emou.ru

Дочь - семилетка. Викторина по русской народной сказке "дочь-семилетка" Русская народная сказка "Дочь-семилетка"

«Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка» Цель урока: вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл.

Задачи урока:

Образовательные: Вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.

Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.

Развивающие: Развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление.

Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.

Включать творческое воображение у учащихся.

Учить детей вести диалог с автором

Воспитывающие: Чувствовать гордость за свою народную культуру, бережно относиться к живому родному языку.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

( Научиться беседовать с книгой

-Улучшать технику чтения

-Учиться высказывать своё отношение к прочитанному.

-Описывать героев произведений и давать им характеристику

-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно

- Учиться работать с учебником и словарями.)

Каким вы хотите видеть наш урок ? (Интересным, игривым, сказочным, весёлым, удивительным)

Пусть этот урок принесёт нам радость общения и

наполнит наши души прекрасными чувствами.

2. Актуализация знаний.

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро на веки

Побеждает зло

Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? ( - О сказке)

Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)

    Работа со справочной литературой.

    Проверка выполнения домашнего задания.

    Работа с текстом до чтения.

    Работа с иллюстрацией.

    Работа с текстом сказки во время чтения.

    Выявление особенностей сказки в форме беседы по вопросам:

    Составление плана (блок – схемы) на листочках.

    Работа в тетради (с 17) В паре с соседом выполните задания в тетради. (По окончании работы взаимопроверка в группе)

    Групповая творческая исследовательская работа в малых группах. Цель: составление книжки-малышки

Воспользуйтесь Словарём-справочником. Зачитайте, какое произведение называется сказкой.

С чего начнём при работе со словарём? (С алфавитного указателя слов с. 139.

- Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает.)

Какова главная тема сказок? (- Борьба добра со злом)

Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные, бытовые, о животных)

Что вы знаете о волшебных сказках?

сказках о животных?

бытовых сказках?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Правильно, тема урока – «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»

Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)

Какую сказку вы читали дома? Сказка «Про Ленивую и Радивую»

Кто герои этой сказки? Старик, старуха, две дочери Ленивая и Радивая, Зелёный старик

Сейчас мы проверим домашнее задание. Для этого разделимся на 2 группы. 1 группа работает за компьютером выполняет тест по прочитанным ранее сказкам, а 2 группа читает сказку по ролям. Затем мы меняемся.

3. Подведение итогов проверки домашней работы.

С тестом справились ….

Какой из вопросов вызвал у вас затруднение?

Можно отметить эмоциональное чтение у….

3. Совместное открытие знаний.

Сегодня на уроке мы будем читать не совсем обычную сказку, а сказку с загадками и я предлагаю вам в течение урока ответить на вопрос:

Зачем в сказках нужны загадки? (вопрос записать на доске) Цель урока

Для этого надо вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл - это и будет цель нашего урока.

А примером такого произведения будет сказка «Дочь – семилетка».

2. Работа с текстом до чтения.

Откройте учебник на стр. 38

Что изображено на картинке?

Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?

Что делает герой?

Какое у него выражение лица?

Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

· Работа с заголовком.

Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?

Обратите внимание на опорные (ключевые) слова на доске:

Два брата: бедный и богатый

Телега

Жеребёнок

Спор

Царь

Кума

Мудрая дочь-семилетка

О чем вам говорят эти опорные слова?

Послушайте чтение этого произведения в исполнении профессионального актёра. Проверим наши предположения. Обратите внимание, как актёр своим голосом создаёт образы главных героев сказки, передать характер персонажа .

Понравилась ли вам сказка?

1) Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?

2) К какому типу мы отнесем данную сказку и почему? (В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи - значит, это бытовая сказка.)

3) Кто герои сказки?

4) Какие необычные поступки совершают герои? Дочь на зайце верхом ехала

5) На чем же основан вымысел в данной сказке? Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются

5. Применение знаний.

Медленное «вдумчивое» повторное самостоятельное чтение

Постарайтесь увидеть в тексте авторские вопросы

Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:

Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой

Догадались почему?

