение автора к герою: преклонение перед его душевной стойкостью, скорбные чувства, вызванные гибелью столь замечательного человека.

Перед лицом смерти оказались слабыми опоры, некогда поддерживавшие базаровскую самоуверенность. Умирающий Базаров прост и человечен, он искупает смертью односторонность своей жизненной программы. Базаров – человек, судьбой своей воплотивший все издержки нигилистических теорий.

Как писал Д. И. Писарев: “Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал, как он умирает…” Этот тип человека только складывался и дорисован мог быть лишь временем. “Умереть так, как умер Базаров, все равно, что совершить великий подвиг…” – справедливо заметил Писарев.

Две великие любви освящают могилу Базарова – родительская и народная. Память о погибшем Базарове как бы сосредоточена в вечно живой, “бесконечной жизни”. Более утонченной формы прощания с Базаровым и завещания его опыта последующим поколениям, наверное, не существует.

Примирения Базарова с жизнью не наступило, в конце пути пришло успокоение, но мятежный дух продолжал жить в Базарове до последнего вздоха…


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” сразу же после выхода в свет вызвал большое количество откликов. Достоевский и Майков прислали Тургеневу в Париж “восторженные” письма, Писемский – “критическое”, Анненков – “умеренное”. В Петербурге вокруг нового романа разгорелась полемика между журналами “Русское слово” и “Современник”. Спор возник из-за образа Базарова. Д. И. Писарев увидел в […]...
  2. ЕЩЕ РАЗ О БАЗАРОВЕ Верно ли понял Писарев тургеневского Базарова, до этого мне дела нет. Важно то, что он в Базарове узнал себя и своих и добавил, чего недоставало в книге. Чем Писарев меньше держался колодок, в которые разгневанный родитель старался вколотить упрямого сына, тем свободнее перенес на него свой идеал. Это не личный идеал, […]...
  3. Русская литература долго жила в ожидании принципиально нового героя, деятеля, преобразователя, и в своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев создал образ такого “нового человека” – революционера и демократа. Образ Базарова – собирательный, потому что Тургенев хотел изобразить подлинного героя нового времени. Оттого что автор честно пытался понять этот тип людей и дать, насколько […]...
  4. Что я принимаю в Базарове и с чем я спорю? Базаров – целостная натура, образец для подражания многих людей, но они лишь являются некой пародией на самого Базарова. Читая роман, понимаешь, что относиться к Базарову равнодушно нельзя: он либо восхищает, либо раздражает, либо и то, и другое. Базаров – идеал в каком-то смысле. Именно этим […]...
  5. Смысл заглавия романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” I. “Отцы и дети” – первый в русской литературе идеологический роман, роман-диалог о социальных перспективах России. 1. Художественная и нравственная прозорливость Тургенева. 2. “Честь нашей литературы” (Н. Г. Чернышевский). II. Роман о торжестве демократа над аристократами. 1. Сюжет романа как цепь столкновений нигилиста Базарова с “отцами”. […]...
  6. В романе “Отцы и дети” Базаров главный герой. Сразу же с первых страниц романа герой привлекает меня своей внешностью и необычным поведением. Базаров высокого роста. Если внимательно присмотреться в его лицо “длинное и худое, с широким лбом, к верху плоским в низу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, которые оживлялись спокойной […]...
  7. Что нам дорого в Базарове и в чем мы не можем с ним согласиться. И. С. Тургенев один из самых популярных писателей своего времени. Каждое новое его произведение, затрагивавшее актуальные проблемы, вызывало горячие споры; будило мысль. На произведениях Тургенева воспитывалось не одно поколение писателей и революционных деятелей. Но ни одно из произведений И. С. Тургенева […]...
  8. Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети” невозможно сделать без представления, кто такой Базаров, каков его характер и отношение к тому, что его окружает. Начнем с того, что Базаров является главным персонажем данного произведения. Автор описывает его, как циничного самоуверенного мужчину, который отрицает любые сформировавшиеся в обществе принципы. Этот человек убежден в […]...
  9. Финальный эпизод любого произведения говорит о многом. Это и определенный итог, который захотел передать автор, и наставление, и предупреждение, и собственное мнение автора на этот счет. Поэтому анализ эпизода, когда Базаров находится перед лицом смерти, требует более детального изучения. Начнем с того, что Базаров – это главный герой романа “Отцы и дети”. Произведение относится к […]...
  10. Базаров, несомненно, сильная, волевая личность. Он – настоящий человек, тот, “о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть”. Но, в то же время, он и русский человек, тот самый, по его собственным словам, таинственный незнакомец, которого не поймет никто, даже он сам. И все-таки в своем сочинении я постараюсь его понять, конечно, не […]...
  11. В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа организованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Базарова, который объединяет все художественное полотно произведения. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его друга в […]...
