emou.ru

Основные тенденции развития мировой литературы ии половины хих столетие. Основные тенденции развития мировой литературы ии половины хих столетие Тенденции развития литературы 20 века

Если можешь, иди вперёд века,
если не можешь, иди с веком,
но никогда не будь позади века.
Валерий Брюсов

Русская литература рубежа ХІХ-ХХ веков — важная веха историко-литературного процесса, яркая и своеобразная эпоха, время, когда подводились итоги века минувшего, анализировались культурные достижения и промахи, приобретения и утраты. Новая литература, отталкиваясь от исканий Достоевского, Толстого, Чехова, пыталась найти ответы на волнующие современников вопросы. В качестве ориентиров были выбраны «вечные ценности», отстаиваемые великими классиками. В то же время русская литература рубежа веков отразила процесс смены эпох и утверждения новых реалий. В 1905 году Лев Толстой писал: «Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения». В чём же выразилось это другое мировоззрение? Новым по сравнению с прошедшим веком было мироощущение человека. Традиционные для ХIХ века категории жалости, сострадания, самоотречения критиче-ски переосмысливались русскими философами и писателями, главными словами эпохи рубежа веков были исчерпанность, пограничность, перелом . Осознание кризисности времени отразилось и в художественных произведениях, которые были далеко не однородными. Но объединяло русских писателей рубежа веков отрицание серой обыденности, скучного бездеятельного существования. Общим, по словам известного литературного критика Семёна Венгерова, было «устремление в высь, в даль, в глубь, но только прочь от постылой плоскости серого прозябания».

Усложнение общей картины мира начала ХХ века, её калейдоскопичность и фрагментарность, шаткость таких фундаментальных понятий, как судьба и человеческая жизнь, в литературе приводят к изменениям в жанровой системе. Традиционный для русской литературы ХIХ века роман вытесняется более подвижными жанрами — рассказом и очерком, в которых писатели сосредоточиваются на отдельных событиях человеческой жизни.

Как вам известно, в русской литературе второй половины ХIХ века главенствующую роль играл реализм. Это литературное направление остаётся популярным и на рубеже ХIХ - ХХ веков. Яркими представителями реализма конца ХIХ — начала ХХ веков были Максим Горький, Владимир Короленко, Леонид Андреев, Иван Бунин, Александр Куприн . Напомним, что в этот период продолжают творить и такие признанные авторы, как Л.Н. Толстой и А.П. Чехов . Так, в 1899 году Толстой заканчивает свой роман «Воскресение» , а в 1904 году Чехов пишет пьесу «Вишнёвый сад» .

Таким образом, новые качества русской литературы рубежа веков возникали в тесном контакте с традицией.

Не менее значительные изменения произошли и в поэзии. Классический реализм поэтов второй половины ХIХ века сменяется новаторской, загадочной, мистической лирикой Серебряного века, с самыми значительными представителями которой вам ещё предстоит познакомиться.

Одной из особенностей русской литературы этого периода было и одновременное сосуществование нескольких литературных направлений и течений. В прошлом оказался и приоритет одной эстетической системы и плавный переход от одного направления к другому, когда, например, классицизм уступал место сентиментализму, а ему на смену приходил романтизм. В русской литературе рубежа ХIХ-ХХ веков одновременно сосуществовали реализм и нереалистические направления и течения. Причём внутри они также не были однородными. В этот период наблюдается небывалый всплеск и стремительное развитие различных литературных объединений, группировок, школ, мастерских. «Литература разручеилась», — заметил один из ведущих критиков начала века Пётр Пильский.

Важной тенденцией для русской литературы рубежа веков было и усиление контактов с мировой литературой. Это стало возможным, прежде всего, благодаря всемирному признанию таких писателей, как Лев Толстой и Фёдор Достоевский, популяризации русской культуры за границей (например русские сезоны Сергея Дягилева). Но самому широкому культурному взаимообмену способствовала переводческая деятельность русских писателей, таких как Иван Бунин, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Николай Гумилёв и др. Материал с сайта

Стремительное развитие театрального искусства, бурное развитие киноиндустрии, открытие многочисленных художе-ственных выставок, галерей привело к увеличению зрительской и читательской аудитории и способствовало усилению влияния искусства на духовную жизнь страны. В этом влиянии разные виды искусства, в том числе и литература, нередко взаимопроникали друг в друга, т. е. происходил своеобразный синтез искусств. Так, музыкальностью обладали стихи Александра Блока, живописность была присуща поэзии Николая Гумилёва и прозе Ивана Бунина. Для многих представителей этого периода характерен также и творческий универсализм. Например, Михаил Кузмин сочетал в своём творчестве поэзию и композиторскую деятельность, поэты Давид Бурлюк и Владимир Маяковский занимались изобразительным искусством. Межвидовая диффузия происходила и в жанровых разновидностях. Композитор Александр Скрябин называл свои симфонии «поэмами », а поэт Андрей Белый , наоборот, свои стихи считал «симфониями ».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • отечественная литература, музыка начала 20 века-основные тенденции развития в русле событий эпохи
  • «литература разручеилась».
  • как рубеж веков отразился на литературе?
  • основные направления развития русской литературы
  • ведущие направления в литературе рубежа веков

Культура Запада ХХ века прошла две основные стадии. Первая соответствует позднему империализму, эпохе массового конвейерного производства и тоталитарного сознания. Это первая половина века, годы 1918-1945, время, когда в результате научно-технической революции возникли новые формы культуры — радио и кинематограф, потеснившие литературу в сознании людей. Вторая стадия — период после 1945 года, когда становится очевидно, что буржуазное общество, несмотря на мрачные прогнозы Маркса и Ницше, жизнеспособно, и в нем происходит глубокая внутренняя перестройка: возникают современные системы радикальной демократии, оформляется “общество потребления”, идут процессы глобализации мировой экономики. Информационная революция конца ХХ века вообще меняет отношение человека к печатному слову, книги все чаще читают с экранов дисплеев, и в развитых странах Запада роль литературы в общественном сознании неуклонно падает при все возрастающей конкуренции со стороны кино и рок-музыки.

