emou.ru

Галерея героев отечественной войны 1812 года. Военная галерея. Выбор императора: Джордж Доу

Военная галерея Зимнего дворца, Г. Г. Чернецов, 1827

Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и Голике (нем. Wilhelm August Golike).

Посмертный портрет Джорджа Доу (сидит), написанный его учеником Вильгельмом Голике (стоит) в окружении семьи Голике

Джордж Доу (англ. George Dawe; 8 февраля 1781, Лондон — 15 октября 1829, Кентиш-Таун) — английский художник. В 1819—1829 годах работал в Санкт-Петербурге, где написал (с помощью русских живописцев Вильгельма Августа Голике и Александра Полякова) 329 погрудных портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814, большие портреты Михаила Кутузова и Михаила Барклая де Толли (1829), 4 портрета солдат-ветеранов (1828), составивших Военную галерею в Зимнем дворце.

Джордж Доу пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских. В 1819 году отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого привлёк внимание Александра I. Император заказал художнику портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I. В 1826 году Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 году Джордж был официально назначен Первым художником Императорского двора.

Портрет Джорджа Доу. Деталь картины В. А. Голике. 1834 г.

Джордж Доу был упомянут в историческом романе Глинки В. М. "Судьба дворцового гренадера" и показан с крайне негативной стороны. Выходил он как эксплуататор молодого русского художника, выходца из деревни, талант которого сгубил заставляя юношу копировать чужие портреты; его работу выдавал за свою, с чего выходило, что большинство работ мастера исполнены его подчиненными.

Александр Васильевич Поляков (1801 — 7 января 1835) — русский художник. Крепостной генерaла П. Я. Корнилова был отдан в 1822 году в помощники Джорджу Доу. По договору Поляков поступaл «в ученье и рaботу» к Доу вплоть до его отъездa в Англию с условием отпускaть крепостного живописцa в вечерние клaссы в Акaдемию художеств. Жалованья ему было положено 800 рублей в год. «Но из сей суммы господин Доу дает ему только 350 рублей, остальные 450 оставляет в уплату за квартиру и за стол, хотя сей последний он имеет с его лакеями», - писал Комитет Общества поощрения художников. Доу писал портреты для Военной галереи героев Отечественной войны 1812 года. Некоторые из этих портретов писал Поляков, но подписывался под ними сам Доу. Многие десятилетия спустя специалисты пришли к выводу, что Поляков ещё и реставрировал большое число почерневших портретов, небрежно выполненных Доу.

В 1833 году, уже после освобождения Полякова от крепостной зависимости, президент Российской академии художеств А. Оленин подписал постановление о возведении Александра Полякова в ранг свободного художника. Из собственных работ известны: «Петр I на корабельной верфи с видом на Амстердам» (1819) и «Портрет Императора Николая I» (1829). Имеются его работы также в Государственном историческом музее в Москве и Костромском художественном музее: «Портрет близнецов Аркадия и Ивана Корниловых», «Портрет М. Ф. Корниловой и М. Л. Куломзиной», «Портрет Е. П. Корнилова».

Кроме портретов, написанных Доу, Поляковым и Голике, в галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников — короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий — венским живописцем П. Крафтом.

Портрет Александра I (1838). Художник Ф. Крюгер

Прусский король Фридрих-Вильгельм III. Художник Ф. Крюгер

Австрийский император Франц I. Художник П. Крафт

В советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер, специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов Отечественной войны. Эти портреты также выполнил Джордж Доу. Позднее галерея была дополнена двумя работами Петера фон Гесса — «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину».

Э. П. Гау, 1862

Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карло Росси и строился с июня по ноябрь 1826 года. Он заменил несколько маленьких комнат в середине главного блока зимнего дворца — между Белым Тронным залом и Большим Тронным залом, в нескольких шагах от дворцовой церкви.

Карл Ива́нович Ро́сси (итал. Carlo di Giovanni Rossi; 1775—1849) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам Дж. Скотти. Торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года. К открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёным репсом, с именными табличками. По мере написания картины размещались на своих местах. Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. Однако изображения тринадцати героев войны 1812 года не нашли; в связи с этим отведённые для них места затянуты зелёным шёлком.

Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В. П. Стасова.

Васи́лий Петро́вич Ста́сов (24 июля 1769, Москва — 24 августа 1848, Санкт-Петербург) — русский архитектор.

Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 м, а над карнизом разместились хоры — обходная галерея.

К. К. Пиратский, 1861

Великий князь Константин Павлович

Фельдмаршал М. И. Кутузов

Фельдмаршал Барклай де Толли

А. С. Пушкин в своём стихотворении «Полководец», посвящённом Барклаю де Толли, в первых строках описывает Военную галерею:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом:
Но сверху до низу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил


И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики...

С портретов прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года, виртуозно написанных Джорджем Доу, на нас смотрят красивые мужественные лица, "полные воинственной отваги", как сказал о них Пушкин. На темной ткани их мундиров горят воинские награды, переливается муар орденских лент, блестит золотое шитье, аксельбанты и эполеты...

Император Александр I лично утверждал составленные Главным штабом списки генералов, чьи портреты должны были украсить Военную галерею. Это были 349 участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг., которые состояли в генеральском чине или были произведены в генералы вскоре после окончания войны.

За 10 лет работы Джордж Доу и его русские помощники В. А. Голике и А. В. Поляков создали 333 портрета, которые размещены в пять рядов на стенах галереи. Тринадцать портретов по разным причинам так и остались невыполненными. Вместо них в галерее находятся рамы с именами генералов.

Вся Россия знала имена людей, чьи портреты были помещены в Военной галерее. О каждом из них можно было бы написать героическую оду.

Михаил Богданович Барклай де Толли и Михаил Илларионович Кутузов

Генерал-фельдмаршал Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761-1818) - главнокомандующий русскими войсками в начале войны. Он выработал план отступления русской армии в глубь страны и руководил операциями по отступлению до 17 августа 1812 г. После его отставки командование принял генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813), который был вынужден продолжать отступление и принял нелегкое решение об оставлении Москвы. Все последовавшие за этим победы - от Бородина до Березины - связаны с именем Кутузова, проявившего себя блестящим стратегом.

Николай Николаевич Раевский

Генерал Николай Николаевич Раевский (1771-1829) - талантливый и мужественный военачальник. Во время Бородинского сражения корпус Раевского оборонял Курганную высоту, расположенную в центре позиции русских войск. Там были установлены 18 орудий батареи, получившей имя Раевского и отразившей все атаки французов.

Петр Иванович Багратион

Генерал Петр Иванович Багратион (1765-1812) - "Бог рати он" - так произносили его фамилию современники. За 30 лет службы князь Багратион принял участие в 20 походах и 150 сражениях. В Бородинском сражении он возглавлял левый фланг, по которому пришелся первый удар противника. Французы дважды овладевали земляными укреплениями - Багратионовыми флешами и дважды были выбиты оттуда. Во время очередной атаки противника генерал Багратион поднял свои войска в контратаку и в этот момент был тяжело ранен.

Алексей Петрович Ермолов

Генерал Алексей Петрович Ермолов (1777-1861) - выдающийся военный деятель и один из самых популярных людей своей эпохи. В Отечественной войне 1812 г. Ермолов участвовал во всех крупных сражениях. В разгар битвы на Бородинском поле М. И. Кутузов направил его на левый фланг, во 2-ю армию, заменить тяжело раненного Багратиона, и Ермолов помог преодолеть там смятение войск. Увидев, что центральная батарея Раевского взята французами, он организовал контратаку, отбил батарею и руководил ее обороной, пока не был контужен картечью.

Денис Васильевич Давыдов

Имя Дениса Васильевича Давыдова (1784-1839) неотделимо от Отечественной войны 1812 года как имя зачинателя и одного из руководителей партизанского движения. Боевые таланты Дениса Давыдова высоко ценили М. И. Кутузов и П. И. Багратион, а о его поэтическом даре поэт Н. М. Языков писал:

"Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой".

В 1949 г., к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина, в Военной галерее была установлена мраморная доска со строками из стихотворения великого русского поэта "Полководец":

"...Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной славою Двенадцатого года...".

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,

Ни плясок, ни охот, - а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

А.С.Пушкин

332 портрета генералов, проявивших отвагу в ходе Отечественной войны 1812 года, украшают протянувшуюся от Гербового до Большого тронного зала Зимнего дворца Военную галерею. По проекту Карла Росси, к 1826 году для создания портретного зала объединили несколько небольших помещений различного назначения. Поскольку открытие галереи должно было непременно состояться 25 декабря – в день изгнания армии Наполеона с русской земли, то работы по созданию интерьера зала и написанию портретов велись в довольно спешном порядке. И все же в день открытия многие места на стенах галереи пустовали, задрапированные тканью. Именные таблички на них обозначали героев, портреты которых должны были вскоре занять свои места.

