emou.ru

Дмитрий Степанович Бортнянский: Духовный хоровой концерт для четырехголосного хора. Д. С. Бортнянский - биография Обучение в Италии

Дмитрий Степанович Бортнянский (28 октября 1751 г. - 10 октября 1825 г.), украинский и русский композитор, дирижёр, общественный деятель.

Дмитрий Бортнянский - один из талантливейших представителей русской музыкальной культуры доглинкинской эпохи, снискавший искреннюю любовь соотечественников и как композитор, чьи сочинения, особенно хоровые, пользовались исключительной популярностью, и как незаурядная, разносторонне одарённая, обладавшая редким человеческим обаянием личность. «Орфеем реки Невы» назвал композитора безымянный поэт-современник.

Его творческое наследие обширно и разнообразно. Оно насчитывает около 200 произведений: 6 опер, более 100 хоров, многочисленные камерно-инструментальные сочинения, романсы. Музыку Бортнянского отличает безупречный художественный вкус, сдержанность, благородство, классическая ясность, высокий профессионализм, выработанный изучением современной европейской музыки.

Русский музыкальный критик и композитор А. Серов писал, что Бортнянский «учился на тех же образцах, как и Моцарт, и самому Моцарту очень подражал». Однако при этом музыкальный язык Бортнянского национален, в нем явственно ощущается песенно-романсовая основа, интонации украинского городского мелоса. И это неудивительно.

Родился Бортнянский в украинском городе Глухове в 1751 году в семье казака, служившего у гетмана К. Разумовского. Ввиду исключительных музыкальных способностей Бортнянский был отдан в шестилетнем возрасте в Певческую школу, а через 2 года отправлен в Петербург в Придворную певческую капеллу. Удача с детских лет благоприятствовала красивому умному мальчику. Он стал любимцем императрицы, вместе с другими певчими участвовал в увеселительных концертах, придворных спектаклях, церковных службах, обучался иностранным языкам, актёрскому искусству. Директор капеллы М. Полторацкий занимался с ним пением, а итальянский композитор Б. Галуппи - композицией. Мальчик делает такие успехи, что в 1768 г., когда Галуппи возвращается на родину, Бортнянского отправляют вместе с ним в Италию для продолжения учёбы, где он прожил 10 лет.

Он изучал музыку А. Скарлатти, Г. Ф. Генделя, Н. Иоммелли, сочинения полифонистов венецианской школы, а также успешно дебютировал как композитор. В Италии была создана «Немецкая обедня», интересная тем, что в некоторые песнопения Бортнянский ввёл православные старинные распевы, разработав их на европейский манер; а также 3 оперы-сериа: «Креонт» (1776), «Алкид», «Квинт Фабий» (обе - 1778 г.).

В 1779 г. Бортнянский возвратился в Петербург. Его сочинения, преподнесённые Екатерине II, имели сенсационный успех. Бортнянский был обласкан, получил вознаграждение и должность капельмейстера Придворной певческой капеллы в 1783 г. Бортнянский сначала получает должность капельмейстера с окладом 1000 рублей. С этого времени начинается плодотворная деятельность Бортнянского на ниве отечественной музыки. С 1796 года он становится управляющим капеллы, с 1801 - директором.

Певчему Придворной капеллы жилось несладко. Положение, казалось бы, и завидное: служба при дворе, более или менее твёрдое жалованье. Но служба до необычайности зависимая и нелёгкая.

Церковные службы, как известно, почти каждый день. А к ним ещё добавляются театральные спектакли. Если отправляться в поход с императорским двором, то хуже дела и представить нельзя. Содержание почти солдатское. Обмундирования, нужного для похода, нет. К тому же, пока певчий в походе, кормится он за счёт того, что ему в походе и выдадут. Жалованья же придворного в это время не полагается.

У малолетних певчих и того хуже. По новому указу князя Юсупова стали их обучать читать и писать по-русски и по-французски, началам арифметики, танцам и пению. А содержание осталось прежним. Плата мизерная. Казённый кошт подразумевал минимум обмундирования. Малолетнему певчему полагалось в год на четыре рубахи по шесть аршин холста, да на три полотенца по два аршина. К тому же ещё несколько пар обуви, из них две пары «носильных» заказной работы, и три аршина сукна на камзол и штаны. Вот и вся казённая плата...

Когда певчие хора капеллы надевали парадные кафтаны, выстраивались на праздничной службе на обоих клиросах и запевали сильными, яркими голосами, казалось, что нет жизни краше, чем у хориста. Знай себе пой и не ведай нужды. Всё есть у тебя, и жизнь твоя интересна и красива. Но скорее жизнь их напоминала жизнь солдатскую. Службы много, службы беспросветной. И заступиться за певчих вроде бы и некому.

Служащие капеллы впервые осмелились направить на высочайшее имя прошение о материальной помощи.

«Все служащие при высочайшем дворе, - писали певчие, - пользуются... милостями получением между прочим и денежной порции. Мы же и прошедшего года бывши везде по походам безотлучно на собственном иждивении в пропитании себе в походах, а жене и детей своих на месте в Санкт-Петербурге при одном жаловании пришли в крепчайшее разорение... Нужно тут одно только ваше человеколюбие...»

Хлопоты Бортнянского не окажутся напрасными. Но не только материальная сторона дела беспокоила нового управляющего. Требовалось многое изменить в распорядке деятельности капеллы, в самом ее нутре, в ее сердцевине. Ещё с детства помнил Дмитрий Степанович сетования Марка Фёдоровича Полторацкого на то, как трудно певчим, привыкшим к благообразию церковных песнопений, тут же, порой в течение одного дня, по нескольку раз переключаться на театральные оперные действа, исполнять популярные итальянские или французские арии. Нельзя так измываться над хором.

Следует раз и навсегда отделить привычный состав капеллы, поющий без сопровождения инструментов - а capella, - от состава, участвующего в оперных спектаклях. Это и стало главной заботой на первых порах его управления. Он самолично прослушал всех певчих. Нашёл негодными почти половину из них. Кто-то уже по старости не соответствовал тем требованиям. А кое-кто и по своим голосовым данным не смог бы воплотить то, что он намеревался сделать.

Сделать же нужно было многое. И Бортнянский стал подбирать новый состав певчих. Помогали старые знатоки хорового дела - Макаров и Пашкевич. Но прослушивал всех до единого кандидатов в капеллу он сам. Как и прежде, привозили много певчих из Малороссии. Но и в Москве, и в самом Санкт-Петербурге подыскивали малолетних. Таковых, выказавших свои таланты, оказалось немало. Нужно превратить капеллу в лучшую школу хорового мастерства. Нужно дать певчим крепкое образование. Бортнянский проверял в первую очередь голоса, а затем внимательно изучал способности к иным наукам. Испытывал, задавая всяческие головоломки и задачи на смышлёность. Немаловажную роль играло и наружное обличье будущего певчего.

И всё-таки он добился главного. Во-первых, полного освобождения певчих капеллы от участия в театральных представлениях, и, в первую очередь, в операх. И во-вторых, в 1800 году Придворная певческая капелла была признана самостоятельной и независимой от Дирекции театральных зрелищ и музыки, а значит, деятельность её могла теперь быть полностью посвящена не инструментальному, а лишь хоровому исполнительству. Можно считать, что с этого момента длительный этап в музыкальной истории России, называемый «итальянщина», завершился. Придворный хор, со времён Франческа Арайи закабалённый оперной жизнью, вновь обрёл своё истинное лицо, как когда-то государев хор певчих дьяков, а ещё ранее - княжеские русские хоры.

