emou.ru

Сочинение: Характер городничего в комедии Гоголя "Ревизор". Образ и характеристика Городничего в комедии «Ревизор» Гоголя с цитатами из текста Описание внешности городничего

Характер городничего в комедии Гоголя "Ревизор"

Городничий – Антон Антонович Сквозник-Дмухановсий, выписан в комедии довольно ярко. Он – одна из центральных фигур, и именно вокруг него и Хлестакова развивается основное действо. Остальные характеры даны полунабросками. Мы знаем лишь их фамилии и статус, в остальном - это люди очень похожие на городничего, потому что они - одного поля ягоды, живут в одном и том же уездном городе, где «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Да они не так уж и важны, иначе затмили бы собой все «великолепие» фигуры Городничего.

Мы встречаем у Гоголя очень много «говорящих» фамилий. Это прием повсюду в его произведениях. Не стал исключением и Городничий. Посмотрим, что расскажет о характере его фамилия. Согласно словарю Даля, сквозник – это «хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут и пролаз». Но это ведь и очевидно. С первых строк произведения мы узнаем, что Городничий никогда не пропустит то, что плывет в руки, и взятки, даже борзыми щенками, брать не гнушается. О зорокости или прозорливости говорит и его осторожность. В обществе – это благопристойный глава города, который постоянно ходит в церковь, имеет благополучную семью и ратует за своих жителей. Но не забудем, что сквозник – это еще и пройдоха, а потому он еще и притесняет купцов, и растрачивает казенные деньги, и секет народ. Есть еще и вторая часть фамилии. Откроем опять Даля и прочтем, что дмухан – это «напыщенность, гордость, киченье. спесь, чванство». И, действительно, спеси и чванства у Антона Антоновича не занимать. Как он обрадовался, узнав, что дочка его выходит замуж не за кого-нибудь, а за министра: «Я сам, матушка, порядочный человек. Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! а, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь я задам перцу все этим охотникам подавать просьбы и доносы». Вот таков наш городничий.

Однако посмотрим, как в авторских ремарках «для господ актеров» описаывает нам Антона Антоновича сам автор. «Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью». В этих ремарках все важно, они позволяют нам понять, каким хотел изобразить героя сам Гоголь, в противоположность тому, каким видим его мы, читатели. Так же как много может поведать нам о городничем его фамилия, так и внешний вид может добавить штрихи к портрету. Форменный мундир с петлицами рассказывает нам о том, что это, действительно, солидный человек, не любящий, чтобы его приказы обсуждались. В своем городке он – царь и Бог, соответственно, и вид должен иметь приличествующий. Но как интересно наблюдать его преображение при встрече с так называемым инкогнито–ревизором. Городничий начинает заикаться и раболепствовать, и даже может дать взятку, если на то пойдет. Но чинопочитание в ходу в то время, однако, у городничего оно достигает наивысшего предела, такой панический страх он испытывает: «Городничий (дрожа). По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния... Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься».

Городничий еще и груб, об этом нам тоже сообщает Гоголь. Несмотря на занимаемый им высокий посто, он человек необразованный, в его душе много дурных наклонностей и пороков, но он не старается их искоренять, так как считает, что так и должно быть. Глупость и невежество – вот черты, доминирующие в характере Городничего. Даже его заверения, о том, что служит он честно и безукоризненно, насквозь шиты белыми нитками, и ложь кричит из каждого окна. У него не хватает ума даже на то, чтобы придумать что-нибудь правдоподобное перед лицом грозного Хлестакова, хотя перед этим он очень обдуманно предупреждал своих чиновников о приближающейся опасности: «Там купцы жаловались вашему превосходительству. Честью уверяю, и наполовину нет того, что они говорят. Они сами обманывают и обмеривают народ. Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла». Вот такие курьезы встречаются в уездном городе.

