emou.ru

Деление на группы методическая разработка на тему. Методическая разработка "варианты деления отряда на команды" Как поделить детей на группы на уроке

По определению Е.И. Пассова, группа – это промежуточное звено между парным и коллективным общением. Здесь, по сравнению с парным общением, требуется больше внимания, учета стратегий не одного, а нескольких собеседников, и учет отношений между собеседниками, поэтому эта форма работы используется учителем значительно реже, чем парная работа.

Мы в своей работе будем придерживаться следующего его определения: группа – это определенное количество учащихся – 3, 4 или 5 человек, временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель, функциональную структуру.

Групповое обучение заключается в выполнении определенных дидактических заданий группой из нескольких человек.

Останавливаясь на классификации групповых форм работы, отметим многообразие критериев их построения. Классификация группы зависит от таких факторов, как уровень обученности учащихся, количество учащихся в группе, продолжительность работы группы, место в ходе урока, знание, умение или навык, формирующиеся при работе в группе и т.д.

Продемонстрируем классификацию групп в зависимости от различных критериев в таблице.

Классификация групп по различным критериям.

Критерий Типы групп
1 Количество членов группы. Малые – 3-4 человека.
Большие – 5-15 человек.
2 Продолжительности работы в группе. Постоянные.
Временные (на четверть, на полугодие).
Сформированные для выполнения одного учебного задания.
3 Устойчивость состава. Постоянные.
Подвижные.
4 Уровень учебных способностей учащихся. Состоящие из учащихся с высокими учебными способностями.
Состоящие из учащихся со средними учебными способностями.
Состоящие из учащихся с низкими учебными способностями.
Смешанные.
5 Место в структуре урока. Для повторения изученного материала.
Для выполнения учебных заданий.
Для проверки качества усвоения знаний и т.д.
6 Цель организации группы. Получение знаний.
Формирование умений.
Формирование навыков.

С точки зрения степени обученности или учебных возможностей учащихся, входящих в группу, можно выделить группы из учащихся с высокими учебными возможностями, средними и низкими учебными способностями или же смешанные по уровню учебных возможностей группы.

Наиболее производительно работают группы, сформированные из учеников с высокими учебными возможностями. Эти учащиеся имеют навыки самостоятельной работы. Положительных результатов добиваются группы, состоящие из средних учеников, имеющих равные учебные возможности. Эти учащиеся при совместной работе более успешно, чем при работе в одиночку, усваивают материал. Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. У них некому руководить, подавать пример в познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не могут оказать помощь друг другу. Чтобы учебные группы успешно работали, целесообразно формировать их из учеников с разными учебными возможностями. В этих группах ученики, обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, дополняют друг друга.

С точки зрения количественного состава учащихся оправдывают себя группы из четырёх человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах.

Групповая форма работы может вводиться на разных этапах урока. На этапе формирования знаний у учащихся целесообразно провести с ними сначала фронтальный разбор учебного материала, а затем повторный разбор изучаемого материала в группах. При такой организации обучения каждый ученик в 8-10 раз чаще, чем при фронтальной, выражает свои мысли вслух.

Особенно часто групповая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков. После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения, решать примеры, задачи.

Групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся.

Групповая форма учебной работы используется и при выявлении знаний и умений учащихся. Для проведения взаимного контроля знаний в учебных группах в структуре урока выделяется 5-7 минут. Разнообразные виды взаимной проверки знаний в группах позволяют эффективнее развивать у учащихся навыки самоконтроля в учебной деятельности.

Исследователи утверждают, что групповая форма обучения должна быть включена в структуру урока на непродолжительное время. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет: в младших классах 5-7 минут, в средних – 10-15 минут, в старших – 15-20 минут. На практических занятиях она может занимать больше время.

Вопрос о формировании групп является очень важным и предполагает осуществление дифференцированного подхода к учащимся с учетом их индивидуально-типологических особенностей (например, темперамента, темп овладения учебным материалом, глубина приобретенных знаний, способность самостоятельно применять умения и делиться своими знаниями и т.д.).

