emou.ru

Зверинецкий монастырь

Уходит вглубь веков, и разногласия её исследователей оставляют широкое поле неопределенности. История Зверинецких пещер многослойна, и сами пещеры в разных участках вероятно относятся к разным эпохам.

Древнейшая датировка Зверинецких пещер относит их ко временам Крещения Руси , более чем на пять десятилетий ранее возвращения в Киев преподобного Антония Киево-Печерского . По преданию, первый митрополит Киевский святитель Михаил основал в городе Выдубицкий храм во имя архангела Михаила при котором скоро вырос монастырь. Например, одно из летописных свидетельств говорит, что в году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь святого Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи ». Так-как древнейшие киевские монастыри все были подземными и только впоследствии, с увеличением числа насельников, «выходили из-под земли», а также ввиду географической близости, можно считать что Зверинецкий пещерный монастырь и был обителью при Выдубицкой церкви.

Синодик монастыря называет его первым игуменом Леонтия, которого предположительно отождествляют со святителем Леонтием Ростовским . В тесных и холодных келлиях Зверинецкого монастыря подвизались монахи вплоть до очередного нашествия татар или половцев , когда братия и все укрывшиеся в пещерах оказались погребены заживо. Это заключение было сделано исседователями на основе расположения неправильно лежащих тел в монастыре, которых нашлось 35. Заживо погребенные погибали и от голода, и от жажды, и от недостатка воздуха медленной мучительной смертью. Таким образом монастырь просуществовал лишь немногим более одного века.

В году Зверинецкий скит был разрушен и пещеры стали нещадно разворовываться их новыми посетителями. Однако, несмотря на «безбожные пятилетки», боевые действия во время Великой Отечественной войны и жилую застройку новейшего периода, которая вплотную приблизились к древнему памятнику, Зверинецкие пещеры вместе с мощами их обитателей сохранились.

Второе возрождение

В году пещеры отошли в ведение отдела «Киев подземный» Музея истории Киева. В – годах пещеры готовили к открытию. В году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти исследования отнесли захоронения приблизительно к -XII векам. Кроме того, было показано, что все люди, чьи мощи сохранились в Зверинецком пещерном монастыре, при жизни страдали заболеваниями, которые поражают организм в условиях высокой сырости и холода.

С году в новоустроенном пещерном храме во имя архангела Михаила начала совершаться Божественная литургия (по особому расписанию). Вновь сюда потянулись паломники, есть немало свидетельств об исцелениях и помощи после молитвы на Зверинецких мощах в наше время. Многие прихожане и паломники могут засвидетельствовать чудо, состоящее в том, что некоторые мощи издают приятное благоухание, а другие стали равномерно покрываться маслянистой жидкостью, пролежав до этого многие годы в совершенно сухом состоянии.

В 1990-х годах Зверинецкие пещеры возродились снова как скит Троицко-Ионинского монастыря . 9 июля года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви в Зверинецких пещерах был возрожден монастырь во имя Архангела Михаила.

Настоятели, наместники

Игумены

  • Архивно-следственное дело №3742 епископа Иоасафа (Жевахова Владимира Давыдовича) из архива УФСБ по Курской области.
  • Киевское слово № 508, 14 октября 1888.
  • Каманин, И. М., Зверинецкия пещеры в Киеве (их древность и святость) , Киев, Киево-Печерская Лавра, 1914.
  • Архангельский, Н. В.,Новооткрытыя Зверинецкия пещеры в Киеве (древняя обитель св. Михаила) , Киев, 1915.
  • Серапион, иером., Новооткрывающияся древния пещеры в Киеве, на Зверинце , Одесса, 1913.
  • Воронцова, Е. А., Становлення, розвиток та відтворення Звіринецького печерного комплексу (Дисертакія на здобуття наукового ступеня Кандидат історичних наук), Киев, 1996.
  • Эртель, А. Д., Древния пещеры на Звнринце в Киеве , Киев, 1913.
  • Толстой, История Русской церкви , Из-во Валаамского монастыря, 1991, 690.
  • Андроник (Трубачёв), игум., Святая Русь. Хронологический список канонизированых святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (ІХ - сер. ХІІІ в.) дополнение к книге Митрополита Макария (Булгакова) История Русской Церкви , М., 1995, т. 2, 650-651.
  • Минея , Месяц Иуний, Служба в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земли российстей просиявших. На литии молитва: Владыко многомилостиве... Московский Сретенский монастырь, из-во «Правило веры», 1996, 578.
  • Александров, И., "Частичный список погибшего духовенства г. Киева," Вісник прес-служби УПЦ , № 11, 58.
  • Использованные материалы

    • Страница официального сайта Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря:

    По оценке исследователя начала XX века, Ивана Михайловича Каманина.

    14 апреля 2009 года на заседании Священного Синода Украинской Православной
    Церкви установил местное празднование Собора преподобных и преподобномучеников
    Зверинецких в Неделю 5-ю Великого поста (Киев) (журнал №21).

    Протоиерей Александр Авдюгин : «Собор святых представляет
    собой святых, на одной территории живущих или объединенных одним подвигом.
    Каждый из этих святых имел свою тропинку к Богу, шел по одному ему известному
    пути. Это не значит, что другие пути не являются спасительными. Каждому Господь
    дает свою тропу – единственную.

    Соборы Церковь установила, чтобы показать: единство цели

    Господь дает в определенном месте и в определенное время свое
    благословение, чтобы явился сонм святых. Этим Господь показывает, что можно
    спасаться не только индивидуально, но и вместе, если люди объединены одной целью
    и находятся в одном месте»

    В Киеве в центре Ботанического сада расположен
    Свято-Троицкий Ионинский монастырь, основанный преподобным Ионой Киевским
    (в миру Иоанн Мирошниченко; † 1902 г.) в 1871 году. В 750 м на
    северо-запад от обители неподалеку от Ботанического сада, там, где во времена
    Киевской Руси были княжеские охотничьи угодья, находятся Зверинецкие пещеры.

