emou.ru

Философская проблематика рассказа господин из сан франциско. Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско» (И. Бунин). Тест по произведению

Главный новеллист в русской литературе - Иван Бунин. Произведение "Господин из Сан-Франциско", смысл которого разбирают на уроке литературы старшеклассники, - блестящий образец малой прозы, наполненной символами, аллюзиями.

О чём этот рассказ? Об одном американце, который однажды умер во время путешествия по Старому Свету. Философский смысл произведения "Господин из Сан-Франциско" довольно глубокий. При очередном прочтении обнаруживаются все новые и новые детали. В статье представлен наиболее полный анализ рассказа великого русского классика.

Когда создано произведение?

Новеллу Бунин написал в 1915 году. Это очень важно упомянуть при художественном анализе. В конце XIX века или в середине XX столетия рассказ не вызвал бы такого резонанса. Ведь смысл произведения "Господин из Сан-Франциско" полностью отвечает духу времени. Уже нет той спокойной, мирной Европы. В мире царит атмосфера надвигающейся катастрофы.

Настроение первых лет войны можно прочувствовать, прочитав произведение "Господин из Сан-Франциско". Смысл произведения содержится где-то между строк. Но то, что Бунин написал рассказ на злободневную тему, отнюдь не умаляет его актуальности.

Из истории написания

Летом 1915 года Иван Бунин увидел в книжном магазине книгу Томаса Манна "Смерть в Венеции". Он не знал, о чём новелла немецкого писателя, но ее название его вдохновило. Примерно в это же время из газет Бунин узнал о внезапной кончине одного богатого американца в гостинице "Квисисана". Тогда и появилась у русского писателя идея создать короткую, но яркую историю о человеке, скончавшемся во время путешествия в Европу. Это произведение Бунин сперва хотел назвать "Смерть на Капри". Но передумал, лишь написав первых три слова - "господин из Сан-Франциско".

Смысл произведения Томаса Манна ничего общего не имеет с главной философской идеей новеллы Бунина. В рассказе "Смерть в Венеции" речь идёт о немолодом человека, приверженце однополой любви. Книгу Манна Бунин прочитал только в конце осени и назвал очень неприятной.

Смысл произведения "Господин из Сан-Франциско" доступен для подростка. Не зря рассказ включен в школьную программу. При внимательном прочтении можно заметить, что он наполнен предчувствиями трагедии европейского масштаба. Произведение создано спустя год после начала Первой мировой войны и за два года до Февральской революции в России — события, которое оказало влияние на ход всемирной истории.

Безымянный герой

В чем смысл названия произведения "Господин из Сан-Франциско"? Главный герой - некий американец, имени которого ни на Капри, ни в Неаполе никто не запомнил. И в этом, пожалуй, вся характеристика персонажа, которую даёт Бунин. Миллиардер из Сан-Франциско никому не интересен. Его имя никто не запомнил, потому как этот человек ничем не примечателен. Интерес вызывают лишь его деньги и положение в обществе. Но категории эти призрачные. Лишь только американец умирает, о нем сразу же забывают.

Простота, наглядность - это и есть характерные особенности рассказ. И быть может, именно поэтому философский смысл произведения "Господин из Сан-Франциско" вызывает интерес у читателей на протяжении столетия. Рассказ вызвал восхищенные отзывы современников писателя. Его читают и сегодня. Суть произведения "Господин из Сан-Франциско" по-своему интерпретировали и советские критики. Ведь кто главный герой рассказа? Американский капиталист, который всю жизнь копил, грабил и эксплуатировал китайцев. За что и был наказан внезапной, нелепой смертью.

Ложь и притворство

Главный герой много работал и, наконец, накопил на путешествие в Европу. Он едет на шикарном лайнере с женой и дочерью, предназначенном для людей высшего света. В этом лайнере легко угадывается "Титаник". На пароходе всё дышит притворством. Стоит вспомнить, например, двух персонажей, на которых немногие читатели обращают внимание. На палубе танцует красивая пара. В их глазах - искреннее счастье. Никто не знает, что это всего-навсего нанятые актеры, играющие в любовь за большие деньги. Они уже давно плавают то на одном, то на другом лайнере.

"Титаник"

Разбирая философский смысл "Господина из Сан-Франциско" Бунина, стоит вспомнить о трагической судьбе знаменитого "Титаника". Следует обратить внимание и название парохода, на котором плывет главный герой. Атлантида - остров-государство, ушедшее под воду. Титаны - мифические существа, посмевшие противопоставить себя богам. Зевс жестоко наказал их за дерзость и самоуверенность.

Для Александра Блока лайнер, затонувший в 1914 году, символизировал мировую пошлость. В своем дневнике поэт упоминает о катастрофе даже с некоторым злорадством. Произведение Бунина наполнено недобрыми предчувствиями и повествует о трагедии не только отдельного человека, но и всей Европы. Однако злорадства в рассказе нет. Скорее, жалость по отношению и к главному герою, и к второстепенным персонажам.

Главный символ в рассказе

Пароход в произведении Ивана Бунина — символ наивной и глупой самоуверенности человека цивилизации. Главный герой, будучи человеком состоятельным, убеждён в том, что дальнейшие события в его жизни зависят только от него. Создатели огромного лайнера - образца высокого технического достижения начала XX века - уверены, что гигантская машина способна противостоять океанским бурям.

Свою ошибку господин из Сан-Франциско осознать не успевает. Создатели "Титаника" - осознали, но слишком поздно. Западная цивилизация в начале XX столетия находилась на краю пропасти - в этом, пожалуй, и заключается смысл рассказа русского писателя. Прошло более ста лет после выхода произведения в печать, но изменилось немногое. "Господин из Сан-франциско" актуален и сегодня.