Литературное развитие в ХХ веке ускоряется, общепризнанной единицей членения литературного процесса становится уже не отрезок времени длиной в столетие, как это было раньше, а десятилетие. Каждое десятилетие ХХ века порождало новые направления в литературе, создавались громкие манифесты, провозглашались новые школы. Под этой бурной поверхностью, за самой интенсивностью поисков не всегда легко разглядеть внутренний смысл и закономерности смены литературных направлений.

Реализм в ХХ веке представлен множеством имен в свое время знаменитых писателей, но сегодня видно, что, какова бы ни была их прижизненная популярность, реалистический роман в ХХ столетии существовал в основном в силу инерции. Реализм как устремленность к научному анализу мира и человека исходит из уверенности в познаваемости мира, из оптимистической убежденности, что слово — идеальный и объективный инструмент познания действительности, что социальные пороки, выявленные в слове, подлежат исправлению. Мы видели, что все эти постулаты реализма поставлены под вопрос уже у Конрада. Катастрофическая действительность ХХ века окончательно подорвала мировоззренческую основу реализма — исторический оптимизм и веру в прогресс, поэтому, хотя формы реалистического повествования сохранились, они воспринимались эстетически развитым читателем как пережиток прошлого.

Только когда писатели-реалисты соприкасались с другими направлениями, их произведения становились подлинными событиями.

Формы реалистического повествования нашли применение в новом феномене литературы ХХ века — в массовой литературе. Это литература, создаваемая в расчете на массового читателя по четким рецептам, непритязательная в художественном смысле, идеологически направленная на поддержание существующего миропорядка. Это литературный товар, подчиняющийся всем законам рынка, ориентированный на разные категории потребителей. Так, разные серии любовных романов могут предназначаться для юных девушек, молодых женщин, делающих карьеру, для женщин старшей возрастной группы и т.д. Жанры массовой литературы — детектив, сентиментальный роман, триллер, фэнтэзи, научная фантастика — количественно преобладают в литературе ХХ века, но в силу своего откровенно коммерческого характера, развлекательной функции и высокой степени предсказуемости, “формульности”, они попадают в поле зрения критиков скорее как явления из области социологии литературы. О художественности этих произведений-однодневок никто не говорит всерьез, их чтение не требует работы ума и сердца, но дает отдых после монотонного рабочего дня, становится формой релаксации. Все жанры конформистской массовой литературы скользят по поверхности современной жизни, характеры в них созданы по давно испытанным формулам, подчеркнутая достоверность деталей, непременный моральный урок и многое другое заимствованы из реалистического романа. Однако сам удельный вес массовой литературы превратился в фактор, оказывающий обратное влияние на “высокую” литературу. Серьезные писатели ХХ века все чаще использовали в своих произведениях приемы сюжетосложения и стилевые штампы массовой литературы, разумеется, полностью переосмысляя их в русле собственных задач. Так или иначе, массовая литература играет все возрастающую роль в культуре ХХ века.

Центральными, наиболее плодотворными направлениями в литературе ХХ века стали модернизм , расцветший в первой половине века, и пришедший ему на смену после 1945 года постмодернизм . Их мы рассмотрим подробней.

Литературный процесс XX века своими корнями уходит в век XIX.

Глубинные связи, существующие между литературой XIX и XX веков определили во многом своеобразие развития литературных направлений нового искусства, формирование различных течений и школ, возникновение новых принципов отношения искусства к действительности.

Литература XX века отразила коренные социальные изменения, прок шедшие в России. Эпоха Октябрьской революции, круто изменившая судьбы страны, не могла не оказать решающего воздействия на национальное самосознание народа и интеллигенции.

Время рубежа XIX-XX столетий называют русским ренессансом . Рос­сия переживает в этот период небывалый по размаху культурный подъем: в литературе той поры творили Лев Толстой и Чехов, Горький и Бунин, Куприн и Л.Андреев; в музыке - Римский-Корсаков и Скрябин, Рахманинов и Стравинский; в театре - Станиславский и Комиссаржевская, в опере - Шаляпин и Нежданова. При всех конфликтах и противостояния идеологических и эстетических каждый художник-творец имел право отстаивать свое видение мира и человека.

Явлением в литературной жизни рубежа веков был символизм , с которым прежде всего связано понятие "серебряный век" русской поэзии. Символисты чутко уловили и выразили тревожное предощущение социальной катастрофы. В их произведениях за­печатлен романтический порыв к миропорядку, где царит духовная свобода и единение людей. Это были поэты и прозаики и одновременно философы и мыслители, широко эрудированные люди, обновившие поэтический язык, создавшие новые формы стиха, его ритмику, словарь и краски. Брюсов, Баль­монт, Белый, Блок, Бунин - у каждого из них свой голос, своя палитра, свой облик. Симво­листы свято верили в искусство, в его великую преображающую земное бы­тие роль.