    Как гласит предание, в память крещения Руси и низвержения языческого идола
    Перуна первым митрополитом Киевским Михаилом было основано два храма-монастыря,
    и оба были названы Михайловскими: Златоверхо-Михайловский и Выдубицкий. Летопись
    же сообщает, что в 1070 году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь
    св. Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи». Есть и другие указания на то,
    что возле Выдубицкого храма уже существовал монастырь во имя этого святого. Все
    древнейшие киевские монастыри были подземными, и только впоследствии, с
    увеличением числа насельников, они «выходили из-под земли». Исходя из этого и
    принимая во внимание географическое расположение описываемой местности, этот
    старый монастырь не мог быть расположен нигде, кроме обнаруженных Зверинецких
    пещер с сохранившимся в них пещерным монастырским храмом.

    Исследователь Зверинецких пещер Иван Каманин считает, что они возникли
    раньше, чем Печерские. Во времена Крещения Руси 988-989 годах, более чем на
    шесть десятилетий ранее возвращения, по велению Господа, со святой горы Афон
    инока Антония – основателя Киево-Печерской обители.

    Никогда ещё исследователи не обнаруживали подобных пещер в
    столь неповреждённом виде. В этих тесных, холодных келиях в посте и молитве
    уединялись зверинецкие монахи. Во время очередной монголо-татарской облавы они
    были погребены здесь заживо.

    Подземелье представляет собой треугольник, образованный путем позднего
    соединения некогда отдельных прямых коридоров, использовавшихся для погребения
    усопшей братии (в перпендикулярных ходам одноместных нишах-локулах или
    трехместных криптах). В центре одной из трех главных пещерных улиц расположен
    вход в маленький подземный храм (в отличие от коридоров, не укреплен камнем, не
    оштукатурен; престол не отделен от Горнего места; на стенке ниши с жертвенником
    сохранился уникальный синодик Зверинецких игуменов). Погребенные в пещере
    подвижники причислены к лику святых.

    Судя по синодику, устроителем монастыря со времени основания - в самом
    конце Х века - был некто Леонтий. Есть основания предполагать, что Леонтий,
    епископ Ростовский, имя которого встречается в летописи, и Леонтий, игумен
    Зверинецкий, - одно и то же лицо. Ростовская епархия была учреждена тотчас же по
    крещению Руси. В летописи имеются указания на то, что епископ Леонтий был
    киевлянином. В его житии указывается, что поставлен он был на епископскую
    кафедру из Киево-Печерского монастыря. Тут необходимо отметить некоторое
    несовпадение дат: во время поставления Леонтия на Ростовскую епископию
    Киево-Печерского монастыря еще не существовало.

    «Принимая во внимание время возникновения Зверинецкого
    монастыря святого Михаила и игуменства в нем Леонтия, судя по синодику, и имея в
    виду время епископства святого Леонтия в Ростове, мы позволяем себе утверждать,
    - говорит историк Зверинецких пещер И. М. Каманин, - что первый зверинецкий
    игумен, Леонтий, и святой мученик Леонтий-чудотворец, третий епископ Ростовский,
    - одно и то же лицо».

    После нашествия татаро-монгол в Киеве осталось не более двухсот дворов, что
    послужило перенесению митрополии во Владимир. Киев, как центр, потерял своё
    значение. Людям надо было заново отстраивать город, и о Зверинецких пещерах
    забыли до начала двадцатого века.

    Подземелье было обнаружено в 80-х гг. XIX в. и сразу же определено как
    остаток прежде неизвестной пещерной обители (внутри оказалось много монашеских
    могил, остатков четок, параманов, поясов, обуви).

    Принадлежность территории над подземельем военному ведомству не позволила
    тогда приступить к возрождению святыни. Впоследствии погребенные в пещере
    неоднократно являлись жительнице Зверинца Феодосии Матвенковой и просили пищи.

    Когда Матвенкова заказала в Ионинской обители панихиду по лежащим в пещере,
    явления прекратились, а духовник монастыря игумен Валентин твердо решил вернуть
    святыню верующим. Для преодоления ряда юридических препятствий он привлек к
    этому делу влиятельного в Киеве князя Владимира Жевахова, который приходился
    родственником святителю Иоасафу Белгородскому. Жевахов взял в 1911 г. участок с
    входом в пещеру в аренду и пригласил археологов, которые исследовали подземелье
    и благоустроили его для посещения.

    Игумен Валентин открыл здесь самостоятельный скит с
    наземным храмом Рождества Божией Матери с приделом святителя Иоасафа
    Белгородского (церковь стояла на плато над пещерой; освящена в 1914г.). Однако в
    1934г. скит упразднили, храм уничтожили. Пещеры разворовывались.

    После октябрьского переворота братьев Жеваховых, Владимира и Николая, приютил
    у себя настоятель скита Пречистыя под Киевом, известный подвижник благочестия -
    игумен Мануил. В скиту братья трудились наравне с другими послушниками. Это
    вызывало ропот, так как из-за присутствия Жеваховых монастырь могли в лучшем
    случае закрыть. Однако, несмотря на неоднократные облавы, братья остались
    неузнанными.

    Несмотря на преследования, Владимир Жевахов пытался помочь Зверинецкому
    скиту. Со временем, как только это стало возможным, его назначают попечителем
    Зверинецких пещер и старостой надпещерного храма. Все эти годы он добивался
    передачи земли над пещерами в частную собственность скита, но с приходом новой
    власти осуществить этот замысел было практически невозможно.

