emou.ru

Конспект занятия по сказкам в подготовительной группе. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи "путешествие по сказкам" Занятия сказки для детей подготовительной группы

Аида

Цель : закрепить знания детей о сказках и о сказочных героях .

Задачи :

Обучающие : - Формировать последовательно и выразительно передавать содержание произведения;

Закреплять умению составлять описательный рассказ по картинкам .

Развивающие : - развивать образность речи, творческое воображение;

Развивать стремление к точному словоупотреблению;

Воспитательные : - Воспитывать любовь к сказкам ;

Воспитывать умения сотрудничать друг с другом, взрослым.

Предварительная работа : чтение сказок .

Материалы и оборудование : иллюстрация к сказкам , музыкальное сопровождение, письмо, одноразовые пластиковые ложки, салфетки, ножницы, степлер, клей ПВА, наклейки глазки, цветная бумага.

Методы и приемы : беседа, объяснения.

Ход занятия:

1. -Доброе утро ребята! Посмотрите сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

- «Круг радости»

«Друг на друга посмотрели,

Крепко за руки взялись,

Влево – вправо повернулись,

И друг другу улыбнулись». Давайте и нашим гостям улыбнемся, подарим свою улыбку. Молодцы! Присаживайтесь!

2. Ребята а вы любит сказки ?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке , какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель : Сказки бывают веселые и грустные, смешные, они знакомы с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Сказки любят дети и взрослые, они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. На сказочные сюжеты ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

Сказки это "Душа народа". Передаваясь из поколения в поколение сказки пришли к нам из глубокой древности.

Ребята вы хотите полететь со мной в страну сказок и за одно проверить ваши знания о сказках .

Но как нам попасть в страну сказок ? Давайте вспомним какие волшебные предметы помогают сказочным героям перемещаться .

Дети : Ковер самолет, летучий корабль, сапоги скороходы и др.

Воспитатель : А нам попасть в сказку помогут волшебные башмачки. И полетели по кругу. Ребята наши башмачки не хотеть взлететь. Что же будем делать?

Нужно произнести заклинание «башмачки одели в сказку полетели » . (сказочная музыка ) .

Воспитатель : Вот мы в мире сказок . 1 слайд. Посмотрите на волшебном экране встречают нас сказочные герои .

2 слайд Письмо. Ой здесь какое - то старинное письмо, подписано подготовительной группе . Здесь написано, что мы должны ребята преодолеть задания и за каждое сделанное задание мы будем получать золотой ключик. Когда мы соберем все ключи, то сможем открыть волшебный сундук. Вы готовы пройти все задания?

1 задание. Нужно отгадать загадки про сказки и сказочные герои .

Слайд 3 загадка, 4 слайд отгадка.

Заревели бабка с дедом :

Как теперь нам быть с обедом?

Мышка по столу бежала

И яичко вдруг упало.

(Курочка ряба)

Румяный круглый паренёк,

Сбежал из дому на денёк.

С весёлой песенкой бродил

И все опасности обходил

До той, пока в лесу

Не встретил хитрую лису. (Колобок)

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила :

Репку вытащить из грядки

Деду с бабой помогла.

("Мышка")

В дремучем лесу затерялась избушка.

В избушке живет непростая старушка –

На метлу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица!

(Баба Яга)

Слайд 11,12

Уговаривала братца

Старшая сестрица :

«Ты из лужицы ней пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка –

Превратился он в козленка. (Сестрица Алёнушка и Братец Иванушка) .

Слайд 13,14

В лесу девица стоит плачет,

От холода всё руки прячет.

И нос замёрз и уши тоже,

Вся на снегурочку похожа.

Мороз с ней начал говорить,

Со всех сторон к ней подходить : и спрашивать

Тепло ли, девица, тебе? («Морозко» ).

15 Слайд. Ребята на волшебном экране появился золотой ключик, значит вы справились с 1 заданием. Молодцы ребята!

2 задание. Нужно назвать из какой сказки эти предметы ?

16 слайд : 1. Волшебное зеркальце - СКАЗКА

О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ

И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ. А кто помнит какие слова царевна говорила глядя на зеркало «Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи :

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

2. Разбитое корыто - «Золотая рыбка» . А сколько желаний старику исполнила Золотая рыбка? Молодцы смотрим дальше.

3. Чья эта хрустальная туфелька- Золушки. А как Золушка потеряла одну туфельку? Убежала от принца.

