emou.ru

Жанры песен и их названия. Музыкальные жанры и принципы их классификации. Жанры инструментальной музыки

Сразу предупреждаем, что ответить в одной статье на вопрос, какие бывают жанры музыки, очень сложно. За всю историю музыки накопилось такое количество жанров, что их и аршином то не измерить: хорал, романс, кантата, вальс, симфония, балет, опера, прелюдия и т.д.

Не один десяток лет музыковеды «ломают копья», пытаясь классифицировать музыкальные жанры (по характеру содержания, по функциям, например). Но прежде чем остановиться на типологии, внесём ясность в само понятие жанра.

Что такое музыкальный жанр?

Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в ­– все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Какие бывают жанры музыки: классификация

Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы:

  • инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония)
  • вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

  • обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей;
  • массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;
  • концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;
  • театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.

Кроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. При этом, существует и ещё несколько разновидностей , которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.)

Названия жанров

О том, какие бывают названия у жанров музыки и как они появляются, можно написать целую книгу. Имена могут рассказать об истории жанра: так, именем «крыжачок» танец обязан тем, что танцующие располагались крестом (от белорусского «крыж» – крест). Ноктюрн («ночной» – в переводе с французского) исполнялся ночью на открытом воздухе. Одни имена берут начало от названий инструментов (фанфара, мюзет), другие – от песен (марсельеза, камаринская).

Часто музыка получает имя жанра тогда, когда переносится в другую среду: например, народный танец – в балет. Но бывает и наоборот: композитор берёт тему «Времена года» и пишет произведение, а затем эта тема становится жанром с определённой формой (4 сезона как 4 части) и характером содержания.

Вместо заключения

Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения.

Жанр (фр. genre ) - это общее понятие, которое окружает наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

Ариозо — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.

Ария — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.

Баллада — сольные вокальные сочинения, использующие тексты стихотворных произведений и сохраняющие их основные особенности; инструментальные сочинения.

Балет — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Блюз — джазовая песня грустного, лирического содержания.

Былина — русская народная эпическая песня-сказание.

Водевиль — веселая театральная пьеса с музыкальными номерами. 1) вид комедии положений с песнями-куплетами, романсами, танцами; 2) заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.

Гимн — торжественная песня.

Джаз — разновидность импровизационной, танцевальной музыки.

Диско — музыкальный стиль с упрощенной мелодикой и жестким ритмом.

Инвенция — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования.

Интермедия — небольшая музыкальная пьеса, исполняемая между частями произведения.

Интермеццо — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении.

Кантата — крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.

Кантилена — напевная, плавная мелодия.

камерная музыка — (буквально «комнатная»). камерные произведения - это либо пьесы для солирующих инструментов: песни без слов, вариации, сонаты, сюиты, прелюдии, экспромты, музыкальные моменты, ноктюрны, либо разнообразные инструментальные ансамбли: трио, квартет, квинтет и др., где участвуют соответственно три, четыре, пять инструментов и все партии одинаково важные, требуют от исполнителей и композитора тщательной отделки.

Каприччо — виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений.

Концерт — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

Мадригал — небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания в xiv—xvi вв.

Марш музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.

Мюзикл — музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты; балета, эстрадной музыки.

Ноктюрн — в xviii — начале xix в. многочастное инструментальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе вечером или ночью, с xix в. небольшая лирическая инструментальная пьеса.

Ода — торжественное музыкальное произведение, посвященное какому-либо значительному событию или лицу.

Опера — музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.

Оперетта — музыкально-сценическое комедийное произведение, включающее вокально-танцевальные сцены, оркестровое сопровождение и разговорные эпизоды.

Оратория — произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.

Хаус — это стиль и движение в электронной музыке. хаус является потомком танцевальных стилей ранней эры пост-диско (электро, хай энерджи, соул, фанк и т. п.) основным отличием музыки хаус является повторяемый ритм-бит, обычно в размере 4/4, и семплинг — работа со звуковыми вставками, которые повторяются время от времени в музыке, частично совпадая с её ритмом. одним из самых важных современных подстилей хауса является прогрессив-хаус.

