emou.ru

Украинская культура в 16 веке кратко. Культура Украины в XVI - первой половине XVII в. Образование в Украине

Развитие культуры XIV-XVI веков

Несмотря на то, что исторические условия пагубно влияли на состояние и развитие украинской культуры, искусство и наука продолжали набирать силу. В живописи наряду с религиозными все больше становятся заметными светские мотивы и образы, развивается архитектура: строятся деревянные и каменные ратуши, замки и строятся города. Украина достигла определенного развития и в науке (философии, языкознании, математике, астрономии, медицине). Выдающимся событием для украинского языкознания XVI-XVII веков становится первая грамматика Ивана Ужевича - «Грамматика словенская». В 1447 году талантливый украинский математик, доктор философских наук Мартин с Журавиці (село возле Перемышля) написал первый учебник по геометрии и трактат «Новое сопоставление счета дробей ». Он преподавал в университетах Падуи, Болоньи, Праги и Липская. К сожалению, ни одна из работ этого ученого так и не была напечатана.

в 1483 году в Риме вышла в свет первая книга украинского ученого Юрия Дрогобыча «Прогностические соображения», написанная на латыни. Известно, что Юрий Дрогобыч окончил Краковский университет, преподавал медицину и астрономию в Болонском университете, где впоследствии стал ректором.

Переломным моментом в развитии украинской культуры стало появление книгопечатания. 1491 году в Кракове украинцем Святополком Фіолєм были напечатанные кириллическим шрифтом первые книги («Псалтырь», «Часословець» и др.). Также на Украине распространялись книги, изданные белорусским первопечатником Франциском Коркой, что основал собственную типографию в Вильно. На развитие украинского книгопечатания большое влияние имела прогрессивная деятельность Ивана Федорова. В 1574 году во Львове он выпустил «Апостол», а впоследствии в Остроге - Библию.

Литература

Несмотря на то что Киев утратил свое политическое значение, он остался крупным торговым центром, и торговые связи были налажены с Молдовой, Сербией, Чехией и Болгарией. Поэтому в Украине появляются переводные произведения (например, сербский повесть «Александрия»), переводят с сербского, болгарского и греческого языков.

Развивается и оригинальная украинская литература: возникают новые редакции «Киево-Печерского патерика», распространяются списки «Хожденія» Даниила Паломника.

К сожалению, до нашего времени дошло очень мало тогдашних памятников, потому что большинство их было уничтожено во время татаро-монгольского нашествия.

В развитии литературы XIV-XVI веков остается ведущим летописания. До наших времен дошел «Литовская летопись», в котором ведется повествование о времена пребывания Украины в составе Литовского княжества. В этой летописи привлекают внимание вставные рассказы и повести, наиболее интересной из которых является «Повесть о Подольскую землю». Еще один летопись тех времен - «краткая Киевская летопись», который описывает события, которые происходили на украинских землях в XIV-XV веках, и возвеличивает просветительскую деятельность князя Острожского.

В этот период в устном народном творчестве начинается зарождение украинского литературного языка. Книжным языком был старославянский с примесями польского языка, латыни и т.д., но народная речь все больше проникала и в книжную письменность.

В XVI веке на основе народных говоров зародилась « русская речь », стал государственным на территории Украины во времена господства Литовского княжества. Русская речь стала основой для дальнейшего формирования украинского литературного языка.

Развитие культуры XVI-XVIII веков

В первой половине XV века на западноукраинских землях начинают появляться братства, церковно-просветительные общества мещан, которые затем распространились на всю Украину. Самыми активными были братства, основанные во Львове, Луцке, Остроге и Киеве. Деятельность братств включала организацию образовательных учреждений, народных библиотек, книгопечатания. Также братства разыскивали старые летописи и занимались хранением памятников истории и культуры, выкупом украинских пленников из татарско-турецкого плена. Но основную свою задачу братства видели в противостоянии полонизации и покатоличенню украинского народа.

Крупнейшим центром культуры становится Киевское братство, которое было основано при Богоявленском монастыре на Подоле. Вокруг него сплотились наиболее известные ученые, писатели, издатели, общественные и политические деятели, такие как: Елисей Плетенецкий, Леонтий Карпович, Иов Борецкий, Мелетий Смотрицкий, Лаврентий Зизания, Исайя Копинский, Спиридон Соболь, гетман Петр Сагайдачный (вступил в братство вместе со всем запорожским кошем). Братство основало школу при Лавре, впоследствии при содействии Петра Могилы она приобретает ранг коллегиума. Высокообразованный человек, сын молдавского господаря, бывший военный, Петр Могила становится Киевским митрополитом. Его связи в господствующих кругах братство использует для проведения различных культурных мероприятий. Сам митрополит ведет активную полемическую деятельность, направленную против униатов. Именно Петр Могила становится первым ректором Киевского коллегиума.

В начале XVII века Киевский коллегиум вырастает в Академию, которая стала первым образовательным и научным центром Украины. В Академии обучается более 1000 студентов из всех южнославянских стран, из России. Выпускниками Киево-Могилянской академии были известные ученые и писатели, такие как Михаил Ломоносов, Григорий Сковорода, Самойло Величко, Климентий Зиновьев, Александр Шумлянский, музыканты Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский, военные деятели Иван Самойлович, Самуил Мужиловський, Семен Палий, Иван Мазепа и многие другие.

Киево-Могилянская академия открыла свои коллегии на Волыни, в Кременце и в Виннице. в 1661 году открывается Львовский университет.

