emou.ru

Биография, Стругацкий Аркадий и Борис Натановичи (Братья Стругацкие). Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов. Братья Стругацкие: библиография, творчество и интересные факты Болезнь и смерть

Быть писателем - фантастом, это, в какой-то степени, то же самое, что и быть Богом, ибо творить целый мир, который живет по своим собственным законам, подвластно лишь тем дерзновенным смертным, что решили уподобиться своему Создателю. Родные браться - Аркадий Натанович и Борис Натанович Стругацкие, вне всяких сомнений, ярчайшие звезды в целой плеяде талантливейших авторов, работающих в таком непростом литературном жанре, как научная фантастика. Они на протяжении десятилетий оставались самыми читаемыми писателями-фантастами в СССР и самыми известными советскими писателями-фантастами за рубежом.

Аркадий Стругацкий

Будущий писатель появился на свет в Батуми 28 августа (1928), но впоследствии жил в Ленинграде. Его отец был искусствоведом, мать же работала учительницей. Когда началась Великая Отечественная война , аркадий трудился на строительстве укреплений, после - в мастерской по изготовлению гранат. В 1942 году его и отца эвакуировали из блокадного Ленинграда. Их поезд разбомбили и Аркадий оказался единственным, кто выжил из всего вагона. Отца пришлось похоронить в Вологде, а сам он оказался в Оренбурге (тогда Чкалове). В эвакуации он работал на пункте приема молока и оттуда же, из Оренбурга, был призван на службу в армию. Учился он в артучилище города Актюбинска и уже перед самым выпуском, в 1943 году его откомандировали в Военный институт иностранных языков города Москвы. Аркадий закончил его в 1949 году, получив специальность переводчика с японского и английского языков. По специальности военного переводчика он долгое время работал на Дальнем Востоке, пока, в 1955-ом не демобилизовался. На гражданке Аркадий Стругацкий трудился в «Реферативном журнале», а потом - редактором в Госполитиздате и Детгизе. Писателя не стало двенадцатого октября 1990 года.

Борис Стругацкий

Младший брат Аркадия Стругацкого родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде. В этот же город он возвратился и после эвакуации, поступил в ЛГУ на механико-математический факультет и окончил его с дипломом астронома. После окончания ВУЗа работал в Пулковской обсерватории. С 1960-го года стал профессиональным писателем, но работал, в основном, в соавторстве с братом Аркадием. Был популярен как переводчик американской научной фантастики - и тоже в творческом тандеме с братом (как переводчики Стругацкие работали под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Вместе с режиссером К. Лопушанским стал Лауреатом Государственной премии РСФСР за работу над сценарием к фильму «Письма мертвого человека» в 1986 году. Борис Стругацкий скончался 19 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге.

Творчество

Первые попытки писать прозу у обоих братьев были еще в ранней юности. К примеру, Аркадий Стругацкий свою первую повесть написал еще до начала войны, но рукопись была утеряна во время блокады («Находка майора Ковалева»). Борис же начал писать лишь с конца 50-х годов. Первой совместной работой авторов был рассказ «Извне», который в 1958 году был опубликован в журнале «Техника - молодежи». Позже этот рассказ был переработан в повесть с тем же названием. Уже в следующем, 1959-ом году увидела свет первая книга братьев Стругацких - «Страна багровых туч». За ней следуют продолжения этой повести, связанные общими героями. В 1960-ом - «Путь на Альматею», в 1962-ом - «Стажеры». Эти повести, а также первый сборник рассказов братьев - «Шесть спичек» - послужили началом многотомного цикла произведений о том мире, в котором автором хотелось бы жить самим, о мире будущего - Мире Полудня.

Первые романы авторов вполне соответствовали требованиям идеологии советского государства. «Полдень XXII века» - книга, написанная в 1962 году, даже стала программной. Книга повествовала о блестящих перспективах человечества: покорение космоса, блестящие умы правят миром, все люди являются невероятно творческими созидателями жизни. Однако самой главной темой для всех последующих книг советских фантастов - стала тема нравственного выбора человека - и в отличие от «Полдня…» в произведениях Стругацких стали мелькать тревожные ноты. «Попытка к бегству» (1962), «Трудно быть богом» (1965), «Хищные вещи века» (1965) - во всех этих книгах нравственный выбор героев далеко не так прост, ибо, как правило, выбор делается не между добром и злом, и между злом и очень большим злом. Стругацкие были чуть ли не первыми советскими писателями-фантастами, которые наделили своих героев чувствами, они первыми начали прогнозировать будущее. Аркадия и Бориса Стругацких по праву можно считать настоящими королями фантастического жанра.

Аркадий и Борис Стругацкие

Видные русские советские прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры советской НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные советские писатели-фантасты за рубежом (на начало 1991-х гг. - 321 книжное издание в 27 странах); классики современной НФ, влияние которых на ее развитие, в частности, в СССР трудно переоценить.

Aркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец - искусствовед, мать - учительница. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем - в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил - единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Оказался в городе Чкалове (ныне - Оренбург). В городе Ташле Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артучилище. Весной 1943 года, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков. Окончил его в 1949 году по специальности - переводчик с английского и японского языков. Был на преподавательской работе в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 году. Работал в «Реферативном журнале», затем редактором в Детгизе и Гослитиздате.

Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации,Аркадий и Борис Стругацкие окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории; с 1960 года - профессиональный писатель. Член Союза Писателей. Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами американской НФ - в соавторстве с братом, под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986 - за сценарий фильма «Письма мертвого человека», вместе с В. Рыбаковым и режисером К. Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Жил и работал в Санкт-Петербурге.

Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых НФ рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) НФ и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров - «Шесть спичек» (1959), «Испытание СКР» (1960), «Частные предположения» (1960) и других; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). В ряде ранних рассказов братья Стругацкие впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего - первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской НФ. В отличие от аналогичных масштабных построений Р. Хайнлайна, П. Андерсона, Л. Нивена и других писателей-фантастов, близкое будущее по Стругацким не имело с самого начала четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы «Людены»), зато большее внимание было уделено созданию «сквозных» персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически. В результате отдельные фрагменты со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику - один из самых значительных миров НФ в отечественной литературе.

