emou.ru

Юрий Норштейн: «Ежик в тумане» появился после криков и сердечных капель

Подобно тому,как писатель ставит свое имя на книге,так и на картине
стоит подпись автора - художника.

Леонардо да Винчи

Однако художники,как и литераторы,не всегда выступали под отцовской фамилией. Порой она заменялась прозвищем или псевдонимом,
происхождение которых представляет немалый интерес.

Личные имена целого ряда
великих итальянских художников эпохи Возрождения настолько знамениты,что
употребляются без фамилий: всемирную славу снискали Микеланджело (по
фамилии Буонарроти),Тициан (Вечеллио),Рафаэль (Санти),Джотто (ди
Бондоне).

Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна

Ряд их соотечественников также прославились под именами,
но уменьшительными.
Джорджо Барбарелли де Кастельфранко вошел в историю
живописи как Джорджоне,т.е. маленький Джорджо,Донато ди Никколо ди Бетто
Барди - под именем Донателло,т.е. маленький Донато и т.д.
Эти ласковые прозвища,заменившие длинные и звучные фамилии,
говорили о любви к ним соотечественников.

Джорджоне. Юдифь

Уменьшительные имена образовывали и из фамилий.
Так один из главных представителей венецианской школы,Антонио Каналь,
был прозван Каналетто,его племянник,учившийся у него живописи,тоже
подписывал картины Каналетто.

Прозвища других художников Возрождения не связаны с их именами и фамилиями.Алессандро Филипепи сам принял фамилию Боттичелли,
ее носил золотых дел мастер,к которому он был отдан в ученье.

Боттичелли. Рождение Венеры

Фамилию своего учителя- ювелира Верроккьо принял и Андреа ди Микеле Чони,итальянский художник и скульптор конца XV века.
Другие прозвища указывают место рождения или жительства художника.
Живший в Вероне Паоло Кальяри был прозван Веронезе,т.е. веронец.
Антонио Аллегри был родом из селения Корреджо близ Модены,и мы знаем его
как Корреджо. Пьетро Ваннуччи учился живописи в Перудже и стал
известен миру как Перуджино. Нелегко найти на карте местечко Караваджо,
но его название запечатлено в прозвищах 2-х выдающихся художников:
Полидоро Кальдари и жившего веком позже Микеланджело Меризи -
оба значатся в каталогах как да Караваджо,т.е. из Караваджо.


Караваджо (Микеланжело Меризи). Вакх

Целый ряд скульпторов родом из Пизы получили одно и тоже прозвище Пизано,
различаемых только по именам. По названию тосканского городка
Монте Сансовино стали именоваться Сансовино Андреа Контуччи
и известный архитектор и скульптор Якопо Таитти.
Прозвище могло характеризовать и наружность художника:
Франческо Барбьери вошел в историю живописи как Гверчино,т.е. косоглазый.
В основу других мастеров легла их профессия,причем не всегда в
уважительной форме: Якопо Робусти был прозван Тинторетто от слова
"тинторе"- маляр.


Тинторетто. Тайная вечеря

Испанские художники этой тенденции не следовали.
Все они стали известны под теми фамилиями,какие носили их отцы: Веласкес,Мурильо,Рибера,Гойя.

Гойя. Портрет маркизы Санта-Круз
(жены первого директора Прадо, страстно любившей поэзию)

Родиной двух художников,живших в разное время в разных странах,была Греция,
и их прозвали одинаково Грек - Феофана, приехавшего из Византии в Москву
в XIV веке,и Доменико Теотокопули,испанского художника XVI-XVII
веков,вошедшего в историю живописи под прозвищем Эль Греко.

Феофан Грек. Иоанн Предтеча 1405г

Ближе к нашим временам прозвища исчезают,на смену им приходят псевдонимы,избранные ими самими.
Испанец Эмиль Пуаре,родившийся и проведший детство в Москве,избрал подписью
русское название своего орудия производства - карандаш,
придав ему аристократическую форму:Каран д" Аш,
а Пабло Пикассо всю жизнь подписывался не отцовской фамилией
Руис,а фамилией матери-француженки.

Пикассо. Портрет балерины Ольги Хохловой - жены Пикассо

Есть и русские художники с придуманными фамилиями.
Не мог носить фамилию отца,помещика Дьяконова,его
сын от крепостной крестьянки,хоть и отпущенной барином на волю.
Ему дали фамилию Кипренский,вероятно,в честь богини любви Киприды.
Орест Кипренский стал одним из выдающихся русских художников,
ему мы обязаны одним из лучших портретов Пушкина.

Кипренский. Пушкин

Точно также В. Перов был незаконным сыном барона Криденера.
Дьячок,учивший его грамоте, прозвал маленького Васю Перовым за хороший почерк,прозвище перешло в фамилию.


