emou.ru

Ежемесячная газета "мир православия". Спас недреманное око, с избранными святыми Спас недреманное око

«Богоматерь Знамение»

(правый киот у южного портала )

Богоматерь Знамение

Богоматерь представлена в традиционном иконографическом изводе: это полуфигура с воздетыми и распростертыми по сторонам руками: на груди помещен голубой медальон со Спасом Эммануилом.

Мафорий Богоматери красно-коричневого цвета (бакан), чепец и рукава хитона серо-голубые. Лик ассиметричен, глаза с тяжелыми веками несколько увеличены. Лик написан светлыми охрами по темно-коричневой подготовке.

Спас Эммануил изображен в золотистых одеждах, складки обозначены красно-коричневыми линиями. В левой руке свернутый свиток, пальцы правой руки сложены в именословном перстосложении. Нимб кресчатый.

Изображение «Богоматери Знамение» («знак, обозначение чуда» ) издавна связывалось с сюжетами, повествующими о божественной природе Христа, с повествованием о Его рождении от девы Марии. В Византии Богоматерь в подобной иконографии именовалась «Страною невместимого пространства», «Жизнедательницею» . В русских иконостасах, сложившихся к XV веку, «Богоматерь Знамение» «заняла центральное место в пророческом ряду, олицетворяя пророчества о рождении Христа» . Образ «Богоматерь Знамение» имеет второе название «Воплощение». Тем самым данное изображение было поставлено в тесную связь с деятельностью «вочеловечившегося» Бога Слова, а с другой стороны - «Днями творения» и жизнью прародителей после изгнания из рая .

В ц. Воскресения на Дебре богословское значение фрескового образа «Богоматерь Знамение» подчеркнуто тем, что оно открывает ряд композиций символического характера («Брак в Кане», «Видение Моисеем Неопалимой Купины», «Спас св. Убрус»).

«Спас-Недреманное око»

(левый киот у южного портала )


Спас-Недреманное око

В центре заглубленного в стену киота на серой рефти фона изображен белый, неправильной формы овал, обведенный по периметру зеленой полосой растительности. Это, по-видимому, райский сад, так как по всей плоскости разбросаны зеленые, красные и желтые стебли и цветы. В центре композиции, ближе к нижнему краю, представлено охристое орнаментированное ложе, на котором возлежит, опираясь на левую руку, юный Спас Эммануил. Справа Спасу предстоит Богоматерь в темно-вишневом мафории и синем хитоне, слева - облаченный в сине-зеленый хитон и терракотово-красный гиматий ангел с голгофским крестом в руках. Над Спасом изображен летящий ангел с рипидой в руках.

Наиболее ранние изображения «Спаса-Недреманное око» восходят к XIV веку . В России композиция получила широкое распространение лишь со второй половины XVI-го века . Основной смысл иконы сосредоточен в тексте моления на вседневной полунощнице: «помощь моя от Господа сотворшаго небо и землю. Не даждь во смятение ночи Твоея, ниже воздремлет храняй Тя. Се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля» (Пс. 120: 2-4) . Окончательно иконография сформировалась на основе «Акафиста Пресвятой Богородице» на слова: «Спаси хотя мир», а также на основе легенд и апокрифов, вошедших в состав «Палеи» .

Одно из наиболее подробных толкований сюжета содержится в рукописи XVI века «О недреманном оке Спасове»: «Божественный апостол Павел глаголет, отчасти свидетельствует и отчасти пророчествует от божественных писаний и от старческих бесед и свидетельствует в Палее книге: львица рожает льва, а лежит лев три дни и три нощи нездрема Божеством и сниде впреисподнию страны земли и скрушил верея вечные и воскресе тридневно и начала царствования надо всеми. Лев спит единым оком, другим зрит, тако и Христос поспа во гробе плотию и вся виде божеством. А то ангел господь преобразует смерть господнюю и держит крест и губу» .

Таким образом, символический смысл композиции заключается в том, что юный Христос провидит свою грядущую крестную муку и воскресение .

Размещение данного сюжета у входа в храм, посвященный Воскресению Христа, вполне закономерно, а то, что композиция со всех сторон обрамлена сценами «Истории мироздания», объяснимо желанием автора росписи наглядно представить божественную сущность Христа, показать Его извечное существование в составе Троицы, доказать непреложность его прихода в мир.

«Господь Вседержитель»

(первый правый киот у западного портала )


Господь Вседержитель

Полуфигура Христа заключена во многообломный уступчатый киот, нижний валик которого восстановлен во время реставрации 1958-1960 гг. .

