emou.ru

Великомученик климент папа римский. Святой климентий римский в крыму

Священномученик Климент – апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей. Как и все знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его апостолы – вот куда влечет юного Климента.

Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения. По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него Святое Крещение, становится одним из его ближайших учеников (Флп.IV:3). Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он находит родителей. Надо ли говорить, что вся семья после этого приняла христианство и стала проповедовать спасительное учение.

Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. После смерти св. Петра, св. Лина и св. Анаклета, с 92 по 101 год Римским епископом является апостол Климент. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа. Житие сщмч. сохранило нам пример того, как однажды на праздник Пасхи после проповеди апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех римских сословий – от рабов до членов императорской семьи.

Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли о нем императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам. Разгневанный император велит изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке. Многие из учеников апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от , предпочитая добровольную ссылку разлуке с духовным отцом.

Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан. Нелегкая жизнь подвижников была особенно тяжела из-за отсутствия питьевой воды. По молитве святителя Климента Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он проповедовал. В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее. Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам его верных учеников – Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной «Ангельской» церкви нетленное тело своего учителя. После этого каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.

Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников – Константина-философа и его брата Мефодия. Константин-философ считал, что сщмч. Климент покровительствует его миссионерской деятельности и делу просвещения славянских народов. Как показало время, это действительно было так.

Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника – апостола Климента. Во многом благодаря принесенным мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой, и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва.

Это было равносильно чуду! В Западной церкви в ту пору была распространена так называемая «трехъязычная» ересь, когда только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Константин, придя в Рим, постригся в монахи, приняв имя Кирилл, и вскоре умер. Памятуя о заслугах просветителя перед престолом св. Петра, его по настоянию папы Адриана хоронят в церкви св. Климента.


Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей сщмч. Климента (голову) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя сщмч. Климента. Таким образом, мощи сщмч. Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим-то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.

С началом процесса канонизации собственно русских святых ситуация изменилась: наиболее почитаемыми становятся русские подвижники и мученики.

После закрытия в 1935 году Климентовского храма там размещен филиал Российской государственной библиотеки, что, наверное, тоже можно считать не случайным совпадением. Покровительствующий славянской книжности Климент сохранил под сводами своего храма церковные книги из монастырских и частных собраний. Годы лихолетья не нанесли существенного вреда зданию храма и иконостасам, сохраненным заботами сотрудников библиотеки.

Священномученик Климент - Апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей. Как и все знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его Апостолы - вот куда влечет юного Климента.

Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения. По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него святое крещение, становится одним из его ближайших учеников (Филипп IV. 3). Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он находит родителей. Надо ли говорить, что вся семья после этого приняла христианство и стала проповедовать спасительное учение.

Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. После смерти св. Петра, св. Лина и св. Анаклета, с 92 по 101 год Римским епископом является апостол Климент. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа. Житие сщмч. сохранило нам пример того, как однажды на праздник Пасхи после проповеди апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех римских сословий - от рабов до членов императорской семьи.

Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли о нем императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам. Разгневанный император велит изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке. Многие из учеников апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического, предпочитая добровольную ссылку разлуке с духовным отцом.

Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан. Нелегкая жизнь подвижников была особенно тяжела из-за отсутствия питьевой воды. По молитве святителя Климента, Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же в каменоломнях был вырублен храм, в котором он проповедовал. В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее. Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам его верных учеников - Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной «Ангельской » церкви нетленное тело своего учителя. После этого, каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.

Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников - Константина-философа и его брата Мефодия. Константин-философ считал, что сщмч. Климент покровительствует его миссионерской деятельности и делу просвещения славянских народов. Как показало время, это действительно было так. Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника - апостола Климента. Во многом благодаря принесенным мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва. Это было равносильно чуду! В Западной церкви в ту пору была распространена так называемая «трехъязычная» ересь, когда только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Константин, придя в Рим, постригся в монахи, приняв имя Кирилл, и вскоре умер. Памятуя о заслугах просветителя перед престолом Св. Петра, его по настоянию папы Адриана хоронят в церкви Св. Климента.

Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей сщмч. Климента (голову) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя сщмч. Климента. Таким образом, мощи сщмч. Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим-то и была вызвана его исключительная популярность на Руси.

