emou.ru

Роль психолога и особенности психологической помощи. Психолог-консультант в организации: проблемные поля и зоны развития Внимание как основная функция в работе психолога


Введение

1. Психотерапевт и психолог – определение понятий и сущности терминов: психотерапевт, психолог, психиатр, психоаналитик 4

2. Работа психолога в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, в психиатрических учреждениях и учреждениях оказывающих психотерапевтическую помощь 8

3. Особенности организация работы психолога в медицинских учреждениях другого профиля 16

4. Взаимодействие психолога и врача-психотерапевта при проведении психотерапии 18

Заключение

Литература

Введение

Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально-психологических и других аспектов изучения механизмов и эффективности психотерапевтических вмешательств. Следует подчеркнуть, что психологические основы психотерапии имеют особое значение, поскольку и объект ее воздействия (психика), и средства воздействия (клинико-психологические вмешательства) представляют собой психологические феномены, т.е. психотерапия использует психологические средства воздействия и направлена на достижение определенных психологических изменений.

Актуальность темы вызвана тем, что зачимость теоретических и, прежде всего, психологических основ психотерапии также обусловлена распространением в последние годы множества самых разнообразных методов, достаточно широко использующихся в психотерапевтической практике, но при этом далеко не всегда имеющих соответствующую теоретическую базу.

Цель: изучить особенности психотерапевтической функции психолога как один из видов его профессиональной деятельности

– дать определение понятиям: психотерапевт, психолог, психиатр, психоаналитик и раскрыть их сущность

– описать профессиональные функции психолога в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, в психиатрических учреждениях и учреждениях оказывающих психотерапевтическую помощь

– раскрыть особенности организация работы психолога в медицинских учреждениях другого профиля

– выявить взаимодействие психолога и врача-психотерапевта при проведении психотерапии

1. Психотерапевт и психотерапия – определение понятий и сущности терминов: психотерапевт, психолог, психиатр, психоаналитик.

Одной из проблем, является вопрос о том, в чем же состоит разница между психологом, психиатром, психотерапевтом, психоаналитиком и чем отличаются психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия.

Психиатр – это врач (базовое образование – медицинское), который работает с психически больными людьми и людьми, у которых имеются нарушения психики. Психиатр занимается диагностикой, профилактикой, экспертизой и лечением психических заболеваний. Лечение в психиатрии проводится в основном лекарственными препаратами. По существующему законодательству в России назначать лекарственные препараты имеет право только врач (человек с медицинским образованием).

Психоневролог – это врач-психиатр, который специализируется на лечении неврозов и других пограничных состояниях. Этот специалист имеет базовое медицинское образование, прошел интернатуру или ординатуру по психиатрии и специализацию по психоневрологии в медицинском образовательном учреждении.

Невропатолог – врач, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением органических заболеваний нервной системы (опухоли, инсульты, травмы, нарушения кровообращения), то есть тех заболеваний, при которых нарушена физическая структура нервной ткани. Психологические и психические проблемы пациента лежат вне сферы его компетентности.

Психолог – это специалист с базовым психологическим (не медицинским) образованием. Психологи могут заниматься как научной деятельностью (экспериментальным и теоретическим исследованием внимания, восприятия, памяти, мышления, интеллекта человека), так и практической – например, профессиональным отбором, психодиагностикой, разнообразными вариантами тестирования, а также психологическим консультированием и психологической коррекцией (имеется ввиду юридическое значение этих терминов, см. ниже). Чаще психолог работает с людьми без серьезных психических нарушений. Психолог не имеет права назначать лекарственные препараты.

Клинический психолог – это специалист с базовым психологическим (не медицинским) образованием и специализацией по клинической психологии. Он обладает большим опытом, чем обычный психолог, в области работы с людьми, имеющими психические нарушения различной степени тяжести. В основном клинический психолог занимается исследованием психических функций (памяти, мышления, интеллекта, восприятия и т.д.) с помощью разнообразных методов психодиагностики у людей с такими нарушениями, а также психологическим консультированием и психологической коррекцией у этой категории клиентов. Однако, клинический психолог, разумеется, может работать также и с людьми без нарушений психики.