4. У кого был этот предмет- золотой ключик, у Буратино.

5. Какого сказочного персонажа можно победить этим предметом (иглой) – Кощея.

6. Метла – Баба- Яги. Молодцы ребята, вы хорошо знаете все сказки и ваши знания помогли нам преодолеть задание.

Ой ребята золотой ключик появился на экране! Мы справились и с 2м задание.

Ребята у вас наверно глазки устали, давайте мы с вами отдохнем. Посмотрите на волшебный экран и будем мы с вами наблюдать за сказочным лесом .

3 задание. Вам нужно будет угадать песни из знакомых мультфильмов. Слушаем первый музыкальный отрывок

1 песня Винни-пух и Пятачок. Посмотрите вы правильно угадали!

2. Мультфильм «Бременские музыканты» . (Ни чего на свете лучше нету чем бродить друзьям по белу свету)

3. Песенка из мультфильма «Летучий корабль» . (Растяни меха гармошка, пой, играй, наяривай)

4. Песня из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» . (Если б не было б зимы в городах и селах, никогда б не знали мы этих дней веселых)

5. Песенка водяного из мультфильма «Летучий корабль» . (Я водяной, я водяной поговорил бы кто со мной, а то мои подружки пиявки и лягушки)

6. Песенка из мультфильма «Крошка - енот» . (От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга зажгётся) .

7. Колыбельная из мультфильма «Умка» . (Спят твои соседи белые медведи, спи и ты скорей малыш)

Молодцы ребята! Появился ключик, значит мы справились и с этим задание. Давайте мы с вами поиграем, отдохнём!

Физминутка : «Башмачки»

Раз, два, три, четыре, пять! (дети скачут с продвижением вперед)

По дорожке я скачу.

Раз, два, три, четыре, пять!

Башмачок скакать учу. (прыжки на месте)

Раз, два, три, четыре, пять!

Обломился каблучок. (дети приседают)

Раз, два, три, четыре, пять!

Начали снова скакать (разводят руки в стороны)

(музыка весёлая или русско- народная песня)

4 задание «Опиши сказку » . Ребята вы должны описать действия сказки , а остальные ребята должны угадать.

5 задание. Картина куклы. Нам нужно сделать куклы. Идёмте все за стол. Мы будем делать куклы из пластиковых ложек. Нам понадобится :

1)Одноразовые пластиковые ложки.

3)бумажные салфетки

4)Ножницы,степлер.

5)Клей ПВА

6)Наклейки глазки.

7)Цветная бумага.

Начнем с волос для куклы. Берем бумажную салфетку,складываем ее в четверо, обводим круг вырезаем. Закрепляем степлером. Делаем помпон (распушаем шарик) . Наливаем в ложку клей. Приклеиваем и легонько надавливаем наш помпон к ложке. Приклеиваем глазки. Вырезаем и приклеиваем из цветной бумаги красного цвета ротик. Рисуем на салфетке платье вырезаем. Делаем прорез, чтобы вставить ложку. Вставляем нашу ложку в разрез для горлышка палочкой вниз. Подвязываем ленточку, фиксируем платье.

Вот и готова наша куколка из пластикой ложки! Кукол из пластиковых ложек вы можете сделать из различных материалов (волосы и бороду из ваты, шерстяных ниток, а одежду можно для кукол сделать из всевозможных тканей, бумажных салфеток).

3. Самостоятельная работа детей (спокойная музыка) .

Какие красивые куклы у вас получились, такие нарядные. Каждый ребенок описывает свою куклу. Давайте мы заберем ваши куклы в нашу группу в уголок Кукольного театра и других ребят научим делать. На экране появился 5 ключик. Мы ребята справились со всеми испытаниями, открылся наш сундучок и сказка нам дарит раскраски сказочных героев .

Ребята нас наверно заждались в детском саду. В сказке хорошо , а дома еще лучше. Чтоб наши волшебные башмаки взлетели, нужно сказать заклинание «башмаки одели, в детский сад полетели» . Ребята вот мы прилетели обратно в д/с. Вам понравилось путешествие ? Давайте вспомним какие задания выполняли? Про кого сказку сочиняли ? Что именно вам понравилось? Ребята мне очень понравилось как вы все отвечали на вопросы, самое главное вы были очень дружные и поэтому у вас получилось, выполнить все задания. Молодцы! Давайте нашим гостям скажем до свидания! Спасибо!