Хор — произведение для большого певческого коллектива. хоровые сочинения делятся на две большие группы — с инструментальным (или оркестровым) сопровождением или без него (a cappella).

Песня — стихотворное произведение, предназначенное для пения. ее музыкальная форма обычно куплетная или строфическая.

Попурри — пьеса, составленная из отрывков нескольких популярных мелодий.

Пьеса — законченное музыкальное произведение небольшого размера.

Рапсодия — музыкальное (инструментальное) произведение на темы народных песен и эпических сказаний, как бы воспроизводящее исполнение рапсода.

Реквием — траурное хоровое произведение (заупокойная месса).

Романс — лирическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.

R&B (Ритм-Н-Блюз, Англ. Rhythm & Blues) - это музыкальный стиль песенно-танцевального жанра. изначально, обобщённое название массовой музыки, основанной на блюзовых и джазовых направлениях 1930—1940-х годов. в настоящее время сокращённая аббревиатура ритм-н-блюза (англ. r&b) используется для обозначениясовременного ритм-н-блюза.

Рондо — музыкальное произведение, в котором основная часть повторяется несколько раз.

Серенада — лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.

Симфония — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.

Симфоническая Музыка — в отличие от камерной исполняется в больших помещениях и предназначена для симфонического оркестра. симфонические произведения характеризуются глубиной и многогранностью содержания, нередко грандиозностью масштабов и вместе с тем доступностью музыкального языка.

Созвучие — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты.

Соната — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.

Сонатина — маленькая соната.

Сюита — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.

Симфоническая Поэма — жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература иживопись, реже — философия или история; картины природы).

Токката — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком темпе.

Тон — звук определенной высоты.

Туш — краткое музыкальное приветствие.

Увертюра — это оркестровая пьеса, призванная служить вступлением к опере, балету, драме. по своей образности и форме многие классические увертюры близки к первым частям симфоний.

Фантазия — музыкальная пьеса свободной формы.

Элегия — музыкальная пьеса печального характера.

Этюд — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах.

Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических колледжей с целью использования на уроках "Игры на музыкальных инструментах". В пособие включён теоретический материал, знакомящий студентов с основными жанрами музыки. Приложение содержит нотный материал, который может быть использован для слушания и исполнения студентами на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жанры музыки

В переводе с французского языка слово жанр означает тип, род, манера. Этим словом называют вид произведений, которые имеют свои отличительные черты, содержание, форму и назначение. Чтобы лучше понять, что такое жанр, обратимся к живописи. Вы хорошо знаете, что если на картине изображён человек, эта картина называется портретом. Если на полотне изображена природа - это пейзаж. Изображение фруктов, дичи называется натюрмортом. Портрет, пейзаж и натюрморт - жанры в живописи. В литературе это повесть, роман, рассказ, очерк.

В музыке тоже есть свои жанры. Начнём с трёх музыкальных жанров: песни, танца и марша. Замечательный педагог и композитор Д.Б. Кабалевский сравнил их с тремя китами, на которых держится вся музыка. Песня, танец и марш стали частью нашей повседневности и настолько слились с нею, что порой мы не замечаем и не воспринимаем их как искусство. Кто из нас задумывался, когда слушал мамину колыбельную, шагал в спортивном строю, или танцевал на дискотеке, что исполняется музыкальное произведение? Конечно, никто. Но они всегда рядом с нами — песня, танец и марш.

В опере, в симфонии и в хоровой кантате, в фортепьянной сонате и в струнном квартете, в балете, в джазовой, эстрадной и народной музыке, словом, в любой области музыкального искусства нас ждет поддержка «трех китов».

Песня

Задолго до того, как появилась профессиональная музыка, народные песни правдиво и художественно отражали типические черты национального характера того или иного народа. Рождение песни издавна было связано с жизнью людей, их трудовой деятельностью, бытом. Песня , как рыдание или смех, отражает состояние человеческой души, поэтому они так разнообразны и многочисленны. Особенность песни — в гармоничном сочетании слов и музыки .