Господь Вседержитель облачен в малиново-красный хитон с золотой каймой у ворота и светло-голубыми широкими пробелами. Из-под хитона видны рукав и золотые поручи светло-розовой нижней одежды. Гиматий, переброшенный через левое плечо - интенсивно сине-голубого цвета. Складки плаща обозначены резкими белыми линиями. Тонкие, длинные пальцы Христа в именословном перстосложении. В левой руке он держит раскрытое Евангелие, надпись на котором не сохранилась .

Темный лик Бога с высоким лбом, глубоко посаженными, сурово взирающими очами, прямым носом и волевой складкой у губ производит устрашающее впечатление . Нимб Христа кресчатый, с широкой темно-красной полосой обводки. На охристом фоне фрагментарно сохранились буквы надписи: «ГДЪ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ».

Изображение Христа Вседержителя по размеру превосходит все другие композиции в киотах южной и западной галерей. Ему отведено наиболее ответственное, центральное место у западного портала храма. Если учесть, что изображение Вседержителя издавна связывалось с «Откровением св. Иоанна Богослова» , а над западным входом в церковь размещена композиция «Сошествие во ад», то цель изображения его в данном свете становится вполне ясной: авторы росписи стремились предостеречь прихожан от злых деяний, напомнить о скором Втором пришествии Христа, о суровой и беспощадной расправе с отступниками: «Тако глаголет Господь: слышите, сынове человечестии, и внемлите глаголы уст моих, приклоните ухо ваше в свет языка моего. Вы люди мои есте, и аз Господь Бог ваш, искупих вы кровью своею от работы враг ваших и нарекох вы яко сынове мои есте, вы же не яко отцу послужите ми, не яко Господу порабоста ми, но чужи бысте славы моея и чудесем моим не веровасте, но всех заповедей моих отвергостеся. Сего ради будет рука моя на вы в дни последняя и пролью на вы гнев свой и отрику вы от сердца своего, зане исполнится земля беззакония, померче бо смирение и почтение... зависть и лесть жирует в вас, и неправда умножится...» .

«София Премудрость Божия»

(левый киот у западного портала )


София Премудрость Божия

В киоте на фоне двуцветной славы (бирюзово-зеленой с голубым обводом) на охристом престоле восседает «огнезрачная и огнекрылая» дева София - в царских одеждах, в венце, с лором, переброшенным через правую руку. Несмотря на то, что верхняя часть фигуры написана строго фронтально и симметрия подчеркнута одинаковым взмахом крыл, поза Софии легка и свободна.

Краски ярки и контрастны: красная терракота лика и одежды, золотая охра нимба, венца, обнизи, трона, подножья, ослепительный свет голубовато-зеленой славы, белые вспышки трона и лора. По сторонам от Софии, соприкасаясь с кругами славы, стоят на охристых подножьях Богоматерь и Иоанн Предтеча. Слева Богоматерь - в красно-коричневом мафории и сине-голубом хитоне, с золотым нимбом над головой. На уровне груди она держит медальон с полуфигурой Эммануила. Справа Иоанн Предтеча - в коричневой милоти и сине-зеленом плаще. Пальцы правой руки сложены в благословении, в левой - развернутый свиток, на котором надпись (не сохранилась). Над Софией в молочно-лиловой славе Спас, благословляющий на обе стороны.

Над параболой неба, над фигурой Христа, несколько смещенный вправо, изображен Престол Уготованный с Книгой на нем. К Престолу приближаются два летящих ангела с «откровенными» руками, в изумрудно-зеленом (левый) и алом (правый) одеяниях.

Сохранность живописи неудовлетворительная. Из-за полной утраты пробелов на одеждах и движков на ликах исполнение композиции кажется более локальным, плоскостным, чем это было задумано мастером.

Композиция «София Премудрость Божия» оформилась сравнительно поздно - к концу XV - началу XVI века на новгородской почве . Иконографический смысл сюжета до сих пор не раскрыт должны образом, так как композиция сложилась на основе богословских рассуждений и призвана была иллюстрировать понятие в высшей степени отвлеченное .

Слово «София» в переводе с греческого - «мудрость», в древнерусском переводе - «премудрость». Богословы, «отцы церкви» видели олицетворение высшей небесной мудрости в Боге, а земной - в Богоматери.

Уже в ранние годы христианства наметилась тенденция сближать понятия Софии и Бога Слова (Ангела Великого Совета, Христа), Софии, Богоматери и земной церкви, Софии и церкви . «Огнезрачный престол Христа Бога нашего, душа, сиречь Единородный сын Слово Божие», «Церковь Божия Пречистая дева Богородице» - поется в «Службах Софии Премудрости Божией». Таким образом, композиция «София Премудрость Божия» должна представить высшую мудрость, воплощенную в Боге и земной церкви, создавшей «храм Господень» - обиталище Бога на земле - и строго следующей заповедям Христа. Вот почему в центре композиции изображается символ земной церкви - «огнезрачная и огнекрылая» София, своим женским обликом напоминающая Богоматерь, а крыльями - Ангела Великого Совета . Ее осеняет благословляющий Спас: «Глава бо мудрости Сын Слово Божие» .