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Сказки из сундучка»
Программное содержание.
Обучающие задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
2. Учить узнавать сказку по заданию.
3.Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам.
4. Поддерживать интерес к театрально — игровой деятельности.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение действовать согласованно.
2.Развивать речь, память, воображение, фантазию, мышление.
Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Воспитывающие задачи: Воспитывать интерес к сказкам, доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.
Оздоровительные задачи: Снятие мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).
Методы: Игровой, частично-поисковый, проблемный, самостоятельный.
Приемы: Художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, физминутка, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Материал: Картинки для загадок, сказки, юла, диск с русскими народными сказками, 2 мольберта, фломастеры, карточки, костюм сказочницы для педагога, маски для театрализации сказки.
Оборудование: Сундук, аудиозапись с мелодиями, магнитофон, стенд с книгами русских народных сказок, иллюстрации сказок.
Ход занятия
Звучит негромкая сказочная музыка.
Воспитатель. Ребята, проходите. Поздоровайтесь с гостями.
Любите ли вы читать сказки?
Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель: Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими. А как вы думаете, почему они называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы быть волшебниками? А какие вы знаете волшебные предметы? (ответы детей: сапоги – скороходы, шапка-невидимка, скатерть –самобранка, ковер самолет…)
Хотите ли вы встретиться со сказкой? Тогда отправляемся в сказочную страну, а вот на чем мы туда доберемся, отгадать поможет загадка.
Загадка:
В любое место он вас донесет
Куда пожелаете сами
И не успеете вы оглянуться
Как встретитесь вдруг с чудесами.
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный … (ковер самолет).
Воспитатель: Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник. Садитесь на ковер – самолет он донесет нас в страну сказок
Отправляемся друзья
В чудо сказку — вы и я
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!

1,2,3 взлетаем, глаза все мы закрываем. Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес 1,2,3,4,5 можно глаза открывать (переодевается в сказочницу).
И мы с вами очутились в стране сказок, а я превратилась в сказочницу.
Ой, а что это? Ответы детей (сундучок), наверное он волшебный, давайте его откроем, находят в сундучке грамота и книги.(текст письма с заданиями)
Текст письма:
Дорогие ребята. Пишут вам сказочные герои из всех сказок. Нас заколдовал злой волшебник, перепутал все сказки и всех героев. Помогите нам, пожалуйста, попасть в свои любимые сказки, расколдуйте нас. Для этого нужно выполнить 6 заданий. Мы очень ждем вашей помощи.
Герои сказок.
1.Поле чудес «Отгадывание сказок»
(из 10 сказок, прочесть только текст их трех сказок)
2.Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка — Хаврошечка».
Коза – «Коза Дереза», «Волк и семеро козлят»;

Медведь – «Маша и медведь», «Три медведя», «Царевна Лягушка», «Заюшкина избушка»;

Волк – «Волк и семеро козлят», «Иван царевич и серый волк», ; «Лисичка – сестричка и серый волк»).

Гуси – «Гуси-лебеди»;

Лиса – «Журавль и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и Петух»;

Заяц — «Заюшкина избушка», «Колобок», Теремок», «Рукавичка»;

Курица – «Курочка Ряба».
Молодцы!

3.Игра «Узнай сказку по иллюстрации»

— Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»).
1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».)
— Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)
— Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
2) — Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)
— А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

4.Игра «Угадай слово, которое спряталось» (работа в подгруппах, мольберт).

5. Игра «Узнай сказку по загадке» (дети не называют, а находят картинку).

В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Баба-Яга

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
(Гуси-лебеди)

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
(Царевна лягушка)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
(Репка)

6. Драматизация сказки «Лиса и козел»

Сказочница: вы такие молодцы, спасибо, что выполнили все задания: расколдовали сказки и помогли всем сказочным героям вернуться в свои сказки. У вас доброе и чуткое сердце.

Наверное, в волшебном сундучке для нас есть подарки, посмотрим?

За ум и смекалку,

Сказать спасибо я хочу,

Тем кто трудился,

Тем кто старался,

Подарок из сундучка всем покажу.

(достает из сундучка настольную игру).

Нам пора возвращаться в детский сад. Садимся на свой ковер-самолет.

1,2,3 взлетаем, снова глазки закрываем.

