emou.ru

Кто такой алексей пешков. Краткая биография М. Горького: жизнь и творчество. Пьеса «На дне». Анализ

Максим Горький (настоящее имя - Алексей Максимович Пешков). Родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде - умер 18 июня 1936 года в Горках Московской области. Русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

Начиная с 1918 года был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму.

Первоначально Горький скептически отнёсся к Октябрьской революции. Однако после нескольких лет культурной работы в Советской России (в Петрограде руководил издательством «Всемирная литература», ходатайствовал перед большевиками за арестованных) и жизни за рубежом в 1920-е годы (Берлин, Мариенбад, Сорренто), вернулся в СССР, где в последние годы жизни получил официальное признание как основатель социалистического реализма.

В начале двадцатого века был одним из идеологов богостроительства, в 1909 году помогал участникам этого течения содержать фракционную школу на острове Капри для рабочих, которую называл «литераторским центром богостроительства».

Алексей Максимович Пешков родился в Нижнем Новгороде, в семье столяра (по другой версии - управляющего астраханской конторой пароходства И. С. Колчина) - Максима Савватьевича Пешкова (1840-1871), который был сыном солдата, разжалованного из офицеров. М. С. Пешков в последние годы жизни работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Алеша Пешков заболел холерой в 4 года, отец сумел выходить его, но при этом заразился сам и не выжил; мальчик почти не помнил отца, но рассказы близких о нем оставили глубокий след - даже псевдоним «Максим Горький», по утверждению старых нижегородцев, был взят в память о Максиме Савватеевиче.

Мать - Варвара Васильевна, урождённая Каширина (1842-1879) - из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Дед Горького Савватий Пешков дослужился до офицера, но был разжалован и сослан в Сибирь «за жестокое обращение с нижними чинами», после чего записался в мещане. Его сын Максим пять раз убегал от отца и в 17 лет ушёл из дома навсегда. Рано осиротев, Алексей провёл детские годы в доме своего деда Каширина. С 11 лет вынужден был идти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской и др.

В 1884 году попытался поступить в Казанский университет. Познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой. В 1888 году - арестован за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находился под постоянным надзором полиции. В октябре 1888 года поступил сторожем на станцию Добринка Грязе-Царицынской железной дороги. Впечатления от пребывания в Добринке послужат основой для автобиографического рассказа «Сторож» и рассказа «Скуки ради».

В январе 1889 года, по личному прошению (жалобе в стихах), переведён на станцию Борисоглебск, затем весовщиком на станцию Крутая.

Весной 1891 года отправился странствовать и вскоре дошёл до Кавказа.

В 1892 году впервые выступил в печати с рассказом «Макар Чудра». Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в «Волжском вестнике», «Самарской газете», «Нижегородском листке» и др.

1895 год - «Челкаш», «Старуха Изергиль».

С октября 1897 года до середины января 1898 года жил в посёлке Каменка (ныне город Кувшиново Тверской области) на квартире у своего друга Николая Захаровича Васильева, работавшего на Каменской бумагоделательной фабрике и руководившего нелегальным рабочим марксистским кружком. Впоследствии жизненные впечатления этого периода послужили писателю материалом для романа «Жизнь Клима Самгина». 1898 год - Издательством Дороватского и А. П. Чарушникова выпущен первый том сочинений Горького. В те годы тираж первой книги молодого автора редко превышал 1000 экз. А. И. Богданович советовал выпустить первые два тома «Очерков и рассказов» М. Горького по 1200 экз. Издатели «рискнули» и выпустили больше. Первый том 1-го издания «Очерков и рассказов» вышел тиражом 3000 экз.

1899 год - роман «Фома Гордеев», поэма в прозе «Песня о Соколе».

1900-1901 год - роман «Трое», личное знакомство с , .

1900-1913 годы - участвует в работе издательства «Знание».

Март 1901 года - «Песня о Буревестнике» создана М. Горьким в Нижнем Новгороде. Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга; написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода.

В 1901 году M. Горький обратился к драматургии. Создаёт пьесы «Мещане» (1901), «На дне» (1902). В 1902 году он стал крёстным и приёмным отцом еврея Зиновия Свердлова, который взял фамилию Пешков и принял православие. Это было необходимо для того, чтобы Зиновий получил право жить в Москве.

21 февраля - избрание М. Горького в почётные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.

1904-1905 годы - пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Ва́рвары». Знакомится с Лениным. За революционную прокламацию и в связи с расстрелом 9 января арестован и заключён в Петропавловскую крепость. В защиту Горького выступили известные деятели искусства Герхарт Гауптман, Огюст Роден, Томас Харди, Джордж Мередит, итальянские писатели Грация Деледда, Марио Раписарди, Эдмондо де Амичис, композитор Джакомо Пуччини, философ Бенедетто Кроче и другие представители творческого и научного мира из Германии, Франции, Англии. В Риме прошли студенческие демонстрации. Под давлением общественности 14 февраля 1905 года освобождён под залог. Участник революции 1905-1907. В ноябре 1905 года вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.

1906 год, февраль - Горький с фактической женой, актрисой Марией Андреевой отправляются через Европу в Америку, где пробыли до осени. За границей писатель создаёт сатирические памфлеты о «буржуазной» культуре Франции и США («Мои интервью», «В Америке»). Вернувшись осенью в Россию, пишет пьесу «Враги», создаёт роман «Мать». В конце 1906 года из-за туберкулёза поселяется в Италии на острове Капри, где вместе с Андреевой прожил 7 лет (с 1906 по 1913). Поселился в престижной гостинице Quisisana. С марта 1909 года по февраль 1911 года проживал на вилле «Спинола» (ныне «Беринг»), останавливался на виллах (имеют памятные доски о его пребывании) «Блезиус» (с 1906 по 1909) и «Серфина» (ныне «Пьерина»). На Капри Горький пишет «Исповедь» (1908), где чётко обозначились его философские расхождения с Лениным и сближение с богостроителями Луначарским и Богдановым.

1907 год - делегат с правом совещательного голоса V съезда РСДРП.

1908 год - пьеса «Последние», повесть «Жизнь ненужного человека».

1909 год - повести «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».

1913 год - Горький редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издаёт первый сборник пролетарских писателей. Пишет «Сказки об Италии».

В конце декабря 1913 года, после объявления всеобщей амнистии по случаю 300-летия Романовых, Горький вернулся в Россию и поселился в Петербурге.

1914 год - основал журнал «Летопись» и издательство «Парус».

1912-1916 годы - M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести «Детство», «В людях». В 1916 году в издательстве «Парус» была опубликована автобиографическая повесть «В людях» и цикл очерков «По Руси». Последняя часть трилогии «Мои университеты» была написана в 1923 году.

1917-1919 годы - M. Горький ведёт большую общественную и политическую работу, критикует методы большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, спасает ряд её представителей от репрессий большевиков и голода.

1921 год - отъезд M. Горького за границу. Официальной причиной отъезда было возобновление его болезни и необходимость, по настоянию Ленина, лечиться за границей. По другой версии Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с установившейся властью. В 1921-1923 гг. жил в Гельсингфорсе (Хельсинки), Берлине, Праге.

1925 год - роман «Дело Артамоновых».

1928 год - по приглашению Советского правительства и лично первый раз приезжает в СССР и совершает 5-недельную поездку по стране: Курск, Харьков, Крым, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, во время которой Горькому показывают достижения СССР, которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу». Но в СССР не остается, уезжает обратно в Италию.

1929 год - второй раз приезжает в СССР и 20-23 июня посещает Соловецкий лагерь особого назначения, и пишет хвалебный отзыв о его режиме. 12 октября 1929 года Горький уезжает обратно в Италию.

1932 год, март, - две центральные советские газеты «Правда» и «Известия» одновременно напечатали статью-памфлет Горького под названием, которое стало крылатой фразой - «С кем вы, мастера культуры?».