Капелла разрасталась, обретала мощь, получила известность. С неё стали брать пример. Её стиль и опыт стал широко распространяться.

Бортнянский как педагог и советчик был, что называется, нарасхват. Теперь всякое учебное заведение, всякая усадебная домашняя музыкальная служба предпочитали иметь свой хор, аналогичный хору капеллы. Ученики Бортнянского разъезжались по всей стране и привозили с собой не только традиции своего наставника, но и его сочинения, которые тут же входили в местный обиход. Многие вельможи даже посылали к нему в обучение своих капельмейстеров и хористов. Бортнянский сделался непререкаемым авторитетом. Его вкусу доверяли, его знания считались незыблемыми, его школа - первоклассной.

По отъезде композитора Дж. Паизиелло из России Бортнянский стал ещё и капельмейстером «малого двора» в Павловске при наследнике Павле и его супруге. Такой разнообразный род занятий стимулировал сочинение музыки во многих жанрах. Бортнянский создаёт большое количество хоровых концертов, пишет инструментальную музыку – клавирные сонаты, камерные произведения, сочиняет романсы на французские тексты, а с середины 80-х гг., когда павловский двор увлёкся театром, создаёт 3 комические оперы: «Празднество сеньора» (1786), «Сокол» (1786), «Сын-соперник» (1787). «Прелесть этих опер Бортнянского, написанных на французский текст, в необычайно красивом слиянии благородной итальянской лирики с томностью французского романса и острой фривольностью куплета» (Б. Асафьев).

Граф Андрей Кириллович Разумовский, знавший композитора с детства, по отцу, а позже и по заграничным делам, когда был послом в Вене, везде, где бы он ни бывал - в Европе или же у себя дома, в России, в Батурине, - возил хор певчих, большинство из которых учились у Бортнянского. «Подлинно я давно не слыхал такой сладкой гармонии, - писал современник о хоре Разумовского. - Какие нежные голоса! Какая музыка! Какое выражение в лице каждого из них! Всякий не ноту только берет и не голос возвышает: он в это время чувствует, восхищается, восторг одушевляет все его черты...»

Создав изумительную хоровую организацию, написав ряд выдающихся сочинений, Дмитрий Степанович Бортнянский, уже убелённый сединами, уже потерявший многих друзей и соратников, но ещё преисполненный творческих замыслов и сил, встречал новое, XIX столетие в зените своей славы. Он был одним из немногих, а в своём роде и единственным музыкантом, который шагнул прямиком из века екатерининского в александровскую эпоху, миновав благополучно все сумасбродства и причуды короткого, но запомнившегося для страны правления Павла I.

Разносторонне образованный человек, Бортнянский охотно принимал участие в литературных вечерах, устраивавшихся в Павловске; позже, в 1811-1816 гг. - посещал собрания «Беседы любителей русского слова», возглавлявшейся Г. Державиным и А. Шишковым, сотрудничал с П. Вяземским и В. Жуковским. На стихи последнего он написал ставшую популярной хоровую песню «Певец во стане русских воинов» (1812). Вообще Бортнянский обладал счастливой способностью сочинять музыку яркую, мелодичную, доступную, не впадая при этом в банальность.

Но в не меньшей степени Дмитрий Степанович был знатоком живописи и изящных искусств. Не случайно в своё время пересеклись пути его и А.С. Строганова. Не случайно и то, что многие его друзья были прославленными художниками, как, например, скульптор И. П. Мартос, и запечатлевали самого композитора на многочисленных рисунках, гравюрах, полотнах и даже в скульптуре.

Бортнянский серьёзно увлёкся живописью, точнее, собиранием живописных полотен ещё в Италии. Там он начал изучать историю европейских искусств, там он положил начало и своей коллекции картин, о которой неоднократно высоко отзывались современники.

Собранные им полотна Дмитрий Степанович привёз в Россию. Тем, кому доводилось бывать у него в гостях, он показывал свои сокровища. Видимо, они служили образцом и для многих учеников и преподавателей Петербургской Академии художеств. В этом именитом учебном заведении начинали свой путь и известные музыканты.

Многие юные солисты Придворной певческой капеллы после того, как у них ломался или пропадал голос и по этой причине они уже не могли петь в хоре, переходили в стены Академии. Там постоянно и многократно исполнялись хоровые сочинения Бортнянского. Если ко всему этому ещё прибавить, что покровитель Бортнянского граф А. Строганов был президентом Академии художеств, а близкий друг композитора скульптор И. П. Мартос - её директором, то это позволит поставить последний штрих в обрисованном здесь полотне давнишней и тесной дружбы Бортнянского с важнейшим художественным центром России.

Вольно или не вольно Дмитрию Степановичу в своё время приходилось принимать участие в работах по оформлению дворцов в Павловске и Гатчине. Хозяева архитектурных ансамблей обладали особыми взглядами на устройство уюта и быта. Интерьеры и мебель, посуда и витражи, пол и стены – всё интересовало их и ко всему они проявляли особое любопытство.

Результатом такого постоянного и активного «вмешательства» Павла I и Марии Фёдоровны в работу художников-оформителей явилось создание того особого стиля в декоративно-прикладном искусстве, который позднее стало принято считать «павловским». Отличительного в этом стиле было немного: не совсем обычные изгибы и линии мебели, особое стекло, характер оформления комнат. Но, тем не менее, поразителен факт, что ни один из российских императоров, тем более, если учесть короткое время царствования Павла Петровича, не успел создать собственного стиля в декоративно-прикладном искусстве.

Бортнянский же создал великолепную музыку, павловскую музыку, оставив на века над парковыми дворцовыми павильонами тот очаровательный ореол, который ощутим и до нынешних дней. Будучи постоянным консультантом в области живописи и архитектуры, Бортнянский внёс, видимо, и свою лепту в оформление замечательных дворцов.

Мария Фёдоровна многократно и постоянно обращается к нему с просьбами о покупке картин, об их оценке, о том, как и где, разместить их в Павловском дворце. Бортнянский как знаток и тонкий ценитель ведёт по ее просьбе расчёты с художниками, копиистами, изготовителями рам. Но, строитель и устроитель, композитор не ограничивается Павловском. Пришло время, есть средства - можно и самому обосноваться в Петербурге. Директор Придворной певческой капеллы может иметь и свой собственный дом в столице, неподалёку от службы.

Летом 1804 года он получил от Строганова извещение о том, что его, старейшего друга и помощника, известного музыканта и достойного ценителя изобразительных искусств, решено на ближайшем собрании принять в почётные члены Академии художеств.

Чрезвычайное собрание совета Академии состоялось 1 сентября 1804 года. В почётные академики, кроме него, принимались в тот раз давнишний приятель Бортнянского А. Н. Оленин, дочери которого ещё десять лет назад композитор собственноручно подписал выпущенные в свет свои французские романсы, а также П. Л. Вельяминов и принц Вольцген. Мнение о кандидатуре Дмитрия Степановича было единодушным. Друзья с радостью поздравили с высоким отличием истинного и искреннего любителя живописи.

