Каким человеком был толстой. Помогите! Каким человеком вам представляется Лев…. Каким был Толстой Лев Николаевич
1. Ставил цель, придерживался её.
Апрель, 1847 год, Казань. Дом на улице Черноозёрской, во дворе собака лает. В окно квартиры лезет весеннее солнце. За столом сидит парень с короткой стрижкой и большими ушами, его зовут Лев. Перед ним — тетрадь. Смотри, что там записано: "Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность" . И ещё: "Преодолевай тоску трудом, а не развлечением" . 19-летний Лев весь март лечился от гонореи, а потом придумал и записал себе правила, которыми собрался руководствоваться в жизни. Так Толстой стал вести дневник. Думаешь, через пару недель он забыл об этой идее и увлёкся разведением джунгарских хомяков? Толстой записывал мысли по поводу своей жизни и поступков до самой смерти в 82 года! Ты можешь проследить его целеустремлённость и тягу к самосовершенствованию, например, по "Избранным дневникам", которые с 1978-го по 1985 год выпускало издательство "Художественная литература" (21 том!).
2. Был храбрым.
Осень 1851 года, Чечня, место неподалёку от Кизляра. Река Терек бурлит и уходит за поворот, где-то за лесом горцы чистят ружейные дула. На нашем берегу, словно расстрелянный, спит казак, а юнкер 4-й батареи 20-й артиллерийской бригады Лев Толстой смотрит, как солнце опускается за горы. Писатель (по определению — мирный человек) на поле боя отличался завидным мужеством. В 1851 году Лев отправился на Кавказскую войну, а потом стал участником Крымской. С 1854-го по 1855 год он оборонял Севастополь, командовал батареей, которая находилась на 4-м бастионе — в одном из самых опасных мест. Вражеские снаряды туда падали так часто, что это казалось каким-то природным, как снег зимой, явлением. Когда в 1856 году Лев вышел в отставку, на груди у него висел орден Святой Анны и медаль "За защиту Севастополя".
3. Вечно боролся с собой.
Ясная Поляна, Тульская область, лето 1860 года. Лев уже отрастил бороду, крупные уши скрывают волосы. Он ступает по тропинке. Вокруг зелёный лес, а в глазах Толстого что-то неуловимое. Обдумывает судьбы местных крестьян? Вовсе нет. "Шлялся в саду со смутной, сладострастной надеждой поймать кого-то в кусту. Ничто мне так не мешает работать" , — писал позже Толстой о таких днях. Одним из своих основных пороков Лев считал страсть к женщинам — он то побеждал её, то вновь проигрывал в этой борьбе, затянувшейся на многие годы. В итоге его любовь к слабому полу пошла на пользу мировой литературе и кинематографу. Например, "Анна Каренина" (издан в 1878 году), эту работу Льва Толстого режиссёры из разных стран мира экранизировали уже 30 раз — первая версия фильма вышла в 1910 году, а последняя — в 2012-м (режиссёр Джо Райт, в главной роли Кира Найтли).
4. Не боялся экспериментов.
В 1859 году Лев Толстой открыл для крестьянских детей странную школу прямо в своём имении. Толстой, представь себе, был уверен, что учёба должна быть исключительно в удовольствие. "Образование не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся" — вот что он писал. В Яснополянской школе, помимо самого Льва, преподавали ещё четыре человека. Они обязаны были не вдалбливать знания в детей, а заинтересовать их уроками. Школьники могли сами выбирать, на какие занятия им ходить, ученикам разрешалось являться на уроки в любое время и покидать школу, когда захочется.
Толстой в 18 лет сформулировал для себя свой жизненный манифест .
"Правила для развития воли, деятельности, памяти и умственных способностей" , направленные также на обуздание чувств самолюбия и корысти, достаточно универсальны, и оттого не теряют актуальности:
- Каждое утро назначай себе всё, что ты должен сделать в течение дня, и исполняй всё назначенное.
- Спи как можно меньше.
- Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно.
- Ежели ты начал какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив.
- Не заботься об одобрении людей, которых ты или не знаешь, или презираешь.
- Повторяй вечером всё то, что ты узнал в продолжение дня. Каждую неделю, каждый месяц и каждый год экзаменуй себя во всём том, чем занимался, ежели же найдёшь, что забыл, то начинай сначала.
- Не переменяй образа жизни, ежели бы даже ты сделался в десять раз богаче.
- Не позволяй себе расходов, делаемых для тщеславия.
- Всякое приращение к твоему имению употребляй не для себя, а для общества.
- Придумывай себе как можно больше занятий.
- Не требуй помощников в том деле, которое ты можешь кончить один.
- Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность.
- Довольствуйся настоящим.
- Ищи случаев сделать добро.
- Стараться сделать приятной жизнь людей, связанных с тобой.