По сторонам Софии предстоят в молитвенных позах Богоматерь и Иоанн Предтеча. Тем самым сюжет переплетается с темой «Страшного суда». Именно поэтому завершает композицию изображение «этимасии» - «Престола Уготованного», к которому летят с покровенными руками «стражи и работники небесные» - ангелы.

Теперь, когда уяснен основной смысл композиции, становится понятным, почему изображению «Премудрости» отведено столь ответственное место среди росписей западной паперти ц. Воскресения на Дебре. Помещенная у главного, западного, портала рядом с фигурой охраняющего храм Ангела с мечом, она символизирует чистоту христианской догмы, проповедуемой русской православной церковью. С другой стороны, по мнению авторов росписи, церковь - надежный оплот и защита верующих во время «Второго пришествия Христа» и «Страшного суда», о скором наступлении которого повествуется в расположенных рядом с «Софией» сценах из «Апокалипсиса».

«Ангел силы и Иоанн Богослов»

(второй правый киот у западного портала )


Ангел силы и Иоанн Богослов

В отличие от рассмотренных сюжетов, написанных в киотах, данная композиция «Ангел силы и Иоанн Богослов» непосредственно связана с темой росписи западной галереи ц. Воскресения на Дебре. В киоте иллюстрирован один из главных, узловых моментов Апокалипсиса» - рассказ о том, как «Ангел силы» передает Иоанну книгу пророчеств, чем наглядно устанавливается ее «боговдохновенный» характер (Откр. 10: 1-2).

Действие развертывается на фоне пустынного морского залива. Слева представлена исполинская фигура «облеченного облаком» Ангела силы, имеющего «лице аки солнце» и ноги «аки столпы огненные». Над его головой прочерчена красно-коричневая дуга радуги. Правую руку Ангел поднял к упруго завивающимся облакам, левой он передает книгу «на воздусях» приближающемуся Иоанну.

Источником композиции явились миниатюры русских лицевых «Апокалипсисов» XVI - пер. пол. XVII вв. Например, среди многочисленных миниатюр, воспроизведенных Ф.И. Буслаевым, очень большую близость к рассматриваемому сюжету обнаруживает одна из иллюстраций рукописного «Апокалипсиса» XVI в. Казанской духовной академии . Позднее, во вт. пол. XVII века, данная сцена неоднократно воспроизводилась в росписях русских храмов (например, на западной паперти ярославской ц. Ильи Пророка в 1681 году). Однако мастера вдохновлялись уже иллюстрациями к «Библии Пискатора» (важнейшие отличия: Иоанн Богослов представлен молодым, безбородым, принимая книгу от ангела, он опускается на одно колено, море бороздят парусные корабли) .

Примечания

Иконография композиции:

1) Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. II. С. 103-123.

2) Кондаков Н.П. Русская икона. С. 281-282.

3) Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог ГТГ. T.I. С. 118.

Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог ГТГ. T.I. С. 118.

Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. С. 114; Алленский Павел. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию. М., 1896. Вып. I.

Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог ГТГ. Т. I. С. 118.

В этом случае изображение «Богоматери Знамение» заключалось в круг и помещалось в непосредственной близости с Богом Отцом, «почившим от дел своих» в день седьмой. Воспроизведение известной четырехчастной иконы из Благовещенского собора Московского Кремля в кн.: История русского искусства. Т. III. С. 573, илл. 13, 14; Ретковская Л.С. Вселенная в искусстве. Прорись иконы «Почил Бог в день седьмый» в кн.: Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Стр. 69.

Об особенностях иконографии см.:

1)* Уваров А.С. Недреманное око Спасово // Древности. Труды МАО. М., 1865. Т. I. С. 125-134.

2)* Редин Е.К. Икона «Недреманное око». Вып. 1-3. Харьков, 1902-1906.

3) Покровский Н.В. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских. С. 291.

4) Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. С. 65-68.

5)* Кондаков Н.П. Русская икона. Т. IV, ч. 2. С. 284.

6)* Егоров И. Символико-аллегорические изображения в древнерусской живописи. Астрахань, 1913. С. 9.

* «Спящий Эманнуил» изображен в Протатской церкви на Афоне (1300 г.) и в церкви св. Петра в Беренде - начало XIV в. (Panayotova D. Bulgarian murabpaiting S of the 14-th century. Sofia, 1966. P. 81, 261; Кръстев К., Захариев В. Стара бъелгарска живопис. София, 1960. Илл. 12.

Самые ранние из икон ГТГ с этим сюжетом датируются концом XVI - началом XVII века (Антонова В.И., Мнева Н.С. Каталог ГТГ. Т. II. С. 35, 150).

Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. С. 65.

