emou.ru

История античной архитектуры. Античный. Храм бога огня Гефеста

(XI-XII вв.), как раз и начались возрождаться архитектурные традиции Древнего Рима. Создателями Романского стиля являются не только скульпторы, но и архитекторы, а так же живописцы - желающее одного: воплотить в своих творениях красоту. Эпоха данного стиля, рождает особенное желание прикоснутся к вечной истории, а так же чувство важности христианского мира.

Главными архитектурными сооружениями романской эпохи были замковые сооружения, а так же монастыри и храмы. Эти постройки отличались – массивностью каменных сводов, мощными стенами с большим количеством узких окон, глубина входов и, самое главное, башни, так как это важный элемент архитектурных композиций. Стены храмов и замков были украшены фресками, начинается применение витражей (живописи из разноцветных кусков стекла).

В период средневековья мебель исполняла сугубо прикладную роль. Ее отличительными чертами была примитивность конструкции, громоздкость, кричащие краски. Почти самой универсальной мебелью являлся сундук, который иногда использовался как кровать, а также выполнял функции скамьи или обычного места, где хранились различные вещи. Форма сундука происходит от античных саркофагов, постепенно меняя формы. В различных церковных помещениях появляются сундуки с разными ножками и дверцами, которые являются своеобразными предками современных шкафов.

Очень тщательно изготавливали мебель для сидения. Высокие стулья, высота которых говорила о том, что их хозяева - знать. Стулья были без мягкой обивки, так как их покрывали краской и обтягивали холстом, затем наносили слой гипса и всю конструкцию впоследствии расписывали красками. Немного позднее мастера украшают мебель резными элементами или кованными деталями из металла, благодаря которым она становилась очень прочной и не менее красивой.

В романском стиле достаточна важную роль играют кровати, которые по конструкции напоминают рамы, окруженные решеткой. Как дополнение к кроватям, в богатых домах подвешивали балдахины, которые защищали от холода.

В замках богатых феодалов полы застилали восточными коврами. Именно от романской эпохи произошли прекраснейшие образцы ткачества, как например, знаменитый ковер из Байе, связанный именно с именем королевы Матильды.

В интерьере и архитектурных постройках тех времен, мы сможем обнаружить тепло и гармонию, плавность форм арок и величественный "спокойный" декор. В романском стиле появилось понятие занавесей и штор. Это связано с тем, что во время античности пространства не содержали окон, а здания периода ранней христианской эпохи включали небольшие окна из разноцветных стекол, поэтому данным интерьером не требовалось штор. Но несмотря на то, что романской архитектуре свойственен тяжеловатый замковый характер, окон там так же немного. За то, присутствуют круглые и полукруглые окна, украшенные поперечными занавесями. Полукруг является основной формой окна в романском стиле, именно поэтому жерди и карнизы этой эпохи – круглые, и делались из темного дерева, так же как и мебель. Дополнение к шторам романского стиля являлись разные ковры и тяжелые драпировки, служащие как защита от холода. Шторы романского стиля великолепно подходят для кабинетов или небольших гостиных с маленьким окном.

Античность как стиль интерьера напоминает древнюю Грецию, Рим.
Античность - разделение утилитарности и функции красоты. Внутренние помещения были украшены настенной живописью и облицовкой. Полы чаще всего были мозаичными, позднее - покрывались коврами. Расписной кессонный потолок античности дополнялся рельефными изображениями, большими вазами с рисунками, тапаграми (маленькими терракотовыми статуэтками).
В III веке до н.э. в Греции появилась мебель из бронзы, отделанной золотом, серебром, с мягкой обивкой.
Характерный орнамент - спиральный, а также волнистая линия. В интерьере античности использовались колонны дорического, ионического и коринфского ордеров, а также скульптурные портреты знаменитых людей, рельефы и барельефы на каменных плитах.
Цветовая гамма интерьера античность: цвета слоновой кости, оттенки золотого, звонкий желтый, синий и зеленый, оттенки красного (терракотовый), черный.

Общая характеристика Античного стиля

Античность - это образ греческой колонны, стремящейся ввысь, к свету и совершенству.

Античный стиль всем нам известен великолепными памятниками Древней Греции и Рима, памятниками архитектуры, скульптуры. До сих пор они вызывают в нас восхищение своей неподражаемой и законченной красотой. Колизей, триумфальные арки, колонны, цилиндрические своды, прекрасные скульптуры знатных людей, богов, богинь, удивительная художественная роспись привлекают своей гармоничностью и для многих являются эталоном для подражания.

Символизм Античного стиля очевиден и узнаваем. Прежде всего - это музейное благородство представленного интерьера. Вечная классика, которая никогда не выйдет из моды, бесконечное пространственное единство, которое объединяет другие типовые решения. Для того, чтобы внести оттенок Античного стиля в интерьер, недостаточно украсить помещение портиком с двумя мраморными колоннами, важно, чтобы от этого нюанса исходило ощущение благородства и завершенности.

Античный стиль обычно очень самодостаточен и не нуждается ни в каких украшениях.

История Античного стиля

Древнегреческая архитектура, возникшая на островах Эгейского моря, была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания.

