emou.ru

Восточные танцы история возникновения. Восточные сказки: танец живота - история и современность. Кто придумал танец живота

При слове "восточные танцы" нам сразу вспоминаются чарующие красавицы в шальварах, окутанные туманной дымкой фимиамов… Тысячелетия назад соблазнительно покачивающие бёдрами гурии являли собой символ соблазна и страсти. Какова же современная судьба восточных танцев?

Спасаясь от пчелы

Еще в десятом веке цыганы принесли в Египет восточные танцы, а из Египта они впоследствии распространились по всей Азии. Поэтому сегодня неправильно было бы говорить о восточных танцах как целостном феномене: все народы Среднего Востока имеют свою самобытную культуру и историю, что наложило свой отпечаток на стили и вариации танца.

Существует замечательная легенда о том, что как-то раз во время выступления танцовщицы к ней под одежды залетела пчела . Испуганная девушка, не прекращая выступления, стала вращать животом и плечами, чтобы прогнать насекомое. Зрители пришли в восторг и потребовали продолжения. Так родился первый прообраз восточного танца.

В двадцатом веке Голливуд стал постепенно способствовать популяризации восточного танца. Было создано множество киномюзиклов и шоу, в которых участвовали восхитительные обольстительницы с обнаженным животом, чьи томные взгляды провоцировали респектабельных джентльменов избавляться от комплексов и ненужных деталей одежды. Заинтригованная публика не преминула вскоре возвести восточный танец в ранг сценического искусства.

В 60-х годах прошлого века восточные танцы оказались воскрешенными из небытия , перекочевав из гаремов в танцевальные студии всего мира. Вскоре в США родилось общее название для восточных танцев современности — " bellydance " , или "танец живота" . Плавильный межкультурный тигль этой страны позволил родиться новым жанрам и стилям.

На данный момент самыми распространёнными стилями восточного танца являются Saidi (пастушеский танец), Ghawazee (цыганский танец), и Baladi (танец Верхнего Египта). Некоторые из этих стилей представляют собой оригинальные экзотические сплавы всевозможных направлений и форм: они предусматривают работу с платками, мечами и палками . Отдельные жанры восточного танца предусматривают украшение рук и ног хной и специальными наклейками (бинди) .

Вскоре от основного направления восточных танцев отпочковался стиль Tribal (трайбл), в котором используются движения, музыка и костюмы самых различных культур и эпох, и предлагается стилевая свобода вариаций в выборе костюма. В противовес обнажённому животу и бисерным подвескам трайбл предлагает монеты, кисточки и покрытый живот . Трайбл сказал "да" художественному экспериментированию: он привлёк в стилистику восточного танца модные элементы популярной культуры — татуирование и пирсинг.

Современные исследования убедительно доказывают, что восточные танцы не только способствуют усилению кровообращения органов малого таза и приводят в норму все отделы позвоночника, но и служат отличной профилактикой осложнений при родах и качественно улучшают сексуальную жизнь .

Помимо этого, восточные танцы сегодня являются одной из самых лучших психологических практик для приведения в гармонию тела и души . Кого-то из танцовщиц влекут на сцену огни рампы, кого-то — возможность почувствовать себя желанной и соблазнительной, но большинство женщин оказываются пленёнными возможностью наконец полюбить и принять свое тело таким, как оно есть .

Сегодня невозможно дать окончательный ответ на вопрос о том, какая разновидность восточного танца является самой лучшей. Этот танец не страшится времени, само время опасается его неувядающей красоты . Как писал об этом танце великий поэт ислама Джаллаладин Руми: "Кто знает благодать танца, тот живёт в Боге…".

Плавные движения бедер, волнообразные вибрации живота, таинственная улыбка, грациозность и пластика танцовщицы сводят с ума зрителей, погружают их в негу чувственности этого волнующего зрелища... И так продолжается уже более 11 тысячи лет... Танец живота - это способ выражения своего преклонения и восхваления материнского начала женщин Средней Азии. Это даже скорее не танец, а форма медитации, ритуала с глубоким сакральным смыслом. Подобным образом женщины восхваляли рожениц по поводу рождения ребенка. Танец сразу заинтересовал представителей других народов и постепенно начал распространятся по другим восточным странам и народам средиземноморья. В связи с тем, что разные народы трактовали танец живота по-своему, его смысл менялся для каждого народа. Одни вкладывали в него свои понятия астрального восприятия мира, другие - исцеляющие свойства. Некоторые народы использовали его для обогащения внутренней культуры. Цыгане, жившие на востоке, эффективно вписали танец живота в свои национальные танцы, наполнив его своим необычайно красивыми и чарующими движениями, переполненными страстью, присущей цыганскому народу. Единственный народ, который оставался равнодушен к танцу живота - это исламский народ, которому вера исповедания не позволяла акцентировать свое внимание на таких моментах.


