emou.ru

Голова из камня как называется. Парк сергиевка в петергофе. “Пред ним живая голова”

К Петергофу, его ансамблям дворцов и парков, у меня всегда будет особое отношение в силу приятных детских воспоминаний о регулярных поездках туда. Мне нравится возвращаться в это место, осматривать до боли знакомые поместья и усадьбы, гулять по едва протоптанным дорожкам меж вековых дубов и выискивать раз за разом что-то новое. Одним из таких потайных, неочевидных уголков является мой любимый парк «Сергиевка».

Сергиевский парк, или парк усадьбы Лейхтенбергских - это нетуристический Петергоф, больше всего известный своим дворцом с множеством фонтанов. Если разобраться, то «Сергиевка» находится в Старом Петергофе, то есть дальше от Петербурга, чем Петродворец. И главной особенностью Старого Петергофа является масса садов, про которые, кажется, забыл весь мир, отдав на растерзание времени и природе красивейшие здания с изумительным дизайном. Но, возможно, именно эта аутентичность и делает «Сергиевку» особенным пространством.

Немного истории

Изначально парка как такового здесь не было. Был обычный лес, в котором выкупил землю Румянцев А. И., политик и деятель времен Великого. Если он и построил здесь себе какое-то поместье (а, скорее всего, так и было), то сейчас от него и следа не осталось. По имени внука первого владельца этой земли - Сергея Румянцева - парк и назвали «Сергиевка». Позже усадьба была продана Кириллу Нарышкину, деятелю при дворе императора, но немногим после его смерти территория была выкуплена царем Николаем I для его дочери с супругом, герцогом Лейхтенбергским. По заказу этой семейной пары архитектор Андрей Штакеншнайдер спроектировал и построил на территории «Сергиевки» загородный дворец, корпуса для прислуги, церковку и сады.

После революции, в 20-х годах прошлого века, «Сергиевке» дали статус памятника природы, и усадьба со всеми прилегающими к ней зданиями была передана в распоряжение Ленинградскому университету. Их собственностью парк является и до сих пор, о чем свидетельствует табличка у поворота ко дворцу.

«Сергиевка» очень сильно пострадала во время войны, и почти все здания на территории не отреставрированы до конца. Вы заметите это моментально, как только войдете в парк.

Как добраться из Санкт-Петербурга

Доехать до этого чудесного места можно на электричке или автобусе с юго-запада Санкт-Петербурга либо на собственной машине.

Автобусом

Самую бюджетную и комфортную поездку предлагает автобус № 200. На нем вы за 60 рублей доедете от станции метро «Автово» прямо до «Сергиевки» за 60–80 минут в зависимости от наличия пробок при выезде из города.

Есть еще и другие автобусы, которые едут из города в сторону «Сергиевки», но ни один из них не останавливается около станций метро, а в некоторых случаях придется еще и делать пересадку. У «Автово» автобусы и маршрутки вы найдете на противоположной от выхода со станции стороне, куда вы сможете добраться по пешеходному подземному переходу.

Маршруткой

Помимо общественных, есть еще и коммерческие автобусы - маршрутки. Также от «Автово» вы можете доехать на микроавтобусах со следующими номерами: 401, 401А, К300. Вам придется заплатить около 80–85 рублей. От станции метро «Проспект Ветеранов» за меньшее время до «Сергиевки» ходит маршрутка № К343. За проезд вы отдадите 70 рублей.

В любом случае вашей конечной точкой будет остановка «Биологический институт», которая находится прямо около «Сергиевки». Все эти автобусы и маршрутки следуют через Стрельну, Петродворец и Старый Петергоф, так что если какое-то из этих мест будет вашим начальным пунктом, вы сможете запрыгнуть на транспорт с любой остановки на Петергофском шоссе.