Древние Римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив ордерную систему тосканским и композитным ордерами.

Настоящее же достижение римлян в том, что совместив греческий ордер, италийскую арку и цилиндрический свод (у греков не было ни того, ни другого) они “изобрели” арочно-ордерную ячейку (триумфальная арка). Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол.

Особенности Античного стиля

Разделение утилитарности и функции красоты. Внутренние помещения были украшены настенной живописью и облицовкой. Полы чаще всего были мозаичными, позднее - покрывались коврами. Расписной кессонный потолок дополнялся рельефными изображениями, большими вазами с рисунками, тапаграми (маленькими терракотовыми статуэтками).

Интерьеры Античного стиля выделяются строгостью архитектурных ордеров, элементами декора, а также, цветовой гаммой, а именно, яркие цвета синих, зеленых красок, оттенки красного (терракотового), золотого, звонкий желтый, цвет слоновой кости, черный цвет.

Оригинальная греческая мебель не сохранилась, но сохранились рельефы и рисунки на вазах. Формы стульев просты и послужили образцами для последующих стилевых форм. Три основных формы: скамейки, обычные и церемониальные стулья. Наряду с простыми рабочими столами имелись и обеденные низкие трапециевидные столы на трех ножках (в виде звериных лап). В обстановку жилища входили также маленькие сундучки, корзины, скамьи, тумбы.

В период Античности мебель была выполнена из древесины и иногда покрывалась тканями. Покрывала и скатерти были обычно гладкокрашеными, а по краю ткани шел характерный узор. Иногда ткань могла украшаться вышивкой. Для декора мебели использовалась также наборная мозаика, когда деревянные изделия инкрустировались различными мозаичными вставками: слоновой костью, золотом, драгоценными камнями или просто древесиной другого цвета.

Античная мебель была обычно простых форм, ножки мебели иногда делались в виде звериных лап или фигур грифонов (в этом чувствуется влияние Древнего Египта и Вавилона). Древнегреческое кресло с изогнутыми в виде сабель ножками носило название клисмос. Подобные кресла вновь вошли в обиход в эпоху европейского классицизма.

Для греческой орнаментики характерны как фигурные и растительные, так и геометрические и архитектурные элементы. Характерный орнамент - спиральный, а также волнистая линия. Дорогие породы дерева, мрамор, бронза, золото, слоновая кость, глина — основные материалы, использовавшиеся в Античном интерьере.

Заключение

Античный стиль - это та же классика, лишь представленная в некотором отдаленном сходстве с предтечей современных мотивов. Если нынешняя классика - это прямоугольная схематичность, то Античность больше напоминает плавность и скругленность ощущений, но не самих предметов декора и интерьера.

Современный интерьер, решенный в духе Античности, нередко дополняется картинами или гобеленами на мифологические сюжеты.

Древнегреческая цивилизация оставила огромный след в мировой истории. Эллинская культура и традиции до сих пор высоко ценятся в философии, литературе, искусстве и архитектуре. Например, архитектура Греции известна античными сооружениями, руины которых дошли до наших дней. Они поражают и творческим замыслом, и используемыми материалами, и выверенными пропорциями. Об этих особенностях, которыми примечателен древнегреческий стиль строительства, и поговорим в сегодняшней статье. Расскажем про стили и направления, назовем выдающиеся постройки, а также узнаем, чем может похвастаться современная Греция.

Исконные эллинские традиции складывались под влиянием определенного мировоззрения, дошедшего до нас в мифах Древней Греции. Например, греки верили в Олимпийских богов и считали, что избранные достойны лучшего. Этот взгляд в строительстве греческих городов и выражала античная архитектура.

Древние полисы, обычно возводившиеся у холмов, строились в два этапа: нижний город (подножие холма) и Акрополь (верх холма). Внизу располагались дома простого народа и общественные здания, а верх отводили под строительство царских палат и божественных храмов. Сооружение Акрополя считалось крайне важным делом, поэтому мастера стремились проявить максимум способностей. И воплощали умения и гениальные планы творцов непосредственно интерьер и архитектура древнегреческих дворцов и храмов.

В плане эстетики сооружений архитектура античной Греции разделена на периоды развития:

  • Архаика – VIII – VI вв. до н.э.;
  • Классика – V век до н.э.;
  • Эллинизм – IV – I вв. до н.э.

Каждый этап характеризуется индивидуальными особенностями, поэтому предлагаем познакомиться с ними поближе.

Архаический период

На этом этапе происходит зарождение истинно греческой архитектуры. И в первую очередь греки попытались очистить ее от связи с другими культурами, т.к. ранее в Элладе практиковали архитектурные традиции Азии и Египта. Только в VIII веке до н.э. греки стали использовать собственные идеи строительства и пытаться воплощать их в жизнь. Так образовались первые архитектурные ордеры: дорический и ионический.

Поначалу дорические постройки получались тяжеловесными, неизящными и приземистыми. Красоту им мастера пытаются придать рельефными фризами и треугольными фронтонами с группами статуй. Также старается возводить Греция колонны: вертикальные желоба устремлены ввысь, но столпы довольно массивные, а капитель сложена из двух каменных плит (круглой и квадратной). Так что пока идея «парящих» над землей храмов не воплощена в полной мере.


