emou.ru

Зверинецкий монастырь. Зверинецкий пещерный монастырь

С древних времен столица Украины славилась своими храмами и монастырями, привлекая отовсюду паломников. Многие говорят, что город, который "отмечен перстом Божьим" и буквально пронизан духом христианства, человеку приносит ощущение гармонии и спокойствия. Золотые купола киевских многочисленных церквей притягивают взоры, удивляя и завораживая туристов, а архитектурные формы многочисленных культовых сооружений дарят настоящее эстетическое наслаждение.

В истории города особое место занимают такие известные на весь мир соборы, как Киево-Печерская лавра, являющаяся первым христианским монастырем Руси, и Софийский собор. Архитектурный ансамбль первого туристов поражает своим великолепием, а во втором можно увидеть уникальные фрески, датируемые одиннадцатым веком. Оба этих собора считаются Всемирным наследием ЮНЕСКО. Киев называют также «Иерусалимом земли Русской». Ведь трудно передать те сокровенные переживания, которое испытывают православные, соприкасаясь со святыми местами этого древнего города. Но не только Киево-Печерской лаврой или Софийским собором славится столица Украины, а когда-то и Киевской Руси. Здесь есть много других не менее интересных храмов и церквей, которые обязательно должен увидеть каждый, кто сюда приезжает. И одним из них является Зверинецкий монастырь в Киеве.

Как добраться

Те, кто решит самостоятельно изучить эту достопримечательность, могут подойти к ней с улицы Мичурина - к участкам 20 и 22. Пройдя через ворота, нужно будет подняться до металлической двери. У входа в Зверинецкий монастырь следует позвонить и дождаться проводника. Добраться к нему можно и через Ботанический сад, приехав на троллейбусе № 14 или автобусах № 62 и 62К от станции метро «Печерская». Сойти нужно на остановке «Улица Болсунивского». Если ехать на метро, то нужно сойти на станции «Дружбы народов». От нее в Зверинецкий монастырь в Киеве, адрес которого: улица Мичурина 20-22, можно добраться пешком всего за пятнадцать минут.

К вниманию паломнических групп, приезжающих на автобусах: рядом с храмом проезд и разворот транспортных средств с длиной больше девяти метров сильно осложнен. Поэтому лучше припарковаться где-нибудь на улице Струтинского и, поднявшись по ул. Мичурина, пешком дойти до пещерного комплекса.

Общая информация

Зверинецкий монастырь в Киеве находится в одноименной исторической местности столицы Украины. Он занесен в реестр памятников археологии, имеющих для страны национальное значение. Зверинецкий пещерный монастырь имеет тысячелетнюю историю. Он был спрятан в подземельях, находящихся на правом берегу реки Днепр. О существовании этой удивительной и уникальной обители человечество узнало почти полтора столетия назад. Однако нужно сказать, что тайны, которые скрывает древний Зверинецкий монастырь в Киеве, не удалось разгадать до сих пор.

Упоминания о том, что на этой территории расположена святая обитель, ученые нашли в летописях о Красном дворе, в котором проживал сын Ярослава Мудрого Всеволод. Название «Зверинец», как считают историки, связано с той лесистой местностью, где этот князь охотился. Известно также, что в 1096-1097 годах нашего летоисчисления в результате набега кочевников именно здесь был разрушен какой-то монастырь. Если судить по найденным в подземных кельях человеческим костям, и монахи, и местные жители во время нападений монголо-татар скрывались в подземных пещерах, где их нередко нападающие обнаруживали и замуровывали живьем.

Обитель и во время Второй мировой войны служила убежищем. Об этом свидетельствует найденная археологами надпись на стене, датированная 1941 годом. В настоящее время на основе возрожденного скита одноименных пещер здесь функционирует общежитный мужской Зверинецкий монастырь. Он был основан в 2009 году. В нем проживают семь насельников: пять монахов и два послушника.