Но, конечно, как нет на свете только хороших или только плохих людей, так и книжные герои не могут быть только положительными или только отрицательными. Хотя про персонажей «Ревизора» сказать это можно едва ли. Но тем не менее, нам почему-то жалко в конце Городничего, который так жестоко обманулся в Хлестакове. Вообще, получается, что в комедии нет ни одного положительного героя, за исключением разве что Осипа, слуги Хлестакова, который, впрочем, тоже пьяница и плут. Нам печально видеть крушение мечты Городничего, размечтавшегося о голубых лентах и доме в Петербурге. Может быть, и не заслужил он такой участи, может быть, не так уж и страшны его мелкие грешки. Но, думается, наказание это вполне справедливо, ибо мы понимаем, что Городничий никогда не испрвиться, и вряд ли происшествие с ревизором послужит ему уроком. Да и расстраивается он прежде всего из-за того, что не разглядел в Хлестакове пройдоху, он сам плут из плутов. Да еще обидно, что «вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище - найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина,звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? - Над собою смеетесь!»- произносит он сакраментальное в конце.

Но ведь и действительно, характер Городничего – это собирательный портрет всех чиновников того времени. Он впитал в себя все недостатки: низкопоклонство, чинопочитание, зависть, чванство, лесть. Этот список можно еще долго продолжать. Городничий становится своего рода «героем нашего времени», поэтому и выписан он так отчетливо, поэтому так ярко и проявляется его характер, особенно в кризисных ситуациях, а вся жизнь городничего на протяжении «Ревизора» – это и есть кризис. А в таких кризисных ситуациях Антон Антонович находится не привык, видимо, от слабости характера. Оттого и электрический эффект в конце. Сомнительно, что с настоящим чиновником сможет договорится городничий. Ведь он всю жизнь обманывал таких же плутов как и он сам, а правила игры другого мира ему недоступны. И потому приезд чиновника из Петербурга для Антона Антоновича как Божья кара. И нет от этого спасения, кроме как повинится. Но зная характер городничего, можно смело утверждать, что он все равно предпримет попытку задобрить нового ревизора, не задумываясь над тем, что за взятку «можно и в острог», он не видит дальше собственного носа, за это и расплачивается в финале: «Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою». Немая сцена… Занавес!

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/


Увлекательностью, то уже все до одного перешли бы на сторону этого честного лица и позабыли бы вовсе о тех, которые так испугали их теперь". Положительное начало в "Ревизоре" - смех, в котором воплощен тот высокий нравственный и общественный идеал, и есть то "честное лицо", которое определяет смысл комедии. "Смех" в "Ревизоре" проникнут верой в “светлую природу человека", в духовные силы народа,

Стороны видна незначительность и пустота их забот. Таким образом, Гоголь наглядно показывает контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения. "Ревизор" - комедия характеров. Юмор Гоголя психологичен. Смеясь над персонажами "Ревизора", мы, говоря словами Гоголя, смеемся не над их "кривым носом, а над кривою душою". Комическое у Гоголя почти целиком отдано обрисовке типов. Отсюда...

Разрушитель. Абсурдный юмор Гоголя в "Ревизоре" несет в себе взрывчатую силу, страшно опасную для порядка и иерархии. Николай I думал, что "Ревизор" полезен для исправления недостатков системы и сказал во время спектакля: "Это не пьеса, это урок"; на деле Гоголь своим безудержным хохотом разрушает саму систему. Разумеется, Хлестаков - не карикатура на царя, но для чиновников он аналог самодержца, ...

Особенно страшит и пугает. Хлестаков с самого начала предстает ничтожным и никчемным человеком. Но об этом городничий позволит себе высказаться только в конце всей истории с мнимым ревизором, назвав его «свистулькой» и «вертопрахом». Пока же вместе с чиновниками он пытается отыскать значительность в Хлестакове, а в его словах и репликах глубокий смысл. Что касается Хлестакова, то он не в...

План

1. Введение

2.Значение имени и фамилии

3.Общая характеристика

4.Отношение Городничного к службе

5.Городничний как личность

6.Заключение

Комедия Н. В. Гоголя "Ревизор" произвела в свое время эффект разорвавшейся бомбы. В изображенных комических персонажах многие увидели самих себя. Центральным объектом критики писателя является городничий, возглавляющий шайку взяточников. Этот образ создан Гоголем с особой тщательностью. Городничий из "Ревизора" стал хрестоматийным персонажем русской классической литературы.

Гоголь отличался большим мастерством в использовании "говорящих" имен и фамилий. Городничего зовут очень громко и звучно - Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Антон в переводе с греческого - "противник", с латинского - "состязающийся". Т. е. Антон Антонович - воин в квадрате, ведущий непрекращающуюся борьбу.

