emou.ru

Социальный проект: «Танцевальный марафон. Портал образования Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

Образовательн ые : Использование знаний, полученных на уроках ИЗО, МХК, музыки, литературы, применение их на интегрированных занятиях. Раскрытие их потенциальные актерских способностей.Изучение особенностей воспитания детей искусством хореографии. Развитие и коррекция физических качеств детей средствами хореографии, как важное условие творческого и духовного становления ребенка..

Развивающие: увеличение границ самостоятельного творчества, исследовательских навыков, дискуссионной культуры поведения. Развивите творческого воображения ребенка, совершенствование навыков творческого самовыражения;

Воспитательные: привитие навыков творческого общения, уважения, уверенности в себе, взаимопомощи . Воспитание эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в танце);

Воспитание нравственных качеств;

Воспитание уважения к традициям и культуре других народов.

Здоровьесберегающие : укрепление здоровья учащихся, их физических данных, осанки, развития двигательных форм, снятие умственного утомления. Формирование движенческих навыков, развитие чувства ритма, умения слушать музыку и отражать в движении характер музыки;

Формировать общее физическое развитие учащихся;

Объект исследование - педагогические основы в хореографическом искусстве.

Предмет исследования - особенности воспитания детей искусством хореографии.

Задачи исследования . Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Определить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей;

Рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;

Определить формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе;

Изучить возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии

Проанализировать методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей.

Методы исследования - анализ и обобщение.

Практическая значимость данного исследования заключается в изучении особенностей процесса воспитания детей посредством искусства хореографии.

Поиск информации по данному вопросу показал существенный разрыв между литературой, косвенно касающейся вопросов воспитания посредством танца и цельными монографическими работами. Практически нет литературы по развитию национальной хореографии детских коллективов в Дагестане. В практическом плане можно познакомиться с опытом работы таких известных мастеров, руководителй детских ансамблей таких как: «Ватан» (рук. М.Ухумали),

« Счастливое детство» (худ. рук. Ш. Матаев) и др..

В результате работы над проектом ученики должны:

знать :

виды и жанры хореографии;

историю создания танцев народов мира;

лучшие образы хореографического, музыкального искусства;

терминологию народного, бального, эстрадного и классического танца.

уметь :

выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца;

выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;

сопереживать, осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку;

исполнять основные элементы народного танца.

После завершения проекта учащиеся должны сформироваться, как всесторонне развитая личность с художественно-эстетическим вкусом, раскрыть свои потенциальные, творческие способности и укрепить своё здоровье, а также должны

знать:

основные понятия хореографии

владеть определенными знаниями в области хореографического искусства

особенности народного национального танца

терминологию народного танца

уметь:

самостоятельно сочинять комбинации и этюды танцевальных номеров, в которых ярко выражен хореографический образ

овладеть навыками танца и способностью показать свое умение

раскрывать идею, тему и замыслы хореографа

Виктория Дякина
Педагогический проект «Ознакомление детей дошкольного возраста с мировой культурой посредством хореографии»

Организатор проекта : педагог дополнительного образования – Дякина В. С.

Участники проекта : воспитатели, дети – подготовительной, старшей, средней и 2 младшей группы, музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре , родители воспитанников.

Сроки реализации проекта – 9 месяцев .

Тип проекта :

По числу детей – межгрупповой , разновозрастной ;

По доминирующему методу – творческий, познавательный , социальный;

По продолжительности – долгосрочный.

Интеграция с другими образовательными областями :

Познавательное развитие , речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность.

Проблема межнационального взаимодействия приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе, развитие отношений этносов между собой и с другими народами мира обусловливает цели и содержание воспитания межнациональной толерантности у подрастающего поколения.

В этой связи в процессе профессиональной деятельности педагог призван , также, решать задачи не только обеспечения качественного художественного образования, полноценного развития личности растущих дошкольников , но главное - воспитать полноценных граждан России. Для этого необходимо осознать социокультурные изменения , которые происходят в глобальном мире.

К ним, прежде всего, относится развитие новых форм межэтнического взаимодействия, источник которых кроется в возникших социальных противоречиях, называемых многими авторами этническими парадоксами. С одной стороны, отмечается повышение уровня этнического самосознания , интереса к языку, народным традициям, культуре , с другой - огромные массы людей мигрируют по экономическим, политическим и социальным причинам, переживая состояния дезадаптации, т. е. нарушение взаимодействия человека с миром .

Цель : формирование у детей уважения к истории и культуре народов России через знакомство с народами, проживающими на территории Российской Федерации, с их традициями и обычаями. Знакомство детей с культурой разных народов мира для развития музыкальных и творческих способностей, для расширения кругозора

Задачи :

Организовать непрерывный воспитательно-образовательный процесс на танцевальном материале мировых культур для детей в возрасте от 3 до 7 лет ;

Обучить воспитанников искусству хореографии ;

Воспитать чувство прекрасного посредством танцевального вида искусства;

сформировать художественные вкусы, способности и потребности детей ;

познакомить детей с географическими и культурными особенностями различных стран и народов;

Позиционировать концертную деятельность воспитанников детского сада в культурном пространстве Тамбовской области;

Популяризировать хореографическое искусство ;

Привлечь внимание к оценке результатов реализации данного проекта со стороны родителей, воспитателей, органов образования и культуры различных уровней ;

Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национальное самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций . Танец запечатлевает в себе обряды, обычаи народа, фокусирует национальный колорит, способствует сохранению исторической памяти народа.

Но народная хореография в наши дни требует к себе особого внимания не только как одна из наименее исследованных областей фольклористики : необходимо сравнительное изучение народного плясового искусства, расширение зон охвата, создание единой системы записи танцев.

Народная танцевальная культура все больше привлекает внимание специалистов потому, что несет в себе огромный воспитательный потенциал.

Обращаясь к истокам народного творчества, мы знакомимся с характером народа, проникаемся его мировосприятием , познаем формы пластического самовыражения народа. Это имеет решающее значение в настоящий момент, когда самой уязвимой сферой в нашем обществе является сфера отношений между различными этническими группами, когда чрезвычайно широко распространены предубеждения и негативные стереотипы, унижающие людей других наций и народностей, представителей иной культурной традиции .

Остро стоящая проблема формирования толерантности может быть решена не иначе, как через знакомство на практике с ценностями других национальных культур , с обычаями, традициями и художественным творчеством народов, проживающих на территории России и составляющих естественную среду, оказывающую большое влияние на социализацию ребенка.

Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы волнуют и исполнителей, и зрителей. Они заставляют переживать, радоваться или грустить, развлекают, завораживают, воспитывают.

Информационный материал, содержащийся в методической литературе по народному танцу, поможет педагогу- хореографу расширить кругозор учащихся, позволит им узнать больше как о народных танцах и различных особенностях их исполнения, так и о культуре и быте разных народов.