После праздничной службы в Дворцовой церкви с последующим освящением галереи, по ней торжественным парадом прошли солдаты пехоты и кавалерии, отдавая честь портретам своих героических военачальников.

Стоит отметить, что все эти портреты были созданы одним художником – англичанином Джорджем Доу, которому ассистировали Александр Поляков и Вильгельм Голике. Список генералов составлялся Инспекторским департаментом Главного штаба, однако некоторые фамилии были оттуда вычеркнуты лично Александром I без объяснения причин. Историки предполагают, что император убрал из почетной галереи военнослужащих, проявивших сочувствие к восстанию декабристов.

Пожар 1837 года полностью уничтожил интерьер Военной галереи. Однако, удивительным образом, все до единого портреты героев удалось спасти от огня. При реставрации архитектор Владимир Стасов увеличил галерею почти на 6 метров, сделав ее еще более значительной и торжественной.

Список генералов, удостоенных чести украсить своими портретам галерею Зимнего дворца, был сформирован в 1820 году. Учитывая огромный фронт работ, Джордж Доу немедленно приступил к их написанию. Увы, оказалось, что к тому времени многие генералы из списка уже скончались, либо были настолько немолоды, что совсем не желали проделывать трудный путь по российским дорогам из своих губерний в столицу, с той лишь целью, чтобы каких-то пару раз позировать художнику. Поэтому многие из них были писаны с уже существующих портретов, присланных в Петербург со всех концов страны самими генералами, или их родственниками. Известно несколько курьезных случаев, когда жена отправляла портрет своего мужа времен его юности, с сопроводительным письмом: «Несмотря на то, что мой муж скончался в почтенных летах, могу свидетельствовать, что за эти годы он ничуть не изменился».

Галерея Отечественной войны 1812 в Санкт-Петербургском музее Эрмитаж — место удивительное. Эта галерея в наиболее полной манере представляет искусство и его помощников А. В. Полякова и Голике, которые и написали все 332 портрета русских генералов , что представлены в этом зале. Вся коллекция, как вы уже, наверное, могли понять из названия, относится к Отечественной войне 1812 года и её участникам. Это не только галерея красивых произведений искусства великих художников, но и дань памяти героям той войны.

Кроме большого количества портретов вышеуказанных художников здесь представлены два больших конных портрета Александра I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III художника Ф. Крюгера, а также большой конный портрет австрийского императора Франца I художника П. Крафта. Ещё две работы были написаны Петером фон Гессом, это: «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину».

Стоит сказать, что сама галерея очень красива и необычна. Спроектировал её знаменитый архитектор Карло Росси. Пожар в Зимнем дворце, который произошёл 17 декабря 1837 года, уничтожил многие залы, включая и этот, но, к счастью, все до одной картины были спасены и не пострадали. С уверенностью можно утверждать, что это один из самых необычных залов во всём музее Эрмитаж. Огромное собрание портретов находится в одном месте. Разбегаются глаза от их обилия. Если рассматривать каждый из них, то наверняка понадобится несколько часов.

В ряду парадных интерьеров Зимнего дворца, между Гербовым и Георгиевским залами, расположена Военная галерея 1812 года.

Это исключительный по своему историческому и художественному значению памятник великому подвигу русского народа, отстоявшего в грозном Двенадцатом году свою национальную независимость и освободившего народы Европы от ярма Наполеона.

Триста тридцать два портрета русских генералов, участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов, помещенные в галерее, отражают в своей совокупности одно из наиболее ярких событий военной истории нашей Родины.

Галерея производит неизгладимое впечатление на каждого, побывавшего в ней. Образы далекого героического прошлого, так знакомые и близкие нам по "Войне и миру", нашли здесь свое живописное воплощение, дополняющее бессмертные страницы Толстого.

Стоя в галерее, невольно вспоминаешь и другое великое русское имя - имя Пушкина, чей творческий расцвет, несомненно, обусловлен подъемом национального самосознания, вызванным славной эпопеей Двенадцатого года.