Смерть на Капри

На фоне бушующего океана жалок блеск лайнера, билет на который стоит целое состояние. Корабль, тяжко одолевающий шторм и бурю, прибывает, наконец, в Европу. Там, в Италии, безымянный американец, перед которым раболепно преклонялась вся прислуга, внезапно умирает.

После смерти американец из уважаемого богача превращается в обременительное тело. Его как можно быстрее относят в самый дальний и дешёвый номер. Что же касается дочери и жены, то они теперь вызывают у окружающих раздражение, презрение - отнюдь не жалость и сочувствие. Постояльцы гостиницы заплатили немалые деньги за отдых, развлечения и внезапная смерть раздосадовала их.

На пароходе тем временем продолжается жизнь, полная фальши. Автор, казалось бы, должен был испытывать по отношению к своему герою только неприязнь. Бунин презирал богатство и не мог жалеть могущественного капиталиста. Но куда более неприятны ему люди, окружавшие господина из Сан-Франциско. Разве они лучше его? Они были и остаются рабами, пресмыкающимися перед богатством - и это самое ужасное. Бунин испытывает жалость по отношению к американцу, который только в том и виноват, что внезапно умер. Писатель жалеет лайнер, обреченный на гибель.

Вывод

Иван Бунин рассказал о событии, произошедшем в разгар Первой мировой войны. Но люди во все времена, независимо от национальности, имеют нечто общее. В рассказе, о котором идет речь в сегодняшней статье, описан определённый тип людей. Это своеобразный мини-роман о тех, кому доступны, казалось бы, все блага и радости мира. Однако жизнь общества, которое пользуется всеми благами цивилизации, по мнению писателя, полна ненастоящего, искусственного. В ней места нет проявлениям индивидуальности, так как каждый представитель этого фальшивого мира живёт по схеме, стремится соответствовать своему положению.

Герой рассказа Ивана Бунина так и не успел за свои 58 лет насладиться красотами итальянских пейзажей. Деньги уничтожили в нём способность видеть прекрасное. "Не копите богатств на Земле", - именно это цитата из Библии является главной философской идеей произведения.

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953) «Господин из Сан-Франциско» (1915) является вершиной мастерства писателя. Произведение обладает художественной ёмкостью, которая даёт возможность рассматривать его в разном контексте и с разных точек зрения. Исследователи В. А. Афанасьев, Н. М. Кучеровский, И. П. Вантенков создали монографии, посвященные жизни и творчеству великого русского писателя. В этих работах содержатся главы, посвященные произведению «Господин из Сан-Франциско». А. В. Злочевская в своей статье анализирует мистико-религиозный подтекст в рассказе И. А. Бунина. Д. М. Иванова в диссертации рассматривает образы природы в прозе писателя, затрагивая и данное произведение. В данной работе рассказ Бунина будет рассмотрен с точки зрения поэтики мифологизма.

Эпиграфом к рассказу И. А. Бунин взял слова из «Апокалипсиса»: «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час придет суд твой». (Согласно статье Ирины Лежавы) Последним царем в Вавилоне являлся Валтасар. В книгах античной эпохи сохранилась легенда, согласной которой царь решил устроить большой пир в ту ночь, когда Вавилон был окружен персидским войском. Все гости пили вино из священных сосудов, привезенных из храма, находившегося в Иерусалиме. При этом они пили и, по языческому обычаю, славили вавилонских богов. По легенде, на стене таинственным образом появились письмена: «Мене, Мене, Текел, Упарсин». Однако ни один из местных философов и мудрецов не смог разгадать смысл написанных слов. Тогда царица, жена Валтасара, вспомнила о Данииле, иудейском мудреце. Он единственный смог расшифровать надпись. Она означала: «Исчислен, Взвешен, Разделен». Таким образом, были исчислены часы существования Валтасара, взвешена его судьба и лишь минуты оставались до того момента, как будет разделено его царство. В эту же ночь исполнилось предсказание иудейского мудреца: Вавилон был повержен, а царь убит .

Смысл данного эпиграфа отражается в сцене смерти господина из Сан-Франциско. Он, обладая богатством, роскошно проводя вечера, не ожидая ничего, что могло бы помешать наслаждаться жизнью, внезапно умирает. Здесь мы видим параллель с жизнью и такой же неожиданной смертью царя Вальтасара.

Действие рассказа происходит на пароходе «Атлантида». Сам корабль – это символ цивилизации. Пароход воплощает собой общество со его иерархической структурой: противопоставляется палуба, как мир богатых, знатных, и трюм, как мир бедности и нищеты. Сам автор называет «исполинскую» топку, у которой люди работают в поте лица, девятым кругом ада. Таким образом, многопалубный корабль – это своеобразная модель ада и рая. В этом контрасте низшего и высшего мира корабля ощущается обреченность.

Название парохода уже наводит на мысль о неизбежности катастрофы, так как существует миф о некогда затонувшем острове с таким наименованием. Из Большой советской энциклопедии мы узнаем, что остров Атлантида – это государство в Атлантическом океане с совершенной политической системой, страна полубогов, богатства и процветания. Жители острова – атланты – отличались благородством, образованностью, добродетелью и возвышенным образом мыслей, были равнодушны к богатству и жили в гармонии с природой. Однако спустя время они изменились: превратились в более корыстолюбивых и жадных, влеклись к материальному благополучию, использовали свои знания и достижения культуры в злых целях. В итоге бог неба Зевс разгневался на атлантов, и в течение суток остров Атлантида исчез с лица Земли: его поглотили воды Атлантического океана .

Называя пароход «Атлантида», Иван Алексеевич Бунин заранее предсказывает неизбежность грядущей катастрофы и гибель современного общества, так как мир «Атлантиды» – это мир фальшивый, построенный на деньгах, любви славы, гордыни, высокомерии, чревоугодии, стремлении к роскоши.

