emou.ru

Элла фицджеральд кратко биография. Элла Фитцжеральд. Краткая биография. Примечания и источники

ПЕРВАЯ ЛЕДИ ДЖАЗА ЭЛЛА ФИЦДЖЕРАЛЬД

В 50-е годы ни один из концертов в Белом доме не проходил без участия Эллы Фицджеральд . За свою жизнь она записала более 250 альбомов, было продано более ста миллионов ее пластинок. Двенадцать раз певица награждена самой престижной американской музыкальной премией Grammy. Газеты писали: «Элла Фицджеральд может спеть даже телефонный справочник». Себя она считала еще одним инструментом в оркестре и говорила: «Когда я пою, я мысленно ставлю себя на место тенор-саксофона».

Параллельные пути

Появилась на свет 1917 года в маленьком американском городке Нью-порт Ньюс. В раннем детстве ее бросил отец, и Элла, у которой появился отчим, переехала в Нью-Йорк вместе с семьей, пошла в школу. Вплоть до смерти матери в 1932 году она оставалась примерной ученицей, исправно посещавшей церковь, живой, веселой и общительной девочкой. В старших классах она любила где-нибудь во дворе или на уличном углу давать «представления», мастерски имитируя перед сверстниками голоса популярных певцов или вместе со своим приятелем Чарлзом Гулливером с увлечением отплясывать самые модные танцы.

Знакомясь с ее биографией, иногда удивляешься тому, насколько тесно соприкасались линии жизни двух великих джазовых певиц Эллы Фицджеральд и Билли Холидэй. Почти ровесницы, они родились в один и тот же месяц и первые свои сознательные шаги сделали в годы, которые многие американские историки не случайно называют «эрой джаза».

И Билли, и Элла в юности дышали до предела насыщенным звуками джаза воздухом Гарлема, где вскоре – и обе вполне случайно – получили свои первые ангажементы в качестве певиц, хотя и та, и другая поначалу намеревались стать… танцовщицами. Обстоятельство это имеет такое важное значение для всей их последующей жизни, что стоит остановиться на нем подробнее.

Первый шаг к мечте Эллы Фицджеральд

После смерти матери Элла переехала к тетке в Гарлем и тут, что называется, «сошла с рельс»: бросила школу, целые дни проводила на улице, вечерами подрабатывая танцами в окрестных клубах, а в 1934-м и вовсе ушла из дома. Неизвестно, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, если бы осенью того же года она не решилась поучаствовать в любительском конкурсе, который регулярно проводил популярный комментатор и диск-жокей Ральф Купер в кинотеатре «Аполло».

Это были настоящие шоу. Для участия в них приглашались самые знаменитые оркестры, зал был оснащен новейшей аппаратурой, а сам конкурс транслировался по радио. Победитель вместо обычной в таких случаях денежной премии награждался недельным ангажементом в «Аполло». Элла, накопившая к тому времени солидный опыт, собиралась выступить в амплуа танцовщицы. Но, придя на предварительный просмотр, к своему ужасу обнаружила, что соперником ее в этом жанре будет хорошо известный местной публике полупрофессиональный дуэт сестер Эдвардс. Волей-неволей пришлось тут же менять амплуа, и Элла решилась петь.

ФАКТЫ

С 1943 по 1950 год певица совместно с The Ink Spots записала 7 песен, 4 из которых достигли вершин чартов.

с Фрэнком Синатрой

И Луи Армстронг выпустили три совместных студийных альбома. Два из них состояли из джазовых стандартов: «Ella and Louis» и «Ella and Louis Again». Третий содержал аранжированные арии из оперы «Порги и Бесс».

Период сотрудничества с оркестром Каунта Бэйси многими критиками считается одним из самых успешных в карьере Фицджеральд.

Вместе с Дюком Эллингтоном было записано два студийных и два концертных альбома. Сборник Фицджеральд «Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook» способствовал тому, что сочинения Эллингтона прочно вошли в Great American Songbook и стали классикой джаза.

Одним из самых крупных нереализованных проектов в карьере певицы стало сотрудничество с . На протяжении музыкальной карьеры они не записали ни одного совместного студийного или концертного альбома.