    После семи месяцев ареста, Владимир Жевахов в 1924 году подает прошение на
    имя патриарха Тихона об иноческом постриге. 11 декабря того же года, в 11-ю
    годовщину со дня освящения первого престола храме на Зверинецких пещерах он
    принял монашеское пострижение с наречением имени Иоасаф. В 1926 году он
    хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Курской епархии.

    Через два месяца после рукоположения епископ Иоасаф
    подвергается аресту и этапированию в Соловецкий лагерь особого назначения
    (СЛОН), разделив судьбу десятков тысяч верных чад Православной Церкви.

    В октябре 1929 года епископа Иоасафа (Жевахова) переводят в ссылку в
    Нарымский округ Восточно-Сибирского края. Освободившись в 1932 году из
    шестилетнего заключения, он ни на день не остается без послушания и принимает
    назначение на Пятигорскую кафедру. Уже через год следует новый арест и приговор
    тройки ОГПУ - десять лет ссылки в Севкрай.

    Здесь епископ Иоасаф знакомится со святителем-хирургом Лукой
    (Войно-Ясенецким). Архангельская ссылка надолго связала этих двух исповедников и
    подвижников благочестия узами глубокой христианской дружбы. Но сырой северный
    климат окончательно подорвал слабое здоровье измученного тюрьмами епископа
    Иоасафа, и в 1934 его, как инвалида, переводят под надзор в Московскую область.
    С июня 1934 года он принимает назначение на должность управляющего Могилевской
    епархии, и вновь возвращается к пастве. Однако слабое здоровье не могло
    позволить владыке продолжать свое епископское служение, и он вынужден был уйти
    на покой.

    Епископ возвращается в Белгород, однако и там его ждет арест. Он обвинен в
    «руководстве контрреволюционной фашистской организации церковников». Продержав
    епископа Иоасафа более года сначала в белгородской тюрьме, а потом под надзором
    в Новгородской области, в конце 1937 года его доставляют для суда в Курск. О
    том, что пришлось пережить престарелому больному епископу в застенках курской
    НКВД, можно представить по короткой сухой фразе, найденной в архиве материалов
    допроса - «свое участие в контрреволюционной деятельности отрицал». На
    благополучный исход следствия надежд было мало, так как предвзятость судей никто
    и не собирался скрывать. Приговор был вынесен 4 декабря того же года - «высшая
    мера наказания - расстрел» и исполнен в день вынесения. Из десяти расстрелянных
    с владыкой Иоасафом в тот день епископов и священников только он один смог
    устоять во время бесконечных допросов и не выдать ни одного своего собрата.

    В 1990г. заброшенная пещера перешла в ведение Музея
    истории г. Киева, где тогда образовался особый отдел «Киев-Подземный» по
    изучению и охране подобных святынь. Проведя в пещере новые исследования,
    «Киев-Подземный» подготовил ее к повторному открытию, которое и осуществил
    совместно с братией Ионинской обители в 1997 г. Зверинецкая пещера – лишь одно
    из подземелий одноименного монастыря, основанного в добатыевскую эпоху, не
    упоминаемого в известных на сегодня письменных источниках (кроме надписей в
    самой пещере) и со временем прекратившего существование.

    В 1993 году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института
    были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти
    исследования подтвердили древность произведенных в пещерах захоронений, относя
    их приблизительно к Х-ХІІ векам. Кроме того, было показано, что все люди, чьи
    мощи сохранились в Зверинецком пещерном монастыре, при жизни страдали
    заболеваниями, которые поражают организм в условиях высокой сырости и холода.
    Этот факт еще раз говорит о самоотверженности и аскетизме древних насельников
    Зверинецких пещер, которые, стремясь покорить плоть духу, умерщвляли свое тело
    различными подвигами в непоколебимой надежде воскреснуть для славной жизни в
    Царствии Небесном.

    Три раза в месяц и в дни памяти Зверинецких преподобных в пещерах служится
    Литургия. Получены документы на строительство храма над пещерами, и сейчас
    делается много в этом направлении. Ведутся подготовительные работы к продолжению
    исследования Зверинецких пещер. Благоустраивается внешний вид. Поставлены
    решетки на ниши, сделаны керамические мощевики для глав преподобных. Некоторые
    главы источают миро.

    В дальнейшем планируется открыть в этом месте скит, чтобы
    здесь продолжалась монашеская жизнь.

    Собор Преподобных и Преподобномучеников Зверинецких

    По установленной в Свято-Троицком Ионинском Киевском монастыре традиции
    празднование в честь собора всех преподобных зверинецких совершается в 5-ю
    Неделю Великого Поста.

    Молитва преподобномученикам Зверинецким

    О Святии Отцы, преподобномученицы и страстотерпцы Зверинецкие!

    Молитеся о нас грешных Всемилосердному Богу о ниспослании нам милости и
    благодати Духа Святаго и благого во многогрешном житии нашем покровительства
    Матери Божией и всех святых, от века Богу послуживших в Духе и Истине.

    Надеясь на молитвы ваши за нас грешных, да исправим жизнь нашу, и испросим
    прощение согрешений наших у Царя Славы, и достигнем Небесного Отечества, где
    пребывают правда, любовь и бесконечное блаженство жизни Вечной.

    Да прославим вместе с Вами Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки
    веков. Аминь.

    Тропарь преподобномученикам Зверинецким

    Тропарь, глас 2

    Егда снидосте во гробы, и самех себе заключисте, тогда страсти умертвивше
    плотския, спогребостеся Христу, богоноснии, и диавольския в подземных разрушисте
    ограды, сего ради ангелы венцы с небес вам подают.

    Фото : FAVOR (fotki.yandex.ru)


    Стольный град богат памятками старины и . Однако, так случается, что не все они обласканы вниманием туристов. Поэтому если вы обходили всю столицу и задаетесь вопросом, что еще , тогда вам стоит открыть для себя Зверинецкие пещеры .