Электричкой

Мне больше всего нравится ездить в Петергоф на электричке: там всегда есть где присесть, практически рядом с каждой достопримечательностью железнодорожные станции, стоит это относительно недорого и не требует пересадок. «Сергиевка» находится рядом со станцией Университет (там же, где находятся некоторые факультеты СПбГУ и его общежитие) в 50 минутах езды на электричке от города.


Чтобы попасть на эту электричку, вам нужно будет прибыть на Балтийский вокзал (метро «Балтийская»), либо вы можете сесть на поезд у метро «Ленинский проспект», но там несколько дольше придется идти до железнодорожной станции. Проезд на электричке обойдется вам в 72 рубля, а действительное расписание вы можете посмотреть по ссылке . Билет на поезд приобретается только в кассе вокзала.

Парк находится практически сразу за станцией, но вам потребуется около 30 минут, если вы будете неспешно прогуливаться, чтобы дойти до основных достопримечательностей. Войти в парк со стороны вокзала можно, несмотря на то, что на карте вход в парк не указан.

Автомобилем

При планировании поездки в «Сергиевку», чтобы не провести в пути слишком много времени, следует помнить о некоторых нюансах. Ближе к 16 часам из города в сторону Ораниенбаума и, соответственно, нашего парка устремляется куча автомобилей: люди едут с работы из города домой. Примерно с 16 и до 19 часов по будням одни из главных юго-западных проспектов Петербурга (Стачек и Петергофский) просто-напросто стоят. А именно по ним вам придется ехать определенную часть пути. Если же вдруг (!) вы останетесь в Петергофе на ночь, тогда помните, что в будние дни утром (и в воскресенье вечером в летнее время) эти же участки дороги загружены в направлении к Питеру.

Выбираясь из центра города, в пути вы проведете не более часа, разумеется, если вы не забудете про тот совет, который я вам дала выше. Альтернативный вариант - проехать около четверти пути по ЗСД (Западному скоростному диаметру), то есть по платной дороге. Это обойдется вам около 200 рублей. Но так вы не сможете увидеть из окна ни Петродворец, ни собор и Павла, ни очаровательные петергофские домики... В общем, вам судить, но в случае чего вы всегда сможете съехать с ЗСД в Стрельне и таким образом захватить все красоты региона.

Парковка

С этим моментом у вас не возникнет проблем даже в выходные: рядом масса места для того, чтобы оставить машину, и платить ничего не придется. Во-первых, прямо через дорогу от поворота к «Сергиевке» находится небольшое поле, где можно припарковаться. Во-вторых, есть вариант остановиться прямо на пути, сворачивающем к парку (дорога протягивается примерно на 150 метров вплоть до шлагбаума).

Основные достопримечательности парка

Несмотря на то, что парк очень небольшой (особенно если сравнить с самым известным ), посмотреть в нем есть что, пусть и почти все здания находятся в довольно плачевном состоянии.

Не забывайте о том, что главное достояние парка - это природа, и, гуляя здесь, можно потратить несколько часов, наслаждаясь окружающими красотами.

Усадьба Лейхтенбергских

Это первое здание, которое встречает вас при входе в парк. Его отлично видно еще с автобусной остановки, на которую выходит главный фасад дворца. Таким образом, мы можем представить, что из его окон благородным особам открывался шикарный вид на Финский залив.

У усадьбы есть разные корпуса, также недоступные для осмотра изнутри: кухонный, спальный (для слуг) и другие, разбросанные тут и там по всему парку. Но, разумеется, выглядят они далеко не так интересно и привлекательно, как дворец. К сожалению, у него отреставрированы всего два фасада: главный и тот, который видно при входе в парк. Но, как я уже говорила, такое состояние стен, облупленная краска и полуразрушенные колонны придают всему ансамблю неповторимый шарм.

Голова

Пусть изначально этот парк строился вокруг усадьбы и назывался долгое время в ее честь, главной достопримечательностью является далеко не поместье и не пешие прогулки по узким лесным тропинкам. Визитная карточка «Сергиевки» - это огромная каменная голова, которая смотрит из-под земли на проходящих мимо посетителей. Вокруг нее витает много легенд, но достоверно никто не знает, как и зачем ее здесь высекли.


