emou.ru

С кем конфликтовал базаров. Идеологический спор между базаровым и кирсановым. Кто такие нигилисты

Конфликт отцов и детей является вечной и общечеловеческой проблемой, но в конкретно-исторических условиях он приобретает особые грани. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», написанный в период глубоких исторических перемен, связанных с реформой 1861 года, показывает, что в России этого времени проблема отцов и детей воплотилась в противостоянии старых и новых идейных, обществен­но-политических и нравственно-философских позиций. С одной сто­роны, это поколение «отцов», к которому принадлежали дворянские либералы, с другой - идущее ему на смену поколение «детей», то есть новой, демократически настроенной молодежи, отрицавшей все, что было связано со старым миром. Перед нами разворачивается дис­пут общественно-исторических поколений.

Роман «Отцы и дети» обнажает социальный антагонизм позиций демократа, нигилиста Базарова и аристократа, либерала Павла Петро­вича Кирсанова. Программа либералов, главным защитником которой выступает Кирсанов-старший, основана на идеях достоинства и правличности, самоуважения, чести. Нигилист Базаров, провозглашая идею «полного и беспощадного отрицания», считает, что сущест­вующий мир должен быть разрушен, чтобы затем провести коренные преобразования. Нигилизм, по мысли Тургенева, бросает вызов не­преходящим ценностям духа и естественным основам жизни, а это не может не вызывать опасения.

С этой точки зрения конфликт поколений приобретает совсем иную смысловую окраску. Тургенев показывает не только различия, но и оп­ределенное сходство между героями-антагонистами, обнаруживая раз­рушительные стороны и кирсановского консерватизма, и базаровского нигилизма. С завязкой любовной линии Базаров - Одинцова проблема отцов и детей переходит на нравственно-философский уровень. Преж­него Базарова, убежденного отрицателя «тайн бытия», уже нет. Как и Павел Петрович, тоже потерпевший крах в любви, Базаров погружается в размышления над этими тайнами и также оказывается чужим для обычной жизни, «лишним человеком». Теперь общественно-исторические позиции героев-антагонистов проверяются вечными цен­ностями: это любовь, дружба, семья, смерть.

Тургенев с очевидностью демонстрирует мысль о том, что любые крайности губительны. Утративший все жизненные связи, потеряв­ший дружбу, не сумевший обрести любовь, восстановить истинно сыновьи отношения с родителями, Базаров умирает. В одиночестве доживает свой век и Павел Петрович. Но финал романа открыт: за картиной, рисующей смерть Базарова, следует краткий эпилог, в ко­тором сообщается о том, как устраиваются судьбы других героев. Оказывается, жизнь продолжается там, где нет разрыва между отцами и детьми, где разные поколения находят путь к взаимопониманию. Таковы семьи Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. А зна­чит, извечный конфликт отцов и детей все же может иметь положи­тельное решение.

О чем спорят Евгений Базаров и П.П. Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети»

К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861 года. Появились «Отцы и дети» в февральской книге журнала «Русский вестник» за 1862 год.

В основу романа Тургенев положил конфликт между дворянским либерализмом и революционной демократией во времена отмены крепостного права.

Между старшими и молодыми поколениями всегда существовали различные разногласия. Это можно объяснить тем, что с течением времени меняется обстановка, влияющая на дальнейшее отношение человека к жизни, формирование его характера. Часто люди старшего поколения оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и образ жизни. Иногда это непонимание перерастает во вражду. Именно эту вражду мы можем увидеть на страницах этого романа.

Павел Петрович – типичный представитель дворянского либерализма. Он умен, честен, по-своему благороден. Павел Петрович во всем следует старым принципам. Люди считали его немного самоуверенным, насмешливым, он отличался замечательной красотой.

В молодости Павел Петрович был светским чиновником, его носили на руках, сам себя он тоже немного баловал. Я думаю, Павла Петровича вполне можно назвать сибаритом, то есть человеком, избалованным роскошью.

Базарова Тургенев относит к числу революционно-демократических деятелей. Он умен, имеет хорошее образование, увлекается естественными науками. Базаров молод, полон сил, ему скучно там, где он ничем не занят. В отличие от Ситникова, Базаров не стесняется своего происхождения.

О чем бы не зашел разговор между Павлом Петровичем и Базаровым, они практически никогда не находят общего языка.

Павел Петрович уважает людей с определенными принципами в жизни, считая, что без них живут лишь пустые и безнравственные люди. Базаров же называет слово «принцип» пустым, иностранным, ненужным словом.

Различны и их отношения к русскому народу. Павел Петрович упрекает Базарова в презрении к народу, Евгений же утверждает: «… что ж, коли он заслуживает презрения!», хотя часто подчеркивает свою связь с народом: «Мой дед землю пахал», доказывает, что знает и понимает народ гораздо лучше, чем Кирсанов.