Вся ирония в том, что борьба ведется с обычными жителями города. Сквозник - от "сквозь". Человек, носящий такую фамилию, способен найти любую лазейку и без труда избежать опасности. Дмухановский - от укр. "дмухать" (напыщаться, становится надменным). В результате городничий оказывается надменным пройдохой и плутом.

Антон Антонович стал городничим в результате многолетней службы, начиная с низших чинов. В запутанном бюрократическом аппарате Российской империи сделать это было можно только путем взяток, доносов и самой низкой угодливости. Достигнув наивысшей ступени, городничий прочно занял свое место. Он прекрасно разбирается во всех закулисных махинациях, способен обмануть любого и выйти сухим из воды.

Городничий держится с суровым достоинством. Возглавляя и опекая таких же взяточников, он никогда не опускается до них. За долгие годы службы у Сквозника-Дмухановского выработалось невероятное чутье на опасность. Он обладает феноменальной изворотливостью. Один из наглядных признаков - быстрая смена настроения. Городничий напоминает хамелеона своей способностью моментально приспособиться к любой ситуации.

Изображенный Гоголем градоначальник вызывает отвращение своим злоупотреблением властью. Но весь ужас состоит в том, что Антон Антонович даже не считает себя в чем-либо виноватым. Возглавив власть в городе, он искренне думает, что обладает неограниченными правами. На то и нужен градоначальник, чтобы по собственному усмотрению казнить и миловать своих "подопечных". Градоначальник прекрасно знает, какие грехи водятся за остальными чиновниками. Он покрывает их и тем самым приобретает преданных союзников.

Городничий, как личность На первый взгляд Антон Антонович - грозная и сильная фигура. Он держит в страхе весь город. Любое приказание городничего должно немедленно исполняться. Однако осознание многочисленных злоупотреблений постоянно держит Антона Антоновича в напряжении. Письмо, а затем рассказ Добчинского и Бобчинского, выводят его из величественного покоя. Городничий обнажает свою мелкую и трусливую сущность. Его охватывает настоящая паника. В спешке он отдает суетливые приказания, пытаясь вместо шляпы одеть на голову коробку. Страх перед наказанием становится причиной ошибки городничего.

На протяжении всей комедии он унижается перед ничтожным Хлестаков ым. Никогда не подводившее чутье Антона Антоновича дает сбой. После разоблачения Хлестакова городничий вновь принимает грозный вид, но известие о приезде настоящего ревизора наносит ему сильный удар, превращая в "столб с распростертыми руками и закинутою назад головою".

Городничий в "Ревизоре " - собирательный образ. Возможно, негодяя, соединяющего в себе все качества Антона Антоновича и не было. В любом случае, настоящей бедой России до сих пор остаются любимые занятия городничего - казнокрадство и взяточничество.

Сквозник-Дмухановский почти всю свою сознательную жизнь провел на государственной службе. За три десятка лет он поднялся с самых низов до достаточно высокой должности главы города, хотя и провинциального. Столько долгий путь показывает, что этот герой произведения достиг всего своими усилиями, нее имя высоких покровителей. В силу этого, городничий прекрасно ориентируется в порядках, сложившихся в среде бюрократии того времени. Он берет взятки, обосновывая это тем, что таким образом поступают все. Через подобные высказывания старшего в городе чиновника Гоголь стремился более выпукло показать распространенность коррупции в Российской империи.

Городничий присваивает государственные деньги разным путем. Однако автор желает показать, что и выглядящее сравнительно безобидным для некоторых, небольшое «откусывание» от огромного государственного бюджета приносит ощутимый вред стране. Гоголь вставляет диалог о разворовывании денег на строительство новой церкви. Это должно подчеркнуть аморальность российских чиновников, олицетворяемую городничим, который упоминает о своем неукоснительном соблюдении обрядов Православной церкви. Случай отдания в рекруты женатого человека, вместо давшего взятку демонстрирует не просто страсть к наживе, но и отсутствие интереса к судьбам конкретных людей, которым ради денег городничий способен ломать жизнь.

При этом он указывает, что и в других отраслях городского хозяйства дело обстоит не лучшим образом. В частности, улицы не убраны и в городе ощущается запустение.

Городские купцы жалуются «ревизору» на вымогательство городничего. Размеры поборов, как правило, невелики, что объясняется и тем, что дело происходит в малом уездном городе и общим разорением торговли, причиной которой становятся и поборы чиновников. Городничий, начавший службу с низов, отлично знает с кого и сколько можно потребовать.

