emou.ru

Евгений онегин внешность. Старт в науке. Евгений Онегин после дуэли

Евгений Онегин - главный герой в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Онегин родился в Петербурге, в аристократической семье. Родители его умерли рано, сестер и братьев у него не было. Воспитанием Евгения занимались гувернеры, которые толком не занимались его образованием. Некоторые романы он любил читать, но их очень мало.

Часто посещал светские балы, на которых гулял ночи напролет. Вставал по утрам поздно и снова собирался отдыхать. К труду Онегин не приучен. К женщинам тоже относился несерьезно. Любил флиртовать, но однообразное поведение девушек ему быстро наскучило. И таким образом, Евгению к двадцати шести годам стало скучно все, что его окружало, все казалось ему неинтересным.

Вырос он эгоистичным человеком, который не понимает, что может кому-то причинить боль. При этом Евгений был очень обаятельным человеком. Таким он и встретился Татьяне Лариной, которая очень сильно полюбила молодого человека.

Татьяна отправила ему письмо, в котором рассказывает о своих чувствах. Но Онегин обошелся с ней, как и с другими девушками. Молодой человек прекрасно знал Татьяну. Она была очень замкнутой, чистой. Такой поступок для нее был очень важным и просто так эта девушка никогда бы этого не сделала. Но Евгений Онегин все равно ее отвергает, потому что ему все это скучно.

Он от начинает ухаживать за невестой своего друга Ленского. После чего тот вызывает Онегина на дуэль. Учитывая, что Евгений мог отказаться, он все-таки соглашается из-за боязни слухов в обществе и убивает друга.

Молодой человек тяжело переживает его смерть и уезжает путешествовать в другие края с желанием забыть все это и не вспоминать.

А.С. Пушкин писал этот роман восемь лет. Поэтому можно увидеть и жизненный рост персонажей.

За время путешествий Евгений очень изменился. Он понял, что на самом деле полюбил Татьяну. Тут они меняются местами. Онегин приходит к ней и признается ей в своих чувствах. Он видит, что девушка очень изменилась: из замкнутой девочки она стала уверенной в себе женщиной. Татьяна признается, что все еще любит Евгения, но говорит, что не предаст своего мужа, отказывая главному герою.

Евгений Онегин - не отрицательный персонаж, но и не положительный. Пушкин изобразил не героя, а реального человека с его плюсами и минусами. Но в своих жизненных ситуациях Евгений виноват сам.

Вариант 2

В начале романа Онегин ведет себя как молодой парень, потом в течение всех событий он становиться старше, это видно в характере в поведении и в поведении главного героя.

На основе происходивших ним событий. Его характер меняется, теряя друзей, познав предательство. Ложь и ехидность людей. Онегин смотрит совсем другими глазами на жизнь.

Главный герой воспитан как настоящий аристократ, соответственно так же он и проводит свой досуг, посещает балы. Светские рауты. Ходит на прогулки.Он образован, обладает всеми манерами и правилами поведения необходимыми для высшего общества.

Онегин вроде и член высшего общества и в то же время далек от него. Это выражено в его душевных порывах. И в отрицании правильности светского и политического уклада жизни.

Главный герой покидает высшее общество и уезжает жить в деревню. Но так как он воспитан в правилах высшего общества жизнь в деревне ему становится непонятна и очень трудна.

Онегин не нашел успокоения для своей души и в этой суете, знакомиться с Татьяной. Именно эта девушка, из простой деревенской семьи, которая любит и верит в доброту.

Но не смотря не на что, Онегин, не полюбил её. И только Татьяна стала поводом ссоры с Ленским. В итоге, смерть друга на дуэли, Онегина сильно выбивает морально из жизненной колеи. В печали, и в скорби, он уезжает в город. В городской жизни, Онегин пытается забыть прошлое, но у него ни чего не выходит.

В скором времени, на балу, Онегин встречает Татьяну. Она выглядела грациозно, изящно, и обаятельно. Девушка и з простой семьи. В этой семье, главным идеалом считается мать. Даже отец, всегда пытается во всём помочь матери.

Пытаясь наладить с Татьяной отношения, Онегин, получает отпор. Это ещё больше расстроило главного героя. В итоге, все эти происшествия, Сильно повлияли на становление личности главного героя. Это сделало его сильным и уверенным в себе мужчиной, который хорошо стал разбираться в своих чувствах, начал понимать, что такое настоящая любовь и дружба. Из светского разгильдяя, Онегин превратился, в ответственного молодого человека, на которого уже смело можно было положиться в любом деле.

Сам роман, автор писал более восьми лет. И на протяжении романа, можно прекрасно увидеть развитие Онегина от отрочества, до уверенного в себе мужчину. Так – же в романе можно почувствовать одностороннюю любовь девушек, которые, на первых шагах своей жизни, ошибаются в выборе своего идеала для жизни.

Но, не смотря на это, время, всё ставит на свои места, и меняет людей под свои условия. Именно жизнь, учит людей исправлять ошибки, которые совершаются в юном возрасте.

Сочинение про Евгения Онегина

Пушкин своего Евгения Онегина писал с молодых людей, живущих в начале 19 века. Светские львы, точнее ещё львята, аристократы. Вот и резвятся-развлекаются в своё удовольствие. Их любимое занятие - ничего не делать, танцевать на балах, посещать театры, хотя вполне могли бы сделать головокружительную карьеру.

Семья жила в достатке. У маленького Онегина была няня, потом гувернёр-француз. Учителя особо не утруждали науками, но научили всему тому, чтобы не опозориться в свете.