Официально была замужем два раза, существуют также неподтвержденные сведения о третьем браке. В браке с контрабасистом Рэем Брауном она усыновила племянника, которого назвали Рэй Браун-младший. Впоследствии он также стал известным джазменом. Фицджеральд и Браун развелись из-за того, что карьера мешала их личной жизни.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

Великая американская джазовая певица, которую называли и «Первой леди джаза», и «Леди Элла», известна во всем мире. Речь об Элле Джейн Фицджеральд. Она является величайшей в истории джаза вокалисткой, диапазон ее уникального голоса – три октавы. «Леди Элла» мастерски владела техникой голосовой импровизации и осталась в этом непревзойденной.

Детство и семья Эллы Фицджеральд

Родной город Фицджеральд – Ньюпорт-Ньюс. Ее родители - простые люди: мама работала прачкой, а отец рабочим. Элла была совсем маленькой, когда отец ушел из семьи. Мать, взяв с собой дочь, переехала в Нью-Йорк, где вскоре вышла замуж. Отчим был иммигрантом из Португалии. Семья была набожной, поэтому нередко посещала церковь. Именно там еще девочкой Фицджеральд впервые услышала церковные песнопения, которые произвели на нее немалое впечатление.

Мать Эллы умерла в 1932-ом году. Вплоть до этого времени девочка исправно посещала школу, была примерной ученицей. Нередко, будучи жизнерадостным ребенком, она танцевала и пела во дворе, давая импровизированные концерты для детворы. Элле удавалось имитировать голоса популярнейших певцов. С приятелем Чарльзом Гулливером она увлеченно отплясывала самые модные танцы.

После того, как мать Эллы умерла, она переехала к своей тете в Гарлем. Девочка бросила школу и почти постоянно пропадала на улице. По вечерам Фицджеральд подрабатывала, танцуя в клубах. Так продолжалось два года, а в 1934-ом девушка ушла из дома.


Элла Фицджеральд: начало карьеры

Осенью 1934-го года в кинотеатре «Аполло» проходил любительский конкурс, проводимый диск-жокеем и комментатором Ральфом Купером. Элла решила принять в нем участие в качестве танцовщицы, однако во время предварительного прослушивания выяснилось, что ее соперницами в том же амплуа станут сестры Эдвардс, выступающие дуэтом и уже известные к тому времени. Это стало причиной того, что девушка приняла решение сменить амплуа, Элла спела.

Ella Fitzgerald - Summertime (1968)

Успех был ошеломительным. Две композиции были исполнены ею таким сильным голосом, что пораженная публика буквально взорвалась аплодисментами. Во время выступления ей аккомпанировал оркестр Бенни Картера. Вскоре Элла снова участвовала в конкурсе и вновь одержала победу. В качестве награды она на протяжении недели выступала совместно с оркестром Тини Брэд-шоу.

Первые песни Эллы Фицджеральд

Можно сказать, что профессиональная карьера певицы началась с января 1935-го года, когда Фицджеральд пела на сцене Гарлемского театра. Бенни Картер представил ее Чику Уэббу, с которым они подписали контракт и начали совместные выступления. Оркестр Уэбба к тому времени считался одним из лучших. Для певицы он стал первой ступенькой в карьере. Вместе с биг-бэндом Элла выступала на протяжении семи лет. В 1935-ом они вместе записали первую пластинку, выход которой сразу привлек внимание к скромной певице.

В 1939-ом году Чика Уэбба не стало. Главное место в оркестре заняла Элла. До 1942-го года было записано более полутора сотен треков. В 1942-ом году певица решила уйти из биг-бэнда и начать сольную карьеру.


Сольная карьера певицы Эллы Фицджеральд

Стараясь найти свой путь в джазе, Элла ушла с головой в творческий поиск. В то время она считалась вовсе не джазовой певицей, а раскрученной и знаменитой поп-звездой. Ее путь к джазу был непростым и долгим. Умея с юных лет имитировать пение Луи Армстронга , она еще не ощущала джазового привкуса. Желание петь джаз пришло к ней гораздо позже. Решающее же влияние на нее оказало частое общение с Армстронгом, Бейси, Эллингтоном и джазовой молодежью, которая, как и Элла, искала новые творческие пути.

