emou.ru

Он и по смерти говорит еще…. Записки молодого священника. Отпевание

Ничто так не остужало моего пыла к служению, ничто так не угашало моего порыва “добрым подвигом подвизаться”, как необходимость проповедовать на похоронах….

Я не спал днями и ночами, пребывая в борении. И проблема была не только в том, ЧТО сказать, но и в том, КАК это сказать. Если, например, в моей жизни наметился подъем, если я полон энергии и бодрости, каким образом я смогу войти в страдание и боль других людей? Кто я, чтобы пытаться отразить в своей проповеди боль утраты, которую переживает убитая горем семья? Смогу ли я подобрать правильные слова, чтобы достойным образом почтить покойного?

Но однажды, когда я проповедовал на похоронах своего отца, Бог открыл мне кое-какие истины в данном контексте – не только как проповеднику, но и как члену семьи, скорбящей об утрате.

Разумеется, проповедь на похоронах не должна быть поверхностной или легкомысленной. Мы нуждаемся в большой поддержке Святого Духа, нас ободряющего. Мы должны просить у Бога помощи, однако это не отменяет нашей обязанности внимательно и осторожно подбирать слова. Раздавленные горем люди весьма ранимы, поэтому наши слова могут оказать колоссальное на них воздействие. Таким образом, речь наша на похоронах должна быть продуманной и мудрой.

Хочу предложить вам пять советов, чего следует избегать, если вы приглашены для проповеди на похоронах.

1. Не говорите о покойном только в прошедшем времени.

Одна из обязанностей проповедника на похоронах – прославить Господа свидетельством о том, как покойный брат (покойная сестра) любил Его, как жил для Его славы. Однако, описывая благочестивую жизнь усопшего, мы иногда так много говорим о том, “что было”, что забываем упомянуть о том, “что есть”. Если мы верим, что покойный сейчас находится со Христом, что в загробном мире он жив, значит, необходимо подчеркнуть это, говоря о нем в настоящем и будущем временах. Этим мы напомним скорбящей семье и другим слушателям о надежде Евангелия.

2. Не забывайте смотреть на смерть верующего с Божьей точки зрения.

Этому нас учит Пс. 115:16 – “Дорога в очах Господних смерть святых Его!” Бог прославляется тем, когда Его дети возвращаются к Нему домой. Созерцать ничем не сокрытое лицо Бога – это величайшая радость, какую верующий только может иметь. Быть в Его присутствии на небесах – это окончательное достижение наших чаяний освящения и начало великой, бесконечной эпохи прославления.

3. Не игнорируйте факт утраты.

Вокруг нас всегда есть те, кто пережили тяжелую утрату. Под утратой я подразумеваю не только тех, кто лежит в гробу, но и тех, кто мертвы по своим грехам. Утрата близких нам людей напоминает нам о том, что смерть – это реалия жизни, что однажды все мы перейдем в мир иной. Если и есть самое подходящее место для проповеди о серьезности греха и важности Божьей благодати, то оно – возле тела почившего святого, перед лицом реальности смерти. Умоляйте присутствующих покаяться, чтобы оно смогли затем радоваться вечной жизни во Христе. В такие моменты умерший святой – “живее всех живых”, он более живой, чем это можно представить, он находится в присутствии Того, Кто Сам есть жизнь.

4. Не пытайтесь идеализировать почившего.

Людей вдохновляет пример лишь реальных жизней. А реальная жизнь полна радости и печали, успехов и неудач. Заслужившие уважение почившие святые подвизались добрым подвигом веры. Пример их реальной жизни может ободрить живых.

5. Не забывайте указывать на реальность небес – провозглашайте эту реальность.

Церковь нуждается в том, чтобы слышать проповеди о нашем небесном доме и изучать эту тему на основании Писания. Недостаточное внимание этой теме разоблачает слабость нашей веры, надежды и радости. Дорогое Божье дитя, почившее, ныне наслаждается Богом и всеми богатствами небесного Царства. Мы должны как можно чаще хотя бы на несколько минут вырывать людей из земной реальности “теперь и сейчас” – реальности, которая иссушивает нашу духовную радость – и поднимать их над землею, чтобы у них была возможность увидеть все с точки зрения Бога и вечности. Напоминайте присутствующим, что христиане всегда окружены Божьей благодатью, что впереди их ждет небо – только небо.