Он не поднимал ничего тяжелее ручки, холил и лелеял свои ручки, усердно ленился и занимался бесполезными светскими разговорами. Читать не любил и не хотел, взялся вроде что-то сочинять, но тоже забросил. Ведь писательство - это титанический труд, если заниматься им всерьёз.

Совсем как женщина хандрил, скучал, льстил, кокетничал, делал вид, что влюблён. Так он «прожигал» свою жизнь в столице. «Живёт без цели, без трудов» - так Пушкин характеризует Онегина.

Деревня быстро утомила Евгения. Он не знал, что делать, чем ему заняться. Радоваться и умиляться природой его хватило на пару дней. Болтать и «строить» глазки здесь было некому. Крестьяне работали от зари до зари. Единственная заслуга Онегина состоит в том, что он заменил работы денежным налогом. Управлять хозяйством он не умеет и не хочет учиться. И он вернулся к своему обычному занятию - ничего не делать, лениться.

Он возомнил себя героем, решил, что он выше всех окружающих, можно их презирать. « Мы почитаем всем нулями, а единицами себя, мы все глядим в Наполеоны…» Таким Пушкин видит Онегина.

Соседи его считали странным, он их сторонился - убегал от них через заднее крыльцо дома. Вот только с Ленским завязалось что-то вроде дружбы. Но она оказалась не настоящей и кратковременной. Не умеющие идти на компромисс молодые люди поссорились. И дело закончилось дуэлью и смертью Ленского.

Его полюбила прекрасная молодая девушка, но он отверг её любовь. Болтается по белу свету без цели и предназначения, благо денег предостаточно. Правда, начинает задумываться над своей никчемной пустой жизни.

Вторично повстречав Татьяну в столице, он вдруг очнулся и воспылал к ней любовью. Но она отвергла его - она замужем. Брак для неё это святое.

Великий критик Белинский дал чёткое определение людям типа Онегина «страдающие эгоисты». Некоторые молодые люди и в наше время возомнили себя Наполеонами, остальные люди для них - ничто, бесцельно «прожигают» жизнь, транжирят деньги родителей, носятся по улицам на дорогих машинах, нарушают правила дорожного движения. Только, как известно на каждого Наполеона найдётся свой Кутузов.

Сочинение 4

В самом начале романа мы узнаем, что Евгений воспитывался французом, соответственно получил французское образование. Он знает экономику, умеет себя вести во время разговора, знает толк в моде, ухаживает за собой, педантичный, много времени проводит напротив зеркала. С отцом у Онегина не совпадали взгляды на жизнь, так как у сына они были более современные и философские. Евгений умен, он хорошо владеет французским языком и латынью, умеет танцевать мазурку. В кабинете у него очень много заграничных вещей, он чужд русскому обществу. В театре герой обращает внимание на молоденьких артисток, на балы ездит только ради того, чтобы посмотреть на женщин, их ножки, в целом, у него было несерьезное отношение к слабому полу.

Онегин не увлечен столичной жизнью, так как больше его привлекает его все иностранное. Он умный, со своими мечтами и целями, но это человек, не способный действовать, работать, доверять людям. Он разочарован во всем, хандра овладела им, но надежда на изменение жизни все же есть, появляется желание перемены мест.

В деревне Евгений поначалу скучает, читает книги, заменяет барщину на оброк, не находит общего языка с соседями, так как он умнее и воспитаннее. Там он знакомится с Ленским, они становятся друзьями “от нечего делать”. Их привлекает друг в друге иностранное воспитание, но в остальном они полностью разные. Это - некрепкая дружба, которая обречена на крах. Впоследствии друзья сходятся на дуэли, где Ленский погибает.

После знакомства с Татьяной, девушка влюбляется в Онегина, так как он для нее герой французского романа, идеал, но не получает взаимности в ответ на свое любовное письмо, так как Евгений чувствует свою неготовность и духовную нищету. Он честно рассказывает девушке о своих отрицательных чертах и неуверенности в эффективности их брака.

Через несколько лет главный герой встречает Ларину на одном из балов и понимает, что любит ее, но оказывается слишком поздно: Татьяна замужем и не собирается бросать мужа. Так, Онегин понимает, что он упустил свое счастье.

В своем романе Пушкин пытался показать молодых людей своего времени, показать неприемлемость такого образа жизни, призвать людей к изменению своего уклада жизни.

Изображая народ в сказке Дикий помещик, М. Е. Салтыков-Щедрин, не скрывая

  • Маковский К.Е.

    Маковский Константин Егорович – художник России, живший в 19-20 веке, один из представителей т.к. называемых «передвижников». Маковский родился в столице в 1839 году

  • Анализ повести Быкова Сотников сочинение

    Произведение основано на событиях реальной действительности, происходящих в период Великой Отечественной войны, поэтому по жанровой направленности относится к стилю философского реализма.

  • Образ Онегина… Сколько раз брались и будут браться за его освещение совершенно различные люди?.. Наверное, даже не сотни тысяч (учитывая школьную программу и специальные направления высшего образования). Скорее всего, миллионы раз россияне и жители зарубежья пытались написать о нем. Этот знаковый образ не только очаровывает своей художественностью и эстетичностью; он в свое время реально вдохновлял интеллигенцию начала XIX века вывести Россию из тупика социального развития на столбовой путь социального и промышленного прогресса.