Наиболее работоспособными считаются базовые группы по 3-4 человека в каждой, включающих в себя одного учащегося с высокими учебными способностями (лидера), двух учащихся со средними возможностями и одно с низкими.

Базовая группа – это группа, которая формируется учителем на длительный срок, участие в ней чередуется с участием в других типах групп.

Для формирования групп в первую очередь было принято во внимание уровень владения теми или иными знаниями, умениями или навыком, определенный в результате нулевого среза.

Кроме того, методисты выделяют и некоторые другие способы формирования групп на уроке. Рассмотрим некоторые из них.

1. По выбору педагога. При таком делении учитель не всегда учитывает симпатии и антипатии учащихся, поэтому оказавшись в некомфортной психологической обстановке некоторые учащиеся предпочитают отмалчиваться или выясняют межличностные отношения вместо решения конкретной учебной задачи.

2. По желанию учащихся. Недостатком такого способа являются:

  • излишняя эмоциональность процесса формирования групп;
  • возможная затянутость;
  • возможность формирования неравных по уровню учебных возможностей групп.

3. По набору лидеров. В данном случае лидеры назначаются учителем, а они в свою очередь называют имена тех, кого они хотели бы взять к себе в группу.

4. По определенному признаку (по первой группе в имени, в соответствии с тем, в какое время родился ученик, по знаку зодиака, по цвету глаз и т.д.). Недостатки такого способа:

  • группы могут оказаться разными по количественному составу;
  • группы могут быть не равны по уровню учебных возможностей.

5. По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер).

6. Случайным образом (жребий, четный/нечетный, «фанты»).

При этом исследователи утверждают, что для продуктивной работы учащихся необходимо создать комфортные психологические условия и благоприятный микроклимат в группе.

Изучив рекомендации методистов и учителей-практиков, лучше всего формировать группы на усмотрение учителя, но с учетом пожеланий учащихся. Для выявления предпочтений учащихся применяется такая диагностическая методика, как социометрия.

Учащимся каждой опытной группы было предложено ответить на три вопроса:

  1. Кого бы ты пригласил(а) на свой день рождения?
  2. С кем бы ты хотел(а) выполнять ответственное задание?
  3. Представь, что ты оказался(лась) на необитаемом острове. Кого бы ты хотел(а) видеть рядом с собой?

Опираясь на результаты социометрии, определяем приблизительный состав групп.

Бывает, что часть учащихся не получает выборов и не является желательными ни для одной и групп. Они также не могут работать как самостоятельная группа, так как все они обладают низкими учебными возможностями. Следовательно, необходимо формирование групп учителем с учетом всех критериев.

Опираясь на классификации специалистов, охарактеризуем наши учебные группы как малые (3-5 учащихся), временные (на одно учебное полугодие), смешанные (по уровню учебных возможностей учащихся).

Заметим, что качество усвоения материала на уроке зависит не только от уровня учебных возможностей, но и от психологических особенностей каждого ребенка. Учащиеся могут обладать разными особенностями внимания (концентрация, устойчивость, переключаемость), памяти (учащиеся могут обладать визуальной, аудиальной, кинестетической памятью), мышления (дедуктивное, индуктивное), воображения (активное или пассивное, репродуктивное или продуктивное, конкретное или абстрактное) и т.д. Ни один из видов памяти, мышления или воображения не может быть признан хуже или лучше другого, но учащихся в группы можно подбирать так, чтобы они дополняли друг друга, тогда все вместе они справятся с тем заданием, с которым не справились бы поодиночке.

Коткина Наталья Александровна
Использование социо-игровой технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Приёмы деления группы на команды

С внедрением ФГОС ДО на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Сделать условия развития дошкольников наиболее уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социо-игровая технология.

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Одно из самых основных правил социо-игровой технологии: деятельность детей организуется как игра - жизнь между малыми группами детей или как их еще называют «группами ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.