История

В 1888 году в одной из украинских газет появилось сообщение, в котором говорилось, что двенадцатого октября того же года была открыта пещера, расположенная рядом со Свято-Троицким монастырем на Зверинце. Произошло это совершенно случайно. Очевидцы, по свидетельствам летописцев, рассказывали, что раздался неожиданный грохот, а после открылся вход в пещеру. Первой посетительницей новообретенной обители стала Феодосия Матвиенко. Эта благочестивая женщина проживала недалеко от этого места. К ней многократно во сне приходило видение: движущаяся радуга одним концом упиралась именно в то место, где был образован пещерный провал.

Узнав об открытии, Феодосия первой спустилась вниз. В провале она увидела многочисленные человеческие останки. Часть из них была погребена в специальных нишах, а остальные разбросаны вдоль всего пространства пещеры, причем в самых разных положениях - видимо, так, как их застала смерть. Феодосия обратилась с просьбой к братии Свято-Троицкого храма, чтобы те отслужили панихиду по душам людей, найденных ею почившими в новооткрытой пещере. Выслушав ее рассказ, монахи по благословению старца-архимандрита Ионы спустились, чтобы лично обследовать пещеру.

В ней, наряду с многочисленными человеческими останками, они обнаружили фрагменты монашеской одежды, кресты, параманы, кожаные пояса ряс, церковную утварь и посуду. Все эти находки указывали на то, что в провале обнаружены не случайные человеческие погребения, а одна из древних пещерных обителей, которыми издавна славился город Киев.

Удивительное открытие

Именно здесь было найдено уникальное изображение креста, получившего название «Зверинецкий». По своей форме он очень напоминает схематическое изображение тела человека, поскольку помимо привычного для нас основания из перекрещенных двух линий, он имеет еще и две... «ноги».

Длительное время, вплоть до 1912 года, Зверинецкий монастырь не удавалось исследовать. Дело в том, что тогда его территория находилась в распоряжении Артиллерийского ведомства, поэтому денег на его изучение не выделялось. Нужно было найти мецената, который бы пожелал профинансировать исследовательскую работу. И к счастью, таковой нашелся. Им оказался князь Владимир Жевахов. Он, выкупив землю над провалом, получил в городской управе разрешение на раскопки в пещерах.

В 1912 году работы начались. Ими руководил член общества охраны памятников старины Киева Александр Эртель. Сам Жевахов только наблюдал за работой и финансировал ее.

Практически сразу же пещеры стали местом для паломничества. Огромное количество людей, собираясь у входа в них, желало попасть в древний Зверинецкий монастырь. Расписание проводимых работ приходилось постоянно менять, поскольку поток паломников мешал исследователям работать. Люди приходили сюда и после окончания исследования, вплоть до тридцатых годов. Толпы паломников перестали сюда приходить только после того, как начались разгромы и преследования советской власти. В 1933 году был убит настоятель скита Архимандрит Филарет, а в 1934-м был закрыт и сам Зверинецкий монастырь, а после его здание было взорвано. Доступ к пещерам снова открылся только после девяностых годов прошлого столетия.

Возрождение обители

Когда в 1993 году специалисты исследовали мощи, найденные в пещерах, они пришли к выводу, что последние относятся к десятому-двенадцатому векам. Кроме того, было обнаружено, что все те люди, останки которых были проанализированы, страдали при жизни такими заболеваниями, которые поражают человеческий организм от долгого нахождения в условиях холода и сырости. Это было еще одним доказательством того, что здесь прятались монахи. В 1997 году здесь возродили скит Рождества Богородицы, а уже в 2009-м - на его базе был учрежден Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь. С тех пор здесь регулярно проводятся богослужения. Каждый желающий совершает паломничество в пещеры и, конечно же, обязательно посещает Зверинецкий монастырь. Расписание служб можно узнать в храме или посмотреть на официальном сайте храма.

