emou.ru

Высказывания, афоризмы и цитаты Бальтасара Грасиан-и-Моралеса. Бальтасар грасиан-и-моралес

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (8 января 1601 - 6 декабря 1658) испанский писатель, прозаик, теоретик, философ

Показано 1-18 из 196

Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от разума, - она-то достойна личности.

Худшие враги - из бывших друзей: бьют по твоим слабостям, им одним ведомым, по наиболее уязвимому месту.

Распознавать счастливых и злосчастных, дабы держаться первых, а от вторых бежать. Невезение - чаще всего кара за глупость, а для близких - прилипчивый недруг. Берегись отворять ворота малой беде - за ней прокрадется множество других, намного страшней.

Быстрота в решениях - следствие природной счастливой живости. Для нее, быстрой, отважной, нет ни трудностей, ни колебаний. Одни люди долго думают, а взявшись за дело, все портят; другим все удается без долгих размышлений. Есть способности особого склада, при трудностях они действуют лучше всего. Таким удивительным существам сгоряча все удается, а после размышления - ничего; ежели не получилось сразу, проку уже не жди и на будущее не надейся. Хвала быстрым, они, точно чудом, всюду поспевают - и разумом скоры, и в делах разумны.

Из всякого пустяка дело делать - самое пустое дело. Равно глупо всей душой скорбеть о том, что для тебя не важно, - и пальцем не шевельнуть о том, что для тебя существенно.

Надежней обдумывающие. Сделано хорошо - значит, достаточно быстро. Скоро свершается - скоро разрушается; век трудись, чтобы жить вечно. Лишь совершенное восхищает, лишь удачное остается. Ум глубокий покоряет века.

Всегда быть начеку - против невежд, упрямцев, спесивцев, против всякого рода невежд. На свете много их встречается; благоразумие в том, чтобы с ними не встречаться. Каждый божий день надевай доспехи решимости перед зеркалом своего разума - лишь тогда отразишь наскоки глупости. Будь настороже, не подвергай доброе свое имя пересудам черни; муж, вооруженный благоразумием, не станет жертвой наглого невежества. По морю человеческому плыть нелегко, усеяно оно рифами бесчестья; самое надежное - уклоняться, учась хитроумию у Улисса; искусная увертка весьма помогает. А главное, свернуть в залив учтивости - кратчайший выход из затруднений.

Не доводи до разрыва - от него всегда страдает доброе имя.

Есть люди со свойством той посуды, что впитывает запах первой налитой в нее жидкости, - что благовонной, что вонючей.

Будь искусен в гневе. Коль возможно, пусть трезвое размышление предотвратит грубую вспышку - для благоразумного это нетрудно. Первый шаг овладения гневом - заметить, что поддаешься ему, тем самым взять верх над возбуждением, определяя, до какой точки - и не дальше - должен дойти гнев; думая об этом, ты, охваченный гневом, уже остываешь. Умей пристойно и вовремя остановиться - трудней всего остановить коня на всем скаку. Подлинное испытание здравомыслия - даже в приступах безумия сохранять рассудок. Избыток страсти всегда отклоняет от верного пути: памятуя об этом, ты никогда не нарушишь справедливости, не преступишь границ благоразумия. Только обуздывая страсть, сохранишь над нею власть, и тогда ты будешь первым «благоразумным на коне», если не единственным!

Испробовать различные занятия. Они разнообразны, важно их знать, а для этого - понимать. В одних требуется отвага, в других тонкость. Легче преуспеть в тех, где достаточно прямоты; труднее там, где надобно притворство. Для первых довольно иметь хорошие природные данные, для вторых мало и величайшего внимания и старания. Трудное дело - управлять людьми, вдвойне - безумцами или глупцами; дабы с теми справиться, у кого нет головы, надобно иметь две головы. Тягостны занятия, требующие человека целиком, причем в точно отсчитанные часы и в определенном деле; приятны занятия, сочетающие важность предмета с разнообразием, ибо перемены освежают интерес. Наиболее достойны те, где меньше зависимости от других или она более далекая. А наихудшие занятия такие, от коих под конец прошибает пот при отчете перед судьею, а тем паче - небесным.

Не справиться с делом - меньшая беда, чем нерешительность. Не проточная вода портится, а стоячая. Иные шагу не сделают, пока их не подтолкнешь; и причина порой не в тупости ума - ум может быть проницательным, - но в его вялости. Немало ума надобно, чтобы предвидеть трудности, но еще больше, чтобы найти выход. А иных не смущает, это люди ума великого и решительного; они рождены для больших дел, ясность понимания порождает быстроту действий и успех; все им удается само собой... Веря в свою звезду, они берутся за дело со всей решительностью.

Непринужденность во всем. Она животворит достоинства, вдохновляет речи, одушевляет дела, красит все прекрасное в человеке.