Там же. С. 67-68.

«...Недремлющее око Спасово прозревает в будущем страсти искупления» (Редин Е.К. Икона «Недреманное око». С. 1)*.

По Егорову, смысл композиции таков: «Художник хотел показать, что мессианское сознание было у Христа-младенца, что ему даже в детстве со всей ясностью и подробностью предносились в сознании тяжелые часы страданий за мир на кресте» (Егоров И. Символико-аллегорические изображения в древнерусской иконописи. Астрахань, 1913. С. 10).

В этой связи заслуживает внимания отрывок из апокрифа «Слово о Адаме начало и до конца» XVII века. «... И прииде диавол: “Не дам тебе земли работати, понеже моя есть земля, а божие суть небеса и рай; да аще хощеши мой жити, то и землю тяжи, аще хощеши божий быти, то иди в рай”. Адам же рече: “Божия суть небеса и земля и вселенная”. Диавол же не даст ему орати, глаголаше ему: “Напиши мне рукописание свое, да еси мой, тогда мою землю работай”. Адам рече: “Чья есть земля, того есми и аз, и чада моя”. Видяше бо Адам, яко Господь снити хощет на землю и родитися от девы...» (Тихонравов Н. Памятники. Т. 1. С. 4).

Чураков С.С. Описание после удаления масляной записи. С. 3.

Наиболее распространенный текст надписи: «Не на лица судите...» (Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог ГТГ. Т. I. С. 298; Т. II. С. 90-91). Другие надписи: «Я еcмь свет миру: кто идет за мной, не впадет во тьму, но будет иметь свет жизни»; «Я еcмь Альфа и Омега, начало и конец, который есть и был и грядет...» (Айналов Д., Редин К. Киево-Софийский собор. СПб., 1889. С. 21-23).

Лик Вседержителя оставлен в записи XVIII века. (Чураков С.С. Описание после удаления масляной записи. С. 2).

Айналов Д., Редин К. Указ. соч. С. 20-21.

Апокриф «Слово святого Пророка Исайи сына Амосова с рыданием. и со слезами...» (Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах. С. 263).

Основная литература по иконографии композиции:

1) Арциховский А.В. Изображения на новгородских монетах // Известия AН СССР. Серия истории и философии. М., 1948. Т. V, № 1. С. 99-106.

2) Айналов Д., Редин К. Указ. соч. С. 11-14.

3) Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. С. 74-76.

4)* Кондаков Н.П. Русская икона. С. 275-276.

5) Никольский А.И. София Премудрость Божия // Вестник археологии и истории, издаваемый Императорским Археологическим Институтом. СПб., 1906. Вып. XVII. С. 69-102.

6) Филимонов Г.Д. Очерки русской христианской иконографии. София Премудрость Божия // Вестник общества древнерусского искусства. М., 1876. № 1. С. 1-20.

7) Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 319-392.

* Кондаков Н.П. Русская икона. С. 275.

Арциховский А.В. Указ. соч.

«Иконографическое отождествление “Божией Премудрости” с Богом Словом сделано на основании евангельских отождествлений (Лк. 11: 49; Мф. 23: 39; 1 Кор. 1: 24, 30): “Из него же вы есте о Христе Иисусе, иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление”» (Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. С. 74). «Отцы церкви: Игнатий Богоносец (“Послание к Смирянам”), св. Амвросий Медиоланский (“О вере” - 1, гл. 15), блаженный Августин (“О граде Божии”, кн. XVII, гл. 20) разумеют под Софиею также Сына Божия» (Айналов Д., Редин К. Указ. соч. С. 14). Именно поэтому в «Каноне на великий четверток. Св. Козьмы Маюмскаго» (тропарь 2) поется: «Услышим вси вернии созывающую высоким проповеданием несозданную и естественную Премудрость Божию, вопиет бо: вкусите и разумевше, яко Христос аз, возопите: славно прославися Христос Бог наш» (Ловягин Н. Указ. соч. С. 222).

«В сказании об образе Софии Премудрости Божией “Премудрость” аллегорически представляется Богоматерью, чему дается объяснение: “Образ Премудрости Божией Софии проявляет собою Пресвятыя Богородицы неизглаголаннаго девства чистоту. Имать же девство лице девиче огненно и над ушима тороцы, и венец царский на главе и над главою имеет Христа и на высоте простерты небеса”» (Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. С. 75). Отождествление понятий Богоматери и земной церкви произошло очень рано и нашло законченное выражение в системе росписей византийских и русских храмов X-XII вв., в центральной апсиде которых обычно изображалась Богоматерь Оранта в позе моления перед Христом Пантократором. «В данном случае она (Богоматерь) олицетворяет церковь Земную» (Лазарев В.Н. История византийской живописи. С. 339-390).

