emou.ru

Понятие атом молекула химический элемент. Тема. Атомы, молекулы, ионы. Химические элементы, их названия и символы

Цели урока: углубить знания учащихся о атомы и молекулы как сложные структурные частицы вещества; дать понятие о ионы как заряженные частицы; на основании строения атома дать понятие о химический элемент как определенный вид атомов; ознакомить учащихся с современной украинской номенклатурой; дать представление о распространении химических элементов в природе.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: эвристическая беседа, рассказ, работа с опорной схемой.

Оборудование: периодическая система химических элементов.

II. Проверка домашнего задания

1. Заслушиваем способ разделения смеси: соль + спирт + вода + железные опилки.

Декантація и фильтрации.

Дистилляция.

Выпаривание и кристаллизация.

2. Несколько учеников на выбор предлагают свою смесь. Заслушиваем способ разделения, обсуждаем предложенный вариант.

III. Актуализация опорных знаний

Вспомните из курсов природоведения и физики основные этапы развития учения о строении атома.

Эвристическая беседа

1. Теория атомов Демокрита.

2. Создание атомно-молекулярного учения М. В. Ломоносовым и Дж. Дальтоном.

3. Ядерная модель строения атома Е. Резерфорда:

Атомы состоят из положительно заряженного ядра и электронной оболочки.

Заряд ядра атома и суммарный заряд всех электронов одинаковый. Атом електронейтральний.

Электроны движутся вокруг ядра с различным запасом энергии, на разном расстоянии от ядра и образуют энергетические уровни.

Рассматриваем схему строения атома.

Ядро состоит из протонов и нейтронов.

Заряд ядра равен порядковому номеру элемента в периодической системе (заполняем схему).

Итак, подведем итог.

Атом - мельчайшая электронейтральная частица вещества, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов.

А что будет, если количество протонов и электронов в атоме будет разной?

Он вступит заряда, причем если

np < ne - , то отрицательного;

np > ne , то позитивного.

Заряженные частицы называются ионами. Положительные ионы - катионы, а отрицательные ионы - анионы.

Например: H + - положительный ион Водорода (катион Водорода);

F - - отрицательный ион Фтора (анион Фтора).

Изобразим схему строения атомов и ионов Водорода и Фтора.

Самостоятельно заполним свободные места:

IV. Изучение нового материала

Вид атомов с одинаковым зарядом ядра называется химическим элементом.

Рассмотрим периодическую систему химических элементов. В ней с помощью химических символов изображены все химические элементы, известные человеку.

Химические символы в таком виде предложил шведский химик Й. Я. Берцелиус. Они обозначают первую букву латинского названия химических элементов. Если названия нескольких элементов начинаются с одинаковой буквы, то к химическому символу добавляют еще одну букву. Эти обозначения химических элементов являются международными и понятными химикам и другим ученым во всем мире.

Кроме химического символа элементы имеют свои названия. Познакомимся с некоторыми из них по современной украинской номенклатуре. (За учебником или схемой знакомимся с названиями, химическими символами элементов и произношением названий 20-ти элементов.)

В природе химические элементы распространены неравномерно. Рассмотрим диаграмму их распространения во Вселенной.

V . Закрепление нового материала

1. Построим схему строения атома Лития с помощью периодической системы.

Порядковый номер - 3, следовательно, заряд ядра Li +3, количество электронов - 3. Схему можно изобразить так:

Самостоятельно составьте схему для Be .

Порядковый номер - 4.

Заряд ядра - +4.

Количество электронов - 4.

2. Найдите в периодической системе обозначения следующих химических элементов:

Феррум - Fe ; Аурум - Au ; Сульфур - S ; Карбон - C .

3. С помощью периодической системы заполните пропущенные ячейки в таблице.

Символ химического элемента

Название химического элемента

Порядковый номер

Заряд ядра

Количество электронов

VI. Подведение итогов урока

Сегодня мы с вами не только повторили сведения о строении атома, но и узнали много нового.

В частности:

Химический элемент - это вид атомов с одинаковым зарядом ядра;

Ион - это заряженная частица;

Узнали названия химических элементов;

Познакомились с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.

Творческое задание. Составить схему строения атомов B , C , Al .

