emou.ru

Александр Михайлович Камчатнов «Хрестоматия по истории русского литературного языка. В чужой стране, в чудной стране…

М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИР ОССИЙСКОЙФ ЕДЕРАЦИИ

С АНКТ-П ЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО КУРСУ «СИНТАКСИС СОВРЕМЕННОГО

РУССКОГО ЯЗЫКА»

СИНТАКСИС СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Хрестоматия с заданиями

ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

Рекомендовано уполномоченным учреждением ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена» к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 «Филология» по дисциплине «Синтаксис современного

русского языка»

Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета

ББК 81.2Рус С38

Регистрационный номер рецензии ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

№ 072 от 2011 г.

С о с т а в и т е л и:

проф. Г. Н. Акимова, доц. С. В. Вяткина, проф. В. П. Казаков, доц. Д. В. Руднев

Р е ц е н з е н т ы:

проф . В. И. Трубинский, проф. М. Д. Воейкова

С38 Синтаксис современного русского языка: хрестоматия с заданиями / сост. Г. Н. Акимова, С. В. Вяткина, В. П. Казаков и др.; отв. ред. С. В. Вяткина. 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2013. - 712 с.

ISBN 978-5-903549-10-8

Хрестоматия является составной частью учебно-методического комплекса по курсу «Синтаксис современного русского языка».

Хрестоматия знакомит как с традиционными, так и с современными синтаксическими концепциями, с дискуссионными вопросами синтаксической теории. Задания, сопровождающие тексты, призваны способствовать активному усвоению учебного материала.

Пособие предназначено для студентов филологических факультетов высших учебных заведений, а также аспирантов филологических специальностей.

ББК 81.2Рус

Учебно-методический комплекс создан и издан за счет пожертвования Фонда «Русский мир»

От составителей

Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса «Современный русский язык: Синтаксис», который читается на дневном, вечернем и заочном отделениях бакалавриата «Русский язык и литература». Структура хрестоматии, являющейся составной частью учебно-методического комплекса по синтаксису современного русского языка, определяется изложением теоретического материала в составленном теми же авторами учебнике «Синтаксис современного русского языка» (СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013). Пособие предназначено для углубленного ознакомления с различными вопросами синтаксиса современного русского языка и ориентировано на активное обсуждение дискуссионных вопросов синтаксической теории на практических и семинарских занятиях.

Наряду с «классическими» текстами, давно вошедшими в учебную практику высших учебных заведений (работы А. А. Шахматова, А. М. Пешковского, В. В. Виноградова и др.), в хрестоматию включены и некоторые менее известные и/или малодоступные тексты, заслуживающие, по мнению составителей, внимания, поскольку они знакомят читателя с различными синтаксическими концепциями или обращены к вопросам, которые не всегда находят отражение в учебной литературе (кроме того, это позволяет ввести в учебный оборот некоторые малодоступные тексты). Ряд включенных в хрестоматию работ освещает историю изучения того или иного вопроса в русском языкознании либо посвящен историческому развитию русского синтаксиса, в т. ч. и в последние годы.

Монографии и статьи представлены в хрестоматии в отрывках (пропуск обозначен знаком <…>), ссылки на анализируемые в каждой публикации работы раскрыты и даны постранично, что позволяет студентам обратиться и к другим работам по затронутым в публикации вопросам. Для того чтобы студенты имели представление о воспроизведенном в хрестоматии источнике, после имени автора и названия его работы дана сноска «печатается по: …» с выходными данными. При технической подготовке текстов к изданию приемы оформления языкового материала и указания на источники были унифицированы.

Корпус текстов, включенных в пособие, сопровождается предтекстовыми заданиями, которые могут быть использованы студентом для самостоятельного изучения источников и преподавателем в качестве вопросов для обсуждения на семинарских и практических занятиях. Задание к одной статье помещается после названия работы, задание к нескольким работам дается перед названием первой работы.

Составители хрестоматии надеются, что данное издание будет полезно не только студентам и аспирантам, но и преподавателям русского языка в школе и в высших учебных заведениях.

Г. Н. Акимова, С. В. Вяткина, В. П. Казаков, Д. В. Руднев

ВВЕДЕНИЕ

CИНТАКСИС КАК НАУКА (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)

В. В. Виноградов

Из истории грамматических учений1

Задания. 1. С именами каких ученых В. В. Виноградов связывает русскую синтаксическую традицию?

2. С каких позиций В. В. Виноградов оценивает вклад ученых в историю синтаксиса?

Самостоятельная русская грамматическая наука начинается с разработки учения о слове, о частях речи («О восьми частях слова»2 ), о «сочинении» частей речи, т. е. о способах образования словосочетаний. При этом уже в Синтагме Мелетия Смотрицкого <…> подчеркивается необходимость разграничения «синтаксиса простого»

и «синтаксиса образного», т. е. стилистического, опирающегося на «образ правильного сочинения у искусных писателей». <…>

<…> Уже в самых ранних грамматиках русских, исследующих и описывающих синтаксис книжной, письменной речи, есть указания

и на «речь», «слово», т. е. на предложение как на основную единицу связной цельной речи.

Таким образом, синтаксис русского языка уже на начальных стадиях его научной разработки опирается на признание необходимости исследования «речи», предложения и одновременно на теорию и практику словосочинения, т. е. на описание грамматических способов сочетания слов, относящихся к разным частям речи, в сложные смысловые единства. Так определился самостоятельный путь развития русской синтаксической науки. Однако никакого последовательно развитого учения о предложении, никакой теории предложе-

1 Печатается по:Виноградов В. В. История русских лингвистических учений / сост. Ю. А. Бельчиков. М., 1978. С. 38–181

2 Имеется в виду «Грамматика словенска съвершенаго искусства осьми частей слова

и иных нуждных, новосоставленна Л. Z. в Вильне» (1596) Лаврентия Зизания.

ния нельзя найти у русских грамматистов до середины XVIII в.

В Грамматике Смотрицкого находится лишь общее определение «слова» (как тут называется предложение): «Есть же слово речений сложение, разум совершен являющее». Здесь выдвигаются два основных признака предложения: законченность мысли, или «разума», и грамматически оформленная связь слов.

Вместе с тем отдел «словосочинения», содержавший учение о распространении разных частей речи, был лишен внутреннего синтаксического стержня. В этом отделе излагались правила употребления pазных частей речи и разных форм слов, но сюда же включалось описание и некоторых конструкций и даже некоторых типов предложений (например, инфинитивных, безличных и т. п.).

В таком виде теория русского синтаксиса дошла до эпохи Ломоносова 1 .

<…> Ломоносов2 понимает язык как средство общения людей между собою, учит, что язык существует в обществе, что он является средством общения людей, средством сообщения мыслей, что он - необходимое условие общественного прогресса. <…>

<…> При определении разнообразных грамматических понятий Ломоносов исходит из двух принципов: из принципа отражения в них «вещей», «свойств вещей», «деяний», вообще явлений действительности и из принципа общественного развития и социальной обусловленности речи.

Признаки материалистического мировоззрения обнаруживаются и в ломоносовском истолковании «предложения» («речи», по терминологии Ломоносова): «Вещь иметь должна прежде свое бытие, потом деяния» (§ 81). Отсюда выводится наиболее распространенный в русском языке тип простого глагольного предложения: Земля тучнеет. Ломоносов подчеркивает, что при переходном глаголе прямой объект («прямое дополнение») также принадлежит к главным частям (членам) предложения; напр.:Облака покрыли небо.

Все остальные члены предложения служат для распространения состава предложения: <…> Напр.: Облака, сгущенные влажностью,

покрыли освещенное солнцем небо; Темность облаков покрывает ясность неба; Облака покрывают небона востоке; Земля тучнеет

от росы. «Сей порядок и речений и их полность хотя с чином натуры сходствуют, однако вольность человеческих мыслей превращает порядок оных и выключает из речи то, чему бы по натуре быть должно было» (§ 84). Поэтому возможны изменения в порядке слов, инверсии. Пример инверсионного словорасположения:Тучнеет от росы земля.

1 См.:Булич С. К. Очерк истории языкознания в России. СПб., 1904;Грунский Н. К. Очерки по истории разработки синтаксиса славянских языков. Юрьев, 1911–1913. Т. 1–3. Ср. также: Античные теории языка и стиля. М.; Л., 1936.

2 Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. М.; Л., 1952. Т. 7.