Стремление видеть в земной церкви воплощение «Божией Премудрости» характерно для теологов христианства с самого его возникновения (Флоренский П.А. Указ. соч. С. 389-390). Окончательное сближение и отождествление Софии и христианской церкви произошло на Руси в XVI-XVII вв. Тогда же была создана композиция «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь» (Притч. 9: 1-6) на текст «Книги притчей Соломоновых», получившая широкое распространение в росписях ярославских церквей второй пол. XVII века.

В рассматриваемом нами сюжете София аллегорически уподобляется земной церкви, что нашло выражение в толкованиях святой и апостольской церкви (Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог ГТГ. Т. II. С. 100-101, илл. 26-28).

Показательно высказывание видного богослова начала XX века П.А. Флоренского: «Для школьного богослова просто сказать, что понятия Церкви, Духа Святого и Сына Божия различны; - потому просто, что в сознании его это только понятия. Но для верующаго, для котораго все это - реальности, не могущие быть переживаемыми независимо одна от другой, - реальности взаимопроникающия и взаимосвязанныя; для такого верующаго, - говорю я, - производить резкия разделения и разграничения больно, потому что они режут по живому телу» (Флоренский П.А. Указ. соч. С. 335-336).

«О образе Премудрости Божией» из сборного Строгановского подлинника XVI века (цит. по кн.: Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. С. 75).

До реставрации в композиции имелся следующий пояснительный текст (масляная запись XIX века): «И видех ин ангел... сходящь... солнце, и ноги его яко столпы огненны... руце свое книгу разгбенну и постави ногу свою десную на мори ашую на земли и возопи гласом велием яко лев рыкая и егда возгласи глаголаша седмь громов гласы своя» (Чураков С.С. Описание перед реставрацией. С. 8).

Буслаев Ф.И. Указ. соч. Табл. 65.

Некрасова М.А. Новое в синтезе живописи и архитектуры XVII века // Древнерусское искусство. XVII век. М., 1964. С. 106-107.

Средоточие композиции составляет образ Отрока Христа, с открытыми глазами почивающего на ложе; голова покоится на руке. Ему предстоят Богородица у изголовья и Ангел с рипидою у ног. Сверху слетает Ангел с восьмиконечным крестом, тростью и копнем в руках. В качестве фона избирается или пустынный гористый ландшафт, по греко-афонской традиции, или цветущий сад, отвечающий русским привязанностям.

На отдельных иконах Иисус Христос и Богородица имеют раскрытые свитки со словами диалога. К примеру, на псковской иконе середины XVI века в свитке Богоматери читается молитва: «Владыко Вседержителю, Сыне Мой, Боже Мой. Приклони ухо Свое, услыши молитву Матери Своея, молящу имя Твое святое...» У Спасителя в свитке надпись: «Что, Мати, убояся, видя Мя в чертозе лежаща, на кресте распята и во гроб положена. Возстану к славе... аду... отомщу». Обычай таким образом передавать беседу между Богородицей и Спасителем известен по византийским памятникам, впрочем, иной иконографии, начиная с XII века. Данный диалог, вопреки мнению, будто он особо подчеркивает идею заступничества Богородицы за христоносных людей, на наш взгляд, заставляет вспомнить тему «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зряща...»; это вполне органично вписывается в смысловой контекст Спаса «Недреманное Око», определяемый богослужением Великой Пятницы и Великой Субботы. Мысль о молитвенном ходатайстве Богородицы, по-видимому, действительно присутствует, так же как она присутствует в Богородичных песнопениях Великой Пятницы. Однако она перекрывается общей мыслью образа и как-то нарочито не выделяется.

Тип «Спас Недреманное Око» был сочинен на тексты пророчеств, песнопений и апокрифических сказаний. Основной мотив содержания образа отвечает содержанию великосубботней службы и заключается в передаче необычного и сверхъестественного состояния Богочеловека по смерти, когда телом Он почивал во гробе и вместе с тем бодрствовал во аде с душою, как Бог, попирая смерть: «...сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, в оньже почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав» (Великая Суббота, на утрене, стихиры на «Хвалитех», глас 2-й), «...спит Живот, и ад трепещет» (Великая Суббота, на утрене, стихиры на «Хвалитех», глас 2-й).

В Ветхом Завете кончина Иисуса Христа и Его посмертные деяния были таинственно предзнаменованы в образе Иуды, одного из сыновей Иакова. «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт. 49, 9). Блаженный Феодорит объясняет эти слова христологически: «...как лев и спящий страшен, так владычная смерть соделалась страшною и смерти, и диаволу... И слова: кто возбудит Его? - показывают неизреченное его могущество. Ибо сам Себя воскресил...» .