К известным сооружениям дорического стиля относят следующие постройки:

  • Храм Афины Афайи на острове Эгина.

Осмотреть красоту первых греческих храмов можно и сегодня: в этом помогут тщательно воссозданные художественные реконструкции.

Но постепенно мастера Греции все больше «набивают руку», и здания внешне становятся легче и изящнее. Привнесли эти веяния умельцы с восточных берегов Греции, а назвали новую архитектурную школу – ионическим ордером. Появился он уже под конец архаичного периода, но активно использовался и в последующие века. Одним из первых творений ионического ордера в э поху архаики стало строительство храма Артемиды в Эфесе.

1. Строительная техника архаического периода


В VII веке до н. э. в Греции развивается строительство из камня. Храмы этого века и последующего VI строятся главным образом из мягких пород камня, преимущественно известняка, беловатого, желтоватого и сероватого цветов. В Малой Азии также применялся и камень более твердых пород: мраморы и, реже, трахит.

Добыча строительного камня производилась в карьерах. Там же подвергались первоначальной обработке квадры, монолитные стволы и отдельные барабаны колонн; представление о приемах добычи и обработки камня дают остатки древней каменоломни «Кампобелло» в 12 км от Селинунта. Стволы колонн вырубались в карьере сразу круглыми, с учетом их утонения. Для этого прорезали в скале узкие кольцеобразные ходы, очерчивающие потребную массу камня. Добываемые таким образом массивы колонн весили иногда до 18 т. Для транспортировки эти блоки заделывались в колеса-катки.

Для подъема каменных блоков в них вырезались U -образные пазы, в которые вкладывался канат, иногда делались гнезда для специальных якорей и крючьев. Блоки барабанов колонн снабжались по боковым сторонам специальными выступами, облегчавшими обвязывание их канатами. Окончательная отделка производилась только после укладки блоков на место.

Инструментами каменотеса служили молотки, кирки, тесла, пилы (беззубые), сверла. При разбивке применялись: отвес, ватерпас, шнур, наугольник. Когда требовалось обтесать широкую ровную поверхность камня, прибегали к работе «по красному»: поверхность плоской плиты натиралась краской и прикладывалась к постели или вертикальной грани обрабатываемого камня, который затем обтесывался по полученным отметкам. Часто каменщики (или артели) отмечали обработанные ими блоки особым знаком.

Фундаменты эллинских зданий обычно выводились не сплошными, а только под стенами и отдельными опорами. Опорой стилобата служили пересекающиеся под прямым углом каменные стенки, на которые настилались прямоугольные плиты пола. Пространство между стенками засыпалось строительным мусором.

Квадровая кладка выполнялась из прямоугольных квадров, сложенных насухо горизонтальными рядами, с чередованием ложков и тычков. Цокольная часть состояла из орфостатов - больших каменных плит, поставленных вертикально на ребро.

Тщательно выравнивались только наружные поверхности. У внутренних сторон старательно обтесывались только выступающие края; остальная поверхность слегка заглублялась, оставаясь отделанной более грубо. Такая техника - она называлась по-гречески анафирозис-значительно облегчала безукоризненную пригонку квадратов и вместе с тем уменьшала количество работы. Камни соприкасались лишь краями своих поверхностей, и нагрузка воспринималась не всей постелью квадра, но это было допустимо ввиду больших запасов прочности в каменной кладке.

Крепление производилось металлическими пиропами и штырями, которые вставлялись в специальные врезы и заливались свинцом. Приемы наружной отделки кладки устанавливались позднее.

Помимо квадровой кладки, в зодчестве архаики применялась и более дорогая и сложная полигональная, которую не следует смешивать с циклопической кладкой из камней различной формы и размеров, подбиравшихся, но не притесывавшихся один к другому (такая кладка применялась в крепостных сооружениях микенской эпохи).

Для полигональной кладки подбирали камни неправильной многогранной формы, но примерно одинаковых размеров, причем каждый камень тщательно пригонялся (притесывался) к соседним. Вероятно, эту пригонку осуществляли с помощью свинцовой полосы, которой обжимали края соседних камней, получая таким образом точный шаблон нужного контура. Более или менее тщательно выполненная кладка, приближающаяся по типу к полигональной, часто применялась для фундаментов и нижней (цокольной) части сырцовых стен, выложенных из плоских глиняных кирпичей на глиняном растворе.

Стволы колонн более древних эллинских храмов вырубались из монолитов (Особенно часто делались монолитными стволы ионических колони. При стройности их пропорций - это естественная предосторожность. Витрувий описывает огромные трудности, которые пришлось преодолевать строителям храма Артемиды Эфесской при перевозке монолитных колонн. Монолитными были колонны храма на р. Илисе и храма Ники Аптерос); в последующее время их составляли из отдельных барабанов. И здесь плотно пришлифовывались только края постелей барабанов, а середина для экономии труда заглублялась, сохраняя грубо обработанную поверхность. В центре в особом гнезде ставился деревянный штырь, облегчавший пришлифовку посредством вращения барабанов. Каннелюры намечались на нижнем барабане и на шейке капители; на остальных барабанах каннелюры вытесывались только после их установки на место.

