emou.ru

Версии происхождения адыгов. Черкесы (адыги). Кто они такие? Кузнечное дело у адыгов

На территории Российской Федерации проживает большое количество различных народов. Один из них черкесы - народность с самобытной потрясающей культурой, которая смогла сохранить свою яркую индивидуальность.

Где живут

Черкесы населяют Карачаево-Черкесию, живут в Ставропольском, Краснодарском крае, Кабардино-Балкарии и Адыгее. Небольшая часть народа проживает на территории Израиля, Египта, Сирии и Турции.

Численность

В мире проживает около 2,7 млн черкесов (адыгов). По переписи населения 2010 года, на Российскую Федерацию пришлось примерно 718 000 человек, из них 57 тыс. являются жителями Карачаево-Черкесии.

История

Когда именно предки черкесов появились на Северном Кавказе, точно неизвестно, но проживают они там еще со времен палеолита. Из самых древних памятников, связанных с этим народом, можно выделить памятник Майкопской и Дольменной культур, расцвет которых пришелся на 3 тысячелетие до нашей эры. Ареалы этих культур, по мнению ученых, являются исторической родиной черкесского народа.

Название

В 5-6 веке древнечеркесские племена объединились в единое государство, которое историки называют Зихия. Это государство отличалось воинственностью, высоким уровнем социальной организации и постоянным расширением земель. Этот народ категорически не желал подчиняться, и в течение всей своей истории Зихия не платила дань никому. С 13 века государство было переименовано в Черкесию. В эпоху Средневековья Черкесия была самым большим государством на территории Кавказа. Государство было военной монархией, важную роль в которой играла адыгская аристократия, которую возглавляли князья пщы.

В 1922 году была образована Карачаево-Черкесская автономная область, которая входила в состав РСФСР. В нее вошла часть земель кабардинцев и земли бесленеевцев в верховьях Кубани. В 1926 году Карачаево-Черкесская АО была поделена на Черкесский национальный округ, который с 1928 года стал автономной областью, и Карачаевскую АО. С 1957 года эти две области вновь объединились в Карачаево-Черкесскую АО и вошли в состав Ставропольского края. В 1992 году округ получил статус республики.

Язык

Говорят черкесы на кабардино-черкесском языке, принадлежащем к абхазо-адыгской семье языков. Черкесы свой язык называют «адыгэбзэ», что переводится адыгейский язык.

До 1924 года письменность основывалась на арабском алфавите и кириллице. С 1924 по 1936 год она была основана на латинице и в 1936 году - снова на кириллице.

В кабардино-черкесском языке 8 диалектов:

  1. Говор Большой Кабарды
  2. Хабезский
  3. Баксанский
  4. Бесленеевский
  5. Говор Малой Кабарды
  6. Моздокский
  7. Малкинский
  8. Кубанский

Внешность

Черкесы храбрые, бесстрашные и мудрые люди. Очень почитают доблесть, щедрость и великодушие. Самый презренный порок для черкесов - это трусость. Представители этого народа высокие, стройные, с правильными чертами лица, темно-русыми волосами. Женщины всегда считались очень красивыми, отличались целомудрием. Взрослые черкесы были выносливыми воинами и безупречными наездниками, в совершенстве владели оружием, умели сражаться даже в высокогорьях.

Одежда

Основным элементом национального мужского костюма является черкеска, которая стала символом кавказского костюма. Покрой этого предмета одежды не изменился спустя столетия. В качестве головного убора мужчины носили «келпак», пошитый из мягкого меха, или башлык. На плечи надевали бурку из войлока. На ногах носили высокие или короткие сапоги, сандалии. Нательная одежда шилась из хлопчатобумажных тканей. Оружие черкеса - ружье, шашка, пистолет и кинжал. На черкеске по обеим сторонам есть кожаные гнезда для патронов, на поясе крепятся жирницы, сумочка с принадлежностями для очистки оружия.

Одежда черкесских женщин была довольно разнообразной, всегда богато украшалась. Женщины носили длинное платье, сшитое из кисеи или хлопка, короткое шелковое платье бешмет. До замужества девушки надевали корсет. Из головных уборов носили высокие шапки конусообразной формы, украшенные вышивкой, невысокие уборы цилиндрической формы из бархата или шелка, украшенные золотым шитьем. На голову невесты надевали вышитую шапочку, отороченную мехом, которую она должна была носить до рождения первенца. Снять ее мог только дядя супруга со стороны отца, но только в том случае, если он приносил новорожденному щедрые подарки, среди которых был скот или деньги. После вручения подарков шапочку снимали, после молодая мать надевала шелковый платок. Пожилые женщины носили платки из хлопчатобумажной ткани. Из украшений надевали браслеты, цепочки, кольца, разнообразные серьги. Серебряные элементы пришивали к платьям, кафтанам, украшали ими головные уборы.

Обувь производили из кожи или войлока. Летом женщины часто ходили босиком. Сафьяновые красные чувяки могли носить только девушки из дворянских семей. В Западной Черкесии был вид обуви с закрытым носом, сшитой из плотного материала, на деревянной подошве и небольшим каблуком. Люди из высших аристократических сословий носили сандалии из дерева, выполненные в форме скамеечки, с широким ремешком из материи или кожи.


Жизнь

Общество черкесов всегда было патриархальным. Мужчина является главным в семье, женщина поддерживает своего мужа в принятии решений, всегда демонстрирует покорность. Женщина в быту всегда играла важную роль. Она в первую очередь являлась хранительницей очага и уюта в доме. У каждого черкеса была только одна жена, полигамия наблюдалась крайне редко. Делом чести было обеспечить супругу всем необходимым, чтобы она всегда хорошо выглядела, ни в чем не нуждалась. Ударить или оскорбить женщину является недопустимым позором для мужчины. Муж обязан был ее оберегать, относиться с уважением. Черкесский мужчина никогда не ссорился с женой, не позволял себе произносить бранных слов.

Жена должна знать свои обязанности и четко их исполнять. На ней лежит управление хозяйством и все дела по дому. Тяжелую физическую работу выполняли мужчины. В богатых семьях женщин берегли от сложной работы. Основную часть своего времени они проводили, занимаясь шитьем.

У черкесских женщин есть право разрешать многие конфликты. Если между двумя горцами начался спор, у женщины было право прекратить его, бросив платок между ними. Когда мимо женщины проезжал всадник, он был обязан спешиться, провести ее до места, куда она направлялась, и только потом ехать дальше. Поводья всадник держал в левой руке, а по правую, почетную сторону, шла женщина. Если он проезжал мимо женщины, которая выполняла физическую работу, должен был ей помочь.

Детей воспитывали достойно, старались, чтобы они выросли мужественными и достойными людьми. Все дети проходили суровую школу, благодаря которой формировался характер и закалялось тело. До 6 лет воспитанием мальчика занималась женщина, затем все переходило в руки мужчины. Они обучали мальчиков стрелять из лука и ездить верхом. Ребенку давали нож, которым он должен был научиться поражать мишень, потом давали кинжал, лук и стрелы. Сыновья знати обязаны заниматься разведением лошадей, занимать гостей, спать на открытом воздухе, используя вместо подушки седло. Еще в раннем детстве многих княжих детей отдавали в знатные дома на воспитание. В 16 лет мальчика одевали в лучшую одежду, сажали на лучшего коня, давали лучшее оружие и отправляли домой. Возвращение сына домой считалось очень важным событием. В благодарность князь должен одарить человека, воспитавшего его сына.

С давних времен черкесы занимались земледелием, выращивали кукурузу, ячмень, просо, пшеницу, сажали овощи. После сбора урожая всегда выделялась часть для бедных, лишние запасы продавались на рынке. Занимались пчеловодством, виноградарством, садоводством, разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и коз.

Из ремесел выделяется оружейное и кузнечное дело, выделка сукна, изготовление одежды. Сукно, которое производили черкесы, особенно ценилось у соседних народов. В южной части Черкесии занимались обработкой дерева.


Жилище

Усадьбы черкесов располагались уединенно и состояли из сакли, которую строили из турлука и покрывали соломой. Жилище состоит из нескольких комнат с окнами без стекол. В земляном полу делали углубление для огня, оснащенное плетеной и обмазанной глиной трубой. Вдоль стен установлены полки, кровати застилали войлоком. Жилища из камня строили редко и только в горах.

Дополнительно строили амбар и хлев, которые обносили плотным тыном. За ним располагались огороды. С наружной стороны к забору примыкала кунацкая, которая состоит из дома и конюшни. Огораживали эти постройки частоколом.