Благодаря братствам было основано школы не только во Львове, Киеве, а и в Перемышле, Луцке, Кременце, Каменце-Подольском, Виннице, Немирове, где ученики изучали философию (богословие), астрономию, историю, географию, математику, риторику, поэзию (поэтику) и речи: тогдашнее книжное украинскую, греческую, французскую, польскую, немецкую. Впоследствии в состав предметов добавились еще естествознание и медицина. При школах возникают типографии.

Вокруг школ и типографий собираются талантливые ученики, которые пишут книги и готовят к печати учебники. Например, при Острожской школе было отпечатано «Острожскую Библию» и «Грамматику словенскую». Общий уровень образования украинцев в это время очень высокий.

Центром украинского книгопечатания становится Лавра. Напечатанные здесь книги славились высоким качеством: глубоким содержанием, четким шрифтом, богатым оформлением. Лишь в 70-х годах XVII века из Киева в Москву поступило более 1000 различных книг.

Развитие науки и искусства в XVI-XVIII веках

В XVI-XVIII веках активно развивается языкознание, философия, история. Первыми мовознавчими трудами можно считать «Лексикон» Памвы Беринды (более 8 тысяч слов, переведенных тогдашней украинском языке) и «Грамматику словенскую» Мелетия Смотрицкого (1619 г.),которая на протяжении 150 лет была основным учебником в украинских, российских, а определенное время и в сербских и болгарских школах. Иннокентий Гизель своим трактатом «Труд из общей философии» сильно повлиял на развитие философской науки, а его исторический обзор «Синопсис» выдержал более 20 изданий и вошел к учебнику по истории России Михаила Ломоносова.

Среди известных философов того времени - Лазарь Баранович, Георгий Конисский (автор учебника «Этика»), Стефан Яворский, Симеон Полоцкий, Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий.

Большого развития достигло украинское музыкальное искусство. Тогдашняя музыка была преимущественно религиозного содержания. Только в реестре Львовского братства упоминается 267 произведений украинских композиторов XVIII века. их музыка была известна далеко за пределами родной земли. Среди наиболее известных в мире украинских композиторов следует упомянуть Артема Веделя, Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского.

Из творческого наследия Артема Веделя до нас дошло лишь 12 концертов. Этот композитор был руководителем хоровых капелл в Москве, Киеве и Харькове, но его судьба сложилась очень трагично - безумие от издевательств и смерти в тюрьме.

Имя Максима Березовского вошло в историю как имя первого представителя восточных славян, который в стенах Болонской академии получил звание академика музыки. Максим Березовский стал автором нескольких опер и многих концертов. Доведенный до отчаяния интригами петербургской знати, покончил жизнь самоубийством.

Дмитрий Бортнянский - автор известных опер «Сокол», «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий» (три из них поставлены на итальянской сцене), инструментальных произведений и более сотни хоровых концертов, которые принесли ему мировое признание.

Также интенсивно развиваются живопись и архитектура. В это время творили такие мастера церковной живописи, как Иов Кондзелевич, Иван Руткович, портретисты Владимир Боровиковский, Дмитрий Левицкий, граверы братья Александр и Леонтий Тарасовичи, Григорий Левицкий.

Литература

Вскоре перед объявлением Брестской унии между католическими и православными церковными деятелями началась активная полемика, которая после унии 1596 года только еще больше обострилась. Первым значительным полемическим произведением был трактат Герасима Смотрицкого «Ключ царства небесного» (1587 г.), который стал ответом на книгу иезуита Петра Скарги «О единстве церкви Божьей». Полемизировали с римско-католическими священниками и Василий Острожский в своей «Книжиці» (1588 г.) и Стефан Зизанійу «Казанні св. Кирилла...» (1596 г.). В «Апокрисисі» (1598 г.) Христофора Филалета раскрываются истинные причины возникновения унии, которая и политически, и экономически была выгодна Ватикана, польскому королю и шляхте. Автор продемонстрировал риторическую и публицистическое мастерство.

Хотя основой полемики была религия, однако авторы нарушали и важные общественные вопросы. Ярким примером этому является полемический трактат Захария Копистенского «Палінодія, или Книга обороны» (1622 г.), в которой автор отстаивал право Украины на независимость. Среди выдающихся украинских полемистов следует упомянуть также Петра Могилу, Мелетия Смотрицкого, Ивана Галятовского и Ивана Вишенского.

Культура на Украине в XVI- первой половине XVII века. Исторические условия развития культуры - раздел Философия, Учебно-практическое пособие по дисциплине история культуры и искусств Украины Развитие Украины В Составе Речи Посполитой Обусловливало Развитие Украинс...

Развитие Украины в Составе Речи Посполитой обусловливало
развитие украинской культуры в условиях национального, феодального
и религиозного гнета, принижения украинской культуры, языка, обыча­ев, православной веры и т.п.

Развитие экономики способствовало потребности и обтшованны.
людях, развитию просвещения, высшего образования, книгопечатание т. и.

Рост национально-освободительного движения со 2-й половин!.
16 века вызвал пробуждение национального сознания украинского народа, его более внимательное отношение к своей культуре, языку, истории и традициям.

Развитие украинской культуры шло в тесной взаимосвязи и под влия­нием культурных ценностей 3ападной Европы эпохи Возрождения и развития русской и белорусской национальных культур.

В обществе росла потребность в образованных людях как для раз­вивающегося производства и торговли, так и для национально-освободи­тельного движения - идеологов, способных вести борьбу против насаждения униатства. Поэтому: растет число начальных школ, как церковных (православных, униатских, католических, протестантских), обучавшихстарославянскомуязыку, арифметике, молитвам, пению и т. п., так и светскихшкол (славяно-греко-латинских), где дополнительно изучались латинский язык (основной язык в западных университетах), диалектика, астрология, гео­метрия, астрономия и. др. Первой, наиболее известной такой школой была Острожская школа, основанная князем Острожским, пригласившим в неемногих известных преподавателей: ректора - Герасима Смотрицкого, ставшего впоследствии константинопольским патриархом, преподавателя - священника Демьяна Наливайко - брата руководителя восстания Севе­рина Наливайко, нескольких преподавателей из греческих университе­тов и др.

