emou.ru

Презентация на тему "Драгунский В.Ю. "Тайное становится явным"". Конспект занятия по рассказу В. Драгунского «Тайное всегда становится явным Конспект урока в драгунский тайное становится явным

Алёна Питченко
План - конспект по чтению во 2 классе. Тема урока. В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Тема урока . В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным » .

Цель урока : способствовать осмыслению обучающимися главной идеи рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным » .

Задачи урока :

Познакомить обучающихся с содержанием рассказа;

Формировать навык литературного осознанного чтения ;

Развивать способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения ; умения анализировать поступки героев;

Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.

Планируемый результат :

1. Личностные УУД

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного рассказа.

Воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям

2. Познавательные УУД

Способствовать осознанности обучающимися значимости чтения , пониманию цели чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения )

Формировать у обучающихся умения производить анализ, сравнение.

3. Коммуникативные УУД

Формировать умение договариваться, находить общее решение.

Формировать умение аргументировать свое предположение, объяснять свой выбор.

4. Регулятивные УУД

Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность;

Развивать умения дать оценку своей работы.

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

1 орг момент Настройка детей на урок

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердится речь?

И ответную искру зажечь.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке , ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут : внимание, находчивость, смекалка. Слушают внимательно стихотворение.

Настраиваются на учебную деятельность. Личностные УУД

2 изучения нового материала

Ребята, любите ли вы тайны ?

Подберите слова близкие по значению синонимы к слову «тайна »

Иметь тайны хорошо или плохо ?

А что с ними делать?

Вот мы сейчас и узнаем?

Посмотрите на доску очень внимательно и попробуйте найти неповторяющиеся буквы, сложить из них фамилию

Какая фамилия у вас получилась?

Совершенно верно, ведь сегодня мы поговорим именно о Викторе Драгунском .

Скажите, что пишет Виктор Драгунский стихи , сказки или рассказы?

А какие рассказы пишет Виктор Драгунский : смешные или грустные?

Знакомство с биографией В. Ю. Драгунского .

(секрет)

ответы детей

составляют фамилию

Драгунский

Он пишет рассказы

И грустные и весёлые

Регулятивные УУД

Подготовка к первичному восприятию Откройте страницу

Прочитайте, как называется наш рассказ?

Можно ли, не читая, сразу сказать, о чём мы будем читать?

Как вы догадались?

Как вы думаете, кто может быть героями этого рассказа?

Какие события могут происходить?

Из сборника «Денискины рассказы» в нашем учебнике поместили рассказ с необычным названием.

В чём, по-вашему, необычность этого названия?

Что такое тайна ?

Рассматривают иллюстрацию

Понравилась ли вам иллюстрация?

Что изображено на переднем плане ?

Что изображено на втором плане ?

Давайте предположим, какие события могут происходить с героями?

Где происходят события?

Каким изображён герой?

Что на иллюстрации является самым важным, существенным?

Какую мысль выразил художник? Открывают

Всё тайное становится явным

По названию

Героями могут быть взрослые и дети.

(Название звучит как предложение, в нём слова - антонимы - тайное - явное ).

Тайна - 1 ) то, что скрывают от других, что не всем известно;

2) нечто неразгаданное, неясное;

3) скрытая причина чего-нибудь.

рассматривают

человек в шляпе и у него что – то на голове

дом с открытым окном

предполагают

события происходят рядом с каким –то домом

ответы учащихся

Ответы детей Познавательные

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Первичное восприятие

(первичное чтение с остановками )

1. Чтение учителем до слов :

- «Ложись-ка спать»

2. Чтение ученика до конца 1 части.

3. Чтение – разведка .

А сейчас вы сходите в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения.

Вы прочитаете вторую часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее.

Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте.

Что Дениска сделал с кашей?

Показ иллюстрации

Чем, по-вашему, закончится рассказ?

Продолжит чтение___

4. Читает ученик до слов «Я как на него взглянул…»

Почему Денис понял, что в Кремль он не пойдёт?

5. Дочитывание до конца учителем.

В чём проявилась необычность заголовка рассказа?

С каким произведением вы познакомились? Определите жанр. Докажите!

Где происходило действие?

Какой эпизод в этом рассказе вам показался наиболее интересным?

Ответы детей

В истории, которая случилась с Дениской

Рассказ - это прозаическое произведение, небольшое по объему, с малым количеством действующих лиц. Изображенные в нем события проходят в небольшом временном промежутке.

Ответы детей Познавательные

Личностные УУД

Физкультминутка

Проверка

Первичного

восприятия Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа и почему?

Как данный поступок может характеризовать Дениску?

Ваше отношение к герою и его поступкам?

Назовите положительные качества Дениса.

Милиционер назвал маму Дениса интеллигентным человеком. А ее сын Денис? Поступают ли так интеллигентные люди?