Почему начался спор? Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту

Для чего братья обратились к начальнику? Богатый хотел, заплатив выиграть спор

Это можно объяснить, что…? Богатый хитрый и жадный,

Для чего царь загадывал загадки? Проверить насколько умны

Правильно ли отгадала кума четыре загадки царя? Нет

Почему? Она была глупой, злой, хитрой

Как побеждают бедный брат своих противников? Помогла дочь

Есть ли у него волшебные помощники? Нет

Какой была девочка? Умной, доброй, честной

Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки

Зачитайте загадки…

Для чего? в сказке нужны загадки? (Отгадывание загадки помогает понять героев. Учебник стр.35)

Что из этого следует? Надо надеяться на собственные силы и ум.

Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке? Жадность , глупость

Наблюдения над языком сказки.

Какие особенности сказочной речи вы увидели?

1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Ниточка шелковая, горькие слёзы, царское величество.

2) Найдите простор е чные слова. Кобыла, батюшка, мерин, прутик, телега, кума, подле, призвать, государь, боров, кручинится, кросна, перепёлка, дворец, ловушка.

3) Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!»

6.Физкультминутка - Перед вами выставка книг – сказок. Некоторые вы читали, а другие можно прочесть. Пусть каждый подойдет и выберет себе понравившуюся сказку, позднее можете обменяться книгами с товарищами.

Как вы думаете, какие части можно выделить в этой сказке?

Повторно перечитайте сказку.

Запишем сказку при помощи «заместителей», которые помогут нам составить план к тексту:

Б – брат

Ц – царь

К – кума

Д - дочь

О чем говорится в первой части? Как бы вы озаглавили эту часть?

Какие отгадки придумала кума? По вашему мнению, какое название будет у этой части?

Как отгадывала дочь – семилетка и какие задания придумывал для нее царь? Озаглавьте эту часть.

Чем заканчивается сказка? Какое будет название этой части?

Задачи для исследования

1. группа – определить жанр произведения тему и название (Обложка название сказки, русская народная сказка)

2. группа – составить и записать план сказки (План сказки)

3. группа - Иллюстрации к сказке (творческая работа детей)

4. группа - Найдите в тексте слова, характерные для простонародного языка записать и объяснить их (Трудные слова)

5. группа – найти и записать загадки в сказке (Загадки в сказке)

6. рефлексия: яблочки разного цвета с именами детей

7.Этап рефлексии.

Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (страничка книги)

Но она какая-то грустная, нет на ней яблок. Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое)

Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.

Если не все пока удалось. Есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.

Если вам было сложно, есть трудности – зеленое, надо немного созреть. Напишите свое имя, наклейте в книгу.

8.Подведение итогов урока.

С какой сказкой познакомились? Мы познакомились с бытовой русской народной сказкой «Дочь-семилетка»

Чем необычна эта сказка? В этой сказке есть загадки

Зачем в сказках нужны загадки? Отгадывание загадки помогает понять героев.

Чему учились на уроке? - Узнали новые слова, учились составлять план,

-Учились общаться друг с другом

Какая задача стояла на нашем уроке? Вникнуть в особенности бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл.

Какова особенность бытовой сказки? В бытовых сказках герои настоящие люди – терпящие нужду бедняки, богатые купцы. Сказка, её сюжет, поступки главных героев убеждают нас читателей надеяться на собственные силы и ум.

Какова главная мысль этой сказки? Эта сказка поучительная Правду как не прячь - наружу выйдет. Начало сказки соответствует несправедливому положению дел, а конец разрушает эту несправедливость. Так выражается твердая уверенность народа в торжестве правды.

9.Этап информации о домашнем задании.

Выберите и запишите то задание, которое вы можете выбрать:

1. Вариант Пересказ сказки по плану.

2. Вариант Дополнительное чтение сказок с загадками. (Познакомить с книгами из школьной библиотеки)

3. Вариант Выразительное чтение сказки «Дочь-семилетка»

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы учителя.

ΙΙ. Совместное открытие знаний

Работа в учебнике

* Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

Работа в тетради

* Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.