Согласно основной версии, ее построили по образу Великого в благодарность за благословение семьи скульптора. Мне же больше нравится история, которую рассказывали мне в детстве: мол, именно об этой голове и писал в «Руслане и Людмиле».

Сейчас большая часть головы погребена под землей, но некоторые историки и исследователи полагают, что скульптура не была завершена, так как лицо не доработано. Как бы то ни было, эта голова - одна из главных загадок Петергофа. Для того, чтобы найти эту Адамову Голову (можно звать ее также Старцем или Русичем), нужно обойти дворец, спуститься за ним вниз по лесенке и перейти ручей. Там вы ее и увидите.

Пляж на озере Зеленка

Я могу лишь предположить, почему это озеро так названо. Впрочем, догадки вполне очевидны - вам они моментально придут в голову, как только увидите это место вживую. Во-первых, вода здесь зеленого цвета из-за небольшой глубины и растений, которые видно на дне. Во-вторых, озерцо окружено деревьями, ветви которых в летнее время усыпаны изумрудной листвой, отражающейся на глади воды.


Купаться здесь - сомнительное удовольствие, особенно для брезгливых девушек, но в летнее время года некоторые особо отчаянные туристы могут получить удовольствие от плескания в этом водоеме. Честно говоря, могу сказать по собственному опыту: плавать здесь точно можно, чего не сказать о Финском заливе в 7 минутах ходьбы от парка. К сожалению, он в этом районе больше напоминает огромную лужу, чем часть моря.

Руины церковки

Если после входа в парк следовать прямо примерно 250 метров мимо служебных корпусов, вы наткнетесь на руины четырех стен старинной церкви, которую просто-напросто оставили в таком жалком состоянии после войны. Поначалу историки предполагали, что это был католический костел, но так как все-таки регион был далек от западного христианства, эту версию отмели. Вскоре нашли подтверждение тому, что церковь православная: на одной из плит, которую мне самой, если честно, найти не удалось (может, ее давно уже убрали), были написаны слова на церковнославянском.

Особенными эти руины являются потому, что в них можно забраться и пофотографироваться в дверном проеме, резные узоры по краям которого так и остались нетронутыми.

Собственная дача

Формально дворец и окружающая его территория не является частью «Сергиевки», но из-за близкого расположения посещение двух ансамблей обычно совмещают. Главная достопримечательность Собственной дачи - это дворец, постройка которого была закончена к началу правления царевны Елизаветы Петровны. Позже, после столетнего запустения, он был подарен цесаревичу Александру Николаевичу его отцом. Во времена СССР здесь находился музей. Сейчас, к сожалению, к поместью близко не подобраться из-за недавно начатых реставрационных работ (в которых здание нуждается уже несколько десятков лет), но даже из-за забора видно, что это место является одним из архитектурных шедевров Петербурга и его окрестностей. Могучие атланты держат на себе резной фасад, а мансарда на третьем этаже покоится на высоченных колоннах.


За стремительным упадком парка стоит также печальная история - эта местность была подвержена жестокому обстрелу во времена Великой Отечественной войны. И если Нижний парк Петергофа был скоро обстроен, то, как видите, к культурному наследию Старого Петергофа реставраторы подобрались совсем недавно.

Помимо дворца, в парке дачи цесаревича были засажены изысканные сады, выложены и окружены валунами красивые извилистые тропинки, была и небольшая церковь Святой Троицы специально для сына царя, которая тоже долгое время находилась в жалком состоянии. Сейчас реставрация церковки уже почти завершена, там ведутся службы и проходят праздники.

Рядом с «Сергиевкой» находится множество интересных мест, о которых не знает обычный турист и куда его не отвезут экскурсионные автобусы. Также в окрестностях не меньше достопримечательностей, про которых пишут все, кому не лень. Я хочу вам рассказать о двух локациях: одной, почти неизвестной в мире путешественников, и о второй, очень популярном дворцовом ансамбле.