Кого можно назвать интеллигентным человеком?

Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.

На доске появляется запись : “Интеллигентный человек – образованный, культурный, вежливый, воспитанный, опрятно одетый”.

Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь?

Ребята, вспомните, не было ли в вашей жизни, когда тайное становилось явным ? Расскажите об этом.

Ответы детей

Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. Познавательные

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Творческая работа Как вы думаете, от чьего лица ведётся рассказ?

А кто думает иначе?

Чем вы можете это доказать?

Вывод : Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “Я”. Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведет не сам автор, а герой. Кто этот герой? И называется такой герой – герой-рассказчик. Он является действующим лицом этого произведения

1отрывок–со слов –Ешь… и до слов …должен съесть всё до дна!

Слова мамы – ___

Слова Дениски – ___

Как мама уговаривала Дениску есть кашу?

Что она ему предложила?

Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

2 отрывок –

Прочитайте по ролям диалог мамы и Дениса в конце рассказа (мама, Денис) .

Почему мама так долго смотрела на Дениса?

Правильно ли поступила мама Дениски?

Понял ли Денис смысл слов : «Тайное становится явным » без маминого объяснения?

Работа по карточкам

Давайте составим цитатный план этого рассказа . У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста. Расставьте их по порядку происходящих в тексте действий.

1. “Видеть не могу манную кашу!”

2. “Вы выливаете разную гадость за окно!”

3. “Ты должен съесть все до конца!”

4. “Ты это запомнил на всю жизнь?”

5. “А я остался с кашей наедине” Ответы детей

Что если он съест - то пойдёт с мамой в Кремль на экскурсию

Мальчик очень этому обрадовался

хотела понять, на самом ли деле Денис понял и осознал свой поступок

правильно

Денис всё понял сразу же, как только увидел вошедшего незнакомого мужчину в шляпе с кашей на голове. Познавательные

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Обобщающая беседа -Чему могла научить эта случившаяся история с манной кашей Дениса Кораблёва?

Какой урок для себя вы извлекли из рассказа?

Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского , однажды сказал :

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский ».

Какие «витамины» нужны вам?

Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины. Случившаяся неприятная история с манной кашей, конечно, научила Дениса Кораблева сначала думать, а потом делать. Он понял, что все плохие поступки рано или поздно становятся известными .

Нужно всегда говорить правду. Не совершать таких поступков, за которые было бы очень стыдно. Ну, а если поступил нечестно, нужно признаться, потому что когда то об этом все равно узнают. Познавательные

Коммуникативные УУД

Рефлексия -Закончите одно из предложений :

Было интересно …

Я понял (а, что …

Меня удивило ….

Я сделал (а) вывод, что …

Мне захотелось … Заканчивают предложение Регулятивные УУД

Марина Менщикова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».

Тема: «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».

Цель: познакомить детей с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи:

Формирование умения внимательно слушать рассказ, определять его жанр и части.

Совершенствование умения понимать мораль и идею произведения, видеть связь названия текста с его содержанием.

Развитие умения анализировать поступки героев, расширять словарный запас детей.

Упражнение в умении составлять короткие рассказы и сказки по пословицам, осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

Воспитание положительных черт характера: нравственности и честности.

Настрой на работу.

Доброе утро, ребята. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, узнать что-то новое, интересное.

Чтение и анализ стихотворения.

– Послушайте короткое стихотворение.

Петя вазочку разбил,

А что сделал – утаил.

Папа это все узнал,

Поступок Пети явным стал.

– Что сделал Петя?

– Зачем Петя хотел скрыть это от родителей?

– Правильно ли поступил мальчик?

– Кто узнал о поступке Мальчика?

– Ребята, наверное, с каждым из вас когда-нибудь, произошел такой случай, когда вы что – то хотели скрыть от родителей, но они об этом потом все равно узнали. Вспомните и расскажите о таком случае.

– С героем произведения Виктора Драгунского тоже произошла подобная история.

Знакомство с биографией В. Ю. Драгунского.

Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, он с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов. Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы».

Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя. Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями.

(Показ портрета писателя).

Чтение рассказа воспитателем, работа над языком и содержанием произведения.

– Послушайте произведение В. Драгунского и приготовьтесь отвечать на мои вопросы после чтения.

– Вам понравилось это произведение?

– Чем понравилось?

– Что это рассказ, сказка или стихотворение?

– Почему вы считаете, что это рассказ?

– Ребята, что такое тайна?

(Это то, что скрывают от других, нечто неразгаданное, неясное, скрытая причина или поступок).

– Что обозначает слово явное?

– Как вы понимаете выражение «тайное становится явным»?

– Как Денис убедился в справедливости этой пословицы?

– Что можно сказать о Денискином поступке?

– Случайный обман или намеренный, о нем все равно становится известно.

