emou.ru

Дольменная культура абхазов краткое содержание. Дольменная культура кубани. Поселения и жилища

Культура с погребальными сооружениями в форме дольменов была распространена на значительной территории Причерноморья - от Таманского полуострова до г. Очамчири и бассейна реки Кубань, занимая в основном горно-лесные районы. Древнейшие дольмены на Западном Кавказе появились еще в эпоху ранней бронзы, между 2400-2100 гг. до нашей эры. Они представляют собой монументальные (мегалитические) постройки, сложенные из каменных плит и блоков или высеченные в скальном массиве. Дольмены служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием "испун", "спыун" ("дома карликов", "пещеры"), а также "кеунеж", "адамра" ("древние могильные дома"). Сейчас на территории Западного Кавказа известно более 2200 дольменов. Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолиты, высеченные в скалах. Они снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, через которые покойника помещали в камеры. Наиболее древние дольмены отверстий не имели. Древнейшие дольмены содержали от одного до трех покойников, положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой (таница Новослободская, бассейн р. Кизинки). Это были захоронения родо-племенных вождей. В эпоху расцвета дольменной культуры (первая половина II тысячелетия до н.э. появляются массовые захоронения в позе сидя. К этому времени относятся огромные скопления дольменов ("поляны") с сотнями построек.

Археологические находки из дольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре их строителей. Это были племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, а в приморской полосе - морским промыслом; они прекрасно владели мастерством не только обработки камня, но и металла; умели лепить прочную глиняную посуду, скупо украшенную орнаментом.

Исследователи полагают, что форма западнокавказких дольменов или появление их на Кавказе объясняется далекими морскими связями кавказских народов. Как бы то ни было, кавказские строители не просто заимствовали чужую практику возведения подобных построек, а вложили в нее собственную изобретательность. Эпоха существования дольменов на Северо-западном Кавказе была временем, когда возникало имущественное неравенство, а род еще представлял собой сильную общетсвенную организацию, хотя уже и разделившую между отдельными семьями свое некогда коллективное хозяйство, когда высокого уровня развития достигла строительная техника и получил распространение заупокойный культ.

Культуру дольменов обычно связывают с древнейшим абхазо-адыгейским этносом.

Дольмены в окрестностях Сочи представлены плиточными составными, монолитными, корытообразными и колодцеобразными гробницами. Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

Первый, наиболее распространенный тип, зафиксированный во многих пунктах (Лазаревское, Красноалександровское, Цуквадже, Солохаул, Медовеевка, Красная Поляна), представляют собой дольмены, которые сооружали с помощью четырех монолитных четырехугольных плит, образующих стены, в то время как пятая плита служила крышкой. В таких гробницах часто присутствует и каменный пол, образованный одной или несколькими плитами, которые подстилают переднюю или заднюю стены. Фасадную стену делали обычно выше и шире задней, благодаря чему такой дольмен имел трапециевидный план, а его кровля - легкий уклон назад. Боковые плиты и крыша, как правило, выступают за фасадную плиту, образуя П-образный портал, который иногда наращивали дополнительными плитами, врытыми впритык к торцам боковых стенок. Последние обычно выступают и сзади. Снаружи их часто подпирали дополнительными, наклонными подставленными плитами-пилонами. Отверстие округлой формы в большинстве случаев находится в передней стенке дольмена, его затыкали массивной каменной пробкой. Один из дольменов на реке Цуквадже имеет отверстие и в задней, меньшей по величине плите. Размеры рассматриваемых дольменов различны. Высота фасадной плиты 2-2,5 м, длина боковых стенок 3-4 м, толщина плит колеблется между 0,11 и 0,75 м.

Перед дольменом оставалась площадка, служившая, по-видимому, для определенных ритуальных отправлений, связанных с очередным захоронением, либо поминанием умерших. Эту площадку иногда окружали оградой из поставленных на ребро плит (Лазаревское). Некоторые дольмены скрыты под курганообразными насыпями или окружены двойной кромлеховидной оградой (Медовеевка).

Составные дольмены отличаются тем, что их стены полностью или частично складывали в 2-3 яруса из тщательно подогнанных плит. Один из таких подковообразных в плане дольменов (Лазаревское) имел монолитными лишь фасадную и покровную плиты. Боковые же и задняя стены его были возведены из блоков, сложенных в два яруса. Площадка перед фасадом этого дольмена была окружена аналогичными плитами, поставленными на ребро в один ярус.

Замечательным образцом дольмена-монолита является гробница на реке Годлик юго-восточнее Лазаревского (Чемитоквадже). В огромном обломке песчаниковой скалы на высоте 4 м была вырублена ровная площадка. Над ней нависает оформленная нишей фасадная стена с отверстием, через которое выдолблена основная подковообразная в плане камера со сферическим потолком. На крыше этого дольмена имеется круглое углубление диаметром и глубиной до 60 см. К нему с площадки перед фасадом по торцу стены есть единственный удобный ступенчатый подход.

Корытообразные дольмены выявлены в Красноалександровском, Солохауле, в верховьях реки Лауры. Камера таких сооружений высечена в глыбе камня и сверху перекрыта отдельной плитой. Фасад их по оформлению обычно соответствует плиточным гробницам: портальные выступы, имитирующие торцы боковых стенок, площадка перед фасадом, отверстие, затыкавшееся массивной пробкой. Иногда камеру дольменов подвергали обработке и со стороны днища, в этом случае гробница приобретала подлинно корытовидный облик. У ряда таких дольменов отмечен ложный фасад: помимо портальных выступов здесь было и ложное отверстие, будто бы заткнутое пробкой, в то время как настоящее отверстие делали в задней или боковой стенках (Салоники, Солохаул).

Около десятка дольменообразных колодцевидных гробниц зарегистрировано в районе Красной Поляны. Все они сложены глубоко в земле из необработанного плитняка в несколько ярусов. Вокруг, снаружи и на полу отмечена галечная присыпка.

Помимо самих гробниц, к дольменной культуре относятся встречающиеся вблизи дольменов обломки скал с высеченными на них ямками, кругами и другими изображениями, имевшими культовое значение (Солохаул).

Особое место занимает кудепстенский "жертвенный" камень, известный у местного населения как "черкесский" камень. Это глыба песчаника, в плане имеющая форму треугольника, каждая из сторон которого длиной около 5 метров. В северо-восточном его крае высечены два углубления в форме сидений. Позади сидений на верхней плоскости камня сделано два параллельных корытообразных углубления длиной до 2 м и шириной до 1 м. Здесь же выбиты четыре ямки, чашеобразное углубление диаметром до 0,2 м. Рядом с первой глыбой лежит другая таких же размеров. На ее поверхности также видны чашевидные углубления. Перед глыбами были найдены остатки каменного фундамента от здания, которое, судя по характеру обломков керамических изделий, относится к раннему средневековью. Взаимоположение глыб и фундамента говорит о том, что в это время глыбы уже не играли никакой роли в жизни местного населения. Характер обработки камня, отдельные детали оформления и факт независимости комплекса глыб от фундамента позволяют отнести этот памятник не к XVI-XVII вв., как это считалось до определенного времени, а к дольменному времени, когда эти камни играли несомненно роль святилища.