Уникальные находки

Когда расчистили подземные галереи, внутри одной из келий нашли древний кипарисовый образок Божьей матери. Вполне вероятно, что эта икона принадлежала митрополиту, которого из Корсуня привез князь Владимир для крещения Руси. Ученым известно, что он был сирийцем. Митрополит Михаил крестил киевлян и вполне возможно, что именно он и основал Зверинецкий монастырь в Киеве. Фото, которые были сделаны историками во время раскопок, свидетельствуют о том, что эта пещерная обитель была разорена или половцами, или татарами. Много останков было обнаружено непосредственно у входа в пещеры и в проходах. Видимо, захватчики, утратив надежду, попросту засыпали ее.

Возрождение храма началось сразу же после войны. Пещеры получили статус Памятника археологии. В конце девяностых годов прошлого столетия монахи возобновили богослужения, проводимые в пещерном храме, коим является Зверинецкий монастырь в Киеве. Фото одноименного чудотворного образа, найденного в подземелье, было размещено в одном из изданий. Эта газета попала в руки священника одного из сел, расположенных под Киевом. С большим удивлением батюшка на ней узнал ту икону, перед которой он ежедневно произносил молитвы Богу. В 2000 году чудотворный образ вернули в Троицкий храм Ионинского монастыря.

Зверинецкий монастырь: расписание богослужений

С тех незапамятных времен было принято считать, что место, где находятся Зверинецкие пещеры, является одной из самых святых точек для Украины и Руси. И даже несмотря на то, что с постройкой наземного Святомихайловского или Выдубицкого храма часть братии покинула свои подземные кельи, а сама подземная обитель была уничтожена татаро-монгольскими захватчиками и предана забвению почти на восемьсот лет, сегодня они продолжают манить паломников, приезжающих сюда со всех уголков нашей огромной страны. Их своей историей и таинственностью невероятно манит удивительный Зверинецкий монастырь в Киеве.

Расписание богослужений, проводимых в стенах обители, можно посмотреть на официальном сайте храма. По воскресеньям в 7.15, а в будние дни в 6.30 утра здесь проводится Полунощница. К Малому повечерью нужно приходить в 17.00. Благодарственная литургия проводится в Пещерном храме по субботам в 7.00 утра. По воскресеньям в это же время служатся Вечерня и

Зверинецкий (Архангело-Михайловский) на сегодняшний день представляет собой огромный комплекс. На его территории функционируют пещерная церковь, освященная во имя Чуда Архангела Михаила, надвратный храм и Собор иконы Божией Матери. Богослужения проводятся и в надземных, и в подземных помещениях, которые входят в комплекс Зверинецкий монастырь. Расписание служб, а также список всех церковных праздников сегодня можно найти на его официальном сайте.

Святыни

Древний Зверинецкий монастырь современникам интересен не только своей удивительной историей. Здесь находятся и многочисленные священные реликвии. В их числе такие чтимые иконы, как образ Божией Матери «Зверинецкая», «Всех скорбящих Радость», «Скоропослушница». Здесь находятся мощи всех преподобных отцов Зверинецких.

Информация для туристов

Зверинецкие подземные пещеры образованы тремя галереями-улицами: Алтарной, Похоронной (Безымянных захоронений) и Безымянной (неисследованных погребений). Кельи, а также групповые крипты полностью обшиты досками для безопасности. Они защищают от обвалов. Стены и локулы Похоронной улицы несколько лет назад облицевали кирпичом. Над этой частью подземных ходов был в свое время фундамент храма.

Общая длина улиц составляет около ста пятидесяти метров. Они полностью безопасны для посещения туристов. На левой стороне в конце Алтарной улицы есть локула с захоронением, подписанная во имя Феодора Калеки, справа находится келья Андроника Пещерника. В храме над алтарем в камне вырезан список восьми игуменов Зверинецких: Леонтия (основателя обители), Маркиана, Михаила (впоследствии епископа Юрьевского), Софрония, Мины (впоследствии епископа Полоцкого), Климента, Мануила и Лазаря.

