emou.ru

Наши экскурсоводы. Экскурсоводы и гиды-переводчики

Чистить подсвечники, ухаживать за лампадками, разливать по бутылкам воду из святого источника стало для меня привычным за четыре дня моего паломничества. Но на сей раз у сестер нехватка в другом.

Галина Иосифовна, завтра хотим поставить вас дежурным экскурсоводом.

Смогу ли?

Конечно, сможете, - старшая сестра (вдвое моложе меня) улыбается, - Вы же писали о нас, да и материалами можете пользоваться.

Но что, если вместо пользы принесу людям вред? У меня ведь нет нужного опыта! А как же беспрекословное послушание? То, что очищает сердце? Придется готовиться.

Экскурсовод - неподходящее слово, когда речь идет о паломничестве. Экскурсия по святыням - звучит нелепо, если не кощунственно. Не родилось пока название для столь востребованного служения - знакомить людей с православными святынями.

Сочувственно улыбаясь моей озабоченности, инокиня, несущая здесь послушание, выдает мне солидную папку. Материалы для экскурсоводов. «Село Меркушино основано в начале 17 века. Оно расположено в 400 км от Екатеринбурга на высоком берегу реки Туры…»

Факты нетрудно запомнить и пересказать. Но я боюсь духовных вопросов. Если спросят: «Что такое святое место?» Какой простой вопрос и как трудно на него ответить! И тут я вспомнила, как попала однажды на беседу отца Авраама с сестрами в скиту. Помню, что тема разбиралась трудная, богословская - о свойствах Божиих. Атмосфера была непринужденная, и я решилась задать вопрос:

Если Бог присутствует везде равномерно, то почему, когда приезжаешь в святое место, то здесь больше ощущаешь Его?

Ответ запомнила на всю жизнь:

Вот ты ездишь по святым местам, а святые уходили в пустыню…

Не буду я паломникам рассказывать о том, когда и как образовалось село, ибо это предмет экскурсии. А у нас - паломничество, то есть поклонение. И начать следует примерно так.

Странный человек появился четыреста лет назад в богатом селе Меркушино

Странный человек появился четыреста лет назад в богатом селе Меркушино. Культурная речь выдавала благородное происхождение, но держался человек не гордо, не властно, а скромно, просто, смиренно. На хлеб зарабатывал меховым шитьем. Шубы выходили - загляденье, но скорняк все же был изрядный чудак: не подбив подол, оставлял заказчику обнову - и был таков. Найдут его, давай бранить, а он молитву шепчет да смотрит ласково, словно похвалы получает. Это зимой. А летом странный скорняк ловил рыбу и раздавал бедным, сам же ел чуть-чуть, был худ и болезнен и, не дожив до зрелых лет, отдал Богу душу. Похоронили странного человека возле церкви, поелику был молитвенник и службы Божии не пропускал. А тех, кто забывал Евангелие, кротко и тихо увещевал: «Имейте, - говорил, - страх Божий и сердце чистое».

Прошло полвека. Архиерею Сибирской страны доложили, что в селе Меркушино Верхотурского уезда есть святая могила. Были случаи, говорилось в донесении, когда тяжко больные молились на той могиле, отирали больные места землей и выздоравливали.

Пролетело еще полстолетия. 1704 год. 12 сентября. Золотом посыпана проселочная дорога. На три версты растянулся крестный ход. «Святой праведный Симеоне, моли Бога о нас!» - поет люд православный. Идет перенесение мощей Симеона Меркушинского - того самого чудака, любившего поношения, а не похвалы. Теперь почивать он будет в золоченой раке в монашеской обители города Верхотурье. И очень скоро называть его станут - , Верхотурский и всея Сибири чудотворец. Не для красного словца столь громкое имя. Утешает, исцеляет, оберегает, вразумляет Симеон.

Над могилой Симеона в Меркушино построен храм, и в нем бьет ключ вкусной, чистой, целебной воды. Мы находимся в этом самом храме, а к источнику сейчас спустимся в крипту.

Решаю для себя еще важный вопрос: надо ли рассказывать о чудесах, об исцелениях, которых за три века - не сосчитать. Как бы не сделать свой рассказ похожим на рекламу, а то сейчас много средств предлагают от всех болезней. Главное чудо уже тихо-тихо происходит в их душе, дай Бог им это ощутить и сохранить.

Старушка молилась и верила, что праведник ей поможет

Хотя, конечно, необыкновенно заманчиво рассказать о зафиксированных сестрами исцелениях. После молебна праведному Симеону здесь, в меркушинском храме, вернулся слух к больному ребенку. Помог Симеон и московскому школьнику. Мальчик баловался с химикатами, спровоцировал взрыв. Глаза были сильно повреждены, врачи надежд не давали. В это время в Москве проходила православная ярмарка. Некая добрая женщина принесла с ярмарки и дала родителям освященное масло из лампады, висящей над святым источником праведного Симеона. Стали мазать веки - и зрение к юному химику вернулось! За последние годы отмечены десятки случаев исцеления от бесплодия по молитвам к Симеону Верхотурскому. Тронул меня рассказ старушки из сибирского города. Она очень хотела поехать на праздник Симеона, но пенсию задерживали. Старушка молилась и верила, что праведник ей поможет. И вот однажды в магазине подходит к ней молодая женщина и говорит: «Я вижу, что вы верующая. У меня сегодня годовщина смерти мамы. Хоть мы и мусульмане, но помяните ее, пожалуйста». И подала свернутые купюры. Это была сумма, необходимая на дорогу.

