emou.ru

Интервью с вадимом эйленкригом. Вадим Эйленкриг: Самый трудный духовой инструмент Вадим эйленкриг личная жизнь

Вы играли во многих странах, в том числе и на родине джаза - в Соединённых Штатах Америки. Где сложнее было выступать? Где публика более требовательна?
Конечно, в Америке играть джаз сложнее! Когда осознаёшь, что на концерты приходит публика, которая имела возможность слушать самых великих музыкантов - это весьма большая ответственность. У меня был тур с биг-бэндом Игоря Бутмана и оркестром Юрия Башмета, в котором мы играли симфоническую сюиту "Шахерезада" Н.А.Римского-Корсакова. Мы сделали переложение для трубы одного из сложнейших скрипичных соло, которое играется без сопровождения оркестра. Программа проходила в лучших залах Америки, таких как Chicago Symphony, Boston Symphony, NY Rose Hall. Это было непросто психологически, представьте - тебя окружают два оркестра, лучшие музыканты и очень искушённая публика. Когда на один из концертов должен был прийти Уинтон Марсалис, лучший мировой джазовый трубач на сегодняшний день, я очень переживал! В период моей учёбы в музыкальном училище, он был для меня богом. И я, достаточно долго, не мог понять, как мне подготовиться к такому выступлению. Но потом я понял одну вещь: даже Марсалис, будучи богом, иногда допускает небольшие погрешности в своей игре. Труба - инструмент непростой, и даже профессионал высшего класса, прежде всего человек, а не небожитель, и ему, как любому из нас, свойственно ошибаться. И я дал себе право на ошибку, потому что, если я буду думать только о том, как сыграть произведение идеально, то всё равно получится не очень хорошо, поменяется посыл – вместо удовольствия от игры будет страх ошибиться.

После этого, я решил играть так, чтобы исполнение нравилось мне самому. Даже если будет какой-то дефект, шероховатость или звук немного сорвётся, а Марсалис, как профессионал, это услышит, то он обязательно поймёт, почему это произошло. И, как только я сам себе дал это право, я стал играть соло идеально. Теперь это моя волшебная формула, которая помогает психологически настроиться во всех случаях жизни!

Кстати, Уинтон в тот вечер не смог прийти, но ещё один мой кумир – Рэнди Бреккер был на выступлении и спустя две недели я получил от него письмо, в котором были такие строки: «Привет, Вадим! Был на концерте в Линкольн-центре. Впечатлён. Поздравляю!».

Это, несомненно, очень вдохновляющая оценка Вашего творчества. А Вы всегда волнуетесь перед выходом на сцену? Что Вам помогает с этим справиться?
Как я уже говорил, у меня есть абсолютно универсальная жизненная формула – «право на ошибку», которая помогает бороться с жёстким психологическим давлением, потому что иногда выходить играть в зал бывает очень волнительно.

Есть разные категории артистов, я, к примеру, всегда очень сильно сомневаюсь в том, что я делаю, и моментами немного завидую тем, кто уверен в том, что их работа выполнена идеально, они - счастливчики. Я не говорю, что кто-то лучше или хуже, но, как правило, среди музыкантов есть те, кто твёрдо знает, что всё делает безупречно, и есть люди, всегда ищущие возможность что-то улучшить и переделать. Мне в искусстве ближе те, кто всегда немного не уверен, потому что, на мой взгляд, как только человек перестаёт подвергать сомнению то, что он делает, он останавливается на самом первом варианте, который у него получился. Я, же, никогда не бываю полностью доволен результатом и даже когда работал над пластинкой, часто заново переписывал какие-то соло. Я сомневаюсь во всём!

Как долго Вы работали над пластинкой?
В течении двух лет. Я не говорю, что она идеальна, в этом плане я весьма критичен. По моим личным ощущениям, ни одна, ни вторая пластинки не достигли желаемого мною идеала. Хотя, говорят, что они получились очень неплохие и очень качественные! На мой взгляд, когда ты перестаёшь в себе сомневаться, следующим этапом становится "звёздная болезнь".

А была ли у Вас "звёздная болезнь"?
Нет! Я постоянно сомневаюсь в себе.

Как в России воспринимают джаз? Всегда ли он понятен российской аудитории?
Джаз в России был даже в те годы, когда официальная советская пропаганда его запрещала. Сейчас он развивается также, как и другие популярные музыкальные направления. Люди регулярно ходят на многочисленные джазовые концерты и фестивали. Это стало неким модным трендом. Если ты человек думающий, интеллигентный, воспитанный, то ты должен любить джаз. Другой вопрос в том что многие его слушают, но совершенно не понимают, что это такое. Вообще, для слушателя, основное в джазе – это начать его любить и чувствовать, а понимание должно приходить по мере получения информации. Вот тогда уже человек может выделить для себя, что лучше, а что хуже. Хотя, лично я, не очень люблю когда музыку сравнивают на предмет «лучше и хуже», если, конечно, не учитывать каких-то, ну, откровенно сомнительных образцов искусства.

Мне кажется, есть определённая планка, выше которой уже всё хорошо, просто по-разному. И люди имеют право выбора и право говорить "вот это мне ближе, а вот это мне чуждо". На сегодняшний день есть масса музыкантов, которых сравнивать просто смешно. Это как сравнивать художников или писателей абсолютно разных направлений.

В качестве подобного сравнения, Вы можете назвать пару писателей, которые работают в разных направлениях, но любимы Вами?
К примеру, как можно сравнить Чарльза Буковски и классика немецкой литературы, Эрих Мария Ремарка.