В дольменах, раскопанных в окрестностях Сочи, найдены сердоликовые и пастовые бусы цилиндрической формы и имитирующие подвески из зубов молодого оленя, разнообразная керамика, каменные топоры, бронзовый наконечник копья. К дольменной культуре нужно отнести и серию бронзовых изделий, главным образом топориков и тесел, хранящихся в Сочинском музее краеведения, а также, возможно, человеческую голову из песчаника, найденную в окрестностях Адлера.

Поселение этого времени зафиксированно лишь в верхних культурных слоях Большой Воронцовской пещеры. Здесь обнаружены также каменные, кремневые, керамические и металлические изделия. Кремневые орудия представлены скребками, резцами, вкладышами для серпов и мотыжками типа "пик". Из каменных орудий следует отметить клиновидные топоры с просверленными отверстиями-проухами, бруски и другие изделия. Керамические находки включают плоскодонные сосуды, украшенные богатым нарезным орнаментом, пряслица. Здесь же найдено бронзовое шило четырехгранного сечения.

В эпоху средней бронзы, как и прежде, основу землехозяйства местного населения составляли мотыжное земледелие, придомное скотоводство, охота, различные ремесла, рассчитанные на удовлетворение внутриобщинных нужд. Земледелие иллюстрируют находки кремневых мотыг и вкладышей для серпов в соответствующих слоях Большой Воронцовской пещеры. Перед входом в один из дольменов Солохаула найдена челюсть лошади. Из ремесел следует отметить изготовление керамики, прядение и ткачество, обработку кожи и кости, металлургическое производство. Особенно высокого уровня достигла в связи со строительством дольменов техника обработки камня. На этой деятельности древних поселенцев необходимо остановиться подробнее.

Крупные (плиточные, составные, монолитные, корытообразные, подковообразные) дольмены сооружали заранее: люди при жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Для этой цели недалеко от поселения выбирали подходящее место. В ряде случаев отмечено размещение дольменов вблизи родников, а дольмен на реке Годлик находится рядом с минеральным источником. Непременным условием выбора места для гробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка. Эти породы залегают обычно слоями, что в определенной степени облегчало работу в каменоломнях. Выломку плит производили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по заранее нанесенному на поверхность скалы контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера. Плиты подвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов и веревок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на место установки. Затем обе стороны фасадной плиты и внутреннюю поверхность остальных плит, а также все закраины и соответствующие им пазы в боковых и покровной плитах подвергали тщательной обработке. Пазы обычно округлые или прямоугольные в сечении. Обработку эту производили с помощью тесловидных бронзовых орудий с довольно узких лезвием, мелкими сколами, оставлявшими ямки.

Рядом с дольменами найдены и сланцевые плитки со следами сглаживания, которые, как пролагают, служили для подшлифовки деталей сооружений.

Высокого искусства требовало изготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другими элементами. Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производили предварительно, что указывает на определенные математические знания: понятие о прямых углах, различных измерениях квадрата, окружности и т.д.

Установка самого дольмена происходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально вырытые для этого в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю и заднюю, а затем боковые плиты. В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев, рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны. Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи до самого верха грунтом и камнем. Затем скорее всего по заднему склону насыпи втягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны на специально подтесанные для этого верхние торцы стен. В тех случаях, когда дольмен имел составные стены, сложенные из плохо пригнанных плит или плит, не связанных системой пазов, что не позволяло стоять ему без сплошной опоры извне, насыпь оставляли. Эта схема сооружения больших плиточных и составных дольменов с помощью земляных насыпей может быть спорна, так как насыпь могла быть заменена накатом бревен или нагромождением камней. Не исключено, что здесь использовали какую-то специфическую, трудно реконструируемую пока систему рычагов и блоков.

Техника обработки дольменов-монолитов требовала знания несколько иных приемов, связанных с вырубанием помещений в твердой породе. Причем эта работа усложнялась малым размером фасадного отверстия, через которое вынимали камень и выносили обломочный материал. Сооружение корытообразных гробниц представляло более легкую задачу, сводившуюся к открытому выдалбливанию погребальной камеры и изготовлению лишь одной покровной плиты. При строительстве подковообразных дольменов были необходимы определенные знания геометрических свойств круга, точность измерительных работ. Приходилось изготовлять серию дуговидных блоков, а затем на месте совмещать их в двух-трех ярусах. Колодцеобразные гробницы вообще не представляли трудной технической задачи. Здесь уже отпала как необходимость перемещения значительных тяжестей, кроме крышки, так и работа с теслом.

Сооружение больших дольменов, даже если предполагалось возможность использования теми, кто их сооружал, всех перечисленных выше орудий и приемов, требовало усилий такого большого коллектива, каким могла быть только родовая община. В то же время следует думать, что захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные, избранные по каким-то признакам лица. Таким образом, можно сделать вывод, что дольменная группа - это, по-видимому, особое родовое кладбище, служившее в определенной степени, судя по жертвенным площадкам и другим атрибутам (чаши, углубления, солярные знаки и т.д.) одновременно для периодических молений и игравшее роль своего рода храмового комплекса. Существование такой сложной системы религиозных представлений позволяет предполагать выделение достаточно влиятельной жреческой касты. Вместе с тем широкая освоенность горной зоны свидетельствует о зарождении отгонного яйлажного скотоводства, что не могло не привести к увеличению роли последнего в жизни строителей дольменов. В этот период складываются основы патриархальных отношений, формируется родоплеменная верхушка: вожди, старейшины, жрецы, чем-то выделявшиеся на фоне рядовых общинников.

Каких-либо закономерностей, отражающих ритуальный характер, в ориентировке дольменов не прослеживается. Как правило, она направлены фасадом вниз по склону. Это объясняется тем, что строители дольменов учитывали накопление у стен почвы, сносимой со склона осадками, и стремились как можно дольше сохранять открытым подход к отверстию. Однако в отдельных случаях (корытообразные дольмены с ложным порталом) отмечено отверстие в задней или боковой стенках, обращенных вверх по склону. Объяснить это можно какими-то причинами религиозного порядка, заставлявшими скрывать настоящие лазы.

Об обряде погребений в дольменах до сих пор ведутся дискуссии. Однако в основных своих чертах этот обряд на рассматриваемой территории уже проявляется. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в большинстве дольменов района г. Сочи, где сохранился непотревоженный слой, отмечено присутствие лишь отдельных, главным образом крупных костей человека. Это явление прослежено в двух плиточных дольменах (Красная Поляна), в корытообразном дольмене (Салоники). Показательны и результаты исследования одной из колодцеобразных гробниц в Красной Поляне. Здесь отмечены также лишь крупные кости, принадлежавшие по меньшей мере 6-7 особям. В то же время здесь находилось лишь три фрагмента черепов, а в одном из сосудов оказались остатки черепа, несущие на себе следы огня. Присутствие черт кремации в аналогичных гробницах Красной Поляны отмечалось и ранее. В той же гробнице найдено 16 как очень мелких, так и вполне нормального размера сосудов, что также свидетельствует о большом количестве захоронений, производимых скорее всего не одновременно, а с некоторыми перерывами. В то же время в мелких колодцеобразных гробницах Красной Поляны в двух случаях отмечены одиночные захоронения, по-видимому, женщин, лежавших в скорченном положении на боку головой к востоку и имевших по одному сосуду-кружке.