  12. Согласны ли вы с мнением Г. А. Бялого о том, что “сила Базарова перед лицом смерти достигает размеров героизма”? Рассуждая по поводу высказывания Г. А. Бялого, рассмотрите социальные, политические, философские взгляды, эстетические воззрения главного героя романа “Отцы и дети”. Покажите в своем размышлении крушение нигилистического мировоззрения Базарова, осознавшего, что “каждый человек на ниточке висит”, бездна […]...
  13. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” от- разил общественную атмосферу, сложившу- юся накануне крестьянской реформы 1861 го- да, когда в России появилась разночинная интеллигенция. Это были люди, вышедшие из небогатых слоев общества: врачи, священ- ники, мелкие чиновники. Это поколение “де- тей” было настроено чрезвычайно критичес- ки к опыту и социальной деятельности дво- рян-либералов 40-х […]...
  14. В основу романа Тургенева положен социальный конфликт “отцов и детей”: вступающих в 50-60 годы XXI века на арену общественной борьбы революционеров-демократов и уступающих им место либеральных дворян. Базаров, один из главных героев романа, является представителем революционных демократов. По своему социальному происхождению Базаров – разночинец. Он, внук крестьянина, сын уездного лекаря, с гордостью говорит; “Мой дед […]...
  15. В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев знакомит нас с жизнью Е. В. Базарова, одного из представителей новой, зарождающейся в России социальной силы – разночинной интеллигенции. Образ его необычен, а поэтому, знакомясь с ним, с его судьбой, мы открываем для себя что-то новое, интересное и занимательное. Образ Базарова занимает центральное место в романе. С […]...
  16. После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что “плебей” Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы […]...
  17. Глава XVII В этом отрывке мы видим описание чувств, возникших между героями романа Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” – Базаровым и Одинцо­вой. В данном эпизоде романа описывается чувство Базарова к Одинцо­вой, мучившее и бесившее его. Мы видим душевные переживания Базаро­ва, который, полюбив Одинцову, не находит себе места, пытается владеть своими чувством, которое бесит и […]...
  18. Роман “Отцы и дети” был написан в конце 50-х годов 19 века. В это время в России стали появляться люди нового типа, нигилисты-революционеры. Но их было очень мало, они не находили понимания и поддержки в народе. Тургенев в романе четко нарисовал портрет человека этого нового, прогрессивного типа, портрет Базарова. Но Иван Сергеевич заглянул в будущее, […]...
  19. Роман И. С. Тургенева был написан в 1861 г., а действие в нем происходит с мая 1859 по зиму 1860 г. Именно в это время становится наиболее очевидным кризис крепостнической системы, обостряется спор между революционерами-демократами и либералами о путях спасения России, формируется новый тип передового общественного деятеля-разночинца, который “драться хочет”. Сам Тургенев так определил замысел […]...
  20. ­­Из содержания романа Ивана Тургенева “Отцы и дети” становится понятно, что если уж и считать кого-то из его действующих лицлишним человеком”, то только его главного героя Евгения Базарова. Впрочем, с этим утверждением можно как согласиться, так и отрицать его, ведь Базаров был неоднозначной личностью. Таких, как он, конечно, можно называть лишним человеком, но точно […]...
  21. Как Базаров иносказательно подчеркивает разницу между собой и Аркадием Кирсановым (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)? Для построения рассуждения на предложенную тему обратитесь к наблюдениям исследователей за параллелями между представителями семейства пернатых и героями романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Отметьте, что Николай Петрович Кирсанов ассоциируется с “крупным пестрым цыпленком”, “толстым сизым […]...
  22. “Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном […]...
  23. Если употребить в разговоре слово нигилизм, то будет мало понятно, что же под этим словом подразумевает человек. Термин этот употреблялся с самого XII века, но по-настоящему новую жизнь получил во второй половине XIX века в России. После выхода романа “Отцы и дети” это слово подхватили и стали именовать так всех “передовых” людей того времени. Во […]...
  24. Роман Тургенева “Отцы и дети” показывает нам картину русского общества 60-х годов 19 века. Общество разбито на два больших лагеря – “отцов” и “детей”. Господин Писарев в своей статье “Базаров” считает главным персонажем и основным звеном романа представителя лагеря детей Евгения Базарова. Вокруг него, по мнению критика, “крутится” все действие, все остальные герои. Безусловно, с […]...
  25. Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – […]...
  26. Евгений Васильевич Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, – разночинец по происхождению и демократ по политическим убеждениям, появившись в усадьбе братьев Кирсановых, аристократов и сторонников либерального дворянства, тут же становится объектом всеобщего внимания в доме. Хозяин родового гнезда Николай Петрович, доброжелательный и вежливый дворянин, принял Базарова тепло и радушно: при встрече […]...
  27. Он честен, правдив и демократичен До конца ногтей… Если он называется “нигилистом”, то надо читать “революционером”. И. С. Тургенев Идея романа, по определению самого писателя, – показ “торжества демократизма над аристократией”. Тургенев, всегда чутко прислушивавшийся к новым явлениям в общественной жизни, отразил в романе “Отцы и дети” типичный конфликт эпохи. Он показал борьбу “отцов” и […]...