Связав миф об Атлантиде, название парохода и эпиграф к произведению, можно прийти к заключению: корабль с символическим именем «Атлантида» и есть Вавилон только в современном виде. Его гибель неизбежна, потому что жизнь пассажиров парохода так же бесцельна и иллюзорна, как бесцельны и иллюзорны перед лицом смерти сила и господство господина из Сан-Франциско.

Бунин в своих произведениях стремился передать гармонию человека и природы. Но герои данного рассказа не способны постичь этого. Так, чтобы показать несоответствие между жизнью людей и природы, И. А. Бунин использует образы первостихий солнца и воды. (По мнению Рошаль В. М.) В традиционной мифологии солнце – это древнейший космический символ, который обозначает жизнь, ее источник, свет. С образом солнца в качестве символа связываются такие характеристики, как верховенство, жизнесозидание, активность, героическое начало, всеведение. Светоносную, солнечную природу, по народным христианским убеждениям, несут в себе Бог-отец, Иисус Христос, ангелы и святые. Как источник тепла, солнце дарует жизненную силу человеку, а в качестве источника света оно символизирует истину. В древности людям казалось, что отсутствие солнца предвещает ужасные беды, вселенскую катастрофу, грядущий конец света, поэтому они поклонялись ему, как главному языческому божеству .

У Ивана Алексеевича Бунина восход солнца и наступление нового дня дарует героям его произведений надежду на счастье, великую радость. Однако пассажиры «Атлантиды» практически не видели яркого и лучистого солнца из-за плохой погоды («утреннее солнце каждый день обманывало» ). Но это им было и не нужно, так как основная их жизнь проходила внутри корабля, где сияло золото и драгоценности, а залы освещало электричество. «В день отъезда, - очень памятный для семьи из Сан-Франциско! - даже и с утра не было солнца» . Исследователь Афанасьев В. А пишет, что, где бы не находился американский капиталист, природа встречает его неблагосклонно. И лишь в то утро, когда уже мертвого господина помещают на корабль и увозят, над Капри всходит яркое солнце, как будто природа торжествует от того, что мир освободился от человека, не способного понимать ни счастье жизни, ни окружающую его красоту .

Сравнивая традиционное значение образа солнца и его представление в рассказе, приходим к выводу, что пассажиры корабля не живут, они лишь «существуют», поскольку не видят истинного света и не знают настоящего счастья. Жизнь этих людей обречена: они плывут навстречу своей смерти.

Что касается образа воды, то это одна из фундаментальных первостихий мироздания, породившая и жизнь, и смерть. В мифологии вода является основой всего сущего. По мнению Ивановой Д. М., данная первостихия может использоваться в произведениях в двух аспектах: символизировать второе рождение, быть спокойной и чистой (таковы, например, обряды крещения и омовения), но в то же время вода может представлять собой хаос, который разрушает все вокруг, приводит к гибели и знаменует конец всего сущего . В «Поэтике мифа» у Е. М. Мелетинского вода – своеобразный медиатор между небом и землей .

В произведении И. А. Бунин представляет нам в качестве стихии воды Атлантический океан. В мифологическом словаре Океан – божество одноименной реки, омывающей землю. Известен своим миролюбием и добротой (Океан пытался безуспешно примирить Прометея с Зевсом). Он омывает на крайнем западе границы между миром жизни и смерти . У И. А. Бунина океан семантически означает и символ вечности, и символ смертельной силы. Океан символизирует жизненную стихию. А бушующая стихия – это движение жизни. Таким образом, океан и есть жизнь.

Созданный героями рассказа мир искусственен и замкнут, он отделен от первостихий бытия, так как они враждебны, чужды и таинственны для людей. Океан многолик и непостоянен. В рассказе он представляет собой возмездие. Стихия выступает реальной угрозой: «Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нём не думали, твёрдо веря во власть над ним командира…» . Он пугает пассажиров «Атлантиды» своей непредсказуемостью, загадочностью, свободой. Иван Алексеевич Бунин доносит до читателя мысль о том, что человек ХХ столетия возомнил себя господином мира. Причиной тому – богатство и успешные результаты научно-технического прогресса, одним из которых является и модернизированный корабль, построенный руками человека.

Финальная зарисовка парохода «Атлантиды» приобретает символическое звучание. И. А. Бунин изображает фигуру Дьявола, вписанного в совершенно реальную внешне картину вьюжной ночи под Гибралтаром. Он, огромный, как утес, следит за уходящим кораблем, олицетворяющим мертвый, погрязший во грехе мир цивилизации. Дьявол – мифологический персонаж, олицетворение сил зла. Он противостоит «доброму началу», а именно – богу . Кучеровский Н. М. считает, что в рассказе И. А. Бунина дьявол – это образное воплощение убежденности писателя в существовании потусторонних, непознаваемых сил, которые распоряжаются судьбами человечества. Дьявол символизирует надвигающуюся катастрофу и является предупреждением всему человечеству . Мир «Атлантиды» находится в его власти, поэтому гибель современной цивилизации неизбежна. В противовес возникает образ Божьей Матери, которая охраняет Италию – символ полноценной и настоящей жизни.

Подводя итог исследованию, следует сказать, что изучение, анализ и интерпретация используемых И. А. Буниным в рассказе мифологических образов позволяет раскрыть философскую проблематику произведения. Оно повествует о существовании социального и природно-космического в жизни, об их напряженном взаимодействии, о недальновидности человеческих претензий на господство во Вселенной, о непостижимой глубине и красоте всего мира. Это средство художественной выразительности, которое углубляет содержание и придает рассказу особую окраску. В нем с наибольшей полнотой раскрывается своеобразие метода писателя, особенности его мироощущения, характер его осмыслений и оценок изображенной реальности. Таким образом, мифологизм И. А. Бунина является формой репрезентации специфики его мировосприятия, способом выражения проблематики, философского постижения закономерностей существования общества и природы, идейно-нравственного поиска, вызванного разложением основ бытия на рубеже XIX-XX веков.