Характерной чертой заупокойного культа строителей западнокавказских дольменов является стремление как можно крепче изолировать внутреннее помещение дольмена от внешнего мира. Удивительная тщательность во взаимной подгонке плит не допускала ни малейшей щели. Миниатюрность находимой в дольменах керамики была вызвана, как полагают, тем, что эта посуда предназначалась не столько для умершего, сколь для души его, имевшей, по представлениям того времени, небольшую величину. Вероятно, в значительной мере тревога, страх заставили живых пойти на изобретение такого прочного, рассчитанного на тысячелетия жилища для душ своих родственников, заставили создавать условия полной герметичности для их вечного успокоения. Страх перед смертью, облеченный в форму страха перед духом, тенью умершего, характеризует определенный этап в развитии человеческого сознания.

Реконструкция погребального обряда в дольменах района города Сочи может дать следующую картину. Умершего оставляли в священной роще вблизи дольмена, где по истечению определенного времени в результате естественных превращений на площадке оставались лишь крупные кости. Тогда приступали к основному обряду, в котором, как можно полагать, главная роль принадлежала жрецу и его помощнику. Кости собирали, к ним присоединяли вещи покойного или пожертвования родственников, оружие, украшения, керамику с заупокойной пищей или питьем. На площадке перед дольменом жрец совершал жертвоприношение, разжигал костер, осуществлял и другие действия, что в сумме должно было предотвратить возможность выхода душ, уже заключенных в гробницу, наружу, когда жрец вынимал пробку. Затем помощник жреца проникал внутрь дольмена, ему подавали кости и вещи, которые он укладывал на свободное место у стены. На необходимость проникновения человека в дольмен при очередном захоронении указывает относительный порядок в расположении скопления костей и вещей в глубине дольмена, на расстоянии 1,5-2 м от отверстия. В ранних дольменах, где предполагается захоронения в сидячем положении вдоль стен, такое проникновение тем более необходимо.

На позднем этапе, когда получают распространение колодцеобразные гробницы типа краснополянских, этот обряд постепенно себя изживает, в него вторгаются элементы кремации, распространяются одиночные захоронения с предельно упрощенным ритуалом.

Дольменная культура, к которой принадлежат рассмотренные памятники, охватывала значительную часть Западного Кавказа по обе стороны хребта. Как показывают соответствующие материалы, дольмены в своих наиболее ранних формах появились в Прикубанье, в окрестностях современного города Майкопа (памятники новослободненского этапа майкопской культуры) в конце III тысячелетия до н.э. Наиболее древними формами дольменов являются плиточные гробницы, первоначально покрывавшиеся насыпями из-за несовершенства конструкции. Их хронология обычно определяется XXIII-XX ввю до н.э.

Эпоха расцвета дольменной культуры связана с широким распространением плиточных гробниц по всему Западному Кавказу, на востоке от ущелий реки Лабы и Кодора, на западе до Таманского полуострова. Появляются составные и корытообразные дольмены. Хронологически этот этап может быть определен XX-XVII вв. до н.э.

На третьем этапе развития дольменной культуры продолжают использовать плиточные дольмены, высекают дольмены-монолиты и корытообразные гробницы, среди которых получают распространение сооружения с ложными порталами. В конце периода появляются колодцеобразные гробницы. Хронология этапа может быть определена XVI-XIV вв. до н.э. В отдельных случаях дольмены использовали для захоронений и значительно позже.

На первом этапе материальная культура строителей дольменов характеризуется памятниками Новослободненского этапа майкопской культуры. В эпоху расцвета сначала в местной материальной культуре преобладают те же северо-западнокавказские формы, проникающие до Центральной Абхазии (Эшера), а затем происходит нивелировка культуры. На заключительном этапе в дольменах Черноморского побережья распространяются изделия западнокавказского облика, на основе чего делается вывод, что к этому времени носители дольменной культуры слились с племенами, имевшими другой, закавказский культурный облик. Результатом такого смешения явилось население, которое можно связывать с абхазо-адыгейским культурным массивом.Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

Дольменная культура зародилась еще в период ранней бронзы, но распространилась на Северном Кавказе и в Причерноморье во II тыс. до н.э. Термин дольмен (от бретонского tol - стол и men - камень) ввел в оборот французский археолог Бодэном (Baudin) в начале 19 века. Древнейшие из этих сооружений не уступают по возрасту Египетским пирамидам. Они представляли собой монументальные подкурганные постройки, сложены из четырех вертикально установленных каменных плит и накрыты пятой плитой, т.е. напоминали каменные ящики; они использовались как погребальные сооружения. Похожие на каменные ящики сооружения высекались и в горах, в скальном грунте. В ранних погребениях находились 1-3 умерших в скорченных положениях на спине, в более поздних - массовые захоронения в сидячей позе.

Чаще всего это четыре вертикально поставленные, тщательно подогнанные плиты, образующие прямоугольную камеру, перекрытые сверху пятой массивной плитой. Такой тип постройки называется плиточным дольменом. Если камера высекалась из одного цельного камня и перекрывалась плитой, то такой тип постройки относят к корытообразным дольменам . Существуют еще два типа дольменов: составные (собранные из отдельных блоков и имеющие сложную конфигурацию) и монолитные (полностью высеченные в камне).

Впервые с дольменной культурой Кавказа научный мир ознакомил французский академик Петр Симон Паллас в 1794 году. Паллас предположил, что строителями дольменов были средневековые черкесы, но эта теория впоследствии подверглась объективной критике и была опровергнута. С тех пор прошло больше двухсот лет, появилось множество научных, околонаучных, фантастических работ, посвященных дольменам. Интерес к их изучению со стороны исследователей не иссякает, по всей видимости это связано с тем, что дольмены не спешат раскрывать свои тайны, при этом задавая все новые загадки.

Большинство исследователей считают, что дольмены служили в качестве сакральных сооружений. На сегодняшний день мы можем только догадываться о конкретном смысле этой сакральности.

Племена дольменной культуры занимались не только земледелием и скотоводством, но и были связаны с морским промыслом. Высокая культура строителей дольменов подтверждается и многочисленными находками изделий из камня и металла, разнообразной керамики (гончарного круга они не знали).

Дольменная и майкопская культуры принадлежат далеким предкам абхазо-адыгских народов. В ряде случаев удается проследить связь некоторых форм материальной и духовной культуры древних «майкопчан» и дольменного населения с аналогичными формами культуры адыгов и абхазов нового времени: культ камня, культ солнца, культ быка, преемственность в инвентаре (например, вилообразные орудия, каменные оселки-подвески, упоминаемые и в Нартском эпосе), погребальных обычаях, сходства краниологических серий древнего и современного населения.

Таким образом, яркая и богатая майкопская культура явилась одним из главных компонентов становления северокавказской культурно-исторической общности (И тыс. до н. э.). Но формирование северокавказской культуры происходило в сложных условиях, вызванных воздействием степных культур севера, сопровождающееся прямым переселением ямных и катакомбных племен на Северный Кавказ.

КУЛЬТУРА ДОЛЬМЕНОВ 49.

Эта так называемая мегалитическая культура распространилась по крымскому и кавказскому побережьям Черного моря. Дольмен северокавказского типа - строение со стенами из грубого камня и крышей из плоских каменных блоков. Он служил домом не для живых, а для мертвых, которых обычно оставляли в сидячем положении с расставленными на полу ногами. Горшки и различные орудия были обнаружены помещенными рядом со скелетом. В больших дольменах обнаружены несколько скелетов; они, возможно, служили склепами для всего семейства. В большинстве случаев дольмены располагались группами, как бы составляя родовое поселение мертвых. Происхождение этой культуры - спорный вопрос. В течение позднего неолита и раннего бронзового века она распространилась по всей передней Азии и средиземноморскому побережью, на севере достигая Британии, Дании и Южной Швеции. Наиболее вероятно, что путь экспансии дольменов на Северном Кавказе и в Крыму начался в Транскавказском регионе. В этом случае мы можем предположить миграцию людей, построивших дольмены, от передней Азии до северочерноморского побережья.