Ella Fitzgerald: One note Samba (scat singing) 1969

К середине 40-х годов Фицджеральд стала другой певицей, она уже не желала исполнять чьи-то песни, не желала подражать чужим импровизациям. Элла почувствовала, что готова импровизировать сама и у нее есть, что сказать публике. В конце войны началась эра бибопа, эра иного джаза. Вскоре мир открыл для себя новую джазовую звезду. Элла своим пением стирала границы между инструментом и голосом, умела создавать вокальные импровизации на слог (скэт). Эту виртуозную технику она довела до совершенства.


На 60-е годы пришелся пик ее творческой карьеры. Менеджером Фицджеральд и ее твердой направляющей рукой стал Норманн Гранц, благодаря которому был создан личный лейбл певицы – Verve Records, ставшим для нее ключевым в жизни. В 1956-ом вышел сольный альбом Эллы, принесший небывалую славу. Далее последовал выпуск еще нескольких альбомов. Фицджеральд начала выступать не только в США, она ездила на гастроли во многие страны.

Последние годы жизни Эллы Фицджеральд, причина смерти

Голос певицы ухудшился в середине 70-х годов. Она практически совсем перестала выступать и записываться с 1991-го года. В 1993-ем ею был дан заключительный концерт в Сан-Франциско. Элла Фицджеральд со своим вторым мужем Рэем Брауном

Несмотря на разрыв семейных уз между Эллой и Рэем, их музыкальное сотрудничество не прекратилось. Кроме того, бывших супругов связывал усыновленный ими в браке племянник Эллы, которому дали имя Рэй-младший. Когда мальчик вырос, он решил, как и его приемные родители, связать жизнь с музыкой. В 1957-ом году в прессе много писали о якобы состоявшемся бракосочетании певицы с Тором Ларсеном. Эта информация так и осталась на уровне слухов.

Во время записи песенников и студийных альбомов Элла успевала гастролировать по 40 до 45 недель в год в Соединенных Штатах и за рубежом под руководством Нормана Гранца. Он весьма помог укрепить ее позиции в качестве одной из ведущих джазовых исполнительниц.

В середине 1950-х годов Фицджеральд стала первой афро-американкой, которая выступила на Mocambo. Помогла Мэрилин Монро, пролоббировшая её интересы , что сыграло важную роль в карьере Эллы.

Есть несколько концертных альбомов на Verve, которые высоко ценятся критиками. Так, в альбоме Ella at the Opera House показана типичная Фитцджеральд с JATP. Альбомы Ella in Rome и Twelve Nights In Hollywood стали вокальными канонами джаза. Ella in Berlin по-прежнему один из наиболее продаваемых альбомов, он включает в себя завоевавший Грэмми перфоманс "Mack the Knife", в котором она забывает текст, но великолепно импровизирует в компенсацию.

Verve Records был продана MGM в 1963 году за 3 миллиона долларов и в 1967 году MGM не возобновила контракт Фицджеральда. В течение следующих пяти лет она порхала между Atlantic, Capitol и Reprise. Ее записи в то время представляли собой отход от типичного репертуара джаза. Для Capitol она записала альбом гимнов Brighten the Corner , альбом традиционных колядок Ella Fitzgerald"s Christmas , альбом под влиянием кантри и вестерн Misty Blue и серию из шести попурри 30 by Ella , чем выполнила свои обязательства перед лэйбломтке. В течение этого периода у Эллы Фицджеральд выпустила вошедший в чарт сингл с кавером "Get Ready" Смоки Робинсона (ранее хит The Temptations).

Сюрпризом стал успех в 1972 году альбома Jazz at Santa Monica Civic "72 , который побудил Гранца основать Pablo Records, свой новый лейбл после продажи Verve. Фицджеральд записала около 20 альбомов для этого лейбла. Ella in London записанный в 1974 году с пианистом Томми Фланаганом , гитаристом Джо Пассом , басистом Кетером Беттсом и барабанщиком Бобби Даремом, по мнению многих, является одной из ее лучших работ. В следующем году она снова выступала с Джо Пассом на немецком телеканал NDR в Гамбурге. Годы Эллы на Pablo Records также зафиксированы снижением ее голоса. "Она часто использует короткие, колющие фразы, раньше ее голос был сильнее, с более широким вибрато", - писал один биограф. Обеспокоенные проблемами со здоровьем, Фицджеральд сделала свои последние записи в 1991 году и последнее публичное выступление в 1993 году.

