emou.ru

Чему учит литература 18 века мое поколение. Учит ли русская классика нравственности

#литература #история #чтение #письменность #книга #писатель

15 мая в Общественной палате РФ состоялась конференция на тему «Концепция преподавания литературы в контексте отечественной культуры» . Документ о единой концепции изучения в школе был подготовлен и разработан рабочей группой Комиссии ОП по культуре и сохранению историко-культурного наследия совместно с представителями профессионального сообщества - преподавателями педагогических и гуманитарных вузов, учителями школ и представителями научного сообщества.

На сегодняшний день вопрос о том, каким образом необходимо преподавать в школе, является весьма актуальным. На прилавках магазинов находится огромное количество учебных пособий, которые дают совершенно различное представление о , мысли, о российских писателях. Авторы таких ставят перед собой различные цели и задачи. Одни пытаются сделать упор на том, как развивалась история литературы, знакомят учеников со знаковыми (с их точки зрения) произведениями, создают системность изложения материала. Другие же пытаются направить силы на подготовку школьников к экзаменам, а третьи – пытаются дать совершенно новое толкование уже известным произведениям.

В связи с этим представители научных и культурных сообществ задумались о идее создать единую концепцию преподавания литературы, в которой необходимо выделить главные особенности такого предмета как литература. Одним из разработчиков этой концепции стал член ОП РФ Павел Пожигайло , который выступил на конференции как ее модератор и организатор.

Он открыл дискуссию свой вступительной речью, в которой обозначил важность литературы как предмета, который рассказывает школьникам именно о человеке.

«Два года назад, когда я пришел в ОП, у меня было три цели: первая – это охрана культурного наследия, вторая задача заключалась в возрождении хоровой культуры в нашей стране, а третья задача, ради которой мы сегодня собрались, - это русская литература и литература в целом. Каким образом ставилась эта задача? Нам бы хотелось, чтобы этот предмет стал главным предметом именно о человеке, не о стиле, форме, удовольствии, не о биографии писателя, а именно о человеке. Ни математика, ни физика и физкультура, ни эту задачу не решает. В истории есть момент некоторого субъективного толкования, ему можно и оппонировать, конечно. Но в литературе все не так. Когда мы читаем спор Тургенева и о том, кто такой , идут мурашки по коже. Мы понимаем, что тогда решалась судьба России. Конечно, убийство старухи из Достоевского, может быть, это и есть 1917 год, а каторга Раскольникова - может это и есть семьдесят лет советской власти? Литература - это настолько важно для внутреннего понимания и высоты человека. И очень важно, чтобы этот предмет сохранял свободу собственного внутреннего творческого самоопределения », - открыл конференцию член ОП РФ.

В добавлении к своим словам, он отметил, что существует несколько ошибочных тенденций в преподавании литературы. Одна из них преподносит чтение классики как эстетическое удовольствие и дает полную свободу воображения. По другой, считается, что программа изучения этого предмета должна быть «чуть ли не уставом караульной службы». По его мнению, обе эти тенденции являются ошибочными.

Член ОП РФ также полагает, что в предложенной концепции может быть и некоторая субъективность авторства, но именно поэтому необходимо вынести ее на обсуждение. Главными задачами конференции Павел Пожигайло обозначил привлечение внимания к этой проблеме и увеличение часов литературы в школе, так как именно этот предмет, по его мнению, может сделать человека счастливым .

Одним из разработчиков предложенной концепции стал профессор Института русского языка имени А.С.Пушкина, доктор филологических наук, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, почетный работник высшего профессионального образования РФ Владимир Аннушкин . На конференции он выступил с докладом, в котором обозначил основные цели и задачи, стоящие перед преподаванием литературы сегодня. Они же обозначены в концепции.

«Цель преподавания литературы в школе – воспитание человека через совершенное слово, предложение идеалов и жизненных ориентиров, нравственное становление личности через литературное воспитание », - зачитал Владимир Аннушкин .

Главными задачами курса литературы в школе должны, по его мнению, стать представления о смысле бытия, поиск смысла жизни и различных жизненных решений через ясное понимания понимание литературного текста, который несет в себе функции нравственности и эстетичности. Огромную роль, по словам эксперта, играет и язык, который обязательно должен быть совершенным, а не ущербным.

Владимир Аннушкин отметил проблемы, которые испытывает школьник на уроках литературы. Во-первых, учителя уделяют очень мало внимание конкретным ученикам. Во-вторых, компьютеризация сегодня приводит к ужасным последствиям. С людьми перестают вести реальные диалоги, все происходит «через планшеты», нет личного контакта. А главным для учителя должен быть ученик и общение с ним.