1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать (во время проговаривания слов воспитатель снимает костюм сказочницы)

Воспитатель: Вот наше занятие и подошло к концу, и мы с вами обратно оказались в группе.

Какое задание было самым трудным для вас?

А какое задание было самым легким в нашем путешествии?

Дети, что вам понравилось больше всего?

Верить в сказку — это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.

Ребята, давайте, попрощаемся с гостями, а сами познакомимся с новой игрой или сказкой.

Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию
с использованием технологии ТРИЗ.

Образовательные задачи:
1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
2. Учить узнавать сказочных героев.
3. Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства - описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного - характера.
4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
5. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый - грустный, здоровый - больной и другие.
6. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.
7. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
8. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

Развивающие задачи:
1. Развивать умение детей действовать согласованно.
2. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
3. Развивать слуховое внимание и память.

Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Коррекционные задачи:
1. Повышение остроты зрения. Тренировка амблиопичного глаза. Совершенствование цветового восприятия.
2. Развитие и тренировка зрительного внимания и памяти.
3. Развитие фиксации взора.
4. Развитие слухового восприятия.
5. Развитие координации движений.

Интегрируемые образовательные области:
«Чтение художественной литературы», «Познание. ФЦКМ», «Познание.
ФЭМП», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура»,
«Музыка».

Предварительная работа:
Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок. Знакомство с символами (ТРИЗ). Рассматривание иллюстраций «Герои сказок». Формирование знаний детей о структуре сказки: зачин, кульминация, концовка. Знакомство и анализ пословиц о сказках, выделение из текста и анализ фразеологизмов: образность, яркость, выразительность, точность, краткость. Подбор музыкального сопровождения. Драматизация. Знакомство с художниками - иллюстраторами: И. Билибиным, Е. Рачёвым, Е. Чарушиным, Конашевичем. Использование ИКТ. Д.и. «Сам себе сказочник». Настольно-печатные игры: «Репка», «Красная Шапочка», «Приключения Буратино».

Материалы:
Два мольберта; две указки; фланелеграф; иллюстрации героев сказок; схемы, изображающие героев сказок и их характер; иллюстрация «Путаница»; иллюстрации к игре «Узнай по тени»; схемы к игре «Сам себе сказочник»; мягкий кубик; разноцветные ориентиры; СД-диски; медали-сюрпризы; две физкультурные дуги.

Ход.

1.
Организационный момент. Стулья стоят полукругом около доски. На каждом стуле- ориентир (цветок).

Дети заходят под музыку «В гостях у сказки», встают около воспитателя.

В: «В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка - впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.

В: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к сказкам.
«Если сказку назовёшь,
То цветок с собой возьмёшь».

В: Назовите свою любимую сказку.
Дети называют, воспитатель каждому ребёнку вешает на шею «цветок» -
ориентир.

В: Это необычные цветы - они помогут вам путешествовать по сказкам.
«Все цветочки покачались
В стране сказок оказались».
Дети садятся на стулья, на спинке каждого «свой» ориентир.

2.
В: Дети, волшебник сказочным героям надел «шапки - невидимки», поэтому сейчас мы услышим только их голоса. Слушайте внимательно и быстро называйте.
Звучит аудиозапись. Дети называют персонажей. Голос: Братец - Иванушка, Машенька, Золотая рыбка, Карлсон, Царевна - лягушка. Винни-Пух, Мама Коза, Лиса, Емеля, Морозко, Иван-дурак.

В: Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы.
На доске плакат «Сказочная путаница».

В: Посмотрите, что он сделал?

Д: Он перепутал все сказки.

В: А какие сказки он перепутал? Назовите их.

Д: «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная Шапочка», «Маша и медведь», «Царевна - лягушка», «Принцесса на горошине», «По щучьему веленью», «Заюшкина избушка», «Заяц - хваста».

В: Верно. А что перепутал на картине волшебник?

Д: Золушке дают примерить хрустальную туфельку, а не сапоги.
Примеряет туфельку не кот в сапогах, а принц.
Медведь несёт не Царевну - лягушку, а Машеньку.
Принцесса на Горшине спит не на печи, а на перине, а печь из сказки «По щучьему веленью».
Красная Шапочка встречает не зайца, а волка.
(Воспитатель снимает плакат с доски).

