emou.ru

Почему и дети и взрослые читают сказки. Почему дети любят сказки. Выбираем «правильную» сказку для своего ребенка

Султанова Асемгуль Бахтваевна
Консультация для родителей «Почему необходимо читать сказки детям»

В наше время книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Родители тоже предпочитают дать ребёнку своему планшет, как хорошо – тишина, никто не мешает им заниматься своими делами. А потом встаёт неожиданно вопрос : ребёнок не умеет общаться, писать правильно – по русскому языку сплошные «2» . Почему это происходит ? Может - быть родителям нужно вспомнить своё детство и научить ребёнка полюбить книгу.

Дети дошкольного возраста склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают язык сказок . Герои сказок просты и типичны : их характеристика исчерпывается двумя, тремя качествами (небывалая доброта, храбрость и находчивость) . При этом герои сказок делают всё то , что делают обыкновенные люди : едят, пьют, работают, женятся. Прежде чем сказка была записана , над ней трудились миллионы людей, передавая из уст в уста, отбрасывая несущественное, оставляя самое главное. Это сделало сказку носителем человеческой мудрости. Рассказы , сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.

Если мы, взрослые, хотим приобрести какие-то знания, у нас для этого существует много путей и каналов. Интернет, книги, в конце концов можно проконсультироваться у специалиста в данной области, получить сведения из газетных и журнальных статей, послушать лекции, принять участие в семинарах. Наконец, поговорить с друзьями и обменяться информацией и мыслями. Дети же, особенно маленькие, не могут получить знания этими же путями, а между тем проблемы, занимающие их, не менее важны. Как помочь им в приобретении знаний?

А какова же польза сказок ?

1) Сказки развивают внимание .

Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребенок задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории. Это, в свою очередь, на уровне эмоций, поощряет ребенка к размышлению, порождает в его голове множество разных вопросов, на которые он будет искать ответы.

2) Развивают руки. И это не нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю» . Детям предлагается что-то сделать : вырезать, склеить, изобразить сказку схематично , показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.

3) Прививают понятия о добре и зле. В сказках все персонажи делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Слушая сказки , ребенок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно. Кроме того, дети склонны подражать своим любимым героям. Нет необходимости убеждать , что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека - любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т. д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют именно сказки : дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

4) Знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей.

В сказках описаны взаимоотношения и взаимодействия людей. В раннем возрасте ребенок еще не умеет анализировать, сопоставлять и логически мыслить. Поэтому польза сказок очевидна . В них все описывается простым языком и простыми словами., Таким образом, ребенку становится понятен окружающий его мир.

5) Учат справляться с трудными ситуациями. Ребенок, который сталкивается с какой- либо трудность, может найти для себя решения или идею, опираясь на сказочный сюжет . Дети и сами подсознательно используют сказку для решения своих проблем. Почему дети придумывают и рассказывают леденящие душу «ужастики» и почему они пользуются такой популярностью в детской среде? Потому что это защитная реакция, помогающая преодолеть страх и растерянность, возникающие в детской душе при столкновении с большим и непонятным миром, полным опасностей и неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с помощью страшилок.

6) Утешают. Благодаря сказочным историям ребенок понимает, что другие тоже испытывают трудности. Не только он один может огорчаться, плакать, боятся, это же делают и другие. Осознание того, что он не одинок в своих трудностях, может поддерживать ребенка в раннем возрасте.

7) Развивают речь и фантазию детей. Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку , ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани» , «Нет лучшего дружка, чем родная матушка» ). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно.

8) Польза сказок перед сном . Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь . Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Кстати, если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказка легко поможет вам справиться с этой проблемой.

Вместе с ребёнком станьте сказочником . Ведь никакая аудио и видеотехника, никакое профессиональное исполнение не заменят малышу вашего присутствия и внимания. Не стесняйтесь, придумывайте и рассказывайте сказки своим детям , тем более что слушатели вам достались внимательные и благодарные. При помощи сказок , взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.

Сказка воздействует на чувства ребёнка. Слушая сказку , ребёнок неосознанно в своём воображении отождествляет и идентифицирует себя с героями, если они ему симпатичны.

Вместе с героями ребёнок учится проявлять доброту и благородство, рисковать собой ради других, совершать подвиги, становиться смелым, верным, справедливым. Сказки передают нравственные понятия и чувства малышу не в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме. Кроме того, слушая сказку , ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки , стихи. Потешки, гораздо быстрее начинают правильно говорить.