История
танца живота
Изначально танцы не были присущи всем. Они имели ритуальный характер и исполнялись шаманами в своих обрядах. Обычные люди, участвуя в действах, также имели право производить эти движения. Обилие обычаев и сопровождение ими многих процессов повседневной жизни привело к все большему проникновению танца в обыденность. Появление инструментальной музыки перевело танец из разряда мистики в разряд способов развлечения или выявления позитивных эмоций. Танцевали везде: и после удачной охоты и для празднования победы и для сопровождения свадебной церемонии. Нередко танцами выражали и негативные эмоции. Считалось, что таким образом можно обратиться к Богу, чтобы он снял с души танцующего тяжесть. Дальнейшее развитие танцевального искусства проходило под влиянием ислама перешедшего на территорию современной Турции с сельджукской и иранской культурой. Во время образования Оттоманской империи танец живота продолжил свое развитие в Стамбуле, где и приобрел свою окончательную форму. Когда основной верой в Турции стало мусульманство, каноны которого запрещают женщинам показывать полуобнаженное тело незнакомым мужчинам, танцы образовали довольно необычную ветвь - мужские танцы, исполнявшиеся только мужчинами. Женский же танец живота приобрел некоторую скромность в нарядах, что исключило ряд движений и сделало его более сдержанным. Но не зависимо от того кем производятся танцевальные движения в основе каждого из них лежит выражение желания и страсти. Поэтому именно восточные танцы считаются самыми эротичными, и даже сексуальными. На современные турецкие танцы огромное влияние оказали различные европейские течения. Это привело к возникновению наряду с традиционными религиозными течениями, новых спортивных и современных вариаций. Исторические движения сейчас можно наблюдать в изолированных, редко посещаемых иностранцами поселениях и лишь на праздниках и церемониях. Туристы, как правило, могут наблюдать лишь основы традиционного танца, без всей палитры разнообразия. Сейчас, как и прежде восточные танцы в Турции имеют большую популярность, которая постепенно переходит границы государства и завоевывает все большие и большие территории. Европейская культура начинает перенимать некоторые особенности восточных культур, в том числе и танцы.