Братские школы открылись вначале при Львовском (1585 г.), а
затем при Киевском, Луцком, Каменец-Подольском и др. братствах, от­
личаясь от остальных школ: от педагогов требовали любви и одинаково­
го отношения ко всем детям, независимо от происхождении; воспитыва­
ли патриотизм, уважение к родному языку и культуре, к православию;
учебная программа была сходной с славяно-греко-латинской школой.

В начале XVII ст. в Киеве архимандритом Киево-Печерской Лав­ры Е. Плетенецким был организован кружок литераторов, членами кото­рого являлись 3. Копыстенскпй, П. Беринда, Т. Немка, Л. Зизаний-Туста-
новскн Л, А. Митура и др. В декабре КНО у. ими был подготовлен к печа­
ти и вышел в свет «Часослов», в 1618 - «Визерупок цнот», в 1С 19 -
«Анфолонион.» объемом в 1048 страниц.

Высшее образование - первой высшей школой стала Киево-Могилянская коллегия, созданная в 1632 г. на основе объединения. Киев­ской братской школы (Iв 15 г.) и Лаврской школы (1031 г.). Опекалась
Киевским братством и основателем Лаврской школы архимандритом Пет­
ром Могилой (отсюда название «могилянской»). Благодаря проведенной
в 1633 - 1647 гг. И. Могилой реформе просвещения школьная система
Украины была перестроена по наиболее эффективной системе - иезуитских колледжах, обучения в коллегии совпадало с европейским типом.

По завещанию митрополит оставил Киево-Могилянской коллегии свою библиотеку, здание и хозяйство на Подоле, все имущество на принадлежащем ему хуторе Непологи, а также огромную по тем временам сумму - 80 тысяч злотых.

Состояла из 7 классов: 1-го подготовительного, 3 младших, 3 выс­ших. Учебная программа: славяно-греко-латинской школы; дополни­тельно преподавались философия, география, история и др. предметы. По перечню учебных программ и уровню преподавания была близка к запад­ноевропейским университетам и академиям, но из-за воспитания в своих студентах свободомыслия и любви к украинской культурен православной вере смогла получить официальный статус академии (высшего учебного заведения) лишь от царского правительства России в 1701 г. (закрыта в 1817 г.).

0на явилась образцом для создания аналогичных учебных заведений в Лесах (1640 год) и Москве (1687 год). Академия в течение долгого вре­
мени готовила кадры, общественно-культурных деятелей не только для Ук­
раины и России, но и для Белоруссии, Молдавии, Румынии южнославянских регионов.

Книгопечатание - было вызвано потребностью в размножении учебных и других книг (т.к. священники не успевали их переписывать) и возможностью развивающейся техники создать первый печатный станок.

Основателями книгопечатания стали Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564г. Они издали в Москве «Апостол», в 1565г. «Часовник», «Евангелия», распространявшиеся не только в России но и на Украине. В последствии И.Федоров переезжает на Украину, работая в имении магната Ходкевича, а затем у князя Острожского, в 1573г. Федоров основывает во Львове первую на Украине типографию и выпускает церковную («Апостол», «Острожская библия»), учебную («Букварь»), публицистическую и другую литературу (всего известно 28 изданий)

Вслед за Львовской были основаны братствами типографии в Киеве, Чернигове, Луцке, Новгород-Северське и др. городах.

Значение - книгопечатание способствовало развитию укр. просвещения, культуры, национально-освободительного движения (публицистическая литература); подняло международное значение Украины, т.к. издаваемая литература была известна во многих странах Западной Европы.

Песни, предания, легенды, сказки, сатирические частушки и др. отражали важнейшие события в жизни Украинского народа:

Героико-патриотическая тематика- о борьбе с татарскими и турецкими набегами, воспевали любовь к Родине, храбрость защитников, клеймили предателей;

О борьбе против феодального гнета и мечтах о вольной казацкой жизни, где главным персонажем становится, как правило, казак-герой (дума «Ивась Коновченко, Вдовиченко», «дума об Алексее Поповиче» и др.);

Общечеловеческие ценности- о любви парня и девушки, предательстве, долге, верности и других проявлениях человеческих взаимоотношений

(песня-баллада «о казаке и девушке Кулине», песня «Пастуше, пастуше» и др.).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно-практическое пособие по дисциплине история культуры и искусств Украины

Гоу впо белгородский государственный университет.. кафедра украиноведения.. учебно практическое пособие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цели и задачи изучения темы
­Ознакомить студентов с предметом истории культуры Украины, ее научно-методологической базой, методикой и порядком ее изучения, структурой построения учебного курса. Изучить преемственност

Понятие культуры. Виды и функции
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Объясняется это, прежде всего те

Типология культур
Критериев, или оснований для типологии культур может быть много. В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вар

Численность и географическое размещение украинцев
По численности населения Украина примерно равна населению Франции и насчитывает около 50 млн. человек. на начало 2001 года в государстве насчитывалось 49.3 млн. жителей, это на 2.9 млн. меньше чем

Мифологические истоки народной художественной культуры
В эпоху Древней Руси, а также и в последующие исто­рические периоды народное художественное творчество было неразрывно связано с древнеславянской мифологией. Миф - это древ

Цели и задачи изучения темы
Изучить древнейшие времена на территориях современной Украины, феномен трипольской культуры, характер жизни людей первобытного общества их мировосприятие, мифология и различные верования, культ при

Древние люди и государства на территории Украины
Первые следы человеческого обитания на территории современной Украины появились примерно 150 тыс. лет тому назад. У первого человека, пришедшего на берега Черного моря с Кавказа или, быть может, с

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть собенности жизни и духовные ориентиры Киевской Руси, центры духовной жизни, специфика культурных процессов, духовная жизнь и художественные процессы Галицко-Волынского княжества.