Самыми известными музыкантами, с которыми сотрудничала Элла Фитцджеральд, были трубач Луи Армстронг, гитарист Джо Пасс, бэндлидеры Каунт Бейси и Дюк Эллингтон.

Также она сотрудничала за свою долгую карьеру со многими джазменами. Трубачи Рой Элдридж и Диззи Гиллеспи, гитарист Херб Эллис, пианисты Томми Фланаган , Оскар Питерсон, Лу Леви, Пол Смит, Джимми Роулс и Эллис Ларкинс - все работали с Эллой в основном в прямом эфире.

Личная жизнь

Фицджеральд выходила замуж по крайней мере дважды, и есть доказательства того, что она, возможно, сделал это и в третий раз. В 1941 году она вышла замуж за Бенни Kornegay, осужденного наркоторговца и местного докера. Брак был аннулирован через два года.

Ее второй брак, в декабре 1947 года, был со знаменитым бас-гитаристом Рэем Брауном , которого она встретила во время тура с группой Диззи Гиллеспи годом ранее. Вместе они усыновили ребенка, рожденного сестрой ФицджеральдФрэнсис, которого они окрестили Рэй Браун-младший. Фицджеральд и Браун часто бывали на гастролях и записях и ребенком в значительной степени занималась ее тетя Вирджиния. Фицджеральд и Браун развелись в 1953 году, хотя продолжали выступать вместе.

В июле 1957 года агентство Рейтер сообщило, что Фицджеральд тайно вышла замуж в Осло за молодого норвежца Тора Эйнара Ларсена. Она даже зашли так далеко, что сняли квартиру в Осло, но дело быстро забыли, когда Ларсен был приговорен к пяти месяцам каторжных работ в Швеции за кражу денег.

Как известно, Элла Фицджеральд была очень застенчивой. Трубач Марио Бауза, который играл с ней в группе Chick Webb, вспоминал, что "она не болтала много. Когда она попала в группу, её интересовала только музыка.... Она была одинокой девушкой в Нью-Йорке».

Страдая от последствий сахарного диабета Фицджеральд слабо видела, из-за этой болезни ей ампутировали ноги в 1993 году. В 1996 году она умерла 15 июня от болезни в Беверли Хиллз, Калифорния, в возрасте 79 лет. Она похоронена в на кладбище в Инглвуд, Калифорния. Архивные материалы её долгой карьере размещены в Национальном музее Смитсоновского института американской истории, а музыкальные записи в библиотеке Конгресса. Ее обширная коллекция поваренных книг была подарена библиотеке Гарвардского университета, а сборник её нот находится в Библиотеке Лос-Анджелеса.

Ella Fitzgerald - Mack the Knife

Ella Fitzgerald "Jazz in Montreux" "79 Flying Home

Ella Fitzgerald - Summertime

Дискография

Decca
1950
Ella Sings Gershwin
1954
Songs in a Mellow Mood
Lullabies of Birdland
1955
For Sentimental Reasons (A collection of previously available recordings from the late 1940s and early 1950s)
Miss Ella Fitzgerald & Mr Gordon Jenkins Invite You to Listen and Relax (A collection of previously available recordings from the late 1940s and early 1950s)
Sweet and Hot

