emou.ru

Человек и общество: характеристика человека в обществе. Человек общество. Современный человек живет в обществе, так Нормы поведения человека в обществе

О человеке говорят и пишут многие: писатели, ученые разных специальностей, религиозные деятели, философы... Писатели-художники изображают человека исключительно с субъективной стороны. Ученые исследуют его как объект. Они - объективисты. Религиозные деятели говорят и пишут о человеке лишь в связи со своей верой в сверхъестественное; для них человек - деятель-субъект постольку, поскольку воплощает, реализует потустороннее, надчеловеческое начало. Это всё односторонние точки зрения. Лишь философу по плечу всеохватный взгляд на человека. Для него человек - и субъект, и объект, и един, и неедин, и "я", и "мы", и индивид, и человеческий род. Такой взгляд на человека обусловлен спецификой философа как универсального мыслителя.

Конечно, и философы могут специализироваться и быть ограниченными в своих предпочтениях. Тем не менее по сравнению с другими "человековедами" они в большей степени ориентированы на универсализм во взгляде на человека. По крайней мере, именно среди них встречаются мыслители, которые стремятся к этому универсализму.

Человек - субъект, в единстве двух значений: разделительном и собирательном. В разделительном смысле человек - индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле человек - человечество, человеческий род, человеческое общество.

Между тем и другим "человеком" существует определенная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность "человек - общество" (или: "личность - общество", "индивид - род", "я - мы" и т. п.). Слово "человек" чаще всего употребляется в разделительном смысле. В собирательном же смысле обычно употребляется слово "общество".

Человек-общество - двойной субъект, в котором определяющую роль играет человек. Человек - первичный субъект, общество - вторичный. Человек "светит" своим светом, общество - отраженным. С другой стороны, эти два субъекта, как два магдебургских полушария, неразделимы. Человек для себя - субъект во всех отношениях. Общество не является субъектом для себя и тем более субъектом во всех отношениях. Для человека общество - отчасти объективная реальность, отчасти часть его самого. По отношению к природе общество- субъект; оно действует, преобразует природу, но по отношению к человеку оно и объективно, и суть нечто зависимое, являющееся, как я уже говорил, частью человека. Например, наука, часть общества, не может существовать без отдельных ученых. Последние делают науку наукой!

Наибольшая реальность - не в отдельном человеке и не в обществе, а в чем-то среднем между тем и другим: в человеке-обществе или в обществе-человеке. Человек-общество - это человек, живущий в обществе; общество-человек - это общество, реализующее себя в отдельном человеке, живущее благодаря человеку.

Итак, человек по сути - индивид, индивидуальность, личность и в то же время представитель рода homo sapiens, член общества. С одной стороны, он хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это - вечное противоречие жизни. Человек - не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе. Отсюда все проблемы...

Нормы поведения человека в обществе

Человек не может обойтись без общества также как общество без человека. Каждый индивид подстраивается под социальные нормы поведения для удовлетворения своих потребностей. Ими могут быть и необходимость в общении, и материальная нужда. То, насколько правильно ведет себя человек, напрямую зависит от привычек. Они условно делятся на два типа: автоматические и сознательные действия.

Автоматические действия совершаются ежедневно, и не задумываясь. Они могут быть как хорошие, так и плохие. Каждый умывается по утрам, приводит себя в порядок, кто-то делает зарядку. Умение читать и писать - все это привычки, доведенные до автоматизма. Плохие привычки также появляются на бессознательном уровне. К примеру, грызть ногти, не следить за своим внешним видом, быть излишне грубым. Это поведение можно считать врожденным или приобретенным в раннем детстве, унаследованным от родителей или от нехватки культуры воспитания.

Сознательные действия совершаются, подстраиваясь под нормы поведения в социуме. При устройстве на новую работу, в первые дни человек ведет себя сдержанно, присматривается к начальству и коллегам. Когда сознание запоминает постоянно повторяющиеся действия, то переводит их автоматические. Человек, оказываясь из раза в раз, в одной и той же ситуации, ведет себя по одинаковому шаблону.

Социальный статус личности, социальные роли личности

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй - профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие наоборот. Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.

Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Однако, несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

И. Фихте в своём высказывании подразумевает социальную природу человека, подчёркивая то, что он предназначен для жизни в обществе. Основная идея заключается в том, что человек становится человеком только, живя в обществе. Что же такое общество и какового его значение для становления человека?

Общество - многозначное понятие. Одно из них гласит, что общество - это обособившаяся от природы, но всё ещё зависимая от него система, включающая в себя человечество в целом и отношения между разными индивидами. Одной из важных функций общества является социализация. Это процесс освоения человеком культурных ценностей и социальных норм и усвоения социальных ролей. Социализация человека начинается с самого рождения. Её первичным агентом является семья. Именно в ней человек впервые сталкивается с правилами и нормами жизнедеятельности в обществе. Со взрослением человека расширяется круг агентов, участвующих в его социализации. Так, появляется детсад, школа, ВУЗ, армия, партия, трудовой коллектив, религиозная организация и т.д. Все они участвуют в становлении человека, воспитывая в нём социально значимые качества. Что происходит если человека существует вне общества?

Ярчайшим примером являются так называемые «дети-маугли»: в истории неоднократно случалось, что человеческие дети были взращены в дикой природе животными. Несмотря на те же биологические характеристики, что и все люди, они не могли считаться людьми в социальном смысле слова: у них отсутствовала членораздельная речь, они не умели общаться и взаимодействовать с другими людьми, не обладали знаниями, не умели пользоваться даже самыми обыкновенными предметами. Даже если таких детей пытаются интегрировать в общество, это оказывается практически бесполезным: они не могут освоить человеческий язык, понять структуру общества и свою роль в нём. В итоге они остаются гораздо ближе к животным. Этот пример иллюстрирует нам то, как важна первичная социализация для индивида. Выходит, взращён человек может быть только в обществе. Но всегда ли общество влияет на человека положительно?

Нередко общество при всём своём положительном влиянии может оказывать и негативное влияние. Общественная жизнь полна соблазнов и пороков, и нередко люди отказываются от неё по разным причинам. Таких людей называют отшельниками: уйдя от общества, они ищут покоя и гармонии с миром и самими собой, стремятся к духовному очищению и развитию. Религия часто играет здесь важную роль. Искусство часто обращается к знаменитому сюжету - искушению святого Антония. Уйдя от людей и живя в пустыне, он постоянно испытывал соблазны, но смог успешно их побороть. Для этого понадобились железная воля, высокий уровень духовной культуры, выдержка, а, главное - вера, не только смиренная вера в Бога, но и в величие собственной души. Все эти качества присущи выдающейся личности. Выходит, в какой-то степени он стал даже выше, чем человек, и при этом настоящим человеком. Тем не менее, его пример снова доказывает связь человека и общества, ведь культура и цивилизация, в которой он был взращён, были созданы человечеством. Значит, и его связь с человечеством не была оборвана или потеряна до конца: в каком-то смысле он продолжал пребывать в обществе.

Итак, мы можем сделать вывод о том, что человек действительно может называться человеком только в обществе. Но и это неоднозначно, потому как влияние общества может оказаться разным.

Автор своим высказыванием затрагивает проблему роли социума в жизни людей. Он утверждает, что человек может существовать только в социуме, он создан в социума, он не будет считаться человеком, если его жизнедеятельность будет вне социума; нахождение в социуме - вот главная сущность человека.

Начнем с определения общества и человека. Общество - это формы организации и способы организации совместной деятельности людей. То есть то место, где взаимодействуют люди; место, которое невозможно без наличия людей в нем.

Человек как термин, в обществознании употребляется как биосоциальное существо, представляющее высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Мы видим, что даже в определении из учебника, человек это социальное существо, то есть существо, живущее в обществе.

Я считаю, мы должны согласиться с высказыванием автора.

В качестве аргументов, подтверждающих нашу позицию можно привести социальные институты. Человек не может удовлетворить определенные потребности в одиночку. Ему для этого необходимо объединяться с другими людьми. К таким потребностям можно отнести воспроизводство рода, безопасность, средства существования, образование.