    Место «Евгения Онегина» в творчестве Пушкина

    Вспоминаются слова Александра Сергеевича Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Свою семилетнюю работу над романом в стихах «Евгений Онегин» сам классик считал подвигом. Это был предельно честный взгляд «поэта, первого на русском Парнасе» на окружающее его российское общество, включая высший свет. Он писал о своем поколении, и это придавало ему сил… Впервые отечественный литератор поднялся на Голгофу реализма и попытался честно и высокохудожественно представить то, что волновало на то время самых передовых людей России. Это было его любимое творение. Специально него Пушкин придумал специфическую «онегинскую» строфу - 14 строк с рифмованием по формуле CCddEffEgg.

    Объективность в показе дворянства начала XIX века

    Александр Сергеевич, следуя принципам реализма, честно и откровенно показал, что социальный слой дворян, по сути - управляющий Российской державой, перестал быть движущей силой прогресса. Дворянство прошлого века - люди, сформировавшиеся в Екатерининскую эпоху, в которых просматривалась и горячая кровь, и решимость совершать для Отечества поступки и подвиги - выродилось. Кануло в Лету славное время побед и утверждения славы России золотого XVIII века. Служба в офицерском звании уже не прельщала дворян. Представителей высшего света увлекла гонка за чинами и наградами. Они с упоением занимались различными интригами, кознями. Зачастую дворяне ставили личное благополучие и свою частную жизнь выше интересов общества. Кроме того, они были главной политической силой, заинтересованной в сохранении крепостного права. Ведь именно право повелевать судьбами миллионов людей составляло основу их влияния в государстве.

    Пассивность Онегина - продукт великосветского воспитания

    Евгений Онегин - представитель другого, неслужилого поколения дворянского сословия образца начала XIX века. Онегин - в прошлом офицер, но он разочаровался и уволился (по словам Пушкина, ему наскучили «и брань, и сабли, и свинец»). Служение Отечеству как идея создания приближенного к монарху слоя общества, характерная для золотого XVIII века, сто лет спустя перестала быть актуальной для дворян. Хотя это были самые образованные люди на то время.

    Это как раз и помогает осознать читателям романа предельно честный образ Онегина

    Очевидна попытка Пушкина, этого удивительного мастера слова, создающего образ Евгения, запечатлеть, донести читателям типичные черты противоречивого современника из образованной молодежи России, в котором бурлят силы, искрятся мысли, который, в конце концов, обладает определенным капиталом и связями, вполне достаточными, чтобы реализовать нечто прогрессивное и нужное. Однако он пассивен. Он взял на себя роль умного наблюдателя окружающей жизни, а не ее участника. Он чем-то напоминает мраморного мальчика из сказки Андерсена «Русалочка». Его обаяние, красота, ум - холодны. Возможно, поэтому образ Онегина трагичен…

    Куда мог бы приложить силы Евгений?

    Этому человеку с его экономическими знаниями, исходя из исторической обстановки, реально было куда приложить силы. Экономика России отставала. Не было железных дорог. Капиталистические предприятия находились в зачаточном состоянии. сковывало человеческий ресурс огромной страны. Однако он бездеятелен и, что поразительно, общество не подталкивает, не мобилизует его (человека, несомненно, передового) на решение этих важных задач. Российское общество - аморфно, оно подчинено влиянию высшего света. Дворянская молодежь, получая образование европейское (точней, профранцузское), полностью изначально социально дезориентирована! Как глубоко засосал ее искусственный, эфемерный, оторванный от российской действительности мирок высшего света!

    Жандармское подавление декабристского движения

    А высший свет, по крупному счету, подчинен личным эгоистическим интересам отдельных конкретных людей. Как мы видим - круг замкнут. Настоящая «уловка - 22»! Не это ли послужило толчком к созданию декабристского движения? В ответ на волнения передовой мысли император Николай I, а затем и Александр I (последний, в меньшей мере) выбрали план строительства полицейской державы, план, чуждый интересам россиян. Жертвой такого типа государства стал и сосланный в южную ссылку Пушкин. «Онегин», роман в стихах, начал создаваться именно в южной ссылке поэта, благодаря друзьям пребывание его Сибири за «возмутительные стихи, наводнившие Россию» в последний момент заменили, смягчив наказание.

    Роман Пушкина - предвестник перемен

    Вспомним, какими словами начинается известный написанный профессором Толкиеном роман-трилогия. Он начинается волнующей мыслью о том, что во всем мире ощущаются перемены, во всех его стихиях, что эти перемены - близки, что они вот-вот грядут.

    Нам кажется, что подобное ощущал веком ранее и Александр Сергеевич, накануне создания своего выдающегося произведения. Средством выразить и дать ощутить сорокамиллионной России потребность реформ послужил образ Онегина в романе в стихах, знаковом художественном и реалистическом сочинении России начала XIX века.

    Роман Пушкина был мощным интеллектуальным ударом по отжившему крепостному праву.

    «Онегин» - произведение народное

    Есть еще один аспект в произведении Пушкина. Напомним, что для самого Александра Сергеевича «Евгений Онегин» был любимым произведением. Поэт, следуя похождениям своего главного героя, создает предельно широкую картину государства российского. В книге мы встречаем и персонажей высшего света, и поместных дворян, и крестьянство. Кроме фактического показа всех слоев общества, Александр Сергеевич демонстрирует вкусы, моду того времени, направления общественной мысли.

    Именно поэтому Петр Плетнев, друг поэта, назвал роман «карманным зеркалом», а Виссарион Григорьевич Белинский - произведением в высшей степени народным. И это несмотря на то, что образ Онегина в романе во многом привязан к высшему свету. С одной стороны, он презирает его, пренебрегая его условностями, предельно ясно показывая читателю, что люди «оттуда» не отличаются ни глубокими знаниями, ни самоотверженным трудом для Отечества. А с другой, он не может отдалиться от него настолько, чтобы полностью пренебрегать его мнениями и оценками. Александр Сергеевич писал о своем герое, что великосветская «хандра … бегала за ним… как верная жена».