А разве не чудо - за три года построен огромный собор? Да где построен! За сотни километров от промышленных городов. Одна доставка материалов чего стоила. Собор на четыре тысячи молящихся с мозаичным полом и колоннами поражает и наших соотечественников, и иностранцев. Даже самая удачная серия фотографий не передаст редкую гармонию природы и архитектуры. Вдоль высокого берега Туры раскинулся величественный храмовый комплекс. Грандиозный златоглавый собор Архистратига Михаила, вобравший в себя устремленную к небу колокольню, и - в пятидесяти метрах - маленький, белый, как снежинка, восьмигранный Симеоновский храм. Большой храм словно бы подал руку маленькому. И появилась галерея. В каждом храме - святыня. В маленьком - гробница Симеона, в большом - мощи священномученика Константина.

Когда их вели на расстрел, отец Константин всю дорогу молился, славил Бога, пел погребальные песнопения

О Константине Меркушинском хочется рассказывать так, как о нем думается: с болью и нежностью. В двадцать два года выпускник Пермской семинарии Константин был уже священником. Сюда, в Меркушино, служить в храме Архангела Михаила, отец Константин прибыл весной 1917 года. Что это было за время, мы помним по школьным урокам. На броневике товарищ стоял, имя его и произносить не хочу. «Апрельские тезисы». «Большевики должны взять власть». А молодой священник едет в святое место - служить Богу, помогать людям хранить веру. И действительно, при служении отца Константина, по возрасту мальчика, а духом зрелого христианина, укреплялась в селе вера православная. А красные творили свои беззакония, призывали к безбожию. В нескольких селах произошли волнения, а затем начались репрессии. В организации волнений обвинили священника и старосту храма. Когда их вели на расстрел, отец Константин всю дорогу молился, славил Бога, пел погребальные песнопения.

Свое сообщение я мысленно прорабатывала до вечера. И только уходя из сестринского корпуса, вдруг поняла, где я только что находилась. Это сейчас здесь живут сестры, а в начале XX века в двухэтажном доме была сельская управа. И именно здесь провел ночь перед расстрелом священномученик Константин Богоявленский.

В храме тишина, только охранник перелистывает журнал «Фома», взятый в киоске. Я уже тридцать минут дежурю. Пока никого. Ведь раннее утро. Но вот слышу, что подъехал автомобиль. Через пять минут открываются тяжелые двери.

Вошли, не перекрестившись, четверо мужчин, за ними - три женщины, на ходу повязывая косынки.

А свечи можно купить?

Да, пожалуйста, в киоске.

Женщины ушли за свечами, мужчины разглядывают убранство храма. Топчутся на месте, вглубь пройти стесняются. Жду вопроса, чтобы не навязываться со своей «экскурсией». Вернулись, разговаривая, женщины, и вопрос не замедлил.

А куда поставить свечу, чтобы помощь в делах была?

Вы находитесь в храме , можете ему поставить свечу. Можно Николаю Чудотворцу - вот его икона. И обязательно помолитесь. Просто свечу зажечь - это только полдела.

А как молиться? Что говорить?

Поясняю, но почти не слушают. Вертят головами.

Это и есть новый храм? А когда его построили? Красивый! Очень!

Группа понемногу окружила меня. Начинаю рассказ.

Да, конечно, все говорят, что храм очень красивый. , митрополит Смоленский и Калининградский, назвал его образцом церковной эстетики. Но не ради красоты едут сюда люди, а ради святости этого места. Вы ведь знаете, конечно, что нашу страну называют Святой Русью.

Говорю и чувствую, что мои слова летят в пустоту. Слушают рассеянно. Вертят головами.

А это какой камень? Малахит? Смотрите - малахит!

Мы подошли уже к раке с мощами Константина Меркушинского. Это она облицована малахитом.

Здесь покоятся мощи молодого священника, расстрелянного в 1918 году большевиками.

Мои экскурсанты притихли, устремили глаза кто на меня, кто на раку.

Отцу Константину Богоявленскому было двадцать два года. После окончания Пермской семинарии он приехал служить сюда, в село Меркушино, в апреле 1917 года… А через год его расстреляли.

У женщин глаза увлажнились, они завздыхали, неумело закрестились.

Похоронили отца Константина возле храма, как положено погребать священника. Но потом собор взорвали, разобрали на кирпичи, а могилу сравняли с землей. И вот через восемьдесят с лишним лет, когда стали строить заново этот храм, во время земляных работ было найдено захоронение священника с Евангелием. Вначале было неизвестно, кто он. Потом по многим признакам узнали, что это Константин Богоявленский. В 2001 году отец Константин канонизирован как пострадавший за веру, как новомученик. Во время советской власти были расстреляны и замучены в лагерях десятки тысяч священников, монахов и просто верующих людей. Сейчас в нашей Православной Церкви ведется работа по выявлению новых святых - людей, претерпевших узы и муки за Христа.

А можно свечу поставить?

Да-да, можно поставить свечу и приложиться.

Идем по галерее. Мимо сувенирного киоска женщины, конечно, не пройдут. К витринам прилипла вся группа, но одна из женщин вдруг подошла ко мне.

У меня дедушка работал в церкви и пропал. Бабушка говорила, арестовали и больше не выпустили

У меня дедушка работал в церкви и пропал. Бабушка говорила, арестовали и больше не выпустили.

Он был священником?