1932 год, октябрь, - Горький окончательно возвращается в Советский Союз. Правительство предоставило ему бывший особняк Рябушинского на Спиридоновке, дачи в Горках и в Теселли (Крым). Здесь же он получает заказ Сталина - подготовить почву для 1-го съезда советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создаётся множество газет и журналов: книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия», журнал «Литературная учёба», он пишет пьесы «Егор Булычёв и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933).

1934 год - Горький проводит I Всесоюзный съезд советских писателей, выступает на нём с основным докладом.

1934 год - соредактор книги «Канал имени Сталина».

В 1925-1936 годах пишет роман «Жизнь Клима Самгина», который остался не окончен.

11 мая 1934 года неожиданно умирает сын Горького - Максим Пешков. M. Горький умер 18 июня 1936 года в Горках, пережив сына чуть более чем на два года. После смерти был кремирован, прах был помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве. Перед кремацией мозг М. Горького был извлечён и доставлен в московский Институт мозга для дальнейшего изучения.

Обстоятельства смерти Максима Горького и его сына многими считаются «подозрительными», ходили слухи об отравлении, которые, впрочем, не нашли подтверждения.

27 мая 1936 года после посещения могилы сына, Горький простудился на холодной ветреной погоде и заболел. Проболел три недели, и 18 июня скончался. На похоронах, в числе прочих, гроб с телом Горького несли и Сталин. Интересно, что среди других обвинений Генриха Ягоды на Третьем Московском процессе 1938 года было обвинение в отравлении сына Горького. Согласно допросам Ягоды, Максим Горький был убит по приказу , а убийство сына Горького, Максима Пешкова, было его личной инициативой. Некоторые публикации в смерти Горького обвиняют Сталина. Важным прецедентом медицинской стороны обвинений в «деле врачей» был Третий московский процесс (1938), где среди подсудимых были три врача (Казаков, Левин и Плетнёв), обвинявшиеся в убийствах Горького и других.

Личная жизнь Максима Горького:

Жена в 1896-1903 гг. - Екатерина Павловна Пешкова (урождённая Волжина) (1876-1965). Развод официально не оформлялся.

Сын - Максим Алексеевич Пешков (1897-1934), его жена Введенская, Надежда Алексеевна («Тимоша»).

Внучка - Пешкова, Марфа Максимовна, её муж Берия, Серго Лаврентьевич.

Правнучки - Нина и Надежда.

Правнук - Сергей (носили фамилию «Пешков» из-за судьбы Берии).

Внучка - Пешкова, Дарья Максимовна, её муж Граве, Александр Константинович.

Правнук - Максим.

Правнучка - Екатерина (носят фамилию Пешковы).

Праправнук - Алексей Пешков, сын Екатерины.

Дочь - Екатерина Алексеевна Пешкова (1898-1903).

Приёмный и крёстный сын - Пешков, Зиновий Алексеевич, брат Якова Свердлова, крестник Горького, взявший его фамилию, и де факто приёмный сын, его жена Лидия Бураго.

Фактическая жена в 1903-1919 г.г. - Мария Фёдоровна Андреева (1868-1953) - актриса, революционерка, советский государственный и партийный деятель.

Приёмная дочь - Екатерина Андреевна Желябужская (отец - действительный статский советник Желябужский, Андрей Алексеевич).

Приёмный сын - Желябужский, Юрий Андреевич (отец - действительный статский советник Желябужский, Андрей Алексеевич).

Сожительница в 1920-1933 гг. - Будберг, Мария Игнатьевна (1892-1974) - баронесса, авантюристка.

Романы Максима Горького:

1899 - «Фома Гордеев»
1900-1901 - «Трое»
1906 - «Мать» (вторая редакция - 1907)
1925 - «Дело Артамоновых»
1925-1936- «Жизнь Клима Самгина».

Повести Максима Горького:

1894 - «Горемыка Павел»
1900 - «Мужик. Очерки» (осталась неоконченной, третья глава при жизни автора не печаталась)
1908 - «Жизнь ненужного человека».
1908 - «Исповедь»
1909 - «Лето»
1909 - «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».
1913-1914 - «Детство»
1915-1916 - «В людях»
1923 - «Мои университеты»
1929 - «На краю Земли».

Рассказы и очерки Максима Горького:

1892 - «Девушка и смерть» (поэма-сказка, опубликована в июле 1917 в газете «Новая жизнь»)
1892 - «Макар Чудра»
1892 - «Емельян Пиляй»
1892 - «Дед Архип и Лёнька»
1895 - «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» (поэма в прозе)
1897 - «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».
1898 - «Очерки и рассказы» (сборник)
1899 - «Двадцать шесть и одна»
1901 - «Песня о Буревестнике» (поэма в прозе)
1903 - «Человек» (поэма в прозе)
1906 - «Товарищ!», «Мудрец»
1908 - «Солдаты»
1911 - «Сказки об Италии»
1912-1917 - «По Руси» (цикл рассказов)
1924 - «Рассказы 1922-1924 годов»
1924 - «Заметки из дневника» (цикл рассказов)
1929 - «Соловки» (очерк).

Пьесы Максима Горького:

1901 - «Мещане»
1902 - «На дне»
1904 - «Дачники»
1905 - «Дети солнца»
1905 - «Варвары»
1906 - «Враги»
1908 - «Последние»
1910 - «Чудаки»
1910 - «Дети» («Встреча»)
1910 - «Васса Железнова» (2-я редакция - 1933; 3-я редакция - 1935)
1913 - «Зыковы»
1913 - «Фальшивая монета»
1915 - «Старик» (поставлена 1 января 1919 г. на сцене Государственного Академического Малого театра; опубл. 1921 в Берлине).
1930-1931 - «Сомов и другие»
1931 - «Егор Булычов и другие»
1932 - «Достигаев и другие».

Публицистика Максима Горького:

1906 - «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты)
1917-1918 - цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием).
1922 - «О русском крестьянстве».

Действительно, о ранних годах Алексея Максимовича Горького (Пешкова) известно лишь из написанных им самим автобиографий (существуют в нескольких вариантах) и художественных произведений - автобиографической трилогии: «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Насколько «свинцовые мерзости дикой русской жизни», изложенные в упомянутых произведениях, соответствуют реальности, а насколько являются литературным вымыслом автора – неизвестно и по сей день. Мы можем лишь сопоставлять тексты ранних автобиографий Горького с другими его художественными текстами, но говорить о достоверности этих сведений также не приходится.

По воспоминаниям Владислава Ходасевича, Горький как-то со смехом рассказывал, как один ловкий нижегородский издатель «книг для народа» уговаривал его написать свою биографию, приговаривая: «Жизнь ваша, Алексей Максимович, - чистые денежки».

Похоже, что писатель воспользовался этим советом, но прерогативу заработать эти «денежки» оставил за собой.

В своей первой автобиографии 1897 года, написанной по просьбе литературоведа и библиографа С.А.Венгерова, М.Горький так писал о своих родителях:

«Отец - сын солдата, мать - мещанка. Дед со стороны отца был офицером, разжалован Николаем Первым за жестокое обращение с нижними чинами. Это был человек настолько крутой, что мой отец с десятилетнего возраста до семнадцати лет пять раз бегал от него. Последний раз отцу удалось убежать из семьи своей навсегда, - он пешком пришёл из Тобольска в Нижний и здесь поступил в ученики к драпировщику. Очевидно, у него были способности и он был грамотен, ибо уже двадцати двух лет пароходство Колчина (ныне Карповой) назначило его управляющим своей конторой в Астрахань, где в 1873 году он и умер от холеры, которой заразился от меня. По рассказам бабушки, отец был умный, добрый и очень весёлый человек.»

Горький А.М. Полное собрание сочинений, т. 23, с. 269

В последующих автобиографиях писателя существует очень большая путаница в датах и несоответствия документально подтверждённым фактам. Даже с днём и годом своего рождения Горький не может определиться однозначно. В автобиографии 1897 года он указывает дату 14 марта 1869 года, в следующем варианте (1899 год) – «родился 14 марта то ли 1867, то ли 1868 года».