С началом процесса канонизации древнерусских святых ситуация изменилась: наиболее почитаемыми становятся древнерусские подвижники и мученики.

После закрытия в 1935 году Климентовского храма там был размещен филиал Российской государственной библиотеки, что, наверное, тоже можно считать не случайным совпадением. Покровительствующий славянской книжности Климент сохранил под сводами своего храма церковные книги из монастырских и частных собраний. Годы лихолетья не нанесли существенного вреда зданию храма и иконостасам, сохраненным заботами сотрудников библиотеки.

Крымский полуостров, чья территория совпадает ныне с Симферопольской и Крымской епархией, является самым первым из регионов нашего Отечества, где еще в I веке по Р.Х. прозвучала первая христианская проповедь. Тогда здесь побывал святой апостол Андрей Первозванный, который затем отправился вверх по Днепру и предсказал появление на берегах этой реки великого христианского града – Киева. Преемником апостола Андрея в миссионерском служении на Крымской земле стал святой Климент. В этом году исполнилось 1910 лет со дня мученической смерти и 1150-летие со дня обретения его мощей святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием.

Став, по благословению самого святого апостола Петра, епископом Рима, он был сослан за исповедание веры Христовой в Крым, который был тогда окраиной Римской империи. Но и на чужбине святой Климент продолжал обращать ко Христу множество людей, за что по императорскому приказу был утоплен в море вблизи Херсонеса.

Развалины этого древнего города и доселе возвышаются на окраине нынешнего Севастополя. В IX веке святые равноапостольные Кирилл и Мефодий обрели мощи мученика, а после своего крещения в Херсонесе великий киевский князь Владимир перенес честную главу святого Климента в Киев. Прошло девятнадцать веков с того момента, когда святой Климент засвидетельствовал свою пламенную веру в Спасителя подвигом мученичества и стал небесным ходатаем за нас пред Господом.

Приняв крещение от первоверховного апостола Петра, святой Климент стал его учеником и постоянным спутником

Священномученик Климент Римский подвизался на благословенной земле Тавриды, спустя 30 лет после апостола Андрея Первозванного, и внес вклад в дело становления христианства в Крыму. Святой Климент родился в Риме в период его античного расцвета, в знатной и богатой семье. Имея незаурядные способности, он получил блестящее образование. Многие жизненные пути открывались юному Клименту. И многие соблазны древней столицы мира – почести, богатства, развлечения. Все это было нормой жизни знатных патрициев, и этого вожделели честолюбивые юноши. Но не этого искал святой Климент.

Когда весть о Христе и Его Крестном Подвиге достигла Рима, Климент оставил дом, родных, друзей и отправился в те места, где проповедовали апостолы, чтобы встретиться с самовидцами Слова. Прибыв в Палестину, он принял крещение от первоверховного апостола Петра, стал его учеником и постоянным спутником. Вместе с ним он возвратился в Рим, куда апостол Петр волею Божьей был направлен для завершения своего земного поприща.

«… отправить на вечную каторгу в каменоломни Тавриды»

Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукоположил Климента во епископа Рима. Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого Климента обратили многих его сограждан ко Христу.

Однажды, в день Пасхи, им были крещены сразу 424 человека; среди них были люди всех сословий – рабы и свободные, плебеи и патриции и даже члены императорской фамилии. Донос об этом немедленно поступил к императору Траяну (98-117), лютому гонителю христиан. По его повелению святой Климент был отдан под суд. Суд предъявил ему стандартные в отношении христиан обвинения: во-первых, в святотатстве, во-вторых, в оскорблении его величества императора и, в-третьих, в чародействе.

Доказать вину святого Климента суд не мог, но по приказу императора вынес ему суровый приговор – лишить всех прав, состояния и отправить на вечную каторгу в каменоломни Тавриды. Вместе с ним были сосланы большинство его учеников, а многие другие последовали за ним добровольно, предпочтя каторгу разлуке с духовным отцом.

Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу

Прибыв на место ссылки, в Крым, святитель Климент «... обрете тамо паче двух тысящ христиан». Это огромная по тем временам (конец I века по Р.Х.) православная община состояла частью из тайных христиан, обращенных в веру еще апостолом Андреем, а частью – из ссыльных каторжников, которые содержались и работали в каменоломнях в очень тяжелых условиях, практически не имея воды. Видя их страдания, святой Климент помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излился целый поток. Это чудо привлекло к нему множество людей.

Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. По свидетельству Метафраста, каждый день принимали крещение по 500 и более человек. В каменоломнях был вырублен храм, в котором святой Климент священнодействовал. А всего в этот период в окрестностях Херсонеса Таврического было сооружено 75 небольших по современным понятиям, в основном домовых храмов, которые святой Климент освятил. Апостольская его деятельность в Крыму стала известна Траяну и вызвала страшный гнев императора. По его приказу поздней осенью 101 года священномученик был утоплен. С якорем не шее, он был брошен в воды бухты, которая сейчас называется Казачьей. Скорбь охватила всех христиан.

Мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на целых 50 лет

По молитвам всего народа и верных учеников святителя Корнилия и Фивы море отступило, и люди нашли на дне нерукотворную часовню («Ангельскую церковь»), а в ней – тело своего пастыря. С тех пор ежегодно в день мученической кончины священномученика Климента море отступало, и в течение семи дней христиане могли поклоняться его нетленным мощам.

Только в IX веке, в царствование Константинопольского императора Никифора (802-811) по Божьему попущению мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на целых 50 лет.

Обретение мощей мученика святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием

Но при императоре Михаиле и его благочестивой матери Феодоре (855-867) Херсонес посетили равноапостольные учителя словенские Кирилл и Мефодий. Они побудили епископа Херсонеского Георгия к соборной молитве об открытии мощей святого Климента. После соборного служения на берегу моря и усердной молитвы святых Мефодия и Кирилла, прибывшего с ними из Цареграда духовенства и херсонеситов, в полночь на поверхности моря чудесно появились мощи святого Климента. Их торжественно положили в церкви святых апостолов. Часть мощей была перенесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, на родину священномученника, а честная глава его впоследствии была перенесена святым равноапостольным князем Владимиром, крестителем Руси, в Киев и положена вместе с мощами святого Фивы, ученика священномученика Климента в Десятинной церкви, где был устроен придел во имя святого Климента.

Так повествует Священное Предание о славной жизни и мученической кончине святого Климента Римского, третьего епископа Рима и второго апостола Тавриды. Но картина будет неполной, если мы не скажем несколько слов о том, что представляла собой…

Таврида в дохристианские времена

Исторических свидетельств о ней сохранилось немало. О Тавриде писали и Геродот, и Плиний, и Страбон, и Птолемей почти одинаково: «Живут тавры грабежом и войной». Дикие и жестокие языческие нравы, кровавые жертвоприношения, постоянные разбойничьи нападения делали Тавриду в глазах цивилизованных греков и римлян местом, пригодным лишь для ссылки преступников. И первые христиане попадали сюда, в основном, как осужденные.

Но впоследствии православные миссионеры, такие как епископы херсонеские IV века Василий, Капитон, Ефрем, Елпидий, Еферий, Евгений, Агафадор и другие, приходят сюда уже добровольно. Приходят, чтобы потрудиться в поте лица на ниве Божьей и даже, если Господь сподобит, принять мученическую кончину. Такова удивительная логика поступков верных учеников Христа, которым Он заповедал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7,13,14). Жизненный подвиг священномученика Климента Римского является для всех последующих поколений душеспасительным примером.

СВЯТО-КЛИМЕНТОВСКИЙ ИНКЕРМАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В одном из живописнейших мест Крыма, неподалеку от Севастополя, на берегу реки Черной, впадающей в Северную бухту, в древнем пещерном городе Каламита находится Инкерманский монастырь во имя св. священномученика Климента. Место это тесно связано с истоками христианства. Здесь в I в. н. э. трудился св. Климент, епископ Римский, ученик апостола Петра. За распространение христианства по повелению римского императора Траяна он был сослан в Крым. Одним из мест ссылки в то время была инкерманская каменоломня в окрестностях Херсонеса, на берегу реки Чёрной, где и поныне добывают строительный камень-известняк. Св. Климент, прибыв на место ссылки, нашёл здесь более двух тысяч христиан, осуждённых, как и он, тесать камни в горах.