Нет. Не знаю. В общем, кем-то был.

У вас, наверное, остались фотографии, документы?

Не знаю, мама переезжала много. Надо спросить.

Обязательно спросите и, если что-то найдете, принесите в Комиссию по канонизации. Могу дать вам телефон.

Ну давайте...

Жду, когда стихнет оживление от покупки сувениров, и веду мою первую группу в Симеоновский храм. Открываю тяжелую дверь, приглашаю моих экскурсантов, которые стали уже родными. Гости мои осматривались уже более внимательно, про Симеона слушали сосредоточенно, будто одновременно решая что-то внутри себя. В молчании спускаемся по светлым каменным ступеням и оказываемся перед могилой праведника.

Здесь, у святыни, принято делать земной поклон.

По моему примеру встают на колени. Я читаю вслух молитву на иконе, на свитке в руке Симеона: «Молю вас, братия, имейте чистоту душевную и страх Божий...»

Разливаю всем водичку из святого источника. Все пьют, а один мужчина медлит:

Мне, наверное, нельзя. Я некрещеный.

Как раз можно.

Поднимаемся из крипты, прощаемся уже радушно. Это Симеон сроднил нас.

Спасибо вам большое. Начнется учебный год - весь класс сюда привезу.

Мы тоже приедем, с бабушкой и детьми.

Успехов!

И вам успехов! И Ангела-Хранителя в дорогу.

Прощаюсь и уже вижу, что по Симеоновскому храму в каком-то недоумении бродят, вглядываясь в иконы, две женщины. Чувствуется, что обстановка для них непривычна. Будто бы хотят что-то спросить, да не решаются. Подхожу сама:

У вас какие-то вопросы?

В глазах старшей тревога и боль.

Вот дочери прогнозируют осложненные роды, и нам посоветовали сюда приехать.

Дочь озабоченной не выглядит, словно уже чувствует защиту.

Очень хорошо, что приехали. Как раз тут у нас святой источник. Сейчас я вас к нему провожу. А икона, перед которой мы стоим, - Пресвятой Богородицы. Видите надписи? Ее так называют: ненадеющихся надеяние, больных исцеление, печальных утешение... Ее и просите о помощи в родах, от всей души и с верой.

А есть икона Девы Марии?

Богородица и есть Дева Мария. Знаете, какую молитву больше всего любят верующие женщины? Вот эту: «Богородице Дево, радуйся».

Слушают внимательно, поэтому, завершив молитву, продолжаю:

Этими словами обратился к Деве Марии Архангел: «Радуйся!» - когда сообщил, благовестил Ей, что скоро Она родит Спасителя мира. Матери у Марии уже не было, и Она пошла к своей единственной родственнице Елизавете. И не успела еще Мария ничего сказать о себе, как Елизавета произнесла эти слова: «Благословен плод чрева Твоего…»

Слушают с нарастающим вниманием, и наконец у них вырывается:

А где про это написано?

В Евангелии.

Я была счастлива, что сообщаю это.

После того как мы все вместе приложились к святыням, испили водички, решаюсь дать совет:

Раз уж так далеко ехали, оставайтесь на службу. Можно исповедаться. И переночевать можно, и покушать сестры приготовят.

Мать и дочь просияли:

А мы уже готовились в машине ночевать. В гостинице, конечно, лучше!

Провожаю до выхода и намереваюсь вместе с гостьями выйти к реке, но через открытые двери галереи вижу, что подъезжает автобус, да не какой-нибудь, а двухэтажный! Из гостиницы его тоже увидели, и вот старшая сестра идет встречать паломников. В окнах автобуса - иконы Богородицы и святителя Николая. Приехали издалека, с Украины, в сопровождении священника. Атмосфера сразу стала праздничной. Вокруг братья и сестры наши, приветливые, разговорчивые, родные. Женщины до слез умиляются на красоту храма, вслух благодарят и славят Бога. Мне бы надо как раз сейчас волноваться, перед такой духовно зрелой аудиторией. Но, наоборот, чувствую себя спокойно и радостно; отвечаю на вопросы и сама спрашиваю.

И вдруг - это же чудо! - отец Михаил входит в храм

У раки священномученика Константина Меркушинского пропели величание. Батюшка попросил открыть раку. Я растерялась. Дело в том, что раку может открывать только монастырский священник, а оба меркушинских батюшки сейчас в разъездах. И вдруг - это же чудо! - отец Михаил входит в храм. Он приветствует украинского батюшку и поднимает тяжелую крышку раки. Паломники с благоговением прикладываются к святым мощам.

Отец Константин постарался для нас, - улыбаясь сквозь слезы, произносит пожилая украинка.

И архангел Михаил! - подхватывает молодая.

В крипте у Симеона не спеша пели молебен, потом батюшка помазал всех освященным маслом из лампады. Разливаю воду по бутылкам. Кажется, мы пошли уже по второму кругу, а они просят: «Еще трошки…» - «Конечно, налью, вы же так далеко ехали».

Хотелось и нам, и им, чтобы побыли «еще трошки». Но расписание поездки не позволяет. У них сегодня Нижний Тагил и Невьянск, а завтра - Ганина Яма и Екатеринбург. Сестры угощают украинских гостей кедровыми орехами. «Шо, их и кушать можно?»

Уезжают чуть не плача: «Якая тут благодать!»