<…> Ломоносов рассматривает предложение как выражение суждения (или «рассуждения», по терминологии той эпохи): «Сложение знаменательных частей слова, или речений… производит речи, полный разум в себе составляющие чрез снесение разных понятий» (§ 80). Ломоносов, следовательно, к ранее отмеченным признакам предложения - законченности мысли и грамматически оформленной связи слов - присоединяет еще один, самый существенный: «снесение» (т. е. сопоставление, объединение) разных понятий в акте предикации.

Кроме простого «сочинения речений», т. е. простого предложения, Ломоносов различает еще две синтаксические категории: «сочинение сложное», т. е. сложное предложение, и - в сфере стилистики - период. «Сложное сочинение» - это «соединение нескольких речей, полный разум в себе содержащих» (§ 85). Образование сложного предложения, по Ломоносову, осуществляется с помощью относительных (или «возносительных») местоимений, деепричастных оборотов и союзов. «Отсюда рождаются разные периоды: одночленные, двучленные, тричленные, четыречленные» (§ 86).

<…> Теория предложения и периода «надлежит до риторики» (как выражается Ломоносов). «Пространное оных изъяснение и толкование» выведено за пределы грамматики. Ломоносовская же Грамматика, кроме фонетики и учения о частях речи, содержит в себе лишь синтаксис словосочетания.

<…> Синтаксис Ломоносова не только составил целую эпоху в истории русской грамматической мысли, но не потерял своего значения и для нас. Правда, у Ломоносова учение о предложении и его членах было оторвано от учения о «сочинении частей слова» (т. е. от учения о формах и типах словосочетаний).

«Сочинение частей слова» у Ломоносова сводится к правилам сочетания слов в предложении по принципу согласования и управления. Например, «существительные сопряженные, к одной вещи надлежащие, падежом согласные, родом и числом различествовать могут: Стихотворство моя утеха; Физика мои упражнения » (§ 472). Сначала налагаются общие принципы сочетания слов, или образования словосочетаний как двусловных, так и многословных. Например: «Когда два имени существительные, к разным вещам принадлежащие, полагаются в слове без союза, одно должно быть в родительном падеже:множество народа, туча стрел, столп церкви, сын отечества. Когда же значит владение, существительное требует прилагательного:дом отца моего, стихи древнего Гомера, или другого существительного:стихи Гомера-стихотворца» (§ 473).

Ломоносов различает «сочинение имен», «сочинение глаголов», «сочинение вспомогательных частей слова» и «сочинение частей слова по разным обстоятельствам».

Ломоносов выделяет несколько типов именных словосочетаний, типичных для русского языка (например, словосочетания с именами

числительными, словосочетания при сравнительной степени, именные словосочетания для обозначения превосходства - Волга из рек российских превеликая; красноречивый Цицерон из всех ораторов и

т. п.). При описании словосочетания определяется его смысловое содержание, а также лексическое значение составных частей. Напр.: «Существительные, до похвалы или похуления надлежащие, требуют родительного падежа: человек превосходного остроумия, младенец слабого сложения» (§ 482). <…> Тот же принцип взаимодействия лексических и грамматических значений был выдвинут еще Смотрицким <…>.

Однако Ломоносов, устанавливая правила сочетания слов, приходит к выводу о наличии разных степеней грамматической обобщенности и абстрагированности форм словосочетания. В связи с этим в отдельных случаях он гораздо более выразительно подчеркивает тесную и глубокую зависимость синтаксических связей от лексических значений сочетающихся слов. «Прилагательных имен падежи, с коими они сочиняются, - пишет он, - общим правилам не подвержены ради разных их знаменований, что должно знать из употребления. Непостоянства сего примеры: силен словом, рукою; силен в слове, в споре; счастлив братом; счастлив в игре; на бою и

проч.» (§ 483).

Среди разных типов глагольных словосочетаний Ломоносовым описаны действительные и страдательные обороты, наиболее употребительные формы предложно-глагольных конструкций, сочетания безличных глаголов с инфинитивом (случается найти петуху жемчужину ), другие виды конструкций с инфинитивом или инфинитивных конструкций, деепричастные обороты и др. <…>

<…> К учению о «сочинении глаголов» Ломоносов относит также некоторые типы одночленных предложений - безличных и инфинитивных, так как в них нет высказывания о бытии или деянии вещи, т. е. нет существенных признаков «речи», или предложения в понимании Ломоносова. Так, говоря об инфинитиве, или о «наклонении неокончательном», Ломоносов считает необходимым здесь же упомянуть об инфинитивных конструкциях. <…> Таким образом, Ломоносов в главе о «сочинении глаголов» дает тонкую характеристику основных модальных типов инфинитивных предложений.

<…> Ломоносов и предлоги рассматривает как отправной пункт образования словосочетаний (например, ради бедности ибедности ради помилован ). <…>

Точно и глубоко описаны функции союзов. Ломоносов - при характеристике функций союзов - учитывает и грамматическое построение сцепляемых союзами звеньев речи, и их структурный состав. Так, по его словам, «союзы сопрягательные и разделительные равные наклонения глаголов и равные падежи в именах совокупляют и различают: приобрел честь и славу; илипохваляют, илипоносят» (§ 561). <…>

В последней (пятой) главе ломоносовского учения <…> излагаются способы выражения «разных обстоятельств». Здесь собраны указания на разнообразные синтаксические конструкции, связанные

с обозначением обстоятельственных отношений в предложении. Например, в обозначениях места действий и событий «имена земель и городов требуют предлога в :родился в Москве, жил в Киеве, учился в Германии <…>. Имена городов, по рекам проименованных, полагаются в предложном падеже с предлогомна :на Дону жить прохладно, на Москве - весело. <…> Сему последуют имена улиц, гор, поль, морей, островов:живет на Покровке; гульбище на трех горах, на Девичьем поле, на Курострове; буря была на Каспийском море. Именам приходов приличествуету с родительным:у Ильи Пророка на Воронцовском поле, у Успенья на Покровке, у Николая Подкопая. Того же предлога и падежа требуют усолья и некоторые города особливо:у соли Камской, у соли Вычегодской, у города Архангельского» (§ 571–575).

Точно так же детально и тонко описываются способы выражения обстоятельства времени <…>.

В Риторике <…> Ломоносов излагает развернутую теорию предложения. «Предложением» здесь называется то, что в «Российской грамматике» именуется «речью». Теория предложения в Риторике тесно связывается с логической теорией суждения (или, по терминологии того времени, «рассуждения»). «Сложенные идеи, - пишет… Ломоносов, - состоят из двух или многих простых идей, между собою сопряженных и совершенный разум составляющих. <…> А ежели сложенная идея состоит из многих простых, тогда нередко сопрягаются иные из них союзами и предлогами, наприклад:

Богатство и честь суть побуждения к трудам. Таким образом, сложенные идеи по-логически называются рассуждениями, а когда словесно или письменно сообщаются, тогда их предложениями называют» (§ 33–34). В предложениях выделяются две основные части: подлежащие и сказуемые. Предложения разделяются на утвердительные и отрицательные, которые, в свою очередь, бывают общие и особенные. Подлежащее и сказуемое могут выражаться отдельными словами, но могут состоять и из группы слов. <…> Вот примеры предложений, распадающихся на составы - подлежащего и сказуемого: Всяк ободренный надеждою / день и ночь неусыпно трудится; Весенние ясные дни / отзывают неусыпного человека от трудов; Старые люди / не себе, но детям своим дерева насаждают; Злобный человек / явно или тайно вредить желает.

Ломоносов описывает синтаксические способы образования составов подлежащего и сказуемого и их соединения в целостном предложении. <…>

Учение о предложении в Риторике Ломоносова сливается с учением о периоде - категории стилистической. <…> В зависимости от количества «логических предложений», объединяемых в периоде,

периоды бывают одночленные, двучленные, трехчленные, четырехчленные и т. д.

Одночленные периоды, состоя из одного «логического предложения» могут иметь: 1) одно подлежащее и одно сказуемое, 2) много подлежащих и одно сказуемое, 3) одно подлежащее и много сказуемых, 4) много подлежащих и сказуемых. <…>

<…> Ломоносов включает в состав подлежащих и те «придаточные предложения», которые при помощи относительных местоимений и наречий определяют и распространяют эти подлежащие <…>.

Весь последующий период в истории разработки русского синтаксиса вплоть до 20–30-х годов XIX в., до появления «Русской грамматики» А. X. Востокова и грамматических руководств Н. И. Греча должен быть назван ломоносовским. <…>… Печать влияния ломоносовской Грамматики, а также Риторики лежит на всех синтаксических трудах, относящихся к этому периоду. Самые интересные, своеобразные, богатые новым материалом и новыми мыслями синтаксические работы в этот период связаны с именами А. А. Барсова, И. Орнатовского, И. Ф. Тимковского, а также Н. Г. Курганова,

Н. Ф. Кошанского.