Без сказок не обойтись . Как иначе ребенку объяснить, что нельзя пить из лужи, (козленочком станешь, что нельзя дверь открывать, не посмотрев в щелочку или глазок (серый волк украдет, что надо жить дружно (и никакой волк вас вообще не вытащит из надежного каменного дома, построенного совместными усилиями). Сказки дают базовое представление о мире, в котором оказался человек, об отношениях между людьми, о вещах, типах личностей, с которыми потом придется сталкиваться ребенку в жизни. То есть, пусть незаметно, с шутками, прибаутками, или наоборот, страшилками. Они создают, как говорят психологи, систему ценностей. Поэтому, если вы с ребенком прочитали какую-то книжку , не забывайте ее героев, периодически возвращайтесь к ним в различных жизненных ситуациях. До 5-6 лет не надо заставлять ребенка читать самого , пусть он научится слушать вас и смотреть книги самостоятельно. Пусть самые маленькие разглядывают книжки, где только картинки с подписями, года в два можно смело начинать изучать буквы, уже в три можно покупать первые энциклопедии (только смотрите, чтобы они были написаны все же доступным языком - если в них будет много незнакомых слов, ребенок быстро потеряет интерес). Но если вы с детства читали ребенку , ему потом будет самому легче научиться читать , потому что он будет знать, что это интересно, а ведь когда что-то интересно, то учиться гораздо приятнее.

Современные дети часто не понимают, что человек умирает один раз и навсегда. Привыкшие к компьютерной игре, они считают , что у них девять жизней. А рядом нет никого, кто мог бы объяснить ситуацию. Ребёнок играет один. В то время, когда слушая сказку , которую читает мама , он может задавать вопросы и получать на них вопросы. На сказках С . Михалкова, К. Чуковского, А. Пушкина, Н. Носова и многих других авторов выросли десятки поколений, среди которых множество смелых, честных и талантливых людей. Ими гордится страна. Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. В отличие от мифов, где нередко гибнут главные герои, в сказке всё заканчивается хорошо. Ребёнок учится сопереживать персонажу. Дети по многу раз любят слушать, смотреть одни и те же сказки , так как их интересует не только сюжет, сколько нравственная сила героя. Сказка даёт опору в развитии определённых личностных качеств. Прочитайте ребенку сказку . Поговорите с ним : о чем сказка , кто главный персонаж, кто понравился ребенку и почему . Не навязывайте своего мнения, пусть ребенок рассуждает и думает, ведь он испытывал море чувств, когда слушал сказку . Помогите ему осознать их. Если вам даже что-то не понравиться в рассуждениях ребенка, не торопитесь. Задавайте вопросы, спрашивайте о том, что он чувствует и, сами тоже постарайтесь почувствовать все происходящее в сказке . Проживайте сказку вместе , и вы получите необыкновенное удовольствие от общения со сказкой и своим мудрым ребенком. Вероятно, он попросит еще раз прочитать туже сказку , сделайте это. Для него в этой сказке есть что-то очень важное. Полезно читать короткие сказки и вместе с ребенком переделывать их в большие сказочные истории . Помимо усвоения духовных ориентиров, ваш ребенок начнет развивать воображение и станет маленьким творцом сказочного мира . И, я надеюсь, со временем, он захочет претворить свою добрую сказку в жизнь . Читайте детям сказки , возвращайтесь к ним в любом возрасте. И вы всегда будете находить в старых сказках что-то новое , иначе и быть не может, ведь в них живет душа. В дошкольном возрасте воспитательное воздействие сказки не уступает воспитательному воздействию ролевой игры. Овладевая действиями игры, изобразительной деятельностью и слушая сказки , ребёнок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, подготавливая себя к следующему насыщенному жизненному периоду.

Что мы читаем малышам? Сказки. Что бабушки рассказывают внукам? Сказки. Какие представления нравятся детям больше всего? Сказочные. Какие герои сопровождают в детстве? Из сказок!

Почему именно сказки так важны и нужны? Рассказывают эксперты издательства "Клевер".

1. Сказка - это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней «обращаться».

2. Именно в сказке прописаны отношения между людьми и жизненные ситуации - любовь, дружба, обман, радость, грусть…

3. Сказочные образы очень однозначны - хороший, плохой, добрый, злой, жадный, щедрый, умный, глупый. Никаких «полутонов», непонятных малышу.