– Как вы думаете, почему мама не наказала Дениску?

– Как сказать коротко, о чем этот рассказ?

– Как бы вы его назвали?

Писатель Виктор Драгунский назвал этот рассказ «Тайное становится явным».

Вы заметили, что в рассказе говорится о том же, что и в самом названии?

– Что же означает выражение «Тайное становится явным». В каких случаях так можно сказать?

Динамическая пауза.

Дети выполняют танцевальные упражнения под песню М. Танича, В. Шаинского «По секрету всему свету».

Составление плана рассказа.

– Из скольких частей состоит каждый рассказ?

– Какие это части?

– В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.

– Вспомните, как начинается рассказ «Тайное становится явным», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). Какое название можно придумать для этой части?

– О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части? Какая иллюстрация соответствует ей?

– Чем закончилась история про мальчика и его тайну? Какое название можно дать третьей части рассказа?

– Как вы думаете, чем мог бы закончиться рассказ, если бы тайна мальчика не раскрылась?

– Какой похожий рассказ Николая Носова мы с вами читали? (Леденец)

– Есть похожая пословица «Шила в мешке не утаишь»

– Как вы понимаете эту пословицу?

Повторите обе пословицы, с которыми мы сегодня познакомились. Придумайте с этими пословицами свой рассказ или сказку, свою небольшую историю.

Воспитатель выслушивает истории детей.

Игра «Сверток».

– Сегодня я приготовила для вас сюрприз, маленькую тайну. Чтобы узнать, что же в этом свертке, вы должны его раскрыть.

Воспитатель достает сверток, сделанный из нескольких слоев бумаги. Внутри этого свертка сюрприз – маленькие картинки. Под музыку дети передают сверток друг другу по кругу. Когда музыка выключается, сверток останавливается. Тот игрок, у которого он оказался в руках, его разворачивает. Как только музыка заиграет, ребенок передает сверток с сюрпризом дальше по кругу.

– Этот маленький подарок вам за ваше старание, инициативу, активность.

Рефлексия:

– Что мы сегодня делали?

– Каким было ваше настроение?

– Почему?

– Что вам больше понравилось?

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Знакомство с составом числа 6». Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Знакомство с составом числа 6». Образовательная область: познавательное развитие. Цель.

Цель: ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДНЕЙ НЕДЕЛИ Программное содержание: Образовательные задачи 1. Познакомить.

Конспект НОД по обучению грамоте «Знакомство со звуком [М] и буквой «М» (подготовительная к школе группа) МКДОУ Чухломский детский сад "Родничок" КОНСПЕКТ НООД по Обучению грамоте Дата проведения Педагог (ФИО): Возрастная группа детей:подготовительная.

Тема: Новогодний символ 2017 года Задачи: продолжать учить детей рисовать ватными палочками, развивать чувство ритма и цвета, продолжать.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Городецкие мастера» Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Городецкие мастера» Подготовила Ерошенко Наталия Владиславовна -воспитатель МБДОУ «Детский.

МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий урока

литературного чтения

УМК «Школа России»

2 класс

разработала:

Наврова Нина Александровна

учитель начальных классов

МОУ ИРМО «Оекская средняя

общеобразовательная школа»

2014-

Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным»»

Цель: Создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «литературное чтение».

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

2. Развивать интерес к чтению, способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения, умение анализировать поступки героев;

3. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

Устанавливать причинно- следственные связи, объясняющие чувства героев и их поступки;

Улавливать оттенки юмористических ситуаций и адекватно к ним относится;

Доказывать целесообразность средств художественной выразительности, использованных

- читать произведение выразительно

Ход урока

I. Подготовка учащихся к восприятию нового

1. Психологический настрой

Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь с ним ладошками.

Настроение поднялось? Уверенности прибавилось? Начнём урок.

2. Прогнозирование личных результатов

Что вы ждёте от урока литературного чтения сегодня?

Зафиксируйте свои ожидания в табличке, которая находится на листочке «Мои достижения»

Надеюсь, ваши ожидания оправдаются.

3. Введение в тему

О чём говорит этот слайд? (слайд 1)

(Это название раздела учебника, над произведениями которого мы работаем)

У нас уже есть опыт чтения юмористических рассказов. Скажите, что характерно для таких произведений?

Начинаем с читательской 5минутки.

4. Читательская 5минутка (групповая работа)

1) Текст о Викторе Юзефовиче Драгунском

Виктор Драгунский родился в Нью-Йорке, где его родители получали образование. Вскоре после рождения сына семья возвратилась в Россию.

Трудиться Виктор Драгунский начал с 16 лет. Он освоил много профессий: работал токарем на заводе, шорником*, лодочником, потом актером в театре и клоуном в московском цирке. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто делать, и по канату ходить, и танцевать, и петь, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел. В это время он стал писать клоунады и веселые юмористические рассказы.

