emou.ru

Традиции таджиков. Правила поведения в таджикских семьях. Таджикские праздники. Какими бывают национальные традиционные праздники в Таджикистане

Руководство по проведению траурных мероприятий, поведению на них и соблюдению траура отпечатали тиражом 500 тыс. экземпляров (население в республике 8,6 млн человек) в типографии в Душанбе.

Памятку, состоящую из восьми разделов, разработал комитет по делам религии при правительстве Таджикистана совместно с Советом улемов и Центром исламоведения РТ, сообщает «Азия-Плюс ».

По регламенту, обряд похорон и траура жители республики должны проводить согласно ханафитскому мазхабу ислама (исповедует большинство населения страны), традициям всех местных народов и народностей РТ, а также другим нормативно-правовым актам и законам.

Кроме того, брошюра определяет понятие «траурная церемония» и регламентирует время погребальной молитвы по усопшему (джанозы) в зависимости от отрезка дня, когда скончался человек (до или после каждой из пяти молитв), подробно описывает правила омовения и облачении покойного в саван (кафан), подготовку гроба (тобута) и проведения похоронного обряда.

Во время прощания с усопшим и в период траура, согласно новым правилам, для утешения можно плакать, но запрещаются громкие причитания, посыпание головы землей, вырывание волос, царапание лица. Также нельзя заказывать специальных плакальщиц.

Впредь рассчитываться с могильщиком нужно будет только в присутствии уполномоченных лиц на местах.

Брошюра регламентирует и то, кто может оставаться на ночь дома у усопшего в период траура. Это могут быть только его родители, дети, супруги и другие близкие родственники (невеста, зять, внуки или же в случае их отсутствия тетя и дядя), которые, к слову, могут держать траур только три дня (раньше его держали до одного года).

Гостям, пришедшим выразить свои соболезнования, «не рекомендуется много времени сидеть в доме покойного».

Не обошли вниманием и одежду. Так, мужчинам в трауре можно носить халат (джома/чапан) синего цвета, тюбетейку и подпоясываться кушаком (руймол) либо по желанию просто носить пояс поверх рубашки без халата. Женщинам же разрешается надеть на голову большой синий платок, широкие платья и штаны синего цвета и подпоясываться платком. Во время траура носить одежду черного цвета запрещается.

Все мероприятия должны проводиться без убоя скота и предложения еды, что прописано в в закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в РТ», предложенных президентом Эмомали Рахмоном, которые в августе единогласно. Закон также еще больше ограничивает количество свадебных торжеств, что, по мнению депутатов, может снизить необходимость уезжать в Россию на заработки и, соответственно, уменьшить число таджикских мигрантов в РФ.

После появления изменений в Таджикистане также активизировалась кампания по пропаганде национальной одежды, в рамках которой комитет по делам женщин и семьи при правительстве РТ направил в адрес сотовых операторов страны письмо с просьбой рассылать таджичкам на телефон. В них предлагается писать «Уважайте национальную одежду», «Давайте соблюдать национальные традиции», «Ношение национальной одежды обязательно!» и другие фразы.

Таджикистан обычаи и традиции

Таджики являются одной из самых древних народов в мире. Археологии раскопки от поселения на территории сегодняшнего Таджикистана, относится к концу верхнего палеолита, пятнадцать-двадцать тысяч лет назад. Таджики сохранили многие древние традиции и обычаи своих предков. У них есть свой разговорный язык - разнообразный персидский. Многодетные семьи на протяжении нескольких поколений живут вместе под одной крышей, как семья свои фермы и предприятия отражают это процветание и доброжелательность к гостью отражает легендарное гостеприимство.

ТАДЖ‘ИКИ, Tojik (самоназвание), народ, основное население Таджикистана, второй по численности народ в Афганистане. Говорят на таджикском языке западно-иранской группы индоевропейской семьи. Верующие Таджики - в основном мусульмане-сунниты.

Прямыми предками Таджиков были: бактрийцы в бассейне верховьев Амударьи, согдийцы в бассейнах Зеравшана и Кашкадарьи, парфяне в Хорасане, маргианцы в Мервском оазисе, хорезмийцы в низовьях Амударьи, парканцы в Ферганской долине и сако-массагетские племена Памиро-Тянь-Шаньских гор и Арало-Каспийских степей. Все эти народности и племена занимались в оазисах и долинах земледелием на базе преимущественно искусственного орошения, в горных и степных районах - скотоводством и разнообразным ремесленным производством.

РЕМЕСЛА И ЗАНЯТИЯ

Исконным занятием Таджиков было пашенное земледелие в сочетании со скотоводством. В равнинных, горных и высокогорных районах применялось искусственное орошение. Выращивались главным образом зерновые (злаковые и бобовые), садовые культуры, хлопчатник (на равнине), на землях, расположенных выше, - просо, ячмень, огородные и бахчевые культуры, плодовые. В земледелии использовались кетмени и пахотные орудия типа рала (омоч, испор), тягловой силой служила пара волов.

