emou.ru

Придаточные сравнительные предложения в русском языке. Спп с придаточным сравнения Придаточное предложение сравнения

СПП с придаточным
сравнительным
Сопроводительный
материал к уроку русского
языка в 9 классе.

Повторение изученного.
Что называется сложным
предложением?
Какие разновидности сложных
предложений мы изучили?
Что называется СПП?
Какие виды СПП мы уже знаем?
Например.
Например.
Как определить значение СПП?
Могут ли быть два значения у
СПП? Например.

Определить значение СПП
1. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. (Л.
Толстой)
2. Если внутреннее духовное богатство создает
человеческую красоту, то бездеятельность и тем
более безнравственная деятельность эту красоту
губит. (В. А. Сухомлинский).
3. Если хочешь быть любимым, люби. (Сенека).
4. Радость жизни была бы недоступна, если бы
сердце человеческое никогда, ни на одну минуту не
было захвачено грустью…(В. А. Сухомлинский)
5. Нам нужно все, что обогащает внутренний мир
человека… (К. Паустовский)
6. Только лентяй или ни на что не способный человек
может говорит, что он не нашел занятия. (Л.Толстой)

Определить значение СПП
7. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем
для других. (Л. Толстой)
8. На зеркало неча пенять, коли рожа крива. (Народная
пословица)
9. Надо поставить свою жизнь в такие условия,чтобы
труд был необходим. (А. П. Чехов)
10. Сколько б мир я ни пел и ни славил, если что, он
забудет меня. (И. Росляков)
11. Коли хочешь быть хорошим артиллеристом, с малых
лет учись работать возле пушки. (В. Катаев)
12. Когда труд удовольствие, жизнь хороша. (М.Горький)
13. И нет ничего проще, как заблудиться в себе.
(В.Распутин)
14. Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово
лишнее. (Л. Толстой)

Проверь себя
1. Условия
2. Условия + противопоставления
3. Условия
4. Условия
5. Изъяснительное
6. Изъяснительное
7. Времени + условия
8. Условия
9. Определительное
10. Условия
11. Условия
12. Условия+времени
13. Изъяснительное
14. Условия.

В чем состоит особенность СПП с
придаточным сравнением
Значение
Вопрос
Как?
Обстояте
льственн
ые
сравнени
я
Пример
Мы спешили
изо всех
сил, (как
будто за
нами кто-то
гнался).
Средства
связи
Союзы:
Как;
подобно
тому,
как; чем;
словно;
будто; как
будто; чем,
тем ….

Как отличить придаточное
сравнение от придаточного образа
действия?
1.Мы так спешили, как будто за
нами кто-то гнался.
2. Мы спешили изо всех сил, как
будто за нами кто-то гнался.

Определите, как выражено
сравнение
1.Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота - ненужная в семье.
(М. Цветаева)
2.Ярким солнцем в лесу пламенеет костер
3.Ты прекрасна – спору нет,
Но царевна всех милее
И румяней, и белее.
4.Живет – небо коптит
5.Вьется улица- змея.