Из жития его мы знаем, что римский епископ и в положении раба действовал как архиерей. В скалах Инкермана в ходе работ по ломке камня образовались пещеры. Одну из них святитель Климент расширил и устроил в ней церковь. Духовная сила, присущая св. Клименту, объединила вокруг него всех христиан, как узников, так и свободных.

Слух об успешной миссионерской деятельности святого в Херсонесе дошёл до императора Траяна, и император отдал тайный приказ утопить в море св. Климента, привязав якорь к его шее. Мученическая кончина святого последовала в 101 году. Смерть постигла и племянницу императоров Тита и Домициана Флавию Домитиллу, которая была сослана сюда за веру вместе со священномучеником Климентом.

Сюда же в VII в. был сослан св. епископ Мартин. В VI в. византийцами была построена здесь крепость Каламита, а позднее, в VIII–IX вв. в скале над крепостью начали вырубать пещерные помещения, церкви и кельи, где обосновывались монахи-иконопочитатели из Византии, преследовавшиеся в период иконоборчества. Руины крепости сохранились до наших дней.

После вторжения в XIII в. на полуостров монголо-татар христиане Крыма переживали тяжкие времена, а с конца XV в., когда пала столица православной Византии - Константинополь, в Крыму господствующей религией стало мусульманство. Многие монастыри и храмы были разрушены.

Восстанавливаться Инкерманский монастырь начал одним из первых, в 1852 г., усердием причисленного в 1997 г. к лику святых святителя Иннокентия (Борисова). Древняя церковь во имя св. Климента, высеченная в скале, стала первым действующим храмом обители. Предание говорит о том, что этот храм был высечен руками самого св. Климента. Это древнейшая из пещерных церквей Инкермана. Храм повторял в своих основных чертах архитектуру наземных церквей.

Начавшаяся Крымская война помешала восстановлению обители. Монастырь оказался в центре ужасных событий - рядом с ним в 1854 г. произошла Инкерманская битва, называемая современниками «Голгофой русской армии». После семичасового боя здесь погибли тысячи людей. Пострадала и древняя пещерная церковь - новый иконостас и дверь были пробиты пулями, а в одной из стен засело ядро.

После войны был выстроен братский корпус, часть келий разместилась в старых пещерах, построили домик для приезжих. В 1867 г. рядом с храмом св. Климента вырубили второй храм - во имя св. Мартина. В его стенах и полу были высечены усыпальницы. В уютном монастырском дворе с небольшим садиком под сенью золоченого креста бил фонтан.

В 1907 г. на Инкерманской скале в память о Крымской войне был построен большой Николаевский собор. В канун Октябрьской революции в монастыре было семь церквей.

С 1926 г. в Инкерманском монастыре стали закрывать монастырские церкви. Пещерный храм был передан музею. Во время обороны Севастополя 1941–42 г.г. были разрушены многие наземные постройки монастыря, пещерные же храмы уцелели. Тогда же в монастырских пещерах располагался штаб 25-й Чапаевской стрелковой дивизии.

Обитель снова открылась в 1992 г. В древней церкви вновь проводятся богослужения, восстановлен дом настоятеля и братский корпус, приводится в порядок кладбище. И сегодня можно увидеть высеченные средневековыми монахами в толще скального массива коридор-тоннель, ведущий к трем древним пещерным храмам: св. Мартина исповедника, св. апостола Андрея Первозванного, и главному монастырскому храму-базилике, носящему имя священномученика. В монастыре хранятся частицы мощей честной главы священномученика Климента, переданные из Киево-Печерской лавры. Восстанавливается Спасский скит вблизи села Терновка под Севастополем.

Святыни Киево-Печерской Лавры: мироточивая глава сщмч. Климента, Папы Римского

О подвигах и страдальческой кончине святого.

Когда мы говорим Папа Римский, сразу представляем католический Ватикан, однако до раздела Церкви христианство было едино и уже тогда епископ Рима именовался Папой, а потому в Православной Церкви канонизировано несколько Римских Пап, которые служили в Риме до раздела Церкви на Восточную и Западною.

