Психология развития и возрастная психология. Абрамова г. и введение в практическую психологию
© Г. С. Абрамова, 2018
© Издательство «Прометей», 2018
Посвящаю с любовью и благодарностью светлой памяти моих родителей – Абрамовой Нины Михайловны и Абрамова Сергея Владимировича
Так получилось, что книга, написанная мною для самой себя, стала учебником. С того дня, когда я писала её первые страницы, прошло много времени. Сегодня это время измеряется уже годами. Изменилось всё – страна, в которой я живу, моё семейное положение, мой возраст и даже способ, каким я пишу эти строчки. Неизменными для меня осталась только любовь к людям и желание делиться увиденным и пережитым. Психология развития и возрастная психология – очень живые области знания, они ежедневно пополняются новыми данными о жизни людей в разных культурах. Рождаются и умирают теории и гипотезы, но остаётся жажда людей к познанию собственного назначения, механизмов и закономерностей собственного развития. Эта жажда создаёт разные виды знания, одно из них – научное. Читатель составит о нём своё мнение и по моей работе, а мне остаётся надеяться на возможность обратной связи.
Дания: весна – лето 2008, весна – лето 2017
Предисловие
Интерес человека к самому себе естественен и обоснован. Интерес к другим людям часто имеет совсем другие причины, и разнообразие их столь же велико, как и разнообразие человеческих судеб. Наука пытается анализировать жизнь людей, организуя непосредственный живой интерес людей друг к другу с помощью теорий, категорий, понятий и других средств и способов мышления, которыми обладают люди науки. Результаты их работы позволяют увидеть в едином потоке человеческих жизней те уникальные, воспроизводящие жизнь человека как человека факты, законы и закономерности, увидеть и понять, что каждый человек воспроизводит в своей судьбе человеческое и создает своей жизнью свое, расширяющее, уточняющее, дополняющее представление, знание о том, что есть человек.
Жизнь устроена так, что рано или поздно любой из нас сталкивается с жизненной ситуацией, которая заставляет обсуждать, ставить, формулировать вопросы: «Что со мной происходит? Почему это со мной происходит?». Так человек встречается с необходимостью нового знания о самом себе. Здесь и приходит на помощь наука, предлагающая обобщенное знание, в котором можно (думаю, что нужно) найти ответ на вопросы о том, что происходит со мной.
Ответы могут быть самые разные, но все они будут отнесены к тому периоду жизни, который человек переживает, а периоды бывают разные: критические, сензитивные, стабильные. Каждый период имеет свое происхождение и, в известном смысле, может быть предсказан даже самим человеком, если он умеет (научился, захотел научиться) анализировать свою жизнь.
Такую возможность анализа своей и чужой жизни дает психология развития и возрастная психология, одна из самых сложных и интересных отраслей современной психологии. Без знания о периодах жизни человека нельзя работать учителю в школе, воспитателю в детском саду, врачу в больнице, адвокату в суде, психотерапевту в клинике. Без этого знания трудно быть мамой, папой, дедушкой, бабушкой и… даже ребенком (особенно взрослым ребенком).
Слушатели и студенты, которым я читала курсы по психологии развития и возрастной психологии, спецкурсы по конкретным проблемам, всегда с интересом относились к фактическому материалу и с большим трудом воспринимали теорию психологии. Однако, проходили годы, и, встречаясь с повзрослевшими студентами – уже учителями, психологами, мамами и папами, слышала от них слова о том, что важно «какое-то общее знание о жизни».
Наверное, похожего знания когда-то я искала сама. Для меня это стало своего рода читательским заданием. Его я и попробовала выполнить в этой книге.
Я бесконечно благодарна всем читателям моих книг, кто нашел в себе силы и время на то, чтобы поговорить со мной о них.
Еще раз выражаю свою бесконечную любовь моей семье за помощь и поддержку в работе.
Беларусь, январь 1999 г. Дания, май 2017 г.
Что такое психология развития и возрастная психология?
Учёный обладает готовыми понятиями и будет пытаться объяснить «факты» при помощи этих понятий, таким образом, он будет подходить предвзято, будет глядеть сквозь определённые очки и, как знать, будут ли эти очки пояснять или искажать картину?
Мать близко знает своего ребёнка, однако по большей части это знание на данный момент. Если психология вооружит её определёнными точками зрения, которые сделают ясными основные черты развития, она лучше сумеет следить за своим ребёнком.