«Литература должна пробудить в школьнике любовь к слову. Цель филологии - устроение человеческой жизни через язык, через слово », - добавил эксперт.

О важности обсуждаемой новой концепции литературы, о роли самого предмета в жизни школьников рассказала заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк .

«На фоне социальных и экономических изменений мы должны переосмыслить и по-новому увидеть те цели, задачи, методы и механизмы, которые используются в школьном образовании. Особенно это касается тех предметов, которые формируют нравственный образ человека, его гражданственность, духовные ценности, и роль литературы в вопросах формирования личности сложно переоценить. Важно, что уже началась работа над этой концепцией. Сейчас необходимо найти тот оптимальный вариант, который был бы приемлем для разных представителей нашего многонационального и многоконфессионального общества », - высказала свои соображения Наталья Третьяк .

Советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр. Народный артист России Николай Бурляев отметил необходимость создания новой политики в сфере культуры и не смог обойтись без цитирования классика русской литературы.

«Нужно вырабатывать новую государственную культурную политику. Как прав , который говорил полтора века тому назад, что идет бой, самый главный бой - бой за душу человека. Он и сейчас идет. Упущено современное поколение, пришел Интернет. Мы росли на совершенно других примерах. По-другому вели и литературу в наших школах. Нашими героями были реальные герои нашего . И мы хотели им подражать. Инновации – это, конечно, важно. Но сегодня от вторжения этого “бесовского племени”, несознательного, если так мягко говорить, страдает общество. Чиновниками министерства культуры выделяются огромные деньги на сомнительные выставки, где куры гадят на голову . Идет этот бой, а мы его участники, от нас многое зависит », - восторженно заявил эксперт.

Николай Бурляев также упомянул и о сомнительных произведениях, которые входят в школьную программу. В пример он привел стихотворение «Прощай, немытая Россия», авторство которого, по его мнению, неверно приписано , но этот факт как-то не мешает изучению стихотворения в школах. Также эксперт высказал мысль о необходимости включения в учебный план од Языкова, которыми восхищался .

Интересным было философское выступление Российского литературоведа и писателя, доктора филологических наук Бориса Тарасова , который отметил важность литературы в воспитании человека в весьма интересной форме.

«Человек есть тайна, которую надо разгадать. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. В человеке заключены серьезнейшие фундаментальные противоречия, царственные и божественные черты мы видим в человеке, но при этом он и раб. Русская литература, которую Томас Манн назвал “святой литературой”, показывает, как нужно жить и действовать, чтобы преодолеть в себя “червя и раба”. История души человеческой может быть важнее души целого народа, говорил . Черты раба сегодня в обществе доминируют. Чтобы двигаться к действительному высшему человеческому обществу, нужна литература », - подметил эксперт.

О православной функции литературы рассказал русский писатель Владимир Крупин .

«Почему русская литература - это ведущая литература мира? Потому что она выращена . Концепция. Сегодня слово “духовность” измызгали. Она обозначает силу жертвенности. Но русский православный дух сохранился и до нашего времени. Большевики изгнали из школы Закон Божий, а русская литература все равно живет.

Запад провалился в дыры безбожия. Если есть единство наше во Христе - тогда мы едины. Сейчас многие зациклены на . Рынок - это что такое? Тараканьи бега! Литература стала мешать, потому что она говорит, что воровать нехорошо. Необходимо вернуть те часы, которые выделялись для изучения этого предмета. Но сегодня для многих литература уже неугодна. Люди сегодня воспитаны на блеске доллара », - заявил участник конференции.

Во время обсуждения проблем изучения литературы в современных школах участники дискуссии часто приводили в пример цитаты, произведения русской классики. Так, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой литературы Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова Лариса Петриева даже заявила, что «наверное, если бы на Украине читали “Капитанскую дочку”, они бы до такого состояния не дошли».

При этом педагог решила остановить внимание слушателей на главных, по ее мнению, проблемах современного преподавания литературы.

«Мы забыли про содержание и ударились в форму художественного произведения. А нужно, чтобы они преподносились вместе. Отсюда идут всякие нелепые вымыслы о вопросах на ЕГЭ. Нет там дурацких вопросов. Страшного и сложного ничего там тоже нет совершенно. Мы ударились в изучение формы. Учителя просят часто определить размер стиха. Но с какой целью? Просто так? Вспомните Евгения Онегина, который «ямба от хорея не мог отличить», но при этом был образованным человеком. Когда нужен размер? Только тогда, когда он работает. Вот, например, в “Тучах” Лермонтова.