Документально установлено, что А.М. Пешков родился 16 (28) марта 1868 года в городе Нижний Новгород. Отец - столяр-краснодеревщик Максим Савватиевич Пешков (1839-1871), сын офицера, разжалованного в солдаты. Мать - Варвара Васильевна (1844-1879), урожденная Каширина, дочь состоятельного купца, владельца красильного заведения, который был цеховым старшиной и не раз избирался депутатом Нижегородской думы. Несмотря на то, что родители Горького обвенчались вопреки желанию отца невесты, конфликт между семьями вскоре был благополучно разрешен. Весной 1871 года М.С.Пешков был назначен управляющим конторой пароходства Колчина, и молодая семья переехала из Нижнего Новгорода в Астрахань. Вскоре отец умер от холеры, и мать с Алексеем возвратились в Нижний.

Дату смерти отца и возвращения матери в семью Кашириных сам Горький относит сперва к лету 1873 года, потом - к осени 1871. В автобиографиях разнятся и сведения о жизни Горького «в людях». Например, в одном варианте он сбежал из магазина обуви, где работал «мальчиком», в другом, повторённом позднее в повести «В людях» (1916), обварился щами и его от сапожника забрал дед и т.д., и т.п.…

В автобиографических произведениях, написанных уже зрелым писателем, в период с 1912 по 1925 год, литературный вымысел тесно переплетён с детскими воспоминаниями и ранними впечатлениями ещё несформировавшейся личности. Словно движимый давними детскими обидами, которые за всю жизнь оказался не в состоянии пережить, Горький подчас намеренно сгущает краски, добавляет излишнего драматизма, пытаясь снова и снова оправдать однажды избранный псевдоним.

В Автобиографии 1897 года почти тридцатилетний писатель позволяет себе так выразиться о родной матери:

Неужели он всерьёз полагал, что взрослая женщина могла считать маленького сына причиной смерти любимого человека? Обвинять ребёнка в своей несложившейся личной жизни?

В повести «Детство» (1912-1913) Горький выполняет явный социальный заказ русской прогрессивной общественности начала ХХ века: хорошим литературным языком описывает бедствия народа, не забывая присовокупить сюда и личные детские обиды.

Стоит вспомнить, с какой нарочитой антипатией описан на страницах повести отчим Алёши Пешкова Максимов, который не дал мальчику ничего хорошего, но и не сделал ничего плохого. Второй брак матери однозначно расценен героем «Детства» как предательство, а сам писатель не пожалел ни язвительности, ни мрачных красок для описания родственников отчима – обедневших дворян. Варваре Васильевне Пешковой-Максимовой на страницах произведений её знаменитого сына отказано даже в той светлой, во многом мифологизированной памяти, которая сохранилась к рано умершему отцу.

Дед Горького, всеми уважаемый цеховой старшина В. В. Каширин, и вовсе предстаёт перед читателем в образе некоего монстра, которым можно пугать непослушных детей. Скорее всего, Василий Васильевич имел взрывной, деспотичный характер и был мало приятен в общении, но внука он по-своему любил, искренне заботился об его воспитании и образовании. Дед сам обучил шестилетнего Алёшу сначала церковно-славянской грамоте, затем – современной, гражданской. В 1877 году он отдал внука в Нижегородское Кунавинское училище, где тот проучился до 1879 года, получив при переходе в III класс похвальную грамоту за «отличные перед прочими успехи в науках и благонравие». То есть, два класса училища будущий писатель всё-таки закончил, да ещё и с отличием. В одной из своих автобиографий Горький уверяет, что посещал школу около пяти месяцев, получал одни «двойки», учёбу, книги и любые печатные тексты, вплоть до паспорта, искренне ненавидел.

Что это? Обида на своё не такое уж «беспросветное» прошлое? Добровольное самоуничижение или способ уверить читателя в том, что и «от осинки родятся апельсинки»? Желание представить себя абсолютным «самородком», человеком, который сделал себя сам, было присуще многим «пролетарским» писателям и поэтам. Даже С.А. Есенин, получив приличное образование в учительской школе, работал корректором в московской типографии, посещал занятия в народном университете Шанявского, но всю жизнь, повинуясь политической моде, стремился выставить себя безграмотным «мужиком» и деревенщиной…

Единственным светлым пятном на фоне всеобщего «тёмного царства» автобиографических повестей Горького выступают отношения с бабушкой, Акулиной Ивановной. Очевидно, эта безграмотная, но добрая и честная женщина смогла полностью заменить в сознании мальчика «предавшую» его мать. Она отдала внуку всю свою любовь и участие, быть может, разбудила в душе будущего писателя стремление видеть красоту за окружающей его серой действительностью.

Дед Каширин вскоре разорился: раздел семейного предприятия с сыновьями и последующие неудачи в делах привели его к полной нищете. Не умея пережить удар судьбы, он заболел душевной болезнью. Одиннадцатилетний Алёша вынужден был оставить училище и отправиться «в люди», то есть обучаться какому-нибудь ремеслу.

С 1879 по 1884 год он побывал «мальчиком» в обувной лавке, учеником в чертёжной и иконописной мастерских, судомойкой на камбузах пароходов «Пермь» и «Добрый». Здесь произошло событие, которое сам Алексей Максимович склонен считать «стартовым» на своём пути к Максиму Горькому: знакомство с поваром по фамилии Смурый. Этот замечательный в своем роде кок, несмотря на малограмотность, был одержим страстью к собиранию книг, преимущественно в кожаных переплётах. Диапазон его «кожаного» собрания оказался весьма своеобразен - от готических романов Анны Радклиф и поэм Некрасова до литературы на малорусском языке. Благодаря этой, по словам писателя, «самой странной библиотеке в мире» (Автобиография, 1897), Алёша Пешков пристрастился к чтению и «читал все, что попадало под руку»: Гоголя, Некрасова, Скотта, Дюма, Флобера, Бальзака, Диккенса, журналы «Современник» и «Искра», лубочные книжки и франкмасонскую литературу.

Однако, если верить самому же Горькому, читать книги он начал гораздо раньше. В его автобиографии есть упоминание, что с десяти лет будущий писатель вёл дневник, в который заносил впечатления не только от жизни, но и от прочитанных книг. Согласитесь, трудно представить себе подростка, живущего убогой жизнью прислуги, торговца, посудомойки, но одновременно ведущего дневниковые записи, читающего серьёзную литературу и мечтающего поступить в университет.

Подобные фантазийные «несостыковки», достойные воплощения в советском кинематографе середины 1930-х годов («Светлый путь», «Весёлые ребята» и т.д.), постоянно присутствуют на страницах «автобиографических» произведений М.Горького.

В 1912-1917 годах, ещё до Главполитпросвета и Наркомпроса, революционный писатель уже прочно встал на путь, названный впоследствии «соцреализмом». Он отлично знал, что и как следует отображать в своих произведениях, чтобы вписаться в грядущую действительность.

В 1884 году «босяк» Алексей Пешков на самом деле отправился в Казань с намерением поступить в университет:

Откуда пятнадцатилетний Пешков узнал о существовании университета, почему решил, что его туда могут принять – тоже загадка. Живя в Казани, он общался не только с «бывшими людьми» - бродягами и проститутками. В 1885 году подручный пекаря Пешков начал посещать кружки самообразования (чаще – марксистского толка), студенческие сходки, пользоваться библиотекой нелегальных книг и прокламаций при булочной Деренкова, который взял его на работу. Вскоре появился и наставник - один из первых марксистов в России Николай Федосеев...