Список наград и премий, приведенный ниже, далеко не полон. В составленным Вадимом Казаковым списке только в период с 1959 по 1990 год упомянуты полученные Стругацкими 17 наград и других отличий (почти половина из которых зарубежные). Первую из премий они получили в 1959 г. за повесть «Страна багровых туч» - третье место на конкурсе лучшей книги о науке и технике для школьников, проведенном Министерством просвещения РСФСР (первое место заняла «Туманность Андромеды» И. А. Ефремова).

Собрания сочинений Стругацких

До сих пор на русском языке опубликованы пять представительных собраний сочинений А. и Б. Стругацких (не считая различных книжных серий и сборников). Первые попытки издать собрание сочинений авторов предпринимались в СССР с 1988 года, в результате чего в 1989 году издательством «Московский рабочий» было выпущено двухтомное собрание «Избранных сочинений» тиражом 100 тыс. экз. Его особенностью был текст повести «Сказка о Тройке», специально подготовленный авторами для данного собрания, представляющий собой промежуточный между «ангарским» и «сменовским» вариант.

К февралю 2013 года выпущены:

Собрание сочинений издательства «Текст» , основной корпус которого вышел в 1991-1994 годах под редакцией А. Мирера (под псевдонимом А. Зеркалов) и М. Гуревича. Собрание сочинений было выстроено в хронологически-тематическом порядке (например, в одном томе публиковались «Полдень, XXII век» и «Далёкая Радуга», а также «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке»). По требованию авторов в собрание не была включена их дебютная повесть «Страна багровых туч» (вышла только в составе второго дополнительного тома). Первые тома печатались тиражом 225 тыс. экз., последующие - 100 тыс. экз. Первоначально предполагалось издание 10 томов, к каждому из которых А. Мирер написал краткое предисловие, ему же принадлежала биография А. и Б. Стругацких в первом томе - первая из опубликованных. Большинство текстов издавалось в «канонических» вариантах, известных поклонникам, однако пострадавшие от цензуры «Пикник на обочине» и «Обитаемый остров» впервые были опубликованы в авторской редакции, а «Сказка о Тройке» - в версии 1989 года. В 1992-1994 годах увидели свет четыре дополнительных тома, включающие некоторые ранние вещи (в том числе «Страна багровых туч», включённая по требованию читателей), драматургические произведения и киносценарии, литературную запись фильма А. Тарковского «Сталкер» и вещи, опубликованные А. Н. и Б. Н. Стругацкими самостоятельно. Они печатались тиражами от 10 тыс. до 100 тыс. экз.
Книжная серия «Миры братьев Стругацких» , издававшаяся по инициативе Николая Ютанова издательскими фирмами Terra Fantastica и АСТ начиная с 1996 года. Далее издание перешло к издательству «Сталкер» (Донецк) в рамках проекта «Неизвестные Стругацкие». В рамках серии увидело свет 28 книг, печатающихся тиражом 3000-5000 экз. (допечатки следуют ежегодно). Тексты скомпонованы тематически. Данная книжная серия пока остаётся самым представительным собранием текстов, связанных с жизнью и творчеством А. и Б. Стругацких (например, переводы западной фантастики, выполненные Стругацкими, не публиковались в прочих собраниях сочинений, как и ряд драматургических произведений). В рамках серии опубликованы 6 книг проекта «Неизвестные Стругацкие», содержащие материалы архива Стругацких - черновики и нереализованные рукописи, рабочий дневник и личная переписка авторов. «Хромая судьба» публиковалась отдельно, без вставной повести «Гадкие лебеди». «Сказка о Тройке» впервые опубликована в обеих редакциях - «ангарской» и «сменовской», и с тех пор переиздаётся только таким образом. Также в рамках серии был выпущен том избранных ответов Б. Н. Стругацкого «Интервью длиною в годы». Ряд наиболее популярных текстов периодически выпускается в мягкой обложке под логотипом серии и в аналогичном оформлении.
«Сталкер » (Донецк, Украина), реализованное в 2000-2003 годах в 12 томах (первоначально предполагалось издание 11 томов, вышедших в 2000-2001 годах). В среде поклонников Стругацких иногда называется «чёрным» - по цвету обложки. Главным редактором выступила С. Бондаренко (при участии Л. Филиппова), тома выходили тиражом 10 тыс. экз. Главной особенностью этого издания стала его приближенность к формату академического собрания сочинений: все тексты были тщательно сверены с первоначальными рукописями (когда это было возможно), все тома снабжены подробными комментариями Б. Н. Стругацкого, избранными фрагментами из критики своего времени и т. п. сопутствующими материалами. 11-й том был посвящён публикации ряда законченных, но не опубликованных в своё время сочинений (например, дебютный рассказ А. Н. Стругацкого «Как погиб Канг» 1946 года), в его составе также вышла значительная часть публицистических произведений Стругацких. Все тексты собрания сочинений были сгруппированы в хронологическом порядке. В состав 12-го (дополнительного) тома включена монография польского литературоведа В. Кайтоха «Братья Стругацкие», а также переписка Б. Н. Стругацкого с Б. Г. Штерном. В электронном виде данное собрание сочинений доступно на официальном сайте А. и Б. Стругацких. В 2004 году вышел дополнительный тираж (с теми же ISBN), а в 2007 году это собрание сочинений было перепечатано в Москве издательством «АСТ» (также в обложках чёрного цвета) как «второе, исправленное издание». В 2009 году оно же вышло в ином оформлении, хотя также указывалось, что его оригинал-макет изготовлен издательством «Сталкер». Тома в издании «АСТ» 2009 года не нумерованы, а обозначены годами написания включённых в них текстов (например, «1955 - 1959»).
Собрание сочинений издательства «Эксмо» в 10 томах, реализованное в 2007-2008 годах. Тома издавались как в рамках серии «Отцы-основатели», так и в разноцветных обложках. Содержание его не следовало хронологическому порядку, тексты издавались по собранию сочинений «Сталкера» с приложением «Комментариев к пройденному» Б. Н. Стругацкого.
Собрание сочинений издательства «АСТ» в 11 томах, реализованное в 2011-2012 годах тиражом от 2000 до 1500 экз. Собрание полностью повторяло издание «Сталкера» 2001 года. Серийное оформление А. А. Кудрявцева.