Ближе к вечеру долго сижу одна в соборе, прислушиваясь к себе: а изменилось ли что-то во мне к концу первого дня блаженного послушания? Не знаю, но есть какое-то отрадное чувство…

Незадолго до закрытия храма вошли двое. Женщина в светлом платочке, с озабоченным лицом, и мужчина - хмурый и усталый. Он сел на лавку у входа и ждал, пока жена поставит свечи и помолится. В Симеоновский храм идти не соглашался. До меня донесся его сердитый голос:

Я тебя привез, и отстань, пожалуйста.

Жена с кротостью продолжала уговаривать. Пошел с неохотой, плелся, будто на ногах утюги. Поскольку я вела только их двоих, ему, видимо, неудобно было не принять мое приглашение спуститься в крипту. Встал вместе с нами на колени. Я прочитала молитву, написанную на свитке Симеона: «Молю вас, братия, имейте чистоту душевную и страх Божий…» Зачерпнула воды.

Мужчина выпил святую воду из протянутой ему кружки, с облегчением выдохнул, словно гору с плеч скинул, и вдруг сказал жене:

Спасибо, что привезла меня сюда.

— Что такое паломничество? Кто занимается организацией паломничества в России?

Иеромонах Никодим (Колесников): Паломничество — часть религиозной жизни и культуры православного человека. Оно не только дает возможность поклониться святыне, помолиться, но духовно обновляет, просвещает, укрепляет веру и нравственность.

Паломничество — религиозная деятельность, а потому организацию паломнических поездок необходимо признать исключительным правом Церкви. С этой целью в 1999 г. Церковь учредила своего собственного оператора — Паломнический центр Московского Патриархата, который действует по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Центр организует внутреннее, выездное, въездное паломничество и является крупным международным оператором согласно законодательным нормам Российской Федерации. На данный момент это единственная подотчетная Московской Патриархии паломническая структура. Другие известные паломнические операторы являются частными коммерческими организациями, не имеющими к Церкви никакого отношения.

Разработка положения о паломничестве, которое сейчас активно ведется, позволит Паломническому центру Московского Патриархата стать руководящим и координирующим органом паломнических служб региональных епархий и зарубежных организаций, а также источником получения профессиональной информации, образования и переподготовки в сфере религиозного туризма и паломничества.

— С какими трудностями сталкивается Паломнический центр? Есть ли проблема кадров? Как организуется подготовка экскурсоводов (православных гидов)?

Наше начинание уже получило одобрение Координационного совета по туризму при Министерстве культуры РФ, в заседании которого я совсем недавно принимал участие. Мы надеемся и на активное участие в этом образовательном проекте Комитета по туризму города Москвы, который заинтересован в повышении интереса к знаменитым на весь мир московским храмам и монастырям, в притоке туристов и паломников в столицу. Подготовленные нами экскурсоводы смогут содействовать росту интереса к святыням и памятникам Москвы.

Набор первого потока уже объявлен. Представители экскурсионного сообщества, проживающие в столице и других регионах России, совсем скоро смогут повысить свой уровень профессионализма.

— Как развивается сотрудничество Российского православного университета и Паломнического центра Московского Патриархата?

Игумен Петр (Еремеев): Курсы православных экскурсоводов, запуск которых намечен на октябрь 2013 года, станут первым совместным проектом Российского православного университета и Паломнического центра Московского Патриархата. В реализации этой образовательной программы примут участие наши лучшие специалисты с разных факультетов. Совместно с Паломническим центром мы планируем разработать отдельные образовательные модули, посвященные святыням Москвы, России, Греции и Византии, духовным центрам Европы. Также в планах — совместное проведение ежегодной конференции, посвященной развитию паломничества, и выпуск тематического альманаха.

Наш вуз причастен к жизни значимых московских святынь, каждая из которых пользуется особым вниманием и паломников, и туристов, и ученых, историков и краеведов, и простых москвичей, считающих своим долгом хорошо знать историю родного города. Это знаменитый древний , жемчужины Китай-города — храм апостола Иоанна Богослова и бывший Богоявленский монастырь, Ваганьковский храм, у стен которого нашли упокоение чтимые подвижники благочестия, а также уникальный природно-архитектурный ансамбль Покровского Патриаршего подворья в Покровском-Стрешневе. Мы активно взаимодействуем с другими столичными храмами и монастырями, поэтому Святейший Патриарх доверил нам участие в организации городской культурно-просветительской программы «Сорок сороков». Совместно с Паломническим центром наш университет будет участвовать в разработке тематических, историко-культурологических и краеведческих маршрутов по Москве.

В турбизнесе набирает популярность профессия православного экскурсовода. В Москве открыли специальные курсы по подготовке таких специалистов.

Этот проект придумали в Российском православном университете и Паломническом центре Патриархата. Двухмесячная подготовка не бесплатна - за занятия придется выложить 12 тысяч рублей. При этом от желающих нет отбоя.

Бывших экскурсоводов не бывает, решила Галина, жена олимпийского чемпиона, конькобежца Виктора Косичкина. 30 лет назад она ездила с группами по разным городам, а теперь решила вернуться к профессии. Заодно и кардинально сменить профиль.

Все в нашей жизни не случайность, случайность - это закономерность. Я в праздник Рождества ехала по делам, решила зайти в церковь и увидела объявление, - рассказывает слушательница лекций Галина.

Галина позвонила и неожиданно прошла отбор. Попасть на лекции было непросто. Предварительно нужно пройти тест на мотивацию. Каждому слушателю устроили собеседование, чтобы понять, зачем он идет в православные экскурсоводы. Несмотря на это, телефон раскалился от толпы желающих.