4. В сказке всегда побеждает добро. А это необходимо ребенку для того, чтобы не бояться. Когда ты уверен, что добро победит, ты смело идешь вперед!

5. В сказке правят хорошие дела - трудолюбие, ум, щедрость. Ребенку просто понять, каким нужно быть, чтобы все получалось.

6. В сказках много повторений. Колобок одинаково «уходил» от всех по очереди, репку тянули, постепенно увеличивая «команду» (мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку и т.д.), в Теремок звери одинаково стучались и заходили (кто-кто в теремочке живет?). Дети любят повторения. Во-первых, повторения помогают им запоминать сказку, а во-вторых, детям нравится узнавать что-то уже известное - это говорит о стабильности и предсказуемости, которые так успокаивают малышей.

7. Ребенок, который верит в сказки, верит в хорошее, а это помогает ему улыбаться миру и не бояться.

8. В сказках - мудрость веков, которой так не хватает в современном немного «материальном» мире.

Что из сказок узнает девочка?

Нужно быть доброй и трудолюбивой, как Настенька из «Морозко». Нужно уметь заботиться, помогать другим, желать людям счастья. Потому что лентяйки и завистливые злые девушки в конце сказки всегда получают по заслугам.

Нужно быть благодарной. Как девочка из сказки «Гуси-Лебеди», которая благодарила яблоньку за яблочки, печку - за пирожки. Современные дети привыкают получать все и сразу. А в сказках ничто не дается просто так, и нужно уметь говорить «спасибо».

Жениху нужно устроить проверку. Сможет ли принц ради принцессы пройти все сложные испытания? (Это, конечно, не для малышей, но в голове полезная мудрость все равно отложится).

Что из сказок узнает мальчик?

Нужно быть благородным. Помогать слабым, заботиться. Тот принц, который поможет щуке, отдаст свой обед и спасет кого-то, в конце обязательно получит взаимную помощь в испытаниях.

Не бояться трудностей. Во всех сказках мужчины без раздумий отправляются в путешествия, на поиски или проходят испытания. Мужчина не боится, мужчина готов преодолевать трудности, рисковать, даже тот, который сначала лежал на печи. Именно такие качества помогут мальчику почувствовать себя мужчиной в будущем.

Так же, как и девочек сказка учит проверять женихов, мальчиков сказка учит испытывать невест. Сможет ли испечь каравай, сможет ли прибраться в доме, сможет ли сшить платье? Женщина должна быть хозяйственной и умной. Вот чему учит сказка.

Несколько советов родителям

Читайте сказку вместе с ребенком хотя бы по 10-15 минут каждый день и не обязательно перед сном. Пусть чтение сказки станет вашей традицией.

После прочтения обязательно задавайте вопросы: какие выводы сделал ребенок, какой момент ему понравился, а какой нет.

Попробуйте превратить сказку в игру. В этом вам с легкостью поможет набор "Театр на столе" от издательства "Клевер ". В нем не просто книги, это целая коробка, с помощью которой мир сказок оживает. Там и сцена, и кулисы, и фигурки героев, и сами сказки. Прочитайте их вместе с ребенком, а затем устройте настоящий театр на столе.

Предложите ребенку нарисовать любимых героев из сказок так, как он их себе представляет. Это упражнение развивает фантазию, помогает учиться мыслить нестандартно и креативно.

Почему мы любим сказки? Ответ на этот вопрос очень прост. В нашей обычной реальности не хватает чудес и волшебства. В погоне за материальными ценностями мы утопаем в рутине, начинаем медленно сходить с ума от однообразия, постоянно испытываем стресс и мечтаем хоть на часок сбежать туда, где фантазия способна нарисовать отличный от привычного мир, где сны становятся явью, а добро непременно побеждает зло.

Впрочем, все это относится преимущественно ко взрослым читателям - фанатам фэнтези. Если же говорить о детях, то чудеса и волшебство для них столь же реальны, как для нас очередной дедлайн на работе или утренняя пробка. Они не просто верят в них, они убеждены, то мир соткан из магии. А сказки подтверждают эту уверенность. Следовательно, чтение сказочных историй для малышей - вовсе не эскапизм (попытка сбежать от реальности в вымышленную вселенную). Это продолжение того, что они видят вокруг. И задача современного сказочника - сделать так, чтобы, с одной стороны, не убить мечту, а с другой - наполнить свое произведение реализмом: вечными ценностями, настоящими правилами, пониманием происходящих событий, описанием окружающей действительности. Одним словом, требуется совместить приятное с полезным, и ни в коем случае нельзя нарушать правильные пропорции между главными ингредиентами. Ведь если реальности станет слишком много, сказка потеряет свое волшебство. Если ее будет недостаточно, произведение окажется пустым и утратит свой главный смысл: учить и передавать накопленный опыт от одного поколения к другому.