    Онегин становится дворянином поместным

    Мы знакомимся с Евгением в самом начале романа, когда он, небогатый дворянин, зимой 1819 года внезапно для себя становится наследником почившего помещика, приходящегося ему дядей. Образ Онегина в романе Пушкина, воспитанного гувернером-французом, индифферентен ко всему тому, что сам поэт любил: русскому языку, русской природе, народной культуре, фольклору. Он безупречно владеет французским языком, умеет любезно вести разговор, владеет «наукой страсти нежной». Александр Сергеевич живописно рассказывает о посещении Онегиным театров и ресторанов.

    До он вел обычную для молодежи своего круга жизнь, растрачивая ее на салоны, балы, рауты, театры. Однако ему претили салонные нравы. Он стал избегать приглашений.

    Образ Онегина в романе Пушкина - это типаж образованного дворянина, осознающего тлетворность крепостного права. Его отличают холодный логический ум и благородство души. Характерно, что войдя во владение имением, он заменил тяжелую для крестьян барщину «оброком легким». Однако деятельным владельцем крестьянского хозяйства он так и не стал. Как типичный представитель господствующего класса, он не испытывает ни малейшей потребности в любой работе, полезной для общества. Попытавшись заняться литературным трудом, он вскоре охладел к этому занятию, как саркастически написал Пушкин. Онегин, став поместным дворянином, остался великосветским человеком. Все предыдущее воспитание не привило Евгению адаптации к любой деятельности. Для него весь уклад жизни людей, создающих общественные блага, чужд, не вызывает интереса, а также желания участвовать в нем деятельно. Этот недюжинный, глубокого ума человек, словно греческий герой Антей, лишенный связи с родной землей, выглядит бессильным и бесполезным, не имея какой-либо цели в жизни.

    Испытание любовью

    Именно в период пребывания Евгения в деревне проявляется его характер. С одной стороны, он избегает общества пустых и ограниченных окружающих помещиков. С другой, как показывает анализ «Онегина», он не выдерживает испытания любовью.

    Внутренняя противоречивость главного героя романа наиболее рельефно отображается в его отношениях с Татьяной Лариной. Татьяна - самый любимый персонаж для самого Александра Сергеевича среди всех, когда-либо созданных им. Она, воспитанная на романах, увидела в Евгении «тот самый» типаж романтического героя и искренне влюбилась в него. Ее письмо с признанием, написанное летом 1820 года, - шедевр литературного выражения человеческих чувств.

    Следует признать, что женские образы в романе «Евгений Онегин», а в особенности Татьяна Ларина, гораздо естественнее, чем главный герой романа, оторванный от реальной народной действительности, витающий в своих размышлениях. У нее, в отличие от главного героя, имеется такая черта личности, как близость к народному восприятию мира, искренность. Шум и суету света она называет «ветошью маскарада». назвал этот показ «русскости» в образе Татьяны (что напрочь отсутствовало в Евгении) - подвигом.

    Действительно, до пушкинской Татьяны в искусстве народ и представители дворянства скорей противопоставлялись, но не ассоциировались в принципе.

    Испытание дружбой

    Литературный герой Онегин отличается «души прямым благородством». Как пишет о нем Пушкин, Евгений - «добрый малый» и его личный друг. Более того, на одной из собственноручно изображенных иллюстраций к роману он показывает себя рядом с Онегиным у перил Невского моста. Евгений привязывается душой к друзьям. Примером могут послужить его дружеские отношения с Владимиром Ленским, восторженным восемнадцатилетним поэтом. Тот, получив образование в Германии, проникся там духом романтизма. Будучи поэтом, он энергичен, бойко сочиняет восторженные стихи. Впрочем, анализ «Онегина» показывает, что дружба эта проистекает по законам высшего света. Кроме совместного приятного времяпровождения на балах и в гостях, а также дружеских советов друг другу, такая дружба предполагала огромное эго каждого из молодых людей. Это вполне допускало и лелеяние взаимных обид, и возможность отомстить другу за какое-то мелкое и временное неудобство.

    Совершенно глупо с точки зрения элементарного здравого смысла выглядит история дуэли Онегина и Ленского 14 января 1821 года, закончившаяся трагически для последнего. Следуя понятиям света, боясь прослыть трусом, не отменил дуэли обладающий холодным острым умом Евгений Онегин. Герои романа, конечно же, могли уладить свои отношения и не прибегая к оружию. Нравы высшего света навязали им извне депрессивную и неадекватную схему поведения.

    Евгений Онегин после дуэли

    Зимой 1821 года Онегин отправляется в путешествие. Так было заведено у дуэлянтов - уехать, чтобы потом, по прибытии, пересуды поутихли. А Татьяна в это же время выходит замуж. Онегин же в 1823/1824 проживает в Одессе (хронология совпадает с пребыванием там самого Пушкина). А зимой 1824/1825 годов возвращается в Санкт-Петербург.

    Здесь он встречается с Татьяной. Он уже искренен. Лед его сердца растоплен. Евгений объясняется в любви… Однако Татьяна уже другая… Мать семейства, мужнина жена, хранительница очага. Превыше движений своей души она ощущает личную ответственность за сохранение своей семьи.

    Пушкин… Онегин… Татьяна… Какую замечательную картину чувств изобразил великий мастер слова!

