emou.ru

Социометрия: исследование межличностных отношений в группе. Методика на определение индекса групповой сплоченности К. Сишора: «Психометрический тест К.Э. Сишора» материал на тему Определение уровня сплоченности группы

Назначение и инструкция. Групповую сплоченность - чрезвычайно важный

параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое

целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих

социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики,

состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы

кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная

сумма +19 баллов, минимальная - -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I.Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

1) Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

2) Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4) Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5) Живу и существую отдельно от нее (1}.

6) Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II.Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без

изменения прочих условий)?

1) Да, очень хотел бы перейти (1).

2) Скорее перешел бы, чем остался (2).

3) Не вижу никакой разницы (3).

4) Скорее всего остался бы в своей группе (4).

5) Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

6) Не знаю, трудно сказать (1).

III.Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

3} Хуже, чем в большинстве классов (1).

4) Не знаю, трудно сказать (1).

IV.Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3) Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4) Не знаю. (1)

V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?

1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3) Хуже, чем в большинстве коллективов (1). 4} Не знаю (1).

Уровни групповой сплоченности

15,1 баллов и выше - высокая;

11,6 - 15 балла - выше средней;

7- 11,5 - средняя;

4 - 6,9 - ниже средней;

4 и ниже - низкая.

4.1.4. Изучение сплоченности группы

Назначение - определить степень и характер ценностно-ориентационного

единства (ЦОЕ) изучаемого коллектива.

Инструкция. Каждый исследуемый выбирает из предложенного списка 5 наиболее

важных с его точки зрения качеств личности, необходимых для успешного

выполнения совместной учебной деятельности.

Опросник

1.Дисциплинированность 19. Требовательность к

2. Эрудированность 20. Критичность



3. Сознание общественного долга 21. Духовное богатство

4. Сообразительность 22. Умение объяснять

5. Начитанность 23. Честность

6. Трудолюбие 24.

Инициативность

7. Идейная убежденность 25. Внимательность

8. Умение контролировать работу 26. Чувство ответственности

9. Моральная воспитанность 27. Принципиальность

10.Самокритичность 28. Самостоятельность

11.Отзывчивость 29. Общительность

12.Общественная активность 30. Рассудительность

13. Умение работать с книгой 31. Скромность

14. Любознательность 32. Осведомленность

15. Умение планировать работу 33. Справедливость

16. Целеустремленность 34. Оригинальность

17. Коллективизм 35. Уверенность в

18.Прилежание

Обработка данных

Полученные результаты (по каждому учащемуся) сводятся в таблицу результатов

эксперимента.

Таблица результатов эксперимента

№ Ф.И.О. Качества личности

14 6 1112 13 18 20 24 25 26 29 30 1. Иванов + + + + + 2. Сидоров + + +

3. Скачков + + + + + 4. Скляров + + + + + 5. Уланов +

6. Трощенко + ++ + + * +7. Трошин + + + + + 8.

Стулов + + + + 9. Cтapчук + + + + + 10 Уманский + + + + +

Сумма выборов 9 19 7 2 1 4 2 6 1 5 1 2

Вычисляется коэффициент С, характеризующий степень ценностно-ориентационного

единства учащихся.

С = 1,4 п - N / 6 N, где N - число участников эксперимента; п - сумма выборов,

приходящихся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов.

Если С > 0,5 (т. е. равен или больше 0,5), то исследованная группа достигла

уровня коллективизма.

Если С находится в пределах от 0,3 до 0,5, то класс, группа расцениваются

как промежуточные по уровню развития.

Если С < 0,3, то данная группа недостаточно развита как коллектив.

Для нашего примера:

С = 1,4-36-10/6хЮ = 0,67

Вывод: Эта группа учащихся достигла уровня коллектива. И так как в ней



наиболее ценными качествами личности служат: дисциплинированность (1),

трудолюбие {6}, отзывчивость (11), инициативность (24), чувство ответственности

(26), то можно предположить, что учащиеся этой группы успех в своей совместной

учебной деятельности связывают именно с ними, т. е. с положительным отношением

к учебе и характером товарищеских отношений.