Ремарк - удивительный писатель. Когда мне было семнадцать лет и я прочитал "Триумфальную арку", то сделал для себя какие-то очень поверхностные выводы. Тогда это была просто интересно написанная книга, но позже, перечитывая её в достаточно зрелом возрасте, я осознал то, что не мог понять в более юные годы. Я понял, что всё написанное в "Триумфальной арке": об отношении к жизни, отношении к женщинам, о дружбе, о философии, совершенно иначе воспринимается. Во-первых, он пишет о человеке 35-40 лет, который к чему-то пришёл через любовь и страдания. Во-вторых, это настолько глубоко, что вся философия, заключённая в этой книге мне очень близка. Я потом перечитывал её несколько раз и понял - это моё произведение.

Безумно люблю Чарльза Буковски, и, если его сравнивать с художником, то это мастер, который лаконичными, короткими и грубыми мазками создаёт совершенно потрясающую картину действительности. Но, не смотря на всю эту грубость, он очень романтичный человек. Он пишет о женщинах не из иллюзорного мира, а о реальных, потрёпанных жизнью, и не всегда счастливых. Или, когда он пишет про свою дочь, это проявление невиданного романтизма. Буковски – хулиган, и в этом плюс, так как я не очень люблю «прилизанное, правильное» искусство.

В Америке есть государственная программа развития джаза Есть ли в России что-то подобное? Нужна ли такая программа в России? Возможно она могла бы помочь культурному развитию и привить хороший вкус к музыке молодёжи?
Может быть такая программа и не нужна в России. Дело в том, что в Америке джаз признан национальным достоянием. Для нашей страны джаз - это один из жанров музыки, а музыка - одно из направлений искусства. Конечно, потенциал этого жанра немного недооценен. На мой взгляд, джаз потрясающе развивает. Он мелодичен, динамичен, свободен в плане мышления и я очень люблю джаз, но я допускаю, что можно быть образованным и интеллигентным человеком и без глубоких знаний джаза, как направления музыки.

Принято считать, что джаз - это музыка для более взрослого поколения. Объединение джаза и электронной музыке становится интересным и для молодёжи. На Ваш взгляд, эта музыкальная формация увеличит молодёжный интерес к джазу? Какова заинтересованность современной молодёжи в джазе?
Сейчас довольно часто на концертах появляется новое поколение. Очень интеллигентные, красивые, открытые люди.

Они посещают концерты классического джаза или джаза объединённого с электронной музыкой?
Джаз, смешанный с электронной музыкой, я воспринимаю как шутку. Но это шутка, которая требует определённого профессионализма. Если ты не владеешь инструментом и стилистикой, то ничего не получится. А молодое поколение посещает джазовые концерты независимо от стиля, и мне это безусловно нравится.

Джаз смешанный с электронной музыкой это коммерческий ход?
Для меня - да. В то время, когда создавался некий микс этих направлений, в обществе, и в культуре в частности, был кризисный период. Публика предпочитала концертам ночные клубы, и новое веяние получило большую популярность. Всё начиналось с "А-клуба" и "Галереи", а позже стало востребовано во многих клубах.

Проект "Большой джаз" на телеканале "Культура", в котором Вы дебютировали в качестве ведущего, рассчитан на повышение медийности музыкантов? Интересно ли Вам продолжать свою телевизионную карьеру?
Мне было очень приятно, что моя работа в качестве ведущего высоко оценена руководством телеканала "Культура". Если мне предложат проект, который не будет у меня отнимать больше нескольких дней в месяц, и если этот проект будет мне интересен, то я с удовольствием приму такое предложение. Но, если бы мне сейчас предложили попрощаться с карьерой музыканта в обмен на карьеру телеведущего, я бы, наверное, не пошёл, потому что когда перед тобой есть публика, то параллельно с этим у тебя существует возможность обмена энергией и это счастье. Когда же перед тобой телевизионная камера, тебе никто энергию не дарит, ты её только отдаёшь. Кому-то этого достаточно, но не мне. В моей жизни большую роль играет общение, энергетический и эмоциональный обмен чувствами, переживаниями. Мне очень важно взаимодействие с моими родными, близкими, с друзьями, с новыми интересными людьми, в том числе и с моими студентами.

Проект также был рассчитан на привлечение внимания к каналу новой социальной аудитории. Телеканал "Культура" до проекта смотрели в большей степени взрослые люди, в основном женщины. Одной из рейтинговых задач было привлечение мужчин в возрасте от тридцать до пятидесяти. Тот самый слой, который составляет основу общества созидающего, наиболее продвинутого в области бизнеса. И у нас это получилось. А что касается участников проекта, то медийность в России нужно поддерживать постоянно.

Вы поддерживаете свою медийность?
Нет. Мне кажется, что если меня не пригласят ведущим в следующий сезон этого шоу, то все забудут об этом эпизоде в моей жизни.

Один из Ваших учеников был участником проекта "Большой джаз"…
Да, он продолжительное время на безвозмездной основе просто занимался у меня, сейчас он поступил, и параллельно с обучением играет в оркестре Олега Лундстрема. Возможно то, что он не победил это даже хорошо, потому что настоящий боец обязательно должен пройти через проигрыш. Я очень скептически отношусь к людям, которые только побеждают, в какой-то момент они могут не выдержать неудачи. Поражение - это в первую очередь преодоление, и ты всегда будешь знать, что тебе нужно сделать для предотвращения повторения подобных ситуаций.