Еда

К еде черкесы не требовательны, не употребляют вино и свинину. К приему пищи всегда относились уважительно и с благодарностью. Подают блюда к столу с учетом возраста сидящих за столом, от старшего к младшему. В кухне черкесов основой являются блюда из баранины, говядины и птицы. Самым популярным злаком на черкесском столе является кукуруза. В конце праздников подается бараний или говяжий бульон, это является знаком для гостей, что застолье подходит к концу. В кухне черкесов существует различие между блюдами, которые подают на свадьбу, поминки и другие мероприятия.

Славится кухня этого народа свежим и нежным сыром, адыгейским сыром - латакай. Едят их как отдельный продукт, добавляют в салаты и различные блюда, что делает их неповторимыми и уникальными. Очень популярен кояж - обжаренный в масле сыр с луком и молотым красным перцем. Очень любят черкесы брынзу. Любимое блюдо - свежий перец, фаршированный зеленью и брынзой. Перцы нарезают кружочками и подают к праздничному столу. На завтрак едят каши, омлет с добавлением муки или яичницу. В некоторых районах в омлет добавляют уже сваренные, нарезанные яйца.


Из первых блюд популярен ашрык - суп из вяленого мяса с фасолью и перловой крупой. Кроме него черкесы готовят шорпу, яичный, куриный и овощной супы. Необычным получается на вкус суп с сушеным курдюком.

К мясным блюдам подается паста - сваренная вкрутую пшенная каша, которую нарезают как хлеб. На праздники готовят блюдо из птицы гедлибже, лягур, индейку с овощами. Национальным блюдом является лыы гур - сушеное мясо. Интересное блюдо турша, это фаршированный чесноком и мясом картофель. Самым распространенным соусом у черкесов является картофельный. Его варят с мукой и разводят молоком.

Из выпечки готовят хлеб, пышки лакумы, халивы, пироги со свекольной ботвой «кхъуей делен», кукурузные лепешки «натук-чыржын». Из сладкого делают разные варианты халвы из кукурузы и пшена с абрикосовыми косточками, черкесские шарики, пастилу. Из напитков у черкесов популярен чай, махсыма, молочный напиток кундапсо, различные напитки на основе груш и яблок.


Религия

Древней религией этого народа является монотеизм - часть учения Хабзэ, которое регулировало все области жизни черкесов, определяло отношение людей друг к другу и окружающему миру. Люди поклонялись Солнцу и Золотому дереву, Воде и Огню, которые, по их верованиям, дарили жизнь, верили в бога Тхьа, которого считали создателем мира и законов в нем. У черкесов был целый пантеон героев нартского эпоса и ряд обычаев, которые своими корнями уходили в язычество.

С 6 века в Черкесии ведущей верой стало христианство. Исповедовали православие, небольшая часть народа приняла католичество. Таких людей называли «фреккардаши». Постепенно, с 15 века, началось принятие ислама, который является официальной религией черкесов. Ислам стал частью народного самосознания, и сегодня черкесы относятся к мусульманам суннитам.


Культура

Фольклор этого народа очень разнообразен и состоит из нескольких направлений:

  • сказки и сказания
  • пословицы
  • песни
  • загадки и иносказания
  • скороговорки
  • частушки

Танцы были на всех праздниках. Самыми популярными являются лезгинка, удж хаш, кафа и удж. Они очень красивы и полны сакрального смысла. Музыка занимала важное место, без нее у черкесов не проходило ни одно торжество. Популярными музыкальными инструментами являются гармоника, арфа, флейта и гитара.

Во время национальных праздников проводились соревнования по верховой езде среди молодых людей. Черкесы проводили танцевальные вечера «джегу». Девушки и юноши стояли в кругу и хлопали в ладоши, в середине танцевали парами, а девушки играли на музыкальных инструментах. Юноши выбирали девушек, с которыми хотели потанцевать. Такие вечера позволяли молодым знакомиться, общаться и образовывать впоследствии семью.

Сказки и сказания делятся на несколько групп:

  • мифические
  • о животных
  • с загадками и отгадками
  • правовоспитательные

Одним из основных жанров устного народного творчества черкесов является героический эпос. В его основу входят сказания о героях-богатырях и их приключениях.


Традиции

Особое место у черкесов занимает традиция гостеприимства. Гостям всегда выделялось все самое лучшее, хозяева никогда не докучали им своими вопросами, накрывали богатый стол и обеспечивали нужными удобствами. Черкесы очень щедры и готовы накрыть для гостя стол в любое время. По обычаю, любой приезжий мог зайти во двор, привязать к коновязи своего коня, войти в дом и провести там столько дней, сколько необходимо. Хозяин не имел права спрашивать его имя, а также цель посещения.

Молодым не позволительно первыми начинать разговор в присутствии старших. Позорным считалось курить, пить и сидеть в присутствии своего отца, есть с ним за одним столом. Черкесы считают, что нельзя быть жадным в еде, нельзя не сдерживать свои обещания, присваивать чужие деньги.

Одним из главных обычаев народа является свадьба. Невеста покидала родной дом сразу после того, как жених заключал с ее отцом соглашение о будущей свадьбе. Отвозили ее к друзьям или родственникам жениха, где она жила до торжества. Такой обычай является имитацией похищения невесты при полном согласии всех сторон. Длится свадебное торжество 6 дней, но жених на нем не присутствует. Считается, что родные злятся на него за похищение невесты. Когда свадьба заканчивалась, жених возвращался домой и ненадолго воссоединялся с молодой женой. Ее родным он приносил угощения от своего отца в знак примирения с ними.

Комната новобрачных считалась священным местом. Нельзя было около нее делать хозяйственную работу и громко разговаривать. Через неделю пребывания в этой комнате, молодую жену выводили в большой дом, проводили специальный обряд. Девушку накрывали покрывалом, давали ей смесь из меда с маслом, осыпали орехами и сладостями. Потом она уходила к родителям и долго жила там, иногда до рождения ребенка. По возвращении в дом мужа жена начинала заниматься хозяйством. В течение всей супружеской жизни муж к жене приходил только ночью, все остальное время он проводил на мужской половине или в кунацкой.

Жена была хозяйкой на женской половине дома, у нее было свое имущество, это приданое. Но был у жены ряд запретов. Она не должна была сидеть при мужчинах, называть супруга по имени, ложиться спать, пока он не пришел домой. Муж мог без всяких объяснений развестись с женой, она также могла требовать развод по определенным причинам. Но происходило подобное очень редко.


Мужчина не имел права в присутствии посторонних целовать своего сына, произносить имя жены. Когда муж умирал, все 40 дней жена должна была посещать его могилу и проводить около нее некоторое время. Постепенно этот обычай был забыт. Вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Если она становилась женой другого мужчины, дети оставались с семьей мужа.

Беременные женщины должны были соблюдать правила, для них существовали запреты. Это необходимо было для того, чтобы оградить будущую мать с ребенком от злых духов. Когда мужчине говорили, что он станет отцом, он уходил из дома и в течение нескольких дней появлялся там только по ночам. После родов, через две недели, проводили обряд укладывания новорожденного в колыбель и давали ему имя.

За убийство наказывали смертью, приговор выносил народ. Убийцу бросали в реку, привязав к нему камни. Существовал у черкесов обычай кровной мести. Если их оскорбили или случалось убийство, мстили не только убийце, а всей его семье и родственникам. Смерть отца нельзя было оставлять без мести. Если убийца хотел избежать наказания, он должен был вырастить и воспитать мальчика из семьи убитого. Ребенка уже юношей возвращали в дом отца с почестями.

Если человека убило молнией, хоронили его по-особенному. Проводились почетные похороны убитых молнией животных. Обряд сопровождался пением и танцами, а щепки от дерева, которое поразила и сожгла молния, считались целебными. Проводили черкесы обряды для вызывания дождя в засуху, перед началом и после проведения сельскохозяйственных работ делали жертвоприношения.

Адыги являются одними из древнейших народов Северного Кавказа. Самыми ближайшими, родственными им народами, являются абхазы, абазины и убыхи. Адыги, абхазы, абазины, убыхи в глубокой древности составляли единую группу племен, и их древними предками были хатты, каски, синдо-меотские племена. Около 6 тыс. лет назад древние предки адыгов и абхазов занимали обширную территорию от Малой Азии до современной границы Кабарды с Чечней и Ингушетией. На этом огромном пространстве проживали в ту далекую эпоху родственные племена, которые находились на различных уровнях развития.

