emou.ru

Лестницы эрмитажа. Старый эрмитаж и малый эрмитаж Египетский зал Эрмитажа

Здание Большого (или Старого) Эрмитажа было построено в 1771 – 1787 годах «в линию с Эрмитажем» по проекту архитектора Ю.М. Фельтена, который использовал фундаменты и стены старых зданий, существовавших здесь с начала XVIII века. Юрий Матвеевич Фельтен учился архитектуре сначала в Германии, а затем в Петербургской Академии наук. Ему, в частности, принадлежит выдающийся проект и руководство в устройстве гранитной набережной на левом берегу Невы, а также изящная ограда Летнего сада. Кроме Старого Эрмитажа, до наших дней сохранились его церкви Святой Анны на Кирочной улице, Святой Екатерины на Васильевском острове и Чесменская, а также ряд особняков в центре Санкт-Петербурга. Фасад здания, обращенный к Неве, декорирован в формах раннего классицизма.

Свое название – Старый Эрмитаж, здание получило в XIX веке, тогда же оно было превращено в хранилище коллекций предметов искусства. Здание Старого Эрмитажа играет роль промежуточного звена между пышными Малым Эрмитажем, Зимним дворцом и, выполненном в классическом стиле, Эрмитажным театром. Здание Старого Эрмитажа соединяется с Эрмитажным театром аркой, переброшенной над Зимней канавкой. Также от здания имеется специальный переход в Малый Эрмитаж.

В пятидесятые годы XIX века Старый Эрмитаж подвергся значительной перестройке под руководством архитектора А.И. Штакеншнейдера. Однако общий характер фасада был сохранен. Штакеншнейдеру необходимо было связать в единое целое Старый Эрмитаж с вновь воздвигнутым новым Эрмитажем и корпусом Малого Эрмитажа, выходящим на Неву, поэтому в здании были осуществлены масштабные внутренние перестройки. Все деревянные конструкции и перекрытия были заменены на металлические. Внутренняя отделка помещений Старого Эрмитажа также претерпела значительные изменения. На месте большого двенадцатиколонного овального зала, созданного Фельтеном, была возведена эффектная парадная лестница. Она декорирована колоннами из белого мрамора и шокшинского (олонецкого) порфира.

Название лестницы – «Советская» - сформировалось во второй половине XIX века, когда по ней поднимались в помещение, где проходили заседания Государственного совета. Из парадных залов Старого Эрмитажа, прежде всего, можно выделить большой зал (зал итальянского искусства XVI века), украшенного коринфскими колоннами, пилястрами и лепными панно над дверями. После перестройки Штакеншнейдером здания Старого Эрмитажа, оно стало часто именоваться «седьмой, запасной, половиной» Зимнего дворца. Многие из хранившихся здесь картин были размещены в залах Нового Эрмитажа.

Оригинал взят у bolivar_s в Прогулка по залам Эрмитажа. Часть 3.

Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 3. Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать без помощи слуг, в этом уединенном уголке.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)
* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Большой (Старый) Эрмитаж

Советская лестница С 1828 года первый этаж Большого Эрмитажа занимал Государственный совет и Комитет министров, для чего в западной части здания был устроен новый подъезд и новая Советская лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер).
Интерьер выдержан в светлых тонах: стены оформлены филенками и пилястрами из белого и розового искусственного мрамора, верхняя площадка декорирована беломраморными колоннами. Плафон "Добродетели представляют русское юношество богине Минерве" украшал Овальный зал, первоначально находившийся на месте лестницы. Единственный акцент в интерьере - малахитовая ваза (Екатеринбург, 1850-е). Название лестницы объясняется тем, что в XIX в. на первом этаже здания находились помещения Государственного совета.


Верхняя площадка Советской лестницы

Залы Большого Эрмитажа

Первый этаж здания занимают административные помещения, дирекция Государственного Эрмитажа. Некогда эти помещения занимал Государственный совет, а с 1885 года - Царскосельский арсенал.

Залы итальянской живописи XIII—XVIII веков

В залах второго этажа (бывшие жилые комнаты Надворной анфилады и залы Парадной анфилады вдоль Невы) представлены работы мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан.