<…> Можно наметить те проблемы синтаксиса, которые были

поставлены гениальным ученым-энциклопедистом перед русским языковедением и решение которых завещано им своим ближайшим ученикам и последователям в области русской грамматики:

1. Необходимо было точнее определить границы и объем синтаксиса. Решение этого вопроса в значительной степени зависело от понимания взаимоотношений и взаимодействий грамматики и риторики. Учение о предложении и периоде, составляя основу риторики, тем самым оказывалось за пределами грамматического исследования. Оно лишь краем задевало грамматику. Так, в Грамматике Ломоносова сообщались лишь самые общие сведения о предложении как выражении логического суждения и об его основных частях (подлежащем и сказуемом). Изложение основ теории суждения и детальный анализ предложения и типов периодов составляли предмет Риторики. В силу этого грамматическое учение о «сочинении слов» отрывалось от теории предложения.

Таким образом, перед исследователями русского синтаксиса возникала дилемма: оставить ли теорию предложения в составе риторики и тем самым свести весь синтаксис <…> к теории словосочетания, или же включить в синтаксис и учение о предложении, определив круг задач риторики теорией поэтической речи и вопросами литературной стилистики.

В этом последнем случае для дальнейшей судьбы синтаксиса имел большое значение метод грамматического изучения предложения и его типов. <…>

С другой стороны, при дальнейшей чисто грамматической переработке учение о предложении могло подвергнуться существенным

- Лексикология. Фразеология. Лексикография - Хрестоматия и учебные задания - Поцепня Д.М. - 2002

Учебное пособие составлено в соответствии с программой основного курса «Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография», который читается иа филологическом факультете С.-Петербургского гос. университета. Пособие включает хрестоматию, вопросы и задания по основным темам курса.

Книга предназначена для студентов дневного, вечернего, заочного отделений филологического факультета, где русский язык и литература является основной или второй специальностью, а также для бакалавров и магистрантов (в том числе и иностранных учащихся).

Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: Хрестоматия и учебные задания / Сост. Л. А. Ивашко,
И. С. Лутовинова, Д. М. Поцепня, М. А. Тарасова, М. Ю. Жукова,
Е. И. Зиновьева, М. А. Шахматова; отв. ред. Д. М. Поцепня. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002. - 496 с.
ISBN 5-8465-0059-5
ББК 81.2 Рус
С56

От составителей

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Раздел 1 СЛОВО КАК ЕДИНИЦА ЯЗЫКА И ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
Текст 1. А. И. Смирницкий. Лексикология английского языка..
Текст 2. В. В. Виноградов. Русский язык (Грамматическое учение о слове)
Текст 3. В. В. Колесов. Тезисы о русской ментальности
Текст 4. Л. В. Савельева. Этноязыковая картина мира по данным русского языка и его истории
Текст 5. В. Г. Гак. Русская динамическая языковая картина мира
Текст 6. Н. В. Уфимцева. Русские: опыт еще одного самопознания
Вопросы и задания к разделу 1

Раздел 2 ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Текст 7. А. А. Потебня. Из записок по русской грамматике
Текст 8. Л. С. Ковтун. Соотношение эстетического и логического компонентов в лексической номинации
Текст 9. Ю. Д. Апресян. Прагматическая информация для толкового словаря
Текст 10. Ю. Д. Апресян. Коннотации как часть прагматики слова
Текст 11. В. В. Колесов. Ментальные характеристики русского слова в языке и в философской интуиции
Текст 12. В. В. Виноградов. Основные типы лексических значений слова.
Текст 13. Г. Н. Скляревская. Языковая метафора в словаре. Опыт системного описания
Текст 14. Д. М. Поцепня. Семантика слова в языке и художественной речи
Текст 15. Ю. С. Язикова. Семантическое своеобразие лексики М. Горького
Текст 16. Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. Лингвострановедческая теория слова
Вопросы и задания к разделу 2

Раздел 3 СИСТЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЛЕКСИКЕ
Текст 17. Ю. С. Сорокин. Развитие словарного состава русского литературного языка: 30-90-е гг. XIX века
Вопросы и задания к разделу 3

Раздел 4 ОМОНИМЫ
Текст 18. О. С. Ахманова. Словарь омонимов русского языка
Вопросы и задания к разделу 4

Раздел 5 СИНОНИМЫ
Текст 19. А. П. Евгеньева. Синонимы русского языка.
Текст 20. Ю. Д. Апресян. Новый объяснительный словарь синонимов: концепция и типы информации
Вопросы и задания к разделу 5..

Раздел 6 АНТОНИМЫ
Текст 21. Л. А. Новиков. Русская антонимия и ее лексикографическое описание.
Вопросы и задания к разделу 6

Раздел 7 ПАРОНИМЫ
Текст 22. О. В. Вишнякова. Паронимы в русском языке.

Раздел 8 ЛЕКСИКА РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА СО СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Текст 23. Л. В. Щерба. Современный русский литературный язык
Вопросы и задания к разделу 8

Раздел 9 ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ
Текст 24. В. Д. Бондалетов. Социальная лингвистика
Текст 25. Л. П. Крысин. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка
Вопросы и задания к разделу 9

Раздел 10 ЛЕКСИКА РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С ИСТОРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Текст 26. Ф. П. Филин. Историческая лексикология русского языка
Текст 27. Б. А. Ларин. Из истории слов (лютый зверь, семья, кавардак)
Текст 28. Г. О. Винокур. О славянизмах в современном русском литературном языке
Текст 29. Л. П. Крысин. Иноязычные слова в современном русском языке
Текст 30. А. А. Брагина. Устойчивые и временные заимствования
Вопросы и задания к разделу 10

Раздел 11 ДИНАМИКА СЛОВАРНОГО СОСТАВА РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Текст 31. А. А. Брагина. Новые явления - новые слова
Текст 32. Н. 3. Котелова. Первый опыт лексикографического описания русских неологизмов
Текст 33. Н. 3. Котелова. Предисловие к словарю-справочнику по материалам прессы и литературы 70-х годов «Новые слова и значения»
Текст 34. Г. Н. Скляревская. Предисловие к «Толковому словарю русского языка конца XX века. Языковые изменения»
Вопросы и задания к разделу 11

ФРАЗЕОЛОГИЯ
Текст 35. В. В. Виноградов. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке
Текст 36. А. М. Бабкин. Лексикографическая разработка русской фразеологии
Текст 37. А. И. Молотков. Фразеологизмы русского языка и принципы их лексикографического описания
Текст 38. В. П. Жуков. Фразеологическая синонимия и словарь фразеологических синонимов
Текст 39. Б. А. Ларин. Очерки по фразеологии (О систематизации и методах исследования фразеологических материалов)
Текст 40. В. М. Мокиенко. Славянская фразеология.
Вопросы и задания к разделу «ФРАЗЕОЛОГИЯ».

ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Текст 41. Л. В. Щерба. Опыт общей теории лексикографии
Текст 42. В. В. Морковкин. Об объеме и содержании понятия «теоретическая лексикография»
Текст 43. Л. С. Ковтун. Основная идея шахматовской лексикографии
Текст 44. В. В. Виноградов. Семнадцатитомный академический словарь современного русского литературного языка и его значение для советского языкознания..
Текст 45. Как пользоваться словарем
Текст 46. Г. Н. Скляревская. Функциональная и стилистическая характеристика лексики.
Текст 47. В. В. Виноградов. Предисловие к «Словарю языка Пушкина»
Текст 48. Б. А. Ларин. Основные принципы «Словаря автобиографической трилогии М. Горького»
Текст 49. Л. А. Новиков. Типология учебных словарей

Образцы словарных статей
Словарь русского языка / Ред. Я. К. Грот
В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка / Ред. и издатель И. А. Бодуэн де Куртенэ..
И. И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка
Словарная статья на слово живот в словарях русского языка
Словарь русского языка XVIII в
Словарь Академии Российской
Словарь Академии Российской, по азбучному порядку расположенный
Словарь церковнославянского и русского языка
Словарь русского языка / Ред. А. А. Шахматов
Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова.
Словарь современного русского литературного языка (в 17 т.)
Словарь русского языка (в 4 т.).
C. И. Ожегов. Словарь русского языка
С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