Список литературы:

  1. Афанасьев В.А. И.А. Бунин. Очерк творчества / В.А. Афанасьев. – М.: Просвещение, 1966. – 384 с.
  2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. – Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article079885.html. (Дата обращения: 14.11.2016)
  3. Иванова Д.М. Мифопоэтический и философско-эстетический аспекты воплощения образа природы в прозе И.А.Бунина: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук (10.01.01) / Д.М. Иванова. – Елец, 2004.
  4. Кучеровский Н.М. И. Бунин и его проза / Н.М. Кучеровский. – Тула: Приокское книжное издательство, 1980 – 318 с.
  5. Лежава И. Пир царя Валтасара [Электронный ресурс] / И. Лежава. – Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/04/01/1012. (Дата обращения: 14.11.2016)
  6. Мелетинский Е.М. Мифологический Словарь / Е.М. Мелетинский – М.: Советская Энциклопедия», 1991. – 672 с.
  7. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. – М.: Восточная литература РАН, 1995. – 235 с.
  8. Повести и рассказы/ И.А. Бунин. – М.: Астрель: АСТ, 2007 – 189 с.
  9. Рошаль В.М. Энциклопедия символов / В.М. Рошаль – М.: АСТ, Сова, Харвест, 2008. – 202 с.

Рассказ "Господин из Сан-Франциско" был написан И.А.Буниным в 1915 году. Рассказ основан на общем впечатлении автора от его путешествия и как бы намекает на социальный развал во всем мире. Бунин специально не дает имени главному герою, представляя нам обобщенный образ. Изначально названием рассказа было "Смерть на Капри", но в процессе работы над произведением Бунин отказался от названия, содержащего слово "смерть".

Несмотря на это, ощущение неминуемой гибели появляется с первых же слов эпиграфа.

Повесть рассказывает о последних днях жизни состоятельного американского господина, решившего в свои 58 лет начать жить. Именно начать, ведь он работал все это время, пытаясь обеспечить себе достойную старость. Он считал, что жизнь - это отдых и удовольствие, которое он заслужил, потому он тщательно распланировал маршрут поездки, что в свою очередь уже является глупым подчинением графику.

И все почти сразу идет не так, как задумал главный герой. Да и к тому же было что-то в его существовании искусственное, где расписано не только каждое движение пассажиров, но и их эмоции. Тут-то уже ясно показывается диссонанс между мнениями главного героя и автора. Такое существование невозможно назвать полноценной жизнью. Герой живет только мгновение, и то борясь со смертью.

Дальше картина предсказуема. Если уж герой в начале сам развлекается, беседуя с людьми высшего круга и наблюдая за фальшивыми влюбленными, то и после смерти господина этот же высший круг продолжает прожигать свою жизнь теперь уже без главного героя, чье тело покоится глубоко под ними.

"Господин из Сан-Франциско" полон символизма. Гроб в трюме - послание тем, что веселятся, означающее, что все люди равны перед смертью, а деньги их не могут помочь им в последние мучительные минуты. Счастье их на самом деле и не счастье вовсе, их мировоззрение не может сравниться с видением мира простых бедных горцев.

Идея произведения - не просто история о смерти богача. Накопленные им деньги, его чин не имели больше значения. Вот, что важно. Бунин раскрывает в своем рассказе собственное видение смысла жизни, и кроется этот смысл явно не в приобретении богатства и славы.

Герой назван господином, потому что в этом и складывается его суть. По крайней мере, это он так считает и потому упивается своим положением. Он представляет собой то общество, которое губит в человечестве все живое, заставляя придумывать себе расписание, слепо следовать ему и жеманно улыбаться в притворном наслаждении. В таком обществе нет ничего духовного, его цель - быть богатым и пользоваться этим богатством. Но от этого никто еще не стал по-настоящему счастливым.

"Атлантида" - корабль, несущий это общество к новым наслаждениям; океан, по которому плывет корабль - неподвластная даже самым богатым людям стихия, способная вмиг разрушить планы "мертвого общества" и отправить его на дно. А на дне общество будет ждать господин из Сан-Франциско. "Атлантида", по сути, идет в никуда, увлекая за собой слепое общество черствых людей.

Основная проблема рассказа "Господин из Сан-Франциско" - мертвое общество, способное лишь хвалиться перед всеми своими деньгами да жить по расписанию, составленному таким же бесчувственным неживым человеком. В своем дневнике Бунин написал следующее: "Плакал, пиша конец".

Над чем же он плакал? Над печальной участью только начавшего жить господина: Над его семьей, оставшейся теперь без кормильца? Ведь теперь им придется искать жениха, чтобы дочь господина продолжила свою скучную жизнь, как и велит расписание. Я думаю, что опечалила автора судьба "мертвого" общества, их образ жизни и беспристрастие к чужому горю; их черствость и бесчувственность. В этом-то и заключается проблема современного общества, как и многие годы тому назад.

Обновлено: 2014-06-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Серебряный век русской литературы всегда ассоциируется у большинства людей именно с поэзией. Однако нельзя не заметить, что начало двадцатого века подарило нам великое множество очень талантливых прозаиков.

Одним из таких талантов стал Иван Бунин. Его короткие рассказы по-настоящему западают в душу читателя, поднимают перед нами важные философские вопросы. Одним из самых ярких прозаических произведений Бунина является рассказ «Господин из Сан-Франциско», разбор которого подготовил Многомудрый Литрекон.