У Драгунского родился сын Денис. С мальчиком происходили всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получилась серия увлекательных произведений под общим названием «Денискины рассказы». Всего было написано около 100 веселых рассказов.

Так что если вдруг кому-нибудь из вас станет грустно, берите и читайте «Денискины рассказы»

Дополнительные задания для обсуждения по группам:

1 группа -Выделите цветом в тексте информацию о писательской деятельности Драгунского.

2 группа - Выделите цветом в тексте информацию, которая подтверждает, что Драгунский был трудолюбивым, талантливым, весёлым, с чувством юмора)

3 группа . – Кто такой «шорник»?

2) Проверка восприятия.

О ком текст? – Что вас удивило?

Кто является героем самых популярных рассказов В. Драгунского?

II. Сообщение темы

Я думаю, вы еже догадались, кто сегодня будет нам преподавать весёлый жизненный урок?

Вот его портрет.

III. Формулирование учебной задачи

Сформулируем учебные задачи урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся (с рассказом В. Драгунского)

Мы будем учиться анализировать (и понимать поступки героев)

Мы научимся (читать выразительно отдельные отрывки данного произведения)

IV. Работа по теме

1. Словарная работа

Прочитайте название рассказа, над которым мы будем работать

«Тайное становится явным»

Как понимаете слова «тайное»? (секрет, скрываемое от других)

«явное»? (открытый, нескрываемый, очевидный)

(«Секрет становится открытым»)

Попытаемся предугадать, о чём содержание рассказа.

(Предугадывают….)

Кто-нибудь слышали слова «Тайное становится явным» в жизненной обстановке?

Где? В какой ситуации?

- А Дениска услышал поговорку «Тайное становится явным» от мамы. Послушайте, как это было…

2. Чтение 1ой части учителем

Проверка восприятия

1) - Как мама объяснила смысл слов? (стр. 161)

Что узнали о Дениске? ( Имел хорошие привычки, задумывался над непонятным ).

Опираясь на текст, докажите, что эта фраза для Дениски не прошла мимо ушей.

( Думал перед сном. Эта мысль не давала ему спать «Я долго не спал»)

Докажите, что завтрак не доставлял Дениске удовольствия.

- « Белок раскромсал », как понимаете это выражение?

Попробуйте заменить синонимом. (размял)

Что меняется?

- Почему же Драгунский выбирает именно этот глагол?

2) -Вспомните диалог мамы и Дениски. У вас такое бывало?

Почему мама уговаривает ? (из добрых побуждений)

Перечитаем диалог (без слов автора стр. 162 верх)

Почему мама предложила именно Кремль?

Найдите объяснение этому в тексте и зачитайте мысли Дениски (стр 162)

А вы бы хотели увидеть то, что так интересовало Дениску?

V. Физминутка

VI. Виртуальная экскурсия в Кремль (рассказ учителем)

(Вид Кремля, Грановитая, Оружейная палата, Царь-пушка. Царь-колокол)

Экскурсия окончена.

Какое впечатление произвела она на вас? Что бы хотелось увидеть воочую?

VII. Работа с иллюстрацией

Слова мамы я прочитаю ещё раз…(стр.162, конец 1 части)

Подумайте, что может произойти дальше?

Только вначале рассмотрим иллюстрацию на стр. 163 и напомним себе название рассказа (читаем вместе со мной Тайное становится явным)

О чем говорит иллюстрация?

VIII. Работа над 2 частью рассказа

1. Предугадывание 2ой части

2. Чтение 2ой части подготовленным учеником

3. Проверка восприятия

- Как вы относитесь к действиям Дениски?

Что говорит нам сообщение, в котором автор пишет: « А я остался с кашей наедине»

С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком).

Почему же Дениска так говорит о каше?

(Она – враг, соперник, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить, уничтожить. Вот он и пытается.)

Можно ли убрать это предложение? Попробуйте. Какова его роль в тексте? (усиливает комичность ситуации)

Просмотрите текст, как взрослые, пронаблюдайте ещё раз, что делал Дениска с кашей? (Открыть слайд)

Как вы относитесь к его действиям?

Как понимаете выражение «Глаза на лоб полезли и остановилось дыхание»? Представьте эту картину.

Какой момент вы считаете самым опасным, острым? (Подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу)

Чем отличаются по смыслу слова «вылил и выплеснул»?

Чем Дениска оправдывает свой поступок?

От чего у Дениски возникло такое состояние? (от жуткого вкуса каши).

У вас была такая ситуация, когда вам казалось, что вы теряете сознание?

Что вы чувствовали в этот момент?)

Почему же Дениска шел на такие мучения до последнего?

IX. Работа над 3 частью рассказа

1) - Чем, по-вашему, закончится рассказ?