Пушкин нередко посещал галерею и в стихотворении "Полководец" дал ее поэтическое описание:

У русского царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом; Но сверху донизу, во всю длину, кругом, Своею кистию свободной и широкой Ее разрисовал художник быстроокой. Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн, Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен, Ни плясок, ни охот, а все плащи, да шпаги, Да лица полные воинственной отваги. Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью Двенадцатого года. Нередко медленно меж ими я брожу И на знакомые их образы гляжу, И, мнится, слышу их воинственные клики. Из них уж многих нет; другие, коих лики Еще так молоды на ярком полотне, Уже состарились и никнут в тишине Главою лавровой... 1835

Эти строки Пушкина вырезаны на мраморной доске, установленной в галерее 5 июня 1949 года к 150-летней годовщине со дня рождения поэта.

Заслуга создания грандиозной портретной галереи принадлежит группе художников, возглавлявшейся английским живописцем Джорджем Доу (1781-1829). Талантливый портретист, Доу в 1819 году был приглашен в Россию для работы над мемориальной портретной галереей Зимнего дворца, долженствовавшей увековечить победы России 1812-1814 годов. Десять последних лет своей жизни художник работал над выполнением поставленной перед ним обширной задачи, и созданная под его руководством портретная галерея явилась его высшим творческим достижением. Работая с быстротой, приводившей в изумление современников, обладая уверенной техникой и незаурядной способностью схватывать в своих портретах разительное сходство с натурой, Доу сумел избежать в галерее неминуемого, казалось бы, утомительного однообразия. Создав единый художественный комплекс, он в то же время проявил много свободы и разнообразия в изображении отдельных лиц. Самим Доу написано около ста пятидесяти портретов. Остальные портреты, вышедшие из его мастерской, помещавшейся в здании Эрмитажа, выполнены его помощниками молодыми русскими художниками А. В. Поляковым (1801-1835) и В. А. Голике (ум. в 1848), которых Доу, отличавшийся, наряду с талантом, редким корыстолюбием, жестоко эксплуатировал.

Следует отметить, что факт приглашения Александром I иностранного художника для работы над памятником Отечественной войны 1812 года уже тогда вызывал горькие чувства у людей, любивших национальное русское искусство и указывавших, что среди русских портретистов того времени были такие замечательные мастера, как А. Г. Венецианов, В. А. Тропинин, А. Г. Варнек, которым, казалось бы, естественно было поручить работу по увековечению одного из наиболее славных событий военной истории нашей Родины. Однако из трех названных крупных русских портретистов того времени только один Тропинин был привлечен к косвенному участию в работе по созданию галереи: он написал в Москве ряд портретов живших там участников Отечественной войны. Его портреты были затем скопированы в мастерской Доу, где они были подогнаны под единый, избранный для галереи формат.

Торжественное открытие в Зимнем дворце грандиозной портретной галереи состоялось 25 декабря 1826 года, в день ежегодного празднования изгнания французов из России. Созданная на месте бывших здесь раньше шести небольших помещений, галерея была отделана одним из крупнейших русских зодчих начала XIX века К. И. Росси. Просуществовал этот интерьер в своем первоначальном виде недолго: он погиб во время большого пожара 1837 года, уничтожившего почти весь Зимний дворец. Все портреты, однако, были самоотверженно спасены от пламени солдатами гвардейских полков, и через полтора года архитектор В. П. Стасов восстановил помещение с некоторыми изменениями в его отделке. Эти изменения можно обнаружить при сопоставлении галереи с висящей между колоннами картиной художника Г. Г. Чернецова, изображающей ее до пожара.

На портретах воссозданы яркие образы участников Отечественной войны 1812 года во всем многообразии их индивидуальных характеров. Декоративность живописи и ее романтическая приподнятость, естественно вытекавшие из назначения галереи - парадного дворцового зала и памятника борьбы и победы русской армии, - своеобразно сочетаются в лучших портретах с острой наблюдательностью и убеждающим реализмом.

В кратком очерке невозможно даже вскользь коснуться всех портретов. Остановимся поэтому на изображениях только наиболее значительных участников эпопеи Двенадцатого года.

В центре галереи, по сторонам двери, ведущей в Георгиевский зал, расположены большие, в рост, портреты фельдмаршалов Кутузова и Барклая-де-Толли.

Великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813) изображен стоящим у запорошенной снегом ели с обнаженной головой, в накинутой на плечи шинели. Фигура полководца, полного спокойствия и уверенности в своих силах, господствует над снежной равниной со сражающимися массами войск. Повелительный жест руки Кутузова, символизирующий изгнание неприятеля из пределов русской земли, полон естественной выразительности, внутренне оправданной и далекой от театральности. Портрет написан Доу в 1829 году; черты лица Кутузова взяты им с портрета, писанного Р. Волковым с натуры летом 1812 года перед отъездом Кутузова из Петербурга в действующую армию.

Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761-1818) изображен на фоне Парижа, в день взятия которого союзными войсками он был произведен в фельдмаршалы. Образ полководца проникнут сдержанным лиризмом. Высокая, затянутая в узкий мундир фигура погруженного в задумчивость Барклая одиноко рисуется на фоне неба с тяжелой тучей - последним отзвуком отшумевшей грозы.

Этот портрет так же, как и портрет Кутузова, был написан Джорджем Доу в 1829 году - последний год жизни художника - и относится к числу лучших его произведений.

Вокруг больших портретов Кутузова и Барклая находятся меньшего размера, погрудные портреты ближайших их соратников.

На портретах, помещенных вокруг Кутузова, изображены:

Петр Иванович Багратион (1765-1812). Любимый ученик Суворова, герой всех войн и походов конца XVIII - начала XIX века. Под Бородином Багратион во главе 2-й армии героически отражал яростные, но тщетные усилия французских войск сломить сопротивление нашего левого фланга и был смертельно ранен в самый разгар сражения. На портрете передано выражение величавого спокойствия, свойственного Багратиону, по свидетельству современников, в обычной обстановке. Только в минуты крайнего напряжения боя лицо Багратиона принимало выражение неистового вдохновения.

Денис Васильевич Давыдов (1784-1839). Талантливый поэт пушкинской поры, на протяжении нескольких лет был адъютантом Багратиона. Блестящий кавалерийский начальник, он первый сформировал в Двенадцатом году партизанский отряд из регулярной конницы для действий против вторгшейся в Россию "великой армии".

Федор Петрович Уваров (1769-1824). Руководил под Бородином массированной кавалерийской атакой, предпринятой, по приказанию Кутузова, в разгар боя. Действия русской конницы, произведя замешательство на левом фланге противника, заставили Наполеона отсрочить решительную атаку его войск на центр наших позиций, что дало возможность Кутузову подготовиться к ее отражению.

Яков Петрович Кульнев (1764-1812). Прославился своими смелыми авангардными действиями в войну со Швецией в 1808-1809 годах и в начале кампании 1812 года. Погиб 20 июля в сражении под Клястицами, пресекшем попытку французов продвинуться на Петербург. После гибели Кульнева его имя, и ранее популярное, стало именем народного героя. Гравированные портреты "храброго Кульнева", занесенные в деревню разносчиками-офенями, появились даже в бедных крестьянских избах.

Александр Алексеевич Тучков (1777-1812). Погиб под Бородином в момент, когда со знаменем в руках вел в штыковую атаку свой подшефный Ревельский полк. Труп его, несмотря на все поиски молодой вдовы, не был найден. Лицо Тучкова овеяно поэтической грустью, характерной для романтических портретов того времени и так уместной и оправданной в данном портрете.

Александр Никитич Сеславин (1785-1858). Партизан, первым обнаруживший движение на Малоярославец уходившего из Москвы Наполеона и сообщивший об этом в Главную квартиру русских войск. Характерна порывистая поза Сеславина, как бы готового к стремительному движению, к лихому набегу на врага.

Дмитрий Сергеевич Дохтуров (1756-1816). Пользовался неизменным доверием и любовью Кутузова, отличался необыкновенно спокойным мужеством и большой скромностью. Под Бородином Дохтуров после ранения Багратиона руководил нашим левым флангом; под Малоярославцем, командуя корпусом, принял на себя удар всей армии Наполеона и задержал ее вплоть до подхода Кутузова с главными силами русской армии.