Седовласый маэстро выполнил свой долг перед родной землёй. Известно, какую роль в подъёме национально-патриотического духа сыграло его произведение «Певец во стане русских воинов» - одно из завещаний Бортнянского. Ноты «Певца», который позднее иногда назывался ещё и «Певец в Кремле», были отпечатаны большим по тому времени тиражом лишь в 1813 году. В это же время единомышленник и неразлучный друг Бортнянского, автор «Минина и Пожарского» - Иван Мартос приступил к работе над группами евангелистов для Казанского собора в Петербурге. Замысел его возник одновременно с замыслом Жуковского и Бортнянского, ещё в дни Отечественной войны.

В своём творчестве, начиная с 90-х гг., Бортнянский сосредоточивает своё внимание на духовной музыке, среди различных жанров которой особенно значительны хоровые концерты. Они представляют собой циклические, большей частью четырехчастные композиции. Некоторые из них носят торжественный, праздничный характер, но более характерны для Бортнянского концерты, отличающиеся проникновенным лиризмом, особой душевной чистотой, возвышенностью.

По словам известного музыковеда Б. Асафьева, в хоровых сочинениях Бортнянского «произошла реакция того же порядка, как в тогдашней российской архитектуре: от декоративных форм барокко к большей строгости и сдержанности - к классицизму».

В хоровых концертах Бортнянский нередко выходит за рамки, предписанные церковными правилами. В них можно услышать маршевые, танцевальные ритмы, влияние оперной музыки, а в медленных частях порой возникает сходство с будущим городским романсом.

Духовная музыка Бортнянского и при жизни композитора, и после его кончины пользовалась огромной популярностью. Её перекладывали для фортепиано, гуслей, переводили в систему цифровой нотной записи для слепых, постоянно издавали. Однако среди профессиональных музыкантов XIX века не было единодушия в её оценке. Сложилось мнение о её слащавости, а инструментальные и оперные сочинения Бортнянского оказались и вовсе забытыми. Лишь в наше время, особенно в последние десятилетия, музыка этого композитора вновь вернулась к слушателю.

Последние годы жизни композитора связаны были, как и прежде, с Придворной капеллой. Со всё большей тщательностью и педантичностью работает он со своими подопечными, развивает их навыки пения, учит их тому, чему был обучен сам семь десятилетий назад.

Дни его протекали в постоянных службах. К вечеру уставший, он выходил из здания капеллы, не спеша шёл вдоль набережной Мойки, вглядываясь в отражение набережных на её воде, по мостику переходил на другую сторону. Перед ним открывалась панорама Сенатской площади, по которой гарцевали на лошадях горделивые кавалеристы. Бортнянский шёл вдоль площади по направлению к дворцу. На углу Большой Миллионной улицы поворачивал направо. У Зимней канавки задерживался на миг. Наблюдал, как в промежутке двух дворцовых зданий едва заметно пересекал пространство корабль, плывущий по Неве. Затем также медленно шёл дальше.

Подходил к двухэтажному дому с тяжёлой резной дубовой дверью. Бортнянский входил в парадную дверь своего дома, тяжело поднимался по ступенькам на второй этаж. Налево проходил через большой белый парадный зал, освещённый свечами. Открывал золочёную дверь и попадал в другой зал - там обычно горел камин. А затем входил в столовую, где на печи красовались статуэтки из мрамора. За столовой располагался кабинет. Уютно расположившись в нём, он отдыхал. Лежал долго, с открытыми глазами. Никто из домашних не мог понять - спит ли он или же просто в задумчивости.

Вместе с женой его - Анной Ивановной - в доме жил и сын, Александр, служивший в гвардии в чине поручика. Окружали маэстро внуки - Марья и Дмитрий, названный в честь деда. Дмитрий пошёл в своего выдающегося родственника не только именем, но и голосом. Дед зачислил его, ещё малолетнего, певчим в капеллу.

В числе наиболее близких людей, даже можно сказать родственников, в доме проживала девица Александра Михайлова, бывшая 27 лет от роду. Никто, да, как позднее выяснилось, и она сама, не знали, чья она дочь. Бортнянские приютили сироту и воспитывали её с малолетства.

Наутро - снова капелла. Снова репетиции. Снова служба. Старость давала о себе знать усталостью, заметной для окружающих. Но уважение и преклонение перед авторитетом и талантом великого маэстро способствовали тому, что всякое его слово, всякое замечание было для певчих законом.

Дмитрий Бортнянский наряду со своим земляком Максимом Березовским (этим русским «Моцартом» с загадочной и трагической судьбой) принадлежит к выдающимся представителям русской музыкальной культуры XVIII века. Однако, в отличие от Березовского, судьба Бортнянского сложилась счастливо. Он прожил долго и многое успел.

В середине 1790-х гг. Бортнянский отходит от музыкальной деятельности «малого двора» и больше опер не пишет. Отчасти это, возможно, связано с масонскими увлечениями композитора (Бортнянский автор знаменитого гимна русских масонов на стихи М. Хераскова «Коль славен наш господь во Сионе»).

Стены капеллы хранят легенду о кончине композитора, широко известную позже и постоянно пересказываемую биографами. Болевший композитор, почувствовав свою кончину, призвал к себе лучших своих певчих и попросил спеть свой лучший концерт – «Вскую прискорбна еси душе моя». Певчие не могли отказать своему наставнику. Под звуки этого замечательного концерта Бортнянский тихо скончался в 1825 году в Санкт-Петербурге.

...Ты гимны дивные писал
И, созерцая мир блаженный,
Его нам в звуках начертал...

Агафангел. Памяти Бортнянского

Д. Бортнянский - один из талантливейших представителей русской музыкальной культуры доглинкинской эпохи, снискавший искреннюю любовь соотечественников и как композитор, чьи сочинения, особенно хоровые, пользовались исключительной популярностью, и как незаурядная, разносторонне одаренная, обладавшая редким человеческим обаянием личность. «Орфеем реки Невы» назвал композитора безымянный поэт-современник. Его творческое наследие обширно и разнообразно. Оно насчитывает около 200 названий - 6 опер, более 100 хоровых произведений, многочисленные камерно-инструментальные сочинения, романсы. Музыку Бортнянского отличает безупречный художественный вкус, сдержанность, благородство, классическая ясность, высокий профессионализм, выработанный изучением современной европейской музыки. Русский музыкальный критик и композитор А. Серов писал, что Бортнянский «учился на тех же образцах, как и Моцарт, и самому Моцарту очень подражал». Однако при этом музыкальный язык Бортнянского национален, в нем явственно ощущается песенно-романсовая основа, интонации украинского городского мелоса. И это неудивительно. Ведь по происхождению Бортнянский украинец.

Юность Бортнянского совпала со временем, когда мощный общественный подъем на рубеже 60-70-х гг. XVIII в. пробудил национальные творческие силы. Именно в это время в России начинает складываться профессиональная композиторская школа.

Ввиду исключительных музыкальных способностей Бортнянский был отдан в шестилетнем возрасте в Певческую школу, а через 2 года отправлен в Петербург в Придворную певческую капеллу. Удача с детских лет благоприятствовала красивому умному мальчику. Он стал любимцем императрицы, вместе с другими певчими участвовал в увеселительных концертах, придворных спектаклях, церковных службах, обучался иностранным языкам, актерскому искусству. Директор капеллы М. Полторацкий занимался с ним пением, а итальянский композитор Б. Галуппи - композицией. По его рекомендации в 1768 г. Бортнянский был отправлен в Италию, где пробыл 10 лет. Здесь он изучал музыку А. Скарлатти, Г. Ф. Генделя, Н. Иоммелли, сочинения полифонистов венецианской школы, а также успешно дебютировал как композитор. В Италии была создана «Немецкая обедня», интересная тем, что в некоторые песнопения Бортнянский ввел православные старинные распевы, разработав их на европейский манер; а также 3 оперы-seria: «Креонт» (1776), «Алкид », «Квинт Фабий» (обе - 1778).