Я расскажу вам самый полезный совет о том, как проповедовать на похоронах незнакомого мне человека, который я слышал: «не проповедуй об умершем на небесах и не проповедуй о нем в аду, но проповедуй для тех, кто слушает». Этот принцип позволяет нам не забыть нашу главную задачу на любых похоронах. Хотя мы и фокусируемся на памяти об умершем, похороны все равно проводятся для тех, кто на них приходит.

Во время проповеди важно четко провозглашать Евангелие. Только если мы лично уверены в том, что умерший был возрожденным человеком, тогда мы можем спокойно говорить о награде, которую умерший получил на небесах. Если вы хоть немного сомневаетесь — а так будет почти всегда, когда вы проповедуете на похоронах незнакомого вам человека — важнее всего изложить Евангелие для ваших слушающих и не поддаться искушению дать им уверенность в чем-то, в чем вы не уверены.

Проповедь на похоронах не должна быть дольше 20 минут, и должна раскрыть каждую из следующих тем, желательно подкрепляя их текстами из Писания:

1. Признайте необходимость скорби об умершем

Здесь очень полезна 11 глава Евангелия от Иоанна, в которой автор рассказывает о том, как Иисус воскресил Лазаря из мертвых. Если Иисус плакал об умершем друге, то это нужно и нам. Я часто рассказываю историю о том, как мой папа сел со мной и моей женой, когда мы узнали, что у нас выкидыш: он говорил, что нам важно оплакать нашего ребенка, и учил, как это делать.

Не предполагайте, что люди знают, что скорбь уместна, или что они умеют пережить скорбь, просто разговаривая об умершем. На самом деле многие не хотят говорить об умершем из-за боли утраты. Но многие пасторы знают, что часто люди только годы спустя с помощью пасторского душепопечения осознают ценность переживания скорби.

2. Разъясните надежду, которую нам дает Евангелие

Когда мы скорбим, мы не можем иметь никакой надежды, кроме надежды, которую мы имеем в Евангелии. Поэтому важно вторую и третью трети проповеди посвятить Христу и Его служению. Неважно, на какой текст вы будете проповедовать, но раскройте главные составляющие Евангелия: святость Бога, грешность человека и заслуженное наказание за грех, идеальную жизнь Христа и Его искупление нас от греха, и нашу обязанность покаяться в наших грехах и верить во Христа.

3. Призовите ваших слушателей подчиниться Евангелию

Чтобы сделать это так, чтобы не возникло неловкой ситуации, и чтобы это было эффективно, вам нужно перед проповедью узнать как можно больше о ваших слушателях и об умершем. Вы должны быть готовы к тому, что и христиане, и неверующие будут там. Вы должны предполагать, что у присутствующих уже есть какое-то мнение о том, как им получить вечную жизнь. Например, я вел одни похороны, на которых 90% слушателей были серьезные католики, еще одни, на которых большинство были мормоны, и еще одни, на которых не было ни одного человека, хоть раз бывавшего в церкви.

На каждых из этих похорон я понятно разъяснял Евангелие, призывал слушающих покаяться в их грехах, поверить в Христа и уповать на Него. Но в каждой из этих ситуаций я делал это по-разному в зависимости от того, как они себе представляли благую весть. Призовите их скорбеть об умершем. Просто и ясно проповедуйте Евангелие. Помогите им увидеть, как они нуждаются во Христе, особенно когда смерть так близка. Призовите их покаяться и верить.

В моей короткой проповеди мы остановимся на двух вопросах:

1.Доброе имя лучше дорогой масти;

2. День смерти лучше дня рождения.