Ведь если бы не было образования, то человек, не смог бы пройти социализацию, и не был бы приспособлен к жизни. Возьмите примеры детей-маугли. Единицы из брошенных детей вне общества смогли выжить. Да и то, они были приспособлены только к жизни среди животных, ничем не напоминая человека.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, человек способен быть человеком только в свойственной ему среде, то есть в обществе.

Описание темы: Школьное сочинение на тему: О роли человека в обществе.

"Роль человека в обществе".

Современные люди живут в обществе, в связи с чем они так или иначе вынуждены принимать участие в каких-то полезных для всего общества делах. Наверное, не один цивилизованный человек не может жить без общества, ведь так приобретается жилье, еда и удовлетворяются различные моральные потребности. Но если человек не может без общества, может ли общество обойтись без человека?

Наверное, каждый понимает, что нет такого человека, без которого разрушилось бы общество. Но и наоборот. Я считаю, что нет ненужного человека, ведь у каждого своя роль и каждый чем-то полезен для других. Как же определяется, какую роль будет играть конкретный человек? Зависит ли это от того, будет ли он простым трудягой, грамотным специалистом или же богатым инвестором, а может, и вовсе политиком?

Я думаю, что каждый человек сам выбирает то, какую роль он будет играть в обществе. Если он настойчив и идет к своей поставленной цели, несмотря ни на что, он, скорее всего, ее добьется. Главное - не сдаваться, после «падений» это, наверное, самый ключевой фактор. Конечно же, существуют различные непредвиденные ситуации, когда все будет идти совсем не так, как было задумано, а может быть, и кардинально наоборот. Однако же, я сомневаюсь, что если бы Путин не захотел бы стать президентом, он бы им стал, а также, если бы Менделеев не работал так усердно, изучая химические элементы, ему бы приснилась его знаменитая таблица.

Также стоит отметить и то, что роли у людей должны быть разные, и не могут все одновременно стать начальниками, ведь если допустить такое, получится, что гораздо престижнее быть просто хорошим работником и чтобы начальство само за тебя боролось, как за приз на аукционе.


(Картина Казимира Малевича "Отдых. Общество в цилиндрах" 1908 г.)

Вывод лично для себя я сделал следующий: человек получает роль в обществе по мере его незаменимости. Но чтобы стать по-настоящему незаменимым, нужно провести огромнейшую работу и именно в той области, которая в данное время наиболее востребована. Однако и вместе с вышесказанным, стоит учитывать, что настоящий мир весьма непостоянен и то, что очень востребовано сегодня, завтра может оказаться никому ненужным и наоборот. Следовательно, цель нужно иметь и идти к ней, но также обязательно быть разносторонне развитым и быть готовым к неожиданным изменениям.


"Человек создан, чтобы жить в обществе". Это высказывание французского философа Дени Дидро. Дидро поднимает очень актуальную проблему, проблема жизни человека в социуме. Автор утверждает, что человек рождается, а затем развивается в обществе, то есть общество- это неотъемлемая часть жизни человека. Человек развивается в обществе и образует его тоже общество, вне общества, в изоляции, жить невозможно.

Человек- это высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек по сути своей есть существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Общество-это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. К функциям общества относятся: производство материальных благ, духовное производство, перераспределение продуктов деятельности. Общество образует общественные отношения.

Общественные отношения- это многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Приведу пример вопиющего случая, когда человек живет вне цивилизации и не воспитывается в обществе- это дети-Маугли, по другому, феральные люди. Синдром Маугли охватил многие страны, не исключением стала и Россия.В 2008 году в Волгограде был найден мальчик лет шести. Он не мог говорить, а вместо этого щебетал. Делал он это из-за того, что был воспитан попугаями. Естественно, когда его нашли и хотели приспособить к жизни в обществе, этого не получилось, он до сих пор находится в центре реабилитации.

В произведении Гончарова "Обломов", главный герой, Обломов, все время проводил дома, никуда не выходя. Поэтому, по прочтению данного произведения, можно придти к выводу, что он духовно пуст, у него есть только биологические потребности, а в социальных он не нуждается, как он думает сам.

Из всего сказанного могу сделать вывод, что человек не может жить вне общество. Человек развивается и образуется в обществе, иначе у него просто происходит гибель души, а в некоторых случаях, он даже может потерять человеческие повадки.

Обновлено: 2018-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме



Загрузка...