Туристы могут соприкоснуться и с бытом древних обитателей этого пещерного храма. Монахи спали в узких холодных забоях, а подушками для них служили глиняные выступления. Обедали жители на столах, которые являлись гладкими поверхностями пещер. Хоронили своих собратьев зверинецкие монахи очень скромно: просто клали человека в землю между двух досок, затем на тело первого опускали второго и далее - третьего. Груды уже пожелтевших от времени костей слоями вперемешку с камнями видны из-за решетки в узком туннеле подземелья. Здесь же можно заметить и керамические сосуды, из которых выглядывают человеческие черепа. В могильной нише, где похоронен игумен Климент, нашли маленькую металлическую иконку. Она была покрыта белой эмалью, которая должна защищать металл от коррозии. На иконе изображен образ Богородицы «Одигитрии». Впоследствии люди обнаружили, что она чудотворная и исцеляет от болезней. Здесь можно также увидеть мощи Михаила - митрополита, который, как уже было сказано, вдохновил князя Владимира на крещение Киевской Руси.

Рассказывают, что меценат Жевахов, на деньги которого проводились раскопки, после революции скрывался именно в Зверинецких пещерах. Правда, потом он был пойман и семь месяцев просидел в одной из киевских тюрем. Выйдя из мест заключения, Жевахов стал монахом, а в 1926 году - епископом. В 1937 году его арестовал НКВД. Спустя несколько месяцев Жевахов за противодействие режиму был расстрелян.

Немало легенд и преданий сложено вокруг подземной пещерной обители. Конечно, скептикам может показаться, что чудесное обнаружение этого места силы является всего лишь обыкновенным геофизическим явлением: якобы гул мог быть от обвала, а радуга вызвана преломлением света. Однако и паломники, и многие туристы-романтики приходят сюда именно для того, чтобы иметь возможность проникнуться той удивительной аурой, которую имеет эта святыня. Ходят разговоры, что здесь, в павильонах холмов Зверинца, могла быть спрятана и легендарная библиотека, принадлежащая Ярославу Мудрому.

23 декабря - в обители престольный праздник, а 22 декабря в Зверинецком Архангело-Михайловском монастыре был освящен малый храм во имя святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа (Жевахова) .

Читайте об этом удивительном древнем святом месте.

На холме, неподалеку от центра столицы, среди низеньких домиков с деревянными заборами и роскошных высоких особняков притаился тихий «уголок средневековья» –

Из-за высоких крепостных стен с многочисленными окошками и округлыми зубчатыми башнями возвышаются строгие полукружия церковных куполов. Крутая каменная лестница за тяжелыми железными воротами ведет в тесный монастырский дворик...

Громоздкие двери с массивными железными кольцами вместо ручек, орнаменты с изображением животных – волков и львов – на фасадах строений, молитвенная тишина и фигуры несуетливой монастырской братии. Но сотни лет назад на склонах этих холмов не было ни монастыря, ни особняков...


XI век...

В мрачных лесах, у стен древнего Киева, часто можно было услышать сигнал охотничьего рога, лай собак и лошадиное ржание. Сюда властители древнего города вместе с дружинниками и воеводами выезжали на «ловы» – охоту на диких вепрей, оленей и туров. Уже в те времена изобиловавшие дичью угодья киевских князей получили свое название «Зверинец» .

Чтобы не отъезжать далеко от своего стольного града, князь Всеволод Ярославич велел выстроить на этих землях Красный Двор, ставший его загородной резиденцией. А чуть позже, возле места, где князь после удачной охоты пировал со своей свитой, на берегу Днепра была заложена церковь в честь Архистратига Михаила.