В: » Все мы сказки разгадали
И героев всех нашли.
Нужно дальше нам идти«.
(Дети встают друг за другом и идут за воспитателем.)
В: «По тропинке мы пойдём
Через мостик перейдём».
(«Мостик» - две дуги. Дети проходят между ними.)
В: Тот, кто слово наоборот назовёт, тот по мостику пройдёт. Цветы помогут вам найти своё место.
- Весёлый - грустный,
- добрый - злой,
- Смелый - трусливый,
-Старый - молодой,
-Сильный - слабый,
-Здоровый - больной,
-Умный - глупый,
- Вежливый - грубый,
- Сытый - голодный,
- Могучий - слабый,
- Озорной - послушный,
- Ленивый - трудолюбивый.
(«Мостик» убирается. Слева от окна - мольберт. На полу - цветы - ориентиры. Дети встают, каждый, около своего ориентира.
На мольберте - «тени» сказочных персонажей.

5.
В: Волшебник спрятал героев.
» Если мы их разгадаем,
От волшебства мы их избавим».
В: Называем тень, переворачиваем, правильно ли угадали.
Д: Это Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч.
(По мере называния, дети переворачивают иллюстрации, там - цветное изображение).
В: Всех героев вы узнали, сейчас отдохнём.

6 .
Гимнастика для глаз.
» Мы пришли в чудесный лес.
(Глазами нарисовали круг вправо)
В нём много сказок и чудес.
(Круг влево)
Слева сосны - справа ели,
(Глазами вправо и влево)
Сверху дятел, тук да тук.
(Глаза вверх- вниз)
Ты глаза открой, закрой.
И скорей бегом домой.
В: Подойдите к окну. Посмотрите на круг на окне, посмотрите на дом.
Во скольких окнах на первом этаже горит свет? Сосчитайте. Посмотрите на круг. На последнем этаже?
В: Молодцы! Возвращаемся на свои стулья.

7 .
В: Пока мы с вами путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные, портреты - линии.

В: Какая это линия?
(Воспитатель показывает волнистую линию на доске.)
Д: Это волнистая линия.
В: Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?
Д: Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым
В: Перечислите героев сказок с таким характером.
Д: Золушка, Белоснежка, Царевна - Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.
В: Верно, а почему?
Д: Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.
(Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с линией).
(На доске ломаная линия.)
В: Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа?
Д: Нет.
В: На что похожа эта линия?
Д: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.
В: Так значит герои, обладающие каким характером могут быть изображены этой линией?
Д: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.
В: Перечислите их.
Д: Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.
(Вместе с линией персонаж-Змея Горыныча)
В: Верно, как зовут этого героя?
Д: Его зовут Иван-Царевич.
В: Какой линией можно его нарисовать?
Д: Можно нарисовать прямой линией.
В: Почему? Какой он по характеру?
Д: Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый.
В: Перечислите героев, которые обладают таким характером.
Д: Иван - крестьянский сын, Иван - Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей.
(На доске персонаж Ивана Царевича и прямая линия.)
(Воспитатель вывешивает Буратино и линию, изображающую дугу.)
В: Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут?
Д: Его зовут Емеля.
В: Какой он по характеру?
Д: Весёлый, озорной, смешной.
В: Почему такой линией? На что она похожа?
Д: Она похожа на улыбку.
В: Какие персонажи с таким характером вам известны?
Д: Емеля, Буратино, Питер Пен, Карлсон.
В:Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. А сейчас вы сами превратитесь в сказочных персонажей.

8.
Звучит музыка, дети встают, выходят из-за стульев, строят круг.
Психогимнастика.
В: «Это, что за маскарад
И зверей, и птиц парад
Ничего не разберёшь,
Где тут белка, где тут ёж.
Приготовься и смотри
Сказочное животное на месте замри.
В гости сказки к нам пришли
Кто есть кто - определи.
Буратино и Кащей
И Мальвина и злодей.
Приготовься и смотри
Фигура из сказки на месте замри.
(Дети проходят на свои стулья.)

9 .
В: А сейчас мы с вами сочиним свою сказку.
«Будем кубиком играть,
Будем сказку сочинять».
(На мольберте- план-схема сказок.)
В: Первый шаг- бросаем кубик, считаем сколько выпало, ищем схему, это начало сказки. Составляем предложение. Бросаем кубик ещё раз - считаем, составляем второе предложение по выпавшей схеме. Всего пять шагов.
Наша сказка должна быть интересной, законченной, в ней должно произойти чудо, волшебство. В ней должны присутствовать сказочные герои и добро победить зло.
(Дети сочиняют сказку по выпавшим схемам, воспитатель направляет, задаёт вопросы.)
(Примерный вариант сказки: см. Приложение 1.)