Придумайте смешную историю, мы ведь читаем юмористическое произведение

2) Прослушивание придуманных историй

X. Домашнее задание

- А вот как закончил рассказ писатель, вы прочитаете дома в 3 части и не только себе, но и кому-то из взрослых. Понаблюдайте за их реакцией, а потом нам расскажите

XI. Итог

1) - Представим, что Дениска учится в нашем классе, кто из вас захотел бы с ним дружить?

Почему этот рассказ в этом разделе? (Писатель пишет смешно о серьёзной ситуации)

2) - Какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока?

(анализировать и понимать поступки героев)

Какое ценное знание вы получили на этом весёлом уроке?

(Не всегда весело тому, над кем смеются)

Как примените его в жизни?

XII. Рефлексия.

1. Закончите фразу: Мне хочется дочитать рассказ уже сейчас

Я приду из школы, погуляю и прочитаю рассказ

2. Заполните 2ую часть таблички «Мои достижения»

Ваши ожидания оправдались?

Тема урока . В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Цель урока: способствовать осмыслению обучающимися главной идеи рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи урока :

Познакомить обучающихся с содержанием рассказа;

Формировать навык литературного осознанного чтения;

Развивать способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения; умения анализировать поступки героев;

Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.

Планируемый результат:

    Личностные УУД

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного рассказа.

Воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям

2. Познавательные УУД

Способствовать осознанности обучающимися значимости чтения, пониманию цели чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения)

Формировать у обучающихся умения производить анализ, сравнение.

3. Коммуникативные УУД

Формировать умение договариваться, находить общее решение.

Формировать умение аргументировать свое предположение, объяснять свой выбор.

4. Регулятивные УУД

Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность;

Развивать умения дать оценку своей работы.

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Ресурсы: учебник литературное чтение Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,

М.В. Голованова и др. 2 класс, мультимедийный проектор, ПК. Бланки для ответов на вопросы викторины. (См. приложение 1 )

Ход урока.

    Мотивация на урок.

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.

На каждом уроке вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу, что вы готовы к новым знаниям и у нас обязательно все получится!

    Актуализация знаний.

Ребята, а любите ли вы тайны?

А что такое тайна? (дети высказывают мнения)

1. Нечто скрываемое от других, известное не всем;

2. нечто неразгаданное, ещё не познанное;

3. скрытая причина чего-нибудь;

Назовите синоним к слову тайна (секрет).

Что значит «тайное»? (Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.)

Явное?(???)

Значение незнакомого, непонятного нам слова, где мы можем с вами узнать? (Интернет, взрослые, словарь)

Найди, пожалуйста, это слово.() (Открытое, откровенное.)

Тайное – явное -……это…..(слова с противоположным значением, или антонимы)

Значит, ребята, Нет той тайны, что не стала бы явной!

Как вы понимаете моё выражение? (…)

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

1. Введение в тему

Откройте учебники на с. 161,прочитайте заголовок произведения.

Спрогнозируйте, о чем будет рассказ?

Цель урока….(Выяснить главную мысль (идею) рассказа. Что автор хотел нам донести своим произведением?)

Каковы же задачи нашего урока?

1. Познакомиться с содержанием произведения.

2. Проанализировать его.

3. Обсудить поступки героев.

2. Рассказ учителя о В.Драгунском

Рассказ учителя о Викторе Юзефовиче Драгунском (Слайд 2)

Когда читаешь рассказы В.Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был токарем, режиссером, лодочником, актером, даже работал в цирке клоуном. А когда в 40лет у него родился сын Денис, он стал писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые и дети. Читая рассказы Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли и чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.

Словарная работа.

Рассказ, над которым мы будем сегодня работать называется «Тайное становится явным».

- Но прежде, давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

Кремль (Московский) - кремль, древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города, официальная

резиденция президента Российской Федерации.

Прочитайте выражение «Грановитая палата ». (слайд 5).

- Кто знает что это такое?

(Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы).

(6-7 слайд)

- Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным ? (Ученикивысказывают своё мнение.)

- Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.

(Это человек, образованный, культурный, вежливый, воспитанный, опрятно одетый).

(8-9 слайд)

- Клевета – что оно означает? (Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).

- Подберите синонимы к этому слову.

(Ложь, враньё, выдумка, наговор).

Что значит словоязвительный ? (10-11 слайд)

(Стремящийся досадить, злобно-насмешливый).

Физкультминутка (слайд 9)

    «Открытие» нового знания.

    Первичное чтение. (чтение детьми до 1-го вопроса)

Чтение 1 части вслух. Вопросы к 1 части:

Что однажды услышал Денис от мамы? (что тайное становится явным)

Как мама объяснила эти слова? (что когда человек поступает нечестно, все равно это узнают, и будет ему стыдно)

Денис лег и стал думать об услышанном. Как это его характеризует?