Противоположны взгляды героев на искусство и литературу. Павел Петрович одобряет работы художников, литераторов, а Базаров своими фразами: «Рафаэль гроша медного не стоит!» и «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого литератора» валит Кирсанова наповал.

Множество разногласий в разговоре Базарова и Павла Петровича можно найти. Именно эти разногласия полностью противопоставляют героев друг другу. На их основании Базаров представлен человеком черствым, грубым к искусству и литературе, самоуверенным.

Полностью характер героя раскрывается лишь тогда, когда он подходит испытание любовью.

Павел Петрович всю жизнь любил одну женщину – княгиню Р. Но удача отвернулась от него, и жизнь его не сложилась в любви, хотя любовь имела большое значение в его жизни.

Базаров вначале романа пренебрегает любовью, считая ее глупостью, по его мнению «лучше камнем быть на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком глаза». И все же он полюбил… Любовь к Одинцовой пробудила другую сторону Базарова – человека страстного, доброго, нежного, одухотворенного любовью. Истинный характер Базарова раскрывается в сцене его смерти. В смерти он реализует то, что не мог реализовать при жизни.

Я не согласен с Базаровым в его отношении к литературе, искусству, любви. Хотя в остальном я больше разделяю его взгляды, чем взгляды Павла Петровича.

Базаров – человек дел, а Кирсанов – человек слова. Россия, состоящая из одних Кирсановых, развивалась бы очень долго и односторонне. Именно такие, как Базаров, нужны России для ее развития и процветания. Тургенев сказал: «Когда переведутся такие люди, пускай навсегда закроется книга истории, в ней нечего будет читать».

63711 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом Петровичем (по роману И.С. ТУргенева "Отцы и дети").

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / О чем спорят Евгений Базаров и П.П. Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети»

Смотрите также по произведению "Отцы и дети":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых. В романе «Отцы и дети» столкновение происходит не между старшим и младшим поколениями Кирсановых и Базаровых. Ни Аркадий Кирсанов, ни Евгений Базаров не вступают в конфликт со своими отцами. Под «отцами», или «старшим поколением», имеются в виду люди устаревших общественных взглядов. А «дети», или «младшее поколение», - это сторонники новых, революционно-демократических идей. В борьбе этих двух мировоззрений - основной смысл конфликта романа.

Сюжет Построен на постепенно возрастающих идейных спорах двух враждующих групп. Конфликт между ними заканчивается, как и было в жизни, полным разрывом.

Дворянская группа в романе представлена братьями Кирсановыми. К лагерю «детей» принадлежит разночинец-демократ Евгений Базаров.

Тургенев называл Базарова своим «любимым детищем», «выражением новейшей нашей современности». О происхождении его сообщается очень скупо: отец - военный лекарь, вел «бродячую жизнь», а дед когда-то «землю пахал». Евгений рос в обстановке труда и лишений; некому было его воспитывать и обучать манерам. Демократизм Базарова отчетливо проявляется в его речи; она насыщена пословицами и поговорками: «Бабушка еще надвое сказала»; «Днем с огнем не сыскать», «Мертвый живому не товарищ». Говорит он без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворной любезности. Свое назначение Базаров видит в ломке старых порядков, понятий и представлений. «Сперва нужно место расчистить», «Мы драться хотим!» - вот его лозунги. Пожалуй, прав Аркадий, считая, что Евгений «будет знаменит», но «не на медицинском поприще».

«Демократ до корня ногтей», Базаров ненавидит барство и, в свою очередь, со стороны господ вызывает к себе чувство ответной неприязни. Его «схватки» с Павлом Петровичем - отражение взаимной классовой ненависти. Базарову чужды и враждебны аристократизм Павла Петровича, его привычки, манеры, барское безделье. В свою очередь Павел Петрович «всеми силами своей души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его».

Когда-то Павла Петровича ожидала блестящая военная карьера, по неудачная любовь к женщине «с загадочным взглядом» перевернула всю его жизнь. Он вышел в отставку, скитался в чужих краях, потом вернулся в Россию, скучал, ничего не делая, и так прошло десять «бесцветных, бесплодных, быстрых лет». Это аристократ настолько чуждый народу, что и «говорить-то с ним не умеет». Разговаривая с крестьянами, он «морщится и нюхает одеколон». Читает он только английские книги и газеты, одевается на английский манер, сохраняет в деревне аристократическую привычку переодеваться к завтраку, обеду и ужину. Говорит он подчеркнуто изысканно, старомодно. В его речи много иностранных слов, которые, по замечанию Базарова, «русскому человеку и даром не нужны».