Тема. Молекулы и атомы. Относительная атомная масса

Цель урока: формирование понятия молекула, атомом, относительная атомная масса.

Задачи урока:

    дать понятие: молекула, атом, химический элемент, относительная атомная масса.

    познакомить учащихся с этимологическими началами названий химических элементов;

    совершенствовать умственную деятельность: умение анализировать, делать выводы, планировать свою деятельность;

Оборудование: Плакат 3 Серия 2 Строение вещества. Химическая связь

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

    Организационный момент.

    Актуализация знаний: межпредметные связи (химия + природоведение).

    Изучение нового материала.

    Систем. Закрепление.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

В 5-м классе на уроках природоведения вы рассматривали понятие атом и молекула. Что это такое? (Учащиеся дают определение, которое помнят с уроков природоведения).

Люди давно догадывались о том, что вещества состоят из отдельных мельчайших частиц. Их называют атомами . Во многих случаях атомы не существуют по одиночке, а объединяются в группы – молекулы . Атомы и молекулы чрезвычайно малы: в любом крошечном кусочке вещества, который мы в состоянии разглядеть (например, в пылинке) содержится больше атомов, чем звезд во всей нашей Галактике.

Осознать значение числа радиуса атомного ядра очень сложно. Например, радиус атома углерода равен 1,5 –10 м. Возьмите карандаш (графит – это углерод), проведите отрезок прямой линии длиной 3 см. (Учащиеся проводят линию).

Как вы думаете, сколько атомов углерода содержится в проведенной вами линии?

Учащиеся дают свои ответы .

Полученная линия содержит 100 мл атомов углерода в длину и около 1 мл в ширину.

Рассмотрим пример с сахаром: Какими свойствами обладает сахар? (Учащиеся отвечают: растворяется в воде, сладкий, белый) . Представим, что крупинки сахара это молекулы. Раздробим молекулы до атомов, (учитель растирает сахар в ступке, ученик по желанию ему помогает). А сейчас смотрим, мы размельчили наши «молекулы», свойства сахара изменились? (Учащиеся отвечают, что нет). Какой вывод мы можем сделать? (Учащиеся отвечают, что свойства при измельчение не изменяются).

Какое определение вы дадите молекуле и атому? С химической точки зрения.

Дети дают определения, потом записывают их в тетрадь: молекула - это наименьшая частица вещества, определяющая его свойства и способная к самостоятельному существованию; молекулы построены из атомов; атом – это мельчайшая неделимая частица вещества, являющаяся носителем его свойств.

3. Изучение новой темы.

На плекате мы видим, что молекула воды состоит из атомов двух видов. Это атомы водорода и кислорода.

Рассмотрев изображение модели молекулы воды, какой мы можем сделать вывод?

Учащиеся отвечают, что вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

В конце 17 столетия английский ученый Роберт Бойль впервые использовал в науке понятие о химическом элементе как составной части вещества. Он считал химический элемент – это вещество, которое нельзя разложить на более простые. Более чем через 100 лет другой английский ученый – Джон Дальтон связал понятие о химическом элементе с атомной гипотезой о строении вещества. Определение, которое дал Дальтон, химики используют и в наши дни.

Химический элемент – это совокупность атомов определенного вида. (Дети записывают определение ).

В природе найдено 89 различных химических элементов. Достижения ядерной физики позволили получить ряд элементов искусственным путем. Поэтому в настоящее время изучено более 110 химических элементов. Каждый химический элемент имеет условное обозначение – химический знак или символ, название. А сейчас мы прослушаем домашнее задание.

Задание: "Придумайте такие обозначения для химических элементов, чтобы их легко было воспроизвести. Какими ассоциациями Вы пользовались?" Когда большая часть учащихся выполнит это задание в тетради, следует попросить двух – трех учеников записать изобретенные ими символы на доске рядом с алхимическими. (Сравнение записанных на доске символов приводит к идее унификации способов обозначения химических элементов. Эту задачу успешно решил шведский естествоиспытатель Й. Я. Берцелиус).

Учащиеся задают вопросы.