Легенда о появлении танца живота
Существует легенда, связанная с появлением танца живота. Под одежду молодой плясуньи залетела пчела, перепутав разгоряченное тело, умащенное маслами, с благоухающим цветком. Девушка, чтобы избавиться от назойливого насекомого, извиваясь всем телом, стала энергично крутить бедрами и делать движения животом… Исследователи установили связь между многими движениями танца и движениями женщины в родах, что указывает на его базовую функцию поддержки деторождения. На Востоке, где девочек выдавали замуж очень рано, танцу живота обучали в первую очередь. Специфика танца состоит в постоянной динамике расслабления и напряжения определенных мышц, что помогает синхронизировать женщине свои движения и родовые схватки, и облегчить болевые ощущения в родах, увеличить пластичность тазового дна и подвижность суставов. Восточный танец имеет много корней. Он существовал еще в доисламскую и дохристианскую эпоху, и даже до иудаизма. Его истоки прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии (Западная Азия), на которых сохранились изображения танцующих людей. Похожие фрески имеют и древние египетские храмы. Считается, что они описывают древний ритуальный танец, который исполнялся на церемониальных празднествах, посвященных рождению детей и сбору урожая. Большое влияние на танец живота оказали цыганские племена. Цыгане путешествовали по Индии, Ближнему Востоку и Европе, временно осев в Испании. Нетрудно проследить сходство между народными индийскими и ближневосточными танцами. Ближневосточный танец является также и прародителем современного фламенко. Исламские страны, где традиционно существовали гаремные отношения, сместили акцент в танце с поклонения материнскому началу на соблазнение. Танец живота для многочисленных женщин в гареме служил способом завоевать внимание хозяина. Существуют свидетельства о том, что 3,5 тыс. лет до н.э. искусство восточного танца, путешествуя вместе с кочевыми племенами, попало и к древним славянам. Праславяне изменили характер танца. Он уже имеет несколько другое ритуальное значение: жена, ежегодно танцуя для своего мужа этот танец в годовщину свадьбы, оставалась такой же желанной, молодой и красивой спустя многие годы. Примерно за 300 лет до появления христианства славянский вариант этого танца начал свое путешествие обратно в Азию. Видоизмененным попав снова в Турцию и к жителям Аравийского полуострова, танец живота в течение почти 400 хранил свое сакраментальное значение "танца для единственного мужчины", но затем некоторые танцовщицы стали исполнять его за деньги. Так ритуальный вариант танца начал терять свой эзотерический смысл, и за последующие 350 лет стал известен во всех странах Востока, в Индии, Цейлоне, Японии, Афганистане, а также в Африке, Европе, в дальневосточных землях. В 80-е годы XIX столетия танец живота получил широкое распространение в Европе. Танцовщицы того времени, как правило, выступали в длинных платьях, бедра подчеркивал платок. В 50-е годы XX века в Египте усилились исламские настроения, что обусловило более жесткое отношение к танцу живота. На Ближнем Востоке успели образоваться два новых танцевальных центра — одним из них был Бахрейн, где не было строгих правил в отношении танца живота. Вторым танцевальным центром стала Ливия. В то же время в Турции танец живота развивался скорее в стиле кабаре, костюмы танцовщиц были более открытые и соблазняющие, чем в остальных стилях.

Исторические корни танца живота
Танец живота - это хвалебный гимн Женщине, Чувственности, Материнству. Это танец Жизни, наполненной глубокими переживаниями, сопровождающими появление на свет новой души. Сохранившись через тысячелетия, Танец Живота возрождается в современном мире вместе с потребностью каждой женщины осознать свою истинную природу. Искусство этого танца, уходящего своими корнями в глубь веков, несет в себе отражение древнейших культов плодородия, изобилия и любви. Именно с обрядами поклонения Египетской Исиде, греческой Афродите, вавило-ассирийской Иштар, воплощающих в себе образ Великой Матери-Богини, связывают возникновение этого ритуального танца.Танец живота - древнейший танец Земли. Поэтому у него множество направлений, стилей, видов. Многие народы мира влияли и влияют на развитие этого танца.
Древний Египет считается родиной танца живота. Географическое положение Древнего Египта было таковым, что он был довольно изолированным государством, поэтому долгое время танец формировался только египтянами и другие народы на него не влияли.
В Древнем Египте искусство танца ценилось очень высоко. В нем существовало много различных видов танцев: ритуальные, гаремные, военные танцы и танцы, которые танцевали просто для развлечения. О том, как исполнялись танцы, свидетельствуют дошедшие до нашего времени изображения танцоров и танцовщиц. В Древнем Египте танец был довольно разнообразным, движений было гораздо больше, нежели в “традиционном” танце живота. Руки, как правило, были “мягкие”, плавные, открытые, но также существовали характерные отрывистые, геометрические движения с зажатыми кулаками. Со временем Древний Египет стал больше подвергаться влиянию соседних стран: Сирии, Палестины, Нубии, Судана, Эфиопии. В 1500г. до н.э. египтяне привезли ко двору баядерок из Индии, которые привнесли в египетский танец элегантность, гибкость, утонченность. После периода Нового Царствования Египетская цивилизация стала угасать, все больше подвергаться нашествиям соседних стран и в 30 г. до н. э. Египет стал частью Римской Империи.
Цыгане . Заслуга цыган в том, что они явились своеобразным связывающим звеном между различными культурами. Странствуя по свету, они оставляли следы своей культуры и впитывали в себя колорит культуры той страны, через которую лежал их путь. Цыгане вышли из Индии примерно в 420г. н.э. и проследовали через страны Востока до Европы, остановились в Андалузии, где нашли близких себе по нраву людей. В Андалузии зародился стиль фламенко - смесь арабского, цыганского, еврейского, испанского и других танцев.