Скотоводство в сельском хозяйстве равнинных районов играло вспомогательную роль (крупный рогатый скот, в небольшом количестве лошади, ослы, овцы и козы). Оно было основано на вертикальном кочевании. Летом скот перегоняли на горные луга и часть жителей переселялась туда для пастьбы, но основное население оставалось в кишлаке. На летовках в горах были обычны своеобразные женские товарищества (наубати шир, пейвоз) по сливу молока: объединявшиеся в такую артель женщины поочерёдно получали весь удой всего стада для заготовления впрок масла, сыра и т.п.

У равнинных Таджиков издавна были развиты различные ремёсла - изготовление хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных и суконных тканей (ткали мужчины), ювелирное искусство, гончарное и др.; многие из ремёсел имели древние традиции (резьба по дереву и ганчу, декоративная вышивка и др.). У горных Таджиков товарное значение получили изготовление шерстяных тканей (мужчины), вязание и вышивка (женщины).

ЖИЛИЩА и ПОСЕЛЕНИЯ

Традиционные селения компактные, тесно застроенные, с лабиринтом кривых улиц и тупиков, с выходящими в них глухими стенами домов и заборов - дувалов. Дома в основном глинобитные (в горных районах и каменные постройки), с плоской крышей, иногда с террасой (айвон). Жилище делилось на мужскую и женскую половины: в женскую - внутренняя часть дома - посторонние не допускались. Характерна особая комната для гостей (мехмонхона): пол в ней застилается кошмами, хлопчатобумажными и шерстяными паласами, коврами, на которых по периметру помещения раскладывают длинные узкие стёганые одеяла для сидения (курпача), в центре - скатерть (дастархан). Стены украшают вышивкой (сюзани), коврами. У равнинных Таджиков стенные ниши по традиции часто выполняют функции шкафов.

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА

Традиционная одежда Таджиков имела свои особенности в каждом из этнокультурных регионов, но обладала и общими чертами. У мужчин - рубаха туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заострённым носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги), в горных местностях - туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам.

У женщин - туникообразного покроя платья, в сельских районах - из гладких тканей, в горных южных районах - вышитые, особенно в Дарвале и Кулябе (образцы народного декоративного искусства). Широкие шаровары имели напуск у щиколотки. Головной убор - платки, тюбетейки (у гиссарских таджичек). Горожанки и равнинные таджички носили распашной халат, местную обувь. У горянок халатов не было.

В современной одежде Таджиков сочетаются традиционные элементы - верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички сохраняют больше традиционных элементов одежды. Девушки и молодые женщины в основном носят платье на кокетке, которое широко распространено в Средней Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются ‘уже, у молодых женщин значительно выше щиколотки. Традиционные украшения сочетаются с современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца.

Основой питания в горных районах были хлеб (в виде лепёшек) и молочные продукты, в том числе топлёное масло, сыр сухой (курут) и творожный (панир), лапша, различные каши; в равнинных - лепёшки. Блюда из риса, лапша, манты (большие пельмени), растительное масло (в том числе хлопковое), овощи и фрукты. Лепёшки выпекают в особых глиняных печах (танур). Мясо едят баранье и говяжье, часто тушёное с лапшой или реже с картофелем. Праздничное традиционное угощение у равнинных Таджиков - плов, у горных - суп из баранины (шурбо). Традиционные сласти: халва, кристаллический сахар (набот), нишалло (кремообразная масса из сахара, сбитых яичных белков и мыльного корня), конфеты (парварда) и т.п. Чай пьют предпочтительно зелёный, чёрный - обычно в холодное время года.

Традиционные блюда таджиков начинаются со сладкими блюдами, такими как халва и чай, а затем супы и мясо, прежде чем приступить к основному блюду, плова.

ФОЛЬКЛОР

Фольклор Таджиков богат и разнообразен; трудовые, обрядово-календарные, обрядово-праздничные и траурные народные песни (суруд), популярны четверостишия (рубаи), но наиболее интересны сказки - волшебные и сатирические, широко распространены юмористические рассказы-анекдоты (латифы), например, о Ходже Насреддине.

Музыка Таджиков построена на диатоническом звукоряде, вокальная - одноголосна. Музыкальные инструменты разнообразны: струнные - дутор, рубаб, танбур и др.; смычковые - гиджак, скрипка; духовые - най, кврнай, сурнай; цимбальные - чанг; ударные - таблак (глиняные литавры), дойра (бубен), кайрок (каменные кастаньеты). Красочны народные танцы (в том числе шуточные и воспроизводящие процессы труда). Излюбленные народные зрелища - выступления канатоходцев, фокусников, кукольный театр.

ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ

У таджиков, есть очень, уникальные свадебные церемонии.