Кто тут с бородой
Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в родовой усадьбе Ясная Поляна в Тульской области. Умер от воспаления лёгких 20 ноября 1910 года в доме начальника железнодорожной станции Астапово (сейчас — "Лев Толстой", Липецкая область).
В настоящий момент ученых - антропологов занимают представления о человеке в разные эпохи. Лев Николаевич , великий русский писатель и мыслитель двадцатого века, уделял значительное внимание сущности человека. Взгляды на представления о человеке неоднозначны.
Некоторые исследователи полагают, что человеку Льва Николаевича присущ гипертрофированный индивидуализм. Другие считают, что Толстой отрицал понятие «личность», утверждая «утопление личности» в человеке.
Подобная неоднозначность взглядов на представления Толстого о человеке обусловлена отсутствием единой концепции изучения мыслителем данного вопроса и его изложения. В данной работе рассмотрим антропологические представления Льва Николаевича Толстого на основе соотношения ключевых категорий представления мыслителя о человеке.
Главная особенность человека, по мнению Толстого, - непрерывное самосовершенствование. Основополагающая задача для человека - «самоидентификация». При формировании собственного «я» осуществляется противоборство духа (внутреннего «я») и тела (внешнего «я»). Толстой был убежден, что человек - двойственное существо, обладающее сознанием и разумом. Первое направлено на «духовное», внутрь человека. Именно осознание человеком собственного несовершенства пробуждает сознание.
Сознание - «взгляд на себя», «созерцание созерцателя» . Разум направлен на постижение закономерностей окружающей действительности. Единство плотского и духовного Толстой называл единством противоположностей. Под духовным началом в человеке Лев Николаевич понимал сознание собственной свободы, объединяющее отдельно взятого человека с другими людьми и таким образом преодолевающее пространственную и временную «ограниченность», способствующее причастности человека ко Всему.
Телесное начало в человеке способствует обособленности индивидуального существования, которое находится в зависимости от законов внешнего мира. Лев Николаевич придерживался позиции о том, что жизнь по-разному раскрывается для человека, сознающего себя «телесным», и для человека, сознающего себя «духовным» существом. Существование «телесного» существа - путь к уничтожению, так как человеческая плоть смертна.
Существование «духовного» существа - выход за временные и пространственные рамки. По мнению Толстого, в процессе самосовершенствования человек должен переходить от «телесного» к «духовному» «я». Последовательность этапов на пути к «духовному» «я» определяется следующим образом: 1)сознание своей отдельности от всего остального, т.е. своего тела, 2)сознание того, что отделено, т.е. своей души, — духовной основы жизни, 3) сознание того, отчего отделена эта духовная основа жизни, т.е. сознание Бога» . Некоторые исследователи подчеркивают, что Толстой, утверждая такую трехуровневую модель, отрицает двухуровневую модель самосознания. В действительности, третий уровень объединяет первые два, упраздняя индивидуальное начало. Лев Николаевич не отождествляет человеческую сущность с понятием «личность». Мыслитель относится к этому понятию негативно.
Толстой считает, что личность как эмпирическое «я» обедняет человека, сужает его кругозор до личного блага. И именно сознание личности выводит человека за рамки восприятия действительности, осуществляет переход «я» из индивидуального во вневременное, вселенское. Центром развития духовного существа, по Толстому, является разумное сознание. Оно отделяет себя от «животной личности», четко дифференцируя универсальное (истинное) и личное (ложное) в человеке. «Имперсонализм» Толстого трактуется исследователями как предельное «уравнение всех и всего» . Он является основополагающим условием познания жизни, её духовного и нравственного преображения, так как «имперсонализм» обеспечивает единство критериев моральной оценки жизни. Толстой утверждает, что «смешение личности, индивидуальности с разумным сознанием» приводит к ошибочному выводу, что жизнь и блага для отдельной личности невозможны.
Вследствие чего разум порождает некорректную аналогию, переносимую на жизнь в целом. Устранение такого заблуждения дает «разумному сознанию» возможность обнаружить, что эквивалентом истинного «я» в человеке служит «желание блага самому себе» или «желание блага всему существующему», которое является источником жизни для всего существующего, осознается в качестве божественного начала, проявляющегося посредством Любви (как гласит евангельская мудрость, «Бог есть любовь» ). Таким образом, Толстой пришел к выводу, что «единственное спасение от отчаяния жизни - вынесение из себя своего "я"» или «признание других я - собою», освобождающее человеческое существо от «суеверия личности».
При этом прямое отречение от собственного «я» (самоотречение) - необходимое условие расширения духовного сознания. Самоотречение, по Толстому, сопряжено с противоречием. С одной стороны, требуется не отречение от личности, а подчинение её разумному сознанию. С другой стороны, Толстой рассуждает следующим образом: «человек, отрекающийся от своей личности, — могуществен, потому что личность скрывала в нем Бога». Следует отметить, что под самоотречением не понимается физическое уничтожение «животной личности». По данным термином подразумевается ликвидация эгоцентризма эмпирической личности.