Особенности художественной жизни Киевской Руси
Основной особенностью художественной культуры той эпохи была её тесная связь со всеми видами повседневной деятельности. Вся жизнь строилась по законам красоты и на основе прекрасного. Каждый челове

Дискуссии по истории зарождения письменности на Руси
Происхождение письменности на Руси, время её возникновения, её характер - одна из самых дискуссионных проблем русской истории. Долгое время господствующей была традиционная точка зрения, согласно к

Развитие письменности в Киевской Руси
Православие открыло человеку Древней Руси самые разнообразные возможности и способы интеллектуального самовыражения - оно принесло на Русь письменность, литературу. Святые Кирилл и Мефодий, пропове

Музыкальная культура киевской руси
В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была состав­ной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инстру

Архитектура, изобразительное и прикладное исскуство Киевской Руси
В Киевском государстве сформировалась и достигла высокого уровня своеобразная и неповторимая культура. Она пред­ставлена многими тысячами фольклорных, письменных и материальных па­мятников, часть к

Культура руси периода феодальной раздробленности. Культуга Галицко-Волынского княжества
Развитие культуры происходило в сложных условиях раздробленности рус­ских земель. Однако, несмотря на постоянные междоусобицы и угрозы со стороны соседних государств и племен, в древнерусской культ

Цели и задачи изучения темы
Изучить проблемы, связанные с особенностями духовных процессов, происходивших в Украинских землях в XIV и первой половине XVII ст. человек его мировоззрение, идеалы. Рассмотреть характерис

Быт и обычай украинского народа
Жилье - у феодалов - каменные и кирпичные постройки в виде замков с баснями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян - дере­вянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб с

Православная культура Украины в первой половине XVII в. (образование, центры просвещения и книгопечатания)
Специально устроенных приходских школ в православной среде почти не существовало. Это было связано с близостью церковнославянского языка разговорному, что делало язык высокой культуры, в отличие от

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть казацкое государство, как воплощение мечтаний украинского народа о свободе и независимости; особенности его духовной жизни, идеалов. Изучить характер культурных процессов, цент

Греко-католическая (униатская) культура Украины во второй половине XVII века и трансформация ее культуры в XVIII веке
Во второй половине XVII века важнейшим вопросом в самосознании и идейно-культурной программе сторонников Брестской унии было соотношение конфессионального и этнического. В униатской церкви

Православная культура украинских земель во второй половине XVII-XVIII вв
В присоединенной к России части Украины сложились совершенно иные условия для развития культуры. С одной стороны, сама украинская культура в новом контексте переживала быстрый подъем, а с другой -

Архитектура и искусство Украины второй половины XVII – XVIII веков
Барокко в украинской художественной культуре приобрело демократи­ческий облик. Восприняв европейский стиль, украинцы придали ему народ­ные черты. Очевидно, сказалась близость барочн

Культура Украины в эпоху Просвещения
В эпоху Просвещения украинская культура в большой мере еще остава­лась под влиянием барокко как типа культуры в его западном и православ­ном вариантах. Идеи жившего в это время Г.С. Сковороды вряд

Цели и задачи изучения темы
Изучить духовную культуру Слободской Украины – органичной составной части украинской духовной культуры. Проанализировать художественные центры, деятелей культуры Слобожанщины, их творчески

Образование и наука
Становление образования в Слободской Украине тесно связано с миграционными процессами, которые проходили со второй половины XVII ст. на этой территории. Переселенцы, которые были в основном выходца

Развитие духовной жизни на Слобожанщине
На территории Слободской Украины еще с начала ее заселения имела место попытка создания литературных, музыкальных и театральных коллективов. В 60-х годах XVIII ст. известный архитектор Слобожанщины

Архитектура и строительство на Слободской Украине
Архитектура городов и сел Слобожанщины имеет много общего с архитектурой всей Левобережной Украины, а также Поднепровья. Вместе с тем она имеет свои особенности, свои специфические черты, связанные

Искусство Слобожанщины
Параллельно с формированием этнического типа слобожанина создавалось и искусство Слободской Украины со своими специфическими региональными особенностями. Во многом оно представляло собой новый орга

Праздники, обряды и обычаи на Слобожанщине (XVIII-XX ст.)
Среди многих важных проблем истории Украины значительное место занимает духовная культура украинского народа, в т.ч. и Слобожанщины, которая в XVII ст. стала новозаселенной территорией, которая вхо

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть духовные потребности человека. Изучить идею возрождения национальной культуры. Сущность художественных идеалов. Социальную направленность искусства. Творца, как выразителя наци

Православная и греко-католическая церковь и их влияние на развитие культуры Украины в XIX веке
Базовым институтом культуры в XIX в. в российской части Украины ос­тавалась церковь, рядом с которой во второй половине века появились свет­ская школа, пресса, интеллигентские просветительские движ

Формирование и развитие национально-культурного самосознания в украинских землях
В первой трети XIX в. главными очагами «высокой культуры» были Харь­ков в российской части Украины и Львов - в ее западной части. Харьков приобрел особое значение для украинской культуры, поскольку

Школа, грамотность и национально-культурное движение в Галиции
Единственным оплотом высокой украинской культуры в Галиции вплоть до середины XIX в. оставалась греко-католическая церковь. После ее включе­ния в состав Австрийской империи в результате политики ве