Психотерапевт – это врач (базовое образование – медицинское), прошедший интернатуру или ординатуру по психиатрии и специализацию по психотерапии. Таким образом, по существующему в настоящий момент законодательству, в Российской Федерации называть себя психотерапевтом может только врач-психиатр, получивший специализацию по психотерапии в медицинском образовательном учреждении (медицинском университете или академии) и имеющий сертификат врача-психотерапевта. Соответственно, психотерапией имеет право заниматься только врач-психотерапевт. Врач-психотерапевт имеет право назначать лекарственные препараты, но чаще он занимается нефармакологическим лечением – лечебной беседой.

Психоаналитик – это специалист (психиатр, психоневролог, психолог, клинический психолог, врач-психотерапевт), владеющий методом психоанализа, одного из направлений психотерапии. Обучиться методу психоанализу специалист мог как в медицинском образовательном учреждении (если он является врачом-психиатром), пройдя соответствующую специализацию, так и в государственном или негосударственном гуманитарном образовательном учреждении, которое специализируется на обучении психоанализу.

Самая большая путаница возникает с терминами психологическое консультирование, психологическая коррекция и собственно психотерапия

Есть юридическая и смысловая разница в этих терминах. Вначале попробуем разобраться с разницей в смысловом значении этих слов.

Психологическое консультирование – это предоставление клиенту информации об интересующем его вопросе в психологической сфере, в самых разнообразных ее аспектах – начиная от какой-то конфликтной ситуации в жизни клиента и заканчивая рекомендациями по организации процесса обучения ребенка клиента. Психотерапевт (психолог-консультант) в этом случае выступает как эксперт, который высказывает свое мнение о психологическом состоянии, в котором сейчас находится клиент, о возможных причинах этого состояния и возможных способах изменения этого состояния. Она может проходить в виде 1-5 встреч, либо являться начальным этапом собственно психотерапии. Это в большей степени техническая процедура.

Психологическая коррекция – это приведение к нормативу какой-либо психической функции или психического процесса, формирование адекватных форм поведения. В процессе психокоррекции важное значение приобретает выбор определенной программы обучения, упражнений или игр. Часто целью психологической коррекции является достижение определенного уровня какой-либо психической функции, который можно проверить с помощью тестов или другими психодиагностическими методами. Это в большей мере педагогический процесс.

Собственно психотерапия – это процесс психологического взаимодействия клиента и психотерапевта, исследование переживаний и опыта клиента, результатом которого является личностный рост клиента – расширение зоны его осознанности, открытие в себе новых черт, изменение взгляда на существующие психологические трудности, приобретение нового опыта, новых личностных качеств, что позволяет клиенту решить свои психологические проблемы и достигнуть более комфортного психологического состояния. Это процесс творчества, свободы и постоянного развития.

Конечно, эти термины тесно связаны, и нередко перетекают друг в друга, но все же некоторые отличия существуют. У нас в стране под словом «психотерапия» могут скрываться все три значения. Поэтому когда кто-то произносит «психотерапия» хорошо бы понимать, какое значение этого слова он имеет ввиду.

Разница в юридическом значении этих терминов связана с особенностями российского законодательства в данной сфере, Дело в том, что психотерапия в РФ относится к медицинскому виду деятельности. Это значит, что заниматься психотерапией может только врач-психотерапевт, имеющий соответствующий сертификат. Однако в действительности в процессе получения психологического образования психологи обучаются тем же самым психотерапевтическим методикам, что и врачи-психотерапевты. Но по существующему законодательству называть психотерапией свою деятельность юридически они не могут. В итоге складывается парадоксальная ситуация – специалисты, владеющие одинаковыми методами, называют свою деятельность по-разному. Врачи-психотерапевты называют свою деятельность психотерапией, а практикующие психологи, занимаясь, по сути, тем же самым, уже называют свою деятельность психологическим консультированием или психологической коррекцией. При этом совершенно непонятно иногда бывает, какое смысловое значение вкладывается в предлагаемую услугу. Это нужно каждый раз выяснять у того специалиста, к которому Вы обращаетесь. Конечно, у психологов и психотерапевтов, как правило, существует разница в опыте клинической работы с психически больными людьми, кроме того, психологи не занимаются медикаментозной терапией больных. Однако, несмотря на это, психолог может владеть теми же самыми психотерапевтическими методами, что и врач-психотерапевт. Может ли психолог заниматься психотерапией? Юридически – нет, а по факту (если обратиться к смысловому значению слова) – да. Таким образом, психотерапевтами по смысловому содержанию их деятельности могут называть себя не только врачи, но и психологи, однако юридически, разумеется, психотерапией могут заниматься только врачи-психотерапевты.