Вопросы и задания к разделу «ЛЕКСИКОГРАФИЯ»
Словари и их условные обозначения

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Современный русский язык - Лексикология. Фразеология. Лексикография - Хрестоматия и учебные задания - Поцепня Д.М. - 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Издание 1974 года. Сохранность удовлетворительная. Хрестоматийные материалы дают в соответствии с действующей программой по истории русского литературного языка иохватывают круг памятников русской… - Высшая школа, (формат: 60x90/16, 415 стр.) 1974
    140 бумажная книга
    А. М. Камчатнов "Значение данного сборника выходит за рамки хрестоматийного минимума. Здесь представлены не только яркие примеры отдельных текстов основных стилей и жанров древнейшего периода истории русского… - Академика, (формат: 70x100/16, 624 стр.) 2012
    987 бумажная книга
    Камчатнов А. Хрестоматия по истории русского литературного языка. Памятники X-XIV веков по рукописям X-XVII веков Данная хрестоматия составлена на основе действующей программы курса 171;История русского литературного языка 187;, традиционно читаемого на филологических факультетах университетов и… - Академика, (формат: 70x100/16, 624 стр.) - 2013
    793 бумажная книга
    Хрестоматия по истории русского языка В хрестоматию включены наиболее значимые памятники письменности, отрывки из них, позволяющие проводить языковедческий, стилистический анализы по курсам исторической грамматики русского языка и… - Просвещение, (формат: 60x90/16, 496 стр.) 1990
    320 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      У этого термина существуют и другие значения, см. Русская правда (значения). Страница из краткой редакции «Русской Правды». Русская Правда (др. рус … Википедия

      Библиография важнейших трудов - Н.Н. Дурново по русскому историческому и современному языкознанию [***] *** Более полный перечень опубликованных трудов Н.Н. Дурново и докладов, прочитанных на различных заседаниях с 1899 по 1929 гг., см. в кн.: Дурно 90 Н.Н. Введение в историю … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

      I.Восточно славянские языки в дофеодальную эпоху. Место русского языка в ряду других языков. II.Консолидация восточно славянских говоров, Образование отдельных восточно славянских языков. III.Возникновение письменного (литературного) языка у… … Литературная энциклопедия

      В системе АН СССР проблемы языкознания разрабатываются в специализированных языковедческих институтах (Институте языкознания и Институте русского языка), в институтах комплексной проблематики (Институте востоковедения, Институте славяноведения и… … Лингвистический энциклопедический словарь

      Заимствования иностранных слов один из способов развития современного языка. Язык всегда быстро и гибко реагирует на потребности общества. Заимствования становятся результатом контактов, взаимоотношений народов, государств. Основной причиной… … Википедия Список источников - ■ АВЕРКИН А.П. Дорогой мой человек. Песни. М.: Моск. рабочий, 1966. ■ Альтернатива. Опыт антологии рок поэзии. М.: Всесоюзный молодежный книжный центр, 1991. ■ БАКУРСКАЯ СМ., МОРОЗОВ С.Д. Коренные изменения условий труда рабочих в СССР //… … Толковый словарь языка Совдепии

      РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …

      VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

    Харцызская ОШ № 24

    Донецкой Народной Республики

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    Хрестоматия для 5-го класса

    составитель: Тимофеева И.А., учитель русского языка и литературы

    Харцызск

    2013

    ВВОДНЫЙ УРОК

    1. Бирючков Андрей (7-й класс). « Обещание».

    Люблю тебя, родной язык!

    На свете ты всего дороже.

    Тебя всегда хочу ценить,

    Учить тебя хочу я тоже.

    Могучий, чистый и прекрасный,

    Ты весь – как ясная заря!

    Я обещаю: словом грязным

    Тебя не стану засорять!

    2. В. Беспалов «Сила слова».

    Однажды шёл путник по дороге и наткнулся на огромный камень. Наткнулся и закричал:

    Эй, камень, убирайся с дороги! Ты мне мешаешь!

    Но камень – ни с места. Тогда путник начал его ругать. Долго ругал, а камень хоть бы пошевелился.

    В это время к камню подъехал всадник. Путник ему и говорит:

    Видал? А ещё говорят, что сильнее слова ничего нет на свете. Я целую гору слов наговорил, а камень – ни туда ни сюда. Лежит и пройти не даёт!

    Всадник слез с коня, обвязал камень верёвкой, и конь оттащил камень с дороги.

    Вот это другое дело, - удовлетворённо сказал путник.

    Э-э, нет, - ответил всадник. – Слово всё-таки сильнее всего на свете. Ты сказал, что тебе камень мешает, я его убрал. А когда ты слова на ветер бросал, у тебя ничего не получалось!

    БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

    По ступенькам в погребок

    Мы с братишкою СЛ Е ЗАЛИ.

    Как коты, мы сливки все

    С молока вдвоём СЛ И ЗАЛИ.

    Деревенский СТ А РОЖИЛ

    Сад колхозный СТ О РОЖИЛ.

    А кругом луга, Л Е СА.

    Видит дед: бежит Л И СА.

    После завтрака, обеда

    Нужно жвачку ПОЖ Е ВАТЬ,

    Без зубной тогда мы боли

    Будем жить да ПОЖ И ВАТЬ.

    Васильков букет огромный

    Я Бурёнке ПОД А Ю.

    Съест когда букет Бурёнка,

    Я Бурёнку ПОД О Ю.

    Травку есть устал бычок,

    И прилёг он на Б О ЧОК.

    Нам мычит: «Б А ЧОК водицы

    Принесите мне напиться!»

    ХВ А СТУНЫ без остановки

    Любят хвастать про обновки.

    ХВ О СТУНЫ ж в хвосте плетутся,

    На последних партах жмутся.

    Костюмы яркие Р Е БЯТ

    В глазах учителя Р Я БЯТ.

    Солнца лучи очень жарко П А ЛИЛИ.

    Чтоб не завяли цветы, их П О ЛИЛИ.

    За слабость друга не БР А НИ,

    Дружок ведь твой не из БР О НИ.

    На улице Б О РДОВОЙ

    Закат Б А ГРЯНЫЙ и Б А ГРОВЫЙ.

    На В Е РАНДЕ вЕтер,

    На В И ТРИНЕ Игрушки.

    ТрОлль шел по ТР О ТУАРУ,

    А кОт съел К О ТЛЕТУ.

    Кот П Я ТНИСТЫЙ в пЯтнах весь,

    Кошка ПОЛ О САТАЯ - в полОску.

    ПОЛ О СЫ её попробуй счесть!

    Чтоб рассеять все сомнения,

    Ставь слова под ударение!

    ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Члены предложения

    Вот пред тобою слова в предложении:

    С членами тела имеют сравнение.

    Если к ним верно поставишь вопрос, –

    Член предложения ты назовёшь.

    Главные члены предложения

    Главные члены предложения,

    Прежде всего, отыщем сказуемое

    Глагол в любом наклонении.

    Потом от глагола вопросы кто? что?

    К другим словам направляем –

    И подлежащее , как на крючок,

    На эти вопросы поймаем.

    (Если ж глагола нет, не унывай –

    Другой частью речи его заменяй

    И на вопросы её отвечай:

    Что он делает? Каков?

    Что такое? Кто таков? )

    Как определить главные члены предложения

    Когда очень нужно бывает найти

    Главные члены предложения,

    Прежде всего мы отыщем глагол –

    Глагол в любом наклонении.

    Потом от него вопросы кто? что?

    К другим словам направляем –

    И подлежащее, как на крючок,

    На эти вопросы поймаем.

    Второстепенные члены предложения

    Признак предмета или явления

    Обозначают определения.

    Чей? и Какой? – вопросы просты,

    Лишь не хватает волнистой черты.

    Вопросы косвенных падежей

    Ты безошибочно знаешь уже.

    Если задашь их, без промедления

    Тут же отыщутся дополнения .

    (Пунктиром отметь их в то же мгновение).

    На вопросы: Где? Когда?

    Как? Откуда? и Куда?

    Обстоятельства ответы

    Тебе дадут всегда.

    (Точку с пунктиром дай им тогда).

    ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

    А. Шибаев. Буква заблудилась

    Закричал охотник: - Ой!
    Д вери гонятся за мной!

    Куклу выронив из рук,
    Маша мчится к маме: -
    Там ползёт зелёный л ук
    С длинными усами!..

    Посмотрите-ка, ребятки:
    Р аки выросли на грядке!

    Тает снег. Течёт ручей.
    На ветвях полно в рачей.

    Мы собирали васильки.
    На головах у нас - щ енки.

    На пожелтевшую траву
    Роняет лев свою листву.

    Старый дедушка Пахом
    На коз е скакал верхом.

    Мама с б очками пошла
    По дороге вдоль села.

    Жучка буд ку не доела:
    Неохота. Надоело.