  28. Роман И. С. Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лагерей, сло- жившихся в России к 60,-м годам XIX века. Писатель передал в романе типичный кон- фликт эпохи и поставил ряд актуальных про- блем, в частности вопрос о характере и роли “нового человека”, деятеля в период револю- ционной ситуации в Европе 60-х годов. Выразителем идей революционной демо- […]...
  29. В 1862 году Тургенев написал роман “Отцы и дети” , в центр которого поставил Базарова, представителя революционно-демократической молодежи, выразив свое отношение к герою. Евгений Васильевич Базаров вызвал неоднозначную оценку у читателей и критиков. Так, Антонович подчеркивал, что увидел в произведении не живую личность, а карикатуру, при том карикатуру самую злостную. Но критик Писарев утверждал обратное, […]...
  30. Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, – человек нового поколения, выразитель идей революционной демократии. В основе его взглядов лежит нигилизм – отрицание всего. С самого начала спора, кульминации идеологических разногласий представителей “детей” и сторонников “отцов”, Е. Базаров, находящийся в чужом для него месте, в чужой среде дворян-либералов, ведет себя естественно, […]...
  31. Базаров и Аркадий возвращались от губернатора, когда их перехватил Ситников, “ученик” Базарова, и пригласил посетить Евдоксию Кукшину. Начинается глава, о сущности которой Писарев отзывался так: “Юноша Ситников и молодая дама Кук-шина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины…” Сатира начинается с первых строк, уже при описании комнаты, похожей на кабинет. Тургенев пользуется […]...
  32. Способность глубоко любить Тургенев считал мерилом ценности человека как личности. Писатель многих своих героев подвергал испытанию любовью. Эта участь постигла и Евгения Базарова, который отрицал это чувство. Он считал, что любовь – это всего лишь физиологическая потребность. Поэзия, по его мнению, ерунда, читать Пушкина – потерянное время, заниматься музыкой – смешно, наслаждаться природой – нелепо. […]...
  33. Очами Базарова дивиться автор на маєток Кірсанова, його словами характеризує вбогість природи, недотепність хазяїна, руйнування, нишету мужиків: “господарство скрипіло, як немазане колесо”, “тріскотіло, як домоткана меблі із сирого дерева”, обтерханние, обдерті, обгризені, криві, худі лахміття, латки й т. д. І нерідко підсміюється як над нещадною-ліберально-нещадною методою Миколи Петровича “напоумляти мужиків” тими самими словами, доводячи їх […]...
  34. Кирсановы, особенно Павел Петрович невзлюбил Базарова с первой встречи. Ему не нравилась его манера речи, одежда, поведение. Между ними постоянно был конфликт, начиная от простых вещей, заканчивая проблемами общества. Павел Петрович только и ждал, что бы завести спор с Базаровым и унизить его, с помощью своих аристократических манер, но Базаров во всех спорах оставался победителем. […]...
  35. Любовь у Тургенева всегда была испытанием для героя. Способен ли герой к большому, настоящему чувству? Любовь Базарова позволяет нам лучше понять его внутренний мир. Сюжетная линия Базаров – Одинцова очень важна в романе. Тургенев в какой-то степени отходит от привычной для него повествовательной манеры, когда превосходство великодушной, способной к глубоким чувствам, смелой женщины над героем […]...
  36. Тургенев, как великий российский художник, запечатлел в романе “Отцы и дети” несколько ярких эпизодов идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х годов 19 века. Писатель противопоставил, с одной стороны, либералов-дворян (Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия Кирсановых), а с другой демократа Евгения Базарова. Через столкновение Базарова с либералами – “отцами” дал читателю […]...
  37. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” по праву считают одним из лучших произведений писателя. И не только за художественное мастерство, с которым он написан. Тургенев всю творческую жизнь провел в поисках “своего” героя. Эти поиски – самое важное, но и самое трудное в работе писателя. И можно признать, что в романе “Отцы и дети” […]...
  38. В романе “Отцы и дети” воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права. В обстановке кризиса резко обострились споры разных поколений о народе, общественном строе, искусстве, религии… Образ Евгения Базарова получился очень сложным и противоречивым, но, безусловно, очень интересным. Есть все основания сколь угодно долго восхищаться его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого. Жизненный […]...
  39. В романе “Отцы и дети” речь идет об остром, непримиримом конфликте между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами. Хотя И. С. Тургенев не верил в перспективность дела Базарова, он прекрасно понимал превосходство “детей” над либералами “отцами”. Либералы были классовыми единомышленниками И. С. Тургенева, и он разоблачал их дряблость и беспомощность с бесспорным знанием этой […]...
  40. Базаров узнает о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит ее на балу у губернатора, куда приехал вместе с Аркадием. “Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа”. Там же он с ней и знакомится. Она приглашает их с Аркадием к себе. В гостях […]...
Рассматривая картину В. Перова “На сельском кладбище”, я думаю о герое Тургенева Базарове и о его смерти