Адыги (адыгэ) - самоназвание современных кабардинцев (численность в настоящее время составляет более 500 тыс. чел.), черкесов (около 53 тыс. чел.), адыгейцев, т.е. шапсугов, абадзехов, бжедугов, темиргоевцев, жанеевцев и др. (более 125 тыс. чел.). Адыги в нашей стране проживают в основном в трех республиках: Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкеской Республике и Республике Адыгея. Кроме этого, определенная часть адыгов проживает в Краснодарском и Ставропольском краях. В общей сложности в РФ проживает более 600 тыс. адыгов.

Кроме этого, более 3 млн адыгов проживает в Турции. Много адыгов проживает в Иордании, Сирии, США, Германии, Израиле и др. странах. Абхазов сейчас более 100 тыс человек, абазин - около 35 тыс. человек, а убыхский язык, к сожалению, уже исчез, т.к. нет уже убыхов.

Хатты и каски являются, по признанию многих авторитетных ученых, (как отечественных, так и зарубежных), одними из предков абхазо - адыгов о чем свидетельствуют многочисленные памятники материальной культуры, языковое сходство, уклад жизни, традиции и обычаи, религиозные верования, топонимика и многое др.

В свою очередь, хатты имели тесные контакты с Месопотамией, Сирией, Грецией, Римом. Таким образом, культура Хаттии сохранила в себе богатое наследие, почерпнутое из традиций древних этносов.

О непосредственном родстве абхазо-адыгов с цивилизацией Малой Азии, т.е. хаттами, свидетельствует всемирно известная археологическая Майкопская культура , относящаяся к III тыс. до н.э., которая сложилась на Северном Кавказе, именно в среде обитания адыгов, благодаря активным связям со своими родственными племенами в Малой Азии. Именно поэтому мы находим удивительные совпадения в обрядах погребения могущественного вождя в Майкопском кургане и царей в Аладжа - Хююке Малой Азии.

Следующим свидетельством связи абхазо-адыгов с древневосточными цивилизациями являются монументальные каменные гробницы дольмены. Многочисленные исследования ученых свидетельствуют, что носителями Майкопской и Дольменной культур были предки абхазо-адыгов. Не случайно адыги - шапсуги назвали дольмены «испун» (спыуэн) (дома испов), вторая часть слова образована от адыгского слова «унэ» - «дом», абхазское - «адамра» - «древние могильные дома». Хотя Дольменную культуру связывают с древнейшим абхазо-адыгским этносом, считается, что сама традиция строительства дольменов занесена на Кавказ извне. Например, на территориях современной Португалии и Испании дольмены были сооружены еще в IV тыс. до н.э. далекими предками современных басков, язык и культура которых довольно близки к абхазо-адыгским (о дольменах мы говорили выше).


Следующим доказательством того, что хатты являются одними из предков абхазо-адыгов, является языковое сходство этих народов. В результате длительного и кропотливого изучения хаттских текстов такими крупными специалистами, как И.М. Дунаевский, И.М. Дьяконов, А.В. Иванов, В.Г. Ардзинба, Э. Форрер и др. установлено значение многих слов, выявлены некоторые особенности грамматического строя хаттского языка. Все это позволило установить родство хаттского и абхазо-адыгского языков.

Тексты на хаттском языке, написанные клинописью на глиняных табличках, обнаружены при археологических раскопках в столице древней Хаттской империи (гор. Хаттуса), которая находилась вблизи нынешней Анкары; ученые полагают, что все современные северокавказские языки автохтонных народов, а также родственные хаттские и хуррито-урартские языки происходят от единого праязыка. Этот язык существовал 7 тыс. лет назад. Прежде всего, к кавказским языкам относятся абхазо-адыгская и нахско-дагестанская ветви. Что касается касков, или кашков, то в древних ассирийских письменных источниках кашки (адыги), абшело (абхазы) упоминаются как два разных ответвления одного и того же племени. Однако этот факт может свидетельствовать и о том, что кашки и абшело в ту далекую пору уже являлись отдельными, хотя и близкородственными, племенами.

Помимо языкового родства, отмечается близость хаттского и абхазо-адыгских верований. Например, это прослеживается в именах богов: хаттского Уашха и адыгского Уащхъуэ. Кроме этого, мы наблюдаем сходство хаттских мифов и с некоторыми сюжетами героического нартского эпоса абхазо-адыгов.Специалисты указывают, что древнее имя народа «хатти» до сих пор сохранилось в названии одного их адыгских племен хатукаевцев (хьэтыкъуей). С древним самоназванием хаттов связаны и многочисленные адыгские фамилии, такие как Хьэтэ (Хата), Хьэткъуэ (Хатко), Хьэту (Хату), Хьэтай (Хатай), Хъэтыкъуей (Хатуко) и др. С именем хаттов следует соотнести и название организатора, церемониймейстера адыгских обрядовых плясок и игр «хьытыякуэ» (хатияко), который своими обязанностями весьма напоминает «человека жезла», одного из главных участников ритуалов и праздников в царском дворце Хаттского государства.

Одним из неопровержимых доказательств того, что хатты и абхазо-адыги - родственные народы, являются примеры из топонимики . Так, в Трапезунде (современная Турция) и далее на северо-западе вдоль побережья Черного моря отмечен ряд древних и современных названий местностей, рек, оврагов и т.д., оставленных предками абхазо - адыгов, на что обращали внимание многие известные ученые, в частности, Н.Я.Марр. К числу названий абхазо-адыгского типа на данной территории относятся, например, названия рек, включающие в себя адыгский элемент «псы» («вода», «река»): Арипса, Супса, Акампсис и т.д.; а также названия с элементом «къуэ» («овраг», «балка») и т.д.

Одним из крупных кавказоведов ХХ века З.В. Анчабадзе признавал бесспорным, что именно кашки и абшело - предки абхазо-адыгов, проживали в III - II тыс. до н.э. в северо-восточном секторе Малой Азии, и они были связаны единством происхождения с хаттами. Другой авторитетный востоковед - Г.А. Меликишвили - отмечал, что в Абхазии и южнее, на территории Западной Грузии, встречаются многочисленные названия рек, в основе которых лежит адыгское слово «псы» (вода). Это такие реки, как Ахыпс, Хыпс, Ламыпс, Дагарыти и др. Он полагает, что эти названия были даны адыгскими племенами, которые жили в далеком прошлом в долинах этих рек.

Таким образом, хатты, которые проживали в Малой Азии еще за несколько тысячелетий до н.э., являются одними из предков абхазо-адыгов, о чем свидетельствует вышеприведенные факты. И надо признать, что невозможно понять историю адыго-абхазов хотя бы без беглого ознакомления с цивилизацией Древней Хатии, которая занимает значительное место в истории мировой культуры. Ибо цивилизация хаттов не могла не оказывать существенного влияния на культуру. Занимая огромную территорию (от Малой Азии до современной Чечни), многочисленные родственные племена - древнейшие предки абхазо-адыгов - не могли находиться на одном уровне развития. Одни ушли вперед в экономике, политическом обустройстве и культуре; другие отстаивали от первых, но эти родственные племена не могли развиваться без взаимовлияния культур, уклада их жизни и т.д.

Научные исследования специалистов по истории и культуре хаттов красноречиво указывают на большую роль, которую играли они в этнокультурной истории абхазо-адыгов. Можно полагать, что контакты, имевшие место на протяжении тысячелетий между этими племенами, оказали существенное влияние не только на культурно-экономическое развитие древнейших абхазо-адыгских племен, но и на формирование их этнического облика.

Общеизвестно, что Малая Азия (Анатолия) была одним из звеньев в передаче культурных достижений и в древнейшую эпоху (VIII - VI тыс. до н.э.) здесь сложились культурные центры производящего хозяйства. Именно с этого периода хатты начали выращивать много злаковых растений (ячмень, пшеница), разводить различные виды домашнего скота. Научные исследования последних лет неопровержимо доказывают, что именно хатты впервые получили железо, и оно появилось через них у остальных народов планеты.

Еще в III - II тыс. до н.э. существенное развитие получает у хаттов торговля, которая являлась мощным катализатором многих социально-экономических и культурных процессов, протекавших в Малой Азии.

Активную роль в деятельности торговых центров играли местные купцы: хетты, лувийцы и хатты. В Анатолию купцы ввозили ткани, хитоны. Но главной статьей были металлы: восточные купцы поставляли олово, а западные - медь и серебро. Особый интерес проявляли ашурские (восточные семиты Малой Азии. - К.У.) торговцы к другому металлу, пользовавшемуся огромным спросом: он стоил в 40 раз дороже серебра и в 5 - 8 раз дороже золота. Этим металлом было железо. Изобретателями способа его выплавки из руды были хатты. Отсюда металлургия железа распространялись в передней Азии, а потом и Евразии в целом. Экспорт железа за пределы Анатолии, видимо, был запрещен. Именно этим обстоятельством могут быть объяснены неоднократные случаи его контрабандного вывоза, описанного в ряде текстов.