Один из Пап, которых Православная Церковь почитает святым, и есть священномученик Климент. Он считается четвёртым от апостола Петра епископом Рима. Католическая Церковь именует его Папой Климентом Первым.
Климент происходил из знатной римской семьи. Вскоре после его рождения (30-е годы по Р. Х.) его мать и два брата отправились по морю из Рима в Афины, попали в кораблекрушение, выжили, но потеряли друг друга. Мать Климента, оплакивая потерю детей, осталась на одном из островов Восточного Средиземноморья; малолетние же братья оказались в Иудее и были там усыновлены. Через некоторое время отец Климента отправился разыскивать пропавших членов семьи, решил не возвращаться в Рим, пока не найдет их. Климент же взрослел в Риме, изучая науки и скорбя о пропавших родичах. Ни языческая религия, ни философия не могли дать ему удовлетворительного ответа на вопрос о том, что происходит с людьми после смерти. Когда Клименту исполнилось 24 года, он услышал о пришествии Христа в мир и решил узнать подробнее о Его учении, для чего отправился на восток. В Александрии он слушал проповеди апостола Варнавы, а в Иудее нашёл святого апостола Петра, принял от него Крещение и присоединился к его ученикам (среди которых оказались и пропавшие братья Климента, им не узнанные). По Промыслу Божию во время путешествия апостола Петра нашлась мать, а потом и отец Климента; при участии апостола семья воссоединилась, родители приняли Крещение. Климент стал одним из ближайших сподвижников Петра и был рукоположён им в епископы, а после смерти епископа Анаклета возглавил Римскую Церковь и был ее Главой с 92 по 101 годы.

Мудро управляя Церковью во времена волнений и усобиц в Риме, Климент прославился многочисленными обращениями ко Христу, благодеяниями и исцелениями.

В период очередной волны гонений на христианство Климент был поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или отправиться в изгнание на каторжные работы. Прибыв в каменоломни возле крупного античного города Херсонес Таврический (нынешний Севастополь), отождествляемые обычно с инкерманскими каменоломнями, Климент обнаружил большое число ранее осужденных христиан. Работая среди них, он утешал их и наставлял. Близ места работы не было воды, вследствие чего каторжане терпели значительные неудобства. По молитвам святого Господь открыл водный источник. Слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову, и многие туземные обитатели приходили креститься. Климент всякий день крестил до 500 язычников, и число христиан настолько увеличилось, что для них потребовалось устроить до 75 новых церквей.

Таким образом, святой Климент, Папа Римский, стал одним из самых первых христианских проповедников на территории современной Руси за более чем 7 веков до Крещения Руси князем Владимиром. Правда, в то время Севастополь являлся частью Византии.

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году.

Обретение мощей сщмч. Климента. Минологий императора Василия II. X век

По молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы, и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Климента море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802-811), по Божиему попущению мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет. При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855-867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых апостолов. Часть мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (+ 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы, где был устроен придел во имя святого Климента.

В наши дни благоуханная глава священномученика Климента хранится в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и мироточит.

Известно много случаев исцеления по молитвам святому.

Потеряв последнюю надежду, люди обретают ее вновь здесь, у главы священномученика, который сам прожил жизнь, полную трудностей и опасностей, но при этом самоотверженно помогал другим, утешая их. И сегодня святой продолжает помогать нам, молитвенно обращающимся к нему за утешением. Он просит Господа об укреплении наших душ, о даровании нам сил проходить все жизненные испытания.

Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским, оставил нам духовное наследие: два Послания к коринфянам – первые после Писаний святых апостолов письменные памятники христианского учения (они изданы в русском переводе в «Писаниях мужей апостольских»).

Молитвословия

Тропарь, глас 4

И́же от Бо́га чудоде́йствы/ пресла́вно удивля́я вселе́нныя концы́ ми́ра,/ свяще́нный страда́льче,/ па́че естества́ мо́рю соста́вы вода́м содева́еши разделе́ние/ в честне́й па́мяти твое́й/ всегда́ притека́ющим усе́рдно в Богозда́нную ти́ це́рковь/ чуде́сным твои́м моще́м,/ и по всенаро́дном хожде́нии/ мо́ре во еди́но тече́ние чудоде́тельне твори́ши,/ Кли́менте преди́вный,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2. Подобен: Твердыя:

Боже́ственнаго виногра́да священнооде́янна/ всем лоза́ яви́ся,/ ка́плющи сла́дость прему́дрости,/ моли́твами твои́ми, всече́стне,/ да тебе́ истка́ну, я́ко багряни́цу,/ пе́снь мы́сленную принесе́м,/ Кли́менте свя́те,// спаси́ рабы́ твоя́.