– Психологов развелось, а толку от них – никакого.
(Из разговора).
Ключевые слова: наука, предмет науки, закономерность, «Я» исследователя, психическая реальность, возраст, картина мира.
В результате изучения данной главы студенты должны:
знать особенности научного знания;
уметь различать бытовое и научное знание;
владеть понятием психическая реальность.
Я могла бы продолжить эпиграф цитатами из других авторов, но позволю привести себе только один – тот, который чаще всего встречается в разговоре со взрослыми о детях. Это вопрос – риторический, эмоционально насыщенный, чаще тревожный, чем оптимистичный – Что с ним дальше будет?
Возрастная психология – это наука. Серьезная, академическая наука, состоящая из нескольких разделов – отраслей, каждый из которых изучает какой-либо возраст – от младенческого до старческого (детская психология, психология дошкольника, геронтопсихология (это о стариках).
Как всякая наука, она обсуждает вопрос о своем предмете, методах, методиках, критериях истины, спорит о наличии этой истины в той или иной теории. Как всякая наука, она стремится описать свой предмет в специальных терминах – научных понятиях, отделить его от предметов других наук, даже родственных, например, от общей психологии, психофизиологии, тоже изучающих возраста: те большие биологические часы, которые начинают свой ход с момента зарождения человека. Всем известно направление движения этих часов – от рождения к смерти. Ход их неумолим, он определен самой природой, и, очевидно, что каждый человек подчиняется этому ходу. Но это скорее лирическое отступление, чем описание предмета возрастной психологии.
Возрастная психология пытается изучить закономерности психического развития человека, нормального человека. Таким образом, она ставит важнейшие вопросы о существовании самих закономерностей, о степени их всеобщности, то есть обязательности для всех. В то же время появляется вопрос (и весьма конкретный) о том, что такое психическое развитие и кто его может определить, Кроме того, встает вечный философский вопрос о том, какого человека считать нормально развивающимся.
Если вы отнесете эти вопросы к себе в таком, например, виде, то почувствуете, насколько они могут быть важными для вашей судьбы:
– Нормальный ли я человек?
– Развитый ли я человек?
– Соответствует ли мое развитие моему возрасту?
– Что изменится (и изменится ли вообще) в моем внутреннем мире с возрастом?
– Смогу ли я сам изменить себя?
Эти же вопросы можно задать в отношении любого человека. Точность ответа на них может существенно повлиять на судьбу человека – на его собственные решения и решения других людей, от которых могут зависеть его важные личные события.
АБРАМОВА Г. И.
А 16 Введение в практическую психологию. - М" Междуна-
родная педагогическая академия, 1994.-237с. ISBN
Наука о человеке - психология - позволяет видеть в бес-
конечном разнообразии людских судеб гармонию и целесо-
образность- Овладеть научной позицией в изучении челове-
ка - значит не только научиться фиксировать факты его
жизни, но и видеть перспективу его изменения. Этим целям
служит данное учебное пособие.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Г. С. АБРАМОВА
ВВЕДЕНИЕ
в практическую психологию
Издание второе,
исправленное и дополненное
МОСКВА -1994
Практическая психология ^J^^-^
в н^ей жи. ни. Интеле ^"Р^^ областями знания^
Гс^^еГ^иеТиТ^Но ^^Г^
удовлетворить до конца, ^^ечное разнообразие впе^а^
Работа с людьми дает бескон^ ^^атизировать, обоб-
лений о них, которое ^^^этим разнообразием е
щить, осмыслить, чтобы во^^ человеческой жизни, 1а
Опустить и закономерное и в^"^° о человеке - психоло-
^о позицию позволяет занять на>ка о ^^^ науки-она
^ При всей ее ^^^^детьв бесконечном разнооб-
обостряет зрение, "^^^^ и целесообразность.
пазии человеческих судеб "Р""""^цении человека-значит
^ Овладеть научной позиции в ^У^^ ^^ни, но и ви-
не "ольк^о научится фикси^ь Ф^^^ ^"^нный в этом
де^ перспективу ^^^^ателей к этому, мы будем
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
1. Понятие о психологической информации и способах
ее получения.