В 1779 г. Бортнянский возвратился в Петербург. Его сочинения, преподнесенные Екатерине II, имели сенсационный успех, хотя справедливости ради следует отметить, что императрица отличалась редкой антимузыкальностью и аплодировала исключительно по подсказке. Тем не менее Бортнянский был обласкан, получил вознаграждение и должность капельмейстера Придворной певческой капеллы в 1783 г. по отъезде Дж. Паизиелло из России стал еще и капельмейстером «малого двора» в Павловске при наследнике Павле и его супруге.

Такой разнообразный род занятий стимулировал сочинение музыки во многих жанрах. Бортнянский создает большое количество хоровых концертов, пишет инструментальную музыку - клавирные сонаты, камерные произведения, сочиняет романсы на французские тексты, а с середины 80-х гг., когда павловский двор увлекся театром, создает три комические оперы: «Празднество сеньора » (1786), «Сокол » (1786), «Сын-соперник » (1787). «Прелесть этих опер Бортнянского, написанных на французский текст, в необычайно красивом слиянии благородной итальянской лирики с томностью французского романса и острой фривольностью куплета» (Б. Асафьев).

Разносторонне образованный человек, Бортнянский охотно принимал участие в литературных вечерах, устраивавшихся в Павловске; позже, в 1811-16 гг. - посещал собрания «Беседы любителей русского слова», возглавлявшейся Г. Державиным и А. Шишковым, сотрудничал с П. Вяземским и В. Жуковским. На стихи последнего он написал ставшую популярной хоровую песню «Певец во стане русских воинов» (1812). Вообще Бортнянский обладал счастливой способностью сочинять музыку яркую, мелодичную, доступную, не впадая при этом в банальность.

В 1796 г. Бортнянский был назначен управляющим, а затем директором Придворной певческой капеллы и оставался на этом посту до конца своих дней. На новой должности он энергично взялся за осуществление собственных художественных и просветительских намерений. Он значительно улучшил положение певчих, ввел в капелле субботние общедоступные концерты, подготовил хор капеллы к участию в концертах. Филармонического общества, начав эту деятельность исполнением оратории Й. Гайдна «Сотворение мира» и завершив ее в 1824 г. премьерой «Торжественной мессы» Л. Бетховена. За свои заслуги в 1815 г. Бортнянский был избран почетным членом Филармонического общества. О его высоком положении свидетельствует принятый в 1816 г. закон, согласно которому к исполнению в церкви допускались либо произведения самого Бортнянского, либо музыка, получившая его одобрение.

В своем творчестве, начиная с 90-х гг., Бортнянский сосредоточивает свое внимание на духовной музыке, среди различных жанров которой особенно значительны хоровые концерты. Они представляют собой циклические, большей частью четырехчастные композиции. Некоторые из них носят торжественный, праздничный характер, но более характерны для Бортнянского концерты, отличающиеся проникновенным лиризмом, особой душевной чистотой, возвышенностью. По словам академика Асафьева, в хоровых сочинениях Бортнянского «произошла реакция того же порядка, как в тогдашней российской архитектуре: от декоративных форм барокко к большей строгости и сдержанности - к классицизму».

В хоровых концертах Бортнянский нередко выходит за рамки, предписанные церковными правилами. В них можно услышать маршевые, танцевальные ритмы, влияние оперной музыки, а в медленных частях порой возникает сходство с жанром лирической «российской песни». Духовная музыка Бортнянского и при жизни композитора и после его кончины пользовалась огромной популярностью. Ее перекладывали для фортепиано, гуслей, переводили в систему цифровой нотной записи для слепых, постоянно издавали. Однако среди профессиональных музыкантов XIX в. не было единодушия в ее оценке. Сложилось мнение о ее слащавости, а инструментальные и оперные сочинения Бортнянского оказались и вовсе забытыми. Лишь в наше время, особенно в последние десятилетия, музыка этого композитора вновь вернулась к слушателю, зазвучала в оперных театрах, концертных залах, явив нам подлинный масштаб дарования замечательного русского композитора, истинного классика XVIII в.

О. Аверьянова

Биография

Бортнянский Дмитрий Степанович - русский композитор. Родился 28 октября 1751 года в городе Глухов. Скончался 10 октября 1825 года в Санкт-Петербурге .

1758: Певчий Придворной Капеллы в Петербурге

Родился Дмитрий Бортнянский в семье казака в городе Глухове, который в то время был столицей Малороссии и славился своей Певческой школой. Проучившись в этой школе год или два, семилетний мальчик, обладавший превосходным дискантом, в числе десяти лучших учеников был отправлен в Санкт-Петербург и определен в певчие Придворной Капеллы еще в царствование Елизаветы, дочери Петра I.

"Вышеупомянутый хор… - писал Я. фон Штелин, - состоит теперь из ста превосходнейших отборных певцов… и включает в себя светлые, нежные и сильные голоса…"

Певчие участвовали в отправлении церковных служб, в оперных постановках, в музыкальных увеселениях двора - концертах-"эрмитажах", сопровождали императрицу во время ее прогулок. Хоровая музыка звучала и во время званых обедов и ужинов августейшей семьи.

Обучение малолетних певчих в Капелле «производилось больше по слуху и подражанию, нежели по правилам. Учитель пения и его помощники учили и больших и малолетних певчих со скрипкой в руках и таким образом направляли слух и голос каждого» .

Один из первых биографов Бортнянского, его дальний родственник Д. Долгов, рассказывает историю из детства композитора, связанную с императрицей Елизаветой Петровной:


Яркий талант юного певчего не остался незамеченным. Одиннадцатилетнему Дмитрию поручена партия Альцесты в опере "Альцеста", написанной придворным композитором Г. Раупахом на либретто А. Сумарокова. Спустя два года при возобновлении постановки он уже исполняет главную мужскую теноровую партию Адмета.

Как знать, так ли удачно определилась судьба Бортнянского, если бы его молодость и становление как музыканта не пришлись на эпоху "золотого века" Екатерины II.


Мальчика определяют в Шляхетский корпус для обучения драматическому актерскому искусству, ему начинают преподавать иностранные языки. Но, самое главное, его успехи отметил сам Бальдассаре Галлуппи - выдающийся европейский композитор, "отец итальянской комической оперы", приглашенный Екатериной II на придворную службу. Именитый маэстро оценил способности Бортнянского и более трех лет занимался с ним пением, игрой на клавесине и композицией. Покидая Россию летом 1768 г., Галуппи настоятельно рекомендовал отправить одаренного юношу в Италию для продолжения обучения. Мнение маэстро было услышано, и Дмитрий в качестве "пенсионера", т.е. за государственный счет, последовал за своим наставником.

1769: Отъезд в Италию с Галуппи

В Италии стажировались многие музыканты. Венеция славилась традициями хоровой музыки и театрами, Неаполь считался родиной лучших оперных маcтеров Италии XVIII века, Болонья была оплотом академического музыкального образования и науки.

Сначала юноша направился в Венецию - родной город своего учителя, и еще несколько лет продолжал брать у Галуппи уроки. Предметом их занятий были опера, различные жанры культовой музыки, вокально-инструментальные композиции.