Творческая история рассказа «Господин из Сан-Франциско» началась в экзотическом краю — на острове Капри. В основу произведения легли воспоминания Бунина о его отдыхе. В отеле, где он тогда жил, умер некий состоятельный американец. Этот случай чётко отпечатался в памяти писателя, ведь одна маленькая трагедия не изменила праздничного настроения отдыхающих.

Современникам были известны интересные факты о написании рассказа «Господин из Сан-Франциско». Уже в 1915 году Бунин написал в своём дневнике о том, как он увидел в витрине московского книжного магазина повесть Томаса Манна «Смерть в Венеции». Именно тогда он и решил написать свой рассказ, в основе которого и легло то происшествие на Капри. Вот так одно незначительное обстоятельство вдохновило автора воплотить свой давний замысел рассказа в явь.

«я почему-то вспомнил эту книгу и внезапную смерть какого-то американца, приехавшего на Капри, в гостиницу „Квисисана“, где мы жили в тот год, и тотчас решил написать „Смерть на Капри“, что и сделал в четыре дня - не спеша, спокойно, в лад осеннему спокойствию сереньких и уже довольно коротких и свежих дней и тишине в усадьбе… Заглавие „Смерть на Капри“ я, конечно, зачеркнул тотчас же, как только написал первую строку: „Господин из Сан-Франциско…“ И Сан-Франциско, и всё прочее (кроме того, что какой-то американец действительно умер после обеда в „Квисисане“) я выдумал…

Направление и жанр

Этот рассказ можно отнести к литературному направлению реализма. Писатель стремится к достоверному изображению действительности. Его персонажи типичны и достоверны. Присутствуют названия реальных мест. В то же время модернизм, господствующий в культуре того времени, отразился на прозе Бунина. Так, в его рассказе много образов-символов, которые открывают метафорическое значение текста.

Жанр «Господина из Сан-Франциско» — рассказ. Это краткое прозаическое произведение с малым количеством действующих лиц и одной сюжетной линией. Отсутствует какая-либо конкретика, читатель понимает, что ситуация, описанная в рассказе, могла произойти с кем и когда угодно.

Композиция и конфликт

Идейно композиция произведения делится на две части: прибытие американского богача в отель и возвращение в США его бездыханного тела. Такое построение сюжета призвано подчеркнуть основную идею рассказа, показать контраст между тем, кем является человек при жизни, и кем (или чем) он становится после смерти.

В основе главного конфликта произведения «Господин из Сан-Франциско» лежит противостояние между мирскими вещами, такими как богатства, удовольствия и развлечения, и вечным началом, представленным в рассказе самой смертью.

Смысл названия и финала

В названии рассказа Бунин не стал ни придумывать изящную формулу, являющуюся отражением потаённых смыслов, ни обозначать основную мысль. Избегая какой-либо конкретики как в повествовании, так и в названии, Бунин в очередной подчеркнул будничность и незначительность жизни своего героя, занятого лишь мирскими делами.

Перед нами не человек, а набор клише и стереотипов об обитателе американского среднего класса. Он — господин, то есть хозяин жизни, богатый человек, деньгам которого поклоняются и завидуют другие люди. Но как иронично звучит слово «господин» применительно к трупу! Значит, человек не может быть господином чего бы то ни было, ведь жизнь и смерть ему неподвластны, он не постиг их природу. Титул героя — издевка автора над самодовольными богачами, которые думают, что владеют миром, хотя не могут предугадать даже своей судьбы.

Почему умер господин из Сан-Франциско? А потому, что ему отмерен определенный срок, и высшие силы не приняли в расчет его планов на жизнь. Все время герой откладывал исполнение своих заветных желаний на потом, и вот когда он нашел для них время, судьба посмеялась над ним и обнулила счетчик.

Суть

Некий богатый американец отправляется вместе с дочерью и женой в Европу, где планирует провести два года, предаваясь отдыху и развлечениям. Поначалу приятное путешествие оказывается испорчено отвратительной погодой. Господин из Сан-Франциско вместе с семьёй отправляется на Капри, где за чтением газеты его внезапно настигает смерть.

В тот же день у жены почившего требуют немедленно убрать тело мужа из отеля. Из-за отсутствия горба покойного положили в ящик для содовой воды и ночью увезли в порт. Рассказ заканчивается на том, как тело господина из Сан-Франциско, убранное в тёмный корабельный трюм, возвращается в Америку.

Главные герои и их характеристика

Герои рассказа «Господин из Сан-Франциско» перечислены Многомудрым Литреконом в таблице:

герои рассказа «господин из сан-франциско» характеристика
господин из сан-франциско пятидесятивосьмилетний богач из сша. будучи предпринимателем, эксплуатировал труд китайских эмигрантов. несмотря на свой огромный заработок и достаток, считает, что всю жизнь он не жил, а только существовал, откладывая на потом заветные мечты и увлечения. на своё путешествие смотрит как на начало новой жизни, в которой он сможет насладиться плодами своей работы. самоуверен. снисходительно-высокомерен. самовлюблён.
жена господина из сан-франциско ничем не примечательная женщина. вздорная и истеричная американка.
дочь господина из сан-франциско симпатичная, но в остальном ничем не примечательная девушка.
пассажиры лайнера сливки высшего общества европы и америки. высоко титулованные особы, богачи и прочие влиятельные персоны. в большинстве своём, пустые и ничтожные люди, которых не волнует ничего, кроме самих себя.

Темы

Тематика рассказа «Господин из Сан-Франциско» многообразна, несмотря на малый объем произведения.