10.
В: Молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться.
Вам понравилось быть в гостях у сказок?
Д: Да.
В: А что понравилось? Что запомнилось больше всего?
(Дети отвечают.)
В: «Верить в сказку- это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно отворит все двери».
Воспитатель раздаёт медали - сувениры.

Приложение № 1.
Жили-были король и королева. Жили они в большом дворце. Детей у них не было. Жили они скучно и в одно прекрасное утро очутились на необитаемом острове. Там было очень красиво. Росли необычные деревья и пели чудесные птицы. На острове они встретились с добрым звездочётом, который им рассказал про планеты, и показывал их в свой телескоп. Король и королева очень понравились звездочёту и он подарил им волшебное яблоко. Поблагодарили они звездочёта и отправились в обратный путь с этим яблоком. Оно не только показало им дорогу домой, но и по возвращении продолжало творить чудеса. И вот, что из этого получилось: в скорм времени у них родился сын и стали они жить поживать, да добра наживать.

Название: Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»

Должность: воспитатель I квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад № 112
Месторасположение: г. Ярославль, Российская Федерация

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "Путешествие по сказкам".

Цель:

  • Систематизировать и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; Учить анализировать, обобщать, оценивать поступки героев; создать у детей радостное, эмоциональное настроение.

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

  • Развитие психологических качеств: внимания, мышления, воображения, произвольности поведения, мелкой моторики, зрительно–моторной координации, речи.
  • Развивать личностно-смысловую сферу детей (отношение к действительности, переживание, взаимопомощь и взаимодействие) .
  • Развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях, навыки содружества педагога и детей.
  • Развивать групповую сплоченность, координацию движений, навыки позитивного социального поведения.
  • Развивать мотивационную сферу детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь.

Методические приемы:

  • художественное слово (загадки) , беседа, рассматривание иллюстраций, пояснения, поощрение, физминутка, использование схем, подведение итогов.

Словарная работа:

  • Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, стародавняя, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал:

  • Сказочные герои для загадок, игра "Сложи сказку" (разрезные картинки) , костюм сказочницы для педагога.

Оборудование:

  • Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, столы, стульчики, интерактивная доска.

Ход занятия

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказочница. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы слушать сказки?

Дети. Да. Любим.

Сказочница: Сказки бывают разные, в них происходят удивительные события и превращения.

Сказки стародавние
Грустные, забавные,
Добрые, серьёзные,
Лунные и звёздные.

Сказочница: А вы хотели бы попасть в сказку?

Сказочница Ребята, я предлагаю вам сесть в круг. И мы начинаем наше путешествие в мир сказок. (Открывается дверь, закатывается клубочек) . А поможет нам в этом волшебный клубочек.

Задание первое. Ребята, послушайте такие выражения и скажите, где вы можете их встретить: Жили-были; В некотором царстве, в некотором государстве; Давным-давно; И я там был, мёд, пиво пил.

(Сказочница передаёт клубочек по кругу, у кого клубочек тот и отвечает на вопрос) .

Ответы детей

Сказочница: Правильно, ребята, эти выражения встречаются в сказках.

Задание второе. Ребята, а есть у меня еще хитрые сказки, имена героев написаны неверно, только вы и сможете мне помочь. (Читает в книге)

  1. В этой сказке живут братец Козленочек, и сестрица Гуленушка. (Аленушка и братец Иванушка)
  2. Как зовут закадычных врагов Ивана Царевича? Змей Равниныч и Кощей Бесстрашный? (Змей Горыныч и Кощей Бессмертный) .
  3. А вот эту сказку вы знаете? Называется «Царевна-индюшка» (Царевна- лягушка)
  4. А вот еще одна сказка «Курочка в полосочку» . (Курочка Ряба)
  5. А это моя самая любимая сказка «Мальчик с кулачок» , неверно? (Мальчик с пальчик) .
  6. Есть в сказочной стране девица, кличут ее Василиса Преглупая! (Премудрая)

Сказочница: Ой, конечно же, её зовут Василиса - Премудрая как я могла забыть я же ходила к ней в гости и взяла с собой книгу «Любимые сказки» . Василисе Премудрой так понравились эти сказки. Но налетели ветры буйные, унесли книгу сказок в Тридевятое царство. А заколдовали ветер Кощей с Бабой-Ягой. Василиса дала мне карту, которая поможет нам найти дорогу в Тридевятое царство и попросила Вас помочь мне. Поможете? (ответы детей) . Давайте выберем главного кто будет отвечать за карту (выбирают с помощью считалки) .