Вы человек самокритичный и требовательный. К своим студентам Вы относитесь также?
Да! Когда я учился играть на трубе, я был одержим музыкой. Я ради этого перестал ходить по клубам, бросил некий бизнес, который приносил мне доход, и это было абсолютно сознательным решением. Для меня важнее было заниматься музыкой, чем зарабатывать деньги, хотя происходило это в девяностые годы и музыкантам жилось очень сложно. Но я решился изменить свою жизнь, потому что осознал, что уже не смогу без этого. Поэтому, когда ко мне приходят люди, я требую от них полной отдачи. Если мои студенты не занимаются на пределе своих возможностей, то они тратят моё время, а это самое дорогое что у меня есть. Музыку нужно любить самозабвенно. В этом плане я не очень понимаю тех музыкантов, для которых исполнение является средством заработка или средством приобретения популярности. У профессионала не должно быть акцента на "Я", у него должен быть акцент на музыку.

Какие эмоции у Вас вызывают яркие студенты, подобные участнику проекта "Большой джаз"?
Безусловно, я ими горжусь.

А, вообще, преподавательская деятельность?
Для меня студенты делятся на две категории: первая категория весьма тяжёлая, будто каток по тебе проехал взад и вперёд, а вторая – вдохновляющая, дарящая ощущения полёта, крыльев за спиной. В первом случае, я, как человек сомневающийся, всегда начинаю думать, что причина неудач ученика во мне. Я что-то не так объяснил, не увидел, не понял, и, периодически, в подобных раздумьях захожу достаточно далеко, после чего понимаю, что меня это разрушает. И, наоборот, когда я вижу, что у студентов получается, они развивают своё мастерство, я понимаю, что сумел помочь… Вот это, в принципе, и есть счастье для педагога.

Вы можете назвать себя счастливым человеком?
Конечно. Я сам выстроил свою жизнь, так что я - счастлив. У меня в жизни есть то, что делает меня счастливым и, как мне кажется, я оградился в этой жизни от всего, что могло бы мне приносить дискомфорт.

У Вас есть свой коллектив. По каким критериям, кроме таланта, Вы формировали свой коллектив?
Вообще, создать в России отличный профессиональный коллектив - это была моя главная задача и я считаю, что несмотря на всю её сложность, я в этом преуспел. Для того, чтобы реализовать свою идею, мне нужно было найти подходящих людей. Вся проблема заключалась в том, что в России мало хороших музыкантов, кажется, что их много, но на самом деле, это не так. Во-вторых, среди музыкантов мало артистов. Артист и музыкант — это абсолютно разные профессии. К тому же, я - эстет, и для меня важным критерием является внешний вид человека, он должен выглядеть привлекательно для публики. Таких ещё меньше. И из этого количества нужно выбрать тех, с которыми было бы комфортно, с точки зрения человеческих качеств. В итоге, мои музыканты, несомненно, обладают профессионализмом, артистизмом, в самом широком его смысле, эстетично выглядят и обладают личностными, душевными достоинствами.

Что скажете о ярлыке, который Вам дали в интернете. Знаете ли Вы об этом?
Если Вы про "секс-символ русского джаза", то это был креатив одного пиарщика, который решил, что это очень остроумно. Я был изначально против этого, так как когда подобным образом высказываются о джазовом музыканте, подразумевается, что играет он не так качественно, как должно, или ему гораздо более важно стать известным, даже таким сомнительным способом, нежели оставаться профессионалом. С другой стороны, ко мне на концерты приходит много красивых девушек и женщин разного возраста, и сказать, что мне это не интересно, будет неправдой. Безусловно, такое внимание со стороны прекрасного пола очень льстит моему мужскому самолюбию, и, конечно, мне безумно приятно играть для прекрасных, вдохновляющих женщин.

Как Вы относитесь к таким ярлыкам и слухам о Вас?
Мне не нравится, когда такое могут написать, например, в пресс-релизе. Большинство людей, вместо того, чтобы получить информацию обо мне на моём официальном сайте, предпочитают поисковые системы и всё что там находят, перепечатывают. В том числе подобные сплетни и домыслы, но это неизбежная обратная сторона известности. Бороться с такими явлениями – бесполезная трата времени.

Присутствие в Вашей жизни большого количества очаровательных поклонниц – это хороший показатель. Может поговорим о романтике?
Я - человек очень романтичный, и, наверное, где-то даже старомодный. Мне кажется, что единственной причиной для того, чтобы люди жили вместе, является любовь. Мужчина и женщина нужны друг другу для любви и счастья, не по каким-то другим причинам. И уж точно не по расчету.

Романтика - это отношение к человеку, выбор его своим партнёром, это мысли о нём, это когда ты живёшь и дышишь им. Она не обязательно должна быть мелодраматичной, слезливой приторно сладкой. Она бывает разной. Это отчасти черта характера и, в некоторой мере, часть воспитания. Моё понимание романтичности начиналась с волшебно красивых, пронзительных сказок Ганса-Христиана Андерсона, которые мне читала мама. Мне кажется, этот естественный любовный настрой во мне присутствовал всегда, и в пять лет, и в пятнадцать…

В юности мне очень хотелось нравиться девушкам и тогда я пошёл заниматься в спортзал, чтобы быть более мужественным и привлекательным. С моей стороны это тоже было проявлением романтизма.