В декабре 2012 года было анонсировано полное 30-томное собрание сочинений, основную работу над которым ведёт по архиву Стругацких группа «Людены»: Юрий Флейшман, Владимир Борисов, а также текстологи Светлана Бондаренко и Виктор Курильский.

Библиография

Романы и повести

1959 год - «Страна багровых туч»
1960 год - «Извне» (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 году)
1960 год - «Путь на Амальтею»
1962 год - «Полдень, XXII век» (изначально роман вышел под названием «Возвращение»)
1962 год - «Стажёры»
1962 год - «Попытка к бегству»
1963 год - «Далёкая Радуга»
1964 год - «Трудно быть богом»
1965 год - «Понедельник начинается в субботу»
1965 год - «Хищные вещи века»
1990 год - «Беспокойство» (первый вариант «Улитки на склоне», написан в 1965 году)
1966-1968 годы - «Улитка на склоне» (написана в 1965 году; первая полная публикация в СССР - 1988 год)
1972 год - «Гадкие лебеди» (написаны в 1967 году; первая публикация в СССР - 1987 год)
1968 год - «Второе нашествие марсиан»
1968 год - «Сказка о Тройке»
1969 год - « »
1970 год - «Отель „У Погибшего Альпиниста“»
1971 год - «Малыш»
1972 год - «Пикник на обочине»
1988-1989 годы - «Град обреченный» (написан в 1972 году)
1974 год - «Парень из преисподней»
1976-1977 годы - «За миллиард лет до конца света»
1980 год - «Повесть о дружбе и недружбе»
1979-1980 годы - «Жук в муравейнике»
1986 год - «Хромая судьба» (написана в 1982 году)
1985-1986 годы - «Волны гасят ветер»
1988 год - «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя»

Драматургия

1990 год - «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах»

Сборники рассказов

1960 год - «Шесть спичек»
«Извне» (1960)
«Глубокий поиск» (1960)
«Забытый эксперимент» (1959)
«Шесть спичек» (1958)
«Испытание СКИБР» (1959)
«Частные предположения» (1959)
«Поражение» (1959)

1960 год - «Путь на Амальтею»
«Путь на Амальтею» (1960)
«Почти такие же» (1960)
«Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе»)
«Чрезвычайное происшествие» (1960)

Другие рассказы

1946 год - «Как погиб Канг» (впервые опубликован в 2001 году)
1955 год - «Песчаная горячка» (впервые опубликован в 1990 году)
1957 год - «Извне»
1958 год - «Спонтанный рефлекс»
1958 год - «Человек из Пасифиды»
1959 год - «Моби Дик» (рассказ, исключенный из переизданий книги «Полдень, XXII век»)
1960 год - «В наше интересное время» (впервые опубликован в 1993 году)
1963 год - «К вопросу о циклотации» (впервые опубликован в 2008 году)
1963 год - «Первые люди на первом плоту» («Летающие кочевники», «Викинги»)
1963 год - «Бедные злые люди» (впервые опубликован в 1990 году)

Экранизации

1979 год - «Отель „У погибшего альпиниста“» (реж. Г. Кроманов)
1979 год - «Сталкер» (реж. А. Тарковский)
1981 год - «Космические пришельцы» (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв)
1982 год - «Космические пришельцы 2» (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв, Алексей Соловьёв)
1982 год - «Чародеи» (реж. К. Бромберг)
1983 год - «Миллиард лет до конца света» (венг. Egymilliárd évvel a világvége előtt, реж. Ласло Феликс, сценарий László Czetõ Bernát, Péter Szentmihályi Szabó, Аркадий Стругацкий)
1986 год - «Письма мёртвого человека» - (реж. К. Лопушанский, сценарий В. Рыбаков, К. Лопушанский, Б. Стругацкий)
1987 год - «Малыш» - телефильм, театральная постановка Центрального детского театра
1988 год - «Дни затмения» (реж. А. Сокуров)
1989 год - «Трудно быть богом» (реж. П. Фляйшман)
1990 год - «Искушение Б.» (реж. А. Сиренко) по киноповести «Пять ложек эликсира»
1994 год - «Неназначенные встречи» (чеш. Nesmluvená setkání, реж. Ирена Павласкова) по повести «Малыш»
1996 год - «Перед концом света» (греч. Πριν το τέλος του κόσμου, реж. Panagiotis Maroulis, сценарий Panagiotis Maroulis, Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий)
2006 год - «Гадкие лебеди» (реж. К. Лопушанский)
2009 год - «Обитаемый остров» (реж. Ф. Бондарчук)
2012 год - «6» (реж. Тимур Шин, по мотивам «Пять ложек эликсира»)
2013 год (?) - «Трудно быть богом» (реж. А. Герман-старший)
(?) - «Понедельник начинается в субботу» (реж. Ю. Бахшиев)

Игры

2007 год - «Обитаемый Остров: Послесловие»
2007 год - «Обитаемый Остров: Чужой Среди Чужих»
2007 год - «Трудно быть богом»
2007 год - «Обитаемый Остров: Землянин»
2007 год - «Отель „У погибшего альпиниста“»
2008 год - «Понедельник начинается в субботу»
2009 год - «Обитаемый Остров»

Серия игр «S.T.A.L.K.E.R.» официально никак не связана с братьями Стругацкими, но использует многие элементы из «Пикника на обочине» и «Забытого эксперимента», а начало жанру Сталкер (книжная серия) положили именно Стругацкие.
Переводы братьев Стругацких

С. Бережков, С. Победин, С. Витин - псевдонимы братьев Стругацких, использовавшиеся для переводов.