И вдруг, уже нащупав «судьбоносную» революционную жилу, 12 декабря 1887 года Алексей Пешков пытается покончить с собой (простреливает себе легкое). Причину этого одни биографы находят в его неразделённой любви к сестре Деренкова Марии, другие - в начавшихся репрессиях против студенческих кружков. Эти объяснения представляются формальными, поскольку совсем не подходят к психофизическому складу Алексея Пешкова. По природе своей он был борец, и все препоны на пути только освежали его силы.

Некоторые биографы Горького считают, что причиной его неудачного самоубийства могла быть внутренняя борьба в душе молодого человека. Под влиянием бессистемно прочитанных книг и марксистских идей шла переформировка сознания будущего писателя, вытеснение из него того мальчика, который начал жизнь с церковно-славянской грамоты, а тут навалился бес рационалистического материализма…

Этот «бес» мелькнул, кстати, в прощальной записке Алексея:

Чтобы осилить избранный путь, Алексею Пешкову предстояло стать другим человеком, и он им стал. Здесь невольно приходит на память фрагмент из «Бесов» Достоевского: «...в последнее время он замечен был в самых невозможных странностях. Выбросил, например, из квартиры своей два хозяйские образа и один из них изрубил топором; в своей же комнате разложил на подставках, в виде трех налоев, сочинения Фохта, Молешотта и Бюхнера и пред каждым налоем зажигал восковые церковные свечки».

За попытку самоубийства Казанская духовная консистория отлучила Пешкова от Церкви на семь лет.

Летом 1888 года Алексей Пешков начал свое знаменитое четырехлетнее «хождение по Руси», чтобы возвратиться из него уже Максимом Горьким. Поволжье, Дон, Украина, Крым, Кавказ, Харьков, Курск, Задонск (где посетил Задонский монастырь), Воронеж, Полтава, Миргород, Киев, Николаев, Одесса, Бессарабия, Керчь, Тамань, Кубань, Тифлис - вот неполный перечень маршрутов его путешествий.

За время странничества он работал грузчиком, железнодорожным сторожем, мойщиком посуды, батрачил в деревнях, добывал соль, был избит мужиками и лежал в больнице, служил в ремонтных мастерских, несколько раз подергался аресту - за бродяжничество и за революционную пропаганду. «Поливаю из ведрышка просвещения доброкачественными идейками, и таковые приносят известные результаты», - писал А.Пешков в это время одному из своих адресатов.

В эти же годы Горький пережил увлечение народничеством, толстовством (в 1889 году заезжал в Ясную Поляну с намерением попросить у Льва Толстого участок земли для «земледельческой колонии», но их встреча не состоялась), переболел учением Ницше о сверхчеловеке, которое навсегда оставило в его воззрениях свои «оспины».

Начало

Первый рассказ «Макар Чудра», подписанный новым именем - Максим Горький, вышел в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» и ознаменовал своим появлением конец странничества. Горький вернулся в Нижний Новгород. Своим литературным крестным отцом он считал Владимира Короленко. По его протекции с 1893 года начинающий писатель публикует очерки в приволжских газетах, а через несколько лет становится постоянным сотрудником «Самарской газеты». Здесь вышло более двухсот его фельетонов за подписью Иегудиил Хламида, а также рассказы «Песня о Соколе», «На плотах», «Старуха Изергиль» и др. В редакции «Самарской газеты» Горький познакомился с корректором Екатериной Павловной Волжиной. Успешно преодолев сопротивление матери браку дочери-дворянки с «нижегородским цеховым», в 1896 году Алексей Максимович с ней обвенчался.

В следующем году, несмотря на обострившийся туберкулез и заботы с рождением сына Максима, Горький выпускает новые повести и рассказы, большинство из которых станут хрестоматийными: «Коновалов», «Зазубрина», «Ярмарка в Голтве», «Супруги Орловы», «Мальва», «Бывшие люди» и др. Вышедший в Петербурге первый двухтомник Горького «Очерки и рассказы» (1898) имел небывалый успех и в России, и за рубежом. Спрос на него был столь велик, что тут же потребовалось повторное издание - выпущено в 1899 году в трёх томах. Свою первую книгу Горький послал А.П. Чехову, перед которым благоговел. Тот откликнулся более чем щедрым комплиментом: «Талант несомненный, и притом настоящий, большой талант».

В этом же году дебютант приехал в Петербург и вызвал столичные овации: восторженная публика в его честь устраивала банкеты, литературные вечера. Его приветствовали люди из самых разных станов: критик-народник Николай Михайловский, декаденты Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, академик Андрей Николаевич Бекетов (дед Александра Блока), Илья Репин, написавший его портрет... «Очерки и рассказы» воспринимались как рубеж общественного самоопределения, и Горький сразу же стал одним из самых влиятельных и популярных русских писателей. Разумеется, интерес к нему подогревался и легендарной биографией Горького-босяка, Горького-самородка, Горького-страдальца (к этому времени он уже несколько раз побывал в тюрьме за революционную деятельность и состоял под надзором полиции)...

«Властитель дум»

«Очерки и рассказы», а также начавший выходить в издательстве «Знание» четырехтомник писателя «Рассказы», произвели на свет огромную критическую литературу - с 1900 по 1904 год о Горьком вышла 91 книга! Такой славы при жизни не имели ни Тургенев, ни Лев Толстой, ни Достоевский. В чём же причина?

В конце XIX - начале XX веков на фоне декадентства (упадничества), как реакция на него, стали укореняться две мощные магнетические идеи: культ сильной личности, внушённый Ницше и социалистическое переустройство мира (Маркс). Это были идеи эпохи. А Горький, исходивший пешком всю Россию, с гениальным чутьем зверя ощущал ритмы своего времени и запахи новых идей, носящихся в воздухе. Художественное слово Горького, выйдя за пределы искусства, «открывало новый диалог с действительностью» (Петр Палиевский). Писатель-новатор ввел в литературу несвойственный русским классикам наступательный стиль, призванный вторгнуться в реальность и радикально изменить жизнь. Он привёл и нового героя – «талантливого выразителя протестующей массы», как писала газета «Искра». Героико- романтические притчи «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» (1901) стали революционными воззваниями в поднимающемся пролетарском движении. Критики предыдущего поколения обвиняли Горького в апологии босячества, в проповеди индивидуализма Ницше. Но они спорили с волей самой истории, а потому проиграли этот спор.

В 1900 году Горький вступил в издательское товарищество «Знание» и десять лет был его идейным руководителем, объединив вокруг себя писателей, которых считал «передовыми». С его подачи здесь выходили книги Серафимовича, Леонида Андреева, Бунина, Скитальца, Гарина-Михайловского, Вересаева, Мамина-Сибиряка, Куприна и др. Общественная работа ничуть не тормозила творческую: в журнале «Жизнь» публикуются рассказ «Двадцать шесть и одна» (1899), романы «Фома Гордеев» (1899), «Трое» (1900-1901).

25 февраля 1902 года тридцатичетырехлетнего Горького избирают почетным академиком по разряду изящной словесности, однако выборы были признаны недействительными. Подозревая Академию Наук в сговоре с властями, Короленко и Чехов в знак протеста отказались от звания почетных академиков.

В 1902 году «Знание» отдельным изданием выпускает первую пьесу Горького «Мещане», премьера которой состоялась в том же году в знаменитом Московском художественном театре (МХТ), через полгода здесь же - триумфальная премьера пьесы «На дне». Пьеса «Дачники» (1904) через несколько месяцев была сыграна в модном петербургском театре Веры Комиссаржевской. Впоследствии на этой же сцене были осуществлены постановки новых пьес Горького: «Дети солнца» (1905) и «Варвары» (1906).