Ключ по 35 качествам личности

и их распределение по сферам деятельности:

1.Отношение к учебе: Дисциплинированность (1} Целеустремленность (16)

Внимательность (-25) -Прилежание (18) Трудолюбие (6)

2.Общий стиль поведения и деятельности: Общественная активность (12) Сознание

общественного долга (3) Принципиальность (27)

Идейная убежденность (7) Моральная воспитанность (9}

3.Качества, характеризующие знания: Начитанность (5) Осведомленность {32}

Любознательность (14) Эрудированность (2)

Духовное богатство (21)

4.Качества ума: Оригинальность (34} Сообразительность (4} Инициативность (24)

Рассудительность (30) Практичность (20)

5.Качества, характеризующие учебно-организационные умения: Умение

контролировать работу (8)

Умение работать с книгой (15) Умение объяснить задачу (22} Умение планировать

работу (13) Чувство ответственности (26)

6. Отношение к товарищам: Общительность (29) Честность {23} Справедливость (33)

Самостоятельность (28) Уверенность в себе (35) Требовательность к себе (19)

7.Отношение к себе: Самокритичность (10) Скромность (31) Самостоятельность (28)

Уверенность в себе (35) Требовательность к себе (19)

4.1.5. Экспертная оценка сплоченности учебной группы

Назначение. Методика предназначена для определения групповой сплоченности

ученических коллективов и может быть использована работниками образовательной

сферы в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Инструкция. В методике дается семь психологических характеристик класса.

Тестируемые учителя выбирают одно из трех предлагаемых утверждений (а, б, в),

которое, по их мнению, наиболее всего отражает действительное состояние

изучаемого класса.

Данный тест целесообразно проводить в начале и в конце учебного года для

получения сравнительных результатов. В определении сплоченности группы (класса)

должно быть занято 2-3 педагога.

Оцениваемые психологические характеристики учебных групп или классов:

1. а) Думаю, что всем учащимся тепло, уютно и комфортно в классе, они в кругу

б) Далеко не все чувствуют дружественную поддержку класса.

в) Есть в классе одинокие ребята.

2. а) В основном ребята дорожат классом.

б) Основная масса учащихся не задумывается о значении класса в своей

школьной жизни.

в) Думаю, что есть такие ребята, которые хотели бы поменять класс.

3. а} Чувствуется, что в классе проявляется забота о каждом ученике.

б} Класс выходит в своей деятельности за рамки заботы о себе, о школе,

проявляет заботу в

больших масштабах

в} Можно сказать, что класс беспокоят скорее внешние дела типа дискотек, нежели

внутренние защита каждого ученика.

4. а) Можно высказать удовлетворение от воспитательной работы в классе.

б) Думаю, что воспитательная работа в классе может быть дополнена

некоторыми важными моментами.

в} Полагаю, что она требует коренного изменения.

5.а) Можно положительно оценить проводимые в классе коллективные творческие

б} Надо бы чаще вводить в практику коллективные творческие дела.

в)Новые коллективные творческие дела классу не нужны.

6. а) Думаю, что в классе есть основа для общей дружбы,

б) В основном дружат группами, общего не получается.

в) Дружба всех в классе невозможна.

7.а) Думаю, что большинство ребят проявляет свои способности и интересы в

б) В классе слишком ограничены возможности для проявления способностей ребят.

в) Есть много ребят в классе, способности и интересы которых еще не раскрыты.

Обработка и интерпретация данных

1. Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы

Таблица оценки результатов

№ вопросов Ответы в баллах

А Б В i 10 2 -10 2 10 2 -10 3 10 20 -10 4 10 5 -10 5 20 10 -10 6 10 6 _5 7 30

20 -10 2. Подсчитывается общий суммарный результат в баллах. Наибольшей

суммой баллов может быть 100, наименьшей - 65.

Высокий уровень групповой сплоченности ~ 76-100 баллов (имеется сплоченный

коллектив, где среди всех ценится и уважается личность каждого ученика,

учащиеся не только осуществляют активную значимую деятельность внутри класса,

но и оказывают положительное воздействие на окружающих).

Средний уровень групповой сплоченности - 46 - 75 баллов (в классе

отсутствует единство коллектива, наличествуют лишь отдельные группировки по

симпатиям, общим интересам и т. д., позитивная деятельность учащихся ограничена

только рамками своего класса).

Низкий уровень групповой сплоченности - 30-45 баллов (учащиеся разобщены,

имеются лишь отдельные лидеры, подавляющие личности остальных, коллешвные дела

проводятся от случая к случаю и не оказывают значительного влияния как на

учащихся данного класса, так и на окружающих).