Переходя от низшего к высшему сознанию, человек ощущает себя все более и более свободным, так как свобода - освобождение от обмана личности. Однако не следует считать, что подобная свобода тождественна произволу. Такое освобождение подразумевает под собой смирение человеческой воли, подчинение ее воле Бога, вплоть до слияния с ней. Иерархия степеней человеческой свободы, согласно Толстому, выглядит следующим образом: 1)на низшей ступени человек покорен только себе, но не людям и Богу, 2)на более высокой - он покорен людям (людским законам, подчиняя им свою волю), но не Богу, 3)на высшей - он покорен Богу. «Смирение перед людьми - свойство низкое, потому что не покорен и себе и Богу.
Смирение же перед Богом — высшее свойство, потому что, покоряясь Богу, стоишь выше требований своей личности и людей». Толстой говорил о недопустимости насилия в качестве средства «устроения» жизни других людей, т.е. способа разрешения противоречий между ними и принципа организации их совместного бытия. Воля Бога в этом также не может выступать в роли внешней, т.е. подавляющей свободу иных воль, поскольку Бог не есть Личность. «Нельзя сказать, чтобы служение Богу составляло назначение жизни, - рассуждает Толстой. - Назначение жизни человека всегда есть и будет его благо. Но так как Бог хотел дать благо людям, то люди, достигая своего блага, делают то, что хочет от них Бог, исполняют Его волю».
Толстой пришел к определению, согласно которому «человек есть Бог, но не абсолютным образом» (Николай Кузанский). Толстой снимает с этого тождества всякие ограничения, прямо утверждая, что человек - это не «второй» Бог или уменьшенная копия Божества для индивидуального пользования, а соразмерное масштабности Всего воплощение универсальной духовной безграничности и всеединства. Следовательно, «Бога, как личность, мы не можем знать» и, дабы обнаружить в себе Бога, т.е. установить, что «Он и я одно и то же» , должны упразднить свою «отдельную Личность, совсем отречься от себя - значит сделаться Богом», - резюмирует Толстой.
Антропологические рассуждения Толстого подвержены религиозному и историко-философскому влиянию. Итог размышлений Льва Николаевича Толстого о человеке: наивысшая подлинность существования человека достигается только путем утраты идентичности и субъектности отдельного "я". Такое существование - искомый эквивалент бессмертия. Толстой именует его «истинной жизнью».
Список использованной литературы:
1. Беляев Д.А., Синицына У.П. Л.Н. Толстой в контексте русской ницшеаны: критика «философии озверения» и «сверхчеловеческого эстетизма» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. 2015. № 11-2 (61). С. 46-49.
2. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л.Толстого // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. М.: Изд- во «Искусство»; ИЧП «ЛИГА», 1994. С. 461-482.
3. Бердяев Н.А. Духи русской революции // Литературная учеба. 1990. № 2. С. 123-140.
4. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 2. Л.: ЭГО, 1991. С. 195-208.
5. Ильин В.Н. Возвращение Льва Толстого в Церковь // Ильин В.Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. СПб.: РХГИ, 2000. С. 352-360.
6. Толстой Л.Н. О жизни // Толстой Л.Н. Избранные философские произведения / сост., авт. вступ. ст. Н.П. Семыкин. М.: Просвещение, 1992. С. 421-526.
7. Толстой Л.Н. Путь жизни / Сост., коммент. А.Н. Николюкина. М.: Высш. шк., 1993. 527 с.
8. Толстой Л.Н. Философский дневник. 1901-1910 / сост., вступ. ст. и коммент. А.Н. Николюкина. М.: Известия, 2003. 543 с.
9. Толстой Л.Н. Христианское учение // Толстой Л.Н. Избранные философские произведения / сост., авт. вступ. ст. Н.П. Семыкин. М.: Просвещение, 1992. С. 49-111.
10.Репин Д.А., Юрков С.Е. Концепция внутреннего опыта в метафизической мысли русских персоналистов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 40-48. Д.А.Беляев, М.И.Бабий, 2017
Сочинение
Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?
Лев Толстой прожил большую и сложную жизнь, в которой было много поворотных событий, изменивших мировоззрение писателя, его эстетические позиции. Главное, что было в характере Толстого, - это постоянный поиск истины, смысла человеческого бытия. Это есть и в ранних повестях «Детство», «Отрочество», «Юность», и в самых поздних произведениях философского, характера, в которых он утверждает идею самосовершенствования и непротивления злу насилием. Борьба добра и зла постоянно волновала Толстого как человека и писателя.