  1. Жизненные ценности — основная тема произведения. Главный герой ставил на первое место в своей жизни деньги и успех, в то время как семья, родина, творчество, мир в целом остались «за бортом» его корабля. Когда он решил наверстать упущенное, было поздно, и в итоге вся его жизнь прошла напрасно, и погоня за материальными благами так и не завершилась триумфом.
  2. Семья – Бунин с явной неприязнью описывает семью богатого американца. Семейные отношения между господином из Сан-Франциско и его близкими держатся, как правило, на финансовом аспекте. До тех пор, пока всё вокруг идёт идеально, их можно принять за хороших людей, но как только в путешествие вмешивается неприятность, на поверхность тут же всплывают семейные дрязги и взаимное отчуждение. Бунин показывает, что в обществе, одержимом деньгами, нет места настоящим семейным ценностям.
  3. Счастье – господин из Сан-Франциско всю свою жизнь считал, что настоящее счастье заключается в деньгах и возможности тратить их в своё удовольствие. Именно такой подход к жизни и осуждает Бунин, показывая пустоту и ничтожность существования, завязанного только на деньгах.
  4. Мечта – писатель вырисовывает нам портрет насквозь прогнившего человека, в душе которого не осталось ничего высокого. Всё, о чём может мечтать пожилой американец, так это о том, чтобы в своё удовольствие нежится в европейских отелях. Очень важно, по мнению Бунина, уметь мечтать о высоком, а не только лишь о мирских радостях.
  5. Любовь – в потребительском обществе, изображённом в рассказе, не места настоящей любви. Всё в нём насквозь поддельно и лживо. За масками радушия и услужливости скрываются зависть и равнодушие.
  6. Судьба – Бунин очень иронично обходится со своим героем. Показывая вначале живого и уважаемого всеми богача на круизном лайнере, в финале на том же самом лайнере всеми забытый мёртвый старик плывёт обратно тем же маршрутом, каким и приехал. Горькая ирония призвана показать всю тщетность бытия, которое не значит ничего перед роком.

Проблемы

Проблематика рассказа «Господин из Сан-Франциско» весьма насыщенна:

  • Равнодушие – основная проблема, затронутая в рассказе. Бунин обрисовал отчуждение в обществе, которое он видел вокруг себя. Люди не хотят вникать в проблемы окружающих, они не хотят сталкиваться с настоящим горем. Они равнодушны к чужому несчастью и хотят поскорее избавиться от любых проявлений нестабильности и печали. Так, после смерти господина, когда он уже не мог дать чаевых, персонал, другие гости, да и его семья, не проявили никакого сожаления и уважения к покойнику.
  • Эгоизм – почти каждый персонаж в рассказе думает только о себе. Как сам господин из Сан-Франциско, так и люди вокруг него, ни разу не задумались над судьбой или чувствами другого человека. Все заботятся только лишь о себе.
  • Жизнь и смерть – Бунин превосходно отобразил, что как бы ни был богат и влиятелен человек при жизни, умерев, он становится всего лишь трупом, и его прошлое уже ни на что не влияет. Смерть уравнивает людей, она неподкупна. Поэтому власть человека эфемерна.
  • Бездуховность – атмосфера морального упадка и разложения так и сочится сквозь строчки рассказа. Равнодушие, эгоизм, жестокость и жадность со стороны кажутся невыносимыми и ужасными. Недаром автор назвал судно, на которым плыл господин, Атлантидой. Оно является символом буржуазного общества, обреченного на крах.
  • Жестокость – вопреки показушной вальяжности и радушию, общество, изображённое Буниным, до невозможности жестоко. Оно живёт одним холодным расчётом, измеряет человека только по деньгам и беззастенчиво выбрасывает, когда деньги заканчиваются.
  • Общество – главным злодеем рассказа выступает капиталистическое общество, законы которого обезличивают людей и убивают их души.
  • Социальные проблемы – в рассказе поднимаются такие проблемы, как и социальное неравенство. На примере бедных итальянцев и эксплуатируемых господином их Сан-Франциско китайцев Бунин показывает нам, что в капиталистическом обществе достаток меньшинства достигается потом и кровью большинства.

Основная идея

Смысл рассказа «Господин из Сан-Франциско» заключается в разоблачении лживого капиталистического общества. Он открывает нам его бесчеловечную жесткость и глубокую порочность, скрываемые за показным лоском и внешней доброжелательностью.

В то же время Бунин поднимает и философские вопросы, рассуждая о тщетности и скоротечности бытия и мрачном величии смерти, которая в конце концов уровняет всех людей между собой и посмеется над каждым достижением. Главная мысль рассказа «Господин из Сан-Франциско» — это необходимость смирения человеческой гордыни. Мы — не господа своей судьбы, поэтому нужно уметь наслаждаться каждым мгновением, отпущенным нам свыше, ведь в любой момент нить жизни может оборваться навсегда, а наши планы — так и остаться планами. Такова авторская позиция.

Чему учит?

Нравственные уроки в рассказе «Господин из Сан-Франциско» — это, в первую очередь, необходимость не цепляться за материальные ценности, не ставить во главу угла наживные богатства, а ценить в себе человеческую душу. Ведь после смерти душа — это всё, что остаётся у человека, а память о ней — все, что останется на земле. Таковая мораль Бунина.

Художественные детали

Рассказ довольно богат различными деталями, которые дополняют повествование и подчёркивают основную идею. Особенно интересна концепция мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»:

  • В первой части рассказа нам в глаза бросаются различные предметы роскоши: золотые очки, серебряные цепочки и прочие роскошные вещи, которые в очередной раз подчёркивают то, как этот мир завязан на материальных ценностях.
  • Во второй половине рассказа все эти красивые побрякушки мгновенно исчезают. Остаётся лишь темнота, телега, везущая импровизированный гроб в порт, и сырой трюм. Закончилась пустая ничтожная жизнь и началась таинственная Вечность.