Абэ Кобо. Совсем как человек: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
Абэ Кобо. Тоталоскоп: Рассказ / Пер. с япон. С. Бережкова
Абэ Кобо. Четвёртый ледниковый период: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
Айзек Азимов. Как им было весело: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Акутагава Рюноскэ. Бататовая каша: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Акутагава Рюноскэ. В стране водяных: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Акутагава Рюноскэ. Нос: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Джером Биксби. Мы живем хорошо: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Фредерик Браун. Этаоин Шрдлу: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Ватанабэ Д. Ненависть: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
Уильям Джекобс. Старые капитаны: Новеллы / Пер. с англ. С. Бережкова
Ихара Сайкаку. В женских покоях плотничать женщине: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Ихара Сайкаку. И барабан цел, и ответчик не в ответе: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Ихара Сайкаку. Подсчитали, прослезились бы, да некому: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Клемент Хол. Огненный цикл: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Победина
Клемент Хол. Экспедиция «Тяготение»: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова
Кумуока И. Солидарность: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
Миёси Тору. Девушка для танцев / Пер. с япон. А. Стругацкого
Миямото Юрико. Блаженный Мияда: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Морита К. Горняки: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
Моррисон, Уильям. Мешок: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Нацумэ Сосэки. Ваш покорный слуга кот: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Нома Хироси. Зона пустоты: Роман / Пер. с япон. А. Стругацкого
Нортон Эндрю. Саргассы в космосе: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Витина
Санъютэй Энтё. Пионовый фонарь: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Сказание о Ёсицунэ: Роман / Пер. со старояпон. А. Стругацкого
Уиндем, Джон. День триффидов: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова
Уэда Акинари. Луна в тумане: Новеллы / Пер. с япон. Р. Зея, А. Стругацкого
Хотта Ёсиэ. Шестерни: Повесть / Пер. с япон. А.Стругацкого
Эмис Кингсли. Хемингуэй в космосе: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова

Биография

Видные русские советские прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры советской НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные советские писатели-фантасты за рубежом (на начало 1991-х гг. - 321 книжное издание в 27 странах); классики современной НФ, влияние которых на ее развитие, в частности, в СССР трудно переоценить.

Aркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец - искусствовед, мать - учительница. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем - в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил - единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Оказался в городе Чкалове (ныне - Оренбург). В городе Ташле Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артучилище. Весной 1943 года, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков. Окончил его в 1949 году по специальности - переводчик с английского и японского языков. Был на преподавательской работе в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 году. Работал в «Реферативном журнале», затем редактором в Детгизе и Госполитиздате.

Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории; с 1960 года - профессиональный писатель. Член Союза Писателей. Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами американской НФ - в соавторстве с братом, под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986 - за сценарий фильма «Письма мертвого человека», вместе с В. Рыбаковым и режисером К. Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Живет в Санкт-Петербурге.

Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых НФ рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) НФ и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров - «Шесть спичек» (1959), «Испытание СКР» (1960), «Частные предположения» (1960) и других; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). В ряде ранних рассказов братья Стругацкие впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего - первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской НФ. В отличие от аналогичных масштабных построений Р. Хайнлайна, П. Андерсона, Л. Нивена и других писателей-фантастов, близкое будущее по Стругацким не имело с самого начала четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы «Людены»), зато большее внимание было уделено созданию «сквозных» персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически. В результате отдельные фрагменты со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику - один из самых значительных миров НФ в отечественной литературе.

Братья Стругацкие - русские советские писатели, кинодраматурги, ключевые фигуры в советской научной фантастике за последние годы и самые популярные русские фантасты за границей. Их вклад в современную научную фантастику невозможно переоценить.

Аркадий Натанович Стругацкий родился в г. Батуми 28.08.1925. Отец был искусствоведом, мать - учительницей. Потом вместе с семьёй переселился в Ленинград, где во время войны занимался строительством укреплений, изготавливал гранаты. В начале 1942 г. вместе с отцом вывезен из блокадного Ленинграда. Его спасение можно назвать чудом - он выжил единственный из вагона. После похорон отца был рабочим в молокоприёмном пункте в Ташле Оренбургской области, откуда его призвали в армию.

Отучившись в Актюбинском артиллерийском училище, был отправлен начальством в столицу для продолжения обучения в Военном институте иностранных языков. Там выучил английский и японский языки, получил специальность переводчика.

А.Н. Стругацкий обучал офицеров в Канской школе военных переводчиков, ему самому пришлось послужить в роли переводчика на Дальнем Востоке. Демобилизован в 1955 г., после чего работал при «Реферативном журнале», был редактором в Госполитиздате, а также Детгизе. Умер А.Н. Стругацкий в Москве 12.10.1991 года.

Борис Натанович Стругацкий родился в Ленинграде 15.04.1933. Эвакуирован в 1943 г. вместе с матерью, но после окончания войны вернулся в город, где окончил ЛГУ, получив диплом астронома. Долго проработал в Пулковской обсерватории.

В 1960 г. стал профессиональным писателем. Б.Н.Стругацкий был членом Союза Писателей, руководил семинаром молодых фантастов в Санкт-Петербургской организации писателей, признан лауреатом Гос. премии РСФСР. Умер Б.Н. Стругацкий 19.11.2012 в Санкт-Петербурге.

Братья Стругацкие стали известными сразу после выпуска своих первых научно-фантастических рассказов, которые были образцами добротной естественнонаучной фантастической литературы и выгодно отличались от других книг проявлением особого внимания к точной психологической разработке и глубокому описанию характеров героев. Среди них можно выделить «Шесть спичек», «Испытание СКР», «Частные предположения» и др. Большинство вошли в сборник «Шесть спичек», изданный в 1960 г.

Аркадий Натанович 28 августа 1925 - 12 октября 1991 и Борис Натанович 15 апреля 1933 - 19 ноября 2012

Краткая биография

Бра́тья Струга́цкие - Арка́дий Ната́нович (28 августа 1925, Батуми - 12 октября 1991, Москва) и Бори́с Ната́нович (15 апреля 1933, Ленинград - 19 ноября 2012, Санкт-Петербург) - советские и российские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.