Проект «, посредством хореографии » в ДОУ включает для изучения следующие темы

Вторая младшая Русский танец Т-ц «Неваляшки»

т-ц «А я чайничала»

Средняя Русский танец хоровод «Гжель»

т-ц «Дымковских игрушек»

т-ц «Золотая хохлома»

Старшая Украинский танец т-ц «Гопак»

Белорусский танец т-ц «Полька Янка»

Кавказский танец т-ц «Северный Кавказ»

Танцы народов Севера Корякский т-ц «Краски Севера»

Подготовительная Русский танец перепляс «Улица на улицу»

Итальянский танец т-ц «Тарантелла»

Греческий танец т-ц «Сиртаки»

Китайский танец т-ц «Загадки Китая»

Американский танец т-ц «Озорные ковбои»

С давних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых - людей самых разных возрастов и профессий . Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они развлекают, завораживают, воспитывают, заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, словом не оставляют равнодушным никого. Народные танцы, рожденные талантом народа, передаются из поколения в поколение. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой и совсем исчезают, другие же наоборот, становятся традиционными на длительное время.

Интерес к искусству танца неуклонно растет. В репертуаре большинства народных танцевальных коллективов можно увидеть кавказскую лезгинку и украинский гопак, русский перепляс и белорусский танец.

Танец - не только сочетание определенных движений. Это - своеобразное музыкально-пластическое выражение образного мышления создавшего его народа. Недостаточно просто выучить по записи движения. Тот, кто с увлечением занимается искусством хореографии , прежде чем выступить на сцене в качестве исполнителя, а тем более постановщика, должен знать особенности хореографии народа , чей танец он исполняет, познакомиться с его музыкальной культурой , историей костюма.

Только при условии, что постановщик знает все особенности движения и манеру исполнения, он может на основе традиционного танца создать сценическое произведение. Но, как бы ни было удачно это решение, судьба танца, его успех зависят от того, насколько верно исполнители смогут воплотить на сцене замысел постановщика. Поэтому так важно, чтобы в их лице балетмейстер имел единомышленников. Заинтересовать всех, увлечь - непосредственная задача балетмейстера. И чем глубже будут знания исполнителя, тем легче раскрыть характер танца, тем выразительнее будет его лексика.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Методы проекта :

Анализ методической, специальной и педагогической литературы по избранной теме;

Теоретические методы исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение, формулирование выводов) ;

педагогическое наблюдение ;

Анализ продуктов деятельности детей ;

Индивидуальные и групповые исследовательские беседы.

Формы проекта :

1. Беседы.

2. Открытые занятия.

3. Семинары.

4. Мастер-классы.

5. Конкурсы.

6. Концерты.

7. Презентация проекта .

Этапы реализации проекта :

1. Изучение характерных особенностей исполнения национальных танцев.

2. Освоение техники исполнения движений танцев.

3. Создание сценического костюма.

4. Совершенствование исполнительского мастерства.

5. Презентация проекта .

Деятельность в рамках проекта

Формирование представления о культурных истоках и современном состоянии народного танца.

Знакомство с музыкальным сопровождением, формирование понимания тесной взаимосвязи музыки, танца и эмоциональной содержательной составляющей творчества.

Знакомство с традициями, бытом, обычаями, особенностями национального характера и самосознания как сущностной основой танцевального творчества народа.

Знакомство с особенностями национального костюма.

Овладение техникой народно-сценического танца.

Приобретение методической литературы для проведения открытых занятий.

Привлечение педагогического коллектива ДОУ к работе над проектом .

Участие в конкурсах и концертах.

Работа по реализации проекта .

В процессе реализации проекта дети подготовительной группы приняли участие в городском конкурсе детского хореографического творчества «Танцевальный серпантин» , который проводился в октябре 2017г. в несколько этапов : первый - отборочный тур и второй - заключительный концерт победителей. На конкурсе был представлен русский народный танец-перепляс «Улица на улицу» (видео см. в Приложении 1) . Где получили диплом победителя в номинации народный танец (Приложение 2) .

Также участники проекта приняли участие в новогоднем спектакле ДОУ с итальянским танцем «Тарантелла» .

С целью развития программы "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погружение" в образ" я подготовила мастер класс на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста посредством хореографии . На примере корякского народного танца»

Цель : научить корякскому танцу.

Задачи :

Разучить движения корякского танца;

- познакомить с музыкальным размером корякского танца 2|4;

Подготовить мышцы рук, ног, корпуса к занятию (ритмические упражнения) ;

Развивать координацию движений, музыкальный слух;

Вырабатывать легкость движений, осанку;

Воспитывать вежливое отношение к партнеру (ше) ;

Развивать физические данные ребенка, память, внимание.

План занятия

Вводная часть занятия :

Дети под музыку заходят в музыкальный зал;

Перестраиваются в 2 колонны, затем в 2 линии;

Приветствие с педагогом , друг с другом (поклон) ;

Корякский танец его родина;

Прослушивание ритма (бубен, музыкального материала (фонограмма, обращается внимание на музыкальный размер;

Основная часть занятия :

Ритмические упражнения : на середине зала.

Игра “Найди своё место”

Изучение основных движений корякского танца :

Постановка детей в круг (взялись за руки и растянулись) .

Постановка детей в пары :

Основной ход;

Движение на месте;

Прыжковые движения (девочек, движение сидя на коленях (мальчики) .

Разучивание корякского танца по частям :

1 часть - основной ход;

2 часть - движение на месте;

3 часть - прыжковые движения (девочек, движение сидя на коленях (мальчики) ;

Заключительная часть занятия :

Исполнение танцевальной композиции;

Подведение итогов;

Поклон (благодарим друг друга - аплодисменты) .

Для занятия :

Фонограмма для ритмических упражнений;

Фонограмма корякского танца.

Музыкальный зал.

Скамейка

Описание занятия

Дети под музыку заходят в музыкальный зал.

Педагог : Здравствуйте ребята!

Дети : ответы

Педагог : Поприветствуем друг друга? (Поклон)

Педагог : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на Север нашей необъятной России. Путешествовать будем на кораблях. Для этого нужно проверить физическую подготовку экипажа :

-«Выбегание по трапу» - ХОДЬБА ПО СКАМЕЙКЕ (руки в стороны)

- «Лазание по реям» - по скамейке в упоре стоя на коленях.

Но прежде чем наш корабль отправиться, нашей команде необходимо пройти физическую подготовку.

«ПОДГОТОВКА К ОТПЛЫТИЮ»

Комплекс общеразвивающих упражнений :

Голова, плечи, туловище, руки, ноги.

Педагог : Хорошо! Прошу всех на палубу. Занимаем свои места (дети садятся на скамейки) .

Просмотр презентации.

НЕ ЗНАЮ, МОЖЕТ КТО-ТО СКАЖЕТ :

«ПРИРОДА СЕВЕРА БЕДНА!»

НО ПУСТЬ МНЕ ТОТ РУКОЙ УКАЖЕТ,

ЧЕМ ЖЕ ОНА ОБДЕЛЕНА?

ОЗЕРА, РЕКИ, СОПКИ, ГОРЫ,

РОДНЫЕ СЕВЕРА ПРОСТОРЫ,

ПОЛНЫ ЖИВОТНЫХ, РЫБ И ПТИЦ,

И НЕ ВИДАТЬ ЗЕМЛИ ГРАНИЦ!

ВСЯ ЖИЗНЬ – ДВИЖЕНЬЕ, ПУТЬ,

И ВОТ МНЕ ВСТРЕТИЛАСЬ СТРАНА :

СНАРУЖИ – ВСЯ ИЗ ЛЬДА И КАМНЯ –

СТРОГА, ПУСТЫННА, ХОЛОДНА.