Тема урока «Анализ эпизода из романа « Отцы и дети».

Сегодня на уроке мы с вами в рамках подготовки к ЕГЭ произведем анализ отрывка из романа, подготовимся к выполнению заданий части В и С, выясним отношение автора к главному герою романа.

На экране и на столах отрывок из романа. Выразительное чтение отрывка учителем.

Что представляет собой данный отрывок? Каково его место в общей структуре произведения?

(Это эпилог романа. Последняя страница романа. Ей предшествуют страницы, посвященные смерти Базарова и страницы, повествующие о дальнейшей судьбе других героев романа.)

Что лежит в основе эпилога?

(Картина сельского кладбища. 1\3 эпилога занимают картины природы.)

Какова обычно роль пейзажа в худ. произведении?

(Картины природы гармонируют с чувствами и переживаниями героя или оттеняют их.) Тургенев заканчивает свой роман философским описанием природы. Он имел философское образование и даже защитил диссертацию.

В художественном мире Тургенева природа часто жестока по отношению к человеку, способна разрушить его счастье или жизнь.

Вернемся к тексту. Перед нами картина сельского кладбища.

Какова тональность данного отрывка? Меняется ли она?

(Открывается описание печальной картиной сельского кладбища, но постепенно тон меняется, от тоскливых нот автор постепенно возвышает голос до торжественного пафоса. Затем снова скорбная картина – описание страданий одиноких стариков Базаровых.

Какие средства выразительности помогают передать настроение в начале отрывка?


Эпитеты: здесь царит вечный покой, вид печальный.

Какая передает ощущение запущенности, заброшенности?

Глаголы: канавы заросли, деревянные кресты поникли и гниют, овцы безвозбранно бродят по могилам, 2-3 ощипанных деревца дают скудную тень.

Описание заброшенного кладбища прерывается многоточием…. И вот перед нашим взором могила Базарова.

Контраст.


Какую роль играет контраст?