Я предлагаю подборку приемов деления группы на команды как предлагаемыми авторами технологии (Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, так и разработанных и применяемых мною в работе со своими воспитанниками.

Приёмы деления группы на команды

1. Деление на "первый-второй” . Здесь все просто. Способ можно «украсить» если деление происходит на каком-нибудь иностранном языке. В этом случае попросите помощь у группы. Наверняка, кто-то знает счет на неожиданном иностранном языке.

2. Деление по какому-либо признаку. Группе предлагается разделиться на заданное количество подгрупп по какому-либо признаку. Например:

по цвету глаз;

по цвету радуги;

по длине волос;

по первой букве имени (команда, чьи имена начинаются на гласную, и команда, чьи имена начинаются на согласную);

чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

кто на каком этаже живет;

благоустроенный и частный дом;

по составу семьи;

четный – нечетный;

однозначный-двузначный номер квартиры;

кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.

3. «Времена года». Если группа достаточно большая и вам нужно поделить ее на четыре подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол те, кто родился весной, в другой - те, кто родился летом и т. д.

4. Жеребьевка. Если вам предстоит игра с прописанными ролями, то можно эти роли распределить жеребьевкой.

5. «Цепочка». Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих и т. д.

6. «Нити». Для образования пар ведущий в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на половину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.

7. «Разрезанная открытка». Берутся четыре-пять открыток (одинаковых или разных; лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

8. «Колечки». Вся группа подходит к воспитателю. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - дети образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам - кто быстрее! После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три хлопка (в достаточно быстром темпе) - ведущий хлопает так, чтобы число детей в колечках соответствовало числу участников команд.

9. Стулья. Перед началом занятия ведущий приклеивает рисунки, номера и т. п. под стульями, на которых будут сидеть участники.

10. Зоопарк. Все участники стоят или сидят в кругу. Ведущий, проходя по кругу, говорит каждому на ушко название какого-нибудь животного. Сколько команд вы хотите сделать, столько и видов животных нужно назвать. Например, если нужны три команды, то из животных пусть будут собака, кошка и мышка. Когда каждому будет известно то животное, которое он будет представлять, игрокам нужно объединиться в команды, состоящие из животных одного вида. Непременное условие – нельзя ничего говорить вслух. Можно подражать поведению «своего» животного, издавать характерные для него звуки и т. п. Как только игра закончится, у вас будут те команды, которые вам нужны.

11. Ленточки . В шапку нарезаются ленточки нужного количества цветов, каждый вытягивает ленточку, потом судя по цветамдети расходятся на команды.

12. Миксер . Из картона вырезаются "фишки"(столько, сколько всего человек). "Фишка" имеет несколько параметров: цвет, форма, цифра на одной стороне, рисунок на другой стороне. Соответственно дети, вытащившие эти "фишки" могут быть разбиты на команды по разному (по цвету, по форме.). Это даёт возможность в ходе одной игры, менять составы команд. Что особенно удобно в играх на сплочение.

13. Лидер. У вас есть пять лидеров. Вы объявляете, что сейчас вы разделитесь на пять экипажей кораблей. Капитаны встают в ряд и по очереди набирают себе команду. Сначала боцманов, затем лоцманов, радистов, коков, матросов. Последние - юнги. (Вариации: дерево (корень, ствол, листья, цветок).

14. Позывные. Вначале определяется число требуемых команд (к примеру, четыре). Заранее перед игрой на бумажном квадрате записываются названия, слова, цифры: («13» «01»,. «666», «911»). Надо как можно быстрее объединиться а группы с одним названием. Для этого, получив бумажный квадратик и прочитав слово, записанное на нем, необхо­димо найти ребят, у которых такие же бумажки, и, вы­крикивая это слово, собрать свою команду.

15. Суета. Каждому играющему ведущий на ушко говорит, что ему нужно сделать (ущипнут, пожать руку, щелкнуть по носу и т. д.). Количество разнообразных действий зависит от количества команд. Играющие ходят молча и по действиям ищут членов своей команды.