Имя – это то, что определяет отношение людей друг к другу. Имя имеет большое значение и всегда в нем заложен какой- то смысл. Адам -человек, Ной -покой, утешение; Хам- горчий, Рахиль-овца, Иаков-обманщик и т.д. Особую роль именам предавали в ветхозаветное время, и во время жизни Иисуса Христа.Если говорят:«вчера ко мне заходил Анатолий Иванович и рассказал мне то и то. А вы, зная, кто такой Иван Иванович, то уже знаете, как нужно относиться к нему и к тому, что он рассказал. Вы не верите ни одному слову его. Этот человек много может наговорить. Правда, вы знаете таких людей?«Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» Притчи 22:1. Доброе имя делаем не только мы сами, а те, кто нас окружает, живет с нами, работает, дружит. Если человек хорошей репутации, то естественно наше отношение к его словам будет совершенно иным, т.е. положительным. Это надежный человек, если сказал слово, товыполнит, на него можно положиться. Услышанное имяоткладывается в определенных ячейках памяти нашего мозга и мы извлекаем оттуда, с извилин памяти всё, что мы знаем о человеке: его внешность, характер, его голос и репутацию. Иметь хорошую репутацию,- значит, облегчить себе жизнь. Такому человекулегчеустроиться на работу, чего – то добиться,легче выполнять служение в церкви, будь- то евангелизация, пасторское или дьяконское служение. «Но не гордись этим, а бойся» - говорит Слово Божье. Мы не должны стремится создать себе доброе имя, хорошее мнение в сознании окружающих. Но, если выбирать между хорошей репутацией, богатством,чувственнымудовольствием, или именем веселого шутника, то лучше выбрать первое. Почему?потому что всё остальное - суета!«Ибо слава человека как трава, как цвет на траве быстро опадает». Но, чувственные удовольствия проходят еще быстрее, это какой – то миг.

Это парадоксальная истина, которую поначалу трудно понять. Почему Екклесиаст так говорит?С какой точки зрения день смерти лучше дня рождения? И для кого лучше?Из содержания второго стиха мы узнаем, что лучше мертвому, которого хоронят, ибо он освободился от всех забот своих. А живому, который присутствует «приложит к сердцу своему». Что приложит? Неотвратимый факт смерти и что этого и ему не избежать. Но верующий должен принимать смерть как друга, приветствовать как лучшего друга, когда она приходит. Почему? Потому что смерть для верующего есть ключ, открывающий дверь к вечному счастью в обителях Божьих. Отк.14:13. Аминь?Отсюда, присутствовать на чьих то похоронах, более благотворно для сердца, нежели веселиться на чьих то именинах. Об этом пишет ап. Павел 2 Кор.7:10«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть».Полезность похорон определяется тем, какой эффект оно производит на сознание человека. Наблюдаяна похоронах за ходом процессии и за тем, о чем говорят, человек мыслями своими направляется и приближается к вечности, к Богу, он осознает бренность существования человека на земле. "Итак,я знаю что Ты приведешь меня к смерти и в дом собрания всех живых" (Иова). А Давид пишет: "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, который дал его". А веселясь на празднике, дне рождения он думает о наслаждениях в этой жизни, о пищи, о напитках и т.д. Так, что для души человека больше пользы от первого,чем от второго. В этом смысле «лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира..»Немногие из нас любят думать о смерти. Тем более о своей смерти, если вокруг светит солнце, порхают птички, много друзей и веселых забот, зачем наводить тоску? Но, когда смерть входитв наш дом, наших близких, мы осознаем, что бессильны изменить существующий порядок вещей. В этом отношении смерть мне даже нравится. Она напоминает, что я не всесильный, что я всего лишь червь и прах, что моя очередь близка. На носилках одного кладбища написано: "Кто следующий? Факт смерти, заставляет нас задуматься о главном, о смысле жизни на земле, а это уже хорошо. Бог использует печаль, чтобы сделать сердце человека лучше, мягче и добрее. Только в таких условиях справедливо изречение: «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» 7:3. Другой перевод: "При печали лица сердце может бытьсчастливым». Да, после пережитой печали, мы действительно счастливы. Вспомните ваше детство?Истинные христиане всегда счастливые, ибо они знают «высшую цель жизни». Даже если он о чем - то печален, он все равно счастлив. Он знает, что происходящеепредопределено (назначено) Богом, как самый лучший вариант измногих возможных. Ведь Бог не ошибается, потому в глубине души он счастлив и радуется. Не потому – ли Павел пишет: "Всегда радуйтесь"!

Даже мирской, разумный человек, приятнее будет чувствовать себя в атмосфере торжественной печали,скажем на похоронах, чем в доме пьяного веселья. Именно в доме весельязарождаются греховные мысли и совершаются грехи. «Сердце мудрых – в доме плача..» Посетите больную христианку, она ходить уже не может, но не унывает, а в надеже ожидает пришествие Господа.