В Древней Греции существовало много религиозных обрядов, во время которых люди танцевали. Танец был обязательной частью поклонения таким богам и богиням, как Дионис, Бахус, Артемида, Афродита, Деметра и многим другим. Греческий танец характеризовался энергичностью, даже неистовостью, часто сопровождался криками, довольно громким музыкальным сопровождением. Танец считался средством исцеления от различных недугов тела и духа.
IX-X века в Индии связаны с периодом расцвета храмовой архитектуры. При храмах обязательно существовали ритуальные танцовщицы, которые считались очень почитаемыми людьми, имели дома в лучших кварталах города и не платили налоги на землю. Каждая танцовщица имела превосходное музыкальное, хореографическое и лингвистическое образования. Считалось, что танцовщица была замужем за храмовым божеством, поэтому она никогда не будет вдовой. Для индийского танца очень характерны движения руками, каждый жест имеет определенное значение, поэтому танцовщица не держит цимбалы в руках во время танца, цимбалы прикрепляют к различным частям тела.
Турция
. Чтобы понять природу турецкого танца, нужно заглянуть в историю. Турки селились на Центральном Анатолийском плато, потом они стали завоевывать близлежащие земли, продвигаться дальше в Европу, Африку, Азию. Образовалась Оттоманская империя, которая на протяжении длительного времени объединяла представителей различных цивилизаций, народов. Поэтому было несколько тысяч народных танцев, которые переплетались друг с другом, и говорить, что существовал чисто турецкий танец, нельзя. В Турции были религиозные танцы, народные танцы и даже ставились очень зрелищные спектакли. Турция внесла большой вклад в искусство танца в виде изобретения сложных интересных ритмов. Запреты ислама на танец задели в основном танцоров в крупных городах, населенных пунктах, но практически не повлияли на народные танцы в изолированных деревнях, поэтому даже сейчас в отдаленных селеньях можно видеть танец таким, каким он был много лет назад.
Европа . Наполеон открыл Египет для Европы. Помимо множества археологических ценностей европейцы, наряду с египетской культурой вообще увидели и танец живота.
США . В 1893 году Сол Блум привез в Америку восточный танец. Поскольку в то время там были довольно жесткие нравы и все, что было связано с телом, считалось неприличным, то Солу Блуму удалось шокировать публику извращенной подачей восточного танца, который он назвал танец живота. С тех пор название, как и ассоциация этого танца со стриптизом, к сожалению, закрепилось.

Стили и направления
Саиди . Саиди - это танец с тростью. Он зародился в местности Египта под названием Саид, где жили пастухи и воины, которые использовали бамбуковые трости как оружие. Женщины же переродили эти воинственные движения в красивый энергичный танец.
Танец с платком . Это один из самых театрализованных танцев, требующий актерского мастерства. Платок - это и фон, чтобы подчеркнуть красоту тела и движения. Это и то, что скрывает, чтобы потом открыть. Танцовщице очень важно почувствовать платок не как часть костюма, а как часть своего тела.
Заливский танец (халиджи) . Этот танец исполняют народы стран Персидского залива. Халиджи - это невероятно тонкий, лиричный танец. Костюмы для этого танца открывают только часть лица и кисти рук. Основной шаг этого танца имитирует поездку на верблюде.
Танец с цимбалами
Цимбалы - это один из самых древних музыкальных инструментов в виде двух пар деревянных или металлических пластинок. Их звук танцовщица использует как музыкальное сопровождение к своему танцу.
Танец с саблей . Это довольно сложный танец. Говорят, что в древние времена, провожая своих мужей на войну, женщины несли на голове саблю - так произошел этот танец. А еще говорят, что танцуя с саблей, женщина демонстрирует свою непокорность.