Критический уровень групповой сплоченности - ниже 30 баллов (учащиеся

неорганизованны и почти неуправляемы, нет лидеров среди них самих, отсутствуют

4.1.6. Определение опосредованной

групповой сплоченности

(В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)

Назначение. Данная методика предназначена для изучения групповой

сплоченности, опосредованной целями и задачами совместной деятельности. В

качестве стимульного материала взяты деловые, моральные и эмоциональные

качества (3 х 7), отражающие ценностные ориентации молодежных групп.

Инструкция. Выберите из предложенного списка 5 качеств, которые вы

считаете наиболее важными для человека как члена коллектива.

принципиальность, активность, честность, справедливость, и записал их в

опросном листе.

Стимульный материал с дифференциацией качеств

Трудолюбие Д Дружелюбие

Принципиальность М Сдержанность Э

Веселость Э Справедливость

Аккуратность Д Общительность

Честность М Активность

Исполнительность Д Искренность

Порядочность М Настойчивость

Организованность Д Обаяние

Отзывчивость Э Правдивость

Приветливость Э Деловитость

Скромность

Условные обозначения: Д - деловые качества; М - моральные качества; Э -

эмоциональные качества.

сплоченности, ЦОЕ, психологического климата:

1. Список качеств личности испытуемые пишут под диктовку экспериментатора или

работают по плакату, вывешенному на доске.

2. В опросный лист испытуемые записывают: а) 5 качеств, выбранных по первой

инструкции; б) 5 качеств, выбранных по второй инструкции; в) ответы на вопросы

3. Если имеется возможность, можно опросные листы отпечатать, включая в них

список качеств, первую инструкцию, пробел для записи выборов по первой

инструкции, вторую инструкцию, пробел для записи выборов по второй инструкции,

список из трех вопросов, третью инструкцию, оценки а, б, в.

4. Обработка результатов производится после выполнения испытуемым всех трех

инструкций.

5. До эксперимента и в ходе него никакие разъяснения о задачах и содержании

исследования испытуемым не сообщаются,

6. Методика может быть использована и для исследования производственных

коллективов. В этом случае необходимо изменить формулировки вопросов в разделе

«Психологический климат в коллективе», заменив слово «учеба» на «работа».

На основе полученных результатов намечаются меры по психологической коррекции

того или иного коллектива.

а} Подсчитывается общее количество выбранных качеств умножением числа

испытуемых на 5.

б) Вычисляется процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и

моральные качеств {Д, М, Э).

В нашем случае:

Д=30/60*100%=50%

М=20/60*100%=33%

Э=10/60*100%=17%

1. 3 балла - групповая сплоченность высокая и если Д > 55% или Д+М > 60%.

2. 2 балла - групповая сплоченность средняя и если М < 55%.

3. В остальных случаях групповая сплоченность низкая, т. е. 35% < М < 55%

В нашем случае Д+М = 50+33 = 83% - сплоченность высокая, оценка 3 балла.

4.1.7. Определение ценностно-ориентационного

единства группы (ЦОЕ)

(В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева}

Назначение. Методика нацелена на выявление ЦОЕ на основе групповой общности

при выборе наиболее ценностно-значимых качеств из стимульного списка.

Инструкция. Выберите из предложенного списка 5 качеств, наиболее ценных для

успешной совместной работы.

Пусть, например, испытуемый выбрал следующие качества: трудолюбие,

организованность, принципиальность, активность, честность и записал в опросном

листе (стимульный материал тот же).

Обработка и интерпретация результатов

а} Вычислите число выборов (Н), сделанных испытуемым.

б) Подсчитайте число выборов, приходящихся на каждое качество.

в) Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств

г) Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных

качеств (М).

д) Вычислите коэффициент ценностно-ориентэционного единства (С) по формуле.

В нашем случае: С=35/50*100%=70%

Критерии оценки:

а) С > 50%, ЦОЕ высокое, оценка 3 балла.

б) 30% < С< 50%, ЦОЕ среднее, оценка 2 балла.

в) в остальных случаях - ЦОЕ низкое, оценка 1 балл. В нашем случае ЦОЕ

высокое, оценка 3 балла.

4.1.8. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А. С. Чернышев, С.

В. Сарычев)

Инструкция. В каждом блоке обведите кружочком одно из 7 проявлений

взаимодействия, характерных для исследуемой группы.

