emou.ru

Евгений онегин презентация к уроку литературы. История создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин. Как создавался роман

Слайд 2

Роман в стихах, написанный одним из великих российских писателей, Александром Сергеевичем Пушкиным является Евгений Онегин. Это произведение относится к классической русской литературе. www.сайт

Слайд 3

А.С. Пушкин писал « Евгения Онегина» в течении восьми лет (с 1823 по 1831 года). Сам писатель называл свой труд подвигом. В основе романа в стихотворной форма остро раскрыта вся жизнь тогдашней интеллигенции дворянства. www.сайт

Слайд 4

Как создавался роман

В 1823 г. в Кишиневе появились первые строки романа «Евгений Онегин». В то время Пушкин находился в ссылке. Именно поэтому роман отличается реалистичностью. По замыслу автора, «Евгений Онегин» должен был состоять из 9 глав. После некоторых доработок, в романе их осталось только 8. www.сайт

Слайд 5

Роман «Евгений Онегин» отражает события в России в 1.п. XIX века. То есть время написания полностью совпадает с обстановкой и действиями в романе. В основе романа лежит любовная линия. www.сайт

Слайд 6

Основные герои романа «Евгений Онегин»

Евгений Онегин Татьяна Ларина Ольга Ларина Ленский www.сайт

Слайд 7

Сюжет романа

В основе сюжет лежит любовная линия. Евгений Онегин, главный герой романа, приезжает из Петербурга в глухую деревню, где наследует дом своего умершего дядюшки. Онегину достаточно скучно после столичной суеты, балов и женского внимания. По соседству поселяется молодой и горячий парень Ленский. Он любит Ольгу Ларину. В отличие от веселой и приветливой девушки, ее старшая сестра, Татьяна, безответно влюбляется в Евгения Онегина. Она пишет ему признательное любовное письмо, но Онегин ее отвергает. www.сайт

Слайд 8

Однажды на балу, Онегин из скуки стал оказывать знаки внимания Ольге Лариной. Вспыльчивый Ленский вызвал обидчика на дуэль. В результате поединка Ленский умирает от пули и Онегин вынужден уехать из деревни. Только через три года он возвращается из Петербурга и встречает Татьяну. Только теперь главный герой влюбляется в женщину и пытается добиться ее расположений. Однако Татьяна уже замужняя женщина и поэтому отвергает Онегина. www.сайт

Слайд 9

Издания « Евгения Онегина»

Роман Пушкина печатался по мере написания. Каждая глава кроме отдельного издания печатались в альманахах и литературных журналах. Первая глава вышла в свет в 1825 году. Последняя одиночная же глава была напечатана в 1824 г. Ужа в 1825 году русский народ мог прочесть полное издание полного романа «Евгений Онегин». www.pptcloud.ru

«Евгений Онегин» История создания романа.

Подготовила презентацию учитель литературы МАОУ ПСОШ №2 Колесник Е.И.


«Евге́ний Оне́гин» (дореф. «Евгеній Онѣгинъ» ) - роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1823-1831 годах, одно самых значительных произведений русской словесности.

История создания

Пушкин работал над этим романом свыше семи лет. Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом - из всего своего творческого наследия только « Бориса Годунова » он характеризовал этим же словом. В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Пушкин начал работу над «Онегиным» в мае 1823 года в Кишиневе , во время своей ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из основного текста произведения главу «Путешествие Онегина», оставив её в качестве приложения. Из романа также пришлось изъять одну главу полностью: в ней описывается, как Онегин видит военные поселения близ Одесской пристани, а далее идут замечания и суждения, в некоторых местах в излишне резком тоне. Оставлять эту главу было слишком опасно - Пушкина могли арестовать за революционные взгляды, поэтому он её уничтожил [


Он охватывает события с 1819 по 1825 год : от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов . Это были годы развития русского общества, время правления Александра I . Сюжет романа прост и хорошо известен, в центре него - любовная история. В целом, в романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века , то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.


Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме лорда Байрона « Дон Жуан ». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин выделяет одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени (каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение), тем самым обращая внимание читателей на самостоятельность и цельность каждой главы. Роман стал поистине энциклопедией русской жизни 1820-х годов, так как широта охваченных в нём тем, детализация быта, многосюжетность композиции, глубина описания характеров персонажей и сейчас достоверно демонстрируют читателям особенности жизни той эпохи.

Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:

«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».


Строфика

Роман написан особой « онегинской строфой ». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырёхстопного ямба .

Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно , строки с пятой по восьмую - попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.


Из романа, как и из энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву , светский Санкт-Петербург . Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа - Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина


  • Онегин и Татьяна. Эпизоды:
  • Знакомство с Татьяной, Разговор Татьяны с няней, Письмо Татьяны к Онегину, Объяснение в саду, Сон Татьяны. Именины, Посещение дома Онегина, Отъезд в Москву, Встреча на балу в Петербурге через 3 года, Письмо Онегина к Татьяне (объяснение), Вечер у Татьяны.
  • Знакомство с Татьяной,
  • Разговор Татьяны с няней,
  • Письмо Татьяны к Онегину,
  • Объяснение в саду,
  • Сон Татьяны. Именины,
  • Посещение дома Онегина,
  • Отъезд в Москву,
  • Встреча на балу в Петербурге через 3 года,
  • Письмо Онегина к Татьяне (объяснение),
  • Вечер у Татьяны.
  • Онегин и Ленский. Эпизоды: Знакомство в деревне, Разговор после вечера у Лариных, Визит Ленского к Онегину, Именины Татьяны, Дуэль (Ленский погибает).
  • Знакомство в деревне,
  • Разговор после вечера у Лариных,
  • Визит Ленского к Онегину,
  • Именины Татьяны,
  • Дуэль (Ленский погибает).

Роман начинается с сетований молодого дворянина Евгения Онегина по поводу болезни своего дядюшки, вынудившей Евгения покинуть Петербург и отправиться к одру больного, чтобы проститься с ним. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника. Повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина.

Евгений родился «на брегах Невы », то есть в Петербурге, в не самой успешной дворянской семье:

«Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец».

Онегин получил соответствующее воспитание - сначала, имея гувернантку Madame (не путать с нянькой), затем - гувернёра -француза, не утруждавшего своего воспитанника обилием занятий. Пушкин подчёркивает, что образование и воспитание Евгения были типичны для человека его среды (дворянина, которым с детства занимались учителя-иностранцы).