Ненависть к Базарову лишает его в спорах необходимой выдержки, он частенько теряется и вместо убедительных доводов бросает в адрес противника колкие реплики, испытывает «тайное раздражение».

Николай Петрович Кирсанов стремится «стать в уровень с современными требованиями», много суетится и хлопочет. Его избирают мировым посредником, «красным величают». У себя в поместье он вводит новшества: у него не имение, а ферма, не крепостные, а наемные работники. Однако добрый и мягкий барин оказывается беспомощным хозяином: «недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева».

Аркадий Кирсанов увлечен идеями разночинцев-демократов, но по рождению, воспитанию и привычкам его тянуло в среду «отцом», в дворянские гнезда, где он чувствовал себя прекрасно. Базаров это понимает. Они не могут быть настоящими друзьями и единомышленниками. Расставаясь с Аркадием, Базаров дает ему точную характеристику: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльей жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости. Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич».

Победа Базарова над «феодалами» братьями Кирсановыми, развенчание Аркадия и разрыв с ним подчеркивают главную мысль романа, которая, по словам Тургенева, заключается «в торжестве демократизма над аристократией».

В чём суть конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем? Можно ли однозначно утверждать, что в основе их конфликта леж и получил лучший ответ

Ответ от Pashendri@[гуру]
К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861 года. Появились «Отцы и дети» в февральской книге журнала «Русский вестник» за 1862 год.
В основу романа Тургенев положил конфликт между дворянским либерализмом и революционной демократией во времена отмены крепостного права.
Между старшими и молодыми поколениями всегда существовали различные разногласия. Это можно объяснить тем, что с течением времени меняется обстановка, влияющая на дальнейшее отношение человека к жизни, формирование его характера. Часто люди старшего поколения оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и образ жизни. Иногда это непонимание перерастает во вражду. Именно эту вражду мы можем увидеть на страницах этого романа.
Павел Петрович – типичный представитель дворянского либерализма. Он умен, честен, по-своему благороден. Павел Петрович во всем следует старым принципам. Люди считали его немного самоуверенным, насмешливым, он отличался замечательной красотой.
В молодости Павел Петрович был светским чиновником, его носили на руках, сам себя он тоже немного баловал. Я думаю, Павла Петровича вполне можно назвать сибаритом, то есть человеком, избалованным роскошью.
Базарова Тургенев относит к числу революционно-демократических деятелей. Он умен, имеет хорошее образование, увлекается естественными науками. Базаров молод, полон сил, ему скучно там, где он ничем не занят. В отличие от Ситникова, Базаров не стесняется своего происхождения.
О чем бы не зашел разговор между Павлом Петровичем и Базаровым, они практически никогда не находят общего языка.
Павел Петрович уважает людей с определенными принципами в жизни, считая, что без них живут лишь пустые и безнравственные люди. Базаров же называет слово «принцип» пустым, иностранным, ненужным словом.
Различны и их отношения к русскому народу. Павел Петрович упрекает Базарова в презрении к народу, Евгений же утверждает: «… что ж, коли он заслуживает презрения!» , хотя часто подчеркивает свою связь с народом: «Мой дед землю пахал» , доказывает, что знает и понимает народ гораздо лучше, чем Кирсанов.
Противоположны взгляды героев на искусство и литературу. Павел Петрович одобряет работы художников, литераторов, а Базаров своими фразами: «Рафаэль гроша медного не стоит! » и «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого литератора» валит Кирсанова наповал.
Множество разногласий в разговоре Базарова и Павла Петровича можно найти. Именно эти разногласия полностью противопоставляют героев друг другу. На их основании Базаров представлен человеком черствым, грубым к искусству и литературе, самоуверенным.
Полностью характер героя раскрывается лишь тогда, когда он подходит испытание любовью.
Павел Петрович всю жизнь любил одну женщину – княгиню Р. Но удача отвернулась от него, и жизнь его не сложилась в любви, хотя любовь имела большое значение в его жизни.
Базаров вначале романа пренебрегает любовью, считая ее глупостью, по его мнению «лучше камнем быть на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком глаза» . И все же он полюбил… Любовь к Одинцовой пробудила другую сторону Базарова – человека страстного, доброго, нежного, одухотворенного любовью. Истинный характер Базарова раскрывается в сцене его смерти. В смерти он реализует то, что не мог реализовать при жизни.
Я не согласен с Базаровым в его отношении к литературе, искусству, любви. Хотя в остальном я больше разделяю его взгляды, чем взгляды Павла Петровича.
Базаров – человек дел, а Кирсанов – человек слова. Россия, состоящая из одних Кирсановых, развивалась бы очень долго и односторонне. Именно такие, как Базаров, нужны России для ее развития и процветания. Тургенев сказал: «Когда переведутся такие люди, пускай навсегда закроется книга истории, в ней нечего будет читать» .
источник...

Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и её принципах. Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

Вторая линия спора о принципах нигилистов. Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ» . Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность. Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым. Третья линия спора о русском народе.

По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества. Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм» , «прогресс» . У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа (зачитать отрывок о суеверии) . Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа. Четвертое направление в споре – расхождение во взглядах на искусство и природу.

Сочинение спор Базарова и Кирсанова в романе Отцы и дети (Тургенев И. С.)

Конечно, в споре между героями нельзя придерживаться какой-то одной стороны.

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, — нет никакого прочного основания общественному благу» — доказывает Кирсанов. И он, действительно, прав, потому что он высказывает прописные истины.

«Вы вот уважаете себя и сидите, сложа руки; какая ж от этого польза для общественного блага? Вы бы не уважали себя и то же бы делали», — возражает Базаров. Но с ним можно согласиться лишь отчасти: может, он и прав насчет Кирсанова, «сидящего сложа руки», но если бы не было в человеке уважения, то вряд ли он делал то же самое.

Наверно, такой человек только бы разрушал и был бы гораздо хуже.

Далее речь зашла о народе. Базаров утверждал, что никакие иностранные слова не нужны русскому народу: «Ведь не нужна же логика, чтоб положить кусок хлеба в рот, когда вы голодны». А Кирсанов воспринимает это как оскорбление народа.

По-моему, прав Базаров, потому что всеете умные слова, «отвлеченности» — от них нет пользы и они не нужны русскому мужику, потому что он работает и до этих «глупостей» ему дела нет. Но Базаров не прав в отрицании искусства, поэзии, да и всего остального. По его мнению, выходит, что все, что создавалось на протяжении веков, бесполезно.

Но была мысль, высказанная Кирсановым, с которой согласились обе стороны: «Русский народ свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры…»

Но Базаров хочет «место расчистить» для тех, кто будет верить только в то, что полезно.

Кирсанов же говорит, что это значит идти против народа, что Базаров – не русский человек. А Базаров отвечает, что народ скорее всего увидит соотечественника в нем, чем в Кирсанове. Кирсанов говорит, что его противник презирает русского человека. На что Базаров отвечает, что тот заслуживает презрения. Но я с ним не согласна, хотя мое мнение сформировано другим временем…

Потом идет долгая речь Базарова, в которой он сообщает, что если говорить о проблемах (взятки, дороги, торговля, отсутствие правильного суда), то они не решатся: «Свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».

А Кирсанов высказывает предположение о позиции Базарова: «И решились сами ни за что серьезно не приниматься».

Действительно, эти мысли Базарова очень точные, но выводы, которые он сделал, на мой взгляд, неправильные.

Кирсанов убежден, что у нигилизма нет будущего: «Есть миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!»

«Коли раздавят, туда и дорога», — отвечает Базаров, который все-таки верит, что Кирсанов не прав («От копеечной свечи Москва сгорела»).

«Мне сказывали, что в Риме наши художники в Ватикан ни ногой.

Рафаэля считают чуть не дураком, потому что это, мол, авторитет; а сами бессильны и бесплодны до гадости, а у самих фантазия дальше « Девушки у фонтана» не хватает, хоть ты что!» — негодует Кирсанов. А Базаров на это просто отвечает: «По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его». Конечно, Базаров не прав в этом, потому что искусство вечно, и им восхищаются люди на разных концах света в разные эпохи.

И Кирсанов после этого спора приходит к правильному, но лишь отчасти, выводу: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! – и дело в шляпе». После этого Базаров решает прекратить разговор, считая, что он зашел слишком далеко. Но этот спор, по-моему, мало повлиял на обе стороны, каждая из них осталась при своем мнении.

Базаров прав, что надо что-то делать; надо проверять любую истину. Павел Петрович прав в том, что нельзя отрицать достижения предыдущих поколений.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме:
Урок литературы в 10 классе на тему: «Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов — конфликт поколений или конфликт идеологий?» (По роману И.С. Тругенева «Отцы и дети».)

Цель урока: создать условия для осмысления представленного в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» конфликта двух поколений как отражения общественно-политической борьбы 60-х годов 19 века, понимания сущности идейных расхождений между главными героями: Е. Базаровым и П.П. Кирсановым, способствовать переосмыслению понятия «человек и эпоха». На данном уроке используется технология дифференцированного обучения. Для создания ситуации успеха учащимся предлагаются задания двух уровней: на «4» и на «5». Ученик, реализуя свое право выбора, выбирает самостоятельно то задание, которое сможет успешно выполнить.

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

Тема: Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов – конфликт поколений

или конфликт идеологий? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

Цель: Создать условия для осмысления представленного в романе И.С.