Алексей Петрович Ермолов (1777-1861). Один из наиболее одаренных и популярных русских генералов времени наполеоновских войн. На портрете Доу его резкий, волевой профиль эффектно выделяется на фоне темного неба и снежных гор Кавказа, где Ермолов с 1816 года командовал Отдельным Грузинским корпусом. Пушкин в 1829 году, по дороге на Кавказ, посетил проживавшего в Орле опального Ермолова. Описывая в "Путешествии в Арзрум" внешность генерала, поэт обратил внимание на его "голову тигра на геркулесовом торсе". "Когда он задумывается и хмурится,- писал Пушкин,- то становится прекрасен и разительно напоминает свой поэтический портрет, писанный Довом".

На портретах, помещенных по сторонам портрета Барклая-де-Толли, изображены:

Николай Николаевич Раевский (1771-1829). Он командовал корпусом в армии Багратиона. Под именем "батареи Раевского" вошел в историю редут, бывший в Бородинском бою, наряду с "Багратионовыми флешами", целью особенно яростных атак французов. Во время посещений галереи Пушкин, близко знавший Раевского, не раз, конечно, останавливал свой взгляд на этом портрете. По отзыву поэта, Раевский был "человеком с ясным умом, с простою, прекрасною душою", который "невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и оценить его высокие качества".

Дмитрий Петрович Неверовский (1771-1813). Командовал в 1812 году 27-й пехотной дивизией, сформированной им перед самой войной из новобранцев. В бою 2 августа под Красным дивизия Неверовского приняла на себя удар Мюрата, стремившегося прорваться с юга к незащищенному Смоленску. Героическое сопротивление "молодой" дивизии предотвратило выход французов в тыл наших войск. Отступление Неверовского от Красного сами враги назвали "отступлением львов". 16 октября 1813 года под Лейпцигом Неверовский был смертельно ранен.

Дмитрий Ефремович Кутейников (1766-1844). Боевой казачий генерал, в прошлом сподвижник Суворова, которому спас жизнь на Кинбурнской косе. В 1812 году командовал бригадой донских казаков. Портрет удачно сочетает реализм в передаче лица с эффектной воинственной позой.

Петр Петрович Коновницын (1764-1822). Командовал арьергардом при отходе русской армии от Смоленска до Бородина. Благодаря стойкости и искусным действиям Коновницына, сдерживавшего наступление неприятеля, русская армия двигалась спокойно, в полном порядке, не оставляя французам ни одной повозки, и без помех развернулась на избранных Кутузовым бородинских позициях. После оставления Москвы Коновницын состоял дежурным генералом при Кутузове и был одним из наиболее деятельных его помощников.

Портрет написан с натуры и хорошо передает твердый, открытый взгляд Коновницына, отличавшегося прямым характером и пользовавшегося большой любовью и уважением подчиненных.

Александр Иванович Остерман-Толстой (1770-1857). Один из храбрейших участников эпопеи Двенадцатого года, который, по выражению современника, "даже среди знаменитых сверстников своих умел себя выказать". 13 июля под деревней Островной он дал французам первое серьезное сражение; здесь неприятель в полной мере почувствовал, что значит сопротивление русских, дерущихся за родную землю. В бою под Кульмом 17-18 августа 1813 года Толстой, командуя гвардейской пехотой, разбил корпус Вандама, пытавшегося прорваться в тыл союзных русско-австрийских войск. Портрет его принадлежит к числу лучших в галерее. Небрежно наброшенная шинель маскирует отсутствие левой руки, потерянной Толстым в бою под Кульмом. Острый взгляд и чуть "разочарованная" складка рта отражают своеобразный и независимый характер героя Кульма, "не поладившего" с Николаем I и вышедшего при нем в отставку.

Валерьян Григорьевич Мадатов (1780-1829). Участник многих войн начала XIX века, пользовавшийся репутацией одного из самых лихих кавалеристов того времени. Портрет Мадатова живо передает его характерную наружность и бурный темперамент.

Сергей Григорьевич Волконский (1788-1865). В 1812 году командовал партизанским отрядом. За участие в революционном заговоре декабристов был приговорен в 1826 году к каторге. Изображен Волконский в скромном, без золотого шитья, вицмундире; все внимание художник уделил передаче его характерного лица, написанного широко и свободно. После суда над Волконским этот портрет, датированный 1823 годом, был изъят, по приказанию Николая I, из числа работ,предназначенных к помещению в галерее, и только много лет спустя занял в ней подобающее место.