Дачи Бенуа (1.5 километра от «Сергиевки»)

Это целый комплекс зданий, выполненных в стиле русского зодчества с элементами северного модерна (югендстиль). И он, как ни печально, находится сейчас в аварийном состоянии (хуже, чем в «Сергиевке»). По бумагам и знакам у домиков можно понять, что они относятся к ансамблю Собственной дачи, но находятся на большом расстоянии от нее. Остатки деревни Бобыльской, объявленные культурным достоянием Петергофа, сейчас просто стоят и разрушаются на глазах. Домов в этой местности было намного больше, но часть их обрушилась из-за пожаров, а часть была уничтожена во время войны. Названы эти поместья так потому, что их проектировал архитектор Леонтий Бенуа для разных влиятельных семейств своего века.


Дачи находятся прямо у побережья Финского залива, найти их проще всего по адресу: Приморская улица, дом 8, корпус 2. Если вы доберетесь до «Сергиевки», вам ничего не составит прогуляться и сюда: поверьте, эти здания только дополняют печальную и мистическую атмосферу Старого Петергофа.

Если побродить в округе, то можно найти руины некоторых других строений. В одну из построек можно пролезть через разломанный дверной проем, но будьте очень осторожны: половина дома уже обрушилась, так что все на ваш страх и риск. Разумеется, по всей России много похожих мест, но кто знает, сколько осталось стоять именно этим домам? Сейчас ведутся активные работы по планированию реконструкции дач и окружавших их садов...

Ораниенбаум (7 километров от «Сергиевки»)

Ораниенбаум - это настоящая королевская резиденция на территории поселка Ломоносова, и размах здесь виден во всем. Когда-то тут жил Петр III, еще до того, как он стал правителем Российской Империи. После восхождения на престол Екатерины II Ораниенбаум был объявлен уездным поместьем царской семьи.

Называю я это место «поместьем» с трудом, так как это настоящий ансамбль парков (Верхнего и Нижнего, как было в те времена принято их делить) с множеством скульптур, дворцов, зданий в стиле рококо. Это и Большой Меншиковский Дворец, Китайский дворец (самое интересное место во всем парке, на мой взгляд), множество павильонов, корпусов для прислуги, кавалеристов и много-много разных других построек, о которых вам подробно смогут рассказать либо экскурсоводы, либо расположенные поблизости знаки с детальным описанием. Мне Ораниенбаум в своей изумительной роскоши напоминает чем-то дворцы Вены, и просто голову кружит от того, когда видишь эти невероятные усадьбы, аккуратно выстриженные и идеально спроектированные сады.

Удивительно, но дворцовый комплекс практически не нуждался в реставрации после войны, так как на его территории была расположена особая линия обороны Ленинграда.

В заключение

«Сергиевка», как и все места в Старом Петергофе, не впечатлит вас сводящей с ума красотой, как Петродворец, часто сравниваемый с Версалем. Главная достопримечательность здесь, как я считаю, это, прежде всего, природа. С одной стороны, ничем не примечательные березовые и дубовые рощи, холмы, едва заметные ручьи. С другой стороны, это то, чего так не хватает в Северной Столице, когда часами изучаешь каменные изваяния в центре или живешь в хрущевке на окраине. Приезжайте сюда для того, чтобы сбежать от рутины, подумать о вечном и быстротечном или для того, чтобы просто погулять, дыша свежим воздухом.

Этот парк удивляет тем, насколько гармонично в нем сочетаются творения природы с произведениями человеческих рук, которые медленно, но верно поглощаются временем. Старый Петергоф - неоправданно забытое место, но, быть может, именно эта затерянность между настоящим и прошлым и делают его таким особенным.

Каменная голова - уникальная скульптура, высеченная из цельного крупного гранитного валуна, на территории парка "Сергиевка" в Петергофе.