Тургенева «Отцы и дети» конфликта двух поколений как отражения

общественно-политической борьбы 60-х годов XIX века, понимания

сущности идейных расхождений между Е. Базаровым и П.П.

Кирсановым, способствовать переосмыслению понятия «человек и

I. Оргмомент. Психологический настрой учащихся.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Отцы и дети… В этих двух словах заключен смысл одной из вечных тем искусства, вечным проблем, которыми занято человеческое общество на протяжении всего своего развития.

Движется время, изменяются люди, на смену одному поколению приходит другое, на пороге «века минувшего» стоит «век нынешний», и все же эта проблема остается неразрешимой. Но в разные времена она то обостряется, то как бы ослабевает.

В эпоху социальных потрясений в процессе переоценки ценностей новым поколением слишком многое из накопленного «отцами» подчас, к сожалению, утрачивается. А ведь только глубокая духовная связь с прошлым дает человечеству будущее.

Прочитав и осмыслив роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», мы поймем противоречия эпохи 60-х годов XIX века, а заодно обогатимся опытом и знаниями, которые нам помогут сориентироваться в эпохе своей.

Сегодня тема нашего урока: «Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов – конфликт поколений или конфликт идеологий? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)».

Наша цель: понять, почему между Базаровым и П.П. Кирсановым возникают разногласия, в чем сущность этих разногласий; выяснить, каков характер конфликта, представленного на страницах романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

III. Индивидуальное сообщение учащегося.

Историческая справка об эпохе конца 50-х – начала 60-х годов XIX века.

Давайте посмотрим, каково же историчекое содержание романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году. события, описанные в этом произведении, происходят с 1855 по 1861 годы. Это был сложный период для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией. Это позорное поражение показало отсталость России и в военном, и в экономическом отношении при столкновении с более передовыми капиталистическими государствами, обнажило основную причину бессилия страны – крепостное право.

Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли. В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает.

Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая будет их кормить. Для революционно настроенной молодежи задача несколько усложнялась. Их дело должно было не только обеспечить им существование, но и приносить реальную пользу людям. Любые занятия наукой, научным творчеством должны были иметь и теоретические и практические результаты. Эта настроенность на быстро достижимый практический эффект научной деятельности определила узкий круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки. Увлечение ими объясняется еще и тем, что «религией» революционно-демократической молодежи стал материализм, причем в низшем своем проявлении – вульгарный материализм, начисто отрицавший весь духовный мир человека.

60-е годы XIX столетия – это был период перелома общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократическим мышлением.

«Отцы и дети» — блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественной форме откликнуться на актуальные явления современности.

IV. Работа по новому материалу.

Проследим, как отразились особенности этой эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Как обычно, я предлагаю вам вопросы, разные по степени сложности. а вы выберите для себя те, которые сможете выполнить.

1. Выясним, какие первые впечатления и почему сложились у героев друг с другом.

«4» Какими видят герои друг друга?

(Описание портрета Базарова (гл. II), П.П. Кирсанова (гл. IV)

«5» Что дает описание внешности для понимания характера человека?

(Иронию и спокойствие выдает улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице, мужественность чувствуется в его голосе. Одежда обличает в нем демократизм и простоту привычек, обнаженные красные руки свидетельствуют о всей судьбе человека – суровой и трудовой. То, что это не дворянин, а человек иного круга, Павел Петрович увидел сразу. «Волосатыми», как Павел Петрович назвал Базарова, в то время были ненавистные дворянам разночинцы, плебеи.

В портрете Павла Петровича сразу чувствуется его аристократизм, изысканность вкусов, стремление к франтовству и желчность (раздражительность, злость) его характера. Архаичность и бессмысленность аристократизма сразу бросаются в глаза.

Павел Петрович – человек старого мира, «архаическое явление» — это увидел Базаров. Демократ, нигилист, да еще с уважением к себе – это в свою очередь понял Кирсанов.)

«4» Как проявляются впечатления героев друг о друге?

(Через высказывания героев и их поведение (гл. IV, V, VI, X). Твердость и резкость Базарова выражается в высказывании: «Архаическое явление». Наблюдения Павла Петровича над Базаровым, сделанные сразу же, приводят к холодности приветствия Павла Петровича: «Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман». Павел Петрович возненавидел Базарова.)

«5» Почему сложились такие впечатления друг о друге?

(Базаров и Кирсанов принадлежат к разным поколениям, это люди, разные по своему социальному положению и психологическому облику, при всей их сдержанности между ними неизбежно должен возникнуть открытый идеологический конфликт.)

2. Как назревало столкновение между героями?

(Зачитывается отрывок из гл.X.)

3. Разбираем спор между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым в X главе.

Но прежде обратим внимание на слова и выражения в тексте, которые вам могут быть непонятны.

Принцип – убеждение, взгляд на вещи.