2. Работа психолога в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, в психиатрических учреждениях и учреждениях оказывающих психотерапевтическую помощь

Структура психиатрической помощи в Российской Федерации включает в себя амбулаторную сеть, главным звеном которой являются психоневрологические диспансеры, сеть психиатрических стационаров, полустационарные подразделения, а также профильные научно-исследовательские учреждения (НИИ).

Основными направлениями работы психолога являются психодиагностика, психокоррекция и участие в психотерапевтическом процессе.

Диагностическое направление работы психолога определяется задачами и спецификой лечебно-профилактической деятельности психиатрического учреждения.

Одной из важных задач является проведение психодиагностики и дифференциальной клинической диагностики. В общем виде задачи психодиагностической деятельности состоят в участии клинического психолога в установлении многомерного диагноза пациентам, получающим психиатрическую помощь. В реальной ситуации вследствие недостаточного числа клинических психологов углубленное психодиагностическое обследование проводится пациентам при возникновении затруднений в установлении врачебного диагноза. Разработаны схемы, по которым проводится клинический патопсихологический эксперимент. Очевидно, что с развитием и проникновением психологических технологий во все стороны лечебно-диагностического процесса совершенствуются и алгоритмы патопсихологического исследования. Важным требованием к обеспечению качества этой стороны деятельности психолога является его сотрудничество с врачом-психиатром, когда последний ставит перед психологом задачу психологической дифференциальной диагностики. Наиболее частыми вариантами задач, которые ставятся перед психологом, являются вопросы дифференциальной психологической диагностики при непсихотических, личностных, эндогенных шизотипических и депрессивных расстройствах; уточнение роли органического фактора при установлении механизмов возникновения и развития заболевания.

Социальное и научное значение психологической диагностики в
значительной степени определяется широтой спектра ее взаимодействия с
психологическими дисциплинами и с реальными жизненными ситуациями.
В связи с этим психологу-диагносту в своей практической деятельности
при решении многих психодиагностических проблем приходится
реализовывать разнообразные функции. К ведущим профессиональным
функциям психолога-диагноста относятся:
научно-методическая. Психолог-диагност должен владеть
современными теоретическими знаниями в области психологии человека,
психологии личности, психологии развития, социальной и возрастной
психологии, специальной психологии и т. п. Ему необходимы также знания
существующих психологических направлений и школ, общих теоретико-
методологических, методических и этических принципов психологического
и психодиагностического исследования. Для этого психолог-диагност ведет
постоянную методическую работу по определению диагностических и
прогностических возможностей инструментария, собирает сведения о
появлении и апробации нового поколения методик;
диагностическая. Психолог-диагност организует и проводит
психодиагностическое исследование в соответствии с поставленными
целями, задачами и гипотезой. Он анализирует и интерпретирует
полученный диагностический материал, составляет психологическое
заключение и подготавливает рекомендации;
консультационная. Полученные в ходе психодиагностики
результаты с соблюдением всех правил этики психолог доводит или до
самого обследуемого, или до лиц, заинтересованных в них (родителей,
учителей, опекунов, заказчиков и др.). Цель «обратной связи» в
психодиагностике - определение оптимальных психологических
условий для развития и становления индивидуальности, обеспечения
психологического комфорта, а также минимизации проблемных зон,
ослабления эмоционального напряжения, внутриличностных и
межличностных конфликтов. В ходе консультирования определяются фор-
мы психологической помощи, ее длительность, возможные результаты.
Психодиагностическое консультирование - обязательный элемент
психодиагностического исследования при определении профессиональной
пригодности, профессиональных и карьерных ориентации;
прогностическая. Полученные в исследовании результаты
психолог-диагност использует для прогнозирования направленности
индивидуального развития и возможных отклонений от его закономерного
хода;
просветительская. Полученные в диагностическом исследовании
результаты могут использоваться психологом в работе с широкими
слоями населения, специалистами смежных с психологией областей,
особенно с лицами, которые участвуют в образовательном и воспи-
тательном процессе или оказывают социальную поддержку. Цель
подобной работы заключается в формировании общей психологической
культуры населения за счет развития представлений о психологии
человека, его поведении в критических ситуациях, переживаниях;
экспертная. Диагност участвует в организации и проведении
психодиагностических исследований, направленных на определение
эффективности индивидуальных формирующих, развивающих,
коррекционных программ, на разработку диагностических методик.
Экспертная функция предполагает также выявление ограничений
использования представленных на психодиагностическую экспертизу
разработок и аппаратуры.