Сравнительные придаточные поясняют главную часть предложения путем сравнения, основываясь на каких-нибудь ассоциациях.
Сравнительные отношения выражаются союзами как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы и др.: Иллюминаторы пароходов были освещены изнутри, будто во всех каютах горели елки (К. Паустовский); Что-то вдруг с необыкновенной силой расширилось в груди Ромашова, как будто бы он собирался лететь (А. Куприн); Он сидел, как сидит балъзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала (М. Лермонтов). Придаточные сравнительные чаще всего относятся ко всей главной части предложения, поэтому могут иметь по отношению к ней различное расположение, но обычно находятся после нее.
К значению сравнения может примешиваться определительное значение (показателем является указательное местоимение такие) или значение меры и степени (показателем является указательное слово так): И тихим медленным звоном, как звенят теплые удила усталых коней, отдают шаги уходящих (В. Шукшин) - придаточная сравнительная: ,
(как...); Этот слепой не так слеп (как?), как оно кажется (М. Лермонтов) - придаточная меры и степени: , (как...); Он обдумает и рассудит (что?), как ему дальше жить и что делать (В. Астафьев) - придаточная изъяснительная: , (как...); Он уже привел нож свой в такое положение (какое?), как будто хотел кроить подошву (Н. Гоголь) - придаточная определительная: , (как будто...).
Придаточные части с союзом как, подобно тому как и что передают значение соответствия, равенства сравниваемых предметов или явлений: Галлия и большая часть Германии были разделены жребием, подобно тому как было за полвека при разделении Хлодованова наследия между его детьми (А. Герцен); Ну, а ванька остался, как остался народ, и душа ваньки-встаньки в каждом русском живет (Е. Евтушенко); Борис еще поморщится немного, что пьяница пред чаркою вина (А. Пушкин).
Придаточные с союзами словно, точно, будто, как будто, как если бы содержат сравнение, которое представляется не как нечто реальное, а лишь как возможное (или воображаемое): Море все в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опускались на его синюю равнину (М. Горький); Слова лились, как будто их рождала не память рабская, но сердце... (А. Пушкин); Она была возбуждена, будто только что получила известие самое радостное в своей жизни (В. Солоухин).
Союзом как если бы подчеркивается, что сравнение предположительно: Палка получилась черная и блестящая, как если бы она была из черного дерева и при этом тщательно отполирована (В. Солоухин).
От сравнительных придаточных частей сложноподчиненного предложения следует отличать так называемый сравнительный оборот, который не образует предикативной единицы, так как не содержит утверждения.
В состав сравнительного оборота обычно входит:
  1. имя существительное в именительном падеже, без пояснительных слов или с пояснительными словами - согласованным или несогласованным определением: Он был чуток, как зверь (И. Бунин); Каждая ветка свешивалась над дорогой, как кисть золотого винограда (К. Паустовский);
  2. имя существительное в форме косвенного падежа или слово другой части речи, выступающие в роли второстепенного члена предложения (чаще всего обстоятельства): По- зимнему синеющие дали казались неоглядными, как на картине (И. Бунин); Вижу, как теперь, самого хозяина... (А. Пушкин).
Сравнительные союзы словно, точно, как будто, как бы могут присоединять отдельные члены внутри простого предложения, функционально.сближаясь с частицами. В таком случае они не выражают сравнения, как сравнительные придаточные или сравнительные обороты, а лишь подчеркивают недостаточную определенность в отношениях между членами предложения: Ты меж сестер словно горлинка белая промежду серых простых голубей (Н. Некрасов) (словно при сказуемом); Я ползу на животе тихо, осторожно, словно. Умирал-.. (словно при обстоятельстве).
Обороты с как могут выступать в качестве сказуемых: Звезде его все словеса - как дым (А. Вознесенский); Волосы длинные, желтые; ноздри как два ружейных дула (И. Бунин); Неискренние слова как спутанные волосы (Пословица).
Промежуточное положение между придаточной сравнительной частью и сравнительным оборотом занимает неполное сравнительное предложение, в котором представлены состав подлежащего и состав сказуемого без самого сказуемого, восстанавливаемого из основной части предложения, или только сказуемое с зависимыми словами: В саду омывая машину, к обочине перейду. И вымою ноги осине, как грешница ноги Христу (А. Вознесенский); Визжат мальцы рожденные у повитух" в руках, как трубки телефонные в притихшие века (А. Вознесенский); Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы (А. Пушкин).

На какие вопросы отвечают придаточные сравнительные и уступительные, какими союзами и союзными словами прикрепляются к главному, в каких случаях мы можем ошибиться в определении вида придаточных - об этом наш урок.

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, уступительными

Термин придаточное сравнительное говорит о том, что в предложении что-то сравнивается, сопоставляется с чем-то. Придаточное сравнения как раз и поясняет содержание главного с помощью сравнения, обычно располагается после главной части и относится ко всему главному. Средством связи главного и придаточного предложений служат сравнительные союзы как, точно, словно, будто, как будто, как если бы, чем…тем и др.

Если в главном есть указательное слово так , то в придаточном значение сравнения сочетается со значением образа действия: Как дерево роняет тихо листья , так я роняю грустные слова (С. Есенин).

Придаточные сравнения часто бываю неполными: Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. (А. Чехов)

Особое место в системе сложноподчинённых предложений с придаточным сравнительным занимают предложения с двойным союзом чем... тем . В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем , тогда как вторая часть (с частью союза тем ) считается главным предложением:

Чем ближе я подъезжал к дому, тем сильнее билось сердце. (С. Аксаков / см. М. Разумовская.)