Люди самых разных профессий, разных увлечений звонили. Педагоги, психологи, искусствоведы звонили. Люди, закончившие технические вузы, звонили. Писатели, поэтесса звонила, - рассказал Life News руководитель центра дополнительного образования РПУ Сергей Королев.

В итоге набралась группа из 70 человек. Программа рассчитана на два месяца - все это время студенты будут слушать лекции два раза в неделю и ходить в церковь. За короткий срок им придется изучить все тонкости религии.

Если в автобусе с православными паломниками есть одни женщины, но нет священника, то, предоставленные сами себе, они быстро превращаются в секту, - считает заведующий кафедрой православного богословия РПУ протоиерей Лев.

Современные экскурсоводы начинают сбивать паломников с пути истинного и могут рассказывать про мистику. Церковь считает, что это неправильно. Ведь между паломником и туристом огромная разница.

Паломник погружается в жизнь монастыря, через храм, через общение с духовенством, - рассказал Life News ректор Российского православного университета Петр Еремеев. - А экскурсант, он приходит на час-полтора, смотрит архитектуру, покупает сувениры и уезжает.

После окончания курсов студентам устроят экзамен. Кроме теории есть и практика. Вместо дипломной работы - разработка собственного маршрута. Он пригодится им для работы.

До сегодняшнего момента религиозный туризм развивался как одна из областей общего бизнеса, - говорит писатель, слушатель лекций Георгий Асеев. - И вот сейчас разрабатывается единая система паломнической службы и создается карта монастырей и церквей. Это значит, православные экскурсоводы без работы не останутся.

У Георгия свой маршрут уже есть, а вот Галине придется подумать. Она хотела бы работать по профессии и теперь надеется на церковное чудо - вдруг ее, женщину пенсионного возраста в миру, возьмут на работу. А рассказывать интересно о святынях она обязательно научится.

Два года назад в Иерусалиме начал работать семинар для экскурсоводов, которые сопровождают православных паломников по Святой Земле. А в сентябре этого года открылась Иерусалимская школа по изучению христианства на Святой Земле. Поводом для создания семинара и школы послужила необходимость профессиональной подготовки кадров для работы с паломниками, так как в России и других странах, некогда входящих в состав СССР, резко возрос интерес православной общественности к христианским святыням на Святой Земле и, как следствие, заметно увеличилось количество желающих совершить туда паломничество. Один из инициаторов создания православного семинара для экскурсоводов и школы по изучению христианства - диакон Александр Занемонец, преподаватель византийской истории и истории Византийской Церкви в Хайфском университете (Израиль).

- Отец Александр, в Русской духовной миссии в Иерусалиме ваше начинание расценивают как возрождение старой научной и образовательной традиции, но в то же время и как новую форму просветительской и научной деятельности русских православных людей, живущих на Святой Земле. Когда вам пришла идея организовать в Иерусалиме православный семинар для экскурсоводов?

Иногда бывает, что одна и та же идея приходит в головы одновременно нескольким людям. И вот случилось так, что мы, я и Роман Гультяев - экскурсовод и аспирант Иерусалимского университета, почувствовали: нужно создать какое-то собрание или семинар для экскурсоводов. Необходимость организации православного семинара продиктована современным требованием: православных паломников должны сопровождать православные гиды, обладающие определенным уровнем знаний об истории христианства и русского присутствия на Святой Земле. По инициативе нескольких православных гидов, и в первую очередь Романа Гультяева, в Иерусалиме открылся семинар для гидов. Среди имен его устроителей числится и мое. Изначально этот семинар предназначался исключительно для тех, кто работает с православными паломниками на Святой Земле - кстати, слово «гид» является, на мой взгляд, слишком светским применительно к паломничеству. Позже семинар несколько расширился. Сегодня участниками семинара являются не только те, кто работает с паломниками, но и те, кто интересуется историей христианства вообще и Православием на Святой Земле в частности.

Существуют ли какие-то принципиальные различия в работе профессиональных гидов и православных экскурсоводов?

Мне кажется, что паломничество - это совсем другое дело, нежели туризм. Сопровождение православных групп нельзя сравнивать с работой с туристическими группами. Особенностью современного паломничества из России, да и из ряда других стран бывшего СССР, является, по-моему, то, что это паломничество пока не имеет молитвенного характера. Для меня образцом являются православные паломничества, которые организовывались в середине XX века из русского зарубежья. В эти паломничества отправлялись, руководимые архиереем, подлинно церковные люди. Они приезжали на Святую Землю не только помолиться, но и оказать посильную помощь русским учреждениям. В наше время паломничество из России имеет катехизический характер. Мне это напоминает времена императора Константина, когда в IV веке в Римской империи обращалась в христианство масса язычников. Тогда люди, крестившись, еще не слишком много знали о принятой ими вере. И сегодня многие едут на Святую Землю, чтобы как можно больше узнать о своей вере.

- Какой статус имеют те, кто профессионально сопровождает паломников по Святой Земле?

В Израиле все гиды и сопровождающие туристов и паломников должны иметь соответствующую лицензию. И все, кто живет в этой стране, соблюдают ее законы. Однако лицензии бывают разными. Граждане Израиля, заканчивая учебу на специальных курсах для туристических гидов, становятся обладателями государственных лицензий. И нельзя работать с паломниками, если нет такого документа. А проживающие в Израиле как иностранные подданные или монашествующие имеют специальное церковное удостоверение, которое дает им право работать с паломниками. Поэтому в настоящее время не встает вопроса о наличии документов о лицензии. Другое дело, что эти лицензии разнятся - в зависимости от статуса или положения гида.