Творчество

Попытки писать фантастическую прозу А. Н. Стругацкий предпринимал ещё до войны (по свидетельству Бориса Стругацкого, это была повесть «Находка майора Ковалёва», утраченная во время ленинградской блокады). Первое сохранившееся произведение Аркадия Стругацкого - рассказ «Как погиб Канг» - было закончено в 1946 году и опубликовано в 2001 году. Он продолжал попытки писать фантастику и в 1950-е годы во время военной службы, приблизительно 1952 годом датирована повесть «Четвёртое царство». Борис Натанович начал писать с начала 1950-х годов; братья обменивались творческими замыслами по переписке и во время отпусков Аркадия Натановича. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого - повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным с испытанием водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, типичным для того времени примером «антиимпериалистической прозы». В январе 1958 года в журнале «Техника - молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев - научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.

В 1959 году вышла первая книга Стругацких - повесть «Страна багровых туч». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича - Еленой Ильиничной. Черновик был готов к 1957 году, но редакционные препоны задержали публикацию. Связанные общими героями с этой повестью продолжения - «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить.

Братья Стругацкие в течение многих лет оставались ведущими представителями советской фантастики, их разноплановые произведения отражали развитие мировоззрения авторов. Каждая новая книга становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В одной из статей того времени Евгений Брандис и Владимир Дмитревский отмечали: «В отличие от героев Ефремова, вполне сознательно приподнимающего их над людьми нашего времени, Стругацкие наделяют людей будущего чертами наших лучших современников». Некоторые критики сравнивали мир Ефремова с грандиозными декорациями для некоей пьесы, которая, однако, никогда не будет поставлена, так как сценарий не написан, да и играть некому. Полдень Стругацких же, наоборот, представлял собой живой, настоящий мир.

Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране и отразили тогдашнюю веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных отношениях. Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого - светлые, умные люди, увлечённые покорители космоса, искатели, творческие личности.

Однако уже в повести «Далёкая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа на далёкой планете в результате проводившихся учёными экспериментов вывела на первый план одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких - нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. В этой же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести «Попытка к бегству» (1962), а затем сотрудникам Института экспериментальной истории в повести «Трудно быть богом» (1964). В повести «Хищные вещи века» (1965) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего общества потребления, которое и теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира. Композиционно повесть является, по словам Войцеха Кайтоха, «специфически советской антиутопией», первой в русской литературе «антиутопией в утопии».

В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена произведением «Сказка о Тройке» (1968 - первоначальный вариант; 1989 - сокращённый переработанный вариант), в которой юмор уступает место жёсткой сатире на бюрократический казарменный социализм. Результаты не замедлили сказаться - опубликовавший произведение иркутский альманах «Ангара» перестал выходить, а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «Улитка на склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью - в 1988). Действие в повести происходит параллельно в двух соприкасающихся местах - в Лесу и в Управлении по делам Леса. Советская критика консервативного толка, ополчившись на узнаваемость бюрократической бестолковщины в Управлении, практически не увидела более глубокие мысли авторов о неумолимости прогресса, сметающего на своём пути всё, что не подходит для новой жизни. А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций общественного бытия. Это невероятный мир. Это мир разного рода общественных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероятностных феноменов будущего - того будущего, которое возможно, если дать этим эмбрионам развиться» (А. Лебедев, «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность» - «Новый мир», № 11, 1968).

Сатирическая повесть «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967) также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть аллюзий на современность, а главный вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость - ко всему человечеству? Позволительно ли ему променять „право первородства“ на чечевичную похлёбку? » - также остался практически незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в повести «Отель „У Погибшего Альпиниста“» (1970), в ней же Стругацкие предприняли и рискованный эксперимент по созданию фантастического детектива.

Возвращаясь к Миру Полудня, Стругацкие пишут повести «Обитаемый остров» (1969, сокр.; 1971), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974). На эти произведения было обращено пристальное внимание советской цензуры (при подготовке «Обитаемого острова» к публикации в первом собрании сочинений в 1991 году авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесённых в текст по требованиям цензуры), и в 1970-е у них практически не выходят книжные издания. Повесть «Пикник на обочине» (1972) после первой журнальной публикации восемь лет по различным причинам не издавалась и лишь в 1980 вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в сокращенном виде. Тема Зоны - территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров - смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 году по сценарию Стругацких, а после реальной Чернобыльской катастрофы - в компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R. и множестве литературных произведений по ней.

Главная тема творчества Стругацких - тема выбора - стала основной для повести «За миллиард лет до конца света» (1976), герои которой поставлены перед жестокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни. Тогда же был написан роман «Град обреченный» (1972, опубл. в 1988-1989), в котором, по словам Марка Амусина, предпринята попытка «построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоёв нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его „жизненного цикла“, и в частности, драматического перехода думающих советских людей от позиции фанатичной веры в коммунистические идеалы к условиям идеологического вакуума, характерного для целого поколения ». Сергей Чупринин писал: «Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями… Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло - и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром… ». Для этих произведений, как и для романа «Хромая судьба» (1982, опубл. в 1986) характерно наделение главных персонажей автобиографическими чертами. Роман «Хромая судьба», повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть «Гадкие лебеди» (опубликована за рубежом без согласия авторов в 1967 году).

Очередное обращение к Миру Полудня - романы «Жук в муравейнике» (1979; премия «Аэлита» 1981 года) и «Волны гасят ветер» (1985) - подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких. Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», - таков вывод многолетнего исследования возможного будущего. Тема воспитания стала ключевой для романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) - многопланового повествования, исследующего предназначение и рост сложности задач Учителя на примере двухтысячелетней истории. «Смысл всех этих экскурсов в прошлое видится вот в чём. Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убеждённости необратимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может! » (Ф. Снегирев, «Время Учителей» - «Советская библиография», № 1, 1990).

Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990) - предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.

Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев: бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1-2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990-91, опубл. в 1993). Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.

После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 году, Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Стругацкими под псевдонимами С. Бережков , С. Витин , С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема. Аркадий Стругацкий является также переводчиком с японского рассказов Рюноскэ Акутагава , романов Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневекового романа «Сказание о Ёсицунэ».

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года шло офлайн-интервью, в котором Борис Стругацкий ответил на более чем 7000 вопросов.

Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах мира (более 500 изданий).

Память

  • Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая 11 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории.
  • Их имя присвоено площади в Санкт-Петербурге.
  • Братья Стругацкие - лауреаты медали «Символ Науки».

Библиография

Собрания сочинений

Первые попытки издать собрание сочинений авторов предпринимались в СССР с 1988 года, в результате чего в 1990 году издательством «Московский рабочий» было выпущено трёхтомное собрание «Избранных сочинений» тиражом 100 тыс. экз. , включавшее в себя следующие произведения: «Понедельник начинается в субботу», «Сказка о Тройке» (1 том), «Попытка к бегству», «Трудно быть богом», «За миллиард лет до конца света», «Второе нашествие марсиан» (2 том), «Град обреченный», «Отягощённые злом, или сорок лет спустя» (3 том). Его особенностью был текст повести «Сказка о Тройке», специально подготовленный авторами для данного собрания, представляющий собой промежуточный между «ангарским» и «сменовским» вариант.

К 2017 году существуют:

  • Собрание сочинений издательства «Текст», основной корпус которого вышел в 1991-1994 годах под редакцией А. Мирера (под псевдонимом А. Зеркалов ) и М. Гуревича. Собрание сочинений было выстроено в хронологически-тематическом порядке (например, в одном томе публиковались «Полдень, XXII век» и «Далёкая Радуга», а также «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке»). По требованию авторов в собрание не была включена их дебютная повесть «Страна багровых туч» (вышла только в составе второго дополнительного тома). Первые тома печатались тиражом 225 тыс. экз., последующие - 100 тыс. экз. Первоначально предполагалось издание 10 томов, к каждому из которых А. Мирер написал краткое предисловие, ему же принадлежала биография А. и Б. Стругацких в первом томе - первая из опубликованных. Большинство текстов издавалось в «канонических» вариантах, известных поклонникам, однако пострадавшие от цензуры «Пикник на обочине» и «Обитаемый остров» впервые были опубликованы в авторской редакции, а «Сказка о Тройке» - в версии 1989 года. В 1992-1994 годах увидели свет четыре дополнительных тома, в которые входили некоторые ранние работы, в том числе «Страна багровых туч», включённая по требованию читателей, драматургические произведения и киносценарии. Также была включена литературная запись фильма А. Тарковского «Сталкер» и то, что было опубликовано А. Н. и Б. Н. Стругацкими самостоятельно. Дополнительные тома печатались тиражами от 10 тыс. до 100 тыс. экз.
  • Книжная серия «Миры братьев Стругацких» , издававшаяся по инициативе Николая Ютанова издательскими фирмами Terra Fantastica и АСТ начиная с 1996 года. Далее издание перешло к издательству «Сталкер» (Донецк) в рамках проекта «Неизвестные Стругацкие». В рамках серии увидело свет 28 книг, печатающихся тиражом 3000-5000 экз. (допечатки следуют ежегодно). Тексты скомпонованы тематически. Данная книжная серия пока остаётся самым представительным собранием текстов, связанных с жизнью и творчеством А. и Б. Стругацких (например, переводы западной фантастики, выполненные Стругацкими, не публиковались в прочих собраниях сочинений, как и ряд драматургических произведений). В рамках серии опубликованы 6 книг проекта «Неизвестные Стругацкие», содержащие материалы архива Стругацких - черновики и нереализованные рукописи, рабочий дневник и личная переписка авторов. «Хромая судьба» публиковалась отдельно, без вставной повести «Гадкие лебеди». «Сказка о Тройке» впервые опубликована в обеих редакциях - «ангарской» и «сменовской», и с тех пор переиздаётся только таким образом. Также в рамках серии был выпущен том избранных ответов Б. Н. Стругацкого «Интервью длиною в годы». Ряд наиболее популярных текстов периодически выпускается в мягкой обложке под логотипом серии и в аналогичном оформлении.
  • Собрание сочинений издательства «Сталкер» (Донецк), реализованное в 2000-2003 годах в 12 томах (первоначально предполагалось издание 11 томов, вышедших в 2000-2001 годах). В среде поклонников Стругацких иногда называется «чёрным» - по цвету обложки. Главным редактором выступила С. Бондаренко (при участии Л. Филиппова), тома выходили тиражом 10 тыс. экз. Главной особенностью этого издания стала его приближенность к формату академического собрания сочинений: все тексты были тщательно сверены с первоначальными рукописями (когда это было возможно), все тома снабжены подробными комментариями Б. Н. Стругацкого, избранными фрагментами из критики своего времени и т. п. сопутствующими материалами. 11-й том был посвящён публикации ряда законченных, но не опубликованных в своё время сочинений (например, дебютный рассказ А. Н. Стругацкого «Как погиб Канг» 1946 года), в его составе также вышла значительная часть публицистических произведений Стругацких. Все тексты собрания сочинений были сгруппированы в хронологическом порядке. В состав 12-го (дополнительного) тома включена монография польского литературоведа В. Кайтоха «Братья Стругацкие», а также переписка Б. Н. Стругацкого с Б. Г. Штерном. В электронном виде данное собрание сочинений доступно на официальном сайте А. и Б. Стругацких. В 2004 году вышел дополнительный тираж (с теми же), а в 2007 году это собрание сочинений было перепечатано в Москве издательством «АСТ» (также в обложках чёрного цвета) как «второе, исправленное издание». В 2009 году оно же вышло в ином оформлении, хотя также указывалось, что его оригинал-макет изготовлен издательством «Сталкер». Тома в издании «АСТ» 2009 года не нумерованы, а обозначены годами написания включённых в них текстов (например, «1955 - 1959 »).
  • Собрание сочинений издательства «Эксмо» в 10 томах, реализованное в 2007-2008 годах. Тома издавались как в рамках серии «Отцы-основатели», так и в разноцветных обложках. Содержание его не следовало хронологическому порядку, тексты издавались по собранию сочинений «Сталкера» с приложением «Комментариев к пройденному» Б. Н. Стругацкого.
  • Собрание сочинений издательства «АСТ» в 11 томах, реализованное в 2011-2012 годах тиражом от 2000 до 1500 экз. Собрание полностью повторяло издание «Сталкера» 2001 года. Серийное оформление А. А. Кудрявцева.
  • Полное собрание сочинений группы «Людены» . В декабре 2012 года было анонсировано полное 30-томное собрание сочинений, основную работу над которым ведёт по архиву Стругацких группа «Людены»: Юрий Флейшман, Владимир Борисов, а также текстологи Светлана Бондаренко и Виктор Курильский.