Большинство этнических групп в Центральной Азии начинается свадебная церемония с обручения и договоренностями, достигнутыми старейшинами семьи, но свадьба таджикская совершенно иная и отличается от обычных. Он длится семь дней! В первый день церемонии, невеста и жених заявляют о своем браке, и проводят отдельные банкеты со своими семьями, которые продолжаются в течение трех дней.
На пятый день, жених в сопровождении друзей и родственников, идут к дому своей невесты. Там, молодоженам, чтобы связать их обязательства перед в имамом, они должны выпить стакан воды и съесть кусочек мяса с солью. Это часть церемонии брака, и только после этого они позволены быть вместе.
После этого празднование великое начинается. Люди поют и танцуют до полуночи. Затем молодожены едут к дому жениха на одной лошади. На шестой день, семья невесты и ее члены, едут к дому жениха, чтобы провести там ночь, отмечая завершения свадьбы.
Медовый месяц, с другой стороны, длится 40 дней, проведенных под одной крышей с родителями мужа, чтобы защитить жениха и невесты в начале супружеской жизни от сглаза и прочей нечестии.

Каждое утро таджика начинается с «Ассалому алейкум» (таджики приняли это у арабов в IХ веке), что в переводе означает «Мир Вашему дому». При встрече с людьми поздоровайтесь пожатием правой руки и постарайтесь, чтобы ваша левая рука была на правой стороне груди. Ни в коем случае не здоровайтесь левой рукой, даже если ваша правая рука занята. С женщинами здороваются только голосом, и если женщина знакома и старше собеседника, то одновременно с «Ассалому алейкум» мужчина-собеседник в знак уважения прилагает правую руку к сердцу.
Перед тем как зайти в дом таджика, вам предложат вымыть руки и подадут полотенце - воспользуйтесь этим. Не стряхивайте воду с рук, болтая ими в воздухе, - это будет рассмотрено как неуважение к хозяевам дома и окружающим. И даже если перед тем, как прийти в гости, вы уже помыли руки, не отказывайтесь вымыть их еще раз.

Если в доме уже есть люди, поздоровайтесь и старайтесь улыбаться.

Гость для таджика - это всегда приятная процедура его принятия и приятные хлопоты и обязанности. И конечно, вам, как гостю, укажут место, где сесть, - это всегда почетное место в «мехмонхона», т.е. обычно большая по площади гостиная. Таджики, когда строят дом, обязательно специально проектируют «мехмонхона» для уважаемых гостей, а гости всегда уважаемы в таджикском доме.

Таджики обычно садятся на пол, застеленный ковром и курпачой - специальными матрасами, набитыми ватой или очищенным хлопком и сшитыми из красивой ткани. Удобно расположитесь, но нельзя лежать или сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами.

За дастарханом - скатертью, постеленной на полу, вначале, когда все уже расселись, проводится обряд хвалы Богу и приветствия гостя. В конце застолья этот обряд повторяется. Все сидящие за дастарханом должны поднять перед собой обе ладони буквой Л, и, когда вы услышите «Омин!» («Амин!»), поднимите руки на лицо, затем опустите их. Это чисто таджикский национальный обряд, отличающийся от религиозного обряда, в котором не упоминается гость. Такого обряда приветствия гостя не существует у арабов, тюрков, афганцев, иранцев и других мусульман мира.

За дастарханом самый младший из хозяев разливает чай. Пиалку (чашку) чая нужно обязательно принимать правой рукой и прикладывать левую руку к правой стороне груди. Таким же образом пиалку нужно возвращать человеку, разливающему чай. Даже если в застолье хозяева допускают употребление спиртных напитков, разливает также самый молодой по возрасту «виночерпий». Не удивляйтесь, когда первую пиалку разливающий чай или «виночерпий» обязательно нальет себе. Это древняя традиция: наливающий доказывает другим, что это не яд.

Обычно таджики, когда приглашают гостя домой, готовят плов. После приглашения хозяина приступить к еде, в обычных условиях первым протягивает руку к плову самый старший по возрасту среди сидящих за дастарханом, но когда гость в доме, то просят, чтобы он первым попробовал плов.

Нельзя настаивать на том, чтобы хозяйка дома вышла к гостю или присоединилась к застолью - это у таджиков не принято.

Если вам нужно будет обратиться к женщине, спросите разрешения у ее мужа или взрослого родственника.

Если вы остановились ночевать в традиционном таджикском доме, старайтесь не появляться в ночной одежде или полуобнаженным, особенно при мытье в общем умывальнике. Если вам необходимо ополоснуться по пояс, спросите хозяина, где это можно сделать.

Если вы пришли в дом, где нет хозяина и в нем находится только женщина и (или) дети, не заходите в этот дом. Даже если женщина (хозяйка дома) вас пригласит зайти (это знак воспитанности, согласно древней традиции, любого гостя не оставляют на улице), не принимайте приглашение. Узнайте, когда вернется хозяин, и только тогда навестите этот дом.

Если вы пришли к руководителю-женщине, она может подать вам руку - поздоровайтесь.
Если вы пришли в дом, где недавно умер человек, не надо улыбаться, смеяться, говорить громко, слушать музыку, смотреть телевизор.

Если вы попали в дом, где люди совершают обряд молитвы, не надо говорить громко, смеяться.

Если вы идете в гости, не забудьте купить сладости или цветы. Таджики не ходят в гости с пустыми руками.