Хатты не только оказывали влияния на родственные племена, проживавшие на огромном пространстве (вплоть до современной территории расселения абхазо-адыгов), но и сыграли существенную роль в социально-политическом, экономическом и духовном развитии тех народов, которые оказались в среде их обитания. В частности, в течение длительного времени происходило активное проникновение на их территорию племен, говоривших на индоевропейском языке. Их в настоящее время называют хеттами, носами они себя именовали неситами.

По своему культурному развитию неситы значительно уступали хаттам. И у последних они заимствовали название страны, многие религиозные обряды, имена хаттских богов. Хатты сыграли значительную роль в образовании во II тыс. до н.э. могущественного хеттского царства, в формировании его политической системы. Например, система государственного устройства хеттского царства характеризуется рядом специфических черт. Верховный правитель страны носил титул хаттского происхождения Табарна (или Лабарна). Наряду с царем важную роль, особенно в сфере культа, играла и царица, носившая хаттский титул Тавананна (ср. адыгское слово «нана» - «бабушка, мать»): женщина имела такое же огромное влияние в быту и в сфере культу. - К.У.).

Многие литературные памятники, многочисленные мифы, переложенные хеттами с хаттского, дошли до нас. В Малой Азии - стране хатты - были впервые использованы в армии легкие колесницы. Одно из ранних свидетельств волевого применения колесниц в Анатолии встречается в древнейшем хеттском тексте Анитты. В нем говорится, что на 1400 пехотинцев - армии приходилось 40 колесниц (в одной колеснице находилось три человека. - К.У.). А в одном из боев участвовало 20 тыс. пехотинцев и 2500 колесниц.

Именно в Малой Азии впервые появились многие предметы для ухода за лошадьми и их тренинга. Главной целью этих многочисленных тренировок была выработка у лошадей выносливости, необходимой для военных целей.

Хатты сыграли огромную роль в становлении института дипломатии в истории международных отношений, в создании и использовании регулярной армии. Многие тактические приемы военных действий, обучения воинов были применены впервые ими.

Крупнейший путешественник современности Тур Хейердал считал, что первыми мореходами планеты были хатты. Все эти и другие достижения хаттов - предков абхазо-адыгов - не могли пройти мимо последних. Ближайшими соседями хаттов на северо-востоке Малой Азии являлись многочисленные воинственные племена - каски, или кашки, известные в хеттских, ассирийских, урартских исторических источниках на протяжении II и начала I тыс до н.э. Они жили вдоль южного побережья Черного моря от устья реки Галис по направлению к Западному Закавказью, включая и Колхиду. Каски играли важную роль в политической истории Малой Азии.

Они совершали далекие походы, и во II тыс до н.э. им удалось создать мощный союз, состоявший из 9-12 близкородственных племен. Документы Хеттского царства этого времени полны сведений о постоянных набегах касков. Им даже одно время (начале 16 в. до н.э.) удалось захватить и разрушить Хатусу. Уже к началу II тыс. до н.э. у касков были постоянные поселения и крепости, они занимались земледелием и отгонным скотоводством. Правда, по свидетельствам хеттских источников до середины 17 века до н. э. у них еще не было централизованной царской власти.

Но уже в конце 17 в. до н.э., в источниках есть сведения, что ранее существовавшие порядки у касков изменил некий вождь Пиххунияс, который «стал править по обычаю царской власти». Анализ личных имен, названий населенных пунктов на территории, занятой касками, показывает, по мнению ученых (Г.А. Менекешвили, Г.Г. Гиоргадзе, Н.М. Дьякова, Ш.Д. Инал - Ипа и др.), что они по языку были родственны хаттам. С другой стороны, племенные названия касков, известные по хеттским и ассирийским текстам, многие ученые связывают с абхазо-адыгскими.

Так, само имя каска (кашка) сопоставляется с древним названием адыгов - касоги (кашаги (кашаки) древнегрузинских хроник, кашак - арабских источников, касог - древнерусских летописей). Другим названием касков, по данным ассирийских источников, было абегила или апешлайцы, которое совпадает с древним названием абхазов (апсилы - по греческим источникам, абшилы - древнегрузинским летописям), а также их самоназвание - апс - уа - апи - уа. Хеттские источники сохранили нам еще одно название хаттского круга племен паххува и имя их царя - Пиххунияс. Ученые нашли удачное объяснение и имени похува, которое оказалось связанным с самоназванием убыхов - пекхи, пехи.

Ученые считают, что в III тыс. до н.э. в результате перехода к классовому обществу и активного проникновения индоеврепейцев - неситов - в Малую Азию происходит относительное перенаселение, что создало предпосылки передвижения части населения в другие области. Группы хаттов и касков не позже III тыс до н.э. значительно расширил свою территорию в северо - восточном направлении. Они заселили все юго-восточное побережье Черного моря, включая Западную Грузию, Абхазию и далее, на Севере, - до Прикубанья, современной территори КБР до горной Чечни. Следы такого расселения документируются также и географическими названиями абхазо-адыгское происхождения (Санса, Ачква, Акампсис, Арипса, Апсареа, Синопэ и др.), распространенными в те далекие времена в Приморской части Малой Азии и на территории Западной Грузии.

Одно из заметных и героических мест в истории цивилизации предков абхазо-адыгов занимает синдо-меотская эпоха. Дело в том, что основной часть - меотских племен в эпоху раннего железа занимали обширные территории Северо-Западного Кавказа, район бассейна реки Кубань. Древние античные авторы знали их под общим собирательным названием «меоты». Например, древнегреческий географ Страбон указал, что к числу меотов принадлежат синды, тореты, ахеи, зихи и тд. По древним надписям, обнаруженным на территории бывшего Боспорского царства , к ним относятся также фатеи, псессы, дандарии, досхи, керкеты и др. Они все под общим названием «меоты» являются одними из предков адыгов. Древнее название Азовского моря Меотида. Меотийское озеро имеет прямое отношение к меотам. По - адыгски это слово звучит как «мэутхьох»; оно образовано из слов «утхъуа» - потемневший и «хы» - море, а дословно обозначает «море, которое помутнело».

Древнесиндское государство было создано на Северном Кавказе предками адыгов. Эта страна охватывала на юге Таманский полуостров и часть Черноморского побережья до Геленджика, а с запада на восток - пространство от Черного моря до Левобережья Кубани. Материалы археологических раскопок, проведенных в различные периоды на территории Северного Кавказа, указывают на близость синдов и меотов и на то, что их и родственных им племен территория еще с III тыс. до н.э. распространялась до нынешних границ Кабардино-Балкарии и Чечней. Кроме этого, доказано, что физический тип синдо-меотских племен не относится к типу скифо - савроматскому, а примыкает к исконному типу кавказских племен. Исследования Т.С. Кондукторовой в Институте антропологии при МГУ показали, что синды принадлежали к европепейской расе.

Всесторонний анализ археологических материалов раннесиндских племен свидетельствует о том, что они в период II тыс. до н.э. достигли значительных успехов в материальной и духовной культуре. Исследования ученых доказывают, что уже в тот далекий период у синдо-меотских племен широкое развитие получает животноводство. Еще в этот период у предков адыгов заметное место занимает охота.

Но древнейшие синдские племена занимались не только скотоводством и охотой; античные авторы отмечают, что у тех синдов, которые проживали возле морей и рек, было развито и рыболовство. Исследования ученых доказывают, что у этих древних племен существовал некоторый культ рыбы; так, например, античный писатель Николай Домасский (I в. до н.э.) сообщал о наличии у синдов обычая бросать на могилу умершего синда столько рыб, сколько врагов убил погребаемый. Синды с III тыс. до н.э. начали заниматься гончарным производством, о чем свидетельствуют многочисленные материалы археологических раскопок в различных регионах Северного Кавказа, в местах обитания синдо - меотских племен. Кроме этого, в Синдике существовало с древнейших времен и другое мастерство - вырезка кости, камнерезное дело.

Самых значительных успехов достигли предки адыгов в земледелии, в скотоводстве и садоводстве. Многие злаковые культуры: рожь, ячмень, пшеница и др. - были основными сельскохозяйственными культурами, которые выращивались ими испокон веков. Адыги вывели много сортов яблок и груш. Наука садоводства сохранила более 10 названий черкесских (адыгских) сортов яблок и груш.