Галуппи продолжал покровительствовать Бортнянскому и тогда, когда молодой композитор начал делать первые самостоятельные шаги в своем творчестве: его рекомендации открывали перед начинающим музыкантом двери музыкальных учреждений, помогали в получении заказов. Однако Дмитрий занимался не только учебой. Хорошо владевшего итальянским, французским и немецким языками юношу сразу же привлекли в качестве переводчика во время военных действий в период русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. И он "часто был … употребляем графом Орловым в бытность его в Венеции для переговоров с греками, албанцами и другими народами касательно до военных приуготовлений…"

В 1776 г. Бортнянский впервые пробует себя как оперный композитор. В венецианском театре San Benedetto, вероятно по протекции Галуппи, состоялась премьера оперы "Креонт". На издании либретто было указано время постановки: "осень 1776 г." Однако на рукописной партитуре, которая считалась утраченной и совсем недавно была обнаружена П. Сербиным в одном из европейских собраний, стоит "1777 г." и содержится упоминание об еще одной постановке, подтверждая сведения, приведенные в 1857 г. в биографическом очерке о Д. Бортнянском его внуком Д. Долговым. Это означает, что опера исполнялась неоднократно в течение всего сезона.

Чье литературное произведение было положено в основу "Креонта", удалось разгадать не сразу, так как имя автора не было указано в печатном издании. Однако Моозер установил, что это переделанный текст либретто, написанного в 1772 г. итальянским поэтом М. Кольтеллини для своего соотечественника Т. Траэтты к его опере "Антигона", в то время когда они оба находились на службе у Екатерины II.

Сочиненная им "Немецкая обедня" позволяет предположить, что побывал Бортнянский и в Австрии, и, вероятно, даже во Франции , чему может быть свидетельством написанная им в 1778 году ария на французский текст.

Сведения о произведениях, созданных в "итальянский" период, их количестве крайне скудны. Скорее всего, в основном, это были многочисленные мотеты, хоровые полифонические песнопения на библейские тексты, - свидетельство основательности школы, пройденной Бортнянским под руководством Б. Галуппи.

Немногое известно и о сочиненных тогда же произведениях в жанрах камерной инструментальной музыки. В списке рукописей, переданных в Придворную капеллу после смерти композитора его вдовой, Анной Бортнянской, значится шестьдесят одно сочинение для разных инструментальных составов. До наших дней дошло лишь около двадцати. Столь же неполон и перечень его светских вокальных сочинений.

До сих пор неясно, сколько опер было в действительности создано Бортнянским во время его стажировки. По свидетельству архивных документов вдова передала на хранение "пять итальянских опер". Однако сведения имеются лишь о трех, упомянутых ранее.

Что же стало с "итальянскими" рукописями композитора? Хранятся ли они где-то в частных архивах и ждут своего часа или безнадежно утрачены? Относительно недавние находки - два мотета, французская ария и канцонетта - разрешают помечтать о счастливом финале. Стиль творчества Бортнянского - лучшее свидетельство тому, что уроки мастерства, которым щедро делился с ним маэстро Галуппи, были с благодарностью и успешно восприняты.

1779: Возвращение в Петербург. Капельмейстер Придворного певческого хора

В апреле 1779 г. Дмитрий Бортнянский получает из России за подписью директора придворных театров И.П. Елагина уведомление предписывающее ему, "взяв с собою все сочинения", "немедля нисколько" "возвратиться… в отечество". Тон и содержание письма были весьма уважительными с заверениями в том, что при желании композитор сможет посетить Италию снова.

В 1806 г. Бортнянский стал действительным статским советником, в 1815 г.- членом С.-Петербургского филармонического об-ва. С 1816 г. Бортнянский исполнял обязанности цензора духовной музыки.

Руссскую хоровую культуру до 1825 г. с полным правом называют «эпохой Бортнянского». Признание и известность пришли к Б. еще при жизни. Его хоровые сочинения получили быстрое распространение в церковных кругах, они звучали не только в храмах Москвы и С.-Петербурга, но и в церквах маленьких провинциальных городов. В период многолетней деятельности Б. на посту директора Придворной певческой капеллы значительно повысился профессиональный уровень коллектива, современники сравнивали его с хором Сикстинской капеллы. Во время великопостных концертов почти все оратории и мессы исполнялись с участием певчих Капеллы и их репертуар в значительной мере был составлен Б. Он стал инициатором еженедельных дневных открытых концертов в Капелле, где исполнялись оратории Генделя («Мессия»), Й. Гайдна («Сотворение мира», «Времена года», «Возвращение Товия»), Л. ван Бетховена («Христос на Елеонской горе», «Сражение при Ватерлоо»), реквиемы Моцарта и Л. Керубини и мн. др.

При жизни Б. стал известен как создатель духовных сочинений: небольших церковных песнопений и концертов, неск. циклов «Литургии» («Простое пение», «Литургия» на 3 голоса, «Немецкая обедня», «Литургия» на 4 голоса, «Великопостная обедня») и цикла ирмосов Великого канона св. Андрея Критского («Помощник и покровитель»), 12 задостойников на великие праздники, причастных стихов и прокимнов. Светская часть его творчества - оперы, кантаты, камерно-инструментальные произведения, романсы и песни - со временем утратила значение.

Согласно канонам эстетики классицизма, произведения Б. посвящены вечным темам и идеалам и почти не актуализируют конкретной национальной специфики. Муз. язык Б. соответствует нормам стиля классицизма: четкая функциональность гармоний с главенством тонико-доминантовых соотношений, ясность мелодических оборотов с опорой на поступенное движение и аккордовые звуки, квадратность и симметричность строения тем, стройность композиционного плана.

Духовные сочинения Бортнянского условно разделяются на несколько групп. Одну составляют песнопения для ежедневного богослужения, в их мелодике отсутствуют виртуозные пассажи и сложные ритмические рисунки, менее выражены жанровые черты менуэта и марша (Литургия на 3 голоса, ирмосы, одночастные хоры, напр. «Вкусите и видите», «Ныне силы небесныя», «Иже херувимы»). Др. группа представлена концертами. Ранние концерты в основном образуют трехчастный цикл, написаны в мажорных тональностях, в их мелодике используются ритмы и обороты менуэта, полонеза, марша; поздние концерты чаще составляют четырехчастный цикл, в них доминирует минорный лад, более развиты полифонические приемы и формы (имитации, фугато, фуги), преобладают лирико-гимническое начало и элегичность, что связано с влиянием зарождавшегося стиля сентиментализма, для к-рого был характерен жанр элегии.

Отдельная группа песнопений связана с обработками старинных распевов (ок. 16). Интерес к этому жанру усилился в последние годы жизни композитора. В отличие от прот. Петра Турчанинова Б. значительно перерабатывал и сокращал старинные мелодии (греч., киевский, знаменный, болг. распевы), так что порой они становились весьма далеки от первоисточника. Прот. Димитрий Разумовский полагал, что Б. использовал напевы из синодальных изданий 1772 г.: Ирмолога, Обихода, Октоиха и Праздников (Церковное пение. С. 233-235). А. П. Преображенский и прот. Василий Металлов считали, что композитор опирался на устную традицию. По сравнению с др. сочинениями обработки Б. отличаются большей ладово-гармонической и ритмической свободой: для них характерны опора на ладовую переменность, свойственную ранним гармонизациям древнерус. распевов, нерегулярная ритмика. К этой же группе песнопений можно отнести «Простое пение», написанное в 1814 г. по имп. заказу. По сути композитор сочинил образцовый цикл «Литургии», к-рый предназначался для богослужения как в столичных церквах, имевших большие хоровые коллективы, так и в провинциальных храмах, где ее могли пропеть на 2 голоса.