Евгений Онегин . Один из его возможных прототипов - Чаадаев , названный самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным. «В образе Онегина можно найти десятки сближений с различными современниками поэта - от пустых светских знакомцев до таких значимых для Пушкина лиц, как Чаадаев или Александр Раевский . То же следует сказать и о Татьяне». (Ю. М. Лотман. Комментарии к «Евгению Онегину») В начале романа ему 18 лет [ источник? ] , в конце - 26 лет.

Татьяна Ларина

Ольга Ларина , её сестра - обобщённый образ типичной героини популярных романов; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания. На год младше Татьяны.

Владимир Ленский - «энергичное сближение Ленского с Кюхельбекером , произведенное Ю. Н. Тыняновым (Пушкин и его современники. С. 233-294), лучше всего убеждает в том, что попытки дать поэту-романтику в ЕО некоторый единый и однозначный прототип к убедительным результатам не приводят». (Ю. М. Лотман. Комментарии к «Евгению Онегину»).

Няня Татьяны - вероятный прототип - Арина Родионовна , няня Пушкина


Слайд 1

«Чувствую, что душа моя развилась вполне – я могу творить»

Слайд 2


Роман «Е.О.» был начат поэтом в южной ссылке (9 мая 1823 года) и закончен Болдинской осенью (25 сентября 1830 года). Но на этом работа над романом не прекратилась. В 1831 году поэт переделал последнюю восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне. Вполне естественно, что в течение семи лет план романа менялся.

Слайд 3

Творческая история романа «Евгений Онегин»
Последний набросок плана «Е.О.» (26 сент. 1830 г.) включает десять глав. Восьмая глава должна была стать десятой, а вместо нее после седьмой главы Пушкин намеревался подробно описать путешествие Онегина. Заключался роман десятой главой, где говорилось о зарождении тайных декабристских обществ. Десятая глава и «Путешествие Онегина» не были завершены поэтом, хотя он придавал своему замыслу большое значение и не раз впоследствии возвращался к нему.

Слайд 4

Творческая история романа «Евгений Онегин»
Современники, которым Пушкин читал десятую главу, и сам поэт понимал, что по цензурным причинам она не могла появиться в печати. 19 октября 1830 г., в день очередной лицейской годовщины, Пушкин сжег десятую главу, как об этом свидетельствует пометка на рукописи «Метели». Но, по-видимому, Пушкин оставил в своем распоряжении какие-то копии десятой главы, потому что отрывки из нее он читал П.А. Вяземскому и А.И. Тургеневу.

Слайд 5

Творческая история романа «Евгений Онегин»
Кроме того, в бумагах поэта были обнаружены текст начальных четверостиший первых шестнадцати строф, тщательно зашифрованных, и недоработанный черновой текст трех строф (XV, XVI, XVII). Пушкинисты нашли ключ к шифру автора и теперь нам известны в отрывках и с пропусками семнадцать строф десятой главы. Однако, ни «Путешествие Онегина», ни десятая глава в окончательный текст романа не вошли, хотя отрывки из «Путешествия Онегина» Пушкин опубликовал в примечании к роману. Таким образом, «Е.О.» состоящий из восьми глав, представляет собой законченное произведение.

Слайд 6

Творческая история романа «Евгений Онегин»
Действие романа развивается с 1819 по 1825 год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип человека, подобного герою пушкинского произведения. Поэт хотел воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина. В течение семи лет и сам Пушкин не оставался неизменным. Поэт запечатлел в произведении и собственный духовный рост, и развитие своих героев. Пушкин смотрел на них глазами современника и глазами человека, для которого они уже стали историческими типами. Так в романе Пушкина объединились история и современность. В «Е.О.» предстала реально движущаяся история русского общества.

Слайд 7


Когда Пушкин задумал писать роман «Евгений Онегин», у него была напечатана только первая из романтических поэм - «Кавказский пленник». Над другой поэмой - «Бахчисарайский фонтан» - он еще не работал и к «Цыганам» не приступал. И все же «Е.О.» уже с первой главы представлял собой произведение нового типа творчества - не романтического, а реалистического.

Слайд 8

Художественное своеобразие романа
В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешел от романтизма к реализму. Даже гениальному Пушкину этот переход дался не легко, так как в тех годах ни в России, ни на Западе реализм еще не сформировался как направление. Создав «Евгений Онегин», поэт раньше всех - и в России, и на западе - дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения.

Слайд 9

Художественное своеобразие романа
Южные поэмы не могли осуществить творческий замысел Пушкина создать образ типичного представителя прогрессивного молодого дворянского поколения, показать его жизнь и русскую действительность той поры. Кроме того, поэт хотел разъяснить, истолковать читателям этот образ. Все это обусловило следующие художественные особенности романа как реалистического произведения.

Слайд 10

Художественное своеобразие романа
Введение широкого исторического, общественного, бытового и культурно-идейного фона. В романе дается широкая картина жизни России того времени, ее разнообразных связей с Европой, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи. Действие романа разворачивается и в столичных центрах - Петербург и Москва, и в помещичьих усадьбах, и в разных уголках провинциальной России («Путешествие Онегина»). Перед нами проходят различные группы дворянства, городского населения, крепостного крестьянства.

Слайд 11

Художественное своеобразие романа
Наряду с повествовательной в романе есть и лирическая часть, очень обширная по своим размерам и крайне разнообразная по своему содержанию. Это так называемые большие лирические отступления (их в романе 27) и небольшие вставки (их около 50).

Слайд 12

Художественное своеобразие романа
Чтобы органически сочетать повествовательную и лирическую части в одном реалистическом произведении, чтобы можно было легко и во всякое время переходить от рассказа о героях к выражению своих мыслей, чувств и настроений, Пушкину нужно было решить сложнейший вопрос о форме изложения того богатейшего материала, который включается в роман. Решая этот вопрос, Пушкин остановился на форме непринужденной беседы с читателем, представителем той среды, с которой связаны своим происхождением и сноси жизнью автор и его герои.