Архитравы в древнейшую эпоху, а в небольших зданиях и в последующее время, делались из монолитных блоков. В больших зданиях, начиная с VI века до н. э., их складывали из двух или трех плит, поставленных на ребро, благодаря чему значительно упрощалась техника транспортировки и строительства. Чтобы увеличить сопротивление балки изгибающим усилиям, блоки обычно вырубались так, чтобы при укладки слои в камне располагались в вертикальной плоскости. Такая конструкция позволяла перекрывать значительные пролеты (более 4 м).

Деревянные потолки в развитом виде представляли филенчатую вязку с квадратными или ромбовидными ячейками меж балочек перекрытия, покрывавшимися дощечками (калиммамч). Каменные плафоны V века воспроизводят эту деревянную конструкцию.

Крыши были двухскатные. Деревянные стропила опирались на верхние части антаблемента, причем частичная разгрузка производилась промежуточными брусьями, передававшими часть тяжести крыши на стены храма. Кровля выстилалась черепицей из обожженной глины или, в редких случаях, из мрамора. Черепица была двух типов. Широкими и плоскими соленами выстилалась вся поверхность кровли. Узкими желобчатыми калиптерами накрывались продольные швы между соленами. Выкладка производилась рядами от нижнего края к коньку крыши, где укладывались особые коньковые черепицы. Под глиняной черепицей на стропилах сооружалась обрешетка. Большие по размерам мраморные черепицы непосредственно настилались на стропила.

Находками подтверждается, что в ранних храмах терракотовые облицовки применялись ко всем частям деревянных конструкций. В некоторых древнейших каменных постройках (сокровищница гелоян в Олимпии, храм Зевса в Сиракузах, храмы Селинунта и Метапонта) наблюдается повторение этого приема: керамическая облицовка применялась в этих храмах для венчающих карнизов и даже для каменных балок.

Обычно здания, сооруженные из пористого камня, покрывались тонким слоем штукатурки и раскрашивались. Штукатурная облицовка каменных храмов позволяла более тонко обработать детали. С утратой штукатурки исчезли некоторые детали сооружении, а профили сохранившихся деталей и обломов утеряли, вероятно, долю былой точности и плавности линий. Значение такой деформации не следует, однако, преувеличивать: штукатурка часто была очень тонкой мелкозернистой мраморной пленкой, покрывавшей камень налетом в 0,5-2 мм толщиной, и лишь повторявшей тщательно выполненные формы камня.


2. Постройки дорического ордера


В VIII веке до н. э. в первых дорических храмах, строившихся из деревянных, большого сечения, брусьев и из кирпича-сырца, сложились основные элементы установившегося в дальнейшем типа: целла с пронаосом в антах и наружная колоннада с двухскатной крышей и фронтонами. Следующий, VII век до н. э. - период дальнейшего совершенствования эллинской архитектуры, - период, подготовивший эпоху классики. Это - период возникновения первых подлинно монументальных сооружений и разработки, хотя и незавершенной, всех основных форм и элементов храмовой архитектуры и дорического ордера. Дошедшие до нашего времени постройки VII века до н. э. (храм в Фермосе и др.) являются уже настолько зрелыми образцами периптера, что, несомненно, они должны были иметь целый ряд предшественников. Нужно думать, что в конце VIII и в начале VII века до н. э. было построено значительное количество храмов, до нас не дошедших. В этих постройках, быть может не сразу, а путем известных исканий, были выработаны основные формы периптера, характерные для эпохи поздней архаики.

В это же время широко распространились и новые строительные материалы: вначале терракота, затем тесаный камень.

Строительная керамика сыграла в развитии храма важную и многостороннюю роль. Начало применению терракоты в строительстве положили мастера коринфского круга.

Вскоре терракота стала применяться в строительстве очень широко: терракотовая черепица заменила кровельный настил из глины, терракотовыми облицовками коробчатого профиля стали защищать деревянные части перекрытия от сырости и загнивания, терракотовые детали стали важнейшим элементом декора, как пластического (в качестве украшений крыши: акротерии, антефиксы), так и цветового, поскольку все облицовки расписывались. В росписях господствовали темные тона (черный, коричневый, темно-красный) и применялся преимущественно геометрический орнамент. Более светлая гамма появляется несколько позже, нередко вместе с мотивами растительного орнамента (пальметтами и др.). Внедрение керамики обогатило полихромию эллинской архитектуры и подготовило последующую раскраску оштукатуренных каменных зданий.

Применение терракоты определило направление пластической разработки ряда деталей и форм.

Заполнение терракотой промежутков между торцами поперечных балок способствовало установлению неизменных традиционных элементов дорического фриза в форме чередования триглифов и метоп.

Таким образом, основные архитектурные элементы эллинских построек, которые позднее выполнялись из мрамора, сложились еще до перехода к строительству из мягкого камня, в эпоху дерево-сырцово-терракотового строительства Греции первой половины VII века до н. э.