Думаю и надеюсь, что после моейпроповеди на похороны станут приходить многие люди, братья и сестры, кто не на работе и имеет возможность. Это очень полезно нам самим для пересмотра своего духовного состояния.

Итак, подведем итог сказанному:

1.Доброе имя лучше дорогой масти , с ним легче жить и трудиться. Но создается оно не нами, а теми с кем мы трудимся, общаемся или проводим время. Христианину подобает иметь доброе имя христианина, ученика Иисуса Христа, детяти Божьего и священника.

2.День смерти лучше дня рождения. Намполезно и желательно чаще бывать в домах плача. Это благотворно влияет на наше сердце, сердце становится лучше; а мыслями своими направляемся к вечности и приближаемся к Богу.

Мы осознаем суетность материального и высокую цену духовных вещей. Мыстановимся мудрее, добрее и счастливее. Аминь?

На Тайной вечере, перед началом Страстных дней Господь сказал Своим ученикам: “Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня” (Ин 14:28) .

И, отзываясь на Его слова, Церковь, исполненная веры и надежды, поет: Блажен путь, воньже идеши днесь, душе, якоже уготовася тебе место упокоения.

Мы сегодня переполнены грустью, потому что в последний раз прощаемся с человеком, которого любили и уважали. Но нам следовало бы радоваться - исполнилось его самое заветное желание. К этому стремился он всей душой. Не к этой ли цели - к встрече с Господом - было направлено все борение его личности, подчас мятущейся и непредсказуемой? К встрече с Господом, Которого он познал своим сердцем и Которого искал на протяжении всего - очень трудного - жизненного пути, искал с присущими ему решимостью и мужеством. Он часто повторял: “Для меня жизнь - Христос, а смерть - приобретение”.

А теперь он дошел до конца своего пути. Он пал ниц перед своим Господом, Богом и Спасителем в безмолвном поклонении, он вошел в тайну богообщения.

Перед тем как продолжить, позвольте мне зачитать нес­колько отрывков из Писания, выбранных почти пятьдесят лет назад самим отцом Львом в память человека, им горячо любимого.

“Укрепи меня по слову Твоему, и буду жить; не посрами меня в надежде моей” (Пс 118:116) .

“А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!” (Иов 119:25–27) .

“Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение. Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена” (Иер 31:3–4) .

“Я есмь воскресение и жизнь: верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек” (Ин 11:25–26) .

“Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало?” (1 Кор 15:54–55) .

И еще - эту молитву:

“Боже всемилостивый и всепрощающий, просим и молим Тебя о душе раба Твоего, которого Ты призвал от века сего. Не оставь ее в руке вражеской и не забывай вовеки. Но скажи святым Своим Ангелам, чтобы приняли ее и привели к вратам райским. Надеявшаяся на Тебя, да не страждет она от адских мук, но да исполнится вечной радостью. Во Христе, Господе нашем. Аминь”

Эти слова веры и надежды мы можем теперь обратить к Господу от имени самого отца Льва. Он лежит во гробе, и все, что было в нем тленно, обратится в прах. Все сумерки души осветились и тьма рассеялась; там, где царила буря чело­веческого бытия, часто делавшая общение с ним трудным, мешавшая понимать его тем, кто плохо знал его, ныне только мир.

Теперь зерна отделены от плевел. Земное вскоре вернется в землю. Но что сказать о пшенице? Все мы, и немногие, собравшиеся здесь, и сотни, а может быть, и тысячи слышавших или читавших его слова, не являемся ли полем, на котором он сеял щедрою рукой - в интимных частных беседах, в узком кругу друзей, в размышлениях и проповедях, в книгах, адресованных всем, - сеял повсюду эту пшеницу, семенем которой была сама его живая душа, призывавшая бодрствовать и жить? Не носим ли мы печать его апостольства? И не должен ли каждый из нас спросить себя самого, куда упало семя: на камень, на край поля, в терние или, быть может, дай-то Бог - на плодородную землю?

Не свидетельствует ли нам отец Лев, что искреннее покаяние и всецелое обращение способны превратить самую бесплодную почву в землю избранную, в которой Слово сможет прорасти и приносить плод святости и вечности? Сколько он трудился - вспахивал, удобрял, взращивал - не ожидая благодарности!