* Отметить учеников, которые правильно нарисовали план рассказа.

Дочь-семилетка
Русская народная сказка

Ехали два брата: один бедный, другой богатый. У обоих по лошади - у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:

Вставай, брат! У меня телега ночью жеребенка родила.

Брат встает и говорит:

Как можно, чтоб телега жеребенка родила? Это моя кобыла принесла. Богатый говорит:

Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок бы подле нее был!

Поспорили они и пошли до начальства. Богатый дарил судей деньгами, а бедный словами оправдывался.

Дошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки:

Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что всего мягче? И что всего милее? И положил им сроку три дня:

На четвертый приходите, ответ дайте!

Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошел к ней совета просить.

Она посадила его за стол, стала угощать, а сама спрашивает:

Что так печален, куманек?

Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил.

Что такое, скажи мне.

А вот что, кума! Первая загадка: что всего в свете сильнее и быстрее?

Экая загадка! У моего мужа карая кобыла есть; нет ее быстрее! Коли кнутом приударишь, зайца догонит.

Вторая загадка: что всего на свете жирнее?

У нас другой год рябой боров кормится; такой жирный стал, что на ноги не поднимается!

Третья загадка: что всего в свете мягче?

Известное дело - пуховик, уж мягче не выдумаешь!

Четвертая загадка: что всего на свете милее?

Милее всего внучек Иванушка!

Ну, спасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, по век тебя не забуду.

А бедный брат залился горькими слезами и пошел домой. Встречает его дочь-семилетка:

О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь?

Как же мне не вздыхать, как слез не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которые мне и в жизнь не разгадать.

Скажи мне, какие загадки.

А вот какие, дочка: что всего на свете сильнее и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?

Ступай, батюшка, и скажи царю: сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растёт, что ни живет, земля питает! Мягче всего рука: на что человек не ляжет, а все руку под голову кладет; а милее сна нет ничего на свете!

Пришли к царю оба брата - и богатый и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного:

Сам ли ты дошел или кто тебя научил? Отвечает бедный:

Ваше царское величество! Есть у меня дочь-семилетка, она меня научила.

Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелкова; пусть к утру соткет мне полотенце узорчатое.

Мужик взял шелкову ниточку, приходит домой кручинный, печальный.

Беда наша! - говорит дочери. - Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце.

Не кручинься, батюшка! - отвечала семилетка; отломила прутик от веника, подает отцу и наказывает: - Поди к царю, скажи, чтоб нашел того мастера, который бы сделал из этого прутика кросна: было бы на чем полотенце ткать!

Мужик доложил про то царю. Царь дает ему полтораста яиц.

Отдай, говорит, - своей дочери; пусть к завтрему выведет мне полтораста цыплят.

Воротился мужик домой еще кручиннее, еще печальнее:

Ах, дочка! От одной беды увернешься - другая навяжется!

Не кручинься, батюшка! - отвечала семилетка. Попекла яйца и припрятала к обеду да к ужину, а отца посылает к царю:

Скажи ему, что цыплятам на корм нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, да просо засеяно, сжато и обмолочено. Другого пшена наши цыплята и клевать не станут.

Царь выслушал и говорит:

Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится - ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.

“Ну, - думает мужик, - такой хитрой задачи и дочь не разрешит; пришло совсем пропадать!”

Не кручинься, батюшка! - сказала ему дочь-семилетка. - Ступай-ка к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепелку.

Отец пошел и купил ей зайца и перепелку.

На другой день поутру сбросила семилетка всю одежду, надела на себя сетку, а в руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец.

Царь ее у ворот встречает. Поклонилась она царю.

Вот тебе, государь, подарочек! - и подает ему перепелку.

Царь протянул было руку, перепелка порх - и улетела!

Хорошо, - говорит царь, - как приказал, так и сделано. Скажи мне теперь: ведь твой отец беден, чем вы кормитесь?

Отец мой на сухом берегу рыбу ловит, ловушек в воду не ставит, а я подолом рыбу ношу да уху варю.

Что ты, глупая, когда рыба на сухом берегу живет? Рыба в воде плавает!