    Миша дров не напилил,
    Печку к епками топил.

    Синеет море перед нами.
    Летают м айки над волнами.

    Врач напомнил дяде Мите:
    - Не забудьте об одном:
    Обязательно примите
    Десять ц апель перед сном.

    Сели в лож ку и - айда! -
    По реке - туда, сюда.

    На болоте нет дорог.
    Я по кош кам - скок да скок!

    Забодал меня кот ёл,
    На него я очень зол!

    На в олке - сметана,
    творог, молоко.
    И рад бы поесть,
    да достать нелегко...

    В. Приходько. ПЕШКОМ ШАГАЛИ МЫШКИ

    Пе ш ком шагали мы ш ки по узенькой доро ж ке

    От дереву ш ки Пе ш ки до дереву ш ки Ло ж ки.

    А в дереву ш ке Ло ж ки у них устали но ж ки.

    Обратно в Пе ш ки мы ш ки приехали на ко ш ке.

    И пели до поро ж ка, и щёлкали оре ш ки –

    От дереву ш ки Ложки до деревушки Пе ш ки.

    ГРАФИКА

    Алфавит

    АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.

    ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.

    НОПРСТУ – погуляем по мосту.

    ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!

    ЪЫЬ – не запомнятся никак.

    ЭЮЯ – вот и всё, мои друзья!

    Б. Заходер. ПЕСЕНКА-АЗБУКА

    А, БЭ, ВЭ, ГЭ, ДЭ, Е, ЖЭ

    Прикатили на еже.

    ЗЭ, И, КА, ЭЛЬ, ЭМ, ЭН, О

    Дружно вылезли в окно.

    ПЭ, ЭР, ЭС, ТЭ, У, ЭФ, ХА

    Оседлали петуха.

    ЦЭ, ЧЕ, ША, ЩА, Э, Ю, Я –

    Все теперь мои друзья.

    СЛОГ И ПЕРЕНОС

    А. Шибаев. Как я перенёс слова

    Мы изучаем перенос.

    Вот как слова я перенёс.

    Е д в а

    Я перенес:

    Е - два

    И получил за это "два".

    У к о л

    Я перенес:

    У - кол

    И получил за это "кол".

    О п я т ь

    Я перенес:

    О - пять

    Теперь, надеюсь, будет "пять"?!

    ВЕСЁЛЫЕ РИФМЫ: «Жи – ши, ча – ща, чу – щу»

    1. В сочетаниях ЖИ-ШИ

    Только И всегда пиши!

    В сочетаниях ЧА-ЩА

    Пишем только букву А !

    В сочетаниях ЧУ-ЩУ

    Напишу я только У !

    2. Лы жи , мы ши , камы ши

    Букву И всегда пи ши .

    ЖИ и ШИ !

    Ту ча , ро ща , ча с, кри ча

    Напишу я букву А .

    ЧА и ЩА !

    Чу ть, мол чу , та щу , и щу

    Только с буквой У пишу.

    ЧУ и ЩУ !

    3. Лыжи, мыши и ужи,

    Шины, ёжики, чижи.

    ЖИ да ШИ , ЖИ да ШИ

    С буквой И всегда пиши!

    Чижи, ужи, ежи, стрижи,

    Жирафы, мыши и моржи,

    Шиповник, шины, камыши,

    Машины и карандаши!

    Кружить, служить, дружить и жить,

    Спешить, смешить, шипеть и шить!

    Все сочетанья ЖИ и ШИ

    Только с буквой И пиши!

    4. ЧА и ЩА , ЧА и ЩА

    Роща, чаща и свеча!

    Пища, туча, саранча –

    С буквой А и ЧА и ЩА !

    Пища, чаща, роща, куча,

    Саранча, кочан и туча,

    Дача, гуща и свеча –

    Все слова на ЧА ти ЩА !

    Сочетанья ЧА и ЩА

    В слове пища и свеча,

    Куча, куща, каланча,

    Туча, роща, саранча!

    5. Я грамотно писать хочу,

    Слова на ЧУ и ЩУ учу:

    Чулок, и чудо, и чугун,

    Чудак, и щука, и ворчун!

    Не стучу и не пищу,

    Не ворчу и не кричу,

    А учу, учу, учу

    Все слова на ЧУ и ЩУ !

    Чум, чудак, чулок, чурбан,

    Щука, чудо и чулан!

    Чумазый, чучело, чурбан,

    Чудесный, чувство и чулан!

    Кричу, ворчу, ищу, тащу –

    Я с У пишу и ЧУ и ЩУ !

    Сочетанья ЧУ и ЩУ

    Пишем только с буквой У !

    Чушка, щучка, ухвачу

    И лечу, кричу, свищу!

    ИНТОНАЦИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    ***

    Тиха украинская ночь

    Прозрачно небо Звёзды блещут

    Своей дремоты превозмочь

    Не хочет воздух Чуть трепещут

    Сребристых тополей листы

    Луна спокойно с высоты

    Над Белой Церковью сияет

    И пышных гетманов сады

    И старый замок озаряет

    ***

    Что ты ржёшь, мой конь ретивый

    Что ты шею опустил

    Не потряхиваешь гривой

    Не грызёшь своих уд и л

    Али я тебя не х о лю

    Али ешь овса не вволю

    Али сбруя не красн а

    Аль поводья не шелк о вы

    Не сер е бряны подковы

    Не злач ё ны стремена

    ***

    Голубушка, как хороша

    Ну что за шейка, что за глазки

    Рассказывать, так, право, сказки

    Какие пёрышки Какой носок

    И, верно, ангельский быть должен голосок

    Спой, светик, не стыдись

    Яков Аким. КТО КОМУ КТО?

    - Бабушка-бабушка, я чья дочка

    - Ты Федина дочь, моего сыночка

    - Мой папа большой, а совсем не сыночек

    - Сыночек Брат четырёх моих дочек

    Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи

    - Да разве у дочки мы были У тёти

    - Кто мне Наташа и два её братца

    - Ладно, попробуем разобраться

    Ты им доводишься Хитрое дело

    - Бабушка, что-то у нас пригорело

    - Тьфу-ты Пока я соображала,

    Всё молоко из кастрюли сбежало

    ЛЕКСИКОЛОГИЯ

    И. Токмакова. Плим

    Ложка – это ложка,

    Ложкой суп едят.

    Кошка – это кошка,

    У кошки семь котят.

    А я придумал слово,

    Смешное слово – плим,

    Я повторяю снова:

    Плим, плим, плим!

    Вот прыгает и скачет

    Плим, плим, плим!

    И ничего не значит

    Плим, плим, плим!

    И. Токмакова. В чудной стране

    В чужой стране, в чудной стране,

    Где не бывать тебе и мне,

    Ботинок чёрным язычком

    С утра лакает молочко

    И целый день в окошко

    Глазком глядит картошка.

    Бутылка горлышком поёт,

    Концерты вечером даёт,

    А стул на гнутых ножках

    Танцует под гармошку.

    В чужой стране, в чудной стране…

    Ты почему не веришь мне?

    . ЧТО ЗА ШУТКИ?

    Сосать сосульку -
    Вот беда! -
    Нам строго запрещается.
    Но почему ж она тогда
    СОСУЛЬКОЙ называется?

    Зря ласка ЛАСКОЙ названа:
    Ничуть не ласкова она.
    У ласки злые глазки.
    Не жди от ласки ласки!

    Села МУШКА
    На ружьё -
    Не спугнуть
    Ничем Её!
    Дали выстрел.
    Дали сто!
    Всё сидит,
    И - хоть бы что...

    Норка
    Вылезла из норки
    И пошла
    К знакомой норке.
    В норку норкину
    Вошла,
    Норку в норке
    Не нашла.
    Если в норке
    Нету норки,
    Может, норка -
    Возле норки?

    Нет нигде.
    Пропал и след.
    НОРКА - здесь,

    А НОРКИ -нет!

    На лугу поспела КАШКА.
    Кашку ест корова Машка.
    Машке нравится обед:
    Ничего вкуснее нет!

    - Кто вы?
    - Мы ЛИСИЧКИ,
    Дружные сестрички.
    Ну, а вы-то кто же?
    - Мы ЛИСИЧКИ тоже.
    - Как, с одной-то лапкой?
    - Нет, ещё - со шляпкой.

    Барашки! Барашки!
    Барашки на речке!
    - Какие барашки?
    Сказали овечки.-
    Какие барашки?
    Ну где они, где?
    БАРАШКИ
    Не могут
    Ходить по воде...

    Но пенятся,
    Пенятся
    Волны-кудряшки.
    На речке
    Барашки!
    Барашки!
    Барашки!

    МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА


    А. Шибаев. Идет – о том и речь идет


    ОМОНИМЫ

    Александр Шибаев . УДИВИТЕЛЬНЫЕ НАЗВАНИЯ Я шёл по лужайке.
    Гляжу -
    АДМИРАЛ...
    Я тихо подкрался к нему
    И - поймал!
    Поймал!
    Наконец-то поймал адмирала!.

    Богатой
    Коллекция бабочек
    Стала!


    Бабочка адмирал

    МЕДВЕЖЬЕ УХО

    Зайчихе заяц говорит:
    - Пропали мы, старуха:
    В траве, смотри-ка, что торчит...
    - Что? Что?
    - МЕДВЕЖЬЕ УХО!
    Медведь
    Как выскочит сейчас!
    Как зарычит!
    Как схватит нас!..

    - Нет, нет, не так уж я проста,
    Зайчиха отвечала,-
    Чтобы медведя от куста
    Совсем не отличала...
    Медвежье ухо - это куст.
    Я ем его! Ты слышишь хруст?..


    Медвежье ухо

    ПАСТУШЬЯ СУМКА

    Говорят, ПАСТУШЬЯ СУМКА на лугу.
    Я искать её немедленно бегу!

    Потерял её, наверно, пастушок,
    Потерял, а вот найти её не смог...

    Но и мне пастушью сумку не найти.
    Хорошо, что встретил деда на пути.
    Говорю:
    - Не отыскать её никак! -
    Он смеётся:
    - Ты стоишь на ней, чудак...


    Пастушья сумка

    СТЕНОГРАФ, ТИПОГРАФ,
    САДОВНИК И
    ДРОВОСЕК С ГРИБНИКОМ

    Однажды по тёмному лесу
    Пошли погулять вечерком
    СТЕНОГРАФ,
    ТИПОГРАФ,
    САДОВНИК
    И ДРОВОСЕК С ГРИБНИКОМ.

    В лесу разбрелись. Угощались -
    Кто вкусной корой, кто грибком -
    СТЕНОГРАФ,
    ТИПОГРАФ,
    САДОВНИК
    И ДРОВОСЕК С ГРИБНИКОМ.

    Но вот прилетела пичужка,
    И в рот ей пошли - целиком!
    СТЕНОГРАФ,
    ТИПОГРАФ,
    САДОВНИК
    И ДРОВОСЕК С ГРИБНИКОМ.

    Все пятеро жуков!


    Слева направо:
    жук-стенограф, жук-типограф,
    жук-садовник, жук-дровосек,
    жук-грибник.

    ОРФОГРАММА И ОРФОГРАФИЯ

    А. Шибаев

    ОРФОЭПИЯ

      У Иры – крап И ва.

      В огороде баба Фёкла, у нее на грядке св Ё кла

      Ия – санитар И я.

      Чук купил кауч У к.

      Срубили ель, сорвали щав Е ль.

      Рота прошла через вор О та.

      М Е льком взглянешь – на мель сядешь.

      Рынок опт О вый, но не фруктовый.

      Долго ели т О рты – не налезли ш О рты!

      Его то цел У ю, то бал У ю. Не надо целов А ть, не надо балов А ть.

      Сказали «А!» профессор А , директор А и повар А .

      Петя уверял, что п Е тлю завязал.

      У ушка – рак У шка.

      Звон И т звонарь, звон Я т в звонок, чтоб ты запомнить верно смог.

      Будешь с нами – будешь с деньг А ми, а если «Ах!» – забудь о деньг А х.

      Я крем Е нь, несмотря на твой рем Е нь.

      Они искон И мастерск И вязали платки.

      Нельзя крич А ть, бряц А ть, озорнич А ть.

      Поэт Минский знал финский и укра И нский.

      Как он смог проверить катал О г?

      Не юли, а закрой жалюз И.

      Наш Ник – баловн И к. В городе Ницца наша баловн И ца.

      Шлиф О вщик и танц О вщик.

      Мал Я р и стол Я р.

      «Где ноты?» - спросили сир О ты.

      Вор заключил догов О р.

      Новый хит всё облегч И т.

      Суровый край. Кедр О вый рай.

      Здесь каждая буква на месте стоит, и называется всё алфав И т.

      Его оп Е ка – с начала века.

      Кис-кис пиши через деф И с.

      Я взял муку и взял твор О г – испек рассыпчатый пирог.

      Как у нашей Марфы есть в полоску ш А рфы.

    ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    ***

    ***

    ***


    ОБРАЩЕНИЯ

    ***

    СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    ***

    ***

    ***

    ПРЯМАЯ РЕЧЬ

    ***

    ***

    ОМОНИМЫ

    ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

    ФРАЗЕОЛОГИЯ

    ВИДЫ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

    А. Шибаев. ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЫВАЮТ...

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЫВАЮТ:

    1. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ?

    Сейчас, когда приду домой,

    Произнесёт их мама:

    «Ты дрался, да?..

    Ты что - немой?..

    Ну что молчишь упрямо?»

    2. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ .

    Повествовать придётся мне,

    И я скажу:

    «Не дрался, не…

    Свалился с дерева, и вот...»

    3. ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ !

    Тут папа в комнату войдёт.

    Войдёт и скажет:

    «Лоботряс!

    Я проучу тебя сейчас!..»

    РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

    Александр Шибаев

    ДОРОГИЕ СЛОВА

    Дядя Саша огорчён,

    Рассказал он вот о чём:

    Видел Настю-октябрёнка

    Я на улице сейчас.

    Настя – славная девчонка.

    Настя ходит в первый класс!

    Но... давно уже от Насти

    Я не слышу слова ............

    А слово-то какое –

    Очень дорогое!

    Встретил Витю я, соседа...

    Встреча грустная была:

    На меня он, как торпеда,

    Налетел из-за угла!..

    Но – представьте! – зря от Вити

    Ждал я слова .............

    А слово-то какое –

    Очень дорогое!

    Он про внучку говорил:

    Экая досада –

    Я портфель ей подарил,

    Вижу – очень рада!

    Но – нельзя ж молчать, как рыба.

    Ну, сказала бы ............

    Слово-то какое –

    Очень дорогое!..

    ФОНЕТИКА И ОРФОГРАФИЯ

    Проверяемые безударные гласные

    По ступенькам в погребок

    Мы с братишкою СЛ Е ЗАЛИ.

    Как коты, мы сливки все

    С молока вдвоём СЛ И ЗАЛИ.

    После завтрака, обеда

    Нужно жвачку ПОЖ Е ВАТЬ,

    Без зубной тогда мы боли

    Будем жить да ПОЖ И ВАТЬ.

    Васильков букет огромный

    Я Бурёнке ПОД А Ю.

    Съест когда букет Бурёнка,

    Я Бурёнку ПОД О Ю.

    Травку есть устал бычок,

    И прилёг он на Б О ЧОК.

    Нам мычит: «Б А ЧОК водицы

    Принесите мне напиться!»

    К о сы – к О са, к о зы – к О за, тр а вы – тр А ва, гл а вы – гл А ва

    С о сны – с О сна, д ё сны – д Е сна, в ё сны – в Е сна, п а рус – п А руса

    Т ё мный – т Е мнота, х о лод – х О лода, в е чер – в Е чера, ст о рож – ст О рожа

    Кр е пкий -укр Е пить, кр о ткий -укр О тить, н о вый -обн О вить, б о дрый -об О дрить.

    В е ять -разв Е вать, в и ться -разв И вать, м и рный -прим И рять, м е рить -прим Е рять

    Сп е шка – не сп Е ши, сп и шут – не сп И ши!

    Непроверяемые безударные гласные

    На улице Б О РДОВОЙ

    Закат Б А ГРЯНЫЙ и Б А ГРОВЫЙ.

    На В Е РАНДЕ в е тер,

    На В И ТРИНЕ и грушки.

    Тр о лль шёл по ТР О ТУАРУ,

    А к о т съел К О ТЛЕТУ.

    Л И мон – м И ллион, ч Е снок – щ Е нок, п О ртрет – каб И нет,

    Д Е сант – л Е йт Е нант, р Я бина – к А лина, р Е бёнок – ж Е р Е бёнок,

    С И рень – м И грень, Я нварь – Я нтарь, д И ван – ч Е модан.

    Звонкие и глухие согласные

    Мелкий дождик в день туманный

    Называют ИЗМОРО С Ь,

    Снежный иней из тумана

    Рассыпает ИЗМОРО З Ь.

    С ТИ,

    То пешком придётся с братом вам идти.