Существует огромная коллекция портретов Льва Толстого: его рисовали, лепили, ваяли, фотографировали. Какой из знакомых вам портретов, по вашему мнению, наиболее точно воспроизводит не только его внешность, но и духовные качества этого необычного человека?
Запоминается потрет Л. Н. Толстого работы И. Н. Крамского 1873 года. Писателю 45 лет. Он уже прославленный автор «Севастопольских рассказов», автобиографической трилогии, романа «Война и мир», постоянный житель Ясной Поляны. Художник прекрасно передает напряженность мысли Толстого, острый взгляд, внутреннюю энергию. Лев Николаевич изображен в свободной рубахе, получившей название «толстовка».
В последние годы жизни писателя его много раз рисовал Илья Репин. Он создавал портреты и сюжетные картины, которые показывали старого Толстого в действии, в движении. Среди них особенно популярна картина «Толстой на пашне». Чем, на ваш взгляд, вызвана такая популярность?
В то время, когда был написан портрет, Толстой проповедовал идею опрощения, приближения к крестьянскому труду, сельскому быту. Толстой стремился учиться у народа его мудрости, постигать его философию. Кроме того, мастерство Репина позволило передать не только одежду писателя и его занятие несвойственным дворянину трудом, но и движение его мысли, состояние духовности в момент приобщения к крестьянскому труду.
Как вы оцениваете Льва Толстого как читателя, поскольку вам знакомы списки прочитанных и высоко оцененных им произведений? Как вам кажется, стал бы Толстой вносить в эти списки те произведения, которые ему совсем не нравились, или он их не называл просто потому, что книги, которые не понравились, не остались в памяти?
Возвращаясь к словам Яна Амоса Коменского, Толстой проявил здесь такое важное умение читателя, как умение выбирать книгу. Именно по нравственному влиянию на формирование юного человека были включены в этот список книги. Здесь Нагорная проповедь (Евангелие), произведения русской и мировой классики, особенно А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева. Он не ставил перед собой задачи вносить в этот список все прочитанные книги, которые ему нравились или не нравились, он вносил в него произведения, которые его потрясли духовно и оказали влияние на его нравственные убеждения.
Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?
Лев Толстой прожил большую и сложную жизнь, в которой было много поворотных событий, изменивших мировоззрение писателя, его эстетические позиции. Главное, что было в характере Толстого, — это постоянный поиск истины, смысла человеческого бытия. Это есть и в ранних повестях «Детство», «Отрочество», «Юность», и в самых поздних произведениях философского, характера, в которых он утверждает идею самосовершенствования и непротивления злу насилием. Борьба добра и зла постоянно волновала Толстого как человека и писателя.
Существует огромная коллекция портретов Льва Толстого: его рисовали, лепили, ваяли, фотографировали. Какой из знакомых вам портретов, по вашему мнению, наиболее точно воспроизводит не только его внешность, но и духовные качества этого необычного человека?
Запоминается потрет Л. Н. Толстого работы И. Н. Крамского 1873 года. Писателю 45 лет. Он уже прославленный автор «Севастопольских рассказов», автобиографической трилогии, романа «Война и мир», постоянный житель Ясной Поляны. Художник прекрасно передает напряженность мысли Толстого, острый взгляд, внутреннюю энергию. Лев Николаевич изображен в свободной рубахе, получившей название «толстовка».
В последние годы жизни писателя его много раз рисовал Илья Репин. Он создавал портреты и сюжетные картины, которые показывали старого Толстого в действии, в движении. Среди них особенно популярна картина «Толстой на пашне». Чем, на ваш взгляд, вызвана такая популярность?
В то время, когда был написан портрет, Толстой проповедовал идею опрощения, приближения к крестьянскому труду, сельскому быту. Толстой стремился учиться у народа его мудрости, постигать его философию. Кроме того, мастерство Репина позволило передать не только одежду писателя и его занятие несвойственным дворянину трудом, но и движение его мысли, состояние духовности в момент приобщения к крестьянскому труду.
Как вы оцениваете Льва Толстого как читателя, поскольку вам знакомы списки прочитанных и высоко оцененных им произведений? Как вам кажется, стал бы Толстой вносить в эти списки те произведения, которые ему совсем не нравились, или он их не называл просто потому, что книги, которые не понравились, не остались в памяти?
Возвращаясь к словам Яна Амоса Коменского, Толстой проявил здесь такое важное умение читателя, как умение выбирать книгу. Именно по нравственному влиянию на формирование юного человека были включены в этот список книги. Здесь Нагорная проповедь (Евангелие), произведения русской и мировой классики, особенно А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева. Он не ставил перед собой задачи вносить в этот список все прочитанные книги, которые ему нравились или не нравились, он вносил в него произведения, которые его потрясли духовно и оказали влияние на его нравственные убеждения.