16. Сегментация круга. Группу можно разделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего) к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, то круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Собраться в группу можно:

с тем, с кем живешь рядом;

с кем спишь рядом в детском саду;

с кем вместе сидишь за обеденным столом.

ПРИЁМЫ ДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ НА КОМАНДЫ С ПОМОЩЬЮ ИГР

Игра «Солнечные зайчики…»[ /i]

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, ориентировка в пространстве, деление детей на подгруппы в игровой форме.

Ход игры:

Дети выполняют движение согласно тексту.

Солнечные зайчики,

Скачут словно мячики. (прыжки на двух ногах на месте)

Побежали по стене, (бег на месте)

И исчезли в вышине. (руки поднимаем вверх)

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем зайчиков искать.

С последними словами педагог предлагает детям поискать по группе «солнечных зайчиков» в форме геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Затем педагог предлагает собраться вместе детей с теми «солнечными зайчиками», у которых в фигуре есть три угла, в фигуре- нет углов, в фигуре- четыре угла. Далее предлагает занять места за столами, у кого одинаковые фигуры. Так происходит деление на подгруппы.

Игра "На берегу"

Цель: развитие творческой фантазии, умению расслабляться, деление на подгруппы в игровой форме.

Ход игры:

Дети ложатся на ковёр на спину. Воспитатель включает аудиозапись морских волн.

Воспитатель: Представьте, что вокруг вас тёплый, ласковый песок. Протяните руки и пропустите песок сквозь пальцы, пересыпьте его из руки в руку, разгребите в песке ямку и закопайте её вновь.

Дети садятся, запрокидывают голову, подставляют лицо солнышку, щурятся от яркого света.

Воспитатель: Дети посмотрите, сколько на берегу красивых камешков и все они разного цвета (или формы). Я предлагаю вам выбрать самый понравившийся камешек и объяснить, почему вы его выбрали. А сейчас у кого красные камешки присядьте за стол с изображением красного камушка. Далее аналогично с другими камешками.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т. д., разделение детей на подгруппы в игровой форме.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям на ощупь выбрать понравившийся предмет. Это могут быть в мешочке овощи фрукты, животные. Дети выбирают, рассматривают, рассказывают, что они знают о том и ином предмете. Далее делятся на подгруппы, например, у кого овощи в одну подгруппу, у кого фрукты- в другую и т. д. (животные могут быть домашние, дикие, жарких стран).

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных, разделение на подгруппы в игровой форме.

Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный, порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

Ход игры:

Детям предлагаются выбрать карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку. Таким образом, дети могут разбиться на подгруппы.

Игра «Почтальон принес посылку»

Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, видах транспорта т. д., учить описывать и узнавать предметы по описанию, разделение на подгруппы в игровой форме.

Материал: предметы (муляжи, картинки. Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик.

Ход игры:

Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается далее распределиться на подгруппы по определенным признакам. Например, у кого фрукты в одну команду, у кого овощи –в другую, у кого наземный транспорт -в одну команду, воздушный –в другую, водный -в третью.

Игра «Собери шарики»

Цель: повышать двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий, разделение на подгруппы в игровой форме.

Для игры подбираются шары (деревянные, пластмассовые, резиновые, разные по цвету. Сложив их в корзину, воспитатель приглашает детей посмотреть, какие красивые шары, называет, какого они цвета. Затем высыпает их со словами: «Вот как покатились шарики… Догоняйте их быстрей». Дети бегут за шариками и приносят воспитателю, вместе рассматривают у кого, какой шарик. Далее воспитатель предлагает разделиться по подгруппам по определенным признакам: у кого резиновый - в одну подгруппу, пластмассовый - в другую, деревянные - в третью. Аналогично, если шарики разного цвета.

Выбор способа разделения учеников на группы во время урока может исходить из цели образования групп, например,

  • по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности;
  • группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. При этом все группы одного уровня;
  • группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.
  • группы, объединенные по темпераменту членов;
  • И т.д.

Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений. Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов. Приведем некоторые из них.