В 1813 году Берцелиус предложил для обозначения химических элементов использовать буквы латинского алфавита. Система Берцелиуса очень проста. Химический элемент обозначают первой буквой латинского названия элемента. В некоторых случаях к первой букве добавляют еще букву с середины названия. Разработанными им знаками мы пользуемся до сих пор. Знаки химических элементов читаются по определенным правилам. Некоторые знаки читаются как буквы латинского алфавита. Исключение Н, который читают как букву Франц. алфавита.

Предложение Берцелиуса было принято всеми учеными, так как такие символы оказались очень удобным: их легко написать в тетради и напечатать в книге, они понятны каждому образованному человеку, независимо от того, на каком языке он говорит. Знаки 10 элементов читают как латинское название этих элементов. Знаки остальных элементов читаются как русские названия.

Для обозначения химических элементов используют одинаковые знаки во всех странах мира. Знаки химических элементов вы можете найти во всех блицах периодической системы разных стран.

Ребята обратите внимание: калий и кальций, в название кальция есть буква «цэ», с которой и начинается написание знака, в название калия ее нет. Магний и марганец. Натрий и азот. (Обратить внимание на эти знаки их некоторые учащиеся путают)

Вопрос: Ученые древних времен считали, что как слова состоят из букв, так и вещества состоят из элементов. Даже великий французский химик Лавуазье принимал термины элемент и простое вещество как равнозначные. Только Менделеев начал различать эти понятия. Что же такое химический элемент и простое вещество? (химический элемент – это один атом или их совокупность. Простое вещество – форма существования конкретного химического элемента. (Углерод – элемент, уголь, алмаз – простые тела).

Относительная атомная масса

Историческая справка: Английский ученый Джон Дальтон (1766–1844) на своих лекциях демонстрировал студентам выточенные из дерева модели атомов, показывая, как они могут соединяться, образуя различные вещества. Когда одного из студентов спросили, что такое атомы, он ответил: «Атомы – это раскрашенные в разные цвета деревянные кубики, которые изобрел мистер Дальтон».

Конечно, Дальтон прославился не своими «кубиками» и даже не тем, что в двенадцатилетнем возрасте стал школьным учителем. С именем Дальтона связано возникновение современной атомистической теории. Впервые в истории науки он задумался о возможности измерения масс атомов и предложил для этого конкретные способы. Понятно, что непосредственно взвесить атомы невозможно. Дальтон рассуждал только о «соотношении весов мельчайших частиц газообразных и других тел», то есть об относительных их массах. И поныне, хотя масса любого атома в точности известна, ее никогда не выражают в граммах, так как это исключительно неудобно. Например, масса атома урана – самого тяжелого из существующих на Земле элементов – составляет всего 3,952·10 –22 г. Поэтому массу атомов выражают в относительных единицах, показывающих, во сколько раз масса атомов данного элемента больше массы атомов другого элемента, принятого в качестве стандарта. Фактически это и есть «соотношение весов» по Дальтону, т.е. относительная атомная масса.

·Массы атомов очень малы.

Абсолютные массы некоторых атомов:

m (C ) =1,99268 ∙ 10 -23 г

m (H ) =1,67375 ∙ 10 -24 г

m (O ) =2,656812 ∙ 10 -23 г

·В настоящее время в физике и химии принята единая система измерения.

Введена атомная единица массы (а.е.м.)

m (а.е.м.) = 1/12 m ( 12 C ) = 1,66057 ∙ 10 -24 г.

· A r (H ) = m(атома) / m (а.е.м.) =

1,67375 ∙ 10 -24 г/1,66057 ∙ 10 -24 г = 1,0079 а.е.м.

·A r – показывает, во сколько раз данный атом тяжелее 1/12 части атома 12 С, это безразмерная величина.

Относительная атомная масса - это 1/12 массы атома углерода, масса которого равна 12 а.е.м.

Относительная атомная масса безразмерная величина

Например, относительная атомная масса атома кислорода равна 15,994 (используем значение из периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева ).
Записать это следует так, A r (O) = 16. Всегда используем округлённое значение, исключение представляет относительная атомная масса атома хлора:

A r (Cl) = 35,5.