Сказки появились задолго до современной цивилизации. Когда-то древние люди рассказывали их друг другу у костра, зачастую сочиняя прямо на ходу. В иносказательной манере они делились своими наблюдениями, выводами, ошибками. Таким образом малыши развлекались и получали первые уроки жизни, которые, возможно, важнее всех школьных занятий, вместе взятых. Сказки содержат в себе не только развлекательные и обучающие компоненты, но и воспитательную базу. Они яркие, красивые и откладываются в памяти вместе со всей моралью, которая в них содержится. И это прекрасно понимали наши предки.

Традиции продолжили авторские истории. С течением времени менялись мир и проблемы, которые затрагивали сказители. Нужно отметить, что произведения родом из прошлого частенько современникам кажутся мрачноватыми, а высказанные в них идеи способны травмировать психику благополучных детей двадцать первого века. Поэтому очень часто классические книги видоизменяются, сокращаются и даже переписываются. Правильно ли это? Вопрос, об ответе на который спорить можно очень долго. Но если хочется избежать споров и прочитать своим детям оригинальную книгу, безопаснее будет взять творение современного писателя, понимающего наши реалии и особенности психики девчонок и мальчишек нового поколения.

Автором, чье творчество заслуживает пристального внимания, является Наталия Мосина. Ее книга «Как Катенька и Машенька в сказку ходили», которая вышла в мае текущего года в издательстве «Союз писателей», очень милая, добрая, волшебная. В ней полно магии и приключений, есть мечта, к которой можно стремиться, и надежда, ведущая вперед, подобно спасительному огоньку маяка в ночи. Герои вышли обаятельными и похожими на юных читателей. Они умеют любить, дружить, испытывают уважение к старшим. Высшие человеческие ценности, проверенные временем, преподносит публике Наталия Мосина. И в то же время ее произведение динамичное и красочное в современных традициях.

О чем же эта книга? О двух сестренках, которые очень любили слушать сказки. И вот однажды они сами решили отыскать дорогу в мир чудес, дверца в который не всем отворяется. Они встретили добрую фею, познакомились с мудрым Сказочником и отправились в собственную Сказку, где их ждут открытия, приключения и, конечно, опасности.

Приобретайте книгу для детей «Как Катенька и Машенька в сказку ходили» в интернет-магазинах «#Книга» и «Книга детям».

Роль сказок в развитии детей очень велика. Почему? Давайте подумаем. Кто из нас не любит сказки? Конечно, их любят все. Сказка – это что-то доброе, уютное и интересное, то, что возвращает нас в детство. Каждый писатель считает своим долгом написать хоть одну небольшую историю, где добро побеждает зло, а любовь торжествует над печалью и несчастьем. Сказки всегда будут в моде, их будут экранизировать и переделывать на новый лад, лишь одно останется неизменным – их роль в развитии и становлении личности ребенка.

Почему сказка так важна для развития детей?

Роль сказки в жизни ребенка понимают все родители, но читают ли они их своим детям? Слушать эти небольшие поучительные истории и интересно, и познавательно. Уже давно умные профессора и психологи доказали, что они развивают фантазию, память, мышление и, конечно, речь, причем, речь правильную и красивую, поэтому-то роль сказок в воспитании детей так велика. Именно через сказки любой малыш впервые сталкивается с такими понятиями, как «добро» и «зло», понимая, что побеждает в итоге.

Скучные разговоры и нравоучения родителей не интересны ребенку, а вот то же самое в «сказочной» форме позволит ему посмотреть на это с другой стороны. Но современные мамы и папы часто не находят времени для чтения сказок, не понимая, что это явно не пойдет на пользу ребенку, не даст ему развиться и понять окружающий его мир в полной мере. При этом о роли сказок в развитии детей умным видом рассуждают все и всегда.