Своеобразным развитием идей символизма стал акмеизм (от греч. слова "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила), возникший из отри­цания представления символистов об истинности мира, созданной интуицией художника. Акмеисты (А.Ахматова, Н.Гумилев, О.Мандельштам) провозгла­шали высокую самоценность земного мира, утверждали права конкретного слова, которому возвращали изначальный смысл, освободив его от многозначительности символистских толкований.

Несколько раньше акмеистов на литературную арену вышли футурис­ты , утверждавшие возможность создания нового искусства путем отказа от искусства прошлого. Объявляя классику отжившим явлением, призы­вая сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого... с "парохода" современности, футуристы (от лат. слова "futurum" - будущее) утверждали свое право на обновление слов, на создание нового слова, выражающего древнейший смысл звука (В.Хлебников). В 1910-е годы в России существовало несколько групп футуристов: кубофутуристы (В.Хлебников, Д.Бурлюк А.Крученых, В. Маяковский), кружок "Центрифуга" (Н.Асеев, Б.Пастер нак), эгофутуристы (И.Северянин). В.Маяковский был одним из вдохновенных участников обновления искусства и, несмотря на существующую между ним и футуризмом связь, сразу заявил о себе как о самобытном таланте. Маяковский стал глашатаем бунта против "жирных", ненавидя современную ему жестокую действительность. Нарушая нормы классического стихосложения, ломая привычные ритмы, поэзия Маяковского была ярко экспрессивна, выражала трагическое мироощущение ее лирического героя.



Удивительным явлением поэзии "серебряного века" стало возникновение в 1900-х годах течения "неокрестьянских" поэтов , которым суждено было сыграть значительную роль в духовной культуре XX столетия (С.Клюев, С.Клычков, С.Есенин, П.Орешин). Эти поэты, при всем их различии, родовыми корнями были связаны с русской деревней, крестьянством. Пути эти поэтов к творчеству были различны, но все они выступали как продолжатели традиций поэзии русского крестьянства Кольцова, Никитина, Сурикова. Народная песня, сказка, былина, усвоенная с детства, с одной стороны, усвоение образов классической поэзии Пушкина и Некрасова рождали са­мобытную поэзию одного из наиболее ярких представителей этого течения - С.Есенина.

Одной из ве­дущих тенденций литературного процесса начала XX века становится обра­щение к романтизму . Романтический пафос утверждения нового мира и че­ловека, рожденного Октябрем, проявился прежде всего в лирических жан­рах, в обращении поэтов к таким жанрам высокой лирики конца XVIII - XIX века, как ода и баллада.



Этапом в развитии романтизма как литературного направления в XX веке стало творчество М.Горького. Пафос романтической веры в безграничные возможности человека определяет идейно-художественную концепцию его рассказов и повестей 1890-1900 годов. Вместе с тем Горький, уже в предрево­люционные годы, обращается к реализму, к большим видам эпической прозы - повестям и роману ("Фома Гордеев", "Трое", "Мать").

С именем и творчеством Горького связано такое понятие, как "социа­листический реализм" , литературное направление и метод, идейно-эстети­ческая концепция которого была сформулирована М. Горьким. В послед­нее десятилетие ведутся ожесточенные споры о том, можно ли рассматри­вать "социалистический реализм" как явление искусства, поскольку лите­ратурный процесс в России советской эпохи находился под жестким иде­ологическим контролем. Именно в творчестве М. Горь­кого проявилось значение данного этапа развития литературы в изобра­жении действительности как творящейся на глазах у человека истории; это исследование психологии коллективного сознания, его активного, преобразующего мир начала, это сочетание критического пафоса изображения действительности с глубокой верой в человека и его будущее. Социалистический реализм как художественный метод был во многом нормативен (выбор темы, героев, принципов изображения), но эти "ограничения" были обусловлены задачей создания образа героя времени - труженика, творца, созидателя (творчество А.Серафимовича, Ф.Гладкова, ЛЛеонова, В.Катае­ва, М.Шагинян и др.).

К 20-м годам в русской литературе складывается тенденция к эпичес­кому осмыслению действительности . Искусство ставит перед собой зада­чу отразить судьбу отдельной личности в стремительном движении вре­мени. Так рождаются лиро-эпические поэмы В.Маяковского и С.Есени­на, Э.Багрицкого и Б.Пастернака. В прозаических жанрах возникает но­вая видовая форма романа, опирающаяся на документ и использующая ху­дожественный вымысел (Д.Фурманов "Чапаев"). Другим типом романа становится произведение, в котором исследуется психология массы, коллектива (А.Фадеев "Разгром"); в новых исторических условиях развивается жанр социально-психологического романа (М.Булгаков "Белая гвардия"). В 20-е годы складываются подходы к созданию крупной эпической формы - романа-эпопеи ("Тихий Дон", "Жизнь Клима Самгина", " Хождение по мукам"), окончательное становление которой произойдет в 40-e годы.