А ты умен! Когда видано, чтобы телега жеребенка принесла?

Царь присудил отдать жеребенка бедному мужику, а дочь его взял к себе. Когда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею.

План конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Составление простого - страница №1/1

Учитель начальных классов Луценко Жанна Александровна


План – конспект

урока литературного чтения в 3 классе.

Тема : Составление простого плана к русской народной сказке «Дочь –семилетка»

Цели:


  • Обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

  • Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию.

  • Содействовать развитию у детей умения ориентироваться и занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности.
Оборудование: схема «Животные – герои сказок», маркер и листы с заданием для самостоятельной работы, книги братьев Гримм «Умная дочь крестьянина» и А. Платонова «Умная внучка»

Ход


  1. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не столь хорошо? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

- Упражнение «Цветок» (1мин)

А теперь представьте себе какой-нибудь цветок, кусты или дерево с прекрасными бутонами. Выбери какое-нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся. Внимательно рассмотри его, листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны.

Представь теперь, что ты - один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотри на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как тебе хочется, чтобы эта оболочка раскрылась, и ты бы вытянулся навстречу теплому солнечному свету. Постарайся почувствовать аромат этого цветка. Рассмотри цвет его листьев. Ты чувствуешь, как приятно смотреть на этот цветок? Возьми это приятное чувство к нам на урок и открой глаза.


  1. Этап проверки выполнения домашнего задания.

  • Разминка речевого аппарата и дыхания:
Разминка дыхания : упражнение «Свеча» (делаем глубокий вдох, задерживаем, резкий выдох. Представить, что горит 2 или 3 свечи)

  • Речевая разминка и работа над выразительностью :

ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЫ (с логическим ударением)


Произнеси весело, с угрозой, с вопросом, с удивлением.

Скороговорка Трое трубачей трубили в трубы.

К акой звук повторяется. Его характеристика.

Медленно и шепотом;

Быстро и громче;

Быстро и громко.


  • Представление детьми «своих» книг по плану (название книги, количество произведений в книге, художник – оформитель, о ком или о чем прочитанное произведение или книга, главные герои, главная мысль, свое отношение к произведению или книге)

  • Конкурс книгочеев- знатоков сказок о животных «Животные – герои сказок». (Заполнение схемы: указать название животного и его главный признак, - каким животное изображено в сказке?)


(трусость)


  1. Этап стимулирования субъектного опыта учащихся.
- Сегодня на уроке мы продолжим работать со сказками. А что вы знаете о сказках (выслушивание ответов детей). Заполните схему, приведите примеры.

Сегодня на уроке мы будем читать не совсем обычную сказку, а сказку с загадками и я предлагаю вам в течение урока ответить на вопрос:

Зачем в сказках нужны загадки? (вопрос записать на доске)

А примером такого произведения будет сказка «Дочь – семилетка»


  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

    • Слушание русской народной сказки «Дочь – семилетка» (читает учитель, 2-3 учащихся)

    • Беседа: выявление первичного восприятия.
- Назовите жанр и тему произведения?

Как можно еще было озаглавить сказку?

Когда происходят события, описанные в сказке?

С чего все началось?

Какие неизвестные слова вам встретились?

Оздоровительная пауза №1 (выполнить с физоргом класса)


  • Работа с текстом сказки
- Чтение сказки и установление, что правдиво, а что вымышлено в ней.

Вопросы по содержанию:

Какой спор произошел между братьями? Серьезным ли он был?

Кто главный герой сказки?

Какой была девочка? Какие загадки есть в сказке? Какие отгадки предложила дочь- семилетка? Зачем в сказке нужны загадки?


  1. Этап первичного понимания изученного.
Подготовка к пересказу. Составление плана (блок – схемы) на листочках.

Как вы думаете, какие части можно выделить в этой сказке?

Повторно перечитайте сказку.

Запишем сказку при помощи «заместителей», которые помогут нам составить план к тексту:

О чем говорится в первой части? Как бы вы озаглавили эту часть? (выслушивание ответов детей). Что произошло дальше? Какие загадки предложил царь братьям? Как озаглавить 2часть?