На золотом
Крыльце
Сидели:
Царь,

Царевич,
Король,
Королевич,
Сапожник,

Портной.
Кто
Будешь
Такой?

Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых
И честных людей!

Пора нам отправляться в дорогу. А поможет нам в этом ковер-самолет! (достает ковер) .

Ой, ребята, да как же мы полетим на нем ведь он весь в дырках, А кто же нам эти дырки сделал, как вы думаете? (ответы детей)

Правильно, это мышка? (А из какой сказки мышка? Теремок, Репка, Курочка Ряба)

А давайте мы вместе отремонтируем наш ковер-самолет?

Задание третье: Посмотрите на что похожи дырки на ковре? (Ответы детей)

Сказочница: Правильно, они похожи на геометрические фигуры, вот у меня есть заплатки в виде геометрических фигур, давайте закроем все дырочки (работа детей) .

Сказочница: Молодцы ребята, ковер-самолет теперь опять как новенький. Теперь мы можем на нем отправиться в Сказку (встаем все на ковер, и имитируем полет) .

И вот мы оказались в сказке. Давайте посмотрим на карту и подумаем, что же нам делать дальше, куда идти??

(На карте изображена Яблоня)

Сказочница: -Ой, ребята смотрите, что это нам карта показывает.

Дети: (смотрят на карту и говорят) Яблоня.

Сказочница: Значит путь наш с вами лежит к яблоньке.

(подходят к яблоне)

Сказочница: Ребята если мы с вами в Тридевятом царстве, то скажите

пожалуйста, в какой сказке яблоня помогла девочке и её брату спрятаться от тех, кто их догонял.

Дети: Гуси-лебеди.

Сказочница: Правильно. Давайте и мы у яблоньки дорогу спросим. Только не забывайте условие, надо вести себя очень тихо, что бы Гуси – лебеди нас не услышали.

Дети: Яблонька – матушка покажи нам дорогу, где искать нам нашу книгу.

Яблонька: Выполните сначала моё задание, тогда и путь свой узнаете.

Сказочница: Готовы ли вы выполнить четвёртое задание?

(На интерактивной доске появляются сказочные герои) .

(Дети показывают героев сказок, характеризуют их) .

1. Пускай исчезнут ябеды, зазнайки!
Привет и поздравления от (Незнайки) .

2. Я вам обещаю кусок пирога!
И ножки куриные… (Баба-яга) !

3. Фильм обо мне – отличная картина!
Желаю много счастья … (Буратино)

4. Пусть падает на землю белый пух!
Побольше вам подарков… (Вини-Пух) !

5. Побольше ешьте фруктов, овощей!
6. Предпочитайте транспорт пеший

Ходите в лес! С приветом … (Леший) .

7. Желаю вам, друзья, дороги длинной!
Я вас спасу от гриппа! (Чипполино)

Сказочница: - Молодцы! Вы хорошо знаете сказки!

Физминутка “Движения”

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!

Раз-два, раз-два,
Нам идти уже пора!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали
Руки кверху все подняли.
Отпустили, потрясли!
Дальше в путь мы все пошли

Сказочница: Идём тихо, не толкаемся. Помним, что мы должны помогать друг другу. (У воспитателя заиграл сотовый телефон) .

Да это же Машенька из сказки Гуси-лебеди. (Машенька просит нас помочь ей найти дорогу к избушке Бабы-Яги, чтобы быстрее спасти братца)

(На доске висит карта с изображением дороги к избушке Бабы – яги)

Сказочница вместе с детьми ищет дорогу. И когда находят, воспитатель задает детям вопрос: «Ребята, дорогу для Машеньки мы нашли. Ну как же нам отправить ей карту??»

Дети: Высказывают свои предложения.