Синды очень рано перешли к железу, к его получению и использованию. Железо совершило настоящую революцию в жизни каждого народа, в том числе и предков адыгов - синдо-меотских племен. Благодаря железу значительный скачок произошел и в развитии земледелия, ремесла всего уклада жизни древнейших народов. Железо на Северном Кавказе прочно входит в жизнь с VIIIв. до н.э. Среди народов Северного Кавказа, которые начали получать и использовать железо, одними из первых были синды. Об этом говорит тот факт, что античные авторы узнали синдов, прежде всего, как народ железного века.

Один из крупнейших кавказоведов, который много лет посвятил изучению древнего периода истории Северного Кавказа, Е.И. Крупнов указывал, что «археологам удалось доказать, что древние носители так называемой Кобанской культуры (ими были предки адыгов. - К.У.), в основном бытовавшей в I тыс. до н.э., все свое высокое мастерство могли развивать только на основе богатого опыта своих предшественников, на ранее созданной материальной и технической базе. Такой основной в данном случае и являлась материальная культура племен, обитавших на территории центральной части Северного Кавказа еще в эпоху бронзы, во II тыс. до н.э.» А этими племенами, проживавшими в данном регионе, были, прежде всего, предки адыгов.

Многочисленные памятники материальной культуры, обнаруженные в различных регионах обитания синдо-меотских племен, красноречиво свидетельствуют о том, что они имели широкие связи со многими народами, в том числе с народами Грузии, Малой Азии и т.д. и на высоком уровне у них находилась и торговля. Именно в эпоху железа она достигает наивысшего уровня своего развития. В частности, свидетельством обмена с другими странами являются, прежде всего, различные украшения: браслеты, ожерелья, бусы, сделанные из стекла.

Учеными доказано, что именно в период разложения родового строя и зарождении военной демократии у многих народов появляется объективная потребность в знаках для ведения своего хозяйства и выражения идеологии - потребность в письменности. История культуры свидетельствует, что именно так было у древних шумеров, в Древнем Египте и у племен майя на территории Америки: именно в период разложения родового слоя этих и других народов появилась письменность. Исследования специалистов показали, что у древних синдов именно в период военной демократии тоже появилось своя, пусть во многом примитивная, письменность.

Так, в местах проживания синдо-меотских племен найдено более 300 плиток из глины. Они были размером 14-16 см в длину и 10-12 см в ширину, толщиной около 2 см; были сделаны из сырой глины, хорошо высушены, но не обожжены. Знаки на плитах загадочны и очень разнообразны. Специалист по Древней Синдике Ю.С. Кружкол отмечает, что трудно отказаться от предположения, что знаки на плитках являются зародышем письменности. Определенное сходство этих плиток с глиняными, тоже не обоженными, плитками ассирийско - вавилонской письменности, подтверждает, что они являются памятниками письменности.

Значительное число этих плиток найдено под гор. Краснодаром, одним из районов проживания древних синдов. Помимо краснодарских плиток, ученые Северного Кавказа обнаружили другой замечательный памятник древней письменности - Майкопскую надпись . Она относится ко II тыс. до н.э. и является самой древней на территории бывшего Советского Союза. Эта надпись была исследована крупным специалистом по восточным письменам профессором Г.Ф. Турчаниновым. Он доказал, что она является памятником псевдоиероглифического библейского письма. При сравнении некоторых знаков синдских плиток и письменности в издании Г.Ф. Турчанинова обнаруживается определенное сходство: так, в таблице 6 знак № 34 представляет собой спираль, которая есть как в Майкопской надписи, так и в финикийском письме.

Подобная же спираль имеется и на плитках, обнаруженных в Краснодарском городище. В той же таблице знак № 3 имеет косой крест, как в Майкопской надписи и в финикийском письме. Такие же косые кресты встречаются и на плитах Краснодарского городища. В той же таблице во втором разделе имеется сходство букв № 37 финикийской и Майкопской письменности со знаками плиток Краснодарского городища. Таким образом, сходство краснодарских плиток с майкопской надписью красноречиво свидетельствует о зарождении письменности у синдо - меотских племен - предков абхазо-адыгов еще во II тыс. до н.э. При этом следует отметить, что ученые обнаружили некоторые сходства майкопской надписи и краснодарских плиток с хеттским иероглифическим письмом.

Помимо вышеприведенных памятников древних синдов, много интересного мы находим в их культуре. Это и оригинальные музыкальные инструменты из кости; примитивные, но характерные статуэтки, различная посуда, предметы утвари, оружие и многое другое. Но особенно большим достижением культуры синдо-меотских племен в древнейшую эпоху следует считать зарождение письменности, которое охватывает период с

III тыс. до н.э. по VI в. до н.э.

Религия синдов этого периода мало изучена. Тем не менее ученые полагают, что они уже тогда поклонялись природе. Так, например, материалы археологических раскопок позволяют сделать вывод о том, что древние синды обожествляли Солнце. При погребении, у синдов был обычай посыпания покойника красной краской - охрой. Это свидетельство поклонения Солнцу. Ему в глубокой древности приносили человеческие жертвы, а красная кровь считалась символом Солнца. Кстати сказать, культ Солнца встречается у всех народов мира в период разложения родового строя и образования классов. Культ Солнца засвидетельствован и в адыгской мифологии. Так, главой пантеона, демиургом и первотворцем у адыгов был Тха (это слово происходит от адыгского слова «дыгъэ», «тыгъэ» - «солнце»).

Это дает основание предположить, что адыги отводили первоначально роль первотворца божеству Солнца. Позднее функции Тха перешли к Тхашхо - «главный бог». Кроме этого, у древних синдов был и культ Земли, о чем свидетельствует различные археологические материалы. То, что древние синды верили в бессмертные души, подтверждается найденными скелетами рабов и рабынь в могилах их господ. Одним из значительных периодов древней Синдики является Vв. до н.э. Именно в середине Vв. создается Синдское рабовладельческое государство, которое оставило немалый след в развитии Кавказской цивилизации. С этого периода в Синдике получают распространение животноводство и земледелие. Культура достигает высокого уровня; расширяются торгово-экономические связи со многими народами, в том числе с греками.

Вторая половина I тыс. до н.э. в истории и культуре Древней Синдики лучше освещена в письменных источниках античности. Одним из значительных литературных памятников по истории синдо-меотских племен является рассказ греческого писателя Полиена, который жил во II в. н.э. в эпоху царствования Марка Аврелия . Полиен описал судьбу жены синдского царя Гекатея, меотянки по происхождению, Тиргатао. В тексте рассказывается не только о ее судьбе; из его содержания видно, в каких взаимоотношениях находились боспорские цари, в частности, Ситир I, царствовавший с 433 (432) - го по 389 (388) г. до н.э., с местными племенами - синдами и меотами. В период синдского рабовладельческого государства высокого уровня развития достигает строительное дело. Строились добротные дома, башни, городские стены шириной более 2м и многое другое. Но, к сожалению, эти города уже разрушены. Древняя Синдика в своем развитии испытала влияние не только Малой Азии, но и Греции усилилось после греческой колонизации синдского побережья.

Самые ранние указания на греческие поселения на Северном Кавказе относятся ко второй четверти 6 в. до н.э., когда существовал регулярный путь от Синопы и Трапезунда к Боспору Киммерийскому. В настоящее время установлено, что почти все греческие колонии в Крыму возникали не на пустом месте, а там, где были поселения местных племен, т.е. синдов и меотов. Греческих городов в районе Причерноморья насчитывалось к V в. до н.э. более тридцати, собственно из них было образовано Боспорское царство . Хотя Синдика формально включается в состав Боспорского царства и испытывает сильное влияние греческой цивилизации, автохтонная культура древних синдов, как материальная, так и духовная, развивалась и продолжала занимать видное место в жизни населения этой страны. Археологические материалы, найденные на территории синдо-меотских племен, красноречиво доказывают, что технология производства различных орудий труда, оружия, предметов из кости и др. сырья, многие памятники духовной культуры носят местный характер.

Однако в большом количестве обнаружены и предметы украшения не местного производства, что свидетельствует о развитии торговли синдов и меотов с народами Египта, Сирии, Закавказья, Малой Азии, Греции, Рима и т.д.

Центрами политической и культурной жизни стали синдские города. В них высокое развитие получили архитектура, скульптура. Территория Синдики богата скульптурными изображениями, как греческими, так и местными. Таким образом, многочисленные данные, полученные в результате археологических раскопок на территории синдов и меотов - предков адыгов, и некоторые литературные памятники свидетельствует о том, что эти древние племена вписали в историю мировой цивилизации немало замечательных страниц. Факты свидетельствуют о том, что они создали своеобразную, самобытную материальную и духовную культуру. Это оригинальные предметы украшения и музыкальные инструменты, это добротные здания и статуи, это собственная технология производства орудий труда и оружия и многое другое.