    Многие киевляне и гости столицы любят проводить время в , что на «Дружбы народов». Однако далеко не все гости этой чудесной зеленой зоны нашей столицы расположена в исторической местности, известной как Зверинец.

    Едва ли не с самого начала Киевской державы лесистые холмы к югу от места, где сегодня гордо высится , стали любимым охотничьим угодьем, — «зверинцем», — правителей Киева. А во времена правления князя Всеволода (сына Ярослава Мудрого) в этом живописном уголке была построена летняя резиденция «Красный Двор».

    О том, когда и как на территории Зверинца появился храм Божий, к сожалению неизвестно. Прямых упоминаний об этом событии старинные летописи не сохранили. Однако большинство историков склоняются к тому, что заселение холмов монахами произошло в XI-XII веках, во времена христианизации Киевской Руси. А каменная Святомихаиловская церковь, которая сегодня превратилась в Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь, была заложена князем Всеволодом в 1070 году в «монастыре Всеволожи на Выдобичах». По крайней мере, так гласит «Повесть временных лет».

    Также среди многих церковных историков бытует мнение, что Зверинецкий пещерный монастырь появился намного раньше знаменитого . Считается, что первые кельи в склонах Днепра здесь выкопали монахи отшельники. И скоро в это удивительное место стали стекаться те, кто желал посвятить свою жизнь служению Богу.

    Пожалуй, именно с тех незапамятных времен Зверинецкие пещеры стали одним из самых известных мест силы Украины-Руси. И, несмотря на то, что с появлением наземного Святомихайловского (Выдубицкого) монастыря большая часть братии покинула подземные кельи, что святое место было уничтожено татаро-монгольским игом и предано забвению длинной почти в восемьсот лет, сегодня оно продолжает манить паломников со всех уголков нашей страны. А также любопытных туристов, ищущих, куда бы еще пойти и что посмотреть в Киеве.

    Обнаружение пещер Зверинецкого монастыря можно назвать чудом. Городская легенда гласит, что в XIX неподалеку от места, где сегодня располагается храм, жила благочестивая женщина Феодосия Васильевна Матвиенко. Однажды утром ее разбудил низкий гул. И когда она выглянула на улицу, то увидела радугу, основание которой упиралось в свежий провал грунта. Позвав своего соседа, она спустилась в зев пещер и за полузасыпанной деревянной дверью обнаружила расходящиеся ходы и множество человеческих останков, частью — погребённые в кельях, криптах и локулах, частью — разбросанные где кого смерть застала. Архимандрит близлежащего Свято-Троицкого монастыря дал добро на осмотр подземного монастыря. И так для Киева были заново открыты Зверинецкие пещеры.

    Стоит отметить, что Зверинецкий монастырьбыл восстановлен и открыт для посещения не так давно. Незадолго после обнаружения, в 1913 году, на территории Зверинца был частично восстановлен скит Рождества Богородицы Киево-Печерской Лавры. Однако на волне уничтожения , храм снова был заброшен. И повторно реконструирован только в 1997 году. С 2006 началось постепенное восстановление подземных галерей, а с 2012 — роспись наземного и подземного храмовых комплексов.

    Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь, каким мы его можем видеть сегодня, был учрежден в 2009 году. На сегодняшний день на территории обители функционирует пещерная церковь во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех; надвратный храм в честь Собора преподобных отцов Зверинецких; и Собор во имя иконы Божией Матери — «Всех скорбящих Радость». Богослужения проводятся, как в надземных, так и в подземных помещениях.

    Вот так, древний Зверинецкий монастырь может похвастаться и удивительной историей, и рядом священных реликвий, в числе которых Чтимые иконы Божией Матери «Зверинецкая», «Скоропослушница» и «Всех скорбящих Радость», а также Мощи прпп. отцов Зверинецких, и легендами, и преданиями. Конечно, скептики могут заявить, что даже чудо обнаружения этого места силы — всего лишь обыкновенное геофизическое явление (гул был от обвала, а радугу вызвало преломление света). Однако паломники и романтики едут сюда не только для того, чтобы проникнуться удивительной аурой этой святыни. Ходят слухи, что именно в павильонах холмов Зверинца может быть спрятана легендарная библиотека Ярослава Мудрого.

    Как известно, все древнейшие киевские монастыри изначально были подземными, и лишь впоследствии, с увеличением числа насельников, они «выходили из-под земли». Существуют свидетельства о 45 пещерах, располагавшихся в Киеве и его окрестностях - на небольшом пространстве около ста вёрст вдоль по течению Днепра, от Межигорья до села Монастырки.

    Некоторые из них дошли и до наших дней. И конечно, самыми известными из них являются Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерской лавры, о которых хоть краем уха, но что-то слышал, почти каждый житель России и Украины. Но сегодня я хочу рассказать вам загадочную историю Зверинецкого пещерного монастыря, которая начинается даже раньше истории Печерского монастыря, одного из первых по времени основания монастырей Киевской Руси (1051 год). По мнению некоторых исследователей, Зверинецкие пещеры датируются концом 800 - началом 900 годов. К всему прочему, на сегодняшний день только в этих пещерах сохранились фрагменты галерей, не тронутые современными реставраторами. То есть в сегодняшнем посте вы увидите пещеры, выкопанные монахами-отшельниками за век (!) до крещения Руси. Существует так же предположение, что именно в здешних пещерах могла храниться легендарная библиотека Ярослава Мудрого. Интересно? Тогда начинаем!


    02 . Зверинецкие пещеры расположены в историческом районе Киева Зверинец, возле Национального ботанического сада им. Н. Н. Гришко НАН Украины. Но попасть к ним довольно мудрено. Нужно зайти на территорию Ботсада (с вас могут попросить деньги за вход) и от фонтана повернуть налево и долго-долго идти аллеями до ограды сада. Там найти калитку, позвонить по телефону в иконную лавку и ждать монаха-проводника. Он откроет калитку и проводит вас на территорию монастыря ко входу в пещеры. На официальном сайте монастыря имеется схема прохода и, естественно, номер телефона для связи. Но, например, в данный момент, сайт заблокирован хостинг-провайдером.