- Как бы вы охарактеризовали современного паломника, прибывающего в святой град Иерусалим?

Мне кажется, что современный паломник - это человек, который хочет больше узнать о Христе. Ведь не секрет, что многие паломники - это люди, которые не прочитали до конца Новый Завет. А о Ветхом Завете, пожалуй, и говорить не стоит. Поэтому далеко не всегда люди знают, чем Вознесение Господне отличается от Воскресения, какие события происходили на горе Елеон, а какие - на горе Фавор. Вот почему современное паломничество на Святую Землю - это особый вид катехизации. И задача православных сопровождающих заключается в том, чтобы рассказать паломникам о христианских святынях и местах евангельских событий. И потому сами православные сопровождающие должны быть на уровне достаточных церковных и гуманитарных знаний.

- А что больше всего интересует паломников на Святой Земле?

Конечно, паломников, в первую очередь, интересуют евангельские события, которые разворачивались на Святой Земле, и история земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Это вот то главное, о чем мы рассказываем паломникам. Кроме того, они интересуются и всем тем, что связано здесь, на Святой Земле, с русским присутствием, жизнью и деятельностью видных представителей Русской Церкви и истории. Также, пребывая с паломниками на том или ином святом месте, мы рассказываем им о тех величественных храме или базилике, какие предстали перед взором паломников.

- Каков состав аудитории ваших семинаров?

Основное ядро участников семинара - проживающие в Иерусалиме христиане, работающие в качестве православных сопровождающих паломнических групп. Но состав участников меняется в зависимости от обсуждаемых тем. Сейчас к нам приходят и русские монашествующие из числа сестер Горненского монастыря и обители Марии Магдалины. Каждый раз наш семинар посещает кто-то из духовенства. Так, дважды у нас пребывали архиереи Русской Православной Церкви за рубежом: архиепископ Берлинский и Германский Марк и епископ Штутгартский Агапит. Участниками семинара являются и те русскоязычные израильтяне, которые хоть и не являются христианами, но проявляют интерес к русскому христианскому присутствию на Святой Земле.

- Какие формы работы используются в деятельности семинара?

Обычно мы собираемся два раза в месяц по пятницам, и каждый раз у нас имеется докладчик, который читает лекцию или доклад, а после этого проходит обсуждение той или иной темы. Один из новых проектов и форм работы нашего семинара - летняя школа, посвященная истории христианства на Святой Земле. Ее участники слушают лекции, а также посещают вместе со специалистами все те места, где происходили те или иные значимые или известные события. Так, в период с 1 по 4 сентября этого года по благословению Русской духовной миссии у нас состоялась первая такая Иерусалимская школа по изучению христианства на Святой Земле.

Преподавателями школы, то есть лекторами и экскурсоводами, выступали археологи, историки и географы, занимающиеся историей христианства и Израиля. А участниками школы были сестры русских монастырей в Иерусалиме, послушанием которых является сопровождение паломнических групп, а также православные гиды, студенты и все те, кто интересуется проблемами христианства и его истории на Святой Земле. В работе этой школы, помимо израильтян, участвовали гости из России, Украины, Польши, Германии и Канады. Слушатели школы во время учебы посетили ряд иерусалимских музеев, совершили поездки на места раскопок в Хевроне, Тель-Араде, Аполлонии, Кейсарии, Иродионе, в окрестностях города Давида в Иерусалиме. Здесь участники школы познакомились с современным состоянием исторических и археологических исследований на Святой Земле. Они побывали в тех местах, которые весьма редко или вообще не посещаются паломниками, впервые совершающими путешествие по Святой Земле. Надеемся, что наше начинание, связанное с работой такой школы, со временем станет одной из церковных и академических традиций возрождающейся «русской Палестины».

Вы заранее планируете на год тематику семинаров, или у вас спонтанно в качестве докладчиков выступают те люди, которые по каким-то причинам приехали на Святую Землю?

У нас в Иерусалиме имеется около десятка людей из числа русскоговорящих жителей Израиля, кто профессионально занимается историей христианства на Святой Земле. Известными специалистами в этой области являются и местные археологи. Кто-то из них участвовал в раскопках в Хевроне, кто-то «копал» город Давида или христианские или византийские монастыри Святой Земли. Все эти люди для нас чрезвычайно ценны и интересны, ибо они могут нам рассказать то новое, о чем еще не знает никто. Таких специалистов мы стараемся ежегодно задействовать для чтения докладов на нашем семинаре. Мы приглашаем и крупнейших специалистов по агиографии, истории христианства и Византии из России. В последнее время в Израиль часто приезжают очень крупные и интересные специалисты, которых мы приглашаем выступить у нас с докладом или сообщением. Поэтому, составляя заранее план семинарских занятий, мы учитываем и такую ситуацию, когда у нас могут появиться незапланированные интересные докладчики, которым живущие в Иерусалиме специалисты уступают свое место на кафедре.

- Вы тоже, конечно же, выступали на семинаре с какими-то темами?

