emou.ru

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые РФ, РТ. (6 ч.). Рельеф и геологическое строение

Почти вся Африка - часть древне­го материка Гондваны, сформировав­шегося в докембрии и распавшегося в конце палеозоя и в мезозое. Африкан­ский материк в основном представляет собой древнюю, докембрийскую, Афри­канскую платформу, сложенную кри­сталлическими, магматическими и ме­таморфическими породами, покрытыми в основном осадочным чехлом, зани­мающим 2/3 материка. На северо-за­паде и юге к платформе примыкают герцинские и альпийские складчатые образования - Атласские и Капские горы.

Африканская платформа осложнена синеклизами и антеклизами, разбита тектоническими трещинами. Крупней­шие синеклизы - Карру, Калахари, Конго (Заир), Чад (Мали-Нигерий­ская), Араван-Таудени (Эль-Джуф) и Ливийско-Египетская. Синеклизы вы­ражены в рельефе обширными котлови­нами. Антеклизы разделяют котловины и окружают их пологими поднятиями. Крупнейшими щитами и поднятиями архейско-протерозойского фундамента являются массивы Ахаггарский, Реги-батский, Леоно-Либерийский, Нубий-ско-Аравийский, Танганьикский, Цен­трально-Африканский, Мадагаскар-ский. Наиболее значительные высту­пы древнего фундамента распола­гаются вдоль восточной окраины ма-терика. Здесь же находится и величай­шая в мире система Восточно-Африкан­ских разломов, протянувшаяся на 6500 км от залива Акаба через Крас-


Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые 133


ное море, Эфиопское нагорье, Восточ­но-Африканское плоскогорье и нижнее течение реки Замбези.

В пределах Африканской платфор­мы различают Сахарскую плиту (часть более обширной Сахаро-Аравийской плиты) и Южно-Африканский щит. Границу между ними проводят от вул­кана Камерун к северной части Крас­ного моря.

Сахарская плита включает Сахару, Судан и Северную Гвинею. Плита бы­ла в основном областью морского, а в мезозое - континентального осадкона-копления. В результате нижнепалео­зойской трансгрессии в западной части Сахары и Судана образовались толщи песчаников и глинистых сланцев. В конце палеозоя и до мелового перио­да господствовали аридные условия и происходило накопление во впадинах и понижениях рельефа красноцветных континентальных осадков, главным об­разом песчаников и конгломератов. В меловом периоде Сахарская плита вновь была охвачена трансгрессией. В третичном периоде море ушло из Западной Сахары и Судана, но доволь­но долго сохранялось в Ливийско-Еги­петской синеклизе. Отложения этого времени представлены главным обра­зом известняками, песчаниками и мощ­ными пластами глин.

Южно-Африканский щит (Восточ­ная и Южная Африка) в течение всего послепротерозоя испытывал преиму­щественно поднятие. В прогибах щита накапливались континентальные отло­жения большой мощности (до 10 км). В Южной Африке эти отложения обра­зуют геологические системы - капскую (нижнепалеозойскую), карру (верхне-палеозойско-мезозойскую) и калахари (третичную). Капская формация сла­гает Капские горы, формация карру - предгорный прогиб вдоль северных


склонов Капских гор, формация кала­хари заполняет одноименную впадину. Широко распространены данные фор­мации и их аналоги также в Восточной Африке.

Впадина Конго по особенностям геологического строения и истории раз­вития представляет собой переходную область к Сахарской плите. С конца палеозоя она отличалась значительной подвижностью, в результате чего в ме­зозое по крайней мере дважды затоп­лялась мелководными морями.

Африка - материк огромных сту­пенчатых равнин, плато, плоскогорий и нагорий, увенчанных плоскими остан-цовыми вершинами. Равнины и плато лежат преимущественно внутри мате­рика, занимая обширные тектонические впадины. В рельефе Южной Африки отчетливо выделяется впадина Кала­хари, в Центральной Африке - впади­на Конго, в Судане - впадины Ниге­рийская, Чадская, Белого Нила, в Са­харе - Эль-Джуф, Ливийско-Египет­ская и др. Плоскогорья и нагорья совпадают с районами неглубокого за­легания или выхода на поверхность древнего фундамента платформы. Че­редование внутриматериковых равнин на месте тектонических впадин с пло­скогорьями на месте поднятий - ха­рактерная особенность рельефа Афри­ки. Горные области занимают несколь­ко более 20 % ее площади, низменно­сти - менее 10 %.

Африка - высокий материк. По средней высоте (750 м над уровнем моря) она уступает лишь Антарктиде и Евразии. Наибольшие высоты сосре­доточены на востоке, где поднимаются Эфиопское нагорье, Восточно-Африкан­ское плоскогорье и Драконовы горы. Здесь располагается высшая точка ма­терика - вулканический массив Кили­манджаро высотой 5895 м. Африка -

Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности. Эти неровности называют формами рельефа. Рельеф сформировался в результате взаимодействия внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) геологических процессов.

Формы рельефа различают по размерам, строению, происхождению и т.д. Выделяют выпуклые (положительные) и вогнутые (отрицательные) формы рельефа.

Территория России отличается очень разнообразным рельефом. Здесь находятся высокие лоры и низкие равнины. Высшая точка России - гора Эльбрус (5642 м), а самая низкая - на Прикаспийской низменности (на 28 м ниже уровня Мирового океана).

Большая часть территории России представляет собой амфитеатр, склоненный к северу. По южным рубежам страны протянулся пояс высоких гор: Кавказ, Алтай, Саяны, горы Забайкалья. Поэтому большинство крупных рек (Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Яна, Индигирка, Колыма) - текут с юга на север. Общий наклон рельефа к северу связан с поддви-гом Африкано-Аравийской и Индостанской литос-ферных плит под Евразиатскую. В зрне их контакта происходит воздымание и смятие в складки осадочных слоев земной коры, образование высоких гор. В зоне контакта плит происходят интенсивные подвижки участков земной коры. Они сопровождаются землетрясениями.

На востоке нашей страны, в Прибайкалье и Забайкалье происходит взаимодействие частей Евразийской литосферной плиты - Китайской и Сибирской платформ. В зоне их контакта растрескиваются обширные участки земной коры, формируется глубокая впадина озера Байкал.

Долиной Енисея Россия делится на две части - восточную приподнятую и западную - с преобладанием низких равнин. Большую часть территории страны занимают равнины. Это связано с тем, что в пределах России находится несколько крупных платформ различного возраста: древние докембрийские Русская и Сибирская платформы, а также более молодые (палеозойские): Западно-Сибирская, Скифская, Туранская. Фундамент молодых платформ (плит) погружен на различную глубину под осадочный чехол. В области древних платформ фундамент местами выходит на поверхность, образуя так называемые щиты (Балтийский на Русской платформе, Анабарский и Алданский - на Сибирской).