Однако с наступлением кризиса в Боспорском царстве в первых веках нашей эры приходит время упадка культуры синдов и меотов. Этому способствовали не только внутренние причины, но и в не меньшей мере и внешние факторы. Со II века н.э. наблюдается сильный натиск сарматов в районы проживания меотов. А с конца II - начала III в. н.э. готские племена появляются севернее Дуная и границ Римской империи. Вскоре подвергся нападению готов и Танаис, один из северных городов Причерноморья, который был разгромлен в 40 - х гг. III в н.э. После его падения Боспор подчиняется готам. Они в свою очередь разгромили Малую Азию - родину хаттов, после чего значительно сокращаются связи их потомков с синдами и меотами - родственными им племенами. С III в. готы нападают и на синдо - меотские племена, разрушается один из главных их центров - Горгиппия, затем и другие города.

Правда, после нашествия готов на Северный Кавказ в этом регионе наблюдается некоторое затишье и происходит возрождение экономики и культуры. Но около 370 г. в Европу, и в первую очередь в Северное Причерноморье, вторглись гунны, азиатские племена. Они двинулись из глубин Азии двумя волнами, вторая из которых прошла по территории синдов и меотов. Кочевники разрушали все на своем пути, местные племена были рассеяны, пришла в упадок и культура предков адыгов. После гуннского нашествия на Северный Кавказ о синдо- меотских племенах уже не упоминается. Однако это не нив коем случае не означает, что они вышли из исторической арены. На передний план выходят и занимают господствующее положение те родственные им племена, которые меньше всего пострадали от нашествия кочевников. Об этих следующих этапах истории древних адыгов речь пойдет в следующем разделе данной работы.

Литература

Анчабадзе З.В. Очерк этнической истории абхазского народа. Сухуми, 1976

Адыги 1992 № 3

Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М., 1974

Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982

Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХIII - ХIХ вв. АБКИЕА. Нальчик, 1974

Берже А. Краткий обзор горских племен на Кавказе - Нальчик, 1992

Бетрозов Р. Адыги. Нальчик, 1990

Бетрозов Р. Два очерка из истории адыгов. Нальчик, 1993

Бетрозов Р. Этническая история адыгов. Нальчик, 1996

Блаватская Т.В. Очерки политической истории Боспора в V - VI вв. до н.э.М., 1959

Блаватский В.Д. Земледелие в античных государствах Северного Причерноморья - М., 1953

Грозин Б. Доисторические судьбы Передней Азии //ВДИ. 1940 № 3, 4

Гиоргадзе Г.Г. К вопросу о локализации и языковые структуре кавказских этнических и географических названий (Переднеазиатский сборник: М., 1961)

Древние цивилизации. М., 1989

Дубровин Н.Ф. Черкесы (адыги). Краснодар, 1927

Дунаевская И.М. О структурном сходстве хаттского языка с языками Северо - Западного Кавказа. М., 1960

Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. М., 1967

Иванов В.В. Об отношении хаттского языка к северокавказским. М., 1983

История Древнего Востока: Передняя Азия. Египет М., 1988

Инал - Ипа Ш.Д. Абхазы, Сухуми, 1965

Инал - Ипа Ш.Д. Вопросы этнокультурной истории абхазов. Сухуми, 1976

История Абхазии. Сухуми, 1991

История народов Северного Кавказа. Т., М., 1986

История Кабардино - Балкарии. Нальчик, 1995

История Кабардино - Балкарской АССР. М., : Наука, 1967 Т.1

История Кабарды М., 1957

Крушкол Ю.С. Древняя Синдика. М., 1974

Крупнов Е.Н. Древняя история и культура Кабарды. М., 1957

Крупнов Е.Н. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960

Коков Д.Н. Адыгская (черкесская) топонимия - Нальчик, 1974

Марковин В.И. Очерк изучения дольменов Прикубанья и Причерноморья СМАА// . Майкоп, 1972

Мунчаев Р.М. Кавказ на заре бронзового века. М., 1967

Меликишвили Г.А. Наири - Урарту - Тбилиси, 1988

Турчанинов Г.Ф. Древнейший письменный памятник Кавказа // ВДИ. 1965

Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997

Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев. Нальчик, 2003

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //К.Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 21

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека// К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Т. 20

Адыги, общее наименование многочисленной в прошлом группы родственных по происхождению племён Сев. Кавказа, называвших себя адыте и известных в европ. и вост. лит-ре со времён средневековья под именем черкесов. Из совр. народов Кавказа к А. относятся адыгейцы, кабардинцы и черкесы, говорящие на родств. языках, составляющих особую ветвь сев.-зап. (абхазо-адыгской) группы кавк. языков, и сохранившие в своей материальной и духовной культуре много общих элементов. В древности адыгские племена обитали на Ю.-З. Сев. Кавказа и Черноморском побережье. Прикубан-ские племена обычно упоминаются у античных авторов под собират. именем меотов, а причерноморские - под собств. именами; из них этнонимы зихи и кер-кеты стали позже также собирательными. Примерно в 5 в. зихи возглавили просуществовавший до 10 в. союз адыгских племён, а имя зихов вытеснило др. племенные названия адыгов. В рус. летописях с 10 в. А. именуются уже касогами, а в восточных (арабо- и персоязыч-ных) источниках - кашаками, кешеками ("к-ш-к"). Со времени монг. нашествия (13 в.) распространилось наименование черкесы (ср. этноним антич. времени - керкеты), хотя в зап. литературе иногда сохранялся и термин "зихи". В 13-14 вв. часть А. продвинулась на В. - в басе. р. Терек, где жили прежде аланы, в значит, части истреблённые во время нашествия монголов и частично оттеснённые в горы; оставшиеся на месте смешались с А. Так образовалась кабардинская народность, а из др. адыгских племён - адыгейская народность. Адыгское население Карачаево-Черкесской АО состоит отчасти из потомков зап.-адыгских (бесленеевцы) племён, отчасти из переселившихся на Кубань в 20-40-х гг. 19 в. кабардинцев.

Б. А. Гарданов.

Использованы материалы Большой Советской энциклопедии

Адыги, Адыгэ (самоназвание) - этническая общность, включающая адыгейцев , кабардинцев , черкесов. Численность в России 559.700 человек: адыгейцы - 122.900 человек, кабардинцы - 386.100 человек, черкесы - 50.800 человек. Живут также во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, где, обычно называемые черкесами, расселены компактно и включают нередко абазин, абхазов, осетин и других выходцев с Веверного Кавказа, - в Турции (150.000 человек), Иордании (25.000 человек), Иране (15.000 человек), Ираке (5.000 человек), Ливане (2.000 человек), Сирии (32.000 человек вместе с чеченцами), всего около 250.000 человек. Общая численность свыше 1.000.000 человек.

Языки - адыгейский и кабардинский.

Верующие - мусульмане-сунниты.

Древняя история адыгов и формирование их общности связаны с районами Восточного Причерноморья и Закубанья. В первом тысячелетии до нашей эры древнеадыгские племена уже фиксируются в Восточном Причерноморье. Процесс формирования древнеадыгской общности охватывал в основном конец первого тысячелетия до нашей эры - середина первого тысячелетия нашей эры. В нем участвовали племена ахеев, зихов, керкетов, меотов (в том числе торетов, синдов) и другие этнически, видимо, не только древнеадыгские. По сведениям Страбона, эти племена населяли территорию на юго-востоке от современного Новороссийска по левобережью Черного Моря и в горах вплоть до современного города Сочи.

Жители побережья занимались замледелием, но их главным промыслом был морской разбой . В VIII - X веках адыги занимали земли в Прикубанье, в том числе вблизи древнерусского Тмутараканского княжества. Известен ряд военных походов ( , ) русских князей на адыгов-касогов. В результате монгольских завоеваний XIIIвека население сконцентрировалось главным образом в горных ущельях, что привело к большой плотности населения, к малоземелью горцев. Прервалось развитие городской жизни, этническая территория сократилась, главным образом за счет Прикубанья. В XIII - XIV веках обособилась часть кабардинцев. В XVI - XVIII веках территория адыгов была ареной многочисленных междоусобиц и войн, в которых участвовали Турция, Крымское ханство , Россия, дагестанские владетели. Область расселения адыгов (Черкесия) охватывала земли от Тамани на западе до восточного побережья Каспия на востоке, включая земли в бассейне Кубани и по Восточному Причерноморью на северо-запад от современных Сочи. Однако значительная часть земель представляла собой хозяйственные угодья, в основном пастбища для кабардинского коневодства, не имела постоянного населения.