Горький в революции 1905 года

Напряженная творческая работа не помешала писателю сблизиться перед первой русской революцией с большевиками и «Искрой». Горький устраивал для них сборы денежных средств и сам вносил в партийную кассу щедрые пожертвования. В этой привязанности, видимо, не последнюю роль сыграла одна из самых красивых актрис МХТ Мария Федоровна Андреева, убежденная марксистка, тесно связанная с РСДРП. В 1903 году она стала гражданской женой Горького. Она же привела к большевикам и мецената Савву Морозова, её горячего поклонника и почитателя таланта М. Горького. Богатый московский промышленник, финансировавший МХТ, он стал отпускать значительные суммы и на революционное движение. В 1905 году Савва Морозов на почве психического расстройства застрелился в Ницце. Немирович-Данченко объяснял это так: «Человеческая природа не выносит двух равносильных противоположных страстей. Купец... должен быть верен своей стихии» . Образ Саввы Морозова и его странное самоубийство нашли своё отражение на страницах позднего романа М.Горького «Жизнь Клима Самгина».

Горький принимал активное участие в событиях 8-9 января 1905 года, до сих пор так и не нашедших своей внятной исторической версии. Известно, что в ночь на 9 января писатель вместе с группой интеллигентов посетил председателя кабинета министров С.Ю. Витте, чтобы предотвратить готовящееся кровопролитие. Возникает вопрос: откуда Горький знал, что кровопролитие будет? Шествие рабочих изначально планировалось, как мирная демонстрация. Но в столице было введено военное положение, в то же самое время на квартире Горького укрывался сам Г.А. Гапон…

Вместе с группой большевиков Максим Горький участвовал в шествии рабочих к Зимнему дворцу и стал свидетелем разгона демонстрации. В этот же день он написал воззвание «Ко всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств». Писатель обвинял министров и Николая II «в предумышленном и бессмысленном убийстве множества русских граждан». Что мог противопоставить силе художественного слова Горького несчастный монарх? Оправдываться своим отсутствием в столице? Свалить вину за расстрел на дядю – Петербургского генерал-губернатора? Во многом благодаря Горькому, Николай II получил своё прозвище Кровавый, авторитет монархии в глазах народа был подорван навсегда, а «буревестник революции» обрёл статус правозащитника и борца за народ. Учитывая раннюю осведомлённость Горького о готовящихся событиях, всё это выглядит странно и напоминает тщательно спланированную провокацию…

11 января Горький был арестован в Риге, доставлен в Петербург и заключен в отдельную камеру Трубецкого бастиона Петропавловской крепости как государственный преступник. За месяц, проведённый в одиночке, им написана пьеса «Дети солнца», задуман роман «Мать» и пьеса «Враги». В защиту пленённого Горького тут же выступили Герхард Гауптман, Анатоль Франс, Огюст Роден, Томас Гарди и др. Европейский шум вынудил правительство освободить его и прекратить дело «по амнистии».

Вернувшись в Москву, Горький начал публикацию своих «Заметок о мещанстве» (1905) в большевистской газете «Новая жизнь», в которых осудил "достоевщину" и "толстовство", называя проповедь непротивления злу и нравственного совершенствования мещанской. Во время декабрьского восстания 1905 года московская квартира Горького, охраняемая кавказской дружиной, стала центром, куда свозилось оружие для боевых отрядов и доставлялась вся информация.

Первая эмиграция

После подавления московского восстания из-за угрозы нового ареста в начале 1906 года Горький и Андреева эмигрировали в Америку, где занялись сбором денег для большевиков. Горький протестовал против предоставления царскому правительству иностранных займов для борьбы с революцией, опубликовав воззвание «Не давайте денег русскому правительству». Соединенные Штаты, не позволяющие себе никакого либерализма, когда дело касается защиты своей государственности, развернули газетную кампанию против Горького как носителя «революционной заразы». Поводом послужил его неофициальный брак с Андреевой. Ни один отель не согласился принять Горького и сопровождающих его людей. Он поселился, благодаря рекомендательному письму Исполнительного комитета РСДРП и личной записке Ленина, у частных лиц.

Во время своего турне по Америке Горький выступал на митингах, давал интервью, познакомился с Марком Твеном, Гербертом Уэллсом, другими известными деятелями, с помощью которых создавалось общественное мнение о царском правительстве. На революционные нужды удалось собрать всего 10 тысяч долларов, зато более серьезным результатом его поездки стал отказ США предоставить России заём в полмиллиарда долларов. Там же Горьким были написаны публицистические работы «Мои интервью» и «В Америке» (которую он назвал страной «жёлтого дьявола»), а также пьеса «Враги» и роман «Мать» (1906). В последних двух вещах (советская критика их долго называла «художественными уроками первой русской революции») многие русские литераторы увидели «конец Горького».

«Какая уж это литература! - писала Зинаида Гиппиус. - Даже не революция, а русская социал-демократическая партия сжевала Горького без остатка». Александр Блок справедливо называл «Мать» - художественно слабой, а «Мои интервью» - плоскими и неинтересными.

Через полгода Максим Горький покинул США и поселился на основе Капри (Италия), где прожил до 1913 года. Итальянский дом Горького стал прибежищем для многих русских политэмигрантов и местом паломничества для его почитателей. В 1909 году на Капри была организована партийная школа для рабочих, присылаемых из России партийными организациями. Горький читал здесь лекции по истории русской литературы. Приезжал в гости к Горькому и Ленин, с которым писатель познакомился на 5-м (Лондонском) съезде РСДРП и с тех пор вел переписку. В то время Горький был ближе к Плеханову и Луначарскому, представлявшими марксизм как новую религию с откровением о «реальном боге» - пролетарском коллективе. В этом они расходились с Лениным, у которого слово "Бог" в любых интерпретациях вызывало ярость.

На Капри, помимо огромного количества публицистических работ, Горьким были написаны повести «Жизнь ненужного человека», «Исповедь» (1908), «Лето» (1909), «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910), пьесы «Последние» (1908), «Встреча» (1910), «Чудаки», «Васса Железнова» (1910), цикл рассказов «Жалобы», автобиографическая повесть «Детство» (1912-1913), а также рассказы, которые позже войдут в цикл «По Руси» (1923). В 1911 году Горький начал работать над сатирой «Русские сказки» (закончил в 1917-м), в которых разоблачал черносотенство, шовинизм, декадентство.

Возвращение в Россию

В 1913 году, в связи с 300-летием Дома Романовых, была объявлена политическая амнистия. Горький вернулся в Россию. Поселившись в Петербурге, он начинает большую издательскую деятельность, что отодвинуло художественное творчество на второй план. Издает «Сборник пролетарских писателей» (1914), организует издательство «Парус», выпускает журнал «Летопись», который с самого начала Первой мировой войны занял антимилитаристскую позицию и выступал против «мировой бойни» - здесь Горький сходился с большевиками. В списке сотрудников журнала числились писатели самых разных направлений: Бунин, Тренев, Пришвин, Луначарский, Эйхенбаум, Маяковский, Есенин, Бабель и др. В это же время написана вторая часть его автобиографической прозы «В людях» (1916).

1917 год и вторая эмиграция

В 1917 году взгляды Горького резко разошлись с большевистскими. Октябрьский переворот он считал политической авантюрой и опубликовал в газете «Новая жизнь» цикл очерков о событиях 1917-1918 годов, где нарисовал страшные картины одичания нравов в охваченном красным террором Петрограде. В 1918 году очерки вышли отдельным изданием «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре». Газета «Новая жизнь» тут же была закрыта властями как контрреволюционная. Самого Горького не тронули: слава «буревестника революции» и личное знакомство с Лениным позволяло ему, что называется, открывать дверь ногой в кабинеты всех высокопоставленных товарищей. В августе 1918 года Горький организует издательство «Всемирная литература», которое в самые голодные годы кормило многих русских писателей переводами и редакторской работой. По инициативе Горького была создана и Комиссия по улучшению быта ученых.

Как свидетельствует Владислав Ходасевич, в эти трудные времена в квартире Горького с утра до ночи шла толчея:

Только однажды мемуарист видел, как Горький отказал в просьбе клоуну Дельвари, который просил писателя стать крёстным отцом его ребёнка. Это противоречило старательно созданному имиджу «буревестника революции», и портить себе биографию Горький не собирался.