Вскоре там появились кельи монастырской братии, трапезная и даже речная пристань. Тогда же возникла и прославленная часть монастыря, которая располагалась вовсе не наверху, а глубоко под землей – Зверинецкие пещеры .

Первые монахи-отшельники из Греции поселились в Зверинецких пещерах еще задолго до того, как на склонах Днепра вырос монастырь князя Всеволода. Местные жители стали приходить в пещеры за духовным наставничеством, и вскоре пещерная обитель разрослась и, как и ее наземная наследница, была освящена в честь Архистратига Михаила – предводителя небесного воинства.

Несмотря на то, что большинство монахов Зверинецкой обители поселились в кельях вотчинного монастыря, пещеры оставались обитаемы вплоть до XIII века , пока во время очередного набега на окраины княжьего города в Зверинецкие пещеры не ворвались кочевники… Жившие в пещерах схимники были зверски убиты, а подземная обитель – разрушена и завалена.

Наши дни...

В тесном и уютном дворике монастыря мы встречаемся с нашим провожатым – иеромонахом Хризостомом (Грищенко) . Вместе с ним не спеша, шаг за шагом углубляемся в «монастырские владения».

Иеромонах Хризостом (Грищенко)

Территория монастыря небольшая – всего 15 соток, на которых и расположился уютный корпус монастырской братии и два храма – в греческом и древнерусском стиле.

Вместо свечей и паникадила храм изнутри освещают рабочие прожектора, а там, где вскоре расцветет мáстерская роспись, пока еще установлены высокие строительные леса. Впрочем, за ними уже виднеются части мозаик с ликами Спасителя и святых, выполненные в византийском стиле.

День и ночь здесь слышится визг дрелей, пил и мелодичное постукивание молотков – в храме трудятся команды зодчих. Нам приветливо улыбаются белорусы и вежливо кивают грузины – обе команды приехали в Киев – колыбель славянского православия, чтобы украшать будущий храм. К слову, иеромонах Хризостом видит в этом Божий замысел.

Это не просто совпадение, – улыбается отец Хризостом. – Ведь попечитель нашего монастыря священномученик Иоасаф Жевахов происходил из древнего грузинского рода Джавахишвили, которые считают себя потомками предка грузин – Картлоса. Но имел священномученик Иоасаф прямое отношение и к Белоруссии, так как в свое время был сначала епископом Могилева, затем – Минска. А у нас как раз трудятся две команды из этих стран. Такие случайности – не случайны.

Роспись храма Зверинецкой обители

Начало ХХ века...

Священномученик Иоасаф (Жевахов), известный также как архиерей-мученик, вовсе не был священнослужителем с молодых лет, а был известен своим современникам как князь Владимир Жевахов.

Судьба связала его с монастырем, когда во время оползня были обнаружены полузаваленные пещерные храмы. Именно там, на раскопках древней святыни, любопытный князь и познакомился с насельником Ионинского монастыря – игуменом Валентином.

Молодой аристократ настолько проникся рассказом игумена о святом месте, что арендовал участок земли возле пещер и привез на раскопки команду профессиональных археологов. Князем были выделены деньги на постройку надпещерного храма с монашескими кельями, который получил статус скита Киево-Печерской Лавры.

Во время раскопок археологи обнаружили около двух сотен древних погребений, епископскую панагию и образ Богородицы, написанный на металлической пластине. И в 1913 году монастырский престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Но мирная жизнь монастырской братии на склонах Днепра снова оборвалась - в кровавый 1917 год.

Большевики закрывают монастырь. Часть монахов гибнет от рук чекистов, которые устроили настоящую охоту на духовенство, часть – мерзнет в товарных вагонах по пути в концентрационные лагеря, где умирают от болезней и голода. Монастырь подвергается разграблению – вандалы уносят драгоценные сосуды, сбивают оклады с икон. Множество бесценных реликвий исчезает – в лучшем случае их продают в частные коллекции, в худшем – оскверняют и уничтожают, не осознавая их ценности.