Как разделить учеников на группы на уроке?

  • по ряду парт в классе;
  • по номеру варианта (I и II вариант);
  • соседи по парте;
  • по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);
  • по половому признаку - мальчики, девочки;
  • по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
  • по дате рождения (четное, нечетное число);
  • по первой букве имени или фамилии (гласные - согласные, звонкие - глухие и проч. - актуально для уроков русского языка);
  • расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);
  • по считалочке;
  • по жребию. В корзине могут находиться:
  • листочки разного цвета - команды красных, желтых, синих;
  • предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
  • геометрические фигуры - команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);
  • изображения животных - команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);
  • изображения растений - команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);
  • названия или изображения стран, городов, географических объектов - команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);
  • а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.
  • Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.
  • Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.
  • Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).
  • Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они - и так, пока весь класс не будет разбит на команды.
  • Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение - на уроке ИЗО или любом другом).
  • Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).
  • И другие способы.

Конечно, можно делить учащихся на группы и по желанию, однако в учебных целях лучше разбивать учеников на разные по составу группы, а с учетом числа учеников в классах, составы могут быть всегда разными и неожиданными.

Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими учениками, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат. Работа в группах дает возможность показать себя не только сильным ученикам, но и слабым, и позволяет застенчивым, замкнутым детям, детям с заниженной самооценкой пообщаться с другими детьми и, возможно, даже подружиться с кем-то.

Проблемы деления на группы

Однако при делении детей на группы есть и проблема: в классах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Учитель должен не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот ученик должен быть в ней. Ученик вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить). В особых случаях учителю нужно исключить варианты деления на группы, когда принимают решение ученики.

С делением детей на группы также связаны и другие проблемы организационного характера. Поначалу дети могут сопротивляться, спорить, тратить слишком много времени и т.п., но задача учителя, во-первых, четко определить правила деления на группы, во-вторых, постепенно учить детей этому. Чем чаще на уроках вы будете использовать групповые методы работы, тем охотнее и быстрее дети будут группироваться в следующий раз, считая это просто этапом урока. Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:

  • озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;
  • следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло;
  • ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в классе песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время);
  • уделять особое внимание детям-изгоям, детям с ОВЗ, новеньким и "трудным" детям.

Да, с организацией детей на группы связаны некоторые проблемы и, возможно, учителя постигнут неудачи, но со временем, если учитель будет работать в системе, он обязательно почувствует класс, детей, и научится создавать группы на лету.

Деление на команды

Дерево

Это, наверное, один из самых известных и универсальных способов деления большой группы на команды. Хорош он тем, что почти не требует участия ведущего и позволяет избавиться от недовольства участников по поводу состава команд. Секрет состоит в том, что участники сами выбирают состав команд. Ведущий только контролирует очерёдность выбора. Итак, из группы, по количеству команд, выбирается несколько ребят. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали, в свою очередь, выбирают следующих. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников.


Зоопарк

Все участники стоят или сидят в кругу. Ведущий, проходя по кругу, говорит каждому на ушко название какого-нибудь животного. Сколько команд вы хотите сделать, столько и видов животных нужно назвать. Например, если нужны три команды, то из животных пусть будут собака, кошка и мышка. Когда каждому будет известно то животное, которое он будет представлять, игрокам нужно объединиться в команды, состоящие из животных одного вида. Непременное условие – нельзя ничего говорить вслух. Можно подражать поведению «своего» животного, издавать характерные для него звуки и т. п. Как только игра закончится, у вас будут те команды, которые вам нужны.


Волшебные цвета

Это вид деления похож на предыдущий. Но, вместо названий животных, ведущий рисует карандашом (фломастером) на лбу у каждого игрока точку определённого цвета. Когда точки будут нарисованы всем, нужно, не говоря ни слова, собраться в команды по цветам.