При этом, у городничего есть свои правила. Он ругает квартального за излишние поборы, вероятно, имея в виду, что разорение купцов снизит возможность их платить чиновникам.

При этом городничий, мечтающий о чине генерала, и знающий сколько кусков ткани можно взять с каждого конкретного купца, очень опасается вышестоящего начальства. Именно этот страх делает его жертвой непрофессионального афериста Хлестакова.

Сочинение 2

В комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» высмеиваются пороки чиновников небольшого уездного города. Сатиристическая пьеса повествует о жизни бюрократов, погрязших в коррупции и взяточничестве. В основу сюжета комедии лег рассказ А.С.Пушкина о случае, произошедшем в городе Устюжине. Комедия остается актуальной и на сегодняшний день, потому что затрагивает общечеловеческие пороки.

Одним из центральных героев комедии является городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. На своей службе городничий уже 30 лет. Из этого можно сделать вывод о возрасте героя, судя по всему, Антону Антоновичу около 50-55 лет. Городничий – начальник небольшого уездного города в глубинке России.

Городничий плохо выполняет свои обязанности. В городе царствует коррупция, взяточничество, чинопочитание. Чиновники относятся к городничему с уважением, побаиваясь его. Под руководством Антона Антоновича они совершаю свои махинации, нарушают закон, берут взятки. В очень плохом состоянии находятся ведомости уездного города. Городничий закрывает глаза на несправедливость, которую чинят его подчиненные. Сам занимается тем же: Антон Антонович нарушает закон, когда берет в солдаты людей, которым не положено идти в армию; отмывает деньги, помогая купцу заработать на «строительстве» моста; шантажирует торговцев; берет взятки; дает заведомо ложные обещания.

Неожиданный приезд ревизора заставляет городничего навести пусть и поверхностный, но порядок в городе. Он указывает чиновникам на их бездействие и недочеты, просит принять меры по их скорейшему исправлению. Сам городничий, так же как и его подчиненные, не исполняет своих обязанностей. Антон Антонович ворует деньги из казны. Городничий должен был построить церковь в своем городе. Обещание герой не сдерживает, разворовав казну, ревизору герой собирается сообщить, что построенная им церковь сгорела. Более всего городничий «обижает» в своем городе купцов. Он шантажирует их, угрожает наказанием. Купцам тяжело живется под гнетом городничего.

Антон Антонович мечтает дослужиться до генерала. Городничий умеет вести себя важно, чинно. Он красиво говорит о том, что якобы делает в подвластном ему уезде. Несмотря на свои злодеяния по отношению к жителям города, городничий каждое воскресение посещает церковь. У героя есть семья: жена и дети. Герой с нежностью и заботой относится к своей супруге Анне Андреевне. Городничий предается мечтаниям о счастливой жизни в Петербурге, после того как «ревизор» Хлестаков делает предложение его старшей дочери, Марье Антоновне.

Антон Антонович представлен в пьесе, как по-своему не глупый, мыслящий человек, занимающий должность городничего, и не выполняющий своих обязательств. Городничий хитрый, опытный мошенник, который по своей наивности оказывает обманутым молодым повесой Хлестаковым.

Образ и характеристика Городничего

Городничий в захолустном городке – герой прославленной комедии Гоголя. Персонаж по имени Антон Сквозник Дмухановский большую часть жизни провел на государственной службе. Именно он сеет панику среди коллег новостью о прибытии ревизора.

Антон Антонович главный представитель власти в уездном городе. Он вершит здесь все дела и пользуется уважением местной публики. Благодаря его руководящим действиям в городе процветает разруха. Незавершенное строительство, хаос и разорение – на совести городничего.

Антон Антонович относится к племени ненасытных чиновников, которые не упустят выгоду. Он осторожен и знает свое место. Ни в коем случае не станет перечить человеку, занимающему более высокий пост. Деньги составляют основной интерес городничего. Он хватается за любое дело, на котором можно поживиться. Антон Антонович свободно получает взятки и не считает это зазорным. В обществе авторитет городничего непререкаем. Его чтят, как умного и заслуженного начальника. С его мнением считаются, к его словам прислушиваются.

Время от времени Антон Антонович посещает церковь, надеясь замолить там грехи. Он искренне верит, что таким образом очистит душу. Подсознательно герой понимает, что живет скверно, но не желает ничего менять. Отказаться от денег, которые сами плывут в руки, выше его сил.