Если вы идете на свадьбу или туй - обряд обрезания, не забудьте купить подарок. Если вы достаточно хорошо знакомы с человеком, у которого свадьба или туй (обрезание его сына), можете положить в конверт с поздравительной открыткой 50 долларов (у таджиков это означает подарок-«долг», т.е. когда-нибудь он вернет это вам в виде подарка на свадьбу, в день рождения и т.п.).

Хлеб в таджикском доме - самое святое. Старайтесь не крошить его и обращаться с ним бережно. Запомните, таджикскую национальную лепешку нужно ломать двумя руками и никогда не резать ножом.

Праздники
Главных праздников в Таджикистане является, праздник Навруз, мусульманский Новый год, который празднуется в день весеннего равноденствия. Он знаменует новую жизнь и новые надежды для всех, кто любит отмечать этот праздник. Всей деревней готовятся к этому празднику. Столы заполняются до отказа, различной пищей, где главное место занимает, традиционное блюдо, которое готовят лишь в этот день, сумалак! То же самое касается Курбан майрама, Ид.

Гули Лола праздник тюльпанов, которая включает в себя сопровождение хоровой и танцевальной музыки.

Маки и тюльпаны являются родными цветами в Таджикистане и были источником оригинальных голландских тюльпанов.

Таджикская чайхана.

Чай часто попивают в местной чайхане - чайхана.

Чайхана это место, где люди всех возрастов могут собираться и обсуждать вопросы, которые важны в их жизни. Как только человек насытился чаем он должен, перевернуть пустую чашку (пияла) вверх дном, перед собой, как признак того, что он больше не хочет чая - и продолжает дискуссию.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Не грубить, лишнего себе не позволять и быть преданным до конца - это столпы, на которых держится большинство таджикских семей. Благодаря сохранившимся традициям в Таджикистане до сих пор царит домострой с достаточно жесткими правилами, которые во многом похожи и на традиции в других странах Центральной Азии.

В честь международного дня семьи, который отмечают сегодня, 15 мая, наш партнер «Открытая Азия онлайн» рассказывает о главных правилах поведения в таджикских семьях.

УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ

Это основа основ всех таджикских семей, на которой строится все остальное. Любой поступок или намерение обязательно должны быть согласованы с главой семьи. Выбор профессии, дальняя поездка и особенно создание семьи возможны только после одобрения отца.

Ситуация, в которой 40-летнему сыну не разрешают отправиться на работу за рубеж, и он отказывается от поездки - совершенно стандартная в таджикском обществе. Причем совсем не важно, живет эта семья в городе или кишлаке.

ПОИСКИ НЕВЕСТЫ

Даже самые продвинутые молодые таджики, когда приходит время, обращаются к родителям с просьбой подобрать невесту. Причем на севере Таджикистана напрямую попросить родителей о поиске невесты парни не осмеливаются, и чтобы продемонстрировать свою готовность к свадьбе, подбрасывают в обувь родителям морковку.

Ситуации, когда мужчина находит себе супругу самостоятельно, сейчас, конечно, тоже встречаются, но чаще всего выбор будущей снохи ложится на родителей. И они ищут: спрашивают знакомых, советуются с родственниками. Нередко суженная находится среди ближайших родственников: например, она может оказаться даже двоюродной сестрой жениха. Хотя с этой традицией в Таджикистане пытаются бороться .

Что касается выбора жениха для девушки, то тут все еще сложнее: сватам могут отказать, несмотря ни на что, и послушная дочь обязана согласиться с решением семьи.

ЗАБОТА О РОДИТЕЛЯХ

В Таджикистане практически не бывает примеров, чтобы пожилые мать и отец остались в одиночестве. Родителей тут не бросают, более того, о них заботятся не на расстоянии - дети все время находятся рядом.

Например, по традиции младший сын остается в отчем доме, приводит туда свою жену и присматривает за родителями. Поэтому, когда все дети еще живут вместе, то старшие очень трепетно заботятся о младшем сыне, ведь именно на него впоследствии ляжет ответственность за заботу о родителях. Впрочем, это не значит, что другие дети не будут проявлять заботу.

ВЕРНОСТЬ СЕМЬЕ

Троюродные братья или сестры, и даже четвероюродные - в таджикских семьях не только знают об их существовании, но и стараются поддерживать связи. Родственники - это святое, неважно - дальние они или близкие.

Например, из кишлака в город к родственникам могут приехать несколько человек и обосноваться в их квартире на пару недель, а то и месяцев. И никто не посмеет сказать, мол, пора и честь знать: будут кормить, поить и терпеть - это ведь родственники.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МУЖЧИНЫ

На плечи таджикского мужчины ложится многое, вплоть до походов по продуктовым рынкам. Спросите любого таджика о стоимости продуктов питания, и он вам даст расклад не хуже профессионального статистика. Естественно, чтобы ходить по рынкам, нужно зарабатывать.

Это прямая обязанность таджикского мужчины, и женщины здесь очень редко зарабатывают больше или хотя бы наравне со своими мужьями. А еще чаще не зарабатывают совсем, потому что сидят дома и занимаются хозяйством. Но только теми бытовыми вопросами, которые находится в пределах дома, за все остальное отвечает муж. И как после всего этого не обращаться к нему исключительно на «вы» ?

