emou.ru

Некролог георгию свиридову. Георгий свиридов краткая биография Свиридов композитор биография для детей

Дорогие читатели! Кто из нас не любит слушать музыку? Я не имею музыкального образования, но с великим удовольствием слушаю популярную классическую музыку и она у меня вызывает самые положительные эмоции. Недавно я побывала снова на литературно-музыкальной гостиной, тема которой была «Композитор Георгий Свиридов и его творчество».

Музыка бывает разная. Кто-то любит джаз, кто-то народную, а кто-то просто очарован классической. Для многих классика не понятна. Но если это музыка от души и легка в восприятии, едва ли найдутся равнодушные люди. Едва ли найдется равнодушный человек, который бы не замирал в восхищении от звука вальса, написанного, как музыкальная иллюстрация к повести Пушкина «Метель».

15 декабря 2015 года Георгию Васильевичу Свиридову, величайшему композитору современности, исполнилось бы 100 лет. Это великий русский композитор, так его называли еще при жизни друзья и почитатели его таланта. Кроме этого народного звания, это - Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и трижды лауреат Государственных премий.

Будущий композитор родился 15 декабря 1915 года в городе Фатеж Курской области. Отец его был почтовым служащим, а мать – учительницей. Когда Георгию было 4 года, отца убили на гражданской войне деникинцы. В 1924 году семья переехала в Курск.

Однажды мать композитора за хорошую работу премировали и дали на выбор корову или рояль. Замечая у ребенка музыкальные наклонности, мать выбрала рояль и как видите не ошиблась. Хотя в то послевоенное время было голодно и корова была бы очень кстати.

Здесь Георгий увлекся чтением книг, и немного занимался музыкальным образованием. Но постепенно музыкальные занятия стали ему в тягость и в какое-то время он даже забросил занятия. Причем скучным упражнениям на рояле он предпочитал игру на балалайке. Балалайки у них не было, он взял ее у своих товарищей и через некоторое время он по слуху так научился на ней играть, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

Играя в оркестре под руководством бывшего скрипача Иоффе, Георгий оттачивал свое мастерство и начал мечтать о музыкальном образовании. И в 1929 году он поступил в музыкальную школу. На вступительном экзамене надо было играть что-то на рояле. Но поскольку у него не было никакого репертуара, мальчик решил сыграть марш собственного сочинения.

Учеба в Ленинграде

Во время обучения в музыкальной школе Свиридов научился профессионально играть на рояле. Закончив школу, по совету педагога М.Крутянского он поехал в Ленинград поступать в музыкальный техникум по классу рояля. Чтобы как-то прожить и прокормиться Свиридов подрабатывал в кино и ресторанах, играя на рояле. Но на этом факультете он недолго проучился.

Заметив врожденный дар композиции, через полгода после поступления его переводят на композиторское отделение в класс известного музыканта М.Юдина. Вместе с ним учились Н. Богословский, В.Соловьев-Седой и др. знаменитые композиторы советской эпохи. Учеба в то время в музыкальном техникуме конкурировала с Ленинградской консерваторией.

Во время учебы под руководством Юдина Свиридов написал свою первую курсовую работу – вариации для фортепиано. В дальнейшем во время учебы в техникуме он написал еще немало своих произведений. Среди них романсы на стихи Пушкина, которые исполняли Лемешев и Пирогов.

Учеба в консерватории

Напряженная учеба, недоедание подорвали здоровье и юноше пришлось прервать свою учебу и вернуться в Курск. Но поправив здоровье, он снова возвращается в Ленинград и в 1936 году поступает в Ленинградскую консерваторию. Первым его учителем был П. Рязанов, а через полгода – Д.Шостакович. Шостакович был не только учителем, но стал самым близким другом на всю жизнь.

Учеба в консерватории закончилась летом 1941 года. Выпускной работой стала его Первая симфония и концерт для струнных инструментов. Было много творческих планов. Но им не суждено было сбыться — началась война и молодого композитора призвали в армию. Но по состоянию здоровья в конце 1941 года его комиссовали.

В дальнейшем была большая работа и жизнь в Новосибирске, Ленинграде и в Москве.