На Русской платформе расположена крупнейшая Восточно-Европейская равнина. Поверхность ее характеризуется чередованием возвышенностей (Среднерусской, Приволжской, Смоленско-Московской) и низменностей (Окско-Донская).

В междуречье Енисея и Лены расположено обширное Средне-Сибирское плоскогорье (в среднем имеет высоты 500-800 м). Оно осложнено рядом крупных плато и древних кряжей (плато Путорака, Енисейский кряж и др.). К северу плоскогорье переходит в Северо-Сибирскую низменность, а к востоку - в Центрально-Якутскую равнину.

Между Восточно-Европейской равниной и Средне-Сибирским плоскогорьем лежит крупнейшая аккумулятивная Западно-Сибирская равнина. Она имеет низменную заболоченную поверхность и вогнутую форму.

На юге к Русской равнине примыкает участок молодого альпийского геосинклинального пояса. В рельефе он выражен Кавказской горной страной, в пределах которой находится высшая точка России - г. Эльбрус (5642 м).

Всю территорию Сибири с юга также замыкает горный пояс, протянувшийся вдоль границы России. Это в основном средние по высоте горные системы - Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саяны, горы Тувы, Прибайкалья, Забайкалья и Станового нагорья. Они образовались в различное геологическое время (от конца протерозоя до конца палеозоя).

На северо-востоке России преобладает рельеф сильно расчлененного среднегорья, приуроченный к массивам мезозойской складчатости (хребты Черского, Верхоянский, Колымское и Колымское и Корякское нагорья).

Камчатка, о. Сахалин и гряда Курильских островов относятся к области молодой тихоокеанской складчатости. Здесь находится около 200 уснувших и действующих вулканов, а также ежегодно фиксируется много землетрясений. Это свидетельствует о продолжающихся в наши дни интенсивных процессах в земной коре на стыке Тихоокеанской и Евразийской литосферных плит.

Огромная территория, обилие форм рельефа и сложность геологического строения России обусловили наличие большого спектра полезных ископаемых.

Крупнейшие и крупные формы рельефа обязаны своим происхождением внутренним силам Земли. Но многие важные детали их современного облика созданы внешними силами.

Почти повсеместно на территории России формирование современного рельефа происходило и происходит под воздействием текучих вод. В результате появились эрозионные формы рельефа - речные долины, балки и овраги. Овражно-балочная сеть особенно густая на Среднерусской и Приволжской возвышенностях и в предгорьях.

Рельеф многих прибрежных равнин связан с отступанием и наступанием моря.

Таковы равнины Прикаспийского, Приазовской, Печорской и северной части Западно-Сибирской низменностей.

Покровные четвертичные оледенения создали специфические формы рельефа в северной половине европейской части, а также (в меньшей степени) - в Сибири.

Горные ледники также существенно повлияли на рельеф гор в четвертичное время. На наиболее высоких горах есть ледники и теперь.

В некоторых районах России имеются формы рельефа, созданные деятельностью ветра (Прикаспийская низменность, Калининградская область). 64% территории России находятся в пределах зоны многолетней мерзлоты. С этой зоной также связаны особые формы рельефа - бугры пучения, просадки фунта и т.д.

Планирование.
ВЛ ММ ПР ТУЗ
1 2 3 4 5 6

1-2 уроки.

Вводная лекция (ВЛ). Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые РФ, РТ. Развитие форм рельефа.

3-4 уроки.

Отработка новых понятий, терминов, определений по мурманской методике (ММ).

Практическая работа «Логико-структурная схема Особенности рельефа РФ ».

Тематический учет знаний.

Листок учителя (мурманская методика)

Понятия, определения. Вопросы. Задания. Карточки.
1 .Рельеф. 1.1. Что называ­ет­ся рельефом? ( У1, с. 32) 1.2. Внимательно изучите физико-географическую кар­ту РФ, назовите основные формы рельефа нашей страны. Красная 1.1; 8.1;
2. Рав­нины. 2. 1 . Какая форма поверхно­сти на­зывается равни­ной? 2.2. Дайте характеристику географического положения одной из равнин. Оранжевая 2.1; 10.1;
3. Тектони­ческие структуры. 3 . 1 .Как назы­вают выходы кристал­личе­ского фунда­мента на днев­ную поверх­ность? (У2, с. 40; У3, с. 33-34) 3.2. Как протекает процесс образования платформы? (У3, с. 33) Желтая 3.1; 11.1;
4. Траппы. 4.1. Что называ­ет­ся траппами? (У2, с. 41) 4.2. Сопоставьте текто­ниче­скую и физико-геогра­фиче­скую карты и опреде­лите, какие формы рельефа харак­терны для щитов? Зеленая 4.1; 12.1;
5. Лито-сферные плиты. 5.1. Что называ­ет­ся литосфер­ной плитой? 5.2. Каков характер рельефа плит (У3, с. 34)? Какова связь геологичес­кого строе­ния и рельефа плит террито­рий? Голубая 5.1; 7.1;
6. Рельеф РТ. 6.1. Что называ­ет­ся суффозией? 6.2. Каковы основные черты строения поверхности Татар­стана? Какие силы участвуют в формировании поверхности республики? Синяя
7. Совре­мен­ные рельефо-образую­щие про­цессы. 7.1. Что такое экзогенные и эн­догенные про­цессы? (У1, с. 48) 7.2. На основании сравнения физической карты РТ и кар­тосхемы тектони­ческого строения Русской плат­формы в районе РТ. (У4, с. 10) ответьте на вопрос: в ос­новании каких возвышен­но­стей находятся тектониче­ские поднятия? Назовите эти поднятия.
8. Геологи­ческое ле­то­счисле­ние. 8.1. Что называ­ется геоло­гиче­ским летоисчис­лением? (У1, с. 37) 8.2. Расскажите, какие науки занимаются изучением исто­рии развития Земли.
9. Относи­тель­ный возраст горных по­род. 9.1. Что называ­ется отно­ситель­ным возрастом гор­ных пород? (вводная лекция; У1, с. 38) 9.2. Почему горные породы назы­вают каменной летопи­сью Земли? Что рассказы­вают о геологичес­ком про­шлом породы, распростра­ненные в вашей местности?
10. Абсо­лют­ный возраст горных по­род. 10.1. Что назы­вается абсо­лют­ным возрастом горных пород? (У1, с. 38) 10.2. В чем различие между отно­сительным и абсолют­ным возрас­том горных по­род?
11. Мине­раль­ные ресурсы России. 11.1. Что назы­вается полез­ными ископае­мыми? 11.2. От чего зависит разме­ще­ние тех или иных полез­ных ископаемых?
12. Место­рож­дение. 12.1. Что такое «месторож­де­ние»? (У1, с. 42) 12.2. По карте У1 (стр.44-45, рис.16) определите местона­хождение крупнейших ме­сторождений нефти, газа, угля. Как осуществляется научный прогноз при поис­ках полезных ископаемых?
Карточки, используемые при работе по ММ

8-ММ-2

(красная)

Карточка 1

Рельеф, геологическое строение

и полезные ископаемые РФ, РТ

1. Что называет­ся рельефом? (У1, с. 32)

2. Что такое экзогенные и эндогенные процессы? (У1, с. 48)

1. Внимательно изучите физико-географическую кар­ту РФ, назовите основные формы рельефа нашей страны.