Национально-освободительное движение на украине в 60-90-е годы XIX века
Начиная с 1860 годов, радикально настроенную молодежь империи обычно называют народниками. Совмещая в себе радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями социализма, народники выступали к

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть вопрос судьбы украинской культуры в ХХ веке. Изучить духовное состояние украинской нации. Человека в контексте исторических событий. Особенности развития украинской культуры, е

Общественно-политическое и национальное движение на украине в начале XX века
В истории Украины, ее народа этот период характеризуется подъе­мом либерального, национального и демократического движения. В начале XX в. происходит рост политической активности либераль­

Украинская культура конца XIX - начала XX ст. (литературная жизнь)
Конец XIX и начало XX ст. ознаменовались необычайным ростом промышленности на Украине. В сельском хозяйстве шла усиленная дифференциация, концентрация земель в руках кулачества, пов

Наука и образование
В связи с возрастанием потребности г. грамотных людях и специа­листах увеличивается число учебных заведений и учащихся, студентов, обучающихся в них. В 1914-1915 гг. на Украине насчитывается 26 тыс

Художественные процессы в Украине в 30-е – 50-е годы
Украинская советская литература. Советская У. л. развивалась в обстановке напряженной классовой борьбы. В результате гражданской войны на Украине, р

Культура Украины в 1940-1950-х годах
В тяжелейшей обстановке второй мировой войны, конечный результат которой невозможно было предугадать, Сталин и его украинские ставленники не могли не считаться с основными новыми жи

Вхождение крыма в состав украины
В феврале 1954 г. Верховный Совет СССР, исходя из исторических и культурных связей, этнического, территориального единства Украины и Крыма, своим указом включил Крымскую область в состав УССР. При

Наука и культура украины (80-90-е гг.)
В последние десятилетия украинская культура находилась в кри­тическом состоянии вследствие ее идеологизации, сужения сферы испо­льзования украинского языка, снижения качества образования.

Цели и задачи изучения темы
Ознакомить с местом и ролью города Харькова в истории украинской культуры. Рассмотреть Харьков, как один из культурных центров Слободской Украины. Духовную жизнь Харькова, ее значение для

История развития архитектуры города харькова и харьковской архитектурной школы
Первые документальные сведения о возникновении Харькова относятся к середине XVII века. На большой территории, названной Слободской Украиной, один за другим возникали укрепленные пу

Развитие изобразительного искусства в городе Харькове
Академиком И.Саблуковым были основаны при городском Коллегиуме «прибавочные» художественные классы. Они имели огромное значение для развития художественной культуры на Слобожанщине,

Жизнь и быт города XVII – XX веков
Первая харьковская крепость была построена по чертежу, данному чугуевским воеводой Григорием Спешневым в 1655 г. Это был частокол из заостренных бревен, обнесенный рвом и валом протяженностью 11

Харьков театральный
Харьков - один из старейших театральных городов Украины. В сентябре 1780 года па торжествах, посвященных открытию наместничества, состоялось первое театральное представление. Постоянно действующий

Литературная жизнь Харькова
Харьков литературный - это особая статья. Если говорить об именах известных, то одни здесь только начинали, другие делали вынужденную посадку, третьи, подобно Ивану Алексеевичу Бунину, привязывалис

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть украинскую культуру в контексте мировой культуры. Изучить генезис мировой и украинской культуры: общее и особенности. Связи украинской художественной культуры с художественными

Реорганизация системы образования
Происходящая реформа образования вызвана глубокими социаль­ными, политическими и экономическими изменениями в современном обществе Украины. Назрела необходимость повышения профессиональ­ной подгото


История Украины, 8 класс

Тема: Культура Украины в XVI веке.

Цель: определить условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке, охарактеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства; развивать у учащихся умение самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства, делать выводы и обобщения, формировать у учащихся умения работать с ИКТ; воспитать национально-патриотические и эстетические чувства.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся смогут:


  • определять условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке;

  • характеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства;

  • называть имена выдающихся деятелей культуры и искусства;

  • оценивать их деятельность;

  • распознавать и описывать выдающиеся культурные памятники;

  • самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства;

  • Работать с ИКТ.
Форма урока: защита проекта.

Ход урока
Учащиеся разделены на 3 группы.

1 группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Развитие образования в XVI веке»

2 группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

3группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке».

Каждая из групп подготовила презентацию по заданной теме.

І. Актуализация опорных знаний.

Мозговой штурм.

Проблемный вопрос: определить условия развития культуры в Украине в XVI веке.


  1. Имела ли Украина в данный период собственное государство?

  2. В состав каких государств входила Украина?

  3. Какую политику проводили данные государства в отношении украинского народа?

  4. Какую роль в жизни украинского народа играла православная церковь?

  5. Что такое культура?

  6. Как, на Ваш взгляд, социально- экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие украинской культуры?

  7. Мог ли данный этап в истории Украины стать периодом общенационального культурного возрождения?
Учащиеся работают с историческим документом, заполняя при этом следующую таблицу:

«Условия развития культуры в Украине в XVI веке»


Позитивные факторы

Негативные факторы

Документ №1

«Неоднозначні процеси були притаманні у цей час культурному розвитку України. Дестабілізуючими культурний процес чинниками стали падіння візантійської імперії. Що позбавило християнську православну релігію зовнішньої підтримки, докорінно переорієнтувало торгівлю, вплинуло на культуру господарювання в українських землях; відсутність власної держави; зростаюча загроза ополячення й окатоличення після укладення Люблінської унії; татарська агресія. Піднесенню української культури сприяли технічний та технологічний прогрес; виникнення та розвиток власного друкарства; поява козацтва. Взаємодіючи, ці чинники докорінно змінили культурне обличчя українських земель.» (Бойко О.Д. Історія України)

Проверка таблиц учащихся

Вывод: На данном этапе исторического развития украинские земли не имели собственного государства и находились в составе других государств, что и обусловило своеобразное развитие их культуры.