Verve
1956
Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook
Ella and Louis (with Louis Armstrong)
Ella Fitzgerald Sings the Rodgers & Hart Songbook
1957
Ella and Louis Again (with Louis Armstrong)
Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook (with Duke Ellington) – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
Ella at the Opera House (Live)
Like Someone in Love
Porgy and Bess (with Louis Armstrong)
1958
Ella Fitzgerald and Billie Holiday at Newport (Live) (Reissued with tracks featuring Carmen McRae in 2001)
Ella Swings Lightly – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
Ella Fitzgerald Sings the Irving Berlin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella in Rome: The Birthday Concert (Live) (Released in 1988)
Ella Fitzgerald live at Mister Kelly"s (Live) (Released in 2007)
1959
Get Happy!
Ella Fitzgerald Sings Sweet Songs for Swingers
Ella Fitzgerald Sings the George and Ira Gershwin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
1960
Ella in Berlin: Mack the Knife (Live) – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella Wishes You a Swinging Christmas
Hello, Love
Ella Fitzgerald Sings Songs from Let No Man Write My Epitaph (Available on CD as The Intimate Ella)
1961
Ella Fitzgerald Sings the Harold Arlen Songbook
Ella in Hollywood (Live)
Clap Hands, Here Comes Charlie!
Ella Returns to Berlin (Live) (Released in 1991)
Twelve Nights In Hollywood (Live) (Released in 2009)
1962
Rhythm Is My Business
Ella Swings Brightly with Nelson – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella Swings Gently with Nelson
1963
Ella Sings Broadway
Ella Fitzgerald Sings the Jerome Kern Songbook
Ella and Basie! (with Count Basie)
These Are the Blues
1964
Hello, Dolly!
Ella Fitzgerald Sings the Johnny Mercer Songbook
Ella at Juan-Les-Pins (Live)
Ella in Japan: "S Wonderful (Live) (Released in 2011)
1965
Ella in Hamburg (Live)
Ella at Duke"s Place (with Duke Ellington)
1966
Whisper Not
Ella and Duke at the Cote D"Azur (Live) (with Duke Ellington)

Capitol
1967
Brighten the Corner
Ella Fitzgerald"s Christmas
1968
30 by Ella
Misty Blue

MPS Records
1969
Sunshine of your Love (Live)

Reprise
1969
Ella
1970
Things Ain"t What They Used to Be (And You Better Believe It)

Atlantic
1972
Ella Loves Cole (Released on the Pablo label as Dream Dancing)

Columbia
1973
Newport Jazz Festival: Live at Carnegie Hall (Live)

Pablo
1966
The Stockholm Concert, 1966 (Live) (with Duke Ellington) (Released in 1984)
1967
The Greatest Jazz Concert in the World (Live) (with Duke Ellington) (Released in 1990)
1970
Ella in Budapest, Hungary (Live) (Released in 1999)
1971
Ella à Nice (Live)
1972
Jazz at Santa Monica Civic "72 (Live)
1973
Take Love Easy (with Joe Pass)
1974
Fine and Mellow (Released in 1979) – Grammy Award for Best Jazz Vocal
Ella in London (Live)
1975
Ella and Oscar (with Oscar Peterson)
Montreux "75 (Live)
1976
Fitzgerald and Pass... Again (with Joe Pass) – Grammy Award for Best Jazz Vocal
1977
Montreux "77 (Live)
1978
Lady Time
Dream Dancing (First released on the Atlantic label as Ella Loves Cole)
1979
Digital III at Montreux (Live) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
A Classy Pair (with Count Basie)
A Perfect Match (Live) (with Count Basie) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
1981
Ella Abraça Jobim
1982
The Best Is Yet to Come – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
1983
Speak Love (with Joe Pass)
Nice Work If You Can Get It (with André Previn)
1986
Easy Living (with Joe Pass)
1989
All That Jazz – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
2001
Sophisticated Lady (Live) (with Joe Pass) (recorded in 1975, 1983)

Notable guest appearances
1953
JATP In Tokyo - Live at the Nichigeki Theatre 1953" (Live in Tokyo with Jazz at the Philharmonic)
1955
Songs from Pete Kelly"s Blues
1956
Jazz at the Hollywood Bowl (Live in Hollywood with Jazz at the Philharmonic)
1957
One O"Clock Jump (with Count Basie and Joe Williams)
Classic Duets (Three duets with Frank Sinatra, recorded for the 1957 ABC television The Frank Sinatra Show; released in 2002 by Capitol Records.
1983
Jazz at the Philharmonic – Yoyogi National Stadium, Tokyo 1983: Return to Happiness (Live in Tokyo with Jazz at the Philharmonic)
1989
Back on the Block (Qwest Records)

Boxed sets and collections
1994 The Complete Ella Fitzgerald Songbooks
1995 Ella: The Legendary Decca Recordings
1997 The Complete Ella Fitzgerald & Louis Armstrong on Verve

Элла Фицджеральд является женским лицом классического джаза. Обладала уникальным голосом в 3 октавы.

Стала самой знаменитой джазовой певицей в истории. За 50 лет на сцене выпустила более 250 пластинок.

Певица более 10 раз награждалась престижной премией в мире музыки Grammy.