Спорт - это неотъемлемая часть Вашей жизни. Принято считать, что такие нагрузки профессиональным музыкантам вредны. Какое у Вас мнение на этот счёт?
Спортзал - это личный выбор каждого. Профессиональный спорт не приносит пользы здоровью даже для профессионального спортсмена, а профессиональному музыканту любительский спорт только помогает. Я безумно люблю это мужское ощущение силы. Мужчина должен быть спортивным и атлетичным, обладать здоровым духом состязательности и силой воли. Это стиль жизни и мой выбор. Я считаю, что физически сильный мужчина может себе позволить быть добрым и великодушным в любой ситуации. Ведь когда ты силён и уступаешь, ты не чувствуешь себя ущербным, это твоё собственное решение, а слабый уступает по-другому - от безысходности, а не по своему желанию.

Мой характер сформировался благодаря спорту. Он научил меня колоссальной дисциплине, потому что для достижения даже самого минимального результата, нужно монотонно заниматься изо дня в день. Я очень уважаю людей с «железной» силой воли.

Как получается совмещать гастрольный график и график тренировок?
Очень сложно. Особенно, когда ты уезжаешь в тур и по возвращению понимаешь, что форма - не та. Конечно, не такая плохая, как если бы никогда не занимался спортом, но и не на столько хорошая, как хотелось бы.

Есть ли какой-то предел самосовершенствованию?
Мне больше интересен сам процесс, а не конечный результат. Для меня очень важно, что я в пути… Касается это спорта или музыки, самое важное, что я в движении. На мой взгляд, цель - вторична. Спорт, как и музыка, для меня способ быть счастливым.

Секрет успеха Вадима Эйленкрига…
У меня нет гигантского успеха и такой же медийности. Но секрет того, чего я добился в этой жизни - это колоссальный труд в правильном направлении, когда ты чётко понимаешь, чего тебе нужно добиться.

Совет от Вадима Эйленкрига…
Чем бы мы не занимались и чтобы не делали, всегда нужно помнить о том, что самое главное в жизни - это любовь! Я искренне в этом убежден. Это применительно ко всему: к отношениям, к дружбе, к карьере и даже к политике. Поэтому, не забывайте, что любовь - основа всего.

Катерина Гольтцман

27 октября на сцене Светлановского зала ММДМ джазовый трубач представит программу «Hello, Louis!» - концерт памяти трубача и вокалиста Луи Армстронга (1901-1971). О том, что ждет зрителей в этот вечер, а также о поиске своего пути в музыке и об основных качествах сильного исполнителя Вадим Эйленкриг рассказал в интервью «Джаз.Ру».


Вадим, как возникла идея такого масштабного концерта, и почему именно Армстронг? Год ведь для него совсем не юбилейный.

А зачем ждать 100 лет, чтобы отдать дань замечательному музыканту? (улыбается ) Я давно задумывался о концерте-посвящении кому-то из великих трубачей. Концерте, который, как мы теперь надеемся, станет первым в цикле себе подобных - ведь людей-легенд, оставивших в джазе неповторимый след, немало. А начинать надо, безусловно, с самой ключевой фигуры. Ведь Луи Армстронгу удалось не только популяризировать этот жанр музыки, но и самому развить мелодический язык джаза. Это редкость: абсолютное большинство музыкантов развиваются либо в ширину, либо в глубину. Я однозначно отношусь к первому типу. Армстронг же был хорош во всём, и мы бы хотели это отразить в своем «посвящении» 27 октября.

Кто выйдет на сцену Светлановского зала в этот вечер? Кроме вас, олицетворяющего, как я понимаю, Армстронга с его трубой…

Нашими звёздными голосами будут хорошо знакомый московской публике Алан Харрис , признанный лучшим джазовым вокалистом 2015 года по версии журнала DownBeat , и обаятельнейшая солистка популярной клубной группы Gabin , без которой сегодня не проходит на одна громкая компиляция, Люси Кампети . И если я на пару часов постараюсь перевоплотиться в Армстронга, то она станет нашей Эллой Фитцджералд (смеётся ). А ещё на сцену выйдет тубист Никита Бутенко - замечательный музыкант и человек. Он, на минуточку, капитан российской армии! Мы познакомились на фестивале «Акваджаз». Благодаря участию тубы публика услышит несколько номеров настоящего современного новоорлеанского прифанкованного джаза.

А чем новоорлеанский так разительно отличается от любого другого?

На джемы в Новом Орлеане приходило очень много музыкантов, в том числе трубачей. Труба - сложный инструмент, требующий не только таланта, но и безупречного владения технологией игры, поэтому сегодня трубачи в дефиците. Тем не менее мы прямо сейчас расписываем партитуры для пяти труб, а зрителя ждет незабываемое зрелище и уникальное звучание бэнда. С моей стороны это, кроме всего прочего, ещё и заявка, что школа моего педагога Евгения Савина живёт и воспитала новое поколение молодых, очень крепких трубачей.

Знаю, что вы пришли к Савину уже взрослым, на тот момент фактически бывшим музыкантом - то есть после долгого перерыва, в то время как труба не терпит даже дня без репетиции. Как ему удалось вернуть вас не просто в профессию, но в ее первый эшелон?

Не просто вернуть, а научить играть по своей уникальной методике. К нему приходили люди, от которых уже все отказались, и он возвращал их в профессию. В этом была его сила. К сожалению, учебник, написанный Евгением Александровичем, в своё время перевели на «человеческий» язык, и он утратил часть смысла, поэтому своим студентам в академии я стараюсь передать то, чему он учил меня.

Вы строгий преподаватель?