Бортнянскому приписывали создание «Проекта об отпечатании древнего российского крюкового пения» (приложение к «Протоколу годичного собрания Общества любителей древней письменности», 1878). В. В. Стасов опровергал принадлежность «Проекта» перу композитора, С. В. Смоленский отстаивал. Текст «Проекта» грешит мн. ошибками в области грамматики, изобилует преувеличенными обвинительными выражениями в адрес совр. Б. духовной музыки. Судя по стилю и языку, «Проект» вряд ли был написан Б., чье творчество олицетворяло собой «современную» духовную музыку, но мысль о сохранении и публикации образцов древнего рус. муз. искусства близка устремлениям композитора в те годы. По мнению М. Г. Рыцаревой, автором «Проекта» мог быть Турчанинов, опубликовавший его под фамилией Б. для большей действенности и убедительности высказанных идей (Рыцарева. С. 211).

С. А. Дегтярёв, А. Л. Ведель, но особенно С. И. Давыдов и А. Е. Варламов испытали воздействие его творчества. Уже при жизни композитор стал классиком хоровой музыки. Его сравнивали с Моцартом, в одном из стихотворений назвали «Орфеем реки Невы» («Д. С. Бортнянскому, на прекрасный его домик в Павловске», гр. Д. И. Хвостов).

Список сочинений Бортнянского из более чем 200 названий включает произведения для хора, оперы, и инструментальные концерты, и сонаты, и симфонии.

Песнопения для церкви

Творчество Бортнянского ознаменовало собой наступление классического этапа в отечественной церковной музыке.

  • Духовные хоровые концерты (55 концертов) для четырехголосного хора.
  • Духовные концерты для двух четырехголосных хоров (12 концертов).
  • Одночастные хоровые концерты для четырехголосного хора, для двух четырехголосных хоров, для трио с четырехголосным хором (около 30 концертов).
  • Хоровые «хвалебные» песни (около 10 хоров).
  • Переложения церковных песнопений для четырехголосного хора (около 20 переложений).

Литургии

  • на 2 голоса - «Простое пение по всей России распространенное» М., 1814 [квадратная нотация]; [То же]. СПб., 1814 [круглая нотация];
  • «Обедня на три голоса» - СПб., ;
  • Сочинения на латинские и немецкие тексты, мотеты, хоры, отдельные песнопения, написанные в годы обучения в Италии. Немецкая обедня // РИИИ (СПб.). Ф. 2. Оп. 1. № 862 (арх.); Ирмосы первыя седмицы Великой Четыредесятницы («Помощник и покровитель»). СПб., 1834;

Studio. Хоровая фуга на текст: Amen. Рукопись обнаружена М.П. Пряшниковой в собрании Придворной певческой капеллы, хранящемся в Российском институте истории искусств. На наклейке тома надпись, сделанная детской рукой: "Dextra Domini fecit virtutem/ Немецкая обедня с прибавлениями /Amen (Studio)/ Муз. соч. Бортнянского. Фуга написана для четырехголосного хора с сопровождением струнных..

  • Квартет до мажор.
  • Квинтет ля минор.
  • Квинтет для скрипки, альта, виолончели, арфы и фортепиано до мажор (1787).
  • «Гатчинский» марш.
  • Концертная симфония.
  • Вокальные сочинения

    Романсы и песни:

    • Dans le verger de Cythere («В саду Цитеры»).
    • Мотет "In convertendo dominus" (1775) для сопрано, альта и баса с сопровождением струнных и basso continuo. Рукопись хранится в Национальной библиотеке Франции . Титульный лист утерян, название и фамилия автора с датой вписаны на нотном тексте. Мотет четырехчастен: 1-я часть (Allegro) и последняя (Grave-Allegro) исполняются тремя голосами, вторая (Larghetto) написана для сопрано, третья (Allegretto) для альта.
    • Мотет "Ave Maria" (Неаполь, 1775) для двух женских голосов (сопрано и контральто) в сопровождении струнных и двух валторн. Одно из наиболее ранних датированных сочинений итальянского периода.
    • Мотет "Salve Regina" (1776) для сопрано в сопровождении струнных, двух гобоев и двух валторн. (В том же году композитор работал над оперой "Креонт"). Развитые партии духовых и речитатив в сопровождении аккомпанемента в среднем разделе напоминают стиль оперы-сериа. В сцене Антигоны ("Креонт") имеется эпизод-ариозо, очень похожий на первую арию из "Salve Regina". Автограф хранится в РИИИ.
    • Мотет "Montes valles resonate". На титульном листе рукописи написано: Motetto/a quattro voci, concertate/con molti stromenti/ di Pietro[!] Bortniansky, 1778. Состав исполнителей очень большой: кроме четырехголосного смешанного хора и солирующих голосов - струнные, флейты, гобои, валторны, трубы, литавры и basso continuo в исполнении партии, названной "Organi".
    • Канцонетта "Ecco quel fiero istante" на стихи Пьетро Метастазио для женского голоса с сопровождением струнного квинтета с двумя альтами. Рукописная копия канцонетты была обнаружена М.П. Пряшниковой в библиотеке Воронцовых, в Алупкинском дворце-музее. По-видимому, эта копия не входит в число рукописей, привезенных композитором из Италии. Возможно, что она была сделана по желанию Семена Романовича Воронцова, бывшего послом в Венеции в 1783-85 гг., большого любителя музыки, знатока и поклонника итальянской оперы, или его жены Екатерины Алексеевны, до замужества - фрейлины императрицы, любительницы музыки и ученицы Дж. Паизиелло, певицы, клавесинистки и композитора. Канцонетта входит в цикл из 5 произведений, в котором стоит последней и имеет название "La Partenza" (может быть переведено как "расставание", или "отъезд"). Текст, использованный Бортнянским, - самый известный у Метастазио, к нему обращались многие авторы, в том числе В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А.Сальери и др.
    • Ария "Vas orner le sein de Themire" (1778) для голоса с сопровождением оркестра струнных инструментов с добавлением гобоев и валторн, партии которых, однако, не выписаны. Рукописная копия этой арии была обнаружена М.П. Пряшниковой в архиве из Петербургского дома Воронцовых, хранящемся в ИРЛИ.
    • «Коль славен наш Господь» на слова М. М. Хераскова,
    • «Предвечный и необходимый» на слова Ю. А. Нелединского-Мелецкого,
    • «Гимн Спасителю» на слова Д. И. Хвостова,
    • «Озари, святая радость» на слова А. Востокова.
    • «Певец во стане русских воинов» на слова В. А. Жуковского (1812),
    • «Песнь ратников»,
    • «Марш всеобщего ополчения в России ».