2. На основании сравнения физической карты РТ и картосхемы тектони­ческого строения Русской плат­формы в районе РТ. (У4, с. 10) ответьте на вопрос: в основании каких возвышен­ностей находятся тектонические поднятия? Назовите эти поднятия.

Тематический учет знаний по теме

«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые РФ, РТ»

1. Неровности на земной поверхности, различающиеся по размерам, происхождению и возрасту:

А) холмы

Б) рельеф

А) Кант и Лаплас

Б) Ломоносов и Обручев

В) Шмидт и Фесенков

3. Когда произошло образование первичной холодной Земли:

А) 4-5 млрд. лет

Б) 6-7 млрд. лет

В) 8-9 млрд. лет

4. Устойчивые, неподвижные участки земной коры, которые имеют двухъярусное строение:

А) платформы

В) равнины

5. Подвижные складчатые области, которые образуют:

А) равнины

Б) холмы

6. Наука, которая изучает горные породы и минералы:

А) тектоника

Б) геология

В) геодезия

7. Раздел геологии и географии, изучающий строение, движение и развитие земной коры:

А) геология

Б) тектоника

В) картография

8. Длительные этапы развития земной коры:

А) периоды

Б) горообразование

9. Короткие отрезки времени, которые входят в состав эры:

Б) периоды

10. Назовите самую продолжительную эру развития Земли:

А) Архейская

Б) мезозойская

В) палеозойская

11. Назовите эру новой современной жизни:

А) кайнозойская

Б) мезозойская

В) протерозойская

12. Назовите период палеозойской эры, где происходило герценское горообразование, образование горючих полезных ископаемых:

А) неогеновый

Б) каменноугольный

В) кембрийский

13. Назовите период, когда 10-12 тыс. лет назад на территории России появился разумный человек:

А) антропогеновый

Б) юрский

В) силурийский (четвертичный)

14. Назовите эпоху горообразования, которая возникла в древнем палеозое:

А) мезозойская

Б) байкальская

В) герценская

15. Назовите эпоху горообразования, в которую возникли горы: Карпаты, Кавказ, Курилы, Памир, Камчатка, Сахалин:

А) альпийская

Б) каледонская

В) мезозойская

16. Возвышения на земной поверхности более 200 метров:

А) холмы

Б) нагорья

17. Обширные участки суши с ровной, волнистой или холмистой поверхностью:

А) низменности

Б) равнин

В) возвышенности

18. В какую эру жили динозавры:

А) палеозойскую

Б) мезозойскую

В) кайнозойскую

19. Когда появилась жизнь на Земле:

А) архей

Б) протерозой

В) палеозой

20. Что такое наступление моря на сушу:

А) регрессия

Б) эпоха

В) трансгрессия

21. Назовите древние платформы России:

А) Западно-Сибирская и Туранская

Б) Восточно-Европейская и Сибирская

В) Китайская и Таримская

22. Назовите плиту (молодую платформу) России:

А) Русская

Б) Туранская

В) Западно-Сибирская

23. Назовите щит России, который образовался на территории Кольского полуострова:

А) Балтийский

Б) Украинский

В) Алданский

24. Природное скопление полезного ископаемого, которое в количественном и качественном отношении удовлетворяют требованиям промышленности:

А) месторождение

В) разрез

25. Процесс растворения и выщелачивание минералов и горных пород:

А) поноры

Б) воронки

26. Какие минералы используют при изготовлении фарфора и фаянса:

Б) каолинит

27. Как называется теоретическая поверхность земли, близкая к сфероиду:

А) геоид

В) эллипсоид

28. Старинное название нефти:

А) углеводород

Б) горное масло

В) твердый газ

29. Когда было открыто первое промышленное месторождение нефти в Татарстане:

А) в 1943 г. Шугуровское

Б) 1948 г. Ромашкинское

В) 1950 г. Ново-Елховское

30. В каком году было открыто уникальное месторождение нефти в Татарстане в девонских отложениях:

А) 1948 г. Ромашкинское

Б) 1950 г. Ново-Елховское

В) 1943 г. Шугуровское

31. Какие полезные ископаемые используют в сельском хозяйстве в качестве удобрения:

А) уголь

Б) фосфориты

32. В отложениях какого возраста залегает нефть в месторождениях Татарстана:

А) силурийский

Б) триасовый

В) девонский

33. Какое полезное ископаемое называют «самым важным ископаемым»:

В) графит

34. Назовите самую глубокую скважину в мире, глубина которой:

А) Миннебаевская 5100м

Б) Ново-Елховская 5300м

В) Кольская 12500м

35. Земная океаническая кора отличается от материковой тем, что там отсутствует слой:

А) базальта

Б) гранита

В) железа

35. Выход коренных пород из-под рыхлых образований на земную поверхность:

А) обнажение

Б) забой

В) разрез

36. Назовите минерал, употребляемый в пищу в твердом состоянии:

37. Как называется драгоценная разновидность берилла:

А) аметист

Б) изумруд

В) сапфир

38. Как называется скопление мелких частиц горной породы:

39. Как называются естественные скопления нефти и газа в пористых горных породах:

А) забой

Б) скважина

В) залежи

40. Академик, выдающийся советский ученый, основоположник нефте- геологической науки:

А) Обручев

Б) Губкин

В) Вернадский

41. Каким минералом и горной породой вы ежедневно пользуетесь на школьных занятиях:

В) графит

42. Как называется единственный в России минералогический заповедник на Урале:

А) Кунгурский

Б) Башкирский

В) Ильменский (1920г.)

43. Назовите стихийные явления, которые влияют на современные процессы, формирующие рельеф России:

А) вулканы, суховеи

Б) наводнение, землетрясения

В) мерзлота, засуха

44. Камнегрязевые потоки, стекающие с гор после дождя или таяния снега:

А) оползни

Тема: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии.

Цели:

    образовательные: изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, проследить взаимосвязь тектонического строения и размещения полезных ископаемых ;

    воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии; способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру.

    развивающие: развивать умение работать с учебником, атласом, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами.

Задачи урока:

- Выяснить причины разнообразия форм рельефа Евразии, через определение закономерностей размещения крупных форм рельефа и тектонических структу р;

- Отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии;

Познакомить учащихся с основными района вулканизма и землетрясений в Евразии;

Продолжать отрабатывать умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности,

- Продолжать формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

- Определить личностно-значимые аспекты изучения рельефа материка

Умения и навыки:

Называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

Описывать географическое положение крупных форм рельефа;

Объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке.

- сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа, делать ввводы

Методы работы: методы проблемного обучения (частично-поисковые, исследовательские), методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа и работа под руководством), методы контроля и самоконтроля.

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта мира, компьютер, тетради, раздаточный материал. Атлас для 7 класса по географии, листы самооценки

Форма работы: в парах, индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

1. Организационный момент: На каждой парте учащихся лежит лист самооценки, где прописаны задания и их критерии оценивания, достижения учащихся. 1 мин

2. Актуализация знаний. Проверка знаний: учащимся предлагается выполнить задание «Цифровой диктант». На каждой парте учащихся лежит лист с заданием. Ребята работают в парах. Предлагается ряд заданий, которые нужно выполнить на листе самооценки. 5 мин

Задание: расставьте цифры соответствующие морям, которые принадлежат данным океанам.

Океаны: Северный Ледовитый_________________

Атлантический______________________

Индийский_________________________

Тихий_____________________________

К каким океанам принадлежат моря:

1)Карское; 2)Берингово; 3)Аравийское; 4) Балтийское; 5) Черное; 6)Желтое; 7) Охотское, 8) Баренцево; 9) Белое; 10) Северное; 11) Средиземное; 12) Восточно-Китайское; 13) Азовское; 14) Лаптевых; 15) Японское

3. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя : Вы узнали о внутреннем строении Земли, о составе, строении и процессах, происходящих во внешних оболочках, путешествовали по земной поверхности с помощью карт и овладевали приёмами работы с ними. Побывали на пяти материках Земли и бороздили просторы Мирового океана. И мы сегодня с вами продолжаем изучение материка Евразия.

Вопрос : Вспоминая тему прошлого урока, скажите, пожалуйста, почему это особенный материк?

Ответ: Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п.

Если мы уже изучили географическое положение материка, какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше?

Рельеф, тектонические строение и полезные ископаемые Евразии

Для того чтобы изучить данную тему нам необходимо:

Усвоить особенности строения, рельефа и полезных ископаемых Евразии, отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.

Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять.

ПЛАН УРОКА

- Почему знание рельефа необходимо при изучении материка?

При характеристики рельефа. Какие карты мы с вами будем использовать?

Ребят, а давайте с вами вспомним что вы знаете о рельефе?

Задание: посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделить особенности.

Ответы учащихся, с помощью наводящих вопросов.

Разнообразен ли рельеф Евразии?

Что вы можете сказать высоте Евразии?

Назовите величайшую горную систему земного шара.

Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин?

Найдите самую высокую и низкую точку Евразии

Посчитайте колебания высот на материке .

Вывод : анализируя карту можно сделать вывод, что:

    Евразия выше других материков

    На ее территории расположены высочайшие горные системы. Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848 м)

    Равнины большие по размерам и тянутся на тысячи км и занимают большую часть территории Евразии

    Велики колебания высот (от впадины Мертвого моря, до вершины Гималаев)

- Сравните рельеф Евразии и рельеф других материков. Попробуйте выделить причины сходства и различия.

А в чем причина? (в истории развития материка)

Задание 2. Равнины и горы Евразии имеют самую различную высоту. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот. Атлас с. 48-49

Форма рельефа

Высота, м

Западно – Сибирская равнина

Среднесибирское плоскогорье

свыше 1000 м

г. Камень-1664м

Восточно – Европейская равнина

Хибины 1191м

Прикаспийская низменность

ниже 0 м (-28м ниже уровня моря)

Уральские горы

г. Народная1895 м

Нагорье Тибет

Свыше 5000м

Иранское нагорье

Делаем вывод: Таким образом, мы видим, что рельеф Евразии очень контрастен и разнообразен .

Строение земной коры в пределах Евразии.

С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии? (карта «Строение земной коры», «Литосферные плиты» с. 8-9, 10 атлас)

Как образовался материк Евразия? (Пангея-Лавразия (северные)- Гондвана (южные)

Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности? Материковый тип земной коры.

Какие участки входят в состав земной коры материкового типа? Устойчивые платформы и складчатые области.

Что такое платформа?

Какие формы рельефа соответствуют платформам?

Что такое складчатая область? (тектоническая складчатая структура планетарных масштабов, отделяющая древние платформы друг от друга или от океана.)

Как образовались складчатые области?

Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?

От чего зависят строение, высота и облик гор?

Анализ карты строения земной коры с. 8-9, 10 атлас

Что лежит в основании материка Евразии? (Евразийская литосферная плита)

Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты? (неодинаковый)

- Что проходит по границе литосферных плит? (складчатые пояса). К этому вопросу мы вернемся позже

Задание 3: Используя карту «Строение земной коры» и физическую карту Евразии, установите зависимость между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа по территории Евразии.

Какие закономерности вы заметили? (Складчатым поясам принадлежат горы, а платформам – равнины и плоскогорья).

- Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка? ( т.к. здесь стык литосферных плит)

С какими плитами она граничит? (На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской)

Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой?

Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит – океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения.

Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.

Сейсмически активные пояса. Землетрясения и вулканизм.

С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?

Чем отличаются эти части материка?

Что происходит в таких зонах и как они называются?

- Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?

Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне?

Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой)

Что еще повлияло на рельеф Евразии? Древнее оледенение .

(На рельеф материка оказало большое влияние и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Спускаясь со Скандинавских гор, лед сглаживал их поверхность. После его таяния на Восточно-Европейской равнине, к югу от Балтийского моря, на севере Азии остались многочисленные морены - скопления обломков горных пород разных размеров)

На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс , с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский или Альпийско-Гималайский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».

Посмотрите по карте на с. 8-9 и 48-49 где проходит Тихоокеанский сейсмический пояс? (от п-ва камчатки до Больших Зондских островов). Он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов- это действующие и потухшие вулканы.

В горах Альпийско-Гималайского складчатого пояса очень часто случаются разрушительные землетрясения.

Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).

Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо (Тихоокеанское огненное кольцо, Тихоокеанское кольцо, Тихоокеанский огненный пояс) - область по периметру , в которой находится большинство действующих и происходит множество . Всего в этой зоне насчитывается 328 действующих наземных вулканов из 540 известных на .

Задание 4. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя картосхему, нанесите цифры расположения вулканов:

1.Везувий (Аппенинский полуостров)

2. Этна (о. Сицилия)

3. Кракатау (Большие Зондские острова)

4. Ключевская Сопка (п-ов Камчатка)

5. Фудзияма (Японские острова)

Итак, мы рассмотрели рельеф, внутреннее строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? ( Полезные ископаемые. ) Работа с атласом стр. 48-49.

Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии ? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)

Задание 5. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:

1. Район Персидского залива

А. Драгоценные камни

2. Пол-в Малакка

Б. Железная руда

3. О-в Шри-Ланка

В. Нефть, газ

4. Горы Скандинавские

Г. Оловянные р., Д. Медные р.

5. Север Великой Китайской равнины

Е. Каменный уголь

Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б, 5.Д.

Вывод: На равнинах осадочные полезные ископаемые, а в складчатых поясах магматические и метаморфические

4. Закрепление изученного материала.

Задание6: Заполнить пропущенные слова.

Рельеф Евразии ….. (разнообразен)

Здесь находятся крупные … (равнины)

А также крупнейшие … (горные системы мира)

Самая высокая точка вершины ….. (Джомолунгма (Эверест) 8848м).

Самое низкое место на материке ….(впадина Мертвого моря)

Амплитуда высот более … (9000 м)

5. Подведение итогов урока: подвести итоги темы уроки, проанализировать все ли задачи были выполнены. Работа с листом самооценки. Настроение. Итоги в баллах. Кто какие оценки получил.

6. Домашнее задание : § 60-61 изучить, отметить на контурной карте формы рельефа Евразии.

Рефлексия:

    Достигли ли мы намеченной цели?

    Что мы сегодня нового узнали на уроке?

    Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?

    Где ты можешь применить полученные знания в жизни?

    Ты помогал другим или тебе помогали?

    Что вызвало наибольшие затруднения?

    Как оцениваешь полученные сегодня знания (осознанные, глубокие, предстоит осознать, неосознанные)?

§ 12. Геологическая история и геологическое

строение территории России

Земная кора в пределах современной России формировалась на протяжении длительного времени в результате разнообразных геологических -процессов. Поэтому ее части различаются: во-первых, по строению, составу и залеганию горных пород, во-вторых, по возрасту и истории развития.

По особенностям строения выделяются подвижные и устойчивые участки земной коры. На подвижных участках располагаются горные сооружения. Они сложены смятыми в складки горными породами, разделенными расколами на отдельные блоки. Эти блоки движутся в разных направлениях с различной скоростью. В результате этих движений образуются горные хребты и разделяющие их впадины. Интенсивные движения земной коры часто сопровождаются землетрясениями.

Большую часть территории России занимают устойчивые участки земной коры - платформы: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Сибирская. Платформы имеют двухъярусное строение. Нижняя их часть - фундамент. Это остатки разрушившихся горных систем, существовавших ранее на месте современных платформ. Поэтому он состоит из смятых в складки горных пород. Поверх фундамента залегают рыхлые осадочные породы (осадочный чехол). Они образовались при разрушении гор и медленных опусканиях фундамента, когда он заливался водами морей. В некоторых частях платформ осадочный чехол отсутствует. Такие участки платформ называются щитами.

Что такое «земная кора» и каково ее строение? Что вы знаете о теории литосферных плит? Как горные породы различаются по происхождению? Как горы различающая по высоте? Что такое равнины? Назовите их виды.

Горные породы складчатых поясов и платформ имеют разный возраст, так как они формировались на протяжении длительного времени.

Важнейшие этапы геологической истории территории России и возраст пород, слагающих земную кору, отражены в геохронологической таблице (приложение). Вся геологическая история Земли делится на 5 крупных временных отрезков - эр. Название каждой эры дано в соответствии с характерным для нее типом жизни: архейская (древнейшая жизнь), протерозойская (ранняя жизнь), палеозойская (древняя жизнь),мезозойская (средняя жизнь), кайнозойская (новая жизнь). Продолжительность эр сильно различается. В свою очередь, эры подразделяются на меньшие отрезки времени - периоды. Названия периодов чаще всего происходят или от названия тех местностей, где впервые были детально изучены сформировавшиеся в этот период горные породы, или от названия самих пород.

Возраст и время образования отдельных горных пород можно определять по-разному. Если первоначальное залегание пород не нарушено последующими геологическими процессами, то слои, которые лежат выше, моложе тех, что расположены внизу. Помогают определить возраст пород и ископаемые остатки растений и животных. Чем сложнее устроены организмы, тем они моложе. Оба этих способа позволяют оценить относительный возраст горных пород.

Абсолютный возраст горных пород научились определять лишь в XX в. Для этого оценивают процесс распада радиоактивных элементов, содержащихся в горных породах. Процесс распада идет с постоянной скоростью и не зависит от внешних условий. Поэтому по соотношению содержания в горной породе радиоактивного элемента и продуктов его распада можно установить абсолютный возраст горной породы в миллиардах и миллионах лет.

Разный возраст имеет и сама земная кора, состоящая из разнообразных осадочных, магматических и метаморфических пород. Время возникновения участков земной коры показано цветом на тектонических картах (рис. 17).

Самые древние участки земной коры на территории России - Восточно-Европейская и Сибирская платформы,. Их фундамент образовался в докембрии более 1,5 млрд лет назад.

В конце протерозоя - начале палеозоя (1000-550 млн лет назад) произошла байкальская складчатость. В палеозое складчатостей было две - каледонская (550-400 млн лет назад) и герцинская (400-210 млн лет назад). В мезозое - мезозойская. Около 100 млн лет назад началась последняя кайнозойская (альпийская) складчатость, которая продолжается до настоящего времени. В результате каждой складчатости происходило возникновение новой континентальной коры и формировались складчатые горные пояса, окаймляющие и соединяющие Восточно-Европейскую и Сибирскую платформы. Крупнейшие пояса, протягивающиеся через территорию России: Урало-Монгольский, Альпийско-Гималайский (Средиземноморский), а также часть Тихоокеанского пояса.

Образование складчатых поясов связано со столкновением литосферных плит и сминанием в складки горных пород, накопившихся на их окраинах.

Рис. 17. Тектонические структуры мира

Процессы образования складок сопровождаются магматизмом, метаморфизмом и землетрясениями. Кайнозойские (альпийские) горы формируются в результате взаимодействия современных литосферных плит. На земной коре кайнозойского возраста и в настоящее время располагаются горы.

Складчатые пояса мезозойского и палеозойского возраста располагались на границах древних литосферных плит. Их количество, размеры и форма неоднократно менялись на протяжении геологической истории. Многие из них позднее были разрушены. На их месте образовались молодые платформы, крупнейшая из которых - Западно-Сибирская. Но некоторые области палеозойской и мезозойской складчатости из-за активных движений земной коры вновь стали горными сооружениями.

Вопросы и задания

1. Сравните физико-географическую и тектоническую карты.
2. По рис. 17 и физической карте в атласе назовите горы, располагающиеся в областях герцинской и каледонской складчатости.
3. По рис. 17 определите литосферные плиты, лежащие в основе территории Евразии.
4. Столкновение каких плит привело к возникновению Кавказа, гор Камчатки, Сахалина, Курильских островов?

§ 13. Рельеф России

Определение рельефа знакомо вам, начиная с младших классов.

Рельеф - это совокупность всех неровностей земной поверхности.