На утрене Великой Субботы поется стихира, сочиненная на указанное место Книги Бытия: «Приидите, видим Живот наш во гробе лежащь, да во гробех лежащия оживит. Приидите днесь, иже из Иуды спяща зряще, пророчески Ему возопиим: возлег уснул еси яко лев, кто воздвигнет Тя, Царю? Но востани самовластно, давый Себе о нас волею, Господи, слава Тебе» (служба на Великую Субботу, на утрене, стихиры на «Стиховне», глас 2-й). Ее исполнение приурочено к этому дню в той связи, что именно Великой Субботой совершилось все предначертанное ветхозаветным стихом.

Сравнение Христа со львом, помимо свойства льва даже спящим внушать страх и трепет, о чем говорил блаженный Феодорит, имеет основание и в других свойствах этого царственного животного. Христианские физиологи перечисляют три основных свойства льва, которые позволяют провести аналогию между Христом и ним: во-первых, спасаясь от ловца, он заметает свои следы хвостом, также Иисус Христос за воспринятой плотью сокрыл от диавола Свое Божество; во-вторых, он спит всегда с открытыми глазами, чем предупреждает приближение охотников; и, в-третьих, своим дыханием он оживляет на третий день мертворожденных детей . Вторая из этих особенностей - спать и бодрствовать одновременно - подсказала сюжет для образа «Спаса «Недреманное Око». Эту связь фиксирует статья «О недреманном оке Спасове» одного древнерусского сборника. В ней говорится: «Божественный апостол Павел глаголет, отчасти свидетельствует и отчасти пророчествует от Божественного Писания и от старческих бесед, но свидетельствует в Палее книге: львица рожает льва, а лежит лев три дни и три нощи умер, а львица над ним стоит, дондеже оживет и начнет царствовати надо всеми зверьми земными. И паки глаголет божественный пророк: почи и посла яко лев; львица есть Пречистая, лев есть Христос. Почи во гроб три дни и три нощи нездрема Божеством и сниде в преисподня страны земля, и сокруши верея вечныя, и воскресе тридневно, и нача царствовати надо всеми святыми. Лев спит единым оком, а другим зрит, тако и Христос поспа во гробе плотски и вся виде Божеством. А то есть Ангел Господень прообразует смерть Господню и держит трость и крест и губу» .

Та оригинальная черта иконы «Спаса «Недреманное Око», что Божественный Отрок спит с открытыми глазами, происходит как раз из этого символического сопоставления. На некоторых памятниках эта аналогия представлена вполне наглядно: в ногах Отрока-Христа изображен лежащий лев.

Таким образом, используя известное сравнение, тип «Спаса «Недреманное Око» выражает идею спасительной смерти Христа. Эта мысль, а также иносказательный принцип ее передачи делают возможным установить значения частных элементов композиции, таких, например, как одр и ландшафт. В первом, вероятно, надо видеть намек на гроб Господень, во втором - указание на место погребения. Таким толкованием достигается смысловая цельность образа.

История бытования иконографии «Спаса «Недреманное Око» берет свое начало в Византии раннего XIV века. Там она употреблялась исключительно в стенописях, обычно над входом в церковь. Многочисленные ее образцы находятся на Афоне.

На Руси тип стал известен с конца XIV - начала XV века и распространился в XVI столетии. Его одинаково часто можно встретить как в монументальном искусстве, так и собственно в иконописи.

Надписание образа единообразием не отличается. Как один из вариантов возможно следующее. На верхнем поле: «Безначального Тя Отца и Тебе, Христе Боже, и Пресвятый Твои Дух, Херувимски дерзающе глаголема: Свят, свят, свят Господь Саваоф». У Спаса на одре слова: «Господь Сый Вседержитель и Бог, Провидящее Око и Недремлемо, посреде земли на Кресте вознесся». Ниже одра: «Из Девы безмужныя пройде, Бог в день седмый, Христе, приим от Нея плоть мысленну и одушевленну, и истлевшее человеческое существо обнови» .

Изображение воспроизводится по изданию: София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: [Каталог]. М.: Радуница, 2000.


с. 332 ¦ 122. Спас Недреманное Око, с избранными святыми

Вторая половина XVI века. Москва
Дерево, темпера. 40 × 33
Происхождение неизвестно
ГТГ, инв. 12871

Спас Эммануил возлежит на одре, находящемся в райском саду с фантастическими цветами. Одр покоится на скалистой горке с пещерой. Сверху из небесного сегмента на Христа сходят три луча света, слева Спасу предстоит Богоматерь, справа - ангел в далматике с лором, с Голгофским Крестом в руке. К одру слетает ангел с рипидой.

Этот иконографический тип известен в византийском искусстве с начала XIV века (фреска собора монастыря Протат на Афоне). Самые ранние из сохранившихся русских изображений «Спаса Недреманное Око» относятся к XVI веку. Изображение иллюстрирует текст 120-го псалма (ст. 2–7) : «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя; не дремлет и не спит хранящий Израиля. Господь - хранитель твой; Господь - сень твоя... Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек». Эти строки указывают на охранительную символику изображения «Спаса Недреманное Око» и объясняют, почему оно часто во фресковых росписях помещалось над входом в храм.