    Знаковость образа

    Начиная с пушкинского Евгения Онегина, в русской литературе появляется традиция изображать «героев времени». Классики, начиная именно с Александра Сергеевича Пушкина, начали задаваться вопросом о том, кто он такой - типичный для данного времени человек, определяющий прогресс общества. Вослед за пушкинским героем на суд публики предстал лермонтовский Григорий Александрович Печорин. Сравнительная и Печорина показывает, что они оба - дворяне, их скептицизм, неверие во многом - плоды внутренней жандармской политики России после событий 14 декабря, политики недоверия к людям. Сущность обеих этих личностей - протест против окружающей действительности, стремление отыскать и реализовать себя.

    Вывод

    Образ Онегина - знаковый для творчества Пушкина. Его сочностью и художественностью восхищались и восхищаются. Это - не серая личность, он - персонаж фактурный. Его отличают глубокий разум, умение проанализировать и определить реальные мотивы и рычаги процесса. Он хорошо разбирается в людях. Различные образы в романе "Евгений Онегин" словно притягиваются магнетизмом главного героя романа.

    В нем есть и черты автобиографические. Однако поэт полностью не ассоциирует себя с Онегиным. Он не идеализирует Евгения, указывая на присущие тому недостатки. Его он называет своим другом. Себя же Александр Сергеевич ассоциирует с «голосом от автора».

    Роман Пушкина, как известно, заканчивается на неоконченном действии. Поэтому каждый читатель сам имеет право самостоятельно домыслить - сможет ли Евгений найти себя, или же так и проживет жизнь - бесцельно.

    Сочинение. ОБРАЗ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».:

    Евгений Онегин - это очень неординарный герой. Он интересен мне как человек, резко выделяющийся из остальной массы людей. Пушкин создает образ «лишнего человека». Поэт рисует Онегина очень похожим на себя по воспитанию в детстве (Пушкин воспитывался няней, и Онегин воспитывался не родителями), но очень часто их взгляды на жизнь не совпадали. Пушкин пишет роман так, что, хотя он и не герой, он постоянно присутствует рядом с Онегиным и сравнивает его с собой.

    В детстве отцу Онегина неохота было заниматься его воспитанием, и он нанял «убогих»madameи monseir, которые ничему не учили мальчика, а лишь слегка за “слегка за шалости бранили”. Как же показаны этапы жизни героя в произведении? Онегин - светский молодое человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера в духе литературы, оторванной от народной почвы

    Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь...

    И немудрено, что из Онегина вырос эгоист, думающий только о своих желаниях и удовольствиях. Хорошее в его душе благодаря воспитанию и обществу оставалось в нем. Образование он получил поверхностное, но сам, хотя и без всякого удовольствия, углублялся в чтение книг. Как потом выясняется, он читает не только художественную литературу, но и философские книги. И это очень пошло ему на пользу, потому что, встретившись с Ленским, окончившим один из лучших в мире в то время университетов, он мог спорить даже с ним на такие серьезные темы, как философия и политика.

    Онегин вращается в высшем свете. Сначала он живет, как и все светские люди: ездит на балы, ходит в театры, но это он делает без удовольствия, как что-то обязательное, его даже перестало интересовать, что происходит на сцене:

    “...потом на сцену

    В большом рассеянье взглянул,

    Отворотился - и зевнул”.

    (Хотя Пушкин называет театр «волшебным краем».)

    Но по своим взглядам и требованиям к жизни он стоит намного выше не только своих соседей-помещиков в деревне, но и представителей петербургского света, и потому эта бессодержательная, пустая жизнь ему вскоре надоела:

    Но к жизни вовсе охладел.

    Как Child Harold, угрюмый, томный

    В гостиных появлялся он... В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни

    Онегин хотел бы расстаться с такой жизнью, но у него не хватает на это ни сил, ни желания. При этом его эгоизм, невнимание к чувствам других постоянно приводят к тому, что, не желая этого, он причиняет зло тем людям, с которыми его сталкивает судьба. Получив любовное письмо Татьяны, он чувствует, что не может ответить ей тем же и отказывает ей,но отказывает вежливо в мягкой форме, не считаясь с ее чувствами. Но, по-моему, это было лучше, чем если бы он обнадежил ее, обещая ей ответить тем же, заведомо не любя ее. Он решает отомстить Ленскому за то,что Владимир сказал Онегину что на именинах Татьяны кроме родных и близких людей никого не будет. он причиняет боль Татьяне и Ленскому на именинах Татьяны, открыто ухаживая за Ольгой. Пушкин показывает Онегина эгоистом, но он «страдающий эгоист», а не самодовольный и влюбленный в себя. Он, видимо, понимает, что основной источник его тоски - это отсутствие труда, общественной деятельности. Но его ум не позволяет ему идти по проложенной дороге, по которой шли многие молодые дворяне, желающие найти себе «полезное» занятие. Пойти служить офицером или чиновником он не мог, так как понимал, что это значит поддерживать тот строй, из-за которого и появляется у него тоска. И единственным трудом для него остается борьба со злом тогдашней русской жизни - крепостным правом и царским самодержавием. Но как раз к этому он не был способен в силу своего воспитания и условий жизни, убивших в нем всякий интерес к труду:

    «Труд упорный ему был тошен». Онегин не принадлежал к дворянским революционерам, но то, что он чувствовал себя неуютно в тогдашней обстановке, говорит о том, что он стоял значительно выше дворянской молодежи. Пушкин говорит, что Онегин был «сноснее других».