Бланк экспертных оценок

/. Иерархия и вариативность взаимодействия

7. Высокий уровень иерархии и вариативности взаимодействия проявляется в учете

всеми членами группы возможных последствий от изменений взаимодействия, в

соотнесении последствий таких изменений с вероятностью достижения лучшего

результата.

6. Группа способна варьировать взаимодействие в широких пределах, большинство

членов группы ориентировано на поиск оптимального способа взаимодействия.

5. Группа способна преднамеренно изменять взаимодействие, корректировать его в

процессе совместной деятельности. В осуществлении изменений участвует

большинство членов группы.

4. В группе выражено стремление к изменению взаимодействия в соответствии с

условиями совместной деятельности. Но в большинстве ситуаций члены группы

ограничиваются лишь намерениями изменить взаимодействие.

3. К осуществлению изменений во взаимодействии оказываются способными небольшое

число членов группы, остальные же склонны к сохранению привычного способа

взаимодействия, сложившегося стихийно-

2. Изменение взаимодействия в соответствии с ситуацией представляет для членов

группы значительную трудность, требует чрезвычайных усилий и больших затрат

1. Изменение взаимодействия для группы практически невозможно, взаимодействие

неадекватно ситуации совместной деятельности, не упорядочено.

//. Самостоятельность и инициативность во взаимодействии

1. Все члены группы готовы сами проявить инициативу и принять инициативное

поведение, направленное на внесение изменений во взаимодействие всех других

членов группы

6.Инициативность во взаимодействии характеризует большинство членов группы,

группа готова к проявлению и принятию инициативы.

5. Самостоятельность и инициативность во взаимодействии характерны для

небольшого числа членов группы, группа ориентирована на принятие инициативного

поведения этого узкого круга лиц.

4. Инициативы во взаимодействии исходят от одного из членов группы.

3. Члены группы осознают необходимость проявления инициативы и

самостоятельности в плане внесения изменений во взаимодействие, но активности в

этом отношении не проявляют. Используют в основном привычные способы

взаимодействия.

2. Инициативы, направленные на изменение взаимодействия, привносятся в группу

извне. Члены группы несамостоятельны во взаимодействии.

1. Взаимодействие членов групп побуждается только внешними по отношению к

группе обстоятельствами. Члены группы не готовы принять инициативу извне.

///. Включенность во взаимодействие

1. Полная включенность всех членов группы во взаимодействие, подразумевающая

осознание собственной позиции во взаимодействии, осознание позиций других

членов группы, соотнесение с этим поведения и действий.

6. Полная включенность во взаимодействие большинства членов группы, остальные

члены группы включены не полностью.

5. Большинство членов группы включены во взаимодействие не полностью, полная

включенность небольшого числа членов группы (меньшинства).

4. Неполная включенность во взаимодействие всех членов группы, они обращены на

себя и свое место во взаимодействии. Разобщенность во взаимодействии.

3. Большинство членов группы включены во взаимодействие не полностью, часть

членов группы - «невключенные».

2. Невключенность во взаимодействие большинства членов группы и неполная

включенность остальных членов группы ведут к проявлению соперничества во

взаимодействии.

1. Члены групп не включены во взаимодействие, каждый из них стремится занять

ведущую позицию во взаимодействии. Соперничество ведет к распаду взаимодействия

по типу конфликта.

Обработка и интерпретация результатов

Обведенные кружочком показатели группового взаимодействия являются

количественным и качественным критерием интегрального и парциального

взаимодействия в исслелуемой группе. При этом показатели 5-7 характеризуют

нарастающие позитивные тенденции в групповом взаимодействий. Показатели, в

порядке убывания с 3 до 1, свидетельствуют о про-грессирований негативных

тенденций в групповом взаимодействий. Показатель 4 является промежуточным,

средним показателем группового взаимодействия. Таким образом, каждая

подструктура группового взаимодействия включает семь критериев, из которых три

имеют положительный знак (5-7) и три отрицательный (3-1), а промежуточный (4) -

нейтральный, то есть каждая подструктура оценивается по 7-балльной биполярной

Для обобщения экспертных оценок необходимо сначала суммировать индивидуальные

показатели, а затем определить усредненный результат.