На полях иконы расположены полуфигуры и фигуры святых.

  1. Неизвестный святитель;
  2. Алексий человек Божий (ум. 411) - один из наиболее почитаемых святых как западной, так и восточной Церковью 1 ;
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. 1. Стлб. 118–119;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. 1. С. 32.
  1. Преподобный Макарий Великий (ок. 301–391). По месту рождения был египтянином. Оставил после себя множество посланий и бесед, отмеченных печатью аскетизма. Мощи св. Макария покоятся в городе Амальфи (Италия) 2 ;
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. II. Стлб. 1545–1546;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. I. С. 345–346.
  1. Симеон столпник (ум. 459) 3 ;
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. II. Стлб. 2059–2060;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. II. С. 162–163.
  1. Преподобный Феодосий Печерский (ок. 1036–1074) - церковно-политический деятель, второй игумен Киево-Печерского монастыря с 1062 года, ученик преподобного Антония Печерского. Во время своего игуменства возвел многие монастырские постройки, в том числе Успенский собор. Преподобный Феодосий известен также как автор нескольких поучений 4 ;
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. II. Стлб. 2414;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. II. С. 263;
  • Словарь книжников и книжности Древней Руси XI - первой половины XIV в. / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1987. С. 457–459;
  • Словарь исторический о русских святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. М., 1991. С. 249–250.
  1. Преподобный Антоний Печерский (XI в.) почитается как основоположник русского иночества. Принял пострижение на Афоне. Вернувшись в Киев, основал Киево-Печерский монастырь, ставший духовным центром Киевской Руси 5 ;
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. I. Стлб. 190–191;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. I. С. 50–51; СИРС. С. 24–26.
  1. Феодор Стратилат Гераклейский - святой воин, великомученик. Родился в городе Евхаит (Малая Азия), был римским военачальником в Гераклее. По приказу императора Ликиния за отказ отречься от Христа принял мученическую смерть в 319 году 6 ;
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. II. Стлб. 2412;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. II. С. 253–256.
  1. Никита воин (IV в.). Константинопольский священномученик, принадлежал к племени готов. Крещение принял от Готфского епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора. Около 372 года при язычнике Атанарихе Никита был сожжен за проповедь христианства 7 ;
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. II. Стлб. 1641;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. II. С. 20–22.
  1. Великомученица Екатерина (начало IV в.). Была дочерью правителя Александрии, тайно приобщилась к христианскому учению. По приказу императора Максимиана приговорена к мучительной казни. Мощи ее покоятся на горе Синай в Египте 8 ;
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. I. Стлб. 848;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. I. С. 182–183.
  1. Великомученица Варвара (?). Жила в III веке в городе Илиополе в Финикии. Казнена по приказу отца, знатного язычника, в 306 году. Мощи ее в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII - на Русь, в настоящее время находятся во Владимирском соборе в Киеве 9 ;
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. I. Стлб. 440;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. I. С. 80–81.
  1. Великомученица Параскева Пятница (III в.). Дочь родителей-христиан, особо чтивших пятницу - день страстей Христовых. За проповедь христианства была подвергнута мучениям и казнена. На Руси почиталась как покровительница семьи, торговли (о чем напоминает название «пятницкие ярмарки»), домашнего скота, воды 10 .
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. II. Стлб. 1761;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. II. С. 73–75.

Н. Бекенева с. 332
¦


Икона имеет символическое значение; а слова:" Аз сплю, а сердце мое бдит", - из Песни Песней Библейского царя Соломона (Песнь песней: 5, 2) означают не только Всевидящее и, поэтому Недремлющее Око Божие, но и указывают на будущее воскресение Христа из мертвых, когда смертный сон не смог сковать Вечной Жизни. Хотя Христос и возлежал во гробе и был погребён, но восстал из мертвых в третий день. И как Бог не мог умереть, но сошел в ад своей бессмертной душой, даруя свет и освобождение узникам смерти, и по Божеству Его очи никогда не смыкались в смертном сне. Поэтому иконография и названа именно так: "Недреманное око". По гречески иконография называется иначе "Анапесон" или возлежащий, что также иносказательно говорит о воскресении Христа; Лев от Иуды царственно возлежащий, будто спящий... Если мы вспомним пророчество Иакова, которое он преподал сыновьям своим: "Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица; кто поднимет его? ...моет в вине одежду свою и в крови гроздов (виноградной лозы - мое примечание) одеяние свое." (Быт.;9,10-11). Символически лев - царь зверей, что указывает на Царское происхождение Христа от рода Давидова, возлежание льва - сон смерти Христа, омытие одежды в вине как в крови - смерть и страдание и принесение Себя в Жертву за грехи мира, как это произошло на Голгофе; а также этот прообраз скрывает еще и Евхаристический смысл, как и всегда, когда сравнивается вино и кровь в Священном Писании. "Кто поднимет его?" - никто из людей, что подразумевает Божественное достоинство Христа. Поэтому иконы "Христос Анапесон" или "Недреманое око" символически или в прикровенных образах относят нас к смерти и воскресению Христа, и тем свидетельствуют о Его Божественной любви к Церкви верных, об ответной любви Церкви к Своему Жениху. "Аз сплю, но сердце мое (любовь Моя к вам) бдит", - то есть никогда не прекращается.