    03 . Даже со распечатанной схемой мы с Леной несколько заблудились. Сначала ушли к Свято-Троицкому Ионинскому монастырю, который тоже располагается на территории гигантского Ботсада. Потом увязались за группой паломников, которые вывели нас обратно к кассам. Но потом мы нашли нужную аллею и вот уже отец Леонтий идет нас встречать. Пока ещё совершенно непонятно как, собственно, выглядит монастырь, куда-то вниз уходит мощённая тропинка, а вокруг только современные высотки вперемешку с элитными коттеджами. Кстати, Леонтием звали первого игумена Зверинецкого монастыря. Некоторые исследователи отождествляют его со святым Леонтием Ростовским. А в былинах об Алёше Поповиче, говорится, что он «сын попа Леонтия Ростовского».

    04 . Начинаем спускаться вниз и взору предстают купола скитской церкви Рождества Богородицы, а в нескольких метрах правее виднеется храм Всех Преподобных Отцов Зверинецких. Всё это новоделы и строительные работы там ведутся до сих пор. Самые внимательные разглядят на горизонте колокольню Киево-Печерской лавры.

    05 . Храм Рождества Богородицы, построенный в древнерусском стиле, был заложен буквально в 2007 году.

    06 . Второй храм - церковь во имя Всех преподобных Зверинецких построена в византийском стиле и является надпещерным храмом.
    Обратите внимание на крест-ладью на его куполе (предмет жарких холиваров в этих ваших интернетах).

    06 . Внутренний дворик.

    07 . За забором чей-то коттедж.
    На заборе - план-схема Зверинецких пещер.

    08 . Схема крупнее.

    09 . Итак, окинем еще раз взглядом окрестные виды, прежде чем спуститься в сырость подземелий. На лесистых холмах к югу от Киево-Печерской Лавры издревле располагался так называемый Зверинец. Своё название эта местность получила от княжеских «звериных ловов» в местных густых лесах, изобиловавших дичью. Видно отсюда хорошо и далеко.


    10 . Над современной росписью Зверинецкого монастыря работала «Артель в честь Архангела Михаила» в составе Андрея Одайник, Ярослава Коломийчук, Сергея Яроменко, Виталия Чокой, Сергея Волнина, Олега Кныша, Дмитрия Гораш. На фото вход в пещерный комплекс.

    11 . Как человек, увлекающийся историей , многие из которых, как считается, были вырублены "по образу и подобию" более древних киевских пещер, я непроизвольно начал сравнивать увиденное с тем, что видел ранее в пещерных монастырях Воронежской и Белгородской областей.

    12 . В первую очередь, огромная разница в грунте. На Дону это белоснежный мел, а на Днепре - глиняный лёсс.
    Субъективно, мне кажется, что рыть пещеры в глине несколько легче, чем вырубать в мелу.

    13 . Помните, я писал выше про деятельность реставраторов? На этом и предыдущем фото хорошо видно, какими пещеры были изначально, до обкладки кирпичом и покраски. При этом замечу, что часть кирпичной кладки в Зверинецких пещерах весьма древняя и уже присутствовала, когда пещеры были обнаружены в ХIХ веке.

    14 . Но самое главное отличие - это, конечно, наличие локул. Локулы (дословно «местечки») - самая распространённая форма захоронений, общая для многих известных катакомб. Это горизонтальная ниша в стене, куда клали покойного. Таким образом, расположение ниш-усыпальниц в Зверинецких пещерах существенно отличается от того, как они устроены в пещерах Печерского монастыря. Ниши Зверинецких усыпальниц ведут в глубь стены и представляют собой сравнительно небольшое отверстие, достаточное лишь для прохождения через него полагаемых в нее мощей. В Печерском же монастыре ниши располагаются вдоль стен, для более удобного доступа к мощам. Данный способ погребения более позднего происхождения и заимствован на Западе. В Донских пещерах, на вскидку, припоминаю единичные погребальные ниши вдоль стен только в и в .

    15 . Кроме погребальных ниш есть в Зверинецких пещерах и затворнические келии. Их всего семь, все они одинаковой формы и все расположены на той же пещерной улице, rде находится и пещерная церковь (о ней чуть ниже). "3атворнические келии имеют внутри форму большой русской варистой печи; длина ее равна росту человека; в устье ее, иногда свободно, а иногда и с трудом, может пролезть человек; посредине пола ниши прорыт ровик во всю длину ее, глубиной по колено человека; по сторонам ниши, параллельно ровику, устроены две лежанки. Влезши в такую нишу-келию, подвижник имел возможность свободно сидеть на лежанке, опустив ноги в ровик; стоя на дне ровика, подвижник мoг подниматься даже во весь рост. На противоположной лежанке могли помещаться иконы, лампады, священные книги, сосуды для воды и просфоры. При жизни подвижника ровик мог служить ему ложем для сна, а по смерти могилой ". («Зверинецкие пещеры», И. Каманин, 1914 г.)

    16 . А вот и сохранившийся еще со времен Средневековья алтарный храм. Отрадно, что его не выкрасили жёлтой краской. По описанию Каманина: "Алтарь имеет длину 4,50 метра, ширину у входа 0,80 и у жертвенника 2,20 м, а высоту в 2 м. Престол и жертвенник находятся от пола на высоте 1,10 метра. Высота престольной ниши, постепенно суживающейся кверху наподобие конуса, равна 0,90 метра, ширина у основания 0,90 м и глубина, в свою очередь, у основания 0,60 м. Жертвенник также конусообразной формы, имеет высоту 0,70 метра, ширину 0,60 м и в глубину 0,70 м (ширина и глубина у основания). Ниша для сосудов, подобно жертвеннику в форме конуса, имеет высоту 0,70 м, ширину 0,30 м и глубину 0,30 м ."