Из книги История России. ХХ – начало XXI века. 9 класс автора Волобуев Олег Владимирович

§ 40. КУЛЬТУРА КОНТРАСТЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. Период конца 50-х – начала 60-х гг. воспринимался многими современниками как возрождение отечественной художественной культуры. Большое значение в подъеме литературного творчества и повышения его социальной роли имели

автора

§ 6. КУЛЬТУРА Слово «культура» происходит от лат. cultura - «возделывание», «воспитание», «образование», «почитание». Однако понятие «культура» шире дословного перевода этого слова: под культурой понимается вся совокупность духовных и материальных ценностей.Древнерусское

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 6. КУЛЬТУРА Особенности периода. Развитие культуры зависит от происходящих в стране процессов, а они во второй половине XIX в. определялись реформами Александра II. Косвенным результатом их проведения стало увеличение потребности в образовании и духовной пище. Наряду со

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 6. КУЛЬТУРА Культура в 20-е гг. Культура 20-х гг. являла собой движение разнородных, противоположных потоков. Еще продолжался творческий расцвет представителей Серебряного века, воспевавших метание души. Максимально благоприятный период наступил для многочисленных

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Культура Крупнейшим достижением финикийской культуры является алфавитная система письменности, которая появилась в Финикии в XIII в. до н. э. Значительное развитие торговли требовало появление такой простейшей системы письменности, которая позволяла бы самым быстрым

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

КУЛЬТУРА Русскую культуру XVII в. часто характеризуют, заимствовав выражение И. Хейзинги, как «осень Средневековья». В этот период светские элементы культуры явственно потеснили церковные, наметились изменения в основополагающих мировоззренческих понятиях - о познании

Из книги Машина и винтики. История формирования советского человека автора Геллер Михаил Яковлевич

Культура Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. В. Маяковский Опасно высказывать некоторые пожелания: их могут услышать. Через полвека после изложения великим поэтом революции его просьбы, метафора превратилась в аксиому социалистической культуры. «Художественное слово

Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма] автора Моссе Джордж

Джордж Моссе НАЦИЗМ И КУЛЬТУРА Идеология и культура Национал

Из книги Римская армия эпохи Ранней Империи автора Ле Боэк Ян

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная Мы убедились, что солдаты играли важную экономическую роль, но делали это косвенным образом, поскольку подобная деятельность не составляла главного смысла их существования. Аналогичным было их

автора Бадак Александр Николаевич

Культура В своем творчестве финикийские художники использовали мотивы и сюжеты египетского, хетто-хурритского и вавилонского искусств. Вместе с тем они имели и собственное. Особенно ценились в то время предметы финикийского прикладного искусства.Вполне возможно, что

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Ямная культура и культура шнуровой керамики К крупным историческим событиям конца IV - начала III тысячелетий относится возникновение огромной Ямной культурно-исторической общности, простиравшейся от южного Приуралья до Прутско-Днестровского междуречья. На севере ее

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Загадочный «народ дольменов» Название «мегалит» происходит от греческих слов «мегас» (большой) и «литое» (камень), ибо эти циклопические сооружения построены из огромных каменных плит или глыб. Они то тянутся длинными колоннадами (ученые называют их менгирами), то

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ 1.4.1. Понятие культуры вообще О понятии культуры написаны горы литературы. Существует огромное множество определений слова «культура». Разные авторы вкладывают в него самый различный смысл.

Из книги Сыр и черви. Картина мира одного мельника жившего в XVI веке автора Гинзбург Карло

61. Культура господствующая и культура угнетенных Мы уже не раз наталкивались на поразительные аналогии между фундаментальными особенностями крестьянской культуры, которую мы пытались реконструировать, и некоторыми передовыми тенденциями высокой культуры того

Из книги Кто такие Айны? автора Wowanych Wowan

Культура айнов - охотничья культура Они не занимались земледелием.Основными отраслями их хозяйства были собирательство, рыболовство и охота, поэтому для айнов было жизненно важно сохранять равновесие в природной среде.Айны не допускали демографических

Из книги Предыстория под знаком вопроса (ЛП) автора Габович Евгений Яковлевич

Чудо кавказских дольменов Никаких письменных источников, лишь странные лаконичные знаки на некоторых сооружениях. Пока можно только гадать, кто, когда и зачем строил дольмены. Ювелирная подгонка многотонных плит, точное соблюдение пропорций, простая и суровая красота

26.12.2016 0 2545

Что остается после могущественных цивилизаций, когда неумолимое время стирает их с лица земли? Храмы, дворцы? Да, но в первую очередь - гробницы, ведь предков почитали и почитают практически все народы.

Величественные египетские пирамиды известны всем, но их число едва переваливает за сотню. А вот дольменов по всему миру насчитывается несколько десятков тысяч! И распространены они на огромной территории, от Испании до Кореи.

Дольмен в Ирландии

Изначально слово «дольмен» происходит от бретонского taol maen -«каменный стол». И действительно, большинство этих памятников напоминает широкую столешницу, опирающуюся на плиты-ножки. Но со временем дольменами стали именовать практически любые гробницы, сложенные из больших каменных плит.

Между тем этот тип памятников приоткрывает завесу тайны над делами многотысячелетней давности, когда происходило расселение народов и племен. Ведь удивительно похожие друг на друга дольмены встречаются в Южной Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке и даже в Корее и Китае!

А самые совершенные образцы дольменной архитектуры можно встретить в России, на Западном Кавказе. Но откуда же они вообще взялись и зачем древние тратили столько сил на их возведение?

Корейские дольмены

Следы великанов

Загадочные конструкции из каменных плит, оставшиеся от древних, всегда впечатляли людей, неравнодушных к истории. Но поверить в то, что это обычные постройки, не имеющие никаких сверхъестественных свойств, было нелегко. Простой люд рассказывал друг другу страшные сказки про гномов, живущих в крошечных каменных домиках. А ученое сословие пыталось подвести под мифы серьезную теоретическую базу.

Например, в 1660 году монах Йохан Пикардт авторитетно заявил, что дольмены были когда-то построены великанами, так как люди не смогли бы справиться с такими огромными камнями. Удивительно, что жил этот образованный человек в Нидерландах, граждане которых построили огромное количество дамб и мельниц, и вообще были далеко не чужды инженерных чудес своего времени.

Нидерландский дольмен Хунебед (Hunebed - "Великанья кровать")


"Гиганты строят Хунебед, а обычные люди за этим наблюдают" (Picardt, 1660)

Но поверить в то, что древние тоже могли пользоваться различными хитростями и простыми механизмами типа блоков, оказалось нелегко.

Забавно, что голландские крестьяне тут же делом опровергали «великанскую» теорию отца Йохана, активно растаскивая мегалитические памятники на отдельные плиты. Их использовали для укрепления тех же дамб, строительства домов и церквей. В 1734 году местным властям даже пришлось принимать специальный закон об охране дольменов, чтобы они не исчезли с лица земли вовсе.

Похожие истории происходили по всему миру - везде, где встречались мегалитические памятники. В головах людей удивительным образом соседствовали убеждения о нечеловеческой природе строителей дольменов и стремление приспособить древние камни «в хозяйстве».