Патриархальный – верный отжившей старине, устарелый, традиционный, консервативный.

Обличитель – человек, который суровов порицает, разоблачает, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное.

«… наши художники в Ватикан ни ногой». – В Ватикане (резиденции пап в Риме) много музеев с ценнейшими памятникаи искусства. Здесь имеются в виду художники-передвижники.

Итак, спор между героями в X главе идет по 4 линиям.

1. Об отношении к аристократии и ее принципам.

2. О принципах деятельности нигилистов.

3. Об отношении к русскому народу.

4. Об отношении к прекрасному.

1) В чем каждый из героев видит заслуги аристократии?

Понимает ли Павел Петрович, кто победил в споре? («Побледнел»)

2) В чем упрекает Павел Петрович нигилистов?

Есть ли у нигилистов принципы?

3) В чем слабая сторона политических взглядов Базарова?

4) Каково отношение героев к народу?

В ком из спорящих «мужик скорее признает соотечественника»? Докажите это текстом романа.

(Отношение к Базарову ребятишек (гл. V), слуг, Дуняши, Фенечки. «Свой брат, не барин,» — вывод крестьян о Базарове. Для Павла Петровича простые люди – грязные мужики, без которых, правда, не обойтись. Поэтому он морщится и нюхает одеколон, когда говорит с ними. Простые люди, в том числе Фенечка, боятся Павла Петровича.)

В речи кого из героев виден «народный дух»?

5) В чем выражается расхождение героев во взглядах на искусство?

Прав ли Базаров в своем отрицании искусства?

6) Каково отношение Базарова к природе?

7) Убеждают ли спорящие друг друга?

(«Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот», — писал И.С. Тургенев одному из своих знакомых. И в этих словах писателя выразилось его понимание духовного превосходства демократа над барством.)

9) Сделаем вывод: могут ли эти герои жить в мире и согласии? Может ли быть между ними примирение и единство?

V. Словарная работа.

Антагонизм – непримиримое противоречие.

Антагонист – непримиримый противник.

Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество.

1. Учитывая то, что вы знаете о Базарове и Павле Петровиче Кирсанове, сопоставьте их жизненные позиции.

1) Происхождение, социальная принадлежность.

(Павел Петрович – сын генерала, в жизни шел по проторенной дороге, все ему легко давалось. Он принадлежит к высшему сословию.

Базаров – сын уездного лекаря, внук крепостного крестьянина. «Мой дед землю пахал» — с гордостью говорит герой. Он разночинец, выходец из простого народа.)

2) Степень образованности.

(Базаров – человек твердых демократических убеждений. Павел Петрович не имеет каких-либо убежедний, они заменились привычками, которыми он дорожит. он по привычке толкует о правах и обязанностях аристократии и по привычке доказывает в спорах необходимость «принсипов». Он привык к тем идеям, на которых держится общество, и стоит за эти идеи, как за свой комфорт. Он терпеть не может, чтобы кто-нибудь опровергал эти понятия, хотя в сущности он не питает к ним никакой сердечной привязанности.)

2. В чем смысл сравнения Базарова с Павлом Петровичем?

(И.С. Тургенев поставил демократа Базарова с одним из лучших представителей дворянского класса, показал превосходство демократа над аристократом и тем самым выразил мысль о несостоятельности дворянства.)

1. В чем сущность разногласий между героями? Что это – конфликт поколений или конфликт идеологий?

2. Как отразилась в основном конфликте общественно-политическая борьба эпохи конца 50-х – начала 60-х годов XIX века?

(Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений России второй половины XIX века – дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении представителей этих направлений – разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова – построен сюжет романа. Тургенев ставит вопросы, которые волновали передовых людей того времени: в чем расхождение между революционерами-демократами и либералами, как надо относиться к народу, к труду, к науке, искусству, какие преобразования необходимы в обществе, какими путями они могут быть достигнуты. В «Отцах и детях» эти вопросы отражены спорами, «схватками» между Базаровым И павлом Петровичем Кирсановым.)

VIII. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы проследили за развитием конфликта романа в сопоставлении Базарова И П.П. Кирсанова, впереди им предстоит еще одно серьезное столкновение. на следующем уроке мы проследим за развитием конфликта Базарова с миром дворнянства. Для этого вам необходимо прочитать главы XII – XIX и ответить на вопросы:

«4» Какие отношения сложились у Базарова с Одинцовой и почему?

«5» Как выдержал Базаров «испытание любовью»?

Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

кипения дойти не может.

И. С. Тургенев

В романе «Отцы и дети» столкновение происходит не между старшим и млад­шим поколениями Кирсановых и Базаровых. Ни Аркадий Кирсанов, ни Евгений Базаров не вступают в конфликт со своими отцами. Под «отцами», или «старшим поколением», имеются в виду люди устаревших общественных взглядов. А «дети», или «младшее поколение», - это сторонники новых, революционно-демократичес­ких идей. В борьбе этих двух мировоззрений - основной конфликт романа.