Тропарь, глас 2 , на обретение мощей

Не отврати́ нас посрамле́нных, Кли́менте,/ ве́рою припа́дающия ко твоему́ гро́бу, свя́те,/ но приими́ раб свои́х сердца́/ приступа́ющих ра́це святы́х твои́х моще́й моля́щеся,/ я́ко да блаже́нных и ще́дрых твои́х улучи́м/ наслади́тися ста́ду твоему́ ми́лостию,/ Бо́гу даю́щу ве́рным исцеле́ние/ и грехо́м оставле́ние и очище́ние,/ моли́твами твои́ми, сла́вне,// и ве́лия ми́лости.

Священномученик Климент - Апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей. Как и все знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его Апостолы - вот куда влечет юного Климента.

Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения. По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него святое крещение, становится одним из его ближайших учеников (Филипп IV. 3). Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он находит родителей. Надо ли говорить, что вся семья после этого приняла христианство и стала проповедовать спасительное учение.

Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. После смерти св. Петра, св. Лина и св. Анаклета, с 92 по 101 год Римским епископом является апостол Климент. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа. Житие сщмч. сохранило нам пример того, как однажды на праздник Пасхи после проповеди апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех римских сословий - от рабов до членов императорской семьи.

Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли о нем императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам. Разгневанный император велит изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке. Многие из учеников апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического, предпочитая добровольную ссылку разлуке с духовным отцом.

Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан. Нелегкая жизнь подвижников была особенно тяжела из-за отсутствия питьевой воды. По молитве святителя Климента, Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же в каменоломнях был вырублен храм, в котором он проповедовал. В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее. Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам его верных учеников - Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной "Ангельской " церкви нетленное тело своего учителя. После этого, каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.

Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников - Константина-философа и его брата Мефодия. Константин-философ считал, что сщмч. Климент покровительствует его миссионерской деятельности и делу просвещения славянских народов. Как показало время, это действительно было так. Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника - апостола Климента. Во многом благодаря принесенным мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва. Это было равносильно чуду! В Западной церкви в ту пору была распространена так называемая "трехъязычная" ересь, когда только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Константин, придя в Рим, постригся в монахи, приняв имя Кирилл, и вскоре умер. Памятуя о заслугах просветителя перед престолом Св. Петра, его по настоянию папы Адриана хоронят в церкви Св. Климента.

Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей сщмч. Климента (голову) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя сщмч. Климента. Таким образом, мощи сщмч. Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим-то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.

С началом процесса канонизации собственно русских святых ситуация изменилась: наиболее почитаемыми становятся русские подвижники и мученики.

После закрытия в 1935 году Климентовского храма там размещен филиал Российской государственной библиотеки, что, наверное, тоже можно считать не случайным совпадением. Покровительствующий славянской книжности Климент сохранил под сводами своего храма церковные книги из монастырских и частных собраний. Годы лихолетья не нанесли существенного вреда зданию храма и иконостасам, сохраненным заботами сотрудников библиотеки.

Ища связи Русского Севера и Русского Юга, с удивлением узнаешь, что одна из связей, соединяющих Север и Юг Руси, — это почитание святого Климента, проповедовавшего в Крыму.

Святой Климент родился в 30-х годах первого века в Риме, был апостолом от семидесяти и епископом Рима. Его почитают в православии как одного из первых христианских проповедников в Северном Причерноморье. С его именем связан Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь в Крыму, расположенный рядом с городом-героем Севастополем на месте старых каменоломен. В те места Святой Климент был сослан императором Траяном за проповедь христианства. Он продолжил проповедь там, и был убит близ Херсонеса по тайному приказу императора в 101 году.