Первому игроку на ухо говорится цвет, например красный. Второму игроку - другой цвет, например зеленый. Далее вы опять говорите красный, и так далее чередуете цвета. После того, как у каждого будет свой цвет, на счет раз-два-три каждый должен найти свою команду по цвету. В зависимости от того, на сколько команд вам надо разделить группу, столько и берется цветов. Например, вы называете три цвета, если необходимо создать три команды и т. д.


Молекулы (Атомы и молекулы)

каждый ребёнок атом. Ведущий диктует скорость атома(от 1 до 3(или до 4-10, чем больше тем сложней)). Все дети соответственно начинают перемещаться с заданной скоростью от медленного шага(1-ая скорость) до быстрого шага(3-ая или 10-ая скорость). Как известно атомы в газе заполняют всё свободное пространство и соответственно дети должны идти в пустые части помещения. Периодически ведущий командует молекулы по двое(трое, четверо...). Атомы объединяются в молекулы и замирают... Когда ведущий сочтёт нужным он назовёт молекулы по "столько человек, сколько нужно в команде" и получит свои команды. Да, атомы НЕ ДОЛЖНЫ сталкиваться. Эта одна из целей каждого атома.

Группа хаотично передвигается по помещению. Ведущий кричит, - "Объединяемся в группы по 3(4,5 и т. д.) человек. Остальные должны быстро объединиться, как было сказано, и крепко обняться в группах. Если после этого в играх нужно несколько микро групп, то можно назвать сразу нужное число.

Все играющие беспорядочно двигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Атомы могут превращаться в молекулы. В молекуле может быть и два. и три. и пять атомов (в зависимости от того, сколько нужно команд). Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т. е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит «реакция идет по три», то это значит, что три игрока - «атома» сливаются в одну «молекулу».


Числа

Каждый игрок подходит к ведущему(или к одному из ведущих) и называет число. Ведущий после раздумья отправляет в одну из команд. На самом деле никаких вычислений ведущий не производит, а распределяет куда хочет. Можно, например, перебирать в голове таблицу умножения, чтобы был вид, что вычисляешь. Удобство в том, что ведущий может сделать такие команды, какие хочет, а детям будет казаться, что распределение случайно. Имеет смысл сказать, что все должны называть разные числа.


Животные

Каждому игроку ведущий на ухо шепчет название одного из n животных. Далее 2 варианта:

Нужно изображать то животное, которое тебе шепнули и собраться в команду.(Тут часто среди животных дают кролика и кенгуру) Нужно с закрытыми глазами издавать звуки этого животного и опять же собраться в команды.


Ленточки

В шапку нарезаются ленточки нужного количества цветов, каждый вытягивал ленточку... потом судя по цветам они расходятся на команды.


Открытка-пазл

Несколько открыток(сколько нужно команд) разрезают на части(частей столько - сколько будет человек в команде). Каждый вытягивает кусок открытки. Первое задание собраться командой и собрать свою открытку.


Миксер

Из картона вырезается "фишки"(столько - сколько всего человек). "Фишка" имеет несколько параметров: цвет, форма, цифра на одной стороне, рисунок на другой стороне. Соответственно люди вытащившие эти "фишки" могут быть разбиты на команды по разному(по цвету, по форме...). Это даёт возможность в ходе одной игры, менять составы команд. Что особенно удобно в играх на сплочение.


1,2 .. n

Участники рассчитываются с первого по n-ый номер, соответственно образуется n команд.


Шишечка, ёлочка, палочка(Можно подобрать любые слова)

Ведущий идёт вдоль ребят и перечисляет "Шишечка, ёлочка, палочка...", указывая на ребят. Соответственно потом "Шишечки" образуют первую команду, "Ёлочки" - вторую, а "Палочки" - третью.


Лидер

У вас есть пять лидеров. Вы объявляете, что сейчас вы разделитесь на пять экипажей кораблей. Капитаны встают в ряд и по очереди набирают себе команду. Сначала боцманов , затем лоцманов, радистов, коков, матросов. Последние - юнги. (Вариации: дерево {корень, ствол, листья, цветок}).