·Связь между абсолютной и относительной массами атома представлена формулой:

m (атома) = A r ∙ 1,66 ∙ 10 -27 кг

Давайте подведем итог урока, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Учащиеся отвечают.

4. Систем. Закрепление.

Работа с учебником, вопросы и задания после §

5. Итог.

Итоги урока: выставление оценок.

6.Домашнее задание.

§2 з.5,6 с.11

Просмотр содержимого презентации
«На морском берегу, разбивающем волны»





  • То такое вещество? Привести примеры физический тел и веществ
  • Физические свойства вещества
  • Задачи химии
  • Что изучает химия? Определение химии


  • Древнегреческий философ Демокрит 2500 лет назад высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, невидимых, вечно движущихся частиц атомов.
  • Учение о молекулах и атомах в основном было разработано в середине XVIII в. Русским ученным М.В. Ломоносовым. Он утверждал, что тела в природе состоят из корпускул (молекул), в состав которых входят элементы (атомы)




Молекулы – это наименьшие частицы многих веществ, состав и свойства которых такие же, как и у данного вещества



Атомы – это мельчайшие химически неделимые частицы вещества



Лабораторный опыт:

Способность металлов вытеснять из растворов солей другие металлы



  • Нанометр (нм) – одна миллиардная часть метра
  • Абсолютная атомная масса выражается в г. или кг.
  • Относительная атомная масса показывает, во сколько раз масса данного атома больше массы, принятой за эталон


  • Атомная единица массы – это 1/12 часть массы атома углерода
  • Абсолютная масса атома равна относительной атомной массе, умноженной на 1 а.е.м.


  • Определенными, очень малыми размерами, порядка долей нанометра;
  • Определенной, ничтожно малой массой


Выполнить

Упражнение 4, 6, 7, стр. 14



Домашнее задание

Бондаренко Виктория Владимировна

учитель химии и информатики,

Фурсова Елена Валентиновна

учитель русского языка

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Эртильская общеобразовательная школа №1»

города Эртиль Воронежской области, Россия.

Интегрированный урок«В мире молекул и атомов».

Интегрированный урок химия - русский язык.

Химия

Русский язык

Тема

Строение атома

Тип

интегрированный

Вид

Комбинированный, с элементами эвристической беседы.

Повторительно - обобщительный

Цели урока

    Используя знания учеников о строении вещества, подойти к рассмотрению атома как сложной частице;

    рассмотреть строение атома;

    ввести новые понятия: электрон, протон, нейтрон, порядковый номер атома;

    познакомиться с теорией Резерфорда;

    воспитывать познавательный интерес к предмету;

    развивать логическое мышление, умение анализировать.

1.Повторить и обобщить сведения о строении простого предложения;

2.формировать навыки самостоятельного анализа простого предложения, умения четко различать главные и второстепенные члены предложения;

3.развивать устную и письменную речь учащихся, интерес к предмету, логическое мышление;

4.воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование

    Схема строения атома;

    Таблица с характеристиками частиц.

    Таблички со словами для запоминания

Используемая литература

    учебник химии 8 класс

    Химическая энциклопедия

    Книга для чтения по химии

    Учебник русского языка 8 класс

    Этимологический словарь русского языка

    Словарь однокоренных слов

Ход урока.

    Вступительное слово.

а) учитель русского языка:

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Его будут вести сразу два учителя. Мы с Викторией Владимировной постарались в одном уроке соединить два совершенно не похожих предмета: химию и русский язык. Сегодня мы с вами должны повторить весь изученный материал по теме «Строение простого предложения».

б) учитель химии:

Да, наш урок необычен по своему строению, это интегрированный урок.

Несмотря на это, задачи урока очень важные. Нам предстоит сегодня познакомиться с более сложным строением вещества, нежели мы с вами рассматривали раньше. Мы поговорим о самой маленькой частице вещества – атоме.

    Актуализация знаний.

а) учитель русского языка:

Чтобы вам перейти к изучению нового материала, давайте вспомним уже известные вам химические термины. Сейчас нас они интересуют с точки зрения их правописания и части речи, которой они являются.

(Учащиеся по цепочке называют термины, записывают их в тетрадь, объясняют их правописание, указывают часть речи.)

б) учитель химии:

Итак, поговорим о веществе.