В годы Кавказской войны ( - ) происходит внутренняя самоорганизация западных адыгов - адыгейцев. В первой трети XIX века в Закубанье образуется группа адыгского (кабардинского) населения, позднее получившего название черкесы. Кавказская война и последоввшие за ней реформы во многом изменили этническую и демографическую ситуацию, особенно это связано с махаджирством - переселением горцев в Османскую империю, продолжавшимся до первой мировой войны , а также поселением горцев на равнине.

Адыги имели во многом общую социальную струкутру. В XIX - начале XX веках сохранялись многие нормы обычного права - обычаи кровной мести, аталычества, гостеприимства, куначества, патроната, искусственного родства (молочное усыновление, побратимство). Образ жизни привилегированных сословий резко отличался от жизни простого народа; социальные различия сказывались в одежде, ее цветовой гамме, покрое. В общественном и семейном быту, помимо отбычного права (адат), действовали нормы мусульманского права (шариат). До настоящего времени адыги во многом сохранили единую традиционную культуру, различия в которой (особенно в хозяйстве, поселении, пище) определяются в основном природно-климатическими условиями, вертикальной зональностью. Сохранялась общность духовной культуры адыгов: пантеон божеств, многие традиции общественного быта (например, творчество певцов-импровизаторов), традиционные представления. Адыги четко осознают свое историческое единство.

Использованы материалы статьи Н.Г.Волковой в кн.: Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 1994.

Литература:

Деопик В. Б., Адыгейские племена, в кн.; Очерки истории СССР. III- IX вв., М., 1956;

Ногмов Ш. Б., История адыгейского народа..., Нальчик, 1958.

См. также:

Адыгейцы - материалы статьи Ю.Д.Анчабадзе и Я.С.Смирновой в кн.: Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская Энциклопедия 1994

Кабардинцы , народ в России, коренное население Кабардино-Балкарии.

«На греческом и латинском языках черкесы называ ются «зихами», а на собственном языке имя им - «адыге».

Georg Interiano

Итальянский путешественник XV в.

Происхождение адыге восходит ко временам самым отда ленным... их рыцарские чувства, их нравы патриархаль- ной чистоты, их поразительно прекрасные черты ставят их бесспорно на первый ряд свободных народов Кавказа».

Fr. Bodenstedt

Die Volker des Kaukasus und ihre Freiheitskampfe gegen die Russen, Paris, 1859, S. 350.

«На основании того, что я видел, я должен рассмат- ривать черкесов, взятых в массе, как народ наиболее ес- тественно воспитанный, который я когда-либо видел или о котором я что-либо читал».

James Stanislaus Bell

Journal of a Residence in Circassia During the Years 1837, 1838, 1839, Paris, 1841, p. 72.

«Храбрость, ум, замечательная красота: природа им дала все, и чем я в особенности восхищалась в их характере - это холодное и благородное достоинство, которое никогда не опровергалось и которое у них сочеталось с чувствами наиболее рыцарскими и с горячей любовью национальной свободы».

M-me Hommaire de Hell

VoyagedansIesSteppesdelamer Caspienne et dans la Russie meridionale, 2 е ed., Paris, 1868, p. 231.

«Черкес благородно представляет на Кавказе послед- ние остатки того рыцарского и воинственного духа, ко- торый пролил столько блеска на народы средних веков».

L . с., р. 189.

I . Предыстория

«Историческое прошлое народа, характер и особен- ности его многовековой культуры определяют собой ко- эффициент научного интереса к этому народу и его куль-туре. В этом смысле черкесы представляют из себя очень замечательный объект для исследователей истории Кавка- за вообще и истории культуры в частности. Они принад-лежат к древнейшему основному населению Кавказа и первичным обитателям Европы» .

Древнейший период каменного века (палеолит) ха- рактеризуется в Черкесии погребением мертвых с согну-тыми коленями и покрытием их охрой, а конец неолита -наличием мегалитов - дольменов и менгиров. Дольменов насчитывается здесь более 1700. Характер их, найденный в них инвентарь (Майкоп, станицы Царская, теперь Но- восвободная, Костромская, Воздвиженская и др.) в эпоху меди приближают их к Тюрингской, так называемой Schnurkeramik Zivilisation . Этническая принадлежность строителей дольменов до сих пор неизвестна. Легче уста-новить авторов более новой эпохи на Кубани - века брон-зового. Эта культура полностью совпадает с дунайской, которую называют Band Keramik . Почти все археологи приписывают эту Band Keramik фракийцам и иллирий- цам, заселявшим дунайский бассейн, Балканы, Древнюю Грецию и значительную часть Малой Азии (Троя, Фригия, Вифиния, Мизия и т. д.).

Исторические данные подтверждают язык археоло- гии: древнечеркесские племена носят фракийские имена и встречаются на Балканах.

Известно также, что древняя Черкесия составляет ос- нову Босфорского царства вокруг Керченского пролива, носившего название «Босфора Киммерийского», а кимме- рийцы считаются многими древними авторами также фракийским племенем .

II . Древняя история

По утверждению ученых древняя история черкесов начинается с периода Босфорского царства, сформировав- шегося вскоре после крушения Киммерийской империи около 720 г. до Р. X . под натиском скифов.

Согласно Диодору Сицилийскому, сначала управляли Босфором «старые князья» со столицей Фанагорией, около Тамани. Но настоящая династия основывается в 438 г. до Р. X . Спартоком, родом из "старых принцев". Фракийское же имя Спартока - вполне нормальное явление при фра ко-киммерийском характере местного населения.

Власть спартокидов не утвердилась сразу на все на- селение Черкесии. Левкон I (389-349) называется «царст- вующим» над синдами, торетами, дандарами и псессами. При Перисаде I (344-310), сыне Левкона I , перечень под- властных царю народов древней Черкесии делается пол- нее: Перисад I носит титул царя синдов, маитов (меотов)и фатеев.

Кроме того, одна надпись с Таманского полуострова подчеркивает, что Перисад I правил всеми землями между крайними границами тавров и границами Кавказской земли, т. е. маиты (в их числе фатеи), а также синды (в их числе керкеты, тореты, псессы и другие черкесские племе-на) составляли основное население Босфорского царства. Лишь южные прибрежные черкесы: ахейцы , хениохи и саниги не упоминаются в надписях, но во всяком случае в эпоху Страбона они тоже входили в состав царства, со-храняя при этом своих князей «скептухов». Впрочем и другие черкесские племена сохраняли свою автономию и имели собственных князей, как-то синды и дарданы. Во-обще синды занимали особое место в царстве. Авто- номия их была настолько широка, что они имели собст- венную монету с надписью «Синдои». Вообще же, судя по монетам городов Босфора, древняя Черкесия пользовалась монетным единством.

Рядом с королем - архонтом, с автономными принцами Черкесии, с легатом в Танаисе (у устья Дона), городское управление свидетельствует о высоком развитии босфор- ского общества. Во главе города стоял градоначальник, представитель центральной власти, и коллегия, нечто вроде городской думы.

Социальный строй босфорского царства являет собой высокую ступень развития с просвещенной монархией, с административной децентрализацией, с хорошо органи- зованными купеческими союзами, с аристократией служи- лой и деловой, с здоровым земледельческим населением. Никогда Черкесия так не преуспевала культурно и эконо- мически, как при Спартокидах в IV и III вв. до Р. X . Короли Босфора по блеску и богатству не уступали современным им монархам. Страна представляла последний форпост эгейской цивилизации на северо-востоке.

Вся торговля в Азовском море и значительная часть торговли в Черном море находилась в руках Босфора Пантикапея на Керченском полуострове служила главным портом для ввоза, а Фанагория и другие города Черкесского побережья преимущественно вывозили. Южнее Цемеза (Сунджук-Кале) предметами вывоза служили: ткани, пользовавшиеся известностью в античном мире, мед, воск, конопля, дерево для стройки кораблей и жилищ, меха, кожа, шерсть и т. д. Порты к северу от Цемеза вывозили главным образом зерно, рыбу и пр. Здесь в стране маитов находилась житница, кормившая Грецию. Средний вывоз его в Аттику достигал 210 000 гектолитров, т. е. половины нужного ей хлеба.

Другим источником богатства босфорцев-черкесов было рыболовство. К востоку от Азовского моря имелись центры для посола рыб и оптовые склады.