Сюжет построен на постепенно возрастающих идейных спорах двух враждую­щих групп. Конфликт между ними заканчивается, как и было в жизни, полным разрывом.

Дворянская группа в романе представлена братьями Кирсановыми. К лагерю «детей» принадлежит разночинец-демократ Евгений Базаров.

Тургенев называл Базарова своим «любимым детищем», «выражением новейшей нашей современности». О происхождении его сообщается очень скупо: отец - воен­ный лекарь, вел «бродячую жизнь», а дед когда-то «землю пахал». Евгений рос в обстановке труда и лишений; некому было его воспитывать и обучать манерам.

С первой же встречи Базаров показан как человек уравновешенный, сильный, знающий себе цену и не склоняющий головы перед дворянами. Лицо его «длинное и худое. оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Гово­рит Базаров «ленивым, но мужественным голосом», походка у него «твердая и стре­мительно смелая». Демократизм Базарова отчетливо проявляется в его речи; она насыщена пословицами и поговорками: «Бабушка еще надвое сказала»; «Днем с огнем не сыскать», «Мертвый живому не товарищ». Говорит он без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворной любезности. Это ясно видно из тех оценок, которые он дает людям враждебного лагеря: Павел Петрович - «архаичное явление», Нико­лай Петрович - «добрый малый», но «человек отставной, его песенка спета». Арка­дию он говорит: «Ты нежная душа, размазня».

Тургенев правдиво отразил увлечение демократической молодежи естественны­ми науками. Развивать и обогащать науку - вот куда направлены интересы буду­щего врача. И он всегда трудится, даже «прогулок без цели не признает». Однако не только медицина привлекает его. Свое назначение Базаров видит в ломке ста­рых порядков, понятий и представлений. «Сперва нужно место расчистить», «Мы драться хотим!» - вот его лозунги. Пожалуй, прав Аркадий, считая, что Евгений «будет знаменит», но «не на медицинском поприще».

Базаров искренен, честен, уверен в себе: «Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои». Он «не принимает ни одного принципа на веру» и выступает против рабско­го преклонения перед отжившими взглядами и авторитетами. Базаров отрицает все то, что порождено «безобразным состоянием общества»: самодержавие, крепостное право и религию. Его ненависть и его любовь искренни и глубоки. Когда пришла к нему «сильная и тяжелая» страсть, он сумел одержать над ней нелегкую победу.

«Демократ до конца ногтей», Базаров ненавидит барство и в свою очередь со стороны господ вызывает к себе чувство ответной неприязни. Его «схватки» с Пав­лом Петровичем - отражение взаимной классовой ненависти. Базарову чужды и враждебны аристократизм Павла Петровича, его привычки, манеры, барское без­делье. В свою очередь Павел Петрович «всеми силами своей души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его».

Когда-то Павла Петровича ожидала блестящая военная карьера, но неудачная любовь к женщине «с загадочным взглядом» перевернула всю его жизнь. Он вышел в отставку, скитался в чужих краях, потом вернулся в Россию, скучал, ничего не делая, и так прошло десять «бесцветных, бесплодных, быстрых лет». Это аристок­рат настолько чуждый народу, что и «говорить-то с ним не умеет». Разговаривая с крестьянами, он «морщится и нюхает одеколон». Читает он только английские книги и газеты, одевается на английский манер, сохраняет в деревне аристократическую привычку переодеваться к завтраку, обеду и ужину. Говорит он подчеркнуто изыс­канно, старомодно. В его речи много иностранных слов, которые, по замечанию Ба­зарова, «русскому человеку и даром не нужны».

Ненависть к Базарову лишает его в спорах необходимой выдержки, он частень­ко теряется и вместо убедительных доводов бросает в адрес противника колкие реплики, испытывает «тайное раздражение». В конце концов, он признается брату: «Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме. Полно нам ломаться и думать о свете. пора нам отложить в сторону всякую суету». Жизнь свою он доживает в одиночестве на чужбине. В России ему делать нечего! Материал с сайта //iEssay.ru

Николай Петрович Кирсанов стремится «стать в уровень с современными требованиями», много суетится и хлопочет. Его избирают мировым посредником, «красным величают». У себя в поместье он вводит новшества: у него не имение, а ферма, не крепостные, а наемные работники. Однако добрый и мягкий барин оказывается беспомощным хозяином: «недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева».