Творческая жизнь

Многие знают заставку «Время, вперед!» к программе «Время», которая транслировалась центральным телевидением в советское время. Но в годы перестройки, когда стало модным ругать все прошлое, Свиридов попал в опалу. Даже знаменитую заставку сняли с эфира.

Однако, через несколько лет справедливость восторжествовала. Так об этом высказался кинорежиссер М.Швейдер:

«Потому что эта музыка — навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».

Увлекшись стихами русских поэтов Есенина и Пушкина, он написал немало музыкальных иллюстраций. Это были не просто иллюстрации к понравившимся стихам, это было его видение прочтения стихов.

Он написал немало самых разных произведений от романсов до кантат и симфоний. Надо сказать, что произведения, написанные им в последние годы сильно отличаются от тех, что были написаны в самом раннем творческом возрасте, словно они были написаны разными авторами.
Я не музыкальный критик, поэтому не имею права как-то описывать написанные им произведения. Мне просто нравится музыка этого великого композитора. Насладитесь и вы его музыкой, прослушивая небольшие видео.

Георгий Свиридов — автор музыки к 13 кинофильмам. Среди них: «Поднятая целина», «Пржевальский», «Римский-Корсаков», «Великий воин Албании Скандербег», «Полюшко-Поле», «Красная площадь», «Воскресение», «Русский лес», «Метель», «Время, вперед», «Доверие», «Красные колокола, фильм 2. Я видел рождение нового мира».

Умер Свиридов 6 января 1998 года после тяжелой и продолжительной болезни. После отпевания в Храме Христа Спасителя его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Это интересно

Кстати, о влиянии музыки. Прослушивание музыки сопровождается чувством эйфории, при которой в организме человека высвобождается гормон дофамин — гормон удовольствия или удовлетворения. Не только у человека, но и у животных, в момент прослушивания музыки может изменяться артериальное давление, сердечный ритм, частота дыхательных движений. У меня по этой теме есть статья « », прочитайте ее.

Японцы при исследованиях доказали, что у кормящих грудью матерей, во время прослушивания классической музыки, на 20-100% увеличивается количество молока, а при прослушивании джаза и поп-музыки, наоборот, уменьшается на 20-50%. Выводы делайте сами.

Есть люди, которые совершенно равнодушны к музыке, не способны ее распознать или исполнять. Это состояние называется амузией.

Дорогие мои читатели! Если вам была полезна эта статья, то поделитесь ею со своими друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей. Чтобы узнать первыми о новых статьях на блоге, подпишитесь на обновления блога в форме подписки справа, в сайдбаре. Мне также важно знать ваше мнение по поводу прочитанного, напишите об этом в комментариях. Я буду вам очень признательна.

С пожеланиями доброго здоровья Таисия Филиппова

Биография :

Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеж Курской губернии Российской империи. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Его отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, был убит, когда Георгию было 4 года.

В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Георгий Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение книгами. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. Там, в начальной школе, Георгий Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте, балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант и способность, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. По совету последнего переехал в Ленинград в 1932 году, где он занимался по классу фортепиано у Исайе Браудо и классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он закончил в 1936 году.

С 1936 по 1941 он учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича (с 1937 года).

В 1937 году Георгий Свиридов был принят в Союз композиторов СССР.

Мобилизированный в Советские Вооружённые силы в 1941, несколько дней спустя окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья.

До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Он пишет симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.

C 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962 году избран секретарём правления Союза. В 1963 году Георгию Свиридову было присвоено почётное звание народного артиста РСФСР, а в 1970 году - народного артиста СССР. В 1965 году был награждён орденом Ленина. Свиридов - лауреат Ленинской премии (1960 за «Патетическую ораторию») и Государственной премии СССР (1946).

В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушенной публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».

В последние годы Георгий Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида и похороны Г. Свиридова состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова. Великий композитор похоронен на Новодевичьем кладбище

Музыка :

Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году - ставший знаменитым цикл лирических романсов на слова Пушкина. Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936-1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных (1940).

Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его ранние вещи были написаны в стиле классической романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита. Начиная с середины 50-х годов Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, но оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания.

Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время - и современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту.