Зал Тициана Зал Тициана - одно из помещений Надворной анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, оформленной А.И. Штакеншнейдером в 1850-е гг. Эти апартаменты предназначалась для знатных гостей императорского двора. Отделка XIX в. сохранилась в интерьере лишь частично. В ходе реставрации, проведенной в 2003 г., стены были окрашены под цвет штофа, которым ранее, согласно архивным данным, было обито помещение. В зале представлены полотна позднего периода творчества Тициана (Тициано Вечеллио, 1488-1576) - великого венецианского художника эпохи Возрождения. Среди них - "Даная", "Кающаяся Мария Магдалина", "Святой Себастьян".
Даная

Кающаяся Мария Магдалина

Зал искусства Италии XIII - начала XV в.

Приемная, как и все залы парадной анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, была оформлена А. Штакеншнейдером в 1851-1860 гг. Зал является прекрасным образцом интерьера эпохи историзма. Колонны зеленой яшмы и пилястры, украшенные росписью, золоченые орнаменты потолка и десюдепортов, двери, декорированные медальонами из фарфора, придают залу особую нарядность. В зале представлены произведения итальянских художников XIII - начала XV в., среди которых "Крест с изображением Распятия" Уголино ди Тедиче, створка диптиха Симоне Мартини "Мадонна" из сцены "Благовещение", "Распятие с Девой Марией и св. Иоанном" Николо Джерини.

Мадонна из сцены "Благовещение" Симоне Мартини

"Голгофа" Уголино Лоренцетти

Зал искусства Италии XVI в.

Зал входил в надворную анфиладу Старого (Большого) Эрмитажа, оформленную А. Штакеншнейдером в середине XIX в. Убранство интерьера не сохранилось. В ходе реставрации 2003 г. стены приобрели окраску под цвет штофа, которым ранее, согласно архивным данным, было обито помещение. Сейчас здесь представлены работы венецианских живописцев XVI в., таких как Якопа Пальма Старший, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Чима де Конельяно. К шедеврам коллекции музея относится картина Джорджоне (около 1478-1510) "Юдифь" - одно из немногих подлинных произведений основоположника венецианской школы.
Якопо Пальма Старший - Мадонна с младенцем и заказчиками

Джорджоне - Юдифь

Зал Леонардо да Винчи

В Двусветном зале Старого (Большого) Эрмитажа представлены шедевры музея - два произведения крупнейшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи - "Мадонна Бенуа", одно из немногих бесспорных творений мастера, и "Мадонна Литта". В отделке зала (архитектор А.И. Штакеншнейдер, 1858) сочетаются светлый стюк с цветным камнем (порфировые и яшмовые колонны, лазуритовые вставки в мраморных каминах) и позолотой. Зал украшают живописные панно и плафоны. Двери декорированы в стиле "буль" - пластинками черепахового панциря и золоченой латуни.

Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) (1478)

Самая знаменитая картина Эрмитажа. Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) (1490 - 1491)


Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля находятся в Большом Эрмитаже.
Прообразом Лоджий, сооруженных по заказу императрицы Екатерины II в1780-хгг. архитектором Дж. Кваренги, послужила прославленная галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Копиифресок были выполнены в технике темперы группой художников под руководством Х. Унтербергера. На сводах галереи помещен цикл картин на библейские сюжеты - так называемая "Библия Рафаэля". Стены украшает орнамент-гротеск, мотивы которого возникли в живописи Рафаэля под влиянием росписей в "гротах" - руинах "Золотогодома" (дворца древне римского императора Нерона,I в.).

Малый Эрмитаж


Северный павильон Малого Эрмитажа.Вид с Дворцовой набережной.

Южный павильон Малого Эрмитажа с Дворцовой площади

Павильонный зал

Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX в. А. И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, ренессанса и востока. Особую эффектность интерьеру придает сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана - вариации "Фонтана слез" Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика - копия пола, найденного прираскопках древне римских терм. В зале экспонируются часы "Павлин" (Дж.Кокс, 1770-е),приобретенные Екатериной II, и коллекция произведений из мозаики.

Эдуард Петрович Гау

Тутукин, Петр Васильевич - Виды залов Зимнего дворца. Павильонный зал

Кольб Александр Христофорович - Виды залов Малого Эрмитажа. Павильонный зал

(в 1719-1723 годах) и дом Г. П. Чернышёва, а также дом придворных прачек. Последний соседствовал с Зимним дворцом Петра I.