Придаточное сравнительное более полно и ясно, чем другие сравнительные конструкции, выражает сравнение предметов и явлений.

Важно не путать придаточные сравнительные со сравнительным оборотом (это часть простого предложения, его выделяем запятыми, он не имеет сказуемого), со сказуемым, в состав которого входит союз как , с нераспространенными обстоятельствами сравнения, которые часто можно заменить творительным сравнения.

Придаточные уступительные отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? К главному предложению прикрепляются союзами хотя (хоть), несмотря на то что, пусть, пускай, даром что, союзными словами с усилительной частицей ни (что ни, как ни, где ни, куда ни и т.д .): Кто б ни был ты, печальный мой сосед, люблю тебя, как друга юных лет. (М. Лермонтов.)

Так как сложноподчиненные с придаточными уступительными по своему значению близки сложносочиненным предложениям с противительными союзами но, а, однако, тем не менее, все же , эти союзы мы можем увидеть в главном предложении сложноподчиненного с придаточным уступительным. Не путайте эти предложения.

Надо отличать придаточное уступительное с союзным словом что бы ни от придаточного цели с союзом чтобы: Чтобы написать книгу, требуется много времени.- Что бы ни писал автор, его произведения всегда пользовались спросом.

Домашнее задание

Вопросы

1. К чему относится придаточное сравнительное?

2. Чем связывается придаточное сравнительное с главным?

3. С каким обстоятельственным значением может сочетаться придаточное сравнительное?

4. С какими конструкциями можно спутать придаточное сравнительное?

5. На какие вопросы отвечают придаточные уступительные?

6. Чем прикрепляются придаточные уступительные к главному?

7. Где возможна ошибка в определении придаточных уступительных?

Упражнение 1. Определите вид придаточных предложений.

(1) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. (М. Лермонтов) (2) Несмотря на то что экзамен уже был сдан, волнение все еще не покидало Свету. (3) Несмотря на сданный экзамен, волнение не покидало Свету. (4) Роса как алмазы на листьях. (5) Герасим вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве. (И. Тургенев) (6) Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. (А. Чехов)

Упражнение 2. Задайте вопрос к придаточному.

(1) Чтобы написать книгу, требуется много времени. (2) Что бы ни писал автор, его произведения всегда пользовались спросом. (3) Чем ближе я подъезжал к дому, тем сильнее билось сердце. (С. Аксаков / см. М. Разумовская) (4) Как дерево роняет тихо листья, такя роняю грустные слова. (С. Есенин) (5) Пусть арфа сломана, она еще рыдает. (С. Надсон)

Упражнение 3. Сделайте вывод о виде придаточных в предложениях упражнения 2.

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000 ().

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Русский язык. Теория 5-9 классы. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Придаточные уступительные содержат объяснение того, вопреки, наперекор чему, несмотря на что произойдёт, происходит пли произошло то, о чём говорится в главной части. Придаточные уступительные отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и присоединяются к главному с помощью союзов несмотря на то что, невзирая на то что, хотя, пусть, пускай, даром что, сочетанием союзных слов с частицей ни: как ни, сколько ни. Придаточные следствия

В сложноподчинённых предложениях с придаточными следствия в придаточной части указывается на следствие, результат, вывод, который вытекает из того, о чём говорится в главной части. В главной части сообщается о причине, которая привела к такому результату. Придаточные следствия отвечают на вопрос что произошло вследствие этого? и присоединяются союзом так что.

Придаточные сравнительные

Сравнением называется сопоставление одного предмета или явления с другим. Сравнение придаёт речи особую наглядность, выразительность, эмоциональность.Сравнение может быть выражено как с помощью сравнительного оборота в составе обстоятельства или сказуемого, так и с помощью придаточного сравнения. Придаточные сравнительные поясняют в главной части действия, состояния, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопросы как? подобно чему? и присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как если бы.

Придаточные сравнения позволяют более точно и полно передать сходство предметов и явлений.Предложения с двойным союзом чем - тем являются разновидностью сложноподчинённых предложений с придаточным сравнения. В них используется сравнительная степень имени прилагательного или наречия.

Вопрос 38.Сложноподчиненные предложения с придаточными сопоставительными, присоединительными.