Танец живота до ХIX века

До 19-го столетия, восточный танец исполнялся в семейном кругу и на семейных праздниках. Свадьбы, обрезания, бармицвы и другие подобные события не обходились без этого танца. Иногда нанималась профессиональная танцовщица. Поскольку это были в основном семейные празднества, чужакам и чужестранцам редко доводилось видеть этот танец. Начиная с середины 1800 годов стали популярны торговые ярмарки. Танцовщицы Среднего востока начали выступать в Европе. Первое шоу восточных танцев прошло в Париже в 1889 году. Выражение "Danse Du Ventre" («танец живота») было придумано в 1893 году Солом Блумом, импрессарио Midway Plaisance и выставки “Улица в Каире” на Колумбийской торговой ярмарке и Всемирной ярмарке в Чикаго. Он сделал это осознанно, чтобы возбудить извращенное воображение викторианцев того времени, готовых заплатить любую цену за то, чтобы увидеть что-то “непристойное” в их понимании, а потом они могли пойти домой и притворяться шокированными. Расчеты мистера Блума были верны, и он заработал достаточно средств для финансирования своих будущих выборов в Конгресс, которые он впоследствии и выиграл. В итоге, название приклеилось, содействуя, таким образом, данному истолкованию.
В 1880-х годах, европейцы начали проникаться очарованием Востока. Такие писатели, как Гюстав Флобер и такие художники, как Жан-Леон Жером путешествовали на Средний Восток и в Северную Африку за вдохновением. Туристы посещали этот регион, чтобы поглазеть на экзотические ландшафты и людей. Колониальные армии Англии и Франции оккупировали несколько стран региона. С 19-го века и в первые десятилетия 20-го века, профессиональные танцовщицы в Египте делятся на Ghawazee и Awalim. Ghawazee были цыганами, обычно выступали на улицах или во дворах, часто их аудиторией были люди низшего класса. Awalim были более уважаемы, чем Ghawazee. Они могли не только танцевать, но также пели, играли на музыкальных инструментах и читали стихи, их часто приглашали в дома богачей. До 30-х гг. 20-го века, танцовщицы чаще выступали в домах или в кафе. Затем, в Каире, ливанская девушка по имени Badia Mansabny открыла ночной клуб Casino badia, который был оформлен в стиле Европейских кабаре. Разнообразная программа отличалась восточным представлением в форме танцев, пения, игры музыкантов и комиков, включала также различные европейские номера, и даже предлагался концерт для семей в дневное время. Официально исполнявшийся на довольно небольших площадках, Raks Sharki пришлось приспосабливаться к большим сценам. Хореографы европейских танцев, работая для Badia Mansabny, помогали обучать Восточных танцовщиц, добавляя элементы из других танцевальных школ, в особенности из балета. В начале 20-го века Каир стал крупным городом с населением в треть миллиона человек, из которых 20% были неегиптянами. Большинство иностранцев в Каире были торговцами. Стиль Baladi эволюционировал вместе с урбанизацией населения. Когда сельские жители приезжали в город, они были незащищены от влияния разных стран и результатом были изменения в стиле танца. Стиль Baladi, под влиянием Запада, и танцев Греции, Турции, Северной Африки, Персии, Индии, других стран Среднего Востока и, возможно, через контакт с Ghawazee превратился в новый танец, известный как Raks Sharqi. Новый танец стал смешением стилей и деталей костюма, приспособленным для индивидуального женского представления. Люди часто, говоря "женский сольный танец", отличая его от фольклорных танцев, обычно групповых. Танец с большим количеством движений бедер ассоциируется с Baladi, и центр движений смещается наверх, на торс.

Разновидности
Существует более 50 стилей восточного танца, выделяют также направления:
- египетская школа - более целомудренная версия танца живота в закрытых нарядах с более плавными движениями.
- арабская школа (халиджи) - танец волос, получивший свое название по характерным взмахам распущенных волос.
- турецкая школа более чувственная, костюмы более откровенные, приняты танцы на столе, общение во время танца с зрителями.
На танец живота повлиял арабский народный танец дабка (коллективный танец с подскоками, похожий на кельтскую джигу).
Аксессуары . В некоторых видах танца живота могут использоваться аксессуары:
- трость (танец саиди, родственный мужскому военному танцу тахтиб)
- бубен (шаманский танец нубия)
- огонь
- сабли
- сагаты (металлические диски)