Слайд 13

Художественное своеобразие романа
4. Уникальность положения Автора в романе. Автор - не традиционный рассказчик, ведущий повествование о героях и событиях, четко отделяя себя от них и от читателей. Автор является и создателем романа, и одновременно его «героем». Он напоминает читателям о «литературности» романа, о том, что создаваемый им текст - новая реальность, которой нужно доверять. Герои романа - вымышленные, все, что о них сказано, не имеет отношения к реальным людям. Мир, в котором живут герои, - тоже плод творческой фантазии Автора. Реальная жизнь - только материал для романа, отобранный и организованный им, творцом романного мира.

Слайд 14

Художественное своеобразие романа
Небольшой роман, который задумал Пушкин, должен иметь четкую структуру, должен быть отчетливо расчленен на части. И Пушкин делит роман на главы (а в черновике еще и на части с заглавием для каждой главы). Глава, заканчиваясь каким-либо авторским рассуждением, в свою очередь делится на строфы. Эта строфа должна была обладать такой гибкостью, чтобы можно было не только в новой главе, но и с каждой новой строфой, даже с каждой ее частью свободно переходить от одной мысли к другой, не превращая роман в груду не связанных между собой отрывков. Поэт блестяще разрешил эту сложную задачу, найдя в созданной им «онегинской строфе» возможность такого изложения тематического богатства своего романа

Слайд 15


В романе в основном выдержан разговорный тон, но при этом необычайно разнообразный: то мы слышим легкую, порхающую беседу поэта со своими знакомыми, то шутку, то жалобы, грустные признания, задумчивый вопрос и многие другие оттенки. О высоком мастерстве поэта говорит и язык романа.

Слайд 16

Стилистические и языковые особенности
Язык романа. Пушкин являлся великим преобразователем русского литературного языка. На народной основе живой русской речи он стремился создать, по его собственному выражению, «язык общепонятный». Поэт широко использует слова и обороты народной разговорной речи, старинные слова и выражения, если они необходимы ему для выполнения художественной задачи, книжный и разговорный язык культурной части русского общества.

Слайд 17

Стилистические и языковые особенности
Язык романа. В своих художественных произведениях Пушкин, заботясь о единстве формы и содержания, стремился к тому, чтобы словесные средства языка (словарь, образы, синтаксис) строго соответствовали изображаемому им миру: эпохе, характерам героев, их быту, обстоятельствам, в которых они находятся. В соответствии с богатым содержанием романа поэт приводит речь и культурной, образованной части дворянства, и провинциальных помещиков, и дворовых, язык народной поэзии и политический стиль, характерный для различных литературных направлений: классицизма, сентиментализма, романтизма. Все эти различные стили речи он подчинил своему идейно-художественному замыслу, каждый из них применил в соответствующем месте. Таким образом, при изучении языка романа надо особо рассматривать речь героев и речь самого автора.

Слайд 18

Стилистические и языковые особенности
Так, в первой главе, знакомя читателя с Онегиным, Пушкин применяет стиль светской речи с ее особенностью «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка». Здесь мы находим свободное пользование иноязычными словами (французскими, английскими, латинскими), упоминание имен греческих и римских поэтов, употребление книжных выражений («всевышней волею Зевеса наследник всех своих родных», «отступник бурных наслаждений» и т.п.). Характеризуя Ленского, Пушкин использует все особенности языка романтической поэзии: «Он с лирой странствовал на свете», «поэтическим огнем душа воспламенилась в нем» и т.п.

Слайд 19

Язык романа

Слайд 20

Язык романа
Но когда Пушкин приводит разговоры Онегина и Ленского на бытовые темы, он устраняет слова и выражения книжного стиля: речь их роста, непринужденна, полна народно-бытовых выражений. Таков, например, разговор Онегина с Ленским о Лариных (гл. 3, 4, 5). Но насмешливость, прозаические слова и выражения совершенно исчезают в стихах Пушкина, когда он рисует образ Татьяны и говорит о ее жизни, о ее любви к Онегину. О своей любимой героине поэт отзывается с особой теплотой и лаской. Эпитет «милая» употребляется особенно часто: «Я так люблю Татьяну милую мою»; «Татьяна, милая Татьяна» и т.д. С большой нежностью говоря о Татьяне, Пушкин прибегает к словам уменьшительно ласкательным: «прелестным пальчиком писала», «головкой томною склонясь», «голосок звучит» и т.п., применяет народные формы слова: «к плечу головушкой склонилась».

Слайд 21

Язык романа
В главах, посвященных изображению деревенской жизни (помещиков и дворовых), Пушкин широко вводит в свои стихи народно-бытовую речь. Особенно наглядно это проявляется в речи няни, ключницы Онегина Анисьи; просторечие свойственно и языку старушки Лариной (гл. 7, 25-26). Таким образом, в повествовательной речи своего романа Пушкин применяет разные стилистические средства языка, в зависимости от того, каких героев и какие события он изображает. Речь не только самих героев, но и поэта, рассказывающего о них, становится средством характеристики. Необыкновенно богат и язык лирических строф. Пушкин – глубокий знаток различных литературных стилей, народно-бытового и народнопоэтического языка.

Слайд 22

Онегинская строфа
«Евгений Онегин» - роман-импровизация. Эффект непринужденного разговора с читателем создается выразительными возможностями четырех­стопного ямба - излюбленного пушкинского размера и гибкостью «онегинской» строфы, включающей 14 стихов четырехстопного ямба со строгой рифмовкой AbAb CCdd EfflB gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными - мужские). Свою лиру Автор назвал «болтливой», подчеркнув «свободный» характер повествования, многообразие интонаций и стилей речи - от «высокого», книжного до разговорного стиля обычных деревенских пересудов «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне».