Можно полагать, что высокому уровню группового взаимодействия как на уровне

каждой из подструктур, так и на интегративном уровне будут соответствовать

показатели в 5,5 - 7 баллов, среднему уровню - 3,6 - 5,5 балла; о преобладании

неблагоприятных тенденций в групповом взаимодействии можно судить по

показателям от 3,5 до 2,6 балла; крайнему уровню неблагоприятности в групповом

взаимодействии соответствуют показатели от 2,5 до 1 балла.

На заключительном этапе анализа полученных данных проводится сравнительный

анализ группового взаимодействия по всем исследуемым подструктурам.

4.1.9. Экспертная диагностика

интерактивной согласованности в малых группах

(А. С. Чернышов, С. В. Сарычев)

Инструкция. Прочтите особенности групповой согласованности, приведенные в

трех блоках бланка экспертных оценок: I - наличие и качество плана; II -

согласованность и распределение функций; III - соответствие совместной

деятельности плану. После этого в каждом блоке обведите кружочком одно из семи

проявлений согласованности, характерное для исследуемой группы.

Бланк экспертных оценок

/. Наличие и качество плана

7. «Концептуальное» видение предстоящей совместной деятельности. Все члены

группы стремятся найти рациональный вариант плана совместной деятельности,

тщательно обсуждают все детали, достигают уровня «сценария».

6. Члены группы стремятся к разработке плана, обсуждают предстоящую совместную

деятельность на уровне фрагментов «сценария», включающих основное содержание

предстоящей деятельности.

5. Отчетливо выраженное стремление к разработке плана реализуется в выработке

основных направлений предстоящей совместной деятельности, план не содержит

существенных деталей предстоящей деятельности.

4. При разработке плана совместной деятельности группа ориентируется на

создание новых комбинаций из числа имеющихся у группы наработок, стандартных

заготовок.

3. Группа разрабатывает план совместной деятельности, используя шаблонные

заготовки, не адаптируя и не корректируя их в соответствии с условиями

совместной деятельности.

2. Осознавая необходимость плана, члены группы не стремятся к созданию

1. Группа осуществляет совместную деятельность без планирования, деятельность

складывается стихийно.

//. Согласованность и распределение функций

7. Согласованность выполняемых функций всех членов группы, каждый знает свои

функции и функции других членов группы (в чем они состоят и как осуществляются).

6. При отчетливо выраженном стремлении членов группы к согласованию функций

большинство членов группы ориентированы на свои функции, на их содержание и

осуществление.

5. При распределений и согласовании функций члены группы акцентируют

распределение функций; отчетливо проявляется интерес каждого из членов группы к

своим функциям.

4. Согласование функций происходит спонтанно, члены группы не договариваются об

их распределении, вследствие чего некоторые функции дублируются.

3. Расхождения между членами группы в процессе распределения и согласования

функций и в процессе их реализации.

2. Осознавая необходимость распределения и согласования функций, все члены

группы не пытаются осуществить это наделе.

1. Функции не согласованы, у ряда членов группы они дублируются, у других

являются взаимоисключающими.

///. Соответствие совместной деятельности плану

7. Группа в полной мере реализует собственный план предстоящей совместной

деятельности, При осуществлении плана группа действует гибко и в соответствии с

ситуацией.

6. В процессе совместной деятельности группа незначительно изменяет план,

модифицирует отдельные детали плана.

5. Группа следует плану совместной деятельности в основных чертах, изменяя

4. Действия отдельных членов группы не соответствуют плану, его основному

3. Действия большинства членов группы не предусмотрены планом совместной

деятельности, складываются стихийно, в ходе осуществления деятельности.

2. Действия всех членов группы не соответствуют плану, не предусмотрены планом.

1. Вследствие спонтанных, не предусмотренных планом действий членов группы

совместная деятельность дезорганизуется и распадается.

Обработка и интерпретация результатов

Количественный и качественный анализ полученных результатов осуществляется

аналогично схеме, описанной при экспертной оценке группового взаимодействия.

ДИАГНОСТИКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В МАЛЫХ ГРУППАХ

4.2.1. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф.

Назначение. Методика используется для оценки психологической атмосферы в

коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика

интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее

надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например,

социометрией).

Инструкция. В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары

слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем

ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более

выражен этот признак в вашем коллективе.

1 2 г 4 5 6 7 8 1 . Дружелюбие Враждебность 2. Согласие

Несогласие 3, Удовлетворенность Неудовлетворенн ость 4. Продуктивность

Непродуктивность 5. Теплота Холодность 6. Сотрудничество

Несогласованность?. Взаимная поддержка Недоброжелательность 8.