    17 . Но оставим ненадолго созерцание современного состояния Зверинецких пещер и слегка погрузимся исторические дебри. Как известно из принятого наукой предания, в память крещения Руси первым Митрополитом Киевским Михаилом было основано два храма-монастыря, оба названные Михайловскими: Златоверхо-Михайловский и Выдубицкий. Летопись же сообщает, что в 1070 году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь св. Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи». В виду того, что все древнейшие киевские монастыри изначально были подземными и принимая во внимание географическое расположение описываемой местности, этот старый монастырь, по мнению того же Каманина не мог быть расположен нигде, кроме случайно обнаруженных в 1888 году Зверинецких пещер. А обнаружила их после почти 900-летнего забвения жившая неподалёку Феодосия Васильевна Матвиенко. Однажды утром она услышала низкий гул и увидела радугу - её основание упиралось в свежий провал грунта, открывший вход в пещеру. Проникнув вниз со свечой, женщина и её сосед художник Дмитрий Зайченко увидели за полузасыпанной деревянной дверью расходящиеся ходы и множество человеческих останков, частью - погребённые в кельях, криптах и локулах, частью - разбросанные, где кого застала смерть.

    18 . По мнению историков И. Каманина и Н. Архангельского, причина гибели пещер состояла в разорении монастыря во время одного из многочисленных набегов половцев или татар, которые опустошали в то время Русскую землю. Исходя из размещения человеческих останков вдоль пещерного прохода, а также учитывая тот факт, что наибольшее их число было обнаружено вдоль выхода, можно предположить, что во время одного из таких набегов братия с целью укрытия спустилась в пещеры. Напавшие на Киев враги могли заметить, куда скрылись преследуемые; ввиду узости пещер, два-три человека могли долго отражать нападение врагов; последние, потеряв надежду взять преследуемых живыми, засыпали пещеры так сильно, что спасавшиеся в них иноки монастыря оказались заживо погребенными. Умирая, они падали там, где теряли последние силы. Таким образом, монастырь просуществовал лишь немногим более одного века.

    19 . В 1911 году духовник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, расположенного, повторюсь, совсем рядом, игумен Валентин (Коротенко), построив себе на пещерах небольшой шалаш, переселяется в него, чтобы охранять святыню и служить панихиды по погребенным, как о том часто просили приходившие туда в большом количестве паломники. Далее отец Валентин задумал сделать обнаруженные подземелья доступными для посещения паломниками. Человеком, который смог бы организовать и финансировать пещерные работы, оказался князь Владимир Давидович Жевахов, чиновник особых поручений при генерал-губернаторе, человек набожный, в будущем священномученик епископ Могилевский Иоасаф, расстрелянный в 1937 году. Таким образом было положено начало новому скиту Ионинского монастыря.

    20 . 1 декабря 1913 года была освящена построенная над пещерами церковь Рождества Пресвятой Богородицы (не сохранилась), а в марте следующего года - придел во имя святителя Иоасафа Белгородского. Похороненные в Зверинецких пещерах были причислены к лику святых. Истории открытия пещер и проведенным в них археологическим работам были посвящены книга А. Эртеля «Древняя пещера на Зверинце в Киеве» (1913 год) и упомянутая выше книга И. Каманина «Зверинецкие пещеры в Киеве (их древность и святость)» (1914 год). В январе 1915 года князь Жевахов был назначен старостой и попечителем надпещерных храмов на Зверинце, а весной-летом на его средства были проведены работы по укреплению пещерного лабиринта. 10 марта 1917 года внезапно скончался отец Валентин и его похоронили в пещерах недалеко от одного из входов, где не было древних захоронений. На фото игумен Валентин и князь В. Д. Жевахов у входа в пещеры при начале раскопок в 1912 году.

    21 . В 1921 году возле одного из входов в пещеры в склепе был похоронен по собственному завещанию историк, палеограф и архивист Иван Михайлович Каманин. Склеп его углублен в холм, одна стена, выложенная кирпичом, расположена прямо в пещере.

    22 . Пещеры с западной стороны, 1914 год.

    23 . В пещерах найдены кипарисовые доски от гробниц, шиферные плиты и плинфа, остатки войлочной и кожаной обуви, керамики и др. На стенах сохранились древне-русские рисунки и надписи, в т.ч. знаменитый Зверинецкий крест, ставший в Киеве популярным православным символом. Если в Киеве вы увидите такую наклейку на автомобиле, это значит, что он освящён. Желающие приобретают сувенирку (майки, кружки, обложки на паспорт и т.д.). На фото крипта с иконой и главами зверинецких преподобных. Пишут, что некоторые из них мироточат, но я не видел, да и не открывал сосуды.

    24 . Имен погибших монахов исторические документы до нас не донесли. Так бы их никто и не узнал, если бы не сохранившиеся на глиняном грунте пещерных проходов надписи и начертанный над жертвенником пещерного алтаря уникальный синодик, состоящий из восьми имен зверинецких игуменов. Первым игуменом и, видимо, устроителем монастыря, как уже сказано был Леонтий. Последующими игуменами Зверинецкого монастыря были Маркиан, Михаил (в последствии епископ Юриевский), Софроний, Мина (в последствии епископ Полоцкий), Климент, Мануил и Лазарь. Кроме упомянутых в алтарном синодике имен зверинецких игуменов сохранились также надписи над нишами-усыпальницами Феодора Калики, Андроника Печерника и Иоанна.