Вторая половина 20-х - начало 30-х годов отмечена развитием сатирических традиций в прозе, поэзии и драматургии. В эти годы все отчетливее начинают проявляться отрицательные стороны нового общественного строя, формирующегося в Советской России. В рассказах М.Зощенко, повестях Булгакова, романах И.Илъфа и Е.Петрова, пьесах В.Маяковского, рассказах Толстого резкой критике подвергается рожденный революцией новый социально-психологический тип бюрократа, мещанина, приспособленца, выявляются объективные социально-исторические корни формирования психологии данного типа. Сатира советской эпохи наследует традиции Гоголя и Щедрина в художественном изображении чуждых гуманизму общественных явлений: широко используются элементы фантастики, иронии, гротеска наряду с пафосом утверждения, органически формирующим новый тип художественного мышления.

Эпическое начало, мощно заявившее о себе в конце 20-х годов, завершится созданием эпопейного жанра , взявшего на себя задачу осмысления исторических путей становления русской нации на новом этапе ее судьбы. Всем ходом развития русской литературы, и прежде всего опытом национально-исторической эпопеи Л.Толстого, подготовлено рождение романа "Петр Первый" А.Толстого. Проблемы "государство и народ", "человек и история", интеллигенция и революция" отразились в этом историко-документальном по типу повествования психологическом полотне. Исследованию одной из важнейших нравственно-философских и исторических проблем - проблеме судеб народных масс в революции - посвящен роман-эпопея "Жизнь Клима Самгина" М.Горького, "Хождение по мукам" А.Толстого - эпос о потерянной и возвращенной родине, а "Тихий Дон" М.Шолохова - эпопея-трагедия русского народа.

Литература 40-50-х годов отразила один из сложнейших этапов в судьбе России. Это была литература, воспевшая подвиг советского народа , его реальную силу и нравственную стойкость в схватке с врагом.

В 40-е годы лирическая поэзия определяет своеобразие литературного процесса. Одические и элегические жанры, различные формы песни, опирается на традиции русского фольклора (в поэзии А.Твардовского, А.Суркова, А.Ахматовой, Б.Пастернака, В.Инбер), отражали мир чувств и дум народа в годы великих испытаний.

Особую роль в литературе 40-х годов сыграли документально-публицистические жанры (очерки и повести А.Толстого, М.Шолохова, А.Платонова, определившие во многом становление повествовательных жанров о войне, созданных уже в 50-е годы ("Судьба человека" М.Шолохова). Новое поколение литераторов (Ю.Бондарев, В.Быков, Г.Бакланов), прошедшее войну, продолжало традицию изображения человека на войне, расширив и углу­бив нравственную и философскую проблематику очерков и повестей воен­ных лет.

Нравственные конфликты, ушедшие на второй план в годы войны, вновь заявили о себе в 60-е годы. Советская литература обращается к исследова­нию психологии человека, прошедшего испытание войной ("Две зимы и три лета" Ф.Абрамова); появляется жанр "лирической прозы" в творчестве В.Солоухина, О.Берггольц. Развитие жанра "лирической прозы" происходит в дальнейшем творчестве В.Астафьева, Е.Носова.

Глубоким анализом нравственных процессов в жизни общества и отдельного человека, вызванных к жизни эпохой тоталитарного господства коммунистической идеологии процессов, разрушающих личность, деформирующих ее, отмечены произведения, созданные в 50-60-е годы, - это роман Б.Пастернака "Доктор Живаго", романы-исследования А.Солженицына, поэмы А.Ахматовой "Реквием", А.Твардовского "По праву памяти".

Евгений Замятин говорил, что писателю необходима духовная свобода. В противном случае «у русской литературы останется толь­ко одно: ее прошлое».

Если всмотреться в глубинные токи литературной жизни, то нельзя не заметить, что ее движение в наши дни все меньше определяется уз­коидеологическими и политическими задачами. Возникает литерату­ра, уже не претендующая на учительскую роль. Она подчеркнуто скеп­тически, вплоть до презрительного пародирования, до «чернухи» и де­монстративного политического «нигилизма», относится к идеологичес­ким моделям.

И в то же время она потрясенно останавливается перед словно бы заново раскрывшейся глубиной и напряженностью экзистенциальных проблем. Человек в ней погружается в неотвратимые вопросы о смысле его личной жизни, о ценностях мира, в котором ему приходится жить, - вопросы, страшно запущенные или решенные в предшествующей ли­тературе не в пользу духовного выживания человека, его «самостоянья».

Это направление в литературе связано, например, с драматургией А. Вампилова, прозой В. Маканина, А. Битова, С. Каледина, с книгой «Москва - Петушки» В. Ерофеева, прозой и пьесами Л. Петрушевской и т. д.

Появление этой, условно говоря, «экзистенциальной» литературы (от лат. existentia - существование), разумеется, не перечеркивает большой традиции, которая всегда существовала.

Заслуги большой литературы и в советские времена неоспоримы. Даже в наиболее неблагоприятные для нее годы без особой надежды на появление в свет (а поэтому и вне конъюнктурной «идеологии») сидел над рукописями Андрей Платонов, писала «Поэму без героя» Анна Ахматова, создавали свои романы Б. Пастернак и В. Гроссман. Совер­шенно вопреки рекомендованным образцам начиналась «военная» и «деревенская» проза, пришли в литературу А. Солженицын, В.Астафь­ев, Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Шаламов, В. Шукшин...