“Советы отца Льва были чисты, как алмаз, - но столь же тверды”, - это определение - такое точное - принадлежит одной из его духовных дочерей.

Однажды все мы предстанем перед Господом. Отец Лев, с самого детства отдавшись сердцем бедности, будет стоять перед Господом безмолвно, с пустыми руками. Пустыми потому, что он раздал все, кроме осознания себя грешником, единственная надежда которого - в щедрой любови Божией.

Как же будет чудесно, если те, кто не впустую слышал его слова и действительно любил его, принесут Господу плод своей жизни и скажут Ему: “Я только поле, отец Лев был сеятелем, его слова - семенем. Пусть вся моя жизнь послужит к его славе!”

Те, кто сегодня сеет со слезами, будут пожинать с радостью, а сеятель и Господин жатвы разделит эту радость. Но чтобы так свидетельствовать своей жизнью, нужно принести плоды. Отец Лев пронес и передал нам светильник, и огонь, горящий и сияющий в его пламени, низведен на землю Самим Христом - это горение Святого Духа.

Отец Лев покинул этот мир в день воскрешения Лазаря. Он проведет свою первую Пасху там, где “несть печаль ни воздыхание”, где жизнь вечная разливается победоносно и могущественно, заполняя собой все, где день незаходимый.

Мы сегодня опустим в могилу все, что было в нем тленного, несовершенного, с радостью и надеждой предвкушая день, когда мы сможем воскликнуть: “Смерть, где твое жало? Где же твоя победа?” В этот день мы единым сердцем и едиными устами вознесем спокойную, светлую хвалу: “Le Christ est ressuscitе! Христос воскресе! Cristos anesti!” Аминь.

Перевод с французского Ф. Иогансона под редакцией Е. Майданович

В одной из библейских книг сказано: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» (Еккл. 7:2)

Не правда ли, как это не похоже на наши мысли? Мы с такой радостью принимаем приглашения на застолья и веселья, мы так боимся вестей о смерти и похоронах, что слова эти так же далеки от большинства людей, как небо далеко от земли.

Но так и говорит пророк Исайя о мыслях Божиих, что они отстоят от мыслей человеческих, как небо от земли. Прочтем поэтому дальше то место Писания, где говорится о доме плача, чтобы вникнуть в них глубже.

«Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.

Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.

Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» (Еккл. 7:2-4)

Все мы слышали о делах милосердия, которые хвалит в Евангелии Спаситель и за творение которых призывает в Царство праведников. Это «Накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, ввести в дом путника, посетить больного, оказать милость заключенному в темнице». Воистину, войдем мы в Рай Божий, братья и сестры, если ради Христа, а не ради похвалы или тщеславия будем, не ленясь, творить дела милосердия. Но есть и еще одно дело доброе, издревле помещавшееся в ряду духовных трудов. Это помощь при погребении, молитва за усопших, утешение скорбящих, потерявших близкого человека. У евреев в древности эти труды оценивались даже выше, чем раздача милостыни или хлеба голодным.

Действительно, давая деньги бедному, можно невольно помыслить о себе что-то ложно-высокое, мол, я – хороший человек. Но, омывая мертвое тело, или роя могилу, или вынося на плечах из дома гроб с покойным, человек меньше всего склонен думать о себе высоко. Смиряется в это время человек и думает: «И я таков же. Когда-то мой час пробьет?» А вслед за этими мыслями придет и молитва. И не о себе только, но и о всех. «Бедные мы люди. Господи, помилуй нас!»

Преподобный Серафим Саровский, а вместе с ним и все святые отцы, советовал часто думать о смерти. Думать и говорить Господу: «Когда пред Тобою стану, что тебе скажу? Пресвятая Богородице, помоги мне»

Так мысль о смерти рождает молитву и сострадание к уже усопшим.

Вообще молитва за усопших, для тех, кто имеет уши чтоб слышать, есть удобнейшее средство исполнения двух главных заповедей. Две главные заповеди это – любовь к Господу Богу и любовь к ближнему.