На фоне растущего красного террора все более углублялось скептическое отношение писателя к возможности «строительства социализма и коммунизма» в России. Его авторитет среди политбоссов начал падать, особенно после ссоры с всесильным комиссаром Северной столицы Г.Е. Зиновьевым. Против него была направлена драматическая сатира Горького «Работяга Словотёков», поставленная в петроградском Театре народной комедии в 1920 году и сразу же запрещенная прототипом главного героя.

16 октября 1921 года Максим Горький покинул Россию. Сначала жил в Германии и Чехословакии, а в 1924 году поселился на вилле в Сорренто (Италия). Положение у него было двойственное: с одной стороны, он довольно резко критиковал советскую власть за нарушение свободы слова и запреты на инакомыслие, а с другой - противостоял абсолютному большинству русской политической эмиграции своей приверженностью к идее социализма.

В это время полновластной хозяйкой горьковского дома стала «русская Мата-Хари» - Мария Игнатьевна Бенкендорф (впоследствии баронесса Будберг). К примирению с Советской Россией, по утверждению Ходасевича, Горького склоняла именно Мария Игнатьевна. Не удивительно: она, как выяснилось, была агентом ИНО ОГПУ.


Горький с сыном

При Горьком жил со своей семьей его сын Максим, непременно кто-то гостил - русские эмигранты и советские вожди, именитые иностранцы и почитатели таланта, просители и начинающие литераторы, беглецы из советской России и просто странники. Судя по многим воспоминаниям, в денежной помощи Горький никогда никому не отказывал. Достаточные средства для содержания дома и семьи Горькому могли дать только большие тиражи российских изданий. В эмиграции же на большие тиражи не могли рассчитывать даже такие фигуры, как Деникин и Врангель. Ссориться с Советами «пролетарскому» писателю было не с руки.

В период своей второй эмиграции ведущим жанром Горького стала художественная мемуаристика. Он дописал третью часть своей автобиографии «Мои университеты», воспоминания о В.Г. Короленко, Л.Н. Толстом, Л.Н. Андрееве, А.П. Чехове, Н.Г Гарине-Михайловском и др. В 1925 году Горький закончил роман «Дело Артамоновых» и начал работу над грандиозной эпопеей «Жизнь Клима Самгина» - о русской интеллигенции в переломный период русской истории. Несмотря на то, что это произведение осталось незавершенным, многие критики считают его центральным в творчестве писателя.

В 1928 году Максим Горький вернулся на Родину. Встретили его с большим почётом. На государственном уровне было организовано его турне по советской стране: Юг России, Украина, Кавказ, Поволжье, новые стройки, Соловецкие лагеря…Все это произвело на Горького грандиозное впечатление, что отразилось в его книге «По Союзу Советов» (1929) В Москве писателю выделили для жилья знаменитый особняк Рябушинского, для отдыха - дачи в Крыму и под Москвой (Горки), для поездок в Италию и Крым - специальный вагон. Начались многочисленные переименования улиц и городов (Нижний Новгород был назван Горьким), 1 декабря 1933 года в ознаменование 40-летия литературной деятельности Максима Горького был открыт первый в России Литературный институт, названный его именем. По инициативе писателя организуются журналы «Наши достижения», «Литературная учёба», создается знаменитая серия «Библиотека поэта», образован Союз писателей и т.д.

Последние годы жизни Максима Горького, а также гибель его сына и смерть самого писателя, овеяны всевозможными слухами, догадками и легендами. Сегодня, когда открыты многие документы, стало известно, что после возвращения на Родину Горький находился под жесткой опекой ГПУ, возглавляемого Г.Г. Ягодой. Секретарь Горького П.П. Крючков, связанный с органами, вёл все его издательские и денежные дела, стараясь изолировать писателя от советской и мировой общественности, поскольку Горькому далеко не все нравилось в «новой жизни». В мае 1934 года при загадочных обстоятельствах погиб его любимый сын Максим.

А.М. Горький и Г.Г. Ягода

В своих мемуарах Ходасевич вспоминает, что еще в 1924 году через Екатерину Павловну Пешкову Максима приглашал вернуться в Россию Феликс Дзержинский, предлагая работу в своем ведомстве Горький этого не допустил, произнеся фразу, похожую на пророческую: «Когда у них там начнется склока, его прикончат вместе с другими, - а мне этого дурака жалко».

Тот же В. Ходасевич высказал и свою версию убийства Максима: причиной этого он считал влюбленность Ягоды в красавицу-жену Максима (слухи о их связи уже после смерти Максима ходили среди русской эмиграции). Сына Горького, любившего выпить, словно намеренно оставили пьяным в лесу его собутыльники - сотрудники ГПУ. Ночь была холодной, и Максим умер от сильнейшей простуды. Эта смерть окончательно подточила силы его больного отца.

Алексей Максимович Горький скончался 18 июля 1936 года, в возрасте 68 лет, от давней болезни легких, но вскоре был объявлен жертвой «троцкистско-бухаринского заговора». Против врачей, лечивших писателя, был открыт громкий судебный процесс... Много позже в отравлении престарелого Горького обвиняли его последнюю «любовь» - агента ГПУ-НКВД Марию Игнатьевну Будберг. Для чего НКВД могло понадобиться травить и так полуживого писателя? На этот вопрос внятно так никто и не ответил.

В заключение хочется добавить, что некоторые исследователи творчества Горького считают, что «отрицательный» Лука из пьесы «На дне» - «старец лукавый» с его утешительной ложью - это и есть подсознательное «я» самого Горького. Любил Алексей Максимович, как и большинство писателей той сложной эпохи, и в жизни предаваться возвышающим обманам. Не случайно Луку так истово защищает «положительный» босяк Сатин: «Я понимаю старика... да! Он врал... но - это из жалости к вам, черт вас возьми!»

Да, «самый реалистичный писатель» и «буревестник революции» солгал не один раз, переписывая и переиначивая в политических целях факты своей собственной биографии. Ещё больше лгал писатель и публицист Горький, переоценивая и «передёргивая» на новый лад неоспоримые факты из истории великой страны. Была ли это ложь, продиктованная жалостью к человечеству? Скорее, тот самый возвышающий самообман, позволяющий художнику из обычной грязи создавать великие шедевры…

Елена Широкова

Использован материал сайта

- (АНТ 20) отечественный 8 моторный агитационный самолет. Построен в 1 экземпляре в 1934; в то время самый большой самолет в мире. Главный конструктор А. Н. Туполев. Размах крыльев 63 м, масса 42 т. 72 пассажира и 8 человек экипажа. Потерпел… … Большой Энциклопедический словарь

Советский восьмимоторный агитационный самолёт конструкции А. И. Туполева (см. в статье Ту). Авиация: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994 … Энциклопедия техники

- (Алексей Максимович Пешков) (1868 1936 гг.) писатель, литературный критик и публицист Всё в Человеке всё для Человека! Нет людей чисто беленьких или совершенно черненьких; люди все пестрые. Один, если он и велик, все таки мал. Все относительно на … Сводная энциклопедия афоризмов

- «МАКСИМ ГОРЬКИЙ» (АНТ 20), отечественный 8 моторный агитационный самолет. Построен в единственном экземпляре в 1934; в то время самый большой самолет в мире. Главный конструктор А. Н. Туполев (см. ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич) . Размах крыльев 63 м … Энциклопедический словарь

МАКСИМ ГОРЬКИЙ - Русский писатель, основоположник концепции социалистического реализма в литературе. Максим Горький псевдоним. Настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Алексей Максимович Пешков родился в 1868 г. в Нижнем Новгороде*. В девятилетнем возрасте… … Лингвострановедческий словарь

«МАКСИМ ГОРЬКИЙ» - 1) АНТ 20, сов. агитац. самолёт конструкции А.Н. Туполева. Построен в 1934 в 1 экз., в то время самый большой самолёт в мире. «М. Г.» цельнометаллич. моноплан с 8 двигателями по 662 кВт (ок. 900 л.с.), шасси неубираемое. Дл. 32,5 м,… … Военный энциклопедический словарь

Максим Горький - 393697, Тамбовской, Жердевского …

Максим Горький (2) - 453032, Башкортостан Республики, Архангельского … Населённые пункты и индексы России

«Максим Горький» Энциклопедия «Авиация»

«Максим Горький» - «Максим Горький» — советский восьмимоторный агитационный самолёт конструкции А. И. Туполева (см. в статье Ту) … Энциклопедия «Авиация»

Книги

  • Максим Горький. Малое собрание сочинений , Максим Горький. Максим Горький одна из ключевых фигур советской литературы, основоположник метода социалистического реализма. Он прошел путь от начинающего автора романтических произведений до писателя с…
  • Максим Горький. Книга о русских людях , Максим Горький. Пожалуй, только Горькому удалось с подлинно эпическим размахом отразить в своем творчестве историю, быт и культуру России первой трети ХХ века. Это относится не только к его прозе и…

Настоящие имя и фамилия – Алексей Максимович Пешков .