Должна быть база, список произведений, которые должны прочитать все ученики вне зависимости от профильных классов и направленности. Нужна одна программа. Должен быть один базовый учебник, но к нему можно различные практикумы создавать », - рассказала эксперт.

Как отметили многие участники, важнейшей проблемой современного поколения сегодня является нежелание детей . И именно с этой задачей необходимо бороться, создавая различные мотивации. Павел Пожигайло , например, рассказал, что он показывает своим детям интересные фильмы по мотивам книг классики, а потом дети сами хотят читать произведения этого автора.

По заявлению организаторов мероприятия, проведенная конференция поможет доработать существующую концепцию и уже утвердить ее. Дальнейшие планы – составление школьной программы и единого учебника по литературе.

В школе на тему «Чему нас учит русская литература?» пишут сочинения. Ученики, которые получают за них пятёрки, воспроизводят расхожие фразы учителей и чиновников про великий и могучий русский язык, про патриотизм и, что самое интересное, про нравственность. Рассуждая об этом, ограничиваются самыми общими формулировками: наша литература делает человека лучше и пробуждает возвышенные чувства.

Судя по всему, одно прикосновение к «Войне и миру» заряжает читателя нравственностью как Кашпировский - воду.

При этом как конкретно классики помогли подросткам развить моральные качества, история умалчивает.

Разговоры о воспитании литературой ставили меня в тупик ещё в школьные годы. Многие вопросы, поднимавшиеся в книгах школьной программы, были мне так же близки, как дилеммы каких-нибудь первобытных племён: нравственно ли есть то же мясо, что и шаман, можно ли удить рыбу в новолуние? А ведь эти люди всерьёз верили, что, нарушив табу, могут нанести оскорбление духам и умереть. Само собой, знание о том, что такие обычаи в принципе существовали, не бесполезно. Но это польза культурологическая, а не руководство к действию.

Евгений Онегин убивает друга на дуэли.

Существует наивное представление, что нравственность в литературе - это следование примеру идеального субъекта, с которым нужно сверять свои действия.

Если бы учебники выстроили какой-то мостик между классицистскими проблемами недорослей, нравственным разложением дворянства, историями о лишних людях и миром конца 90-х - начала нулевых, всё выглядело бы иначе. Возможно, тогда Чацкий, боровшийся с идеями «века минувшего», вызвал бы у меня отклик.

А вот какую дидактику можно извлечь из истории о бедной Лизе, не вполне ясно до сих пор.

Кроме революционного вывода о том, что крестьянки тоже любить умеют, повесть содержит максимум пасторальную печаль о том, что бедной девушке пришлось утопиться.

В стране, где школьникам показывают на уроках ОБЖ такие ролики , подобная «мораль» выглядит небезопасно. Литература XVIII столетия разве что от противного помогает понять, как мы пришли к принятию базовых общечеловеческих принципов, к осознанию ценности личности вне зависимости от происхождения. Пожалуй, с такой ремаркой здесь действительно можно откопать мораль.

К слову, если мальчики ещё как-то могут найти для себя подходящие ролевые модели, девочки часто остаются в замешательстве. Анна Каренина, которая бросилась под поезд, потому что Толстой считал, что счастья после развода быть не может? Или, может быть, Настасья Филипповна, которая занята тем, что страдает и заставляет мучиться других?

Женщинам в русской классике традиционно приходится худо.

В лучшем случае приходит Пьер Безухов, который решает их проблемы. Отвественности за свою жизнь, саморазвитию или силе духа тут можно научиться разве что по принципу дурных советов. Не говоря уже о том, что эти ценности справедливы для всех людей, а само разделение этики на мужскую и женскую - явление прошлого.

Классические романы хорошо рассматривать с позиций патографии. Это способ аналитики творчества, который помогает понять, чем был болен автор.

В старших классах выяснилось, что литература действительно может волновать. В романах конца XIX - начала ХХ века, в поэзии Серебряного века попадалось что-то сложное, захватывающее и страшное. Однако школьные учителя этого как будто не видели. То, что вызывало у меня мурашки, они умудрялись облечь в такие скучные и формальные слова, что я предпочитал держать переживания при себе. На фоне вурдалачьих историй Алексея Толстого, безумия Гаршина, «красного смеха» Андреева они все так же продолжали говорить о морали, которая должна быть выведена в школьных работах. Примерно тогда же я узнал, что «липкое, склизкое ощущение» - это не подходящие слова для сочинения.