Что такое информация о человеке? Это могут быть кон-
кретные знания о конкретном человеке, это могут быть и
знания о его близких, о социальной и экономической обста-
новке его окружающей, это могут быть знания, характери-
зующие его как биологическое существо и т. п. Все эти зна-
ния позволяют судить о поле, возрасте, способах мышления
человека, его чувствах и желаниях, о его возможностях дей-
ствовать в окружающем мире. О человеке говорят и предме-
ты, созданные и используемые им.
Есть очень интересная точка зрения на происхождение
человеческой истории, высказанная академиком Поршне-
вым Б. Ф. Она основана на понимании материальных потреб-
ностей человека, его нужды в конкретных предметах или
свойствах этих предметов: остром ноже, длинном копье, ем-
ком сосуде и т. п. Поршнев Б. Ф- утверждает и убедительно
доказывает, что норма поведения каждого человека в перво-
бытном обществе состояла в том, "то он раздаривал резуль-
таты своего труда. Другими словами, производя больше, чем
было нужно для восстановления сил, затраченных на произ-
водство, человек стремился угостить и одарить других. Как
отмечал Б. Ф. Поршнев, <на заре истории лишь препоны ро-
дового, племенного, этнокультурного характера останавлива-
ли в локальных рамках <расточительство> и тем самым не
допускали разорения данной первобытной общины или груп-
пы людей>."
<Отдать>-это норма отношений в первобытном общест-
ве, это форма воздействия на другого человека с помощью
добытого из природной среды продукта, средства обеспече-
ния жизненных благ.
") Б. Ф. Поршнев <О начале человеческой истории>, М" 1974, с. 405.
до возьми его себе.
А может быть, такой.
Возьми орех. ^ возьми мой банан-
Беру. Хороший орех. А ть ^о функцию,
^ес" предметы выполняют ^^ощыонзвсстныхим
^0 гопали в поле ^"Р^^е может быть пер. да-о ^
^^^^^^^^- ^^^^-^
^^ошение заиптересоваиности ^^^ взаим. ои при-
Чечовек может сам "Р^"^^е^в качествах предме-
Э::^" закон ра^-
^^ции одного человека. ^^^,^"
Как писал Б. Ф.Поршнев,^^^^^^ ^рной
^п^ть действия, не диктуемые его^ ,"а…счие 1^очзво-
^ой Человек стал "РИ^^Р^^ ,ооое вк…ю. aлo в
^х им предметов, н^^^вало ^ с.^.^- и-
себячеловеческиеотношения^р^ J^^^ ^,^ого
Чтобы был установлен "Р^^^^ое им, общество со-
чел^века отдавать и А^^^цин пределов дарения.
здало специальные иоР^^^^ь множество человеческих
э^о привело к тому, ^ ^J^a по разным, даже слу-
общностей, обособленных дру
чайным признакам. Общие нормы регуляции процесса отда-
вания произведенных благ объединяли их и одновременно ог-
раничивали от других общностей. Эти общие нормы и фикси-
ровались в едином для общности людей языке, который вы-
полнял главную функцию-воздействие на другого челове-
Недаро", многие лингвисты предполагают, что глаголы
более древ1;пе чем существительные, при этом глаголы были
сначала 1ю;л"д."1тольными, повелительными, воздействующими
непоср^^с. г^по на действие человека. Повелительную функ-
цию г. ыполияет глагол во всех временах: начали! начинайте!
начин;1ть! начнем! от глагольным существительным-нача-
Из ^.".-к^кенной выше гипотезы академика Б. Ф. Поршне-
ва, МО/к":!) выделить следующие особенности информации о
че"1.!."::;i i.(/:,uina другими людьми и передана человеку
через;:;).. ".т iiJH слово; цель передачи этой инфчрм. чцпи-
вс^з.^спчвис. и…". c"."eiiHe действий человека; эта информация
объедп ^с) че-ювека с одними людьми и одновременно разъ-
единяет с другими.
HiaK. в;i-l\i: c,",^lice свойство информации о индивидуаль-
ности!;(\"i)^"Ka - она создана другими, передается ему и
после \CG:;c: n,i становится основой саморегуляции.
0д1;<"ко, психологическая информация принимается чело-
веком от других людей через воздействие их на него. Это воз-
действие имеет разную силу: от минимальной-только слег-
ка меняющей рисунок действий, до максимальной-разру-
шающей необратимо действия человека.