Сказочница: Ребята, ведь мы с вами живем в 21 веке. У всех есть компьютеры и сотовые телефоны. А в телефоне есть много функций и даже фотокамера. Так давайте сфотографируем дорогу для Машеньки и отправим ей фото. (воспитатель фотографирует и отправляет)

Сказочница: Машеньки мы помогли пора и нам в путь. Давайте заглянем в нашу карту.

Ребята, смотрите карта показывает нам домик. Значит наш путь лежит к домику (подходят к домику) .

Домик, какой красивый, расписной. Скажите мне ребята, в какой сказке один герой сломал домик и всех жильцов распугал???

Дети: Теремок.

Сказочница: Молодцы! Правильно. Записка на домике висит. Давайте её прочитаем (читает записку) .

Добры молодцы и красны девицы! Мы герои сказки теремок узнали одну тайну Кощея. Мы его боимся, поэтому спрятались. А вам сообщаем. Мы видели как Кощей и Баба-Яга резали фотографию и всё повторяли: «Теперь они свою книгу никогда не найдут» . Когда они ушли мы кусочки все нашли, но собрать не смогли. Может быть у вас получится. Желаем вам удачи. Жители теремка.

Сказочница: Ребята нам надо постараться собрать кусочки картинки, там наверное очень важная информация о том, где спрятали нашу книгу Кощей и Баба-Яга. Только нам надо быть очень тихо ведь мы подошли уже совсем близко к месту, где спрятана книга. Значит Кощей и Баба-Яга где-то рядом.

Дети: (Собирают разрезные картинки, на которых изображен сундук) .

Сказочница: Наверное Кощей и Баба-Яга спрятали книгу в сундуке.

А как нам отыскать дорогу к сундуку? Ой ребята, у нас же есть волшебный клубочек, он нам и укажет дорогу.

(Клубочек находит дорогу к сундучку)

Сказочница: Молодцы! Нашли книгу «Любимые сказки» . А как вы думаете, почему Кощей и Баба-Яга утащили «Книгу сказок» ? правильно ребята, потому что в сказках много добра и волшебства. Мы сегодня с вами постарались и вернули «Книгу сказок» , для этого нам пришлось преодолеть трудный путь, разгадать загадки и пройти все испытания. Мы победили потому что мы дружные ребята, правда?.

Сказочница: Пора возвращаться в детский сад к вашим друзьям и игрушкам. Для этого встанем на ковер-самолет, закроем глаза и скажем все вместе волшебные слова: «Раз, два, три – обратно в садик попади!» .

Вот мы и очутились в группе детского сада!

Дети: Ура!

Итог:

Сказочница: - Что было трудно для тебя, Багавдин? Какое задание понравилось выполнять Тоне, Саше? Какое задание было самым легким для Святослава… Арины?

(подготовительная группа)

Программное содержание.

Обучающие задачи:

1.Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

3.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Развивающие задачи:

1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.

2. Развивать умение действовать согласованно.

3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Оздоровительные задачи:

1. Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).

Методы:

Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ТРИЗ-технология, ИКТ, самостоятельный.

Приемы:

Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа:

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Индивидуальная работа:

Помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки. На протяжении занятия активизировать Максима У.

Материал:

Игрушки для загадок, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

Оборудование:

Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск со сказкой «Как Колобок друзей искал», диск с викториной по русским сказкам, столы, стульчики.

Ход занятия: Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети. Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Воспитатель. Испокон века книга растит человека.

Хорошая книга – ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.

Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

В театр кукол и зверей,

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»)

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель. В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Воспитатель. Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

(загадывает загадки, я дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)

1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

Снегурочка

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая?

Баба-Яга

3. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

Гуси-лебеди

4. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

Царевна лягушка

5. Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

Репка

6. На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

Колобок

7. Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

Козлята

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.

Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна,

Свет-Луна, Снегурочка. Воспитатель в это время читает стих:

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

С вами мы взялись за дело!

Воспитатель. Молодцы! Сложить сумели!

Проделки Кощея преодолели!

А сейчас вы разделитесь

В две команды становитесь.

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказки мы играть.

Сказку «Репка» посмотрите

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»)

Быстро справиться сумели,

И на стулья тихо сели.

Воспитатель. За руки умелые,

За ум и смекалку

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас покажу.

(Дети смотрят сказку с элементами ТРИЗ «Как Колобок друзей искал» на компьютере)

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.

(Дети прощаются и уходят в группу).



Загрузка...

Последние статьи

Реклама