Но следует сказать и то, что одной традицией, даже самой ценной, не исчерпывается живая литература.

Сегодняшняя новая литература углубляется одновременно в «быт», в поток повседневной жизни, в «молекулярный» анализ текущего и, ка­залось бы, преходящего. И погружается - в глубь души, в смутные про­странства сознания современного человека, оказавшегося перед неразрешенностью главных смыслов своего существования. Сегодня в «быто­вого», обычного человека перемещается новая, еще неведомая ему ду­ховная активность. Показать пути ее воплощения в новых судьбах, не похожих на все, что было пережито русским человеком на протяжении последнего столетия, - вот поле, на которое вступила новая литература.

Иным становится отношение к книге. Может показаться даже, что литература, особенно текущая, умира­ет за невостребованностью. Еще немного - и читать будет почти неко­му. В том числе и великую классику всех времен и народов - интерес к чтению пал в последние годы. А те, кто читает книги, - читает их по привычке и зачастую, увы, псевдолитературу.

Сегодня, на рубеже XXI века, естественно задать вопрос: а есть ли будущее у русской литературы?

Вероятно, будут существовать одновременно и параллельно, как это было всегда, две литературы. Одна - «для внутреннего употребления» как иногда, даря свои книги, писал В. Маяковский. Это будет литера­тура вечных вопросов, которые стоят перед каждым человеком.

И - рядом, но не пересекаясь с этой литературой, - будет суще­ствовать «массовая литература», беллетристика, привлекающая тем, что она снимает с человека духовные перегрузки, освобождает его от труд­ного личного выбора, от собственного решения своих вопросов...

238.15kb.

  • Задачи урока: Обучающая: в ходе урока: а охарактеризовать международное и внутреннее , 132.77kb.
  • , 93.36kb.
  • Россия на рубеже XIX – XX веков Основные цели урока , 67.69kb.
  • Лекция №1 Основные тенденции развития автоматизированного электропривода , 205.82kb.
  • Общие вопросы экономики сга рыночная экономика, принципы ее функционирования и основные , 32.65kb.
  • Основные тенденции развития литератур на рубеже 19-20 веков.

    Рубеж веков – это 1890-ые – 1918.

    Именно в этот период большинство из литератур зап и юж славян в основном преодолевают отставание от западноевр литер-р, наверстывают упущенное. Лишь польская лит-ра, прошедшая еще до утраты Польшей независимости (18 век разделы Польши – 1772, 1793, 1795) основные эволюционные стадии, по-прежнему развивалась синхронно с зап-евр литературами.

    Во второй половине 19 в. завершается (хоть и в разное время) национальное возрождение литератур, и в новый век они входят со своей поэзией, прозой, драматургией, развитой системой жанров и институтами литературной жизни (журналы издательства и тд).

    Несмотря на периодическое ослабление иноземного гнета, проблема национального суверенитета и на рубеже веков остается актуальной. Так, пол лит развивается на землях, входящих в состав Австро-Венгрии, Германии и России. Чехия, Словакия, Словения, Сербская Воеводина, Хорватия –все еще в составе Австро-Венгрии. (1877-1878 Русско-Трецкие войны и поражение Османской Империи, Сан-Стефанский мирный договор => окончательное освобождение Сербии и Болгарии, 1882 Сербское княжество => в Сербское королевство.

    Начало 20 века богато драматическими и судьбоносными для славян событиями. К ним можно отнести ПРР 1905-1907 гг в России, которая способствовала усилению борьбы за нац и соц права во многих славян странах, а также росту популярности социалистических идей.

    Большие последствия имели и Балканские войны 1912-13 гг (в 1912 году между Балканским союзом (Болгария, Сербия, Черногория, Греция) и Турцией), а в 1913 году между союзниками – Болгария против Греции и Сербии. Болгария потерпела поражение и потеряла часть своих территорий. Македония была разделена между Болгарией Сербией и Грецией).

    На рубеже веков все земли зап и юж славян затрагивают процессы интенсивного развития капиталистич отношений, городов, промышленности. Появляется буржуазия, разорются мелкие собственники – крестьяне, ремесленники. Сословные, классовые противоречия обостряются.

    Примечательная особенность нового периода - невиданная прежде дифференцированность литературного процесса, в котором разные течения начали сочетаться друг с другом очень активно. Внутрилитературные причины этого: стремление творческой мысли охватить новые горизонты и глубины мира. Внелитературные: стремление литератур отреагировать на сложность мира и нового общества какими-то новыми средствами, а также с испоьзованием зарубежного опыта. Появляется огромное колич-во переводов и очень сильно возрастает интерес к зап-евр литературе, а также к рус литре (Толстой, Тургенев, Достоевский плюс романтики Пушкин, Лермонтов, плюс Гоголь).

    Сложность и запутанность общественных отношений, сквозь которые проступал раскол национальных социумов на богатых и бедных, растущая власть денег, власть капитала вызывают чувство разочарованности в настоящем, ностальгию по прошлому. Одни готовы действовать во имя серьезных перемен, другие переживают чуства безысходности, растерянности и отчаяния. Творческой реакцией на противоречия эпохи были с одной стороны критика и углубленный анализ бытия, стремление пробиться к суровой правде жизни, с другой- стремление уйти в себя, в изолированный внутренний мир или далекие от повседневности сферы, погрузиться в поиски чистой красоты, высших смыслов и тайн бытия. И если в первом случае возникали условия для развития реализма, то во втором – для декаданса, символизма, чистого искусства. Модернизм короче.