    Если брата нужно в садик ОТВЕ З ТИ,

    То придётся на автобус вам идти.

    Если коСят, то КО С ЬБА,

    А молоТят – МОЛО Т ЬБА.

    Слышу в слове я О ТБ ОР

    Двух согласных жаркий спор:

    Коль заводим разговор,

    Слышим слово мы «О Д БОР»!

    А когда хотим писать,

    Помним слово «О Т ОБРАТЬ»!

    Непроизносимые согласные

    И УЖА СН О, и ОПА СН О

    Букву «Т» писать НАПРА СН О!

    Но ИЗВЕС Т НО, как ПРЕЛЕС Т НО

    Букву «Т» писать УМЕС Т НО!

    Не ЧУДЕ СН О, не ПРЕКРА СН О,

    А УЖА СН О и ОПА СН О

    Букву «Т» писать НАПРА СН О!

    До чего ж сегодня день ЧУДЕ СН ЫЙ,

    СО Л НЦЕ в небе ПРАЗ Д НИЧНО горит,

    Освещает МЕС Т НОСТЬ и ОКРЕС Т НОСТЬ,

    И теплом своим СЕР Д ЦА бодрит,

    Но лежит на ПАС Т БИЩЕ корова,

    ГРУС Т НО смотрят карие глаза,

    Потому что ей пастух суровый

    «ЗДРА В СТВУЙТЕ!» сегодня не сказал.

    Чувилин ЧУ В СТВУЕТ, что емуСОЧУ В СТВУЮТ.

    Правописание согласных с мягким и твёрдым знаком

    О. Высотская. МЯГКИЙ ЗНАК

    Он очень вежлив, МЯГКИЙ ЗНАК.

    Не любит споров он и драк.

    Он всем старается помоч Ь .

    Он в слове «мат Ь », и в слове «доч Ь »,

    И в тихом лунном слове «ноч Ь ».

    Чтоб никого не огорчит Ь ,

    Он всё старается смягчит Ь .

    Отреж Ь ! Отреж Ь те!

    Поеш Ь ! Поеш Ь те!

    Исправ Ь ! Исправ Ь те!

    Остав Ь ! Остав Ь те!

    Так МЯГКО просит МЯГКИЙ ЗНАК,

    Что отказат Ь нел Ь зя никак!

    А. Менакер. МЯГКИЙ ЗНАК

    Если вставлю в слово

    Хитрый мягкий знак,

    Слово изменяется

    У меня вот так:

    УГОЛ Ь вместо УГО Л ,

    ШЕСТ Ь заменит ШЕС Т ,

    БАН Ь КА – вместо БА Н КИ

    И не ЕС Т , а ЕСТ Ь .

    А. Менакер. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь

    Перед И, Е, Ё, Я, Ю –

    Повнимательней смотрю.

    В Ь ЮГА вихрем ЛИСТ Ь Я кружит,

    ВОРОБ Ь И играют в луже.

    А. Менакер. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ

    Перед Е, Ё, Ю и Я

    Твёрдый знак поставлю я.

    ОБ Ъ ЯВИТЬ, ПОД Ъ ЕЗД, РАЗ Ъ ЁМ –

    После приставок пишется он.

    Снег сошёл. Запахло ПРЕЛ Ь Ю.

    Прокатился в небе гром.

    МУРАВ Ь И под старой ЕЛ Ь Ю

    Всей СЕМ Ь ЁЮ строят дом.

    Буратино взял перо,

    Чтоб писать письмо П Ь ЕРО.

    У стола ждёт Артемон -

    Самый быстрый ПОЧТАЛ Ь ОН.

    Грядки наши овощные

    Я без устали ПОЛЮ.

    Если дождик не придёт к нам,

    их сама потом ПОЛ Ь Ю.

    Не мог озорной мягкий знак

    Найти себе место никак.

    В журчащем, прозрачном РУЧ Ь Е

    Заплыл мягкий знак перед Е.

    Заметил: летит ВОРОН Ь Ё –

    И ловко взлетел перед Ё.

    К несчастью свалился в РЕП Ь И,

    Попав прямиком перед И.

    Оттуда залез к МУРАВ Ь Ю

    Усевшись как раз перед Ю.

    А шла когда мимо СВИН Ь Я,

    Забрался он к ней перед Я.

    И громко запел: «Перед Е, Ё, И, Ю

    Всегда разделительным знаком стою.

    Стал – стал Ь , стан – стан Ь , пыл – пыл Ь , был – был Ь

    Ван Ь ка – нян Ь ка, Сан Ь ка – бан Ь ка, суд Ь ба – бор Ь ба, кос Ь ба – молот Ь ба

    Б Ь ёт – л Ь ёт, в Ь ёт – ш Ь ёт, скам Ь я – сем Ь я, суд Ь я – полын Ь я

    Солов Ь и – вороб Ь и, ч Ь и – волч Ь и, павил Ь он – почтал Ь он, бул Ь он – медал Ь он

    Брат Ь я – об Ъ ятья, сош Ь ём – об Ъ ём, сол Ь ём – под Ъ ём

    В Ъ ехать – под Ъ ехать, с Ъ езд – под Ъ езд, об Ъ явление – об Ъ единение

    Двойные согласные

    Я сегодня всем наврал -

    От стыда А Л ЕЮ.

    Вот пойду и спрячусь я

    В тёмную А ЛЛ ЕЮ.

    Я контрольную писал,

    Получил высокий БА ЛЛ .

    В настроении прекрасном

    Побегу сейчас на БА Л .

    Коль есть к И С КУ СС ТВУ интерес –
    На первом месте не пиши два «С».
    Количество С в этом слове: 1/2.

    На первом месте – одно, на втором – два.

    Во мне два «К» не забывайте,

    Таким, как я, всегда бывайте:

    Красивым, чистым и опрятным –

    Одним же словом – А КК УРАТНЫМ.

    ПА СС АЖИРАМ помогаю,

    ПРЕ СС У, кофе предлагаю.

    Я воздушная ПРИНЦЕ СС А

    И зовусь я – СТЮАРДЕ СС А.

    По ускоренной ПРОГРА ММ Е

    Обучается наш КЛА СС .

    Как ЭКСПРЕ СС , мы мчимся, мама, -

    Не догнать тебе уж нас.

    ПА СС АЖИРЫ на ПЕ РР ОНЕ

    Ожидают свой ЭКСПРЕ СС .

    В долгожданную СУ ББ ОТУ

    Все спешат умчаться в лес.

    Мы гурьбой бежим из КЛА СС А,

    Впечатлений нынче МА СС А:

    КРО СС сегодня мы бежали,

    В ТЕ НН ИС мы потом играли,

    Изучали КИЛОГРА ММ

    И его частичку – ГРА ММ .

    День рожденья был у А ЛЛ Ы –

    Съели мы конфет немало.

    Ей НАРЦИ СС Ы мы вручили

    И подарков надарили.

    Если хочешь научиться, где двойную «Ж» писать,

    То запомни: «ВО ЖЖ И», «ДРО ЖЖ И»,

    «МО ЖЖ ЕВЕЛЬНИК» и «ЖУ ЖЖ АТЬ».

    А еще словечко « ЖЖ ЁНЫЙ».

    Вот теперь ты, брат, – учёный!

    Но сколько ни ДРО Ж И,

    «Ж» одну пиши!

    МОШЕ НН ИК у ТРУЖЕ Н ИКА

    Украл одну «Н»!

    ВЕСЕЛЫЕ РИФМЫ: « Чк, чн/щн, нч/нщ»

    Буквы « Ч » и « Н » сидят

    Рядом на дива НЧ ике,

    Со ЧН о по НЧ ики едят,

    Чай налив в стака НЧ ики.

    Между ними мягкий знак

    Втиснуться пытается.

    Он и этак, он и так –

    Нет, не получается!

    В « Ч + Н », запомни про ЧН о,

    Мягкий знак не нужен то ЧН о!

    В « Н+Ч » не нужен он.

    Кто не нужен – выйди вон!

    Козо ЧК А и Горо ЧК А,

    Тридцать три пригоро ЧК а!

    Ой, ЧК ! ЧК ! ЧК !

    Ко ЧК а, по ЧК а, звездо ЧК а!

    Ёло ЧК а и бело ЧК а,

    Ту ЧК а, щу ЧК а, стрело ЧК а!

    Бо ЧК а, по ЧК а, спи ЧК а,

    Ре ЧК а, ру ЧК а, пти ЧК а!

    Шуто ЧК а, минуто ЧК а,

    До ЧК а, прибауто ЧК а!