На территории парка находятся и другие, не такие крупные, обработанные валуны. Это сохранившиеся с середины XIX в. элементы благоустройства парка, которым занимался известный садовый мастер Пётр Иванович Эрлер.

Точная дата создания каменной головы и ее автор не известен. До сих пор его происхождение вызывает множество споров историков. Интересно, что этот памятник не упоминается ни в одном из исторических документов. Вероятно, скульптура является оформлением водного источника, впадающего здесь в ручей.

Первое же упоминание головы встречается в записках выдающегося английского писателя Льюиса Кэрролла, путешествовавшего по России. Он упоминает об огромной голове, словно неком закопанном в землю титане, желающем выбраться на поверхность. Существуют даже мнения, что эта скульптура повлияла на некоторые эпизоды его бессмертного произведения "Алиса в Стране Чудес".

Версии появления каменной головы


  • Самая распространенная версия гласит, что голова - это скульптура по мотивам известной поэмы А. С. Пушкина "Руслан и Людмила". Подтверждением служит отверстие, с помощью которого по предположениям исследователей к голове крепился металлический шлем, не сохранившийся до наших времен.
  • Другая версия предполагает, что это не законченный памятник императору Петру I. Якобы владелец усадьбы Сергиевка, Сергей Петрович Румянцев, решил таким образом увековечить память своего отца, Александра Ивановича Румянцева, сподвижника императора Петра I. Но в итоге его не удовлетворило качество выполненного памятника, и он приказал закопать его в землю.
  • Так же существует версия, что это памятник времен господства на этих землях шведов. Он якобы изображает неизвестного шведского правителя. И после Северной войны, когда территория перешла России, шведы не нашли транспортных средств, чтобы переправить памятник.

Впрочем, все эти версии не имеют документального подтверждения, и имеют скорее народное происхождение.


Людей всегда интересовали древние цивилизации и их невероятные способности создавать мегалиты. Одной из таких тайн являются резные каменные головы цивилизации ольмеков, обнаруженные в Мексике. Эти древние гигантские скульптуры изображают головы людей с плоскими носами, слегка раскосыми глазами и пухлыми щеками. На данный момент раскопано семнадцать загадочных каменных голов, но никто не знает, почему они расположены в том или ином месте, зачем их делали и как их доставили в места, где сейчас находят.


Первые археологические исследования цивилизации ольмеков датируются 1938 годом. Как ни странно, эти экспедиции начали проводить через довольно длительное время после открытия первой гигантской головы в 1862 году в Трес-Сапотес.


Семнадцать гигантских каменных голов ольмеков были найдены в четырех местах вдоль побережья Мексиканского залива, в местах, в которых когда-то процветала цивилизация ольмеков.


Большинство каменных голов ольмеков были вырезаны из круглых валунов, кроме двух огромных голов из Сан-Лоренцо Теночтитлан, которые были вырезаны на гигантских каменных тронах. Любопытно, что еще один памятник, массивный каменный трон, который расположен в Такалик-Абах в Гватемале, возможно, был вырезан наоборот - из колоссальной головы.


Этот монументальный трон является единственным известным примером подобной резьбы, которую нашли не в 4 местах, где обнаруживали каменные головы. Точный возраст этих колоссальных голов до сих пор полностью не установлен. Ученые изучили четыре места, где находили головы ольмеков - Сан-Лоренцо, Ла-Вента, Трес-Сапотес и Ранчо-ла-Кобата, чтобы получить представление о том, как они связаны между собой.


Монументальные головы в Сан-Лоренцо были захоронены около 900 г. до н.э., но есть четкие свидетельства того, что их создавали намного раньше. Что интересно, несмотря на то, что (как считают ученые) головы с Сан-Лоренцо самые старые из всех, они поражают своей идеальной резьбой.