Перов.Тройка

Иногда художник превращал в фамилию свое отчество.
Так,например,брата писателя Михаила Кольцова мы знаем как талантливого карикатуриста Бориса Ефимова.
Выдающийся скульптор И.Шадр,носивший фамилию Иванов,
в основу псевдонима положил название родного города Шадринска.
Есть и коллективные псевдонимы художников.Так,братья Марк и Олег Абрамовы общие карикатуры в "Крокодиле" подписывали МОА.
Всем известен общий псевдоним Кукрыниксы трех художников:
М. Куприянова,П.Крылова и Н.Соколова.

КуКрыНикСы

Кукрыниксы. Иллюстрация к "Даме с собачкой" Чехова



Ежик, говорят, был срисован с писательницы Людмилы Петрушевской, которая работала вместе с Юрием Норштейном над сценарием «Сказки сказок». По мнению Норштейна, чтобы сделать персонаж с живым объемным характером, нужен реальный прототип.

Детали и собранный персонаж Ёжик, 1975 г., Франческа Ярбусова.

Весь фильм был нарисован художником Франческой Ярбусовой - женой Юрия Норштейна. Для "создания" и придания выразительности и фактурности главному герою, приходилось накладывать друг на друга несколько слоёв прозрачной пленки.

Мелкие детали - глазки, лапки, узелок крепились отдельно, а иголки были нарисованы белилами и акварелью.

"Филин - это тот же Ежик, только наоборот. Он такой же простодушный, только дурной", - поясняет Юрий Норштейн.

Для создания сцены с отражением Филина в луже пришлось сначала отснять отражение всех движений Филина в воде, а лапу снять отдельно (ей же и плескали воду в тазу с водой).

Схема кинозаготовки "Отражение филина в воде", 1975 г., 2003 г., Юрий Норштейн.

Запись отражения спроецировали на нарисованную лужу, а затем покадрово двигали Филина в соответствии с его отражением. Для точности совпадения движений все съёмки вели с секундомером.

"А интересно, - подумал Ежик, - если Лошадь ляжет спать, она захлебнется в тумане?"

Пожалуй, это единственная фраза из оригинальной сказки Козлова, которая осталась не тронутой. Козлов и Норштейн практически с нуля переписали весь сценарий.

«Эффект тумана является главным изобразительным и драматургическим средством фильма», - утверждает автор.

Для создания тумана был использован принцип древнекитайского марионеточного театра - на прозрачную пленку наносилась пыль, а на нижем слое находился персонаж. Чтобы погрузить Ёжика в туман, стекло с ним просто отодвигалось от туманного яруса.

В сцене, где Ежик крутит листик в лапах, кладет его на землю и скрывается в тумане, его погружение в туман сделано за счет движения яруса с Ежиком в глубину кадра.

Кадр из мультфильма "Ёжик в тумане", 1975 г., Франческа Ярбусова.

Для каждой сцены покадрово снимали движения настоящего листа - для этого его закрепили на проволоке и двигали в соответствии с обычным движением листа: лист отрывается от ветки, кружится в воздухе, падает на землю.

Дерево же было разделено на несколько отдельных частей. С определенного положения камера снимала стеклянные ярусы, на которых были нарисованы ствол и ветки дерева.

Схема кинозаготовки "Дерево", 1975 г., 2003 г., Юрий Норштейн.

Чтобы получился эффект вращающегося дерева, нужно было вращать стекла с ветвями, при том, что плоский ствол оставался неподвижен.

Музыка к мультфильму писалась с набросков режиссера, практически покадрово. И на запись шести минут звука ушло два месяца.

"Строение музыки шло от состояния персонажа: любопытство, тайна, тайна, сменившаяся облегчением, тайна непонятности, тайна, переходящая в первый страх, потом этот ужас усугубляется следующим, переходит в конструкцию дерева, первый собор, как первый взгляд на небо, потом опять ужас, но в еще более высокой степени, и опять Ежик будто внутри собора, под куполом, и дальше пошла крутня, нарезка подробностей, фантазий, перемешанных с реальностью" - поясняет Норштейн.

Собака появляется из тумана и возвращает Ёжику потерянный узелок с вареньем. В этой сцене Собака олицетворяет напряжение, сложившееся у зрителя, - она добродушно зевает во всю пасть.

"Ёжик погружается в реку Лету". Лета - река забвения в царства мертвых в греческой мифологии. Так появилось русское выражение "кануть в Лету", т.е. исчезнуть бесследно и навсегда.

Кадр из мультфильма "Ёжик в тумане", 1975 г., Франческа Ярбусова.

Рыба была "слеплена" из кусков полупрозрачной плёнки, соединенных шарнирами. Эта техника часто использовалась в китайском и индонезийском кукольном театрах. Китайская кукла дракона, соединённая шарнирами, держалась на тонких тростях и могла управляться несколькими кукольниками.