Роль сказок в развитии детей трудно переоценить. На их основе ребята учатся представлять и понимать героев, переживать и радоваться за них, изучают новые и непонятные слова, которые обогащают их речь, делая ее живой, яркой и эмоциональной. Несомненно и то, что те дети, которым рано начали читать сказки, неважно, понимали они смысл или нет, раньше начинали говорить, грамотно оформляя свою речь. Основы поведения и общения также закладываются во время чтения и прослушивания сказок.

Сказка очень важна не только для развития речи или мышления, она помогает снять стресс или психологическую проблему, которые есть даже у самых маленьких детей. Они способны разрушать детскую психику, нарушая ее становление. Как же сказки решают такие проблемы?

Для этого разыгрываются целые театральные представления и ролевые игры, ведь не зря среди детей так популярен кукольный театр, а в детских садах и школах есть самые настоящие драматические кружки и театральные студии. Нужно обращать внимание на то, каких персонажей выбирает ваш актер, рад ли он счастливому концу сказки, и с кем ассоциирует себя и окружающих.

Выбираем «правильную» сказку для своего ребенка

Сейчас родители очень серьезно, иногда даже слишком, подходят к выбору книг для своих детей, поскольку многие современные авторы создают подобные произведения. Какие же вопросы задают родители при выборе сказки?

  1. Как выбрать сказки, чтобы они соответствовали возрасту и развитию ребенка?
  2. Почему малыши больше любят сказки о животных?
  3. Помогают ли сказки решить какие-либо проблемы ребенка?
  4. Все ли сказки «одинаково полезны»?
  5. Какова роль сказок в развитии детей?
  6. С какого возраста можно начинать читать книжки с волшебными сказками с запутанным сюжетом?

Конечно, у каждого родителя могут быть свои вопросы в отношении выбора книжек и сказок для ребенка, ведь все дети индивидуальны, что ни говори. Ответы на все эти вопросы можно узнать, поняв, как развивается малыш в определенном возрасте. Роль сказок в развитии малыша велика независимо от этого фактора.

Разговаривать с ребенком мама начинает с первых дней его жизни. В первый год после рождения малыш хорошо воспринимает колыбельные, потешки, небольшие стихи, лепеталки, в общем, все, что помогает ему развиваться, двигаться и познавать все вокруг себя. После года ребенок способен понимать и запоминать простые действия героев и их названия (имена). От года до 3 лет малыши любят сказки про животных, потому что воспринимать запутанные отношения взрослых и их мир им еще тяжело. Роль сказки в воспитании детей на этом этапе особенно важна.

Сказка никогда не дает прямых наставлений, чего не любит ни одни ребенок, она лишь дает образы, помогающие узнать об опасностях мира. Малыши подражают любимым сказочным героям, принимая их роль на себя. К 5 годам наши маленькие фантазеры способны придумать и составить в уме весь сюжет читаемой ему сказки, и именно сейчас волшебные сказки будут интересны любому ребенку.

Уже можно читать «серьезные» сказки или сказки для девочек и мальчиков, но будьте внимательны, у ребенка не должны возникать страхи ли неправильное представление о мире. Современные сказки грешат слишком яркими образами различных роботов, трансформеров, несуществующих предметов и других, «бог весть каких», персонажей.

Дети постарше любят интересные сказки, которые будут развивать интеллектуальные способности, задевающие его личность. В этом возрасте ребята уже понимают, где реальность, а где фантазия, и что-то могут домыслить самостоятельно. По окончании сказки необходимо обсудить с ребенком прочитанное, узнать, все ли ему понятно, поэтому здесь на первые позиции выходят взаимоотношения между родителями и детьми.

Роль сказки в жизни ребенка

Чтобы роль сказки в жизни ребенка действительно была высока, нужно покупать книжки, где есть сказки с открытым сюжетом, ведь можно придумать свои сюжетные линии, додумать финал, интересный родителям и их детям. Так можно скорректировать развитие ребенка, повысить уверенность в своих силах и своем будущем. Важно, чтобы у сказки был смысл, понятный для ребенка и чтобы она помогала найти ему выход из непростых ситуаций и проблем.

Читать сказки важно и нужно! Огромную роль играют старые добрые сказки в жизни своих маленьких читателей. Можно не только их читать, но и придумывать собственные сюжеты, узнавая, что интересно ребенку. Именно так ребята развиваются, познают окружающий мир, а мы, родители, становимся ближе к нашим детям!



Загрузка...