ЗАТО ВНУТРИ – БУРЛЕНЬЕ ЛАВЫ,

ТАИНСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ОГНЯ.

СКВОЗЬ ПОРЫ ОБОЛОЧКИ СЛАБОЙ

ОН РВЕТСЯ, СЛАБЫЙ ПАР ГОНЯ.

Вы знаете какие народы живут на Севере?

Дети : ответ (Якуты, русские, чукчи, эвены, юкагиры, эскимосы, коряки)

Педагог : Молодцы! На нашей планете живет много разных народов. У каждого народа есть свой танец. Сегодня мы познакомимся с корякским танцем .

А теперь давайте немного узнаем что же это за северный народ «Коряки» , где они живут и какой образ жизни они ведут.

Прекрасен и могуч олень.

Коряк - и слаб, и кривоног,

но почему олень с колен

подняться перед ним не смог?

Секрет коряка объясним :

пусть и не дюжий он на вид, -

в открытом поединке с ним

олень, конечно, победит, -

однако не дурак коряк!

Аркан накинула рука,

всю силушку олень напряг

и крепко затянул аркан!

Административный центр - п. г. т Палана.

Общая численность - около 9 тыс. чел.

Основной язык - русский, около 2 тыс. чел. сохраняет корякский язык, около 1 тыс. - алюторский язык.

Письменность на русской основе.

Религия коряков : распространено христианство (русское православие) и традиционные верования (шаманизм) .

По роду занятий и образу жизни традиционно коряки делятся на тундровых и береговых :

тундровые коряки - кочевые жители внутренней тундры, занимающиеся разведением оленей. Исконный язык - собственно корякский;

береговые коряки - оседлые жители побережий, занимающиеся морским рыбным промыслом. Исконный язык - алюторский, поэтому всю группу также иногда называют алюторцами.

Традиционные занятия коряков - оленеводство, рыболовство, морской и зверобойный промысел :

оленеводством занимались чавчувены и большинство алюторцев;

рыбный промысел наиболее развит был у оседлых коряков, рыболовство преимущественно речное, прибрежное;

пушной промысел (охота на соболя, лисицу, выдру, горностая, росомаху и белку) ;

собирательство особенно было распространено у оседлых коряков;

домашние промыслы : гончарство (в древности, обработка дерева, кости,

металла, камня, плетение, выделка шкур.

Яранга - переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.

Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами.

Яранга состоит из двух половин : чоттагина и полога.

Чоттагин - сени, это холодная часть жилища. В чоттагине стоят ящики с одеждой, выделанными шкурами, отрезами тканей. Рядом стояли бочки с квашениями.

Полог – теплый шатер, сшитый из оленьих шкур, отапливается и освещается жировой лампой. Он служит спальным помещением.

В ярангах двери закрываются только в пургу. Над очагом висел котел. Полог освещался каменными жирниками.

Традиционная зимняя одежда : меховая рубаха-кухлянка, штаны, капор и обувь. Она двойная : нижняя - мехом к телу, верхняя - мехом наружу.

У женщин - меховой двойной комбинезон до колен : нижний из тонких шкур молодых оленей, верхний - пестрый. Летние комбинезоны изготавливали из продымленной шкуры оленя или ровдуги.

Украшали одежду полосками красной ткани, бахромой из тонких ремешков, подвесками из крашеного меха нерпы, бисером, узоры из него нашивались на халаты, обувь, кисеты.

Головных женских уборов не было, во время перекочевок женщины оленных коряков носили мужские малахаи.

Зимой женщины носили меховые двойные рукавицы.

Традиционные праздники - сезонные :

весной : у оленеводов - праздник рогов - кильвей, у приморских охотников перед началом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары,

по окончании осеннего сезона (в ноябре) праздник нерпы,

главный осенний праздник кочевых коряков - «Перегонять оленей» - устраивали после возвращения стад с летних пастбищ и праздник забоя оленей у оленеводов,

особые религиозные церемонии по случаю добычи на охоте медведя, барана с обрядовыми плясками, представляющими натуралистические подражания движениям животных и птиц : тюленей, медведей, оленей, воронов, чаек,

на праздниках устраивались игры и соревнования : борьба, состязания в беге, гонки на оленях или на собаках, подбрасывание на шкуре лахтака.

Слайд 10 (особенности корякского танца)

Использование в танце народных инструментов

Сюжет танцев отображает быт и хозяйственный уклад народа

Музыкальный размер корякского танца - 2/4

Использование «озвучивания» и горлового пения в танце

Парные танцы

Солирование «шамана» с бубном

Сольные и групповые танцы мужчин – это танцы прыгающего типа, отличаются энергичными, выразительными движениями рук

Женские танцы – это своеобразные плавные движениями головы, туловища и рук

Движения и жесты – подражание животным и птицам

Начало и окончание охотничьего сезона береговые коряки отмечали

празднествами, во время которых совершали различные ритуальные действия, включавшие обрядовые пляски. По представлениям коряков, это должно было обеспечить доброе расположение к ним духов, от которых зависело благополучие людей.

На весеннем празднике «СПУСК БАЙДАРЫ» после угощения начинались пляски вокруг костра. Движения пляшущих медленны, спокойны. Каждый по-своему подражал морским животным : лахтаку, нерпе, сивучу. Медленные повороты головы в стороны, движения рук за спиной, как ластами, – исполнители пляски словно покачивались на небольшой волне. Окончание промыслового сезона отмечали праздником, посвященным духам убитых зверей.

СЛЫШИТСЯ МУЗЫКА (Высадка экипажа на берега Камчатки)

Полюбуйся, посмотри,

Север где-то впереди

Там сверкает снег и лед

Там сама зима живет.

Педагог : Прежде чем мы с вами перейдем к разучиванию танца, давайте прослушаем музыку. Для этого перестройтесь в две линии, станьте в шахматном порядке так, чтобы вы не мешали друг другу.

Педагог : Давайте прохлопаем ритм музыки вместе. Приготовьте ваши руки.

(Прохлопывают с педагогом музыкальный размер )

А теперь, мы с вами встанем в круг. Это мы сделаем очень просто – возьмемся за руки, и разойдемся (растянем руки, опустим руки и сделаем 1 шаг назад. (Звучит музыка)

Педагог : Теперь наберемся терпения,

Перейдем к изучению движений,

Движения танца просты, посмотри и повтори!

Педагог : Первое движение : Основной ход (пружинящий шаг) . Отработка движения под музыку.

Следующее наше движение : На месте (девочки) подражание нерпам. Поднимание и опускание плеч, ноги пружинка (мальчики) .

Соединяем все движения вместе :

Педагог : Запомнили?

Педагог : Молодцы!

Педагог : Ребята, а сейчас мы повторим все движения с остановками в следующем порядке :

1 часть – основной ход;

2 часть – движение на месте;

3 часть – прыжковые движения девочек, мальчики сидя на коленях;

4 часть – основной ход;

5 часть – линия, поклон.

Педагог : А теперь соединяем все наши движения в танец и исполняем его полностью.

Игра по выбору педагога :

«Северный ветер и Южный ветер» (по типу «Два мороза» северный - догоняет замораживает, южный - оттаивает.,

«Белые медведи» (По типу «У медведя во бору» медведь на льдине спит дети идут):

Где здесь белые медведи?