    Усиление критико-аналитического начала способствует освобождению реализма от романтических примесей, более глубокому проникновению в суть явлений и психологию личности. «Фольклоризированный» реализм, прораставший из сентиментально-романтической прозы периода нац возрождения, уступает место «суровому», «жестокому реализму» (так говорят например о творчестве чеш Бенешовой, словац Тимравы). Тяга к неприкрашенной правде жизни стимулирует сближение ряда авторов с натурализмом. Натурализм не сложился в большинстве слав литератур в особое направление, проникая в виде тенденций в творчество отдельных писателей (чех Карел Чапек-Ход «Кашпар Лен – мститель», Мрштик, пол Владислав Реймонт «Мужики», серб Станкович и др – это если спросят). Однако например в Польше и Чехии есть тенденция выделять натурализм в особое течение.

    Все более глубокое и масштабное освоение действительности способствует развитию эпических жанров, прежде всего романа, нередко выраставшего из рассказа или цикла рассказов. Возникают историч и семейные хроники, эпопеи, дилогии и трилогии.

    Меняется и сам рассказ, где объектом изображения стновятся будни жизни, большое внимание уделяется бытовым подробностям, происходит снижение лексики и стиля (словац Янко Есенский, Йозеф Грегор-Тайовский). Наряду с рассказами, романами, повестями на соц-быт темы о жизни давно сформировавшихся сословий, о судьбах патриархальных родов и «дворян гнезд» в условиях формирования капиталистич отношений появляются произведения, где авторы обращаются к фабрично-заводской среде, к образам пролетариев или опустившихся на дно жизни людей. Одной из главных становится тема драматич конфликтов личности с обществом, созвучная другим зап-евр литературам.

    По-прежнему остается актуальной и ист тематика. К героическим и трагическим страницам нац и мировой истории с целью оттенить настоящее или восстановить с помощью историч документов и фактов правду обращаются поэты, писатели и драматурги (пол Болеслав Прус «Фараон», Стефан Жеромский, чеш Ирасек – целый ряд романов из истории Чехии, болг Иван Вазов «Под игом» и др).

    Деидеализация бытия, стремление выставить в комичном свете его реалии => развитие сатиры (чеш Махар, Ярослав Гашек, пол Запольская, словац Янко Есенский «Демократы»). Объекты сатиры – система гос власти, деспотизм правящей верхушки, полицейско-бюрократич произвол, ерноподданические чувства покорных сограждан, новый тип хитрого и изворотивого хищника-дельца.

    Как уже было сказано, наряду с литературой реалистического характера, устремленной к соц-быт пластам жизни, возникали течения и тенденции декаданса, символизма, импрес-ма, неоромантизма.

    Опираясь на философию Шопенгауэра, Бергсона, Ницше, развивавших представление о специфике худ познания, о роли в нем интуиции, иррац начал, а также утверждавших ценность инивидуума, эти течения расковывали фантазию и мысль художника. Воспаряя над бытом, они призывали думать о вечном, заглядывать «по ту сторону» бытия и тд. Обтекая пласты будничной жизни, они устремлялись к филос проблемам и сферам, создавая в совокупности с реализмом немыслимую прежде амплитуду колебаний тем, мотивов, образов.

    Если проза рубежа веков тяготела в основном к реализму и натурализму, то поэзия – к декадансу и символизму (особенно ярко – пол Станислав Пшибышевский). Также появились идеи элитарности творчества, культа красоты, хотя они не получили большой поддержки (заложил их Пшибышевский в своем творчестве). Можно сказать, что в слав лит-рах формировался в целом «мягкий» вариант символизма, где имел место не только отстраненно-филос, но и социальный угол зрения на человека (чеш А. Сова, словац Иван Краско, болг Пейо Яворов, Петко Славейков). Развитию символизма сопутствует освоение техники импрессионизма с его вниманием к оттенкам и нюансам в состоянии природы и чел души, расцвет любовной и пейзажной лирики (чеш А. Сова, словац И. Краско, пол Казимеж Тетмайер, болг Пейо Яворов и др).

    Рубеж веков характеризуется и заметным присутствием в литературах региона романтизма, сознательным обращением к романтич традициям, особенно выразительно в творчестве пол поэтов и драматургов - Казимежа Тетмайера, Б. Лесьмяна, С. Выспяньского.

    В начале 20 века как реакция на символистско-декадентское искусство возникает неоклассицизм, стремившийся к ясности языка, объективности образов, к использованию тем и персонажей античной мифологии (пол Л. Стафф, чеш Теер, укр неокласскики).

    Многие течения и направления рубежа веков в слав лит-рах вошли в историю как «модерн(а)». Этот термин употреблялся или самими писателями, или в последующие годы критиками. Польский модерн - термин условный вообще, он относится к писателям «Молодой Польши». Славян модерна – оч пестрая картина, но есть и общие тенденции- поиски новых филос-эстетических ориентиров, переосмысление функций литературы, ее взаимоотношениями с обществом. Принцип индивидуализма, стремление писателя всегда быть самим собой, право на выражение собственного «я», право на духовную свободу. Индивидуализм помогал славян литературам совершить рывок вперед: от национального самоутверждения к самоутверждению личности.