    Хоть он людей, конечно, знал

    И вообще их презирал -

    Но (нет правил без исключений)

    Иных он очень отличал

    И вчуже чувство уважал,

    То есть он видел в других и ценил то живое, чего уже не осталось в нем.

    Почти на протяжении всего романа действия, мысли, речи Онегина остаются неизменными, принадлежащими умному человеку, озлобленному на общество (у него злой, острый язык, он зло отзывается обо всем окружающем), разочарованному во всем и неспособному к каким-либо сильным чувствам и переживаниям. Но события, о которых Пушкин рассказывает в последних главах, производят на Онегина сильное впечатление. И мы видим, что он обнаруживает такие черты характера, которых даже не подозревал в себе. Дуэль с Ленским дает ему возможность понять, к чему его привел эгоизм, его невнимательность к людям, забота только о себе. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохота глупцов".. Он уже не такой высокомерный, не эгоист, стоящий выше всех жизненных впечатлений, он приходит в ужас от своего бессмысленного поступка:

    Мгновенным холодом облит,

    В тоске сердечных угрызений...

    Убийство Ленского перевернуло всю его жизнь. В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь.Теперь уже Онегин не может игнорировать чувства и переживания людей, с которыми он сталкивается. Теперь он может чувствовать и любить. Повлияла на него действительность жизни русского народа, которую он увидел во время путешествий. После пережитого Онегин изменяется, становится совершенно другим человеком. Но, несмотря на странствия, эгоизм и самолюбие в Онегине не поубавились. Это и есть «перерождение» Онегин возвращается в Столицу и встречает ту же картину жизни светского общества. В нем вспыхивает любовь к Татьяне - теперь уже замужней женщине.Написав письио Татьяне Онегин не задумывается о её чувствах,думает только о себе. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина.

    Образ Онегина - это образ, вобравший в себя общие черты, типичные для целого слоя тогдашней молодежи. Это молодые люди, обеспеченные трудом, но получившие плохое, беспорядочное образование и воспитание, которые ведут пустую, бессодержательную жизнь с развлечениями на балах, в гостях, на праздниках. Но в отличие от остальных слоев, то есть господствующего класса, относящегося к своему безделию спокойно, эти молодые люди более умны, у них есть хоть какая-то доля совести, они испытывают неудовлетворенность от окружающей среды, от того общественного строя и недовольны собой, но все-таки они так же, как Онегин, благодаря своему воспитанию, не могут порвать с такой жизнью. Пушкин очень хорошо характеризует скуку и чувства, свойственные этим людям:

    Несносно видеть пред собою

    Одних обедов длинный ряд,

    Глядеть на жизнь, как на обряд,

    И вслед за чинною толпою

    Идти, не разделяя с ней

    Ни общих мнений, ни страстей.

    Хотя весь роман - это повествование о Евгении Онегине как об индивидуальности, здесь он показан как типичный представитель дворянской молодежи того времени.

    Обратим внимание на эпиграф к I главе: «И жить торопится, и чувствовать спешит» - из стихотворения П.А.Вяземского «Первый снег». Эпиграф отмечает существенную сторону личности героя и его юношеские годы.


    Без вступления Пушкин сразу дает эпизод из жизни героя: Онегин едет в деревню к больному дяде. Автор называет Онегина «молодым повесой», но тут же говорит о нем как о «добром» своем приятеле.

    В следующих строфах речь идет об образовании Онегина и круге его интересов.
    Мы все учились понемногу
    Чему-нибудь и как-нибудь...
    Пушкин отмечает случайность, бессистемность обычного дворянского воспитания. Из дальнейших стихов выясняется, действительно, отсутствие у Онегина систематического образования, однако круг интересов Онегина был весьма широк.

    Обращаемся к следующим строкам:

    Имел он счастливый талант
    С ученым видом знатока
    Без принужденья в разговоре
    хранить молчанье в важном споре
    Коснуться до всего слегка,
    И возбуждать улыбку дам
    Огнем нежданных эпиграмм...


    Эти строки говорят об отсутствии глубины в образовании Онегина. Но упоминание «нежданных эпиграмм» в то же время характеризует ироническую, язвительную направленность разговоров Онегина. Эпиграмма была нередко проявлением оппозиционных настроений и мыслей.
    Исторические анекдоты, которые привлекали Онегина - рассказы о случаях из жизни исторических деятелей - в известной мере свидетельствуют об интересе Онегина к истории.

    Как видно, несмотря на всю бессистемность образования Онегина, он не остается в стороне от культурных, исторических и политических интересов. У него широкий круг интересов, причем отбор имен читаемых Онегиным авторов таков, что можно сказать об оппозиционной, критической настроенности молодого Онегина.
    Далее обращаемся к строфам, рисующим обычный день Онегина.
    Онегин едет на бульвар
    И там гуляет на просторе,
    Три дома на вечер зовут...
    Пока недремлющий брегет
    Покамест в утреннем уборе,
    Не прозвонит ему обед.
    В изображении обеда обращает на себя внимание перечень блюд сплошь нерусской кухни, характеризующий пристрастие ко всему заграничному.

    Далее, читаем строфы, посвященные описанию кабинета Онегина и его туалету. Перечисление украшающих кабинет Онегина вещей (янтарь, бронза, фарфор, духи в граненом хрустале, гребенки, пилочки и т.д.), воссоздает типичную обстановку жизни молодого человека петербургского света. В XXVI строфе Пушкин, перечисляя предметы одежды Онегина, использует иностранные названия. В иронической форме он дает мотивировку необходимости включения иностранных слов в русский литературный язык:
    Но панталоны, фрак, жилет,
    Всех этих слов на русском нет.