Многое в характере героя объясняет его звучная фамилия. На манер сквозняка он способен проникнуть туда, где ему выгодно оказаться. В случае нужды он незамедлительно испарится, будто его не было. Мошенник многие годы пользуется городскими деньгами, как собственными. Ради обогащения он не чурается подлых поступков. Путь наверх проложил лебезением перед начальством. Зато к подчиненным относится как к пустому месту. С простыми людьми городничий не церемонится, унижает и оскорбляет тех, кто ниже по рангу.

Популярные сочинения

  • Сочинение Труд души (рассуждение 7 класс)

    На мой взгляд, труд души заключается в движении к святости, в очищении. В религиозной традиции итогом этого труда является исход после жизни, мы можем воспринять такой итог прямо или как метафору.

  • Сочинение про Семью

    Семья – это люди, которые любят и принимают тебя таким, какой ты есть. Жизнь очень непростая штука. Порой в ней случаются неудачи, неприятности и кризисы. Человек один не в состоянии это преодолеть

  • Сочинение Русский характер

    Русский характер, пожалуй, - самый загадочный характер на земном шаре. А обладатели этого характера являются людьми воистину уникальными.

Городничий Антон Антонович Сквозник -Дмухановский — человек без всякого образования, но вовсе не глупый от природы. По характеру он прозорлив: сразу видит всю нелепость предположения судьи, что ревизор послан, чтобы узнать, нет ли в городе измены. Но ум городничего преимущественно практического характера и проявляется главным образом в его хитрости, в умении обделывать свои дела, в практической сноровке. Он сам хвастается: «Ни один купец, ни подрядчик не мог меня провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду!» …

Также и при известии о ревизоре он не теряет головы и немедленно принимает свои меры, чтобы по возможности выйти сухим из воды. Если он все-таки обманывается и принимает Хлестакова за ревизора, то в этом виноват главным образом страх преступной совести, лишающий его возможности спокойно обсуждать положение; недаром говорится, что у страха глаза велики: поэтому ошибка городничего представляется не только психологически вероятной, но даже неизбежной.

Отсутствие образования сказывается у городничего в его грубости, в его суеверии (например, он верит снам), в отсутствии каких-либо духовных интересов и потребностей. Он сам считает себя религиозным человеком, говорит, что он «в вере тверд», но религиозность его чисто внешняя, выражающаяся только в соблюдении церковных обрядов.

Вместо раскаяния в своих проступках он дает лишь обещание: «поставлю уж такую свечку, какой еще никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску». Впрочем, он сам сознает, что поступает дурно, но утешает себя мыслью, что «нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов. Это уже так самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят».

При всем том городничий вовсе не какой-либо злодей, он только не хочет упускать того, что плывет ему в руки, не может удержаться от искушения воспользоваться своею властью для личных выгод. Он только не отдает себе ясного отчета, как тяжело отражаются его приемы на подчиненных, и с большой наивностью говорит: «Если что я и взял, то уж безо всякой злобы».

А между тем купцы жалуются на него Хлестакову: «такого городничего никогда еще, государь, не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя … Если бы, то есть, чем-нибудь не уважили его, а то мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке — мы против этого не стоим. Нет, вишь ты, ему всего мало! — ей!». Желая взять больше, городничий, по словам купцов, даже именины свои справляет дважды в год, на Антона и на Онуфрия.

Но злоупотребления его не ограничиваются одними взятками с обывателей: он старается при случае нажиться и за счет казны: вступает в стачку с купцами при подрядах, присваивает себе деньги, которые были ассигнованы на постройку церкви при богоугодном заведении. Властью своей он пользуется часто по личному произволу, противно законам; так, например, он приказал высечь унтер-офицершу, отдал в солдаты не в очередь мужа слесарши и т. д. Вот почему, когда по городу пронеслась молва о приезде ревизора, к Хлестакову нагрянула целая толпа просителей с жалобами на городничего: так солоно достался он обывателям.

Грубость натуры городничего особенно наглядно сказывается в минуты торжества, когда он с ругательствами набрасывается на купцов, или когда он начинает мечтать о том, что будет генералом и все низшие будут трепетать перед ним и вытягиваться в струнку. Вместе с тем, однако, городничий не лишен и не которого добродушия: он обещает, например, похлопотать впоследствии за своих сослуживцев, между тем как жена его с пренебрежением заявляет, что «не всякой же мелюзге оказывать покровительство».