ІІ. Развитие образования.

Мини –проект 1 группы .

Вопросы для закрепления:


  1. Чему и как обучали в братских школах?

  2. Какие требования выдвигали к преподавателям таких школ?

  3. Как Вы думаете, какими были воспитанники таких школ?

  4. Какое место занимали учебные заведения в национально-культурном развитии?
Метод «Пресс»

Как, на Ваш взгляд, социально- экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие образования в изучаемый период?

III. «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

Мини –проект 2 группы

Вопросы для закрепления:


  1. Что Вам известно о деятельности Швайпольта Фиоля? Какое значение для культурной жизни Украины имело появление его печатных книг?

  2. Какое значение имела деятельность Ивана Федоровича? Какие книги были изданы?

  3. Какую роль играли летописи?
Метод «Ранжированный ряд»

Составьте в группах поданной теме ранжированный ряд.

Да, это так…

Да, это так, но…

Нет, это не так…

Нет, это не так, но…

IV. Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке.

Мини –проект 3 группы

Учащиеся получают творческое задание: на основании мини-проекта группы, составить блок-схемы:
1. Основные направления в развитии архитектуры .

2. Основные направления в развитии скульптуры.

3. Основные направления в развитии живописи.
V. Обобщение и систематизация.

Метод «Микрофон»

1.Сегодня на уроке мы изучили тему…

2.В ходе урока мы узнали…

3. Основными характерными особенностями развития культуры Украины в изучаемый период являются …

4. Мы познакомились сегодня с такими деятелями культуры, как …

5. Мы познакомились сегодня с такими памятниками культуры, как …

6. Мы узнали такие характерные признаки развития искусства, как…

Метод «Дискуссия»

Переживали ли в XVI веке украинская культура период возрождения?

Подведение итогов.

Домашнее задание: подготовка к контрольному тестированию, подготовить дополнительное сообщение на тему:

«Культура нашего края в изучаемый период»


Основные направления в развитии скульптуры




Хотя украинские земли находились под властью иностранных государств, в XVI - первой половине XVII в. в Украине сложились условия, которые обусловили национально культурное возрождение.

Условия развития украинской культуры в XVI - первой половине XVII в.:

Объединение большинства украинских земель в Речи Посполитой способствовало как полонизации и окатоличиванию части украинской шляхты, так и культурному сближению разных регионов Украины.

Потеря православной церковью, которая была важным фактором культурного процесса, своего привилегированного положения.

Активизация влияния на украинскую культуру западноевропейской. Распространение идей Возрождения.

Усиление борьбы Украинской за свою национальную самобытность в условиях польско-литовского владычества.

В составе Великого Княжества Литовского, которое унаследовало достояние культуры Киевской Руси, условия для развития украинской культуры были достаточно благоприятными. Однако после Люблинской унии на украинские земли началось наступление поляков

и католической церкви. Перед украинском в условиях иностранной экспансии и отсутствия поддержки со стороны государства встала проблема сохранения культуры и национальной идентичности. В то же время, в Украине попадали идеи Возрождения, Реформации и Контрреформации, получала распространение западноевропейская система образования. Украинцы нашли в себе силы, примкнув к достижениям западной культуры, сохранить и реформировать православную церковь, создать собственную систему образования.

Подъем национального сознания в Украине было тесно связано с широким функционированием украинского языка. Унаследовав древнерусскую письменность, она продолжала и развивала языковые традиции Киевской Руси, несмотря на полонизации и окатоличивания, которого испытывал украинский народ в Речи Посполитой. В XVI - первой половине XVII в. письменный язык украинский и белорусов называли русской. Она была достаточно распространенной в официальной сфере. В частности, ею были написаны Литовские статуты - кодексы права Великого Княжества Литовского, изданные в XVI в. Под влиянием устной речи в русской речи формируются черты литературного украинского языка.

Самой выдающейся достопримечательностью переводной литературы этого периода было "Пересопницкое Евангелие". Его перевели в 1556-1561 pp. с церковнославянского на украинский народный язык сын священнослужителя из г.. Сянока Михаил Василевич и архимандрит Пересопницкого монастыря на Волыни Григорий. Переводы Священного Писания на украинский язык, что стали возникать в XVI в., Были отражением реформационных идей, охвативших Европу. В наше время на "Пересопницком Евангелии" присягу на верность украинскому народу президенты Украины.

В конце XVI в. в ответ на усиление попыток окатоличивания украинского населения стала развиваться полемическая литература. Первым с острыми полемическими произведениями выступил Герасим Смотрицкий. В частности, в произведении "Ключ царства небесного" (1587) он призвал украинский и белорусов стать на защиту родины и ее национальных традиций. Вершиной полемической литературы считается творчество Ивана Вышенского, который в своих посланиях с Афона в Украине призвал соотечественников беречь православную веру, сопротивляться попыткам окатоличивание.

Развития культуры и языка Украины во многом способствовало книгопечатание. Первыми печатными произведениями в Украине считаются "Апостол" и "Букварь", изданные 1574 во Львове московским первопечатник Иван Федоров. "Букварь" был первым школьным учебником на украинских землях.

Приглашенный к князю К. Острожского, Федоров в 1581 осуществляет первое полное издание Библии на церковнославянском языке. Вместе с богословской литературой Федоров издает полемические труды Г. Смотрицкого, В. Сурожского, X. Филарета. По примеру Федорова создают типографии в Киеве, Чернигове, Луцке, Новгороде-Северском, Снятине, Рогатине и других городах. В середине XVII в. на украинских землях в разное время действовало 25 типографий.