Конечно, все эти правила далеко не ноу-хау таджиков. Но именно в этой республике им до сих пор подчиняются, как законам, и, возможно, поэтому на тысячу браков в стране приходится в среднем всего один развод.

Фото: Нозим Каландаров, Евгения Кутькова

Официальный американский бюджет помощи Таджикистану – 41,9 млн. долларов США (USAID). Для сравнения Афганистан получает $5.7 млрд долларов США, соседний Кыргызстан – 61,7 млн. долларов США, Узбекистан – 20,6 млн. долларов США. Топ-10 стран, получающих наибольшую помощь от США: 1. Афганистан: $5.7 млрд 2. Ирак: $3.7 млрд 3. Израиль: $3.2 млрд 4. Иордания: $1.5 млрд […]

Глобальный индекс терроризма 2018 – Таджикистан на 74 месте Сайт Vision of Humanity (издание Института Экономики и Мира – Institute for Economics and Peace) опубликовал ежегодный рейтинг Глобальный Индекс Терроризма-2018. Согласно этому рейтингу Таджикистан занимает 74 место, между Финляндией и Казахстаном. Первые места в рейтинге Глобальный Индекс Терроризма-2018 занимают Ирак, Афганистан, Нигерия, Сирия, Пакистан. Из […]

Индекс процветания Института Legatum (The Legatum Prosperity Index) - комбинированный показатель британского аналитического центра The Legatum Institute, который измеряет достижения стран мира с точки зрения их процветания. https://www.prosperity.com/

Таджикистан – третий в мире по доле переводов трудовых мигрантов в ВВП. Соседний Кыргызстан – на первом месте. Между ними крохотное государство в Полинезии – королевство Тонга.

Душанбе. 29 сентября. ТаджикТА – 11 октября на заседании в Сочи главы государств Содружества Независимых Государств рассмотрят около 20-ти вопросов, сообщат информационно-аналитический департамент исполнительного комитета СНГ.
«На заседании совета глав государств СНГ (далее - СГГ) планируется рассмотреть около 20 вопросов, направленных на дальнейшее развитие сотрудничества в политической, экономической и культурно-гуманитарной областях и в других ключевых направлениях деятельности Содружества», – говорится в сообщении на сайте исполкома.
В частности, в узком формате планируется обменяться мнениями о взаимодействии в рамках Содружества, обсудить вопросы о председательстве в СНГ, дате и месте проведения очередного заседания СГГ СНГ.
На расширенном заседании предполагается рассмотреть важные вопросы, нацеленные на дальнейшее развитие сотрудничества в экономике, культурно-гуманитарных областях, в сферах оборонной политики, охраны внешних границ, противодействия терроризму, а также ряд проектов, направленных на адаптацию Содружества к новым реалиям.
Так, наиболее значимым является проект заявления глав государств-участников СНГ о поддержке института семьи и традиционных семейных ценностей.
Также будет рассмотрен проект конвенции о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, который определяет различные направления сотрудничества.
Наиболее значимыми гуманитарными проектами, включенными в повестку дня, являются решения: об объявлении в СНГ 2019 года Годом книги, 2020 года - Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Проектом решения также предусматривается реализация межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в 2018 году в Армении, в 2019 году - в Беларуси, в 2020 году - в Казахстане. При этом в перечень культурных столиц Содружества в 2018 году планируется включить город Горис (Армения); в 2019 году - Брест (Беларусь); в 2020 году - Шымкент (Казахстан).
Также в повестку дня заседания СГГ включены вопросы, направленные на обеспечение безопасности и противодействие новым вызовам и угрозам, вопросы военно-технического сотрудничества и проведения совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки. Будет рассмотрена концепция сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Также будет рассмотрен проект соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий, где значительно расширен перечень умышленных уголовно наказуемых деяний в данной сфере; обозначены правонарушения, связанные с детской порнографией, а также осуществлением террористической деятельности или оправданием терроризма.
Между тем проектом решения совета глав государств СНГ о разграничении полномочий между советом глав государств и советом глав правительств Содружества, о положении о совете министров иностранных дел Содружества Независимых Государств и о положении об экономическом совете СНГ предлагается к компетенции СГГ отнести вопросы определения стратегии и направлений дальнейшего развития Содружества, сотрудничества в сферах оборонной политики, охраны внешних границ, борьбы с преступностью, противодействия терроризму и иным вызовам. Вопросы, касающиеся реализации положений Договора о зоне свободной торговли, принятия совместных программ и планов в различных областях экономического, социального и культурно-гуманитарного сотрудничества, предлагается передать для рассмотрения совету глав правительств СНГ, а создания базовых организаций государств-участников СНГ - совету министров иностранных дел и экономическому совету СНГ в целях разгрузки повестки дня совета глав правительств СНГ.
В свою очередь к полномочиям совета министров иностранных дел и экономического совета СНГ предлагается отнести учреждение базовых организаций, а также принятие окончательных решений по ряду вопросов сотрудничества в различных сферах, в том числе и возможность подписания на заседаниях совета министров иностранных дел и экономического совета СНГ международных договоров.
Главы государств-участников СНГ также рассмотрят ряд других документов.