Память о Свиридове :

23 сентября 2005 в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

Награды :

Был награждён Сталинской премией (1946), Ленинской (1960) и Государственной премией СССР (1968, 1980). Четыре ордена Ленина, орден «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (1995), Почётный гражданин Москвы (1997).

Сочинения :

7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935)

6 романсов на слова А.Пушкина (1935)

7 романсов на слова М.Лермонтова (1938)

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1936-1939)

Камерная симфония для струнных (1940)

3 романса на стихи А.Блока (1941)

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1942)

Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)

Соната для фортепиано (1944)

Квинтет для фортепиано и струнных (1945)

Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946)

Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)

Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)

Оратория «Декабристы» на слова Александра Пушкина и поэтов-декабристов (1954-55, не окончена)

Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956)

«Патетическая оратория» на слова Владимира Маяковского (1959, Ленинская премия, 1960)

Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961-69)

Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных 1964)

«Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964; Государственная премия, 1968)

Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964)

Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина (1964)

Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака (1965)

Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи Александра Блока (1965)

Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера - тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час.

«Маленький триптих» (1966)

«Весенняя кантата» для хора и оркестра (1972)

Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)

Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)

Кантата «Ода Ленину» на слова Роберта Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)

Гимны Родины для хора (1978)

25 хоралов для баса и фортепиано (1939-1979)

«Пушкинский венок» для хора с оркестром (1979)

«Ночные облака», кантата на слова Александра Блока для смешанного хора a cappella (1979)

10 романсов на слова А.Блока (1972-1980)

«Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)

«Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980-1981)

«Петербург», вокальная поэма (1995)

«Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения).

    СВИРИДОВ Георгий (Юрий) Васильевич (1915 98), российский композитор, пианист, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975). Музыкальная комедия «Огоньки», (1951), вокально симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956);… … Энциклопедический словарь

    Род. 16 дек. 1915 в Фатеже. Композитор. Герой Социалистического Труда (1975). Нар. арт. СССР (1970). В 1932 1936 учился в Первом муз. техникуме в Ленинграде по кл. ф п. И. А. Браудо и по кл. композиции М. А. Юдина. В 1941 окончил Ленингр. конс.… … Большая биографическая энциклопедия

    Свиридов, Георгий Васильевич - Георгий Николаевич Свиридов. СВИРИДОВ Георгий (Юрий) Васильевич (1915 1998), композитор. Самобытно претворяет многовековые традиции русской певческой культуры, органично сочетая их с современной стилистикой. Тема Родины, ее судеб в эпических… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СВИРИДОВ Георгий (Юрий) Васильевич (р. 1915) российский композитор, пианист, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975). Музыкальная комедия Огоньки, (1951), вокально симфоническая поэма Памяти Сергея Есенина (1956);… … Большой Энциклопедический словарь

    СВИРИДОВ Георгий (Юрий) Васильевич (16.12.1915, Фатеж, ныне Курская область 06.01.1998, Москва), композитор, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Сталинской премии (1946), Государственных премий СССР (1968,… … Энциклопедия кино

    - (р. 16 XII 1915, г. Фатеж, ныне Курская обл.) ...В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, устремление к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира … Музыкальный словарь

    Георгий Свиридов Дата рождения 3 (16) декабря 1915(19151216) Место рождения Фатеж Дата смерти 6 января … Википедия

    - (р. 1915), сов. композитор. Автор вокального цикла на стихи Л. (1 я ред. 1938, 2 я ред. 1957), отразившего романтич. восприятие лермонт. личности и поэзии. В его сб. «Романсы и песни» (М., 1960) вошли след. соч. на лермонт. слова: «Парус», «Они… … Лермонтовская энциклопедия

    - [р. 3(16).12.1915, г. Фатеж, ныне Курской области], советский композитор и музыкально общественный деятель, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975). В 1941 окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции (учился … Большая советская энциклопедия

Свиридов Георгий Васильевич краткая биография расскажет о жизни и творческом пути российского композитора, пианиста. Сообщение о Георгии Свиридова можно дополнить интересными фактами.