Иллюстрация к «Преступлению и наказанию».

Кажется, даже представители РПЦ чуть ближе ухватили суть некоторых произведений, включенных в школьную программу, когда советовали исключить из нее Чехова и Бунина . Само собой, исключать ничего не нужно.

Однако в самых лучших произведениях русской классики есть мучительный надлом, «свинцовые мерзости», грязь и боль.

С безжизненным, сусальным, рафинированным образом богоспасаемой русской культуры - очевидно, так выглядит патриотизм, который литература, если верить сочинениям из ГДЗ, должна прививать - это имеет мало общего. Именно поэтому полезно сталкиваться с такими вещами лицом к лицу.

Нетленные классики были, в первую очередь, живыми людьми, творчество которых стало результатом конкретных условий жизни, переживаний и драм. Кое-что из книг, которые имеет смысл почитать, чтобы классика приобрела человеческое лицо:

  • Авдотья Панаева. Воспоминания . Супруга Ивана Панаева и гражданская жена Некрасова написала живые и язвительные мемуары. Здесь, в частности, можно прочитать о том, как во время пожара на пароходе Тургенев стремился в спасательную лодку с детьми и женщинами, повторяя по-французски, что не хочет умереть таким молодым.
  • Одоевцева И.В. На берегах Невы. На берегах Сены. Анекдоты и истории о современниках, из которых можно узнать, какой жилет был у Михаила Кузмина, и как супруга прятала от Ивана Бунина ветчину то в кастрюле, то в книжном шкафу.
  • Ольга Форш. Сумасшедший корабль . Истории о Доме искусств на углу Мойки и Невского, где в революционную эпоху собирались литераторы: «Утром, проходя мимо умывальников, человек мог быть остановлен окриком: “Эй, послушайте... Поговорим о Логосе”».
  • Даниил Хармс. Литературные анекдоты . «Лев Толстой очень любил детей…» и другие истории разбавят любой пафос здоровым духом абсурда.

Русская классическая литература в школе - это священная корова вроде тех, что бродят на индийских пляжах. Никто не понимает, что она там делает, далеко не все религиозны в такой степени, чтобы всерьёз возносить ей почести при встрече, но прогнать корову никто не решается.

Коров в Индии не едят из уважения. Примерно так же от школьников ускользает вкус литературы.

Когда учителя с придыханием говорят о том, что «Есенин - золотой голос русской поэзии, тончайший лирик, который облагораживает душу», хочется адресовать их к этому ролику . У исполнителей куда больше общего с есенинской лирикой, чем у «правильного» сочинения о ней.

В нашей литературе есть историческая ценность - наблюдая, какие проблемы мучили людей прошлых эпох, мы видим культурную динамику и прогресс. Есть в ней и много жестокого, тяжёлого и сложного - неврозы, рефлексия, саморазрушительные импульсы. Даже в самых легких и юмористических произведениях русских писателей почти всегда есть какая-то затаённая меланхолия, особая беспредметная тоска - переживание путешественника, который смотрит из окна поезда на проносящиеся бескрайние поля и леса, затянутые серой пеленой дождя.

Проще говоря, русская классика заставляет страдать и размышлять.

Никто не обещал, что где-то в книгах найдутся готовые ответы или национальная идея. Литература, русская или какая-то ещё, ничему не должна учить и ничего не должна прививать. Прививает врач. Таким же образом, как живопись не обязана быть «красивой», литература не обещает поставлять хорошие примеры для подражания или дарить позитивные эмоции. Литература просто существует в культуре и может будить вдохновение, сомнения или протест. В этом смысле фраза из сочинений «литература учит нас думать» верна. Только нужно учитывать, что способность к самостоятельному мышлению скорее лишает ориентиров и почвы под ногами, чем даёт определённость.

18 век ознаменовался крупными преобразованиями, связанными с деятельностью Петра I. Россия стала крупной державой: укрепилась военная мощь, связи с другими государствами, большое развитие получила наука и техника. Конечно, все это не могло не повлиять на развитие литературы и культуры. И Петр, и Екатерина прекрасно понимали, что преодолеть косность и отсталость страны можно только при помощи просвещения, культуры и литературы.