Душанбе. 29 сентября. ТаджикТА – В Таджикистане организатор теракта в Курган Тюбе (Хатлонская область) приговорен к пожизненному заключению, сообщает Таджикское телеграфное агентство (ТаджикТА) в пятницу.
«Главный фигурант уголовного дела о взрыве в городе Курган-Тюбе Шарифджони Зокир приговорен Верховным судом Таджикистана к пожизненному заключению», – сообщил источник в суде.
Он признан виновным в организации взрыва, прогремевшего 12 марта 2017 года у зданий военной прокуратуры и военного суд Хатлонского гарнизона в административном областном центре.
Накануне, по таджикскому телевидению был показан сюжет о судебном слушании по этому делу. В нем отмечалось, что взрыв был организован Ш. Зокиром и его братом-школьником Раджабджоном Зокиром. Кроме того, Ш. Зокир признан виновным в пропаганде идей запрещенной «Исламского государства» и убийстве гомосексуалиста и осужден на пожизненно.
Его братишка Раджабджон – ученик 9 класса Раджабджон – получил 5 лет тюрьмы, а подельники — Равшан Файзиев, Рустам Амирходжаев и Саъди Саидов — от 13 до 15 лет лишения свободы, сообщает государственное агентство «Ховар».
Напомним, в Курган-тюбе 12 марта текущего года поздно вечером в центре города прогремел взрыв. Случайной жертвой теракта стал 67-летний Хасанбой Рахмонов – житель Бохтарского района, работавший сторожем в Технологическом лицее.
Ранее, 30 января этого года, эта же группа в поселке Ломоносов близ Курган-тюбе организовала подрыв автомашины «Хундай», принадлежавшей сотруднику мобильной компании «Билайн», хозяин авто не пострадал.
В сюжете также сообщалось, что Зокир вместе с братом и несовершеннолетним двоюродным братом летом прошлого года повесили черный флаг ИГ на холме «Курган» в административном центре Хатлонской области, а видео отправили боевиками террористической группировки.
В сюжете также сообщалось, что 13 августа 2016 года Ш. Зокир совершил жестокое убийство гомосексуалиста - жителя села Элти Бохтарского района.

Душанбе. 29 сентября. ТаджикТА – Президент США Дональд Трамп назвал Афганистан “Уортонской школой бизнеса для террористов” во время выступления на частном благотворительном ужине, передает Афганское телеграфное агентство (АфТАГ).

Как сообщила в четверг газета Washington Post со ссылкой на свои источники, присутствовавшие на мероприятии, американский лидер привел в сравнение Уортонскую школу бизнеса Пенсильванского университета, которую окончил в 1968 году.

“Люди [захватившие самолеты и направившие их на башни] Всемирного торгового центра [в Нью-Йорке] проходили подготовку в Афганистане, – сказал Трамп во вторник. – Это похоже на Уортонскую школу бизнеса для террористов”.

Президент признался, что хотел прекратить тратить деньги на военные операции в республике. Однако его переубедили генералы, которые считают, что вывод войск из Афганистана – это не самый лучший вариант из-за большого количества террористических группировок, орудующих на территории страны.. отмечает ТАСС.

После получения от них секретной информации глава государства пришел к заключению, что у Соединенных Штатов нет иного выбора, кроме как “выбить их всех [террористов]” с территории Афганистана, иначе в США могло произойти еще одно нападение, аналогичное терактам 11 сентября 2001 года.

“Когда генералы показали мне такое, что вам никогда не позволят видеть, это настолько все омерзительно и ужасно, я сказал, что мы собираемся остаться [в Афганистане] и мы собираемся выбить их, у нас действительно нет выбора”, – сказал Трамп.

На прошлой неделе Соединенные Штаты приняли решение направить дополнительный воинский контингент численностью более 3 тыс. человек в Афганистан.

Теперь численность американского воинского контингента в Афганистане составит приблизительно 14 тыс. человек. США начали нынешнюю военную операцию в Афганистане осенью 2001 года. В 2011 году численность войск США в Афганистане составляла 101 тыс. человек.

Душанбе. 29 сентября. ТаджикТА – В Таджикистане отбирают лучшие промышленные компании, которые представят республику на выставке в Ташкенте, сообщает Таджикское телеграфное агентство (ТаджикТА) в пятницу.
«Таджикистан определяется с окончательным списком промышленных предприятий, которые будут представлять свою продукцию на выставке в Ташкенте. Демонстрация таджикской промышленной продукции в столице Узбекистана пройдет 11-14 октября текущего года», – сообщили в торгово-промышленной палате РТ.
В предварительный список вошло более 130 предприятий - потенциальных претендентов участников выставки со всех регионов республики. Однако после строгого отбора данный перечень может сократиться почти вдвое.
Как отмечал ранее министр промышленности и новых технологий Шавкат Бобозода, в столице соседней республики свою продукцию будут представлять более 64 таджикских предприятий.
Он отметил, что на первой выставке промтоваров Таджикистана в Ташкенте которая состоится 11-14 октября на территории выставочного центра «Узэкспоцентр», будет представлена продукция минлегпрома, машиностроительной, горнорудной, алюминиевой и других отраслей.
«У нас есть опыт проведения выставок. Думаю, что мероприятие пройдет на необходимом уровне», – заключил глава минпрома.
Договоренность о проведение промышленных выставок двух стран в Душанбе и Ташкенте была достигнута в начале этого года.
Отметим предстоящему мероприятию в Ташкенте предшествовало проведение 17-20 апреля т.г. выставки промышленных товаров Узбекистана в Душанбе. Тогда свою продукцию на ней представили более 160 узбекских производителей.