Их не видно на снегу.

Испугаться я могу,

В дом скорее побегу.

ПОСТРОЕНИЕ ЭКИПАЖА (Восстановление дыхания) .

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

Мы в ладоши хлоп-хлоп,

Мы ногами топ-топ,

Руки мы поднимем выше

И легко-легко подышим.

Вот к земле подходит флот –

Наш корабль домой идет!

Педагог : Молодцы! Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста. Какой танец сегодня мы научились танцевать? Где живут коряки? Вы молодцы, были внимательными и выполняли движения правильно. Попрощаемся! Сделаем поклон. Поблагодарим друг друга аплодисментами.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения в рамках проекта дети

будут знать :

Стили и манеры исполнения национальных танцев, танцев народов России и стран бывшего СССР;

Характерные особенности национального сценического костюма;

будут уметь :

Владеть правильной хореографической техникой при исполнении народных танцев;

Владеть навыками актерского мастерства;

Работать в коллективе, выражать доброжелательное отношение друг к другу;

Проявлять эмоциональную чуткость в коллективе.

Таким образом, участники проекта пришли к выводу , что изучение курса «Ознакомление детей дошкольного возраста с мировой культурой , посредством хореографии » позволяет не только ознакомить учащихся с танцевальной культурой различных народов , но и воспитать интерес и бережное отношение к народному творчеству (в том числе и танцевальному) как вненациональному общекультурному достоянию . Вместе с тем, изучение народных танцев воспитывает уважение к культуре и традициям разных народов, чьи эстетические и нравственные идеалы так ярко отражены в народных танцах.

Список литературы :

1. Апенова Д. И. Воспитание толерантности детей школьного возраста в межнациональном общении. // Культурологический вузе : опыт, проблемы, перспективы Ульяновск : УлГПУ, 2006. – С. 15 – 18.

2. Богаткова Л. Н. Танцы разных народов. – М., 1958.

3. Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания : Учебно-методическое пособие для клубных работников. – М.: ВНМЦНТИКПР, 1986. – 92 с.

4. Боголюбская М. С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах . – М., 1982.

5. Бурнаев А. Г. Мордовский танец (история, методика, практика) . – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. – 232 с.

6. Власенко Г. Я. Танцы народов Поволжья. – Самара : Изд-во Самар. ун-т, 1992. – 193 с.

7. Воронов В. В. Технология воспитания : Пособие для преп. вузов, студентов и учителей. – М., Школьная Пресса, 2000. – 96 с.

8. Выготский Л. С. Психология искусства : Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1997. – 413 с. М.: Искусство, 1965.

9. Гордеева В. И. Русская народная одежда. – М.: Изобразительное искусство, 1974. – 55с.

10. Горина Л. В. Нравственно-эстетическое воспитание детей на основе традиций народов Поволжья. // Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе : опыт, проблемы, перспективы : Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Ульяновск : УлГПУ, 2006. – С. 64 – 68.

11. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.

12. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 208 с.

13. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Этюды. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 232 с.

14. Дальгейм А. Самодеятельный танцевальный коллектив. – Алма-Ата, 1961. – 48 с. М.:

15. Дубник И. О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве . – М., 1984.

16. Каган М. С. Мир общения : Проблема межсубъектных отношений. – М., Политиздат, 1988. – 315 с.

В статье рассматриваются проблемы сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры. В сoвременных условиях все более осознается опасность потери богатейшего наследия народного искусства, традиций русского фольклора во всем его жанровом многообразии, в ее исторической динамике. На первое местo выступает угроза – как сохранить свою самобытность многим национальным культурам, и не раствориться в среде других. Предлагается рассмотреть возможности сохранения и развития русской народной хореографии как неотъемлемой части русской культуры.

Ключевые слова: танцевальные традиции, фольклор, жанр, региональные особенности, форма.

Танец - один из самых древнейших видов народного искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Каждый народ хранит свои танцевальные сокровища, передавая их из поколения в поколение, накапливая и оттачивая гармонию составляющих их выразительных средств.

Искусство танца, мастерство и неповторимость оттачивались и шлифовались, ведь в танце народ мог выразить боль и радость, уважение и бесстрашие. Танец развивался вместе с человеком. Человек развивался вместе с танцем. Составляя часть ритуала, обычаев, традиционных праздников и гуляний, народный танец был и остается органичной частью этих событий. Танец позволяет создать своеобразную атмосферу, ритм общения и сам выступает как язык общения. Эта природа танца, заложенная еще при его зарождении, получая многообразные формы, остается неизменной. Красота народного танца известна издавна. Со временем искусство танца развивалось, многообразие форм и стилей было выделено в отдельные виды. Такие как: классический танец, историко-бытовой, эстрадный, бальный, модерн. Среди всего этого многообразия народный танец был и остается одним из основных видов хореографического искусства.

Народный танец - фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное.

Фольклорный танец - это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом - для зрителя (общества, группы, общества).

В наши дни встает проблема принципиального характера, связанная с освоением фольклора, русского народного танца. Фольклор является ценнейшим культурным достоянием народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Мы озабочены судьбой русского народного танца, как народной культурой в целом. Ведущие деятели русского хореографического искусства всегда осознавали важность сохранения и развития русского народного танца, в его традициях, в исторической динамике. Важнейшей задачей работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов – это сoхранить богатство традиций танцевальной культуры, бережно передать танцевальный фольклор в современных условиях.

С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и развивать лучшие традиций национальной хореографической культуры народов России. Выявляя возможности создания целенаправленной системы освоения основных черт русского танца, я подчёркиваю, что неотъемлемой частью русской танцевальной культуры является то, что несёт в себе богатство, природные свойства, стилистические черты, связанные с культурной традицией. Образы русской хореографии – это исполнительский эталон, в который необходимо “вписываться”.

Народно-сценический танец на современном этапе можно определить, как художественно-образовательную систему, сформированную в процессе становления и развития художественной и педагогической практики профессиональной и любительской сферы хореографической деятельности. Не одно поколение педагогов, балетмейстеров, исполнителей, критиков, методистов и теоретиков тем или иным образом участвовали в формировании школы народно-сценического танца, в основу которой положено разделение выразительных средств на элементы, отбор и систематизация движений, определение эстетических и этических норм, разработки понятийного аппарата, содержания и пр.

Один из важных вопросов на современном этапе – подготовка специалистов, способных достойно сохранить и развить народно-сценическую хореографию.

Проблема исследования вытекает из противоречия между требованиями современного общества к сохранению и развитию педагогических традиций хореографического образования. Проблема традиции в образовании была впервые квалифицированно поставлена великим русским педагогом К.Д.Ушинским.

Качественное обучение специалистов, способных в перспективе решить эту задачу может быть достигнуто при условии, что организация и осуществление процесса преподавания народно-сценического танца будет происходить с опорой на ряд принципов.

Принцип научности;

Принцип системности;

Принцип преемственности;

Аксиологический принцип;

Принцип активизации.