Работающий в организации психолог может занимать одну из двух позиций:

  1. «внешнюю» – психолога-консультанта и исследователя (в качестве примера можно привести работу по заказу различных фирм, чаще всего связанную с оценкой и аттестацией персонала, изучением психологического климата, разрешением конфликтных ситуаций, обучением персонала и т.д.);
  2. «внутреннюю» практического психолога, работающего непосредственно в организации.

Эти позиции различаются между собой и по содержанию, и по структуре деятельности. Например, позиция психолога-консультанта и исследователя предполагает возможность нейтрального подхода к решению многих и особенно кадровых задач, но одновременно нередко возникают проблемы из-за недостаточного знания реальных организационных ситуаций, невозможности сразу же определить глубинные причины и условия возникновения какого-либо явления или процесса. Описанная позиция в полной мере представлена в деятельности многочисленных современных консалтинговых компаний, действующих на рынке труда, оценки и подбора персонала, осуществляющих рекрутинговые услуги. Вторая позиция также, наряду с несомненными плюсами (например, доскональное знание организационной и кадровой ситуации и возможность профилактики конфликтов), имеет и свои минусы (при длительной работе на предприятии часто происходит снижение статуса психолога до статуса члена коллектива, переход к позиции «коллективной жилетки», к которой обращаются сотрудники по любому поводу). Занимая вторую позицию, психологи чаще всего работают в структуре отдела кадров, отделов обучения, в качестве заместителя директора по персоналу. В решении многих вопросов они взаимодействуют и с другими специалистами фирмы – социологами, гигиенистами, юристами, экономистами.

Практический психолог в организации выполняет несколько функций.

Исследовательская (экспертная) функция. Психолог собирает специальную информацию о психологических механизмах поведения человека в многообразной и сложной системе организационных отношений. Главным является изучение группы и отдельного человека как субъектов труда. Исследуется, как правило, не теоретическая проблема, а конкретная ситуация. Тем не менее методологические требования к проведению такого рода прикладных исследований не могут быть снижены: обязательно должны быть сформулированы гипотезы исследования, выбраны методы и методики, подобраны измерительные инструменты, зафиксированы и обработаны все результаты, проведен их анализ и оформлен отчет.

Эксперт – это специалист в какой-либо области, в определенной сфере, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса, в нашем случае при рассмотрении организационных ситуаций.

Он вступает в дело тогда, когда нечто уже произошло и необходимо дать оценку происшедшему (например, создание организации с определенной структурой или результаты ее изучения, внедрения инноваций различного типа, конфликты и т.д.).

Большое значение для принятия экспертного заключения имеет авторитетность эксперта, которая определяется кредитностью к той области знания, которую он представляет (а именно организационной психологии), кредитностью эксперта (организация, которую он представляет, степень, звание, должность, опыт и др.), личными отношениями доверия – недоверия между экспертом и заказчиком, во многих случаях оказывающимися главными.

Следует отметить, что ответственность эксперта за качество экспертного заключения является и полной и ограниченной. Это означает, что исследователь отвечает за обоснованность и соответствие своего заключения современному уровню психологических знаний в области организационной (индустриальной) психологии, но он, однако, не несет ответственности за конкретные решения руководства организации или заказчика, принятые на основе экспертного заключения. Основная задача экспертной оценки не склонить заказчика экспертизы к определенным решениям и шагам, а учесть анализ предметной ситуации, проведенный специалистом. Именно поэтому экспертное заключение должно быть понятным и локализованным (указывающим на границы точности и компетентности эксперта).

Консультационная функция. Психолог консультирует по вопросам оптимального использования личностных и профессиональных возможностей человека (например, при приеме на работу, заполнении вакансий, сокращении кадров). Психолог участвует в проектировании и разработке различных методов управления персоналом, социальным развитием организации, улучшении организации труда и консультирует руководство по этим вопросам.

Особое место занимает персональное консультирование. Необходимость консультирования, как правило, связана с определенной ограниченностью опыта руководства организации в управленческих и психологических областях. Очевидным преимуществом консультанта является возможность самостоятельного, независимого видения ситуации. Основной фактор эффективной работы консультанта – его свобода и независимость, которая складывается из финансовой (размер оплаты и ее надежность), административной (консультант не подчиняется клиенту) и эмоциональной составляющих. Консультирование, как правило, невозможно без исследовательской проработки и принятия экспертной позиции.