Наряду с этим была развита и индустрия, в особен-ности производство керамики, кирпича и черепицы. Предметами ввоза служили со стороны Афин вино, олив- ковое масло, предметы роскоши и украшения.

Французский консул в Крыму Пейсонель (1750- 1762 гг.) пишет, что древние черкесы занимались не только скотоводством, хлебопашеством и рыболовством, но имели и развитое огородничество, садоводство, пче- ловодство и ремесленное производство в виде кузнеч- ного дела, шорничества, портняжества, выделки сукон, бурок, кожи, ювелирного искусства и т. д.

О хозяйственном уровне жителей Черкесии более поз- днего времени свидетельствуют размеры торговли, кото-рую они вели с внешним миром. Средний годовой вывоз из Черкесии только через порты Тамань и Каплу составлял: 80-100 тыс. центнеров шерсти, 100 тыс. штук сукна, 200 тыс. готовых бурок, 50 - 60 тыс. готовых шаровар, 5-6 тыс. готовых черкесок, 500 тыс. овечьих шкур, 50 - 60 тыс. сыромятных кож, 200 тыс. пар бычачьих рогов. Затем шел пушной товар: 100 тыс. волчьих шкур, 50 тыс. шкур ку- ньих, 3 тыс. медвежьих шкур, 200 тыс пар кабаньих клы-ков; продукты пчеловодства: 5-6 тыс. центнеров хороше- го и 500 центнеров дешевого меда, 50 - 60 тыс. окка воску и т. д.

Ввоз в Черкесию свидетельствовал равно о высоком уровне жизни. Ввозились шелковые и бумажные ткани, бархат, одеяла, купальные полотенца, полотно, нитки, краски, румяна и белила, а также духи и ладан, сафьян, бумага, порох, ружейные стволы, пряности и т. д.

Заметим кстати, что английский путешественник Эд мунд Спенсер , посетивший Черкесию в первой четверти прошлого века, и сравнивая ее с древней, пишет, что в Анапе насчитывалось более 400 магазинов, 20 больших дровяных складов, 16 хлебных ссыпок и т. д. Кроме чер- кесов, здесь жили турки, армяне, греки, генуэзцы, 50 по- ляков, 8 евреев, 5 французов, 4 англичанина. Ежегодно в Анапский порт заходило более 300 крупных кораблей под иностранными флагами. О размерах торговли в городе можно было судить хотя бы по ежегодной продаже полотна, которого в год продавалось на сумму 3 000 000 пиастров, из которых 2 000 000 приходилось на долю Англии. Ха-рактерно, что общая сумма торговых оборотов Черкессии с Россией не превышала в то время 30 000 рублей. Нельзя забывать и того, что торговля с заграницей велась не только через Анапу, но и через другие порты, как, нап-ример, Озерск, Атшимша, Пшат, Туапсе.

Со времен Сатура I греки пользовались в Босфоре особыми льготами, но и босфорцы тоже имели в Афинах свои преимущества. Параллельно с торговыми связями развивались и культурные связи между обеими странами. Древние черкесы участвовали в олимпийских играх в Греции, в праздниках Панафиней и бывали увенчаны в Афинах золотой короной. Афиняне присуждали почетное гражданство ряду босфорских царей; на народных собра- ниях золотого венца (Такими увенчанными золотыми венцами были Левкон I , Спарток II и Перисад). Левкон и Перисад же вошли у греков в галерею знаменитых госу- дарственных мужей и их имена упоминались в греческих школах.

К концу II века до Р. X . Босфор вступает в полосу кризисов, вызванных давлением со стороны скифов, нас- только, что Перисад I должен был вручить свою корону Митридату Великому (114 или 113 гг. до Р. X .). С этого момента начинается римский период Босфорского царст- ва. Цари последнего ищут протекции Рима, но население враждебно иностранному вмешательству в его дела. Неко- торые черкесские племена: хениохи, саниги и зихи зависят от Рима эпохи Адриана.

Около середины III в. после Р. X . германские племена герулы и готы или бораны вторгаются в Босфорское цар- ство.

Номинальная связь Черкесии с Римом продолжалась и тогда, когда Византия заступила его место.

В греческий и римский периоды религия древних черкесов была фрако-греческая. Помимо культов Аполло- на, Посейдона, в особенности лунной богини и т. д., по читались великая богиня мать (как у фригийцев Кибела), и бог грозы - верховный бог, соответствующий греческому Зевсу.

Интересно отметить, что черкесами почитались: Тлепш - Бог кузнец; Псэтхэ - Бог жизни; Тхаголедж - Бог плодородия; Амыш - Бог животных; Мэзытхэ - Бог лесов Трахо Р. Литература о Черкесии и черкесах, «Вестник Института по изучению СССР», № 1 (14), Мюнхен, 1955, стр. 97.

Автор не касается здесь доисторической эпохи, следы которой найдены на Кубани, так как по этому вопросу имеется фундаментальный труд - Fr . Hancar , Urgeschichte Kaukasiens , Wien , Verlag v . Anton Schroll & Co .; Leipzig , Verlag Heinrich Keller тканью палатку, воздвигнутую им на вершине Парнаса. Эту палатку похитил Геракл у черкесских амазонок и т. д.

Адыгейский народ относится адыгским народностям. Изначально адыгейские племена имели множество других названий: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты и меоты. Также исторические данные указывают на другие этнонимы адыгского народа - дандрии, синды, досхи, агры и другие. Адыгейский знак "оседлец", подтверждает принадлежность народа к казачьему обществу.

Именно поэтому некоторые называют адыгов касоги или хазары, как производное от слова "коса". Сегодня многие адыгейцы, живущие на Кавказе сохраняют старинные обычаи и отращивают длинные косы.

Культура и быт Адыгейского народа

В древние времена адыги жили большими семейными поселениями, в которых насчитывалось более 100 жителей. Вместе с тем можно было встретить совсем маленькие семейные общности из 10 человек. Испокон веков главой семьи был отец, а в момент его отсутствия все обязанности переходили к старшему сыну. Женщины никогда не решали важных вопросов и даже не имели права сесть за один стол с представителями сильного пола для того, чтобы попробовать приготовленную пищу. В тот момент пока мужчины охотились, воевали, торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду. Молодые девушки с раннего возраста были обучены рукоделию, домоводству и прочим женским обязанностям. Мальчиков с ранних лет обучали военному делу.

Жилища адыгов строились из древесных ветвей. В таких постройках не использовался фундамент до того, что бы дом можно было быстро построить и так же быстро собрать - в военные времена это было просто необходимо. На полу в своих домах адыги разводили очаг, который давал им тепло и пищу. Если в дом приходили гости, для них выделялась специальная комната - кунацка, а в обеспеченных общинах для гостей воздвигались целые дома.

Национальная одежда адыгов была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и платья-шаровары. На талии провязывался красивый пояс, а само платье украшалось различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины.

А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску - длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, - башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властных адыги носили белые черкесы, а простые мужчины - черные.

Национальным и самым любимым блюдом адыгов была баранина, а хлеба в домах практически не было. Люди питались продуктами собственного производства - сыром, маслом, молоком и фруктами.

Адыгейский народ славился своим мастерством вышивки. Они великолепно украшали одежды золотыми нитями. Многие делали прекрасные бокалы из бычьев рогов, украшая их серебром и золотом. Военное дело отразилось на мастерстве создания седел для лошадей, они были очень прочны и легки. Также адыгский народ является мастером изготовления керамической посуды - чашек, кувшинов и тарелок.

Традиции и обычаи Адыгейского народа

Традиции адыгов связаны с их образом жизни и самому отношению к ней. Невозможно не сказать об свадебных обычаях этого народа. Свадьбы играли исключительно по сословному равенству. Молодой князь не мог взять в жены простую девушку - только княгиню.

Как правило, жена была одна, но в некоторых семьях многоженство было разрешено. Как по женской, так и по мужской линии существовало одно правило - первым должен связать себя узами брака старший. Невесту жениху искал его друг, после чего, семья жениха платила калым семье невесты. Чаще всего в качестве калыма использовались лошади, овцы и другие животные. Если адыг заключил брак, то этот брак должен быть вечен. Воровство невесты, а точнее умыкание, было довольно распространено у адыгов. Этот обычай проходил довольно в шутливой форме, и вся семья знала о предстоящем похищении.

Еще одним интересным адыгейским обычаем является аталычество. По этому обычаю родители могли отдать своего несовершеннолетнего ребенка на воспитание в другую семью, и вернуться в родной дом он мог только достигнув совершеннолетия. Главная цель такого обычая не воспитание, а дружеский союз между семьями.



Загрузка...

Реклама