    Було ЧК а и стро ЧК а,

    Све ЧК а, пе ЧК А…то ЧК а!

    Сро ЧН ый, ули ЧН ый, но ЧН ой,

    То ЧН ый, шуто ЧН ый, ре ЧН ой!

    Знаем мы наверняка,

    Как писать ЧН , ЧК !

    Чики-чи-чикало чк а,

    Едет гусь на пало чк е,

    Уто чк а – на дудо чк е,

    Куро чк а – на чуро чк е,

    Зайчики – на та чк е,

    Мальчик – на соба чк е.

    Чики-чи-чикало чк а –

    Вот и вся считало чк а!

    Жук увидел одува нч ик

    И присел, как на дива нч ик.

    Так удобно он уселся,

    А дива нч ик разлетелся!

    Голосит карась вовсю!

    Что же нужно карасю?

    Просит зоркие о чк и,

    Чтоб разглядывать крю чк и.

    Барабанит бараба нщ ик в бараба нч ик.

    Перед вами - большая книга отличной прозы, так или иначе связанной с Крымом. 36 современных писателей - Андрей Битов и Роман Сенчин, Михаил Елизаров и Вадим Левенталь, Елена Крюкова и Даниэль Орлов, Платон Беседин, Фарид Нагим и другие - говорят с нами о странностях любви, о противостоянии смерти, о красоте и абсурде, о спасительной иронии и милосердии. 42 рассказа, написанных в Москве и Петербурге, Киеве и Нью-Йорке, Хельсинки, Торонто, Ялте, - о том, что, безусловно, сегодня касается всех нас.

    Первая большая книга настоящей и серьезной прозы о Крыме. 36 лучших современных писателей, 42 новых рассказа о Крыме. Яркие и незабываемые истории о любви и смерти под южным солнцем. Писатели из Москвы и Питера, Киева и Нью-Йорка, Торонто, Хельсинки и Крыма. Андрей Битов и Михаил Елизаров, Роман Сенчин и Вадим Левенталь, Елена Крюкова и Платон Беседин пишут о разном, но и об одном - о любви, красоте и сострадании.

    81 руб


    Рассказы к Новому году и Рождеству

    Эта книга как коробка шоколадного ассорти! Здесь каждый рассказ - вкуснейшая конфета. Двух одинаковых нет, в каждой - авторские ингредиенты и начинка. Смех и слезы, радость и разочарование, любовь и разлука, волшебство и реальность - двадцать два лучших российских автора приготовили прекрасный сборник для настоящих читателей-гурманов. Все истории "съедаешь" моментально, потому что внутри - миниатюрные шедевры от лучших литературных "кондитеров": Наринэ Абгарян, Андрея Кивинова, Александра Цыпкина, Виталия Сероклинова, Владимира Зисмана, Маши Рупасовой, Михаила Шахназарова... Известные писатели, обладатели литературных премий, молодые и опытные собрались в этой коробке, извините... под одной обложкой, чтобы рассказать об обыкновенных чудесах. И чаще всего эти чудеса случаются в новогоднюю ночь! Где бы ни провели ее герои рассказов - в лифте или детском ожоговом центре, на границе с Литвой или в Китае, в одиночестве на даче или среди толпы в московском стрипклубе. Под бой курантов и при свете рождественской звезды - все ждут доброй магии и исполнения самых сокровенных желаний! Это уже второе издание сборника (первое - в 2016 году), дополненное новыми рассказами. Как и в прошлый раз, всем читателям представится возможность самим стать немного волшебниками. Доходы от продаж пойдут в благотворительный фонд "Созидание" для оказания помощи детским домам, больницам, интернатам. Что может быть проще и в то же время удивительней? Хохотать до слез над приключениями персонажей, узнавать в них себя, немного грустить и понимать, что, купив книгу для собственного удовольствия, подарил кому-то далекому надежду на вполне реальное чудо!

    329 руб


    Издание 1956 года. Сохранность хорошая.
    Настоящий сборник познакомит с египетской поэзией середины XX века. В книгу вошли стихи А. Шауки, К. Абдальхалима, К. Аммара и других поэтов.

    345 руб


    509 руб


    Знаменитая сказка Петра Павловича Ершова, написанная более 170 лет назад, по праву вошла в золотой фонд русской детской литературы. И в наше время дети с удовольствием читают озорную и веселую сказку про Ивана и его верного друга Конька-Горбунка. Сказка впервые была напечатана в 1834 году и с тех пор остается любимым чтением для детей.
    Издание иллюстрированное.

    709 руб


    6 том серии "Былины в 25 томах" Свода русского фольклора - "Былины Кулоя" создавался коллективом авторов.
    Кулойские былины известны в записях двух собирателей: А.Д.Григорьева и О.Э.Озаровской, - выполненных в небольшом временном отрезке (1901-1921 гг.).
    В истории собирания эпоса Кулойские земли не были краем, где поиск эпических песен - по-местному "старин" - велся бы с той же последовательностью и регулярностью, как это имело место, например в Прионежье. И все же, несмотря на относительную ограниченность материала, можно указать на некоторые особенности, делающие кулойскую былинную песню (родственную мезенской и вообще северо-восточной былине), узнаваемой на фоне других эпических традиций.

    1170 руб


    Жанр святочного рассказа поистине удивителен тем, что, при кажущейся наивности, сказочности и необычайности, он во все времена был любим и детьми, и взрослыми. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует над злом и в этом видится Божий Промысел и милость Творца к своим слабым чадам. В сборник вошла "Рождественская песнь в прозе" Диккенса, который считается родоначальником этого жанра, и менее известные произведения таких знаменитых писателей, как Анатоль Франс, Майн Рид, Гилберт Честертон и других.

    359 руб


    В сборник вошли ранее издававшиеся повести Т. Поликарповой "Две березы на холме", Ю. Сотника "Эликсир Купрума Эса", И. Стрелковой "Чет и нечет", Н. Соломко "Белая лошадь - горе не мое". Все они о школе, о подростках, их духовном возмужании.

    286 руб


    Этой книгой "Библиотека поэта" представляет читателю еще одну эпоху в жизни русской сатирической поэзии - период предоктябрьского десятилетия. Нарду с произведениями знаменитых поэтов, здесь собраны образцы творчества многочисленного отряда забытых и малоизвестных сатириков. В своих стихах они изобличали антинародную политику царизма и его учреждения (министерства, полицию, охранное отделение), лидеров правых и соглашательских партий. Под огонь сатирической поэзии того времени попадали также обывательские нравы мещанской публики, продажная буржуазная пресса, модернистские выверты в искусстве.

    385 руб


    В издании, приуроченном к двухсотлетию со дня рождения Байрона, представлено лирическое наследие великого английского поэта в оригинале и переводах на русский язык, выполненных крупнейшими русскими и советскими поэтами и переводчиками.
    Книга сопровождается предисловием и комментариями.

    529 руб


    Сборник ставит своей целью дополнить и расширить представление об американской прозе середины XX века. Среди двадцати пяти авторов сборника писатели различных поколений и творческих индивидуальностей - от классика XX века Уильяма Фолкнера до дебютанта Тома Мейера. В сборник включены писатели: Ю.С.Андерсен, Д.Апдайк, С.Беллоу, Д.Болдуин, Ф.Боноски, Д.Джонс, Т.Мейер, Л.Росс, Ф.Рот, Р.П.Уоррен, Б.Д.Фридман, Д.Чивер и другие.

    369 руб


    В сборнике представлены произведения как известных, так и начинающих новеллистов, написанные главным образом в 70-е годы. Рассказы, вошедшие в сборник, отражают социально-политические и культурно-психологические сдвиги, происшедшие в Японии за минувшие десятилетия, дают яркую картину жизни страны.

    529 руб


    Эта книга дает возможность читателю ознакомиться с одним из самых популярных жанров в европейской поэзии - литературной балладой, основанной на фольклорной традиции. Балладой увлекались Гете и Шиллер, Вальтер Скотт и Петефи. Широкое распространение получила литературная баллада и в России. В специальном разделе представлены лучшие ее образцы - от Жуковского до Блока.
    В книге использованы иллюстрации художников конца XIX- начала XX вв.

    184 руб


    Вниманию читателей предлагается сборник популярных рассказов-триллеров английских и американских авторов.

    Издание рассчитано на лиц, владеющих основами английского языка и совершенствующих свои навыки в нем.

    164 руб


    Издание включает лучшие повести и рассказы восьми русских писателей, раскрывающие все аспекты любви. Книга дополнена очерками о значении любви в жизни самих классиков, произведениями живописи и оформлена в изысканном стиле.



    Загрузка...