«Первая леди джаза» и «Леди Элла» — так обращались к величайшей певице, но своего успеха она добивалась тяжело.

Детство и молодые годы

Элла родилась в маленьком городке Нью-порт Ньюс 25 апреля 1917 г. Ее родители не были официально женаты.

Отец трудился простым водителем, а мама — прачкой. Как только родилась девочка, отец сбежал от трудностей и бедноты.

Мама вскоре вышла замуж за иммигранта — португальца, и семья уехала в Нью-Йорк.

Вскоре у Эллы появилась младшая сводная сестра. Родители жили бедно, но набожно.

Элла в детстве (слева)

Каждые выходные ходили в церковь и приучали к этому детей. Именно эти походы открыли Элле музыку.

Она была очарована церковными песнопениями. Росла девочка очень музыкальной. Она постоянно пела и танцевала.

Однако о будущем певицы даже не мыслила. Элла была очень застенчива и боялась публики.

Во дворе она развлекала детвору тем, что пародировала популярных в то время певцов.

С близким другом Чарльзом Гулливером иногда ставила какой-нибудь танцевальный номер.

Однако в 1932 г. мама Эллы умерла от сердечного приступа. Это для подростка стало сильнейшим ударом. Девочку как подменили.

Она стала получать плохие отметки, а потом и вовсе бросила ходить на уроки.

С отчимом стали возникать постоянные конфликты из-за чего она могла уйти из дома.

Позже к себе на воспитание девочку забрала родная тетя – Вирджиния Генри. Элла не захотела возвращаться в школу, и пошла работать.

Первой работой стал местный бордель. Там девушка была смотрителем и начала общаться с различными представителями криминального мира.

После этого ей заинтересовалась полиция и органы опеки. Элла была определена в приют Бронкса, а затем отправлена в Гудзон.

Там находился интернат для девочек. Однако Элла привыкла к свободе и вскоре сбежала. Она стала жить на улице, без крыши над головой.

Творческий путь

Счастливым случаем, перевернувшим всю ее жизнь, стал любительский конкурс, проходивший в гарлемском театре «Аполло».

В ноябре 1934 г. состоялось дебютное выступление. По плану Элла Фицджеральд должна была танцевать, но в последнюю минуту она передумала и решила спеть.

На конкурс она явилась в единственном старом платье и потасканных, грязных туфлях.

Будущая звезда джаза так волновалась, что от эмоций потеряла голос в самом начале песни.

Ведущему пришлось объявлять ее выход повторно. Девушка для своего дебюта выбрала композицию «The Object of My Affection».

Когда она смогла допеть ее до конца, зал выразил свое восхищение бурными аплодисментами. Воодушевившись, она спела еще одну песню «Judy».

Выбор победителя на конкурсе определялся по реакции публики в зале. Ведущий, подводя итоги, называет имя Эллы Фицджеральд, а зал подтверждает решение бурной овацией.

Девушка получила в качестве приза 25 долларов, а также возможность выступать на сцене театра в течение недели.

Здесь Эллу приметил руководитель джазового ансамбля Чик Уэбб. Он пригласил ее к себе в качестве солистки.

Первое выступление в новом амплуа было на танцевальном вечере в Йельском университете.

Именно это выступление считается первым шагом творческой карьеры.

Уже спустя год выходит их первый альбом «Любовь и поцелуи». Он попал во все известные джазовые хит-парады.

В 1938 г. девушка совместно с Э. Фелдманом записывает песню «Э-тискет, э-таскет».

Она стала визитной карточкой певица и принесла ей большой успех.

У Эллы стали появляться многочисленные поклонники ее таланта.

Перед ее талантом не мог устоять даже Фрэнк Синатра, который также стал почитателем ее песен.

В 1939 г. произошла трагедия – скончался Чик Уэбб. Руководителем группы стала Элла Фицджеральд.

За время ее руководства было записано более 100 композиций, но они не имели успеха, так как больше относились к поп-музыке.

Популярность стала падать. Коллектив прекратил свою деятельность в 1942 г. С этого года певица начинает выступать сольно.

Она заключает контракт со студией звукозаписи Decca Records. В 1945 г. публике была представлена композиция с аранжировкой Вика Шоена «Flying Home».

Впоследствии ее назовут самым великим творением в мире джазовой музыки.