Аркадий Кирсанов увлечен идеями разночинцев-демократов, но по рождению, воспитанию и привычкам его тянуло в среду «отцов», в дворянские гнезда, где он чувствовал себя прекрасно. Базаров это понимает. Они не могут быть настоящими друзьями и единомышленниками. Расставаясь с Аркадием, Базаров дает ему точ­ную характеристику: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльей жизни ты не создан, В тебе нет ни дерзости, ни злости. Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич».

Победа Базарова над «феодалами» братьями Кирсановыми, развенчание Арка­дия и разрыв с ним подчеркивают главную мысль романа, которая, по словам Тур­генева, заключается «в торжестве демократизма над аристократией».

Конфликт Базарова и Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

«Отцы и дети» - знаменитое произведение русского романиста И. Тургенева, в котором раскрывается суть конфликта консерваторов и революционеров-разночинцев XIX века на примере Кирсанова и Базарова.

Павел Кирсанов благородный, образованный. Он отличается хорошими манерами, модной одеждой. Большую часть жизни проводит за границей. Он читает иностранную литературу и даже разговаривает на английском языке, поэтому крестьяне часто его не понимают.

С возрастом Кирсанов уединяется, за что слывет гордецом. Правда, соседи уважают его за другое: безукоризненный вкус, тонкий запах духов, проживание в номерах лучших гостиниц и честность.

Павел Петрович ‒ консерватор. Он чтит общественные устои, принципы, обычаи. Кирсанов уверен, что хорошо осведомлен о крестьянской жизни.

Во время знакомства с Базаровым Павел Кирсанов не подает руку. Он не видит в Евгении аристократа, хотя его мать ‒ дворянка, которая владеет деревней с двадцатью крепостными. А все потому, что Базаров внешне и по способу мышления напоминает крестьянина. Он одевается, как простой человек, говорит мало и грубо. Евгений ‒ нигилист, потому не ценит культуру, общественные порядки, традиции. Он атеист. Чувства для него ‒ глупость, которая портит мужчину, делает безвольным.

Базаров самоуверен. Он утверждает, что понимает жизнь народа. Крестьяне же уважают Евгения, поскольку его простота им ближе барских привычек.

Кирсанов и Базаров постоянно спорят, что объясняется разными характерами и мировоззрением. После поцелуя Базарова с Феничкой, Павел Петрович приходит в негодование. Ярость толкает его на дуэль. Но поскольку Евгений, по его мнению, не является аристократом, он для запугивания хватает палку. Такое поведение, конечно, не соответствует высокому происхождению Кирсанова и его принципам. Однако Базаров боится избиения и соглашается на поединок, чем нарушает каноны собственной жизненной теории.

Конфликт заставляет противников задуматься, немного смягчиться. После поединка участники вдруг признают, что не всегда понимают крестьян. Павел Петрович пересматривает некоторые взгляды. Он становиться боле лояльным, демократичным и просит брата жениться на Фенечке, которая не имеет дворянского происхождения.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сочинение » Отцы и дети — Тургенев » Конфликт Базарова и Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

sochinenienatemu.com

Популярное:

  • Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Понятие и основные признаки права собственности на природные объекты и ресурсы. ГК, Статья 209. Содержание права собственности. Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, […]

И. С. Тургенев отразил в своем романе “Отцы и дети” конфликт, возникший между двумя социально-политическими лагерями в РФ 60-х годов XIX века. Выразителем идей разночинцев-демократов стал у писателя Евгений Базаров. Ему в романе противопоставлено либеральное дворянство, наиболее ярким представителем которого является Павел Петрович Кирсанов. Для того чтобы отразить конфликт переломного в жизни РФ времени во всей его полноте, Тургенев сталкивает этих двух героев.

“Кто есть Базаров?” - спрашивают Кирсановы у Аркадия и слышат ответ: “Нигилист”. Взгляды “нигилиста” и Павла Петровича Кирсанова были совершенно противоположными. С первой же встречи они почувствовали товарищ к другу неприязнь. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: “Этот волосатый?” А Базаров вечером заметил Аркадию: “А чудаковат у тебя дядя”. Между ними постоянно возникали противоречия. “У нас ещё будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую”, - говорит Кирсанов.

Давайте ближе познакомимся с главными героями романа. Павел Петрович Кирсанов - сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский корпус. Внешне это человек с красивым лицом, юношески стройный. Аристократ, англоман, он был самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, Павел Петрович сохранил аристократические привычки (носил английский костюм и лаковые полусапожки). Базаров - внучек дьячка, сын уездного лекаря. В этом человеке чувствуется сила, энергия. Говорит он “мужественным голосом”, ясно и просто. Походка Базарова “твердая и стремительно смелая”. В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало.

Каково же мировоззрение этих героев романа? Павел Петрович Кирсанов сильно убежден, что право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами (“Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее”), т. е. нравственные нормы, выработанные аристократами, - опора человеческой личности.



Загрузка...