Русский писатель, публицист, общественный деятель. Максим Горький родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в мещанской семье. Рано потерял родителей, воспитывался в семье деда. Окончил два класса слободского начального училища в Кунавине (ныне Канавино), пригороде Нижнего Новгорода, образование не смог продолжать из-за бедности (разорилось красильное заведение деда). М. Горький с десяти лет был вынужден работать. Обладавший уникальной памятью, Горький всю жизнь напряженно занимался самообразованием. В 1884 году отправился в Казань, где участвовал в работе подпольных народнических кружков; связь с революционным движением во многом определила его жизненные и творческие устремления. В 1888-1889 и 1891-1892 гг. скитался по югу России; впечатления от этих «хождений по Руси» в последующем стали важнейшим источником сюжетов и образов для его творчества (прежде всего раннего).

Первая публикация – рассказ «Макар Чудра», напечатанный в тифлисской газете «Кавказ» 12 сентября 1892 года . В 1893-1896 гг . Горький активно сотрудничал с приволжскими газетами, где опубликовал множество фельетонов и рассказов. Всероссийскую и общеевропейскую известность имя Горького получило вскоре после выхода его первого сборника «Очерки и рассказы» (т. 1-2, 1898 ), в котором острота и яркость в передаче жизненных реалий сочеталась с неоромантическим пафосом, со страстным призывом к преобразованию человека и мира («Старуха Изергиль», «Коновалов», «Челкаш», «Мальва», «На плотах», «Песня о Соколе» и др.). Символом растущего революционного движения в России стала «Песня о Буревестнике» (1901 ).

С началом работы Горького в 1900 году в издательстве «Знание» началась его многолетняя литературно-организаторская деятельность. Он расширил программу издательства, организовал с 1904 выпуск знаменитых сборников «Знания», сплотил вокруг издательства крупнейших писателей, близких к реалистичному направлению (И. Бунин, Л. Андреев, А. Куприн и др.), и фактически возглавил это направление в его противостоянии модернизму.

На рубеже 19-20 вв. вышли первые романы М. Горького «Фома Гордеев» (1899) и «Трое» (1900) . В 1902 в МХТ были поставлены его первые пьесы – «Мещане» и «На дне». Вместе с пьесами «Дачники» (1904 ), «Дети Солнца» (1905 ), «Варвары» (1906 ) они определили своеобразный горьковский тип русского реалистичного театра начала 20 века, основанный на острой социальной конфликтности и ясно выраженной идеологичности характеров. Пьеса «На дне» поныне сохраняется в репертуаре многих театров мира.

Вовлеченный в активную политическую деятельность в начале первой русской революции, Горький был вынужден в январе 1906 года эмигрировать (вернулся в конце 1913 ). Пик сознательной политической ангажированности (социально-демократической окраски) писателя пришелся на 1906-1907 гг., когда были опубликованы пьесы «Враги» (1906 ), роман «Мать» (1906-1907 ), публицистические сборники «Мои интервью» и «В Америке» (оба 1906 ).

Новый поворот в миросозерцании и стилевой манере Горького обнаружился в повестях «Городок Окуров» (1909-1910 ) и «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910-1911 ), а также в автобиографической прозе 1910-х гг .: повестях «Хозяин» (1913 ), «Детство» (1913-1914 ), «В людях» (1916 ), сборнике рассказов «По Руси» (1912-1917 ) и др.: Горький обратился к проблеме русского национального характера. Те же тенденции отразились и в т. н. втором драматургическом цикле: пьесы «Чудаки» (1910 ), «Васса Железнова» (1-я ред. – 1910 ), «Старик» (создана в 1915 , опубликована в 1918 ) и др.

В период революций 1917 года Горький стремился бороться с антигуманистическим и антикультурным произволом, ставку на который делали большевики (цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь»). После октября 1917 года он, с одной стороны, включился в культурную и общественную работу новых институтов, а с другой – критиковал большевистский террор, пытался спасти от арестов и казней (в ряде случаев – удачно) представителей творческой интеллигенции. Усилившиеся разногласия с политикой В. Ленина привели Горького в октябре 1921 года к эмиграции (формально она была представлена как выезд за границу для лечения), которая фактически (с перерывами) продолжалась до 1933 года .

Первая половина 1920-х годов отмечена поисками Горького новых принципов художественного мировосприятия. В экспериментальной мемуарно-фрагментарной форме написана книга «Заметки из дневника. Воспоминания» (1924 ), в центре которой – тема русского национального характера и его противоречивой сложности. Сборник «Рассказы 1922-1924 годов» (1925 ) отмечен интересом к тайнам человеческой души, психологически усложненному типу героя, тяготением к необычным для прежнего Горького условно-фантастическим ракурсам видения. В 1920-е годы началась работа Горького над широкими художественными полотнами, освещающими недавнее прошлое России: «Мои университеты» (1923 ), роман «Дело Артамоновых» (1925 ), роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (ч. 1-3, 1927-1931 ; незавершенная 4 ч., 1937 ). Позднее эта панорама была дополнена циклом пьес: «Егор Булычов и другие» (1932 ), «Достигаев и другие» (1933 ), «Васса Железнова» (2-я редакция, 1936 ).

Окончательно вернувшись в СССР в мае 1933 года , Горький принял активное участие в культурном строительстве, руководил подготовкой 1-го Всесоюзного съезда советских писателей, участвовал в создании ряда институтов, издательств и журналов. Его выступления и организационные усилия сыграли существенную роль в утверждении эстетики социалистического реализма. Публицистика этих лет характеризует Горького как одного из идеологов советского строя, косвенно и прямо выступающего с апологетикой сталинского режима. Одновременно он неоднократно обращался к Сталину с ходатайствами за репрессированных деятелей науки, литературы и искусства.

К вершинам творчества М. Горького относится цикл мемуарных портретов современников (Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Л.Н. Андреева и др.), созданных им в разное время.

18 июня 1936 года Максим Горький умер в Москве, похоронен на Красной площади (урна с прахом захоронена в Кремлевской стене).

Если спросить: "Что вы думаете о творчестве Алексея Горького?", то мало кто сможет дать ответ на этот вопрос. И не потому, что эти люди не читают, а из-за того, что не все знают и помнят, что это всем известный писатель Максим Горький. А если вы решите ещё сильнее усложнить задачу, то спросите о произведениях Алексея Пешкова. Тут точно только единицы вспомнят, что это настоящая фамилия Алексея Горького. Это был не просто литератор, но и активный Как вы уже поняли, речь пойдёт о поистине народном писателе - Максиме Горьком.