Слайд 28

Эволюция героя
10 гл. 8 гл. путешествие 5.6 гл. 3, 4 гл. 2 гл. 1 гл.
«…рано чувства в нём остыли…»
«..меж ними всё рождало споры»
«…я вас люблю любовью брата…»
«…убив на поединке друга…»
«…чего мне ждать? Тоска, тоска.»
«…в Татьяну, как дитя влюблён…»
«…сбирались члены сей семьи…»


Главное меню Урок 1 История создания романа. Урок 1 История создания романа. Урок 1 История создания романа. Урок 1 История создания романа. Урок 2 Жизнь столичного дворянства как развернутая экспозиция Урок 2 Жизнь столичного дворянства как развернутая экспозиция Урок 2 Жизнь столичного дворянства Урок 2 Жизнь столичного дворянства Урок 3 Автор и герой в романе Урок 3 Автор и герой в романе Урок 3 Автор и герой в романе Урок 3 Автор и герой в романе Урок 4 Евгений Онегин в деревне. Онегин и Ленский Урок 4 Евгений Онегин в деревне. Онегин и Ленский Урок 4 Евгений Онегин в деревне. Онегин и Ленский Урок 4 Евгений Онегин в деревне. Онегин и Ленский Урок 5 Сестры Ларины Урок 5 Сестры Ларины Урок 5 Сестры Ларины Урок 5 Сестры Ларины Урок 6 Онегин и Татьяна Урок 6 Онегин и Татьяна Урок 6 Онегин и Татьяна Урок 6 Онегин и Татьяна Урок 7 Именины Татьяны Урок 7 Именины Татьяны Урок 7 Именины Татьяны Урок 7 Именины Татьяны Урок 8 Дуэль как кульминация первой сюжетной линии Урок 8 Дуэль как кульминация первой сюжетной линии Урок 8 Дуэль как кульминация Урок 8 Дуэль как кульминация Урок 9 Жизнь московского дворянства Урок 9 Жизнь московского дворянства Урок 9 Жизнь московского дворянства Урок 9 Жизнь московского дворянства Урок 10 Герои Пушкина в начале и в конце романа Урок 10 Герои Пушкина в начале и в конце романа Урок 10 Герои Пушкина в начале и в конце романа Урок 10 Герои Пушкина в начале и в конце романа




На возможность появления романа в печати Пушкин не рассчитывал, опасаясь цензуры. «О моей поэме нечего и думать… Если когда-нибудь и будет напечатана, то, верно, не в Москве и не в Петербурге… Не знаю, пустят ли бедного «Онегина» в небесное царствие печати; на всякий случай попробую …», «..Чтоб напечатать Онегина, я …готов хоть в петлю» - писал он в 1823 – 1824 годах Вяземскому, Бестужеву, А.И.Тургеневу.


История создания Роман создавался в течение 7 лет. Однако и после этого работа над ним продолжалась: была написана 10 глава, содержание которой охватывало начало движения декабристов. Пушкин сжег эту главу, оставив в зашифрованном виде отдельные отрывки; написано письмо Онегина к Татьяне, которого раньше не было в романе; глава «Странствие» была автором исключена. В таком виде подготовил Пушкин роман к печати.


Реализм Реализм- художественное направление, предполагающее правдивое изображение действительности, при котором жизнь изображается в образах, соответствующих сути жизни Реализм- художественное направление, предполагающее правдивое изображение действительности, при котором жизнь изображается в образах, соответствующих сути жизни




«Собранье пестрых глав» Роман Пушкина как «энциклопедия русской жизни» В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. В. Белинский






Хронология романа Роман начинается зимой 1819 года Весной 1820 года Онегин едет в деревню (а автор на юг, в ссылку). Там Онегин знакомится с Ленским и с Татьяной Летом 1820 года Татьяна пишет письмо и происходит первое объяснение Онегина с Татьяной Зимой 1821 года в Татьянин день Онегин на балу у Лариных Через день, т. е. 14 января, дуэль В 1821 году Онегин уезжает путешествовать Зимой года Татьяна приезжает в Москву и вскоре выходит замуж Онегин попадает в Одессу, когда там был Пушкин, т. е. в 1823 или 1824 году Затем Онегин направляется в Петербург, где проводит зиму 1824/25 года, вновь встречается с Татьяной Весной 1825 года последнее объяснение с Татьяной годы годы созревания декабристского движения.


Особенности композиции романа 1. Нет начала и нет конца 2. Соединены две сюжетные линии Онегин и Ленский Онегин и Татьяна 3. Основной принцип –симметрия (зеркальность, повторение ситуации) 4. Каждая глава – новый этап сюжета 6. «Онегинская « строфа 5. Композиционная роль пейзажа (показывает ход времени)


«Онегинская» строфа А Мой дядя самых честных правил, Б Когда не в шутку занемог, А Он уважать себя заставил Б И лучше выдумать не мог... __________________________ В Его пример другим наука; В Но, боже мой, какая скука Г С больным сидеть и день и ночь, Г Не отходя ни шагу прочь! __________________________ Д Какое низкое коварство Е Полуживого забавлять, Е Ему подушки поправлять, Д Печально подносить лекарство... Ж Вздыхать и думать про себя: Ж «Когда же черт возьмет тебя!» Перекрестная рифма (тема) Смежная рифма (развитие темы) Опоясывающая рифма (развитие темы) Заключительное двустишие (итоговое осмысливание)


Подумай! В романе есть отступления от «онегинской» строфы, например, песня девушек… В романе есть отступления от «онегинской» строфы, например, песня девушек… Найдите еще примеры таких отступлений и попытайтесь объяснить их. Найдите еще примеры таких отступлений и попытайтесь объяснить их.


Жизнь столичного дворянства «И завтра то же, что вчера…» Как вы объясните имя и фамилию главного героя? Как вы объясните имя и фамилию главного героя? Какое образование и воспитание получил Евгений Онегин? Какое образование и воспитание получил Евгений Онегин? (С детства его образование и воспитание не было глубоким) (С детства его образование и воспитание не было глубоким)


Жизнь столичного дворянства «Утро» /строфа XV/ «Утро» /строфа XV/ «День» /строфа XVI / «День» /строфа XVI / Театр /строфа XVII-XXII / Театр /строфа XVII-XXII / «Антракт» в кабинете /строфа XXIII-XXVI/ «Антракт» в кабинете /строфа XXIII-XXVI/ Бал-утро/строфа XXVII-XXVIII/ Бал-утро/строфа XXVII-XXVIII/ Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. Основные факторы, обусловившие его характер – принадлежность к высшему свету, обычное воспитание, обучение. Он ведет жизнь свободного дворянина, не обремененного службой. Это суетный, беззаботный, насыщенный развлечениями и любовными романами утомительно длинный день.Вся жизнь героя -однообразное, бессмысленное, бездеятельное времяпрепровождение. Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. Основные факторы, обусловившие его характер – принадлежность к высшему свету, обычное воспитание, обучение. Он ведет жизнь свободного дворянина, не обремененного службой. Это суетный, беззаботный, насыщенный развлечениями и любовными романами утомительно длинный день.Вся жизнь героя -однообразное, бессмысленное, бездеятельное времяпрепровождение.