Хореографическое образование в силу своей специфики стремится как можно полнее охватить горизонты индивидуального развития каждого начинающего артиста балета сообразно представлениям эпохи, в связи с чем хореографическое образование в России становится показательным отражением, как приоритет педагогической мысли, так и культурно – исторических реалий каждого периода своего становления. Можно утверждать, что существуют особое культурно – историческое явление – отечественная школа хореографического образования. Это явление, не только теснейшим образом взаимосвязано с культурой нации, но и поднимает ее на новые высоты, определяет существование как одного из направлений высокого искусства – классический танец, так и предъявляет жесткие требования к педагогическим условиям своего существования, развивает педагогическую науку и практику. Формируя личность будущего артиста – балета, балетмейстера или педагога, школа как хореографическая система формирует его сознание, профессиональные и личностные качества.

Проблемой сохранения традиций танцевального фольклора и его органического включения в современную хореографическую культуру заняты отделы фольклора, созданные при центрах народного творчества, выпускающие монографии, методические рекомендации на основе исследований национального хореографического творчества.

К решению задачи выпуска научно – исследовательской литературы в этой области подключены высшие учебные заведения многих стран мира. Каждый день появляется новое количество публикаций, в число которых входят кандидатские диссертации, посвященные изучению истоков танцевальной культуры народов, выявлению стабильных ее форм и тенденций, характерных для современного этапа развития народной хореографии.

В современных социально – экономических условиях создание универсального справочника, имеющего цель не только включить максимальное количество публикаций, содержащих сведения о танцевальной культуре народов России, но и сделать его удобным для специалиста, сталкивается с рядом проблем, о которых следует сказать:

  • информация о выпуске того или иного издания не идет тем централизованным путем, что шла ранее;
  • повсеместное введение на территориях родного языка создает трудности в использовании этой литературы в других регионах без перевода;
  • результаты технического прогресса сказываются на всех сферах нашей жизни. Съемка на видеопленку хореографического произведения является наиболее современной формой его фиксации, чем описательно – графический способ. Но если это не учебный фильм, то огромный пласт информации остается “за кадром”.

Решением этих и других проблем может стать создание единой международной базы данных.

Проблема преподавания традиционной народной хореографии.

На сегодняшний день является важной темой обсуждения не только среди педагогов высших и средних учебных заведений, но и работников культуры. Это связано, прежде всего, с необходимостью направить усилия общества на сохранение культурно-воспитывающей среды и народных традиций, являющихся необходимым условием формирования полноценной духовной жизни современного человека. Решение этой проблемы поможет не только создать условия для более эффективной подготовки будущих специалистов, но и обеспечит преемственность поколений, выступающую фактором формирования национального самосознания, социального развития личности и духовного прогресса народа. Но в этом случае нужна государственная поддержка, выражающаяся в разумном планировании в области образования. Необходимо, чтобы в учебных заведениях, готовящих кадры для учреждений культуры и искусства, не только комплексно реализовывались в учебных программах занятия по изучению русского танца, областным особенностям русского костюма, праздникам и обрядам русского народа, но и отводилось достаточное количество учебных часов на изучение этих дисциплин.

Грамотному хореографу следует хорошо знать “генетический код” передачи наследственности, т.е. те музыкально-пластические мотивы, ритмоформулы, композиционные приемы, которые являются как бы квинтэссенцией национального в хореографии и могут стать живым ядром, основой нового сценического танца. Конечно, для полного успеха этого дела необходимо совмещение фольклориста и постановщика в одном лице. Но поскольку на практике это встречается далеко не всегда, актуальным становится требование” к балетмейстеру хорошо знать фольклор, а к фольклористу - специфику сцены.

Следующая проблема - это пути сценической интерпретации фольклорного танца. Их, по мнению В.И. Уральской несколько.

Первый – опыт воссоздания на сцене аутентичного образца. Скажу сразу, что аутентичность на сцене танец, конечно, теряется, но я имею в виду лишь подлинность источника образца. Эти потери танец несет, даже если его на сцене исполняют сами жители села, так как отдаленность (сцена, зал) и искусственное разделение на смотрящих и творящих разрушает характер сотворчества, изменяет процесс жизни данного танца. Есть потери и хореографические, связанные с изменением точки осмотра. Вступают в противоречие и временные законы фольклорного действия и сцены. Попытка отнести эти противоречия приводит к необходимости вмешаться в текст танца. А это уже следующий путь – сценическая обработка фольклора. Что она включает? Прежде всего, на основе законов сценической композиции уточнение рисунков танца. Так, к примеру, если танец весь исполняется в сомкнутом кругу, медленно вращающемся в одну сторону, то в условиях сцены - это будет восприниматься как утомительная монотонность и подлежит развитию, т е. изменению. Подлежит изменению и бесконечная (для сценических условии) повторность фигур в кадрили (характерная для исполнения в быту.

Современная сцена требует от русского танца новизны сценических форм, выразительных средств, актуальных тем и эстетической направленности. Но они не могут возникать у балетмейстеров без глубоких знаний природы русского танца, его фольклорных источников. Новые условия жизни, эстетические нормы повлияли на содержание танца и на взаимоотношение отдельных его форм. Значительные изменения произошли в женском танце, прежде не имевшем богатого и разнообразного лексического материала. В настоящее время огромное количество движений рук, ног, корпуса и т.д. украшает русский народный танец. Движения ног претерпели наиболее сильные изменения. Характер танцев стал более жизнерадостным.

Сегодня на мелодии современных песен профессиональные и самодеятельные хореографы сочиняют танцевальные композиции. В песнях наших дней сохранена национальная мелодика, своеобразие музыкальных оборотов. Это органически сливается с новыми темами, получает новую ритмическую организацию. Мелодии современных песен широко распространены, они являются спутниками бытовых и общественных праздников. Песен сегодня создано неизмеримо больше, чем танцев. Качество их значительно выше. Чем же объяснить, что многие танцы, созданные на определенные мелодии, быстро умирают, не получая широкого распространения. Хореографические рисунки их не утилизируются в дальнейшем и не получают лексического запаса. Думается, что одной из причин является механическое приспособление танцевальной схемы к той или иной мелодии. В этом случае ритмическая структура танцев совпадает с ритмом песен, и некогда органичный союз пластики и музыки оказывается односторонним. Выявляет себя и другая тенденция. Мелодии современных песен иллюстрируются модернизированным, “осовремененным” русским танцем. Нелепо смотрятся со сцены серебряные сапожки, пестро раскрашенные мини- юбки, причудливые головные уборы, совершенно не отвечающие эстетическим требованиям русского танцевального творчества. Балетмейстеры, сочиняя современную лексику, часто забывают о национальном характере движений, нарушают то, что делает танец красивым, а самих исполнителей - изящными и привлекательными. Много зависит от музыки современного танца, от инструментальной обработки фольклорного материала. На наш взгляд, в настоящее время хореографы, создающие свои новые произведения, находятся в зависимости от этой музыки, а она далеко не всегда подходит для сочинения хореографического произведения. Сравнивая тематику современных песен и танцев, предпочтение приходится отдавать песням. В них тематические жанровые границы очень широки. Темы любви, встречи, разлуки, расставания обретают новое звучание, новый смысл. В них запечатлен образ человека с его чувствами, переживаниями. Танец же замкнулся в круг ограниченных сюжетов, особенно, если говорить о лирике. А ведь она так же, как и лирические песни, более всего привлекает к себе зрителей и исполнителей. Создание оригинальных лирических танцевальных произведений – задача более сложная, чем создание темповых танцевальных произведений, где на помощь хореографу приходит фантазия. Вот почему необходимо обращаться к народным истокам, находить в них наиболее яркие национальные черты, определяющие характер того или иного народа, а также отличительные особенности танцев, бытующих в различных областях, краях, регионах России. А. Пермякова, художественных руководитель русского народного хора им. Пятницкого отмечает: “Если современные хореографы, работающие в сфере русского народного танца, не начнут, как корифеи прошлого, досконально изучать плясовой фольклор разных областей России, а продолжать готовить некий винегрет, да еще и “приперчив”, “посолив” его трюками, мы придем просто в никуда”.