В новое издание планируется включить «часть вариантов текстов, которые не были опубликованы или были опубликованы, но существенно изменились».

«Это будет собрание сочинений, приближенное к полному. Там должна быть очень большой позиция и у публицистики. Под этим мы понимаем и переписку братьев не только между собой, но и письма к другим авторам, издателям и переводчикам. И кроме того, мы собрали почти всю публицистику Стругацких, которая печаталась на русском языке», - добавил Борисов.

В 2015-2016 годах группа «Людены» опубликовала 6 томов этого собрания; анонсировано издание 33 томов, расположенных строго по хронологическому принципу. С. Бондаренко объявила, что в электронном виде это собрание будет полностью опубликовано в течение 2016 года. К августу 2017 года представлены 16 томов собрания сочинений, распространяемых в электронном виде иерусалимским издательством «Млечный путь»; они также доступны в бумажном варианте по системе Print-on-Demand. Заявлена также возможность выпуска дополнительных томов.

Полные тексты произведений Стругацких находятся в свободном доступе на официальном сайте писателей, в 2014 году были удалены оттуда по требованию их наследников (А. Б. Стругацкого и М. А. Стругацкой), однако в 2017 году наследниками было принято решение вернуть произведения в свободный доступ.

Романы и повести

Указан год первой публикации.

  • 1959 год - «Страна багровых туч»
  • 1960 год - «Извне» (на основе одноимённого рассказа, опубликованного в 1958 году)
  • 1960 год - «Путь на Амальтею»
  • 1962 год - «Полдень, XXII век» (изначально роман вышел под названием «Возвращение»)
  • 1962 год - «Стажёры»
  • 1962 год - «Попытка к бегству»
  • 1963 год - «Далёкая Радуга»
  • 1964 год - «Трудно быть богом»
  • 1965 год - «Понедельник начинается в субботу»
  • 1965 год - «Хищные вещи века»
  • 1965 год - «Беспокойство» (первый вариант «Улитки на склоне», опубликован в 1990 году)
  • 1966-1968 годы - «Улитка на склоне» (написана в 1965 году; первая полная публикация в СССР - 1988 год)
  • 1967 год - «Гадкие лебеди» (первая публикация за рубежом - 1972 год, первая публикация в СССР - 1987 год)
  • 1968 год - «Второе нашествие марсиан»
  • 1968 год - «Сказка о Тройке»
  • 1969 год - «Обитаемый остров»
  • 1970 год - «Отель „У Погибшего Альпиниста“»
  • 1971 год - «Малыш»
  • 1972 год - «Пикник на обочине»
  • 1974 год - «Парень из преисподней»
  • 1976-1977 годы - «За миллиард лет до конца света»
  • 1980 год - «Повесть о дружбе и недружбе»
  • 1979-1980 годы - «Жук в муравейнике»
  • 1982 год - «Хромая судьба» (опубликована в 1986 году)
  • 1985-1986 годы - «Волны гасят ветер»
  • 1988 год - «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя»
  • 1988-1989 годы - «Град обреченный» (написан в 1972 году)

Сборники рассказов

Указан год первой публикации.

  • 1960 год - «Шесть спичек»
  • «Извне» (1960)
  • «Глубокий поиск» (1960)
  • «Забытый эксперимент» (1959)
  • «Шесть спичек» (1958)
  • «Испытание СКИБР» (1959)
  • «Частные предположения» (1959)
  • «Поражение» (1959)
  • «Путь на Амальтею» (1960)
  • «Почти такие же» (1960)
  • «Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе»)
  • «Чрезвычайное происшествие» (1960)

Другие рассказы

Указан год написания.

  • 1946 год - «Как погиб Канг» (впервые опубликован в 2001 году)
  • 1955 год - «Песчаная горячка» (впервые опубликован в 1990 году)
  • 1957 год - «Извне»
  • 1958 год - «Спонтанный рефлекс»
  • 1958 год - «Человек из Пасифиды»
  • 1959 год - «Моби Дик» (рассказ, исключённый из переизданий книги «Полдень, XXII век»)
  • 1960 год - «В наше интересное время» (впервые опубликован в 1993 году)
  • 1963 год - «К вопросу о циклотации» (впервые опубликован в 2008 году)
  • 1963 год - «Первые люди на первом плоту» («Летающие кочевники», «Викинги»)
  • 1963 год - «Бедные злые люди» (впервые опубликован в 1990 году)

Драматургия

Указан год первой публикации.

  • 1987 год - «Пять ложек эликсира»
  • 1989 год - «Без оружия»
  • 1990 год - «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах»

Переводы

С. Бережков, С. Победин , С. Витин - псевдонимы братьев Стругацких, использовавшиеся для переводов.