Подумай! Был ли счастлив Евгений Онегин? Был ли счастлив Евгений Онегин? Почему вы так считаете? Почему вы так считаете? Объясните, почему Пушкин называет Онегина «угрюмым, томным»? Объясните, почему Пушкин называет Онегина «угрюмым, томным»? Дайте характеристику высшему свету Петербурга: что ценят в свете? Дайте характеристику высшему свету Петербурга: что ценят в свете? В чем отличие Онегина от всех, ему подобных? В чем отличие Онегина от всех, ему подобных? С кем дружил Онегин? С кем дружил Онегин?


Автор и герой в романе В романе три главных героя: Пушкин, Евгений Онегин и лирический герой. В романе три главных героя: Пушкин, Евгений Онегин и лирический герой. Лирический герой - герой, чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой - герой, чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Высказывания лирического героя – лирические отступления. Высказывания лирического героя – лирические отступления.


«Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной…» Предмет сопоставления Пушкин Онегин Образование Лицей «Ученый малый, но педант..» Поэзия Дело всей его жизни «Не мог он ямба от хорея…отличить..» Любовь Много и искренне любил «В любви считался инвалидом..» Театр «Волшебный край!...» «На сцену…в большом рассеянии взглянул, отворотился и зевнул…» Внешний вид «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» «В своей одежде был педант и,… франт..» Балы «Я был от балов без ума,» «Весельем шумным утомлен..» Женская красота «Как я завидовал волнам,..с любовью лечь к ее ногам..» «Рано чувства в нем остыли» Природа «Поля! Я предан вам душой!» «На третий… роща, холм и поле его не занимали боле…»


Пушкин и лирический герой (повествователь) Предмет сопоставления Пушкин Повествователь Обучение «..в садах лицея я безмятежно расцветал» «Мы все учились понемногу» Татьяна «Я так люблю Татьяну милую мою!..» «Но тут с победой поздравляю Татьяну милую мою» Женщины «Мои богини!..» «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» Любовь «Любви все возрасты покорны..» «Любите самого себя» Ленский «Я сердечно люблю героя моего» «Любовник молодой, поэт, задумчивый мечтатель,..» Жизнь За все,..зв все твои дары..благодарю тебя «УЁ ничтожность разумею, и мало к ней привязан я..» Юность «О юность легкая моя! «Мне грустно думать, что напрасно была нам молодость дана» Русская речь «Без грамматической ошибки я русской речи не люблю» «вульгарно –люблю я очень это слово»


Пушкин и лирический герой Заполни пробелы в таблице! Предмет сопоставления Пушкин Повествователь Онегин «Добрый мой приятель» Театр, балы «Я был от балов без ума» Романе «Плоды трудов моих отдам» Дружба «Мы почитаем всех нулями и единицами себя» Природа, деревня Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины» Татьяна «Милая Татьяна!..» Родня «Чтоб остальное время года не думали о нас они»


«О деревня!» Почему Онегин едет в деревню? /Скука Онегина не имеет ничего общего с недовольством жизнью..Эта скука –простое физиологическое последствие очень беспорядочной жизни..Из-за чего суетятся, подличают, актерствуют самые презренные люди? «Денег ради,» - отвечает Пушкин./




Подумай! Что искал Онегин в шкафах дяди? Что искал Онегин в шкафах дяди? Как изменил Онегин жизнь крестьян? Как изменил Онегин жизнь крестьян? Почему от Онегина отвернулись все его соседи? Почему от Онегина отвернулись все его соседи? Жизнь в деревне не может разрушить в Онегине чувство превосходства над людьми. Почему это превосходство даже укрепилось? Жизнь в деревне не может разрушить в Онегине чувство превосходства над людьми. Почему это превосходство даже укрепилось?


Онегин и Ленский Что представлял собою Ленский? Что представлял собою Ленский? Что любил Ленский? Что любил Ленский? Почему соседи Ленского называли «полурусским» ? Почему соседи Ленского называли «полурусским» ? Почему сдружились Онегин и Ленский? Почему сдружились Онегин и Ленский?


Подумай! Способен ли Онегин на высокую дружбу? Способен ли Онегин на высокую дружбу? А Ленский? А Ленский? Кто в этой дружбе «ведущий»? Кто в этой дружбе «ведущий»? Почему Ленского соседи любили, а Онегина – нет? Почему Ленского соседи любили, а Онегина – нет?


Общение с Ленским усиливает В Онегине потребность одушевления, сильных чувств. Онегин не осмеял наивную пылкость Ленского. В юном Ленском Онегину все было ново, как было новым ощущение потребности чувствовать. Оживление сердца Онегина – отголосок пылких чувств Ленского. С Ленским в роман входят темы молодости, дружбы, Сердечного « невежества», благородства и преданности чувствам. Душа Ленского не увяла в «пылкой Германии», ему близка и понятна русская деревня, в нем, «полурусском», русского больше, чем в Онегине. Не только крайности свели Онегина и Ленского, в них Было и немало общего: отчужденность от помещичьей среды, часть европейского духовного развития, и своеобразное выражение души русской, у каждого по-своему.






Подумай! В чем своеобразие характеристики сестер Лариных? В чем своеобразие характеристики сестер Лариных? Что было в Ольге? А чего не было? Что было в Ольге? А чего не было? Чего не было В Татьяне? А что было? Чего не было В Татьяне? А что было? Почему две сестры никогда не бывают вместе? Почему две сестры никогда не бывают вместе?