Следующим этапом было усовершенствование техники обработки камня и переход к строительству каменных храмов. Сначала появляется высокий каменный цоколь, в то время как верхняя часть стен остается сырцовой (Герайон в Олимпии, храм в Фермосе, храм Аполлона в Кирене). Позже стены начинают целиком выкладывать из камня, однако техника кладки еще не развита. Далее появляются каменные колонны, вначале монолитные, позже из нескольких барабанов, соединяемых при помощи деревянных штырей. И, наконец, сооружаются первые, уже целиком каменные, пока еще небольшие здания; наиболее раннее из них - это сокровищница коринфян в Дельфах, при раскопках которой были обнаружены части самого раннего каменного архитрава, известного в эллинской архитектуре. Перекрывая небольшой пролет, строители коринфской сокровищницы первыми решились заменить деревянную балку каменным брусом.

Так во второй половине VII века до н. э. совершился в эллинском зодчестве переход к новому строительному материалу - камню мягких пород. Свойства его были поняты и использованы не сразу. Зодчие шли ощупью, и их представление о механической прочности и архитектурных возможностях камня формировалось не сразу. Сложившиеся в дерево-сырцовом строительстве формы и пропорции без изменения переносились в каменные. Поэтому в первых каменных храмах мы видим очень тонкие колонны (Н = 6,5 D в храме Афины Пронайи в Дельфах).

Они были расставлены очень широко в расчете на легкую деревянную балку архитрава и имели сильное утонение кверху, которое начиналось от самого стилобата, напоминая утонение ствола дерева.

Прежде чем найти свойственные камню пропорции, эллинская архитектура прошла через противоположную крайность, характерную весьма грузными формами: антаблемент становится очень тяжелым, достигая иногда половины высоты колонны (храм «С» в Селинунте); высота фронтона увеличивается; архитрав нависает над стволами колонн. Теперь это уже не повторение в камне форм деревянного бруса, а массивная конструкция, подчеркнуто выражающая нагрузку чрезмерно мощных опор. Колонны, в расчете на большую нагрузку, делаются тяжелыми и толстыми (в храме Аполлона в Сиракузах Н колонн = 3,92 D). Интерколумний, в особенности на торцовых сторонах, резко сужается (0,707 D в сиракузском храме и лишь немногим более 1 D в селинунтском и т. д.). Сооружения этой группы производят впечатление приземистости и тяжеловесной силы.

Деревянному зодчеству из-за неудобства обработки волокнистого материала было трудно создать в архитектурных деталях плавную кривизну линий и гармоничную округлость; тогда на помощь зодчеству пришла керамика с ее более податливым материалом. При переходе к строительству из камня керамические детали уже не могли играть прежней роли, а новые формы деталей, более свойственные камню, еще не были созданы. Вот почему легким пропорциям первых каменных храмов соответствовали суховатые линии профилей. Однако специфические формы и детали, характерные для греческой каменной архитектуры, сложились с поразительной быстротой. Это следует объяснить тем, что зодчество несомненно пользовалось традиционными формами деревянного строительства, перенося их в новый материал и опираясь при этом на художественный опыт ваяния и керамики. Архаические скульптуры и плавные очертания архаических сосудов могли способствовать разработке в каменном зодчестве новых архитектурных форм, тяжелых, но полных силы и пластичности (храмы Сиракуз, Селинунта, Пестума и в особенности характернейший в этом отношении храм архаической дорики - храм Аполлона в Коринфе).

Однако искания форм на этом не остановились. Экономическая и политическая обстановка конца VII и первой половины VI века до н. э. создавала новые, изменившиеся условия для развития архитектуры. Массовое применение рабского труда, связанный с ним рост производства, успехи морской торговли и колонизации быстро увеличивали имущественное неравенство. Широкие слои населения беднели. Многие свободные земледельцы и ремесленники попадали в кабалу. Это вызвало в VII и VI веках до н. э. обостренную социальную борьбу в городах, которая во многих случаях привела к свержению власти родовой аристократии и установлению новой формы правления - тирании, опиравшейся на общественные низы. Захватив власть в результате вспышек народного движения, тираны управляли государством единолично, часто достигая при этом крупных внешнеполитических успехов и преуспевания ремесел и торговли (Клисфен в Коринфе, Поликрат на Самосе, Писистрат в Афинах и др.).

В напряженной строительной работе, прерываемой только войнами, совершенствуются архитектурные элементы дорического храма, находятся более выразительные взаимоотношения и пропорции. VII век до н. э. передал эти элементы в сформировавшемся, но еще незавершенном виде. Им недоставало взаимной уравновешенности и закономерной согласованности. Гармонизация - приведение в единую систему художественного организма - стала задачей зодчества VI века до н. э. В этом процессе большую роль, вероятно, сыграли достижения математической науки (в частности, учение Пифагора), которые могли быть использованы в композиции художественного произведения. Все это сказалось в ряде черт монументального образа храма - жилища божества, патрона гражданской общины, достигшей значительной зрелости.

Процесс становления дорического ордера проходил неравномерно в разных частях греческого мира; поэтому в последующих описаниях мы выделяем особо храмы Великой Греции и Малой Азии, где местные отличительные черты ярко выражены.