Мотыльков же снимали по другой схеме. Источник света направлялся отдельно на то место, где летают мотыльки, а свет поставлен так мягко, что вылетая из светового круга, они "растворялись" в тени.

Схема света на мотыльках в фильме, 2003 г., Юрий Норштейн.

Норштейна не раз упрекали за кривой монтаж - при смене плана в финальной сцене с Медвежонком, когда мы видим их со спины, они меняются местами. Однако это было сделано нарочно, чтобы при резкой смене кадров не нарушать пластику статичного кадра.


На международном фестивале «Лапута» в Токио мультфильм «Ежик в тумане» официально был назван лучшим мультипликационным фильмом всех времен и народов и получил первое место из 150 работ. Второе место занял мультфильм - «Сказка сказок». Автору этих работ художнику и режиссеру анимационного кино Юрию Норштейну 15 сентября исполнилось 75 лет.

Юрий Норштейн родился 15 сентября 1941 года в селе Андреевка Пензенской области, где его родители находились в эвакуации. После школы он окончил 2-годичные курсы мультипликаторов и в 1961 году начал работать на киностудии «Созюмультфильм». Его дебютной работой был мультфильм «25-е, первый день», который он снял совместно с Аркадием Тюриным.


В 1964 году Норштейн отрисовал танец блохи для мультфильма «Левша». Для него эта работа стала знаковой ещё и потому, что в это время он познакомился с Франческой Ярбусовой, которая стала его женой и настоящим соратником.

Ежик из слёз

Не всем известно, что сам Норштейн создавал композиции, наброски кадра и эскизы, а отрисовкой занималась его супруга - художник Франческа Ярбусова. У ёжика из знаменитого мультфильма особая история.


Писательница Людмила Петрушевская (автор сценария мультфильма «Сказка сказок») в своих мемуарах написала, что ежик – это слепок с её профиля. И действительно что-то общее есть - взъерошенные волосы и вздернутый нос писательницы действительно напоминают ёжика. Но сам Норштейн этот слух развеял: «Чепуха. Ежик очень трудно рисовался. Этих ежиков переходило на мультипликационном экране не одна сотня, и прорваться сквозь этот строй и найти своего было сложно. Франческа сделала множество эскизов, и однажды мы дошли до белого каления. Я кричал: «Он должен появиться на доли секунды - и отпечататься! Профиль должен быть абсолютно четкий, ясный!» И вот после всех этих страшных криков, сердечных капель она вдруг села и нарисовала».

Грустно-загадочный шедевр

Мультфильм «Ежик в тумане» вышел в прокат в 1975 году. В основу его сценария была положена сказка Сергея Козлова, а озвучивали мультфильм известные актёры: Вячеслав Невинный (Медвежонок), Алексей Баталов (рассказчик) и Мария Виноградова (Ежик).


Сегодня в это сложно поверить, но «Ежик в тумане» с трудом пробился в прокат. В него просто не верили и выпустили только на малый экран кинотеатра «Россия». Никто и подумать не мог, что мультфильм будет на протяжении 14 месяцев собирать аншлаги.


Мультфильм «Ежик в тумане», несмотря на этакую лёгкую грусть, стал абсолютным хитом у детей и взрослых. Малышей привлекали интересные герои и необычная анимация с таинственным сюжетом. Для них это была добрая сказка про друзей. А взрослые видели в мультфильме аллегоричную философию. В нём и космос, и мерцание природы, и множество символов. «Ежик в тумане» - этакий русский дзен, притча о пути познания мира через отказ от познания. Вспомните: говорящая рыба, откровение в виде лошади, дерево жизни. Надежда на чудо, которая не умирает даже в сумраке. Ведь всё это про всех нас.

Юбилейная выставка

В честь юбилея в московской галерее Altmans Gallery открылась выставка "Художник рисует фильм. Ярбусова и Норштейн", на которой представлены эскизы к мультфильмам режиссера, сделанные его женой, художником Франческой Ярбусовой.



На выставке представлено более 30 работ – большинство из них это эскизы к мультфильмам Норштейна "Лиса и заяц", "Цапля и журавль", "Ежик в тумане" и "Сказка сказок". Посетители узнают, как появились любимые герои: Ежик, Медведь, Лошадь, Волчок и другие. В ходе выставки можно будет увидеть рабочие наброски и раскадровки к фильмам. На протяжении месяца в Altmans Gallery будут выставлены эскизы и макеты, которые воссоздают знакомые кадры любимых всеми фильмов.

Выставка проходит в галерее первых имен Altmans Gallery в ТДЦ "Новинский" с 15 сентября по 9 октября 2016 года.

Кстати, когда самого Норштейна спрашивают о мультфильме "Ежик в тумане", он говорит: "Лучше портвейн в стакане, чем "Ежик в тумане".

Сегодня мультипликаторы предпочитают компьютерную графику. Именно благодаря ей появился .



Загрузка...