Почему Пушкин называет свою героиню «русскою душою»? Простонародное имя Простонародное имя Связь с природой Связь с природой Деревенский мир с рассказами и сказками Деревенский мир с рассказами и сказками Любовь к книгам Любовь к книгам Мечтательность, одухотворенность Мечтательность, одухотворенность Сосредоточенность на внутренних движениях души Сосредоточенность на внутренних движениях души


Подумай! Почему Татьяна влюбилась именно в Онегина? Почему Татьяна влюбилась именно в Онегина? Почему книгу Татьяны Пушкин называет «опасной»? Почему книгу Татьяны Пушкин называет «опасной»? Почему Онегин после посещения дома Лариных спрашивает Ленского не об Ольге, а о Татьяне? – /«Скажи, которая Татьяна?»/ Почему Онегин после посещения дома Лариных спрашивает Ленского не об Ольге, а о Татьяне? – /«Скажи, которая Татьяна?»/


Онегин и Татьяна Жизнь Онегина делает неожиданный поворот: он получает письмо от Татьяны Лариной Жизнь Онегина делает неожиданный поворот: он получает письмо от Татьяны Лариной Характер Татьяны, как и характер Онегина,– динамичный, развивающийся.Но она в романе произносит лишь несколько слов, не считая ее последнего монолога. Почему? Характер Татьяны, как и характер Онегина,– динамичный, развивающийся.Но она в романе произносит лишь несколько слов, не считая ее последнего монолога. Почему?


Подумай! Почему Татьяна влюбилась именно в Онегина? Почему Татьяна влюбилась именно в Онегина? Почему решилась писать к нему? Почему решилась писать к нему? Благородно ли поступил Онегин, получив письмо Татьяны? Благородно ли поступил Онегин, получив письмо Татьяны?


Подумай! Как ожидает Татьяна «приговора»? Как ожидает Татьяна «приговора»? Речь Онегина -это проповедь или отповедь? Речь Онегина -это проповедь или отповедь? «Не в первый раз он тут явил души прямое благородство»… А где еще? «Не в первый раз он тут явил души прямое благородство»… А где еще?


Именины Татьяны Почему Онегин поехал к Лариным? Почему Онегин поехал к Лариным? За что он зол на Ленского? За что он зол на Ленского? /В отношениях с Татьяной Онегин повел себя как благородный, душевно тонкий человек. Он сумел увидеть ее подлинное искреннее чувство, но, не послушав голос сердца, не сумел ответить взаимностью. Онегин переживает за Татьяну: как там она? Позволяет Ленскому себя обмануть, и стремится отомстить за это. / /В отношениях с Татьяной Онегин повел себя как благородный, душевно тонкий человек. Он сумел увидеть ее подлинное искреннее чувство, но, не послушав голос сердца, не сумел ответить взаимностью. Онегин переживает за Татьяну: как там она? Позволяет Ленскому себя обмануть, и стремится отомстить за это. /






Именины Татьяны Татьяна видела во сне не ужасы, не сказку: ее тонкий ум не мог не оценить по заслугам окружающих ее жалких людей. И она чувствует, что Онегин –не чудовище! Татьяна видела во сне не ужасы, не сказку: ее тонкий ум не мог не оценить по заслугам окружающих ее жалких людей. И она чувствует, что Онегин –не чудовище! Но испытания дружбой наш герой не выдержал. На именинах Онегин ведет себя по законам света. Его поведение – поведение светского ловеласа, а дуэль –следствие его душевного равнодушия. Но испытания дружбой наш герой не выдержал. На именинах Онегин ведет себя по законам света. Его поведение – поведение светского ловеласа, а дуэль –следствие его душевного равнодушия.


Дуэль Онегина и Ленского Отчего Ленский так «нетерпеливо ждал» поединка? Как он вел себя в ночь перед поединком? Отчего Ленский так «нетерпеливо ждал» поединка? Как он вел себя в ночь перед поединком? Как провел ночь Онегин? Как провел ночь Онегин? Кто перед нами: враги или друзья? Докажите. Кто перед нами: враги или друзья? Докажите.


Пока Ленский был жив, можно было быть с ним ироничным, снисходительным. Но сейчас Онегин, как «громом поражен».После убийства Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений».Только трагедия смогла открыть ему недоступный прежде мир чувств. Пушкин, горюя о Ленском, не меньше жалеет и Онегина. Перед ним труп друга. Вот теперь ясно, кого убил Онегин. Как опоздал наш герой! Навсегда опоздал…Ленский ушел из жизни. Уходит и со страниц романа.Нет места романтике в этом мире. Многое в Ленском было прекрасно, но Недолговечно. Для него были возможны три пути – гибель, разрушение мечтаний, замена их будничной жизнью, а еще –пут самого Пушкина, пересмотревшего Свои романтические увлечения. Онегин отнял жизнь у друга, который мог быть счастлив. Герой казнит самого себя, не может не думать о содеянном. Он может уже то, чего не мог раньше: страдать, раскаиваться, мыслить.





45 Подумай! Как «уездная барышня» Татьяна Ларина смогла покорить высший свет? Как «уездная барышня» Татьяна Ларина смогла покорить высший свет? Что так изменило Татьяну? Что так изменило Татьяну? Что заставило ее выйти замуж за человека, которого она не любит? Что заставило ее выйти замуж за человека, которого она не любит?


Герои Пушкина в начале и в конце романа Преображение Татьяны не было авторским произволом. Именно неординарность, динамичность характера героини и позволяли ей меняться. В начале романа Татьяна –внутренне противоречивый человек, чувствительный, чувственный. Все окружающее Татьяна воспринимает как еще не написанный роман, героиней которого себя ощущает. Переворот в ее судьбе происходит в 7 главе. Она полностью освободилась от книжных представлений о жизни. Главным итогом ее мучительных размышлений стала любовь не к «книжному» Онегину, а к Онегину реальному, которого она наконец-то поняла. Она люби Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей. Аристократическое общество все же повлияло на Татьяну. Любовь Онегина для нее теперь «чувство мелкое». Монолог героини раскрывает ее внутреннюю драму.И она не в выборе между Онегиным и мужем, а в том, что Татьяна живет сейчас лишь воспоминаниями и не способна поверить в искренность чувств Онегина.