Кроме портретов Кутузова и Барклая-де-Толли, в галерее находятся еще два больших, в рост, портрета работы Доу - герцога Веллингтона, разбившего Наполеона в 1815 году при Ватерлоо, и вел. кн. Константина Павловича (последний - старинная копия с портрета, написанного Доу для одного из варшавских дворцов, помещен в галерее около 1830 г.). Конные портреты Александра I и его союзника по кампаниям 1813-1814 годов прусского короля Фридриха-Вильгельма III, находящиеся в конце галереи, написаны немецким живописцем Ф. Крюгером (1797-1859) около 1837 года и тогда же помещены в галерею. Один из любимых художников Николая I, Крюгер, приноравливаясь к вкусам заказчика, писал эффектные, холодные портреты, щеголяя в них виртуозной передачей "околичностей" - сукна военных мундиров, пуговиц, орденов, отворотов и т. д., изображая "не столько людей в одеждах, сколько одежды на людях". Характерно, что большой портрет Александра I работы Доу, находившийся первоначально в галерее, был забракован за "неуместный" в изображении монарха реализм и уступил место крюгеровскому портрету - очень нарядному, ловко написанному, но внутренне пустому и невыразительному.

Конный портрет другого союзника Александра I, австрийского императора Франца I, исполнен венским художником П. Краффтом (1780-1856) в 1832 году.

Тринадцать пустых рамок, затянутых зеленым шелком, находятся в галерее в таком виде с момента ее открытия; на них вырезаны имена тех генералов, участников войны 1812 года, портреты которых не были написаны вследствие их смерти или по другим причинам.

Галерея сохраняется в неизменном виде со времени ее восстановления после пожара 1837 года, поэтому, наряду с портретами чтимых народной памятью героев Двенадцатого года, мы видим, в ней портреты таких реакционеров, как Аракчеев, Бенкендорф, Чернышев и другие, сыгравших самую мрачную роль в последующей истории России.

Только в советские годы на торцовой стене галереи, а также между колоннами в противоположном ее конце помещены четыре написанных Доу портрета дворцовых гренадеров - ветеранов Двенадцатого года. Эти портреты имеют для нас особый интерес и значение как чрезвычайно редкие портретные изображения русских солдат - героев Отечественной войны, отстоявших под предводительством Кутузова и его соратников независимость нашей Родины.

При входе в галерею из предцерковной помещены две большие картины художника П. Хесса (1792-1871), исполнившего в 40-х годах прошлого века двенадцать картин для Зимнего дворца, изображающих сражения 1812 года. Прежде чем приступить к выполнению полученного заказа, Хесс тщательно изучил материалы по истории Отечественной войны, объездил в 1839 году все поля битв, которые ему предстояло изобразить, и создал своего рода батальные картины-панорамы, отличающиеся ясностью рассказа и обилием добросовестно переданных подробностей. Из написанной им серии в галерее находятся картины "Бородинское сражение" и "Отступление французов через Березину".

Во всем есть тот самый ключик, который проливает новый свет на уже известное - картинная галерея войны 1812 года вроде бы вещь обычная, но я почувствовал себя причастным к ней только прочитав то, что на последней картинке - спрятал ради интриги:

Военная галерея 1812 года

Галерея посвящена победе русского оружия над Наполеоном. Она была сооружена по проекту Карла Ивановича Росси и торжественно открыта в годовщину изгнания Бонапарта из России, 25 декабря 1826 года, в присутствии императорского Двора, генералов, офицеров и солдат, награждённых за участие в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе русской армии 1813 — 14 гг. На её стенах помещены написанные Д.Доу портреты 332 генералов — участников войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 гг. Кроме того, в галереи помещены портреты императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III работы Ф. Крюгера, портрет императора Австрии Франца I работы П. Крафта. Прообразом галереи послужил один из залов Виндзорского дворца, посвящённый памяти битвы при Ватерлоо, в котором были сосредоточены портреты участников Битвы народов.











Портрет Александра I (1838). Художник Ф. Крюгер.










Австрийский император Франц I. Художник П. Крафт.




Прусский король Фридрих Вильгельм III. Художник Ф. Крюгер.




Фельдмаршал М.И. Кутузов.



Фельдмаршал Барклай де Толли.



Великий князь Константин Павлович.



(http://gallerix.ru )" border="0">

Военная галерея Зимнего дворца, Г.Г. Чернецов, 1827



(



Загрузка...