Краткая биография Свиридова Георгия Васильевича

Свиридов Георгий Васильевич появился на свет в городе Фатеж 3 декабря 1915 года в семье почтового работника и активного сторонника большевиков. Мать будущего композитора была учителем. Когда ему было 4 года, отца убили во время стычки большевиков с оппозицией. Вместе с матерью он переезжает в Курск, где обучается в начальной школе. С ранних лет проявил любовь к литературе и даже стал сочинять стихи. В 8-летнем возрасте Георгий знал много зарубежных и отечественных авторов.

Его любовь к музыке зародилась после игры в школьном спектакле. Ему пришлось исполнить небольшой отрывок на балалайке. Обучившись игре на этом инструменте, Свиридов стал сочинять мелодии и пытался на слух подобрать известные мотивы.

Свиридов в 1936 году поступил в Ленинградскую консерваторию и обучался азам искусства музыки у Рязанова и Шостаковича. Через год по рекомендации педагогов его зачислили в Союз композиторов.

Ближе ко Второй мировой войне пошел в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи. Из-за плохого здоровья и непригодности переезжает в Новосибирск, где Свиридов сочинял песни и мелодии для солдат, желая подбодрить их. Адаптировавшись в новом городе, он стал писать произведения для Новосибирских театров.

Первоначально творчество Георгия Свиридова было посвящено Пушкину, а точнее его стихотворениям. Автор создал несколько романсов и симфоний для великого поэта. Самое известное произведение — «Метель». Стиль композитора на протяжении всей жизни менялся. От Пушкина он перешел к романтическим и классическим композициям, и позже к русским композициям. Творчество Свиридова Георгия Васильевича включает в себя 7 романсов для стихотворений Лермонтова, 7 маленьких пьес для фортепиано, соната для скрипки, фортепианный квинтет и тому подобное.

Свиридов в 1944 году возвращается в Ленинград, а с 1956 года поселяется в Москве. Продолжает писать симфонии, оратории, концерты, кантаты, романсы и песни. В 1957 году его принимают в члены правления Союза композиторов СССР. В период 1962 -1974 годов занимает пост секретаря, в 1968-1973 годах — первого секретаря правления Союза композиторов РСФСР. Был Депутатом Верховного Совета РСФСР подряд 7-го, 8-го и 9-го созывов. Во Франции в июне 1974 года композитора представили как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».

  • Был женат трижды. О первых двух браках Свиридов в интервью не упоминал никогда. Его первой женой была Валентина Токарева – пианистка и сокурсница по техникуму. Второй женой стала Аглая Корниенко — артистка, младше его на 12 лет. Ради Аглаи Свиридов бросил первую жену с 4-летним сыном Сергеем. Во втором браке родился сын Юрий. По трагическим обстоятельствам сыновья композитора умерли раньше своего отца. Третьей женой стала Свиридова Эльза Густавовна, моложе его на 10 лет.
  • В комнате общежития вместе со студентом Свиридовым жило еще 20 человек.
  • Он часто любил заниматься сочинительством, за что получил прозвище «гениальный композитор».
  • Обожал рыбалку , но копать червяков не любил — брезговал. Он часами мыл руки после этого.
  • Его квартира прослушивалась, так как Свиридов был беспартийным, а значит «неблагонадежным».
  • Всю жизнь вел записи. С этой целью использовал блокноты, тетради, магнитофонную пленку, поля журналов и книг, справочники, клочки бумаги, телефонные книги, нотные записи.

Народный артист СССР (1970)
Герой Социалистического Труда (1975)
Лауреат Ленинской премии (1960, за «Патетическую ораторию» на слова Владимира Маяковского)
Лауреат Сталинской премии (1946, за трио для фортепиано, скрипки и виолончели)
Лауреат Государственной премии СССР (1968, за «Курские песни» для хора и оркестра)
Лауреат Государственной премии СССР (1980, за концерт для хора «Пушкинский венок»)
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1994)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995)
Кавалер четырех орденов Ленина (1965; 1971; 1975; 1985)
Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

«...В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, устремление к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира... Эта гармония внутреннего мира соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни, но в то же время является преодолением этого трагизма». Георгий Свиридов.

Георгий Свиридов родился 16 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. В начале революции отец Георгия вступил в коммунистическую партию и в 1919 году погиб во время гражданской войны.