Очень часто к слову «песня» прибавляют определение «народная». Каждая народная песня имеет ярко выраженный национальный колорит, потому что поют народы всех наций и всех континентов по-своему. Трудно спутать русскую песню с грузинской, узбекской, неаполитанской или негритянской. Как драгоценный камень передавалась песня из уст в уста от одного поколения к другому. Каждый исполнитель вносил в неё что - то своё, индивидуальное. Нередко поэтому одни и те же тексты пелись в разных селениях с разными напевами. Существуют различные виды народных песен: трудовые, игровые, обрядовые, семейно - бытовые, хороводные, плясовые, лирические, эпические и многие другие.

Чаще всего песня исполняется в сопровождении музыкального инструмента. Используя народную тематику, композиторы создают новые песенные жанры, а также монументальные произведения: кантаты, оратории, оперы и оперетты. Органично вошла песня в симфоническую музыку. И таких примеров множество.

Танец — одно из древнейших проявлений народного творчества. В

Ритмическом или плавном движении люди стремились передать свои чувства

настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы, которые стали

непременным атрибутом каждого праздника. У многих народов они сохранились

И до нашего времени. Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство

— балет. Танцуют, участвуя в торжественных церемониях или веселясь в

свободные вечера и на праздниках. У каждого народа сложились свои

Национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыкой.

Французский танец куранта (courante — «бегущая», «текущая»)

Придворного происхождения, но довольно быстрый, отличающийся

сложными, затейливыми фигурами и соответствующей им музыкой.

Совсем иной танец сарабанда — медленный, величественный. Он родился

в Испании и возник из торжественного траурного обряда. Это отразилось в

Названии (sacra banda по-испански — «святое шествие»).

Жига — старинный танец английских моряков, быстрый, веселый,

непринужденный. Эти четыре танца издавна объединялись композиторами

в сюиты.

Множество чудесных танцев издавна бытовало в Польше. Наиболее

Известными из них стали полонез, мазурка, краковяк.

Самый древний из них — полонез . В старину он назывался великим или

пешим танцем. Нынешнее его название произошло от французского

polonaise («польский»). Полонезом — парадным шествием открывались

придворные балы. Кроме придворного существовал и крестьянский

Полонез, более спокойный и плавный. Излюбленным танцем была и

мазурка , точнее - мазур (от названия одной из областей Польши —

Мазовии). Народная мазурка с веселой, задорной, резко акцентированной

Мелодией — это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур.

Третий танец — краковяк отличается от первых двух четким размером.

Все эти танцы представлены в творчестве Шопена, Слышим их мы и в

Опере Глинки «Иван Сусанин».

Танец полька принадлежит другому славянскому народу — чехам.

Название его происходит от слова pulka — «половина», так как танцевали

его мелкими шажками. Это живой, непринужденный танец, который

Танцуют парами по кругу. Самый любимый из чешских танцев, он звучит в

опере Сметаны «Проданная невеста».

Интересная судьба австрийского крестьянского танца лендлера. Парный

Круговой танец, получивший название от австрийской области Ландль, он в

начале XIX века перекочевал из сел в города Австрии и Германии. Его

стали танцевать на балах, и постепенно он превратился во всем известный и

всеми любимый вальс .

В «Венгерских рапсодиях» Листа, в «Венгерских танцах» Брамса звучат

характерные мелодические обороты, острые, ритмические фигуры. Они

сразу узнаются на слух, напоминая о венгерском народном танце чардаше .

Название его происходит от слова csarda — «трактир», «корчма».

Венгерские корчмы издавна служили своеобразными клубами, где

собирались окрестные жители. В них или на площадке перед ними и

танцевали. Чардаш возник к началу XIX в., причем не в крестьянской

Среде, а в городе. Танец этот состоит из двух частей: медленной,

патетической и подвижной, огневой пляски.

На юге Италии расположился город Торонто. Он дал название

национальному танцу тарантелле .

Очень колоритны танцы Испании. Хота — любимый танец испанских

Провинций Арагон, Каталония, Валенсия — отличается быстрым темпом,

острым ритмом, который подчеркивается щелканьем кастаньет. Это парный

танец, исполняемый под гитару или мандолину. Своеобразием хоты

пленился Глинка во время своего путешествия по Испании. Его оркестровая

«Арагонская хота» написана на подлинную народную тему.