Рискну показаться самодуром, но я говорю каждому новому студенту: «Убеди меня в том, что ты хочешь учиться именно у меня». Почти то же мне когда-то сказал Савин, хотя я-то пришел к нему, уже имея диплом. Моя позиция проста: если ученики идут ко мне, они должны быть мотивированы. Результат - у меня абсолютно все звучат! А будут они звёздами или нет, зависит от степени таланта. Я даю ремесло.

А протекцию самым одаренным выпускникам тоже составляете?

Мой папа, саксофонист Симон Эйленкриг, однажды сказал: «Я могу порекомендовать. Но играть за тебя не смогу». Вот и я в силах лишь подсказать или направить, но находит себя каждый сам. Конечно, рекомендую кого-то из них в оркестры и коллективы, где они начинают свой путь, как когда-то я начинал в оркестре Игоря Бутмана. Хорошие трубачи нужны всегда, и каждый из моих коллег старается сделать этот инструмент более популярным. Быть может, глядя на нас, кто-то отведёт своего ребенка в класс трубы, а молодёжь захочет продолжать заниматься музыкой, чтобы когда-нибудь составить нам компанию на сцене.

Родители понимают, что трубу трудно продуть, вот и ведут детей на саксофон. Почему просто нельзя уменьшить сопротивление атмосферы, сделав звукоизвлечение более удобным?

А почему нельзя уменьшить вес штанги, а эффект получить тот же самый? (смеётся). Да всё сейчас есть, например мундштуки, в которые легче дуть. Но надо понимать, что, облегчая себе физические усилия, ты платишь как минимум красотой тембра, потому что чем тяжелее инструмент, тем более интересный, богатый, неповторимый звук получается. Кроме того, если трубач правильно дышит, не зажимает горло, следит за артикуляцией, то есть не «играет на здоровье», тратя последние силы, то и звучит он прекрасно, и чувствует себя хорошо. Так что главное - попасть к профессиональному наставнику. Ну и, конечно, любить инструмент.

Для сцены этого, однако, недостаточно.

Здесь уже нужен сплав качеств. Во-первых, профессионализм - у исполнителя не должно быть слабых мест. Во-вторых, артистизм - без него ты неинтересен публике, да и игра страдает. К сожалению, не всегда людям удается соединить в себе эти два поля, но вот в чем дело: артист без владения инструментом на музыкальной сцене превращается в клоуна, а музыкант без артистизма - в сайдмена. Хотя кто бы знал звёзд, если бы за ними не стояло огромное количество профессионалов-сайдменов! Есть и третий момент: открытость человеческая. В последнее время эта тема меня забеспокоила. Всегда думал, что я - общительный человек, которому жизненно необходим социум. И вдруг обнаружил, что людей, с которыми перестаю следить за временем, не так уж и много. Как будто какая-то пружина сжимается: беги! Причем рядом могут быть близкие друзья, а у меня вдруг возникает желание побыть в уединении.

По-моему, это совершенно нормально: мы должны восстанавливать собственную энергию. Тем более вы публичная персона, даже вели на ТВ программу «Большой джаз». Сложно, кстати, было работать в кадре?

Только поначалу, но я быстро вошел во вкус. Давно был готов к такой роли, однако не бегал по телеканалам с просьбой взять меня, а дождался предложения, которое всех устроило. Моя жизнь до этого момента - занятия музыкой и спортом, чтение книг, общение с интересными людьми, ведение концертов и корпоративов - стала альтернативой опыту работы на телевидении, которого пока не было. Плюс мне действительно было интересно то, чем пришлось заниматься на канала «Культура», и в результате его главный редактор Сергей Шумаков высоко оценил нашу работу. Да, многие джазовые музыканты неоднозначно отнеслись к шоу, но я уверен, что это был неплохой способ нести джазовое искусство в массы. Красивое и яркое зрелище безусловно подняло наш престиж.


В студии программы «Большой джаз», 2013: ведущие Алла Сигалова и Вадим Эйленкриг (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Престиж джазовых музыкантов?

Да, хотя в последнее время я стараюсь больше себя позиционировать просто как музыкант, без приставки «джазовый». Каюсь, я так и не смог исступленно и фанатично полюбить серьёзный бибоп. С удовольствием слушаю эти пластинки, но никогда не хотел играть как Джон Колтрейн или Вуди Шоу. Конечно, есть техники, которыми просто необходимо владеть. Когда я был частью бэнда Игоря Бутмана, мне приходилось применять эту стилистику и прибегать хотя бы к минимальной импровизации, чтобы играть на равных с лучшими музыкантами страны, но все-таки моя музыка - немножко другая. Кстати, именно Бутман мне сказал в ответ на это мое признание: «Не надо стесняться того, что тебе нравится другая музыка!» - и тем самым изменил мое сознание, спасибо ему за поддержку.

А ваша музыка - она какая?

Та, которая всегда в тренде - фанк и соул. Иными словами, то, что я хочу играть, находится на стыке классики, джаза и поп-музыки. У неё тонкий и довольно глубокий звукоряд, который требует высокой степени владения инструментом: здесь нужно идеально звучать и интонировать, обладать уникальным тембром. А ещё - быть сильным исполнителем: если многим джазовым музыкантам часто прощают какие-то киксы, шероховатости, то в этом жанре - нет.

А что слушаете для себя, для души?