Какую хитрость придумал Денис, когда ел яйцо? (“...выел желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно...”)

Почему Дениска не хотел есть кашу? (он ее видеть не мог, не любил)

Почему мама назвала Дениса вылитым Кащеем? Кто это? (Персорнаж сказок)

Как мама уговаривала съесть кашу, что она предложила? (пойти после завтрака в Кремль)

Обрадовался ли мальчик, услышав предложение мамы?

Мы прочитали с вами отрывок рассказа, а что может произойти дальше? Подумай-те.(…)

Чтение 2 части (чтение-разведка) Работа в паре, ответы на листах.

Сейчас вы сходите в разведку. Разведчики добывают ценные сведения. Вы прочитаете 2 часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете ответить, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее. Можно карандашом делать пометки в тексте. Узнаем, чья команда возвратится скорее!

1. Пошлепал ее ложкой

2. Посолил.

3. Посыпал сахаром.

(Ответы команд)

Чтение 3 части.(Чтение учащимся или чтение по ролям)

Прогнозирование

Вопросы к 3 части

- Как отреагировала мама, когда увидела пустую тарелку Дениски?(обрадовалась)

Что она ему сказала? Прочитайте. (- Ну, что за Дениска…..Кремль!)

Почему Денис понял, что в Кремль он не пойдет?

Прочитайте, как выглядел дяденька.

Хорошо ли Денис знал свою маму? Подтвердите словами текста.(“...глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а это верная примета, что мама рассердилась”)

Что Дениска сказал маме? Почитайте.(- Да, мама,……явным!)

Почему мама так долго смотрела на сына?

Понял ли он мамины слова?

Почему вы так считаете?

Тест. (слайд 13- 19) РАБОТА на листах.

А сейчас давайте проверим внимательно ли вы прослушали рассказ. Прочитайте и выберите правильный ответ.

1. Как зовут главного героя?

2. Куда хотела мама отвести Дениску?

    в Мавзолей

    в Грановитую палату

С. в цирк.

3. Какая каша была предложена на завтрак?

  1. гречневая

4. Что сделал Дениска с кашей?

    выбросил в окно

    отдал собаке.

5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?

    в магазин за покупками

    в театр на спектакль

    фотографироваться.

6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?

    обрадовалась

    заплакала

    ужасно рассердилась.

7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?

    Я все равно пойду в Кремль!

    Тайное всегда становится явным.

    Я весь вечер проведу в углу.

(3 человека на оценку, остальные взаимопроверка)(слайд 20)

Молодцы! Справились с заданием.

Подведение итогов урока

Ребята, оказывались ли вы в подобной ситуации?

Как вы считаете, все ли средства подходят для достижения поставленной цели?

По вашему мнению, какими качествами должен обладать человек, чтобы понять неправильность своих поступков.

Так какую же ТАЙНУ скрывал от нас рассказ? Что хотел донести до всех нас Виктор Драгунский?(…)

VII. Рефлексия.

1.- Какое настроение у вас вызывало прочтение рассказа?

К какому жанру относится это произведение? (Юмористический рассказ)

(взаимоотношение детей и родителей, воспитание детей, воспитание честности, уважения к старшим)

2.Закончите одно из предложений: (слайд 21)

Я понял(а),что…

Я сделал(а) вывод, что…

После сегодняшнего урока я….

VIII. Домашнее задание.(слайд 22)

В тетради с.50 (прочитайте цитатный план рассказа и восстановите последовательность событий.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский»

- Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.

Библиотека
материалов

(второй урок)

Задачи урока:

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Анализировать произведение;

Личностные:

Проявлять интерес к чтению;

Оборудование: учебник « Литературное чтение» , авт.Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 2 класс,мультимедийный проектор, презентация, аудиозаписи, выставка книг В.Драгунского.

Ход урока

I . (слайд 1)

Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать, И урок наш начинать.

II . Постановка темы и цели урока

III .Речевая разминка

Прочитайте медленно вслух;

Прочитайте вопросительно;

- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (обсуждение высказывания)

(Опыт масла с водой)

IV . (слайд 4)

V . Мотивация познавательной деятельности

Чем занимался в юности? (Он организовывал небольшие группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки.)

Что придумывал Виктор? (придумывал весёлый и умный текст для клоунов, сценки, песни )

(В. Драгунскому было почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей. )

Итог:В 16 лет он уже работал токарем, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке. Но больше всего на свете Виктора манил театр, цирк. Ему больше всего хотелось быть клоуном.

VI

1.Словарная работа

- «Тайное становиться явным» (слайд 7)

Словарная работа (слайд 8)

Прочитайте первое выражение “Грановитая палата”

Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным .

Следующее словоклевета – что оно обозначает?