Герои Пушкина в начале и в конце романа Уже первая строфа романа говорит о «странности характера героя. Онегин как бы проверяет, пробует разные возможности жизни, не отдавая предпочтения никакой. Часто герой вынужден играть роль, навязанную ему обществом. Жизнь его театральна. И поэтому в начале романа он «угрюмый и томный». В конце романа мы видим его «угрюмыми неловким».Он способен чувствовать, жить по- настоящему. Страсть его подобна чувствам влюбленной Татьяны. Он «сумел забыть себя», преданность чувству теперь сильнее даже страха смерти. Любовь для него стала единственным условием продолжения жизни. Пушкин берет под защиту Онегина, отнимая у светской толпы право судить своего героя, потому что герой изменился. «Знаком он вам?» Путь Онегина мучителен, но таков удел всех тех, кому «несносно…Глядеть на жизнь, как на обряд»…


Литература: Н Долинина «Прочитаем Онегина вместе» -»Детская литература», 1985 Н Долинина «Прочитаем Онегина вместе» -»Детская литература», 1985 И.В. Золотарева, Н.В. Егорова «Поурочные разработки по литературе- 9 класс» -Москва, 2008 И.В. Золотарева, Н.В. Егорова «Поурочные разработки по литературе- 9 класс» -Москва, 2008 В.Г. Маранцман «Художественная литература. Книга для учащихся» - Москва, 1991 В.Г. Маранцман «Художественная литература. Книга для учащихся» - Москва, 1991 А.С. Пушкин «Избранное» Москва, 1972 А.С. Пушкин «Избранное» Москва, 1972

  • #1

    Инесса Николаевна! Задержалась на работе с олимпиадами, настроение испорчено, завтра "Евгений Онегин". Хочется приготовиться серьезно и понимаю, что не хватает времени. От этого еще хуже. А тут - ваши работы. Огромное Вам человеческое спасибо за чудесный материал. Палочка-выручалочка Вы! Здоровья Вам и успехов.

  • #2

    Светлана Ивановна, спасибо!
    Не падайте духом. Перефразируя известную фразу, "Интернет нам поможет!"

  • #3

    Уважаемая Инесса Николаевна! За эти годы вы стали мне очень близким и дорогим человеком! Не побоюсь таких слов! Вы помогаете мне провести уроки на очень высоком уровне. Ваши находки и презентации радуют учащихся,а главное-учат быть мыслящими. Спасибо! Ежедневно говорю Вам слова благодарности. Я желаю Вам счастья и здоровья! Храни Вас Бог!

  • #4

    Татьяна Ивановна (Sunday, 12 January 2014 14:40 )

    Какой труд! Уважаемая Инесса Николаевна, большое спасибо. У меня уже 42 педагогический год идёт. Настроение хуже некуда: эти объединения школ удивляют, раздражают, отбивают желание работать. А тут такая радость! Просмотрела, скачала, поразмыслила и сама себе сказала: "Ерунда, с божьей помощью и это переживём!" Спаси Вас Бог!

  • #5

    Инесса Николаевна, кроме слов благодарности за Вашу работу и восхищения Вашим творчеством, сказать ничего не могу, потому что остальное уже не так важно. Не очень люблю электронные ресурсы, но Ваши действительно близки мне: учат детей МЫСЛИТЬ. ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

  • #6

    Уважаемая Инесса Николаевна! Огромное Вам спасибо за материал по изучению произведения "Евгений Онегин". Пусть жизнь вам воздаст за бескорыстную помощь коллегам!

  • #7

    Инесса Николаевна, провела открытый урок по "Евгению Онегину", использовав материалы, щедро представленные Вами. Благодарю! Считаю, что удаче своей всецело обязана Вам.

  • #8

    Виктория, уверена, что презентации и видео - это половина дела. Главное на уроке, по моему мнению, - это личность учителя.

  • #9

    Уважаемая, Инесса Николаевна! Много лет слежу за Вашим Творчеством! Вы не только восхищаете потрясающими уроками, но и вдохновляете на личные педагогические подвиги! В "минуты тягостных раздумий" Ваш талант - моя личная основа для оптимизма и веры в детей! Огромное Вам спасибо.

  • #10

    Уважаемые коллеги, прошу простить, если вдруг я кого-то обижу. С тех пор, как литературу загнали в рамки тестов, я ее не преподаю. И вот взглянула на тесты по "Евгению Онегину". Мне больно за то, что нашу литературу загоняют в примитивные рамки тестов.

  • #11

    Уважаемая Ирина Алексеевна!
    Никто никуда нашу литературу не загонял. Как преподавали, так и преподаём: с погружением в текст, с написанием сочинений, с анализом текста. Посмотрите, мы пользуемся методичками 1968 года. И это не консерватизм, а отбор из методики того, что учит, помогает мыслить, отвечать на проблемные вопросы.
    Тестов в ЕГЭ и ГИА практически не осталось. Там сочинения и несколько вопросов из теории литературы. Посмотрите презентации. Это не всё, что я даю на уроках, но это подробный анализ всех глав. И думающие учителя будут преподавать так, как им преподавали когда-то. А те, кто только начинает путь учителя, я надеюсь, определит, что действительно важно и нужно, а что ерунда.
    Вы увидели на странице один тест, очень жаль, что Вы не ознакомились с другими материалами. Я без ложной скромности ими горжусь, хотя уже многое и изменила бы, и не в направлении тестов.
    Дети у нас вырастают думающие. Ну, в нашей школе, во всяком случае. Может, повезло с детьми... Но и выйдя из школы, они возвращаются к классике, читают, думают.

  • #12

    Инесса Николаевна! Огромное спасибо за уроки по " Евгению Онегину", ну просто кладезь всего!!! Всё, что можно найти на Вашем сайте, полезно и современно. Не устаю восхищаться Вашим талантом и трудолюбием!!! Удачи Вам во всех Ваших начинаниях и "продолжениях")))
    С уважением, Гай О.Л.

  • #13

    Добрый вечер, Инесса Николаевна! Я думаю, что многим учителям-словесникам скоро придется делиться своей зарплатой с Вами, настолько неоценима Ваша помощь, спасибо огромное. С наступающим Новым годом!

  • #14

    Инесса Николаевна! Спасибо Вам огромное за этот сайт. Это жемчужина! Так много полезной и интересной информации, очень хочется выразить Вам свою благодарность за этот кропотливый труд! Как же повезло Вашим ученикам! Здоровья и дальнейших творческих успехов!

  • #15

    Здравствуйте! Я не словесник, но Ваш сайт- это действительно чудо, я нашла много интересного для своих уроков. Восхищаюсь Вашим творчеством и трудолюбием! Учитель истории Любовь

  • #16

    Елена (Wednesday, 02 November 2016 05:49 )

    Инесса Николаевна! Случайно наткнулась на Ваш сайт....в восторге! Огромное Вам спасибо за щедрость и понимание! Это неоценимая помощь литераторам в подготовке к урокам!Спасибо! Здоровья Вам, добра, счастья!