Видимо, в процессе истории человеческого общества для
регуляции гилы воздействия людей друг на друга появились
специальные, м. хагизмы. Л1ожно согласиться, что Б. Ф. Пор-
шневым, что важнейшим приобретением человечества стало
молчание I^IK реакция на воздействие или бездействие. Мол-
чание, бгу1я"1ствне Б. Ф. Поршнев справедливо называет <во-
ротами к мышлению>, ато первый шаг в становлении внут-
реннего MH"L)a человека.
Защитные механизмы личности, которые сегодня подроб-
но описаны психологами, тоже можно рассматривать как
барьеры на пути воздействия одного человека на другого.
Проекция, регрессия, вытеснение, замещающая деятельность,
сублимация и другие защитные механизмы личности выпол-
няют роль фильтров в получении информации о себе от дру-
гого человека. В этом проявляется диалектический закон
единства и борьбы противоположностей: есть воздействие че-
вас человека чеЛове-
ловеКа на ^^^^^м ^^нейшее, -
ку возникшее и су^ ^озможностьопис^^_онади-
^" Таким обР"^^сихологическоя ^Ф^^ует соотне-
наш взгляд, ^^ статистический ^^^б/дут^. ^-
намична, ^^^^^ контекстом-^^о^" характеризуя
сения с более ш^^ ^формации. Н^^^ент временной
стоящим сооб^ Обязательно ввоД^^ ^^^ он пре^
какого-то ^^^о? всегда ли ">^^,о с ним буде^
отнесенности^^ ^^^ он был раньше, ^кая
ставляется сегодни содержательно "^^о быть,
Учебник для высшей школы
Г.С.Абрамова практическая психология
издательство
«Академический Проект»
УДК 159.9 ББК 88 А 16
Абрамова Г.С.
А 16 Практическая психология Учебник для студентов вузов - Изд 6-е., перераб. и доп. - М: Академический Проект, 2001. - 480 с. - («Gaudeamus»)
ISBN 5-8291-0124-6
Учебник освещает вопросы профессиональной этики и практической психологии, психодиагностики, психологической коррекции и психотерапии Автор на многочисленных примерах раскрывает проблемы психологического консультирования, взаимодействия психолога с представителями смежных профессий (педагогами, врачами, юристами социальными работниками)
В «Практикуме по психологическому консультированию» дополняющем учебник, даны практические задания на освоение техники психологического консультирования
Издание предназначено для студентов, изучающих психологию, а также для всех специалистов, работающих с людьми
УДК 159.9 ББК 88
© Абрамова ГС 2001 © Академический Проект, оригинал макет оформление 2001
Глава 1. О «вечных» проблемах работы в науке и практике
Зри в корень
К Прутков
Сначала думай, а потом делай
(Из поучительного разговора)
§ 1.Психологические проблемы
методологического обоснования в психологии как науке _____________
Возможно, идеалом современного знания должен стать новый синкретизм. Именно новый, то есть не только вспомненный, но и построенный заново
В П Зинченко, Б Б Моргунов
Хотелось бы усилить свой эпиграф повторением слова «возможно», поставив после него знак вопроса как риторический. Другими словами, заведомо оставив его без ответа, т. к. не только не знаю однозначного, но и потому, что происходящее сегодня в отечественной науке далеко небезразлично и требует уточнения и обозначения собственной позиции по заявленной в названии теме.
Прежде всего, хотелось бы уточнить, что в психологии как и в любой науке работают не только ученые. Б. Рассел говорил об этом так. «Человек науки (я не имею в виду каждого, так как многие люди науки не являются учеными, - я говорю о человеке науки, каким он должен быть) - это человек внимательный, осторожный, последовательный, он опирается только на опыт в своих выводах и не готов к всеохватывающим обобщениям, он не примет теорию лишь потому, что она изящна, симметрична и обладает синтетическим характером; он исследует ее в деталях и в приложениях».
Б. Рассел, описывая понятие «наука», естественно не преминул упомянуть о том, что наука - это прежде всего знание особого рода, которое стремится найти общие законы, связывающие множество отдельных фактов. Наука равноправна с искусством как поиск истины, она же обладает практическим значением, которого нет у искусства. В силу этого возникает особая форма, я бы сказала, беззащитности научного знания, т. к. не наука решает как будут использованы ее плоды. Она сама по себе не обеспечивает людей этикой, а только показывает путь достижения цели или невозможность движения по какому-то пути, к какой-то цели. Но выбор между целями, желаемыми для достижения, определяется не только научными соображениями - это путь, на котором наука встречается с жизнью в виде этики.