И последнее слово язвительный – что это значит? (Злобно-насмешливый, стремящийся досадить)

рас-кром-сал – раскромсал

ми-ли-ци-о-нер – милиционер

VII . Закрепление нового материала

Хорошо читающие ученики

2 часть до слов: « А я остался с кашей наедине».

Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали?

3 часть до слов: « В это время вошла мама».

- хрен – растение с корнем, содержащим едкое эфирное масло, корень этого растения употребляют как острую приправу к пище. (Слайд 10)

- «Глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание».

Физминутка.

4 часть до конца.

Как вы об этом узнали?

Какие слова это доказывают? (глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась)

Определите последовательность происходящих в тексте действий , расставив их по порядку.

VIII . Итог урока:

Почему тайное стало явным?

Домашнее задание:

Заключение:

Тест

1.

а) яйцо

б) бутерброд

в) кашу

г) арбуз

а) ужасный ребенок

б) вылитый Кощей

в) костлявый

г) тощий

а) в окно

б) в коридор

в) в мусорный бак

г) в раковину

4. На кого была вылита каша?

а) на милиционера

б) на собаку

в) на прохожего

г) на женщину

а) я больше не буду

б) извини меня

в) я не буду

г) тайное становится явным

План

2.Завтрак

3.Предложение мамы

5.Возмущенный милиционер

6.Пострадавший дяденька

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Тема: В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным». (второй урок)

Задачи урока:

Познакомить учащихся с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»; произвести анализ данного произведения; восстановить последовательность событий в рассказе.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным»;

Характеризовать героев произведения;

Восстанавливать текст на основе цитатного и картинного плана.

Метапредметные:

Анализировать произведение;

Составление плана и пересказ.

Личностные:

Проявлять интерес к чтению;

Понимать важную роль юмора, хорошей шутки в жизни человека.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», авт.Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 2 класс, мультимедийный проектор, презентация, аудиозаписи, выставка книг В.Драгунского .

Ход урока

I . Мотивация к учебной деятельности (слайд 1)

Наступила весна. Светит солнышко. Оно дарит нам свет и тепло. Передадим частичку нашего тепла друг другу.

Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать,
И урок наш начинать.

Хорошего настроениявам, дети и уважаемые гости на урок литературного чтения.

II . Постановка темы и цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведением Драгунского «Тайное становится явным» и будем учиться анализировать и пересказывать текст, используя картинный и цитатный план к нему (слайд 2) и эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Сервантеса «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой» (слайд3)

III .Речевая разминка

Прочитайте медленно вслух;

Прочитайте с утвердительной интонацией;

Прочитайте вопросительно;

Прочитайте только до запятой, используя логическое ударение на каждое слово;

Как вы понимаете смысл данного высказывания? (обсуждение высказывания)

(Опыт масла с водой)

IV . Актуализация необходимых знаний (слайд 4)

Вспомните, какой раздел мы изучаем?

Скажите, что пишет Виктор Драгунский стихи, сказки или рассказы?

Верно рассказы и все они разные (слайд 6)

V . Мотивация познавательной деятельности

Чем занимался в юности? (Он организовывал небольшие группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки.)

Что придумывал Виктор? (придумывал весёлый и умный текст для клоунов, сценки, песни)

Сколько лет было Драгунскому, когда вышли его книжки??

(В. Драгунскому было почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей.)

Итог: Драгунский родился в Нью-Иорке, а когда ему было 12 лет, семья переехала в Москву. Он рано начал работать. В 16 лет он уже работал токарем, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке. Но больше всего на свете Виктора манил театр, цирк. Ему больше всего хотелось быть клоуном. Он автор серии произведений «Денискины рассказы». Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. Сына Драгунского тоже зовут Дениской.

VI . Организация познавательной деятельности

1.Словарная работа

- «Тайное становиться явным» (слайд 7)

Как вы поняли, о чем рассказ с таким названием?

Словарная работа (слайд 8)

Давайте разберём некоторые слова, которые встретились в этом рассказе.

Прочитайте первое выражение “Грановитая палата”

Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.

Как вы думаете, какого человека называютинтеллигентным.

Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

Следующее слово клевета– что оно обозначает?

Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Подберите синонимы к этому слову.

Какие слова мы называем синонимами? (Ложь, враньё, выдумка, наговор)

И последнее слово язвительный – что это значит? (Злобно-насмешливый, стремящийся досадить)

Подберём синонимы: злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.

Некоторые слова могли вызвать у вас трудности при чтении. Давайте
прочитаем их сначала по слогам, затем целыми словами.

рас-кром-сал – раскромсал

ми-ли-ци-о-нер – милиционер

Пре-дос-тав-ля-ет - предоставляет

ин-тел-ли-гент-ный – интеллигентный

Му-со-ро-про-во-дом - мусоропроводом

фо-то-гра-фи-ро-вать-ся фотографироваться

Пришло время поработать над этотим замечательным рассказом.