Епископ Рима

Святой Климент был рукоположен в епископы святым Петром. А в 91 году, после смерти епископа Анаклета, он возглавил Римскую церковь и прославился своей жизнью, посвященной Христу, благодеяними и исцелениями. Во время очередных гонений на христиан в Римской империи, он отказался принести жертву языческим богам, и был отправлен на каторжные работы в каменоломни около расположенного на краю империи города Херсонеса Таврического (его развалины находятся в центре города Севастополя). Считается, что это были Инкерманские каменоломни. Там святой Климент окормлял и утешал большое количество осуждённых христиан.

В ккменоломнях не было пресной воды, из-за чего каторжане терпели значительные неудобства, однако, по молитве св. Климента Господь открыл водный источник. Слух об этом чуде распространился по всему полуострову, и многие местные жители стали приходить креститься к святому.

Благодаря подвижничеству святого Климента, количество христиан значительно увеличилось, а языческие идолы были разбиты. В ответ на это, император Траян отправил в Херсонес специального посланника для наведения порядка, который приказал привязать св. Климента к якорю и утопить в море. Позже, по молитвам учеников святого и остальных людей, море отступило и были обретены мощи священномученика.

Святой Климент на Руси

Живший задолго до разделения церквей, святой Климент Римский почитается и православной, и католической церквями. Святой широко почитался на Руси, ему посвящены храмы в Москве (Церковь Климента, папы Римского), Торжке и других местах. Это связано с тем, что мощи св. Климента были обретены, по преданию, святым равноапостольным Кириллом (по некоторым источникам, совместно с братом — святым равноапостольным Мефодием) в крымской Корсуни (Херсонесе) около 861. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Первые два произведения дошли до нас в славянском переводе, «Слово на перенесение мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (ряд исследователей называ ет его «Корсунской легендой»). Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику Святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года.

Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе. После захвата города князем Владимиром Великим в 988 или 989 году, мощи святого вместе с мраморным саркофагом были перенесены в Киев и помещены в Десятинной церкви.

Распространившись на Руси, традиция почитания святого Климента на Русском Севере шла из Новгорода, где в ΧΙΙ веке стоял храм, посвящённый святому. Почитание святого Климениа распространилось и в подчиненных Новгороду землях. Житие священномученика, связанное с морем, было близко поморам, живущих морской стихией.

Инкерманский монастырь

Основные помещения Инкерманского монастыря высечены в обрыве Монастырской скалы, наверху которой, на плато сохранились руины крепости четвертого века Каламита. Время основания монастыря ясно не определено: от VIII-IX до XIV-XV веков.

Кажется, история тут в самих скалах, сжатое в камень время. Огромная стена, в которой открываются пещеры, в которых жили монахи, поражает. Помещения, вырубленные в скале, балкончики и окна. Напротив, вдалеке через долину реки — тоже скалы, а дальше открывается Инкерманская бухта, где река Черная впадает в море. Это место завораживает своим масштабом и красотой.

Возле монастыря находился тот самый источник, по преданию открытый святым Климентом для облегчения участи каторжан. В 1970-х источник пересох (возможно, в связи с проводившимися строительными работами), а его вода постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.

В 1475 году крепость Каламита (развалины которой находятся на плато Монастырской скалы) была захвачена турками и переименована в Инкерман, монастырь угас, и только в 1850 году был возрожден. С 1920 г. храмы обители становятся приходскими, а к 1931 г. закрываются. Во время Великой Отечественной войны тут размещался штаб героической 25-й Чапаевской дивизии, погибшей в июле 1942 года (знамёна дивизии утопили в Чёрном море). В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.

Крым — место множества ратных подвигов наших воинов, Севастополь — город русской воинской славы, а тут, на Инкерманских высотах, подвиг ратный и духовный проявились в одном месте.

В 1991 году трудами настоятеля архимандрита Августина, братии и мирян началось возрождение монастыря, восстановлены храмы и келейные корпуса. Главная святыня обители — часть мощей Небесного покровителя монастыря апостола от 70-ти, святаго священномученика Климента, папы Римского. Также в обители имеются частицы святых мощей: вмч. Георгия Победоносца, свт. Мартина исповедника, папы Римского, великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых.