В 1920 году Елизавета Свиридова была поощрена за хорошую работу, и в качестве премии ей предложили на выбор корову или рояль «Беккер», как было сказано, «из реквизиционного фонда». Корова в то время была бы хорошим подспорьем для вдовы с двумя детьми, но Елизавета Ивановна выбрала рояль, так как видела необыкновенный интерес сына к музыке и считала материнским долгом поддержать его.

Ранние детские воспоминания Георгия были связаны с образами южнорусской природы и трагедиями гражданской войны, одной из которых стало убийство деникинцами его отца - коммуниста Василия Свиридова. Не случайно композитор позже многократно возвращался к поэзии русской деревни в вокальном цикле «У меня отец крестьянин» в 1957 году, кантате «Курские песни», в хоровых сочинениях «Деревянная Русь» в 1964 году и «Лапотный мужик» в 1985 году. Он также возвращался к страшным потрясениям революционных лет, создав «1919» - 7 часть «Поэмы памяти Есенина», сольные песни «Повстречался сын с отцом» и «Смерть комиссара».

С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Именно там Юрий (так Свиридова звали в детстве) стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

В музыкальной школе Свиридов стал учеником Веры Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Анатолия Уфимцева. Общение с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатило Свиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу. В годы учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке.

Окончив школу, он продолжил занятия музыкой у другого известного педагога - М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах. Под руководством профессора Браудо Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.

В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой молодежи: здесь учились Никита Богословский и Василий Соловьев-Седой. По уровню преподавания техникум успешно конкурировал с Ленинградской консерваторией. Под руководством Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.

Однако недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое время на родину в Курск. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени Анатолия Луначарского. Первым его педагогом там был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Дмитрий Шостакович. Под руководством своего нового наставника Свиридов завершил работу над фортепьянным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетию революции, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича.

Вместе со Свиридовым у Шостаковича учился и другой известный в будущем композитор Юрий Левитин. Для Свиридова Шостакович стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. В классе Шостаковича Свиридов пробыл четыре года и окончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, и он получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали из-за состояния здоровья. Впоследствии в своих дневниках Свиридов писал: «Новый фашизм родил новый тип войны. Война-истребление, война-мясорубка, война-бойня почти без всякого риска для фашистской стороны, на основе материального, технического превосходства, когда нападающая сторона агрессоров теряет 200 человек, а нация-жертва обречена на заклание. Воскрешение древних дохристианских идей - религиозного истребления целых народов, приносимых в жертву новым мiровым владыкам, злодеям, которых ещё не знал мiр. По сравнению с Бушем или Шароном - и Троцкий, и Сталин, при всей своей беспощадности, кажутся мальчишками, играющими в оловянных солдат». Эти размышления композитора стали результатом пережитых военных лет, блокады, смерти товарищей, гибели друзей на фронте, смерти близких от голода.

До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начал писать военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту «Раскинулось море широко», в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде. Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.

Своеобразными произведениями в творчестве Свиридова 1940-х годов стали его поэма «Песни странника», сюита на слова Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 году. Свиридов много работал в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов.

В 1949 году Свиридов познакомился с творчеством армянского поэта Аветика Исаакяна и был потрясен его вдохновенной поэзией. Один за другим стали появляться романсы на стихи Исаакяна в переводах Александра Блока и советских поэтов. Вскоре сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием «Страна отцов». Эта поэма Свиридова стала «эпической песнью» наших дней о стойкости и мудрости народа, о величии его духа.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Ему не надо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Он одинаково легко писал и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения были разнообразны и по жанрам: это были симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы. В 1955 году Свиридов написал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в превосходном переводе Самуила Маршака. В отличие от поэмы «Страна отцов», в бернсовском цикле не было монументальных образов и картин, отражавших события большого исторического значения. Вместе с тем у этих двух произведений было много общего - серьезность замысла, умение композитора за частными явлениями видеть их большой, общечеловеческий смысл.

Если в поэме «Страна отцов» каждая часть представляла собой картину, то песни на слова Бернса были галереей музыкальных портретов простых людей, вереницей сценок из их жизни вокруг одного образа - молодого человека, «лучшего парня наших лет». В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве.