Другой распространенный танец — болеро (по-испански volar — «летать»)

более умеренный, с ритмом, напоминающим ритм полонеза.

В России чисто инструментальная танцевальная музыка не получила столь

широкого распространения: русские издавна любили петь, и все танцы — и

быстрые веселые пляски, и плавные хороводы — обычно сопровождались

пением. Наиболее популярная в XIX веке задорная пляска «Барыня» даже

название свое получила от припева песни «Сударыня-барыня». Среди

танцев других народов известны украинский казачок , быстрая, задорная

молдовеняска .

Огромную популярность приобрел кавказский танец лезгинка . Музыка

Лезгинки — с четким ритмом и энергичными движениями — привлекла к

себе внимание многих композиторов. Бурная, полная стихийной силы и

страсти лезгинка звучит в опере «Руслан и Людмила» Глинки, в балете

«Гаянэ» Хачатуряна.

Марш. Французское слово marche означает «ходьба». В музыке так называют пьесы, написанные в чётком, энергичном ритме, под который удобно маршировать. Хотя марши отличаются друг от друга, их объединяет одно: марш всегда пишется в чётном размере - на две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги. Но в каждом правиле есть исключения. Послушайте песню А. Александрова на стихи В. Лебедева - Кумача «Священная война». Она написана в трёхдольном размере, и всё же это настоящий марш, под который воины уходили на фронт.Марш является важным организующим, объединяющим началом. Не случайно многие революционные песни написаны в ритме марша. Это знаменитые «Марсельеза», «Интернационал», «Варшавянка». Королём марша называли советского композитора И.О. Дунаевского. Он написал многие известные марши: «Марш энтузиастов», «Марш физкультурников», «Спортивный марш».Есть несколько типов маршей: строевой, встречный, концертный, похоронный.

Чайковский. Марш деревянных солдатиков ;
Похороны куклы (« Детский альбом »);
«Свадебный марш» Мендельсона;

Марши из опер: М. Глинка « Руслан и Людмила» ;
Дж. Верди « Аида»; Ш. Гуно « Фауст» ;
Ф. Шопен. Соната си-бемоль-мажор ;
Л. Бетховен. Финал Пятой симфонии;
В. Агапкин. « Прощание славянки» ;
В. Александров. «Священная война» ;
И. Дунаевский . Марш из кинофильма « Веселые ребята ».

Определение жанра в произведениях классической музыки.

Музыкальные жанры различаются и по способу исполнения. В симфонической музыке это симфония, концерт, сюита.

Симфония — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.

Концерт — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

Времена года венецианского композитора Антонио Вивальди — первые четыре скрипичных концерта из его восьмого опуса, представляющего собой цикл из 12 концертов, одно из знаменитейших его произведений, также одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Написано в 1723 году, впервые опубликовано два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Нужно добавить, что парадигма художественного мышления не ограничивается единственным смыслом или сюжетом, и предполагает побочные смыслы, намёки, символы. Первая напрашивающаяся иллюзия — четыре возраста человека, от рождения до смерти (финальная часть содержит недвусмысленный намёк на последний круг дантова ада). Столь же неприкрыт намёк на четыре региона Италии, согласно четырём сторонам света и пути солнца по небу. Это восход (восток, Адриатика, Венеция), полдень (сонный, жаркий юг), пышный закат (Рим, Лаций) и полночь (холодные предгорья Альп, с их замёрзшими озёрами). Но в целом содержание цикла гораздо богаче, что было ясно любому тогдашнему просвещённому слушателю. В то же время Вивальди достигает здесь высот жанровости и прямой изобразительности, не чуждаясь юмора: в музыке присутствуют лай собак, жужжание мух, рёв раненого зверя и т. п. Всё это, вкупе с безукоризненно прекрасной формой, и обусловило признание цикла как бесспорного шедевра.

Сюита — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.

В камерной музыке различают жанры: трио, квартет, соната, прелюдия.

Три́о (от латинского tria — «три») — музыкальный ансамбль из трёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов .

Кварте́т — музыкальный ансамбль из четырёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов .

Соната — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.