Собери открытку

Перед игрой готовятся открытки по количеству будущих команд. Одну открытку организатор разрезает на столько частей, сколько человек должно быть в одной команде. Предварительно переме­шав разрезанные открытки, ведущий раздает их ребятам. По сигналу команды организуются, составляя картинки.


Одинаковая фигура

Необходимы разнообразные фигуры (кружочки, треугольники, квадраты и т. д.), разнообразие фигур зависит от нужного количества команд, количество одинаковых фигур - от числа игроков в команде. Ребята, выбравшие одну и ту же фигуру, образу­ют одну команду.


Краски

Необходимы разноцветные квадратики (это могут быть треугольники, звездочки и т. д.) Количество цветов зависит от количества команд. Количество квадратиков одног0

Варианты разбивки на команды

Дерево

Из группы, по количеству команд, выбирается несколько ребят. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали, в свою очередь, выбирают следующих. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников.


Зоопарк

Заранее изготавливаются карточки с названиями животных. Сколько команд вы хотите сделать, столько и видов животных нужно указать. Например, если нужны три команды, то из животных пусть будут собака, кошка и мышка. Когда каждый участник вытянет название животного, которое он будет представлять, игрокам нужно объединиться в команды, состоящие из животных одного вида. Непременное условие – нельзя ничего говорить вслух. Можно подражать поведению «своего» животного, издавать характерные для него звуки и т.п. Как только игра закончится, у вас будут те команды, которые вам нужны.


Атомы и молекулы

Каждый ребёнок атом. Ведущий диктует скорость атома (от 1 до 3). Все дети соответственно начинают перемещаться с заданной скоростью от медленного шага (1-ая скорость) до быстрого шага (3-ая скорость). Все играющие беспорядочно двигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Атомы могут превращаться в молекулы. В молекуле может быть и два. и три. и пять атомов. Атомы объединяются в молекулы и замирают... Когда ведущий сочтёт нужным он назовёт молекулы по "столько человек, сколько нужно в команде" и получит свои команды.


Ленточки

В шапку нарезаются ленточки нужного количества цветов, каждый вытягивал ленточку... потом судя по цветам они расходятся на команды.


Открытка-пазл

Несколько открыток (сколько нужно команд) разрезают на части (частей столько - сколько будет человек в команде). Каждый вытягивает кусок открытки. Первое задание собраться командой и собрать свою открытку.


Миксер

Из картона вырезается "фишки"(столько - сколько всего человек). "Фишка" имеет несколько параметров: цвет, форма, цифра на одной стороне, рисунок на другой стороне. Соответственно люди вытащившие эти "фишки" могут быть разбиты на команды по разному(по цвету, по форме...). Это даёт возможность в ходе одной игры, менять составы команд. Что особенно удобно в играх на сплочение.


Шишечка, ёлочка, палочка (Можно подобрать любые слова)

Ведущий идёт вдоль ребят и перечисляет "Шишечка, ёлочка, палочка...", указывая на ребят. Соответственно потом "Шишечки" образуют первую команду, "Ёлочки" - вторую, а "Палочки" - третью.


Лист календаря

Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подобать так, чтобы играющие могли выполнить перечисленные ниже задания.

    Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т. п. - безразлично, числа значения не имеют).

    Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (число, месяц значения не имеют).

Суета

Каждому играющему ведущий на ушко говорит что ему нужно сделать (ущипнуть, пожать руку, щелкнуть по носу и т.д.). Количество разнообразных действий зависит от количества команд. Играющие ходят молча и по действиям ищут членов своей команды.

Зеркало

Для произвольного деления можно использовать «зеркало»: один участник поворачивается спиной, вожатый указывает на кого-то и спрашивает «зеркало», в какую команду определить этого человека.

Колода карт

Каждый получает по 1 карте из колоды. Команды объединяются по цвету масти / достоинству / масти.

Найди свою пару

Заранее изготавливаются карточки, на которых нарисованы предметы, которые можно объединить по функциональности: ботинок-шнурок, часы-стрелки, иголка-нитка и т.д.



Загрузка...