Консультанты могут быть универсалами или специалистами по отдельным проблемам (например, психологической диагностике личности руководителей организации, инновациям, управлению и т.д.).

Психолог-консультант придерживается позиции нейтралитета, беспристрастности и невмешательства в конфронтацию и борьбу, которая может существовать в организации, что обеспечивает объективный и неискаженный анализ взаимоотношений и ситуаций. В связи с этим большое значение приобретает профессиональная этика психолога. Педагогическая и просветительская функции. Эти функции связаны с огромным интересом всех без исключения людей к проблемам психологии, желанием получить психологические знания, потребностью в решении личных проблем. «Учитель» передает специальные психологические знания, которые они могут творчески использовать для эффективной организации собственной деятельности. Если эксперт анализирует, консультант – рекомендует и советует, то учитель -приобщает, повышает уровень психологических знаний у окружающих.

Функции организационного психолога определяют конкретные задачи его работы в организации, которые могут быть представлены тремя категориями.

  1. Работа с персоналом:
    • оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей);
    • профессиональная ориентация и консультирование;
    • социально-психологическое обучение персонала и повышение квалификации сотрудников;
    • ускорение процессов адаптации работников в организации – взаимодействие руководителя с подчиненными.
  2. Организация труда:
    • аттестация должностей, включенных в штатное расписание (описание должностных обязанностей, составление профессиограмм, должностных инструкций);
    • изучение условий труда, организации рабочих мест;
    • анализ личности работника в системе организации (изучение отношения к труду, удовлетворенности трудом, мотивации и стимулирования труда, безопасности труда).
  3. Организационное управление и социальное планирование:
    • социально-психологическое обеспечение внедрения нововведений и реорганизации;
    • формирование групповых норм, морали, организационной культуры;
    • профилактика и разрешение конфликтов;
    • контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление;
    • создание «команды»;
    • повышение дисциплины труда;
    • лояльность по отношению к организации.

Все перечисленные задачи традиционно решались практическими психологами на отечественных предприятиях. Дополним этот список перечнем задач, которые отмечаются в современной зарубежной психологической литературе:

– введение нового работника в курс дел в организации. Психолог беседует с новичком об истории фирмы, о его роли в выполняемой работе, знакомит с начальством, традициями организации;

– решение вопросов о профессиональном обучении и повышеиии квалификации работников. Психолог принимает решение о том, кого учить (кто и в какой учебе нуждается), чему учить, как учить, как стимулировать и оценивать результаты учебы и ее влияние на эффективность труда;

– оценка трудового вклада работников. Психолог осуществляет периодическую оценку труда каждого сотрудника и его соответствие получаемой заработной плате. Типичными пунктами оценки являются: а) качество работы; б) количество работы; в) физическая и морально-психологическая надежность сотрудника; г) степень заслуженного доверия; д) склонность к сотрудничеству с администрацией;

– разработка средств поддержания дисциплины и эффективных приемов поощрения и наказания сотрудников;

– участие в разборе жалоб, посредничество в переговорах рабочих и профсоюзов с администрацией, социально-психологическое обеспечение переговорного процесса в ситуации конфликта;

Различные виды психологической помощи призваны устранить психологические проблемы, скорректировать нарушения поведения. Психологическая помощь может быть представлена в виде психологической коррекции, консультирования, тренинга или психотерапии.

Психологическая коррекция

С 70-х годов прошлого века психологической коррекцией называют определенное воздействие на элементы психологической структуры личности. Роль психолога сводится к достижению клиентом эффективной жизнедеятельности и стремления к развитию. Термин «психологическая коррекция» широко распространен в России и иногда употребляется, как синоним слова «психотерапия».

Специалисты, принимающие идентичность терминов, аргументируют свою точку зрения тем, что психологическая коррекция проявляется в разных отраслях деятельности человека. Например, в педагогике или в обычных житейских ситуациях. То есть, на бытовом уровне роль психолога , по сути, может выполнять преподаватель.

С другой стороны, психологическая коррекция широко применяется в медицине и требует от практикующего специалиста наличие высшего медицинского образования.

При лечении неврозов приводят к выводам от том, что оба термина являются этапами лечения пациента.