Лишь в начале XX века дольменами занялись настоящие ученые, представлявшие еще молодую тогда науку археологию. Довольно быстро выяснилось, что подобные сооружения расположены широкой полосой по всей Южной Европе.

В Британии и Ирландии тоже зафиксированы памятники, которые порой причисляют к дольменам (самый известный, разумеется, Стоунхендж), но формально это неправильно.

Изучив некоторое количество дольменов, ученые сделали вывод - гробницы такого типа являются уникальным признаком древних народов, живших на территории Европы несколько тысяч лет назад, своеобразным маркером «европейскости».

Так что, когда египтяне складывали свои пирамиды, европейские племена тоже умели обращаться с каменными плитами и создавали свои варианты памятников на века. Теория складывалась довольно красивая, но была очень быстро опровергнута.

Стоунхендж (Великобритания)


Кавказский дольмен

Родина дольменов

Выяснилось, что ни о какой уникальности говорить не приходится. Обнаруживались все новые и новые дольмены - в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Корее, даже в Японии. Конечно, они отличались друг от друга, но сомнений в общих корнях памятников у специалистов не возникало. Пришлось думать дальше.

Для начала ученые попытались настоять на своем и объявили, что дольмены по всему миру - это всего лишь копии, созданные под европейским влиянием. Но эта теория быстро развалилась -выяснилось, что, к примеру, ближневосточным дольменам по 5-6 тысяч лет и они явно старше своих европейских «братьев».

Кроме того, слишком уж много дольменов обнаруживалось вдалеке от Старого Света (в одной только Корее их несколько десятков тысяч - больше, чем где бы то ни было). Это наталкивало на мысль о каком-то общем корне, от которого произошли и европейские, и азиатские памятники.

Искать общего предка решили на родине одной из самых древних и почтенных цивилизаций на Земле - в Индии. Именно на полуострове Индостан были обнаружены дольмены, форма которых кажется некоторым специалистам самой архаичной. В дальнейшем она вполне могла трансформироваться в многочисленные варианты дольменов по всему миру.

Если индийская теория верна, то картина происхождения дольменов выглядит примерно так. Около 6-7 тысяч лет назад в Индии возник новый тип ритуального памятника, напоминающий известные нам дольмены. Затем началось постепенное расселение древнеиндийских народов по другим территориям. С собой они несли и привычные им формы мегалитов.

Дольмен Дания. Это один из самых больших и самых известных дольменов в Иордании

Индийские дольмены. В Марайуре можно найти несколько десятков дольменов, которые были построены в 10 000 г. до н.э.

Распространение шло по разным направлениям. Южное коснулось Ближнего Востока, затем через него проникло в Северную Африку, Средиземноморье и, наконец (к вящему разочарованию ученых «старой школы»), в последнюю очередь - в Южную Европу.

Северное же направление двигалось через Среднюю Азию и Кавказ, а затем - в Восточную и Северную Европу. Азиатская «ветвь» дольменов, постепенно продвигаясь на восток, в конце концов достигла Китая и Кореи.

Но какие именно народы принесли с собой дольменные формы в далекие от Индии края? Это остается загадкой. Предпринимались многочисленные попытки связать строителей дольменов с индоевропейцами, но это остается в области предположений.

Так что приходится довольствоваться витиеватыми названиями археологических культур, которые не связаны ни с каким народом напрямую. Так, например, в Западной Европе дольмены строили представители культуры воронковидных кубков. А строители памятников Западного Кавказа так и именуются -дольменная культура.

Плиточные и монолитные

Западный Кавказ является настоящим заповедником дольменов. Их тут зафиксировано около 3 тысяч, причем нормально изученными считаются не более 6%. Причем количество уникальных мегалитов продолжает сокращаться.

Дольмены варварски разрушают, перевозя на новые места, чтобы показывать туристам, или просто для украшения личных усадеб, ресторанов, баз отдыха. Для их защиты у археологов нет практически никаких средств, а преследования по закону современных вандалов не пугают.

Большинство кавказских дольменов созданы в первой половине III - второй половине II тысячелетия до нашей эры. Они стоят большими группами на вершинах невысоких горных хребтов или на их солнечных склонах.

Иногда дольмен явно ставился с ориентиром на астрономические объекты. Но гораздо чаще встречается другая ориентация - памятник ставили так, чтобы он был обращен вниз по солнечному склону или же «смотрел» на освещенный склон соседнего хребта.

Кавказский дольмен

"Домики" со всего света

Дольмены, как правило, представляют собой «каменный ящик» или «домик», в одной из стенок которого сделано круглое отверстие, закрывающееся каменной пробкой. Впрочем, до нашего времени пробки сохранились у считанных единиц дольменов. Остальные потерялись или украдены. Отверстия довольно широкие, в некоторые может пролезть даже взрослый человек.

На стене со входом нередко имеется рельефный рисунок портала или входа. А есть дольмены с «обманкой» - портал нарисован на фронтальной стене, а настоящий вход сделан на боковой или задней.

На других стенках тоже встречаются орнаментальные рисунки - простая штриховка или символическое изображение текущей воды. Сравнительно недавно обнаружилось, что различных орнаментов и рисунков на стенках дольменов гораздо больше, чем было принято считать раньше. Просто время обошлось с ними немилосердно, и сейчас они почти уничтожены эрозией. Увидеть рисунки можно только при косом свете, когда любая неровность отбрасывает тень.

Традиционно выделяют четыре типа западнокавказских дольменов. Плиточные представляют собой каменный кубик, сложенный из шести плит. Правда, плита в полу иногда отсутствует -тогда стенки установлены прямо на земле. Особенно удивляет точность подгонки плит друг к другу, они прилегают очень плотно. А в нижней плите зачастую проделаны специальные неглубокие пазы, в которые вставляются стены.

У дольменов составного типа одна или несколько стен сделаны не из единой плиты, а из отдельных блоков. Причем блоки эти иногда очень сложной формы, особенно у круглых дольменов в долине реки Жане.

Корытообразные дольмены выдолблены из цельной каменной глыбы, а потом либо перевернуты, либо накрыты отдельной крышкой. Самый удивительный и трудоемкий тип - это монолитные дольмены, выдолбленные в массиве скалы. Просторная камера при этом целиком выбиралась через отверстие.

Секретная миссия

Предназначение дольменов считается установленным точно - это были погребальные сооружения. Внутри хоронили людей как их строители, так и средневековые кавказские племена, которым памятники достались в готовом виде. В дольмен помещались не только останки усопшего, но и керамические сосуды с загробными дарами. А на площадке перед мегалитами, вероятно, проводились родовые обряды и торжества. Так дольмены частично выполняли и функции храмов.

При этом стоит заметить, что во времена расцвета дольменной культуры дольмены представляли собой не просто голый «каменный ящик». Вокруг нередко насыпался большой курган, а перед входом огораживался каменными плитами небольшой дворик, где проходили обряды и церемонии.

Дольмен во Франции, Roch-Feutet

Дольмен в Португалии

Плиты для строительства дольменов добывались в окружающих горах. Если удавалось найти подходящий камень природного происхождения, то его обтесывали на месте, а потом транспортировали " к месту стройки. Остальные же блоки вырубались прямо на месторождениях. Выбирались породы, легко поддающиеся обработке, - песчаник или известняк.