  • #17

    "Обкатала" сегодня урок. Очень довольна, по времени всё гладенько улеглось. Тёплое, душевное спасибо!

  • #18

    Девочки, ну вы даёте. Аж в краску вгоняете!
    Всё нормально: делаем, делимся, друг у друга учимся. Это нормально!

  • #19

    Уважаемая Инесса Николаевна!

    В 2007 году я сделал доклад на «Онегинских чтениях» в Михайловском о моём подходе к сюжетной хронологии романа «Евгений Онегин». В том же году я сделал доклады на эту тему в Доме Пушкина (Москва), на заседании Пушкинской Комиссии и выпустил брошюру «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя или как мне пришлось открывать сюжетную хронологию романа «Евгений Онегин»», которую можно найти по адресу https://yadi.sk/i/AL_2Gm88zu8ET и скачать. В 2011 году эту брошюру прочитала Заслуженный Учитель Украины Жуковская Надежда Филипповна (преподаватель русского языка и литературы), организовала в своём городе – Уманске обсуждение моей работы среди преподавателей русского языка и литературы и прислала мне весьма положительный отзыв от них.
    Этот отзыв побудил меня сделать фильм для учеников о сюжетной хронологии романа «Евгений Онегин», который помог бы ученикам глубже воспринять это произведение в течение не более одного урока (фильм длиться 32 минуты). Фильм находится по адресу https://yadi.sk/i/rtkxzRoCmk7tv и доступен для скачивания или в YouTube по словосочетанию «сюжетная хронология романа Евгений Онегин».

    Мне было бы приятно, если бы Вы смогли прочитать мою брошюру, а также посмотреть фильм, оценить полезность показа его ученикам и размещению этих вещей на Вашем сайте.
    Буду Вам признателен, если Вы сообщите Ваше мнение о моей работе и фильме с указанием ошибок, недочётов и пожеланий.
    С уважением
    Доктор технических наук Беляков-Бодин Владимир Игоревич

  • #20

    Спасибо большое, Владимир Игоревич!
    Будет очень интересно познакомиться с Вашей работой, тем более что мы с учениками делаем проект-сайт, посвящённый "Евгению Онегину".
    Интересно, что в последнее время много исследований о Пушкине принадлежат "перу" людей с техническим образованием. Это другой взгляд на литературу.

  • #21

    Спасибо огромное! Для начинающего учителя - ваши уроки по Евгению Онегину - клад!

  • #22

    Спасибо огромное! Уже несколько лет "кормлюсь"с Вашего сайта, рекомендую коллегам знакомиться с Вашими замечательными работами. Ещё раз спасибо за помощь, идеи, талант!

  • #23

    Инесса Николаевна! Примите мою искреннюю благодарность за такие яркие, продуманные презентации. Они очень оживили наши с детьми уроки, а кроме того, помогли мне сэкономить время подготовки для своих домочадцев. Теперь буду ждать результатов нашей работы в сочинениях. Еще раз спасибо огромное за Вашу помощь!

  • #24

    Инесса Николаевна! Спасибо за материалы! Вдумчивый подход, понятный язык, ясные мысли!

  • #25

    Инесса Николаевна! Ваши работы - уникальны, понятны и легки для восприятия. Не часто мы встречаем таких людей, как Вы, которые вот так просто, бескорыстно дают пользоваться своими материалами. Поражаюсь тому, где Вы только находите время, чтобы создавать презентации, видеосюжеты, проекты, писать статьи, доклады и многое другое! Вы умница и трудяжка!!! Спасибо Вам большое!

  • #26

    Уважаемая Инесса Николаевна. Восхищаюсь вашим сайтом и той работой, какую Вы делаете и дарите своим коллегам.Спасибо за талантливую помощь.Здоровья Вам и дальнейших творческих открытий. С уважением.

  • #27

    Инесса Николаевна, спасибо большое за интересную информацию, за творчество. Удачи, неиссякаемой энергии, здоровья.

  • #28

    Инесса Николаевна, низкий поклон, благодарность за образец работы с произведением русской литературы. Есть чему поучиться! Здоровья Вам, вашим близким, успехов во всех начинаниях.

  • #29

    супер. спасибо учителю низкий поклон. за такую огромную работу. дай бог вам здоровья!!!

  • #30

    Инесса Николаевна, огромное Вам спасибо и низкий поклон за Ваш неоценимый труд, за возможность им воспользоваться! Дай Бог Вам и Вашим близким здоровья, творческих успехов!

  • #31

    Инесса Николаевна! Бесконечное Вам спасибо за такой богатый материал!!! Здоровья Вам и творческих сил!)

  • #32

    Спасибо, что есть Вы и ваш замечательный сайт. Здоровья. успехов, счастья Вам и вашей семье.

  • #33

    Иннеса Николаевна! Огромное Вам спасибо за очень толковые и значимые в обучении материалы как по русскому языку, так и по литературе. Так последовательно, просто и методически грамотно систематизировать материал уроков может только учитель-мастер. Низкий поклон Вам и творческих успехов!

  • #34

    Инесса Николаевна! Спасибо Вам огромное за этот сайт. Получаем ценный материал. Здоровья, благополучия и дальнейших успехов в новом году!

  • #35

    Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна, за прекрасный материал. Успехов Вам и здоровья.

  • #36

    А где весь материал? Пыталась скачать, какие-то реплики скачались, а презентации самой нет

  • #37

    Елена Леонидовна, всё скачивается, проверяла. Проблемы на Вашей стороне. Смотрите ссылки на странице. Они активны, ведут на Яндекс-диск. Оттуда и скачивайте.

  • #38
  • #39

    Инесса Николаевна, спасибо вам огромное,спасибо за Ваш труд!Много полезного нашла на Вашем сайте и применяю на своих уроках. Спасибо, что делитесь!

  • #40

    Инесса Николаевна! Восхищаюсь Вашим титаническим трудом и Вашим творчеством! Вы гениальный педагог! Спасибо Вам огромное за то, что щедро делитесь опытом! Дай Бог Вам и Вашим близким здоровья, творческих успехов!

  • #41

    Инесса Николаевна, спасибо Вам огромное! Чтение "Евгения Онегина" идет на ура!



Загрузка...