И любовь к Богу проявляется больше всего через любовь к молитве церковной, к богослужению. Кто любит церковную службу, тот любит Бога, по слову Иоанна Лествичника. А молитва за усопшего человека, это единственный способ помочь душе его. Сам он уже себе ничем не поможет. Сам он с яркостью и точностью, каких не было на земле, вдруг понял и вспомнил всю жизнь свою. Душа его ужаснулась и застыдилась. Теперь бы вернуться на землю – все было бы по-другому. Но грозны суды Божии и возврата нет обратно. Остается только любовь, «которая никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8)

Движимые этой любовью люди будут умолять Судию, и Тот, обещавший ранее услышать всех призывающих Его во время скорби (См. Пс.49:15) не отвратит слух от этой мольбы.

Так люди молятся, выражая любовь к Богу, и молятся о беззащитных душах, выражая любовь к ближнему. Обе заповеди выполняются одновременно.

Ежесекундно в мире умирают люди. Мы не думаем об этом, потому что привыкли думать только о себе и своих нуждах. Но кто задумается, устрашится. И прав тысячу раз старец в романе Достоевского, говорящий, что человек, желающий сделать нечто доброе прямо сейчас, пусть помолится, говоря: «Господи, помилуй души, в сии мгновения пред тобою представшие»

И не только в храме или дома может звучать заупокойная молитва. Есть еще одно великое место на земле, куда должны время от времени приходить мы все. Это – кладбище.

Есть в народе пословица: Если тебе грустно – иди на кладбище. Если тебе весело – иди на кладбище. Отчего так?

Оттого, что маленькая твоя скорбь растворится в море общей скорби, а глупая твоя радость не захочет выплескиваться через край.

Вслушаемся в слово «кладбище». Оно от корня «класть». Это смерть уложила в землю, словно одолела в борьбе и положила на лопатки и сильного, и слабого, и образованного, и неграмотного, и мужчину, и женщину. Но не просто она «положила». Мы, живые, усопшего похоронили. А это слово «хоронить» означает «прятать». Так в русском языке, так же и в украинском: «ховати». Прячут то, что нужно со временем найти. Мы прячем в землю тело человеческое, а Бог найдет и воскресит его в Последний день. Мы прячем в землю тело по слову: «Земля еси в землю отыдеши», а Бог найдет человека по слову Иезекиля: «Я выведу вас из гробов ваших»

Поймем и запомним, братья и сестры, что место погребения есть в то же время и местом будущего воскресения. Так смотрите на эти священные для нашего сердца места и, приходя на кладбище, читайте с сердечной верой слова Символа: Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

И отправляясь на кладбище, чтобы убрать и украсить могилку, чтобы посидеть молча на месте, где нашло покой тело любимого человека, берите с собой Псалтирь или Евангелие. Если Евангелие, то читайте оттуда о Воскресении Христовом или беседы Христа о вечной жизни и Хлебе небесном (5-я и 6-я главы Евангелия от Иоанна) Эти слова читаются и в чине погребения. А если Псалтирь, то – 17-ю кафизму и псалом 90-й. именно эти псалмы используются Церковью в молитвах за усопших.

Псалом 118 (17-я кафизма) это – великолепное дерево с двадцатью двумя ветвями, на каждой из которых – по восемь плодов. Этот псалом выучить должны были все евреи, чтобы читать его во время длинной дороги в Иерусалимский храм. Двадцать две буквы в еврейской азбуке, и в псалме – двадцать две части. Каждая часть начинается с очередной буквы алфавита. И в каждой части – восемь стихов. Восемь, потому, что семь это символ нынешнего века, а восемь – символ грядущего века и вечного Царства. И воскресный день есть День восьмой, День, вырывающийся в вечность и вводящий туда человечество. Наши воскресные службы поются на восемь гласов и собраны в книге, называемой Октоих (от греческого «восемь»)

Хоть он и очень длинный, этот псалом, но он столь сладок и глубок, что было бы хорошо его со временем и выучить. Голос Самого Христа слышится в пророческих стихах этой длинной молитвы и, возможно, Христос Сам отпел Себя, готовясь к страданию, словами этого псалма. Поскольку написано, что после Тайной Вечери Он и ученики «воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мк.14:26)

Мы начали с того, что ходить в дом плача лучше, чем ходить в дом смеха. Это могло показаться кому-то синонимом мрачности. Но не к мрачности, а к глубине зовет нас Церковь, и от пустоты отвлекает нас, чтобы дать полноту и истинную, а не притворную, радость.



Загрузка...