    Строфа XXXV заканчивает описание обычного, рядового дня молодого человека петербургского света. Онегин возвращается домой уже поутру,
    А Петербург неугомонный
    Уж барабаном пробужден... -
    т.е. начался развод караулов в военной столице. На улицах показываются люди, представляющие совсем другую часть населения: купец, разносчик, извозчик, молочница-охтенка. Начинается трудовой день большого города.
    XXXVI строфа как бы обобщает ряд прошедших перед нами картин, указывает, что изображенный день Онегина был для него обычным днем:
    Проснется за полдень, и снова
    Однообразна и пестра.
    До утра жизнь его готова,
    И завтра то же, что вчера...
    И в этой строфе поэт переходит к освещению внутреннего мира Онегина, ставя вопрос:
    Но был ли счастлив мой Евгений,
    Свободный, в цвете лучших лет,
    Среди вседневных наслаждений?
    Сотни, а может быть и тысячи молодых дворян были довольны этой пустой жизнью. А Онегин?


    Евгений не удовлетворен жизнью, он скучает, им овладевает «хандра». Это состояние Онегина выделяет его среди молодежи, удовлетворявшейся описанным существованием. Он - выше, содержательнее обычных молодых людей петербургского общества. В нем живут какие-то большие запросы, и пустая светская жизнь не приносит ему счастья. Мечтам невольная преданность,
    Неподражательная странность
    И резкий, охлажденный ум...


    Эта авторская характеристика очень важна. Все эти качества резко выделяют Онегина из той среды, которая его окружала, здесь Пушкин высоко ценит своего героя. Дворянское светское общество было неоднородно, и наряду с массой пустых посредственностей в нем были и люди другого типа. И некоторыми чертами своей личности Онегин близок к ним. Недовольство Онегина окружающим поэт подчеркивает и в XIV! строфе.
    Сперва Онегина язык
    И к шутке, с желчью пополам,
    Меня смущал; но я привык
    И к злости мрачных эпиграмм.
    К его язвительному спору,


    Итак, из I главы романа мы узнали о происхождении Онегина, воспитании и образовании. Выяснили, какая среда его окружала и формировала его взгляды и вкусы. Познакомились с кругом его интересов. Выяснили некоторые отрицательные стороны его жизни, которые не могли не наложить отпечатка на его личность: Онегин живет без труда и определенного занятия; он не связан ни с родной природой, ни с жизнью своего народа. Начиная с французского воспитания и кончая чтение преимущественно ино странных книг, - все в его жизни лишает Онегина возможности сближения со своим, национальным, русским. У Онегина появляется недовольство жизнью, тоска. Он чувствует бесцельность своего существования.


    В дальнейших главах романа образ Онегина развивается, претерпевает некоторые изменения. Автор ставит Онегина в новые ситуации, сталкивает его с новыми людьми, и в этих столкновениях в ряде новых обстоятельств в полной мере раскрывается сущность образа, его со циальный смысл, типическое для части молодежи 20-х годов, отраженное в образе Онегина.
    В конце I главы и во II главе рассказывается о жизни Онегина в
    деревне.
    Два дня ему казались новы
    Потом уж наводили сон;
    Уединенные поля...
    Потом увидел ясно он,
    Что и в деревне скука та же...
    ...На третий роща, холм и поле
    Его не занимали боле;


    «Скука», «хандра» не оставляют Онегина и в новых условиях жизни. Природа не привлекает его, хозяйством он не занимается. Как помещик, Онегин должен вступить в какие-то отношения с крестьянами. Об этом есть в романе только одно сообщение:
    В своей глуши мудрец пустынный,
    Оброком легким заменил;
    Ярем он барщины старинной
    и раб судьбу благословил.

    Однако это сделано было «чтоб только время проводить». Как отнеслись к «реформе» Онегина окрестные помещики:
    ...в углу своем надулся,
    Другой лукаво улыбнулся,
    Увидя в этом страшный вред,
    И в голос все решили так,
    Его расчетливый сосед:
    Что он опаснейший чудак.
    Какие взаимоотношения установились между Онегиным и соседями-помещиками? Онегин замкнулся в себе и четко разделял себя и своих соседей.
    А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним».

    В I главе Онегин был автором выделен из среды светского столичного дворянства. Во II главе он резко отграничен от обычного круга помещиков, в среду которых попал волею судьбы.
    Стоит обратить внимание на дружбу Онегина с Ленским. При всем различии характеров и темпераментов они, тем не менее, заключают в себе и нечто общее: они оба противопоставлены Буяновым, Петушковым, Простаковым, Мизинчиковым, Дуриным. Общее в них - большие запросы к жизни, широкие умственные интересы. Здесь и история, и философские и моральные вопросы, и чтение литературных произведений.
    В III главе - первая встреча Онегина с Татьяной. Обратим внимание на диалог двух приятелей, когда они «дорогой самой краткой домой летят во весь опор». Из разговора видно, что Онегин обратил внимание не на Ольгу: «Я выбрал бы другую», т.е. Татьяну. Онегин умеет разбираться в людях, его не привлекла бессодержательная, пустая Ольга. Да и то обстоятельство, что Онегин сразу произвел необыкновенное впечатление на Татьяну, нельзя отнести только за счет ее мечтательного, воспитанного на чтении сентиментальных романов, воображения.


    Однако, наряду со всем этим, как бы поднимающим героя, не стоит забывать о его эгоизме и холодности - следствии условий его воспитания и светской жизни.
    ВIV главе наше внимание привлечет строфа о первом впечатлении, какое произвело на Онегина полученное письмо: Но, получив посланье Тани,
    Онегин живо тронут был...