Костюм
Костюм для танца живота имеет название - бедла. Классическими его элементами являются лиф, пояс и широкая юбка, часто с разрезом на бедре. Костюм для консервативной публики подразумевает закрывающую вуаль для живота, рук и волос. Вместо юбки иногда могут одеваться шаровары. Весь костюм украшается бисером, стразами, монистами или жемчугом. Украшения играют большую роль, поскольку они привлекают внимание, завораживают взгляд и сообщают танцу колорит восточной медитативности. Юбка может быть широкой (солнце, полусолнце) или прямой, с одним или несколькими разрезами. Лиф и пояс расшиваются блестками, бисером и т. д. К этим частям костюма пришиваются бахрома, висюльки, украшенные блестками, бисером. И это не случайно, ведь в восточном танце акцент делается на изолированные движения бедрами и грудью, поэтому и костюм украшается так, чтобы подчеркнуть движения, усилить их. Костюм усиливает сказочное впечатление, производимое на нас в восточным танцем. В традиционном костюме для танца живота живот остается открытым, чтобы показать собственно танец живота, но есть и другой тип костюма - это длинное платье, закрытое с платком, повязанным на бедра (так танцевали египтянки). Отдельного пояснения заслуживает обувь для танца. Традиционно, танец живота танцуется босиком, но сегодня, когда танец живота стал разновидностью эстрады, шоу, танцовщицы надевают туфли на каблуках. Но для тренировок лучше использовать чешки, мягкие танцевальные туфельки, а, еще лучше - тренироваться босиком.

Прототип танца живота был известен во многих древних цивилизациях – Китае, Аравии, Африке и попал оттуда к древним славянам за долго до новой эры. Именно здесь этот танец стал ритуальным. Он исполнялся только в вечернее время и танцевался женщиной для своего . Главным смыслом танца было показать, что жена красива, молода, желанна и способна к потомства.

За несколько столетий до Рождества Христова славянский ритуальный танец попал на Восток в Азию вместе с мигрирующими славянскими племенами. Здесь он просуществовал до 1 в. н.э. без каких-либо изменений. И только в новом тысячелетии некоторые танцовщицы стали брать плату за исполнение. К 5-му веку н.э. танец из ритуального окончательно стал светским явлением. Культ превратился в развлекательное эротическое зрелище. Постепенно танец живота распространился по всему Востоку и Югу – Индии, Цейлону, Японии и даже Африке.

К 7-му веку за этим искусством прочно укоренилось название «арабского». И танцовщицы из многих стран, в том числе и Европы, мечтали попасть на Восток и постичь все тонкости танца живота.

Сегодня наблюдается настоящий Ренессанс этого искусства, ставшего популярным по всему миру. Специалисты насчитывают более 50 видов bellydance и 8 основных школ восточного танца: , египетская, пакистанская, ботсванская, таиландская, бутанская, аденская, иорданская и множество более мелких и незначительных ответвлений. Самыми популярными и распространенными считаются египетская и турецкая школы танца живота.

Смысловое значение танца

Этот завораживающий восточный танец не случайно название «танец живота». Ведь «живот» – это жизнь. А жизни ведет к женщине–матери. В в разных странах было связано с культом богини . И танец стал тем самым выразителем самых основ жизни – зачатия, вынашивания ребенка и рождения человека. Вся эротичность танца живота, которая сохранилась в полной мере и по сей день, была вполне оправдана и носила сакральный смысл.

В в арабских странах танец живота имел большое влияние, что мог даже изменить судьбу простой танцовщицы. Девушки из бедных семей могли с помощью этого искусства заработать богатое приданое, или даже стать из рабыни госпожой.

Даже сегодня в арабских странах и на Кавказе многие свадьбы не обходятся без этого танца. Танцовщицы через свои движения символически желают молодым здоровья, страстной любви на долгие годы, здорового и многочисленного потомства.

Целебные свойства танца живота

Для многих людей танец живота - просто красивый, эротичный восточный танец. Однако, кроме сакральной и эстетической составляющих танец несет на себе и оздоровительную нагрузку для женского организма. Он приводит в норму работу внутренних органов, отвечающих за детородную функцию, укрепляет организм в целом, продлевает молодость и обладает сильнейшей положительной энергетикой.

Загадка беллиданса – не только в глазах танцовщицы, чарующей атмосфере и магической привлекательности, но и в его истории.