Приходится отметить, что до сего времени встречаются еще досадные явления чрезмерной стилизации народного танца, можно сказать, когда от него остается лишь внешне эффектная, нарядная, виртуозно-техническая композиция, только по внешним признакам именуемая народным танцем. По мнению М.С. Годенко, в народные русские танцы должно входить современное веяние – ритмы и движения. Он создал определенный жанр современного русского танца. Многие специалисты в области хореографии не разделяют его концепцию, уверяют, что так не сохраняют традиционный народный фольклор. Однако большинство наших балетмейстеров стараются создавать свои танцевальные композиции на основе подлинных народных танцев и бережно относиться к стилистической интерпретации материала. Коллектив ансамбля “Березка” не преследует цель перенесения фольклора на сцену в чистом виде. Это настоящий академический хореографический ансамбль и, тем не менее, как подкупающе прекрасен образ русской девушки во всех его танцах. Сочиненный И.А. Моисеевым танец становится законченной хореографической миниатюрой. Постановщих обращается к самым различным народным традициям. Ощущение достоверности и подлинности “Подмосковной лирики” достигалось не только заимствованием движений из фольклора. Здесь были органично соблюдены и воплощены внутренние законы народной хореографии: непосредственность, живость общения партнеров, простота и четкость перестроений. В каждом движении найден свой, то насмешливый, то лирический подтекст, своя интонация.

Следует помнить, что возврат к прошлому, к традициям русского народа и его культуре не означает его копирование, механическое повторение, дословное использование. Прошлое переосмысливается, включается в контекст современности с учетом новых параметров культурного контекста, в том числе его художественно-технологических инноваций. Старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимовлияют друг на друга, творчески обогащая и развивая русский народный танец. Новое время рождает новые вкусы, направления, ритмы и пристрастия. Что бы ни происходило в жизни, каждое поколение должно знать свои корни и помнить родные истоки, иначе исчезнут духовность, патриотизм. Важно беречь и сохранять богатейшее наследие русского народного танца. Поэтому так ответственна роль балетмейстеров-педагогов, которые могут сохранить, сберечь традиционные оттенки в манере исполнения, оценить их и дать новую жизнь народной хореографии.

Список литературы

1. Балет: энциклопедия /гл.ред. Ю.Н. Григорович. – М.:Сов. энциклопедия.,1982. – 623 с.

2. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. - М.: Искусство, 1963.

3. Пермякова А.Б. Опираясь на наследие, искать новое// “Балет”, литературно-критический историко-теоретический иллюстрированный журнал. М.: Ред. журн. “Балет”. – 2010. -№3,c.24.

4. Уральская В.И. Природа танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1981. 24 c.

Руководитель-педагог

ФИО:Кинцель Елена Владимировна

E-mail (обязательно): [email protected]

Предметная область: педагог дополнительного образования

Регион: Томская область

Населенный пункт: с. Александровское

Название образовательного учреждения:МБОУДОД "ДДТ"

Актуальность

Основы детского музыкально – хореографического творчества – один из важных предметов обучения детей искусству. Детская хореография является одним из действенных средств приобщения подрастающего поколения к богатству танцевального и музыкального творчества. Хореография является неотъемлемой частью народного наследия и несет в себе неповторимый отпечаток каждого народа. Таким образом, сохранение богатства и традиций детского танцевального искусства, является необходимым условием для полноценного развития личностного потенциала ребенка.

Гипотеза

1год обучения - навыки музыкально – ритмической деятельности; - навыки правильного и выразительного движения (привычка прямо держать спину и голову, свободно двигаться в танцах); - усвоение подготовительных танцевальных движений и рисунков; -знакомство с ритмическим строением музыки, ее размерами, частями и фразами; -изучение легких народных игровых танцев; -раскрытие творческих способностей -развитие организованности и самостоятельности; -овладение детьми базовыми понятиями, специальной терминологией предполагаемыми программой. 2год обучения. -развитие музыкальности и пластичности -усвоение приемов классической, народной и современной хореографии; -выработка сильных натянутых ног, большого танцевального шага, высокого прыжка; -развитие координации движений; -знакомство с танцами народов мира; -развитие творческих способностей; -выработка правильности и чистоты исполнения позиций и поз, движений. 3год обучения. -выработка выразительности и чистоты выполнения экзерсиса; -развитие силы, выворотности и устойчивости ног; -усвоение учащимися приемов актерского мастерства; -ускорение темпа и разнообразия ритмического рисунка; -усвоение технически сложных элементов классического, народного и современного танцев; -развитие творческого потенциала в процессе обучения и в постановочной работе; -изучение учащимися истории мирового балета.

Цели

Духовное и физическое развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребёнка с помощью танцевального искусства. Оказание помощи в профессиональной ориентации и адаптации в современном мире.

Задачи

Образовательные: . формирование у детей музыкально – ритмических навыков. формирование навыков правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии. обучение детей приемам актерского мастерства. организация постановочной работы и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах, фестивалях) .расширение знаний (знакомство детей с историей балета) Развивающие: . обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля. организация поисков новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельного добывания знаний) Воспитательные: . создание базы для творческого мышления детей. развитие у детей активности и самостоятельности общения. формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе

Формы и методы исследования

1. Урок (групповые занятия) 2.Коллективно – творческая игра 3.Творческий конкурс 4.Индивидуальная работа 5.концерт Индивидуальная работа ведется как со слабыми (не успевающими осваивать программный материал в положенный срок детьми, так и с детьми участвующими в сольной постановочной работе. Методы обучения: 1.Словесные, рассказ, объяснение, беседа. 2.наглядные: демонстрация, показ приемов работы. 3.Практические: упражнение, самостоятельная работа. Методы воспитательного действия: 1.Убеждения. 2.Приучения. 3.Пример. 4.Аналитические методы, наблюдение, сравнение, анализ, опрос, анкетирование, контрольный срез.