Следует заметить, что формирование одного ордера вряд ли могло протекать без некоторого влияния другого. Но вопрос о таких влияниях ранее V в. до н. э. еще мало разработан вследствие скудости материала. Отметим здесь лишь так называемый трон Аполлона а Амиклах, описанный Павсанием (III, 18, 9 и далее). Это необычное по форме сооружение, построенное в Пелопоннесе восточным греком Бафиклом из Магнесии (Малая Азия), быть может, уже во второй половине VI века до н. э., является ранним примером взаимодействия дорического и ионического ордеров.

Особенно интересна дорическая капитель с консолью в форме волюты. Многочисленные реконструкции памятника малоубедительны. Все они составлены главным образом по описанию Павсания.

Немногие дошедшие до нас фрагменты свидетельствуют о смешении дорических и ионических элементов, но недостаточны для реконструкции всего сооружения в целом.


3. Постройки ионического ордера


Ионический ордер, как указывает его название, первоначально развивался в Ионии, на западном побережье Малой Азии, в богатых торговых городах которого были сооружены наиболее значительные из ранних построек этого ордера. Лишь позднее он распространился по всей Греции.

Выяснить происхождение форм ионического ордера - исключительно сложная задача. Это объясняется рядом причин и прежде всего плохой сохранностью ранних ионических построек. Нет ни одного памятника ионики, восходящего хотя бы к VI веку до н. э., в котором сохранилось бы несколько колонн или остатки стен, - всюду остались одни фундаменты и обломки.

Кроме того, хотя ионический ордер, как и дорический, формировался в связи с монументальным храмовым зодчеством, он развивался по иному, более сложному пути. Правда, древнейшие святилища в Ионии носили тот же характер, что и в самой Греции: это были священные участки с алтарями под открытым небом, перед культовой статуей или священным деревом; позднее-небольшие здания типа мегарона, без наружной колоннады, иногда без входного портика. Но в то время как дорический ордер развивался на почве народного зодчества в Пелопоннесе, теснее связанного с микенскими традициями, - ионический ордер вырос из народного зодчества греческого Востока - Ионии, исходившего из иных идейно-художественных традиций и отличавшегося также рядом существенных особенностей в материалах и конструкциях.

Для решения вопроса о происхождении ионического ордера очень важны наиболее ранние памятники зодчества на северо-западном побережье Малой Азии.

В этих памятниках должно быть отмечено несколько капителей своеобразной формы, обнаруженных на территории античной Эолии и потому получивших название эолийских. Несмотря на то, что от самих построек, к которым они принадлежали, мало что сохранилось, найденных капителей достаточно, чтобы можно было говорить об эолийском зодчестве как об особом ответвлении зодчества эллинского.

Эолийские постройки были обнаружены в Напе (на о. Лесбосе), в Неандрии и Лариссе. Мы встречаем в них каменные колонны, быть может, наиболее ранние в греческом зодчестве, а также терракотовые черепицы и симы. Но наибольший интерес представляют найденные здесь капители.

Всего было найдено около двадцати капителей этого рода. Все они вырезаны с большим мастерством из легкого и твердого камня вулканических пород, беловатого и красновато-серого цвета, и сохраняют большую близость к растительным формам, послужившим их прообразом. Волюты поднимаются из шейки, как два лепестка огромного цветка, а свисающие листья венка, украшающего шейку, трактованы еще более реалистично.

Уже наиболее ранние памятники ионического ордера в Малой Азии, остатки которых дают нам достаточный материал для суждения, представляют собой сооружения огромного масштаба и высокого строительно-технического уровня. Таковы построенные около середины VI века до н. э. три важнейших святилища Ионии: храм Артемиды в Эфесе, храм Геры на о. Самосе и храм Аполлона в Дидимах возле Милета. Это были грандиозные по размерам, построенные почти целиком из мрамора диптеры, т. е. храмы с двойной наружной колоннадой. Они не могли возникнуть без накопленного веками строительного опыта я, возможно, связаны с колоссальными постройками Египта, в частности с гипостильными залами египетских храмов.

Известен ряд построек ионического ордера, появившихся в этот период в материковой Греции и на островах Эгейского моря, а также в греческой колонии в Египте - Навкратисе. Однако здесь ионический ордер применен в сооружениях совершенно другого масштаба. В общеэллинском святилище - Дельфах - жители ионических островов и колоний соорудили в VI веке четыре сокровищницы. Это - небольшие храмы в антах, с двухскатной крышей, обильно украшенные скульптурным орнаментом. В двух из них (сокровищницах книдян и сифносцев) колонны были заменены кариатидами, а в двух других, построенных жителями Массалии и Клазомен, применена пальмовидная капитель. От других ионических построек этого времени дошли лишь отдельные фрагменты, по которым можно видеть, что мотивы богатого скульптурного орнамента ионических храмов классической эпохи (например, плетенка на базах Эрехфейона и полоса лотосов и пальметт на шейке его колонн - так называемый анфемнй) применялись еще в VI веке до н. э.

Известны также примеры отдельно установленных декоративных колонн ионического ордера, например, колонна со сфинксом, воздвигнутая в Дельфах наксосцами. В Афинах и на о. Делосе найдено много ионических архаических капителей.

Формы и пропорции колонн, баз и капителей в храмах, описанных ниже, хотя и носят еще несколько неустоявшийся архаический характер, однако они уже имеют почти все особенности развитого ионического ордера.