Прелюдия (от латинского - перед и игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

В вокальной музыке - романс, оратория, кантата.

Рома́нс - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Орато́рия - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Кантата (итал. cantata , от латинского саntare — петь ) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

К музыкально - театральным жанрам относятся опера, оперетта и балет.

Опера - произведение для театра, которое исполняется артистами - певцами и оркестром. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Литературная основа оперы - либретто. Часто основой либретто становится какое - либо литературное или драматическое произведение. Например, опера «Каменный гость» Даргомыжского написана на полный текст «Маленькой трагедии» Пушкина. Но обычно либретто перерабатывается, так как текст должен быть сжатым и лаконичным.

Практически каждая опера начинается увертюрой - симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.

Музыка в опере раскрывает сокровенные чувства героев, их характер,

рассказывает об их мыслях. В драматических спектаклях это передаётся в

монологах актёров. В опере роль монолога играет ария (в переводе с

Итальянского - «песня»). Ариям свойственна широкая распевность. Чтобы более

Полно показать героя, в оперу вводится несколько его арий. В опере П. И.

Чайковского «Евгений Онегин» Ленский исполняет арию «Куда, куда вы удалились», которая показывает его душевные переживания, волнение,

неуверенность в грядущем дне. Ариозо Ленского «Я люблю вас, Ольга» -

Небольшая ария свободного построения лирического характера.

Ещё один важный компонент оперы - ансамбли. Во время одновременного

Пения нескольких солистов мы не только слышим голос каждого

Исполнителя, но и ощущаем красоту такого совместного звучания.

Самый большой ансамбль, без которого не обходится ни одна опера, - хор.

Важное место в опере занимает оркестр. Он не только сопровождает всю оперу,

но и является своеобразным действующим лицом, так как музыка, исполняемая

Оркестром, выявляет идею произведения, раскрывает мысли, чувства,

взаимоотношения героев, обуславливает драматическое развитие сюжета.

Важным компонентом оперы являются танцевальные сцены. В опере М.И.

Глинки «Иван Сусанин» второе действие почти полностью построено на

танцах. Это своеобразная характеристика надменной, уверенной в своей

победе польской шляхты. Поэтому и танцуют на этом балу полонез,

краковяк, мазурку, представленные композитором не народными, а

Рыцарскими танцами.

Опере́тта (от итальянского operetta , дословно маленькая опера ) —

Театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера

Чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на

Комический сюжет , музыкальные номера в них короче оперных , в целом

музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует

напрямую традиции академической музыки.

Бале́т (от итальянского ballo — танцую) — вид сценического искусства ;

спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-

хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит

определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и

бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете

являются классический и характерный танец. Немаловажную роль здесь

Играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их

«разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете

широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет

требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им.

    Список музыкальных жанров, направлений и стилей … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия

    - (от нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Готы (значения). Готы Девушка, одетая в готическом … Википедия

    BBC - (Британская широковещательная корпорация) BBC это теле, радио, интернетвещание Великобритании и всего мира BBC: телевидение, новости, интернет, радио, фильмы, документальные фильмы Содержание >>>>>>>>>>>> BBC это, определение ВВС это не… … Энциклопедия инвестора

    Кырпычы Жанр хард рок, хип хоп, рэпкор, панк рок Годы c 1994 по настоящее время Ст … Википедия

    Эта статья об импрессионизме в музыке; общая статья об импрессионизме см.: Импрессионизм. Музыкальный импрессионизм (фр. impressionnisme, от фр. impression впечатление) музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Музыкальных жанров и направлений великое множество. Если начать перечислять жанры музыки - список будет просто бесконечным, поскольку на границах разных стилей из года в год появляются десятки новых музыкальных течений. Это связано с развитием музыкальных технологий, новыми наработками в сфере звукоизвлечения, саунд-продюсирования, но в первую очередь - с потребностью людей в неповторимом звучании, с жаждой новых эмоций и ощущений. Как бы то ни было, существует четыре широких музыкальных направления, которые так или иначе породили все остальные стили. Между ними также нет четких границ, и всё же производство музыкального продукта, содержание песен и структура аранжировок заметно отличаются. Так какие бывают жанры вокальной музыки, по крайней мере, основные?