Как клирик, я представляю в Иерусалиме Русскую архиепископию Константинопольского Патриархата. Что касается основной сферы моих научных занятий, то это византийская история. Тем не менее, учитывая не только научный характер нашего семинара, мне доводилось выступать с темами, далекими от византийской истории. Например, об истории паломничества из русского зарубежья под руководством епископа Мефодия (1902-1974). Также я делал сообщения о различных аспектах византийской истории на Святой Земле.

- Поддерживает ли ваш семинар связи с какими-то местными или российскими научными центрами?

Некоторые наши постоянные докладчики являются православными людьми и учеными - аспирантами или преподавателями Иерусалимского или Хайфского университетов. Наши коллеги-археологи являются либо университетскими работниками, либо сотрудниками Израильского управления древностей. Наши российские докладчики - это преподаватели Московских или Санкт-Петербургских духовных школ, а также университетов из этих же городов. В Израиле особое значение для наших контактов приобретают французская и британская Библейские и археологические школы.

Как бы вы охарактеризовали прикладное значение вашего семинара? Используют ли полученные знания его участники в своей экскурсионной практике с паломниками?

Несомненно. Гиды, обучавшиеся на государственных курсах в Израиле, получают у нас те знания о христианстве и церковной истории, которых они не могли получить на своих профессиональных курсах. Православные гиды, быть может, и не имеющие специального богословского образования, получают у нас определенную сумму знаний о христианстве и истории Церкви, которых у них до этого не было. Те и другие приобретают те знания, которые они не могут почерпнуть из одних только книг или учебников. Естественно, православные сопровождающие из числа участников нашего семинара могут рассказать о тех или иных христианских святынях значительно больше, чем те, кто не слушал многие наши лекции.

А как вы оцениваете содержание тех многочисленных книг-путеводителей, специально выпущенных для паломников?

На сегодняшний день, по-моему, нет такого путеводителя, специально написанного для православных российских паломников, который можно было бы считать совершенным. Но, конечно же, среди обилия справочной литературы есть и книги, которые, на мой взгляд, пригодны для современного паломника. Пожалуй, лучшими являются те первые путеводители по Святой Земле и сборники евангельских текстов и песнопений, которые были составлены в середине ХХ века епископом Мефодием Кампанским и его паломниками. Положительно можно оценить путеводитель греческого православного автора, ученого-археолога Василиоса Цафериса «Путеводитель православного христианина по местам паломничества Святой Земли». Но эта книга, скорее, альбом, нежели путеводитель. Хорошим пособием является недавно переизданная книга «Святая Земля. Исторический путеводитель», подготовленная коллективом авторов под общей редакцией академика М.В. Бибикова. По-моему, создание современного путеводителя для православного паломника является делом будущего. В нем должна быть необходимая информация о тех местах, которые посещает паломник, и описание произошедших здесь евангельских событий. Причем должна присутствовать практическая информация для паломника, отправляющегося на Святую Землю с группой или самостоятельно.

На Святой Земле в мои руки попал сборник докладов «Иерусалимский православный семинар», выпущенный в этом году в московском издательстве «Индрик». По-моему, его материалы могут быть полезны не только для такого узкого круга специалистов, как православные сопровождающие, но и для самих паломников.

Добавлю: всех интересующихся христианством и русским присутствием на Святой Земле. Хотя у нашего семинара и нет отдельной издательской программы, но я надеюсь, что традиция публиковать наиболее ценные и интересные доклады будет сохранена и в последующие годы.

А вот это как раз и явится возрождением и продолжением еще одной традиции Русской духовной миссии в Иерусалиме - традиции просвещения православного населения и проведения разнообразных научных изысканий, что в начале ХХ века послужило теоретической базой для так и не осуществившейся на практике идеи - создать в Иерусалиме такое научное заведение, как Русский археологический институт.

Это не столько экскурсовод, рассказывающий о достопримечательностях, но проводник-переводчик, решающий массу задач при контактах с разноплеменным и разноязычным населением Палестины , представителями местной власти и бизнеса. Можно сказать, что нашей паломнической группе, посетившей святыни Палестины в начале ноября, повезло дважды.

Во-первых, с погодой. Кто знает, какая жара бывает здесь, в пустыне, меня поймет. Во-вторых, с проводником, которым оказался гид Рафаил.

«Мои предки живут в Иерусалиме около 500 лет» – с этой фразы началось наше с ним знакомство в аэропорту Бен Гурион.

Рафаил Мусан-Леви, иерусалимлянин, еврей, исповедующий Православие . Помимо неродного для него русского языка, он прекрасно знает церковнославянский. Тонко чувствует строй нашего богослужения.

Его блог в Живом Журнале, странички которого предложены читателю «Образ и подобие», способен вызвать живой интерес не только осведомленностью о реалиях современного и древнего Израиля, но и чувством юмора автора.

Священник Игорь Сальников

Есть ли снег в Иерусалиме?

Итак, после долгого расставания с моим журналом и с моими читателями – снова встреча, которой я очень рад. Время быстро идет, и жизнь так полна событий и ощущений, что иногда трудно устоять на ногах. Паломники в протяжение недели проживают целую жизнь. А я, живущий в Иерусалиме, проживаю один месяц как «веки вечные», если можно так выразиться. На гражданский Новый год была прекрасная погода. Все холмы зеленые, солнце, но не слишком палит. Одним словом – курорт.

Однако я подсказал группе, что, когда доберемся до Иерусалима, курорт закончится. И погода поменяется, и вообще в Иерусалиме холоднее, чем на Галилейском море, потому что выше. Так именно и было.