    Помимо писателей-реалистов, сохранявших чистоту стиля (чеш Алоиз Ирасек, пол Генрих Сенкевич), появляется целая плеяда художников, в поэтику которых вмешивается импрессионизм, символизм, натурализм (чеш Мрштик, Карел Чапек-Ход, пол Болеслав Прус, Стефан Жеромский, серб Кочич и Станкович). С другой стороны, реалистич тенденции просматриваются в творчестве символистов и декадентов (А.Сова, К. Главачек – чеш).

    Происходит не только развитие, но и взаимодействие поэзии и прозы, лирики и эпики. Яркие тому примеры – субъектвизация и лиризация эпических жанров: введение внутрен монолога, совмещение позиций рассказчика и героя, отражение реальности сквозь призму субъективного восприятия. (Здесь можно рассказать о Коцюбинском, у него лиризация прозы в чистом виде, но подробнее я ниже напишу). Используется более свободная композиция, нередко произведение строится по принципу тока сознания, монтирования картин и фрагментов. (эти тенденции просматриваются у: чеш Шрамек, пол С. Жеромский, словац Тимрава, Есенский, словенец Иван Цанкар, серб Ранкович). Возникают произведения переходные между поэзией и прозой – стихотворения в прозе, стихи свободных размеров, происходит синтез жанров, часто тяжело дать жанровую классификацию произведениям.

    Итог: рубеж веков в лит-рах зап и юж славян – это не только время формирования новых течений и тенденций, которые обогатили облик славянских литератур, но и период формирования новых качеств и возможностей старых течений. Литература рубежа веков, устремляясь вперед, не стремится сжечь все мосты и вызвать волну нигилизма по отношению к пердшественникам, как это попытаются сделать авангардные течения потом. Активно приобщаясь к мировым культурным традициям, они сохраняют и свои национальные традиции (остаются верными гражданской тематике; несмотря на распространение верлибра, сонета, стихов в прозе – сохраняются песни, баллады, молитвы. И т.д.). Новые течения и направления сыграли огр роль в совершенствовании эстетич функций славян литератур, в расширении их горизонтов и поисках новых глубин.

    ^ СЛОВАЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Начало 20 в - 2ая волна реализма.

    Йозеф-Грегор Тайовский , Тимрава, Янко Есенкский.

    Тайовский. В период рубежа веков он пишет прозу автобиографического хар-ра. (р-з «Моя мать»), рассказы. Прозаические сборники «Рассказы» 1900, «Печальные ноты» 1907. А вообще он больше будет писать в межвоенный период, там у него произведения с общественно-значимой проблематикой.

    ^ Янко Есенский . Лирика, басни, поэмы, новеллы, сатирич роман «Демократы» Тематика: любовь, нравы общества, антивоенная, разоблачение порядков гос-ва, чеш-словац отношения. Реализм с чертами неоромантизма, импрессионизма, символизма.

    ^ Словацкая модерна. Ее специфика: корни в нац литературе, национ традиции (традиции романтизма, фольклор), использование достижений франц лит-ры (Бодлер, Маларме), чешской модерны, румынского поэта Эминеску. Спец-ка в объеме – он небольшой, написано мало.

    Иван Галл поэзия. Уходит в мечты, во сне может открыться истина. Музыкальность стиха. ^ Владимир Рой «Росой и терниями», «Когда исчезают туманы»

    Самый яркий – Иван Краско . 1909 сб «Ночь и одиночество» (грусть, одиночество, скорбные раздумья о своей судьбе, ощущение своей убогости и незначительности. Пейзажная живопись: немой месяц, тополя, серое небо, черная ночь, холодный дождь – цветовая гамма серая, черная, бледная в общем).

    1912 сб «Стихи»+ было прозаическое тв-во. Проза Краско – «Милостыня», «Свадьба». Ощущается сближение с импрес-тами. Психологические этюды («Свадьба»). Предпочитает увядающую, грустную природу. Импрессионизм: впечатления, мазки.

    В прозе модерна отход от резко выраженной социальности, повышенная субъективность, эмоциональность, психологизм, важная роль деталей, зрительных впечатлений, изысканный литературный язык язык. В поэзии подчеркнутая субъективность, внимание к тонким оттенкам душ состояния, фиксация трудноуловимых впечатлений, образная насыщенность стиха, недосказанность переживаний.

    ^ ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    В принципе, основные имена уже названы во вступит статье. Повторюсь:

    Реализм у Реймонта и Жеромского.

    Модерн – «Молодая Польша» (поэты) – Тетмайер, Ян Каспрович, Зенон Пшесвицкий. Эстетические принципы изложены у Пшибишевского.

    СЕРБСКАЯ

    Реалисты- Милован Глишич, Сима Матавуль

    Модернисты – Пандурович и Петкович-Дис – поэты-декаденты.

    ^ ЧЕШСКАЯ МОДЕРНА – главнее имена – Врхлицкий и Зейер.

    СЛОВЕН важное имя Иван Цанкар - модернист

    Рубеж веков.