Сегодня особая роль отводится восстановительной медицине. Это своего рода комплекс мер, построенный на системе знаний из разных отраслей, который мобилизует внутренние ресурсы человека и улучшает качество его жизни. Применяются, как правило, приемы немедикаментозного лечения. в этом случае будет направлена на определение доли психологического фактора индивидуально для каждого случая. Методы психологической коррекции будут рассматриваться, как составляющие части психотерапии. Таким образом, психологическая коррекция представляет собой один из методов психологической профилактики и идентична понятию психологического вмешательства.

Психологическое консультирование

При психологическом консультировании основная деятельность психолога направленна на выявление незадействованных ресурсов, достижение состояния психологического комфорта преодоление тревожных состояний и помощь в самоорганизации. Обычно применяют проблемно-ориентированный или личностно-ориентированный подход, а также метод поиска скрытых ресурсов.

Роль психолога состоит в достижении следующих задач:

  • эмоциональная поддержка;
  • внимание к переживаниям;
  • расширение сознания;
  • выход тупика и решение проблем;
  • повышение стрессоустойчивости;
  • творческий подход к освоению мира.

Выделяют несколько этапов психологического консультирования:

  1. Наличие проблемы, которая не осознается клиентом. Этап имеет место быть, когда на посещении психолога настаивает кто-то из окружения консультируемого.
  2. Появилось осознание проблемы. При этом нет желания проблему решать.
  3. Осознание необходимости посторонней профессиональной помощи.
  4. Активные действия пациента для решения проблемы.
  5. Сохранение результатов.

Особенности психологической помощи напрямую зависят от того, как именно протекают перечисленные выше этапы. Пациент может подолгу отрабатывать каждый этап или продвигаться быстро и целеустремленно. А может возвращаться к более ранним этапам.

Основная деятельность психолога технически проявляется следующим образом:
1) установить контакт;
2) дать возможность выговориться;
3) эмоционально поддержать;
4) отработать проблему совместно;
5) обозначить зоны ответственности каждой стороны;
6) сформулировать возможные решения;
7) выбрать оптимальный вариант;

8) подкрепить решение мотивацией.

Психологический тренинг

Тренинг открывает новые возможности личностного роста клиента, позволяет отработать новые навыки и схемы поведения. В ходе работы формируются навыки саморазвития и самокоррекции. Момент непосредственно лечения в тренинге отсутствует, поэтому его может проводить психолог или психотерапевт. Основная деятельность психолога на протяжении нескольких сеансов состоит в том, чтобы ускорить навыки саморазвития участников в комфортной и безопасной обстановке.

В основе тренинга лежит ряд общих принципов, таких как определение предмета анализа «здесь и сейчас»; искренности участников и их работы над самопознанием; активного участия; определенных форм обращения к членам группы. Роль психолога заключается в достижении клиентами взаимопонимания с окружающим миром, улучшения субъективного самочувствия и получения успеха.

Психотерапия

Психотерапевтическое воздействие при поэтапном рассмотрении во многом схоже с психологическим консультированием.

Особенности психологической помощи в психотерапии продиктованы общими факторами воздействия на клиента:
-сотрудничеством между обеими сторонами;
-уверенностью в реальности решения проблемы;
-применением информативных обучающих элементов;
-коррекцией поведения посредством одобрения врача;
-социализацией клиента;
-использованием методов убеждения.

Психотерапия за счет комплексного подхода имеет широкий спектр показаний и различается только объемом и направленностью. Комплекс лечебных психотерапевтических мероприятий определяется тем, насколько сильно выражен психогенный элемент в природе заболевания. Важным элементом основной деятельности психолога является недопущение повторной невротизации, то есть прогнозирование результатов болезни.

Неадекватная реакция клиента на болезнь также может быть показанием для психотерапии. Особенно, если заболевание усугубляется. В этом случае важно улучшить настроение больного и содействовать позитивному восприятию окружающей среды. Важно наблюдать за социально-психологическими последствиями болезни. Длительная болезнь может негативно повлиять на социальный статус и сделать невозможной реализацию определенных потребностей.

Это может привести к занижению самооценки, мнительности, снижению работоспособности. Как следствие, могут проявляться неадекватные поведенческие элементы. Ключ к решению проблем заключается в индивидуальном подходе с учетом психологических особенностей личности.

Практический психолог по отношению к организации может занимать две позиции:

  • «Внешняя» – это приходящий психолог, который обычно привлекается для выполнения пакета работ в области бизнес-психологии;
  • «Внутренняя» – это практикующий психолог, работающий в организации непосредственно.