Множество дворян спешит скрыться за рубежом – туда бегут даже видавшие виды боевые офицеры, которые осознали тщетность борьбы с советской властью. Но потомок грузинских князей и не думает скрываться. Он принимает монашеский постриг, а позже его посвящают в сан епископа.

Вступив в ряды черного духовенства, князь осознал, что подписывает себе смертный приговор, ведь расстрел священника, а тем более епископа в те годы было делом времени. Но князя Жевахова, принявшего имя Иоасаф, в честь своего дальнего родственника епископа Белгородского Иоасафа, больше не волновала мирская суета.

Палачей, ворвавшихся в его дом в Могилеве, он встретил спокойно и без малейшего сопротивления. Будущего священномученика обвинили в организации террористической ячейки троцкистов и подготовке взрыва правительственного поезда, когда тот будет проезжать через Белгород.

Епископ был брошен в застенки НКВД – потянулись мучительные часы пыток и допросов. Смирение архиерея в сочетании с его непоколебимостью и твердостью духа ставили в тупик даже бывалых садистов – ни одного обвинения епископ не признал, не оговорил ни одного человека и не выдал ни одной тайны, унеся их с собой в могилу.

4 декабря 1937 года, в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, епископ Иоасаф, с прямой спиной и расправленными плечами, вышел в один из двориков города Курска. Никто из жителей окрестных двориков не обратил внимания на выстрел. В те годы часто кого-то расстреливали…

И снова наши дни...

Любопытно, что в самих пещерах сохранилась древняя церковь, а на одной из ее стен, у жертвенника, написаны имена семи игуменов монастыря, – рассказывает отец Хризостом, пока мы спускаемся по узкой лестнице вглубь монастырских пещер. – Получается, что в этих пещерах уже тогда был целый монастырский комплекс со своими игуменами.

Зверинецике пещеры

Пещеры Зверинецкого монастыря узкие и низкие, поэтому иногда идем, пригнув головы, дабы потолок не задеть. Толщу мрака еле-еле разбавляет жидкий огонек свечи. Но и его вполне достаточно, чтобы увидеть кельи монахов-отшельников – крошечные выбоины в стене, где можно только сидеть, лежать или стоять на коленях.

Обитатели пещерного храма спали в узких выбоинах, подушками им служили глиняные выступы, а обеденными столами – гладкие поверхности пещер. Хоронили своих братьев монахи скромно – гробы не сколачивали, человека просто клали в землю между двух досок, а на тело первого клали второго, третьего...

Груды пожелтевших от времени костей вперемешку с камнями видны из-за решеток в узком тоннеле под землей. Здесь же стоят керамические сосуды, из которых виднеются макушки черепов…

Величественно выглядит подземная святыня – пещерный храм. Таинственный шум слышится в этих узких коридорах – будто эхо древних молитв все еще блуждает по пещерным кельям и тоннелям вместе с подземным холодом.

Температура здесь всегда одинаковая, – продолжает иеромонах Хризостом, – градусов 12 тепла. Не жарко, конечно. Зато летом – прохладно, а зимой – тепло.

…В конце каменного коридора забрезжил свет, и вот мы оказываемся наверху.

Мир кажется другим после выхода из пещер. Бледное зимнее небо и свежий морозный воздух в монастырском дворе обретают множество незнакомых доселе оттенков. Мир вокруг зацветает разнообразием красок.

Невольно задумываешься: «Этим ли воздухом дышали обитатели Зверинецких пещер? Это ли небо видели у себя над головой братья из Архистратиго-Михайловского монастыря? Какие мысли их посещали? И думали ли они о нас – тех, кто будет жить на этой земле века спустя?..» Ответ знают только стены молодых храмов и своды древних пещер на Зверинце. Не верите? Спросите у них сами…

...В Зверинецком Архангело-Михайловском монастыре сегодня, декабрь 2013 г.