Этапы (ход исследования)

РАЗДЕЛ 1. Музыкально – ритмическая деятельность (задачи для детей 7 -9 летнего возраста) -научить детей ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише), регистрами (высокий, средний, низкий). -отличать в движении сильную долю такта, метрическую пульсацию и простейший ритмический рисунок в хлопках и притопах; -менять движения в соответствии с 2, 3-ех частной формой и музыкальными фразами; - закрепить занятие о трех жанрах музыки (песня, танец, марш). Музыкально – ритмическая деятельность включает в себя различные задания, упражнения игрового плана и является составной частью урока 1-го года обучения. РАЗДЕЛ 2. Классический танец Занятиям по классическому танцу придается особое значение, так как классический танец является основой хореографической подготовки учащихся. Уже на первом году обучения, начиная с первых уроков проводятся занятия по постановке корпуса, рук, ног, головы, показываются 1,2,3 позиции ног и 4 позиции рук (подготовительная, 1,2,3,), а также изучают первые движения у палки (demi plie, вattements tendus), отрабатывается балетный шаг с носка и техника простого прыжка (sauté). В начале учебного года перед уроком классического танца выполняется партерная гимнастика. Начиная со 2 года обучения, занятия классического танца проводятся отдельным уроком два раза в неделю, урок состоит из упражнений у палки и на середине зала. На третьем году обучения в классический экзерсис вводится исполнение некоторых элементов на полупальцах. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся. РАЗДЕЛ 3. Народно –сценический танец. Народный танец имеет важное значение для развития художественного вкуса и танцевальной техники у учащихся. Знакомит их с разнообразием хореографического материала народов мира. Уже на первом году обучения дети изучают простейшие элементы русского народного танца. Проучивают положения рук и позиции ног. Отдельным уроком народный танец проводится один раз в неделю. На втором году обучения урок по народному танцу включает в себя: -тренировочные упражнения у палки -сценические движения (исполняемые на середине зала и по диагонали) -танцевальные композиции На третьем году обучения идет варьировка и усложнение движений. Ученики из предложенных педагогом движений должны суметь самостоятельно сделать связку для перехода с одного движения к другому. Так же в учебный процесс вводятся упражнения с предметами. В программе предусмотрено изучение русского, молдавского, польского, цыганского и др. танцев. РАЗДЕЛ 4. Историко–бытовой танец Изучение историко-бытового танца проводится на втором году обучения на специальном занятии 1 раз в неделю. Занятия историко-бытовым или бальными танцем органически связаны с усвоением норм этики, выработки высокой культуры общения между людьми: -выдержка -чувство меры -простота -скромность -внимание к окружающим -доброжелательность РЕЗДЕЛ 5. Актерское мастерство Задачи: - научить воспитанников связывать позы с движением, с музыкой (позы должны быть «говорящими»), а движения «рассказывающими». - научить законам перемещения в пространстве сцены; -ознакомить с принципами идентификации. РАЗДЕЛ 6. Творческая деятельность Организация творческой деятельности учащихся помогает педагогу увидеть характер ребенка, найти индивидуальный подход к нему с учетом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данного рода деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. Темы творческих занятий определяются спецификой хореографического воспитания. «Я– учитель танцев»; «Я – балетмейстер постановщик»; « Я – художник по костюмам». Творческие ситуации разыгрываются как для коллективной, так и для индивидуальной работы. Темы для постановочной работы должны вызвать интерес у детей. В постановочной работе используется метод совместного творчества педагога и воспитанников (коммуникативный вид деятельности учащихся). Процесс совместного творчества складывается из следующих этапов: 1 этап – сознательная подготовительная работа 2этап – осуществление композиционного замысла 3 этап – проверка всех композиционных решений РАЗДЕЛ 7. История хореографии (история мирового балета) Теоретический курс по истории мирового балета включает в себя 10 лекций и осваивается учащимися на 3курсе. Цель: помочь ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства.

Сроки реализации

3 года ==Выводы==В результате систематических занятий хореографией дети научились выражать свои чувства с помощью движений, стали менее скованным и стеснительным. Главной особенностью занятий хореографией явилось развитие не только физических способностей молодого организма, но и строение творческой основы личности: сочетание музыки, движений, драматического искусства, художественного вкуса ребенка, а также развитие его общей культуры и интеллекта. Подтверждением вышесказанного является выступление детей во многих районных мероприятиях. Дети неоднократно принимают участие на межрегиональных и всероссийских конкурсах.

Полезные ресурсы (источники информации)

1.Костровицкая В. "сто уроков классического танца" Москва "Просвещение" 1981 г.. 2. Базарова Н. , Мей Б. "Азбука классического танца" Ленинград "Искусство" 1983 г. 3. Бахрушин Ё. "История русского балета" Москва "Просвещение" 1974 г. 4. Захаров Р. "Радуга русского танца" Москва "Советская Россия" 1986 г. 5. Никитин В. "Модерн - джаз танец, начало обучения" Москва 1998 г.

Наталия Косолапова
Здоровьесберегающий проект по хореографии в детском саду «Здоровое движение»

Область интеграции : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.

Тип проекта: продуктивный, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май).

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагог дополнительного образования (хореограф, воспитатели, родители, .

Ресурсы проекта: музыкальный центр, ноутбук, проектор, принтер, диски с музыкальными произведениями, коврики на каждого ребенка

Актуальность проекта:

Наш детский танцевальный коллектив называется «Незабудки». Незабудки – это маленькие, но очень красивые, небесного цвета с солнышком посередине, цветы. И для нас не секрет, что только здоровый цветок радует своей красотой.

Также как и цветок, красивый ребенок – это здоровый ребенок. Поэтому забота о здоровье детей - важная задача общества, педагогов и родителей. Наш долг сохранить и укрепить здоровье наших детей.

Хореография – искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцами формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. И считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Каждый вид деятельности на занятии (музыкально-ритмические упражнения, партерная гимнастика, творческая импровизация, подвижные игры, самомассаж,улыбкотерапия) способствует укреплению здоровью. Поэтому на своих занятиях стараюсь уделять большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей. Однако достичь успеха можно только в результате совместной работы педагогов и родителей.

Цель проекта : Содействие правильному физическому развитию и осознание своего отношения к своему здоровью через хореографическое искусство.

Задачи проекта:

Сохранять, укреплять здоровье дошкольников через движения под музыку;

Содействовать правильному физическому развитию на занятиях;

Повышать с помощью средств двигательной активности умственную работоспособность;

Укреплять мышечный аппарат, развивать координацию движений, ориентацию в пространстве через овладение детьми хореографического искусства;

Развивать двигательные качества (силу, ловкость, скорость, прыгучесть, реакцию, гибкость, выносливость);

Воспитывать в ребенке бережного отношения к своему здоровью;

Способствовать социализации детей, формировать у детей доверие и внимание друг к другу, свободного общения с взрослыми.

Формы реализации проекта:

Интегрированные занятия с использованием здоровьесберегающих упражнений;

Развлечения с использованием здоровьесберегающих упражнений и игр;

Работа с познавательной литературой;

Поисковая деятельность детей совместно с родителями;

Самостоятельное использование упражнений в повседневной

жизни детей;

Родительское собрание.

Ожидаемые результаты:

Дети:

Снижение уровня заболеваемости;

Владеют основными навыками хореографического искусства;

Развиты двигательные качества (в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями);

Умеют ориентироваться в пространстве;

Бережно и внимательно относятся к своему здоровью;

Умеют общаться со сверстникам;

Свободно общаются с взрослыми.

Родители:

Активные и заинтересованные участники педагогического процесса;

Активные участники на развлечениях;

Проявляют интерес к поиску дополнительного материала

Педагоги:

Пополнение накопительных папок с подвижными играми, оздоровительными упражнениями, стихами, рассказами и т. п.