В машине и дома предпочитаю джаз, а вот в спортзале - исключительно фанк: то, что у них там звучит из динамиков, просто чудовищно. Надеваю наушники и включаю фанк-радио. Хотя по большому счету стили и жанры не имеют для меня принципиального значения: прежде всего мы ищем близкий нам мелодический язык. Очень важна и энергия исполнителя: у одних её просто больше, у других меньше. У нас любят, чтобы музыка давила животной энергией: если говорить, допустим о вокале, в России скорее предпочитают «большие», сильные голоса. Я же слушаю разные. То же касается и инструментала. По мне, главное в искусстве - это искренность: ложь и фальшь всегда чувствуются.

Как и недостаток образования, впрочем.

Безусловно. Для того чтобы быть интересным музыкантом, надо читать книги, смотреть хорошие фильмы и ходить и театр, развивать в себе чувство прекрасного. Человек не может порождать прекрасное только на сцене, если всё, чем он окружил себя в жизни - это ужас ужасный.

Вернёмся к концерту. Кто вам помогает? Наверное, лейбл Игоря Бутмана, под крылом которого мы сейчас даже разговариваем с вами.

Конечно, IBMG помогает, - прежде всего ресурсами. Хотя я не совсем понимаю, когда музыканты ожидают от лейбла решения всех своих вопросов - на мой взгляд, они сами должны приходить с идеями. Хорошо, издала тебе компания пластинку, так зачем требовать еще и её продвижения? Сделай себе тур сам! Да, многие творческие люди не умеют продавать свой продукт, и это нормально. Значит, надо найти того, кто умеет. Ищите единомышленников, это тоже труд! Я нашел: со мной работает замечательный директор Сергей Гришачкин , очень творческий человек с бездной креативнейших идей, потрясающим чувством вкуса и при этом крайне порядочный и интеллигентный. Бытует мнение, что директор должен быть жёстким и ушлым, но я лучше заработаю чуть меньше денег - да и то не факт! - чем окружу себя неприятными людьми. Мы в этом теле настолько ненадолго, что нужно беречь своё душевное равновесие! Поэтому я исключил из своей жизни то, что приносит негатив. Со мной саксофонист Дмитрий Мосьпан , который сейчас расписывает последние партитуры для предстоящего концерта. Эти ребята плюс упомянутые мной в самом начале беседы люди - они и есть главные создатели, вдохновители и помощники в подготовке концерта.

Похоже, вы всё предусмотрели. Ждем интересного шоу!

Мы не разочаруем! Немного жаль, что не успели сделать пластинку к событию, но с другой стороны, что за спешка? Отыграем, обкатаем программу - и запишем. Трек-лист концерта готов, есть оригинальные аранжировки; получилась удачная программа, которую можно возить по всей России. А когда тема Армстронга будет полностью исчерпана, то решим, кто будет следующим: Чет Бейкер, Фредди Хаббард, Рэнди Бреккер? Посмотрим, а пока ждем всех 27 октября в Доме музыки, и да здравствует великий Луи!

ВИДЕО: Вадим Эйленкриг

Вадим Эйленкриг - российский джазовый музыкант, который виртуозно владеет главным для него является труба. Сотрудничает с самыми известными оркестрами и биг-бэндами.

Вадим Эйленкриг: биография

Музыкант родился 4 мая 1971 года в Москве. Отец - Симон Львович Эйленкриг, Мать - Алина Яковлевна Эйленкриг, преподаватель музыки.

Вадим окончил детскую музыкальную школу по классу фортепиано, затем поступил в Музучилище Октябрьской революции (в настоящее время это Московский колледж имени Шнитке). Для дальнейшего обучения он выбрал трубу, хотя родители настаивали на саксофоне. Будучи студентом, Вадим Эйленкриг стал лауреатом конкурса трубачей 1984 года, прошедшего в Москве. Это был первый ощутимый успех начинающего джазмена.

Высшее музыкальное образование

В 1990 году Эйленкриг поступил в Московский госуниверситет культуры, на отделение духовых инструментов, а спустя некоторое время перевелся на кафедру джаза. Во время учебы стал солистом в университетском биг-бэнде. В 1995 коллектив был приглашен в немецкий город Торгау, где проходил Международный фестиваль джаза. Окончив институт, Вадим Эйленкриг стал работать в лучших московских оркестрах. Это были биг-бэнд, которым руководил Анатолий Кролл, оркестр джаз-бэнд института Гнесиных.

Творчество

В 1996 году Вадим Эйленкриг создал свой первый сольный проект под названием XL. Тогда же трубач начал эксперименты с электронной музыкой в джазе. В 1997 Эйленкриг окончил аспирантуру Академии имени Маймонида. В 1999 году стал солистом биг-бэнда Игоря Бутмана.

В 2000 был приглашен на должность доцента кафедры джаза факультета музыкальной культуры Академии имени Маймонида. В 2006 году принимал участие в международном концерте "Джаз и классика", который прошел в нью-йоркском зале "Розовый холл".

Спустя два года Вадим Эйленкриг стал лауреатом Международного джазового фестиваля в Чимкенте, а в 2009-м трубач создал (в компании с известным шоуменом Тимуром Родригесом) музыкальный проект "Джазовые хулиганы". В том же году музыкант выпустил свой первый альбом под названием "Тень твоей улыбки", эта мелодия больше известна в исполнении Энгельберта Хампердинка. В создании альбома принимали участие джазовые музыканты мирового уровня, такие как Дэвид Гарфилд, Уил Ли, Крис Паркер, Хайром Буллок, Рэнди Бреккер.