Выразителем этой Вечности становится спокойное и тихое море, которое равнодушно несёт господина из Сан-Франциско сначала в Европу, а потом обратно в Америку. Образ океана отражает саму жизнь героя: он плыл по течению, наслаждался комфортом и обеспеченностью, но именно это течение привело его к смерти на острове Капри. Так и не успев отдохнуть и пожить для себя, он умер, принеся свою жертву на алтарь успеха. Течение жизни неумолимо: если мы сами не поворачиваемся вспять, прилагая усилия, чтобы изменить направление, оно выносит нас совсем не туда, где бы мы хотели оказаться. Само же течение инертно и безучастно.

Также интересны символы в рассказе «Господин из Сан-Франциско»:

  • Название корабля «Атлантида» указывает на скорый крах капиталистического мира, помешанного на деньгах и погрязшего в пороках.
  • Ящик из-под содовой — яркая деталь, указывающая на сущность самого господина. Он, как продукт своей эпохи, весьма символично погребен в отходах этой самой эпохи потребления. Его выкинули на обочину жизни, как мусор, когда он сослужил свою службу и больше не мог платить по счетам.

Критика

Несмотря на шедшую в те времена войну, рассказ Бунина не только не затерялся на её фоне, но и привлёк внимание многих великих писателей и критиков. Успех был общепризнанным:

«…повесть «Господин из Сан-Франциско» при первом своем появлении… была единодушно отмечена критикой как новое крупное «достижение» талантивого художника и вообще одно из самых выдающихся произведений современной литературы.» (А. Гизетти, «Ежемесячный Журнал», 1917 г., №1)

Один из самых известных писателей эпохи, Максим Горький в личном письме безраздельно восхищался Буниным, отдельно отметив трепет, который он испытывал, читая «Господина из Сан-Франциско».

Критик Абрам Дерман в журнале «Русская мысль» от 1916 года писал: «Более десяти лет отделяет нас от конца творчества Чехова, и за этот срок, если исключить то, что было обнародовано после смерти Л. Н. Толстого, не появлялось на русском языке художественного произведения, равного по силе и значению рассказу „Господин из Сан-Франциско“… В чём же эволюционировал художник? В масштабе своего чувства… С какой-то торжественной и праведной печалью художник нарисовал крупный образ громадного зла, - образ греха, в котором протекает жизнь современного городского человека со старым сердцем, и читатель чувствует здесь не только законность, но и справедливость и красоту самой авторской холодности к своему герою…»

Еще один рецензент из журнала «Русское богатство» от 1917 года тоже похвалил работу Бунина, но отметил, что его замысел слишком узок, и все произведение можно выразить в одной строке:

«Рассказ хорош, но он страдает недостатками своих достоинств, как говорят французы. Противоположение между поверхностным блеском современной нашей культуры и её ничтожеством перед лицом смерти выражено в рассказе с захватывающей силой, но оно исчерпывает его до дна…

Английский Писатель Томас Манн, который отчасти и вдохновил Бунина на написание рассказа, считал, что рассказ может быть поставлен в один ряд с творениями таких великих писателей, как Толстой и Пушкин. Но не только Томас Манн заметил рассказ русского коллеги по перу. Во Франции прозу Бунина тоже знали и принимали восторженно:

«Господин Бунин… прибавил еще одно имя, мало известное во Франции, к …самым большим русским писателям.» (рецензия во французском журнале «Ревю де л’эпок» («Обозрение эпохи»), 1921 г.)

Даже спустя несколько десятилетий творчество Бунина было высоко оценено критиками. В советское время ему, как политическому эмигранту, уделялось мало внимания, но во время Перестройки бунинская проза пережила еще один период признания и популярности в широких массах.

Он не терпел многословия, освобождался от излишних эпитетов, создавал свою прозу плотной, сжатой, что позволило в свое время Чехову сравнить ее с слишком «густым бульоном»… И совершенно не выносил словесных штампов. Когда в «Господине из Сан-Франциско» он написал: «Декабрь «выдался» не совсем удачный», то словечко выдался иронически взял в кавычки, так как позаимствовал его из чуждого ему лексикона: из лексикона богатых и безликих господ, которые действуют в его рассказе. Слух на фальшь, серость языка был у него острейшим. (А. А. Саакянц, статья-послесловие и комментарии к «Собранию сочинений Бунина в шести томах», том 4, 1988 г.)

Рассказ "Господин из Сан-Франциско", смысл названия которого объясняется в этой статье, одно из самых известных произведений Ивана Бунина. Это своеобразная притча, в которой рассказывается о бессмысленности богатства и славы перед неотвратимостью смерти. Ключевая идея произведения - осмысление человеком сущности своего бытия, осознание того, насколько хрупка жизнь, насколько она ничтожна, если в ней отсутствуют красота и подлинность.

Смысл названия

Рассказ "Господин из Сан-Франциско", смысл названия которого раскрыт в этой статье, впервые увидел свет в 1915 году.

Главная особенность этого произведения заключается в том, что автор не дал имени главному герою. Даже в заглавии он именуется просто господином из Сан-Франциско. Смысл названия произведения в этом и заключается.

Этот господин был представителем фальшивого, скучного и однообразного так называемого высшего общества. Автор презирал подобных людей, круг общения, к которому они себя относили, за бездушие и веру во вседозволенность за счет денег, ненастоящие отношения, любовь по расчету. Из-за всего этого Бунин даже не стал давать имя своему герою, подчеркнув это в заглавии. Таков смысл названия "Господина из Сан-Франциско".