    25 . Современная надпись на стене: "Неужели и ХХI век также мало оценит редчайший памятник русской старины, как недооценивший его век ХХ ". Впрочем, я забегаю вперёд. В 1933 году был убит настоятель монастыря, архимандрит Филарет, в следующем, 1934 году, Зверинецкий скит был закрыт, а его наземный храм взорван. Земли скита вместе с пещерами были разделены между Ботаническим садом и частной застройкой. Во время фашистской оккупации здесь прятались местные жители. Однако после войны входы в пещеры потихоньку заплыли и были забыты. Вновь о Зверинецких пещерах вспомнили лишь в 1990-х, когда они были вскрыты обществом "Подземный Киев".

    26 . В 1993 году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти исследования отнесли захоронения приблизительно к X-XII векам. Кроме того, было показано, что все люди, чьи мощи сохранились в Зверинецком пещерном монастыре, при жизни страдали заболеваниями, которые поражают организм в условиях высокой сырости и холода. С 1997 году в новоустроенном пещерном храме во имя архангела Михаила начала совершаться Божественная литургия. В 1990-х годах Зверинецкие пещеры возродились снова как скит Троицко-Ионинского монастыря. И, наконец, 9 июля 2009 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви в Зверинецких пещерах был возрожден монастырь во имя Архангела Михаила. Но на настоящем моменте история пещер не заканчивается: на углу Погребальной улицы за десятиметровым мергелевым завалом труба-шпур вышла в пустоту, недоступную уже вот скоро 800 лет. А всего георадарные исследования показали под Зверинцем до километра неизвестных ходов - это больше, чем Зверинецкие и обе Лаврские пещеры вместе взятые.

    27 . Ну и на сладкое - желтый автобус паломников. Да не откуда нибудь, а из Воронежа! Я за неделю пребывания в Киеве вообще видел только три машины с российскими номерами, а тут такой неожиданный привет с Родины. Правда, насколько я понял, эти люди посетили только соседний Свято-Троицкий Ионинский монастырь, а про Зверинецкие пещеры, видимо, были не в курсе. В отличие от вас. Так что не переключайтесь. В Киевской серии отчетов будет много интересного.

    Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна.
    Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной .

    23 декабря - в обители престольный праздник, а 22 декабря в Зверинецком Архангело-Михайловском монастыре был освящен малый храм во имя святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа (Жевахова) .

    Читайте об этом удивительном древнем святом месте.

    На холме, неподалеку от центра столицы, среди низеньких домиков с деревянными заборами и роскошных высоких особняков притаился тихий «уголок средневековья» –

    Из-за высоких крепостных стен с многочисленными окошками и округлыми зубчатыми башнями возвышаются строгие полукружия церковных куполов. Крутая каменная лестница за тяжелыми железными воротами ведет в тесный монастырский дворик...

    Громоздкие двери с массивными железными кольцами вместо ручек, орнаменты с изображением животных – волков и львов – на фасадах строений, молитвенная тишина и фигуры несуетливой монастырской братии. Но сотни лет назад на склонах этих холмов не было ни монастыря, ни особняков...


    XI век...

    В мрачных лесах, у стен древнего Киева, часто можно было услышать сигнал охотничьего рога, лай собак и лошадиное ржание. Сюда властители древнего города вместе с дружинниками и воеводами выезжали на «ловы» – охоту на диких вепрей, оленей и туров. Уже в те времена изобиловавшие дичью угодья киевских князей получили свое название «Зверинец» .

    Чтобы не отъезжать далеко от своего стольного града, князь Всеволод Ярославич велел выстроить на этих землях Красный Двор, ставший его загородной резиденцией. А чуть позже, возле места, где князь после удачной охоты пировал со своей свитой, на берегу Днепра была заложена церковь в честь Архистратига Михаила.

    Вскоре там появились кельи монастырской братии, трапезная и даже речная пристань. Тогда же возникла и прославленная часть монастыря, которая располагалась вовсе не наверху, а глубоко под землей – Зверинецкие пещеры .

    Первые монахи-отшельники из Греции поселились в Зверинецких пещерах еще задолго до того, как на склонах Днепра вырос монастырь князя Всеволода. Местные жители стали приходить в пещеры за духовным наставничеством, и вскоре пещерная обитель разрослась и, как и ее наземная наследница, была освящена в честь Архистратига Михаила – предводителя небесного воинства.

    Несмотря на то, что большинство монахов Зверинецкой обители поселились в кельях вотчинного монастыря, пещеры оставались обитаемы вплоть до XIII века , пока во время очередного набега на окраины княжьего города в Зверинецкие пещеры не ворвались кочевники… Жившие в пещерах схимники были зверски убиты, а подземная обитель – разрушена и завалена.

    Наши дни...

    В тесном и уютном дворике монастыря мы встречаемся с нашим провожатым – иеромонахом Хризостомом (Грищенко) . Вместе с ним не спеша, шаг за шагом углубляемся в «монастырские владения».

    Иеромонах Хризостом (Грищенко)

    Территория монастыря небольшая – всего 15 соток, на которых и расположился уютный корпус монастырской братии и два храма – в греческом и древнерусском стиле.

    Вместо свечей и паникадила храм изнутри освещают рабочие прожектора, а там, где вскоре расцветет мáстерская роспись, пока еще установлены высокие строительные леса. Впрочем, за ними уже виднеются части мозаик с ликами Спасителя и святых, выполненные в византийском стиле.

    День и ночь здесь слышится визг дрелей, пил и мелодичное постукивание молотков – в храме трудятся команды зодчих. Нам приветливо улыбаются белорусы и вежливо кивают грузины – обе команды приехали в Киев – колыбель славянского православия, чтобы украшать будущий храм. К слову, иеромонах Хризостом видит в этом Божий замысел.