Технология была той же, что и у большинства древних цивилизаций, - в просверленные в камне отверстия забивались деревянные колья, которые затем поливались водой. Набухая, дерево медленно, но верно заставляло камень трескаться.

Любители экзотики в наше время нагородили вокруг дольменов множество мифов и странных теорий. Некоторые утверждают, что человеку не под силу так точно сложить шесть каменных плит без использования современной техники. Другие и вовсе наделяют мегалиты магическими свойствами, считают их источниками некой «силы», «энергии» или даже порталами в другой мир.

При этом они не замечают вполне реальную тайну, которая связана с дольменами. Построить такое сооружение, конечно же, народы бронзового века могли. Однако это требовало сосредоточенного и тяжелого труда довольно большого количества людей. Люди, занятые на постройке дольмена, выпадали из хозяйственной деятельности. Они не охотились, не пасли скот, не ловили рыбу. А их тем временем нужно было содержать и кормить.

Кавказские племена были довольно малочисленными, и для них такая нагрузка была весьма существенной. Раз они на протяжении многих лет принимали на себя такое бремя, значит, строительство дольменов считалось крайне важным делом.

То есть им придавалось огромное значение, и в них видели не просто место захоронения предков. Что еще? Этого мы, увы, не узнаем, ведь строители дольменов не оставили после себя практически ничего, кроме самих удивительных памятников.

Трон жрецов

Помимо самих дольменов, дольменной культуре приписывают и некоторые другие загадочные памятники, высеченные из камня. Один из них - Кудепстинский культовый камень, находящийся в лесу неподалеку от сочинского микрорайона Кудепста.

Это огромный валун песчаника, в котором когда-то вырубили два сиденья, разделенные широким «подлокотником». Сиденья ориентированы так, что с них была видна точка восхода солнца в дни зимнего солнцестояния. Также на камне выбиты странные «бортики» и лунки, назначение которых непонятно.

Достоверно установить, кто именно, когда и зачем обработал каменную глыбу, до сих пор не удалось. Предполагают, что сделано это было в то же время, когда строились дольмены. На сиденьях, вероятно, сидели жрецы или вожди племени во время религиозных церемоний.

Рядом археологи раскопали небольшую грубо вымощенную площадку с круглым камнем, на котором часто разводили огонь. Вероятно, это древний алтарь. Ученых озадачивает то, что Кудепстинский камень абсолютно уникален. А это мешает рассматривать его в одном ряду с другими памятниками.

Виктор БАНЕВ

Предположительно, изначально существовало около 1500 дольменов. Какие-то из них разрушило время, а какие-то разобрали люди на постройки (плиты, из которых слаженны дольмены , довольно хорошо обработаны). В итоге до нас дошло примерно 150 уцелевших построек плюс кучи развалин, бывшие некогда дольменами.
Как выяснилось позднее, точно такие же строения есть в Великобритании. Несколько дольменов находятся рядом со Стоунхенджем и довольно много их расположено на полях.

Дольменная культура на Кавказе

Культура с погребальными сооружениями в форме дольменов была распространена на значительной территории Причерноморья - от Таманского полуострова до г. Очамчири и бассейна реки Кубань , занимая в основном горно-лесные районы. Древнейшие дольмены на Западном Кавказе появились еще в эпоху ранней бронзы, между 2400-2100 гг. до нашей эры. Они представляют собой монументальные (мегалитические) постройки, сложенные из каменных плит и блоков или высеченные в скальном массиве. Дольмены служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием "испун", "спыун" ("дома карликов", "пещеры"), а также "кеунеж", "адамра" ("древние могильные дома"). Сейчас на территории Западного Кавказа известно более 2200 дольменов. Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолиты, высеченные в скалах. Они снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, через которые покойника помещали в камеры. Наиболее древние дольмены отверстий не имели.
Древнейшие дольмены содержали от одного до трех покойников, положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой (станица Новослободская, бассейн р. Кизинки). Это были захоронения родоплеменных вождей.
В эпоху расцвета дольменной культуры (первая половина II тысячелетия до н. э) появляются массовые захоронения в позе сидя. К этому времени относятся огромные скопления дольменов ("поляны") с сотнями построек.
Археологические находки из дольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре их строителей. Это были племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством , а в приморской полосе - морским промыслом; они прекрасно владели мастерством не только обработки камня, но и металла; умели лепить прочную глиняную посуду, скупо украшенную орнаментом.
Исследователи полагают, что форма западно-кавказских дольменов или появление их на Кавказе объясняется далекими морскими связями кавказских народов. Как бы то ни было, кавказские строители не просто заимствовали чужую практику возведения подобных построек, а вложили в нее собственную изобретательность.
Эпоха существования дольменов на Северо-западном Кавказе была временем, когда возникало имущественное неравенство, а род еще представлял собой сильную общественную организацию, хотя уже и разделившую между отдельными семьями свое некогда коллективное хозяйство, когда высокого уровня развития достигла строительная техника и получил распространение заупокойный культ.
Культуру дольменов обычно связывают с древнейшим абхазо-адыгейским этносом.