Фото Сергея Рыжкова и Богдана Придатко

Собор Божией Матери - Всех скорбящих Радости.

Немного исторических фактов о Зверинецком монастыре

Как свидетельствует история Зверинецкий монастырь был основан как вотчинный монастырь сыном Ярослава Мудрого князем Всеволодом. Упоминание о Зверинецком монастыре есть в «Повести временных лет». Причина запустения монастыря до конца неизвестна историкам, но многие придерживаются версии что причиной была монгольская навала. И только 12 октября 1888 Зверинецкие пещеры были случайно открыты во время смещения грунта. И монастырь начал постепенно оживать.

Но с приходом большевиков настали темные времена для монастыря. Начались гонения и убийства священников. Монастырь был разграблен закрыт и про него постепенно стали забывать. И только с 1997 года началось второе возрождения Зверинецкого монастыря. Были восстановлены два храма в византийском стиле и входы в зверинецкие пещеры. Сейчас в храмах монастыря постоянно идут службы и дальнейшее восстановление монастырского комплекса.

Фотопутешествие

Монахи без проблем разрешили фотографировать на территория монастыря и сами пещеры, единственное условие чтобы никто из них не попал в кадр.

Экскурсии в проходят в такие часы 10–00, 11–00,13–00, 14–00, 15–00 или 16–00. Все бесплатно, но если есть желание можете сделать пожертвование. Экскурсии проходят каждый день.


Объектив словил зайчика. Вверху над монастырем находится Голгофа местного значения. Тут разбит декоративный сад. Прекрасный вид на монастырь.


Коридор между храмами монастыря. Чувство что попал на Афон.

Древний пещерный монастырь на Зверинецкой горе в Киеве долгое время скрывался от людских глаз под землей. Обнаружившие его в конце XIX века исследователи считают, что он служил братии убежищем во время набега половцев и татар, а также подземным кладбищем. Сегодня объявленный национальным памятником Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь вновь проводит богослужения и приглашает посетителей прикоснуться к мощам своих святых.

Мифы и факты

В 1888 году в газетах появилось сообщение о загадочном подземелье на Зверинце. Киевляне брали на склоне горы глину и заметили вход в подземелье. Но исследовать пещерные лабиринты не позволило военное ведомство, которому принадлежала эта земля. Лишь в 1911 году, когда при оползнях Зверинецкой горы открылись еще два входа в , Старший Советник Киевского губернского правления князь Жевахов получил разрешение на археологические раскопки, возглавляемые Императорской Археологической комиссией.

Были расчищены подземные галереи, кельи, погребальные ниши. В одной из келий найден древний кипарисовый образ Богоматери с надписью с обратной стороны: "Михаил - сирянин, митрополит Акры Сирийской". Вероятно, эта икона принадлежала митрополиту Михаилу, которого князь привез из Корсуня для крещения Руси. Известно, что Михаил был сирийцем. Он крестил киевлян и возможно основал монастырь.

Историки считают, что пещерный монастырь был разорен половцами или татарами. Поскольку при раскопках обнаружили много останков в проходах и у самого выхода, предполагается, что во время набегов монахи скрывались в пещерах. Захватчики, потеряв надежду взять их живыми, попросту засыпали пещеры.

После открытия святое место привлекало все больше паломников и в 1913 году над пещерами построили церковь. Но с приходом советской власти церковь взорвали, а пещеры закрыли. Князь Жевахов, принявший здесь постриг, был расстрелян вместе с последним настоятелем Зверинецкого скита.

О пещерах вновь забыли, на склонах горы селились люди. Лишь после распада советской власти произошло третье открытие древнего скита на Зверинце. Музей истории Киева начал работы по восстановлению и исследованию пещерного комплекса в 1990 году. К изучению найденных мощей подключились студенты рентгенорадиологии Киевского медицинского института. Они подтвердили древность захоронений, датировав их Х-ХІІ веками.