Увлеченность Равнодушие 9. Занимательность Скука 10. Успешность.

Безуспешность Обработка и анализ данных

Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем

левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая

атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется

от 10 {наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная}.

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и

характеризует психологическую атмосферу в коллективе.

4.2.2. Оценка микроклимата студенческой группы (В. М. Завьялова)

Инструкция. Просим вас заполнить данную карту. В ней предлагаются показатели,

характеризующие микроклимат студенческой группы. Карта составлена по принципу

полярных суждений. Слева - суждения, раскрывающие психологический климат с

положительной стороны, справа - с отрицательной стороны. Между полярными

суждениями расположены цифры 3-2-1-0-1-2-3. Ваша задача: во-первых, выбрать

одно из полярных суждений (слева или справа), отражающее типичную картину

взаимоотношений в вашей студенческой группе и обычного настроения в ней;

во-вторых, отметить кружком одну из цифр, которая соответствует степени

выраженности каждого показателя.

Высокая степень выраженности - 3.

Средняя степень выраженности - 2.

Слабая степень выраженности - 1.

Если вы затрудняетесь определить, какое из двух полярных суждений отражает

типичный микроклимат вашей студенческой группы, то отметьте цифру 0.

Например, обращаясь к первой строчке, вы знаете, что в вашей группе обычно

бодрое и жизнерадостное настроение. Но выраженность этого показателя, по-вашему,

средняя. Вам нужно отметить кружком цифру 2 в левой от нуля части.

Факультет________________________. Курс___

Группа_____________________

Дата заполнения.

1. В группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение. 3210123 В группе обычно

настроение подавленное,

мрачное. 2. Группа активна, работоспособна. 3210123 Группа пассивна, инертна. 3.

Обстановка в группе спокойная, деловая. 3210123 Обстановка в группе нервозная,

напряженная. 4. В группе студенты чувствуют себя уютно. 3210123 В группе

студенты чувствуют себя неуютно. 5, Студенты знают и чувствуют, что группа в

случае необходимости защитит и поддержит их. 3210123 У студентов нет

уверенности в поддержке группы в трудную минуту. 6. Студенты относятся друг к

другу с симпатией. 3210123 Взаимоотношения в группе отличаются антипатией. 7.

Коллектив справедливо относится ко всем своим членам, воздает каждому по

заслугам. 3210123 Коллектив делится на предпочитаемых и пре-небрегаемых.

Необъективен в оценке отдельных членов группы. 8. Отношения отдельных

микрогрупп внутри коллектива характеризуется взаимопониманием, тактичностью,

сотрудничеством в общих для коллектива делах. 3210123 Группировки внутри

коллектива конфликтуют между собой, их члены замыкаются в своих интересах, не

хотят понимать других. 9. Конфликты в группе возникают редко, по серьезным

причинам, разрешаются справедливо и доброжелательно. 3210123 Конфликты

возникают часто, разрешаются с трудом, болезненно. 10. В критические периоды

группа сплачивается. Руководствуется принципом "Один за всех и все за одного».

3210123 В трудные периоды в коллективе возникает рассеянность, ссоры, взаимные

упреки. 11. Новички чувствуют к себе доброжелательное и заботливое отношение

группы. 3210123 Группа проявляет безразличие или недоброжелательность к

новичкам. 12. Студентам нравится бывать вместе в институте и вне его. 3210123

Студенты не стремятся бывать вместе, каждый живет своими интересами. 13.

Студенты любят свою группу, радуются ее успехам, огорчаются неудачам. 3210123

Студенты свою группу не ценят. Безразличны к ее достижениям, легко соглашаются

на переход в другую группу. 14. Студенты серьезно относятся к учебе, стремятся

овладеть тайнами профессии. 3210123 Учеба не считается первостепенным делом,

стремление к учебным успехам не поощряется. 15. В группе царит требовательность

и нетерпимость к лентяям и прогульщикам. 3210123 К лентяям и прогульщикам

относится снисходительно. 16. Студенты принимают активное участие в

общественной жизни группы. 3210123 Студенты пассивны в общественной жизни

группы. 17. В группе серьезно относятся к распределению общественных поручений,

учитываются пожелания и склонности каждого. 3210123 Поручения распределяются по

принципу «Лишь бы не мне». 18. Студенты с желанием включаются в трудовые дела

группы. 3210123 Группу нелегко поднять на общее трудовое дело. 19. Актив группы

пользующиеся поддержкой и уважением коллектива. 20. Отношения между группой и

куратором характеризуются доброжелательностью, пониманием, сотрудничеством.