Дольмены в окрестностях Сочи

Дольмены в окрестностях Сочи представлены плиточными составными, монолитными, корытообразными и колодцеобразными гробницами. Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.
Первый, наиболее распространенный тип, зафиксированный во многих пунктах (Лазаревское, Красноалександровское, Цуквадже, Солохаул, Медовеевка, Красная Поляна), представляют собой дольмены, которые сооружали с помощью четырех монолитных четырехугольных плит, образующих стены, в то время как пятая плита служила крышкой. В таких гробницах часто присутствует и каменный пол, образованный одной или несколькими плитами, которые подстилают переднюю или заднюю стены. Фасадную стену делали обычно выше и шире задней, благодаря чему такой дольмен имел трапециевидный план, а его кровля - легкий уклон назад. Боковые плиты и крыша, как правило, выступают за фасадную плиту, образуя П-образный портал, который иногда наращивали дополнительными плитами, врытыми впритык к торцам боковых стенок. Последние обычно выступают и сзади. Снаружи их часто подпирали дополнительными, наклонными подставленными плитами-пилонами. Отверстие округлой формы в большинстве случаев находится в передней стенке дольмена, его затыкали массивной каменной пробкой. Один из дольменов на реке Цуквадже имеет отверстие и в задней, меньшей по величине плите. Размеры рассматриваемых дольменов различны. Высота фасадной плиты 2-2,5 м, длина боковых стенок 3-4 м, толщина плит колеблется между 0,11 и 0,75 м.
Перед дольменом оставалась площадка, служившая, по-видимому, для определенных ритуальных отправлений, связанных с очередным захоронением, либо поминанием умерших. Эту площадку иногда окружали оградой из поставленных на ребро плит (Лазаревское). Некоторые дольмены скрыты под курганообразными насыпями или окружены двойной кромлеховидной оградой (Медовеевка).
Составные дольмены отличаются тем, что их стены полностью или частично складывали в 2-3 яруса из тщательно подогнанных плит. Один из таких подковообразных дольменов (Лазаревское) имел монолитными в плане лишь фасадную и покровную плиты. Боковые же и задняя стены его были возведены из блоков, сложенных в два яруса. Площадка перед фасадом этого дольмена была окружена аналогичными плитами, поставленными на ребро в один ярус.
Замечательным образцом дольмена-монолита является гробница на реке Годлик юго-восточнее Лазаревского (Чемитоквадже). В огромном обломке песчаниковой скалы на высоте 4 м была вырублена ровная площадка. Над ней нависает оформленная нишей фасадная стена с отверстием, через которое выдолблена основная подковообразная в плане камера со сферическим потолком. На крыше этого дольмена имеется круглое углубление диаметром и глубиной до 60 см. К нему с площадки перед фасадом по торцу стены есть единственный удобный ступенчатый подход.
Корытообразные дольмены выявлены в Красноалександровском, Солохауле, в верховьях реки Лауры. Камера таких сооружений высечена в глыбе камня и сверху перекрыта отдельной плитой. Фасад их по оформлению обычно соответствует плиточным гробницам: портальные выступы, имитирующие торцы боковых стенок, площадка перед фасадом, отверстие, затыкавшееся массивной пробкой. Иногда камеру дольменов подвергали обработке и со стороны днища, в этом случае гробница приобретала подлинно корытовидный облик. У ряда таких дольменов отмечен ложный фасад: помимо портальных выступов здесь было и ложное отверстие, будто бы заткнутое пробкой, в то время как настоящее отверстие делали в задней или боковой стенках (Солоники, Солохаул).
Около десятка дольменообразных колодцевидных гробниц зарегистрировано в районе Красной Поляны. Все они сложены глубоко в земле из необработанного плитняка в несколько ярусов. Вокруг, снаружи и на полу отмечена галечная присыпка.
Помимо самих гробниц, к дольменной культуре относятся встречающиеся вблизи дольменов обломки скал с высеченными на них ямками, кругами и другими изображениями, имевшими культовое значение (Солохаул).
Особое место занимает кудепстенский "жертвенный" камень, известный у местного населения как "черкесский" камень. Это глыба песчаника, в плане имеющая форму треугольника, каждая из сторон которого длиной около 5 метров. В северо-восточном его крае высечены два углубления в форме сидений. Позади сидений на верхней плоскости камня сделано два параллельных корытообразных углубления длиной до 2 м и шириной до 1 м. Здесь же выбиты четыре ямки, чашеобразное углубление диаметром до 0,2 м. Рядом с первой глыбой лежит другая таких же размеров. На ее поверхности также видны чашевидные углубления. Перед глыбами были найдены остатки каменного фундамента от здания, которое, судя по характеру обломков керамических изделий, относится к раннему средневековью. Взаимоположение глыб и фундамента говорит о том, что в это время глыбы уже не играли никакой роли в жизни местного населения. Характер обработки камня, отдельные детали оформления и факт независимости комплекса глыб от фундамента позволяют отнести этот памятник не к XVI-XVII вв., как это считалось до определенного времени, а к дольменному времени, когда эти камни играли, несомненно, роль святилища.
В дольменах , раскопанных в окрестностях Сочи, найдены сердоликовые и пастовые бусы цилиндрической формы и имитирующие подвески из зубов молодого оленя, разнообразная керамика , каменные топоры, бронзовый наконечник копья. К дольменной культуре нужно отнести и серию бронзовых изделий, главным образом топориков и тесел, хранящихся в Сочинском музее краеведения, а также, возможно, человеческую голову из песчаника, найденную в окрестностях Адлера.
Поселение этого времени зафиксировано лишь в верхних культурных слоях Большой Воронцовской пещеры. Здесь обнаружены также каменные, кремневые, керамические и металлические изделия. Кремневые орудия представлены скребками, резцами, вкладышами для серпов и мотыжками типа "пик". Из каменных орудий следует отметить клиновидные топоры с просверленными отверстиями-проухами, бруски и другие изделия. Керамические находки включают плоскодонные сосуды, украшенные богатым нарезным орнаментом, пряслица. Здесь же найдено бронзовое шило четырехгранного сечения.
В эпоху средней бронзы, как и прежде, основу землехозяйства местного населения составляли мотыжное земледелие , придомное скотоводство , охота , различные ремесла, рассчитанные на удовлетворение внутриобщинных нужд. Земледелие иллюстрируют находки кремневых мотыг и вкладышей для серпов в соответствующих слоях Большой Воронцовской пещеры. Перед входом в один из дольменов Солохаула найдена челюсть лошади. Из ремесел следует отметить изготовление керамики , прядение и ткачество, обработку кожи и кости, металлургическое производство . Особенно высокого уровня достигла в связи со строительством дольменов техника обработки камня. На этой деятельности древних поселенцев необходимо остановиться подробнее.
Крупные (плиточные, составные, монолитные, корытообразные, подковообразные) дольмены сооружали заранее: люди при жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Для этой цели недалеко от поселения выбирали подходящее место. В ряде случаев отмечено размещение дольменов вблизи родников, а дольмен на реке Годлик находится рядом с минеральным источником. Непременным условием выбора места для гробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка. Эти породы залегают обычно слоями, что в определенной степени облегчало работу в каменоломнях. Выломку плит производили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по заранее нанесенному на поверхность скалы контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера. Плиты подвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов и веревок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на место установки. Затем обе стороны фасадной плиты и внутреннюю поверхность остальных плит, а также все закраины и соответствующие им пазы в боковых и покровной плитах подвергали тщательной обработке. Пазы обычно округлые или прямоугольные в сечении. Обработку эту производили с помощью тесловидных бронзовых орудий с довольно узких лезвием, мелкими сколами, оставлявшими ямки.
Рядом с дольменами найдены и сланцевые плитки со следами сглаживания, которые, как пролагают, служили для подшлифовки деталей сооружений.
Высокого искусства требовало изготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другими элементами. Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производили предварительно, что указывает на определенные математические знания: понятие о прямых углах, различных измерениях квадрата, окружности и т.д.
Установка самого дольмена происходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально вырытые для этого в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю и заднюю, а затем боковые плиты. В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев, рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны. Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи до самого верха грунтом и камнем. Затем, скорее всего по заднему склону насыпи втягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны на специально подтесанные для этого верхние торцы стен. В тех случаях, когда дольмен имел составные стены, сложенные из плохо пригнанных плит или плит, не связанных системой пазов, что не позволяло стоять ему без сплошной опоры извне, насыпь оставляли. Эта схема сооружения больших плиточных и составных дольменов с помощью земляных насыпей может быть спорна, так как насыпь могла быть заменена накатом бревен или нагромождением камней. Не исключено, что здесь использовали какую-то специфическую, трудно реконструируемую пока систему рычагов и блоков.