По-моему, сегодня эта встреча для большинства людей, работающих в психологии как в науке, произошла (или происходит) с предельной определенностью, с требованием уточнения и обозначения (в который раз в истории психологии!) ее предмета, методов, основных принципов строения научного знания, т. е. всех тех образующих науки, которые определяют ее существование, как особой деятельности, предполагающей поиск истины (хотелось бы выделить это слово).
Обозначить свое отношение к этому понятию - истина - для психолога всегда очень трудно, т. к. то знание, которое он получает и доказывает на истинность не всегда строго верифицируемо, измеряемо, соизмеримо на соответствие уже известным закономерным фактам. Да и само понятие «факт» для психолога остается величиной, которую нельзя измерить формально чисто логическим путем, уже хотя бы потому, что психическое является продуктом культуры. Культура, как писали В.П. Зинченко и Б.Б. Моргунов равно
как и творчество, принципиально синкретичны, это только цивилизации дистинкта.
На мой взгляд, это приводит к тому, что психолог - как человек науки - теряет чувство реальности своего предмета, отождествляя его с данными своих измерительных процедур и верификаций в виде научных текстов.
Добиваясь строгости и чистоты доказательств человек науки осуществляет требуемый от него методологический ригоризм. Таким образом, мне кажется, создаются условия для движения по пути построения искусственного (фантомного) предмета научного исследования, т. к. реальными, интимными, подлинными объявляются только те объекты (факты), которые соотносимы Друг с другом формально логически.
Чтобы не пойти по этому пути, человек науки стремится всеми доступными ему способами удержать реальность своего предмета исследования, т. е. предмет своей науки. Для психолога это особенно трудно, т. к. требует решения вопроса о месте своего предмета науки среди других наук. Место, как известно, понятие весьма относительное и возможность его определения всегда связана с тем, что большие объекты земной поверхности и «большие объекты» мышления, в основном, неподвижны. Если неподвижностью больших объектов земной поверхности как со счастливым обстоятельством можно согласиться без сопротивления, то неподвижность «больших объектов» мышления требует не только доказательств, но и усилий по их принятию. Для меня самым «большим объектом» мышления человека науки является его методология, позволяющая определить его собственное «место» в науке. Чаще всего этот «объект» и его величина дают о себе знать в оценке других, уже существующих, уже обозначенных мест - позиций, теорий, фактов, гипотез, это выглядит, например, так:
«С философской, методологической точки зрения фрейдизм является биологизаторской концепцией личности, одной из разновидностей биологизаторского редукцио-низма, рассматривающего врожденные инстинкты и влечения в качестве главных детерминант психики, признающего ведущую роль бессознательного в поведении человека. Фрейдизм принижает роль социальных, -культурно-исторических факторов в развитии личное- и
ти, в детерминации психических процессов и поведения в целом».
Естественно, такая точка зрения имеет право на существование, формулируя ее автор цитаты определяет свое отношение к тому месту в науке, которое занимает классический психоанализ и психодинамическая теория, через систему собственных оценок теперь значительно точнее видится собственный же путь движения к истине, к реальному объекту изучения - психическому. -Продолжу цитировать эту же статью:
«Можно, следовательно, говорить о "качестве" детерминизма, но сам принцип детерминизма, т. е. применение к психике философских законов о всеобщей обусловленности психических явлений реалиями объективного материального мира и распространения на психику причинно-следственных закономерностей, является важнейшим критерием естественнонаучной парадигмы в психологии».
Понятие детерминизма как способа мышления о психологическом имеет и другой вид, другое место в обосновании и понимании реальности психического. Использую прием цитирования еще раз. Характеризуя эволюцию взглядов С.Л. Рубинштейна, В.П. Зинчен-ко и Б.Б. Моргунов пишут: «Здесь психическое (для С.Л. Рубинштейна-АГ.) выступает не только как процесс, но и как акт, энергия, причина, субстанция. В этом ряду недостает лишь понятия эктелехия в аристотелевском смысле этого слова, т. е. как внутреннее самосознание. В свете приведенных размышлений С.Л. Рубинштейна теряют смысл представления о тождестве или о принципиально общем строении внешней и внутренней деятельности».