С датировкой в других местах раскопок все сложнее - скульптуры в Трес-Сапотес были перемещены из места их первоначального создания, прежде чем они были исследованы археологами, а головы в Ла-Венте были частично раскопаны и извлечены из земли, когда их обнаружили. Таким образом, фактический период создания гигантских голов ольмеков может охватывать как сто, так и тысячу лет.


Все ольмекские каменные головы относятся к раннему доклассическому периоду Мезоамерики (1500 г. до н.э. - 1000 г. до н.э.), хотя две головы в Трес-Сапотес и одна голова из Ранчо-ла-Кобата признаны как относящиеся к середине доклассического периода (1000 г. до н.э. - 400 г. до н.э). В основном цивилизация ольмеков располагалась на побережье Мексиканского залива на участке примерно в 275 км вдоль побережья и на 100 км вглубь территории (сейчас на этом месте находятся два современных мексиканских штата Табаско и Веракрус.


Цивилизация ольмеков считается первой «крупной» культурой в Мезоамерике - она существовала в этой области Мексики между 1500 г. до н.э. и 400 г. до н.э. Будучи одной из «Шести колыбелей цивилизации» в мире, цивилизация ольмеков является единственной, которая развивалась в тропическом лесу. Считается, что вырезание и размещение каждой колоссальной каменной головы должно было быть одобрено и скоординировано ольмекскими правителями.


Также строительство нужно было тщательно спланировать, принимая во внимание усилия, связанные с получением необходимых ресурсов и рабочей силы. Таким образом, кажется, что только самые влиятельные ольмеки могли позволить себе подобное. Что касается рабочей силы, то нужны были далеко не только скульпторы, но и лодочники, плотники, надзиратели и другие ремесленники, которые помогали создать и переместить скульптуру.


В дополнение к этому также нужен был персонал, необходимый, чтобы кормить всех работников. Также нужно было учитывать сезонные циклы и уровень воды в реках, чтобы планировать производство огромных скульптур. На самом деле, на весь проект, от начала до конца, могли потребовались годы. Археологическая экспертиза ольмекских творений позволяет предположить как именно делали эти каменные головы.


Во-первых, валуны сначала грубо обрабатывали, откалывая как крупные, так и небольшие фрагменты породы. Затем производилась более тонкая резьба с помощью скульптурного молотка. В завершающей стадии использовали абразивные материалы для шлифовки. Каменные головы ольмеков отличаются тем, что обычно у них были тшательно вырезаны лица, и намного менее скрупулезно подходили к деталям головных уборов и украшений на ушах.


Все семнадцать каменных голов были вырезаны из базальтового камня, который добывали в горах Сьерра-де-лос-Тукслас в штате Веракрус. Эти валуны находили в районах, пострадавших от крупных вулканических оползней, которые «спускали» огромные валуны вниз по горным склонам. Ольмеки тщательно отбирали валуны, которые изначально имели сферическую форму, чтобы им было легче придавать вид человеческой головы. Затем валуны перевозили от горных склонов на расстояние до 150 км.


Современные ученые недоумевают, как ольмеки могли транспортировать такие огромные массы базальта, тем более, что у них не было тягловых животных, а также эта цивилизация не использовала колесо. Головы ольмеков различаются по весу от от шести до пятидесяти тонн, а высотой примерно от 1,5 до 3,65 метров. Заднюю часть этих каменных памятников часто делали плоской.


Это заставило ученых предположить, что первоначально головы прислоняли к стене во время работы резчиков. Все гигантские каменные головы ольмеков имеют уникальные головные уборы. Предполагается, что ольмеки делали (естественно, в жизни, а не на скульптурах) подобные головные уборы из шкур животных или ткани.


На некоторых из каменных голов даже виден завязанный узел на задней части головы, а у других головные уборы украшены перьями. Также у большинства голов есть большие серьги в мочках ушей. Все головы являются реалистическими точными копиями мужчин. Вполне вероятно, что они были скульптурами известных правителей ольмеков. Все 17 каменных голов находятся на постоянной основе в Мексике, в основном в музеях антропологии.