    Что такое вещество?

    Какие бывают вещества по составу?

    Какое вещество называют простым?

    Какое вещество называют сложным?

    Приведите примеры простых и сложных веществ.

    Что такое химический элемент?

    Что можно узнать о химическом элементе, используя периодическую систему?

    Из чего обычно состоят вещества?

    Что такое молекула?

    Что такое атом?

в) учитель русского языка:

Вы повторили химические понятия. Давайте попробуем проанализировать ваши ответы с точки зрения их речевого оформления, состава и правописания.

    Какие предложения вы употребляли? Одинаковы ли они по составу?

    Перечислите члены предложения, которые вы знаете.

    Дайте определение каждого члена предложения.

    В ваших ответах какие сказуемые преобладали?

    Запишите пример из ваших ответов, чтобы в нём обязательно было:

1 вариант: определение;

2 вариант: обстоятельство;

3 вариант: дополнение.

Выполните графические обозначения.

    Выполните разборы, объясните правописание:

Молекула – мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства 4 .

Молекула – 4 слога, 8 букв, 8 звуков, о – (а).

    Объяснение нового материала по химии.

Вспомните, кто первый ввел понятие атом. Как переводиться слово АТОМ с греческого языка? Можно ли атом назвать неделимым?

На протяжении многих столетий атом считался неделимой элементарной частицей, пределом делимости материи.

Однако, развитие науки изменило представление о понятии атом. Атом - это сложная частица Его можно «разобрать» на составные части:

АТОМ=ЯДРО+ЭЛЕКТРОНЫ


АТОМ

ЯДРО

ПРОТОНЫ

НЕЙТРОНЫ

ЭЛЕКТРОН

0

Как эти частицы располагаются в атоме? Это объяснил в свой теории английский учёный Эрнест Резерфорд.

      Атом состоит из ядра и электронов

      Ядро находиться в центре атома и содержит протоны и нейтроны

      Около ядра располагаются электроны

      В ядре между частицами действуют ядерные силы.

      Между ядром и электронами существуют электростатические силы притяжения.

      Атом не имеет заряда, так как число протонов и электронов всегда ОДИНАКОВО.

А как узнать число электронов в атоме и заряд ядра? На этот вопрос ответит ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

Порядковый номер элемента показывает заряд ядра атома и число электронов в атоме.

Какой заряд ядра у калия? Магния? Кислорода? Что это означает?

Сколько электронов в атомах железа? Водорода? Серы? Как это узнать?

    Закрепление.

а) учитель русского языка:

На сегодняшнем уроке вы познакомились с новыми понятиями: ядро, протон, нейтрон, электрон.

    Какие это части речи?

    Определите их морфологические признаки.

    Чем похожи эти слова?

    Подберите и запишите однокоренные слова к слову нейтрон (нейтрализация, нейтралитет, нейтронный, нейтральный и т. д.)

    Каким способом образованы данные слова?

б) учитель химии:

Для закрепления и проверки степени усвоения материала выполним мини-тест.

Допишите предложения, вставленные слова подчеркните как члены предложения.

1 вариант:

А. Атом – это ……………………….. частица вещества.

Б. Атом состоит ………… .

В. Электроны располагаются ………….. .

Г. Протоны и нейтроны находятся ………… .

Д. Электроны имеют ……………………… заряд.

2 вариант:

А. Молекула – это …………………… частица вещества.

Б. Ядро состоит ………………. .

В. Возле ядра располагаются ………………… .

Г. Протоны имеют ………………………… заряд.

Д. Атомы входят ……………….. .

Проверим тест.

  1. Заключение.

а) учитель химии:

Спасибо за ваши хорошие ответы. Наш урок подошёл к концу. Надеюсь, вы сегодня поняли, что знание русского языка необходимо при изучении любого предмета.

б) учитель русского языка:

Наш необычный урок завершается. Мы сегодня повторили строение простого предложения. Работали все хорошо. Теперь, я думаю, вы прекрасно понимаете, как важно знать русский язык и умело им пользоваться. Благодаря выразительности русского языка изучение любого предмета становится увлекательным занятием.

    Подведение итогов.

    Домашнее задание.



Загрузка...