В Климентовский монастырь в Инкермане можно попасть из Севастополя общественным транспортом, например, от остановки «5-й километр», откуда отходят автобусы от Севастополя в разные части Крыма.

Святой священномученик Климент, римлянин, происходивший из очень знатного и богатого рода древних царей, в юности хорошо ознакомился с языческой философией, но душа его не нашла в ней покоя и ответов на важнейшие вопросы о смысле человеческой жизни. Наконец один человек рассказал ему, что пришел в Иудею Сын Божий, даруя вечную и блаженную жизнь всем, кто исполняет его заповеди о любви к единому Богу и ближнему. Тогда Климент загорелся желанием подробнее узнать о Христе и для этого отправился в Иудею. Но в дороге случилась сильная буря, и корабль прибыл не в Иудею, а в Александрию.

Климент встретился там со святым Варнавой, апостолом от семидесяти, и услышал его проповедь о Христе, а потом уплыл в Палестину, где нашел апостола Петра, принял от него святое крещение и сделался его учеником. С тех пор и до мученической кончины Петра Климент был неразлучным спутником и сотрудником его во всех путешествиях и трудах и был ревностным проповедником Христова учения. Петр сам посвятил Климента в епископы, и по смерти святого апостола, а за ним святителей Лина и Анаклета Климент сделался папой Римским.

Это было время гонений, когда кровь святых мучеников лилась рекой, и особенно в Риме. Злые люди, руководимые бесами, старались истребить христиан и совсем разорить Церковь Христову. Но Климент, находясь в таком бедствии, не только заботился о сохранении и укреплении верных, но и многих неверных обратил ко Христу, и не только из простого народа, но даже и из царского дворца, благородных и богатых сановников.

Наконец по приказу императора Траяна святителя Климента взяли, посадили на корабль и отправили в бессрочную ссылку на далекие от Рима и мало тогда обитаемые берега Черного моря, в город Херсонес, поблизости от теперешнего Севастополя. В Херсонесе уже было две тысячи христиан, осужденных за истинную веру на тесание камней в горах. То же самое заставили делать и Климента.

Заключенные очень страдали от недостатка воды, ибо ее поблизости не было. И тогда святой Климент сказал:

─ Помолимся, братия, Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он нам, страдающим за Него, даровал источник воды. Получив же такую благодать от Бога, возвеселимся.

Все помолились, и явился источник чистой и вкусной воды, превратившийся в целую реку. Слух о чуде быстро распространился, и многие уверовали во Христа и крестились в чудесном источнике.

В одно лето число верующих так возросло, что уже почти все херсонесские жители сделались христианами. Идолы были разрушены, капища запустели, зато было построено 75 христианских храмов. Узнав об этом, император Траян повелел умертвить святителя Климента или вынудить его отречься от Бога. Его увезли в море на лодке, к шее привязали якорь и бросили в воду.

Верные в это время стояли на берегу и плакали. Тогда два ближайших ученика Климента, Корнилий и Фив, сказали христианам:

─ Помолимся, братия, чтобы Господь нам открыл мощи мученика.

Когда все стали молиться, море вдруг отступило от берега, и люди, пройдя по его дну, как по суху, нашли тело священномученика Климента лежащим в красивой пещере, будто в церкви. Христиане хотели взять мощи, но им было откровение от Господа, чтобы тело оставалось на месте. И с тех пор каждый год море в эти дни отступало от берега на семь дней, так что верные могли подойти к мощам, и многие получали исцеления.

Так было в течение 700 лет - море открывало мощи святителя. А потом перестало. По прошествии же еще пятидесяти лет пришли в Херсонес равноапостольные Кирилл и Мефодий. Они стали побуждать духовенство и народ молить Бога открыть им мощи священномученика Климента. И вот после многих молений они пришли к морю в надежде, что оно отступит, как прежде, но Богу было угодно иное. Внезапно среди полуночного мрака море озарилось светом, и сначала явилась голова, а затем и все мощи святого вышли из воды. Архиереи благоговейно их взяли, принесли в город и положили в церкви. Тогда совершилось много чудес: слепые прозревали, больные получали исцеление, бесноватые освобождались от демонов - по молитвам святителя Климента, благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава вовеки. Аминь.



Загрузка...

Реклама