Элла не боялась смешивать разные направления, включать в свои песни поп — мотивы.

В 1947 г. статус лучшей исполнительницы джаза подтвердит еще одна ее песня «Oh, Lady Be Good!».

После 1955 г. Элла разрывает сотрудничество со студией Decca. Ее менеджер Н. Гранц специально для певицы создает новый бренд Verve Records.

В период с 1956 -1964 г. певица выпускает 8 альбомов. Затем в 1972 г. выходит пластинка Nice Work If You Can Get It, посвященная таланту Джорджа Гершвина.

В 1983 г. альбом «Ella Loves Cole» был записан в честь творчества Коула Портера.

Помимо записи альбомов, которые выходили с завидной частотой, Элла давала концерты по всей Америке.

Также были организованы гастрольные туры в Европу. Она стала одной из самых успешных гастролирующих певиц.

Личная жизнь

Впервые в официальный брак она вступила в 24 года. В 1941 г. состоялась свадьба с рабочим порта, который впоследствии был осужден за торговлю наркотиками.

Спустя 2 года Элла аннулировала этот брак. В 1946 г. во время гастролей она познакомилась со знаменитым джазовым контрабасистом – Рэем Брауном.

Спустя год молодые люди узаконили свои отношения. Вскоре в семье появился ребенок.

Рэй Браун-Младший — сын Эллы Фитцеральд

Элла усыновила своего племянника, которого также звали Рэй.

Мальчика часто брали с собой на гастроли, но большую часть времени его воспитанием занимались родственники.

Семья и ребенок стали мешать успешной карьере, и в 1953 г. Элла с Рэем разводятся.

Однако это не стало препятствием для их совместных выступлений.

Существует версия, что Элла выходила замуж и в третий раз. Это был тайный союз с молодым выходцем из Норвегии – Тором Ларсеном.

Однако Тор оказался вором и позже был приговорен к каторжным работам.

Этот брак мог негативно повлиять на репутацию известной певицы, поэтому о нем мало кто знал.

Элла была крайне застенчивой и многие ее коллеги говорили, что ее интересовала только музыка.

Ее приемный сын также стал музыкантом. Выступает, как джазовый вокалист.

Последние годы жизни и смерть

В середине 70-х прошлого столетия у певицы стало ухудшаться здоровье.

В 1972 г. ей был поставлен диагноз – катаракта, а также была сделана операция на сердце.

Подобные негативные изменения заметили не только поклонники, но и критики.

Ella Fitzgerald

Величайшая джазовая вокалистка, получившая звание "первой леди джаза" родилась 25 апреля 1918 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния.
Нежное и легкое вибрато, присущее ее голосу, превращало каждое исполнение в лирический монолог, а огромный диапазон и виртуозный скэт придавали невероятную энергию каждому ее выступлению.

Наибольшие ее удачи в исполнении джазовых стандартов-
Lady,Be Good; How High The Moon; Mr.Paganini; Mack TheKnife.
В детстве училась танцевать и мечтала о кардибалете. Петь начала в 14 лет в ньюйорском клубе Opera House и в 1934 году стала победительницей
на конкурсе в Гарлеме.

В 1937 году начала выступать с танцевальным оркестром Чика Уэба. Первый успех принесла песня на собственные слова A-tisket - A-tasket. После смерти Уэба в течение трех лет (1939-1942) возглавляла биг-бенд.
В 1942-1946 годах работала с разными музыкантами, но вся ее дальнейшая каръера связана с антрепризой Номана Гренца.
Успех принесли организованные Гренцом выступления и записи с трио Оскара Питерсона и оркестром Каунта Бейси.

В 1956-1958 годах при поддержке Гренца записала двойные альбомы с песнями самых популярных американских композиторов Керна, Портера, Роджерса, Элингтона, Арлена, Мерсера. Сотрудничала со многими выдающимися музыкантами и выступала в самых крупных концертных залах мира.

В начале 70-х годов покинула сцену из-за резкой потери зрения, но после нескольких сложных операций продолжила выступления.
В последние годы жизни пела сидя в инвалидном кресле.
Получила множество разных наград, в 1986 году стала почетным доктором
Йельского университета.
Снялась в кинофильмах "Блюз Пита Келли" (1955) и "Сент-Луис-блюз" (1958) и других. Умерла 15 июня 1996 года в Биверли-Хиллс, штат Калифорния.