Наибольшей среди них была типография Киево-Печерской лавры, основанная архимандритом Е. Плетенецким. Здесь в начале XVII в. вышла целый ряд грамматик, словарей, букварей, разнообразной полемической литературы. Увидели свет «Часослов», а позже - "Лексикон славянорусской". Книгопечатание способствовало распространению образования, укрепляло языковое единство украинского народа.

Положение образования в Украине в условиях полонизации и окатоличивания было достаточно сложным. В Украине издавна существовали начальные школы при церквях и монастырях, где учительствовали благодарности, и домашнее образование. Однако домашнее обучение было доступно только для состоятельных людей, а начальное образование, которое получала подавляющее большинство украинского населения, уже не отвечала требованиям тогдашнего общества. Для того чтобы идти в ногу со временем, необходимо было рядом с изучением церковнославянского и греческого языков ввести изучение тех предметов, которые изучались в западноевропейских странах. Прежде всего, это латинский язык и семь "свободных наук" - грамматика, риторика, диалектика, математика, геометрия, астрология (астрономия) и музыка.

На таких принципах в Украине сформировался новый тип учебных заведений - славяно-греко-латинская школа. Первым учебным заведением этого типа в Украине стала Острожская школа, открытая около 1578 на средства князя К. Острожского. В ее программе обучения были три языка (церковнославянский, греческий и латинский), "семь свободных наук", разделенных на предметы тривиуму (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиума (математика, геометрия, астрономия, музыка), богословие и элементы философии. Преподавание двух последних предметов делало Острожской школе высшим учебным заведением. Современники иногда называли школу академией. ее первым ректором был известный писатель-полемист Герасим Смотрицкий, затем - грек Кирилл Лукарис, который позже стал александрийским и константинопольским патриархом. При школе была типография, действовал научный кружок. После смерти князя К. Острожского (1608) школа пришла в упадок и при преемниках князя она была преобразована в иезуитскую школу.

Славяно-греко-латинские школы организовались также при братства: Львовском (1585), Киевском (1615), Луцком (1620), Кременецком (1636). Отличительной чертой этих школ было то, что они имели всесословное характер и обеспечивали достаточно высокий уровень обучения.

В 1615 г.. Состоятельная киевская шляхтянка Гальсина Гулевичивна подарила свою наследственную землю на Подоле в Киеве Киевском Богоявленском братству. Здесь была основана Киевская братскую школу. В ней работали выдающиеся ученые-просветители и педагоги: Иов Борецкий, Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский, Мелетий Смотрицкий (создал в 1619 учебное пособие - "Грамматику славянскую", по которым учились почти 150 лет), Касьян Сакович.

В 1631 г.. Архимандрит Киево-Печерской лавры П. Могила основал при ней школу высшего типа, по своей программе напоминала иезуитские коллегиума. Киевское братство видело в этом опасность для православия и, опираясь на поддержку запорожского казачества, вступило в переговоры с П. Могилой. Было достигнуто соглашение об объединении обеих школ в новое учебное заведение - коллегиум (1632), который переходил под опеку П. Могилы. Эта школа, сохраняя национальные традиции, приняла программу и методы западноевропейских университетов. Курс обучения длился 12 лет и делился на семь классов: подготовительный (фора), три низших (инфими, грамматика, синтаксис), два средних (поэтика и риторика) и выше. Студеи (студенты), как называли тех, кто учился в высшем классе, изучать философию, которая состояла из логики, физики и метафизики, и сокращенный курс богословия. В коллегиуме, количество учеников которого в отдельные годы достигала 2 тыс. Человек, могли учиться представители всех сословий украинского общества. За организацией обучения Киевский коллегиум практически не отличался от европейских академий, однако, несмотря на неоднократные просьбы П. Могилы, польское правительство так и не предоставил ему этого статуса. Киевский коллегиум сыграл выдающуюся роль в становлении высшего образования Украины, России и других славянских народов.

В течение XVI - первой половины XVII в, .зминюеться вид большинства украинских городов. их застройка начинает упорядочиваться согласно плану. Растет количество каменных сооружений: церквей, монастырей, светских зданий (дома мещан и шляхты, магистраты и т.д.). Однако архитектура этого периода представлена прежде всего оборонительными сооружениями: замками, крепостями и другими укреплениями. Наиболее известные сооружения, которые сохранились на сегодня, следующие: город-крепость Каменец-под- Ильский, замки Луцка, Острога, Меджибож и др. Значительного успеха в строительстве оборонительных сооружений достигли казаки. В частности, укрепление Запорожской Сечи было первоклассной для своего времени крепостью.

С начала XVII в. оборонительные сооружения, светские здания, церкви приобретают черты, присущие ренессансном стиля (изящество, декоративная отделка, большие окна, скульптуры и др.). Уникальным образцом ренессансного строительства стал ансамбль львовской площади Рынок: дом Корнякта и Черная Каменица, а также сооружения, связанные с Львовским Успенским братством - Успенская церковь, часовня Трех святителей, башня Корнякта. Авторами этих проектов были Павел Римлянин, Амброджо благосклонно, Петр Барбон и др.

Основная масса сооружений XVI - первой половины XVII в. до нас не дошло. Несмотря на широкое каменное строительство, основная масса зданий возводилась с дерева.