Спиральные завитки ранних ионических капителей обычно образуются не заглубляющимися врезами, как в эпоху развитого ордера, а валиками или несколькими параллельными жгутами; они не имеют выпуклого «глазка» в середине (Артемисион, Герайон, колонна наксосцев). Волюты еще велики и низко свисают над эхином. Абак иногда представляет тонкую, украшенную порезкой, удлиненную доску (Артемисион), иногда вовсе отсутствует. Тогда линия верхнего горизонтального валика по краям загибается углом, переходя в закругляющуюся линию спирали (Герайон). Сбоку ионическая капитель, неразвитой еще формы (например, колонна наксосцев), имела вид цилиндра, но уже в Артемисионе боковые стороны (балюстры) резко профилированы несколькими каннелюрами и вогнуты внутрь. В классическую эпоху они как бы стянуты несколькими ремешками (Пропилеи), а иногда украшены цепочками бус (Эрехфейон).

Угловая капитель. Благодаря фасадному характеру ионической капители решение угловой капители вызывало значительные затруднения. Для того чтобы повернуть ее волютами к обеим фасадным сторонам, надо было соединить две крайние, сходящиеся под прямым углом волюты, изогнув их концы наружу по диагонали здания и удалив неработающую часть абака.

Для внутреннего угла применялось, пожалуй, еще менее совершенное решение - пересечение плоскостей двух крайних волют. С последней трети V века наравне с двухфасадной капителью с балюстрамя, форма которой продолжала господствовать в Ионии, в материковой Греции появляется капитель, все волюты которой соединяются одна с другой под углом в 45° (храм в Бассах).


Заключение


В архитектуре Греции первых веков первого тысячелетия до нашей эры важную роль играло дальнейшее развитие архитектурного типа мегарона. Последний послужил прототипом греческого жилого дома и храма. Г В эпоху архаики в Греции слагается ордер, вырастающий первоначально из стоечно-балочной конструкции греческого зодчества и развивающийся затем в целую систему художественных средств и приемов. Особое развитие ордер получает в эллинском храмовом зодчестве. Это неразрывно связано с тем обстоятельством, что периптеральный храм является ведущим типом здания в греческой монументальной архитектуре.

Ордерная система, зародившаяся в деревянных зданиях, уже в эпоху архаики получила дальнейшую переработку в монументальных каменных храмах. Большие храмы сооружались из прочного материала. Они были главными общественными зданиями, воздвигавшимися гражданской общиной и служившими местом культа богов - покровителей государства. Храмы должны были отличаться торжественными формами, что и определило монументальный характер дорического ордера эпохи архаики. Однако греческий храм существенным образом отличался от подавлявшей человеческое сознание грандиозности храмов древнего Востока своей соразмерностью человеку и гуманистическими чертами всего своего архитектурного облика.

В эпоху архаики намечаются основные черты греческого градостроительства и планировки архитектурных ансамблей. Греческий город этого времени состоит из верхнего города (кремля, акрополя), где сооружаются главнейшие храмы богов, покровителей общины, - и нижнего города, занятого жилыми кварталами, ремесленными мастерскими и агорой - рыночной площадью, служившей вместе с тем местом народных собраний. В планировке ансамблей применяется по преимуществу принцип простого сопоставления объемов, рассчитанный главным образом на фронтальное положение при обозрении.

В конце рассматриваемого периода мы встречаемся с зарождением принципа живописной компоновки второстепенных зданий ансамбля, организующих подход к главному сооружению. Так расположены, например, сокровищницы по извивающейся дороге, которая ведет к храму Аполлона в Дельфах. В этом ансамбле, равно как и в композиции города, выработке типа храма и разработке ордера, архитектура архаической эпохи заложила основу для дальнейшего развития эллинского зодчества, с которым связаны главнейшие достижения архитектуры и художественной культуры древнего мира.

древнегреческий градостроительство архитектурный

Литература


1. Блаватский В.Д. Архитектура античного мира. - М., 1990.

Брунов Н.И. очерки по истории архитектуры. - М., 1987.

Гартман К.О. История архитектуры. - М., 1984.

Дильс Г. Античная техника. - М., 1980.

Зубов В.П., Петровский Ф.А. Архитектура античного мира. - М., 1976.

Шуази О. История архитектуры. - М., 1987.


Теги: Античная архитектура Реферат Строительство

Образец античной архитектуры - постройки Акрополя.

Когда говорят об античной архитектуре, прежде всего, имеют в виду искусство Древней Греции. Над созданием самого известного античного ансамбля Древней Греции - Акрополя - с 6 века до н.э. трудились архитекторы Калликрат, Иктин, Архилох, Мнесикл. С 447 г. до н.э. строительством руководил скульптор Фидий. В конце 19 века были проведены реставрационные работы, в ходе которых был частично восстановлен облик Акрополя, заново возведен храм Ники Аптерос. Архитектура античности явилась образцом, которому подражали зодчие Римской империи, Ренессанса, классицизма. Древние греки преуспели в развитии многих наук, в том числе геометрии, применив ее законы для определения пропорции, оценивая с ее помощью гармоничность объекта. Основным достижением архитекторов античной архитектуры Древней Греции стало открытие ордерной системы. Были созданы дорический (Парфенон), ионический (храм Ники Аптерос), коринфский ордер (Олимпейон в Афинах).