3210123 Отношения группы с куратором характеризуются антипатией, конфликтностью.

Обработка данных (вариант Н. П. Фетискина)

1. Для определения психологического микроклимата (ПМ) необходимо сложить все

положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую.

2. Оценить уровень ПМ по баллам:

50-60 баллов - высокая степень благоприятности ПМ; 40-49 баллов -

средне-высокая степень благоприятности ПМ; 21-39 баллов - средняя степень

благоприятности ПМ; 11-20 баллов - средне-низкая степень благоприятности ПМ;

0-10 баллов - незначительная благоприятность ПМ. Неблагоприятность ПМ

характеризуют баллы с отрицательным знаком, подобно позитивно-уровневой

квалификации.

3. Составляется профиль ПМ, показывающий выраженность каждой из исследуемых

составляющих.

4.2.3. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)

Инструкция. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе

жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно

соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам,

отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите один из

семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6, подходящий, по вашему

О - это ко мне совершенно не относится;

2 - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

3 - не решаюсь отнести это к себе;

4 - это похоже на меня, но нет уверенности;

5 - это на меня похоже;

6 - это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке,

соответствующей порядковому номеру высказывания.

Бланк ответов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 12 13 14 15 16 17 18 19 20 2! 22 23 24 2526 27 28 29 30

31 32 33 34 35 36 3738 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 87 68 69 7071 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 8З

84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101

Опросник

1.Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.

2.Нет желания раскрываться перед другими.

3.Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.

4.Предъявляет к себе высокие требования.

5.Часто ругает себя за сделанное.

6.Часто чувствует себя униженным.

7.Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.

8.Свои обещания выполняет всегда.

9.Теплые, добрые отношения с окружающими.

10.Человек сдержанный, замкнутый, держится ото всех чуть в стороне.

11.В своих неудачах винит себя.

12.Человек ответственный; на него можно положиться.

13.Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.

14. На многое смотрит глазами сверстников.

15.Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.

16.Собственных убеждений и правил не хватает.

17.Любит мечтать - иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от меты к

действительности.

18.Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживании обид,

мысленно перебирая способы мщения.

19.Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать

себе; самоконтроль для него не проблема.

20.Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.

21.Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе, занят собой.

22.Люди, как правило, ему нравятся.

23.Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.

24.Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.

25.Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.

26.С окружающими обычно ладит.

27.Всего труднее бороться с самим собой.

28.Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.

29.В душе оптимист, верит в лучшее.

30.Человек неподатливый, упрямый, таких называют трудными.

31.К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.

32.Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и

действовать самостоятельно.

33.Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относятся, любят его.

34.Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.

35.Человек с привлекательной внешностью.

36.Чувствует себя беспомощным, нуждается в том, чтобы кто-то был рядом.

37.Приняв решение, следует ему.

38.Принимая, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от

влияния других людей.

39.Испытывает чувство вины, даже если винить себя как будто не в чем,

40.Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.

41.Всем доволен.

42.Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.

43.Чувствует вялость: все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.

44. Уравновешен, спокоен.

45. Разозлившись, нередко выходит из себя.

46. Часто чувствует себя обиженным.

47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий, не хватает сдержанности.

48. Бывает, что сплетничает.

49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.

50.Довольно трудно быть самим собой.

51.На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать,

подумает.

52.Происходящее с ним толкует на свой лад. Способен напридумывать лишнего,

Прочитайте вопросы и выделите ответ (обведите номер), который более всех соответствует Вашему мнению.

Тестовое задание

I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива.

2. Участвую в большинстве видов деятельности.

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других.

4. Не чувствую, что являюсь членом группы.

5. Живу и существую отдельно от нее.

6. Не знаю, затрудняюсь ответить.

II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти.

2. Скорее перешел бы, чем остался.

3. Не вижу никакой разницы.

4. Скорее всего, остался бы в своей группе.

5. Очень хотел бы остаться в своей группе.

6. Не знаю, трудно сказать.

III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?

4. Не знаю, трудно сказать.

IV. Каковы у Вас взаимоотношения с руководством?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов.

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.

3. Хуже, чем в большинстве классов.