  • Кобо Абэ. Совсем как человек: повесть / пер. с японского С. Бережкова
  • Кобо Абэ. Тоталоскоп: рассказ / пер. с япон. С. Бережкова
  • Кобо Абэ. Четвёртый ледниковый период: повесть / пер. с япон. С. Бережкова
  • Айзек Азимов. Как им было весело: рассказ / пер. с английского С. Бережкова
  • Акутагава Рюноскэ. Бататовая каша: новелла / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Акутагава Рюноскэ. В стране водяных: повесть / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Акутагава Рюноскэ. Нос: новелла / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Джером Биксби. Мы живём хорошо
  • Фредерик Браун. Этаоин Шрдлу: рассказ / пер. с англ. С. Бережкова
  • Ватанабэ Д. Ненависть: Стихи / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Уильям Джекобс. Старые капитаны: новеллы / пер. с англ. С. Бережкова
  • Ихара Сайкаку. В женских покоях плотничать женщине: новелла / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Ихара Сайкаку. И барабан цел, и ответчик не в ответе: новелла / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Ихара Сайкаку. Подсчитали, прослезились бы, да некому: новелла / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Клемент Хол. Огненный цикл . Роман / пер. с англ. С. Бережкова, С. Победина
  • Клемент Хол. Экспедиция «Тяготение». Роман / пер. с англ. С. Бережкова
  • Кумуока И. Солидарность: Стихи / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Миёси Тору. Девушка для танцев / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Миямото Юрико. Блаженный Мияда: повесть / пер. с яп. А. Стругацкого
  • Морита К. Горняки: стихи / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Моррисон, Уильям. Мешок . Рассказ / пер. с англ. С. Бережкова
  • Нацумэ Сосэки. Ваш покорный слуга кот: повесть / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Нома Хироси. Зона пустоты: роман / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Андре Нортон. Саргассы в космосе. Повесть / пер. с англ. С. Бережкова, С. Витина
  • Санъютэй Энтё. Пионовый фонарь: повесть / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Сказание о Ёсицунэ: роман / пер. со старояпон. А. Стругацкого
  • Уиндем, Джон. День триффидов. Роман / пер. с англ. С. Бережкова
  • Уэда Акинари. Луна в тумане: новеллы / пер. с япон. Р. Зея, А. Стругацкого
  • Хотта Ёсиэ. Шестерни: повесть / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Эмис Кингсли.

к дню рождения Аркадия Натановича, старшего из АБС ">к дню рождения Аркадия Натановича, старшего из АБС " alt="10 интересных фактов из жизни братьев Стругацкихк дню рождения Аркадия Натановича, старшего из АБС ">

28 августа литературный мир отмечает 89 лет со дня рождения писателя, заглянувшего в будущее, Аркадия Стругацкого, старшего из двух знаменитых братьев. Вместе с младшим братом Борисом он прославил научную советскую фантастику на весь мир и подарил ему множество прекрасных произведений. К дню рождения великого фантаста Бабр вспоминает некоторые интересные факты из жизни и творчества братьев АБС

1. Аркадий и Борис Стругацкие - одни из самых знаменитых отечественных писателей за рубежом

На начало 1991-х гг. в 27 разных странах было издано около 320 их произведений. Всего же их работы были изданы на 42 языках в 33 странах мира.

2. Стругацкие - единственные российские писатели, чьи романы на родине читатели обозначают аббревиатурами

По одной из версий, причиной стало негативное отношение советских властей к творчеству братьев Стругацких после публикации романа «Гадкие лебеди» - якобы с помощью такого нехитрого шифра поклонники творчества фантастов избегали возможных неприятностей с официальными органами. По другой - это связано с тем, что имена писателей после появления их первых произведений читатели для удобства обозначения сократили до АБС, а потом перенесли этот принцип на названия романов.

«Страна багровых туч» — СБТ
«Трудно быть богом» — ТББ
«Понедельник начинается в субботу» — ПНС и другие.

Аркадий и Борис Стругацкие, 1965 год

3. Выражение «И ежу понятно» стало популярным благодаря братьям Стругацким

Источник выражения «И ежу понятно» — стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу — / Этот Петя был буржуй»). Широкое распространение оно получило сначала в повести Стругацких «Страна багровых туч», а затем в советских интернатах для одарённых детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И).

Учеников одногодичного потока так и называли — «ежи». Когда они приходили в интернат, двухгодичники уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «ежу понятно» было очень актуально.

4. Система Каспаро-Карпова была упомянута в повести Стругацких задолго до того, как миру стали известны Каспаров и Карпов

В повести братьев Стругацких «Полдень, XXII век» упоминается система Каспаро-Карпова — метод, который использовали для снятия «копии» мозга и построении его математической модели. Повесть была опубликована в 1962 году — Анатолию Карпову тогда было только 11 лет, а Гарри Каспаров ещё не родился.

5. Некоторые современные реалии были предсказаны Стругацкими в их произведениях

  • Экстремальный спорт — «Рыбари» с их прыжками через высоковольтные провода и прочими развлечениями.
  • Википедия — Всемирное книгохранилище в «Понедельник начинается в субботу» и Большой Всепланетный Информаторий в цикле XXII века, хотя последний выполнял также функции глобальной телефонно-адресной базы данных.
  • 5-D кинотеатры — «Массовые обонялища и массовые осязалища», невозбранно скопипащенные с антиутопии «О дивный новый мир!» Олдоса Хаксли (1932 г. н.э.), в полуденном мире:
  • Ружье для пейнтбола — ляпник, описаный за 17 лет до первой пейнтбольной битвы в «Хищные вещи века», 1964 год и другие.

Аркадий Стругацкий

6. ​Аркадий Стругацкий прекрасно знал японский

Фантаст учился в Военном институте иностранных языков, а позже служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Его специализацией были английский и японский языки. Даже после демобилизации работу по переводу иностранной литературы он не оставил.

Борис Стругацкий, 1960-е годы

7. ​Фантаст без компьютера

По воспоминаниям родных и близких Аркадий Стругацкий был очень консервативен в технике. Даже когда у брата Бориса появился свой персональный компьютер, Аркадий Натанович не соблазнился электронной новинкой и до конца дней печатал свои произведения на пишущей машинке.

8. Братский жребий решал судьбу сюжетной линии



Загрузка...