    Эти и последующие строки говорят о том, что душа «модного тирана» не совсем опустошена и не окончательно зачерствела. Однако Онегин не в силах ответить на любовь Татьяны, а «волочиться», «флиртовать» не позволяет ему порядочность. Конечно, проблема Евгения в том, что, несмотря на свой ум и неудовлетворенность всем строем жизни людей своего круга, он не может с ней порвать и искать смысла жизни в другом, поставить перед собой ка кую-то значительную задачу. Однако смутное сознание того, что не узкий круг «домашних» интересов, а какая-то другая жизнь могла бы дать смысл его существованию, в нем живет.
    "Но я не создан для блаженства..." - и Онегин развертывает иронически картину семейной жизни, к которой он неспособен. В этой «проповеди», несмотря на ее обдуманность и некоторую высокомерность, звучит, однако, и какая-то грусть. Онегину жаль Татьяну, но жаль и себя.


    Живя в деревенской глуши, скучая и томясь, Онегин проявляет способность уважать полюбившую его провинциальную девушку, не хочет играть серьезным и большим чувством.
    Поведение Онегина на именинах Татьяны ничего нового к его образу не добавляет. Однако вновь проявляется пренебрежение Онегина к людям и его эгоизм.
    Чудак, попав на пир огромный,
    Уж был сердит...
    Хотя сердиться ему было не на что, и Ленский, и Ларины к нему расположены. И Онегин не только «стал чертить в душе своей карикатуры всех гостей», но легкомысленно обижает своего приятеля, ухаживая за Ольгой. В главе VI эпизод вызова и дуэли красноречиво характеризует Онегина.
    Приняв «без лишних слов» вызов, Онегин
    Наедине с своей душой
    И поделом: в разборе строгом,
    Был недоволен сам собой.
    На тайный суд себя призвав,
    Он обвинял себя во многом...


    И дальше - честные, верные мысли о своей неправоте. Итак, - высокое и благородное представление о людских отношениях и резкое самоосуждение. Неожиданно опять честь оказывается причиной того, что герой сдает свои гуманные, благородные позиции и плывет по течению событий. Но это другая честь, не та, о какой думал Онегин раньше. Это - фальшивая честь, регулируемая «общественным мнением» дворянского общества. И она побеждает Онегина: он, при всем своем презрении к дворянско-светскому кругу, сам является его порождением и не может вырваться за его пределы, порвать с ним. Онегин уступает «общественному мнению» в важном вопросе. Это не мешает ему посмеяться над традициями своего круга в делах некрупного масштаба.

    И секундантом он берет с собой француза-лакея:
    Хоть человек он неизвестный,
    Но уж конечно малый честный.


    В картине поединка мы отмечаем выдержку и хладнокровие Онегина, а после убийства Ленского - раскаяние, потрясение, переживаемое им:
    В тоске сердечных угрызений,
    Рукою стиснув пистолет,
    Глядит на Ленского Евгений...
    Такова вековая тяжба, раздвоенность сознания, типичная для дворянского интеллигента того времени.


    Следующий эпизод «Татьяна в кабинете Онегина» поднимает целый ряд литературных и жизненных ассоциаций, которые говорят о сложности и противоречивости образа героя, об отражении в его личности «духа времени». Снова и снова Татьяна приходит в кабинет Онегина. Она перебирает книги, «жадною душою» «предается» чтению. Отбор Онегиным книг, отметки на полях приоткрывают ей многое в личности героя.

    Чудак печальный и опасный,
    Теперь яснее - слава богу -
    Созданье ада иль небес,
    Того, по ком она вздыхать
    Сей ангел, сей надменный бес,
    Что ж он? Ужели подражанье,
    Чужих причуд истолкованье,
    Ничтожный призрак, иль еще
    Слов модный полный лексикон?..
    Москвич в Гарольдовом плаще,
    Уж не пародия ли он?
    Ответа на вопросы нет.


    Обратимся к Онегину в VIII главе. В ней новый цикл событий в жиз ни Онегина, открывающийся встречей в Петербурге с Татьяной. Онегин на светском рауте:
    Но это кто в толпе избранной
    Стоит безмолвный и туманный?
    Для всех он кажется чужим.


    Онегин потому оказался лишним, чужим среди светского раута.
    Пушкину искренне жаль своего героя, при всем богатстве своей
    личности оказавшегося лишним, чужим, не нашедшим своего места в жизни. Глубоко трагична его судьба.


    Встреча с Татьяной пробуждает Онегина. Прошли долгие годы, он много пережил, передумал с тех пор, как "читал наставленья» уездной барышне. Евгений поменялся, мировоззрение его стало более серьезным, но герой по-прежнему не доволен жизнью. Наконец, встреча с Татьяной пробуждает в нем неизведанное чувство.
    История любви Онегина - это в своем роде повторение истории любви Татьяны, но только роли переменились. Письмо Евгения написанно искренне, со стастью, без светского этикета. Наконец, последнее свиданье, но теперь Онегин слушает отповедь Татьяны. В душе Онегина целая «буря ощущений». Роман за канчивается.

    И здесь героя моего,
    Читатель, мы теперь оставим,
    В минуту, злую для него,
    Надолго... навсегда...

    Пушкин понимал, что развязка в VIII главе оставляет вопрос о судьбе героя открытым. Он как бы указывал этой развязкой на бесконечное разнообразие вариантов этой судьбы в сложной и противоречивой действительности.



    Загрузка...