Какие еще средства выразительности использует автор, рисуя могилу Базарова?

(Олицетворение: « цветы безмятежно глядят на нас своими невинными глазами».Этот прием позволяет автору создать образ природы, живущей своей собственной жизнью.

Кроме лексических, какие еще средства выразительности использует автор, описывая могилу Базарова?

(Средства синтаксиса. Различные виды конструкций. СПП с однор. придаточными: «Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное.» СБП: « Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле.) Благодаря этим синтаксическим конструкциям меняется тональность, строки начинают звучать торжественно.

Найдите еще выраз. средство синтаксиса, усиливающее эмоциональное звучание текста и помогающее понять мысль автора.

(Риторический вопрос: « Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?»)

А следом идет восклицание - О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной.

В этом последнем предложении есть еще одно средство выразительности, представляющее собой цепь определений с постепенным нарастанием значимости. Какое?

(Градация: Сердце страстное, грешное, бунтующее.)

В этом же последнем предложении мы опять наблюдаем контраст. Где?

(С одной стороны, страстное, грешное, бунтующее сердце, а с другой, равнодушная природа и цветы, которые глядят на нас своими невинными глазами. Это они говорят о вечном примирении и жизни бесконечной.

Только вот о какой жизни? И о примирении кого с кем?

(Наверное, о бесконечном продолжении жизни природы. Человек смертен, а природа вечна. Может, о вечности человеческих ценностей. А может быть, что споры отцов и детей вечны, именно из этих споров и столкновений и состоит жизнь.

О примирении человека и природы, человека с миром, с самим собой)

Эпилог наполнен глубоким философским смыслом. Надо сказать, что Тургенев не дает нам ответ, он предлагает своим читателям поразмышлять.

Почему последние строки романа звучат грустно и в то же время величественно, торжественно?

(В последних строчках звучит проникновенный голос автора. Так можно говорить только о дорогом человеке. Не о борьбе, не о бунте Базарова говорит автор, а о примирении. В конце романа Тургенев любит своего героя, сочувствует ему, скорбит о нем. « Когда я писал заключительные строки, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись», писал Тургенев.

Статья посвящена проблеме воскресения мертвых в религиозной культуре человечества. Представлен религиозный взгляд по рассматриваемому вопросу.