Детские и юношеские годы

Годы жизни Горького (Пешкова) Алексея Максимовича - 1868-1936. Они пришлись на важную историческую эпоху. Биография Алексея Горького богата событиями, начиная с самого его детства. Родным городом писателя является Нижний Новгород. Его отец, работал управляющим пароходной компании, он умер, когда мальчику было всего 3 года. После смерти мужа мать Алёши повторно вышла замуж. Её не стало, когда ему было 11 лет. Дальнейшим воспитанием маленького Алексея занимался дед.

Будучи 11-летним мальчиком, будущий писатель уже "ходил в люди" - зарабатывал на хлеб сам. Кем он только ни работал: был пекарем, работал рассыльным в магазине, посудомойщиком в буфете. В отличие от сурового дедушки, бабушка была доброй и верующей женщиной и прекрасной рассказчицей. Именно она привила Максиму Горькому любовь к чтению.

В 1887 г. писатель попытается совершить самоубийство, которое он свяжет с тяжёлыми переживаниями, вызванными известиями о бабушкиной смерти. К счастью, он остался жив - пуля не попала в сердце, но повредила лёгкие, что стало причиной проблем с работой дыхательной системы.

Жизнь у будущего писателя была непростой, и он, не выдержав, сбежал из дома. Мальчик много бродил по стране, видел всю правду жизни, но удивительным образом смог сохранить веру в идеального Человека. Он опишет свои детские годы, жизнь в доме дедушки в "Детстве" - первой части своей автобиографичной трилогии.

В 1884 г. Алексей Горький пытается поступить в Казанский университет, но из-за своего финансового положения узнает, что это невозможно. В этот период будущий писатель начинает тяготеть к романтической философии, согласно которой, идеальный Человек не похож на Человека реального. Тогда же он знакомится с марксисткой теорией и становится сторонником новых идей.

Появление псевдонима

В 1888 г. писателя на небольшой промежуток времени арестовали за связь с марксистким кружком Н. Федосеева. В 1891 г. он решил начать странствие по России и в итоге смог дойти до Кавказа. Алексей Максимович постоянно занимался самообразованием, копил и расширял свои познания в разных областях. Соглашался он на любую работу и все свои впечатления бережно хранил, они потом появились в его самых первых рассказах. Впоследствии он назвал этот период "Моими университетами".

В 1892 г. Горький возвращается в родные места и делает первые шаги на литературном поприще как писатель в нескольких провинциальных изданиях. Впервые его псевдоним "Горький" появился в этом же году в газете "Тифлис", в которой был напечатан его рассказ "Макар Чудра".

Псевдоним был выбран не случайно: он намекал на "горькую" русскую жизнь и на то, что писатель будет писать только правду, какой бы горькой она ни была. Максим Горький видел жизнь простого народа и не мог со своим складом характера не замечать несправедливости, которая была со стороны богатых сословий.

Раннее творчество и успех

Алексей Горький активно занимался пропагандой, за что и находился под постоянным контролем органов полиции. С помощью В. Короленко в 1895 г. в крупнейшем российском журнале был напечатан его рассказ "Челкаш". Следом были напечатаны "Старуха Изергиль", "Песнь о Соколе", Они не были особенными с литературной точки зрения, но они удачно совпали с новыми политическими взглядами.

В 1898 г. вышел его сборник "Очерки и рассказы", который имел необыкновенный успех, и Максим Горький получает всероссийское признание. Пусть его рассказы не были высокохудожественными, но они изображали жизнь простого народа, начиная с самых его низов, что принесло Алексею Пешкову признание как единственного писателя, который пишет о низшем классе. В тот период он был популярен не меньше, чем Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.

В период с 1904 по 1907 г. были написаны пьесы "Мещане", "На дне", "Дети солнца", "Дачники". Его самые ранние произведения не имели какой-либо социальной направленности, но персонажи имели свои типажи и особое отношение к жизни, что очень нравилось читателям.

Революционная деятельность

Писатель Алексей Горький был ярым сторонником марксисткой социал-демократии и в 1901 г. написал "Песнь о буревестнике", которая призывала к революции. За открытую пропаганду революционных действий он был арестован и выслан из Нижнего Новгорода. В 1902 г. Горький знакомится с Лениным, в этом же году его избрание в члены Императорской академии по разряду изящной словесности было отменено.

Писатель был и прекрасным организатором: с 1901 г. он был главой издательства "Знание", в котором печатались лучшие писатели того периода. Он поддержал революционное движение не только духовно, но и материально. Квартира писателя использовалась в качестве штаба для революционеров перед важными событиями. На его квартире в Петербурге даже выступал Ленин. После в 1905 г. Максим Горький из-за опасений ареста решил на время покинуть Россию.

Жизнь за границей

Алексей Горький отправился в Финляндию и уже оттуда - в Западную Европу и США, где собирал средства на борьбу большевиков. В самом начале его там встретили дружелюбно: писатель свёл знакомство с Теодором Рузвельтом и Марком Твеном. В Америке издаётся его известный роман "Мать". Однако позже американцы стали возмущаться его политическими акциями.

В период с 1906 по 1907 г. Горький жил на острове Капри, откуда продолжал поддерживать большевиков. В это же время он создаёт особую теорию "богостроительство". Смысл был в том, что нравственные и культурные ценности гораздо важнее политических. Эта теория легла в основу романа "Исповедь". Хотя Ленин отверг эти убеждения, писатель продолжал их придерживаться.

Возвращение в Россию

В 1913 г. Алексей Максимович возвращается на Родину. Во время Первой мировой войны он потерял веру в могущество Человека. В 1917 г. его отношения с революционерами ухудшаются, он разочаровывается в вождях революции.

Горький понимает, что все его попытки спасти интеллигенцию не встречают отклика у большевиков. Но после в 1918 г. признаёт свои убеждения ошибочными и возвращается к большевикам. В 1921 г., несмотря на личную встречу с Лениным, ему не удаётся спасти от расстрела своего друга, поэта Николая Гумилёва. После этого он покидает большевистскую Россию.

Повторная эмиграция

В связи с усилением приступов туберкулёза и по Ленина Алексей Максимович уезжает из России в Италию, в город Сорренто. Там он и завершает свою автобиографическую трилогию. В эмиграции автор находится до 1928 г., но продолжает сохранять контакты с Советским Союзом.

Он не оставляет писательскую деятельность, но пишет уже в соответствии с новыми литературными веяниями. Вдали от Родины им был написан роман "Дело Артамоновых", рассказы. Было начато обширное произведение "Жизнь Клима Самгина", которое писатель не успел закончить. В связи со смертью Ленина Горький пишет книгу воспоминаний о вожде.

Возвращение на Родину и последние годы жизни

Алексей Горький несколько раз приезжал в Советский Союз, но там не оставался. В 1928 г. во время поездки по стране ему показали "парадную" сторону жизни. Восхищённый писатель написал очерки о Советском Союзе.

В 1931 г. по личному приглашению Сталина он возвращается в СССР навсегда. Алексей Максимович продолжает писать, но в своих произведениях он восхваляет образ Сталина и всего руководства, не упоминая про многочисленные репрессии. Конечно, такое положение вещей не устраивало писателя, но в то время заявлений, противоречащих власти, не терпели.

В 1934 г. умирает сын Горького, а 18 июня 1936 г. при невыясненных до конца обстоятельствах умирает Максим Горький. В последний путь народного писателя провожало всё руководство страны. Урна с его прахом была захоронена в Кремлёвской стене.

Особенности творчества Максима Горького

Его творчество уникально тем, что именно в период краха капитализма он смог очень ярко передать состояние общества через описание простых людей. Ведь никто до него не описывал с такой подробностью жизнь низших слоёв общества. Именно эта неприкрытая правда жизни рабочего класса снискала ему народную любовь.

Его вера в человека прослеживается в ранних его произведениях, он считал, что человек может с помощью своей духовной жизни совершить революцию. Максим Горький сумел сочетать горькую правду с верой в нравственные ценности. И именно это сочетание делало его произведения особенными, героев - запоминающимися, а самого Горького сделало писателем рабочих.



Загрузка...