Бальтасар Грасиан (1601-1658) - испанский философ, теоретик литературы, писатель, иезуит. Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначели к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании. В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена. Родился в Испании в 1601 году в семье доктора. С детства Бальтасара готовили к духовной карьере и уже в 1619 году он становится послушником иезуитского ордена. В 1636 году он переезжает в Уэску (один из культурных центров Арагорна), там он получает должность проповедника и исповедника. Буквально через год он заканчивает своё первое серьёзное произведение - моральный трактат "Герой". В качестве афтора он указал своего двоюродного брата т.к. в те времена существовал запрет на печать книг иезуитов без одобрения ордена. В дальнейшем Бальтасар пишет следующие труды: "Политик" 1640 год, "Остроумие, или Искусство Изощренного Ума" 1642 год, "Благоразумный" 1646 год, "Карманный оракул, или Наука благоразумия" 1647 год, "Размышления о причастии" 1655 год (кстати это единственное произведения подписанное настоящим именем), "Критикон" часть I — 1651; часть II — 1653; часть III — 1657. После издания третей части "Критикон" в 1658 ему объявили публичный выговор и выслали из Сарагосы в маленький город Граус и приговаривают к покаянию. После частичного прощения в апреле 1658 его переводят в коллегию Таррагоны. 6 декабря 1658 — Бальтасар Грасиан скончался в возрасте 58 лет.

Кто скупится, тратит вдвое.
Кто хулит товар, хочет его купить.
Кто слишком благоухает, тот дурно пахнет.
Лучше обманутся в цене, чем в товаре.
Кто владеет всем, не владеет собой.
Человек порядочный в драку не спешит - ему есть что терять.
Худшие враги из бывших друзей.
У лжеца две беды - и ему не верят, и сам он не верит.
Скупому так же мало пользы от своего добра, как от чужого.

Невезение - чаще всего кара за глупость.
Надежда - мастерица подделывать истину.
Забывать - это скорее благодать, чем искусство.
Для кого нет злых, для того нет и добрых.
Короткий путь - самый длинный.
Заранее извиняться - обвинять себя.
Всем приказывающий - всеобщий раб.
Искренних любят, но обманывают.
Важные друзья - для важных дел.
Верный путь не свершить дело - заранее считать его свершенным.
Глуп, кто глупцов не узнаёт, и ещё глупее тот, кто, распознав, от них не уходит.
Огласить замысел - погубить его: Тогда в нем загодя находят недостатки, А потерпит неудачу - окажется злосчастным в двойне.
Никогда не показывать полдела - пусть любуются в законченном виде.
Начало всегда нескладно, и нескладный этот образ остается в воображении; Память о нем мешает насладиться, уже завершенной.
Иные могли бы стать учеными, если бы не думали, что уже стали ими.
Когда владыка передаёт тебе свои тайны - это не милость, а обуза.
Не связываться с тем, кому нечего терять. Поединок будет неравный.
Кто принадлежит всем, не принадлежит себе. Ограничивай себя даже в друзьях.
Многие не теряют разума лишь потому, что его не имеют.
Убедить в дурном может всякий, дурному охотно верят, даже неправдоподобному.
Не подходи с просьбой, если на твоих глазах кому-то отказали, - второй раз легче выговорить “нет”.
Фортуна любит смелых и, как красотка, молодых.
Наводить на мысль - это более тонко, чем приводить на память.
Штука не в том, чтобы тебя при входе приветствовала толпа, но чтобы о твоём уходе жалели.
Что прежде всего надо бы забыть, о том что больше всего вспоминаешь.
Лёгким кажется слово тому, кто его бросит, но тяжелым тому, в кого угодит.
Чтобы не упустить один лакомный кусок, упускаешь сотню.
С утопающим необходима особая осторожность - чтобы и его спасти и самому не утонуть.
Прикидывающийся глухим слышит больше, чем хотел бы.
Половина людей смеётся над другой половиной, и обе равно глупы.
Чрезмерное восхищении сродни лжи; люди утратят доверие к твоему вкусу, что неприятно, и к уму, что уж совсем плохо.
Увидишь одного льва, ты видел всех; увидишь одну овцу, тоже видел всех; но увидеть одного человека - это увидеть одного человека, да и того не распознать.
Очень учёных легко обмануть - им ведомы вещи необычные, зато самого обычного и необходимого в жизни не знают.
Особенно ценно искусство скрывать свой недостаток, превращая его в преимущество. Так, Цезарь скрывал свою плешь лавровым венком.
За лёгкое дело берись, как за трудное, а за трудное как за лёгкое. В первом случае, чтобы уверенность не перешла в беспечность, во втором - неуверенность в робость.
Для ученика, жаждущего знаний, не грех возразить учителю, чтобы тот полнее излагал и доказывал истину.

Бальтасар Грасиан - выдающийся испанский писатель 17 века. Он успешно сочетал духовную и мирскую деятельность - был иезуитом и философом одновременно. В наследство он оставил великолепные книги, которые составили антологию и до сих пор являются классическими произведениями эпохи барокко.