Pop

Поп-музыка - это не только направление, но и целая массовая культура. Песня - это единственная форма, которая приемлема для поп-жанра.

Ключевые моменты в создании pop-композиции - это наличие максимально простой и запоминающейся мелодии, построение по принципу куплет-припев, а в звучании на первый план выносится ритм и человеческий голос. Цель, с которой создается поп-музыка, - сугубо развлекательная. Исполнителю в стиле поп не обойтись без шоу-балета, постановочных номеров и, конечно, дорогостоящих видеоклипов.

Поп-музыка - коммерческий продукт, поэтому она постоянно меняется по звучанию в зависимости от стиля, находящегося на пике популярности. Например, когда в США в фаворе был джаз, то популярными становились исполнители вроде Фрэнка Синатры. А во Франции в чести всегда был шансон, поэтому Мирей Матье, Патрисия Каас - это своеобразные французские поп-иконы. Когда наблюдалась волна популярности рок-музыки, поп-исполнители широко использовали в своих композициях гитарные рифы (Michael Jackson), потом была эпоха смешения поп и диско (Madonna, Abba), поп и хип-хопа (Beastie Boys) и т. д.

Современные мировые звезды (Madonna, Britney Spears, Beyonce, Lady Gaga) подхватили волну ритм-энд-блюза и развивают её в своем творчестве.

Rock

Пальма первенства в рок-музыке отдается электрогитаре, а изюминкой песни как правило становится экспрессивное соло гитариста. Ритм-секция - утяжеленная, а музыкальный рисунок зачастую усложнен. Приветствуется не только мощный вокал, но и владение техникой расщепления, скриминга, гроула и всевозможных рыков.

Рок - это сфера экспериментов, выражения собственных мыслей, порою - революционных суждений. Проблематика текстов достаточно широкая: социальное, политическое и религиозное устройство общества, личные проблемы и переживания. Сложно представить рок-исполнителя без собственной группы, поскольку выступления осуществляются только вживую.

Самые распространенные рок-жанры музыки - список и примеры:

  • рок-н-ролл (Элвис Пресли, The Beatles);
  • инструментальный рок (Джо Сатриани, Фрэнк Заппа);
  • хард-рок (Led Zeppelin, Deep Purple);
  • глэм-рок (Aerosmith, Queen);
  • панк-рóк (Sex Pistols, Green Day);
  • ме́тал (Iron Maiden, Korn, Deftones);
  • (Nirvana, Red Hot Chili Peppers, 3 Doors Down) и т. д.

Jazz

Описывая современные жанры музыки, список стоило бы начать именно с джаза, поскольку он оказал огромное влияние на развитие и других направлений, в том числе pop и rock. Джаз - музыка, в основу которой легли африканские мотивы, привезенные в Соединенные Штаты из Западной Африки темнокожими рабами. За столетие своего существования направление существенно трансформировалось, но что неизменно, так это страсть к импровизации, свободный ритм и широкое использование Легендами джаза считаются: Ella Fitzgerald, Louis Armstrong, Дюк Эллингтон и др.

Electronic

XXI век - эра электроники, а электронное направление в музыке сегодня занимает одну из лидирующих позиций. Здесь ставки делаются не на живые инструменты, а на электронные синтезаторы и компьютерные эмуляторы звука.

Вот самые популярные и востребованные электронные жанры музыки, список которых даст вам общее представление:

  • ха́ус (David Guetta, Benny Benassi);
  • техно (Adam Beyer, Juan Atkins);
  • дабстеп (Skrillex, Skream);
  • транс (Paul van Dyk, Armin van Buuren) и т. д.

Музыкантам неинтересно придерживаться рамок стиля, так что соотношение исполнителей и стилей всегда достаточно условное. Жанры музыки, список которых не исчерпывается вышеперечисленными направлениями, в последнее время имеют тенденцию терять свои характерные особенности: исполнители смешивают музыкальные жанры, в музыке всегда есть место удивительным открытиям и уникальным находкам, а слушателю интересно каждый раз знакомиться с очередными музыкальными новинками.



Загрузка...