Музыка Свиридова не была музыкальной иллюстрацией к полюбившимся ему стихам. Композитор умел «читать» поэзию, он всегда был очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям слога авторов. Четко обозначилась основная линия творчества композитора - создание вокальной музыки, при этом инструментальные произведения не исчезали из сферы его интересов. Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры - песня и романс, но постепенно он переходил к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение было очень одухотворенным. Особое место в творчестве Свиридова заняла «Патетическая оратория» в 1959 году для солистов, хора и оркестра на стихи Владимира Маяковского. Очень многие советские композиторы писали на стихи Маяковского произведения самых различных жанров. Но именно «Патетическая оратория» Свиридова является из них самым значительным и интересным. «Патетическая оратория» стала монументальным художественным полотном, сотканным из множества интонаций. Особенно впечатляет слушателей последняя, заключительная часть оратории, в которой используются отрывки из поэмы «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Называется эта часть «Солнце и поэт». Яркая, ликующе-торжественная музыка сопровождается колокольным звоном, передающим в звуках полыхание «ста сорока солнц».

Линия революционной романтики, идущая от «Патетической оратории», получила свое дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед!» в 1965 году, которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме Александра Блока. Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Николая Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака. Эти произведения были отмечены высоким профессионализмом и наполнены поэтическими образами. Однако композитор не расстался и с крестьянской песенностью. В 1960-е годы пристрастие композитора к этой первооснове народной русской музыки обозначилось еще определеннее. Был создан вокальный цикл «Курские песни», ставший вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки. Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце 1950-х годов. В «Курских песнях» не проступали черты какой-либо определенной эпохи. Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями. Композитор не спеша разворачивал перед слушателями историю жизни, показывая ее различные грани. В семи песнях выстраивалась единая драматическая линия с кульминацией и итогом - яркой народной сценой, оптимистической по характеру. Чуткое постижение народно-песенного материала позволило композитору создать и особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей емкостью, выразительностью основной мелодической линии способствовало выявлению смысла, содержания всего целого.

В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезировал гармонию бытия и тонкость чувств, создавал невесомую одухотворенность и возвышенность. Примерами этому стали «Весенняя кантата» на слова Некрасова в 1972 году с ее удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, и одно из самых ярких сочинений Свиридова - Три хора из музыки к трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович» в 1973 году. Здесь интонации старинных культовых песнопений обрели современное звучание и эмоциональную остроту. Эта музыка была близка древним гимнам раннего христианства с их торжественной печалью и глубоким чувством несовершенства человеческого бытия.

Следует отметить и «Концерт памяти А.А.Юрлова», написанный Свиридовым в 1973 году. Это произведение стало своеобразным реквиемом в трех медленных скорбных частях с очень изысканной и сложной хоровой тканью, вызывающей грустно-светлые воспоминания о выдающемся музыканте. В поэме «Отчалившая Русь» в 1977 году, напротив, было много контрастов, вместе с моментами величаво трагического характера. Но это не стало картиной социальных битв. Все «действие» оказалось поднято как бы на космическую высоту, благодаря чему возникла легендарность образов добра и зла, Христа и Иуды.

Образный мир пушкинской поэзии вновь привлек композитора и вдохновил на создание прекрасной музыки. Необыкновенно поэтичной стала музыка к телефильму «Метель» в 1974 году по произведению Пушкина. Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который разворачивался на фоне вальса, в легких «полетных» интонациях которого ощущались какие-то трагические предчувствия. Сумрачная настороженность чувствовалась в музыке к сцене «Венчания». А сразу ставший популярным и часто исполняемым «Романс» внешне напоминал романсы пушкинской поры, но наполненность какими-то роковыми предчувствиями приближала его к развернутой симфонической поэме.

Your browser does not support the video/audio tag.

В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения Александра Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» - концерт для хора. В нем были десять номеров, составляющих единое целое - «Греческий пир», «Зарю бьют», «Амфора и мускус», «Колечушко, сердечушко», «Мери», «Мороз и солнце», «Наташа», «Подражание Корану», «Стрекотунья-белобока» и «Эхо». Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не были связаны между собой - единым целым их делала музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности.

Your browser does not support the video/audio tag.