    Кантаты и оратории:

    • «Любителю художеств»,
    • «Страны российски, ободряйтесь»,
    • «Сретение Орфеем солнца»,
    • «На возвращение»,
    • «На приезд из чужих краев» на слова Г. Р. Державина,
    • «Гряди, гряди, благословенный» на слова Ю. А. Нелединского-Мелецкого и П. А. Вяземского,
    • «Песнословие»,
    • «Возведи окрест взор, Россия» и др.
    (1751-10-26 ) Место рождения Дата смерти

    28 сентября (10 октября) (1825-10-10 ) (73 года)

    Место смерти Страна

    Российская империя

    Профессии Инструменты

    Хор, фортепиано, камерные

    Жанры

    Духовная, камерная музыка

    Дми́трий Степа́нович Бортня́нский (26 октября , Глухов , Черниговское наместничество - 10 октября , Санкт-Петербург) - русский композитор и дирижёр украинского происхождения. Один из первых основателей классической российской музыкальной традиции. Создатель партесного хорового концерта. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Выдающийся мастер хоровой духовной музыки. Автор опер «Сокол » (), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (), фортепианных сонат , камерных ансамблей.

    Биография

    Дмитрий Бортнянский родился 26 (28) октября 1751 года в Глухове , Черниговское наместничество . Его отец, Стефан Шкурат, происходил из польских Низких Бескидов , из села Бортнэ и был лемком , однако стремился попасть в гетманскую столицу, где и принял более «благородную» фамилию «Бортнянский» (образованную от названия родной деревни) . Дмитрий Бортнянский, как и его старший коллега Максим Березовский , ребёнком учился в знаменитой глуховской школе и уже в семилетнем возрасте благодаря своему чудесному голосу был принят в Придворную певческую капеллу в Петербурге . Как и большинство хористов Придворной певческой капеллы , наряду с церковным пением, он исполнял также и сольные партии в т. н. «эрмитажах» - итальянских концертных спектаклях, причём сначала, в 11-12 летнем возрасте, - женские (такая тогда была традиция, что женские роли в операх пели мальчики), а уже позже - и мужские.

    Д.С. Бортянский

    Итальянский период был длительным (порядка десяти лет) и на удивление плодотворным в творчестве Дмитрия Бортнянского. Он написал здесь три оперы на мифологические сюжеты - «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а также сонаты, кантаты, церковные произведения. Эти сочинения демонстрируют блестящее мастерство автора во владении композиторской техникой итальянской школы, которая в то время была ведущей в Европе, и выражают близость к песенным истокам своего народа.

    После возвращения в Россию Дмитрий Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Петербурге .

    В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы , песни , кантаты . Он написал гимн «Певец в стане русских воинов» на слова Жуковского , посвященный событиям войны 1812 года .

    В последние годы жизни Бортнянский работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его. Композитору удалось лишь издать лучшие из своих хоровых концертов, написанных в молодости, как «Духовные концерты на четыре голоса, сочиненные и вновь исправленные Дмитрием Бортнянским».

    Музыкальное наследие

    Бельский М. И. «Портрет композитора Дмитрия Степановича Бортнянского», 1788.

    После смерти композитора его вдова Анна Ивановна передала на хранение в Капеллу оставшееся наследие - гравированные нотные доски духовных концертов и рукописи светских сочинений. По реестру их было немало: «опер италианских - 5, арий и дуэтов российских, французских и итальянских - 30, хоров российских и итальянских - 16, увертюр, концертов, сонат, маршей и разных сочинений для духовой музыки, фортепиан, арфы и прочих инструментов - 61». Все сочинения были приняты и «положены в приготовленное для оных место». Точные названия его произведений указаны не были.

    Но если хоровые произведения Бортнянского исполнялись и многократно переиздавались после его смерти, оставаясь украшением русской духовной музыки, то светские его сочинения - оперные и инструментальные - были забыты вскоре после его кончины.

    О них вспомнили только в 1901 году во время торжеств по случаю 150-летия со дня рождения Д. С. Бортнянского. Тогда в Капелле были обнаружены рукописи ранних сочинений композитора и устроена их выставка. В числе рукописей были оперы «Алкид» и «Квинт Фабий», «Сокол» и «Сын-соперник», сборник клавирных произведений, посвященный Марии Федоровне. Этим находкам была посвящена статья известного историка музыки Н. Ф. Финдейзена «Юношеские произведения Бортнянского», которая завершалась следующими строками:

    Талант Бортнянского с легкостью владел и стилем церковного пения, и стилем современной ему оперы и камерной музыки. Светские произведения Бортнянского … остаются неизвестными не только публике, но даже музыкальным исследователям. Большинство произведений композитора находятся в автографных рукописях в библиотеке Придворной певческой капеллы, за исключением квинтета и симфонии (хранятся в Публичной библиотеке).

    О светских сочинениях Бортнянского вновь заговорили спустя ещё полвека. Многое к этому времени оказалось утраченным. Архив Капеллы после 1917 года был расформирован, а его материалы по частям переданы в разные хранилища. Некоторые произведения Бортнянского, к счастью, были найдены, но большая их часть бесследно исчезла, в том числе и сборник, посвященный великой княгине. Поиски их продолжаются и по сей день.

    Библиография

    • Лебедев М. Березовский и Бортнянский как композитор церковного пения. - СПб., 1882.
    • Доброхотов Б. , Д. С. Бортнянский. - М. - Л., 1950.
    • Маценко П. Дмитро Степанович Бортнянський і Максим Созонтович Березовський. - Вінніпег, 1951.
    • Рыцарева М. Композитор Бортнянский. Жизнь и творчество. - Л.: Музыка,1979. - 256 с., ил., 4 л. ил.
    • Іванов В. Дмитро Бортнянський. - Київ., 1980.
    • Вихорева Т. Духовная музыка Д.С.Бортнянского. - Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 252 с. ISBN 978-3-8484-2962-2

    Примечания

    Ссылки

    • «Коль славен наш Господь в Сионе…» - первый российский гимн
    • Краткая история церковного пения. Дмитрий Степанович Бортнянский
    • : ноты произведений на International Music Score Library Project
    • Всё о Бортнянском , включая текст книги: Константин Ковалев. «Бортнянский», серия ЖЗЛ.

    Категории:

    • Персоналии по алфавиту
    • Музыканты по алфавиту
    • Родившиеся 26 октября
    • Родившиеся в 1751 году
    • Родившиеся в Глухове
    • Родившиеся в Черниговской губернии
    • Умершие 10 октября
    • Умершие в 1825 году
    • Умершие в Санкт-Петербурге
    • Композиторы по алфавиту
    • Композиторы Российской империи
    • Композиторы Украины
    • Дирижёры по алфавиту
    • Дирижёры Российской империи
    • Духовные композиторы
    • Церковные регенты
    • Оперные композиторы
    • Композиторы классической эпохи
    • Похороненные на Тихвинском кладбище
    • Масоны России
    • Почётные члены Императорской Академии Художеств
    • Композиторы России XVIII века

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Березовский, Максим Созонтович
    • Варламов, Александр Егорович

    Смотреть что такое "Бортнянский, Дмитрий Степанович" в других словарях:

      Бортнянский, Дмитрий Степанович - композитор духовной музыки, директор придворной капеллы; род. в 1751 г. в г. Глухове, Черниговской губернии, ум. 28 сентября 1825 г. Семи лет он был зачислен в певчие придворного хора и, благодаря прекрасному голосу (у него был дискант) и… … Большая биографическая энциклопедия

      Дмитрий Степанович Бортнянский Дмитрий Степанович Бортнянский (укр. Дмитро Степанович Бортнянський, 1751 1752, Глухов 10 октября 1825, Санкт Петербург) российский композитор украинского происхождения. Основоположник русской композиторской школы … Википедия

      Бортнянский, Дмитрий Степанович - Дмитрий Степанович Бортнянский. БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751 1825), российский композитор. Мастер хорового письма а капелла, создал новый тип духовного хорового концерта. Камерно инструментальные сочинения первые образцы крупной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Бортнянский Дмитрий Степанович - Бортнянский, Дмитрий Степанович, знаменитый русский композитор и первый директор придворной певческой капеллы (1751 1825). Родился в городе Глухове (Черниговской губернии) и семилетним мальчиком был взят в придворный певческий хор. В то время для … Биографический словарь

      Бортнянский Дмитрий Степанович - , русский композитор. По национальности украинец. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капелле (Петербург). Композицию изучал под руководством Б. Галуппи. В 1769 79 жил за границей. В… … Большая советская энциклопедия

    Дмитрий Степанович Бортнянский - самый выдающийся русский музыкальный деятель XVIII века. Его духовные хоровые концерты и инструментальные произведения не перестают звучать и в наше время. С Павловском композитора связывали 12 лет службы при Дворе великого князя Павла Петровича и находившаяся в собственности небольшая усадьба в одном из самых живописных уголков города.