Комитет по делам религии совместно с Советом улемов и Центром исламоведения Таджикистана определил порядок проведения траурных церемоний и выражения соболезнований.

Иногда государство пытается ввести ограничения на традиции, которые складывались на территории нынешнего Таджикистана веками.

Комитет по делам религии разработал Положение, где подробно описано, как проводить похороны и как соблюдать траур. Брошюру отпечатали в типографии полумиллионным тиражом и на днях выставили на официальном сайте Комитета по делам религии.

Итак, что важно знать?

Похоронные и траурные обряды должны проходить согласно ханафитскому мазхабу, который в Таджикистане является официальным, традициям и обрядам всех местных народов и народностей Таджикистана, нормативно-правовым актам, в том числе действующему законодательству РТ.

Во втором разделе подробно описывается, что включает в себя понятие траурной церемонии. В нем даются инструкции, когда следует совершать погребальную молитву (джаноза) по усопшему, в зависимости от того, в какой отрезок дня скончался человек – до или после каждой из молитв – бомдод (утренний намаз), пешин (полуденный), аср (предвечерний), шом (вечерний) и хуфтан (ночной).

Оплата труда могильщиков производится родными покойного в присутствии уполномоченных лиц на местах.

В третьем разделе говорится о подготовке тела покойного к прощальному обряду (омовение, облачение в саван, выставление тела для прощания и т.п.).

Согласно Правилам, во время траура разрешается для утешения плакать, однако запрещаются громкие причитания, запрещено посыпать голову землей, рвать волосы, царапать лицо, а также заказывать специальную плакальщицу.

Женщинам во время траура разрешается надевать большой синий марлевый платок на голову, широкие платье и штаны синего цвета и подпоясываться платком.

А вот носить во время траура одежду черного цвета запрещается.

В следующих разделах очень подробно излагаются правила омовения и облачения покойного в саван (кафан), подготовки табута (гроба), проведения похоронного обряда. Согласно правилам, джаноза (погребальная молитва) совершается официальными имам-хатибами. Использовать микрофоны во время похоронных обрядов не разрешается.

Жертвоприношение - атрибут поминок

Рассказать об истории поминальных обрядов мы попросили ученых-этнографов Академии наук Таджикистана. Они указывают, что не участвовали в разработке порядка проведения траурных церемоний и выражения соболезнований и их мнением никто не интересовался.

Значительная часть древних обрядов, в том числе и поминальных, связана с доисламскими культами, - говорит ведущий научный сотрудник отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша АН РТ

Зинатмо Юсуфбекова. - Погребально-поминальные обряды регионов Таджикистана тесно переплетаются с традиционными и исламскими ритуальными нормами.

По словам специалистов, поминальные обычаи каждого из регионов Таджикистана имеют свою специфику. Но всех объединяет культ предков, например жертвенный характер пищи.

С древнейших времен и до сегодняшних дней в регионах Таджикистана сохранился обычай жертвоприношения, приуроченного к определенным датам смерти человека, - говорит старший научный сотрудник Института истории АН, этнограф Мумина Шовалиева. – В одних регионах существует семидневный запрет на приготовление пищи в доме покойного, в других это всего три дня. У таджиков некоторых регионов считалось, что, если человек когда-нибудь зарезал барана с богоугодной целью, на том свете баран подойдет к мосту, ведущему в рай, и перевезет человека на себе.

Плакальщицы, похоронные танцы и еда

Этнографы указывают, что раньше специальность «мурдашуй» передавалась по наследству. Они жили в отдельных махаллях, могли жениться только на своих «коллегах по цеху», им нельзя было смотреть в глаза - идя по улице, при встрече с кем-либо они обязательно прикрывали лицо.

Шовалиева указала, что покойника обмывают специальными тряпичными перчатками, а вот, например, в кишлаке Чоркух (Исфара) это делают с помощью веточек базилика.

После обмывания покойного заворачивали в саван, для мужчин это три полотна ткани, для женщин пять. В разных регионах похоронные носилки также имеют свои отличия, например на Памире в качестве носилок служит обычная деревянная лестница, сделанная из тополя, а в том же Чоркухе нет специальных носилок. Там заготавливают две палки по 2,4 м и двадцать палок длиной 1,1 м, их связывают шпагатом, чтобы получилась лестница. Палки должны быть обязательно из плодовых деревьев. В остальных регионах Таджикистана используют специальные носилки, которые хранятся на кладбище или в мечети. Сопровождать на кладбище умершего могут только мужчины.