Благодаря различным методикам удалось установить, что в пещерах захоронено около 200 человек. Интересно, что среди них 5 женщин. Возможно, это монахини, спасавшие свою душу под мужским именем, а такое случалось.

Средний возраст умерших составил 50 лет, средний рост - 166,3 см. В те времена жили и настоящие богатыри - некоторые из костей принадлежат мужчинам до 2 м высотой. Большинство костей домонгольского периода, но есть и более поздние. Скорее всего, в течение веков некоторые люди знали о существовании подземелья на Зверинце и хоронили там своих умерших.

Изучения киевских пещер продолжаются, а в подземном храме совершаются ежедневные богослужения, открытые для всех желающих.

Что посмотреть

Зверинецкий пещерный монастырь представляет собой сеть лабиринтов общей длиной 150 м на глубине до 15 м, в которых расположены 3 галереи, храмы, кельи и погребальные ниши.

У входа вы увидите современные росписи «Артели в честь Архангела Михаила». В самих пещерах остались фрагменты древних не окрашенных стен. Часть кирпичной кладки уже присутствовала до открытия скита в XIX веке.

Алтарный храм длиной 4,5 м и шириной до 2,2 м имеет престол и жертвенник. Главная реликвия - металлическая икона Божией Матери Одигитрия домонгольскького периода.

Зверинецкий пещерный монастырь или как его официально называют — Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, является пещерным монастырем в исторической местности Киева Зверинец и внесен в реестр памятников археологии национального значения Украины.

В октябре 1888 года были обнаружены пещеры, которые находятся рядом со . Первым их посетителем стала Феодосия Матвиенко, которая спустившись в подземелье пришла в ужас — внутри она увидела множество человеческих останков, которые находились в разных положениях. Монахи Ионинского монастыря отслужили панихиду по этим людям, а настоятель архимандрит Иона благословил обследование пещер.

В ней были найдены остатки монашеской одежды, кресты, параманы, церковная утварь, посуда и прочие предметы обихода верующих. Из-за смерти настоятеля Ионинского монастыря работы по освоению пещер были на длительное время остановлены. В 1911 году игумен Валентин Свято-Троицкого монастыря построил возле подземелий шалаш и переселился в него, чтобы охранять святое место. Кроме этого, он служил в этом древнем иноческом погребении панихиды по погибшим там монахам.

1 из 10










Осенью 1911 года отец Валентин познакомился со старшим советником киевского губернского управления князем Владимиром Жеваховым, который помог в исследовании пещер своими личными средствами. Как оказалось, это был один из первых монастырей на Руси и датировался он 10-11 столетием. Тут было найдено около 50 могил в которых насчитывалось примерно 100 погребенных, а также множество останков, которые лежали на полу в хаотичном порядке и не были погребены. Историки считают, что причиной разорения монастыря могли стать многочисленные набеги татар и половцев. Судя по размещению останков людей вдоль пещерного прохода, а также учитывая то, что некоторые из них были найдены возле входа, можно предположить что эти монахи укрылись в пещерах во время одного из таких набегов.

Напавшие на город враги могли увидеть куда скрылись монахи и засыпали вход в пещеры, тем самым похоронив всех находившихся там заживо. Люди, умирая от голода, недостатка воздуха и жажды, падали в разных местах или оставались в необычных позах — этим объясняется беспорядочное расположение останков. Таким образом, просуществовав около сотни лет, Зверинецкий пещерный монастырь окончил свое бытие.

Интересные факты:
— по одной из версий в пещерах монастыря может храниться «Библиотека Ярослава Мудрого»,
— Жевахов после революции скрывался в Зверинецких пещерах, потом был пойман и отсидел 7 месяцев в киевской тюрьме. Выйдя из заточения, он стал монахом и в 1926 получил звание епископа. В 1937 году был арестован НКВД и расстрелян за противодействие режиму.



Загрузка...