В Рождественский Сочельник была буря. Сильнейший ветер, деревья попадали. В городе Иерусалиме – более 2000 деревьев. В искусственно посаженных лесах в иерусалимских горах тоже много упало. Около моего дома упало много деревьев, и сейчас стали видны здания промзоны и огни города на той стороне ущелья.

После Рождества, как вы наверняка все знаете, был снег в Иерусалиме. Рождественский праздник. Интересно, что некоторые современные священники и библеисты считают, что у европейцев связь между Рождеством и снегом является плодом народного творчества, не соответствующего реалиям ближневосточного климата. Они ошибаются!

Библеисты, дорогие, если бы вы открывали иногда Библию, вы бы увидели, что снег упомянут и в Ветхом, и в Новом Завете.

Конечно, здесь не Европа и он быстро тает, однако народы, живущие здесь, имели и имеют понятие о снеге. (Например, народы, живущие в тропических лесах, даже не имеют слова «снег» или «лед» в своем языке.) На иврите снег называется «шелег».

Православные должны знать, что царь Давид (родившийся также в Вифлееме), знал снег. В пятидесятом псалме он сказал: «…омыеши мя и паче снега убелюся» (на иврите: «техабсени умишелег альбин».)

В Библии снег – образ чистоты, очищения. Так же это и у пророка Исаии.

«Если будут грехи Ваши, как багряное, – как снег убелю» (глава 1, стих 18).

Что-то действительное чистое, девственное даже, можно сказать, есть в иерусалимских снегопадах. Острые углы, камни, пыль, накопившаяся не только в земле, но и в самом воздухе тяжесть – все получает облегчение и очищение. Снег все выравнивает – ландшафт становится совсем мягким.

И несмотря на то, что это бывает только на очень короткий срок, остается ощущение чуда. Можно даже сказать, преображения.

Не случайно святой евангелист Марк, описывая Преображение Господне, говорит: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить».

В этот раз у нас все произошло за одно утро – зима с метелью и снегопадом и весенняя капель с припекающим солнцем. Пока снег еще шел и лежал, мы с детьми выбежали на улицу и лепили снеговиков. Швейцария в Иерусалиме – снег такой белизны, что режет глаза.

После того как снег весь стаял, на третий день, мы, вернувшись из Храма, отправились погулять с детьми в иерусалимском районе Бака. Улицы, дома, каждый листик на деревьях и кустах были словно вымыты и начищены невидимой рукой. Город после стирки! Дети играли с остатками снега. Я специально заранее так организовал свое расписание, чтобы перерыв с группами выпал на Святки. И слава Богу, что так. Удалось с детьми полепить снеговиков и избежать работы в крайне тяжелых условиях – паломничать в такую погоду нелегко: дороги закрывают, некоторые храмы тоже. Да и паломники, приехавшие погреться, обычно недовольны и расстроены.

«Он трогал иорданский тростник?»

А вот Богоявление я встречал с группой. Можете представить себе, что после бури, дождя и снега, потоки с гор несутся в Галилейское море и реку Иордан. Я знал, что такое возможно, но оказался не готов к сюрпризу, который ждал меня у места Крещения Господня. Я был там за пару дней до праздника, чтобы люди могли окунуться спокойно, без толпы. Обычно к Иордану спускаешься по длинной каменной лестнице, затем идет деревянный помост, и от него – еще небольшой спуск уже к воде. Я пришел в полный восторг, когда увидел, что спускаться некуда. Вода затопила всю лестницу и пальмы у помоста, который теперь стояли «по шею» в воде. К сожалению, я не взял с собой фотоаппарат.

Когда мы с группой были там уже в день праздника, вода чуть-чуть опустилась. Однако по Иордану плавала лодка со спасателем и течение было очень сильным. 25 января, когда я снова был на месте Крещения Господня с группой, вода опустилась еще немного. Течение, впрочем, оставалось сильным. Один паломник, лет примерно шестидесяти, не соображая, что река является границей между Израилем и Иорданским королевством, решил поплавать. Под водой на середине реки есть деревянный барьер. Это – граница. Барьер не виден, но при плавании его можно почувствовать. Так вот, паломник решил сплавать на тот берег, и его стало сносить течением в сторону Мертвого моря.

Тут же служащий общества Национальных парков Израиля бросил спасательный круг, но паломник упорно не хотел его брать. Он, видимо, понял это предложение как намек на свой немолодой возраст и обиделся: «Что я, плавать не умею?!» Он упорно пытался плыть против течения. Не удалось. Наконец, его прибило поближе к израильскому берегу (слава Богу, что не к иорданскому) и он ухватился за прибрежный тростник и выбрался на берег.

Первым делом он подошел к израильскому служащему, предлагавшему спасательный круг, и дружески пожал ему руку. Знай наших! Во время этого заплыва я пытался успокоить служащего, так как слышал, что он говорит по рации с начальством и с армией. Что же, вы думаете, беспокоило их больше всего? Жизнь иностранного гражданина? Нет! Диалог был примерно таким (внимание, наш паломник еще в воде, борется со стихией):

Служащий: «Недалеко, но течение очень сильное».

Служащий: «Не уверен. Надо спросить их гида».

Когда паломник вышел, мне было, конечно, забавно, но надо было изобразить какой-то гнев. Так что я «отругал» паломника, который так и не понял, что едва не нарушил государственную границу. Затем я поспешил успокоить служащего на берегу и заверить его, что иорданский тростник мой паломник не трогал.




Загрузка...

Реклама