С этими неровностями, маленькими и большими, легко- и труднопреодолимыми, человек сталкивается практически ежедневно. В ходе своей хозяйственной деятельности он их засыпает, выравнивает, преодолевает, украшает, а порой и Равнины России создает новые.

Формы рельефа различаются по своей величине. В зависимости от нее они оказывают разное природное и хозяйственное воздействие (табл. 5). Но разные по размеру формы рельефа не обособленны, а взаимосвязаны: более мелкие формы рельефа накладываются на более крупные.

Рельеф России очень разнообразен. На ее территории расположены и гора Эльбрус (5642 м), и Прикаспийская низменность (-27 м над уровнем моря).

С точки зрения крупнейших форм рельеф нашей страны достаточно прост. Он напоминает наклоненный к северу амфитеатр.

Таблица 5

Размеры форм рельефа

Рис. 18

Его основа - три крупнейших равнины мира: Русская, Западно-Сибирская и Среднесибирское плоскогорье. Все они расположены на платформах. Равнины занимают более 70% территории России. Поэтому ее без преувеличения можно назвать страной гигантских равнин. Средняя высота территории России чуть более 400 м. При этом к западу от реки Енисей преобладают низменности, а к востоку - возвышенности (рис. 18). России различны по своему рельефу, степени заселенности людьми и хозяйственной освоенности.

Восточно-Европейская (Русская) равнина имеет площадь около 4 млн км 2 , а средняя высота ее составляет 150 м. Это холмистая равнина, с чередованием низменностей и возвышенностей.

Площадь Западно-Сибирской равнины около 3 млн км 2 . Средняя высота - 120 м. Западно-Сибирская равнина - одна из крупнейших в мире низменностей. Лишь немногие ее части достигают высот 200 м.

По карте атласа определите, как различаются эти равнины по: плотности населения, уровню освоенности, преобладающим видам хозяйства.

Среднесибирское плоскогорье также велико по размерам - 3,5 млн км 2 . Оно, хотя и считается равниной, сильно приподнято. Его средние высоты - от 500 до 700 м, а наиболее высокие части - Енисейский кряж и плато Путорана - возвышаются более чем на 1000 м.

Рис. 19. Горные пояса и равнины России.

Горы на территории России приурочены к подвижным участкам земной коры и протягиваются несколькими узкими полосами (рис. 19). Они также сильно различаются не только по высоте, но и по географическому положению, природным условиям.


В европейской части страны горы с юга и востока окаймляют историческую колыбель России - Русскую равнину. Такое соседство отразилось на уровне освоения Уральских и Кавказских гор. Это наиболее заселенные и освоенные горные районы страны.

В азиатской части России горы занимают почти 70% территории. При этом более трети горных регионов расположены на высотах более 1000 м. Из-за высокогорного рельефа и сурового климата в большинстве горных районов азиатской части страны отсутствует постоянное население .

Вопросы и задания

1. По картам учебника и атласа расскажите о размещении крупных форм рельефа на территории нашей страны.
2. Чем объясняется разнообразие рельефа России?
3. Сопоставьте физическую и тектоническую карты и укажите: а) на какой лито- сферной плите расположены все крупнейшие равнины России; б) почему в восточных районах страны преобладают горы.
4. Приведите примеры разных по величине форм рельефа, находящихся в вашей местности.
5. Сравните по абсолютным высотам, степени благоприятности для жизни людей и плотности населения: Кавказ и Верхоянский хребет, Алтай и Джигджур.

§ 14. Как и почему изменяется рельеф России

На формирование рельефа влияют разнообразные процессы. Их можно объединить в две группы: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Внутренние процессы. Среди них наибольшее воздействие на формирование современного рельефа оказали новейшие (неотектонические) движения земной коры , вулканизм и землетрясения. Таким образом, под действием внутренних процессов образуются крупнейшие, крупные и средние формы рельефа.

Неотектоническими называют движения земной коры, происходившие в ней за последние 30 млн лет. Они могут быть и вертикальными, и горизонтальными. На формирование рельефа наибольшее влияние оказывают вертикальные движения в результате которых земная кора поднимается и опускается (рис.20).

Рис. 20. Новейшие тектонические движения.

Скорость и высота вертикальных неотектонических движений в некоторых районах были очень значительны. Большая часть современных гор на территории России существуют только благодаря новейшим вертикальным поднятиям, так как даже молодые, сравнительно недавно образовавшиеся горы разрушаются за несколько миллионов лет. Кавказские горы, несмотря на разрушающее воздействие внешних сил, были приподняты на высоту от 4000 до 6000 м. Уральские на 200-600 м, Алтай - на 1000-2000 м. Крупнейшие равнины России тоже испытали незначительный подъем - от 100 до 200 м. В тех местах, где земная кора опускалась, возникли впадины морей и озер, многие низменности.

По рис. 20 определите, какие виды движений преобладают на территории России.

Движения земной коры происходят и сейчас. Большой Кавказский хребет продолжает подниматься со скоростью 8-14 мм в год. Несколько медленнее растет Среднерусская возвышенность - около 6 мм в год. А территории Татарстана и Владимирской области ежегодно опускаются на 4-8 мм.

Наряду с медленными движениями земной коры в формировании крупных и средних форм рельефа определенную роль играют землетрясения и вулканизм.

Землетрясения часто приводят к значительным как вертикальным, так и горизонтальным смещениям пластов горных пород, возникновению обвалов и провалов.

При извержении вулканов формируются такие специфические формы рельефа, как вулканические конусы, лавовые покровы и лавовые плато.

Внешние процессы , формирующие современный рельеф , связаны с деятельностью морей, текучих вод, ледников, вефа. Под их воздействием разрушаются крупные и образуются средние и мелкие формы рельефа.

При наступлении морей осадочные породы откладываются горизонтальными слоями. Поэтому многие приморские части равнин, с которых море отступило сравнительно недавно, имеют плоский рельеф. Так образовались Прикаспийская и север Западно-Сибирской низменности.

Текучие воды (реки, ручьи, временные водные потоки) размывают земную поверхность. В результате их разрушительной деятельности образуются формы рельефа, называемые эрозионными. Это речные долины, балки, овраги.

Долины крупных рек имеют большую ширину. Например, долина Оби в нижнем ее течении имеет ширину 160 км. Немного уступает ей Амур - 150 км и Лена - 120 км. Речные долины - традиционное место расселения людей, ведения особых типов хозяйства (животноводство на пойменных лугах, огородничество).

Овраги - настоящая беда для сельского хозяйства (рис. 21). Разбивая поля на мелкие участки, они затрудняют их обработку. В России насчитывается более 400 тыс. крупных оврагов с общей площадью 500 тыс. га.