Востребованность

У трубача Эйленкрига много парнеров за границей: как в США, так и в Европе. Однако он постоянно сотрудничает и с Его приглашают в оркестры сопровождения, на разовые концерты и выступления. Если трубач располагает временем, он никогда не отказывает. Его услугами пользуются Дима Маликов, Мазаев Сергей и многие другие артисты. Музыкант долгое время сотрудничал с группой "Любэ".

В 2012 году Вадим выпустил второй альбом, который назвал "Эйленкриг". В создании коллекции принимали участие Алан Харрис, Вирджил Донатти, Игорь Бутман, Дуглас Шрив, Дмитрий Мосьпан, Антон Баронин. Несколько презентационных концертов прошли в джазовом который находится на Чистых прудах. Два концерта были организованы в Светлановском зале Международного Московского дома музыки на Космодамианской набережной российской столицы.

Личная жизнь

Самый известный российский джазовый трубач не вызывает интереса у репортеров желтой прессы. Вадим Эйленкриг, личная жизнь которого еще и не начиналась (если иметь в виду создание семьи), называет своей женой трубу, изготовленную в США по спецзаказу из чистой меди. А поскольку у музыканта кроме главной есть еще несколько труб, то они, по его словам, только любовницы.

Вся личная жизнь музыканта проходит на многочисленных концертных площадках, разбросанных по всему миру.

Вадим Эйленкриг знаменит как джазовый трубач и телеведущий, при этом сам музыкант неоднократно повторял, что не относит себя к исключительно джазовым музыкантам. В его музыке есть грув, и он смело может относиться к любому музыкальному стилю.

Вадим Симонович родился 4 мая 1971 года в Москве. Его отец ранее работал концертным директором у звезд первой величины на российской эстраде. Мать поддерживает супруга в его творческой деятельности.

Вадим Эйленкриг не относит себя к исключительно джазовым музыкантам

Детство и юношество Вадима Эйленкрига

С детства росший в атмосфере творчества мальчик в четыре года увлекся музыкой. Заметив старания сына, отец отдал его в музыкальную школу, в классу фортепиано. Вторым направлением его обучения стала труба, что, откровенно сказать, удивило родителей.

Играть на этом же медном духовом инструменте Вадим продолжил в музыкальном училище, а после – в университете культуры и искусств в Москве. В процессе обучения, пересмотрев свои взгляды, он перевелся на отделение джазовой музыки.


В девяностые годы Эйленкриг окончательно осознал, что музыка – его призвание

Переломный период в его карьере пришел с наступлением девяностых. После услышанной композиции по радио саксофониста Гато Барбьери, Вадим понял, что музыка – это его призвание.

1995 год стал для него решающим в его будущей звездной карьере. Вадим Эйленкриг отправился на фестиваль джаза в немецкий Торгау, где биг-бэнд, в составе которого он играл, получил первый приз. После окончания обучения Вадим выступал в знаменитых джазовых оркестрах, в том числе у Анатолия Кролла и .


Вадим Эйленкриг с Аллой Сигаловой в программе «Большой джаз»

Творческая деятельность Вадима Эйленкрига

Трубач имеет много музыкальных и творческих связей как с заграничными коллегами, так и с отечественными исполнителями. Он регулярно играет в оркестровых сопровождениях на концертах.

Если у музыканта появляется свободная минутка, он всегда с удовольствием принимает приглашение на выступление известных звезд российского шоу-бизнеса: Дмитрия Маликова, Ларисы Долиной и других.

С 1999 по 2010 годы трубач был солистом в Московском джазовом оркестре .

В 2012 году музыкант выпустил под названием Eilenkrig. В честь этого события было проведено более пяти презентационных концертов.

Личная жизнь Вадима Эйленкрига

Музыкант является завидным холостяком, за сердце которого готовы бороться сотни поклонниц. В далеком прошлом, когда Вадиму было 19 лет, он состоял в браке. Продолжительность семейной жизни составила три месяца.

Шутя, музыкант говорит: «Женитьба стала своеобразной «вакцинацией», после которой у меня выработался иммунитет».

Размышляя о своей будущей второй половинке, трубач не может описать идеал женщины. Главными чертами, которыми будет обладать его избранница – доброта и мудрость.


Более 10 лет Вадим Эйленкриг играл в Оркестре Игоря Бутмана

«Женщина, как не раскрытая книга, должна интриговать и становится интереснее с каждой новой страницей», – говорит Эйленкриг.

Артист любит шутить: «Сегодня у меня есть в жизни жена – медная труба, и несколько любовниц – дополнительные трубы».

Завидный холостяк Вадим Эйленкриг занимается творческой деятельностью, и, как он сам говорит, у него нет времени на романтические отношения. Но кто знает, возможно, уже завтра он станет семейным человеком.


Вадима Эйленкрига увлекает не только музыка

В Вадим Эйленкриг рассказал, какую профессию он бы выбрал, если бы не стал музыкантом.

«ВД» поговорил с одним из наших самых востребованных джазовых музыкантов о любимом: трубах, концертных площадках, фанатах и женщинах.

Какие площадки вы любите больше всего — в России и за рубежом?
Из российских — безусловно, «Дом музыки», причем как пафосный Светлановский зал, так и уютный Театральный. Второй мне нравится тем, что создает ощущение невероятной, почти физической близости с публикой. А из зарубежных — Rose Hall и Carnegie Hall в Нью-Йорке, потому что это те два места, где мои соло мне понравились, а я всегда сомневаюсь в том, что делаю.