/В.Г. Белинский о Гоголе/

В основании "Ревизора" лежит та же идея, что и в "Ссоре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем": в том и другом произведении поэт выразил идею отрицания жизни, идею призрачности, получившую, под его художническим резцом, свою объективную действительность. Разница между ими не в основной идее, а в моментах жизни, схваченных поэтом, в индивидуальностях и положениях действующих лиц. Во втором произведении мы видим пустоту, лишенную всякой деятельности; в "Ревизоре" - пустоту, наполненную деятельностию мелких страстей и мелкого эгоизма. <...>

Так точно, на что нам знать подробности жизни городничего до начала комедии? Ясно и без того, что он в детстве был учен на медные деньги, играл в бабки, бегал по улицам, и как стал входить в разум, то получил от отца уроки в житейской мудрости, то есть в искусстве нагревать руки и хоронить концы в воду. Лишенный в юности всякого религиозного, нравственного и общественного образования, он получил в наследство от отца и от окружающего его мира следующее правило веры и жизни: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины, а для приобретения их - взяточничество, казнокрадство, низкопоклонничество и подличанье перед властями, знатностию и богатством, ломанье и скотская грубость перед низшими себя. Простая философия! Но заметьте, что в нем это не разврат, а его нравственное развитие, его высшее понятие о своих объективных обязанностях: он муж, следовательно, обязан прилично содержать жену; он отец, следовательно, должен дать хорошее приданое за дочерью, чтобы доставить ей хорошую партию и, тем устроив ее благосостояние, выполнить священный долг отца. Он знает, что средства его для достижения этой цели грешны перед Богом, но он знает это отвлеченно, головою, а не сердцем, и он оправдывает себя простым правилом всех пошлых людей: "Не я первый, не я последний, все так делают". Это практическое правило жизни так глубоко вкоренено в нем, что обратилось в правило нравственности; он почел бы себя выскочкою, самолюбивым гордецом, если бы, хоть позабывшись, повел себя честно в продолжение недели.<...>

Наш городничий был не из бойких от природы, и потому "все так делают" было слишком достаточным аргументом для успокоения его мозолистой совести; к этому аргументу присоединился другой, еще сильнейший для грубой и низкой души: "жена, дети, казенного жалованья не стаёт на чай и сахар". Вот вам и весь Сквозник-Дмухановский до начала комедии. <...> Конец "Ревизора" сделан поэтом опять не произвольно, но вследствие самой разумной необходимости: он хотел показать нам Сквозника-Дмухановского всего, как он есть, и мы видели его всего, как он есть. Но тут скрывается еще другая, не менее важная и глубокая причина, выходящая из сущности пьесы. <...>

"У страха глаза велики",- говорит мудрая русская пословица: удивительно ли, что глупый мальчишка, промотавшийся в дороге трактирный денди, был принят городничим за ревизора? Глубокая идея! Не грозная действительность, а призрак, фантом, или, лучше сказать, тень от страха виновной совести, должны были наказать человека призраков. Городничий Гоголя - не карикатура, не комический фарс, не преувеличенная действительность и в то же время нисколько не дурак, но, по-своему, очень и очень умный человек, который в своей сфере очень действителен, умеет ловко взяться за дело - своровать и концы в воду схоронить, подсунуть взятку и задобрить опасного ему человека. Его приступы к Хлестакову, во втором акте,- образец подьяческой дипломатии.

Итак, конец комедии должен совершиться там, где городничий узнаёт, что он был наказан призраком и что ему еще предстоит наказание со стороны действительности, или по крайней мере новые хлопоты и убытки, чтобы увернуться от наказания со стороны действительности. И потому приход жандарма с известием о приезде истинного ревизора прекрасно оканчивает пьесу и сообщает ей всю полноту и всю самостоятельность особого, замкнутого в самом себе мира. <...>

Многие находят страшною натяжкою и фарсом ошибку городничего, принявшего Хлестакова за ревизора, тем более что городничий - человек, по-своему, очень умный, то есть плут первого разряда. Странное мнение, или, лучше сказать, странная слепота, не допускающая видеть очевидность! Причина этого заключается в том, что у каждого человека есть два зрения - физическое, которому доступна только внешняя очевидность, и духовное, проникающее внутреннюю очевидность, как необходимость, вытекающую из сущности идеи. Вот когда у человека есть только физическое зрение, а он смотрит им на внутреннюю очевидность, то и естественно, что ошибка городничего ему кажется натяжкою и фарсом.