В 1980 году Свиридов написал маленькая хоровую поэму «Ладога» на стихи Александра Прокофьева, первое исполнение которой состоялось в Большом зале консерватории. Это сочинение Свиридова получилось очень ярким и праздничным. В нем была заключена настоящая народная стихия. Свиридов доносил слушателям свое понимание народного, в котором естественно соединялись чистота и целомудрие чувств, удаль и грубоватый, крепкий юмор.

Обращают на себя внимание сочинения Свиридова на стихи Блока - кантата «Ночные облака» в 1979 году и хоровой цикл «Песни безвременья» в 1980 году. Свиридов открывал слушателям причудливого поэта со своеобразной диалектикой становления. Страстные молитвы о совершенстве жизни, картины ясной, светлой весны, зыбкой ночи, тайной любви и многого, что растет во мгле среди неустойчивости и неуютности быстро текущего бытия, все это перекрывалось чувством торжественной таинственности и извечной причудливости жизни. Так постепенно вырисовывался основной путь Свиридова - от молодой пылкости через решение внутренних противоречий к философской ясности и просветленности. Но Свиридов везде в своих произведениях был возвышен, его герой велик и красив, Свиридов всегда подчеркивал самое лучшее и высокое в человеке.

В современной музыке все больше усложняется музыкальный язык, обостряется диссонантность звучаний. Потому свиридовская кажущаяся простота в сочетании с новыми интонациями, ясностью мысли, прозрачностью звучания, кажется особенно ценной. Поиски композитора именно в этом направлении снискали глубокое чувство признательности слушателей за внимание к тому, что есть лучшего в национальном искусстве и в русской народно-песенной стихии.

Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания. Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использовал традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, и в то же время - современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетало в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

Музыку Георгия Свиридова благодаря ее простоте легко отличить от произведений других композиторов. Она обладает неприхотливой выразительностью, выразительна по сути, а не по форме. Ей присущ богатый внутренний мир и она легка для понимания. Георгий Свиридов, по словам его учителя Дмитрия Шостаковича, «не уставал изобретать новый музыкальный язык», подыскивать «новые изобразительные средства».

Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами - его трижды награждали Государственными премиями СССР в 1946, 1968 и 1980 годах, Ленинской премией в 1960 году, в 1970 году ему было присвоено звание народного артиста СССР, в 1975 году - Героя Социалистического Труда. Но когда во время перестройки стало модно ругать прошлое - Свиридов и его музыка попали в опалу. Знаменитая заставка в программе «Время» («Время, вперед!») была снята с эфира как примета «тоталитарного прошлого». Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена. Вот что писал по этому поводу кинорежиссер Михаил Швейцер: «Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».

Your browser does not support the video/audio tag.

В последние годы своей жизни Георгий Васильевич много болел. Он практически не выходил из дома, но его дневниковые записи стали переосмыслением исторической действительности. Яркие, короткие мысли блистали точностью формулировок и глубиной.

Гражданская панихида и похороны Георгия Свиридова состоялись 9 января в Москве. Прощались с Георгием Васильевичем дома, в его квартире на Большой Грузинской улице. И это тоже было в русских традициях - так хоронили русских гениев прошлого. Люди стали собираться возле дома на Большой Грузинской рано. К полудню в квартире на шестом этаже, полы которой были устланы еловыми ветками, парадоксально роднившими грусть похорон с ощущением зимних праздников - Нового года и Рождества, - собралось много народа. Скромное убранство дома, множество книг, нот – так выглядело жилище истинного интеллигента и место прощания с ним. Не было никакой театральности, музыки, речей и ритуалов. Все было искренне и просто. После отпевания в храме Христа Спасителя композитор был похоронен на Новодевичьем кладбище. Спустя четыре месяца из жизни ушла и его супруга Эльза Свиридова, создавшая Фонд имени своего мужа и которым руководила до самой смерти. В память об этой прекрасной женщине было решено оставить место президента Фонда Свиридова незанятым.

О Георгии Свиридове был снят документальный фильм «Время Георгия Свиридова».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовила Татьяна Халина

Использованные материалы:

Свиридов Г. «Музыка как судьба».
Материалы сайта www.novodevichye.com
Материалы сайта www.kpravda.ru
Материалы сайта www.zlev.ru
Материалы сайта www.21israel-music.com



Загрузка...