    Дмитрий Степанович Бортнянский родился в 1751 году в казачьей семье в древнем городе Глухове, являвшемся в то время резиденцией малороссийского гетманства. Первые азы музыкального искусства будущий композитор постигал в певческой школе родного города, готовившей певцов для русского императорского двора. Мальчик обладал идеальным музыкальным слухом и великолепным, особым голосом - дискантом. Семи лет от роду его разлучили с семьей, привезли в Петербург и определили в лучший в то время российский хор - Придворную певческую капеллу. Вскоре он успешно исполнял сольные партии и выступал в придворных оперных спектаклях. Одаренного солиста приметил служивший у Екатерины II придворным капельмейстером венецианский композитор Б. Галуппи, европейская "звезда" того времени. Он и ходатайствовал в 1769 году перед императрицей о направлении юноши на учебу в Италию.

    При дворе великого князя Павла Петровича Бортнянский появился в 1785 году в качестве придворного композитора и учителя музыки членов великокняжеской семьи, заменив уехавшего на родину известного итальянского маэстро Паизиелло. К этому времени Дмитрий Степанович уже завершил в Италии десятилетнее обучение мастерству придворного капельмейстера и имел репутацию одного из популярнейших композиторов. Его хоры распевались по всему Петербургу, а сочинения печатались с особым изыском значительным тиражом. Хорошо была знакома с его творчеством и великая княгиня Мария Федоровна.

    С приездом Бортнянского музыкальная жизнь Павловска заметно оживилась. В XVIII веке музыка являлась неотъемлемой частью любой придворной жизни, поэтому и в новой великокняжеской усадьбе она звучала постоянно как в праздники, так и в будни. В обязанности Бортнянского входило создание произведений для всевозможных нужд членов семьи наследника престола.

    Музыка композитора украшала семейные торжества с иллюминациями и фейерверками, под нее танцевали во дворце на балах и маскарадах, его марши сопровождали парады и военные забавы великого князя Павла Петровича, а летними вечерами в павильонах парка или прямо под открытым небом звучали его романсы, сонаты и пьесы. Позднее под музыку Бортнянского в Павловске чествовали Александра I, возвратившегося победителем с войны 1812-1814 годов.

    Большую роль произведения Бортнянского играли и в театральных развлечениях хозяев усадьбы. По моде, вошедшей в европейское общество в середине XVIII века, великокняжеская чета увлекалась любительским театром, в котором роли исполняло их великосветское окружение. В Павловске для таких спектаклей Бортнянским были написаны две прелестные комические оперы "Празднество сеньора" в 1786 году и "Сын -соперник" в 1787. В период засилья итальянской оперы эти произведения способствовали утверждению национального музыкального театра и оказали значительное влияние на развитие всего русского оперного искусства. Для постановки музыкальных спектаклей в конце Тройной липовой аллеи по проекту архитектора В. Бренна был построен небольшой деревянный театр. Театр представлял собой прямоугольное в плане здание на высоком цоколе, его фасад был отделан косыми тонкими рейками под трельяж, украшен пилястрами, гирляндами, высоким фронтоном с фигуркой голубки, гипсовой скульптурой в нишах боковых крыльев. Сооружение разобрали в 1856 году, когда музыкально-театральная жизнь из усадьбы переместилась в город и Павловский вокзал. Сейчас о существовании театра напоминает название находящихся рядом небольших ворот, оформляющих вход в парк.

    С восшествием на престол императора Павла Петровича Бортнянский получил должность управляющего петербургской Придворной певческой капеллы и занимал ее уже до конца жизни. Но связь композитора с Павловском не прекратилась. Еще в 1792 году Мария Федоровна в своей любимой резиденции выделила Дмитрию Степановичу участок земли с домом и большим садом на высоком берегу речки Тызвы, рядом с Бертоновым мостом, и с прекрасным видом на Мариенталь, позднее перестроенным в крепость. С получением новой должности рядом с усадебным домом Дмитрий Степанович построил помещения для летнего проживания придворных певчих из Петербурга. Там же проходили репетиции и иногда давались концерты. После смерти Бортнянского его вдова Анна Ивановна продала усадьбу частному лицу. Остатки строений на этом историческом месте исчезли во время немецкой оккупации.

    Последние 30 лет своей жизни Бортнянский посвятил сочинению хоровых концертов, а также переложению древних церковных песнопений, делая их понятными для современников. Одним из первых в России он начал создавать кантаты - крупные вокально-инструментальные произведения, которые давались не всем композиторам. В период Отечественной войны 1812 года для подъема национально-патриотического духа россиян уже немолодой композитор работает в новом для себя жанре. Он создает военно-патриотические произведения, в их числе самое знаменитое свое сочинение, вошедшее в летопись русского музыкального искусства, песню "Певец во стане русских воинов" на слова В.А.Жуковского.

    В Петербурге Бортнянский имел собственный дом на Б.Миллионной улице, 9, сохранившийся до наших дней (в советское время ул.Халтурина). Там размещалась собранная композитором великолепная картинная галерея. В этом доме композитор и умер 27 сентября 1825 года. Как говорит легенда, почувствовав приближение смерти, он вызвал к себе певчих капеллы и попросил их спеть свое произведение "Вскую прискорбна еси душе моя". С его последними звуками сердце композитора перестало биться. Бортнянского погребли на Смоленском кладбище, а с созданием в 1937 году в Александро-Невской лавре некрополя мастеров искусств, его прах и памятник - гранитный обелиск были перенесены в мемориальный парк монастыря.

    Бортнянский дружил с президентом Академии художеств А.С.Строгановым, поэтом Г.Р.Державиным, скульптором И. П. Мартосом и другими выдающимися людьми. Он являлся всесторонне образованным человеком, владел пятью иностранными языками, был обаятельным, мягким, уравновешенным, доброжелательным. Но главным его достоинством был талант, позволявший ему создавать свои замечательные творения технически нетрудными, привлекательными и понятными самой широкой аудитории слушателей. Участие же Бортнянского в музыкальной жизни Павловска способствовало закладке его музыкальных традиций, которые утвердились с открытием знаменитого Павловского музыкального вокзала и завоевали городу почетное место в русской культуре.

    «Херувимская №7»

    "Да исправится молитва моя"

    «Под Твою милость»

    «Помощник и покровитель»

    «Коль славен наш Господь в Сионе...»

    Симфония си-бемоль мажор

    Сюита "Квинт Фабий" (Опера, 1778 г.)

    "Ах, в любви счастье рая"

    Концерт для фортепиано




    Загрузка...