По маиериалам: thevintagenews.com

В продолжение темы для всех, кому интересна история древних цивилизаций .

Если эту голову не раскапывают, и стараются не светить, значит знают, что это такое. Тоже самое и с

Оригинал взят у sibved в Петергоф. Сергиевский парк. Каменная голова

В Сергиевском парке - дворцово-парковом ансамбле, располагающемся в Петергофе, западнее дворца Лейхтенбергских, в овраге, у речки Кристательки находится вросшая в землю чудо-голова, высеченная из огромного валуна, под названием «Старик» или «Адамова голова».

Официальная версия. Появилась голова, по историческим записям, в 1800 году, при тогдашнем владельце - Сергее Румянцеве (потомке сподвижника Петра I - Александра Румянцева). Монумент выполнен по проекту архитектора Ф.Броуэра, работавшего на рубеже XVII-XVIII веков в Петербурге.

Такое ощущение, что где-то под землей скрыто тело этой головы (скульптура). Возможно, что уже в поврежденном, поломанном состоянии, но все же есть.
Трудно объяснить соседство следов эрозии камня и одновременные четкие линии каменных дел мастера. Либо на голове было еще что-либо (шлем витязя, например). Отверстие в носовой перегородке говорит о таком варианте. А может быть, кто-то проверял - не полая ли она?

Копать любителям запрещено. Это могут сделать только «аккредитованные» заведения, археологи. Но как видно, они сюда не спешат.

У Сергиевки есть и второе неофициальное имя - усадьба герцога Лейхтенбергского


Фото с близкого расстояния. Видны следы эрозии камня.


Отверстие неглубокое. Туристы как обычно оставляют монеты.

На территории парке кроме самого дворца и «каменной головы» так же есть и другие объекты из камня


Валуны, в числе которых встречаются экземпляры с плоскими гранями. Разрушенная древняя кладка?

Место очень интересное. Жаль только не так широко посещаемое, как достопримечательности самого Питера, да и сами культурные памятники (усадьба) находятся не в самом лучшем состоянии.
Тем более, далеко не все жители России, но и Питера знают про это место. Ранее выкладывал подобную информацию на форуме

Парк усадьбы Сергиевка имеет статус Государственного памятника природы, но не одними только прекрасными дубравами и живописными прудами знаменит.

В конце восемнадцатого века усадьба стала собственностью императорской семьи. В 1839 году Николай I подарил её своей дочери Марии Николаевне по случаю её бракосочетания с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Чтобы придать усадьбе облик, достойный новых хозяев, был приглашен архитектор А. И. Штакеншнейдер, уже успевший хорошо себя зарекомендовать на строительстве дворцов для членов царской семьи. В результате в Сергиевке появился дворцово-парковый ансамбль, радующий глаз по сей день, хотя и далеко не в той степени, как это было при жизни Марии Николаевны.

Однако вернемся к камню. Откуда он взялся в овраге, никто не знает. А вот насчет того, как превратился в голову, кое-что известно. Сделал скульптуру неизвестный мастер по проекту архитектора Франца Броуэра в 1799 или 1800 году. Того самого Франца Броуэра, который участвовал в создании Римских фонтанов в Петродворце. По свидетельству разных источников, камень должен был изображать голову спящего воина и называться "Русич".

Считается, что когда-то на нём был шлем как у русского богатыря, скорее всего - металлический. Это подтверждает отверстие на носу - якобы оно осталось от крепежа вертикальной защитной пластинки, типичной для шлемов воинов-русичей. Впоследствии, когда шлем исчез, первоначальное название скульптуры тоже было забыто.

Сейчас у каменной головы несколько имен. Разные авторы называют камень "Воин", "Старик", "Голова Самсона", "Мужская голова". Сотрудники БиНИИ и студенты обычно именуют камень Адамом.



Загрузка...

Реклама