В чем секрет удачного концерта?
Каждый день играешь по 4-5 часов. Если готовишься меньше, то в день выступления будешь думать не о музыке, а о том, как бы ни выдохнуться физически к концу мероприятия. Подготовка — это 10 дней ада, а сам концерт — это счастье. Джаз не предполагает большого количества поклонников, но, как правило, это люди взрослые, образованные, с развитым чувством прекрасного, общаться с ними — одно удовольствие. Хотя, конечно, не без исключений. Например, одна фанатка как-то написала мне: «Быть убитой вашими руками — мечта». И такие встречаются.

Имеет ли значение, на какой трубе играет музыкант?
Мои коллеги делают колоссальную ошибку, когда меняют автомобиль, но не меняют трубу. Мне это непонятно, потому что машина — это, как ни крути, кусок железа, а труба — инструмент, который дает тебе возможность общаться с миром. В моей жизни было много инструментов, но особенную роль играет труба, изготовленная Дейвом Монэ с учетом моего веса, роста, комплекции и даже моего видения того, как я должен играть. Это как любовь всей жизни. Все предыдущие трубы — моя история, они со мной, но я к ним и не возвращаюсь. Трубы приходится со временем менять, однако я очень надеюсь, что буду делать капремонт своей любимой, но менять ее не буду.

Возраст важен для джазового исполнителя?
В попсе девушка в 20 лет шикарна, в 30 теряет свою популярность, а в 40 становится смешной. А в джазе по-другому: выходит, допустим, Сезария Эвора или Натали Коул, которым уже за 60, и им веришь как никому, потому что они жизнь прожили.

Кто из ныне работающих джазменов кажется вам наиболее интересным?
Если говорить о моих коллегах-трубачах, есть два совершенно невероятных человека: Райан Кизор и Шон Джонс. Они завораживают тем, как излагают свои мысли с помощью музыки. Очень рекомендую их.

А из молодых российских музыкантов есть такие, кто, на ваш взгляд, заслуживает пристального внимания?
Саксофонист Дмитрий Мосьпан — победитель телепроекта «Большой джаз». Полина Зизак — молодая певица, участница шоу «Голос». Как музыканты они уже состоялись, а получат ли медийную известность, покажет время.

Вы много работали с зарубежными исполнителями. Чем они отличаются от наших?
Работоспособностью и дисциплиной. Помню, как мы записывали первую пластинку в Нью-Йорке при участии звезд мирового джаза. Встреча в студии была назначена на 10 часов утра. Мы с Игорем Бутманом по привычке пришли в 10.15 и с удивлением обнаружили, что все музыканты уже ждали нас, разыгранные и подключенные ко всей нужной аппаратуре. Дисциплина — то, чего не хватает не только отечественным музыкантам, но и вообще русским людям.

Вы производите впечатление очень активного человека: сотрудничаете с самыми разными музыкантами, от «Любэ» до «Уматурман», от Дмитрия Маликова до Игоря Бутмана. Как появляются идеи проектов?
Часто предложения о сотрудничестве приходят сами собой. Например, так получилось с телепроектом «Большой джаз»: мне позвонили, прошел кастинг. Несмотря на кажущуюся активность, я очень ленивый человек: люблю заварить себе чай и «воткнуть» перед телевизором. И что-то приходит само — потому что, видимо, это правильный чай, правильный диван, правильный сериал. Если проводишь через себя положительные энергии, ситуация сложится так, что рано или поздно тебе предложат именно то, что тебе нужно. Если тебе пока это не предложили, значит, еще не пришло время.

То есть, если хочешь добиться успеха, нужно просто ждать у моря погоды…
Понимаете, чтобы вот так вот сидеть, пить пуэр и проводить через себя правильные энергии, нужно было с 4 лет ходить в музыкальную школу, не иметь детства, все время заниматься как проклятый. В 15 лет в моей жизни появился спортзал, практически каждый день я должен был поднимать по 5-7 тонн, правильно питаться, высыпаться. Вся моя жизнь — результат постоянной работы над собой.

Старости не боитесь?
Боюсь, конечно. Но не седых волос и морщин, а физической немощи. В отношении себя я не приемлю слабости. Однозначно: либо буду сильным, либо умру. Поэтому постоянно работаю над собой.

Усталости не чувствуете?
Я уже 25 лет хожу в спортзал и делаю 4-5 одинаковых упражнений, которые люблю и не собираюсь менять. Если ты потерял интерес к какому-либо занятию, значит, не очень-то ты это любил. Люди вообще делятся на две категории: те, кто способен любить, и те, кому это не дано.

Вы столько говорите о любви…
Конечно! Ведь главный посыл не только джаза, но и всего, что нас окружает, именно любовь. Ты идешь на сцену — и что же ты должен нести, как не любовь? Желание понравиться публике, заработать деньги? Все это поверхностное.

Вас все устраивает в вашей жизни?
Кроме одного. Надеюсь, когда-нибудь в моей жизни произойдет чудо, и я встречу женщину, которая станет матерью моих детей. Я на это очень ориентирован. Недавно пришло страшное понимание, что таких женщин, по-настоящему хороших, много. Я думал, что их нет, а сейчас вижу, что их много. Значит, проблема во мне, поэтому я над этим работаю. Это как когда приходишь в клуб анонимных алкоголиков: «Здравствуйте, меня зовут Вадим, и я алкоголик». Как только ты признал это, понял, что проблема в тебе, встаешь «на путь исправления». Думаю, в ближайшее время решу эту проблему. Свою женщину я узнаю по двум качествам: меня должно завораживать то, как она выглядит, и то, как излагает свои мысли. Больше ничего и не нужно.



Загрузка...