Я не собираюсь давать оценку приведенным суждениям. Они важны как материал для рассуждения о том, что в попытках методологического обоснования путей поиска истины психолог имеет дело со многими переменными, которые объединены своим происхождением - они имеют психологическую природу. И также реальны как само психическое. Достаточно сравнить хотя бы суждение о состоянии методологических идей в современной отечественной психологии:
«...философские методологические проблемы психологии все меньше интересуют научную общественность»;
В «ветки прШима» раЯиы в пади » дратике
я «В последние годы появилось много ярких и плодотворных работ психологов разных поколений, и за каждым направлением можно обнаружить (правда, чаще имплицитно, чем явно) опору нате или иные представления, образ, модель человека».
Это два суждения людей науки о ней самой, за ними, суждениями, - те переживания, которые связаны с ощущением своего места в ней, в науке о психическом, о его реальности. Той реальности, которая объединяет (или разделяет) людей науки как в конкретное социальное время, так и во времени историческом (можно ведь не соглашаться с человеком, который жил и 1000 лет назад).
Определение для себя - человека науки - реальности ее предмета для психолога непростое дело. Анализ понятия «реальность» как способа мышления о данном, о том, что требует усилий познания, показывает, что, обсуждая вопрос о содержании понятия «реальность», мы имеем в виду процедуру приписывания данности некоторым, но не всем, сущностям, составляющим мир.
Эту процедуру приписывания осуществляет сам человек науки, как говорил Б. Рассел, скорее чувствуя, чем осознавая, все обстоятельства этого приписывания. А обстоятельства, по его мнению, таковы: «Вещь реальна, если она продолжает существовать в то время, когда мы ее не воспринимаем; кроме того, вещь реальна, когда она соотносится с другими вещами так, как мы склонны ожидать в соответствии с нашим опытом». Самим вещам их реальность для нас не является необходимой и, по сути дела, может быть целый мир, в котором ничто не будет реально в указанном выше смысле, но это вовсе не значит, что они не существуют. И, таким образом, в понятие реальности с необходимостью начинает присутствовать ожидание о связи объектов, которое основывается на опыте, т. е. ожидание их нормального поведения, связи с другими объектами и вещами. Если этого нет, то эти связи называются уже «иллюзиями».
Для меня очень важно, что в понятии реальности психического как предмета науки потенциально скрыто это ожидание его нормальности, основанное на опыте человека и человечества. Тут и напрашивается вопрос о том, обладает ли человек науки - психологии как
науки - достаточным опытом, чтобы быть готовым ко встрече со всеми свойствами психического как реального? Сумеет ли он увидеть и исследовать то, что составляет предмет его науки, если его (предмета) реальность порождается им самим? С позиции этого вопроса я бы не торопилась оценивать фрейдизм как биологиза-торскую концепцию, да и вообще раздавать какие-либо оценки только потому, что представленная кем-то реальность не совпадает с нашей (моей) собственной.
По-моему, я пытаюсь описать необходимость методологической паузы для современной психологии, во время которой есть смысл обратиться к самим себе - людям науки - для прояснения своей собственной реальности для самих себя. Зачем? Я очень хорошо помню как возникали и исчезали темы научных исследований под влиянием конкретных людей, возглавлявших научные учреждения или посещавших нашу страну. Было что-то жалкое в этой быстрой смене привязанностей и переоценке научных ценностей (мне кажется, что она всего одна - истина). Сегодня поток психологической информации разнообразен и весьма неоднороден, он манит могуществом психотехнических приемов, методик, обещанием успеха, славы, магии власти над другим человеком через разные способы воздействия на него.
«Пауза» нужна, по-моему, для обнаружения в самой науке - в мышлении ее людей - тех превращенных форм мышления о реальности, которая и становится реальностью предмета науки. Я думаю, что эта «пауза» уже проявляется в запросе практикующих психологов на философское знание; в запросе современной медицины на психологическое знание; в осознании через социальные технологии роли концепции жизни, которую несет в себе человек, реализующий эти технологии, и во множестве бытовых фактов и наблюдений, в которых конкретизируются экзистенциальные поиски наших современников, в первую очередь, поиски оснований для осуществления процесса идентификации.