Она была рождена чтобы петь

Многие книги об Элле Фитцжеральд начинаются с восклицания: "Она была рождена чтобы петь". Но Элла не собиралась петь.
Подружка по школе вспоминала: "В 11 лет она вечно торчала в окне раскачиваясь и пританцовывая. То же самое было и во дворе школы во время перерыва. Элла, найдя тихий угол, танцевала сама с собой, раскачиваясь и притоптывая".

Элла не знала своего отца. Родившись в Ньюпорт-Ньюс, выросла в Юнкерсе и сбежала из дома от отчима после смерти матери. Подростком она зарабатывала на мостовых Гарлема песнями и танцами, заодно предупреждала местных рабынь любви о приближении полицейских.
Элла принадлежала к первому поколению в истории, выросшего при громофоне и при радио. Это была революционная эпоха, обозначившая появление массовой культуры. Популярные песни стали по настоящему популярными. Люди проводили целые дни возле первых приемников. Что касается Эллы, то для нее многое решалось в тот момент когда она услышала Луи Армстронга. Она была подростком, мечтавшем стоять на сцене у микрофона вместе с "Сачмо". И мечты осуществились. В 16 лет в чужих обносках и мужских ботинках Элла появилась на том самом знаменитом конкурсе талантов в театре "Апполо".

Когда ее подвели к знаменитому Чику Уэбу, он сказал: "Уберите эту страшную старушку". Но всеже, будучи допущенной к конкурсу, Элла получила первый любительский приз. Тот же Чик Уэб был настолько восхищен ее выступлением, что предложил войти в свой оркестр.

После смерти Уэба Элла стала руководителем этого оркестра.
Коллеги джазмены часто обвиняли Эллу в том, что она поет так как хотят белые, но Элла пела "как чувствовала". Это были ее самые знаменательные слова.
Известность Эллы равна только Луи Армстронгу. Как-то Элле сказали, что в Италии ее зовут "Мама-джаз". "Это замечательно придумано, - сказала Элла, - я страшно рада и надеюсь, что меня не назовут однажды "Бабушка-джаз".
Муж Эллы Рэй Браун играл в трио Оскара Питерсона, был его двойником и другом. В 1961 году Элла отправилась с трио на европейские гастроли. Она превратила трио в квартет, ибо была четвертым инструментом. Ее голос звучал как саксафон.

Сколько же она записала песен? Несколько тысяч. Музыкальный критик Джеймс Кокс пишет, что она пела для шести поколений слушателей. Она пела главам государств, королям, шейхам.

О вокальных данных Эллы Фитцжеральд можно гоаворить часами: о ее невероятной способности менять ритм, ускорять, замедлять, взмываться, кружиться, о ее знаменитых глиссандо, о ее подражании музыкальным инструментам, о ее шутках и вставлении в тексты песен и баллад всяческой отсебятины.

Элла была застенчива, не любила прессу и интервью, а на сцене всегда нервничала до тех пор пока не брала в руки микрофон.

"Сердца для Эллы"

Элла награждалась премиями, званиями и дипломами. Она 13 раз была призером высшей музыкальной награды "Гремми", а также премиями имени Кенеди. Она была награждена Национальной медалью Искусств, которую ей вручил сам Президент США.

Престижные университеты страны сделали певицу своим почетным доктором.
В 1990 году по инициативе национального банка "Америкенэкспресс" был организован концерт в ньюйоркском "Сити-Холле".
Он назывался "Сердца для Эллы".

Вторым спонсором былла ассоциация кардиологов. На афише были такие слова: "За 56 лет каръеры Элла загнала свое сердце, она слишком много пела для вас, слишком много вложила в свои песни любви. Теперь ваш черед вернуть ей долг".

По сути дела это было прощание с Эллой. Она уже была тяжело больна и в том же году, выступая в Париже, пела фактически сидя.
Элла выступала до 1992 года. 1993 году она перенесла тяжелую операцию по ампутации ног, после чего здоровье резко ухудшилось.

В субботу 16 апреля 1996 года, Эллы, которая всем нам не просто пела о любви,а дала столько любви, не стало.



Загрузка...