Техника обработки дольменов-монолитов требовала знания несколько иных приемов, связанных с вырубанием помещений в твердой породе. Причем эта работа усложнялась малым размером фасадного отверстия, через которое вынимали камень и выносили обломочный материал . Сооружение корытообразных гробниц представляло более легкую задачу, сводившуюся к открытому выдалбливанию погребальной камеры и изготовлению лишь одной покровной плиты. При строительстве подковообразных дольменов были необходимы определенные знания геометрических свойств круга, точность измерительных работ. Приходилось изготовлять серию дуговидных блоков, а затем на месте совмещать их в двух-трех ярусах. Колодцеобразные гробницы вообще не представляли трудной технической задачи. Здесь уже отпала как необходимость перемещения значительных тяжестей, кроме крышки, так и работа с теслом.
Сооружение больших дольменов, даже если предполагалось возможность использования теми, кто их сооружал, всех перечисленных выше орудий и приемов, требовало усилий такого большого коллектива, каким могла быть только родовая община. В то же время следует думать, что захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные, избранные по каким-то признакам лица. Таким образом, можно сделать вывод, что дольменная группа - это, по-видимому, особое родовое кладбище , служившее в определенной степени, судя по жертвенным площадкам и другим атрибутам (чаши, углубления, солярные знаки и т.д.) одновременно для периодических молений и игравшее роль своего рода храмового комплекса. Существование такой сложной системы религиозных представлений позволяет предполагать выделение достаточно влиятельной жреческой касты . Вместе с тем широкая освоенность горной зоны свидетельствует о зарождении отгонного яйлажного скотоводства, что не могло не привести к увеличению роли последнего в жизни строителей дольменов. В этот период складываются основы патриархальных отношений, формируется родоплеменная верхушка: вожди, старейшины, жрецы, чем-то выделявшиеся на фоне рядовых общинников.
Каких-либо закономерностей, отражающих ритуальный характер , в ориентировке дольменов не прослеживается. Как правило, она направлены фасадом вниз по склону. Это объясняется тем, что строители дольменов учитывали накопление у стен почвы, сносимой со склона осадками, и стремились как можно дольше сохранять открытым подход к отверстию. Однако в отдельных случаях (корытообразные дольмены с ложным порталом) отмечено отверстие в задней или боковой стенках, обращенных вверх по склону. Объяснить это можно какими-то причинами религиозного порядка, заставлявшими скрывать настоящие лазы.
Об обряде погребений в дольменах до сих пор ведутся дискуссии. Однако в основных своих чертах этот обряд на рассматриваемой территории уже проявляется. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что в большинстве дольменов района г. Сочи, где сохранился не потревоженный слой, отмечено присутствие лишь отдельных, главным образом крупных костей человека. Это явление прослежено в двух плиточных дольменах (Красная Поляна), в корытообразном дольмене (Салоники). Показательны и результаты исследования одной из колодцеобразных гробниц в Красной Поляне. Здесь отмечены также лишь крупные кости, принадлежавшие, по меньшей мере, 6-7 особям. В то же время здесь находилось лишь три фрагмента черепов, а в одном из сосудов оказались остатки черепа, несущие на себе следы огня. Присутствие черт кремации в аналогичных гробницах Красной Поляны отмечалось и ранее. В той же гробнице найдено 16 как очень мелких, так и вполне нормального размера сосудов, что также свидетельствует о большом количестве захоронений, производимых, скорее всего не одновременно, а с некоторыми перерывами. В то же время в мелких колодцеобразных гробницах Красной Поляны в двух случаях отмечены одиночные захоронения, по-видимому, женщин, лежавших в скорченном положении на боку головой к востоку и имевших по одному сосуду-кружке.
Характерной чертой заупокойного культа строителей западно-кавказских дольменов является стремление как можно крепче изолировать внутреннее помещение дольмена от внешнего мира. Удивительная тщательность во взаимной подгонке плит не допускала ни малейшей щели. Миниатюрность находимой в дольменах керамики была вызвана, как полагают, тем, что эта посуда предназначалась не столько для умершего, сколь для души его, имевшей, по представлениям того времени, небольшую величину. Вероятно, в значительной мере тревога, страх заставили живых пойти на изобретение такого прочного, рассчитанного на тысячелетия жилища для душ своих родственников , заставили создавать условия полной герметичности для их вечного успокоения. Страх перед смертью, облеченный в форму страха перед духом, тенью умершего, характеризует определенный этап в развитии человеческого сознания.
Реконструкция погребального обряда в дольменах района города Сочи может дать следующую картину. Умершего оставляли в священной роще вблизи дольмена, где по истечению определенного времени в результате естественных превращений на площадке оставались лишь крупные кости. Тогда приступали к основному обряду, в котором, как можно полагать, главная роль принадлежала жрецу и его помощнику. Кости собирали, к ним присоединяли вещи покойного или пожертвования родственников, оружие, украшения, керамику с заупокойной пищей или питьем. На площадке перед дольменом жрец совершал жертвоприношение, разжигал костер, осуществлял и другие действия, что в сумме должно было предотвратить возможность выхода душ, уже заключенных в гробницу, наружу, когда жрец вынимал пробку. Затем помощник жреца проникал внутрь дольмена, ему подавали кости и вещи, которые он укладывал на свободное место у стены. На необходимость проникновения человека в дольмен при очередном захоронении указывает относительный порядок в расположении скопления костей и вещей в глубине дольмена, на расстоянии 1,5-2 м от отверстия. В ранних дольменах, где предполагается захоронения в сидячем положении вдоль стен, такое проникновение тем более необходимо.
На позднем этапе, когда получают распространение колодцеобразные гробницы типа краснополянских, этот обряд постепенно себя изживает, в него вторгаются элементы кремации, распространяются одиночные захоронения с предельно упрощенным ритуалом.
Дольменная культура , к которой принадлежат рассмотренные памятники , охватывала значительную часть Западного Кавказа по обе стороны хребта. Как показывают соответствующие материалы , дольмены в своих наиболее ранних формах появились в Прикубанье, в окрестностях современного города Майкопа (памятники новослободненского этапа майкопской культуры) в конце III тысячелетия до н.э. Наиболее древними формами дольменов являются плиточные гробницы, первоначально покрывавшиеся насыпями из-за несовершенства конструкции. Их хронология обычно определяется XXIII-XX вв. до н.э.
Эпоха расцвета дольменной культуры связана с широким распространением плиточных гробниц по всему Западному Кавказу , на востоке от ущелий реки Лабы и Кодора, на западе до Таманского полуострова. Появляются составные и корытообразные дольмены. Хронологически этот этап может быть определен XX-XVII вв. до н.э.
На третьем этапе развития дольменной культуры продолжают использовать плиточные дольмены, высекают дольмены-монолиты и корытообразные гробницы, среди которых получают распространение сооружения с ложными порталами. В конце периода появляются колодцеобразные гробницы. Хронология этапа может быть определена XVI-XIV вв. до н.э. В отдельных случаях дольмены использовали для захоронений и значительно позже.
На первом этапе материальная культура строителей дольменов характеризуется памятниками Новослободненского этапа майкопской культуры. В эпоху расцвета сначала в местной материальной культуре преобладают те же северо-западно-кавказские формы, проникающие до Центральной Абхазии (Эшера), а затем происходит нивелировка культуры. На заключительном этапе в дольменах Черноморского побережья распространяются изделия западно-кавказского облика, на основе чего делается вывод, что к этому времени носители дольменной культуры слились с племенами, имевшими другой, закавказский культурный облик. Результатом такого смешения явилось население, которое можно связывать с абхазо-адыгейским культурным массивом.

Заключение

Так вот считается, что люди раньше при помощи дольменов могли управлять природными явлениями.
Более того, дольмены вместе с пирамидами и есть та самая Вавилонская Башня из Библии. Там - метафора: люди тянутся вверх, к познанию, а знание в неумелых руках чревато...
Современное человечество далеко зашло в своём научно - техническом прогрессе. Много тайн природы исследовано, многое осмысленно. А сколько ещё впереди открытий?! Но попытайтесь представить на секунду, что бы было, если бы человечество пошло по другому пути. По пути гармонии с природой , а не её эксплуатации и разрушения. Быть может, цена, уплаченная в человеческих смертях и несчастьях, была бы намного меньше.

Культура личности и культура общества
Культура и познание Культура и истина
Массовая культура порождение XX века Постмодернизм культура конца XX века



Загрузка...