Деятельность ледников. В четвертичный период из-за похолодания климата во многих районах Земли возникло несколько древних покровных леденений. В некоторых районах - центрах оледенения - на протяжении тысячелетий шло накопление льда. В Евразии такими центрами были торы Скандинавии, Полярный Урал, плато Путорана на севере Среднесибирского плоскогорья и горы Бырранга на полуострове Таймыр (рис. 22).

По карте населения в атласе сравните плотность населения в долинах крупных рек Сибири и на окружающих территориях.

Толщина льда в некоторых из них достигала 3000 м. Под действием собственного веса ледник сползал на юг, на прилегающие территории. Там, где проходил ледник, земная поверхность сильно изменялась. Местами он сглаживал ее. Местами, напротив, выпахивал понижения. Лед шлифовал скалы, оставляя на них глубокие царапины. Вместе со льдом перемещались скопления огромных камней (валунов), песка, глины, щебня. Эта смесь разнообразных горных пород получила название морены. В южных, более теплых районах ледник таял. Морена, которую он нес с собой, откладывалась в виде многочисленных холмов, гряд, плоских равнин.

Деятельность ветра. Ветер формирует рельеф главным образом в засушливых районах и там, где на поверхности лежат пески. Под его воздействием образуются дюны, песчаные холмы и гряды. Они распространены на Прикаспийской низменности, в Калининградской области (Куршская коса).

Рис.22. Границы древнего оледенения


Вопросы и задания


1. Какие процессы оказывают влияние на формирование рельефа Земли в настоящее время? Охарактеризуйте их.
2. Какие ледниковые формы рельефа встречаются в вашей местности?
3. Какие формы рельефа называют эрозионными? Приведите примеры эрозионных форм рельефа в вашей местности.
4. Какие современные рельеф о образующие процессы типичны для вашей местности?

§ 15. Стихийные природные явления в литосфере

Не все процессы, происходящие в литосфере, протекают медленно. Многие из них носят катастрофический характер и сопровождаются значительными разрушениями, а иногда и человеческими жертвами. Поскольку эти процессы не подвластны влиянию человека, их называют стихийными. К ним относят землетрясения и извержения вулканов, сели, обвалы и оползни. Стихийные явления, так же как и все другие процессы в литосфере , возникают под влиянием внутренних и внешних сил.

В тех районах, где движения земной коры особенно интенсивны, они часто сопровождаются землетрясениями и вулканизмом (рис. 24). Такие районы занимают около 20% территории России.

Сильные землетрясения в России случаются на Кавказе , Камчатке и Курилах, в горах Прибайкалья. В 1995 г. в результате сильного землетрясения (около 8 баллов по шкале Рихтера) на севере острова Сахалин в считанные минуты был буквально стерт с лица земли поселок нефтяников Нефтегорск. Пострадали тысячи жителей. Разрушения были столь велики, что было принято решение не восстанавливать поселок на этом месте.

Дальний Восток известен и подводными землетрясениями, которые порождают волны огромной разрушительной силы - цунами. Их скорость может достигать 1000 км/ч, а высота у побережья - 50 м и более. В 1952 г. цунами, обрушившееся на Северные Курилы, привело к значительным разрушениям и человеческим жертвам.

Действующие вулканы в России сейчас расположены только на Камчатке и Курильских островах. Их около шестидесяти. Но потухшие вулканы естъ и на Кавказе (Эльбрус, Казбек), и в горах — Сибири, и на Дальнем Востоке.



Рис. 24. Сейсмоактивные области России

Крупнейший из действующих вулканов России - Ключевская Сопка. Его конус возвышается на 4750 м. Основной кратер вулкана диаметром 500 м расположен вершине. Но в его нижней части находится более 60 мелких боковых конусов и кратеров. Извергается Ключевская Сопка довольно часто — примерно 1 раз в 7 лет. — время извержений в атмосферу выбрасывается огромный столб пепла и газа, а из кратера изливается лава. Грохот извержения бывает слышен в радиусе 200-300 км.

Обвалы чаще всего происходят в горах. Под действием силы тяжести огромные массы горных пород отрываются от склонов и обрушиваются вниз. Причины обвалов бывают разными: подземные толчки, деятельность поверхностных или подземных вод.

Не меньшую опасность представляют потоки камней и грязи - сели. Они образуются в горных реках при резком поднятии уровня воды, связанном с выпадением обильных осадков, быстрым таянием снегов или льдов.

Если водоупорный слой залегает неглубоко, слои горных пород, которые лежат над ним, насыщаются водой и начинают скользить по водоупорному слою (рис. 25). Это явление получило название оползень. Оползни случаются и на равнинах, и в горах: на крутых берегах рек, озер и водохранилищ.

По карте определите сейсмически активные районы нашей страны. Вспомните, как измеряется мощность землетрясений, какие по мощности землетрясения вызывают наибольшие разрушения.

Вопросы и задания

1. Какие процессы, происходящие в наше время, свидетельствуют о непрерывном развитии рельефа?
2. В каких районах нашей страны на рельеф особенно влияет деятельность текучих вод, а в каких - деятельность ветра?
3. Какие стихийные явления связаны с литосферой?
4. Какие меры следует принимать для борьбы со стихийными явлениями?

§ 16. Человек и литосфера

Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Безусловно! В земных недрах размещаются разнообразные полезные ископаемые (рис. 26).

Полезные ископаемые - минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве.

По карте атласа найдите крупнейшие угольные бассейны России, месторождения нефти и газа.

Полезные ископаемые размещаются в земной коре неравномерно, но в их распределении есть определенные закономерности. В осадочном чехле платформ сформировались осадочные полезные ископаемые. В фундаменте платформ и в горах преобладают рудные полезные ископаемые. Таким образом, различия в строении земной коры во многом определяют особенности хозяйства отдельных территорий. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а большие по площади скопления - бассейны.

Таблица 6

Виды полезных ископаемых

Таблица 7

Приведите другие причины расселения людей преимущественно на равнинах.

Поверхность земной коры - это место для населения человека и плацдарм для его деятельности. Прежде всего на размещение и жизнь людей влияют абсолютные высоты (табл. 7).

Сложнее оценить влияние рельеф а на быт и традиции людей, их историю. Тем не менее такие попытки предпринимались. Например, в работах известного русского историка С. М. Соловьева можно найти рассуждения, позволяющие выстроить следующую схему.

Жизнь и хозяйствование в горах определяются разнообразием природных условий, присущих горным регионам.

Хотя Россия и равнинная страна, влияние гор на хозяйство и жизнь людей в ней очень велико. Это неудивительно, поскольку почти половина субъектов Российской Федерации имеет на своей территориигоры .

Жизнь человека в горах протекает в сложных, порой экстремальных условиях. Это связано со значительными абсолютными высотами, сложным рельефом и климатом. Поэтому горы отличает более слабая освоенность территории по сравнению с равнинами.