Первыми специализированными помещениями для хранения императорских коллекций стали галереи соседнего Малого Эрмитажа . Вскоре этих галерей стало не хватать. В мае 1770 года Екатерина II приказала построить вдоль Дворцовой набережной новое каменное здание "в линию с эрмитажем". Оно возводилось с февраля 1771 года в течение двух лет по проекту Ю. М. Фельтена и под руководством каменных дел мастера Джованни Джеронимо Руска. Работу завершили в 1774 году. Тогда на берегу Невы появился новый корпус шириной в 10 осей, который с северным павильоном Малого Эрмитажа соединила переходная галерея. Новое здание заняло бывший участок Крюйса.

Спустя ещё два года на месте обветшавшего дома Чернышёва и дома придворных прачек было решено продолжить возведение каменного здания, которое протянулось теперь вплоть до Зимней канавки . Работы, начавшиеся в середине 1777 года и длившиеся два строительных сезона, велись по проекту и под руководством тех же специалистов. Вторая часть здания получила 17 осей по фасаду. Общий, объединивший две части, фасад был создан в 1787 году. Позже была устроена арка над Зимней канавкой, соединившая Большой Эрмитаж с Эрмитажный театром .

Отделка интерьеров Большого Эрмитажа производилась постепенно, Екатерина II обсуждала с Фельтеном оформление каждого зала.

Из-за существования Малого Эрмитажа новая постройка стал называться Большим Эрмитажем. После появления по соседству Нового Эрмитажа это здание стали именовать Старым Эрмитажем. Здесь разместились дворцовая художественная коллекция и библиотека. Интерьеры Большого Эрмитажа описал И. Г. Георги:

"Ряд комнат на берегу Невы украшен с наизящнейшим вкусом, полы штучные, потолки с живописью, большие закруглённые окошки с зеркальными стёклами, хрустальные паникадилы, шёлковые занавесы с кистьми, богатые комельки или печи, двери с зеркалами, зеркала, угловые столы, богатые часы, стулья, софы и тому подобное. Во всех комнатах находятся также картины и богатые вазы, урны, группы, статуи, бюсты отечественных героев и других великих особ, столбы и разные искусственные вещи гипсовые, мраморные, яшмовые, яхонтовые, изумрудовые, хрустальные, порфирные и из других каменьев, также лепной работы, фарфоровые, бронзовые, резные из дерева и пр. Шкафы и кабинеты, в коих хранятся геммы и другие драгоценности, часовые станки и пр. суть наиизящнейшей работы Рентгена, Майера и других славных мастеров сего искусства" [Цит. по: 2, с. 425, 426].

Большинство помещений Большого Эрмитажа были отданы под размещение коллекций. Но некоторые комнаты были жилыми. Здесь находились Диванная, Бильярдная, Опочивальня и Уборная. Верхний и нижний этажи вмещали комнаты фрейлин и других приближённых ко двору лиц. Вход в здание был со стороны Зимней канавки.

За зданием Большого Эрмитажа первоначально оставались старые двухэтажные корпуса дома прачек. На их месте в 1792 году архитектор Д. Кваренги соорудил новый корпус Большого Эрмитажа для размещения Лоджии Рафаэля. Эта лоджия является точной копией галереи папского дворца в Ватикане. Только если в Риме она открыта, то в Петербурге из-за холодного климата лоджии со стороны Зимней канавки закрыты окнами. Копии рисунков с лоджий Рафаэля в 1778 году начал выполнять итальянский художник Кристоф Унтербергер, которому помогал В. Петер. Ими руководил один из самых известных археологов И. Ф. Рейфенштейн, являвшийся доверенным лицом Екатерины II. Именно по его совету Екатерина II пригласила в Санкт-Петербург Джакомо Кваренги.

Первоначально Екатерина II желала устроить только одну секцию лоджии. Но Н. Б. Юсупов, который организовывал эти работы, убедил императрицу и римского папу в необходимости копирования всего зала.

В здание ведут два подъезда. Ближний к Малому Эрмитажу носит название "Советский". Это название не имеет никакого отношения к СССР. Подъездом пользовались члены Госсовета и Комитета министров, который заседал в здании Большого Эрмитажа с 1 января 1810 по 1870 год. Парадная лестница также стала называться "Советской". Второй подъезд носит более скромное имя - "Малый подъезд".