Этапы реализации проекта

1 этап – формирующий, подготовительный этап реализации проекта (сентябрь)

2 этап – технологический, основной этап реализации проекта (сентябрь – апрель)

3 этап – итоговый этап реализации проекта (май)

4 этап – презентационный этап реализации проекта.

Формирующий этап реализации проекта

С педагогами

С родителями

сентябрь 1. Сбор сведений о состоянии здоровья детей. 2. Составление перспективного плана.

3. Подбор репертуара для детей.

4. Отражение целей и задач.

5. Изучение методической литературы.

6. Подготовка аудио записей.

Мониторинг детей (выявление детей с нарушением осанки, с нарушением координации движений) 1. Изучение степени потребности желание сотрудничать по данному направлению.

2. Родительское собрание на тему: «Здоровье сберегающие технологии на занятиях хореографии».

Технологический этап реализации проекта.

Месяц С педагогами С детьми С родителями

октябрь -Консультация с педагогами на тему: «Что такое здоровье, что такое болезнь?» «Чем отличается здоровый человек от больного?» «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»

Консультация с воспитателями по проведению подвижных игр

Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Война грибов» Г. Даль

Беседа-знакомство о правильном дыхании на занятии хореографии.

Упражнения на развитие гибкости: «бабочка»(сидя на полу, ноги соединить стопами. Поднимать колени вверх-вниз); «корзинка»(лежа на животе. Взять правой рукой правую ногу, левой-левую, прогнуться).

Обращать внимание на правильное дыхание при выполнение упражнений.

Игра: «Зеркало»(в паре)

Проведение консультации «Умеем ли мы правильно дышать?».

Мастер – класс по изготовлению пособий для формирования «Правильного» дыхания.

ноябрь Консультация с воспитателями по проведению спортивного праздника «Игры Госпожи Осени»

Пополнение папок пословицами и поговорками о здоровье.

Консультация с воспитателями по включению творческих игр в различные режимные моменты. Н-р: «Говорящие движения» М. Лазарев (выражать свои чувства и мысли движениями)

Пополнение папок загадками об овощах и фруктах: Д. Тувим «Овощи», играми: «Узнай по запаху с закрытыми глазами (овощи и фрукты). Проведение спортивного праздника: «Игры Госпожи Осени».

Музыкально-ритмические упражнения: «Овощи на грядке»

Самомассаж: «Любимые ножки»(поглаживание)

Партерная гимнастика: «Чемодан»(и. п. -лежа. Согнуться пополам). «Мостик» (лежа, прогнуть тело вверх)

Творческая импровизация: игра «Подражание»М. Лазарев. (ведущий изображает в движении какой-нибудь образ, остальные отгадывают)

Подвижная игра:«Будь ловким» Н. Ладухина, «Чей кружок скорее соберется». Изготовление стенда на тему: «Здоровый выходной в моей семье»,

декабрь Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе».

Консультация с воспитателями по играм «Физкультурный свисток» - чей дольше просвистит (на дыхание) Ритмическое упражнение «Эхо»(повторяют ритм за ведущим)

Дыхательная гимнастика: «Песенка Нытика» М. Лазарев. (Изобразить звуком и движением).

Партерная гимнастика: «Кобра»(лежа на животе, упор на руки-прогнуться); «Свеча»(лежа на спине. Поднять ноги вверх, руками поддерживать поясницу).

Музыкально-ритмические упражнения:»Делай как я»

Использование игр с движениями на новогоднем утреннике:«Мы повесим шарики»,«У тебя Дед-Мороз». Работа с познавательной

литературой.

Поиск аудиозаписей.

январь Консультация с воспитателями по ритмическим упражнениям.

Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Девочка чумазая» А. Барто. Музыкально-ритмические упражнения: «Вечное движение» (стоя по кругу по очереди показывают движения, остальные повторяют пофразно).

Партерная гимнастика «Лягушки»(лежа на животе, наги согнуты в коленях, стопы соединены).

Творческая импровизация: «Зоопарк»(по М. Лазареву, с. 217)

Ритмические игры:«Мы в кружочек встали», «Тук –ток»(развивает речевые двигательные качества).

Подвижные игры: «Найди свою пару»,«Снег снежок» -ориентировка в пространстве. Подбор пословиц и поговорок о здоровье.

февраль Консультация с воспитателями по проведению спортивного развлечения «Как Баба – Яга сына в армию провожала».

Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Как вести себя во время болезни» Е. Шкловский.

Пополнение папки с подвижными играми. Проведение спортивного развлечения «Как Баба – Яга сына в армию провожала». с использованием творческой импровизации, ритмических, подвижных игр.

Партерная гимнастика: «Панда» (сидя, обхватить ноги и притянуть их к груди. Перекаты вперед-назад). «Лодочка» (лежа на животе. Руки и ноги вытянуты, прогнувшись, дети качаются вперед-назад)

Ритмические игры:«Превращение», «Сороконожка» Е. Железновой.

Музыкально-ритмические упражнения: «Веселые спортсмены» М. Лазарев (с. 228).

Привлечение родителей к участию на спортивном развлечении.

март Консультация с воспитателями по проведению развлечения «Вечер пословиц и поговорок о здоровье».

Пополнение папки по чтению художественной лит-ры:«Королева Зубная щетка» В. Костылев.

Проведение развлечения «Вечер пословиц и поговорок о здоровье»

Проведение интегрированного занятия с приглашением медицинской сестры: «Вода и мыло» (Кибас Т. В. «Сценарии и игры»)

Партерная гимнастика: «Кошечка» (на коленях, упор на локти: пролезть под препятствием). «Рыбка» (лежа на животе. Стараться ногами коснуться головы).

Ритмические упражнения: «Мое имя» (ритмизация своего имени, фамилии)

Подвижные игры:

Творческая импровизация: «Стоп кадр» (произвольный танец. Стоп. Проанализировать свою фигуру). Организация выходного дня:

«На лыжах вместе с родителями».

апрель Консультация с воспитателями по проведению игр на ритм.

Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Съедобные сказки»Маши Трауб.

«Баюшки-баю»- (релаксация).

Партерная гимнастика: «Стрекоза» (в паре: один, лежа на животе, руки за головой. Прогибается назад, «машет крылышками»; другой-держит его за ноги).

Творческая импровизация: «Свободный танец» М. Лазарев (с. 220).

Ритмические упражнения: ритмизация движений человека (спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.).

Подвижные игры:«Кто скорее ударит в бубен» муз. Ломова (совершенствование двигательных навыков и умений);

«Колобок» муз. Тиличеевой (ловкость, быстроту, координацию движений).

Привлечение родителей к участию на спортивном празднике «Путешествие в страну Здоровей-ка».

Итоговый этап реализации проекта.

май 1. Обобщение опыта работы по реализации проекта на уровне детского сада.

2. Выставление в музыкальный уголок группы, всего накопленного материала. 1. Спортивный праздник: «Путешествие в страну Здоровей - кА».

2. Выставка творческого партфолио. с накопительным материалом по теме «Здоровьесберегающие технологии»

3. Выставка аудио записей с пальчиковыми и ритмическими играми.

1. Распечатка всех собранных накопленных материалов для МАДОУ.

2. Запись всех накопленных аудио и видео материалов для МАДОУ.

3. Показ презентации о проделанной работе над проектом на родительском собрании.



Загрузка...