Есть придаточные, к которым нельзя задать вопрос.

Это придаточные:

присоединительные, имеющие значение добавочных замечаний, выводов, заключений по поводу того, о чём говорится в главной части; эти придаточные прикрепляются к ней относительными местоимениями и наречиями что, вследствие чего, отчего, зачем, почему, куда, откуда и т. п. (Его не было дома, почему я и оставил записку. Пашня местами мелка и борозды редки – отчего и травы много (К.С. Аксаков);

сопоставительные, в которых содержание главной и придаточной частей сопоставляется в каком-либо отношении (Она умеет читать и писать, тогда как Марья Порфирьевна совершенно безграмотна (М.Е. Салтыков-Щедрин).

Нельзя поставить вопрос к частям сложноподчинённого предложения с взаимообусловленными частями с сопоставительным значением (Чем ночь темней, тем ярче звёзды).

Вопрос 39..Многочленные сложноподчиненные предложения

Сложное предложение может состоять более чем из двух пре- дикативных единиц, объединенных на основе как одного, так и двух или всех трех типов связи (подчинительной, сочинительной, бессоюзной).

Из сложных многочленных предложений, объединенных на ос- нове одной связи, наибольшую трудность представляют много- членные сложноподчиненные предложения. Выделяют два типа многочленных сложноподчиненных предложений: с соподчинением (параллельным подчинением) придаточных частей и с последова- тельным подчинением.

Соподчинение наблюдается в том случае, если два или несколь- ко придаточных подчиняются одной главной части. Выделяют два типа соподчинения - однородное и неоднородное. При о д н о- р о д н о м с о п о д ч и н е н и и придаточные части относятся к од- ному слову главной части либо ко всей главной части целиком, принадлежа при этом одному структурно-семантическому типу. Например: Горничная сказала, что барыни нет дома и что, должно быть, они скоро приедут (А. Чехов); он насупился, будто его страш- но обидели, будто его вот только сейчас обманули (Ф. Достоевский). Как я могу убедить дикого утенка, живущего в неволе и ненавидя- щего меня, что он мне симпатичен и что я сочувствую его страда- нию? (А. Чехов)

1. Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.

2. Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложению союзами : как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем... тем и др.

Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:

Ветер рвал шинель так [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).

Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.

Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие, в главном предложении которых есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели :

В твоём сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал (Паустовский); Молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать (Пушкин); Чем на мост нам идти, поищем лучше броду (Крылов).

Вместо формы сравнительной степени употребляются также местоимения иной, другой , местоимённое наречие иначе :

Конечно, Крым оказался совсем другим, чем я о нём думал (Паустовский).

Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особой структурой, но и особым значением. В ряде пособий такие конструкции выделяются в самостоятельные типы придаточных предложений.

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем... тем . В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем , тогда как вторая часть (с частью союза тем ) считается главным предложением:

Чем меньше женщину мы любим , тем легче нравимся мы ей (Пушкин).

3. Место в предложении: придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

    Служите мне [как?], как вы ему служили (Пушкин).

    , (как - союз).

    С глухими звуками [подобно чему?], как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев).

    [ , (как будто - союз), ].

    Чем ближе подходит дневная съемка к концу, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн).

    (чем ), [тем ].

Обратите внимание!

1) Как уже отмечалось, придаточные сравнительные близки по значению к придаточным образа действия и степени. К тем и другим иногда можно задать один и тот же вопрос как? . В главном предложении сложноподчинённых предложений с такими придаточными могут быть одни и те же указательные слова, прежде всего - указательное слово так . Поэтому для разграничения этих типов придаточных необходимо учитывать совокупность всех признаков. Обратите также внимание на то, что как в придаточном образа действия и степени является союзным словом, а в придаточном сравнительном - союзом.

2) Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями.

Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу (Чехов) - опущено сказуемое ходят .

Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого - оно уже названо в главном предложении (см. пример выше). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено.

Ср.: Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу (Чехов). - Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо заключено в скорлупу .

Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот.

Пили бабушкины наливки, жёлтую, как золото , тёмную, как дёготь , и зелёную (М. Горький).

3) Средства связи чем, чем... тем в сравнительных придаточных являются союзами, а не союзными словами (это не местоимения в творительном падеже!).

Загрузка...