Мне кажется, что этот процесс поиска идентичности для человека науки и есть процесс построения ими методологического обоснования, который, как и идентичность, является процессом и результатом в каждый конкретный момент времени. Воплощаясь в пережи-
шяшш шШма» раины a «aim « ^ пш
ваниях своей принадлежности к реальности поиска истины человек науки ощущает результат своего поиска в виде нового качества собственного знания, доступного ему в конкретный момент времени. Это качество, приобретая вид научного прибора, методики, текста, становится отчужденным, превращаясь в вещные качества реальности самой науки.
Научное, отчужденное в разной форме, знание изменяет процесс идентификации человека науки, который получил это знание. Оно начинает определять саму возможность восприятия науки как реальности, существующей и в других формах. В этом смысле возникает психологическая и онтологическая проблема сопоставления разных видов отчужденного научного знания. Так, мы знаем о 3. Фрейде из его текстов или текстов о нем, но это - превращенные формы его реального знания психической жизни больных людей. Как он воспринимал реальность науки, своей жизни как человека? Какова реальная реальность его собственной жизни? Вряд ли мы можем восстановить это из его текстов.
Вот и получается, что вопрос о критерии истины в психологии связан с существованием в психическом каждого человека науки таких превращенных форм его же собственного сознания, которые могут быть не даны в самонаблюдении, но будут действовать и определять сознание, поведение и даже качества личности. Эта проблема обсуждается в работах многих философов, я сошлюсь только на М.К. Мамардашвили.
Сегодня феномен психической смерти достаточно хорошо описан и, если он присутствует в сознании человека науки, то... Хотелось бы написать "бедная психология", но я выдержу стиль и прибегну к ссылке на С. Франка, в которой, по-моему, описаны даже действия по построению психической реальности как предмета науки; места психической смерти там нет:
«Пережить», «прочувствовать» что-либо - значит знать объект изнутри в силу своей объединенности с ним в общей жизни; это значит внутренне пребывать в том надиндивидуальном единстве бытия, которое объединяет «меня» с «объектом»; изживать само объективное бытие.
Понятие этого живого знания как знания жизни, как транс-субъективного исконно-познавательного, надыиндивидуального переживания столь же важно в гносеологии, как и в психологии. При свете этого понятия мнение об исключительной субъективности и замкнутости душевной жизни обнаруживается как слепой предрассудок».
Мне очень радостно было читать эти слова: «живое знание», «живая жизнь»... Они словно еще раз возвращают в психическую реальность ее главное качество, а, следовательно, и все, что с ним связано - боль, смерть, страдание, горе, восторг, здоровье, силу и многое из того, что перечеркивалось сразу, как только заходил разговор о методологических основаниях науки. Само мышление о человеке требует и правил и свободы, верифицируемое™ и недосказанности одновременно. Так хочется, чтобы это было в форме осознанного иденти-фицирования человека, науки с идеалами культуры. Так хочется, чтобы психология - наука - не стала немым орудием в руках манипуляторов индивидуальным и общественным сознанием, ведь пишет же коллега в научном журнале, обращаясь ко всем нам: «Психология вполне повзрослела... Настала пора проявить личность, а значит, выбрать и осознать общие смыслы и ориентиры движения, понять и честно (подчеркнуто мной -А.Г.) признать, какому образу человека мы собираемся служить, соответствовать нашей профессиональной деятельностью». Я бы добавила, какому Я в собственном Я мы собираемся служить и уже служим.
О BBBiiMUJiitMHa» работ i щи » цшт
Литература
1. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. №5.
2. Зияченко В.П., Моргунов Б.Б. Человек развивающийся" очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994.
3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.
4. Образование и наука на рубеже 21 века: проблемы и перспективы. - Мн., 1997.
5. Рассел Б. Словарь разума, материи, морали. - Киев: Port-Royal, 1996.
6. франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. - СПб.: Наука, 1993
7 франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс,
8. Хамская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии. - 1997. № 3.
В учебнике раскрываются основные понятия и категории, анализируются актуальные вопросы возрастной психологии и научные исследования, связанные с ними. Содержатся факты, закономерности и теории психического развития современного человека. Подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывает все основные темы курса?Возрастная психология?, преподаваемого в вузах. Для студентов высших учебных заведений, изучающих психологию как специальный предмет, специалистов и читателей, занимающихся вопросами возрастной психологии.
Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;
Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;
Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;
Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».
На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.
Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.
Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:
- Безналичный способ:
- Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
- Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения.
Просим корректно ввести данные во все поля.
Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта. - Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.