Никто не может точно сказать, где именно появился танец живота и когда это произошло. Большинство исследователей склоняются к тому, что родина беллиданса в Египте, кто-то считает, что в Междуречье, а может быть, истоки его следует искать в Индии? В древнегреческих рукописях можно найти описания нильских танцовщиц, которые использовали в своих движениях различные виды трясок и вибраций. Фрески древних храмов Египта и Месопотамии, написанные за тысячу лет до нашей эры, изображают жриц, исполняющих этот причудливый танец – священный ритуальный танец, посвященный богине плодородия, богине-матери. Народы разных стран – а уже в незапамятные времена характерный восточный танец исполняли и на Севере Африки, и в Греции, и в Риме, и в Вавилоне – называли ее по-разному: Анахита, Исида, Иштар, Афродита. «Проводниками танца» между этими странами были цыгане. Но не современные, знакомые нам, «рома», а «синти» – другая лингвистическая группа. В Египте их называли «гавази» – «чужестранцы», и в долину Нила они пришли из Индии. Путешествуя из края в край, они приносили с собой культуру танца живота, дополняли ее в каждой стране новыми движениями. Кстати, позднее в Испании – опять же с легкой руки цыган – этот межкультурный микс стал основой фламенко, только акцент с живота и бедер сместился на ноги и руки.

Но вернемся на Восток. С течением времени «религиозный матриархат» сменился патриархальными религиями, язычество вытеснили христианство и ислам, а танец живота из ритуального действа превратился в светское развлечение. Ряд исследователей и вовсе низводят беллиданс до уровня «гаремного фитнеса» – мол, женам и наложницам в гареме заняться было нечем, а за красотой тела необходимо было следить, вот и занимались они танцем живота, чтобы коротать день за веселым занятием и поддерживать тело в форме. Но даже в гареме у беллиданса была важная сакральная задача – подготовить женщину к беременности и родам. Специфичные движения танца задействуют внутренние мышцы таза – те самые, что помогают ребенку выйти из матки – и благодаря этому роды проходят легче и безболезненнее. Чистой физиологией роль беллиданса не ограничивается – например, в некоторых египетских селениях до сих пор женщины собираются в большом шатре и танцуют вокруг роженицы, чтобы, с одной стороны, помочь ей морально, а с другой – встретить новорожденного весельем, чтобы он прожил счастливую жизнь.

«Гаремный период» истории танца живота – самый спорный и смутный. Дело в том, что ислам запрещает изображать людей, женщинам запрещает танцевать для кого-то кроме других женщин или своего мужа, а посторонним мужчинам – проникать на женскую половину дома («haram» в переводе с арабского значит «запретный»). Поэтому нет ни рисунков того времени, изображающих танцовщиц, ни описаний их движений. То немногое, что дает нам представление о происходившем за стенами гарема – либо воспоминания жен европейских дипломатов, либо плод воображения художников и писателей, часто на Востоке даже не бывавших. Стоит ли им верить?

А в египетских хрониках упоминание о гавази можно найти только за последние двести лет. Этот народ не придерживался строго канонов ислама, танцевал на улицах, с непокрытой головой – естественно, такое поведение вызывало неудовольствие религиозных деятелей, и о гавази было запрещено писать. Первые же рисунки, на которых можно рассмотреть костюмы той поры – узкие приталенные кафтаны и широкие шаровары – были сделаны европейскими путешественниками в середине девятнадцатого века. Костюмы эти сильно напоминали народные турецкие одежды – что неудивительно, ведь Египет входил в состав Османской империи с 1517 по 1805 год – а турецкий костюм, в свою очередь, многое заимствовал из персидского. Своим «безнравственным» поведением гавази, танцевавшие за деньги для солдат турецкой армии, навлекли на себя и гнев не только правоверных арабов, но и турецкого паши – и были сосланы на юг Египта в Эсну.

Второе рождение беллиданса пришлось на середину девятнадцатого столетия – небывалый интерес к нему вспыхнул в Европе после завоевания французами севера Африки. Стали популярны всевозможные восточные шоу – правда, надо признать, зачастую это была лишь дешевая имитация без малейшего намека на культуру и глубинный смысл танца живота. Первое шоу с настоящими восточными танцовщицами было показано в Париже в 1889 году, а в 1893-ем американский импресарио Сол Блум привез на Всемирную ярмарку в Чикаго труппу исполнителей народных танцев из Северной Африки и придумал яркий термин «bellydance», дословно – «танец живота». В том же году в Лондоне пьеса Оскара Уайльда «Саломея» была запрещена за ее «развратные танцы» – что только подстегнуло интерес к ним.