Многие из произведений школьной программы по литературе, перечитанные в зрелом возрасте, оцениваются совершенно иначе, чем в неопытной юности. И уже по-иному воспринимаются те места в книгах, где авторы так или иначе указывают на свои религиозные взгляды. К примеру, знаменитый роман Ивана Тургенева «Отцы и дети» (1861 год) завершается проникновенными словами: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»
Вопрос о всесилии святой и преданной любви, затронутый писателем, думается, волнует каждого человека перед лицом смерти.
Догмат Воскресения мертвых; это основание христианской веры. Учение о Всеобщем Воскресении; твердое учение Священного Писания и Нового, и Ветхого Завета. Вся пятая глава Евангелия от Иоанна в Библии посвящена беседе Господа Иисуса Христа с иудеями о важнейших истинах веры, из которых весть о победе над смертью – главнейшая: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Иоан.5:28-30). Учение о воскресении мертвых представлено и в Ветхом Завете. Пророк Божий Иов говорит: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его». (Иов.19:25-28). А пророку Иезекиилю было показано поле, полное мертвых костей, которые облекались плотью (Иез. 37).
Весна для верующих людей – очевидное напоминание догмата воскресения из мертвых. А для Евгения Базарова смерть ассоциировалась с выросшим из него лопухом – не больше. Это объясняет горе верующих родителей нигилиста, плачущих о его все отрицающей душе. Но святитель Игнатий Брянчанинов в статье «Сад во время зимы» писал в 1843 году в Сергиевой пустыни: «Если б можно было найти человека, который бы не знал превращений, производимых переменами времен года; если б привести этого странника в сад, величественно покоящийся во время зимы сном смертным, показать ему обнаженные древа и поведать о той роскоши, в которую они облекутся весною, то он, вместо ответа, посмотрел бы на вас и улыбнулся - такою несбыточною баснею показались бы ему слова ваши! Так и воскресение мертвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог всемогущ, что многообразная премудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий». (Брянчанинов, 1993, С.178)
В иудаизме и исламе тоже существует учение о воскресении мертвых. Его признаки можно найти даже в языческих культах. Есть мнение, что вся религиозная культура Египта пронизывается учением о воскресении мертвых, именно с ним связана традиция мумификации тел, которые должны воскреснуть. К примеру, московский профессор Андрей Зубов утверждает, что, если суммировать египетские тексты, в них говорится о победе над смертью и о телесном воскресении умершего человека. Захоронения эры раннего палеолита являют нам могилы, наполненные предметами земного быта и очень трудоемкими в изготовлении каменными орудиями труда. Зачем расставаться с этими сокровищами, так необходимыми живым, если ТАМ ничего нет? Усопших щедро осыпали цветами, пыльца которых обнаружена в могилах. Эти факты; косвенное подтверждение религиозности самых первых людей. И даже само положение их тел – в позе эмбриона – наталкивает на мысль: как человек выходит из чрева матери, так он должен выйти из чрева земли в свое время. Так считает новосибирский профессор Павел Волков (Волков, 2003, С. 165).
Однако современное человечество далеко гонит от себя мысль о смерти. Создается впечатление, будто люди и вовсе не думают умирать. Всего несколько десятков лет назад гробы особо уважаемых людей во время похорон несли через весь город. Теперь же видим лишь закрытые катафалки. Создана целая похоронная индустрия: умерших красиво наряжают, употребляют обильную косметику… Предоставляется весь комплекс похоронных услуг, лишь бы живые поменьше виделись с умершими. А если и соприкасались с ними, то на самое краткое время. Зачем? Ведь это напоминает о смерти! Сама практика кремации усопших, конечно, может оправдываться дефицитом земель. В Москве, например, стоимость похорон усопшего на городском кладбище уже приближается к стоимости квартиры. Но ведь территория России – пока самая большая в мире. Зачем уничтожать тела?…
Традиционно христиане, иудеи и мусульмане стараются предавать земле своих умерших, так как они видят основание традиции в словах, сказанных Богом Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (Быт.3:19). В законодательстве многих стран мира осквернение захоронения считается уголовным преступлением, попирать чужую могилу ногами воспринимается великим оскорблением родственникам покойного. Почему же так, если после смерти ничего нет? В этом чувстве протеста мы можем видеть глубоко живущую в человеке веру в воскресение умерших. А православные могилы украшает крест Христов, потому что после Голгофы наступает Пасха, и после смерти наших близких мы веруем в их воскресение в день суда, когда явится крест от края небес и до края.
Таким образом, последняя строка романа И.С. Тургенева – очевидное напоминание слов, которые звучат при погребении усопших. Они были хорошо известны православным современникам писателя и забылись в 21 веке. Над гробом поётся: «Со святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего … идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Смерть побеждена победой Христова Воскресения. Любовь Божия всесильна, потому что Бог есть любовь.

Литература:
Тургенев И. С. Отцы и дети. М., Астрель, 2005 г. - 240 с.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Том 1. Сад во время зимы. М., Православное издательство, 1993 г. – 572 с.
Волков П. В. Потомки Адама.- М.-СПб.-Новосибирск: Общество святителя Василия Великого, Православная Гимназия во имя Преп. Сергия Радонежского, 2003.- 207.
Зубов А.Б. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге. М.: Никея, 2009. - 144 с.

    Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е годы XIX века...

    Роман “Отцы и дети” - одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И.О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время. Причин этому множество: и вечные темы...

    Название романа "Отцы и дети" часто понимается весьма упро- щенно: смена общественной идеологии поколений, конфликт аристок- ратов и разночинцев. Но роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной сферой, он имеет и психологическое...

    Одна из важнейших черт творчества Тургенева - желание разобраться во всем, что происходит в стране. Ярким романом, отразившим целый этап в историческом развитии России второй половины XIX века, явился роман "Отцы и дети". Название произведения...

    есмотря на несомненную оригинальность романа «Отцы и дети», мы не можем не обратить внимание и не провести параллели с произведениями других авторов, а также не отметить связь романа со всей мировой мифологией. Роман Тургенева чрезвычайно символичен. Например,...

    События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине девятнадцатого века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос – взаимоотношение...



Загрузка...

Реклама