Для изобразительного искусства этого периода присущи художественное использование народных и религиозных традиций. Его главными жанрами были церковный и светский. Украинский иконам XVI - первой половины XVII в. свойственно продолжение и усовершенствование традиций византийской иконописи. Все чаще изображения на образах приобретали реалистических черт. Настоящей жемчужиной, созданной украинскими мастерами первой половины XVII в., Является иконостас Пятницкой церкви во Львове. К шедеврам украинского искусства относятся также иконостас Львовской Успенской церкви, иконы для которого рисовали известные львовские художники Федор Сенькович и Николай Петрахнович, иконопись в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря, Богородчанский иконостас в Скит Манявский в Галичине выдающегося художника и резчика Иова Кондзелевича тому подобное.

Наряду с церковным развивались светские жанры. В этот период, в частности, появились портрет, батальное живопись. Показательны в этом отношении портреты К. Острожского и львовского князя К. Корнякта.

Совершенным видом тогдашнего искусства была книжная миниатюра. Ярким примером использования украинскими мастерами мотивов европейского Возрождения является миниатюры Пересопницкого Евангелия.

С появлением книгопечатания получил распространение новый вид искусства - гравюра (сделанный на бумаге отпечаток с изображением, вырезанным на доске). Сначала сюжеты для гравюр брались из Священного Писания. Высоким мастерством сказывались гравюры в львовском "Апостоли" и "Острожской Библии" Ивана Федорова. Славилась своими гравюрами типография Киево-Печерского монастыря. В частности, в изданном ею "Евангелие учительное" (1637) помещено около пятидесяти гравюр.

В начале 20-х годов XVII в. появилась светская гравюра. Первые такие гравюры были помещены как иллюстрации к книге К. Саковича "Стихи на жалосний погреб... Петра Конашевича-Сагайдачного".

Украинская культура XVI - первой половины XVII ст. развивалась в сложных условиях. Негативно сказались на ней усиление социального и национального гнета после Люблинской унии, а также обострение религиозного раздора после Брестской унии. Правительство Речи Посполитой и католическая церковь насаждали в Украине польский язык и католический обряд. Слуги короля стремились искоренить все украинское, прежде школу и язык. Это вызывало застой в развитии культуры, в распространении обучения на родном языке.Вместе с тем положительно на развитии культуры сказывалась просветительская и благотворительная деятельность братств. Военную и материальную поддержку оказывало украинское казачество. Принадлежность к европейской государства Речи Посполитой позволяла украинцам учиться в университетах Европы, воспринимать идеи гуманизма, Ренессанса. Центрами развития в Украине образования стали города Острог, Львов, Киев. В конце XVI в. выдающуюся роль в деле организации украинских школ начали играть братства. Первой и самой крупной в Украине стала основанная в 1586 Львовская братская школа. Печатное дело распространилась в Украине во второй половине XVI - начале XVII в. В это время появились типографии во Львове, Остроге, Киеве, Чернигове и других городах, где ими занимались те же братства. Известной в Украине была типография, основанная в 1615 г. архимандритом Елисеем Плетенецким при Киево-Печерской Лавре. В XVI в. в Украине появляется собственная, разнообразна и многожанровая литература. В большом количестве распространялись религиозные произведения. Продолжалось и летописание. Зарождалась поэзия, первые произведения были близкими по смыслу и форме к народным песням. Совершенно новым явлением стало создание школьных театров. Сначала они возникли в острожской и львовской школах, а позже - и в киевской, луцкой и других. Особой любовью народа пользовался передвижной кукольный театр - вертеп. Значительное развитие получил народный эпос. В устном народном творчестве родились такие талантливые памятника украинского эпоса, как «Побег трех братьев из Азова», «Маруся Богуславка», «Затужила Украина». Высокого уровня достигло и изобразительное искусство Украины, в частности, живопись - портретная и настенная роспись, иконопись и графика. В начале XVII в. в строительстве заметными стали причудливые формы заимствованного в Европе стиля барокко. Строения украшались как на фасаде, так и в интерьере скульптурами, росписями, декоративными украшениями. Таким образом, несмотря на тяжелые условия жизни в условиях иноземного владычества, украинский народ все же развивал собственную науку, образование, различные области искусства и культуры.

25. Причины, цели и движущие силы Освободительной войны:

После подавления казацких восстаний первой четверти 17 в. Усилилась колониальная политика Польши, повлёкшая Национально-освободительную войну 1648-1667 г.

Причины:

1) Ухудшение положения крестьянства в условия засилья магнатов и панщигл-фольварочной системы хозяйствования. (происходило закрепощение крестьян, увеличивалась панщина, разнообразные формы налогов и отработок в пользу феодалов)

2) Возрастало недовольство украинского мещанства, страдающего от частных собственников и произвола королевских чиновников.

3) Ограничение прав казачества, введение мер, направленных на ликвидацию его, как сословия.

4) Насаждение католицизма.

Цели:

1) устранение польского политического, национально-религиозного и социального господства на украинских землях;

2) образование и развитие Украинского национального государства;

3) ликвидация крепостничества; завоевание крестьянами личной свободы;

4) приход к вершинам власти национальной по составу казацкой старшины;

5) ликвидация средней и большой феодальной собственности на землю;

6) утверждение нового типа хозяйствования на основе мелкой казацкой собственности на землю;

7) освобождение украинских городов из-под власти короля, магнатов, шляхты, католического духовенства.

Характер и движущие силы Национально-освободительной войны. По своему характеру это всенародное движение было национально-освободительным, религиозным, антифеодальным. Движущими силами Национально-освободительной войны стали казаки, крестьяне, мещане, православное духовенство, часть мелкой украинской шляхты. Важнейшую роль в Национально-освободительной войне играло казачество, которое вынесло на своих плечах основную тяжесть борьбы за независимость. Именно оно создало костяк армии, основу новой политической элиты.



Загрузка...