4. Не знаю.

V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в Вашем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов.

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.

3. Хуже, чем в большинстве коллективов.

4. Не знаю.

Ключ к тесту определения индекса групповой сплоченности Сишора

Описание

Тест определения индекса групповой сплоченности Сишора позволяет оценить чрезвычайно важный параметр – степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое.

Тест состоит из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенной таблице.

Максимальная сумма баллов – 19, минимальная – 5.

Ключ к тесту


вопроса
Вариант
ответа
Балл
вопроса
Вариант
ответа
Балл
I 1 5 III 1 3
2 4 2 2
3 3 3 1
4 2 4 1
5 1 IV 1 3
6 1 2 2
II 1 1 3 1
2 2 4 1
3 3 V 1 3
4 4 2 2
5 5 3 1
6 1 4 1

Интерпретация результата

Уровни групповой сплоченности:

  • 16 баллов и выше – высокий уровень групповой сплоченности;
  • 12–15 баллов – выше среднего;
  • 7–11 – средний;
  • 5–6 – низкий.

Шкалы: уровень групповой сплоченности

Назначение теста

Групповую сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

Тест

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
5. Живу и существую отдельно от нее (1).
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1. Да, очень хотел бы перейти (1).
2. Скорее перешел бы, чем остался (2).
3. Не вижу никакой разницы (3).
4. Скорее всего остался бы в своей группе (4).
5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
6. Не знаю, трудно сказать (1).
3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. Не знаю, трудно сказать (1).
4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
4. Не знаю. (1)
5. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
4. Не знаю (1).

Обработка и интерпретация результатов теста

Уровни групповой сплоченности

15,1 баллов и выше - высокая;
. 11,6 - 15 балла - выше средней;
. 7- 11,5 - средняя;
. 4 - 6,9 - ниже средней;
. 4 и ниже - низкая.

Источники

Определение индекса групповой сплоченности Сишора / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.179-180.

Групповую сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

  1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
    1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
    2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).
    3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
    4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
    5. Живу и существую отдельно от нее (1).
    6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
  2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
    1. Да, очень хотел бы перейти (1).
    2. Скорее перешел бы, чем остался (2).
    3. Не вижу никакой разницы (3).
    4. Скорее всего остался бы в своей группе (4).
    5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
    6. Не знаю, трудно сказать (1).
  3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
    1. Хуже, чем в большинстве классов (1).
    2. Не знаю, трудно сказать (1).
  4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
    1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
    2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
    3. Не знаю. (1)
  5. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?
    1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
    2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
    3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
    4. Не знаю (1).

Уровни групповой сплоченности

  • 15,1 баллов и выше – высокая;
  • 11,6 – 15 балла – выше средней;
  • 7- 11,5 – средняя;
  • 4 – 6,9 – ниже средней;
  • 4 и ниже – низкая.
Источники
  • Определение индекса групповой сплоченности Сишора / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.179-180.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии , где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Социометрическая процедура

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений

1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?

б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?

б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?

3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?

б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изученным личных отношений

1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?

б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?

б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?

б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N— число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: P(A)=d/(N-1), где Р — вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N — число членов группы.

Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Социометрическая карточка

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).

Величины ограничения социометрических выборов

Результаты социометрии. Обработка данных

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица (таблица) . Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Иванов +1 +2 +3 -1
2 Петров +1 +3 +2
3 Сидоров -1 +1 +2 +3
4 Данилова +2 +1 +3
5 Александрова +2 +1 +3 -3 -2
6 Адаменко
7 Петренко +1 +3
8 Козаченко +1 +3 +2
9 Яковлева +2 +1 +3 -1
10 Шумская +2 +1 +3 -1
Кол-во выборов
Кол-во баллов
Общая сумма

Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта.

Социограмма

Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий . Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:

——> позитивный односторонний выбор,
<——> позитивный обоюдный выбор,
------> негативный односторонний выбор,
<------> негативный обоюдный выбор.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

Социометрические индексы

Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.

I-члена группы определяется по формуле:

где С i — социометрический статус i-члена, R + и R - — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.

Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).

J-члена группы высчитывается по формуле

где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, R j — сделанные /членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются: Индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности .

Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:

где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы? R j (+,-) — сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле

:

где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, А ij + — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.

Литература:

1. Методы психологической диагностики. - М., 1993
2. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - М., 1990



Загрузка...

Реклама