Биография

По скудным сведениям, Бальтасар Грасиан родился в 1601 году в Бельмонте, в Испании. Он был сыном бедного сельского врача, и с ранних лет ему была уготовлена судьба священника. Известно, что в 1619 году его дядя помог поступить ему в школу иезуитов Калатаюде и Уэски. После окончания школы Грасиан Бальтасар самостоятельно изучал грамматику и философию в городах Каллатаюда и Херона, в 1623 году ему посчастливилось стать студентом университета Сарагосы, где он посвятил себя изучению теологии.

Окончив университет, будущий писатель становится преподавателем риторики и грамматики в колледже Калалютуда. В 1631 году он проходит дополнительное обучение в школе где готовили проповедников и исповедников.

Литературное окружение

В 1636 году Бальтасар Грасиан начал новый этап своей жизни. Он был связан с переездом в город Уэску, который в те времена являлся важнейшим культурным центром провинции Арагон. Переезд был связан с новым назначением - в местном храме Грасиану предстояло служить проповедником. Именно здесь зарождались новые имена в сфере культуры, литературы и искусства, и, возможно, именно под влиянием такой атмосферы Бальтасар Грасиан решился написать свой первый литературный труд.

Трактат "Герой"

Свой первый трактат Грасиан назвал «Герой». Данный литературный труд был написан очень быстро, буквально за год после переезда в Уэску. Неоценимую помощь в написании трактата будущему писателю оказал богатый и влиятельный друг, имевший прекрасную библиотеку. «Герой» - прекрасный образец средневековой дидактической прозы, в котором, как в зеркале, отражаются достоинства и моральные качества, которые должны иметь те, кто стремится получить признание среди своих сверстников. С помощью этой работы Грасиан начинает разрабатывать тему моральной философии. Трактат увидел свет под именем Лоренцо Грасиана, который являлся кузеном Бальтасара, ведь, согласно орденскому уставу, иезуиты не имели права публиковать свои труды, которые не прошли внутреннюю цензуру.

"Карманный оракул"

Наибольшую известность философу принес сборник его собственных цитат и афоризмов, известных под именем «Карманный оракул». В нем приведены афоризмы Бальтасара Грасиана и Моралеса, которые в остроумной форме предлагают собственному читателю быть благоразумным и терпеливым. Например, известны такие сентенции Грасиана, как:

  • "мертвого льва даже зайцы лягают";
  • "к благоприятному случаю ведут долгие дороги времени";
  • "скоро свершается - скоро разрушается";
  • "не следует постоянно острить: вечная потеха - для дела помеха";
  • "не справиться с делом - меньшая беда, нежели не начинать дела вовсе, ведь портится стоячая вода, а не проточная".

Таких коротких нравоучительных рассуждений в книге достаточно много. Бальтасар Грасиан, афоризмы которого были такими живыми и остроумными, быстро стал известным и популярным. На фоне унылой богословской литературы его изречения были тем самым глотком живой воды, которого так не хватало испанскому просвещению. Карманный оракул был очень популярен и в Испании, и за ее пределами - еще при жизни Бальтасара Грасиана небольшое литературное произведение было переведено на многие европейские языки.

Вершина таланта

И сам Грасиан Бальтасар, и его критики заслуженно считали основным произведением этого писателя роман «Карпер». В нем Грасиан показывает собственное видение того, каким должен быть окружающий мир. Литература такого толка была весьма распространена в эпоху поздней античности, и вот, через тысячу лет, Бальтасар решает вернуться к этой форме повествования. Главные герои олицетворяли собой природу и культуру как символы осторожного отражения и спонтанного импульса. В конце повествования делается вывод, что природа несовершенна, и в конце концов культура спасает мир и приводит к бессмертию. Как и другие его произведения, этот роман будет подписан именем другого человека.

Наследие Бальтасара

Последние десять лет своей жизни Грасиан посвятил написанию «Критикона» -объемного труда, рассказывающего о месте человека в современной жизни. Светское творчество приносило автору большую известность и почет, но и сильно настораживало иезуитский орден, руководство которого было недовольно литературным творчеством священника.

В конце своей жизни священник напишет одну единственную вещь, подписанную его собственным именем - Бальтасар Грасиан. Книги, выпущенные ранее, уже вовсю ходили по стране, но формально их авторами являлись другие люди. В трактате «Размышления о причастии» автор на фоне сугубо религиозных размышлений отрекается от собственных литературных произведений. Это следовало сделать, так как терпение руководства ордена иезуитов подходило к концу. Тем не менее вскоре выходит последняя часть «Критикона», несомненно принадлежавшая перу Бальтасара, и автора привлекают к суду.

Его лишают права проповедовать и сочинительствовать, отправляют в захолустный городок, где он живет под жестким присмотром братьев-иезуитов. Такую жизнь Грасиан не смог выдержать - он умирает 6 декабря 1658 г., прожив меньше года после иезуитского суда.



Загрузка...