Представьте себе воришку-чиновника такого, каким вы знаете почтенного Сквозника-Дмухановского: ему виделись во сне две какие-то необыкновенные крысы, каких он никогда не видывал, - черные, неестественной величины - пришли, понюхали и пошли прочь. Важность этого сна для последующих событий была уже кем-то очень верно замечена. В самом деле, обратите на него все ваше внимание: им открывается цепь призраков, составляющих действительность комедии. Для человека с таким образованием, как наш городничий, сны - мистическая сторона жизни, и чем они несвязнее и бессмысленнее, тем для него имеют большее и таинственнейшее значение. Если бы, после этого сна, ничего важного не случилось, он мог бы и забыть его; но, как нарочно, на другой день он получает от приятеля уведомление, что "отправился -инкогнито из Петербурга чиновник с секретным предписанием обревизовать в губернии все относящееся по части гражданского управления". Сон в руку! Суеверие еще более запугивает и без того запуганную совесть; совесть усиливает суеверие.

Обратите особенное внимание на слова "инкогнито" и "с секретным предписанием". Петербург есть таинственная страна для нашего городничего, мир фантастический, которого форм он не может и не умеет себе представить. Нововведения в юридической сфере, грозящие уголовным судом и ссылкою за взяточничество и казнокрадство, еще более усугубляют для него фантастическую сторону Петербурга. Он уже допытывается у своего воображения, как приедет ревизор, чем он прикинется и какие пули будет он отливать, чтобы разведать правду. Следуют толки у честной компании об этом предмете. Судья-собачник, который берет взятки борзыми щенками и потому не боится суда, который на своем веку прочел пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен, находит причину присылки ревизора, достойную своего глубокомыслия и начитанности, говоря, что "Россия хочет вести войну, и потому министерия нарочно отправляет чиновника, чтоб узнать, нет ли где измены". Городничий понял нелепость этого предположения и отвечает: "Где нашему уездному городишке? Если б он был пограничным, еще бы как-нибудь возможно предположить, а то стоит черт знает где - в глуши... Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь". Засим он дает совет своим сослуживцам быть поосторожнее и быть готовыми к приезду ревизора; вооружается против мысли о грешках, то есть взятках, говоря, что "нет человека, который бы не имел за собою каких-нибудь грехов", что "это уже так самим Богом устроено" и что "волтерианцы напрасно против этого говорят"; следует маленькая перебранка с судьею о значении взяток; продолжение советов; ропот против проклятого инкогнито. "Вдруг заглянет: а! вы здесь, голубчики! А кто, скажет, здесь судья? - Тяпкин-Ляпкин. - А подать сюда Тяпкина-Ляпкина! А кто попечитель богоугодных заведений? - Земляника.- А подать сюда Землянику! Вот что худо!"...

В самом деле, худо! Входит наивный почтмейстер, который любит распечатывать чужие письма в надежде найти в них "разные этакие пассажи... назидательные даже... лучше, нежели в,Московских ведомостях"". Городничий дает ему плутовские советы "немножко распечатывать и прочитывать всякое письмо, чтобы узнать - не содержится ли в нем какого-нибудь донесения или просто переписки". Какая глубина в изображении! Вы думаете, что фраза "или просто переписки" бессмыслица или фарс со стороны поэта: нет, это неумение городничего выражаться, как скоро он хоть немного выходит из родных сфер своей жизни. И таков язык всех действующих лиц в комедии! Наивный почтмейстер, не понимая, в чем дело, говорит, что он и так это делает. "Я рад, что вы это делаете,- отвечает плут-городничий простяку-почтмейстеру, - это в жизни хорошо", и видя, что с ним обиняками не много возьмешь, напрямки просит его - всякое известие доставлять к нему, а жалобу или донесение просто задерживать. Судья потчует его собачонкою, но он отвечает, что ему теперь не до собак и зайцев: "У меня в ушах только и слышно, что инкогнито проклятое; так и ожидаешь, что вдруг отворятся двери и войдет..."



Загрузка...