Какие отгадки придумала кума? По вашему мнению, какое название будет у этой части?

Как отгадывала дочь – семилетка и какие задания придумывал для нее царь? Озаглавьте эту часть.

Чем заканчивается сказка? Какое будет название этой части? Какая главная мысль этой сказки?


Оздоровительная пауза №2 (работа с таблицей для глаз)


  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

  • Работа в тетради (с 17)
- В паре с соседом выполните задания в тетради. (По окончании работы взаимопроверка в группе)

  • Беседа об образе героев.
- Опишите главных героев сказки.

Докажите, что это положительные герои.


  • Чтение понравившегося отрывка сказки.

    1. Этап подведения итогов занятия.
- С каким произведением работали на уроке?

Кто из героев сказки вам понравился и почему?

Какую пословицу к этой сказке вы выберите? Объясните свой выбор.


  • Далеко не заглядывай, поближе поглядывай.

  • Доброе дело без награды не остается.

  • Правду как не прячь - наружу выйдет.

  1. Этап информации о домашнем задании.

    • Пересказ сказки по плану.

    • Дополнительное чтение сказок с загадками. (Познакомить с книгами из школьной библиотеки Братьев Гримм и А. Платонова)

    • Выразительное чтение сказки «Дочь-семилетка»

  2. Этап рефлексии.
(на каждом этапе урока и в конце занятия)

    • - отлично работал и хорошо усвоил материал

      • - хорошо работал, но еще есть небольшие проблемы

        • - плохо, результата пока не достиг

«Страницы жизни Лермонтова» - Кроссворд. Юрий Петрович Лермонтов. Мария Михайловна Лермонтова. Фрагмент фильма. Проверочная работа. Сын Михаил. Викторина. Михаил Юрьевич Лермонтов. Лермонтов. Отгадайте кроссворд. Арсеньева Елизавета Алексеевна. Точность и определенность. Урок литературы в 7 классе.

«Жизнь и творчество Шекспира» - Учился в грамматической школе, где усвоил латынь и основы древнегреческого языка. Второй период (1595-1600). М. Вронченко, 1828), либо излишней вольностью ("Гамлет" в переводе Полевого). Поздняя хроника: "Генрих VIII" (1613; возможно, с участием Дж. Носители зла (Тибальд, Шейлок, Мальволио) - в одиночестве.

«Учебники по литературе» - В 2-х частях. Литература XX века. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Учебник-хрестоматия 9 класс. Сахаров В.И., Зинин С.А. Представлена отечественная классика XX века, а также произведения современных авторов. Зинин С.А. методические рекомендации по использованию учебников. Учебник-хрестоматия 6 класс. Опыт работы по новым УМК.

«Роман «Герой нашего времени»» - М.Ю.Лермонтов. Фабула романа. Герой нашего времени. Кто рассказывает историю Печорина. Вопросы, поднимаемые в романе. Роман «Герой нашего времени». Лермонтов нарушает хронологию событий. Значение образа Печорина. Лермонтов создал совершенно новый роман. Лермонтов выстраивает сюжет произведения. Проблемный вопрос.

«Замазка Носова» - Здесь я сижу, - сказал гражданин. Шурик всё беспокоился и спрашивал: - Где замазка? Вот Костя занял два места. Костя обиделся и спрятал замазку в карман. Показывают же такие картины! Шурик посмотрел и говорит: - Ливерная колбаса. На одно сел сам, а на другое положил замазку. В темноте перепутал, понимаешь, замазку и пряник.

«Стихи Цветаевой» - «И главное – я ведь знаю, как меня будут любить… через сто лет», писала Цветаева. «Красною кистью Рябина зажглась. "Если душа родилась крылатой". А как проникновенно и значимо Марина Цветаева пишет о себе: «Кто создан из камня, кто создан из глины, - А я серебрюсь и сверкаю! Привычные к степям глаза, привычные к слезам глаза зеленые – соленые – крестьянские глаза.

Всего в теме 1073 презентации



Загрузка...