Происхождение иконографии.

Византийские иконы Богородицы, держащей на руках возлежащего Богомладенца Христа, надписывались "Анапесон", а именно "возлежащий", само название пророчески отображает смерть и оплакивание Христа, тридневное возлежание Его пречистой плоти в гробе. Воспоминая молитву Евхаристии: "Ты Еси приносяй и Ты приносимый", - Распостертый на руках Своей Пресвятой Матери, умерший и воскресший, ставший Небесным Хлебом, питающим верных в жизнь вечную. Поэтому, Богоматерь есть таинственная Божественная Трапеза, Святой Евхаристический Престол, на котором приносятся и освящаются Святые Дары Тела и Крови Христовой. Поверх мафория Богородицы изображен алый плат, указывающий на эту аналогию или сверхъестественную реальность. Алый плат или покров Евхаристического Престола, где совершается Таинство Таинств, иногда изображается поверх мафория Богородицы и часто расшит золотом или еще золотой каймой с драгоценными камнями и жемчугом.

Византийская иконография "Анапесон" знала не только Богородичные иконы, иногда изображался и Сам Богомладенец, возлежащий на алом ложе. Алый цвет означает также Воскресение. Такие изображения встречаются часто в храмовых росписях, это мозаики и фрески.

Иногда, возлежащему Христу молитвено предстоит Богородица, а с другой стороны Ангел с рипидой или опахалом, благоговейно оберегающий сон Христа, овевающий и так утешающий Божественную скорбь.
Надпись, - "...уснув яко лев", - относит нас к пророчеству патриарха Иакова.

Представлены и более сложные композиции. Возлежащего на ложе Богомладенца обнимает Пречистая Матерь Богородица и утешает. Слева предстоят ангелы с рипидой и орудиями страстей, а справа патриарх Иаков с развернутым свитком своего пророчества.

Византийская миниатюра сохранившаяся на Афоне. Богомладенец Христос изображен как отрок и как Жених Церкви в светлых ризах; Христос и Мария Богородица обое возлежат на зеленой траве, усеянной цветами, что символически указывает на Рай. Христос полон скорби, Он обращает Свой взор к Матери, Которая Его обнимает.

Уже на древнерусских иконах тема Рая доминирует, изображается и Древо Жизни, и алые райские птицы и свиток неба вверху иконы со звездами. Всё говорит о Райском саде в светлом Пренебесном Божием Жилище.
Псковская икона XVI в.

Между Христом и Богородицей осуществляется диалог, который записан на развернутых в Их руках свитках. Ангелы окружают Божественное ложе со свечой и орудиями страстей или с рипидой и Крестом. Скорее всего один из них Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, на это указывает и его больший по сравнению с другим ангелом размер.
Москва. середина XVI в.

Все древнерусские иконы написаны на белом, символически БЕЛЫЙ ЦВЕТ меет то же самое значение, что и первозданный свет, это также и Свет Жизни, и Божественное нетварное сияние, и Небесное Жилище, и Рай духовной сладости, грядущая Слава Будущего века, Пасха, Воскресение и бессмертие.
С грустью, любовью и надеждой молитвенно обращается ко Христу Богородица. Утешая Свою Матерь, Сын Божий отвечает Ей на Её просьбу словами Соломона: " Аз сплю, но сердце Мое бдит." (Песнь песней: 5, 2) Эти слова можно перевести так: хотя Мне должно умереть как человеку, чтобы искупить и спасти грешный род Адама, но как Бог Я всегда жив, поэтому - "воскресну и вознесу со славою, яко Бог, верою и любовию Тя Величающих". Величающих Тебя, Мою Матерь, как Богородицу.
Поэтому известно, что в древнерусской иконописи с XVI века данная иконография получает название "Недреманое Око".


Иконография Недреманное Око служит также зримым изображением службы повечения Великой Пятницы, когда в Церкви читается канон Св. Симеона Метафраста, в котором описан Плачь Богородицы.

Богородичные образы, относящиеся к иконографии Анапесон.


Серия сообщений "


Загрузка...

Реклама