    Это не просто совпадение, – улыбается отец Хризостом. – Ведь попечитель нашего монастыря священномученик Иоасаф Жевахов происходил из древнего грузинского рода Джавахишвили, которые считают себя потомками предка грузин – Картлоса. Но имел священномученик Иоасаф прямое отношение и к Белоруссии, так как в свое время был сначала епископом Могилева, затем – Минска. А у нас как раз трудятся две команды из этих стран. Такие случайности – не случайны.

    Роспись храма Зверинецкой обители

    Начало ХХ века...

    Священномученик Иоасаф (Жевахов), известный также как архиерей-мученик, вовсе не был священнослужителем с молодых лет, а был известен своим современникам как князь Владимир Жевахов.

    Судьба связала его с монастырем, когда во время оползня были обнаружены полузаваленные пещерные храмы. Именно там, на раскопках древней святыни, любопытный князь и познакомился с насельником Ионинского монастыря – игуменом Валентином.

    Молодой аристократ настолько проникся рассказом игумена о святом месте, что арендовал участок земли возле пещер и привез на раскопки команду профессиональных археологов. Князем были выделены деньги на постройку надпещерного храма с монашескими кельями, который получил статус скита Киево-Печерской Лавры.

    Во время раскопок археологи обнаружили около двух сотен древних погребений, епископскую панагию и образ Богородицы, написанный на металлической пластине. И в 1913 году монастырский престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

    Но мирная жизнь монастырской братии на склонах Днепра снова оборвалась - в кровавый 1917 год.

    Большевики закрывают монастырь. Часть монахов гибнет от рук чекистов, которые устроили настоящую охоту на духовенство, часть – мерзнет в товарных вагонах по пути в концентрационные лагеря, где умирают от болезней и голода. Монастырь подвергается разграблению – вандалы уносят драгоценные сосуды, сбивают оклады с икон. Множество бесценных реликвий исчезает – в лучшем случае их продают в частные коллекции, в худшем – оскверняют и уничтожают, не осознавая их ценности.

    Множество дворян спешит скрыться за рубежом – туда бегут даже видавшие виды боевые офицеры, которые осознали тщетность борьбы с советской властью. Но потомок грузинских князей и не думает скрываться. Он принимает монашеский постриг, а позже его посвящают в сан епископа.

    Вступив в ряды черного духовенства, князь осознал, что подписывает себе смертный приговор, ведь расстрел священника, а тем более епископа в те годы было делом времени. Но князя Жевахова, принявшего имя Иоасаф, в честь своего дальнего родственника епископа Белгородского Иоасафа, больше не волновала мирская суета.

    Палачей, ворвавшихся в его дом в Могилеве, он встретил спокойно и без малейшего сопротивления. Будущего священномученика обвинили в организации террористической ячейки троцкистов и подготовке взрыва правительственного поезда, когда тот будет проезжать через Белгород.

    Епископ был брошен в застенки НКВД – потянулись мучительные часы пыток и допросов. Смирение архиерея в сочетании с его непоколебимостью и твердостью духа ставили в тупик даже бывалых садистов – ни одного обвинения епископ не признал, не оговорил ни одного человека и не выдал ни одной тайны, унеся их с собой в могилу.

    4 декабря 1937 года, в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, епископ Иоасаф, с прямой спиной и расправленными плечами, вышел в один из двориков города Курска. Никто из жителей окрестных двориков не обратил внимания на выстрел. В те годы часто кого-то расстреливали…

    И снова наши дни...

    Любопытно, что в самих пещерах сохранилась древняя церковь, а на одной из ее стен, у жертвенника, написаны имена семи игуменов монастыря, – рассказывает отец Хризостом, пока мы спускаемся по узкой лестнице вглубь монастырских пещер. – Получается, что в этих пещерах уже тогда был целый монастырский комплекс со своими игуменами.

    Зверинецике пещеры

    Пещеры Зверинецкого монастыря узкие и низкие, поэтому иногда идем, пригнув головы, дабы потолок не задеть. Толщу мрака еле-еле разбавляет жидкий огонек свечи. Но и его вполне достаточно, чтобы увидеть кельи монахов-отшельников – крошечные выбоины в стене, где можно только сидеть, лежать или стоять на коленях.

    Обитатели пещерного храма спали в узких выбоинах, подушками им служили глиняные выступы, а обеденными столами – гладкие поверхности пещер. Хоронили своих братьев монахи скромно – гробы не сколачивали, человека просто клали в землю между двух досок, а на тело первого клали второго, третьего...

    Груды пожелтевших от времени костей вперемешку с камнями видны из-за решеток в узком тоннеле под землей. Здесь же стоят керамические сосуды, из которых виднеются макушки черепов…

    Величественно выглядит подземная святыня – пещерный храм. Таинственный шум слышится в этих узких коридорах – будто эхо древних молитв все еще блуждает по пещерным кельям и тоннелям вместе с подземным холодом.

    Температура здесь всегда одинаковая, – продолжает иеромонах Хризостом, – градусов 12 тепла. Не жарко, конечно. Зато летом – прохладно, а зимой – тепло.

    …В конце каменного коридора забрезжил свет, и вот мы оказываемся наверху.

    Мир кажется другим после выхода из пещер. Бледное зимнее небо и свежий морозный воздух в монастырском дворе обретают множество незнакомых доселе оттенков. Мир вокруг зацветает разнообразием красок.

    Невольно задумываешься: «Этим ли воздухом дышали обитатели Зверинецких пещер? Это ли небо видели у себя над головой братья из Архистратиго-Михайловского монастыря? Какие мысли их посещали? И думали ли они о нас – тех, кто будет жить на этой земле века спустя?..» Ответ знают только стены молодых храмов и своды древних пещер на Зверинце. Не верите? Спросите у них сами…

    ...В Зверинецком Архангело-Михайловском монастыре сегодня, декабрь 2013 г.

    Фото Сергея Рыжкова и Богдана Придатко



    Загрузка...

    Реклама