Сюжет рассказа

Ни разу не назвав в рассказе главного героя по имени, автор подчеркивает свое отношение к нему, отмечая, что его имени никто не запомнил ни на Капри, ни в Неаполе, где он останавливался. Вместе со своей семьей (женой и дочерью) он отправляется в Старый Свет. Бунин в "Господине из Сан-Франциско" пишет, что герои целых два года намеревались лишь развлекаться и переезжать с места на место. Господин много работал последние несколько лет, теперь может себе позволить такой отдых.

Семейство плывет на огромном корабле - "Атлантиде". Он больше похож на фешенебельный отель, на котором есть все, что необходимо для комфортного путешествия.

Жизнь на пароходе в рассказе Бунина "Господин из Сан-Франциско" течет очень размеренно. Пассажиры с утра пьют шоколад, затем идут принимать ванны, делают гимнастику, степенно гуляют по палубам, заполненными такими же довольными жизнью людьми. Все это для того, чтобы нагулять аппетит. Только после моциона на свежем воздухе отправляются на первый завтрак.

После приема пищи читают свежую прессу в ожидании второго завтрака. Затем два часа посвящают отдыху. Для этого на палубах установлены удобные камышовые кресла, на которых можно удобно развалиться, укрывшись пледом. Здесь и проводят время до обеда путешественники, любуясь безоблачным небом.

Днем небольшой перекус - чай с печеньем. Вечером обед. Для отдыхающих на "Атлантиде" это, можно сказать, главная цель существования.

В огромном зале, в котором богачи проводят каждый вечер, играет оркестр. А за стенами в это время шумит океан. Но о нем эти мужчины в смокингах и женщины в декольтированных вечерних платьях даже не вспоминают. Каждый вечер после обеда в зале начинаются танцы.

Степенные мужчины отправляются к барной стойке, где пьют ликеры и коктейли. Прислуживают им негры в обязательных красных камзолах.

Старушка Европа

Первая большая остановка парохода происходит в Неаполе. В этом городе семья господина из Сан-Франциско размещается в фешенебельном отеле. Но их распорядок дня от этого практически не меняется. Ранним утром завтрак, днем культурная программа - посещение музеев и храмов. Потом второй завтрак, полуденный чай, а затем приготовление к вечернему обеду. Обильный обед - своеобразная вишенка на торте каждого дня.

Портит впечатление только погода в Неаполе. Герои "Господина из Сан-Франциско" приезжают в декабре. В это время года тут постоянные ненастья - сильный ветер, временами проливной дождь, под ногами грязь. Поэтому семейство решает переехать на остров Капри. Все вокруг их уверяют, что на нем они будут словно в раю. Семью будет окружать только солнце, тепло и цветущие лимоны.

Американцы на Капри

Герои "Господина из Сан-Франциско" перебираются на остров. Плывут они на небольшом пароходике. По дороге страдают от морской болезни, так как судно сильно болтает на волнах.

Но вот они на берегу. Фуникулер их доставляет в миниатюрный городок, расположенный на вершине горы. Они селятся в отеле, в котором их встречает радушный персонал. И сразу начинают готовиться к обеду.

Главный герой одевается раньше своих близких и в одиночестве идет в уютную читальню отеля, где знакомится со свежей прессой. Он начинает читать, но вдруг строчки начинают прыгать перед ним. Господин, извиваясь всем телом, сползает на пол. Оказавшийся поблизости постоялец зовет на помощь, все тревожатся. Владелец отеля стремится успокоить гостей, но все напрасно. Вечер уже испорчен.

Смерть

Господина из Сан-Франциско кладут в самый дешевый и маленький номер. Его жена и дочь в ужасе стоят рядом. Происходит то, чего они больше всего боялись - он умирает.

Супруга главного героя хочет перенести тело в свои апартаменты. Но хозяин против. Он слишком ценит эти номера и боится, что гости начнут избегать останавливаться у него, если узнают, что здесь был труп. Ведь Капри - небольшой остров, и об этом станет известно сразу всем. Достать гроб тоже проблематично, удается найти только длинный ящик, в котором раньше стояли бутылки с содовой водой.

Обратный путь

Семья господина из Сан-Франциско отправляется в обратный путь. На той же "Атлантиде", на которой они приплыли сюда, отправляются домой.

Но теперь мертвого везут в гробу, который скрыт от окружающих в трюме. А на палубах в это время продолжается обычная размеренная жизнь. Все завтракают, готовятся к ежевечернему обеду и все так же любуются океаном за окном.

Анализ рассказа

Анализ "Господина из Сан-Франциско" следует начать с того, чтобы определиться с замыслом рассказа. Он раскрывается, когда семейство оказывается на Капри. Тут-то и становится понятен философский план Бунина.

После смерти главного героя происходит парадоксальная вещь. Его относят в самый грязный и отвратительный номер, который только был в гостинице, а тело отправляют на пароход в ящике из-под бутылок, чтобы о трагедии узнало как можно меньше постояльцев.

В этом основная тема "Господина из Сан-Франциско". После смерти богатство, слава и почет становятся совершенно неважными. Так автор наглядно демонстрирует сущность человеческого бытия. Деньги и уважение, которые были так важны при жизни, становятся абсолютно бесполезными после смерти.

Бунин к тому же применяет символическую контрастность, описывая представителей буржуа и бедных людей. В анализе "Господина из Сан-Франциско" стоит отметить, что образы простых людей у автора живые, настоящие и привлекательные. А вот богачей он описывает с нескрываемым пренебрежением.

Проблема "Господина из Сан-Франциско" заключается еще и в том, что роскошь и деньги нисколько не защищают человека от реальной жизни. Люди, которые заботятся только о своем кошельке, по Бунину, обречены на нравственную низость.



Загрузка...