А ведь выглядело все тогда, по сравнению и с древностью, и с днем сегодняшним, довольно целомудренно – выступали танцовщицы в длинных закрытых платьях, и только повязанный платок акцентировал бедра. Впрочем, и этого было достаточно: роковая женщина-шпионка Мата Хари своими восточными танцами буквально порабощала сердца и волю сильных мира сего. В беллидансе находили вдохновение Айседора Дункан, Рут Ст. Денис и Марта Грэм.

Нынешнего гламура беллидансу придал Голливуд. Именно в голливудских фильмах танцовщицы впервые появились с открытым животом, в расшитом лифе и с поясом на талии. Египетские танцовщицы частично скопировали этот образ, пояс с талии опустили на бедра, открыв пупок – так движения смотрелись более эффектно, и разглядеть их было легче. Кинематограф также заложил основы хореографии в беллидансе – раньше танец от начала и до конца был чистой импровизацией, и в групповых выступлениях, запечатленных на кинопленку, смотрелся несколько несогласованно.

В Египте расцвет кинематографии пришелся на сороковые годы прошлого века, и режиссеры, конечно же, стремились снимать фильмы с участием известных танцовщиц. Эти киноленты породили неподдельный интерес к беллидансу далеко за пределами Ближнего Востока. Женщины и даже мужчины западных стран хотели не только смотреть красочные шоу, но и сами танцевать этот завораживающий загадочный танец. Интерес этот не утихает до сих пор.

Виктория Пятыгина

Кто придумал танец живота?

Танец живота – это принятое на Западе и в России название традиционного ближневосточного танца, особенно raqs sharqi. Иногда его называют также ближневосточным танцем или арабским танцем. Термин "танец живота", строго говоря, является не совсем верным, поскольку в танец вовлечены все части тела. В настоящее время танец живота имеет несколько вариаций как в костюмах, так и в стиле танца, в зависимости от страны и региона. За последнее время были изобретены новые стили, поскольку популярность танца живота распространилась глобально. Наиболее известными стилями сейчас являются:

1. Raqs sharqi (буквально "восточный танец") - стиль, наиболее знакомый западным и российским жителям. Его можно увидеть в ресторанах, ночных клубах и кабаре всего мира, и каждый желающий может заказать танец живота, посетив эти места отдыха. Обычно его исполнителями являются женщины, но иногда его танцуют и мужчинами.

2. Raqs baladi, (буквально "народный" танец) - фольклорный стиль, исполняемый мужчинами и женщинами всех возрастов в некоторых ближневосточных странах, обычно на свадьбах.

Танец живота - это соло, импровизационный танец, хотя сейчас многие молодые танцовщицы часто выступает и в группе. Этот танец завораживает всех зрителей, поэтому очень часто люди пользуются тем, что могут заказать танец живота на праздник, на свадьбу или на корпоративную вечеринку.

Когда и где появился этот удивительный танец? Одна из гипотез предполагает, что танец живота первоначально исполнялся женщинами для женщин в Леванте (Левант - общее название стран Восточного Средиземноморья: Сирии, Ливана, Израиля) и Северной Африке. Эта теория очень популярна в Западных школах танца, потому что она помогает противодействовать отрицательному сексуальному стереотипу. Однако нет никакого письменного свидетельства, подтверждающего эту гипотезу. Другая теория утверждает, что у танца живота могут быть корни в древних арабских племенных религиях: это был танец в честь богини изобилия.

Согласно третьей теории, танец живота всегда исполнялся в качестве развлечения. Некоторые историки танца живота полагают, что движения танцующих девочек, изображенных в резных фигурках во времена фараонов, типичны для танца живота. У всех этих теорий есть какие-то основания, но ни одна из них не может быть строго доказана. Наиболее вероятно, что все перечисленные выше факторы поспособствовали развитию танца живота.

Первое зарегистрированное знакомство Запада с танцем живота произошло во время вторжения Наполеона в Египет в 1798 г., когда его войска увидели цыганских танцовщиц Ghawazee, а также исполнительниц более рафинированного танца Almeh.

Позже, в 19 веке танец живота был популяризирован, и художники-ориенталисты часто изображали сцены из жизни гарема в Османской империи. Примерно в ту же эпоху танцовщицы из ближневосточных стран начали выступать на различных ярмарках, часто конкурируя по популярности с экспонатами для выставок науки и техники. Заказ танцовщиц получил тогда большое распространение. Неизменным успехом пользуются исполнительницы этого фантастического танца и в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в России.



Загрузка...