VII . Закрепление нового материала

1. Вторичное восприятие – чтение по частям

Прослушивание аудиозаписи (читает Денис Драгунский)

1 часть до слов: «Сначала я съел яйц».

-«Что это значит, мама: "Тайное становится явным"?»

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Хорошо читающие ученики

2 часть до слов: «А я остался с кашей наедине».

– Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали?

- « Белок раскромсал», как понимаете это выражение?

Попробуйте заменить синонимом. Что меняется? Почему же Драгунский выбирает именно этот глагол?

Какое событие послужило завязкой части? (Мама пообещала Дениске взять его в Кремль, если он съест всю кашу.)

Почему именно в Кремль пообещала пойти мама? Для Дениски это важно? Что помогло Вам понять, что Кремль для Дениски - ценность? Зачитайте. (слайд 9)

3 часть до слов: «В это время вошла мама».

Что говорит нампредложение, в котором автор пишет: « А я остался с кашей наедине».

С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком).

Почему же Дениска так говорит о каше? (Она – враг, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить, уничтожить. Вот он и пытается.)

Можно ли убрать это предложение? Какова его роль в тексте? (усиливает комичность ситуации)

Как же получилось, что он выбросил кашу в окно?

Задумал ли он это с самого начала?

Что испытывал Дениска, когда выплеснул кашу на улицу? Как говорит об этом автор? (И я, наверное, потерял сознание).

У вас была такая ситуация, когда вам казалось, что вы теряете сознание?

Что вы чувствовали в этот момент?

От чего у Дениски возникло такое состояние? (от жуткого вкуса каши).

Хрен – растение с корнем, содержащим едкое эфирное масло, корень этого растения употребляют как острую приправу к пище. (Слайд 10)

- «Глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание».

Почему Дениска так поступил с кашей? О чём он думал в этот момент? (как быстрее от неё избавится).

Он хорошо подумал прежде, чем это сделать? Почему? (ему плохо, когда такое состояние, мы не контролируем свои поступки).

Это важно? Почему это важно? (если бы подумал, не поступил бы так).

Физминутка. (дети жестами и мимикой изображают процесс «усовершенствования» каши и «выбрасывают» в воображаемое окно).

4 часть до конца.

Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?

Почему Дениска не рассказал маме правду? Он – лжец? (он не успел опомниться, всё произошло очень быстро).

Как вы это узнали? («В ту же минуту дверь открылась…»).

О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего?

Как вы об этом узнали?

Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается?

А кто ещё смеялся с нами? Дениска? Мама? Милиционер? Пострадавший? Кто создал эту комическую ситуацию? (автор)

Зачем автор смеётся сам и даёт нам возможность смеяться, когда другим не смешно? Какова роль смеха в этом рассказе? (посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте. Никому не нравится когда над ним смеются.)

- Хорошо ли Дениска знал свою маму?

Какие слова это доказывают? (…глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась)

Почему мама не ругала сына?

- Что Дениска сказал маме? Прочитайте.

- Почему она так долго на него смотрела?

- Какие чувства она испытывала?

- Понял ли он мамины слова? Почему вы так считаете?

- 2. Практическая работа (работа в парах), составление плана

- Давайте составим цитатный план этого рассказа. У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста.

Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку.

Как вы думаете получится ли у нас пересказ, глядя на план? (Нет, нет начала.)

Что должно быть, по вашему мнению, изображено на первой картинке? Выберите цитату.

VIII . Итог урока:

Почему тайное стало явным?

Домашнее задание: с. 159-165 прочитать, пересказ

Заключение: Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский».

Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.

Тест

1. Что Дениска не хотел есть на завтрак?

а) яйцо

б) бутерброд

в) кашу

г) арбуз

2.Что мама сказала Дениске, услышав, что он не хочет есть кашу?

а) ужасный ребенок

б) вылитый Кощей

в) костлявый

г) тощий

3. Куда Дениска выбросил кашу, когда добавил в нее хрен?

а) в окно

б) в коридор

в) в мусорный бак

г) в раковину

4. На кого была вылита каша?

а) на милиционера

б) на собаку

в) на прохожего

г) на женщину

5. Какие слова сказал Дениска маме, чтобы она поняла его раскаяние?

а) я больше не буду

б) извини меня

в) я не буду

г) тайное становится явным

План

1Денис думает над словами мамы.

2.Завтрак

3.Предложение мамы

4.Мучение с кашей и избавление от нее

5.Возмущенный милиционер

6.Пострадавший дяденька

7Рассерженная мама 8.Урок на всю жизнь

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте "Инфоурок" .

Пройдя курс Вы получите:
- Удостоверение о повышении квалификации;
- Подробный план уроков (150 стр.);
- Задачник для обучающихся (83 стр.);
- Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
- БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
- Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.



Загрузка...