Особенности классицизма

Особого рассмотрения заслуживает В восприятии современного читателя она связана с такими именами, как: М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев. Так, в литературе зарождается классицизм - направление, основоположники которого по праву считаются мастерами художественного слова. В школе учащиеся пишут работу по теме «Литература 18 века в восприятии современного читателя». Сочинение должно выразить мнение нашего современника о литературе эпохи классицизма. Необходимо затронуть вопросы формы и содержания произведений.

На первое место классицисты ставили долг и честь, личные чувства должны были подчиняться общественному началу. Конечно, сложна литература 18 века в восприятии. Современного читателя смущают особый язык, стиль. Писатели-классицисты создавали произведения, придерживаясь теории триединства. Это значит, что события, отраженные в произведении, должны были быть ограничены во времени, месте и действии. Также важную роль в классицизме играла теория «трех штилей», принадлежащая М. В. Ломоносову. Согласно этой теории, жанры в литературе делились на три группы. Сначала большой популярностью пользовалась ода, в ней восхвалялись цари, герои и боги. Авторы перечисляли их заслуги, но зачастую не те, которых они достигли в действительности, а те, которых должны были достигать во благо народа. Но скоро активно станет развиваться сатира. Разочаровавшись в справедливом правлении царей, поэты и писатели в стихотворениях и комедиях посредством сатирического осмеяния порицали пороки высших судей. Возьмем, к примеру, произведение Державина «Фелица». Здесь сочетаются ода и сатира. Прославляя Екатерину, Гавриил Романович в то же время обличает ее придворных. «Фелица» получила в свое время большое признание. Поэт был приближен ко двору. Однако очень скоро Державин сильно разочаровался во власти сильных мира сего.

Специфика сочинения

Однако постепенно рамки, в которые был заключен классицизм, начинают ограничивать возможности художественных мастеров. "Литература 18 века в восприятии современного читателя" - сочинение (9 класс) на эту тему должно дать представление о того времени. Сочинение в школе по данной теме должно включать элементы анализа художественных произведений. Например, если взять классицистическое стихотворение, то именно из-за этих строгих правил и витиеватого языка и трудна литература 18 века в восприятии современного читателя.

Сентиментализм

Если классицисты за основу брали общественное начало, человека, то появившиеся вслед за ними сентименталисты обратились к внутреннему миру героев, к их личным переживаниям. Особое место в сентиментализме принадлежит Н. М. Карамзину. Конец 18 века был ознаменован переходом к новому направлению в литературе, получившему название «романтизм». Главным героем романтического произведения был идеальный персонаж, абсолютно одинокий и страдающий, протестующий против несправедливости жизни.

Литература 18 века в восприятии современного читателя не утратила своего значения, а, возможно, даже получила новое признание. Она не потеряла своей актуальности сегодня, потому что проблемы, поднимаемые и решаемые мастерами 18 века, тревожат и сегодняшнего читателя. Мы все так же продолжаем любить и страдать от неразделенной любви. Мы часто делаем выбор между чувством и долгом. А разве нас устраивает современное общественное устройство?

Современная оценка

Поэтому важно, чтобы тема «Литература 18 века в восприятии современного читателя» на примере произведений конкретных авторов отражала именно современное отношение. Особо нужно остановиться на таких произведениях: «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, «Властителям и судиям» Г. Р. Державина, «Недоросль» Д. И. Фонвизина.

Разве может не затронуть сердце история бедной девушки Лизы из повести Н. М. Карамзина, полюбившей и обманутой, покончившей с собой в столь юном возрасте.

Внимательного отношения заслуживает и комедия «Недоросль». Главная проблема, которую поднимает автор - Сам он придерживался того мнения, что домашнее воспитание, широко распространенное в дворянской среде, было не столь полезным для детей, как казалось. Дети, воспитываясь дома, полностью перенимают все привычки и особенности поведения взрослых, становятся неприспособленными к самостоятельной жизни. Таков и Митрофан. Живет он в атмосфере вранья и духовного убожества, видит перед собой лишь негативные стороны действительности. Писатель, подчеркивая копирование Митрофанушкой манеры окружающих, ставит вопрос: кто же вырастет из него?

Мир находится в постоянном прогрессе. С последними достижениями люди ушли далеко вперед. И подчас классицизм кажется нам не совсем уместным и правильным, а «слезные драмы» вызывают улыбку своей наивностью. Но заслуга литературы 18 века ни в коем случае не может недооцениваться, и со временем ее роль в общем контексте литературы будет только расти.

Таким образом, литература 18 века в восприятии современного читателя останется, несмотря ни на что, особой вехой в развитии русской литературы и культуры.



Загрузка...

Реклама