Такое деление разделяет работу и подход к ней, как по содержанию, и по роду деятельности. Обычно «приходящий» психолог в организации, более нейтрален при решении многих задач, однако при этом минусом является тот факт, что он недостаточно хорошо знает компании изнутри, не может моментально вникнуть в ее организационные и управленческие процессы. На это требуется время. Практический психолог же, работающий в штате, хотя и избавлен от этих недостатков, но имеет и свои значительные минусы – постоянная работа в организации делает его членом коллектива, а это, в свою очередь, часто не позволяет объективно взглянуть, дать оценку многим вещам, просто умолчать о чем то, руководствуясь личной выгодой - это значительно снижает эффективность его работы.

Функции психолога в организации

Исследовательская или экспертная функция . Практический психолог в организации привлекается в качестве эксперта для решения конкретной проблемы. Специалист исследует и аккумулирует информацию о психологических механизмах поведения членов коллектива в сложной системе внутриорганизационных отношений. Изучению и оценке подвергаются именно конкретные ситуации, с использованием современных методологических методов психологии. Обычно на основании этих исследований он предоставляет руководству отчет, где описываются их результаты и даются рекомендации решения проблем.

Насколько сведения такого отчета достоверны? Следует ли руководителю прибегать к рекомендациям психолога? Несомненно, такое заключение основывается на современных представлениях науки в области организационной психологии. А как мы уже неоднократно упоминали на страницах сайта, психология, благодаря контролю ее результатов методами математической статистики, наука довольно точная. Но в тоже время, психолог не может гарантировать, что те шаги, которые примет руководство, основываясь на его исследованиях и заключении будут иметь исключительно положительный эффект. Главная задача экспертной оценки ситуации специалистом - не убедить руководителя, который заказал исследование, действовать строго определенным образом, а учесть анализ ситуации при принятии решения.

Функция консультирования . Психолог-консультант дает рекомендации по вопросам, касающимся наиболее эффективного использования личностных и профессиональных качеств любого члена коллектива. Это касается всех этапов пути, который человек проходит в организации – отбор, оценка, адаптация персонала, зачисление в кадровый резерв, увольнение. Психолог дает практические советы в области управления персоналом, мотивации труда, психологического климата в организации, развивает групповую сплоченность и борется с конфликтами в коллективе.

Здесь главное преимущество консультанта со стороны – независимость суждения. Позиция нейтралитета – это залог объективной оценки и непредвзятых выводов. В данном случае могут привлекаться как универсальные психологи, так и те, которые специализируются на конкретных проблемах.

Организационная функция . Которая, по сути, объединяет и дополняет в себе две первых. В ней психолог практик в организации выступает в роли педагога, который передает свои знания в области психологии ученикам – работникам организации, чтобы они в полной мере использовали все наработки современной психологии в своей повседневной работе, повышая ее эффективность.

Функции организационного психолога практика можно разделить на три основные группы.

  1. Работа с персоналом:
  2. Психологическое консультирование и психологическая помощь, которую оказывает психолог практик

    • Работа в области организации деятельности компании:
    • Аттестация должностей, с учетом психологических требований к той или иной должности, разработка должностных инструкций;
    • Выявление недостатков в организации рабочих мест;
    • Мониторинг удовлетворенности персонала , повышение эффективности сотрудников организации через систему стимулирования труда .
    • Участие в маркетинговых исследованиях, формирование положительного имиджа организации.
  3. Организационное управление и социальное планирование, в которой принимает участие практический психолог:

    • Психологическая поддержка коллектива при серьезных изменениях и реорганизациях;
    • Формирование организационной культуры компании ;
    • Управление конфликтами , участи в их разрешении, создание благоприятного климата, препятствующего их возникновению;
    • Осуществление наблюдения за социально-психологическим климатом в коллективе , его оздоровление;
    • Культивирование групповой сплоченности в организации ;
    • Повышение лояльности у сотрудников к труду и самой компании, где они работают.

Разумеется это неполный список задач, которые приходится решать практическому психологу в организации – мы коснулись только основных. Но даже, если вы и не нашли ту проблему, которая беспокоит вас и мешает нормальному функционированию вашей компании – обращайтесь , мы выслушаем вас и постараемся помочь! Все услуги, оказываемые нами компаниям и организациям, вы можете найти на



Загрузка...

Последние статьи

Реклама