Горам присуща своеобразная барьерная роль. Она проявляется как в природе, так и в жизни людей. Горы создают естественную преграду не только на пути рек и воздушных масс. Они препятсвуют и перемещению людей, затрудняя их проникновение в новые районы, контакты между носителями горных и равнинных территорий. Но по мере роста технических возможностей человека, развития современных средств эта особенность гор ослабевает.

Например, трасса одной из крупнейших железных дорог России - Байкало-Амурской магистрали пересекает 7 высоких хребтов (Байкальский, Буреинский, Кадарский и др.). Для их преодоления хребты были «пронизаны» туннелями.

Из-за сложных природных условий с экономической точки зрения горы не могут конкурировать с равнинами. Поэтому в горных регионах число видов хозяйственной деятельности ограничено. Преимущественно в них используются особые ресурсы, связанные с горным положением: минеральные, рекреационные, гидроэнергетические, иногда редкие горные растения.

В Кавказских горах построен Тырныаузский металлургический комбинат. Здесь ведется добыча молибдена и вольфрама. Руда добывается с помощью подземных взрывов. Затем она спускается по пробитым в скалах туннелям на специальную площадку. Здесь ее измельчают в порошок и по трубам подают на обогатительную фабрику. Пустую породу из-за ограниченности площадей размещают на склонах гор. Это создает опасность обвалов, осыпей, камнепадов, а при сильных дождях - и селевых потоков.

Но горы постепенно приобретают все новые функции: производственные, спортивные,оздоровительные . Даже большие абсолютные высоты привлекательны для любителей альпинизма, горно- лыжного спорта, приключенческого туризма.

Хозяйственная деятельность в горах связана высотной поясностью и разнообразием ландшафтов. Например, из-за суровых природных условий в горных районах азиатской части России сельское хозяйство ограничено сезонными миграциями животных.

Кроме того, горы - это многонациональные регионы. Из-за относительной недоступности горы служили убежищем для населения, вынужденного в силу различных обстоятельств (политических, экономических и др.)менять место жительства.

В крупных горных районах с высокими хребтами население селилось в глубоких и узких межгорных долинах. Контакты между соседями были затруднены. Поэтому горы, как правило, отличаются большим этническим разнообразием. В них проживают малочисленные народы со специфической культурой, бытом и особенностями хозяйства. Па Северном Кавказе проживает более 40 национальностей. Например, в Республике Дагестан только официальных языков — 12, а число языковых диалектов исчисляется десятками.

Важная социальная проблема развития горных районов заключается в том, что основные потребители их ресурсов находятся на равнинах, т, е. значительном расстоянии от гор. Осваивая горы, нужно помнить и о негативных сторонах этого процесса - деградации природы, разрушении культурно-этнических традиций и др.

Однако не только литосфера оказывает свое влияние на человека. Человек также воздействует на нее. И это воздействие многопланово. Современные технические возможности человечества стали настолько грандиозными, что, как подметил великий русский ученый В. И. Вернадский, «человек стал крупной геологической силой».

Нарушения литосферы, связанные с хозяйственной деятельностью человека, весьма разнообразны. Во-первых , изменяется строение верхней части литосферы, залегание слоев горных пород. Это происходит при добыче полезных ископаемых, строительстве карьеров, шахт, тоннелей, других подземных коммуникаций, проведении подземных ядерных взрывов.

Каждый год из земных недр извлекаются сотни миллионов тонн разнообразных полезных ископаемых. При этом только отходы горнопромышленного производства превышают 3 млрд т в год. На месте извлеченных горных пород в литосфере образуются пустоты. Только часть из них засыпается или закладывается, поэтому общий объем подобных пустот постоянно растет. Их наличие приводит к провалу грунтов, нарушению нормального движения подземных вод. Нарушает литосферу и бурение скважин , которое приняло огромный размах. Только в Западной Сибири их пробурено около 3 млн. Откачка нефти и газа из земных глубин увеличивает подвижность земных слоев и ведет к возникновению многочисленных антропогенных землетрясений! Так, в районе крупнейших нефтяных месторождений Поволжья только за 15 последних лет зафиксировано более 200 подобных землетрясений.

Во-вторых , изменяется поверхность литосферы. Она выравнивается, в ней создаются мелкие и крупные углубления (каналы, канавы, котлованы) или насыпи (отвалы горных пород, террасы на горных склонах).

Таким образом, теперь рельеф формируется не только внешними и внутренними силами природы, но и человеком (рис. 27).

Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются антропогенным рельефом.

В-третьих , в ходе своей хозяйственной деятельности человек создает искусственные формы рельефа: здания, башни, плотины, мосты. Они так же, как и природные формы рельефа, изменяют поверхность литосферы, влияют на движение и температуру воздуха, сток поверхностных вод и пр.



Рис. 27. Виды антропогенного рельефа

Расскажите о воздействии искусственных <|юрм рельефа на различные природные процессы.

Это воздействие постоянно растет, поскольку искусственных форм рельефа становится все больше и больше (табл. 8). Особенно значительно их влияние в крупнейших городах. Например, летние температуры в крупнейших городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде) такие же, как на территориях, расположенных на 200-300 км южнее. Например, в Москве, при ее площади в 1000 км 2 , общая площадь искусственных форм рельефа составляет 300 км 2 . В городе уже практически не осталось крупных участков эстественной земной поверхности.
Таблица 8

Рост поверхности искусственных форм рельефа

Во многих странах мира, в том числе и в России, сформировались огромные зоны практически сплошной застройки, протягивающиеся на сотни километров.

Вопросы и задания

1. Перечислите особенности хозяйственной деятельности в горах.
2. Приведите примеры антропогенного рельефа в своей местности.


Итоговые задания по теме

1. От чего зависит размещение полезных ископаемых? Назовите и покажите по карте основные бассейны и месторождения.
2. Как влияет рельеф на жизнь и хозяйственную деятельность человека? Приведите примеры влияния человека на литосферу в нашей стране.
3. Докажите, что и в наше время продолжается процесс формирования рельефа.
4. Составьте сравнительную характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Русской и Западно-Сибирской равнин, используя следующий план:

1) где расположена территория;
2) к какой тектонической структуре приурочена;
3) породы какого возраста слагают территорию;
4) средние, минимальные и максимальные высоты территории;
5) какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа;
6) какие формы рельефа созданы тем или иным процессом, их размещение;
7) какие стихийные явления связаны с тектоническим и геологическим строением, с особенностями рельефа, возможные меры борьбы с ними.

5. Составьте характеристику любого из горных массивов России, расположенных на юге Сибири, используя приведенный выше план.
6. Дайте характеристику рельефа своей области (края, республики).
7. Дайте оценку минерально-сырьевой базы России.
8. Докажите справедливость утверждения В. И. Вернадского: «Человек стал крупной геологической силой».

География России: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе; под ред. В. П. Дронова. - 10-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2009. - 271 с. : ил., карт.



Загрузка...

Последние статьи

Реклама