    • Поворот к Европе
    • Реализм, но новые течения – с запада –
    • натурализм (Золя) – интерес к естеству (Чапек-Ход, Реймонт), бг – Райчев (Лиина, Страх, Грях, Незнайният) – но это позже
    • Импрессионизм – КОЦЮБИНСКИЙ (Интермеццо)
    • Быстрее реагирует на все поэзия – поэтому модернизм:
    • Символизм – вечные проблемы, внимание к форме стиха, мелодика, символ, попытка перейти от частного к общему
    Плс – ТЕТМАЙЕР (впечатлительность, спос-сть подхватывать идеи; сначала банален, дух позитивизм)

    Бг

    Реализм на закате (кроме тв-ва Елин Пелина)

    В поэзии реализма уже нет

    • модернизм, пролетарская литеретура
    • в Бг очень развиты марксистские кружки Тодор Благоев из Петербурга, складывается соц-демократическая партия
    Самое яркое – можернизм: партия молодых – борьба за европеизацию, ж.»Мисл» - Пенчо сын Славейков

    «группа 4х»:

    Д-р Кръстьо Кръстев

    Поэт Петко Яворов

    Проза Петко Тодоров

    Задавали тон в стране

    3 этапа модернизма:

    индивидуализм (Пенчо Славейков до 10 года)

    Символизм (Пейо Яворов «бессонница» 12г, Димчо Дебелянов)

    Авангардизм (после войны) многие погибли, устали не дойдя до вершины

    Словац

    Реал (2 волна)

    Задачи социального плана, интерес к простому человеку.

    ТАЙОВСКИ (расск)
    ТИМРАВА
    ЕСЕНСКИ (стихи, рассказы)

    Модернизм

    В основом, поэзия

    КРАСКО (симв + импрессионизм)

    • Импрессионизм – впечатления, мазки
    Плс – ТЕТМАЙЕР

    Уркр – КОЦЮБИНСКИЙ

    • Неоромантизм – романтизм с обновленной поэтикой
    ЛЕСЯ УКРАИНКА (Лесная песня)

    Чешские земли под властью Австрии. Формирование чешской политической системы. Партии: национ, соц-демокр, потом +аграрная, «реалисты». Объединены идеей национального освобождения, развиваются массовые обществ движения с яростным нац.уклоном (например, «сокол»).

    1. 1895 – Чешская модерна.
    модернистические методы (натурализм, символизм, экспрессионизм и т.п.) используются для решения реалистич. проблем.

    ^ Йозеф Вацлав Сладек – реалист, он побывал в Америке, когда вернулся, писал воспоминания. 1889 – «Сельские песни», кон.80х – «Чешские сонеты». Идеализация патриархальности, неприятие современной цивилизации, но и стремление к Европе.

    1895 – Манифест чешской модерны (Махар, Шальда) в журнале «Горизонты». Махар впервые высказывает мнение о том, что Неруда – лучший поэт, а Галек??? – так себе, поэт Ян Врхлицкий – на противоположной позиции, называет молодых поэтов «модерной», они приняли это название.

    Роль личности в искусстве, самоанализ, критика чешского общества, осуждение буржуазии, защита трудящихся, быстро распалась.

    1. Католическая модерна.
    альманах «Под единым знаменем». С. Боушка, Кс. Дворжак

    Изменить тональность и пафос религиозного искусства: вместо поучающей и карающей церкви – поющая и созидающая, духовно живая. Философское осмысление христианства.

    ^ Отокар Бржезина – считается символистом, символ, метафора, аллитерация.,Мотив загадки, неразрешимости, противоречий.

    Карл Достал–Лютинов. О доме, о себе, об окрестностях. Внимание к нравственному миру, человек не замыкается в себе.

    ^ Франя Шрамек – импрессионист. Он начинал как анархист. Проза: романы-воспитание («Серебряный ветер». Роман «Тело» – история юной девушки Мани. Жизненные и психологические впечатления. Антивоенный.

    1. Декаданс.
    Культ аристократизма как преграды заурядности. Журнал «Современное обозрение». Ориентация на Францию. Гордый герой, отрицающий мир.

    ^ Иржи Карасек из Львович 1871-1951. Коллекционер, скромный чиновник, но писал произведение в готическом духе. Мотивы душевной усталости, неоправданных надежд, нелюбви к обыденности, предчувствия и ожидания смерти.

    Рабочая поэзия /гражданские мотивы.

    Петр Безруч «Силезские песни» - декларативная, тенденциозная поэзия.

    Поэзия – разнообразная (влияние модных концепций – натурализм, символизм, экспрессионизм).

    Проза – более консервативна:

    1. Деревенская тематика (Антал Сташек , Тереза Новакова ).
    2. Тема города, тех прогресса (Вильям Мрштик – тяга к натурализму, иногда романтизм и символизм, Игнат Герман ).

    Карел Матей Чапек-Ход 1860 – 1927.

    Беллетрист, элементы различных эстетических концепций: реализм +внимание к инстинктам, свойственное натурализму.

    1908 – «Кашпар Лен – мститель» .

    1916 – роман «Турбина». Богатая добропорядочная буржуазная семья, глава семьи разоряется.

    Новеллы: элементы натурализма и импрессионизма (внимание к цвету и звуку).

    Франя Шрамек.

    1910 – «Серебрянный ветер» (1 из наиболее импрес романов).

    В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

    Реализм в начале 20 века

    Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

    Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

    Символизм в начале 20 века

    Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

    Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

    Акмеизм в начале 20 века

    Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

    Футуризм в начале 20 века

    Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

    Вывод

    Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

    Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.



    Загрузка...