По словам Юсуфбековой, во многих регионах Таджикистана сохранилась традиция бурного проявлении горя по умершему женщинами. В знак безграничного горя они расцарапывали себе лицо до крови, рвали на себе волосы, обрезали прядь волос или косу. Исследователи считают, что эта форма проявления горя является довольно древней, еще доисламской.

По словам собеседницы, во многих регионах Таджикистана, в том числе и на Памире, существует традиция приглашения специальных плакальщиц. Плакальщицы обладали хорошим голосом и знали много траурных песен.

Зачастую плакальщицы приходили сами, без приглашения, и вместе с родственниками оплакивали умершего, - говорит специалист Института истории АН Мубина Махмудова. - Например, плакальщицы изображены на находках древнего Пенджикента и средневековых миниатюрах Самарканда. Одна из таких миниатюр - «Похороны Искандера. “Шахнаме” Фирдоуси», которая переписана в 1556 г. персидским художником Мухаммедом Мурадом Самарканди (работал в конце XVI – нач. XVII в.). Эта работа хранится в Институте востоковедения в Ташкенте.

Юсуфбекова отметила, что в некоторых селениях Памира сохранился такой доисламский обряд, как похоронные танцы – поймол (движение ног). Эмоциональное проявление горя и оплакивание являются остатками древних доисламских верований, и мусульманское духовенство всегда высказывалось против этих традиций, призывало не противиться божьей воле. На Памире же до сих пор сохранилась традиция мадохони (траурные песнопения мужчин на третий день)

Практически во всех регионах поминки устраивались на третий, седьмой, сороковой день после похорон и в годовщину смерти, - говорит Шовалиева. - Поминальные мероприятия практически во всех религиях сопровождаются угощениями и приготовлением определенных видов еды. Сейчас в некоторых регионах поминки превратили в пышные трапезы, это даже стало объектом соперничества.

Этнографы указывают, что в Таджикистане, как и во многих странах мира, каждый регион имеет свою одежду, отличающуюся по типу ткани, расцветке или сочетанию цветов, деталям и стилю пошива. Костюмы всегда отличались в зависимости от социального статуса, делясь на праздничные и повседневные, свадебные и траурные. По их словам, это связано с историческими традициями определенного региона, в том числе сложившимися в результате естественной ассимиляции населения того или иного региона.

В традиционном исламе нет ношения черного в траур, - говорит Махмудова. - Арабы носят исключительно белое.

По словам этнографа, на Памире в траур носят неяркую одежду, она может быть с узорами и цветами, но различных неярких оттенков. В Файзабаде носят белое. В Гарме также надевают белое или новую одежду; главное, чтобы одежда не была яркой. В районах Южного Таджикистана нет определенного типа траурной одежды. Люди носят обычную, повседневную одежду.

В Центральном Таджикистане в XIX - начале XX века молодые женщины носили траурную одежду из черного атласа с синими узорами, - говорит Махмудова. - Шаровары тоже темного цвета. Они заправлялись в ичиги, которые носились с калошами. Поверх надевался халат темной расцветки, на голову накидывался белый платок. Никаких украшений не было и нет, потому что надевать их при трауре не полагается. Кстати, ношение украшений при трауре не положено во всех регионах Таджикистана.

В Северном Таджикистане траурная одежда как мужчин, так и женщин - обязательно черного или темно-синего цвета. Женщины поверх платья темного цвета надевают халат, зачастую черного цвета, и обязательно опоясываются кушаком – фута. Фута – это четыре метра ткани белого цвета. Ранее фута носили мужчины, отправляясь в дальнюю дорогу. Фута использовалась в качестве покрывала в бане, а в случае смерти она могла быть использована в качестве савана. Сейчас фута является атрибутом траурного костюма у женщин Северного Таджикистана. Во время оплакивания усопшего женщины держатся рукой за свой пояс-фута. А близкие мужчины обязательно опираются на специально заготовленные палки с куском белой ткани, и сорок дней эти палки оставляются у ворот дома умершего.

Раньше мужчины в Северном Таджикистане на траурные мероприятия обязательно надевали халаты (банорас) именно синего цвета, но с конца 90-х годов их сменили черные бархатные халаты с ватной подкладкой, - говорит этнограф.

Вместо резюме

По словам этнографа Сафара Саидова, прежде чем разрабатывать какие-то правила, необходимо консультироваться со специалистами-этнографами, потому что отталкиваться нужно не только от религии, но и от многовековых традиций народа.

Но, к слову, о религии…

Проведение поминок в определенный срок во всех религиях всегда сопровождается трапезой. Люди собираются за столом или дастарханом и вспоминают умершего. Пусть это будет без излишеств, но как можно это запретить? Или то же ношение одежды определенного цвета, оплакивание умершего и эмоциональное выражение скорби?

Специалисты недоумевают. А мы посмотрим, как заработают новые нормы, будут ли они, как предполагалось, рекомендациями или все же будут насаждаться.



Загрузка...