Дорический храм Парфенон, посвященный Афине Парфенос. Начало строительства 447 г. до н.э., храм освятили в 438 г.

Храм Ники Аптерос (Победы Бескрылой) — ионический храм. 427—424 гг. до н. э. Архитектор Калликрат.

Храм Зевса Олимпийского. Олимпейон в Афинах. 6 век до н.э. - 2 век до н.э.

Мегарон - прямоугольное сооружение с очагом посередине.

Античная архитектура Древней Греции до 5 века до н.э. называется архаичной. В тот период начали возводить храмы, посвященные греческим богам. В основе любого храма было строение по типу мегарона. Архаичные храмы строили из необожженного кирпича, они имели двускатную деревянную крышу. В то же время формировалась культура строительства колоннад перед фасадом здания. Храмы того времени были в плане прямоугольными, внутри них находилось наос - святилище. Колонны могли располагаться перед основным фасадом (Храм в Антах) - простиль, на двух фасадах с разных сторон - амфипростиль, или же они располагались вдоль всего периметра, создавая перипетр.

Простиль в античной архитектуре.

Амфипростиль в архитектуре античной Греции.

Перипетр в античном сооружении.

Этрусская культура существовала до н.э. на территории современной Италии. В 3 веке до н.э. Этрурия - страна этрусков - попала под владычество Рима. Этруски строили города с каменными домами, которые имели внутренний дворик, атриум, водоем. Этруски применяли при строительстве математические законы, использовали пропорциональные соотношения, ритм в оформлении зданий. Этрусские храмы напоминали греческие, они устанавливались на высоком фундаменте, к входному портику вела лестница. При возведении храмов использовали ордер, который впоследствии, уже в эпоху Возрождения, получил название тосканского (тосканские колонны напоминают дорический ордер, но имеют гладкую поверхность и базу, антаблемент не имеет членений). Двускатные кровли из терракотовых черепиц выступали над портиками, их поддерживали колонны с капителями, редко расставленные вдоль основного фасада. Храмы были украшены статуями и узорными фризами из терракоты (примеры храмового декора находятся в музее Вилла Джулия - это терракотовые модели храмов из Вульчи - 6 век до н. э., скульптурный фронтон из Неми - конец 6 - 3 вв. до н. э.) Среди храмового декора были антефиксы - вертикально расположенные плиты из камня или дерева, закрепленные у карниза кровли. Антефиксы выполняли двойную функцию: они служили как оберег от злых сил, а также были водоотводами. Подобные храмы стали образцом для храмовой античной архитектуры римлян. Из редких, частично сохранившихся примеров этрусского искусства можно назвать руины храмов: акрополь в Марцаботто и Пирге.

В античной архитектуре храмы устанавливались на прямоугольный высокий фундамент со ступенями, на которых собирались верующие (внутрь храма они не входили, там размещалась большая статуя греческого бога, в меньшем зале располагалась сокровищница). Иногда строили храмы круглой формы с круглыми перипетрами. Вокруг храмов устанавливали ограду, с помощью скульптурных композиций создавались храмовые ансамбли, как например, в Афинах, Приене, Дельфах, Олимпии. Афинский Акрополь, возведенный в период властвования Перикла - образец храмов архитектуры античности - с дорическим Парфеноном и храмом Ники Аптерос. Жилые дома в Древней Греции периода архаики представляли собой прямоугольные здания с вестибюлем. Архитектура античности в 5-6 вв. вступает в классический период, планировка жилого дома становится сложнее и состоит из мужской (в передней части дома) и женской половины. Обе половины имели выход во внутренний дворик. Кровля обычно была плоской, а плоские фасады без украшений, выходящие на улицу, не имели окон. Архитектура античности Древнего Рима многое переняла у греков и этрусков.

Терракотовые антефиксы из Южного святилища в Вейях.

Античная архитектура Рима создавалась разными народами, которые попали в зависимость от воинственной республики. Богатства, поступающие из завоеванных стран, послужили толчком для появления новых храмов и дворцов. В 1 веке до н.э. Рим превратился в империю, и основным направлением в зодчестве стал "августовский классицизм", оказавший в дальнейшем огромное влияние на европейскую архитектуру. В это время появилось большое количество общественных зданий, форумов. Сооружения украшались лепниной, каменным рельефом, скульптурами крышами с фронтонами. При императоре Нероне был возведен знаменитый Золотой дом. Во время правления Андриана (125 г. н.э.) - построен Пантеон. Античная архитектура Рима, как и древние верования римлян, приходит в упадок с восхождением на трон императора Константина, принявшего христианство. После 313 г. н.э. - года официального провозглашения христианства как государственной религии - начали возводить христианские храмы, которые по форме напоминали античные сооружения. Константин перенес столицу в бывший город Византий, назвав его Константинополем, Рим сложил с себя функции столицы империи. В результате архитектура античности, хотя еще и сохраняла свое влияние, потеряв идеологическую составляющую, постепенно стала только традицией.



Загрузка...