Изначально здесь жили придворные служащие, в XIX веке помещения стали использоваться как хранилища коллекций. В 1852 году по указу Николая I Новый и Большой Эрмитажи стали открыты для публики. В 1860 году проводилась реконструкция интерьеров под руководством архитектора А. И. Штакеншнейдера . Он же устроил металлический "зонтик" с фонарями у восточного подъезда со стороны Невы .

Помещения занимаемые Госсоветом и Комитетом министров были возвращены Эрмитажу в 1885 году.

В 1899 году парадные помещения стали жилыми покоями.



Величественная и прекрасная Главная лестница Зимнего дворца в XVIII веке играла очень важную представительскую роль, включаясь в анфиладу парадных залов, где проходили торжественные церемонии и придворные празднества. По ней послы иностранных государств поднимались в центральные залы для аудиенций, поэтому она называлась Посольской. После революции, когда дворец стал музеем, экскурсоводы дали ей имя Иорданская, поскольку на праздник Крещения по ней спускалась царская семья и другие участники крестного хода, начинавшегося от Большой церкви и выходившего к иордани - специальной проруби в замёрзшей Неве, где проводился обряд водосвятия.


Эта лестница связана со строительством Нового Эрмитажа - здания, созданного специально под музей для разросшихся коллекций предметов искусства. Оно было построено в 1850 году архитектором Н. E. Ефимовым под руководством В. П. Стасова по проекту Л. фон Кленце. Лестница стала главным входом в здание Нового Эрмитажа и была подобна той, что вела на афинский Акрополь. Её подъезд со стороны улицы украшен гранитными скульптурами десяти атлантов, созданными академиком А. И. Теребеневым, отсюда и другое название - Теребеневская лестница. Если смотреть на лестницу с площадки первого этажа вверх, то можно заметить одно любопытное архитектурное решение: в каждом следующем пролёте количество ступенек уменьшается на одну, что создаёт иллюзию бесконечной дороги ввысь.

По Главной лестнице Нового Эрмитажа поднимались первые посетители музея. Однако публичным, рассчитанным на широкого посетителя, музей не был. Первоначально для того, чтобы попасть в Эрмитаж, требовалось специальное разрешение, которое выдавали только избранным. Так, например, великий поэт А. С. Пушкин смог получить постоянный музейный пропуск только по рекомендации В. А. Жуковского, своего учителя. Даже известные русские художники, которым нужно было работать в залах, не всегда могли добиться такого разрешения.


Никакого отношения к Советскому Союзу эта лестница не имеет. Советская лестница, построенная в середине XIX века архитектором А. И. Штакеншнейдером, получила своё название в связи с тем, что через её подъезд проходили члены Государственного совета, направлявшиеся на заседания, происходившие под председательством царя. Лестница уникальна также и тем, что связывает сразу три здания музейного комплекса: переходным коридорчиком она сообщается с Малым Эрмитажем, с противоположной стороны вдоль линии набережной располагается Старый Эрмитаж, двери в центре (напротив окон) ведут в залы Нового Эрмитажа.

Октябрьская лестница


Название «Октябрьская» лестница получила в память о революционных событиях октября 1917 года, когда отряды штурмующих проникли по ней в Зимний дворец. По Октябрьской же лестнице в ночь с 25-го на 26 октября 1917 года выводили захваченных министров Временного правительства.

Ни в одном путеводителе не найти точной даты появления этого имени, и знаменитая мемориальная доска была установлена на ней уже после того, как новое название прижилось. До того лестница именовалась «ея императорского величества», поскольку примыкала непосредственно к апартаментам императриц - супруги (впоследствии вдовы) Павла I Марии Фёдоровны и супруги Александра II Марии Александровны.

Церковная лестница


Церковная лестница расположена в непосредственной близости к Малой церкви Зимнего дворца, где проходили службы с участием членов царской семьи. Несколько лет назад в Эрмитаже произошёл удивительный случай: во время проведения плановых электротехнических работ на площадке второго этажа Церковной лестницы была обнаружена гипсовая скульптура, замурованная в стену.

Скульптура изображает раба в ошейнике и носит название «Беглый раб». В процессе реставрации находки выяснилось, что создал её знаменитый скульптор Владимир Беклемишев в конце XIX века. А в 1893 году она представляла Россию на Всемирной выставке в Чикаго. Как и почему она попала в «заточение» - неизвестно, но провела она там более 60 лет. Таких открытий в музее не было больше века.



Загрузка...